Лицензирование розничной торговли. Торговля оружием и боеприпасами, оружейный магазин! Лицензия на торговлю оружием боеприпасами

perstkov 11-11-2007 20:58

перемещено из Юридическая консультация

Уважаемые форумчане возможно у кого-то из вас есть практический опыт получения лицензии на (для ор. магазина)торговлю боеприпасами (патроны порох нарезное гладкоствол) и охотничьим оружием:

Мы имеем в наличии ор.маг с стажем работы более 3 лет помещение оснащено решетками на окнах и в стенах, имеется так-же решетка в стене из прутка как написано в ЗОО и помещение охраняется вневедомственной охраной
у продавцов имеются разрешения РОХа (все сами охотники)

Подскажите какой нужен пакет документов для подачи на получение разрешения(лицензии)и где можно получить необходимые бланки у нас в городе оформляют только разрешения на ГС и СО, а нарезное оформляют только в областном центре Так-же интересует стоимость такой лицензии и срок её действия,а так-же срок оформления если кто знает

Буду всем очень признателен

Владимир

D_mon 12-11-2007 12:44

Лицензию на торговлю оружием выдает УВД субъекта, так что придется Вам ехать в областной ОЛРР.

Список документов следующий:

1) заявление (установленной формы);
2) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица (т.е. копия Устава, решения о создании ООО, свидетельства о гос. регистрации, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, выписки из единого государственного реестра юридических лиц);
3)свидетельство о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество (т.е. документ, подтверждающий право владения помещением, либо договор аренды/субаренды);
4)акт комиссионного обследования помещений, предназначенных для хранения и размещения оружия и патронов;
5)акты составленные подразделением вневедомственной охраны о соответствии оборудования мест хранения оружия и патронов, торговли ими (закрытых витрин залов экспонирования) требованиям МВД Росси;
6)копия приказа юридического лица о назначении ответственного за хранение и выдачу оружия и патронов;
7)копии приказа юридического лица о назначении работников, допущенных к продаже, хранению, выдаче и проведению разрешенных видов работ с оружием и патронами (на всех данных работников в местном ЛРО оформляется также допуск).

Срок рассмотрения заявления - 45 рабочих дней. Лицензионный сбор - 150 МРОТ (15 тысяч рублей), лицензия выдается на 3 года, затем продляется каждые 5 лет (при этом за продление - 10 тысяч рублей)

Советовал бы Вам также предварительно уточнить требуемые документы в Вашем областном ОЛРР, так как у них могут быть какие-либо другие моменты.

perstkov 07-12-2007 18:39

Можно ещё один вопросик?

Изучал сегодня ОКВД (классификатор видов деятельности)и не нашёл там такого вида деятельности как розничная Торговля боеприпасами к охотничьему нарезному и гладкоствольному оружию или я торможу или там это отнесено к прочим видам торговли не перечисленных в разделах.

может кто нинбудь знает какой ОКВД должен быть вписан в виды деятельности (применительно к такому виду торговли?

Утверждено

Постановлением Правительства Российской Федерации

ПОЛОЖЕНИЕО ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ТОРГОВЛИ ОРУЖИЕМ И ОСНОВНЫМИ ЧАСТЯМИОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования торговли гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия (далее - оружие), осуществляемой юридическими лицами.

2. В настоящем Положении под торговлей оружием понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с оптовой и (или) розничной торговлей оружием.

3. Лицензирование торговли оружием осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее - лицензирующий орган).

5. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении торговли оружием являются:

а) наличие у лицензиата на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, отвечающих установленным требованиям к приему, учету, хранению и предпродажной подготовке оружия, обеспечению условий сохранности учетной документации, исключению доступа к оружию и (или) учетной документации посторонних лиц;

б) наличие в штате лицензиата работников, ответственных за сохранность, учет, оценку и хранение оружия, а также выполняющих функции, связанные с продажей, предпродажной подготовкой, передачей, транспортированием оружия и выполнением разрешенных видов работ (оказанием услуг) с оружием;

в) соблюдение лицензиатом требований, установленных законодательством Российской Федерации, регламентирующим оборот оружия.

6. Грубыми нарушениями лицензионных требований и условий являются:

а) несоблюдение положений, установленных пунктами 1, 3, 4 и 7 статьи 6, частью первой статьи 7, частями второй и третьей статьи 17, частями второй - четвертой статьи 18, частями первой и третьей статьи 22 Федерального закона «Об оружии»;

б) хранение оружия в местах, не указанных в разрешении на хранение оружия, выдаваемом органами внутренних дел, продажа оружия государственным военизированным организациям по документам неустановленного образца, осуществление торговли оружием в местах, не указанных в лицензии, оптовая продажа оружия физическим лицам, осуществление развозной, разносной или посылочной торговли оружием, организация самообслуживания в торговых помещениях (залах) для его продажи.

7. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии и документы, указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также:

а) копии документов, подтверждающих наличие у руководителя и работников высшего либо среднего профессионального (технического) образования, профессиональной подготовки и (или) стажа работы в области лицензируемой деятельности;

б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;

в) копии приказов соискателя лицензии о назначении работников, ответственных за сохранность, учет, оценку, хранение, предпродажную подготовку оружия и выполнение разрешенных видов работ (оказание услуг) с оружием, а также копии документов, удостоверяющих личность этих работников;

г) копии договоров об охране магазина, помещения и склада, используемых для размещения и хранения оружия при осуществлении торговли;

д) копии решений руководителя юридического лица - соискателя лицензии об организации внутриобъектового режима;

е) схемы размещения магазина, помещений и складов, используемых для размещения и хранения оружия при осуществлении торговли и предпродажной подготовки, а также мест хранения учетной документации.

8. В заявлении о предоставлении лицензии в качестве адресов мест осуществления торговли оружием соискатель лицензии указывает адреса магазинов, помещений и складов, используемых для размещения и хранения оружия при осуществлении торговли и предпродажной подготовки, а также для хранения учетной документации.

9. Копии документов, указанных в пункте 7 настоящего Положения, не заверенные нотариусом, представляются с предъявлением оригинала.

10. Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в представленных в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

11. Проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий проводится в том числе в форме обследования мест торговли оружием и проверки условий, созданных для обеспечения сохранности оружия, учетной документации и исключения доступа к нему посторонних лиц.

12. В случае утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган выдает его дубликат на основании письменного заявления лицензиата в течение 10 дней со дня получения заявления.

Дубликат оформляется в 2 экземплярах (на каждом проставляется пометка «дубликат»), один из которых направляется (вручается) лицензиату, а другой хранится в лицензионном деле лицензиата.

В случае необходимости лицензирующий орган выдает заверенную им копию документа, подтверждающего наличие лицензии, на основании письменного заявления лицензиата и оригинала указанного документа в течение 10 дней со дня получения заявления.

13. Информация, отнесенная к осуществлению лицензируемой деятельности, предусмотренная пунктом 2 статьи 6 и пунктом 1 статьи 14 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и доступ к которой неограничен, размещается в официальных электронных или печатных средствах массовой информации лицензирующего органа, а также на информационных стендах в помещениях лицензирующего органа в течение 10 дней со дня:

б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии, переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановлении и возобновлении ее действия;

в) получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации;

г) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

14. Лицензионный контроль проводится лицензирующим органом с соблюдением требований, установленных Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

15. Принятие лицензирующим органом решений о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, продлении срока действия лицензии, приостановлении и возобновлении ее действия, а также ведение реестра лицензий и предоставление содержащихся в нем сведений осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

16. За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии и за ее предоставление, а также за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ " УтвержденоПостановлением Правительства Российской Федерацииот 30 июня 2010 г. N 482ПОЛОЖЕНИЕО ЛИЦЕН..." на вопрос http://www.. Можно с вами обсудить этот ответ?

Обсудить с экспертом

Здравствуйте.

Вам нужно ознакомиться с:

- Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

- Постановление Правительства РФ от 28.08.2012 N 865 «О лицензировании разработки, производства, испытания, хранения, ремонта и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговли гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия»(вместе с «Положением о лицензировании разработки, производства, испытания, хранения, ремонта и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговли гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия»)

- Постановление Правительства РФ от 14.09.2012 N 925 «О лицензировании разработки, производства, испытания, хранения, реализации и утилизации боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применения пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом»(вместе с «Положением о лицензировании разработки, производства, испытания, хранения, реализации и утилизации боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применения пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом»)

Если коротко, Вам нужно две лицензии (на торговлю оружием и на торговлю боеприпасами), за получением которых необходимо обращаться в МВД.

Для получения лицензии на торговлю оружием нужны следующие документы:

8. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет (направляет) в соответствующий лицензирующий орган заявление и документы (копии документов), указанные в части 1 и пунктах 1 и 4 части 3 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также:

а) номенклатуру оружия, в отношении которого будут осуществляться заявленные работы (услуги);

б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на правах собственности или ином законном основании помещений, зданий, сооружений и иных объектов, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности и отвечающих установленным требованиям, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, - сведения об этих помещениях, зданиях, сооружениях и иных объектах);

в) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании технических средств, оборудования, технической документации, технологического и испытательного оборудования, стендов, инструментов, контрольно-измерительной аппаратуры, необходимых для осуществления заявленных работ (услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности и обеспечивающих безопасность производства оружия, своевременную проверку оборудования и поверку контрольно-измерительных средств (за исключением работ (услуг), указанных в пункте 4 перечня);

г) копии документов, подтверждающих соответствие лиц, осуществляющих заявленные работы (услуги), требованиям, указанным в подпункте «б» пункта 4, подпункте «б» пункта 5 и подпункте «б» пункта 6 настоящего Положения;

д) сведения о наличии структурных подразделений, обеспечивающих контроль за производством, соответствующее качество выпускаемой продукции, ее сохранность в соответствии с требованиями подпункта «в» пункта 4 настоящего Положения;

е) документы, подтверждающие наличие системы учета, хранения и сохранности документации, материалов, комплектующих изделий, образцов оружия и основных частей огнестрельного оружия, исключающей доступ к местам хранения оружия посторонних лиц, а также системы обеспечения технической укрепленности и организации охраны производства; ж) сведения о наличии работников, ответственных за сохранность, учет и хранение оружия, а также выполняющих функции, связанные с продажей, предпродажной подготовкой, передачей и транспортированием оружия (при выполнении заявленных работ (услуг), указанных в пункте 7 перечня).

Для получения лицензии на торговлю боеприпасами нужны следующие документы:

5. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы (копии документов), указанные в части 1 и пунктах 1 и 4 части 3 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также:

д) в отношении выполнения работ (услуг) по реализации (торговле) патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов:

копии документов, подтверждающих наличие принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании зданий, сооружений, помещений и иных объектов, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности и отвечающих установленным требованиям, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (если такие права зарегистрированы в указанном реестре - сведения об этих зданиях, сооружениях, помещениях и иных объектах);

сведения о наличии в штате специалистов, ответственных за сохранность, учет и хранение патронов, а также выполняющих функции, связанные с продажей, предпродажной подготовкой, передачей и транспортированием патронов;

А в целом за подробностями думаю будет лучше обращаться в МВД. Большинство требований закреплено нормативными актами МВД, да и в любом случае при таком виде деятельности Вам с ними общаться придётся много.

Продавать гражданское и служебное оружие и патроны к нему можно только после выполнения немалого количества процедур, которые требует полиция для торговли стволами и клинками.

Новый приказ министра внутренних дел России Владимира Колокольцева, который сегодня публикует "Российская газета", дополняет и конкретизирует оружейное законодательство. С одной стороны усиливается контроль за оборотом оружия. С другой стороны, всем участникам этого рынка становятся понятны правила игры - что можно, что нельзя и куда жаловаться.

А рынок этот по количеству стволов сопоставим с армейским арсеналом. По данным МВД, на руках граждан имеется свыше пяти миллионов единиц зарегистрированного огнестрельного оружия. Кроме того, продано около двух миллионов травматических пистолетов и револьверов - точной цифры не знает никто.

И, как утверждают эксперты, почти столько же - незарегистрированного оружия. Российская полиция разыскивает свыше 220 тысяч стволов, из которых 70 тысяч - нарезных. Картотека утраченного или похищенного оружия ведется с 1947 года. С тех пор было найдено свыше 160 тысяч единиц.

Россия находится на девятом месте в мире по количеству вооруженного народа.

У нас каждый десятый владеет "пушкой". Для сравнения: в США из каждых ста жителей владеет оружием 90 человек. На руках - 150 миллионов самых разных стреляющих единиц. В Германии на каждую 1000 человек владеют оружием 120, в Финляндии - 400. В Японии вооруженность населения меньше одной сотой процента, а в Швейцарии - буквально поголовное: там каждый военнообязанный, как участник народного ополчения, хранит дома табельный автомат.

Конечно, самый вооруженный город России - Москва. Треть всего оружия, находящегося на руках граждан, - служебного, спортивного и так называемого гражданского, - находится на руках именно жителей столицы. На учете в Москве состоят более полумиллиона владельцев гражданского оружия. То есть обладатели охотничьих гладкоствольных и нарезных ружей и карабинов, газовых и травматических пистолетов. На руках имеется 627 920 стволов. Ежегодный прирост вооружения народа составляет пять процентов.

Почти половина - 239 410 человек - владельцы именно оружия самообороны, то есть - пистолетов. Вот они-то и составляют для полиции самую большую головную боль. Очень важно, что владельцы ружей и карабинов практически не фигурируют в криминальных сводках - такие стволы не таскают с собой каждый день и, как правило, не стреляют из них по пьянке. А вот всякие пистолеты и револьверы применяют по любому поводу: в бытовой драке, в ресторане и даже в ДТП. Иные артисты порой зарабатывают себе популярность именно "макарычем" или, скажем, "наганычем" - есть прецеденты.

Но еще чаще происходят самые банальные нарушения. Люди просто забывают пистолеты в самых неподходящих местах: в "бардачках" автомобилей, хозяйственных сумках, в гардеробах ресторанов или театров. Понятно, что там "стволы" и воруют. А затем переделывают в боевые и убивают людей.

Поэтому в Закон "Об оружии" недавно были внесены поправки, серьезно ограничивающие в правах владельцев именно стволов скрытого ношения. Если, скажем, охотник может владеть шестью единицами оружия, то "самооборонщик" - лишь двумя.

Более того, охотники при продлении лицензии на оружие предъявляют только весь положенный пакет документов. А владельцам травматики каждый раз придется сдавать зачеты. И если вдруг выяснится, что обладатель красивого пистолета не знает законодательных правил его применения и, тем более, не умеет из него стрелять, то с "пушкой" придется расстаться. Или - учиться "военному делу".

Еще одно существенное изменение в законодательстве: понятия "травматическое оружие" больше не существует. Есть "огнестрельное оружие ограниченного поражения" - пистолет, револьвер, огнестрельное устройство отечественного производства с патронами травматического действия. Это изменение внесло некоторую сумятицу в процесс торговли оружием: не все специализированные магазины успели поменять реквизиты на товарах, а обладатели травматики - переделать разрешения. Кстати, публикуемый сегодня регламент учитывает эти изменения и дает возможность торговцам оружием правильно оформить лицензии.

Сторонники и противники права для обычных граждан приобретать короткоствольное огнестрельное оружие - речь идет о боевых пистолетах и револьверах - все чаще ломают копья. Поводом для возобновления дискуссии, как правило, становится очередная перестрелка или бойня как в России, так и за границей. Особенно впечатляет, когда какой-нибудь безумец расстреливает людей из легально приобретенных стволов и такими же законными боеприпасами.

Несколько лет назад на волне интереса к оружейной теме в России было принято своеобразное компромиссное решение: продажу пистолетов и револьверов разрешили, но - травматических, то есть, стрельба из которых не должна приводить к смертельным исходам. Однако число убитых из "нелетального" оружия уже исчисляется десятками. А случаи его применения - сотнями. Стреляют друг в друга водители, не поделившие дорогу, посетители ночных клубов и ресторанов, налетчики и просто хулиганы. Что же будет, восклицают противники легализации "короткостволов", если разрешить настоящие пистолеты?

А будет все хорошо, утверждают сторонники оружия. Ведь практически нет фактов, когда в России совершались преступления с применением зарегистрированного гладкоствольного и нарезного охотничьего оружия. Почему же они должны появиться с разрешением пистолетов? А травматика - не в счет, люди действительно не считают его боевым оружием. Думают, что выстрел из него - то же самое, что удар кулаком. Ведь и рукой можно покалечить и даже убить.

Чтобы усилить контроль за оборотом оружия, приказом главы МВД конкретизируются требования к торговле всем, что стреляет. Сразу бросается в глаза, что торговать оружием может только юридическое лицо. Обычный гражданин вправе сдать оружие, в том числе за вознаграждение, только в полицию.

Документ подробно перечисляет, куда должен обратиться предприниматель, какие собрать и предоставить документы, чтобы законно продавать стреляющие и колюще-режущие предметы. Обозначены конкретные действия лицензирующих чиновников, названы адреса, куда можно жаловаться и даже прописаны обязательные реакции на возможные жалобы. Самое важное здесь - публичная презентация документа, что преследует откровенно антикоррупционные цели. Именно для этого указываются, например, конкретные сроки, которые даются на то или иное действие сотрудников МВД.

А как у них

В США процедура покупки любого оружия может продлиться - в зависимости от штата - от 15 минут до месяца. Магазин делает запрос в полицию о личности покупателя - и по результату продают или не продают ствол. Как правило, положительное решение принимается в 95 процентах случаев.

В Европе, чтобы приобрести гражданское или охотничье оружие, надо выполнить примерно схожие упражнения: пройти обучение, иметь положительные характеристики, получить разрешение в полиции. Разница - в сроках и конкретных требованиях. Например, в Германии запрещены к продаже не пистолеты, а помповые ружья - их полиция называет "классическим оружием преступников". Открытое ношение любого оружия, в том числе пневматического, холодного или электрошокеров, запрещено. Во Франции запрещена продажа любого автоматического оружия. В Великобритании на пистолет нужна отдельная лицензия, на длинноствольное оружие - уже другая лицензия. В Японии дадут разрешение на приобретение только после годичного курса обучения. Учить будут стрельбе и знанию законов. Купить позволят только гладкоствольное ружье либо однозарядную винтовку. О пистолетах речь вообще не идет. И проверять владельца станут каждые три месяца.

Обратите внимание!

Согласно подпункту 17 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) не подлежит налогообложению реализация:

«услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается , все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами)».

Пример 1.

Магазин «Оружие» получил лицензию на торговлю оружием в декабре. За рассмотрение заявления соискателем лицензии было уплачено 300 рублей (НДС не облагается) и за получение лицензии 1000 рублей (НДС не облагается). В бухгалтерском учете организации бухгалтер отразил получение лицензии следующим образом:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Дебет

Кредит

Перечислено лицензирующему органу за рассмотрение заявления и за получение лицензии

Затраты на получение лицензии отражены в составе расходов будущих периодов

Так как срок действия лицензии составляет 60 месяцев, то каждый месяц бухгалтер организации будет включать в состав расходов на продажу величину равную 1300 рублей: 36 месяцев:

Отнесена на расходы часть лицензионных затрат за текущий месяц

Окончание примера.

Налоговый учет.

Под расходами в главе 25 НК РФ понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) организацией для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (статья 252 НК РФ). Торговая организация не может осуществлять деятельность, связанную с получением дохода без наличия лицензии, то есть, как видим, в отношении лицензионных расходов, все требования, выдвигаемые налоговым законодательством, выполняются. Поэтому организация в целях налогового учета учитывает такие расходы в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Дата возникновения расходов по лицензированию зависит от применяемого налогоплательщиком метода признания доходов и расходов в целях налогообложения: метод начисления или кассовый метод.

Если организация использует метод начисления, то на основании пункта 1 статьи 272 НК РФ, затраты на лицензию необходимо относить на расходы, учитываемые для налогообложения равными частями в течение срока действия лицензии. Поскольку для целей налогообложения прибыли расходы на лицензирование учитываются так же, как и в бухгалтерском учете, различий между бухгалтерской прибылью и налогооблагаемой базой по налогу на прибыль не будет.

Если организация использует кассовый метод, то расходы на лицензию можно учесть в составе расходов единовременно, после их фактической оплаты. Такой порядок установлен статьей 273 НК РФ.

Есть еще один момент, на который хочется обратить внимание организации, получающей лицензию. Как правило, в период получения лицензии организация несет затраты, связанные непосредственно с предлицензионной подготовкой, это могут быть консультационные услуги, обследование помещений органами пожарного, санитарно-эпидемиологического надзора и тому подобное Часть оказанных организации услуг по предлицензионной подготовке, может содержать «входной» НДС. НДС, уплаченный сторонним организациям за оказанные ими услуги, НДС имеет право возместить из бюджета, на основании статей 171 и 172 НК РФ.

При использовании права на вычет, как правило, у бухгалтера возникает вопрос: можно ли возместить из бюджета сразу всю сумму «входного» НДС или же это нужно делать частями по мере отнесения части стоимости лицензии на расходы?

Нужно сказать, что по этому вопросу существует две точки зрения: одна - принять к вычету «входной» НДС по таким услугам можно сразу, вторая – сумма «входного» налога возмещается поэтапно.

Мы приведем обе точки зрения, а какую из них выбрать, организация решает сама.

НДС возмещается поэтапно.

Организация, получившая лицензию, первоначально отражает затраты, связанные с ее получением, на счете 97 «Расходы будущих периодов» . В соответствии со статьей 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы (налога на прибыль) организации.

Это означает, что по дебету счета должны быть учтены суммы расходов будущих периодов за минусом НДС (при наличии соответствующих счетов - фактур). НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) учитывается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» .

Списываются расходы будущих периодов на издержки производства и обращения равными частями в течение срока действия лицензии. Следовательно, и суммы НДС должны приниматься к вычету аналогичным образом. Такая точка зрения высказывается налоговыми органами.

НДС возмещается единовременно.

Текст главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ не содержит прямого указания, что принимать к вычету НДС по расходам будущих периодов следует только в момент списания таких расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), то есть поэтапно. Налоговое законодательство предъявляет четыре требования, которые обязан выполнить налогоплательщик НДС, претендующий на вычет:

· приобретенные товары (работы, услуги) должны использоваться налогоплательщиком для осуществления налогооблагаемых операций;

· должны быть приняты налогоплательщиком к учету;

· приобретенные товары (работы, услуги) должны быть оплачены;

· на руках у налогоплательщика должны быть документы, оформленные надлежащим образом.

В случае получения налогоплательщиком лицензии, что мы имеем:

· лицензия требуется организации, для осуществления налогооблагаемой деятельности;

· услуги, учтенные в стоимости лицензии, оказаны налогоплательщику (на основании подписания акта выполнения услуги);

· налогоплательщик принял лицензию к учету (отразил на балансе в составе расходов будущих периодов);

· на руках у организации имеется счет-фактура на оказание услуг по предлицензионной подготовке и документы об оплате.

То есть, у организации – налогоплательщика выполнены все требования, поэтому можно поставить к вычету весь «входной» НДС единовременно.

Некоторые специалисты могут поставить под сомнение вообще отражение расходов по предлицензионной подготовке на счете 97 «Расходы будущих периодов» , однако такая позиция нарушает правила бухгалтерского законодательства. Вспомним правила бухгалтерского стандарта ПБУ 10/99. Пункт 19 указывает, что:

«Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках:

с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов);

путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем;

по расходам, признанным в отчетном периоде, когда по ним становится определенным неполучение экономических выгод (доходов) или поступление активов;

независимо от того, как они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы;

когда возникают обязательства, не обусловленные признанием соответствующих активов».

Лицензия выдается сроком на 5 лет, а расходы по предлицензионной подготовке непосредственно связаны с ее получением, следовательно, их необходимо классифицировать как расходы, обуславливающие получение доходов в течение нескольких отчетных периодов. Поэтому единовременное списание таких расходов в бухгалтерском учете может быть расценено как грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Конечно, налоговые органы вряд ли смогут наложить штраф на налогоплательщика по статье 120 НК РФ, так как налоговое законодательство под грубым нарушением правил учета доходов и расходов понимает систематическое неверное отражение операций на счетах бухгалтерского учета. А вот штрафа по статье 15.11 «Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях избежать вряд ли удастся. Напомним, что данная статья относит к грубым нарушениям правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности:

«искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов;

искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов».

Единовременное списание расходов по предлицензионной подготовке приведет к искажению показателей строки бухгалтерского баланса «Расходы будущих периодов».

Такое нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Обратите внимание!

Приведенные аргументы в части НДС можно использовать только в отношении расходов будущих периодов, представляющих собой расходы организации на лицензирование, сертификацию и тому подобное

В отношении, например, арендных платежей, уплаченных вперед (они также отражаются налогоплательщиком в составе счета 97 «Расходы будущих периодов) возможен только поэтапный вычет НДС, так как услуги считаются полученными налогоплательщиком по истечении каждого месяца на основании акта оказания услуг.

Обратите внимание!

Использование второй точки зрения, может привести к судебному разбирательству, аргументы, которые помогут налогоплательщику отстоять свою правоту, мы привели. Если Вы не готовы вступить в спор с налоговым органом, воспользуйтесь первой точкой зрения.

Более подробно с вопросами, касающимися учета и налогообложения в торговых организациях, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Торговая деятельность».



Что еще почитать