Ставка есн составляет. ЕСН: проводки, кто и сколько платит. Как определяется налоговая база

Единый социальный налог в 2017 году – ставка всего составляет 30 % для большинства категорий страхователей, исчисляется в целях обеспечения работников предприятий различными целевыми социальными льготами. Это, прежде всего, государственные пенсионные выплаты, пособия по больничным листам, медицинское страхование физических лиц. Порядок расчетов и уплаты страховых взносов изменился с 2017 г. в связи с принятием главы 34 НК, в определенной мере аналогичной отмененной с 2010 г. главе 24 «ЕСН» (Закон № 213-ФЗ от 24.07.09 г.).

Разберемся, что подразумевает понятие единый социальный взнос, по каким правилам рассчитывается. Узнаем актуальные ставки по категориям работодателей, а также поговорим о том, как отчитываться по этому налогу и куда оплачивать начисленные суммы.

Основная роль ЕСН – аккумулирование финансовой «подушки» для обеспечения населения качественными социальными условиями жизни. Поступления в бюджет средств от уплаты единого социального страхового взноса направляются по назначению в зависимости от содержания денежной операции – на оказание услуг медицинской помощи лечебными учреждениями, на выплату установленных государством пособий (включая декретные), пенсий, льгот. Скорость поступления налогов напрямую влияет на оперативность получения полагающихся работникам социальных выплат.

Несмотря на то, что ЕСН фактически был отменен в 2009 г., налог сохранил свое предназначение и сущность. Консолидирование средств по сборам в части пенсионного, социального, медицинского страхования гарантирует повышение собираемости налога. А упрощение процедуры расчета, отчетности и уплаты снижает возможные ошибки и недочеты налогоплательщиков. С 2017 года прямым федеральным органом, осуществляющим администрирование и контроль отчислений на социальные нужды, ставка по фондам приведена ниже, назначен ФНС РФ. Управление взносами на травматизм остается в юрисдикции ФСС.

Единый страховой взнос 2017

Предположения о том, что ФНС хочет ввести единый социальный взнос, возникали уже давно. Практическая отмена ЕСН (действовал в 2001-2009 гг.) и переход от регрессивного способа расчета шкалы к постоянной не оправдали возложенных надежд. Налогоплательщики получили усложненный документооборот в части формируемой отчетности и платежных документов, увеличилось число проверяющих органов. Государство столкнулось со снижением уровня расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, произошли нарушения платежной дисциплины и частичная потеря контроля за начислениями сборов.

Возврат административных функций налоговикам стал реальностью с подписанием Президентом РФ В.В. Путиным Указа № 13 от 15.01.16 г. В НК появилась новая глава, страховые взносы в ФСС, ПФР и ОМС объединились в один налог. Что же глобально поменялось для налогоплательщиков с 2017 года?

Единый социальный страховой взнос – основные положения:

  • Администрирование – с 2017 года осуществляет ФНС. За ФСС остается контроль начисления и уплаты «травматизма», за ПФР – отчетность по форме СЗВ-стаж и СЗВ-М.
  • Плательщики взносов – компании-работодатели (юридические лица и ИП), предприниматели, самозанятое население.
  • Объект налогообложения – для работодателей в базу включаются выплаты в рамках взаимодействия с сотрудниками, для ИП – доход от деятельности.
  • Общая ставка – размер сохранен на уровне 2016 года и составляет 30 %: в ПФР – 22, %, в ФСС – 2,9 %, в ОМС – 5,1 %. Немного поменялся порядок использования льготных пониженных тарифов для отдельных категорий бизнеса.
  • Фиксированный размер взносов для ИП – расчет ведется на основании МРОТ, дополнительно установлен процент от доходов с превышения лимита. Величина максимального дохода составляет 300 тыс. руб.
  • Отчетность – утвержден новый единый расчет по ЕССС, предоставлять который следует впервые за 1 квартал 2017 г. до 30 апреля (в связи с выходными/праздничными днями срок перенесен на 2 мая).
  • Формат сдачи отчетности – обязательно представление по ТКС в электронном виде для страхователей с численностью штата свыше 25 чел., все остальные вправе отчитываться «на бумаге».
  • Уплата взносов – все платежи, сформированные с 2017 года, составляются по новым реквизитам (расчетный счет ФНС, КБК, наименование, ИНН/КПП получателя). Прошлые периоды также оплачиваются в адрес ФНС, включая расчеты по пеням, недоимкам и штрафам.
  • Сроки уплаты взносов – не поменялись. Как и прежде компаниям необходимо перечислять ЕССС до 15 числа следующего за отчетным месяца. По фиксированным платежам ИП установлены иные сроки: в пределах сумм лимитов налоги следует уплатить до конца календарного года, по дополнительным начислениям сроки продлены до 1 апр. 2018 г.
  • Ответственность за нарушение сроков уплаты ЕССС – применяются санкции, предусмотренные для налоговых нарушений (200 руб. за каждый не вовремя сданный отчет), вплоть до блокировки расчетных счетов неплательщиков, направления инкассовых требований в банк о списании неуплаченных сумм. ФСС по-прежнему вправе применять санкции по взносам на «травматизм», а сотрудники ПФР могут оштрафовать компании за нарушение правил сдачи отчетов в электронном виде (1000 руб.) и за несоблюдение сроков сдачи персонифицированного учета (по каждому застрахованному лицу взимается 500 руб.).

Основная категория налогоплательщиков ЕССС обязана рассчитывать налоги по тарифам 2016 года. Разбивка включает 3 разновидности страхования: медицинское, социальное по ВНиМ (временная нетрудоспособность, а также материнство) и пенсионное. Процентная ставка равна:

  • 22 % – в части взносов по пенсионному обеспечению.
  • 5,1 % – в части взносов по обязательному медицинскому обеспечению граждан.
  • 2,9 % – в части взносов по социальному обеспечению.

Обратите внимание! Ставка для расчетов взносов на «травматизм» определяется органами ФСС в зависимости от вида экономической деятельности компании и показателей работы за прошлый финансовый год – выручка, численность и пр.

Лимиты 2017

Для корректного расчета сумм потребуются данные о доходе работников. Сумма исчисляется нарастающим итогом с начала календарного года и по конец отчетного периода (квартала, полугодия, 9 месяцев). Правительством в Постановлении № 1255 от 29.11.16 г. установлены предельные размеры налогооблагаемой базы, по которым применяются общие страховые тарифы:

  • В части пенсионных взносов – 876000 руб. Превышающие выплаты подлежат налогообложению по тарифу в 10 %.
  • В части социальных взносов – 755000 руб. Все, что сверх, не облагается налогом.

Травматизм и взносы в части медицинских сборов облагаются без применения лимитов. Пример практического расчета приведен ниже.

Пример начисления ЕССС в 2017 году с расчетом сверх лимитов:

Предположим, генеральный директор предприятия за отчетный период получил нарастающим итогом 900000 руб. Рассчитать начисления по взносам нужно так:

  • Пенсионные – 195120 руб. (876000 х 22 % + (900000-876000) х 10 %).
  • Социальные – 25404 руб. (876000 х 2,9 %).
  • Медицинские – 45900 руб. (900000 х 5,1 %).

Пониженные тарифные ставки

Льготные сниженные ставки установлены глав. 34 НК для отдельных видов страхователей. Тарифы сохранены на прежнем уровне. Нововведения предусмотрены для фирм-«упрощенцев». Ведение льготных видов деятельности, по которым правомерно использование пониженных тарифов, ограничивает размер годового дохода в 79 млн. руб., а доля выручки по льготируемым ОКВЭД не должна быть меньше 70 % от общей совокупности доходов организации. В случае превышения указанных параметров ЕССС требуется пересчитать по общим ставкам.

Основные категории плательщиков страховых взносов по пониженным тарифам в 20 %:

  1. Льготники-«упрощенцы».
  2. Фармацевтические учреждения, аптеки.
  3. Благотворительные структуры.
  4. «Упрощенцы» сферы массового спорта, искусства, культуры, соцобслуживания, здравоохранения, образования.
  5. Предприниматели на ПСН.

По совокупной ставке в 14 % действуют участники «Сколково»; туристские компании в отдельных экономических зонах, относимых к особым; IT-компании. Кроме того, для некоторых категорий налогоплательщиков установлен общий тариф 7,6 %.

Фиксированные взносы ИП

Предприниматели и самозанятые категории физических лиц также не ожидают существенные изменения. Расчет и уплата фиксированных выплат осуществляются раздельно, с разбивкой по пенсионному и медицинскому обеспечению (социальные выплаты начислять не нужно). На размер ЕССС влияет утвержденный на начало года МРОТ (с 1.01.17 г. 7500 руб.), а также общий доход страхователя. При этом налоги в пределах лимитов рассчитываются по старым тарифам, а для сумм превышений введен дополнительный налог – 1 %. Итоговые страховые взносы равны:

  • В ПФР – 23400 руб.
  • В ОМС – 4590 руб.

Вывод – по сути единый страховой взнос поменял администраторов в лице ПФР и ФСС на ФНС. Разбивка и детализация ЕССС в 2017 году остается на прежнем уровне. Основные новшества, существенные для страхователей:

  1. Повышение предельных лимитов для определения взносов в части пенсионного и социального страхования.
  2. Введение дополнительного налога в 1 % для ИП.
  3. Изменение реквизитов для платежей, включая КБК по налогам, пеням, штрафам.
  4. Утверждение нового единого расчета по ЕССС, персонифицированный отчет о стаже пока находится в разработке.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Если компания нанимает работников, она становится плательщиком единого социального налога. ИП платят ЕСН за себя и свой персонал. Общая ставка ЕСН в 2019 году 30% плюс взносы на травматизм. В этой статье мы рассказали, зачем нужен ЕСН в 2019 году, привели ставки в таблицах, рассказали, какие изменения произошли в 2019 году, и как можно сэкономить на социальных отчислениях.

ЕСН в 2019 году: зачем нужен

Прежде чем показать ставки ЕСН, расскажем, зачем нужен этот налог. Аббревиатура ЕСН расшифровывается как единый социальный налог. Сам ЕСН был отменен в 2010 году. Но по привычке единым социальным налогом и в 2019 году продолжают называть страховые взносы, заменившие его.

Цель ЕСН, а точнее, страховых взносов – наполнить внебюджетные фонды. Затем эти средства расходуются на пенсионное, социальное и медицинское обеспечение граждан. Разберемся, кто платит единый социальный налог, какие ставки установлены в 2019 году, есть ли возможность сэкономить на ЕСН.

Кто платит, каков объект налогообложения

Страховые взносы перечисляют в бюджет две группы плательщиков.

Во-первых, организации и индивидуальные предприниматели, если они привлекают наемных работников или заключают с физическими лицами ГПХ-договоры на выполнение работ, оказание услуг. Базой для начисления взносов являются выплаты, начисленные в пользу физических лиц, в первую очередь, зарплата работников.

Во-вторых, индивидуальные предприниматели платят налоги ЕСН «за себя». В 2019 году они складываются из двух частей:

  • Фиксированная часть, не зависящая от размера дохода ИП,
  • Дополнительная часть, представляющая собой процент от дохода сверх 300000 руб.

Как рассчитывается ставка ЕСН в 2019 году

Большинство работодателей перечисляют социальные налоги общим ставкам:

  • На обязательное пенсионное страхование – 22%,
  • На обязательное медицинское страхование – 5,1%,
  • На обязательное социальное страхование на случай нетрудоспособности и материнства – 2,9%,
  • На страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (травматизм) – тариф устанавливается для каждой компании индивидуально в зависимости от класса профриска.

Таким образом, суммарная ставка ЕСН в 2019 году составляет 30% плюс травматизм. Некоторые работодатели вправе применять пониженные тарифы налога ЕСН в 2019 году, если применяют специальные налоговые режимы, занимаются льготируемыми видами деятельности или находятся на определенных территориях.

Для взносов в пенсионный фонд и соцстрах установлен лимиты – предельные базы для начисления платежей:

Для взносов в ФОМС и на травматизм лимиты не устанавливаются.

Особенности расчетов для ИП

В 2019 году изменился порядок уплаты социального налога предпринимателями. Напомним, что ИП платят два вида страховых взносов:

  • Платежи «за себя»,
  • Платежи за работников, если они есть у ИП.

ЕСН за работников в 2019 году предприниматели платят по тем же ставкам, как организации. Если у ИП нет работников, он платит взносы только «за себя». В 2019 году изменения коснулись именно этих взносов.

Обязательные платежи «за себя» предприниматели платят только в ПФР и ФСС. Еще в 2017 году размер платежей определялся, исходя из размера МРОТ. С 2019 году в Налоговом кодексе указаны фиксированные суммы, не связанные с МРОТ. Кроме фиксированных, предприниматели перечисляют дополнительные взносы, если годовой доход превысил сумму 300000 руб.

Основные изменения по ЕСН в 2019 году

Ряд поправок законодательства затронул порядок исчисления и уплаты страховых взносов.

Изменились предельные величины для начисления взносов. Теперь лимит по взносам в ПФР составляет 1021000 руб., в ФСС – 718000 руб. Напомним, что после превышения порогового значения компания начисляет взносы в ПФР по сниженной ставке, а в ФСС совсем перестает платить взносы.

Не облагаются страховыми взносами компенсационные выплаты при увольнении работника. Не облагаются выплаты в пределах трехкратного среднемесячного заработка.

Предприниматели, нотариусы и адвокаты должны документально подтверждать право не платить взносы, если в их работе образовался перерыв. Например, в связи с прохождением военной службы по призыву или уходом за ребенком до 1,5 лет.

Расширился перечень оснований отказа налоговиков принимать расчет по страховым взносам:

Компании и предприниматели на УСН по-новому определяют долю льготируемого вида деятельности, дающего право на пониженные тарифы. Льготируемая деятельность должна давать не менее 70% общего дохода. Эта формула не изменилась. Но общая сумма дохода теперь считается по-другому. В нее нужно включать доходы, перечисленные в ст.251 НК РФ. То есть если у компании есть, к примеру, кредиты, то их нужно учитывать в общей сумме дохода. Тогда доля льготируемого вида деятельности может оказаться меньше порога в 70%, и компания лишится права применять пониженный тариф.

Предприниматели с 2019 года платят взносы «за себя» не исходя из МРОТ, а виде фиксированных платежей.

Перемены, связанные с отсрочками и контрольными проверками

С 2017 года сбором страховых взносов (кроме травматизма) занимаются налоговые инспекции. В связи с этим произошли изменения, связанные с отсрочками и проверками.

Теперь, если компания не может уплатить страховые взносы в установленный законом срок, она может обратиться в ИФНС с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки (ст.64 НК РФ). Налоговая инспекция может предоставить отсрочку, если невозможность заплатить обусловлена объективными причинами. Такие причины перечислены в ст.64 НК РФ, например, если предприятию причинен ущерб в результате стихийного бедствия или чрезвычайного обстоятельства.

Проверки с 2017 года проводят ПФР, ФСС и ИФНС. ПФР совместно с ФСС проводит проверки правильности уплаты взносов за периоды до 2017 года. проверяемый период – три года, то есть в 2019 году могут проверить 2015 и 2016 годы. Выездная проверка длится 2 месяца, но может продлиться до 4 и даже 6 месяцев.

Налоговые органы проводят проверки с 2017 года:

  • Камеральная проверка проводится по каждому отчету, поступившему от налогоплательщика. Длится до трех месяцев со дня получения отчета (ч.2 ст.88 НК РФ),
  • Выездная проверка длится 2 месяца, может продлеваться до 4 месяцев. В исключительных случаях срок проверки продлевают до 6 месяцев, например, при наличии у проверяемой компании нескольких обособленных подразделений (Приложение №4 к Приказу ФНС России № ММВ-7-2/189@ от 08.05.2015г.).

Таблицы ставок ЕСН в 2019 году

Размер социальных налогов в 2019 году мы привели в виде трех таблиц:

  1. Общие тарифы,
  2. Пониженные ставки,
  3. Взносы ИП «за себя».

Бюджет пенсионного фонда формировался за счет взносов работодателя в составе Единого социального налога (ЕСН). Единый социальный налог введенный в 2001 году объединил в себе отдельные платежи, уплачиваемые предприятиями в три фонда - Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования (ФСС). Ставка ЕСН стала составлять на тот момент 35,6% от фонда оплаты труда, что сократило страховые отчисления организаций и работников более чем на 3%. Основная ставка перечислений в Пенсионный фонд осталась прежней и составляла 28% с применением регрессивной шкалы. После вступления в силу ЕСН был принят закон №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» 17 декабря 2001 года и закон №167-ФЗ от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». В результате в распределительный механизм пенсионной системы встроен накопительный элемент, как уже упоминалось ранее, и пенсия стала состоять из трех частей. Изменился и порядок распределения ЕСН в части пенсионных взносов. Общий тариф составлял 28%, его поделили на 2 части: одна часть в размере 14%, направлялась в федеральный бюджет на выплату базовой части пенсии текущим пенсионерам, а вторая часть - 14%, направлялась в Пенсионный фонд и распределялась еще на 2 составляющих. 8% из нее отчислялось на страховую часть и 6% на накопительную часть, но это касалось только лиц моложе 1967 года рождения. Для мужчин старше 1952 года рождения и женщин старше 1956 года все 14% перечислялись на страховую часть пенсии. Для мужчин с 1953 по 1966 г.р. и женщин с 1957 по 1966 г.р. на страховую часть отчислялось 12% и на накопительную 2%. Однако такой порядок сохранялся только до 2007 года. После 2007 года были внесены изменения в закон, в результате накопительные счета граждан старше 1967 года рождения с 2007 года и по сей период не пополняются обязательными страховыми взносами на накопительную часть трудовой пенсии. Таким образом, на текущий момент времени накопительная часть будущей пенсии присутствует у мужчин моложе 1953 года рождения и женщин моложе 1957 года рождения включительно, но с 2007 года накопительная часть пополняется только у граждан моложе 1967 года рождения. Это означает, что около 30 миллионов человек (почти 40% экономически активного населения страны на тот период времени) были исключены из системы накопительного пенсионного страхования. По данным Федеральной службы государственной статистики, именно в период приблизительно с 1950 по 1965 год наблюдался всплеск рождаемости в стране. Первые пенсионеры этого периода появятся в 2012 году. Допустив граждан этого возраста к участию в накопительной программе, можно было немного снизить нагрузку на работающее население в период, когда эти люди выйдут на пенсию. Но в таком случае необходимо больше средств выделять из федерального бюджета фактическим пенсионерам на выплаты пенсии, к чему очевидно государство не готово.

Введение ЕСН вызвало ряд противоречий. Проблемы заключались в следующем: с 2001 года доходы ПФР формировались за счет поступивших сборов ЕСН, порядок уплаты ЕСН и размер тарифов регламентировались Налоговым кодексом. Это означает, что решения об увеличении размеров пенсий и решения об изменении тарифов налоговых сборов в пенсионную систему принимались различными ведомствами, цели которых не всегда совпадали. На ЕСН была возложена задача не только выступать источником финансирования социальных обязательств государства, но и одновременно с этим служить катализатором политики легализации доходов населения. В связи с чем, с 1 января 2005 года максимальный тариф ЕСН уменьшен с 35,6% до 26%, в том числе доля поступлений на пенсионное обеспечение снизилась на 8 пунктов и составила 20%. Изначально распределение осуществлялось следующим образом: на накопительную часть - 4% на страховую - 10%, на базовую- 6%. Такой порядок зафиксирован на период с 2005 до 2007 года, позже проценты перераспределили: на страховую часть отчислялось 8%, на накопительную - 6%, базовая осталась без изменений (детально описано в предыдущем абзаце). Однако обязательства по выплатам пенсий пенсионерам продолжали увеличиваться. Сокращение ЕСН привело к уменьшению поступлений в ПФР средств, обеспечивающих выплаты базовой и страховой частей трудовой пенсии. В результате увеличилась зависимость ПФР от средств федерального бюджета. Так в 2007 году доля поступлений из федерального бюджета в общем бюджете ПФР превысила 50%. Ожидания в отношении того, что снижение ставки ЕСН приведет к выводу из «тени» заработной платы налогоплательщиков и компенсирует новыми поступлениями сниженный тариф - не оправдались. Становится очевидным, что переход от способа сбора доходной части бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) за счет страховых взносов, собираемых самим ПФР, к уплате налогов (ЕСН) оказался неэффективным. И, как следствие, с 2011 года ЕСН отменен. Все вышеописанные изменения представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Ставки социальных взносов с 1997 по 2012 гг. в России 121

Наименование

платежа

20 Юг,

2011 г,

  • 2012-

В том числе:

Фонд занятости

Отчисления работников в ПФР

Дотации в ПФР средств из Федерального бюджета

Коэффициент замещения пеней-

С 2018 года вступают в действие очередные изменения, которые отразятся на уплате ЕСН. Власти планируют осуществить налоговый маневр, снижая ставки страховых взносов. При этом другие налоги будут пропорционально увеличены, что позволит сохранить уровень налоговой нагрузки на бизнес. Эксперты отмечают несбалансированность действующей системы страховых отчислений, что создает серьезные риски для отечественной экономики.

Отечественная экономика нуждается в новых факторах роста, подчеркивают чиновники. Несмотря на окончание экономического кризиса, темпы роста ВВП остаются низкими, что может привести к затяжному периоду стагнации. Структурные реформы позволят ускорить рост российской экономики, считают представители Минэкономразвития. Одно из наиболее ожидаемых нововведений в 2018 году – налоговая реформа, которая затронет основные параметры фискальной системы.

В 2018 году изменения могут коснуться ЕСН, что позволит улучшить конкурентные позиции отечественной экономики. После выборов власти смогут запустить налоговый маневр, который приведет к суммарному снижению страховых взносов. При этом компенсатором выступит умеренное повышение НДС.

ЕСН включает три основные составляющие:

  • пенсионные взносы (22%);
  • ФОМС (5,1%);
  • социальное страхование (2,9%).

Если размер заработной платы превышает установленный норматив (более 870 тыс. руб.), то ставка отчислений в ПФР снижается до 10%. Кроме того, если зарплата превышает 755 тыс. руб., то на суму превышения не начисляются взносы в ФСС.

В результате суммарная нагрузка на работодателя достигает 30%. В Минфине рассматривают несколько сценариев реформы, которая отразится на изменении ставок ЕСН с 2018 года.

Варианты реформы: проблемы ФОМС

В следующем году общая нагрузка на работодателей может снизиться, подчеркивают в Минфине. Власти рассматривают варианты снижения страховых взносов, что станет дополнительным стимулом для роста отечественной экономики. Однако чиновники должны считаться с существующими экономическими реалиями.

Представители Минфина допускают несколько вариантов изменения таблицы коэффициентов ЕСН. В первую очередь чиновники вынуждены реагировать на нехватку средств в ФОМС, что является препятствием для реализации майских указов президента РФ. В результате власти планируют увеличить отчисления в ФОМС с 2019 года на 0,8%.

В правительстве подчеркивают необходимость увеличить отчисления на медицинское страхование. В противном случае власти не смогут обеспечить повышение заработных плат врачей, что зафиксировано в майских указах. Кроме того, чиновники учитывают возможные риски для представителей бизнеса. Если первоначальная версия реформы предполагала повышение отчислений на 4%, то после обсуждений данный показатель был уменьшен до 0,8%.

Повышение взносов в ФОМС до 5,9% приведет к увеличению поступлений на 190 млрд руб., подчеркивают чиновники. В результате повышение зарплат врачей будет профинансировано в полной мере, а дефицит фонда будет сведен к минимуму. Кроме того, в Минфине рассматривают варианты корректировок пенсионных взносов, которые могут стартовать в следующем году.

Перспективы налогового бремени

В Минфине планировали отменить предельный порог при уплате страховых взносов в ПФР, что позволило бы снизить дефицит бюджета фонда. Представители ведомства подчеркивали, что взносы по ставке 22% должны уплачиваться со всей суммы зарплаты, что соответствует принципу социальной справедливости. Однако данная мера не нашла поддержки среди правительства. Действующий мораторий на увеличение налогового бремени вынуждает чиновников искать другие варианты увеличения бюджетных поступлений.

В рамках другой инициативы Минфина единый социальный налог с 2018 года может быть существенно сокращен, при этом снижение поступлений по ЕСН будет компенсировано за счет повышения ставок по НДС. Снижение страховых взносов приведет к сокращению теневого сектора экономики, подчеркивает глава ведомства Антон Силуанов. Согласно расчетам Минфина, суммарная нагрузка на работодателя может быть снижена до 22%.

Слишком большая налоговая нагрузка на работодателя негативно отражается на инвестиционной привлекательности российской экономики, уверены чиновники. Представители Минфина подчеркивают – действующая система страховых взносов препятствует восстановлению экономического роста. Кроме того, создаются дополнительные стимулы для выплат зарплат в конвертах, что приводит к снижению бюджетных поступлений.

Компенсатором налогового маневра станет повышение ставки НДС до 22%. В результате часть налогового бремени будет переложена с работодателей на конечных потребителей. Данная реформа соответствует рекомендациям МВФ и будет способствовать улучшению позиций отечественных экспортеров. Фактически будет достигнут эффект налоговой девальвации — российские товары получат дополнительные преимущества на международных рынках.

Эксперты отмечают плюсы и минусы ожидаемой реформы ЕСН в 2018 году, подчеркивая уязвимость отечественных компаний после окончания кризиса.

Цель маневров

Эксперты негативно оценивают намерения Минфина увеличить страховые взносы. Повышение отчислений в ФОМС на 0,8% и применение единой ставки для всей зарплаты отразятся на ухудшении финансового положения представителей бизнеса. При этом многие компании еще не оправились после экономического кризиса. В результате сроки восстановления экономики растянутся на более длительный период.

Власти не должны перекладывать все расходы на плечи бизнеса, считают эксперты. Подобный подход чреват системным кризисом российской экономики, выйти из которого удастся только после существенного роста цен на нефть.

Маневр, связанный со снижением взносов за счет увеличения ставки НДС, имеет ряд преимуществ. Сокращение прямых налогов на труд станет дополнительным стимулом для работодателей. Кроме того, в выигрышном положении окажутся компании, ориентированные на экспорт. В результате произойдет снижение себестоимости российских товаров на международных рынках, что расширит возможности экспортеров.

Еще одно преимущество маневра – создание условий для легализации зарплат. Снижение ставки будет стимулировать работодателей официально выплачивать заработную плату, что будет компенсировать абсолютное снижение процента страховых взносов.

Помимо стимулирования экономического роста, реформа системы страховых взносов должна решить проблему сбалансированности бюджетов, считают эксперты. В противном случае нарастающий дефицит ПФР и ФОМС может привести к коллапсу системы социального обеспечения. При этом правительство может не только увеличивать поступления, но и оптимизировать затраты.

Реформа пенсионной системы должна включать изменение ключевых параметров начисления выплат, в том числе корректировку пенсионного возраста. Только комплексный подход, направленный на снижение расходов ПФР, позволит сбалансировать бюджет фонда в среднесрочной перспективе.

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

Единый социальный налог введен с 1 января 2001 года в соответствии с главой 24 части II Налогового кодекса Российской Федерации .

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога, возложен на налоговые органы.

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в состав единого социального налога не включаются и уплачиваются в Фонд социального страхования Российской Федерации в прежнем порядке. Контроль за уплатой этих взносов осуществляют органы Фонда социального страхования Российской Федерации.

Плательщики налога

Плательщики единого социального налога делятся на две категории (см. ):
- к первой категории относятся юридические и физические лица, являющиеся работодателями, которые производят выплаты наемным работникам;
- ко второй категории относятся лица, получающие доходы в результате собственной деятельности.

В случае если налогоплательщик одновременно относится к обеим категориям, то он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

Не являются плательщиками единого социального налога организации и индивидуальные предприниматели, которые пере?ли на специальные налоговые режимы. Они не исчисляют единый социальный налог в части доходов, получаемых от этих видов деятельности.

Лица, получающие доходы в результате собственной деятельности (к ним отнесены индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокаты) не уплачивают единый социальный налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения для исчисления налога (ст. 236 НК РФ) признаются:

для налогоплательщиков, относящихся к первой категории (см. Плательщики налога):
- выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу своих работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, (выполнение работ, оказание услуг), по авторским и лицензионным договорам;
- выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, на связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, либо авторским или лицензионным договором.
Выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превы?ающих 1000 рублей в расчете на одного работника за календарный месяц.
Не признаются объектом налогообложения выплаты, которые производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организации, или средств, остающихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.

для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории (см. Плательщики налога):
доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением;
для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

Для всех случаев уплаты единого социального налога устанавливается перечень сумм, не подлежащих налогообложению () и льготы по уплате единого социального налога ().

В части суммы единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации, в налоговую базу не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

Налоговая база по единому социальному налогу () определяется для налогоплательщиков, относящихся к первой категории, (см. Плательщики налога) как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом налогообложения и начисленных работодателями за налоговый период, а для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории, (см. Плательщики налога) как сумма доходов, являющихся объектом налогообложения и полученных этими налогоплательщиками за налоговый период.

Налогоплательщики, относящиеся к первой категории, (см. Плательщики налога) определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала года нарастающим итогом

Ставки единого социального налога

Базовая ставка единого социального налога составляет 26 %, в том числе:

в Пенсионный фонд РФ 20 %;

в Фонд социального страхования РФ 3,2 %;

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0,8 %;

в территориальные фонды обязательного медицинского страхования 2 %.

Регрессивная?кала налогообложения

Главой 24 части II НК РФ установлена регрессивная?кала налогообложения и определены условия ее применения ( , ).

1. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

ставки:

Федеральный бюджет

Того

До 280000 рублей

20, 0 процента

3 , 2 процента

0, 8 процента

2, 0 процента

26, 0 процента

56000 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

8960 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5600 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

72800 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

81280 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

12480 рублей

3840 рублей

7200 рублей

104800 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

Для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Того

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Террито-риальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

15,8 процента

2, 2 процента

0, 8 процента

1,2 процента

20, 0 процента

От 280001 рубля до 600000 рублей

44240 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

6160 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

3360 рублей + 0,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

56000 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

69520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

9680 рублей

3520 рублей

5280 рублей

88000 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

3. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, применяются следующие налоговые ставки:

Федеральный бюджет

Фонды обязательного медицинского страхования

Того

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

7,3 процента

0,8 процента

1,9 процента

10,0 процента

От 280001 рубля до 600000 рублей

20440 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

28000 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

29080 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

3840 рублей

6600 рублей

39520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

4. Адвокаты уплачивают налог по следующим налоговым ставкам:

Налоговая база нарастающим итогом

Федеральный бюджет

Фонды обязательного медицинского страхования

Того

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

5,3 процента

0,8 процента

1,9 процента

8,0 процента

От 280001 рубля до 600000 рублей

14840 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5320 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

22400 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

23480 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

3840 рублей

6600 рублей

33920 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

Порядок исчисления и уплаты

Главой 24 части II НК РФ устанавливается порядок исчисления и уплаты единого социального налога налогоплательщиками, выступающими в качестве работодателей, () и налогоплательщиками, не являющимися работодателями, (). Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года ().

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в отно?ении каждого фонда и определяется как соответствующая доля налоговой базы. Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Налогоплательщики-работодатели умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, на сумму произведенных ими расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации. При этом расходы на оплату первых двух дней временной нетрудоспособности не умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, в связи с тем, что указанные расходы оплачиваются за счет средств работодателей в соответствии с федеральным законом от 29.12.2004 г. 202-ФЗ О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год.

По итогам отчетного периода (календарного месяца) налогоплательщики-работодатели производят исчисление авансовых платежей по налогу, исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и соответствующей ставки налога. Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата авансовых платежей налогоплательщиками-работодателями производится ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на уплату труда за истек?ий месяц, или в день перечисления средств на оплату труда со счетов налогоплательщиков на счета работников, или по поручению работников на счета третьих лиц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Федеральной налоговой службой.

Ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истек?им кварталом, налогоплательщики-работодатели обязаны представить в региональные отделения фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах:
1)начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;
2)использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированнного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
3)направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
4)расходов, подлежащих зачету;
5)уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с приказом Минфина России от 15.01.01 3н с 16 января 2001 года для перечисления средств по платежам в государственные социальные фонды по каждому из фондов открывается свой лицевой счет в органах федерального казначейства. Платежные поручения на перечисление средств в уплату ЕСН, а также недоимок, пеней и?трафов, образовав?ихся на 1 января 2001 года по платежам в фонды, представляются в банк отдельно по каждому из них.



Что еще почитать