Что такое санитарная зона

Предприятия с вредными производствами, какие бы новейшие технологии на них ни использовались, представляют опасность для окружающей среды. Они являются источником вредных выбросов в атмосферу и в расположенные рядом водные объекты. Даже в том случае, когда на этом предприятии применяются современные системы обеззараживания и нейтрализации токсических веществ – отходов производства, всегда существует вероятность форс-мажорных обстоятельств или аварии, которые станут причиной опасного загрязнения окружающей среды.

Кроме предприятий с вредными производствами на окружающую среду и на здоровье и благополучие человека могут воздействовать и отдельные объекты. Так, опасными с этой точки зрения являются очистные сооружения, свалки, захоронения промышленных отходов, животных и кладбища. Не очень-то полезно для здоровья соседство жилой застройки с птицефабриками или животноводческими комплексами.

Для чего нужны санитарно-защитные зоны предприятий

Чтобы свести к минимуму неблагоприятное воздействие этих объектов и риск возникновения аварийных ситуаций, вокруг каждого из них устанавливается санитарно-защитная зона, в которой запрещается размещение жилых, общественных и рекреационных объектов. Размер этой зоны, ее ширина зависят от количественных характеристик, связанных с потенциальной опасностью каждого объекта. Это может быть его физические размеры, производственная мощность, для ферм - количество выращиваемых голов скота или птицы.

Благодаря наличию санитарно-защитной зоны обеспечивается снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха , а также производственного шума и других негативных факторов, ее озеленение и обустройство позволяет создать санитарно-защитный и эстетический барьер между производственными и промышленными территориями и зонами жилой застройки и обеспечить дополнительную фильтрации вредных выбросов.

Ограничения, установленные для санитарно-защитных зон

Наличие санитарно-защитных зон необходимо учитывать при строительстве новых объектов. Если земельный участок, выделенный для строительства, попадает в такую зону, на нем

3.2 Санитарно-защитные и охранные зоны

Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) определяются в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Для проектируемой территории это санитарно-защитные зоны промышленных и сельскохозяйственных предприятий, канализационных очистных сооружений (КОС), кладбищ, скотомогильников, магистральных газопроводов, высоковольтных ЛЭП, железных дорог, где градостроительная деятельность допускается ограниченно.

Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений территорий садоводческих товариществ и жилой застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

По своему функциональному значению СЗЗ является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

В СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», вступившим в силу 01.03.2008 г., вводится поэтапное определение границы санитарно-защитной зоны (СЗЗ) – от ориентировочной (ранее нормативной, устанавливаемой в соответствии с классификатором) через расчетную (предварительную) к установленной (окончательной), т.е. обоснованной проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержденной результатами натурных исследований.

Границы СЗЗ устанавливаются от источников химического, биологического и/или физического воздействия, либо от границы промышленной площадки до ее внешней границы в заданном направлении.

Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ СЗЗ.

Санитарно-защитная зона должна быть максимально озеленена.

Допустимые в пределах санитарно-защитных зон промышленных (коммунальных) предприятий (объектов) виды хозяйственной деятельности едины для государственных, индивидуальных и частных предприятий и определяются номенклатурой производственных объектов и планировочных элементов, допускаемых к размещению на территории санитарно-защитных зон, согласно Рекомендациям по разработке проектов санитарно-защитных зон промышленных предприятий, групп предприятий.

Ведущими отраслями промышленности в МО «Новомалыклинский район» являются:

    добыча углеводородного сырья;

    производства металлоконструкций;

    переработка леса и производство пиломатериалов;

    сельскохозяйственное производство и переработка сельскохозяйствен-ной продукции.

Перечень промышленных предприятий и ориентировочные размеры санитарно-защитных зон согласно действующиму СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 представлены в таблице 58, проекты установления СЗЗ не разработаны ни для одного из предприятий. В границы СЗЗ предприятия ООО «РУСН РУС» в п. Станция Якушка попадает жилая застройка, что согласно нормативным документам недопустимо.

Таблица 58  Ориентировочные размеры санитарно-защитных зон промышленных объектов согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

Наименование предприятия

Специализация

Место расположения

Размер СЗЗ,

Жилая застройка

в границах

ООО «Новочерем-шанское сборочное производство»

сборка запасных частей для автомашин КАМАЗ, ВАЗ, ОКА

с. Новочеремшанск,

ул. Зеленая, д. 1

ООО СП «Нафта-Ульяновск»

добыча нефти

п. Станция Якушка

ООО «Конверс»

производство металлоконструкций

с. Средняя Якушка,

ул. Южная, 1 г

ФГУ «Новочерем-шанский лесхоз»

производство пиломатериалов

с. Новочеремшанск,

ул. Заводская, д. 24

ООО «Жгуткомплект»

Сборка запасных частей для автомашин

с. Новая Малыкла,

ул. Кооперативная,

ОАО маслодельный завод «Новомалык-линский»

переработка молочной продукции

с. Новая Малыкла,

ул. Кооперативная,

ООО «РУСН РУС»

хранение и сортировка зерна

СтанцияЯкушка

На территории МО «Новомалыклинский район», согласно данным на 2008 год ОГУ «Новомалыклинская районная Станция по борьбе с болезнями животных» (СББЖ), насчитывается всего 18 скотомогильников и ям Беккари, из них:

    законсервировано  8;

    действует  4;

    закрыто (сибиреязвенных) – 6.

Все сибиреязвенные скотомогильники закрыты.

На места захоронения и утилизации биологических отходов имеются ветеринарно-санитарные карточки, согласно которым установленный размер СЗЗ от действующих скотомогильников до жилых и общественных зданий, животноводческих ферм (комплексов) составляет 1000 м и более. Копии ветеринарно-санитарных карточек, актов обследования скотомогильников и справок об их местоположении см. в приложении Б. Перечень мест захоронения биологических отходов и их местоположение см. в таблице 49 и на рисунке 19.

Согласно Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов 13-7-2/469 утвержденным 04.12.1995 г. в санитарно-защитной зоне скотомогильников запрещается: выпас скота, строительство домов, размещение складов, дачных участков, садов и огородов.

Согласно статье 6.8 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов использование территории скотомогильника для промышленного строительства» допускается в исключительных случаях с разрешения Главного государственного ветеринарного инспектора республики, др. субъекта РФ, если с момента последнего захоронения в биотермическую яму прошло менее 2 лет, в земляную яму – не менее 25 лет. Запрещается строительство промышленных объектов, связанных с приемом и переработкой продуктов питания и кормов. Строительные работы допускается проводить только после дезинфекции скотомогильника в соответствии с действующими правилами и последующего отрицательного анализа проб почвы и гуммированного остатка на сибирскую язву.

Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» ориентировочный размер санитарно-защитной зоны от сельских кладбищ составляет 50 м.

На территории Новомалыклинского района на сегодняшний день находится 39 кладбищ, занимающих площадь 76,42 га. Расположение и площади кладбищ в поселениях МО «Новомалыклинский район» см. в таблице 46 и на рисунке 18.

Твердые бытовые отходы (ТБО) вывозятся на свалки твердых бытовых отходов.

На территории МО «Новомалыклинский район» имеется 2 свалки ТБО, расположенные в с. Новая Малыкла площадью 4800 м 3 и в с. Новочеремшанск площадью 3000 м 2 . Ежегодный объем утилизируемых твёрдых бытовых отходов составляет около 5300 м 3 тонн.

Ежедневный вывоз бытового мусора и жидких отходов составляет 10 м 3 и отходов – 64 м 3 соответственно.

В административных центрах сельских поселений муниципального образования «Новомалыклинский район» (в селах Средний Сантимир, Высокий Колок, Средняя Якушка), в которых накапливаются бытовые отходы и мусор. Общая площадь этих свалок составляет 9 га. Анализ состояния несанкционированных свалок (полигонов) твердых бытовых и производственных отходов не удовлетворяют ни строительным, ни санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Данные объекты размещения отходов необходимо усовершенствовать (в этом случае ориентировочный размер СЗЗ составит 1000 м) или ликвидировать с проведением рекультивацией нарушенной территории. Эти вопросы необходимо решать при разработке Генеральнойс хемы очистки территории МО «Новомалыклинский район», в которой необходимо запроектировать и осуществить в каждом поселении групповой полигон твердых бытовых и производственных отходов на базе одного из существующих (в соответствии с потребностью) типовых проектов.

В настоящем проекте даны предложения по развитию системы обращения с твердыми бытовыми отходами.

Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» от усовершенствованных свалок предусмотрена санитарно-защитная зона радиусом 1000 м.

Предприятия по переработке твёрдых бытовых отходов в муниципальном образовании «Новомалыклинский район» отсутствуют. Схема размещения захоронений биологических отходов и полигонов ТБО см. на рисунке 19.

Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (см. таблицу 7.1.2) ориентировочный размер санитарно-защитной зоны существующих канализационно-очистных сооружений (КОС) зависит от мощности и типа очистных сооружений (от 100 до 500 м). Размеры санитарно-защитных зон существующих канализационно-очистных сооружений показаны в таблице 59.

Таблица 59  Размеры санитарно-защитных зон канализационно-очистных сооружений

Местоположение очистных сооружений

Тип очистных сооружений

Проектная мощность,

тыс. м 3 /год

Вид сточных вод

Размер СЗЗ, м

с. Новая Малыкла,

ОАО маслодельный завод «Новомалыклинский»

Иловые карты, поля фильтрации

Поля фильтрации

Хозяйственно-бытовые, произ-водственные

с. Средняя Якушка, ООО СКИК «Новомалыклинский»

Поля фильтрации

Хозяйственно-бытовые, произ-водственные

По территории МО «Новомалыклинский район» проходит межпоселковый газопровод ГРС № 51 – Средняя Якушка – Новочеремшанск с отводами на села Нижняя Якушка, Верхняя Якушка, Старая Малыкла и Старый Сантимир (через с. Старая Бесовка) с диаметром труб 273 мм и ГРС № 36 – Абдреево – Станция Якушка с отводами на села Елховый Куст, Новая Куликовка, Новая Бесовка, Баткак, Новый Сантимир, Амировка, Эчкаюн с диаметром труб 159 мм.

Минимальные расстояния от оси подземных и наземных магистральных трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений принимаются от 75 до 350 м по обе стороны от оси трубопровода, а вдоль трассы многониточных трубопроводов  от осей крайних трубопроводов с учетом их диаметра и класса согласно СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы». Таким образом, расстояния до жилой застройки должно составлять не менее 75 м от газопровода (до 300 мм).

Охранные зоны

Согласно «Правилам охраны магистральных трубопроводов» (утверждены Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.92 г. № 9, с изменениями, внесенными Постановлением Госгортехнадзора РФ от 23.11.1994 № 61), вдоль трасс магистральных трубопроводов (при любом виде их прокладки), транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, для исключения возможности повреждения трубопроводов, устанавливаются охранные зоны в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 м от оси трубопровода с каждой стороны.

В охранных зонах трубопроводов запрещается производить всякого рода действия, могущие нарушить нормальную эксплуатацию трубопроводов, либо привести к их повреждению, в частности: возводить любые постройки, высаживать деревья и кустарники, сооружать проезды и переезды через трассы трубопроводов, устраивать стоянки транспорта, свалки, разводить огонь, производить любые работы, связанные с нарушением грунта и др.

Для газопроводов низкого давления ширина охранной зоны составляет от 2 до 10 м согласно СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

Территорию проектирования пересекают линии электропередач напряжением от 10 до 110 кВ. Согласно «Правилам устройства электроустановок (ПЭУ)» предусмотрены следующие размеры охранных зон от крайних проводов воздушных линий (в зависимости от напряжения ЛЭП):

    до 20 кВ  10 м;

    35 кВ  15 м;

    110 кВ – 20 м.

3.3 Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы

Водоохранными зонами являются территории, примыкающие к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ, на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Размеры водоохранных зон и основные требования к режиму использования их территорий определяются в соответствии с положениями Водного кодекса Российской Федерации Закон Российской Федерации от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ.

Согласно Статье 65 «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы» Водного кодекса РФ, ширина водоохранной зоны рек протяженностью от истока до устья от пятидесяти километров и более, устанавливается в размере двухсот метров.

Ширина водоохранной зоны рек протяженностью 50 км и более (р. Большой Черемшан, р. Малый Черемшан) устанавливается в размере 200 м.

Ширина водоохранной зоны рек протяженностью от 10 до 50 км (р. Большой Авраль и р. Кармала) устанавливается в размере 100 м.

Ширина водоохранной зоны рек протяженностью до 10 км устанавливается в размере пятидесяти метров.

Ширина водоохранной зоны озер (оз. Еркуль, оз. Старица, оз. Утиное, озера Мочальные) устанавливается в размере 50 м.

В границах водоохранных зон запрещается:

    использование сточных вод для удобрения почв;

    размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

    осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

    движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

В границах прибрежных защитных полос наряду с вышеперечисленными ограничениями запрещается: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных, организация для них летних лагерей.

3.4 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения

Зоны санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения определяются в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02. Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение – защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Хозяйственно-питьевое водоснабжение населенных пунктов МО «Новомалыклинский район» осуществляется из артезианских скважин. Кроме того, частично водоснабжение осуществляется за счёт местных водопроводов из локальных водоисточников.

Система мер, обеспечивающих санитарную охрану подземных вод, предусматривает организацию и регулируемую эксплуатацию зон санитарной охраны (ЗСО) источников питьевого водоснабжения.

Санитарные мероприятия выполняются в пределах первого пояса ЗСО владельцем водозаборов, в пределах второго и третьего поясов – владельцами объектов, оказывающих или могущих оказать отрицательное влияние на качество подземных вод.

Согласно требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», в первом поясе ЗСО подземных водозаборов не допускается:

    посадка высокоствольных деревьев;

    все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений;

    прокладка трубопроводов различного назначения;

    размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий;

    проживание людей;

    применение удобрений и ядохимикатов.

Во втором поясе ЗСО не допускается:

    размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод;

    применение удобрений и ядохимикатов;

    рубка леса главного пользования.

Страница 2 из 5

2. Назначение и правовой режим санитарно-защитных зон

Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) призваны создать барьер между жилой застройкой и предприятиями и иными объектами, являющимися источниками вредных химических, физических и биологических воздействий на состояние окружающей среды.
Территория санитарно-защитной зоны предназначена для: обеспечения снижения уровня воздействия до требуемых гигиенических нормативов по всем факторам воздействия за ее пределами; создания санитарно-защитного и эстетического барьера между территорией предприятия (группы предприятий) и территорией жилой застройки; организации дополнительных озелененных площадей, обеспечивающих экранирование, ассимиляцию и фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха и повышение комфортности микроклимата. Создание санитарно-защитных зон относится к планировочным мерам охраны окружающей среды при градостроительстве и развитии иных населенных пунктов.
Создание таких зон предусмотрено Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (ст. 52), Градостроительным кодексом РФ (ст. 35); Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ст. 12), Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха" (ст. 16), Федеральным законом "Об использовании атомной энергии" (ст. 31).
Конкретные требования по созданию санитарно-защитных зон и их режиму регулируются Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01 "2.2.1/2.1.1. Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест. "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 17 мая 2001 г. В соответствии с этими Правилами предприятия, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами.
Санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который может быть источником химического, биологического или физического воздействия на среду обитания и здоровье человека. Использование площадей СЗЗ осуществляется с учетом ограничений, установленных действующим законодательством и настоящими нормами и правилами. Предоставление земельных участков в границах СЗЗ производится при наличии заключения территориальных органов госсанэпиднадзора об отсутствии нарушений санитарных норм и правил.
Санитарно-защитная зона должна иметь последовательную проработку ее территориальной организации, озеленения и благоустройства на всех этапах разработки всех видов градостроительной, предпроектной и проектной документации, строительства и эксплуатации отдельного предприятия или промышленного комплекса.
В предпроектной, проектной документации на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих предприятий и сооружений должны быть предусмотрены средства на организацию и благоустройство санитарно-защитных зон, включая переселение жителей, в случае необходимости, а в составе проектно-сметной документации должен быть представлен проект по ее организации, благоустройству и озеленению в соответствии с действующей нормативной документацией.
Для объектов, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду токсических и пахучих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека при обеспечении соблюдения требований гигиенических нормативов в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов устанавливаются следующие минимальные размеры санитарно-защитных зон:
- предприятия первого класса - 1000 м;
- предприятия второго класса - 500 м;
- предприятия третьего класса - 300 м;
- предприятия четвертого класса - 100 м;
- предприятия пятого класса - 50 м.
К примеру, к предприятиям первого класса относятся предприятия, производящие связанный азот (аммиак, азотную кислоту, азотно-туковые и другие удобрения); второго - синтетические моющие средства; третьего - цветные металлы в количестве от 100 до 2000 т/год; четвертого - предприятия по добыче мрамора, песка, глины открытой разработкой; пятого - предприятия по производству бумаги из макулатуры.
Размеры санитарно-защитных зон могут быть изменены для предприятий I и II классов - по решению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации или его заместителя, для предприятий III и IV классов - по решению Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
Размеры санитарно-защитных зон могут быть увеличены. В перечень причин, обусловливающих необходимость увеличения размера санитарно-защитных зон или создания индивидуальных зон для отдельных предприятий и промышленных комплексов сверх установленных по санитарной классификации производств, входит:
- превышение допустимых уровней воздействия по любому фактору за пределами требуемой СЗЗ по материалам лабораторного контроля при невозможности снижения уровня загрязнения техническими средствами;
- наличие новых, недостаточно изученных, не имеющих аналогов в стране и за рубежом технологий.
Размеры санитарно-защитной зоны могут быть уменьшены при:
- объективном доказательстве стабильного достижения уровня техногенного воздействия на среду обитания и население в рамках и ниже нормативных требований по материалам систематических (не менее чем годовых) лабораторных наблюдений за состоянием загрязнения воздушной среды;
- подтверждении замерами снижения уровней шума и других физических факторов в пределах жилой застройки ниже гигиенических нормативов;
- уменьшении мощности, перепрофилировании предприятия и связанным с этим изменением класса опасности.
Не допускается сокращение величины санитарно-защитной зоны на основании данных, полученных только расчетным путем.
Федеральным законом "Об использовании атомной энергии" предусмотрено образование санитарно-защитных зон ядерных объектов и зон наблюдения. Такие зоны устанавливаются в целях защиты населения в районе размещения ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ. Размеры и границы зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии, которые согласовываются с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора и утверждаются органами местного самоуправления.
Закон запрещает размещение в санитарно-защитной зоне ряда объектов, включая жилые и общественные здания, детские учреждения, а также не относящиеся к функционированию ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения лечебно-оздоровительные учреждения, объекты общественного питания, промышленные объекты, подсобные и другие сооружения и объекты, не предусмотренные утвержденным проектом санитарно-защитной зоны. Использование же для хозяйственных целей существующих объектов и сооружений, расположенных в санитарно-защитной зоне, при изменении профиля их использования допускается по представлению эксплуатирующей организации с разрешения органов государственного регулирования безопасности.
Необходимость установления зоны наблюдения, ее размеры и границы определяются в проекте на основании характеристик безопасности объектов использования атомной энергии и согласовываются с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В зоне наблюдения органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора могут вводиться ограничения на хозяйственную деятельность в соответствии с законодательством РФ.
Убытки, причиненные установлением санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения, возмещаются эксплуатирующей организацией в соответствии с законодательством РФ.
Для некоторых объектов использования атомной энергии в соответствии с характеристиками безопасности этих объектов санитарно-защитная зона и зона наблюдения могут быть ограничены пределами территории объекта, здания, помещения.



Что еще почитать