Виды террористических актов. Терроризм в сфере транспортных технологий Кому грозит наибельшая опасность

К сожалению, многие транспортные средства являются для преступников почти идеальным местом для проведения террористических акций. Достаточно часто террористы захватывают автобусы, самолёты, суда. Например, в Израиле основным объектом для них служат пассажирские автобусы - главное средство передвижения по стране.

Как себя вести человеку, который оказался в захваченном транспортном средстве в качестве заложника? Как помочь выжить себе и своим товарищам?

В первые минуты захвата надо действовать так, чтобы как можно меньше подвергать себя опасности. Пригнуться, лечь на пол, закрыть голову руками. Не проявлять любопытства и без команды не вставать.

После захвата вести себя спокойно и по возможности незаметно. Не привлекать к себе внимание какими-либо действиями и словами. Не смотреть в глаза террористам, не задавать им вопросов и не жаловаться.

Часто преступники ведут себя грубо и даже жестоко. Не следует пытаться урезонить их. Унижения и оскорбления надо переносить стойко и спокойно. Неразумно вести себя заискивающе. Обычно захватчикам не нравятся те, кто перед ними унижается.

Надо смириться с неудобствами. Летом в транспортном средстве может быть душно и жарко, а зимой - холодно.

Если нужны медикаменты, медицинская помощь, вода, пища или ещё что-нибудь, надо сказать об этом террористам.

Постоянно надо быть готовым к тому, что заложников будут освобождать и предстоит быстро покинуть транспортное средство.

С началом операции по освобождению необходимо пригнуться или лечь на пол, закрыть голову руками и не двигаться. Если применён какой-либо газ, защитить нос и рот платком, шарфом, рукавом. По команде быстро покинуть транспортное средство, оставив свои вещи (схема 23).

Схема 23
Как правильно действовать во время операции по освобождению заложников

    Запомните: во время операции по освобождению нельзя подбирать брошенное оружие и бежать навстречу сотрудникам спецслужб.

Вопросы и задания

  1. Какие транспортные средства чаще всего захватывают террористы?
  2. Как должен действовать пассажир в момент захвата преступниками транспортного средства?
  3. Назовите основные правила поведения заложников, захваченных террористами в транспортном средстве.
  4. Как должны вести себя заложники во время операции по их освобождению?

Террористические акты, совершённые террористами-одиночками, террористическими организациями и незаконными вооружёнными формированиями происходили как во времена СССР, так и в современной России. Самые громкие происшествия мы вспоминаем в этой статье.

Известные-неизвестные теракты в СССР

Теракты случались не только в современной России, но и в СССР. Правда, тогда о них старались умолчать.

Захват самолёта семьёй Овечкиных

В 1988 году семья Овечкиных совершила захват пассажирского самолёта, летевшего из Иркутска в Ленинград через Курган. Их требование – посадка в Лондоне. Самолёт приземлился под Выборгом, после чего начался штурм, результатом которого стала гибель трёх человек и ранения нескольких пассажиров. Самолёт сгорел.


Взрывы в Москве

1977 год начался в СССР со страшного теракта – в Москве практически одновременно прогремели три взрыва. Один из них террористы, относящие себя к армянской националистической партии, произвели в вагоне метро. Второй прогремел в продуктовом магазине, а третий стал результатом сработавшего взрывного устройства в мусорной чугунной урне рядом с одним из магазинов.


Взрывы унесли жизни двадцати девяти человек. Террористы были осуждены и расстреляны.

Взрыв в самолёте Ту-104

В 1973 году самолёт, летевший из Иркутска в Читу, был захвачен террористом, пронёсшим на борт самодельное взрывное устройство. Угрожая взрывом, он требовал, чтобы самолёт приземлился в Китае.


Сопровождавший полёт милиционер застрелил угонщика, однако взрывное устройство сработало, и самолёт разрушился. Таким образом, все находящие в самолёте пассажиры и экипаж погибли – это восемьдесят два человека.

Взрывы жилых домов

При взрывах жилых домов избежать жертв не удаётся. Нередко террористы взрывают дома большой этажности или с большой плотностью заселения.


Взрыв в Буйнакске

В 1999 году в Дагестане в Буйнакске в жилом доме произошёл мощный взрыв. Результатом этого теракта стала гибель шестидесяти четырёх человек. Без малого сто пятьдесят человек были ранены.


Взрывы в Москве

В 1999 году в российской столице с разницей в четыре дня были взорваны террористами два жилых дома. Один дом находился на Каширском шоссе, второй – на улице Гурьянова. Взрывы унесли жизни двухсот двадцати четырёх человек.


Взрыв в Волгодонске

В том же 1999 году в Волгодонске был взорван жилой дом. Ранеными и пострадавшими оказались более тысячи человек, девятнадцать жителей дома погибли.


Другие трагедии современной России

В истории современной России немало грустных страниц, связанных с массовой гибелью граждан в результате терактов. Среди них взрывы в автобусах, поездах, самолётах, захваты зданий, школ, больниц.


«Норд-Ост», теракт на Дубровке

В две тысячи втором году в столице России произошёл захват террористами зрителей в театре на Дубровке. Чеченские боевики удерживали в Театральном центре девятьсот человек.


Во время штурма всех боевиков уничтожили, погибли сто двадцать заложников. Причиной такого числа смертей стал усыпляющий газ, применённый во время штурма.


Взрыв в Домодедово

В 2011 году в аэропорту Домодедово в Москве террорист-смертник привёл в действие взрывной механизм. Так погибли тридцать семь человек. Сам террорист был среди погибших.


Захват больницы в Будённовске

В 1995 году в Будённовске сто девяносто пять террористов произвели захват городской больницы, согнав туда людей. Заложниками оказались около тысячи шестисот человек.


Пытаясь их освободить, спецназ на протяжении четырёх часов вёл бой. В результате многие погибли как среди заложников, так и среди террористов.


Спустя пять дней властям пришлось выполнить условия захватчиков, которые вместе с заложниками выехали в населённый пункт Зандак. Там террористы всех отпустили, а сами скрылись.


Результатом этого страшного теракта стала смерть ста двадцати девяти человек, более четырёхсот оказались ранены.

Взрыв на вокзале в Волгограде

Циничный теракт произошел 29 декабря 2013 года. Взрыв произошел в досмотровой зоне, когда подозрительного человека попытались остановить сотрудники правоохранительных органов.

Захват транспортных средств с пассажирами (самолетов, автобусов, автомобилей). Захват заложников (похищение людей).

Транспортное средство с пассажирами всегда захватывают дважды: сначала террористы, затем спецподразделения. Действия обеих сторон опасны. И здесь главная заповедь – беспрекословно выполнять их команды.

Опыт показывает, что заложники больше всего страдают не от физического насилия, а от сильнейшего психологического шока. Именно это следует помнить в первую очередь, оказавшись в “несчастливом” транспортном средстве.

Если Вы оказались в заложниках:

1. В присутствии террористов не выражайте свое неудовольствие, воздержитесь от резких движений, криков и стонов.

2. Будьте внимательны, используйте любую возможность для спасения.

3. По возможности скорее возьмите себя в руки, успокойтесь и не паникуйте.

4. Подготовьтесь физически, морально и эмоционально к возможному трудному испытанию.

6. Не допускайте действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам (не бегите, не бросайтесь на террориста, не боритесь, не выхватывайте у него оружие; не пытайтесь помириться с террористом, уговорить его, не умоляйте, не взывайте слезами к его доброте).

7. Переносите лишения, оскорбления и унижения, не смотрите в глаза преступникам, не ведите себя вызывающе.

8. Для поддержания сил ешьте все, что вам дают, даже если пища вам не нравится.

9. При необходимости выполняйте требования преступников (особенно первые полчаса), не противоречьте им, не рискуйте жизнью окружающих и своей собственной, старайтесь не допускать истерик и паники.

10. На совершение любых действий (сесть, встать, попить, сходить в туалет), спрашивайте разрешения.

11. Если вы ранены, постарайтесь не двигаться, этим вы уменьшите потерю крови. Постарайтесь перевязать рану платком, разорванной майкой или рубашкой.

12. Помните: ваша цель – остаться в живых.

13. Будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы преступников, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематику разговоров и т.д.

Помните, что, получив сообщение о вашем захвате, спецслужбы уже начали действовать и предпримут все необходимое для вашего освобождения.

Относитесь с большим вниманием к приказам, которые дают вам террористы;

Без промедления исполняйте эти приказы;

Не делайте резких или неожиданных движений;

Будьте настороже: если что-то пойдет не так, то вам, возможно, придется спасаться бегством;

Готовьтесь к проволочкам и разочарованиям.

Если вы попали в число освобождаемых, то должны максимально помочь оставшимся на борту, прежде всего тем, что сообщите группе по борьбе с терроризмом как можно больше и точнее о происходящем в самолете (автобусе).

Вот главная информация:

Число террористов;

В какой части самолета они находятся;

Их вооружение;

Число пассажиров;

Где они находятся;

Моральное и физическое состояние террористов;

Особенности поведения террористов (агрессия, воздействие наркотиков);

Во время действий группы захвата нельзя бежать, падать в объятия освободителей или стоят в то время, когда прозвучала команда: “Пассажирам лечь на пол!”

Не выбегайте из самолета до тех пор, пока не последует приказ, не суетитесь. При освобождении выходите как можно быстрее, не теряйте время на поиски ручной клади, не исключена опасность взрыва или возгорания самолета.

Лекция №1

  1. Предмет и задачи экологии
  2. Классификация экологии.
  3. Экологические факторы, общие понятия к каждой группе факторов.
  4. Лимитирующие факторы.
  5. Законы лимитирующих факторов.
  6. Общий характер действия экологических факторов
  7. Состав экосистемы:

Биоценоз

  1. Экологическая ниша.
  2. Трофические взаимодействия.
  3. Экологическое дублирование.

ПРЕДМЕТ ЭКОЛОГИИ

Экология – наука, изучающая существование живых организмов и взаимосвязи между организмами и между организмами и средой обитания. Главный объект экологии это экосистема.

Экосистема – это единый комплекс, образованный организмами и средой.

Предметом экологии является совокупность и структура связи между организмами и средой.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОЛОГИИ

Основной частью экологии является общая экология, которая изучает общие закономерности взаимоотношений живых организмов и среды.

В составе общей экологии выделяют:

а) аутэкология – изучает индивидуальные связи отдельного организма и среды.

б) синэкология – изучает взаимоотношения популяций сообществ, экосистем со средой.

в) популяционная (демэкология) – изучает структуру и динамику популяций отдельных видов.

Исходя из факторов времени экологию разделяют на историческую и эволюционную.

Кроме того экология классифицируется по конкретным объектам и средам обитания (это экология растений, животных, микроорганизмов и т.д.).

На стыке экологии с другими науками развиваются:

Инженерная экология

Сельскохозяйственная

Космическая

Математическая.

Экологическими проблемами Земли, как планеты занимается глобальная экология, основным объектом изучения которой является биосфера, как глобальная экосистема. С научно-практической точки зрения экологию делят на теоретическую и прикладную.

Теоретическая экология – изучает общие закономерности организации жизни.

Прикладная экология – изучает механизмы разрушения человеком биосферы, способы предотвращения этого процесса, разрабатывает принципы рационального использования природных ресурсов. Ее научную основу составляют общие экологические законы, правила и принципы.

ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИИ

Общетеоретические задачи:

1. Разработка общей теории устойчивости экосистем.

2. Изучение экологических механизмов адаптации к среде.

3. Исследование регуляции численности популяции.

4. Изучение биоразнообразия и механизмов его поддержания.

5. Исследование продукционных процессов.

6. Исследование процессов, протекающих в биосфере с целью поддержания ее устойчивости.

7. Моделирование состояния экосистем и глобальных биосферных процессов.

ОСНОВНЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ:

1. Прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий в окружающей природной среде под влиянием деятельности человека.

2. Улучшение качества окружающей природной среды.

3. Сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов.

4. Оптимизация инженерных, экономических организационно-правовых, социальных и иных решений для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА ЭКОЛОГИИ

Стратегическая задача экологии – это развитие теории взаимодействия природы и общества на основе нового взгляда, рассматривающего человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ.

Организм получает информацию из окружающей среды в виде определенных факторов сигналов и реагирует на них.

Экологические факторы – это определенные условия элементов среды, которое оказывают воздействие на организмы.

Экологический фактор - это элемент или условие среды, на который реагирует организм.

Экологические факторы разделяют на:

Абиотические

Биотические

Антропогенные.

1)Абиотические факторы – это совокупность факторов неорганической среды, влияющих на жизнь и распространение животных и растений.

Их различают на:

Физические

Химические

Эдафические.

а) Физический фактор – это тот, источником которого служит физическое состояние или явление (температура, влажность, ветер).

б) Химический фактор – это тот, который происходит от химического состава среды (соленость воды).

в) Эдафический фактор (почвенный) – это совокупность химических, физических, механических свойств почв и горных пород, оказывающих воздействие на организмы, которые живут на поверхности и внутри почвы.

2)Биотические факторы это совокупность влияния жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других и на неживую (природу) среду обитания (микроклимат в лесу).

Их различают на:

Внутривидовые

Межвидовые

а) Внутривидовые складываются из группового и массового эффектов и внутривидовой конкуренции.

Групповой и массовый эффекты – это объединение животных одного вида в группы по двум или более особей и эффект вызванный перенаселением среды (демографический фактор). Они характеризуют динамику численности и плотность групп организмов на популяционном уровне, основу которой составляет внутривидовая конкуренция. Она проявляется в территориальном поведении животных, которые защищают места своего обитания и площадь в округе.

б) Межвидовые взаимоотношения:

Аменсализм

Конкуренция

Мутуализм

Протокооперация

Комменсализм

Хищничество

Антибиоз

Симбиоз.

Антибиоз – особи одного вида выделяют определенные вещества, которые оказывают угнетающее воздействие на особей другого вида.

Нейтрализм- это когда оба вида не зависимы и ни оказывают никакого воздействия друг на друга.

Мутуализм - организмы не могут существовать друг без друга.

Протокооперация – оба вида сообразуют сообщества, но могут существовать и отдельно, хотя сообщество приносит им пользу.

Аменсализм – один вид (агрессивный) вызывает у другого вида ослабление роста и иммунитета, причем 1-й вид приносит вред другому виду и не получает от этого ни какой пользы.

Конкуренция - каждый вид оказывает на другого неблагоприятное воздействие.

Комменсализм – 1-й вид комменсал извлекает выгоду от сожительства, а другой вид выгоды не получает.

Симбиоз – это любое сожительство организмов различных видов, приносящее пользу хотя бы одному из них.

Различают четыре вида симбиоза:

Взаимовыгодный

Квартиранство

Нахлебничество

3) Антропогенные факторы – факторы, порожденные человеком и воздействующие на окружающие факторы.

Положительные факторы: посадка лесов, создание новых видов животных и растений.

Отрицательные факторы: кислотные дожди, парниковый эффект, вырубка лесов, озоновые дыры.

ЛИМИТИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ. ЗАКОНЫ ЛИМИТИРУЮЩИХ ФАКТОРОВ.

Лимитирующие фактор – это факторы, которые ограничивают развитие организмов из-за их недостатка или их избытка по сравнению с потребностью.

ЗАКОН МИНИМУМА (ЮСТУС ЛИБИХ):

Урожай (продукция) зависит от факторов находящихся в минимуме (закон касается химических элементов). Факторы могут быть лимитирующими, находясь и в максимуме.

ЗАКОН МИТЧЕРЛИХА:

Урожай зависит от совокупного действия всех факторов жизни растений (температура, влажность и т.д.)

ЗАКОН НЕЗАВИСИМОСТИ ФАКТОРОВ ВИЛЬЯМСА:

Условия жизни равнозначны, не один из факторов не может быть заменен другим.

ЗАКОН ТОЛЕРАНТНОСТИ ШЕЛФОРДА:

Толерантность - степень устойчивости, величина выносливости к тем или иным факторам. Формулировка закона: «отсутствие или невозможность процветания, определяется недостатком (в качественном или количественном смысле) или избытком любого из ряда факторов, уровень которого может оказаться близким к пределам переносимого данным организмом» Любой живой организм имеет определенный эволюционно унаследованные верхний и нижний предел устойчивости (толерантности) к любому экологическому фактору.

ОБЩИЙ ХАРАКТЕР ДЕЙСТВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

При небольших значениях или чрезмерном увеличении фактора жизненная активность организма заметно угнетается. Наиболее эффективно действие фактора не при минимальных или максимальных его значениях, а при некотором его значении, оптимальном для данного организма. Диапазон действия или зона толерантности (выносливости) экологического фактора ограничен соответствующими крайними пороговыми значениями (точки минимума(1,3), максимума(2)) данного фактора, при которых возможно существование организма (рис.1).

Точка на оси абсцисс, которая соответствует наилучшему показателю жизнедеятельности организма, означает оптимальную величину фактора это точка оптимума(2). Так как определить оптимальное значение фактора с высокой с высокой точностью бывает трудно, говорят о диапазоне значении последнего – о зоне оптимума или зоне комфорта. Таким образом, три точки (оптимума, минимума и максимума) составляют три кардинальные точки которые определяют возможные реакции организма на данный фактор. Крайние участки кривой выражающие состояние угнетения при недостатке или избытке фактора называются зонами пессимума. Рядом с критическими точками лежат сублетальные величины фактора, а за пределами зоны толерантности – летальные значения фактора, при которых наступает гибель организма.

Условия среды, в которых какой – либо фактор (или совокупность факторов) выходит за пределы зоны комфорта и оказывает угнетающее действие, в экологии часто называют экстремальными.

Организмы для жизни которым требуются условия, ограниченные узким диапазоном толерантности по величине температуры, называются стенотермными, а способные жить в широком диапазоне температуры эвритермные.

Организмы называются соответственно стенобионты и эврибионты.

Стенос от латинского узкий, и эврий от латинского широкий.

СОСТАВ ЭКОСИСТЕМЫ

Состав экосистемы:

Биоценоз

Биогеоценоз (экосистема)

Биоценоз – это группировка (совокупность) взаимодействующих между собой разных видов организмов, обитающих на одной территории (разные виды организмов).

Биотоп - условия окружающей среды на определенной территории (воздух, вода, почва).

Биогеоценоз – совокупность абиотических и биотических компонентов, имеет особую специфику взаимодействия и определенный тип обмена вещества и энергии.

Экосистема – это совокупность комплексов организмов с комплексом физических факторов его окружения.

ТРОФИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Трофические взаимодействия - это пищевые взаимодействия, они регулируют всю энергетику экосистемы в целом, основанные на принятии пищи.

Все организмы делятся на гетеротрофы и автотрофы.

Автотрофы – используют неорганические источники (вещества) для своего существования (растения, деревья), участвуют в фотосинтезе (прямая реакция).

Гетеротрофы – питаются готовыми органическими веществами (животные, человек) (обратная реакция).

8hν(8 квантов красного цвета)

СО2 + Н2О −−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−→ (СН2О)п+О2 (глюкоза, если n=6)

Автотрофы Гетеротрофы

О2 + О → О3 – озон-образование озонового слоя

Автотрофы – продуценты (производители)

Гетеротрофы – консументы (потребители).

Редуценты – разлагают полуистлевшее вещество на простые вещества (грибы, черви, бактерии).

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НИША (Э.Н), ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ДУБЛИРОВАНИЕ

Унаследованные от предков, требования организмов к состоянию и режиму экологических факторов, определяют границы распространения этого вида к которому эти организмы принадлежат, т.е. определяют ареал, а в пределах ареала конкретные места обитания.Каждый вид растения микроба, животного способен нормально обитать, питаться, размножатся, только в том месте, где его «прописала» эволюция. Каждый вид живых организмов занимает в природе присущую только ему Э.Н. (состав и режим экологических факторов) и места, где эти требования удовлетворяются.

Э.Н. вместо вида биоценоза, его положение в пространстве его функциональная роль в соответствии с абиотическими средствами существования.

Э.Н. это ответ на вопрос как, где и чем питается вид, чей добычей он является, каким образом и где он размножается.

Хатчинсон предложил модель Э.Н. для организма, для которой характерно два лимитирующих фактора (рис 2) и модель Э.Н. для организма которой характерно 3-и лимитирующих фактора (рис 3).

РИС 2 РИС 3

Экологическую нишу, определяемую только физиологическими особенностями организма называют – фундаментальной, а в пределах которой вид реально встречается в природе называется реализованной. Это та часть функциональной ниши, которую данная популяция способна отстоять, в конкурентной борьбе.

Э.Н. - это область комбинаций таких значений экологических факторов, в пределах которых данный вид может существовать неограниченно долго.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ДУБЛИРОВАНИЕ

В случае исчезновения вида по каким-либо причинам его нишу занимает другой вид, способный выполнять те же обязанности, что и исчезнувший вид, то есть происходит экологическое дублирование.

терроризм транспорт угроза террористический

Терроризм на транспорте - специально организованный вид насилия, направленный на реализацию экстремистской идеологии, вызванной чрезвычайно агрессивными мероприятиями организованных субъектов, осуществляемой с транспортных средств или в транспортных средствах. Основной смысл направлений современного терроризма заключается в изменении типов и форм использования транспорта террористами для претворения в жизнь разрушительных намерений.

Борьба с терроризмом на транспорте представляет собой процесс предотвращения возникновения террористических угроз, содействие разрешению противоречий в различных сферах жизни общества. Способы борьбы должны иметь активный и агрессивный характер и быть направлены прежде всего на предотвращение террористических актов на транспорте. Терроризм на транспорте является одним из самых опасных видов террористической деятельности, он существует в крайне важной для функционирования общества транспортной инфраструктуре. Сложность и разнообразие явления терроризма на транспорте сегодня требуют комплексного переосмысления феномена на основе системного подхода, который предполагает углубленное исследование, в частности, организационных, правовых и духовных информационных моделей по борьбе с терроризмом. На основе анализа подходов, описанных в литературе по вопросу современного терроризма, было выявлено, что современный терроризм представляет собой системное явление общества и является реализацией идеологии экстремизма. Особенно опасным терроризм на транспорте является именно потому, что приводит к огромному количеству жертв.

Содержательный анализ составляющих компонентов терроризма на транспорте позволяет выбрать основные существенные черты этого явления. Терроризм на транспорте является своего рода технологическим терроризмом, опасность которого направлена на производственные объекты и объекты жизнеобеспечения общества, имеющие высокий уровень риска, нарушение или уничтожение которых может повлечь за собой серьезные последствия, связанные с массовой гибелью людей.

Выделяют следующие виды терроризма на транспорте, каждый из которых характеризуется особыми отличительными признаками:

  • - терроризм на железнодорожном транспорте,
  • - воздушный терроризм,
  • - автомобильный терроризм,
  • - терроризм на объектах речного транспорта,
  • - морской терроризм, терроризм трубопроводного транспорта,
  • - терроризм в городском общественном транспорте (метро, автобус, другие виды общественного транспорта),
  • - потенциально возможные типы, которые появляются в результате быстрого развития новых видов связи, например, виртуальной, пространственной, которые также могут быть объектами террористических атак. Ввиду открытости и доступности транспортного предприятия, вездесущности движения транспортных средств, широкого распространения транспортной системы и наличия многих потенциально опасных мест антитеррористические меры безопасности сталкиваются со значительными препятствиями. Нарушение движения транспорта может привести к серьезным последствиям, губительным как для национальной экономики, так и для общества в целом. Кроме того, всегда существует вероятность преодоления террористами любой оборонительной системы. Исходя из вышеназванных факторов, становится очевидной потребность в принятии новой стратегии по борьбе с терроризмом, которая будет опираться на многослойную систему, включающую в себя чередование различных защитных мер.

Борьба с терроризмом на транспорте осуществляется на разных уровнях: - международном,

  • - региональном,
  • - национальном,
  • - общественном,
  • - личном.

На международном уровне она выражается в тесном сотрудничестве разведывательных и правоохранительных органов Российской Федерации и ее субъектов, а также в борьбе с терроризмом во всем мире на основе ряда существующих международных конвенций.

Региональное сотрудничество представляет собой деятельность общественных организаций различных регионов по проведению совместных контртеррористических операций, осуществлению совместных программ и обеспечению всесторонней помощи друг другу по рассматриваемому вопросу. На государственном уровне противодействие терроризму реализуется различными субъектами: государственными учреждениями (в том числе спецслужбами, правоохранительными органами, вооруженными силами и т. д.), общественными объединениями и гражданами. Именно участники государственного уровня по борьбе с терроризмом на транспорте принимают на себя всю основную тяжесть противодействия.

Безопасность на транспорте - важная составляющая интересов национальной безопасности страны, поэтому в последнее время ей уделяется много внимания. Согласно ст. 1 Федерального закона РФ «О транспортной безопасности», под транспортной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Концепция транспортной безопасности Российской Федерации включает в себя: определения национальных интересов в транспортной сфере, выявление факторов, создающих угрозу этим интересам, формирование системы противодействия негативным факторам и угрозам в этой сфере, определение комплекса мер способных качественно повысить уровень транспортной безопасности Российской Федерации, привести его в соответствие с мировыми стандартами.

Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической (включая транспортную), внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. В структуре национальных интересов Российской Федерации особое место занимают интересы национальной безопасности страны, неотъемлемой составной частью которой являются интересы транспортной безопасности. Роль транспортного комплекса на современном этапе развития общества в целом безмерно высока. Являясь чуть ли не стержневым компонентом, транспорт активно влияет на состояние экономической, политической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. От обеспечения транспортной безопасности существенным образом зависит национальная безопасность Российской Федерации, и в ходе технического прогресса эта зависимость возрастает. Национальные интересы в транспортной сфере обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции, в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями, субъектами транспортной инфраструктуры и специализированными органами в области транспортной безопасности. Надежное обеспечение транспортной безопасности стало сегодня для многих стран мира, в том числе и для Российской Федерации, одной из самых актуальных задач. Это обусловлено рядом факторов: проникновением терроризма в сферу транспорта, совершением различных диверсий; активизацией организованной преступности (например, контрабанды, нелегальной миграции); переплетением международного наркобизнеса и терроризма, когда первый является источником финансирования второго; совершением других различных правонарушений, блокирующих деятельность транспорта; увеличением числа аварий и других чрезвычайных ситуаций, вызванных не только нарушением правил эксплуатации технических систем, но и высокой степенью износа и их техническим несовершенством.

Транспортная безопасность достигается проведением единой государственной политики, которая представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер. Существуют определенные внутренние и внешние угрозы, ослабляющие транспортную безопасность Российской Федерации. Угроза транспортной безопасности - это противоправные действия либо намерения совершить подобные действия, а также процессы природного либо техногенного характера, или их совокупность, препятствующие реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства в транспортной сфере, приводящие или способные привести к авариям в транспортном комплексе. В Федеральном законе «О транспортной безопасности» дается другое понятие, и его, в принципе, можно соотнести понятию «угроза транспортной безопасности», хотя оно и немного шире данного понятия: «акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий». Но в целом эти понятия совпадают, хотя, безусловно, гораздо удобнее использовать понятие «угрозы транспортной безопасности», т.к. оно охватывает более широкий круг явлений. Угрозы транспортной безопасности России классифицируются по различным основаниям. В числе основных угроз на транспорте можно выделить: террористические и диверсионные акции (взрывы на железнодорожных вокзалах, на транспорте, диверсии против гидротехнических сооружений, угон или захват воздушных, морских, речных судов, железнодорожного подвижного состава, автотранспорта и др.); иные случаи незаконного вмешательства в функционирование транспорта, (наложение посторонних предметов на рельсы, разоборудование устройств железнодорожных путей, телефонный "терроризм", противоправное блокирование аэропортов и основных транспортных магистралей), угрожающие жизни и здоровью пассажиров, несущие прямой ущерб транспортной сфере и порождающие в обществе негативные социально-политические, экономические, психологические последствия; криминальные действия против пассажиров; криминальные действия против грузов; чрезвычайные происшествия (аварии), обусловленные состоянием транспортных технических систем (их изношенностью, аварийностью, несовершенством), нарушением правил эксплуатации технических систем, в том числе нормативных требований по экологической безопасности при перевозках, а также природными факторами, создающими аварийную обстановку и влекущими за собой материальные потери и человеческие жертвы. К числу угроз можно отнести и негативные последствия недостаточной разработанности нормативной правовой базы, регулирующей отношения в транспортной сфере, а также изъяны в правоприменительной практике. По характеру источников угрозы можно подразделять на угрозы социогенного характера, угрозы техногенного характера, угрозы природного характера. Кроме того, источники угроз транспортной безопасности Российской Федерации идентифицируются как «внешние» и «внутренние». Характерным признаком внешних источников угроз является наличие международного элемента, что позволяет методом исключения выделить внутренние источники угроз транспортной безопасности. Таким образом, можно дать определение транспортной безопасности, основополагающим элементом которого будет комплексность. Транспортная безопасность - это система недопущения и профилактики преступлений, других правонарушений, чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера. Системный характер понятия транспортной безопасности определяет необходимость комплексного, системного решения проблем, имеющихся в этой сфере. В период проведения экономических реформ были проведены серьезные просчеты, которые негативно сказались на транспортном комплексе и превратились в проблемы транспортной безопасности, которые можно назвать «экономическими». Прежде всего, значительно ослаб государственный контроль и надзор, государственное регулирование. Произошло проникновение криминальных элементов в транспортную структуру, что также серьезно сказалось на общем положении дел. В итоге образовалась экономическая зависимость транспортного комплекса от иностранных производств, что является прямой и непосредственной угрозой транспортной безопасности. Недостаток финансирования, возникающий при дефиците бюджета, сказывается на состоянии транспорта лишь через некоторое время, т.к. износ оборудования возможен в течение длительного времени. Но позже может наступить такой момент, когда износ достигнет своей максимальной точки, и потребуется быстрая смена большого количества оборудования, задействованного в транспортном комплексе. Между тем действующая в стране государственная система мер по обеспечению безопасности на транспортных объектах, применяемые методы, приемы и средства защиты граждан и среды обитания в случаях чрезвычайных происшествий на транспорте не в полной мере адекватны существующим и потенциальным угрозам. Обеспечение транспортной безопасности Российской Федерации строится на определенных принципах, основным из которых является соблюдение баланса интересов личности, общества и государства. Другими основополагающими принципами являются законность, взаимная ответственность личности, общества и государства, непрерывность, интеграция в международные системы безопасности, взаимодействие субъектов инфраструктуры с государственными и муниципальными органами. Все предпринимаемые решения и меры должны быть понятны простым гражданам и должны утверждать неотвратимость наказания и предупреждать акты незаконного вмешательства в транспортную систему. Обеспечение транспортной безопасности России включает: своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз транспортной безопасности; реализацию оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз транспортной безопасности; осуществление мер, направленных на недопущение либо минимизацию материального и морального ущерба от преступлений и чрезвычайных происшествий на транспорте; инвентаризацию международных требований к обеспечению транспортной безопасности; разработку и реализацию, с учетом этих требований, комплекса мер направленных на качественное повышение уровня транспортной безопасности Российской Федерации; приведение его в соответствие с международными стандартами безопасности на транспорте. Важной составной частью этого комплекса мер является развитие возможностей разведки и контрразведки в целях современного обнаружения и нейтрализации угроз и определения их источников. Транспортная безопасность представляет огромную важность. Понимание этого требуется, прежде всего, от государственных структур. Существует ряд фактов, позволяющих говорить о том, что значимость транспортной безопасности не до конца осознана государственными органами. Во-первых, недостаточное финансирование транспортной безопасности. В то время, когда террористические акты приняли угрожающий размах, на транспорте происходят аварии из-за износа объектов транспортной инфраструктуры, на потребности транспорта из государственного бюджета выделяют недостаточные финансовые средства. Во-вторых, к совершенствованию и укреплению транспортной безопасности в недостаточной мере привлекаются субъекты транспортной деятельности, несмотря на то что в ФЗ РФ «О транспортной безопасности» говорится о том, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъектов транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Поэтому необходимо более четко законодательно разграничить полномочия между субъектами транспортной инфраструктуры и государственными органами. Требуется создать новую единую нормативно-правовую базу эффективного обеспечения безопасности на объектах транспортного комплекса. Важным направлением повышения уровня безопасности на транспорте является обустройство автомобильных, железнодорожных, воздушных, морских, речных и смешанных автомобильно-речных пунктов пропуска на государственной границе Российской Федерации и на внешних границах государств-участников Таможенного союза. Эта работа должна выполняться совместными усилиями государств. Речь идет о необходимости оснастить эти пункты пропусков новейшими техническими средствами системы безопасности. Необходима разработка общенациональной программы повышения экологической устойчивости транспортной системы страны. Требуется ужесточить контроль за исполнением нормативных требований по технической и экологической безопасности при перевозках. Следует разработать и внедрить экологические механизмы, стимулирующие приобретение транспортной техники, которая обеспечивает необходимый уровень безопасности перевозок и охрану окружающей среды. Требуется создать (в том числе с участием заинтересованных иностранных организаций и представителей) систему подготовки и повышения квалификации специалистов в области транспортной безопасности. Ее составной частью могут стать негосударственные специализированные учебные заведения (курсы), получившие соответствующие лицензии и сертификаты. Безусловно, понятие транспортной безопасности тесно соприкасается с антитеррористической безопасностью на транспорте. В настоящее время понятие транспортной безопасности прочно связывают с предупреждением совершения террористических актов на транспорте или совершаемых с помощью транспорта. Терроризм во всех его формах является транснациональной угрозой жизни отдельных людей и народов и подрывает территориальную целостность, единство, суверенитет и безопасность государств. Терроризм представляет собой прямое нарушение прав человека, в особенности права на жизнь, свободу, безопасность и развитие. Современный терроризм представляет собой системное явление социума и является реализацией идеологии экстремизма, особым образом организованными насильственными действиями и по значительности проявлений, особенно по количеству жертв, и по связи с политикой может быть отнесён к новой разновидности войны.

Терроризм - это состояние насильственного противоборства, которое наряду с нанесением ущерба национальным интересам, посягает на какие-либо аспекты в мировом процессе и основывается на конфликте политических, экономических, этнотерриториальных и религиозных интересов государств, народов, наций, социальных групп и движений, при условии использования хотя бы одной из сторон террористических актов как средства воздействия на противника для достижения политических целей. Из различных проявлений терроризма одну из наиболее существенных угроз современному обществу представляет терроризм на транспорте. Наиболее частым атакам террористов подвергаются места массового скопления людей, в том числе объекты транспортной инфраструктуры. По статистическим данным до 70 % терактов совершается через транспорт, посредством транспорта либо с его помощью. Многие террористические группировки используют различные виды транспорта в качестве неожиданных, сравнительно недорогих и высокоэффективных средств террористического воздействия на современное общество. Транспорт, представляющий собой совокупность совместно действующих, находящихся в определенных отношениях друг с другом и образующих единство транспортных средств, коммуникаций, транспортной инфраструктуры и трудовых ресурсов занимает по уровню общественной значимости одно из ведущих мест в системе общественных отношений, обеспечивая материальную составляющую коммуникативной системы общества. Транспорт является средством межгосударственного общения и его средства активно используются террористическими организациями для перемещения террористов и доставки необходимого оборудования и оружия для обеспечения их деятельности. Сегодня терроризм на транспорте имеет все предпосылочные тенденции к интенсификации, так как бурно развивающаяся транспортная составляющая, обеспечивающая устойчивое сообщение между различными регионами планеты, является одним из важных компонентов процесса глобализации. Как считает А.М. Киракосян, терроризм на транспорте - это особым образом организованное насилие, вид социального противодействия, направленное на реализацию экстремистской идеологии, в атмосфере страха, вызываемого деятельностью крайне агрессивных организованных субъектов, проводимое с использованием средств транспорта или на объектах транспорта как сложной инфраструктуры современного общества. Содержание терроризма на транспорте включает в себя деструктивные намерения и действия, реализуемые определенными личностями, группами и организациями для достижения своих антиобщественных целей, которые направлены на дестабилизацию жизни социума посредством проведения масштабных террористических акций на транспорте для запугивания людей, разрушения жизненно важных социальных объектов и вызывания хаотических изменений в различных общественных и государственных структурах. Терроризм на транспорте является разновидностью технологического терроризма, направленного против опасных производственных объектов и объектов жизнеобеспечения социума, разрушение или уничтожение которых может повлечь за собой тяжкие последствия, сопряженные с массовой гибелью людей. Терроризм апеллирует к психологическому фактору страха для того, чтобы создать панику в обществе, дезориентировать работу различных его подструктур и, используя насилие, добиться политических целей. Характерными особенностями технологического терроризма являются: масштабность как с точки зрения количества жертв, так и объемов материального ущерба; сопряженность с чрезвычайными ситуациями техногенного характера, которые могут вызвать целую цепочку иных бедствий. Основной параметр, позволяющий рассматривать транспортный терроризм как форму технологического, заключается в том, что объекты транспортного комплекса в большинстве своем являются источниками повышенной опасности или высокорисковыми объектами. Не все виды транспорта в равной мере подвергаются диверсионно-террористическим посягательствам. Наиболее притягательными для террористов являются воздушные и железнодорожные коммуникации. Речной и морской виды транспорта в рассматриваемом аспекте остаются более благополучными. Основными тенденциями современного терроризма на транспорте выступают изменения в формах и видах его использования террористами для реализации своих намерений. Динамика развития терроризма на транспорте имеет некоторые специфические черты. Сначала транспорт выступал пространством, местом осуществления теракта против политических лидеров. Далее терроризм приобретает диверсионные формы, главной целью террористов выступает повреждение и уничтожение инфраструктуры государства. Проявления терроризма носят чаще всего демонстративно-шантажный характер - захват заложников и выдвижение политических требований. Активизация террористических действий нацелена на вымогательство у государства денежных средств с помощью угрозы уничтожения заложников. В настоящее время террористическая активность приобретает характер нового неконвенционального оружия, направленного на причинение катастрофических последствий для современного общества. Всеобъемлющая стратегия борьбы с терроризмом должна включать не только силовые меры воздействия. В последние годы международное сообщество и отдельные государства стали уделять больше внимания не только проблеме борьбы с терроризмом как таковым, а направили максимум усилий для преодоления условий, потенциально способствующих появлению терроризма. Противодействие терроризму на транспорте должно рассматриваться как процесс предупреждения возникающих террористических угроз. К сожалению, борьба с преступностью террористической направленности ведется в основном в ходе реагирования на уже совершенные преступления. Эффективная борьба с терроризмом возможна только совместными усилиями всех членов мирового сообщества. Это обуславливается, прежде всего, особенностями терроризма, который носит в настоящее время транснациональный характер.

Преодолей панику!

Во-первых, несмотря на переживаемый ужас, который испытывает каждый, оказавшись во власти террористов, необходимо взять себя в руки и нейтрализовать любые истерические выходки всех товарищей по несчастью.

На захват идут, как правило, три основные категории захватчиков :



Кому грозит наибельшая опасность?

Как освободиться от террористов?

Разумное правительство всегда постарается избежать жертв среди заложников и попытается убедить террористов заменить требования на другие, тем не менее дав преступникам чувство уверенности в успехе. Власти, стремящиеся избежать человеческих жертв, никогда не станут с порога отвергать ультиматум захватчиков или отмалчиваться.

Источник:http://antiterror.sitecity.ru/stext_0109153818.phtml

Преодолей панику!
Источник
Во-первых, несмотря на переживаемый ужас, который испытывает каждый, оказавшись во власти террористов, необходимо взять себя в руки и нейтрализовать любые истерические выходки всех товарищей по несчастью.

Необходимо осознавать, что ваши мучители в первый момент сами находятся в стадии предельного возбуждения и напряжения. Поэтому вначале их поведение излишне жестоко и агрессивно, а паника среди заложников расценивается как неповиновение и выход ситуации из под контроля.

Дело сразу может принять трагический оборот. А после первой же пролитой крови для террористов становится весьма сомнительным согласие властей выполнить их требования.

Тем самым слабонервные не только рискуют сами, но и ставят под сомнение безопасность остальных заложников.

Кто вас захватил?

На захват идут, как правило, три основные категории:

профессиональные уголовники(с которыми легче договорится, для них заложник - деньги и билет на свободу);
психопаты - ввиду непредсказуемости их поступков;
сплоченные террористические группировки v эти наиболее опасны, часто готовы идти на смерть.

Таким образом, реальная опасность возрастает, если в роли захватчиков окажется мафиозная структура, и еще больше v если речь идет о политических или религиозных фанатиках.

Скверно, если в числе террористов окажутся женщины, поскольку они более упорны, жестоки и не так легко сдаются, как мужчины. Этот вывод подтверждается мировой практикой борьбы с терроризмом. Чем дольше пребывание в плену, тем больше шансов у заложников выйти на свободу невредимыми.

Кто умрет?

Наибольшая опасность грозит похищенным детям (и взрослым, если они пытаются помешать террористам). Малолетние заложники доставляют преступникам массу хлопот, поэтому они чаще всего решаются на убийство детей независимо от выплаты выкупа.

Однако эксперты считают не совсем верным категоричное утверждение, будто террористы абсолютно неразборчивы в средствах, лишены всяческих моральных принципов и готовы на все. И вовсе не сумасшедшие стоят во главе большинства известных террористических организаций.

Подобные характеристики не применимы к националистическим группировкам, придерживающимся мнения, будто борьба за национальные идеи сама по себе предоставляет лицензию на убийство.

Все зависит от того, насколько вы сумеете установить психологический контакт с террористами. От этого ваши шансы на выживание повышаются.

Чем больше срок с момента выдвижения ультиматума, тем меньше вероятность гибели заложников, потому что с течением времени у террористов часто возникают разногласия по поводу дальнейших действий.

Как освободиться?

Вынужденные идти на переговоры и неоднократные контакты с властями, террористы тем самым дают все больше информации для спецслужб, которые выясняют, насколько те решительно настроены и насколько блефуют.

Разумное правительство всегда постарается избежать жертв среди заложников и попытается убедить террористов заменить требования на дру гие,тем не менее дав преступникам чувство уверенности в успехе. Власти, стремящиеся избежать человеческих жертв, никогда не станут с порога отвергать ультиматум захватчиков или отмалчиваться.

Заложники могут сами способствовать своему освобождению, найдя способ, с помощью внешне безобидной болтовни, как передать ценную информацию на волю: численность террористов, их вооружение, время еды и сна, где производится минирование и т. д.



Что еще почитать