Применение танков в первой мировой войне. Танки первой мировой войны В каком сражении были применены первые танки

Первый британский танк Mark I.

К концу 1916 года на полях сражений господствовала артиллерия и пулеметы. Артиллерия заставила противоборствующие стороны поглубже окапываться, а пулеметные очереди начинали косить, поднявшуюся в атаку, пехоту противника. Война превратилась в позиционную и на много километров протянулись окопные линии вдоль фронта. Казалось выхода из такого положения нет, но 15 сентября 1916 года после полугодичной подготовки, англо-французская армия начала наступление на севере Франции. В историю это наступление вошло как "Битва на реке Сомме". Эта битва знаменательна те только тем, что удалось откинуть немецкие войска на несколько километров, но и тем, что впервые в сражении приняли участие английские танки.


Н аступление союзников на реке Сомма началось 15 сентября 1916 года после массированной и длительной артиллерийской подготовки, в результате которой планировалось уничтожить инженерные оборонительные сооружения немцев. Британским солдатам даже внушали, что все, что им надо сделать, это пешком пройтись в сторону обороны немцев и захватить их позиции. Но не смотря на это, наступление забуксовало: немецкие позиции практически не пострадали от артиллерийских ударов, а их армия в обороне по-прежнему оставалась боеспособной. Армия Антанты истекала кровью, пытаясь прорвать немецкие позиции, но все усилия тратились совершенно напрасно. Тогда вновь назначенный английский главнокомандующий генерал Дуглас Хейг решил пустить в ход новое оружие - танки, только что доставленные на фронт. Старый военный относился к новинке с большими сомнениями, но положение на фронте обязывало бросить в бой последние козыри.

Хейга убеждали, что время для наступления он выбрал неподходящее. Осенние дожди довольно сильно размочили землю, а танкам нужен твердый грунт. Наконец, - и это самое главное - танков еще слишком мало, всего несколько десятков. Но выхода другого не было.

Первым британским танком, который принял боевое крещение в Битве на Сомме, был тяжелый танк Mark I, который имел вооружение: две нарезные 57-мм пушки модели Six Pounder, Single Tube, два 7,7-мм пулемёта «Гочкисс» M1909 с воздушным охлаждением ствола, размещавшихся позади пушек в спонсонах, а так же один такой пулемёт размещался в лобовой части танка и обслуживался командиром, и в ряде случаев ещё один пулемёт устанавливался в корме танка. Экипаж такого танка состоял из 8 человек.

49 танков Mark I получили приказ двинуться к передовым позициям. Была темная ночь. Стальные громады ползли, как черепахи, в ту сторону, где поминутно загорались в небе осветительные ракеты. Через 3 часа марша, на места, указанные для сосредоточения, явились только 32 машины: 17 танков застряли по дороге или встали из-за различных неполадок.

Заглушив двигатели, танкисты возились возле своих стальных коней. Заливали масло в моторы, воду в радиаторы, проверяли тормоза и оружие, наполняли баки бензином. За полтора часа до рассвета экипажи снова завели моторы, и машины поползли на противника...

Британский танк Mark I после наступления на реке Сомма, 25 сентября 1916 года.

На рассвете показались немецкие окопы. Сидевшие в них солдаты были поражены видом странных машин. Однако хваленая немецкая дисциплина взяла верх, и они открыли ураганный огонь из винтовок и пулеметов. Но пули не причиняли танкам никакого вреда, отскакивая от бронированных стенок, как горох. Подойдя поближе, танки сами открыли огонь из своих пушек и пулеметов. От града снарядов и пуль, выпускаемых с малой дистанции, немцам стало жарко. Но они не дрогнули, надеясь, что неуклюжие машины застрянут в многорядном проволочном заграждении, установленном перед окопами. Однако проволока для танков не составляла никакого препятствия. Они легко подминали ее своими стальными гусеницами, как траву, или рвали, как паутину. Тут немецких солдат охватил настоящий ужас. Многие из них стали выскакивать из окопов и бросались бежать. Другие поднимали руки, сдаваясь в плен. Вслед за танками, прячась за их броней, шла английская пехота.

У немцев не было машин похожих на танки и вот почему эффект от первого массированного боевого применения танков превзошел все ожидания.

Массивный, серо-дымчатый мираж –

Таков в крови рассвета горный кряж.

Опасно иссечён скалистый склон,

Куда попал на карте карандаш,

Куда за танком танк, носами в ров,

Прямой наводкой бьют, создав заслон.

Оружьем всех мастей нагружена,

На проволоку, в орудийный рев,

Пехота прёт вперёд. Отражена

На лицах лишь растерянность. Беги

На смерть, спеши на смерть, на смерть ползи…

Грохочет пульс, скрежещет сталь, в грязи

Надежда тонет… Боже, помоги!

Английский поэт Зигфрид Сэссун, участник Первой мировой войны

Танк как решение проблемы позиционного тупика

Наступление англо-французских войск на реке Сомме в Северной Франции к осени 1916 года полностью выдохлось, сведясь к позиционной бойне. Попытки прорыва немецких оборонительных позиций, состоявших из многочисленных рядов траншей, щедро «приправленных» колючей проволокой, всякий раз оборачивались неудачей. При отсутствии заметных результатов потери в наступлении превосходили потери обороняющейся стороны в разы – например, за первый день наступления англичане потеряли около 20 000 человек убитыми и 40 000 ранеными, а потери немцев составили всего около 6000 солдат. Ситуация для англичан казалась тупиковой.

Генерал Дуглас Хейг, главнокомандующий Британскими экспедиционными силами во Франции в Первую мировую войну

Но у английского генерала Дугласа Хейга в рукаве был припрятан ещё один козырь – новое секретное оружие, которое с целью конспирации назвали tank – «бак, цистерна». Начав производство танков ещё в 1915 году, к осени 1916 года британцы смогли сделать около полусотни бронированных ромбовидных чудовищ. Гусеничные машины Mark I выпускались в двух модификациях – «самки» с пулемётным вооружением и «самцы» со смешанным пулемётно-артиллерийским (два 57-мм орудия и пулемёт).

Переправленные на материк, английские танки скрытно доставили к линии фронта. В результате ночных переходов по неразведанным маршрутам к сборным пунктам на передовой сумели добраться только 32 машины из 49 – часть танков завязла в грязи, часть вышла из строя из-за поломок. «Лунный» ландшафт поля боя с многочисленными взрывными воронками и гром артиллерийской канонады ошеломили личный состав экипажей боевых машин – большинство танкистов оказалось на фронте впервые.


«Лунный» ландшафт поля боёв на Сомме, 1916 г.

Британцы планировали атакой своей 4-й армии занять деревни Гведкур и Флёр, которые обороняла германская 1-я армия. На это раз самоубийственной атаке пехоты предшествовал дебют танков, на которые англичане возлагали большие надежды.

Первый танковый бой в истории

Ранним утром 15 сентября 1916 перед глазами окопавшихся немецких пехотинцев появился сам дьявол. В промежутках заградительного огня, предусмотрительно оставленных английскими артиллеристами, на позиции немцев двигалось нечто доселе невиданное.

Первым в атаку на немцев (первую танковую атаку в истории!) в 5.15 утра устремился танк-«самец» D1 капитана Мортимера. Уничтожив немецкое пулемётное гнездо в узле обороны между Жинши и Дельвиль Вуд, этот танк был выведен из строя снарядом, попавшим в ходовую часть. Но в бой уже вступали остальные танки.


Предположительно, танк D1 капитана Мортимера, первым вступивший в бой 15 сентября 1916 г.

Разрывая проволоку заграждения и переваливаясь через цепочки траншей, Mk.1 медленно, но уверенно ползли вперёд, одновременно вписывая себя и свои экипажи в мировую историю. Членам экипажа, кстати, приходилось работать в условиях, далёких от комфортных. Грохот орудий и пулемётов, ужасная задымлённость от пороховых и выхлопных газов гармонично дополнялись теснотой – внутри каждого из первых танков находился миниатюрный склад, включавший в себя баки с моторным маслом, топливом, водой, двухдневный запас продовольствия, запасные стволы к пулемётам, запасной пулемёт, снаряжение, а также средства связи в виде сигнального флага, сигнальных ламп и клетки с почтовыми голубями.

Реакцией немецких солдат на атаку британских танков стала паника. Обычный для Первой мировой войны военный психоз от непрерывных артиллерийских канонад - shell-shock - уже никого не удивлял. Но шок немецких войск от появления танков оказался ещё сильнее. Фраза «Дьявол идёт!», выкрикнутая кем-то из немецких солдат, распространилась по траншеям со скоростью пожара. Танкисты сквозь смотровые щели с удовлетворением наблюдали за убегающими с позиций фигурами в серой униформе «фельдграу». К мистическому страху добавлялся и вполне рациональный ужас от того, что индивидуальное стрелковое вооружение пехоты против новых стальных монстров было почти бесполезным.


Танк Mk.1 в битве на Сомме, 1916 г.

В ходе наступления некоторые из далеко не совершенных машин с грохотом обрушивались в немецкие убежища или беспомощно застревали в снарядных воронках. Экипажам приходилось экстренно покидать боевое отделение застрявших машин и пытаться вернуть их в строй. В ходе атаки по разным причинам было выведено из строя 10 танков, ещё 7 получили незначительные повреждения. Но те из Mk.I, которые шли дальше, проявили себя очень удачно.

Танк-«самец» D17 «Диннакен» лейтенанта Хасти первым вошёл в деревню Флёр, неспешно преследуя убегающих и прячущихся в погребах немцев. Британский авиационный разведчик, пролетавший над полем боя, не без удовольствия сообщал:

«Танк движется по главной улице деревни Флёр, и английские солдаты идут вслед за ним в хорошем настроении».

Проделывая проходы в проволочных заграждениях и давя пулемётные гнёзда, танки оказали ощутимую помощь британской пехоте. Остановившийся над германской траншеей, Mk.1 очистил её пулемётным огнём, а затем двинулся вдоль окопа, захватив в общей сложности 300 пленных. Другой танк открыл пехоте дорогу в деревню Гведекур, после чего, правда, был подбит артиллерийским выстрелом. Из охваченной пожаром машины сумели спастись лишь два члена экипажа.

Результаты

Безусловный тактический успех первого применения танков имел двоякое значение. С одной стороны, пять часов боя с их участием позволили англичанам при сравнительно небольших потерях захватить участок фронта протяжённостью до 10 км и продвинуться на несколько километров в глубину. Были взяты позиции, атаки на которые долгое время оставались безуспешными. Скептически оценивавший возможности танков, генерал Дуглас Хейг немедленно заказал производство ещё тысячи машин.

С другой стороны, в угоду тактическому наступлению англичане пожертвовали эффектом неожиданности. Впечатление от первого применения ошеломляющих боевых машин одновременно на многих участках могло быть намного сильнее. В реальности же новость об их использовании моментально разлетелась по всему фронту, а затем и по всему миру. Почти в каждой державе-участнице Первой мировой войны, в том числе и на стороне противника, закипела работа военных разведчиков и инженеров по созданию своих танков и средств борьбы с ними.

Чертёж германской противотанковой гранаты, добытый русской разведкой, 1917 г. Развитие танков и средств борьбы с ними с осени 1916 г. шло полным ходом

Российская империя в силу известных революционных событий так и не успела создать свои «сухопутные дредноуты», хотя тщательно следила за их эволюцией. В бумагах Главного управления Генерального штаба, сохранившихся в военных архивах, встречаются такие донесения за декабрь 1916-го (орфография первоисточника сохранена):

«В Германии на заводах Круппа, Эрхарта и Ханза-Лойд в Бремене строится до 120-ти «Танка», пока… двух типов. Предполагается, что германцы будут ими пользоваться на всех фронтах, где они будут наступать, но не для обороны… Наилучшим способом действий против «Танко» признается огонь траншейных 3,7 сантиметровых пушек».

Именно события 15 сентября 1916 года сделали слово «танк» международным и наделили его новым, военным значением. Курьёзные окончания в конце слова в донесении выглядят забавно и объясняются новизной этого слова-заимствования в русском языке на тот момент.

Одновременно с появлением нового слова «танк» в военном лексиконе война приняла новый облик.

Источники:

  • Митчель Ф. Танки на войне. История развития танков в мировой войне 1914–1918 гг. М., 1935.
  • Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 493. Оп. 2. Д. 6. Ч. 2. Сводки сведений, поступивших в Главное управление Генерального штаба.
  • РГВИА. Ф. 802. Оп. 4. Д. 1477. Материалы о мерах борьбы с танками в случае применения их иностранными державами.
  • Федосеев С. Л. Танки Первой мировой. М., 2012.

Начиная с Первой мировой войны и по сей день танки господствуют на полях войн и локальных конфликтов. В СССР танкостроение было налажено хорошо. Танки модернизировались и становились всё более эффективными.

Первые танки

Танки впервые нашли боевое применение на полях Первой мировой войны. Однако на Восточном фронте ни русские, ни германские войска никогда танков не применяли. Первым этапом в развитии танкостроения в Советской России стало копирование трофейных образцов, захваченных в ходе Гражданской войны. Так, на основе захваченных в 1919 году в боях под Одессой танков «Рено» была создана на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде серия из 12 танков. Следующим шагом стало создание танков «МС-1», которые нашли первое боевое применение в боях на КВЖД в 1929 году. К концу тридцатых годов они стали использоваться как неподвижные огневые точки.

Поиски и решения

Вторым этапом можно назвать период 1929 - 1939 годов, когда на основе приобретённых за рубежом проектов создавались собственные танки. Одни машины содержали значительные заимствования, другие - гораздо меньшие. Главной задачей было дать Красной Армии большое количество простых в производстве и эксплуатации танков. Так появились относительно простые и массовые советские лёгкие танки «Т-26» и «БТ», неплохо зарекомендовавшие себя в военных конфликтах межвоенного периода.

Период 1930-х для всего мира и не только для СССР был временем поиска решений, каким именно должен быть танк. Существовали самые различные идеи и концепции: от тактико-технических данных и до способов применения. Отражением идеи создания многобашенного танка в СССР стало появление танков «Т-28» и «Т-35», предназначенных для прорыва укреплений противника.

«Т-28» неплохо показали себя в ходе Польского похода и в непростых условиях Советско-финской войны. Однако после войны с Финляндией остановились на идее создания однобашенного танка с противоснарядным бронированием. Большим успехом стало создание дизельного двигателя «В-2», который устанавливался в годы Великой Отечественной войны на все советские средние и тяжёлые танки. Так, ещё 3 ноября 1939 года нарком обороны Ворошилов и нарком среднего машиностроения Иван Лихачёв докладывали в ЦК ВКП(б), что советские танкостроители в короткий срок «добились действительно выдающихся результатов, сконструировав и построив танки равных которым нет». Речь шла о танках «Т-34» и «КВ».

Первые в мире

В канун Великой Отечественной войны производство танков было развёрнуто в Харькове, Ленинграде и Сталинграде (перед войной начали осваивать производство «Т-34»). А к началу Второй мировой войны СССР по количеству танков превосходил любую армию мира. Кроме того, одной из особенностей СССР стало массовое (например, в сравнении с Германией) производство бронеавтомобилей, также сыгравших значительную роль в военных конфликтах конца 1930-х.

Отказ от лёгких танков

Период Великой Отечественной войны характерен целым рядом тенденций. Во-первых, в ходе эвакуации промышленности на восток страны и огромных потерь в танках в первые месяцы войны требовалось создание и выпуск простых и дешёвых боевых машин. Таковым стал второй по массовости после «Т-34» танк «Т-60», созданный на базе плавающего танка «Т-40».

Вооруженный 20 мм автоматической пушкой и 7,62 мм пулемётом танк сыграл важную роль в битве под Москвой. Дальнейшим его развитием стали лёгкие танки «Т-70» и «Т-80» с усиленной броневой защитой и 45-мм пушкой.

Однако после 1943 года дальнейшее проектирование и производство лёгких танков в СССР было признано нецелесообразным из-за большой уязвимости, хотя Германия и страны антигитлеровской коалиции в разных пропорциях продолжали производство подобных машин.

«Тридцатьчетвёрки»

Второй тенденций стало очень быстрое развитие и старение танков - если на 1941 год советские «Т-34» и «КВ» с 76 мм пушками были почти неуязвимы в танковых боях, то с середины 1942 года картина изменилась - требовалось создание более мощных танков. В СССР пошли по пути создания пусть не идеального, но простого и массового танка каковым стал «Т-34/76» и «Т-34/85».

«Т-34» стал самым массовым танком Второй мировой войны. Всего за годы войны было выпущено около 48 тыс. «тридцатьчетвёрок». Для сравнения: танков «Шерман»- 48 тыс., а немецких «Т-IV» – около 9,5 тыс.

Т-34 действительно оказался лучшим вариантом для отечественной промышленности, армии и специфических условий боевых действий от Кавказа до Заполярья.

Подобные тенденции отразились и в создании тяжелых танков ИС. Кроме того если до Великой Отечественной войны самоходные орудия не занимали значительного места в системе вооружения Красной Армии, то с середины войны наоборот - САУ начинают играть значительную роль и запускается их массовое производство.

После войны. Три танка

Послевоенный период характеризуется обобщением опыта Второй мировой войны. Концептуально на вооружении были оставлены тяжёлые и средние танки, а с начала 1960-х наметился переход к созданию основного танка.

В СССР 1970-1980-х, по сути, было три основных танка. Первым стал «Т-64» (выпускался в Харькове) - принципиально новая машина, в которой был воплощён целый ряд действительно революционных идей. Однако танк оставался слишком сложным в освоении и эксплуатации. Тем не менее, машина с вооружения не снималась и оставалась в западных округах СССР.

Второй машиной стал разработанный на Кировском заводе «Т-80», там же были выпущены первые машины, а массовое производство было развёрнуто в Омске. Танк имел газотурбинный двигатель, а в силу возросшей скорости изменилась и ходовая часть.

Третьим, и одним из самых известных образцов, стал «Т-72», который неоднократно модернизировался. Его выпуск был налажен в Нижнем Тагиле. Послевоенный период характеризуется и масштабным экспортом советской бронетехники, обусловленным как экономическими, так и политическими причинами. В ряде стран было налажено и собственное производство. Прежде всего это касается стран Варшавского договора и отчасти Китая. Относительно простые и дешёвые советские танки нашли широкое применение в войнах и локальных конфликтах в Африке и Азии.

Лекция № 1

История создания первых танков и их применения в Первой мировой войне (1914-18 гг.). Последующее развитие танкостроения и выпуск танков странами Европы и США.

Начальные годы второго десятилетия прошлого века характеризовались нарастающим обострением экономических противоречий между группами европейских стран. Экономически усиливающаяся Германия настойчиво пробивала себя в лидерство капиталистической системы. Военный конфликт назревал неминуемо. Поводом к нему послужило убийство наследника австро-венгерского престола в Сараево 28 июня 1914 года. С этого и началась Первая мировая война. Число втягиваемых в эту войну стран возрастало, что привело к возникновению или организации противоборствующих коалиций. Это страны германо-австрийского блока, и, с другой стороны, страны Антанты. Царская Россия также была на стороне Антанты.

Правящие лидеры и военные каждой из стран коалиций считали, что война будет молниеносной, и каждый рассчитывал при этом на победу, не помышляя втягиваться в затяжные военные действия. Всего в войне было задействовано 38 государств. Численность действующих армий превысила 29 млн. человек. Но, уже в первый год войны, наступающие характеры воюющих армий привели к тому, что сухопутные войска воюющих коалиций полегли в братские могилы и заполнили госпиталя. Мобилизованные людские резервы исчерпались, сил для наступлений не хватало. Наступил военный кризис, война стала нести затяжной характер, зарываясь в окопы, прикрываясь заграждениями и колючей проволокой. Для достижения успехов при наступательных действиях странам Антанты теперь еще необходимо было взламывать оборону противника, преодолевая заграждения.

Одним из первых, кому принадлежит мысль и идея создания машины с высокими показателями проходимости через окопы с проволочными заграждениями, был военный инженер, подполковник при штабе британской экспедиционной армии, Эрнест Суинтон. Уже в октябре 1914 года он обратился в Комитет имперской обороны с предложением использовать в боевых действиях шасси трактора «Холт». Однако в тот период военный министр Великобритании фельдмаршал лорд Китченер его письмо с указанным предложением оставил без ответа. В ноябре 1914 года капитан Туллок, управляющий пароходной компанией в Чильворте, обратился в тот же Комитет с предложением создания «сухопутного крейсера». Были и другие проекты.

В 1915 году уже демонстрировались некоторые переоборудованные трактора и проводились пробные испытания. Однако члены военного министерства Великобритании сочли эти проекты бесперспективными. Но неожиданно эти проекты и предложения заинтересовали первого лорда Адмиралтейства Уинстона Черчилля. А настойчивое мнение многих фронтовых военных заставило заняться решением вопросов о создании боевых машин для преодоления заграждений на полях боевых действий. Секретарем Комитета имперской обороны был назначен уже известный нам военный инженер Суинтон, который и занялся координацией работ по созданию гусеничных боевых машин. 15 июня 1915 года был образован Совместный комитет Армии и Флота, которым был выдан заказ Машиностроительной фирме в Линкольне на разработку вездеходной машины с использованием силового блока тяжелого трактора «Фостер-Даймлер» и шасси американского трактора «Буллок». Работой руководил управляющий фирмой инженер Уильям Триттон. Из действующего резерва ВМС Великобритании ему в помощь был направлен лейтенант Гордон Вильсон. Все работы шли при полной и тщательной секретности. Первая машина получила название «№1 Линкольн» и представляла собой установленный на шасси трактора «Буллок» коробчатый бронированный корпус с грубым макетом башни.

10 сентября 1915 года прошли первые испытания. Испытания показали недостаточную надежность ходовой части при нагрузках. Используя различные конструктивные варианты ходового движителя, Триттон и Вильсон выбрали лучший вариант – звеньевая гусеница с жесткой подвеской. К концу ноября 1915 года изготовили новую машину, назвав ее «Маленький Вилли» (рабочие фирмы усмотрели в этом варианте сходство с Вильсоном).

ТТХ машины:

Масса – 18,3 тонны

Размеры – длина 5,45 м (без опорного хвостового устройства), ширина 2,8 м, высота 2,41 м

Толщина стенок корпуса – 6 мм

Силовая установка – шестицилиндровый бензиновый двигатель «Даймлер» мощностью 105 л.с. при 100 об/мин. кол.вала.

Вооружение – пулемет «Винкерс» калибра 7,7 мм. По бортам корпуса имелись лючки для стрельбы из личного оружия.

Экипаж – 4-6 чел.

Машина преодолевала препятствия:

Ров шириной 1,52 м

Стенку высотой 0,6 м

Подъем до 20 градусов

Скорость движения – 3,2 км/час.

Первые боевые применения этих машин показали недостаточные технические характеристики, и фирма продолжала работы по их улучшению. Поэтому, по другим источникам, характеристики показаны несколько отличными. И, тем не менее, появление танков на полях боев оказалось неожиданным и эффективным.

Откуда пошло название «танк»? Машины везли при соблюдении секретности, зачехленные, закрытые под макеты баков, емкостей, на английском это произносится «танк», отсюда и окончательное название.

Применение этих машин на полях сражений в Первую мировую войну в 1916 году дало молниеносный толчок развитым европейским странам и США на создание своих отечественных вездеходных боевых машин. Наиболее интересным и удачным танком того периода можно назвать французский «Рено FT-17». Принят на вооружение с лета 1918 года. Его можно назвать первым танком классической конструкции – с башней, имевшей пушечное вооружение, и полным круговым обстрелом на 360 градусов.

Мы не случайно более подробно остановились на этой машине, т.к. именно она в 20-30-х годах прошлого столетия предстала вариантом базовой машины для конструирования и создания первых советских отечественных танков.

ТТХ танка «Рено FT-17»:

Масса – 6600 кг

Размеры: длина с опорным «хвостом» 5,0 м, ширина 1,71 м, высота 2,133 м

Силовая установка - один 4-х цилиндровый бензиновый двигатель «Рено» мощностью 35 л.с.

Максимальная скорость при движении по дороге - 7,7 км/час

Запас хода – 35,4 км

Вооружение – 1 пушка калибра 37 мм или 1 пулемет

Экипаж – 2 чел.

За оставшийся период Первой мировой войны было выпущено 3000 танков «Рено». На некоторые машины уже тогда устанавливали радиопередатчики.

С целью военно-тактических познаний о боевом применении танков надо отметить их первое применение объединенным командованием массированно. Так, в одной из контратак в районе Суассона участвовало 480 танков. Насколько этот танк оказался удачным, можно судить по факту использования их на вооружении в армиях некоторых государств вплоть по 1939 год.

Танк «Уиппет» Мк А. Изготовитель - государство Великобритания. Серийное производство начато в конце 1917 года.

ТТХ танка «Уиппет» Мк А.:

Масса – 14300 кг

Длина 6,1 м, ширина 2,62 м, высота 2,74 м

Силовая установка – два 4-х цилиндровых бензиновых двигателя «Тэйлор» мощностью каждый в 45 л.с.

Максимальная скорость движения по дороге – 13,4 км/час

Запас хода 257 км

Толщина брони 5-14 мм

Вооружение – 2 пулемета «Гочкисс»

Экипаж – 4-5 чел.

Первый бой произошел в марте 1918 года. За несколько минут до боя семь английских танков неожиданно были атакованы немецкими танками А7V. Один из атакованных танков был уничтожен сразу, второй поврежден. Оставшиеся пять танков атаковали немецкие позиции. Уничтожено до 400 солдат, оставшиеся – до 2-х батальонов – обратились в бегство. Обладая хорошим запасом хода, эти танки глубоко проникали в оборону противника, наводя панику в тылу немецких войск.

Немецкий тяжелый танк А7V. Этот танк спешно разрабатывался немецкими инженерами в 1917 году в ответ на появление первых британских танков. За основу ходовой части немцы также взяли подвеску трактора «Холт». Уже в декабре немецкое командование заказало для изготовления 100 танков А7V. Однако, промышленность Германии к этому времени работала уже с перебоями. Изготовлено было всего 20 танков. Эти танки вошли в историю, как участвовавшие первыми в танковом бою (т.е. танки против танков).

ТТХ танка А7V:

Масса – 33500 кг

Длина 8,0 м, ширина 3,06 м, высота 3,3 м

Силовая установка – два бензиновых двигателя «Даймлер» мощностью 100 л.с.

Максимальная скорость при движении по дороге – 12,9 км/час

Запас хода – 40 км

Толщина брони – 10-30 мм

Вооружение – пушка калибра 57 мм, шесть пулеметов

Экипаж – 18 чел.

Несколько позже в США был разработан и выпущен танк «Кристи», который для нас вошел в историю, как базовый вариант создания отечественных танков марки БТ в конце 20-х - начале 30-х годов.

В прошедшей войне Германия потерпела поражение. Оправдывая причины своего поражения, некоторые германские генералы считали применение силами Антанты нового вида оружия, а именно танков. Так, по высказыванию генерала фон Цвеля: «Нас победил не гений Фоша * , а генерал Танк». И хотя это прикрытие под причину поражения, но доля истины в этом есть.

Первые танки еще не обладали достаточно эффективными тактико-техническими характеристиками, но они показали – будущее за ними и огромные возможности для их совершенствования реальны и необходимы.

* Фердинанд Фош (1851-1929 гг.), маршал Франции. В Первую мировую войну командовал армией, группой армий, в 1917-18 гг. – начальник Генштаба, с апреля 1918 г. – Верховный главнокомандующий союзными войсками. (Советский энциклопедический словарь. Стр. 1422. Издание второе, Москва, 1983).



15 сентября 1916 года в ходе Первой мировой войны во время битвы на Сомме британцы впервые в военной практике человечества применили танки - 32 довольно примитивные и медленные машины, которые одним своим видом вызвали панику в немецких оборонительных рядах, сообщает gazeta.ua .

Весной 1915 года при британском Адмиралтействе был создан "Комитет сухопутных кораблей", перед которым была поставлена задача создать бронированную боевую машину для охраны континентальных береговых баз. Летом 1915 года контракт на разработку такой машины был предоставлен компании по производству сельскохозяйственной техники "William Foster & Co".

Строительство прототипа началось 11 августа, а уже 9 сентября первый экземпляр танка сделал пробный пробег по территории завода. Танк был назван "Little Willie" ("Малыш Вилли"), а осенью появилась его усовершенствованная версия - "Big Willie" ("Верзила Вилли"), 49 экземпляров которой под названием "Mark I" поступило в следующем году в британские военные части.

Экипаж 28-тонного танка состоял из восьми человек, двое из которых занимались его управлением, двое были стрелками, еще двое их помощниками; руководил танком офицер, в распоряжении которого было еще два механика. В качестве вооружения использовались две 57-мм пушки и два или четыре 7,7-мм пулемета. Скорость танка составляла около 6,5 км/ч, а запас хода не превышал 40 километров. Место размещения экипажа танка не было отделено от двигателя, из-за этого температура внутри корпуса достигала 50 градусов и были случаи, когда первые танкисты теряли сознание, отравившись угарным газами и парами масла. 8-миллиметровая броня должна была уберечь экипаж танка от стрелкового оружия, а для защиты от случайных осколков танкистам выдавалась кожаная кольчуга и шлем.

1 июля в районе реки Сомма (Франция) началось наступление англо-французских войск на немецкие позиции. Атаке предшествовала недельная артподготовка, которая, однако, не разрушила оборонительные позиции немцев и в первый же день боя из 100 тысяч британских солдат погибло двадцать тысяч, а сорок тысяч были ранены. Действия следующих дней также были малоэффективными и сопровождались большими потерями - за каждые десять метров немецких позиций погибало 100 французских или английских военных.

И даже 15 сентября, когда впервые в истории войн, были применены танки, изменить характер боя не удалось. Однако, несмотря на несовершенство танков, большая часть которых из-за плохой маневренности была потеряна во время немецкого контрнаступления, генерал Дуглас Хейг, командующий союзнических войск на Сомме, заказал еще несколько сотен экземляров новейшего вооружения.

Первый танковый бой состоялся 24 апреля 1918 года под городком Виллер-Бретонне (Северная Франция) - три немецкие танки A7V наткнулась на группу из трех британских танков Mark IV, два из которых были оснащены только пулеметами для поддержки пехоты. В результате перестрелки они были повреждены, а третий британский танк, оснащенный пушкой, сумел подбить один танк противника, после чего два немецких танка отступили. В тот же день немецкий и британские танки были отремонтированы и продолжили боевые действия.




Что еще почитать