На сцене употребляется не обычная бытовая, упрощённая речь, свойственная большинству людей, а особая - сценическая речь [Приложение 1, 73].
Современная сценическая речь основана на традициях русского театра. Над программами сценической речи работали: Е.Ф. Сарычева, Э.М. Чарелли, Н.П. Вербова и др. .
Сценическая речь - одно из основных профессиональных средств выразительности актёра. Ее главная цель - овладение мастерством слова в процессе исполнения роли, поэтому сценическая речь тесным образом связана с пластикой, движением, ритмикой и актерским мастерством .
Работа над сценической речью включала в себя:
· отработку дикции;
· устранение вятского диалекта [Приложение 1, 25].
· интонационно гибко, подвижно (для точности выражения эмоций героев);
· с амплитудой динамики (от P до F);
· полётно (чтобы его было слышно из любой точки зала).
Дикция подразумевает четкое произнесение согласных звуков и правильную артикуляцию гласных звуков речевым аппаратом. Артикуляция - это работа речевого аппарата. При вялой артикуляции, несоблюдении темпа речи и «съедании» окончаний снижается качество дикции .
Развитие дикции, умение красиво говорить необходимо учителю при общении с детьми, а актеру - со зрителями.
Упражнения на усовершенствование дикции предполагают активизацию работы речевого аппарата и улучшение артикуляции. Артикуляция готовит наш аппарат к разговорной речи, а дикция работает над применением этого аппарата в конкретных буквах и словах [Приложение 9].
Отработка дикции начиналась с индивидуальной работы над ролью, с помощью различных упражнений:
Работа над дыханием (взятие дыхания дозировано, активно, объемно, бесшумно);
Работа над артикуляцией (движение мимических мышц лица, челюсти, губ, языка, мягкого нёба);
Произношение скороговорок [Приложение 1, 68] и чистоговорок [Приложение 1, 89].
В спектакле были задействованы виды речи:
«Рисунок 2»
Диалогическая речь - относится к средствам актерского мастерства. Это поддерживаемая речь, в ходе которой, собеседники ставят уточняющие вопросы, вставляют реплики и помогают заканчивать мысль, или меняет её суть. В диалогической речи очень важно интонирование .
Наиболее яркие диалоги в нашем спектакле:
· Мальчика-с-пальчика с Людоедом;
· Дровосека с женой;
· двух Людоедок;
Монологическая речь – длительная непрерываемая система мыслей, высказанная одним лицом. Монолог должен соответствовать настроению персонажа, раскрывать его внутренний мир, соответствовать характеру содержания картины и ее темпо ритму .
Монологическая речь является вершиной актерского мастерства.
Монологическая речь может сопровождаться движением по сцене, мимикой и жестами, переходить в вокальную в контексте спектакля.
Нами проводилась работа над выразительностью речи и её эмоциональной насыщенностью, тембральной окраской [Приложение 1,83]. С помощью этих свойств речи, актерам удалось передать разнообразные чувства героев:
· радость (первый монолог Мальчика-с-пальчика);
· растерянность (мальчики потерялись в лесу);
· ярость (кража сапог у Людоеда);
· безысходность (монолог Дровосека);
· страх (приход Людоеда) и т. д.
Так как мы проживаем в г. Кирове, на Вятке, нам так же приходилось корректировать в речи студентов особенности вятского диалекта.
Некоторые отличительные черты вятского диалекта:
· оканье - произношение [о];
· мягкость согласных [ш"], [ж"] перед гласными [и]- [муж’ик];
· долгие шипящие, обозначаемые буквами Щ [сч] и ЖЖ [зж], [овошшы]
· утрата конечного Т/СТ в сочетании СТ/СТЬ (горсь «горсть», влась «власть»);
· выпадение гласного звука в окончание (быват - бывает; знат - знает);
· перенос ударений (ре шим- реши м; зво нит- звони т).
В речи младших школьников часто встречаются ошибки в произнесении отдельных согласных звуков (с, р, л). Правильное произнесение играет важную роль в формировании детской речи. Работа над развитием речи в театральной студии помогает ребенку преодолеть речевой барьер, формируя при этом правильную речь, четкую дикцию, насыщенную интонацию. Занятия театральной деятельностью способствуют совершенствованию детской речи, используя для этого игровые, познавательные формы.
Таким образом, работа над речью являлась неотъемлемой частью технологии проведения и постановки спектакля. Благодаря правильной, четкой, эмоционально окрашенной речи актеров были созданы характерные и правдоподобные образы героев.
2.2. Вокальная работа
Музыка в детском театре расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку слова, мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств.
Музыкальная сказка [Приложение 1, 47], мюзикл [Приложение 1, 48], музыкальная сюита для детей [Приложение 1, 75], детская опера [Приложение 1,49] - это те жанры музыкального искусства, в которых одну из главных ролей, непосредственно, играет сама музыка.
Музыка с первых аккордов вводит детей в волшебный мир сказки, заставляет с интересом следить за сюжетом, побуждает к сопереживанию, помогает различить эмоции: радость, грусть, удивление, подчеркивает кульминационные моменты, определяет настроение отдельных героев и целых картин.
Благодаря музыкальным образам, точным вокальным характеристикам, композитор делает сказочных персонажей более выразительными, интонационно богатыми и даёт ребёнку, впервые соприкоснувшемуся с «музыкальным языком» , ощущение новизны чувств и полёта фантазии.
В нашем спектакле участвовало 30 студентов - актёров и все они исполняли вокальные партии: соло, в ансамбле, в хоре.
В музыкальной сказке « Мальчик-с-пальчик» 15 сольных партий:
· Мальчик-с-пальчик;
· Дровосек;
· Людоед;
· Береза;
· Берёза;
дочери Людоеда:
· Мечтательная;
· Скромная;
· Кокетливая;
· Добрая;
· 1ая Людоедка;
· 2ая Людоеда.
Три дуэта:
· Дровосек с женой;
· Разговор Людоеда с Мальчиком-с-пальчиком;
· Сёстры Людоедки.
Три ансамбля:
· Братья Мальчика-с-пальчика;
· Дочери Людоеда;
· Птички.
Два хоровых номера:
· Вечный шум листвы;
· Финальная песня.
Каждый вокальный номер являлся фрагментом сквозного развития дальнейших событий в спектакле.
Вокальная работа в музыкальном спектакле занимала одно из ведущих мест. Для того чтобы создать образ героя в музыкальном спектакле, необходимо владеть навыками вокального исполнительства: певческим дыханием на опоре, чистотой интонирования, ровностью звучания голоса по всему диапазону партии, высотой певческой позиции, четкостью дикции, выразительностью исполнения .
Пение - сложный психофизиологический процесс. Во время пения у человека работают органы, участвующие в голосообразовании:
Ротовая и носовая полости,
Трахея, бронхи, лёгкие,
Грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой,
Мышцы грудной полости.
Грамотное, осмысленное пение возможно лишь при условии развития музыкального слуха и овладения элементарными певческими навыками.
Вокальная работа в спектакле строилась по следующим направлениям:
· знакомство с вокальной партией (прослушивание);
· работа с нотным текстом (разучивание);
· создание образа героя средствами музыкальной выразительности.
На репетициях пение упражнений (распевание) занимало 10-15 минут [Приложение 10].
Функции распевки:
Расширение певческого диапазона,
Отработка различных вокальных техник.
Фрагменты вокальных номеров спектакля также были включены в комплекс упражнений.
В вокальных партиях музыкальной сказки «Мальчик с пальчик» сложный ритмический рисунок, поэтому над ритмом велась особая работа. Мы преодолевали эти трудности с помощью:
· прохлопывания ритмического рисунка,
· проговаривания текста в заданном ритме,
· пения на определенный слог,
· пения в разных темпах.
В основе звукообразования лежит певческое дыхание. Певческое дыхание отличается от обычного: выдох значительно удлиняется, вдох укорачивается. Дыхательный процесс из автоматического (неконтролируемого нашем сознанием) переходит в волевой. При пении используется нижнереберное - диафрагматическое дыхание .
Чтобы улучшить качество певческого дыхания мы выполняли следующие упражнения:
· взятие дыхание с последующей задержкой и напряжением мышц брюшной полости,
· взятие дыхания, его задержка с последующим продолжительным выдохом на звук [с],
· быстрое взятие дыхание с резким активным выдохом на слог «ха».
Таким образом, музыка - важнейшее средство характеристики образов и сценических положений, неотъемлемый компонент драматургии спектакля, в конечном счёте - ведущий проводник художественной идеи. Обладая определенными вокальными навыками, участники музыкального спектакля смогли более ярко передать свои чувства и эмоции, что во многом помогло раскрыть образы героев на сцене в сольных и хоровых номерах спектакля.
В пении человек проявляет своё отношение к музыке. Благодаря пению у ребенка укрепляется дыхание и формируется певческое дыхание, осанка, улучшается дикция, развивается диапазон и сила голоса, происходит укрепление голосовых связок. Пение гласных звуков помогает устранить речевые дефекты. В процессе пения ребенок эмоционально раскрепощается, улучшается его психическое и физическое состояние.
2.3. Постановка танцевальных номеров
Танец – это вид искусства, основанный на выразительности ритмичного движения и пластики человеческого тела. Танец организован в пространстве и времени в единую композицию. Танцевальный образ обусловливает характер движения и манеру исполнения, тесно связан с музыкой и дополняется костюмом.
Танцевальные движения ведут происхождение от основных форм движений человека - ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Использование перечисленных движений в сочетании друг с другом позволяют создать танцевальные композиции.
К главным характеристикам танца относятся:
Характеристики танца | |||
ритм | рисунок | динамика | техника |
«Рисунок 3»
· ритм - относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений;
· рисунок - сочетание движений в композиции;
· динамика - варьирование размаха и напряженности движений;
· техника - степень владения телом и мастерство в выполнении основных движений и позиций.
Танец в спектакле – это своеобразный язык действующих лиц пьесы, средство выражения их чувств, рассказ об их поведении, поступках, чертах характера.
Постановка танцевальных номеров состояла из следующих этапов:
· прослушивание музыки, определение темпа и ритма;
· подбор движений, соответствующих образам героев и характеру музыки;
· составление рисунка - схемы танца;
· разучивание движений, работа над качеством исполнения;
· включение танцевальных эпизодов в целостную картину спектакля.
В нашем спектакле были созданы следующие танцевальные постановки [Приложение 11]:
· танец Мальчика-с-пальчика и братьев – бытовой танец, в котором движения имитировали трудовую деятельность братьев. Танец ритмичный, подвижный, синхронный;
· танец бабочек, в основе которого лежал вальс - воздушный, кружащийся, легкий;
· танец деревьев передавал величественность леса; исполнялся неторопливо, с достоинством; движение рук изображали шелест кроны деревьев;
· танец птичек - шуточный, с помощью движений головы, рук и небольших шагов имитировал характер поведения птиц;
· танец дочерей Людоеда - легкая полька с подскоками; исполнялась в парах; передавала беззаботный характер сестер.
Танец в спектакле раскрывает духовный мир персонажа и служит средством эмоционального воздействия на зрителей. Он передает чувства, переживания, состояние персонажей, их характеры и поступки, особенности труда, быта, национального характера. Танцевальная сцена в спектакле должна подчиняться законам построения музыкального произведения.
Танец благоприятствует физическому, психическому, эмоциональному и личностному развитию ребенка. С помощью танца ребенок учится взаимодействовать с другими, самовыражается, чувствуя себя активной и творческой личностью. Работа с танцем позволяет в полной мере удовлетворить одну из наиболее важных потребностей детей – потребность в движении. Танцуя, дети ощущают радость, потому что танцевать – это всегда весело.
Всем людям приходится много говорить в жизни. И качество речи сильно влияет на многие параметры жизни – отношение окружающих, способность убедить в своей правоте, достижение целей, успех и другие. Красивая и правильная речь вызывает доверие у людей, а тренированная дикция гарантирует, что голос будет более мелодичным. Это оказывается важным во многих случаях – при желании произвести впечатление, получить работу, удачно сделать презентацию или представить проект.
Улучшение дикции можно осуществить с помощью различных методов. В частности, среди них выделяются упражнения, которые помогают улучшить произношение звуков, и техники развития дыхания. При этом важно работать над интонацией, которая подсознательно у каждого человека влияет на то, как воспринимаются произносимые слова. Наконец, необходимо расширять свой словарный запас, для того чтобы речь была разнообразной и характеризовала Вас как образованного и умного человека.
Чтобы заставить людей слушать себя, необходимо развивать свое умение говорить. Самым простым, но затратным с точки зрения времени является этап увеличения четкости произносимых слов. Для того чтобы достичь результатов, необходимо регулярно выполнять следующие действия:
Большинство людей понимают, что при решении проблемы, как улучшить дикцию и речь, недостаточно просто работать над произношением слов. Важной составляющей является стремление к красивой и правильной речи. Не менее важен хорошо поставленный голос. Поэтому, пытаясь улучшить свою речь, важно помнить о следующих рекомендациях:
Таким образом, вопрос о том, как улучшить дикцию и речь, решаем и требует только небольшого количества свободного времени и упорства. При этом все приложенные усилия быстро вознаградятся и помогут в жизни любому человеку, вне зависимости от его профессии, социального статуса и увлечений
Красивая четкая речь не только приятна слуху, а потому вызывает расположение к человеку, умеющему хорошо говорить. В некоторых случаях обойтись без этого навыка совершенно невозможно. К примеру, трудно представить диктора центрального телевидения, который неспособен отчетливо выговаривать звуки.
Хорошая артикуляция будет полезна любому, кто вынужден говорить много, для широкой аудитории: лектору, учителю, политику, ютуберу. Регулярно выполняя упражнения для дикции можно достигнуть заметных успехов уже в первые недели занятий.
Дикция не имеет отношения непосредственно к голосу, его врожденным характеристикам. Дикция – это то, что можно и нужно «ставить» путем регулярных тренировок и специальных упражнений. Под «правильной дикцией» понимают соответствующее принятым нормам языка отчетливое и звучное произнесение всех фонем. В большой степени оно зависит от корректной постановки положения органов артикуляции (губ, языка), от умения правильно дышать. Оказывает свое влияние выразительность, богатый эмоциональный окрас речи.
Внимание! Для достижения длительного эффекта тренировка дикции должна войти в привычку, поскольку без регулярного повторения упражнений навык быстро утрачивается.
Невнятное произношение, проглоченные звуки – про такого человека говорят «у него во рту каша». Смысл сказанных слов тяжело понять, утрачивается необходимая выразительность, побудительный накал. В профессиях, которые требуют частого говорения на публику, это просто недопустимо.
Если голос не является рабочим инструментом, владение навыком красивой речи не менее полезно. Умея четко, внятно и доступно излагать свои мысли вслух, гораздо проще расположить к себе делового партнера, работодателя, добиться победы в конкурсе или получить желанное место в кастинге.
С чего следует начинать, как улучшить дикцию и четкость речи? Существует несколько разнообразных методик, позволяющих добиться потрясающего успеха при тщательном и регулярном выполнении упражнений. Среди них:
Важно! Выполняя упражнения для дикции и тренировки голоса, полезно записывать процесс занятий на диктофон. Эта мера нужна для того, чтобы контролировать правильность выполнения, фиксировать ошибки, проблемные места, над которыми еще предстоит работать.
Следует помнить, что начало работы над произношением и во взрослом возрасте сопряжено с рядом затруднений. Избавиться от привычек, сложившихся годами, изменить всю систему речи до основания достаточно трудно.
Специалисты рекомендуют начинать с развития артикуляции, тренировки выносливости мышц, приучения органов речи к постановке в правильном положении, улучшения тембра и тональности голоса. Для этого прекрасно подойдут следующие упражнения, которые можно выполнять в любое время и в любом месте, чем чаще – тем лучше:
Большое внимание следует уделять ежедневной гимнастике органов речи, так как поставить речь и дикцию самостоятельно без этого невозможно:
Важно! Длительность одного упражнения составляет не менее 10 секунд. В течение одного занятия выполняется по 4-5 подходов.
Формирование правильного произношения нераздельно связано с дыханием, поскольку без него невозможна сама речь. Воздушная струя, касаясь напряженных связок, издает звук, форму которому человек придает уже другими органами речевого аппарата. Поэтому ответ на вопрос, как улучшить дикцию, в том числе, включает в себя тренировку легких, развитие диафрагмы.
Умение дышать – неотъемлемая часть жизни, однако далеко не все умеют делать это правильно. Приведенный ниже комплекс занятий поможет укрепить голос, придать ему более приятный, мелодичный тембр:
Так как развить дикцию за один день невозможно, приступая к тренировкам, следует запастись терпением. В самом начале полезно будет составить план занятий, очертить круг проблем, которые придется устранить ради получения желанного эффекта. По мере улучшения речи исправлять и дополнять изначальный набросок новыми деталями.
Не стоит пренебрегать любой возможностью для выполнения упражнений, поскольку именно в их регулярности кроется залог успеха.
Декламация стихов, произнесение скороговорок и чистоговорок помогут быстро «разогреться» перед выступлением, когда предстоит продолжительная и важная беседа. Их необходимо выучить и проговаривать вслух хотя бы несколько раз в день.
Неоценимую помощь в и правильным произношением окажут курсы актерского мастерства или риторики.
Занятия по сценической речи, подкрепленные упражнениями на дикцию, помимо всего прочего, придадут звучности и обаяния голосу, сделают его более выразительным.
Красивая грамотная речь – это показатель образованности, гарантия того, что вас правильно поймут. Поэтому фраза «кто владеет словом – владеет миром» актуальна и в наше время. Ведь грамотность и образность речи – это характерная черта мировых лидеров, дипломатов и других личностей. Поэтому если вы сможете правильно и ясно донести до других мысли и идеи, то профессиональный карьерный рост вам обеспечен.
Грамотная красивая речь помогает нам наладить полноценное общение с собеседником. А неправильная постановка речи с большим количеством стилистических ошибок сведет на нет все усилия, например, при общении с начальником или в конфликтной ситуации в семье.
Кроме того, грамотность несовместима с бранными выражениями, так даже хорошо выглядящий человек использует в своей речи откровенную брань, то культурным интеллигентом он все равно не станет. Поэтому хорошая речь и словесная брань и мат несовместимы.
Причем грамотность – это не только умение точно и ясно выражать мысли, но и говорить по делу так, чтобы всем все было понятно.
Стараясь сделать свой разговор грамотным обращайте внимание не только на свой лексикон, но и на культуру. Для этого говорите, учитывая правила и нормы пунктуации, а также стилистику русского языка.
Грамотность – это соблюдение правил расстановки ударения, умение в нужный момент повысить или понизить тон, соблюдать интонацию, навык выдерживать паузы.
Речевая культура:
Скудность словарного запаса и безграмотность отталкивает собеседника и раздражает. Даже если вы дома разрешаете себе косноязычие, то маловероятно, что вы будете правильно вести деловую беседу и при разговоре с начальником сможете грамотно изъясняться. А со временем, когда у вас появятся дети, они переймут от вас неграмотные слова.
Во время беседы сохраняйте доброжелательный тон и меняйте интонацию в зависимости от ситуации. Чтобы сделать тональность и интонацию богаче учитесь читать с выражением.
Тем, для кого грамотность требуется для профессионального роста, без специализированной литературы не справится. В этом случае используйте работы Радислава Гандапаса и пособие И.Голуб и Д.Розенталя «Секреты стилистики».
Если вам требуется педагог, то высококвалифицированный учитель поставит вам грамотную речь. Но где же его найти? Обратитесь к своему школьному учителю или к знакомому филологу, а если возможности позволяют взять уроки у преподавателя специализирующегося на риторике, то стоит этим воспользоваться.
Сделать речь грамотной не сложнее, чем похудеть, но для достижения этой нужно только захотеть.
Путь к успеху
А теперь перейдем к практическим занятиям. Для того чтобы
альные упражнения, держа во рту камешки, громко декламировал
стихи, когда поднимался в гору или гулял по берегу моря, стараясь
до н. э.) - афинский государственный деятель и великий оратор. От
ся, картавил, к тому же имел дурную привычку подергивать во время
речи плечом и вообще не умел держаться перед публикой. После дол-
гих и упорных усилий Демосфен достиг своей цели и стал превосход-
ным оратором. В наше время нет необходимости набивать рот ка-
мешками, стараясь исправить недостатки своей речи. Для работы над
ности мы используем более современные приемы. Таким образом, не
будем полагаться на случай, а воспользуемся возможностью вме-
шаться и взять бразды правления в свои руки.
Первым делом тренируем гласные. Однако не в алфавитном по-
рядке, как нас учили в школе. Начнем спускаться вниз по звуковой
лестнице:
и - е - а - о - у
Почему именно в такой последовательности? Частота колебаний
звука «и» составляет 4000 Гц, а частота колебаний звука «у» - только
Процедура выполнения каждого упражнения одинакова: сначала-
медленно выдохните, затем спокойно глубоко вдохните. Следите за
тем, чтобы дыхание у вас было равномерным и спокойным. При вдо-
хе стенка живота должна выпячивается вперед, а при выдохе втягива-
ется, становясь плоской. Не допускайте ошибок в момент вдоха, ста-
раясь захватить как можно больше воздуха так, чтобы увеличился
объем грудной клетки.
Часто можно наблюдать, как при дыхании у людей поднимаются
и опускаются плечи. Это неправильно. Старайтесь, чтобы вдыхаемый
воздух попадал в живот, в самый центр вашего организма.
Лягте поудобнее на спину, положите руку на живот для того,
чтобы проверять, поднимается ли он при вдохе и опускается ли при
выдохе. При выдохе представляйте себе, что вы «выпускаете пар»,
«снимаете» с себя все, что вас угнетает, сердит и раздражает. С каж-
дым вдохом заботы и тревоги ваши рассеиваются, вы чувствуете себя
свободнее и комфортнее. Делая еще один глубокий вдох, ощутите,
что вы поглощаете положительную энергию вселенной.
А теперь начнем нашу психогенную дыхательную тренировку.
Выдохните, глубоко вдохните, приложите к голове кончики пальцев и
произносите звук «и» до тех пор, пока у вас хватит дыхания. Что вы
при этом заметили? Поверхность вашей головы вибрирует. Получает-
ся, что, произнося гласную «и», вы можете стимулировать деятель-
ность своего головного мозга.
Сделайте спокойный вдох, приложите кончики пальцев к шее и
протяжно произнесите «эээээ». На что вы обратили внимание? Коле-
бания в области горла. Таким образом вы проделываете при помощи
ультразвука глубокий массаж горла и одновременно облагораживаете
Подобным образом произносите звук «аааа». Это упражнение
благотворно воздействует на область грудной клетки. При произно-
шении звука «ооооо» усиливается кровоснабжение сердца, а упраж-
нение со звуком «ууууу» оказывает положительное воздействие на
нижнюю часть живота.
Эти простые упражнения не только делают более благозвучным
центры в организме. Они не только укрепляют голосообразующие ор-
ганы, но и способствуют сохранению здоровья. Гармонично звуча-
Выполняя эти упражнения, старайтесь произносить гласные как
достаточно сильные колебания. Помните, что чем ниже и глубже го-
лос у человека, тем больше он производит впечатление человека
уравновешенного и серьезного. Чем выше тон голоса, тем больше он
кажется человеком раздражительным и несолидным.
По мере регулярного выполнения упражнений вы будете заме-
вскоре вы научитесь воздействовать на свое настроение при помощи
лий станете более уравновешенным и рассудительным. Видите, как
просто дать ход такому положительному взаимодействию. Выполняя
ничным и выразительным.
Часто выступающего перед публикой оратора просят говорить
погромче. Он поначалу прилагает для этого определенные усилия,
вычном тоне. Такое может произойти только с тем, кому неизвестна
ся говорить правильно.
Но нельзя не вспомнить и еще одну причину, по которой трудно
понять речь многих ораторов. В чем же она заключается? Многие вы-
ступающие неправильно используют акустические возможности по-
мещения, в котором они выступают. Оратор должен их учитывать.
Хороший оратор, знающий законы акустики и правильно исполь-
зуя их, может говорить совсем тихо, и, несмотря на это, каждое его
слово будет отчетливо слышно даже в последнем ряду. Разборчивость
речи, уважаемый читатель, зависит не только от степени громкости,
Где лучше всего выполнять упражнения для развития голоса?
Лучше всего в помещении, где есть эхо, чтобы воздействие голоса на
сознание было максимальным, чтобы вы привыкли к звучанию своего
Для того чтобы осознать процесс образования звука, проделайте
второе упражнение, представляющее собой цепочку гласных «и - э
А - о - у». Произнесите отдельный гласный звук, дождитесь, по-
ка услышите в виде эха его отзвук. После этого перестаньте его про-
износить и начните произносить следующий звук. Следите за тем,
чтобы в помещении ощущались производимые вашим голосом коле-
бания. Произнеся очередной звук, выдохните, затем равномерно и
глубоко вдохните.
иииии - эээээ - ааааа
иииии - эээээ - ааааа
Повторите.
иииии - эээээ - ааааа
иииии - эээээ - ааааа
Еще раз.
иииии - эээээ - ааааа
- ооооо - ууууу
- ооооо - ууууу
- ооооо - ууууу
- ооооо - ууууу
- ооооо - ууууу
Нам нужно производить колебания.
Но как возникают колебания?
Если захватить пальцами струну и отпустить ее, возникнет звук.
От чего зависит качество звука? От того, из чего сделана струна, от
степени ее натяжения, от резонансного захвата, от силы, с которой мы
захватили и отпустили струну.
Что мы этим хотим сказать? Что качество звука зависит не только
теле говорящего.
Выполняя следующее упражнение на развитие голоса, будем
произносить звук «м». Если при выполнении упражнения на звук «а»
рот у нас широко открыт, то звук «м» мы произносим с закрытым
ртом. Образующиеся при этом колебания не выходят за пределы тела.
Упражнение на звук «м» проделайте три раза. Один раз совсем тихо,
второй раз - громче и в третий раз - как можно громче, чтобы го-
лосовые связки сильно напряглись.
После выполнения этого упражнения хорошенько откашляйтесь,
обязательной частью упражнения, является одновременно великолеп-
ной профилактической мерой, предупреждающей простудные заболе-
Особое внимание следует уделить звуку «р» по причине того,
1. Четко артикулируемый звук «р» улучшает произношение.
2. И что еще важнее: звук «р» придает нашему голосу силу,
энергичность и направленность. Речь, в которой «теряется»
звук «р», производит впечатление небрежной. Такая манера
говорить, как правило, свойственна людям слабохарактер-
ным. Последите за тем, как произносят звук «р» хорошие
ораторы, дикторы и выдающиеся личности. Вы заметите, что
у явно преуспевающих людей звук «р» сочный и раскати-
Для того чтобы расслабить язык, проведите предварительную
подготовку: поднимите кончик языка к небу за передними верхними
зубами и «порычите» как трактор. При выполнении упражнения сме-
ло утрируйте звуки, но только при выполнении упражнения!
Это упражнение помогает выработать хорошую дикцию. А те-
перь сделаем еще один шаг вперед. Выдохните, затем медленно глу-
боко вдохните и утрированно произнесите:
и – р – э – р – а – р – о – р – у – р
Проделайте дважды и такое упражнение:
пррр - эррр - аррр - оррр - уррр - иррр - эррр -аррр - оррр - уррр.
А теперь, наоборот, намеренно раскатисто произнося звук «р»:
ррри - рррэ - ррра - ррро - ррру - ррри - рррэ -ррра - ррро - ррру.
После этого выразительно и эмоционально с подчеркнуто раска-
тистым «р» (только в целях тренировки) прочитайте следующие сло-
РРРОЛЬ - РРРУЛЬ - РРРИНГ - РРРАЗ -
РРРЕЗЬ - РРРОГ - РРРАД - РРРУБЛЬ -
РРРИТМ - РРЕЛЬС - РРИС - РРРАБ - РРРОМ
Слов, начинающихся со звука «р», достаточно много, вы вполне
можете произносить и любые другие, какие вам понравятся. Звук «р»
может быть и в середине слов:
ПАРРРА - ПРРРИВЕТ - ТРРРАВА - КРРРЫ-
ЛО - СИРРРЕНЬ - МОРРРОЗ - АРРРФА -
ПРРРАВИЛО - ПРРРОБКА
Теперь произнесите слова, заканчивающиеся на звук «р»:
КОВЕРРР - ПОВАРРР - ЗАБОРРР - СЫРРР -
ТОВАРРР - АМБАРРР - ДОГОВОРРР -
ШАРРР - МОТОРРР
Настойчиво и регулярно выполняя предложенное упражнение, вы
в скором времени значительно укрепите свой голос и улучшите дик-
цию. Эти упражнения, несмотря на свою простоту, очень эффектив-
ны. Благодаря им вы станете говорить четко и внятно, приобретете
шать окружающие и который поможет вам производить на них бла-
гоприятное впечатление уверенного в себе и энергичного человека
Задумывались ли вы когда-нибудь, какая сила заключается в го-
лосе и речи? Одним словом можно «уничтожить» человека, одним
предложением можно сделать человека несчастным. Однако, исполь-
зуя тот же инструмент, можно совершить и много добрых дел. Только
от вас зависит, как вы будете пользоваться своим голосом. Заявив
«этому вы никогда не научитесь», вы превращаете человека в неудач-
ника. Но с тем же успехом вы можете указать ему путь к успеху, за-
верив его: «вы с этим обязательно справитесь». Сказав односложное
«да», вы в состоянии осчастливить своего спутника жизни. Разве не
Итак, ежедневно, лучше всего по утрам, выполняйте предложен-
ные фонетические упражнения. Уже через короткое время вы с удив-
лением обнаружите в себе большую внутреннюю свободу, научитесь
в прямом смысле этого слова свободно дышать. Вы ощутите, как вас
пронизывает чудодейственная сила, ибо дыхание - это жизнь, дыха-
ние - это энергия. Так несите в себе постоянно заряд этой замеча-
тельной силы.
Никогда не забывайте: человек, который работает над своим го-
лосом, одновременно работает над своей личностью. Человек, изме-
вовал свой характер.
Желаю вам добиться больших успехов в занятиях психогенной
Часть VIII
ОСНОВЫ
ПОСТРОЕНИЯ
ВОПРОСОВ
Основы построения вопросов
Похожая информация.
rf-gk.ru - Портал для мам. Воспитание. Законы. Здоровье. Развитие. Семья. Беременность