Вирус сквернословия. Классный час "вирус сквернословия". Скрыть собственную слабость

Сценарий классного часа для учащихся 3 - 4 классов

На доске висит плакат: «Речь - это показатель ума»

В начале занятия ребята отвечают письменно на вопросы анкеты. (см. приложение)

Что такое сквернословие?

Это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Происходит от слова «скверна».

Мало кто из вас догадывается, что сквернословие, как хамство,- оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их.

Матерная брань - это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово - не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. «Каков человек, такова его и речь» - слова древнего философа Сократа. (слайд)

История возникновения сквернословия.

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам. (слайд ) Таким образом мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуны использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятия.

Поэтому, употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

Сквернословие на Руси примерно до середины 19 века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова (слайд) услышать на улице мат было просто невозможно. За использование непотребных слов налагалось жестокое наказание - вплоть до смертной казни.

Сквернословие отражает скудность лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости и гнева).

Сквернословие и здоровье

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (слайд воды) (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки и эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

В 20 веке японский ученый научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали кристаллы разной формы и четкости - с виду очень похожие на снежинки.

Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту (продемонстрировать фото кристаллов воды). (слайды)

Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы.

Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

Упражнение «Обзывалки»: необходимо называть друг друга фруктами, овощами, растениями.

Сквернословие наносит вред не только духовному развитию, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Любое сказанное слово влияет на нашу ДНК, а значит на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, который переводил звуковые колебания (речь) в электромагнитные волны. Оказалось, что почти все «обруганные» матом семена растений погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи «обласкали» самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в семенах процесс мутации был остановлен, все хромосомы, ДНК стали на свои места и восстановились.

К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.

Упражнение «Пять хороших слов»: сказать друг другу пять хороших, ласковых слов.

Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.

Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим! А сейчас ответьте на вопрос, готовы ли вы излечиться от вируса сквернословия?

Так будьте здоровы

Провести акцию: «Мир без сквернословия - твой рецепт» - тема сочинения, либо плакат.

Презентацию скачать с сервера

Открытое занятие «Вирус сквернословие» Цель: профилактика сквернословия. Задачи:  Способствовать формированию у подростков чувства стыда, потребность выражать цивилизованно эмоции и чувства;  Вывести правила речевой культуры;  Расширить знания школьников о вредных привычках (сквернословия);  Ознакомить подростков с губительным влиянием сквернословия на здоровье. Оснащение: ватман, краски, кисточки, фломастеры, непроливайка с водой, Ход занятия 1. Организационный момент: Упражнение «Комплемент» Упражнение, которое мы используем сегодня в виде разминки называется комплемент. По часовой стрелке, по очереди, ВСЕ, произносят комплемент в адрес своего соседа. Единственное о чем надо помнить, когда вы говорите комплемент, должны произнести имя соседа, кому предназначен комплемент. Комплемент может сопровождаться невербальными действиями (жестикуляцией, имитацией и т.д.). Молодцы! А теперь обратите внимание на лица ваших соседей, мне кажется, что у нас в классе взошло солнышко и у всех у нас появились улыбки, блеск в глазах. Вы чувствуете, как будто в классе стало радостнее, теплее, приятнее? А если бы такие слова звучали каждый день, то, как бы вы себя чувствовали? Ответы детей… (хорошо, здорово, мы бы не с кем не ругались и т.д.) 2. Основная часть: Но сегодняшняя наша тема не о тех добрых, ласковых словах, от которых хочется жить, смеяться, творить добро, а о словах, от которых

хочется плакать. И хочу я сегодня с вами поговорить о сквернословии, и его влиянии на здоровье. И хотела бы я у вас узнать, как вы думаете, что такое сквернословие? Ответы детей….. Да вы правы, плохие слова, мат, нецензурная брань, оскорбления – все это сквернословие. А вот, как разъясняют это слово в словарях:  Толковый словарь русского языка Ушакова. Сквернословие ­ речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, брань.  Словарь Ожегова. Сквернословие ­ мат, неприличные слова; сильные слова, ругня, крепкие выражения, лай, похабство, похабщина, похабничание, ругань, крепкие слова, поношение, проклятия, черное слово, ненормативная лексика, бранные слова, руготня, хула, речь, срамословие, матерщина, ругательства, чертыханье, брань, чертыхание, сильные выражения Вы молодцы! Вы знаете значение этого слова, а знаете ли вы, для чего люди употребляют скверные слова в своей речи: Ответы детей…… Молодцы! А многие психологии, социологи считают, что мат употребления в речи для того, чтобы:     оскорбить, унизить человека; показать агрессию; показать отсутствия страха; показать раскованность, независимость говорящего. Послушайте, что о сквернословии пишут ученые:  Ученые доказали, матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не употребляет мат;  Другой ученый научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. А как вы знаете, тело человека на 80% состоит из воды, то плохие слова влияют и на

молекулы воды в организме человека. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. Воде перед заморозкой говорили разные слова (добрые, плохие), и ученый сделал вывод, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы (снежинки). Если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!  Другие русские исследователи, в целях эксперимента поливали зерна пшеницы разной водой: одна вода слышала только ругательные слова, а другая вода – только молитвы. В результате семена, которые поливали первой водой, всходили лишь в 49 случаях из 100. Те же, что поливали водой, заговоренной молитвами, прорастали в 96 случаях. Если над стаканом воды прочитать молитву или выругаться, а потом выпить, то эффект от этой воды будет соответствовать тому, что вы проговорили: вам будет либо приятно, радостно, светло либо появиться тревожность, злость, гнев. Так что следует сделать вывод, сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому, психическому, эмоциональному здоровью человека. И это еще раз доказывает, что, к сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. Сейчас я хотела бы послушать вас. По очереди каждый, расскажите, покажите, какие вы испытываете чувства, когда слышите (или слышали) нецензурные слова в свой адрес? Что вы чувствовали? Ответы детей …(обиду, унижение, хочется заплакать, гнев, хочу ударить, и т д.). Вы слышали, как нецензурная речь влияет на здоровье (доказала наука) и слышали какие чувства испытывает человек, когда ему говорят плохие слова, и зная все это, я хотела бы с вами провести небольшую творческую работу.

2. Упражнение «Кто ОН?». Вам надо разделиться на 2 команды, по одинаковому количеству участников. Каждой команде предлагается ватман, краски, кисточки, фломастеры, непроливайка с водой. После жребия одна команда рисует портрет человека, который сквернословит, другая команда рисует портрет человека, который не употребляет мат в своей речи. Также вам надо предоставить презентацию вашего портрета: название, самые яркие черты характера, его будущее. Пусть с каждой команды выйдет представитель и выберет конверт с заданием. Молодцы! Команды получили задания, приступаем к работе. На выполнение вам дается 10 минут. Удачи! Время закончилось. Работы вывешиваем на доску (магниты), и каждая команда представляет свою презентацию. Ответы детей: Первая команда (человек, который не употребляет в своей речи плохие слова): Губка БОБ светлые, яркие цвета красок. Веселый, добрый, мягкий, честный, не бросит в беде, настоящий друг. Он будет просто счастливым и любимым. Вторая группа (человек, который сквернословит): ВАСЯ (с синяками и с сигаретой в руках, в наколках) темные цвета красок. Грубиян, тюремщик, курит, пьет, дерется, материться. Одинокий, бродяжничает, скорее всего, опять попадет в тюрьму. Прекрасно! У вас получилось все просто замечательно, и такие яркие личности, черты характера. И скажите, пожалуйста, что же все­таки может ждать человека, который сквернословит, ругается матом? Ответы детей……

Теперь, я надеюсь, у вас уменьшилось желание употреблять в своей речи нецензурные слова? Не хотите быть похожими на нашего ВАСЮ. Конечно, нет! 3. Как же избавиться от сквернословия? Давайте придумаем правила!   не говорить плохих слов самому копируйте других, не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого­то   тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво читайте больше художественной литературы Ребята, а сейчас я раздам вам листочки, на одном вы будете писать хорошие слова, а на другом скверные, плохие. Итак, давайте прочитаем, какие же слова вы считаете хорошими. Молодцы! Вы готовы избавиться от скверных слов? Мы не будем их зачитывать, мы просто выкинем их в пасть дракону! 4. Предлагаю посадить “Дерево доброты”. Для того чтобы оно росло крепким и здоровым вы должны удобрить почву добрыми словами (дети маркером вписывают слова), затем каждый участник приклеивает листочки. 5. И к концу занятия, я хотела вам прочитать стихотворение, в котором есть и напутствие, и пожелание вам, молодому поколению, которое должно быть не только умным, интеллигентным, но и здоровым физически, психологически и интеллектуально Не говорите скверные слова, Они, как смрад, вокруг все оскверняют. И постепенно душу убивают, И все святое губят на глазах. Добро творите, ближнего любя. Оно возносит к небесам, как чудо. Добро творите ­ мир прекрасней будет,

Добро твори и ты спасешься сам. Терпи, прощай и сам не злись, Не говори ты грубых слов ­ не надо. За то обещана от Господа награда, Пусть зло исчезнет, ты всегда молись. Любите ближних, как самих себя. Идите трудно вы путем спасенья, И пусть не будет тени сожаленья, Ни тени ропота, а лишь любовь в глазах. М.Гареева (Туймазинский район) 3. Заключительная часть Рефлексия ­ Понравилось ли вам занятие? ­ Что для вас было нового, неожиданного? ­ Что вам не понравилось? ­ Хотели бы вы продолжить тему о вреде сквернословия? Большое всем спасибо! До свидания! педагог – психолог Меренкова Ю.Н.

Согласовано

Руководитель СП по УВР

Елтышева О.В.

КЛАССНЫЙ ЧАС

«ВИРУС СКВЕРНОСЛОВИЯ»


Речь - это показатель ума.
Сенека

Нет музыки слаще, чем ангельские

вслушиваться в произносимые ими слова.
Логан Пирсолл Смит

Дата: 18.12.2013

Группа 24

Подготовила: Вязникова Е.Н.

Цель: Профилактика сквернословия среди учащихся группы.

Задачи:

    Обратить внимание учащихся на проблему жаргона и сквернословия, его влияния на этику поведения

    Обсудить причины использования жаргонных слов и мата в речи и возможные пути их искоренения.

    Формировать понимание того, что лицеисты- это взрослые люди, которые имеют не только права, но и обязанности.


Форма проведения: дисскусия

КМО: мультимедийная презентация, листы бумаги.

Подготовительная работа: анкетирование учащихся, исследование «Жаргонизмы нашей группы»

Ход классного часа.

    Организационный момент. (Сообщение темы, цели и плана мероприятия)

    Основная часть.

Классный руководитель:

Сквернословие это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика `телесного низа` и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова `скверна`.

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

Матерная брань это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».

Учащийся:
История возникновения сквернословия


Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью психовирусы. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание вплоть до смертной казни.

Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

В наше время мат используется:
1) для повышения эмоциональности речи,
2) эмоциональной разрядки,
3) оскорбления, унижения адресата речи,
4) демонстрации агрессии,
5) демонстрации отсутствия страха,
6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,
7) демонстрации принадлежности к `своим`.


Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

Учащийся:
Сквернословие и здоровье.


Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости с виду очень похожие на снежинки.

Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. (Продемонстрировать детям фотографии кристаллов воды.)

Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

О том, что сквернословие далеко не безобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все обруганные матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи обласкали самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в благословленных семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились!

К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.

Не только религия, эзотерика, но и научные исследования доказали вредоносное воздействие сквернословия на самого говорящего и окружающих. Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни.

Классный руководитель:

Анализ анкет.

Анкетирование учащихся показало, что все без исключения используют бранные слова в своей речи, успокаивает то, что все считают, что это плохо. Но каждый не замечает как эти слова «выскакивают» и не знает, зачем их употребдяет. Всем не нравится когда сквернословит кто-то другой.

Учащийся:

Исследование «Жаргонизмы нашей группы»

В группе жаргоном пользуются практически все. Но есть определенные слова-жаргонизмы, которые употребляют некоторые учащиеся. Например, мышь- плохой человек, бабосы, фантики, филки- деньги, пакур, сиги- сигареты, вкусняшка, шпинат- нансвай, магометки, фестивальки – спортивная обувь.

3. Заключительная часть. Рефлексия.


Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.

Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!

Как же бороться со сквернословием?

    Пример - самый главный учитель

    Речевая культура семьи – основа успеха

    Ирония и сарказм со стороны слушателей при употреблении сквернословия

    Демонстрация красивой, грамотной речи

    Чтение книг

    А сейчас ответьте на вопрос (можно в письменном виде), готовы ли вы излечиться от вируса сквернословия?

    Помните: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Это особенно важно для Вас, потому что Вы готовитесь к выходу в большую жизнь.

Анкета `Сквернословие в моей жизни`

1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? _____________________________________________________________________________
2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? _____________________________________________________________________________
3. Как часто ты произносишь эти слова? _____________________________________________________________________________
4. В каких ситуациях это происходит? _____________________________________________________________________________
5. Как ты думаешь, плохо это или нет? _____________________________________________________________________________
6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? _____________________________________________________________________________
7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? _____________________________________________________________________________
8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? _____________________________________________________________________________
9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? _____________________________________________________________________________
10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? _____________________________________________________________________________
11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? _____________________________________________________________________________
12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? _____________________________________________________________________________

Спасибо за откровенность!

Классный руководитель Е.Н. Вязникова

Беседа «Вирус сквернословия»

Кольчурина Людмила Юрьевна,

учитель начальных классов

МАОУ Егвинская основная общеобразовательная школа

Кудымкарского района Пермского края

Ход беседы

Речь - это показатель ума .
Сенека

если не особенно вслушиваться в произносимые ими слова.
Логан Пирсолл Смит

Перед проведением классного часа по теме "Вирус сквернословия" учащимся раздаются анкеты "Сквернословие в моей жизни". Анкетирование проводиться анонимно. (Анкета поможет узнать, насколько эффективно прошло мероприятие, сколько детей действительно задумались над данной проблемой).

Что такое сквернословие?

Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика "телесного низа" и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова "скверна". В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие - это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам. Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей . Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них. Матерная брань - это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово - не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: "Каков человек, такова его и речь".

История возникновения сквернословия

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя мат в разговоре с друзьями , родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь. Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание - вплоть до смертной казни. Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

В наше время мат используется:
1) для повышения эмоциональности речи,
2) эмоциональной разрядки,
3) оскорбления, унижения адресата речи,
4) демонстрации агрессии,
5) демонстрации отсутствия страха,
6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,
7) демонстрации принадлежности к "своим".

Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

Сквернословие и здоровье

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм. В XX веке японский ученый МасаруЭмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости - с виду очень похожие на снежинки. Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. (Продемонстрировать детям фотографии кристаллов воды.)

Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком! Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков. Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. О том, что сквернословие - далеко не безобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все «обруганные» матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи «обласкали» самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в «благословленных» семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились! К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных. Не только религия, эзотерика, но и научные исследования доказали вредоносное воздействие сквернословия на самого говорящего и окружающих. Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни. Сегодня мы с вами узнали , что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим! А сейчас ответьте на вопрос (можно в письменном виде), готовы ли вы излечиться от вируса сквернословия?

Приложение

Анкета "Сквернословие в моей жизни"

Класс_______ «___»


Пол м / ж
1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? ____________________________________________________________________________
2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? ____________________________________________________________________________
3. Как часто ты произносишь эти слова? _____________________________________________________
4. В каких ситуациях это происходит? _______________________________________________________
5. Как ты думаешь, плохо это или нет? ______________________________________________________
6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? _______________________________________
7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? __________________________________________________________________________
8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? ___________________________________
9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? _________________________________________
10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? ____________________________________________________________________________
11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? ____________________________________

12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? ____________________________________________________________________________



Что еще почитать