В чем выражаются межнациональное сотрудничество и. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Личные права супругов

Лекция:

Межнациональные отношения

Межнациональными называются отношения между разными государствами, а также между разными народами одного государства.

Рассмотрим две тенденции межнациональных отношений современного мира. Первая – интеграция – тесные взаимовыгодные межнациональные контакты, сотрудничество в политике, экономике, культуре. В современном глобальном мире быстро растущим производительным силам тесно в рамках одной нации или одного государства. Идёт процесс широкой кооперации стран. Ярким примером экономической интеграции наций и государств является Европейский союз, объединяющий около 30 государств Европы. Примером политической интеграции служит ряд международных организаций, возглавляемых ООН. А примером культурной интеграции является празднование Рождества, хэллоуина и т.д. Интеграция государств способствует стиранию национальных границ и единению человечества. Важным принципом построения межнациональных отношений является толерантность, взаимоуважение наций.

Вторая тенденция межнациональных отношений – дифференциация , это обратный интеграции процесс, когда нации стремятся к самостоятельности, разъединению и противостоянию. Характерной чертой дифференциации является, к примеру, усиление протекционистских мер в международной торговле, националистические и экстремистские взгляды. Стремление наций к дифференциации привело к появлению таких социально-опасных явлений, как:

    национализм и его крайняя форма шовинизм, выражающиеся в ненависти к другим нациям;

    сегрегация – принудительное отделение одной нации от другой по какому - либо признаку, например, расовая дискриминация;

    геноцид – физическое уничтожение нации – особо тяжкое преступление против человечества;

    сепаратизм , заключающийся в стремлении нации отделиться от государства и создать своё самостоятельное государственное образование;

    этническая чистка – политика насильственного изгнания лиц иного этноса с территории страны.

Третья тенденция межнациональных отношений – глобализация (подробнее ).

Таким образом, существуют две основные формы межнациональных отношений: мирное сотрудничество (стабильные отношения) и этнический конфликт (нестабильные отношения). О мирном сотрудничестве речь идёт тогда, когда нации взаимодействуют, приносят друг другу пользу. Основными формами мирного сотрудничества являются этническое смешивание путём межнациональных браков и этническое поглощение – естественная или насильственная ассимиляция, при которой одна нация полностью утрачивает свой язык, культуру и национальное самосознание. Этнический конфликт возникает в результате столкновения интересов разных наций и часто перерастает в вооруженную борьбу.

Причины этнических конфликтов и пути их разрешения


Причинами этнических конфликтов могут быть:

    территориальные притязания;

    борьба за политическую власть или политическую независимость;

    неравенство в обладании материальными ресурсами и благами;

    ущемление прав, ценностей, интересов этноса;

    этноцентризм – превосходные взгляды этноса к собственной культуре и отвержение другой культуры;

    ухудшение экологической обстановки на территории одного этноса из-за действий другого и другие.

Этнические конфликты приводят к тяжёлым последствиям, гибнут люди, разрушаются культурные ценности. Урегулирование этнических конфликтов, с одной стороны, зависит от деятельности международных организаций (прежде всего ООН) и комиссий, которые должны учитывать интересы каждой из конфликтующих сторон. А с другой стороны, зависит от внутренних установок самого человека. Очень важно, чтобы каждый человек не допускал насилия, придерживался гуманистических взглядов к решению этнических вопросов и поддерживал толерантные межнациональные отношения.

Сохранение стабильных межнациональных отношений является главной целью национальной политики любого государства. Основными её направлениями являются:

    обеспечение равноправия всех наций, проживающих в государстве, например, законы РФ гарантируют право каждого гражданина самому определять национальную принадлежность;

    создание условий для сохранения этнической культуры, например, преподавание родного языка в школах;

    организация мероприятий, сближающих нации и расширяющих культурные связи, например, проведение международных фестивалей песни и танца;

    профилактические меры, направленные на пропаганду нетерпимого отношения к национализму, шовинизму.

Социальные отношения.

Социальная структура.

Это строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп. К основным типам социальных групп относятся классы, касты, сословия Эти группы имеют различное положение в обществе, имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж. В этом и состоит социальное неравенство. Формирование общественных классов в их современном понимании связывают со становлением индустриального общества. Истоки классовых различий и неравенства находятся в экономической сфере жизни общества. Например, крестьяне, рабочие, служащие, владельцы фирм и компаний, фермеры, предприниматели имеют неодинаковые возможности для получения доходов и приобретения товаров.

2. Социальные отношения – это определенные устойчивые связи между людьми как представителями социальных групп. Они возникают независимо от воли и сознания людей в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Они могут принимать характер сотрудничества или социального конфликта.

Социальные группы.

Это любая совокупность людей, имеющая какой-либо общий социально значимый признак (пол, возраст, национальность, профессия, доход, образование, власть и др.)

По своей величине, численности, по характеру взаимоотношений между членами социальные группы подразделяются на большие и малые.

К социальным группам относятся:

· семья, школьный класс, компания сверстников;

· рабочие, крестьяне, интеллигенция;

· дети, молодежь, ветераны;

· городские и сельские жители.

4. Социальный статус – это положение, которое занимает человек с социальной структуре общества.

Одни статусы (пол, возраст, национальность) не зависят от личных качеств человека, даны от рождения – предписанные (или прирожденные)

Другие требуют собственных усилий личности – получение образования, овладение профессией, создание семьи. Это достигаемый (приобретаемый) статус.

Социальные роли.



Социальный статус человека дает ему определенные права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение. Ожидаемое поведение от человека данного социального статуса называется социальной ролью.

Социальный конфликт и пути его разрешения.

Социальным конфликтом называют столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития. Участниками социального конфликта могут быть индивиды, социальные группы, различные организации и объединения. Все социальные конфликты проходят три стадии:

· предконфликтную (накапливаются противоречия)

· конфликтную (столкновение сторон)

· послеконфликтную (принимаются меры для окончательного устранения противоречий)

Различают следующие виды поведения участников социального конфликта: подавление противника, достижение соглашения, отказ от своих требований.

Лучший способ предупреждения и разрешения социального конфликта – компромисс (соглашение путем взаимных уступок без ущерба коренных интересов сторон).

Последствия конфликтов приводят к отрицательным и положительным результатам.

Отрицательные последствия усиливают ожесточение, ведут к разрушению и кровопролитию, к нарушению общественного порядка.

Положительные последствия приводят к разрешению проблем, усиливают групповую сплоченность, ведут к заключению союзов с другими группами, приводят к пониманию интересов группы.

Семья.

Семья – социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Семья выполняет ряд функций, связанных с потребностями личности и общества:

· репродуктивную (биологическое продолжение рода);

· воспитательную (подготовка молодого поколения к жизни в обществе);

· хозяйственно-экономическую (ведение домашнего хозяйства и опека нетрудоспособных членов семьи);

· духовно-эмоциональную (развитие личности, духовное взаимообогащение, поддержание дружеских отношений);

· досуговую (организация нормального досуга);

· сексуальную (удовлетворение сексуальных потребностей).

Правовые основы брака и семьи.

Семейное право.

Совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей, образуют одну из отраслей частного права – семейное право.

Основным источником семейного права является

Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ).

Цели семейного законодательства.

Согласно статье 1 СК РФ, основными целями семейного законодательства являются: укрепление семьи; построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи; ответственность перед семьей всех ее членов.

4). Основные принципы правового регулирования (СК):

1. Добровольность брачного союза.

2. Равенство прав супругов в семье.

3. Разрешение вопросов по взаимному согласию.

4. Приоритет семейного воспитания.

5. Обеспечение защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Для заключения брака необходимо взаимное согласие вступающих в брак и достижение брачного возраста (18 лет – это возраст гражданского совершеннолетия).

5). Препятствия для вступления в брак:

1. Не расторгнутый брак.

2. Близкие родственники по прямой линии (отец, дочь, внучка) и между родными братьями и сестрами.

3. Недееспособность лица признанного судом (психическое расстройство или опасность передачи опасного заболевания).

4. Между усыновителем и усыновленным (до тех пор, пока существует усыновление)

6). Личные права супругов:

· право на свободный выбор рода занятий, профессии,

· места пребывания и жительства.

· выбор фамилии;

· в равной мере обладают правами и несут обязанности в отношении своих детей

7). Юридическая свобода супругов небезгранична. Они обязаны:

· строить взаимоотношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи;

· заботится о благополучии и укреплении семьи;

· заботится о благосостоянии и развитии своих детей: воспитывать, обеспечить образование (основное общее образование), защищать их права и интересы.

Супружеская собственность.

Имущество супругов подразделяется на общее (нажитое во время брака) и личное (приобретенное до брака, или полученное в дар, по наследству во время брака).

Личное имущество является частной собственностью каждого и при разделе собственности между супругами не учитывается.

Общее имущество признается законом совместной собственностью и именуется законным режимом их имущества . На такое имущество каждый из супругов имеет право на все имущество, пользуется равными правами. С прекращением брака делится поровну. Только суд может отступить от принципа равенства.

По обоюдному согласию супруги могут осуществлять сделки по распоряжению имуществом (продавать, дарить). На движимое имущество достаточно устного согласия , а на недвижимое имущество необходимо письменное согласие , заверенное нотариусом.

9). Личные права ребенка.

1. Право на имя и гражданство.

2. Право жить и воспитываться в семье.

3. Право на общение с родителями и др. родственниками.

4. На выражение своего мнения при решении вопроса, затрагивающие его интересы (правовое значение с 10-ти лет)

5. Право на защиту. До 14 лет в органы опеки и попечительства, а с 14-летнего возраста в суд.

6. Право на содержание.

7. Право на заработанные им средства. Может распоряжаться самостоятельно.

Обязанность детей.

Дети обязаны заботиться о своих родителях, оказывать им помощь и поддержку.

До совершеннолетия эта обязанность имеет моральный характер, а по достижении ими 18 лет приобретает юридическую силу

Этнос.

ЭТНОС - исторически сложившаяся этническая общность - племя, народность, нация.

Нация.

1. Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.

2. В некоторых сочетаниях: страна, государство (сообщество граждан государства). Высшая форма этноса.

Межнациональное сотрудничество.

Межнациональные отношения могут быть непосредственными (контакты людей разных национальностей в процессе труда, быта, образования, досуга, культурной и семейной жизни) и опосредованными (обмен материальными и культурными ценностями, информацией, отношения между государствами). В современном мире наблюдаются две взаимосвязанные тенденции:

· одна проявляется в экономическом, культурном и политическом сближении наций, разрушении национальных перегородок;

· другая – в стремлении ряда народов обрести национальную самостоятельность, защитить национальную культуру от натиска массовой культуры.

Основу межнационального сотрудничества составляют принципы равноправия, взаимной помощи и уважения национального достоинства народов, их интересов и традиций. Несоблюдение этих принципов приводит к межнациональным конфликтам , преодоление которых является трудной задачей. В современном мире существуют несколько путей ее разрешения: переговоры, взаимные уступки сторон, посредничество третьей стороны или ООН. Все они предполагают взаимное признание общезначимых и национальных ценностей, требований международных правовых документов. Руководством для этих действий служат положения Всеобщей декларации прав человека о ценности каждой личности.

Социальная политика.

Социальная политика – деятельность государства и политических партий, объединений, движений в социальной сфере общественной жизни. Эта деятельность направлена на осуществление социальных программ, обеспечивающих поддержку уровня жизни, материального благополучия населения, обеспечение занятости. Целью социальной политики является достижение благосостояния в обществе, гармонизация общественных отношений, политической стабильности и гражданского согласия.

Выделяют социальную политику в области образования, здравоохранения, занятости и социально-трудовых отношений. Также различают культурную, жилищную, семейную, пенсионную, женскую и молодежную социальную политику.

Межнациональное сотрудничество. Межнациональные взаимоотношения всегда отличались своим противоречивым характером - тяготением к сотрудничеству и периодическими взрывами конфликтности. Современное разделение труда имеет и национальные оттенки. (Так, одни народы лучше преуспевают в торговых делах, другие - в производстве высокотехнологичной продукции.) Казалось бы, в этом нет ничего предосудительного, но в определенных ситуациях это провоцирует межнациональные конфликты. Например, в охваченной экономическим кризисом Индонезии жители Джакарты поджигали и грабили магазины китайцев, которые монополизировали торговую среду в этой стране. В то же время идет процесс взаимопроникновения и взаимообога- щения культур разных народов. Однако конструктивному межнациональному сотрудничеству мешают различия между нациями, незнание и непонимание чужих культур и традиций, этноцентристские установки. Именно понимание культуры и традиций другой национальной группы - источник конструктивного цивилизованного межнационального сотрудничества. Исследователи проблемы межнациональных контактов выработали кодекс этики, способствующий коммуникации различных культур. 1. Относись к чужой культуре с тем же уважением, к каким относишься к собственной. 2. Не суди о ценностях, убеждениях и обычаях других культур, отталкиваясь от собственных ценностей. Каждая культура имеет собственную систему ценностей, а одинаковые ценности представляют различную степень важности (см. табл. 5.2). Это необходимо не просто знать, а учитывать в общении с людьми другой национальности. 3. Никогда не исходи из превосходства своей религии над чужой. 4. Общаясь с представителями другой религии, пытайся ее понимать и уважать. 5. Стремись понять обычаи приготовления и принятия пищи других народов, сложившиеся под влиянием их специфических потребностей и ресурсов. 6. Уважай способы одеваться, принятые в других культурах. 7. Не демонстрируй отвращения к непривычным запахам, если те могут восприниматься как приятные людьми других культур. 8. Помни, что каждая культура, какой бы малой она ни была, имеет что предложить миру, но нет таких культур, которые имели бы монополию на все аспекты. 9. Всегда помни, что никакие научные данные не подтверждают превосходства одной этнической группы над другой. Ценности Первичные Вторичные Третичные Несущест венные Индивидуальность 3 Ч В М Материнство ч,в М,3 - - Иерархия 3, В, М,А Ч - - Мужественность Ч, М, В, 3, А - - - Мощь В, А м,ч 3 - Мир В ч 3,А м Деньги 3, А, Ч м В - Скромность В Ч, А, М - 3 Пунктуальность 3 Ч м, В А Спасение 3 М - В,Ч, М Карма В - - М, 3,4, А Первенство 3 ч - В, А, М Агрессивность 3,4 м А, В - Коллективная ответственность В, А, М ч - 3 Уважение к старшим В, А, М ч - 3 Уважение к молодежи 3 М, А, Ч, В - - Гостеприимство В, А Ч - 3 Наследуемое имущество В - М, А, Ч, В - Сохранение среды В Ч, А 3 м Цвет кожи В, 3,4 М - А Святость пахотной земли В А - 4, М,3 Равенство женщин 3 в,ч А м Человеческое достоинство 3,4 В, А, М - - Эффективность 3 Ч В, М - Патриотизм Ч, М, А, В 3 - - Таблица 5.2 Продолжение табл. 5.2 Ценности Первичные Вторичные Третичные Несущест венные Религия 3, Ч, М,А, В - - - Авторитаризм В, М, А з,ч - - Образование 3,4 В, А, М - - Непосредственность 3 Ч, В, М, А - - Источник: См.: Ситарам, К., Когделл, Г. Указ. соч. С. 116. В табл. 5.2 обозначены: 3 - западные культуры; В - восточные культуры; Ч - черные культуры Америки; А - африканские культуры; М - мусульманские культуры. Межнациональные конфликты. Социальные, в том числе национальные, противоречия являются неустранимой чертой нашего бытия. Неизбежными становятся и межнациональные конфликты. Субъектами межнациональных конфликтов являются: этносы, национальные общности (в их числе коренные народы и национальные меньшинства), интернациональные образования, национальные государства, различные национальные организации. Реально участвуют в конфликте национальные движения - организованные группы, объединенные национальной идеей и мобилизующие своих сторонников на борьбу за отстаивание своих интересов. Национализм участников этих движений зачастую вызван ущемлением прав их народов, что делает его понятным. В этом случае межнациональный конфликт может восстановить справедливость. Разрушительным конфликт становится в случаях, когда национальные движения перерастают в националистические, ставящие своей целью утверждение превосходства одной нации над другой. Границей этого превосходства является стремление к удовлетворению своих национальных интересов за счет других наций. Крайней формой национализма является фашизм, в котором интересы «неполноценных» рас приносятся в жертву интересам одной высшей расы. Практика и результаты деяний фашистов печально известны. Практически все уголки мира охвачены межнациональными конфликтами - Африка, Европа (например, Северная Ирландия, Испания, Сербия, Кипр), Северная Америка (Канада), Азия (Китай, Индонезия, Индия) и т.д. Немало очагов межнациональных конфликтов на территории бывшего СССР и нынешней России (Карабах, Приднестровье, Южная Осетия, Абхазия, Чечня, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Ингушетия, Северная Осетия - Алания и др.). Причины межнациональных конфликтов обусловлены социально-экономическими проблемами развития наций. Процесс регулирования и разрешения конкретного межнационального конфликта является, как правило, сложным, длительным, напряженным, многоэтапным и неповторимым. Межнациональные конфликты на бытовой почве «не имеют четких этапов развития и разрешения; они носят стихийный характер, и процесс их может регулироваться общей деятельностью по интернациональному воспитанию населения и демократизации общества»1. Важным направлением предотвращения разрушительных межнациональных конфликтов является профилактика националистических настроений путем придания национальным притязаниям и устремлениям черт, приемлемых для окружающих наций. Ключевые слова и понятия Межнациональное сотрудничество. Кодекс этики. Межнациональные конфликты. Субъекты межнациональных конфликтов. Регулирование межнациональных конфликтов. Контрольные вопросы и задания 1. Что мешает конструктивному межнациональному сотрудничеству в современном мире? 2. Какую роль играет кодекс этики в организации межнационального сотрудничества? 3. Какие существуют типы межнациональных конфликтов? 4. Сравните национальные и националистические движения. 5. Докажите, что понимание чужой культуры и уважение культурных различий является основой межнационального сотрудничества. 9.

§ 9. Межэтнические отношения и национальная

политика

Вспомните:

что такое этническая общность? В чем заключается влияние этнического многообразия на современную об­становку в стране и в мире? В чем заключается сущ­ность социального конфликта?

Межэтнические (межнациональные) отношения - отно­шения между этносами (народами), охватывающие все сфе­ры общественной жизни.

Основная научная проблема - определить исходя из идей гуманизма, анализа исторического опыта оптимальные пути регулирования межэтнических отношений. Проблема много­аспектна, включает вопросы истории и современной повсе­дневной жизни, духовного мира личности, культуры, обра­зования, социологии, психологии, экономических, полити­ческих, правовых отношений; поэтому ученые используют методы ряда гуманитарных наук. С середины XIX в. всесто­ронне исследует проблему этнология - наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самооргани­зации, их коллективного поведения, взаимодействия лично­сти и социальной среды.

Этнология выделяет два уровня межэтнических отноше­ний. Один уровень - взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни: политике, культуре, производ­стве, науке, искусстве и т. п. Другой уровень - межлично­стные отношения людей различной этнической принад­лежности в разных формах общения - трудовом, семейно-бытовом, образовательном, неформальных видах взаимоот­ношений.

Межнациональные отношения находят свое выражение в человеческих действиях и во многом зависят от индивиду­ального поведения и его мотивации, которая базируется на личном опыте, овладении культурными нормами, влиянии семьи, ближайшего окружения.

Для этнических процессов современности характерны две тенденции: интеграции - сотрудничества, объединения раз­ных этногосударственных общностей, сближения всех сто­рон жизни народов; дифференциации - стремления народов к национальной самостоятельности.

Межэтнические отношения могут быть дружественными, взаимоуважительными либо, наоборот, конфликтными, враждебными.

^ МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Стихийно складывавшееся сотрудничество многие века известно человечеству, состоящему из огромного количества общностей, представляющих в совокупности этнически сме­шанную среду, где часто действует продуктивное сотрудни­чество в производстве материальных благ, в повседневной жизни; создание и сбережение национальных культурных ценностей сочетается с познанием других культур.

В XX в. отмечается возрастание интеграционных тен денций двоякой направленности:


  • экономическая, политическая интеграция, ведущая к
    образованию союзов государств;

  • интеграция национальных образований в пределах мно­
    гонациональной страны. Это может отвечать интересам на­
    родов, живущих в едином государстве, способствовать ук­
    реплению этого единства.
Значителен отечественный опыт межнационального со­трудничества. Во всех отраслях хозяйства и культуры СССР плодотворно трудились многонациональные коллективы. Сплоченность народов ярко проявилась в боях, труде, по­вседневной жизни в годы Великой Отечественной войны, в послевоенном возрождении страны.

Сотрудничество в культурной сфере обеспечило ликвида­цию неграмотности, создание письменности 50 этносов, рас­цвет яркого, самобытного искусства малочисленных наро­дов. Ученые отмечают, что в Советском Союзе в XX в. не исчезла ни одна малая культура и фактически сохранилась вся этническая мозаика огромного государства, в то время как в других регионах мира исчезли сотни малых культур. В то же время ошибки и преступления органов тоталитар­ной власти привели к тяжелым трагедиям многих людей и целых народов. Многовековые национальные связи были на­рушены из-за непродуманного административно-территори­ального деления, ухудшилась экологическая обстановка в регионах проживания коренных малочисленных этносов. Насильственное переселение народов, незаслуженно обви­ненных в пособничестве немецким оккупантам, нанесло большой урон достоинству сотен тысяч людей, тяжело отра­зилось на их судьбах. Потребовалось длительное время для восстановления нарушенных прав народов нашей страны.

В Европе, других частях света в последней трети XX в. широкое развитие получила интеграция в сфере экономики, а затем и политики. Это связано с процессом глобализации, складыванием постиндустриального, информационного об­щества, а также с необходимостью единства в борьбе с меж­дународным терроризмом.

Один из примеров интеграции - деятельность Европей­ского союза (ЕС), объединяющего (2005 г.) 25 государств с

населением 450 млн человек, говорящих на 40 языках. В ЕС введены единое гражданство, единая валюта - евро. Созданы наднациональные органы власти: Европарламент, Совет ЕС, Европейский суд. Разработана Конституция ЕС. Однако она мо­жет вступить в силу лишь после ее одобрения всеми странами ЕС (решением парламента или всенародным референдумом). Россия не остается в стороне от интеграционных процес­сов XXI в. Это, в частности, проявляется:


  • в заботе о формировании общего экономического, гума­
    нитарного правового пространства с несколькими странами,
    входящими в созданное после распада СССР Содружество
    Независимых Государств;

  • в переговорах с Евросоюзом о взаимодействии в сферах
    экономики, правосудия, безопасности, науки, образования,
    культуры. Большое место в документах о партнерстве уде­
    лено совместным действиям по соблюдению принципа не­
    дискриминации, включая противодействие любым формам
    нетерпимости и расизма, уважению прав человека.
Наряду с тенденцией к международной интеграции суще­ствует и тенденция к дифференциации. Она проявляется в разных формах. В основном в мирной форме прошло обра­зование независимых постсоветских государств, разделение Чехословакии на два государства - Чехию и Словакию. Вооруженные действия сопровождали распад Югославии.

I «Чем государства просвещеннее, тем больше они сооб-

i щают друг другу идей и тем больше увеличивается си- .

I л а и деятельность всемирного ума». 1

\: К. Гельвеции i

^ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Понятие «социальный конфликт» вам известно. К числу значимых для индивида и человечества относятся конфлик­ты между этническими общностями. В научных трудах эт­нический конфликт часто определяется как любая форма гражданского, политического или вооруженного противобор­ства, в котором стороны (или одна из них) мобилизуются, действуют и страдают, исходя из этнических различий.

Это определение вызвало возражение, ибо оно рассматри­вает конфликт как стадию крайнего обострения противоре­чий. Была предложена более широкая трактовка: этничес­кий конфликт - это любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограничен­ными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точ­ки зрения этнической принадлежности ее членов.

Межэтнические конфликты порождаются не существова­нием этносов, а политическими, социальными условиями, в

которых они живут и развиваются. Нередко созданию «об­раза врага» способствует и обращение к тем страницам ис­торической памяти, где запечатлены прежние обиды и фак­ты (иногда извращенные) далекого прошлого.

Рассмотрим основные причины конфликтов, ярко выра­жающихся в целях и действиях противоборствующих сто­рон.

^ Территориальные причины - борьба за изменение гра­ниц, за присоединение к другому («родственному» с куль­турно-исторической точки зрения) государству, за создание нового независимого государства. Эти требования смыка­ются с политическими целями движений, стремящихся к образованию «собственного» суверенного государства. Требо­вания сепаратистского 1 характера особенно опасны, ибо они непосредственно затрагивают большие массы людей, связа­ны с вопросами о разделе или упразднении государства. «Речь идет о том, - пишет один из российских этноло­гов, - в каком государстве жить, кому подчиняться, на ка­ком языке говорить, кому молиться, как перемещаться, кто будет защищать жизнь и собственность людей, наконец, ка­кой гимн петь и каких героев и какие могилы почитать».

^ Экономические причины - борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами, среди которых большую ценность, в частности, имеют земля, недра.

^ Социальные причины - требования гражданского равно­правия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенства при приеме на работу, особенно на престижные места в органах власти.

^ Культурно-языковые причины - требования сохранения или возрождения, развития языка, культурной общности. Умаление роли родного языка, сплачивающего этническую общность в единое целое, особенно остро воспринимается и нередко служит причиной конфликта.

В мире существуют сотни национальных культур, каж­дый этнос обладает самобытной культурой, относится к ней бережно. Попытки принизить ее значение в угоду культуре другого, более крупного этноса вызывают протест, могут служить причиной конфликта. Есть и другая опасность: иногда этнос исходит из того, что его культура призвана до­минировать по отношению к другим культурам.

Источником межэтнической напряженности служит на­ционализм - идеология, психология, политика групп лю­дей, утверждающих приоритет национальных ценностей пе­ред всеми другими, верховенство интересов своего этноса,

1 Сепаратизм (здесь) - это требования суверенитета и независимости для этнически обозначенной территории, направленные против государст­венной власти страны проживания.

противопоставляемых интересам других этносов. Идея наци­ональной исключительности часто принимает форму ксено­фобии 1 , ведущей к истреблению так называемых «неполно­ценных» рас и народов.

В памяти человечества навсегда остались кровавые результаты шовинизма. Это геноцид армянского народа в 1915 г., когда действия Османской империи привели к смер­ти 1,5 млн человек. Это организованная гитлеровцами вели­чайшая трагедия - Холокост (всеуничтожение через сожже­ние), приведший к гибели 6 млн человек - более половины еврейского населения Европы. Это действия гитлеровцев по уничтожению славянского населения «восточного простран­ства» и превращению оставшихся в рабочую силу для «выс­шей расы».

^ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Возникает вопрос: можно ли исключить появление кон­фликтов с этнической составляющей? Пока положительный ответ невозможен из-за того, что многие этнические группы живут в предконфликтных условиях, испытывают значи­тельные социальные трудности, ощущают (в том числе и в повседневной жизни) пренебрежение к своей культуре, язы­ку, традициям, обычаям. Все это вызывает массовые проте-стные настроения, нередко ведущие к социально опасному, разрушительному поведению (особенно в толпе).

Потребуется долгое время для того, чтобы большинство людей стало способно проявлять терпимость. Но уже сейчас возможно смягчение и предотвращение конфликтных ситу­ аций путем регулирования межэтнических отношений. На­помним: регулировать означает упорядочивать, налаживать.

^ Гуманистический подход - главный ориентир в реализа­ции морального, политического, правового регулирования межэтнических отношений. Основные черты этого подхода:


  • признание и уважение многообразия культур, привер­
    женность идеям мира, согласия, неприятие насилия в отно­
    шениях между народами;

  • развитие и постоянное функционирование демократии,
    обеспечение реализации прав и свобод личности, этнических
    сообществ, независимо от их национальной принадлежнос­
    ти;

  • нацеленность государственных органов, средств массо­
    вой информации, образования, спорта, всех форм литерату­
    ры и искусства на формирование у граждан, особенно моло­
    дежи, культуры межэтнического общения. Необходимо
1 Ксенофобия - нетерпимость, неприятие, ненависть к кому-либо, чему-либо чужому, чужеродному.

воспитание толерантности - уважения, доверия, готовно­сти к сотрудничеству, компромиссу с людьми, их сообщест­вами любой национальной принадлежности, стремления по­нимать и принимать их культурные ценности, образ жизни, характер поведения. Толерантность во многом определяет сознание и поведение личности, групп населения, предста­вителей властных органов, способствует выработке личной ответственности за благоразумное решение этнических проблем.

Ученые выделяют несколько пересекающихся друг с дру­гом путей урегулирования конфликтов. Первый - примене ние правовых механизмов, прежде всего изменение законо­дательства в полиэтнических государствах, ликвидация этнических привилегий. Второй путь - переговоры между конфликтующими сторонами, как прямые (между делегаци­ями сторон), так и через посредников (представителей меж­дународных организаций, общественных деятелей). К сожа­лению, нередко стороны (или одна из них) вместо политики переговоров, имеющих целью сотрудничество, ограничения доступа к оружию, делают ставку на бескомпромиссный диктат, на вооруженное насилие. Это ведет к ужесточению конфликта, устрашению общества, массовым жертвам и раз­рушениям. Переговоры бывают трудными, длительными. Но в ряде случаев они способствуют если не преодолению кон­фликта, то его смягчению.

Третий путь - информационный. Он предполагает, преж­де всего, обмен сведениями между сторонами о возможных мерах по преодолению конфликтных ситуаций. Уместен об­щественный диалог (в печати, на телевидении) представите­лей всех этнических групп, имеющий целью совместную разработку предложений, отвечающих общим интересам.

Действенны, особенно если конфликты носят религиоз­ный оттенок, совместные миротворческие выступления представителей разных конфессий. Деятель православного духовенства Александр Мень говорил: «Понимание, терпи­мость- плоды высшей культуры... Оставаясь христианами и мусульманами, не оскорбляя друг друга, подать ру­ку- вот наш путь».

Психологическое влияние СМИ (особенно электронных) требует осторожного подхода к способам подачи информа­ции. Информация, даже нейтральная, о фактах экстремиз­ма может вызвать новую волну конфликта. Необходимо от­казаться от иногда свойственной репортерам драматизации событий, ибо это может закрепиться в исторической памя­ти и через некоторое время возродить дух конфликта. Нель­зя допускать героизации террористов, экстремистов во избе­жание превращения их в героев, лидеров. Надо помнить, что непродуманные слова могут стрелять сильнее пули.

К информационному пути примыкает государственная поддержка политики многокультурности, что особенно су­щественно в связи с ростом миграции населения. Например, в Канаде эта политика имеет целью содействовать развитию и сохранению собственной культуры всех этнических групп, контактам и взаимодействию членов различных групп в ин­тересах национального единства. Иммигрантам оказывается помощь в овладении хотя бы одним из официальных язы­ков, чтобы они могли стать полноценными членами канад­ского общества.

Одна из причин конфликтов - жизненная неустроен­ность этносов, проявляющаяся в нищете, безработице, низ­ких заработках и пенсиях, плохом жилье, трудностях полу­чения образования. Непременным условием преодоления конфликтов является улучшение жизни гражданина, созда­ние и закрепление у этносов психологического чувства удов­летворенности благоприятной стабильностью жизни. Это требует регулирования общественных процессов, включаю­щего договоренности между противоборствующими сторона­ми о справедливом распределении ресурсов, об увеличении рабочих мест, улучшении жилищных условий, о равенстве в трудоустройстве, образовании, в доступе к властным структурам.

^ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Национальная политика - составная часть политической деятельности государства, регулирующая межэтнические от­ношения в различных сферах жизни общества. Ее сущность зависит от общей направленности политики государства. В основе демократической национальной политики - уважи­тельное отношение к людям, представляющим любую этни­ ческую общность, установка на сотрудничество и сближение народов.

Фундаментом этнополитики РФ является Конституция. В ее преамбуле можно выделить две установки политики в сфере межэтнических отношений:


  • пронизанное патриотическими чувствами уважение к
    памяти предков, передавших нам любовь к Отечеству; забо­
    та о сохранении исторически сложившегося государственно­
    го единства народов, объединенных общей судьбой на своей
    земле;

  • политико-правовая направленность на утверждение
    прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, рав­
    ноправия народов, на обеспечение суверенной государствен­
    ности России, незыблемости ее демократической основы.
Конституция гарантирует права и свободы человека неза­висимо от национальности, их равенство, понимание, соблю­дение и защиту (ст. 2, 19). Каждый вправе пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспита­ния, обучения, творчества (ст. 26). На всей территории РФ государственный язык - русский; республики вправе уста­навливать свои государственные языки, употребляемые на­ряду с русским (ст. 68). Запрещаются действия, направлен­ные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, пропаганда расового, национального или языкового превосходства (ст. 13, 29).

В «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» (1996 г.) принципы этой политики формулируются так:


  • равенство прав и свобод человека и гражданина незави­
    симо от его расы, национальности, языка;

  • запрещение любых форм ограничения прав граждан по
    признакам социальной, расовой, национальной, языковой
    или религиозной принадлежности;

  • сохранение исторически сложившейся целостности Рос­
    сийской Федерации;

  • равноправие всех субъектов Российской Федерации во
    взаимоотношениях с федеральными органами государствен­
    ной власти;

  • гарантия прав коренных малочисленных народов;

  • право каждого гражданина определять и указывать
    свою национальную принадлежность без всякого принужде­
    ния;

  • содействие развитию национальных культур и языков
    народов Российской Федерации;

  • своевременное и мирное разрешение противоречий и
    конфликтов;

  • запрещение деятельности, направленной на подрыв
    безопасности государства, возбуждение социальной, расовой,
    национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

  • защита прав и интересов граждан Российской Федера­
    ции за ее пределами, поддержка соотечественников, прожи­
    вающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии
    родного языка, культуры и национальных традиций, в ук­
    реплении их связей с Родиной в соответствии с нормами
    международного права.
Последовательная реализация этих принципов отвечает всему многообразию интересов народов России.

НИШ ^ Основные понятия: межэтнические отношения, межэтни­ческие конфликты, национальная политика.

ШШ Термины: этнология, сепаратизм, ксенофобия, толерант­ность.

Проверьте себя

1) Назовите уровни межэтнических отношений, покажи­те общее и различное в этих уровнях. 2) Какова сущность двух тенденций в развитии межэтнических отношений? Приведите примеры проявлений этих тенденций. 3) В чем заключается сущность межнационального сотрудничества? 4) Что такое межэтнические конфликты? Назовите их ос­новные причины. 5) Каковы пути предупреждения и преодо­ления межэтнических конфликтов? 6) Охарактеризуйте принципы национальной политики РФ.

Подумайте, обсудите, сделайте


  1. В документах ООН указывается, что толерантность яв­
    ляется моральным долгом, правовой и политической потреб­
    ностью, ведет от культуры войны к культуре мира; направ­
    лена на уважение и понимание многообразия культур;
    означает активное отношение к действительности, формиру­
    емое на основе признания универсальных прав и свобод че­
    ловека. Опираясь на личный опыт, факты истории и совре­
    менности, покажите, как принципы толерантности могут
    быть реализованы в межэтнических отношениях.

  2. Объясните, почему ныне особенно важно следовать
    принципам терпимости и уважения народов друг к другу,
    совместно преодолевать общие трудности.

  3. Ученые полагают, что человечество, становясь все бо­
    лее взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего этно­
    культурного разнообразия. Если вы согласны с этой точкой
    зрения, то подтвердите ее правильность фактами из общест­
    венного развития XX в.; если не согласны - аргументируй­
    те свои взгляды.

  4. Продумайте ответ на вопрос: как профессиональная де­
    ятельность историка, правоведа, экономиста может способ­
    ствовать межэтническому сотрудничеству, предупреждению
    конфликтов?

  5. Анализируя основную тенденцию современной полити­
    ки РФ в области межэтнических отношений, ученые пола­
    гают, что она состоит в переключении с национально-терри­
    ториального направления на культурно-образовательное и
    культурно-просветительное. Как вы понимаете этот вывод
    ученых, разделяете ли вы эту точку зрения?
Поработайте с источником

Прочтите фрагмент труда ученого-этнолога В. А. Тишкова.

Этнонационализм в постсоветских государствах

Наиболее серьезным вызовом для России и ряда других постсоветских государств является этнонационализм в его радикальных и нетерпимых проявлениях. Так называемые

национальные движения в мирных политических и куль­турных формах среди народов бывшего СССР сыграли и про­должают играть важную роль в утверждении децентрализо­ванных форм государственного устройства и управления, в сохранении и развитии культурной целостности и отличи­тельности больших и малых народов, в росте общественно-политической активности граждан. Но этнический фактор в ряде случаев стал основой для формирования программ и действий, а также для пропаганды идей и установок, кото­рые провоцируют нетерпимость, вызывают конфликты и на­силие.

Национализм малых народов, будучи реакцией на пере­несенные в прошлом травмы и приниженный статус нерус­ских культур, в условиях социального кризиса, политичес­кой дестабилизации и слабой модернизации населения часто обретает агрессивные формы. Это проявляется в попытках узурпировать власть и престижные позиции в пользу пред­ставителей одной этнической группы, изменить демографи­ческий состав населения путем насильственного изгнания этнических «чужаков», изменить административные или межгосударственные границы, осуществить явочную сецес-сию (выход из состава государства. - Ред.), в том числе силой оружия. Вместо улучшения правления и социально-культурных условий жизни крайний национализм предлага­ет внешне простые, но по сути нереальные решения, попыт­ки осуществить которые вызывают межгражданскую напряженность и конфликты...

Не меньшую угрозу демократическим преобразованиям и социальному миру представляет и растущий национализм гегемонистического типа, формируемый от имени численно доминирующих народов. В России русский национализм пытается обрести статус общегосударственной идеологии, присвоить идею общероссийского патриотизма и подменить формирование общегражданской идентичности все тем же нереализуемым лозунгом самоопределения русской этнона-ции. Экстремистские группы и лица все чаще пропаганди­руют идеи фашистского толка, антисемитизма и пренебре­жения к меньшинствам.

Тишков В. А, Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной синтропологии. - М., 2003.-С. 319-320.

НИ ^ Вопросы и задания к источнику. 1) Что такое этнонациона-лизм? 2) В чем различие между радикальным этнонационализмом и мирными формами национальных движений? 3) Проиллюстри­руйте примерами из истории и современности положение о том, что радикальный этнонационализм является большой опасностью для народов и государств постсоветского пространства. 4) Чем вызван и в чем проявляется национализм малых народов? 5) В чем состо-

ит сущность и опасность этнонационализма гегемонистического ти­па? 6) Нередко высказывается мнение о том, что развитие демокра­тии, гражданской культуры, стабилизация социально-экономиче­ского положения положительно скажутся на преодолении этнонаци­онализма. Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте ответ.

Об этом спорят

Нерусское население составляет 20% всего населения РФ. Это дает некоторым авторам повод считать Россию мононациональным государством. Эта точка зрения встреча­ет возражения, ибо она не учитывает исторических условий развития России и приверженности многих народов к сво­им языкам, культуре и образу жизни. Каково ваше мнение?

Стихийно складывавшееся сотрудничество многие века известно человечеству, состоящему из огромного количества общностей, представляющих в совокупности этнически смешанную среду, где часто действует продуктивное сотрудничество в производстве материальных благ, в повседневной жизни; создание и сбережение национальных культурных ценностей сочетается с познанием других культур.
В XX в. отмечается возрастание интеграционных тенденций двоякой направленности:
экономическая, политическая интеграция, ведущая к
образованию союзов государств;
интеграция национальных образований в пределах многонациональной страны. Это может отвечать интересам народов, живущих в едином государстве, способствовать укреплению этого единства.
Значителен отечественный опыт межнационального сотрудничества. Во всех отраслях хозяйства и культуры СССР плодотворно трудились многонациональные коллективы. Сплоченность народов ярко проявилась в боях, труде, по-вседневной жизни в годы Великой Отечественной войны, в послевоенном возрождении страны.
Сотрудничество в культурной сфере обеспечило ликвидацию неграмотности, создание письменности 50 этносов, расцвет яркого, самобытного искусства малочисленных народов. Ученые отмечают, что в Советском Союзе в XX в. не исчезла ни одна малая культура и фактически сохранилась вся этническая мозаика огромного государства, в то время как в других регионах мира исчезли сотни малых культур. В то же время ошибки и преступления органов тоталитарной власти привели к тяжелым трагедиям многих людей и целых народов. Многовековые национальные связи были нарушены из-за непродуманного административно-территориального деления, ухудшилась экологическая обстановка в регионах проживания коренных малочисленных этносов. Насильственное переселение народов, незаслуженно обвиненных в пособничестве немецким оккупантам, нанесло большой урон достоинству сотен тысяч людей, тяжело отразилось на их судьбах. Потребовалось длительное время для восстановления нарушенных прав народов нашей страны.
В Европе, других частях света в последней трети XX в. широкое развитие получила интеграция в сфере экономики, а затем и политики. Это связано с процессом глобализации, складыванием постиндустриального, информационного общества, а также с необходимостью единства в борьбе с международным терроризмом.
Один из примеров интеграции - деятельность Европейского союза (ЕС), объединяющего (2005 г.) 25 государств с населением 450 млн человек, говорящих на 40 языках. В ЕС введены единое гражданство, единая валюта - евро. Созданы наднациональные органы власти: Европарламент, Совет ЕС, Европейский суд. Разработана Конституция ЕС. Однако она может вступить в силу лишь после ее одобрения всеми странами ЕС (решением парламента или всенародным референдумом). Россия не остается в стороне от интеграционных процессов XXI в. Это, в частности, проявляется:
в заботе о формировании общего экономического, гуманитарного правового пространства с несколькими странами, входящими в созданное после распада СССР Содружество Независимых Государств;
в переговорах с Евросоюзом о взаимодействии в сферах экономики, правосудия, безопасности, науки, образования, культуры. Большое место в документах о партнерстве уделено совместным действиям по соблюдению принципа недискриминации, включая противодействие любым формам нетерпимости и расизма, уважению прав человека.
Наряду с тенденцией к международной интеграции существует и тенденция к дифференциации. Она проявляется в разных формах. В основном в мирной форме прошло образование независимых постсоветских государств, разделение Чехословакии на два государства - Чехию и Словакию. Вооруженные действия сопровождали распад Югославии.



Что еще почитать