Принцип равной безопасности в коммуникации. Понятие, специальные принципы и источники права международной безопасности. Принцип мирного разрешения международных споров


В основе современной международно-правовой концепции безопасности сделан акцент на снижение роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стабильности в мире. Со второй половины XX века постепенно сформировалось убеждение в том, что в истории человеческой цивилизации ушло то время, когда государства могли рассчитывать защитить себя только созданием собственной мощной обороны. Характер современного оружия не оставляет ни одному государству надежды обеспечить свою безопасность лишь военно-техническими средствами, наращиванием вооружений и вооруженных сил, поскольку уже не только саму ядерную войну, но и гонку вооружений таким образом выиграть нельзя. Стало очевидным, что безопасность государств может быть обеспечена с помощью не военных, а политических и юридических средств.

Современное международное право - это право мира, а потому даже те его установления, которые, казалось бы, непосредственного отношения к предотвращению войны не имеют, должны способствовать укреплению международной безопасности. Таким образом,международная безопасность– это состояние защищенности жизненно важных интересов государств и международного сообщества от потенциально и реально существующих угроз или отсутствие таких угроз.

Целью международной безопасности является сохранение государства

среди других суверенов, обеспечение собственной независимости и суверенитета. Если до ХХ в. речь могла идти действительно только о сохранении себя как международной личности, то с появлением оружия массового поражения можно уже говорить о сохранении государства и его населения в физическом смысле, да и всей цивилизации в целом.

Опыт антигитлеровской коалиции доказал, что совместными усилиями государства способны победить агрессора и привлечь его к ответственности. Это давало уверенность и в их способности обеспечить послевоенный мир и безопасность. Концепция мира и безопасности была воплощена в Уставе ООН. Ее реализации помешала «холодная война». В 1975 году важные решения были приняты Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе. В 1986 году СССР предложил концепцию всеобъемлющей международной безопасности. Ее положения получили поддержку ООН в резолюциях 1986 года и последующих лет, посвященных всеобъемлющей системе международного мира и безопасности.

Современная система безопасности мыслится как всеобъемлющая. Она охватывает не только военные и политические, но также и другие аспекты – экономические, экологические, гуманитарные и, разумеется, правовые. Особое значение придается демократии в международных отношениях и в государствах. На первый план выдвигается профилактическая (превентивная) дипломатия. Предупреждение конфликтов, устранение угроз миру и безопасности является наиболее эффективным путем к обеспечению мира.

Одним из основных средств обеспечения международной безопасности являются мирные средства разрешения споров. Первая общая Конвенция о мирном урегулировании международных споров была принята в 1899 году на Гаагской конференции мира. Соответствующая глава имеется и в Уставе ООН. С тех пор посвященные данной проблеме акты принимались неоднократно.

Стремление государств обеспечить стабильный мир на земле зависит в первую очередь от внешней политики и от безусловного выполнения принципов и норм современного международного права. Объективная необходимость сотрудничества государств в вопросах обеспечения мира обусловила процесс формирования и функционирования новой отрасли общего международного права - права международной безопасности

Следует иметь в виду изменения в объекте правового регулирования, происшедшие в последние годы. Сегодня наряду с сохраняющейся опасностью конфликтов между государствами все более серьезной становится угроза безопасности, исходящая от внутригосударственных конфликтов, порождаемых межнациональными, межэтническими, межрелигиозными противоречиями и столкновениями

Право международной безопасности представляет систему специальных принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств и других субъектов международного права в целях предотвращения применения военной силы в международных отношениях, ограничения и сокращения вооружений.

Как любая отрасль международного права, право международной безопасности опирается на общие принципы современного международного права, среди которых особое значение имеют принцип неприменения силы или угрозы силой, принцип мирного разрешения споров, принципы территориальной целостности и нерушимости границ, а также ряд отраслевых принципов, таких, как принцип разоружения, принцип равной безопасности, принцип не нанесения ущерба, безопасности государств, принцип равенства и одинаковой безопасности. В совокупности они составляют юридическую основу права международной безопасности.

Принцип разоружения. Современная концепция международной безопасности возникла в ситуации гонки вооружений двух сверхдержав – СССР и США. Если в XIX в. обеспечение безопасности через совершенствование вооружений и их наращивание являлось нормой для государств, то во второй половине ХХ в. стало ясно, что накоплен такой вооруженный потенциал, который может уничтожить все человечество, поэтому возникла актуальная проблема – как от него избавиться, сохранив при этом паритет. Принцип разоружения означает поступательное движение государств по пути сокращения собственного вооруженного потенциала до необходимого минимума. Такое сокращение возможно только на взаимной основе.

Принцип равной безопасности. Основное содержание этого принципа заключается в праве каждого государства (без каких-либо исключений) на безопасность. Безопасность обеспечивается для всех в равной степени с учетом интересов всех субъектов без какой-либо дискриминации.

Принцип не нанесения ущерба безопасности государств . Этот принцип гласит, что нельзя укреплять собственную безопасность за счет безопасности других и недопустимость получения односторонних преимуществ в обеспечении безопасности. Государства должны отказываться от любых действий, которые могут нанести ущерб безопасности другого государства.

Принцип равенства и одинаковой безопасности. Значение этого принципа состоит в том, что государства и их военные объединения, между которыми существует стратегическое равновесие, обязаны не нарушать этого равновесия, стремясь при этом к возможно более низкому уровню вооружений и вооруженных сил. Это можно рассмотреть на примере отношений СССР (теперь России) и США. В период существования СССР паритет был достигнут за счет создания двух военных групп – организаций коллективной безопасности (НАТО и Организация Варшавского договора). Равное противостояние на тот момент являлось едва ли не единственным средством обеспечения безопасности. Затем, начиная с 1991 г., это противостояние изменяется: НАТО расширяет свое присутствие в Восточной Европе, СССР прекращает свое существование, вместо него на политической арене появляется РФ. Сохранился ли паритет? В настоящее время, если и можно говорить о противостоянии как обеспечении равенства и одинаковой безопасности, то оно существует между США и Россией. Можно говорить, прежде всего, о паритете в стратегических ядерных силах. Этот паритет был подтвержден двумя договорами о сокращении и ограничении стратегических- наступательных вооружений (СНВ–1, СНВ–2). Но следует учитывать, что этот принцип должен приобрести глобальный характер и, по мнению С. А. Малинина, будет означать обязанность суверенных субъектов сохранять пределы разумной достаточности, однако, на все более и более низком уровне военного потенциала.

Основным источником, регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, является Устав ООН (гл. I, VI, VII). Поддержание международного мира и безопасности и принятие для этого эффективных коллективных мер - главные из целей Организации Объединенных Наций (ст. 1).

Принятые в рамках ООН резолюции Генеральной Ассамблеи, содержащие принципиально новые нормативные положения и ориентированные на конкретизацию предписаний Устава, также могут быть отнесены к категории источников права международной безопасности. Например, "О неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия" (1972 г.) или "Определение агрессии" (1974 г.).

Важное место в комплексе источников права международной безопасности занимаютвзаимосвязанные многосторонние и двусторонние договоры, регламентирующие правовые аспекты обеспечения мира. Эти договоры условно можно разделить на четыре группы.

I. Договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений в пространственном отношении. К ним относятся - Договор об
Антарктике (1959 г.), Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.), Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения (1971 г.), Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (Договор Тлателолко, 1967 г.), Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана (Договор Раратонга, 1985 г.) и др.

II. Договоры, ограничивающие наращивание вооружений в
количественном и качественном отношениях.
Это-Договор
о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963 г.), Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия (1996 г.), Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.), Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (1993 г.).

III. Договоры, запрещающие производство определенных
видов оружия и предписывающие их уничтожение.
Таковыми являются - Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972 г.), Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия и его уничтожении (1993 г.), Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей
дальности (1987 г.).

IV. Договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны. Это - Соглашение о линиях прямой связи между СССР и США (1963, 1971 rr.) (аналогичные соглашения были заключены СССР с Великобританией в 1967 г., Францией в 1966 г., ФРГ в 1986 г.), Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США (1971 г.), Обмен письмами между СССР и Францией о предупреждении случайного или
несанкционированного применения ядерного оружия (1976 г.),
Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о предотвращении случайного возникновения ядерной войны (1977 г.), Соглашение между СССР и США об уведомлении о пуске межконтинентальных ракет подводных лодок (1988 г.) и некоторые другие.

Среди источников права международной безопасности особого внимания заслуживают документы, принятые в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), вплоть до Кодекса поведения, касающегося военно-политических аспектов безопасности, принятого на Будапештской встрече на высшем уровне государств - участников СБСЕ 5-6 декабря 1994 г.

Как новая отрасль современного международного права, право международной безопасности, обладает одной важной особенностью, заключающейся в том, что ее принципы и нормы в процессе регулирования международных отношений тесно переплетаются с принципами и нормами всех других отраслей международного права, образуя, таким образом, вторичную правовую структуру, обслуживающую, по существу, всю систему современного международного права. Эта особенность дает основание говорить о том, что право международной безопасности является комплексной отраслью современного международного права.

Условия эффективной коммуникации

Одна из функций языка - функция общения.

Главная цель речевой коммуникации - обмен информацией различного рода, ее осознание и понимание. Основные функции коммуникации: 1. информативная, 2. интерактивная (побудительная), 3. перцептивная (установление взаимопонимания),4. экспрессивная (возбуждение эмоциональных переживаний).

Средства передачи информации в общении делятся на 1) вербальные и 2) невербальные.

Вербальные осуществляются с помощью слов - языка, невербальные - с помощью знаков и символов: жестов, мимики, позы, взгляда, расстояния.

Язык реализуется в речи. Речь - это внешнее проявление языка, т.е. она относится к вербальным средствам общения. Речевая деятельность состоит из нескольких последовательных фаз: ориентировки, планирования, реализации, контроля или реагирования.

В реализации речевого действия выделяются этапы:

1) Подготовка, когда происходит осознание целей, мотивов, потребностей и осуществляется прогноз результатов;

2) Структурирование высказывания (осуществляется выбор слов, их оформление);

3) Переход к внешней речи.

4) Восприятие речи (процесс слушания или чтения) включает понимание (языка и содержания), обратную связь (реакцию).

Будучи актом коммуникации, речь всегда обращена к кому-либо.

Модель речевой коммуникации следующая:

адресант - сообщение - адресат.

Адресат и адресант называются коммуникантами. Для коммуникантов очень важны следующие качества:

- эмпатия - умение видеть мир глазами других людей, понимать другого человека;

- доброжелательность - способность не только сочувствовать, но и показывать свое доброжелательное отношение, уважение и симпатию к другим людям;

Умение понимать собеседника даже тогда, когда не одобряешь его поступок;

Готовность поддержать другого человека;

- аутентичность - умение быть естественным, не скрываясь за масками и ролями, способность быть самим собой;

- конкретность , отказ от общих рассуждений, умение говорить о конкретных переживаниях, готовность однозначно отвечать на вопросы;

- инициативность - склонность к активной деятельной позиции, также способность по собственной инициативе устанавливать контакты;

- непосредственность - умение говорить и действовать напрямую;

- открытость - готовность открыть другим свой внутренний мир, твердая убежденность в том, что открытость способствует установлению прочных отношений с окружающими;

-принятие чувства - готовность принять эмоциональные переживания со стороны партнера;

Готовность в случае несходства мнений пойти на противостояние, но не с целью запугивания, а с надеждой установить честные отношения.

Ученые сформулировали ряд принципов речевой коммуникации. Один из них – принцип последовательности . Он предполагает релевантность (смысловое соответствие) ответной реакции, т.е. ожидание реплики соответствующего типа. Если первая реплика вопрос, вторая – ответ. Другой принцип – принцип предпочитаемой структуры – характеризует особенности речевых фрагментов с подтверждающимися и отклоняющимися ответными репликами.

Чтобы упростить задачи коммуникантов, были созданы определенные законы , которые делают общение более успешным. Известны два описания принципов коммуникации. Они носят свои названия по именам основоположников - принцип кооперации Г.П. Грайса и принцип вежливости Дж.Н. Лича.

Принцип кооперации Грайса состоит из четырех (ПРАВИЛ) максим :

- максима количества - полноты информации (высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется, и меньше, чем требуется);

- максима качества информации (не говори то, что ты считаешь ложным);

- максима отношения - релевантности (не отклоняйся от темы);

- максима способа - манеры (выражайся ясно, кратко, будь организован).

Принцип вежливости Лича заключает в себе шесть (ПРАВИЛ) максим :

- максима такта - максима границ личной сферы (нельзя затрагивать такие темы, как религия, частная жизнь, зарплата и др.);

- максима великодушия - необременения собеседника;

- максима одобрения - позитивность в оценки других;

- максима скромности - неприятия похвал в свой адрес, реалистическая самооценка;

- максима согласия предполагает отказ от конфликта для сохранения общения и для решения проблем;

- максима симпатии - благожелательности.

Психологические принципы общения:

Принцип равной безопасности – непричинение психологического или иного ущерба партнеру в информационном обмене.

Принцип децентрической направленности – непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили во взаимодействие. Силы участников общения следует направить на поиск оптимального решения проблемы. Децентрическая направленность, в отличие от эгоцентрической, характеризуется умением анализировать ситуацию с позиции другого человека, исходя не из собственных интересов, а из интересов дела.

Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано , т.е. непричинение ущерба сказанному путем намеренного искажения смысла.

Необходимым условием эффективной речевой коммуникации является умение слушать . Различают два вида слушания:

Нерефлексивное слушание – умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.

Рефлексивное слушание – активное вмешательство в речь собеседника.

Существует два важных закона коммуникации :

1. Суть не в том, что сообщает отправитель, а в том, что понимает получатель.

2. Если получатель неправильно толкует сообщение отправителя, то вину несет отправитель, т.е. ответственный за точную коммуникацию лежит на отправителе.

О характере речевого действия судят по реакции на него, реагированию, т.е. по обратной связи. Обратная связь - показатель эффективности общения, достижения нужного результата. Обратная связь может передаваться мимикой, жестами, взглядом, комплиментами. В каждой ситуации общения используются свои речевые тактики , т.е. речевые приемы, помогающие достичь цели. Специалисты выделяют речевые тактики, свойственные бытовому и деловому общению:

1. обобщение (когда неблагоприятную информацию подкрепляют словами, что так бывает);

2. пример (...а моему другу купили.., а я в твои годы.., т.е. используется какой-то конкретный опыт);

3. неожиданность (использование неожиданной информации);

5. момент неформальности (рассказ о своих ошибках, для того чтобы показать подход к решению проблемы);

6 . сократовский метод ответа «да» на заданные вопросы и подведение к конечному «да» (Ты ходил, в субботу на выставку и сказал, что "тебе понравилось («Да»), к тому же это заняло немного времени («Да») и билет был недорогой («Да»), значит, ты можешь пойти со мной на эту выставку еще раз («Да»);

7. провокация (выражение своего несогласия, с тем чтобы понять позицию оппонента);

8. «подмазывание» аргумента («вы, как умный человек, конечно, разберетесь в данной ситуации») и др.

Всем известны случаи, когда собеседники, как ни стараются, не понимают друг друга. Причины кроются в неодинаковом знании предмета разговора, психологических особенностях собеседников, профессиональных, политических, религиозных различиях, т.е. в коммуникативных барьерах .

1. Логический барьер . Каждый человек видит проблему со своей позиции. Нужно постараться понять собеседника, встать на его точку зрения.

2. Стилистический барьер . Он предполагает четкую структуру текста, логику и последовательность изложения. Для этого используется правило рамки и цепи. Правило рамки заключается в том, что начало и конец сообщения должны быть четко очерчены, так как начало и конец лучше запоминаются. Правило цепи предполагает структуру текста, выстроенную по какому-либо признаку. И, конечно, учитывается вид сообщения, так как форма коммуникации и ее содержание должны соответствовать друг другу. Если этого нет, возникает стилевой барьер.

3. Семантический (смысловой) барьер возникает, когда собеседники используют разную лексику, разную культуру разговора, т.е. «говорят на разных языках», имеют социальные, религиозные, профессиональные различия.

Важным фактором в общении является межличностное пространство . Исследователями выделено четыре зоны общения:

- интимная зона (от 15 до 50 см) - это зона тесного эмоционального контакта (дети, родственники);

- межличностное расстояние (от 50 до 1,2 м) - общение друзей;

- социальная зона (от 1,2 до 3,7 м) - эта дистанция выдерживается с посторонними людьми, для неформальных и деловых отношений;

- общественная зона (более 3,6 м) - при общении с большой аудиторией. Речевым взаимодействием называется процесс установления и поддержания целенаправленного прямого или опосредованного контакта между людьми посредством языка.

Речевое взаимодействие - это процесс взаимодействия двух субъектов: а) говорящего или пишущего адресанта (отправителя информации) и б) воспринимающего эту информацию - слушающего или читающего - адресата. Элементарной формой речевого взаимодействия является речевой акт. Речевой акт со стороны адресанта - это говорение - отправление акустических сигналов в виде языковых знаков, либо письмо - кодирование речевых сигналов с помощью графических символов. Речевой акт со стороны адресата - это слушание - восприятие речевых акустических сигналов и их понимание, либо чтение - декодирование графических знаков, понимание их значений. Важнейшую роль в речевом общении играет речевая ситуация , т. е. контекст общения. Речевая ситуация - это конкретные обстоятельства, в которых происходит речевое взаимодействие. Примеры речевых ситуаций: необходимость ответить на вопросы, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т. д.

Немалое значение в речевом общении играет пространственно-временной контекст - время и место, в котором происходит речевое общение. Место общения может в значительной степени определить жанр общения: светская беседа в гостях, на вечеринке, на банкете, разговор на приеме у врача в поликлинике, диалог между преподавателем и студентом в вузе на экзаменах и т. д. В зависимости от участия фактора времени различают канонические и неканонические речевые ситуации. Каноническими считаются ситуации, когда время произнесения (время говорящего) синхронно времени его восприятия (времени слушающего), т. е. определен момент речи, когда говорящие находятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой (в идеале они располагают общим полем зрения); когда адресат - конкретное лицо и т. д. Неканонические ситуации характеризуются следующими моментами: время говорящего, т. е. время произнесения высказывания, может не совпадать со временем адресата, т. е. временем восприятия (ситуация письма); высказывание может не иметь конкретного адресата (ситуация публичного выступления) и т. д. Если, к примеру, говорящий по телефону использует слово здесь, то оно обозначает только свое пространство. В письме субъект речи словом сейчас определяет только свое время, а не время адресата. Речевое событие – протекающий в контексте речевой ситуации дискурс. Речевое событие состоит из двух главных компонентов: 1) устной речи (то, что говорится, сообщается) и то, что ее сопровождает (жесты, мимика, движение и др.); 2) условия, обстановки, в которой происходит общение. Первую составляющую речевого события называют дискурсом. Дискурс - это речевой акт (высказывание, текст), который сопровождается мимикой, жестами, пространственным поведением собеседников и другими экстралингвистическими факторами. Иначе говоря, дискурс - речь, «погруженная в жизнь», - это текст, взятый в событийном аспекте. Дискурс – это связный текст в совокупности с экстралингвистическими – прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами. Дискурс как цельное, завершенное событие представляет собой различные виды речевой практики: бытовой диалог, интервью, беседу, школьный урок, семинарское занятие, заседание, конференцию и т. д. Вторая составляющая речевого события - это речевая ситуация, включающая его участников, их взаимоотношения, обстоятельства места и времени, предмет и цели.

Для гармонизации общения, важно, чтобы собеседники отдавали себе отчёт в каждом из своих речевых поступков. Если речевые действия собеседников сознательны и преднамеренны, то они могут быть рассмотрены с позиций коммуникативного кодекса . "Коммуникативный кодекс представляет собой сложную систему принципов, регулирующих речевое поведение обеих сторон в ходе коммуникативного акта и базирующихся на ряде категорий и критериев" (Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М.: Рипол классик, 2002, С. 112).

  1. Важнейшими критериями являются:
    • критерий истинности , который определяется как верность действительности;
    • и критерий искренности , который определяется как верность себе.
  2. Главными принципами коммуникативного кодекса являются:
    • принцип кооперации Г.Грайса;
    • принцип вежливости Дж.Лича.

Принцип кооперации. Сам Грайс описывает принцип кооперации следующим образом: "Твой коммуникативный вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель (направление) этого диалога".

  • Принцип кооперации входят 4 максимы:
    • максима полноты информации;
    • максима качества информации;
    • максима релевантности;
    • максима манеры.

Максима полноты информации связана с дозировкой информации, необходимой для акта общения.

  • Постулаты к этой максиме таковы:
    • твоё высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется;
    • твоё высказывание должно содержать не больше информации, чем требуется.

Разумеется, в реальном речевом общении информации не бывает ровно столько, сколько необходимо. Часто люди могут ответить на вопрос или неполно, или с упоминанием некоторых дополнительных сведений, которых вопрос не предполагал. Суть постулатов состоит в том, чтобы говорящий стремился сообщить именно необходимое собеседнику количество информации.

  • Максима качества информации конкретизируется следующими постулатами :
    • Не говори того, что ты считаешь ложным.
    • Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.
  • Максима релевантности предполагает фактически только один постулат :
    • Не отклоняйся от темы.

Понятно, что реальный процесс общения вовсе не строится вокруг одной темы: в реальном речевом акте часты переходы от одной темы к другой, выходы за пределы в данный момент обсуждаемой темы, помехи извне.

Тем не менее, как стратегическая задача неотклонение от темы имеет первостепенную важность именно для сохранения контакта. Психологам хорошо известно, что внимание аудитории рассеивается, если она не в состоянии связать произносимое в данный момент высказывание с объявленной лектором темой.

Максима манеры предполагает оценку способа передачи информации и связана не с тем, что говорится, а с тем, как говорится.

  • Общий постулат этой максимы - выражайся ясно, а частные постулаты таковы:
    • избегай непонятных выражений;
    • избегай неоднозначности;
    • будь краток;
    • будь организован.

Ущерб ясности может возникать вследствие неприемлемых по уровню сложности или плохих формулировок и нарушения баланса известного и неизвестного.

Принцип вежливости. Если принцип кооперации характеризует порядок совместного оперирования информацией в структуре коммуникативного акта, то принцип вежливости - это принцип взаиморасположения говорящих опять же в структуре речевого акта.

  • Дж.Лич, формулируя принцип вежливости, предусмотрел следующие максимы:
    • максима такта;
    • максима великодушия;
    • максима одобрения;
    • максима скромности;
    • максима согласия;
    • максима симпатии.

Соблюдение принципа вежливости создаёт среду позитивного взаимодействия, обеспечивает благоприятный фон для реализации коммуникативных стратегий.

Максима такта предполагает соблюдение границ личной сферы собеседника. В составе каждого речевого акта есть область общих речевых действий и область частных интересов.

Максима великодушия есть максима необременения собеседника, фактически она предохраняет собеседников от доминирования в ходе речевого акта.

Максима одобрения - это максима позитивности в оценке других. Несовпадения с собеседником в направлении оценки мира очень сильно влияет на возможность реализации собственной коммуникативной стратегии.

Максима скромности есть максима неприятия похвал в собственный адрес. Реалистическая самооценка - одно из условий успешности развёртывания речевого акта.

Максима согласия - это максима неоппозиционности. Вместо углубления противоречия, возникшего в ходе общения, эта максима рекомендует поиск согласия, для того чтобы акт общения получил продуктивное завершение.

Принцип равной безопасности. Культура речи предполагает также принцип равной безопасности, суть которого в непричинении психологического ущерба партнеру по общению.

Принцип децентрической направленности означает непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили в речевое взаимодействие. Суть этого принципа в том, что силы участников общения не должны тратиться на защиту эгоистических интересов. Следует направлять силы на поиск оптимального решения проблемы, не забывать о предмете обсуждения под действием эмоций.

Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано, заключается в непричинении ущерба сказанному собеседником путём намеренного искажения смысла.

Порой участники общения сознательно искажают позицию оппонента, передёргивают смысл его слов, чтобы таким путём добиться преимуществ в разговоре. Эта тактика не поможет достичь хороших результатов в общении, так как вызовет новые разногласия и разрушит контакт.

  • К основным факторам, способствующим гармонизации общения, можно отнести следующие:
    • признание не на словах, а на деле наличия многообразия точек зрения;
    • предоставление возможности высказать собственную точку зрения;
    • предоставление равных возможностей в получении необходимой информации для обоснования своей позиции;
    • понимание необходимости конструктивного диалога;
    • определение общей платформы для дальнейшего сотрудничества;
    • умение слушать собеседника.

Основополагающими принципами международной безопасности являются принцип равной безопасности и принцип ненанесения ущерба безопасности государств.

Указанные принципы нашли свое отражение в Уставе ООП, Резолюции Генеральной Ассамблеи ООП 2734 (XXV), Декларации об укреплении международной безопасности от 16 декабря 1970 г., Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях (18 ноября 1987 г.), Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 50/6, Декларации по случаю пятидесятой годовщины Организации Объединенных Наций от 24 октября 1995 г., Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г., и других международно-правовых документах.

Так, в соответствии с Уставом ООН все члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость, воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций.

Принципы международной безопасности нашли свое отражение и в Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях (18 ноября 1987 г.). В соответствии с Декларацией каждое государство обязано воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, а также от любых других действий, несовместимых с целями Организации Объединенных Наций. Такая угроза силой или ее применение являются нарушением международного права и Устава ООН и влекут за собой международную ответственность. Принцип отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях является универсальным по своему характеру и обязательным, независимо от политической, экономической, социальной или культурной системы или союзнических отношений каждого государства. Никакие соображения не могут использоваться в качестве оправдания угрозы силой или се применения в нарушение Устава.

Государства обязаны не побуждать, не поощрять и не оказывать содействия другим государствам в применении силы или угрозы силой в нарушение Устава.

В силу принципа равноправия и самоопределения, воплощенного в Уставе, все народы имеют право свободно определять, без вмешательства извне, свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава. Государства должны выполнять возложенные на них в соответствии с международным правом обязательства воздерживаться от организации, подстрекательства, пособничества или участия в полувоенных, террористических или подрывных действиях, включая действия наемников, в других государствах и от потворствования организованной деятельности, направленной на совершение таких действий, в пределах своей территории.

Государства обязаны воздерживаться от вооруженного вмешательства и всех других форм вмешательства или попыток угрозы, направленных против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ.

Ни одно государство не должно применять или поощрять применение экономических, политических или каких-либо других мер с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных нрав и получения от этого каких бы то ни было преимуществ. В соответствии с целями и принципами ООН государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн.

Ни приобретение территории в результате угрозы силой или се применения, ни какая бы то ни было оккупация территории в результате угрозы силой или ее применения в нарушение международного права не будут признаваться в качестве законного приобретения или оккупации.

Все государства - члены мирового сообщества призваны прилагать усилия к тому, чтобы строить свои международные отношения на основе взаимопонимания, доверия, уважения и сотрудничества. В параметрах сказанного ставится цель развивать двустороннее и региональное сотрудничество как одно из важных средств усиления эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях.

В рамках установленных критериев должного поведения государства руководствуются своей приверженностью принципу мирного разрешения споров, который неразрывно связан с принципом отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях. Государства, являющиеся сторонами в международных спорах, должны разрешать свои споры исключительно мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. С этой целью они используют такие средства, как переговоры, расследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям или иные мирные средства по своему выбору, включая добрые услуги.

В развитие своих обязательств по Уставу ООН государства принимают эффективные меры, с тем чтобы предотвратить угрозу любых вооруженных конфликтов, включая конфликты, в которых может быть применено ядерное оружие, предотвратить гонку вооружений в космическом пространстве и остановить и повернуть вспять гонку вооружений на Земле, снизить уровень военного противостояния и укрепить глобальную стабильность.

В развитие заявленной приверженности делу укрепления законности и правопорядка государства осуществляют сотрудничество на двустороннем, региональном и международном уровнях в целях:

  • - предотвращения международного терроризма и борьбы с ним;
  • - активного содействия устранению причин, лежащих в основе международного терроризма.

В порядке обеспечения высокого уровня доверия и взаимопонимания государства добиваются принятия конкретных мер и создания благоприятных условий в области международных экономических отношений с целью достижения международного мира, безопасности и справедливости. При этом учитывают заинтересованность всех стран в сокращении разрыва в уровнях экономического развития, и в частности интересы развивающихся стран во всем мире.

Принципы международной безопасности были закреплены и в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. Так, в соответствии с Декларацией каждое государство в своих международных отношениях обязано воздерживаться от угрозы силой или се применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН. Такая угроза силой или ее применение являются нарушением международного права и Устава ООН, они никогда не должны применяться в качестве средств урегулирования международных вопросов.

Агрессивная война является преступлением против мира, которое влечет за собой ответственность по международному праву.

В соответствии с целями и принципами ООН государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн. Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ. Равным образом каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения международных демаркационных линий, таких как линии перемирия, установленных или соответствующих международному соглашению, стороной которого является данное государство или которое это государство обязано соблюдать на каком-либо ином основании. Ничто в вышесказанном не должно толковаться как наносящее ущерб позициям заинтересованных сторон в отношении статуса и последствий установления таких линий согласно их особым режимам или как нарушающее их временный характер.

Государства обязаны воздерживаться от актов репрессалий, связанных с применением силы. Каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится в конкретизации принципов равноправия и самоопределения, их права на самоопределение, свободу и независимость. Каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства.

Каждое государство обязано воздерживаться от организации, подстрекательства, оказания помощи или участия в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или от потворствования организационной деятельности в пределах собственной территории, направленной на совершение таких актов, в том случае, когда акты связаны с угрозой силой или ее применением.

Территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава. Территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными. Ничто в вышесказанном не должно толковаться как нарушающее:

  • а) положения Устава или любое международное соглашение, заключенное до принятия Устава и имеющее юридическую силу в соответствии с международным правом; или
  • б) полномочия Совета Безопасности в соответствии с Уставом.

Все государства должны добросовестно вести переговоры с целью скорейшего заключения универсального договора о всеобщем и полном разоружении под эффективным международным контролем и стремиться принимать соответствующие меры для ослабления международной напряженности и укрепления доверия между государствами.

Все государства должны на основе общепризнанных принципов и норм международного права добросовестно выполнять свои обязательства в отношении поддержания международного мира и безопасности и стремиться к повышению эффективности, основывающейся па Уставе системы безопасности Организации Объединенных Наций.

Ничто в параметрах сказанного не должно толковаться как расширение или ограничение каким-либо образом пределов действия положений Устава, касающихся тех случаев, когда применение силы является законным.

Государства разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость. Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость.

Государства должны поэтому стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору. В поисках такого урегулирования стороны должны согласовывать такие мирные средства, которые соответствовали бы обстоятельствам и характеру спора.

Стороны в споре обязаны в случае, если они не достигнут разрешения спора одним из вышеупомянутых мирных средств, продолжать стремиться к урегулированию спора другими согласованными между ними мирными средствами.

Государства, являющиеся сторонами в международном споре, а также другие государства должны воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение настолько, что подвергнут угрозе поддержание международного мира и безопасности, и должны действовать в соответствии с целями и принципами ООП.

Международные споры разрешаются па основе суверенного равенства государств и в соответствии с принципом свободного выбора средств мирного разрешения споров. Применение процедуры урегулирования спора или согласие на такую процедуру, о которой было свободно достигнуто соглашение между государствами в отношении существующих или будущих споров, в которых они являются сторонами, не должно рассматриваться несовместимым с принципом суверенного равенства.

Государства обязаны не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства. Ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно но какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства. Вследствие этого вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права.

Ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических мер или мер любого иного характера с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от него каких бы то ни было преимуществ. Ни одно государство не должно также организовывать, помогать, разжигать, финансировать, поощрять или допускать вооруженную, подрывную или террористическую деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве.

Применение силы для лишения народов формы их национального существования является нарушением их неотъемлемых прав и принципа невмешательства.

Каждое государство имеет неотъемлемое право выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства.

Важным является и закрепленный в данной Декларации принцип суверенного равенства государств, в том числе и в сфере безопасности. Все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.

В частности, понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

  • - государства юридически равны;
  • - каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;
  • - каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;
  • - территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;
  • - каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;
  • - каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, а также обеспечение безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций на международном уровне, является неотъемлемым элементом системы обеспечения международной безопасности.

Система международной безопасности должна быть основана на международных нормах и принципах при соблюдении их всеми субъектами международного сотрудничества. Однако международная безопасность в настоящее время находится под угрозой, поэтому ситуацию в мире можно оценить как нестабильную. Международные конфликты негативно влияют на безопасность в мире, и вызывают или могут вызывать чрезвычайные ситуации, которые, порой, достигают катастрофических масштабов.

В докладе ООН отмечается, что в 2014 году общее число перемещенных лиц в Сирии достигнет 6,5 миллиона (на конец 2013 года их число оценивается в 4,25 миллиона). По данным МЧС России по состоянию на июль 2014 года количество беженцев с Украины на территорию России составило более 21 тысяч человек.

В условиях международной безопасности каждое государство имеет наилучшие условия для повышения материального уровня жизни людей, свободного развития личности, обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Международные нормы, регулирующие обеспечение международной безопасности, образуют соответствующую отрасль - право международной безопасности , которая представляет собой отрасль международного права, включающая совокупность принципов и норм, регулирующих отношения государств по обеспечению международной безопасности.

Основу права международной безопасности составляют общепризнанные международные принципы, в том числе: неприменение силы или угрозы силой, территориальная целостность государств, нерушимость государственных границ, невмешательство во внутренние дела государств, мирное разрешение споров, сотрудничество между государствами. См., например, Устав ООН, Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 года.

Существуют и специальные принципы:

Принцип неделимости международной безопасности. Действительно, современное развитие общества, инфраструктуры, экономики предполагает тесную взаимосвязь всех государств в мире. Опыт показывает, что любая чрезвычайная ситуация в одной части мира может вызвать негативные последствия в другой ее части. Вооруженные конфликты, аварии и катастрофы вызывают кризисные ситуации не только в странах, на территории которых они происходят. Часто бывают затронуты интересы других государств, иногда десятков и даже сотен стран. Поэтому все государства должны ставить перед собой задачу совершенствования и развития системы обеспечения международной безопасности, а не только безопасности своего региона.

Принцип ненанесения ущерба безопасности других государств предполагает проведение каждым государством такой внешней политики, которая в максимальной степени учитывает безопасность не только своего государства, но и всего мирового сообщества.

Принцип равной и одинаковой безопасности означает, что государство должно обеспечивать свою безопасность, соизмеряя ее с возможностями обеспечения безопасности других государств.

Различают два вида международной безопасности: универсальную и региональную. Оба вида международной безопасности относятся к коллективной безопасности, то есть они могут быть обеспечены только коллективными усилиями всех или большинства государств мира или региона.

Универсальная безопасность создается в целом для нашей планеты. Она основана на системе международных соглашений (договоров), направленных на обеспечение международной безопасности для всех государств.

Универсальная система обеспечения международной безопасности сформирована в рамках Организации Объединенных Наций (ООН). Главным ее органом по обеспечению международной безопасности является Совет Безопасности ООН (Совбез ООН). В соответствии с Уставом ООН, Совет Безопасности ООН вправе определять, существует ли в мире угроза агрессии, осуществляется ли таковая на деле, какие меры необходимо предпринять для того, чтобы сохранить мир и обеспечить в полном объеме международную безопасность.

Совет Безопасности ООН является постоянно действующим органом и имеет право применить к агрессору комплекс мер, включая использование вооруженной силы, чтобы не только прекратить агрессию, но и создать условия для недопущения ее в будущем. Однако применить эти меры можно лишь при единстве всех государств - постоянных членов Совета Безопасности ООН.

Региональная международная безопасность - это безопасность в отдельном регионе.Например, система коллективной безопасности в Европе основана на механизме функционирования ряда систем, в том числе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Коллективная европейская безопасность в рамках ОБСЕ начала формироваться в 1975 году, когда 33 европейских государства, а также США и Канада на высшем уровне подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). В настоящее время в ОБСЕ входят 57 государств из Европы, Центральной Азии и Северной Америки. Россия является членом ОБСЕ.и Организации Североатлантического договора (НАТО)http://www.nato.int.

В рамках ОБСЕ состоялись встречи на высшем уровне и встречи на уровне министров иностранных дел. Их результатом стало принятие большого числа документов, в том числе и в сфере обеспечения коллективной безопасности. Например, в 1999 году государства-члены ОБСЕ приняли Хартию европейской безопасности . В ней отражена концепция безопасности мирового сообщества, ориентированная на 21 век. В ее основу положены два принципа: коллективности, при которой безопасность каждого государства-участника неразрывно связана с безопасностью всех других, и принцип первоочередной ответственности Совбеза ООН за поддержание международного мира.

ОБСЕ определена как одна из основных организаций по мирному урегулированию споров в ее регионе и один из главных инструментов в области раннего предупреждения и предотвращения конфликтов.

ОБСЕ в 2014 году активно участвует в урегулировании кризиса на Украине.

Коллективная европейская безопасность обеспечивается также и в рамках НАТО, которая располагает мощными вооруженными силами. Эти силы могут быть приведены в действие в случае угрозы безопасности государств-членов НАТО В настоящее время НАТО включает 28 государств-членов. Однако НАТО старается расширять свои границы. либо, как показывает практика, возникновения нестабильных регионов в Европе.

Россия не приветствует расширение НАТО. Тем не менее, Россия сотрудничает с НАТО по наиболее важным вопросам обеспечения безопасности. С этой целью в мае 2002 года было подписано соответствующее соглашение между Россией и НАТО, после чего в Риме прошло первое заседание нового органа взаимодействия и сотрудничества Россия-НАТО. С момента создания Совета Россия-НАТО данные субъекты международных отношений работали вместе по различным вопросам, начиная с борьбы с незаконным оборотом наркотиков и борьбы с терроризмом и заканчивая спасанием подводных лодок и гражданским чрезвычайным планированием. В настоящее время отношения между Россией и НАТО стали напряженными. 1 апреля 2014 года министры иностранных дел стран НАТО осудили незаконное военное вмешательство России в Украине и нарушение Россией суверенитета и территориальной целостности Украины. Министры подчеркнули, что НАТО не признает незаконную и противоправную попытку России аннексировать Крым

Существенное значение для обеспечения европейской безопасности имеет Договор об ограничении вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ) 1990 года. Этот Договор должен действовать в адаптированном виде, о чем договорились его участники, подписав в ноябре 1999 году в Стамбуле соответствующее Соглашение об адаптации ДОВСЕ.В соответствии с положениями адаптированного ДОВСЕ государства, расположенные в Центральной Европе, не должны превышать соответствующие параметры вооружений, обусловленные Договором.

Одним из примеров создания основ региональной коллективной безопасности служит подписание 25 апреля 2002 года Документа о мерах укрепления доверия и безопасности на Черном море. В сочетании с Соглашением о создании Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия «Блэксифор» Основные задачи «Блэксифор»: проведение совместных учений поисково-спасательного характера, противоминных и гуманитарных операций, операций по защите окружающей среды, а также проведение визитов доброй воли., Документ по мерам доверия формирует целостный механизм военно-морского взаимодействия в регионе. В частности, предусматривается обмен различной информацией, в том числе ежегодными планами военно-морской деятельности и предварительными уведомлениями о проводимых мероприятиях. Ряд разделов Документа посвящен развитию военно-морского сотрудничества между черноморскими государствами. Участниками Документа явились шесть причерноморских государств: Россия, Болгария, Грузия, Румыния, Турция и Украина.

Другой пример формирования региональной системы коллективной безопасности - в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Участниками ШОС являются шесть государств: Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан.. ШОС ведет активную деятельность в области обеспечения безопасности в регионе расположения государств-участников.

Международная безопасность на региональном уровне обеспечивается и в рамках СНГ. В настоящее время членами СНГ являются одиннадцать государств: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. является организацией общей компетенции. Организацией специальной компетенции по обеспечению коллективной безопасности является Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В настоящее время членами ОДКБ являются шесть государств: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. .Цель ОДКБ - обеспечение безопасности в регионе расположения государств-участников. См., например, Договор о коллективной безопасности 1992 года, Устав ОДКБ от 7 октября 2002 года.

В соответствии с Декларацией государств-членов ОДКБ, принятой на июньской сессии 2006 года Совета коллективной безопасности ОДКБ, отмечается, что одним из основных направлений по развитию интеграционных процессов в рамках ОДКБ является деятельность в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

В 2007 году в целях координации взаимодействия министерств и ведомств государств-членов ОДКБ в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в Организации создан Координационный совет по чрезвычайным ситуациям государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности (КСЧС), в состав которого вошли руководители уполномоченных органов по чрезвычайным ситуациям. Членом Координационного совета по чрезвычайным ситуациям Организации Договора о коллективной безопасности от России является Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

На КСЧС возлагается решение задач по:

Организации взаимодействия уполномоченных органов в целях предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

Выработке предложений по осуществлению совместных организационных и практических мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение эффективности мер по ликвидации их последствий;

Развитию международно-правовой базы сотрудничества в области предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

Подготовке предложений по совершенствованию и гармонизации национальных законодательств государств-членов ОДКБ;

Координации подготовки и проведения совместных мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

Подготовке предложений по разработке проектов межгосударственных программ и планов по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

Организации обмена опытом и информацией, содействие в подготовке и повышении квалификации кадров;

Участию в методическом и информационно-аналитическом обеспечении уполномоченных органов государств-членов Организации в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

На основании Решения Совета коллективной безопасности, принявшего изменения в Положение о КСЧС ОДКБ, председатель Координационного совета назначается начиная с 2010 года сроком на три года. С декабря 2010 года в Координационном совете председательствовала Республика Беларусь. В 2013 году на три года председательство перешло к Казахстану. Возглавил КСЧС ОДКБ Министр по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан Владимир Божко.

Важное значение в деле обеспечения международной, региональной и национальной безопасности имеют двусторонние договоренности между государствами, например, между Россией и Францией. Для углубления взаимодействия двух государств по проблемам международной безопасности и в области двусторонних отношений в соответствии с решением президентов двух стран был создан Российско-французский совет сотрудничества по вопросам безопасности. Основные темы в повестке дня Совета - проблемы глобальной и региональной безопасности, борьба с терроризмом, противодействие распространению оружия массового уничтожения (ОМУ). В рамках Совета сформированы совместные рабочие группы по нераспространению ОМУ и по борьбе с новыми угрозами и вызовами.

Таким образом, международная безопасность занимает важнейшее место в системе международных отношений, поскольку на принципах международной безопасности возможно развитие и плодотворное сотрудничество государств во всех сферах отношений, в том числе в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Международная безопасность в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - состояние защищенности государств, их граждан, материальных и культурных ценностей от угроз возникновения чрезвычайных ситуаций, которые возникли и могут возникнуть.

Международная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций предполагает:

Обеспечение безопасности государств и их граждан при чрезвычайных ситуациях;

Предупреждение чрезвычайных ситуациях;

Ликвидацию чрезвычайных ситуациях;

Защиту людей и материальных объектов от чрезвычайных ситуаций;

Восстановление территорий;

Нормативное правовое регулирование данной области;

Создание сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Обеспечение международной безопасности в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций возможно только при условии сотрудничества государств и (или) международных организаций.

Такое международное сотрудничество осуществляется на международных нормах и принципах. Среди таких принципов можно назвать следующие, которые, в частности, регулируют отношения по обеспечению безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций:

Принцип суверенного равенства государств;

Принцип неприменения силы и угрозы силой;

Принцип нерушимости государственных границ;

Принцип территориальной целостности (неприкосновенности) государств;

Принцип мирного разрешения международных споров;

Принцип невмешательства во внутренние дела;

Принцип неделимости международной безопасности;

Принцип ненанесения ущерба безопасности других государств;

Принцип равной и одинаковой безопасности, а также:

Окружающая среда - общая забота человечества;

Свобода исследования и использования окружающей среды;

Рациональное использование окружающей среды;

Взаимозависимость охраны окружающей среды и прав человека. Люди имеют право жить в добром здравии и плодотворно трудиться в гармонии с природой;

Предотвращение загрязнения окружающей среды;

Ответственность государств;

Платит тот, кто загрязняет;

Принцип доступа к информации, касающейся окружающей среды и др.

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций может осуществляться в рамках как одного государства, так и в рамках определенного региона или всего мира.

Основным способом обеспечения международной безопасности в сфере предупреждения и ликвидаций чрезвычайных ситуаций является международное сотрудничество в указанной области, что определяется особенностью основных участников международных отношений - государств. Государства обладают суверенитетом, который определяет характер их взаимоотношений - взаимное сотрудничество.

Действительно, международное сотрудничество является важнейшим элементом обеспечения безопасности и для России. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что развитие мира идет по пути глобализации всех сфер международной жизни, которая отличается высоким динамизмом и взаимозависимостью событий. Между государствами обострились противоречия. Возросла уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз. В результате укрепления новых центров экономического роста и политического влияния складывается качественно новая геополитическая ситуация. Несостоятельность существующей глобальной и региональной архитектуры, ориентированной, особенно в Евро-Атлантическом регионе, только НАТО, а также несовершенство правовых инструментов и механизмов все больше создают угрозу обеспечению международной безопасности, в том числе и в условиях чрезвычайных ситуаций. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 20 ст. 2444

Внимание международной политики на долгосрочную перспективу будет сосредоточено на обладании источниками энергоресурсов, в том числе на Ближнем Востоке, на шельфе Баренцева моря и в других районах Арктики, в бассейне Каспийского моря и в Центральной Азии. Негативное воздействие на международную обстановку в среднесрочной перспективе будут по-прежнему оказывать ситуация в Ираке и Афганистане, конфликты на Ближнем и Среднем Востоке, в ряде стран Южной Азии и Африки, на Корейском полуострове.

Отмечается, что на долгосрочную перспективу Российская Федерация будет стремиться выстраивать международные отношения на основе международных принципов, обеспечения надежной и равной безопасности государств. Для защиты своих национальных интересов Россия, оставаясь в рамках международных норм, будет проводить рациональную и прагматичную внешнюю политику. ООН и Совет Безопасности ООН Россия рассматривает в качестве центрального элемента стабильной системы международных отношений, в основе которой - уважение, равноправие и взаимовыгодное сотрудничество государств, опирающихся на цивилизованные политические инструменты разрешения глобальных и региональных кризисных ситуаций. Россия будет наращивать взаимодействие в таких многосторонних форматах, как «Группа двадцати», РИК (Россия, Индия и Китай), БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), а также использовать возможности других неформальных международных институтов.

Развитие отношений двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками СНГ является для России приоритетным направлением внешней политики. Россия будет стремиться развивать потенциал региональной и субрегиональной интеграции и координации на пространстве государств - участников СНГ в рамках прежде всего самого Содружества Независимых Государств, а также ОДКБ и Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс), оказывающих стабилизирующее влияние на общую обстановку в регионах, граничащих с государствами - участниками СНГ. См. там же. П.13

Российская Федерация выступает за всемерное укрепление механизмов взаимодействия с Европейским союзом, включая последовательное формирование общих пространств в сферах экономики, внешней и внутренней безопасности, образования, науки, культуры. Долгосрочным национальным интересам России отвечает формирование в Евроатлантике открытой системы коллективной безопасности на определенной договорно-правовой основе.

В целях сохранения стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства Российская Федерация будет участвовать в проводимых под эгидой ООН и других международных организаций мероприятиях по ликвидации природных и техногенных катастроф и чрезвычайных ситуаций, а также в оказании гуманитарной помощи пострадавшим странам.

Таким образом, в Стратегии национальной безопасности России описана международная экономическая, политическая, социальная и другая ситуация, которая является в настоящее время или может явиться угрозой возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, требующих участия всего мирового сообщества.

В Стратегии государственной национальной политики определяется, что на развитие национальных, межнациональных отношений влияет такой негативный фактор, имеющий глобальный или трансграничный характер, как унифицирующее влияние глобализации на локальные культуры, нерешенность проблем беженцев и вынужденных переселенцев, незаконная миграция, экспансия международного терроризма и религиозного экстремизма, международная организованная преступность. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»

Задачами в области международного сотрудничества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации являются :

Содействие формированию положительного имиджа Российской Федерации за рубежом как демократического государства, гарантирующего удовлетворение этнокультурных потребностей граждан на основе многовековых российских традиций гармонизации межнациональных отношений;

Проведение мониторинга международных событий и деятельности международных организаций, способных повлиять на состояние межнациональных отношений в Российской Федерации;

Обеспечение защиты прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации;

Использование механизмов приграничного сотрудничества в целях этнокультурного развития, социально-экономического сотрудничества, создания условий для свободного общения семей разделенных народов;

Создание в рамках межгосударственных контактов и договоренностей условий российским гражданам и соотечественникам, проживающим за рубежом, для гарантированного осуществления их гуманитарных контактов и свободы передвижения;

Использование ресурса общественной дипломатии путем вовлечения институтов гражданского общества в решение задач международного культурного и гуманитарного сотрудничества как средства налаживания межцивилизационного диалога, обеспечения взаимопонимания между народами;

Укрепление международного сотрудничества в сфере регулирования миграционных процессов, обеспечения прав трудовых мигрантов;

Налаживание партнерских отношений в рамках ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, Совета Европы, ШОС, СНГ и других международных организаций. См. там же. П.21

Указанные задачи должны реализовываться в любой сфере международного сотрудничества, в том числе в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Главный орган государственной власти в области международного сотрудничества в России - Министерство иностранных дел (МИД) Российской Федерации .

Министерство иностранных дел Российской Федерации является головным органом в системе федеральных органов исполнительной власти в области отношений с иностранными государствами и международными организациями и координирует:

Деятельность федеральных органов исполнительной власти, в том числе МЧС России, в области международных отношений и международного сотрудничества;

Международные связи субъектов Российской Федерации;

Международную деятельность организаций, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом Федеральный закон Российской Федерации от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» представлять Президенту Российской Федерации или в Правительство Российской Федерации предложения о заключении, выполнении и прекращении международных договоров России. Указ Президента РФ от 8 ноября 2011 г. № 1478 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 ноября 2011 г. № 46 ст. 6477

Чрезвычайные и полномочные послы Российской Федерации в иностранных государствах должны обеспечивать проведение единой внешнеполитической линии Российской Федерации в государствах пребывания и осуществлять в этих целях координацию деятельности и контроль за работой находящихся в государствах пребывания иных представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти, российских государственных учреждений, организаций, корпораций и предприятий, их делегаций и групп специалистов, а также представительств субъектов Российской Федерации.

На территории Российской Федерации главным органом, осуществляющим предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, является МЧС России.



Что еще почитать