Особый "калибр". Особый "калибр" Зенитный ракетный комплекс средней дальности

Многоцелевые сторожевые корабли дальней морской зоны (по советской классификации - сторожевые корабли), строящиеся для Военно-Морского Флота России. Представляют собой откорректированный проект созданный на базе фрегатов «Тальвар», поставляемых на экспорт для ВМС Индии.

История

Решение о постройке многоцелевых сторожевых кораблей данного типа вызвало неоднозначную реакцию. С одной стороны, ряд специалистов указывает на то, что одновременно российский флот заказывает корабли сразу двух типов - фрегаты проекта 22350 и сторожевые корабли проекта 11356, что противоречит ранее провозглашенной политике стандартизации. Действительно, «разнотипье» оборачивается увеличением расходов на содержание и ремонт кораблей. Это подтверждено отечественной и мировой практикой.

С другой стороны, фрегаты 22350 - корабли нового проекта, и, несомненно, потребуется время для окончательной доводки до ума всех их систем. Как показывает отечественная практика, процесс этот по разным причинам, начиная от недостаточного финансирования и кончая недобросовестностью некоторых контрагентов, может затянуться на годы. А фрегаты проекта 11356 уже хорошо освоены промышленностью. Напомним, что шесть кораблей этого проекта для ВМС Индии построены Балтийским заводом и Судостроительным заводом «Янтарь» и успешно эксплуатируются. Конечно, российские фрегаты будут отличаться от индийских. Как отметил главный конструктор проекта Вилор Перевалов: «корпус - такой же, а вот начинка вся - отечественного производства».

Второй веский аргумент в пользу проекта 11356 - эти корабли предназначены именно для Черноморского флота. В их задачи будут входить демонстрация Андреевского флага в Средиземном море и участие в антипиратских операциях. Разумеется, они вполне способны выполнять оборонительные и ударные миссии в Чёрном море и прилегающих к нему акваториях. В то время как фрегаты проекта 22350 больше подходят для службы на Северном и Тихоокеанском флотах.

Следует обратить внимание и на то, что сторожевые корабли проекта 11356 - глубокая модернизация сторожевых кораблей проектов 1135 и 1135М «Буревестник», которые с 1968 года большой серией строились на «Янтаре» (18 единиц), а также пограничных сторожевых кораблей проекта 11351 «Нерей».

Военно-Морской Флот Российской Федерации и Береговая охрана Пограничной службы ФСБ России (морские части КГБ СССР) в общей сложности получили 39 кораблей этого семейства. Их отменные мореходные качества и хорошие условия обитаемости завоевали симпатии у моряков. Большая часть «буревестников» уже отправлена на слом. Только два корабля - «Ладный» и «Пытливый» на Черноморском флоте ВМФ России - в строю (по состоянию на март 2016 года). По-прежнему дальневосточные рубежи охраняют три «Нерея».

Сторожевые корабли проекта 11356 унаследовали лучшие свойства своих предшественников. При этом качественно новыми стали вооружение и электронное оборудование. Так же как и на «Нереях», у них появилась взлетно-посадочная площадка для вертолёта Ка-27 и ангар для него. Изменилась архитектура корпуса и надстройки, которая отвечает требованиям обеспечения малой заметности. Если сторожевики проектов 1135 и 1135М имеют главным образом противолодочную специализацию, то фрегаты проекта 11356 - многоцелевые корабли. Они предназначены для ведения боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок, отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединения.

Проектирование

Проект сторожевого корабля создан Северным проектно-конструкторским бюро на базе проекта 1135.6. Корабль создавался для ускоренного пополнения ВМФ России, в результате затяжки реализации проекта 22350, что не позволяло быстро перевооружить ВМФ России этим типом кораблей.

Конструктивные особенности и архитектура

Корпус корабля полубачный, с продленным полубаком и достаточно полными обводами в надводной части носовой оконечности. Корабль имеет трехостровную надстройку. Корпус и надстройка корабля выполнены из стали.

При проектировании корабля, в целях повышения его защищенности и живучести, были применены методы архитектурной защиты с учётом технологии «стелс», а также реализованы мероприятия по снижению акустической заметности и защиты от оружия массового поражения.

В качестве главной энергетической установки применятся двухвальная газотурбинная установка типа COGAG (англ. COmbined Gas turbine And Gas turbine, букв. комбинирование газовой турбины и газовой турбины), состоящая из двух форсажных газотурбинных двигателей (ГТД) и двух маршевых ГТД, работающих через сложные редукторы на два винта фиксированного шага. Суммарная мощность ГЭУ - 56000 л.с.

Электроэнергетическая система включает 4 дизель-генератора WCM 800/5 суммарной мощностью 3200 кВт.

Вооружение

Вооружение включает в себя восемь ячеек универсального корабельного стрельбового комплекса, универсальную автоматическую 100 мм артиллерийскую установку А-190, зенитный ракетный комплекс Штиль-1, две шестиствольные скорострельные 30 мм установки АК-630М . Противолодочную и противоторпедную защиту обеспечивают два двухтрубных 533 мм торпедных аппарата и РБУ-6000.

УКСК 3С14

Основу ударного вооружения сторожевого корабля данного проекта составляет вертикальная пусковая установка УКСК 3С14, предназначенная для хранения, транспортировки и запуска ракет семейства Калибр и Оникс.

Противокорабельные ракеты Оникс могут поражать любые надводные цели на дальности до 500 км при исключительно высотной траектории полёта, до 300 км при комбинированной и до 120 км при полёте на малой высоте.

Точная дальность полёта ракет семейства Калибр (в неэкспортном варианте) до сих пор засекречена. По редким заявлениям появлявшимся в СМИ, ракеты Калибр могут поражать надводные и наземные цели на дальностях в 375 км и 2600 км соответственно.

Артиллерийский комплекс

Для стрельбы по воздушным и морским целям на сторожевом корабле установлен новейший одноорудийный артиллерийский комплекс 100 мм калибра, обеспечивающий при минимальном времени реакции высокую эффективность стрельбы по воздушным, морским и береговым целям. Состоит из одноорудийной артиллерийской установки А-190 и системы управления стрельбой 5П-10.

Артустановка создана в нижегородском ЦНИИ «Буревестник» и производится на его мощностях в кооперации с ОАО «Мотовилихинские заводы». На сегодняшний день это самая скорострельная морская пушка данного калибра. При 2-сторонней подаче боеприпасов А-190 производит 80 выстрелов в минуту и обеспечивает эффективную дальность стрельбы на расстоянии около 20 км.

С целью постановки на корабли третьего ранга (водоизмещением до 2000 тонн) пушка сделана в облегченном варианте. А-190 весит в 2,5 раза меньше по сравнению с выпускаемой ранее артустановкой А-214, масса которой без боекомплекта составляла 35,7 тонны.

Система управления стрельбой 5П-10 «Пума» (разработка - КБ «Аметист», производство ОАО «РАТЕП») обеспечивает поиск, захват и сопровождение целей в автоматическом режиме.

Информационно-управляющая система «Требование-М»

Сбор и обработку информации, а также выдачу целеуказания всем комплексам вооружений и обороны сторожевого корабля обеспечивает боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Требование-М». Специально для корабля данного проекта БИУС «Требование-М» разработало и предоставило АО "НПФ "Меридиан" (С.- Петербург).

«Требование-М» самостоятельно формирует задачи для всех общекорабельных комплексов вооружения, исходя из ситуации опасности: определяет количество пусков и выстрелов, показывает информацию о состоянии боевых средств корабля, передает информацию системам обороны. Система может обрабатывать информацию, поступающую одновременно от 250 источников.

Многоканальный зенитный ракетный комплекс средней дальности «Штиль-1»

Применяется для отражения массированных атак противника с воздуха (на каждую цель может одновременно наводиться до трёх ракет).

Ожидается, что комплекс будет способен поражать воздушные цели, летящие со скоростью до 3 км/с на дальностях от 2,5 до 70 км и высотах от 15 м до 35 км.

Корабельный зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Палаш»

Обеспечивает защиту корабля от высокоточного оружия противника (включая противокорабельные ракеты), а также уничтожение малоразмерных целей. В комплексе «Каштан» впервые в мире объединено ракетное и артиллерийское оружие: твердотопливные зенитные управляемые ракеты и два 30 мм шестиствольных автомата АО-18К. Высокая боевая устойчивость комплекса обеспечивается за счёт наличия каналов одновременного сопровождения целей и ракеты в радиолокационном и телевизионно-оптическом режимах.

Противолодочное оружие

2 спаренных 533 мм торпедных аппарата ДТА-53-11356-2, одна реактивная бомбометная установка РБУ-6000; предназначено для борьбы с подводными лодками противника.

Радиоэлектронное и гидроакустическое вооружение

Радиолокационное (РЛС типа «Фрегат-М2ЕМ») обеспечивает обнаружение целей, определение их координат и сопровождения.

Средства управления оружием - 4 РЛС управления зенитным оружием,РЛС 5П-10 управления артиллерийской установкой.

Вооружение РЭБ - 2-4 ПУ ложных целей ПK10, система противоторпедной защиты «Удав» и другие, предназначено для противодействия средствам поражения противника.

Авиационное вооружение

По плану Государственной программы вооружения на 2011–2020 годы, в состав Военно-морского флота РФ должно войти пять-шесть кораблей проекта 11356.

С 1999 по 2004 годы было построено и введено в строй 3 фрегата данного проекта для Индии – Talwar, Trishul, Tabar. В настоящее время для Индии строят ещё 3 фрегата.

Для России заложен в декабре 2010 года «Адмирал Григорович» для Черноморского флота, предположительно для Черного моря построят ещё 2 фрегата – «Адмирал Эссен» и «Адмирал Колчак». Возможный ввод в строй – 2013-2015 гг. Затем предполагается заложить ещё серию из трёх кораблей.

Проект разработан ФГУП «Северное проектно-конструкторское бюро» на базе российского пограничного сторожевого корабля 11351.

Назначение

Сторожевые корабли проекта 11356 предназначены для ведения боевых действий в океанских и морских районах самостоятель­но и в составе соединения кораблей в качестве эскортного корабля. Боевые возможности корабля позволяют вести поиск и уничтожение подводных лодок противника; осуществлять противокорабельную, противовоздушную и противолодочную оборону боевых кораблей и судов в море; поддерживать боевые действия сухопутных войск и обеспечивать высадку морских десантов.

Конструктивные особенности и архитектура

Корпус корабля полубачный, с продленным полубаком и достаточно полными обводами в надводной части носовой оконечности. Корабль имеет трехостровную надстройку. Корпус и надстройка корабля выполнены стальными.

При создании корабля, в целях повышения его защищенности и живучести, были использованы методы архитектурной защиты с учетом технологии «стелс», а также реализованы мероприятия по снижению акустической заметности и защиты от мас­сового поражения.

В качестве главной энергетической установки используется двухвальная газотурбинная установка типа COGAG, состоящая из двух форсажных газотурбинных двигателей (ГТД) и двух маршевых ГТД, работающих через сложные редукторы на два винта фиксированного шага. Суммарная мощность ГЭУ - 56000 л.с.

Электроэнергетическая система включает 4 дизель-генератора WCM 800/5 суммарной мощностью 3200 кВт.

Базовые ТТХ фрегата

Водоизмещение, т:
Нормальное – 3830,
Полное – 4035,
Длина наибольшая (по КВЛ), м - 128,4 (115),
Ширина наибольшая (по КВЛ), м - 15,2 (14,2),
Осадка, м:
по КВЛ - 4,2,
средняя (при нормальном водоизмещении) - 4,64,
максимальная (при полном водоизмещении) - 6,8,
ГЭУ
Главный турбозубчатый агрегат М7Н.1Э - 1 ГГТА,
Максимальная мощность на валах при температуре наружного воздуха +15 - 2Х28 000 л/с
Скорость полного хода, узл.:
при температуре наружного воздуха +15° - 30,
при температуре наружного воздуха +40° - 28,
Дальность плавания экономичным ходом (14 узл.) при наибольшем запасе топлива, миль - 4850
Экипаж, чел. – 220 (плюс 20 морпехов),
Автономность по запасам провизии, суток – 30,
Вооружение
Ударное
ПУ ПКРК «Club-N» - 1х8,
Боезапас ПКР 3М54Э – 8,
Зенитное
ПУ ЗРК «Штиль-1» - 1,
Боезапас ЗУР 9М317Э – 24,
ЗРАК 3М87 «Каштан» - 2,
Боезапас ЗУР – 64,
Боезапас 30-мм снарядов - 6000,
ПЗРК «Игла-1Э», шт. - 8,
Артиллерийское - А-190Э
Противолодочное
533-мм ДТА-53-956 - 2х2,
ПУ РБУ-6000 - 1,
Авиационное - Ка-28 или Ка-31.

Вооружение

Ракетный комплекс Club-N: основу ударного вооружения построенных Балтийским заводом для Индии фрегатов составляет ракетная система "Клаб-Н", предназначенная для поражения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия надводных кораблей и подводных лодок различных классов и типов, наземных стационарных и ограниченно подвижных целей с заранее известными координатами. Система "Клаб-Н" состоит из 8-ми самонаводящихся фугасно-проникающих ракет. Противокорабельные крылатые ракеты 3М-54ТЭ (с низколетящей сверхзвуковой боевой ступенью) и 3М-54ТЭ1. Дальность стрельбы от 10 до 220 и 300 км соответственно. Масса боевой части ракеты - 220 кг, максимальная скорость полета - до 700 м/c.

Предстартовая подготовка, формирование и ввод полетного задания осуществляются универсальной системой управления стрельбой. Прямых зарубежных аналогов ракетам системы "Клаб-Н" не существует.

Это первая в России пусковая установка вертикального старта. Комплекс разработан и изготовлен ОКБ "Новатор" (Екатеринбург) специально для экспорта в Индию в комплекте с боевыми кораблями. Часть средств в разработку комплекса Club-N инвестировал Балтийский завод.

Благодаря вертикальному исполнению пусковой установки комплекс Club-N располагается под палубой в носовой части корабля. Это делает его размещение более компактным, а также обеспечивает наименьшую уязвимость от поражения противником.

Модульную подпалубную пусковую установку комплекса Club-N, в которой и размещаются ракеты, изготавливает Балтийский завод. Разработчик установки - КБ специального машиностроения (С.- Петербург). Кроме ракет, входящих в состав комплекса Club-N, данная пусковая установка может обеспечивать хранение и старт еще трех типов противокорабельных ракет. Это открывает широкие возможности для поставки таких пусковых установок как в Индию, так и другим зарубежным заказчикам.

Артиллерийский комплекс: для стрельбы по воздушным и морским целям на фрегате установлен новейший одноорудийный артиллерийский комплекс 100-мм калибра, обеспечивающий при минимальном времени реакции высокую эффективность стрельбы по воздушным, морским и береговым целям. Состоит из одноорудийной артиллерийской установки А-190Э и системы управления стрельбой 5П-10Э.

Артустановка разработана нижегородским ЦНИИ "Буревестник" и производится в Петербурге на машиностроительном заводе "Арсенал" специально для поставки на корабль, экспортируемый в Индию. На сегодняшний день это самая скорострельная морская пушка. При 2-сторонней подаче боеприпасов А-190Э производит 80 выстрелов в минуту и обеспечивает эффективную дальность стрельбы на расстоянии около 20 км.

С целью постановки на фрегат, а также на корабли третьего ранга (водоизмещением до 2000 тонн) пушка выполнена в облегченном варианте. А-190Э весит в 2,5 раза меньше по сравнению с выпускаемой ранее артустановкой А-214, масса которой без боекомплекта составляла 35,7 тонны.

Система управления стрельбой 5П-10Э "Пума" (разработка - КБ "Аметист", производство ОАО "РАТЕП") обеспечивает поиск, захват и сопровождение целей в автоматическом режиме.

Информационно-управляющая система "Требование-М": сбор и обработку информации, а также выдачу целеуказания всем комплексам вооружений и обороны фрегата обеспечивает боевая информационно-управляющая система (БИУС) "Требование-М". Специально для корабля данного проекта БИУС "Требование-М" разработало и поставило НПО "Меридиан" (С.- Петербург).

"Требование-М" самостоятельно формирует задачи для всех общекорабельных комплексов вооружения, исходя из ситуации опасности: определяет количество пусков и выстрелов, отображает информацию о состоянии боевых средств корабля, передает информацию системам защиты. Система способна обрабатывать информацию, поступающую одновременно от 250 источников.

Многоканальный зенитный ракетный комплекс средней дальности "Штиль-1" : Используется для отражения массированных атак воздушного противника (на каждую цель может одновременно наводиться до трех ракет).

Корабельный зенитный ракетно-артиллерийский комплекс "Каштан": обеспечивает оборону корабля от высокоточного оружия противника (включая противокорабельные ракеты), а также поражение малоразмерных целей. В комплексе "Каштан" впервые совмещено ракетное и артиллерийское оружие: твердотопливные зенитные управляемые ракеты и два 30-мм шестиствольных автомата АО-18К. Высокая боевая устойчивость комплекса обеспечивается за счет наличия каналов одновременного сопровождения целей и ракеты в радиолокационном и телевизионно-оптическом режимах.

Противолодочное оружие: 2 спаренных 533-мм торпедных аппарата ДТА-53-11356-2, одна реактивная бомбометная установка РБУ-6000; предназначено для борьбы с подводными лодками противника.

Радиоэлектронное и гидроакустическое вооружение фрегата служит для обнаружения целей и управления оружием.
Радиолокационное (РЛС типа "Фрегат-М2ЕМ") обеспечивает обнаружение целей, определение их координат и сопровождения.

Гидроакустические станции (Humsa APSON в бульбе, SSN-137 буксируемая) служат для своевременного обнаружения подводных лодок и средств поражения противника.

Средства управления оружием - 4 РЛС управления зенитным оружием, РЛС 3T-25E "Гарпун" управления артиллерийской установкой.

Вооружение РЭБ - 2-4 ПУ ложных целей ПK10, система противоторпедной защиты "Удав" и другие, служит для противодействия средствам поражения противника.

Авиационное вооружение - противолодочный вертолет Ка-28 или Ка-31, служит для выполнения разведывательных и других задач в ходе борьбы с подводными лодками противника. Для этого фрегат оборудован ангаром и взлетно-посадочной площадкой.

Торжественная церемония подъема Андреевского флага и передачи ВМФ России боевого корабля проекта 11356 прошла на территории Прибалтийского судостроительного завода "Янтарь", в Калининграде.

Всего на этом предприятии будет построено шесть аналогичных кораблей. Они, как планируются, будут нести службу на Черноморском флоте. "Адмирал Григорович" - первый из них, он назван именем русского адмирала, прославившегося при обороне Порт-Артура и сумевшего после Цусимы воссоздать и усилить военно-морскую мощь Империи. Интересно, что в составе ВМФ СССР к началу Великой Отечественной все линкоры, 40% крейсеров и 30% эсминцев были построены или заложены по программам, составленным Григоровичем.

Следующие фрегаты будут носить имена: "Адмирал Эссен", "Адмирал Макаров", "Адмирал Бутаков", "Адмирал Истомин", "Адмирал Корнилов".

Прежде чем стать в строй, "Адмирал Григорович" прошел полный цикл положенных испытаний. Были подтверждены все его эксплуатационные и боевые характеристики. Более пятидесяти раз на палубу фрегата садились корабельные вертолеты, отрабатывая противолодочные задачи и поисково-спасательное обеспечение.

Скоро корабль возьмет курс на Севастополь. Помимо охраны российских акваторий в Черном море он и другие фрегаты аналогичного класса будут демонстрировать Андреевский флаг в Средиземном море, а также в других акваториях мирового океана.

Фрегаты проекта 11 356 имеют небольшие размеры, хорошую мореходность и очень мощное вооружение.

Основной ударный комплекс - это 8 ракетных пусковых установок комплекса "Калибр-НК", ракеты которого предназначены для поражения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия надводных кораблей и подводных лодок, наземных стационарных и ограниченно подвижных целей с заранее известными координатами.

Одной ракетой гарантированно уничтожаются все типы надводных кораблей вплоть до крейсера. А залп из 8 ракет может вывести из строя даже авианосец, превратив его из плавучего аэродрома в плавающую груду искореженного железа. При этом сбить боеголовку, подлетающую к цели на сверхзвуке, практически невозможно и подавить наведение силами радиоэлектронного противодействия тоже не получится. Так что всего один фрегат может стать непреодолимым препятствием для вражеской эскадры из 8 боевых кораблей и будет представлять опасность даже для авианосного ордера. Эффективность "Калибров" была продемонстрирована в прошлом году при ударах по позициям террористов-боевиков, воюющих на территории Сирии.

ПВО корабля состоит из 36 ракет зенитно-ракетного комплекса "Штиль-1", двух установок зенитного ракетно-артиллерийского комплекса "Кортик" или "Палаш". Это, пожалуй, самые мощные из малокалиберных артсистем, которые гарантированно уничтожают на подлете к фрегату все воздушные цели, включая противокорабельные ракеты. Правда, на "Адмирале Григоровиче" пока установлены две шестиствольные 30 мм установки АК-630 без дополнительных ракет.

Особо стоит сказать о 100 мм артустановке А-190. В своем калибре это самая скорострельная морская пушка в мире. Она производит 80 выстрелов в минуту и обеспечивает эффективную дальность стрельбы до 20 км с высокой вероятностью поражения. А-190 способна уничтожать высоколетящие воздушные цели, скоростные и маневрирующие катера, а также наземные объекты.

Надо отметить, что фрегат имеет очень мощную систему радиоэлектронной борьбы, которая защищает его от самых высокоточных ракет противника.

Фрегат может нести на борту противолодочный вертолет Ка-27ПЛ или вертолет дальней радиолокационной разведки Ка-31. Они позволяют осуществлять поиск и уничтожение любых вражеских субмарин, включая атомные, и засекать появление чужих боевых кораблей на удалении в сотни километров.

Максимальная скорость хода "Адмирала Григоровича" - 30 узлов, автономность плавания - 30 суток. Экипаж - 180 человек плюс 20 морских пехотинцев, которые могут находиться на борту при выполнении антипиратских операций.

Инфографика: Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Михаил Шилов / Сергей Птичкин

Ещё совсем недавно казалось, что судьба фрегатов проекта 11356 сложилась крайне печально. Отказ Украины поставить для них газотурбинные силовые установки (несмотря на внесённый заводу-изготовителю аванс) в одностороннем порядке, оставил вторую "тройку" фрегатов недостроенной. К счастью, хотя бы первые три корабля успели получить двигательные установки до момента политического кризиса на Украине 2014-го года.

Первоначально было принято решение избавится от недостроенных фрегатов, а не дожидаться момента начала производства силовых установок в России, т.к. корабли бесполезно простаивают на стапеле, который необходимо освободить для строительства других кораблей. В этих условиях Объединённой Судостроительной Корпорацией (ОСК) велись переговоры о продаже этих кораблей Индии. Индийский флот располагает 6 фрегатами класса "Тальвар", на базе которого и были созданы фрегаты пр. 11356 для российского флота, и Индия очень желала бы усилить свой флот недостроенными российскими фрегатами. Однако, учитывая, что они недостроены индийской стороной были затребованы заведомо неприемлемые условия - продать их предлагалось по цене едва ли не металлолома, и фактически речь шла о том, что бы просто "подарить" их Индии. По понятным причинам такое предложение совершенно не устроило российскую сторону.

Наконец, Министерство Обороны пересмотрело своё отношение к вопросу, что же делать с недостроенной "тройкой" фрегатов и решено, что они будут достраиваться после 2018-го года, когда будет налажено производство газотурбинных силовых установок в России. До этого, недостроенные фрегаты будут спущены на воду без силовых установок и будут стоять у стенки завода в таком состоянии до момента начала достройки, которая будет осуществляться уже на плаву.

Очевидно, это наиболее адекватное решение, которое могло было быть принято относительно дальнейшей судьбы второй "тройки" фрегатов пр. 11356. Корабли имеют высокую степень готовности, и избавляться от них не только нерентабельно, но и просто глупо, учитывая острую потребность российского флота в новых крупных кораблях. Заявления о том, что найдена "дешёвая замена" этим фрегатам в виде малых ракетных кораблей пр.22800 (строительство которых началось на судостроительном заводе "Пелла" в Санкт-Петербурге, и на крымских судостроительных заводах), не соответствует действительности. Даже несколько малых ракетных кораблей и близко не дотягивают по возможностям, которыми обладает современный фрегат, особенно в области обеспечения коллективной ПВО соединения и противолодочной обороны, не говоря уже о том, что малые ракетные корабли созданы для действий преимущественно в "береговой зоне".

После начала достройки фрегатов пр.11356, можно рассчитывать на ввод их в строй к 2020-му году, учитывая высокую степень готовности. Трудно сказать, где они будут служить, на Чёрном море, как изначально предполагалось, или на каком-то другом флоте, но очевидно, что они внесут свой вклад в усиление мощи российского флота.

Павел Румянцев

После развала Советского Союза сошли на нет все старания создателей уникальных боевых кораблей, которые были способны стереть с лица земли небольшие государства. На рубеже 90-х годов судостроительная отрасль в России, как и вооруженные силы, претерпевала колоссальные сложности. За все время восстановления страны даже не были модернизированы корабли, уже состоящие на вооружении российского флота. Возродить прежнюю практику строительства суден с огромными возможностями и омолодить Черноморский флот стало важно в нынешних непростых условиях. Вернуть российскому флоту былую славу намечено путем реализации проектов 22350 и 11356.

Отказ от проекта 22350

Начало строительства разнотипных фрегатов, предусмотренного проектом 22350, вызвало неоднозначную реакцию у военных экспертов. Появление новых кораблей, по мнению многих специалистов, повлекло бы за собой увеличение расходов на их содержание и ремонт. Доводка системы неиспытанного корабля может затянуться не на один год, поэтому работы по проекту 22350 были на время приостановлены.

Судна для Черноморского флота

Совсем иная ситуация сложилась с кораблями проекта 11356. Промышленность России уже освоила эти фрегаты. Шесть кораблей, изготовленных на Балтийском судостроительном заводе «Янтарь», успешно используются в ВМС Индии.

Было решено, что в ВМС РФ судна проекта 11356 будут нести службу в Черном море и прилегающих к нему акваториях. Основные задачи данных кораблей будут заключаться в демонстрации Андреевского флага, участии в антипиратских мероприятиях, а также в выполнении оборонительных и ударных миссий. Головной сторожевой фрегат проекта 11356 «Адмирал Григорович» стал символом, свидетельствующим о возвращении в строй кораблей-титанов.

Что собой представляет «сторожевик»?

Головной сторожевой фрегат 11356 «Адмирал Григорович» получил свое название в честь адмирала И. К. Григоровича, который с 1911 по 1917 годы являлся военно-морским министром России.

Работы по созданию данного судна начались в декабре 2010 года на калининградском стапеле «Янтарь» под заводским номером №01357. В апреле 2015 г. фрегат 11356 «Адмирал Григорович» уже был готов к испытанию. Тестировался данный корабль до конца того же года. В 2016 году после подписания приемосдаточного акта и поднятия военно-морского флага фрегат 11356 «Адмирал Григорович» официально был поставлен на вооружение ВМФ России. Сегодня он закреплен в качестве надводного сторожевого корабля за 30-й дивизией Черноморского флота.

Инженерные работы

Фрегат 11356, по мнению разработчиков, должен быть максимально удобным для экипажа. Этого достигли, улучшив эргономику. Инженерами-конструкторами была проведена тщательная работа, позволяющая распределить пространство фрегата как можно эффективнее. При этом были учтены все мелочи: боевые посты и места отдыха просчитывались не один раз. Корпус каждого "сторожевика" проекта 11356 оснащался надстройками с измененной архитектурой, обеспечивающей малую заметность корабля.

Испытания

Во время межфлотского перехода в Севастополь (май-июнь 2016 года) «Адмирал Григорович» в рамках обязательных испытаний использовался для обнаружения «вражеских» подводных лодок.

В Черном море данный фрегат провел артиллерийские стрельбы по буксируемому специальному щиту. Стрельба велась также по мишеням, которые сбрасывала на воду авиация. Морской порт в г. Новороссийске стал местом, где данный фрегат принял участие в проводившемся конкурсе «Кубок моря-2016». В августе судно прошло тренировочные учения по устранению вражеских подлодок. В роли противника использовалось подводное судно «Ростов-на-Дону». Корабль принял участие в «Русской неделе на Ионических островах» (общественный форум).

В ноябре 2016-го «Адмирал Григорович» вышел из порта Севастополя и направился к сирийским берегам. Задачей фрегата является усиление российских ВМФ Средиземноморья.

Защита

«Адмирал Григорович» - самый защищенный фрегат проекта 11356. Фото, представленное в статье, показывает общий вид судна. Защиту фрегату обеспечивает «Штиль» - зенитно-ракетный комплекс. В случае угрозы первыми вступают в бой ракеты данного ЗРК.

Как утверждают специалисты, учебные или тренировочные мероприятия с участием фрегата ничем не отличаются от боевых. Для того чтобы перехватить цель как во время тренировки, так и в боевой обстановке, экипажу фрегата отводится всего несколько секунд.

Система управления

Автоматизация судна «Адмирал Григорович» обеспечивается при помощи управленческой системы БИУС. Данная информационная система обрабатывает данные по пеленгу, дальности, курсу и скорости цели, используя высокопроизводительные вычислительные комплексы.

БИУС считается самой лучшей в мире, поскольку способна не только обрабатывать данные, но и управлять вооружением корабля. Система отображает быстро меняющуюся в боевых условиях тактическую обстановку. Сбор, обработка и отображение данных осуществляются автоматически. Далее преобразованную информацию получают навигация корабля и система вооружения. Таким образом, вести боевые действия фрегат может как в оперативном соединении с ВМФ, так и самостоятельно.

Вооружение

Осуществлять массированный ракетный огонь корабль может при помощи новых установок «Калибр-НК» (крылатые ракеты). Этим оружием оснащен каждый фрегат 11356. Фото, представленное в статье, показывает вооружение судна «Адмирал Григорович». В ноябре 2016-го ракетные установки «Калибр-НК» были эффективно использованы в Сирии во время уничтожения целей инфраструктуры Исламского государства.

Судна проекта 11356 могут осуществлять атаки, используя, кроме крылатых ракет, корабельную артиллерийскую установку А-190. Ее созданием занимались работники Центрального НИИ «Буревестник». Данное вооружение представляет собой 100- миллиметровую 15-тонную установку, которая за минуту способна осуществить 80 выстрелов.

Специально для кораблей проекта 11356 тульским КПБ был создан артиллерийский зенитно-ракетный комплекс «Палаш». Он представляет собой единую башенную установку с эффективным многорежимным ракетным вооружением и встроенной системой управления. Как утверждают специалисты, корабль, оснащенный таким орудием, станет неуязвимым при ударе противника одновременно четырьмя противокорабельными ракетами.

Что было усовершенствовано?

Вопреки сложившемуся убеждению, что отдельно взятый корабль может выполнять только одну определенную задачу, судна проекта 11356 предназначены для работы с несколькими типами цели.

Фрегат 11356 «Адмирал Григорович» эффективно применяется как для уничтожения подводных суден противника, так и для обстрела надводных кораблей. Это стало возможным, благодаря специальной опознавательной системе, которая присваивает любой вражеской цели значение «чужая». Подобной системой планируется оснастить «Адмирал Григорович» и фрегат проекта 11356 «Адмирал Эссен», которые будут нести службу в Черном море.

Второй сторожевой корабль

Вторым сторожевым кораблем проекта 11356 стал «Адмирал Эссен». Фрегат 11356 создан инженерами Северного ПКБ. Свое название судно получило в честь адмирала Н. О. фон Эссена. Проходит испытания третий корабль "Адмирал Макаров", строительство остальных фрегатов приостановлено из-за срыва Украиной поставок необходимого оборудования.

Конструкторские работы по фрегату «Адмирал Эссен» были начаты в 2011 году. Закладка корабля осуществлялась в Прибалтике работниками калининградского судостроительного завода «Янтарь». Фрегат значился под №01358.

Осенью 2014-го «Адмирал Эссен» был готов к ходовому испытанию. 7 ноября его спустили на воду под №751. После успешных заводских испытаний в ноябре 2015 г. фрегат был впервые спущен на воду, а в 2016 году - успешно испытан на государственном уровне. 23 марта судно вышло в море из военно-морской базы Балтики и отправилось в направлении Северного флота.

Фрегат должен был совершить межфлотский переход. Во время движения экипажем проводились работы по совместному маневрированию с сопровождающими кораблями. Межфлотский переход позволил морякам проверить навигацию корабля, средства связи и радиотехники. Экипаж «Адмирала Эссена» успешно провел обязательные учебные стрельбы. Комплексы вооружения судна были также успешно испытаны в Баренцевом море. Обязательные государственные испытания были завершены в апреле 2016-го.

Изначально было решено, что данный фрегат будет передан Черноморскому флоту в конце мая 2016 г. Предполагалось, что этой датой станет 26 мая. Однако 25 числа было решено провести дополнительное испытание. 7 июня 2016-го на фрегате «Адмирал Эссен» был поднят военно-морской флаг. В это же день новый корабль поступил на вооружение Черноморского флота России.

Заключение

Многоцелевые "сторожевики" проекта 11356 укомплектованы новейшим вооружением и электронным оснащением. Данные судна приспособлены для противостояния как надводным, так и подводным, боевым единицам противника. Ожидается, что выпуском всех сторожевиков, запланированных в рамках проекта 11356, будет обеспечено кардинальное омоложение ВМФ Российской Федерации.



Что еще почитать