Сколько рогов у змеи. Рогатая гадюка: как выглядит, где водится, чем опасна. Описание рогатой гадюки

Змеи - поистине удивительные существа. Издревле люди слагают о них легенды, восхищаются ими и боятся их. В последнее время стало очень популярно держать змей дома. Познакомимся с представителем этого подотряда класса Пресмыкающиеся, который называется рогатая гадюка.

Внешний вид и размеры

Своё название рептилия получила из-за двух больших чешуек, которые расположены над её глазами и имеют форму рожек.

В длину змея не превышает восьмидесяти сантиметров, а цвет её идентичен цвету песка с коричневатыми вкраплениями. При помощи такой маскировки она сливается со средой обитания, и заметить её чрезвычайно сложно.

Её тело покрыто чешуйками, которых до тридцати трёх в каждом поясе: по бокам они мельче и острее, проходят по всей поверхности под углом вниз, напоминая пилу. Их змея использует для рытья песка в момент опасности.

У рогатой гадюки треугольная голова, которая чётко отделена от шеи перехватом. Так же чётко отделён хвост, который становится более тонким к концу. Глаза цвета чешуи имеют вертикальные зрачки.

В дикой природе этот вид гадюк живёт до пятнадцати лет, а в неволе - до двадцати.

Знаете ли вы? Древние египтяне увековечили рогатую гадюку, создав в её честь иероглиф «фи». Это стало её вторым именем.

Где обитает

Рогатая гадюка встречается по всему северу африканского континента, за исключением Марокко, и на Аравийском полуострове. Она живёт в пустыне и знойной саванне. Рептилия отлично переносит перепады температур и может долгое время обходиться без воды.

Днём змейка отдыхает в покинутых грызунами норках - при этом на поверхности остаются только глаза, поэтому её совершенно невозможно заметить. Ночью же змейка охотится, выжидая жертву.

Чем питается

В рационе взрослой рогатой гадюки преобладают мелкие грызуны и птицы. Охотится она следующим образом: терпеливо выждав жертву, гадюка очень быстро кусает её и впрыскивает яд. После этого ждёт, пока добыча перестанет шевелиться, и заглатывает её целиком.

Молодняку трудно справится с подобной пищей, поэтому он предпочитает питаться саранчой, насекомыми и ящерицами.

Знаете ли вы? Меньше секунды нужно гадюке на то, чтобы наброситься на жертву, укусить её, впрыснуть яд и вернуться в первоначальное положение.

Брачный сезон и размножение

Брачный период рогатой гадюки начинается в середине весны и заканчивается в первом летнем месяце. Все особи - и самки, и самцы, очень активно ищут пару и после спаривания навсегда расстаются.

Эти рептилии откладывают яйца, поэтому после спаривания самка ищет укромное и подходящее место для будущего потомства. Как правило, это может быть норка с влажным грунтом. Она откладывает в неё около двух десятков яиц и покидает это место.

Через два месяца из яиц появляются маленькие живые змейки, которые с первого дня ведут самостоятельный образ жизни.

Опасен ли укус для человека

Укус фи опасен, но не смертелен для человека. Её яд содержит гемолитические токсины, которые разлагают ткани. Когда он попадает в организм, то создаётся впечатление, что сжимается сердце. Противоядие от укуса этой змеи египтяне нашли ещё два тысячелетия назад.

Необходимо лишь обеспечить им комфортные условия проживания, которые схожи со средой обитания. Гадюки также удобны тем, что могут не есть около двух месяцев. Заметим, что в неволе фи живут дольше приблизительно на пять лет.

Террариум

Террариум для змеи должен быть средним: он может быть деревянный или пластиковый, размером не менее метра в длину, более шестидесяти сантиметров в ширину и до пятидесяти в высоту. Его делят по своему усмотрению перегородкой с круглым отверстием, достаточным по размеру, чтобы в него пролезла змея.

Важно! Укус рогатой гадюки достаточно опасен, поэтому при уходе за ней следует соблюдать максимальную осторожность и иметь дома противоядие.

Одна часть террариума условно будет тёмной, а вторая - светлой. Кроме этого, обе части должны открываться, чтобы можно было безопасно убрать помещение и кормить питомца. Перегородка ставится ещё и для того, чтобы сохранить в террариуме разницу температур, как в среде обитания.

В светлой части устанавливается специальная лампа, которая должна поддерживать оптимальную для рептилии температуру - 37 °С. Под неё можно положить камень или кусок сланца: змея будет греться на нём. На ночь свет выключается, и температура постепенно падает.

В качестве субстрата используется песок, его слой должен быть не менее пяти сантиметров. Тёмную половину террариума следует опрыскивать из пульверизатора утром и вечером - влажность там должна быть достаточной.

Кормление

Кормить рогатых гадюк нужно тем же, что они едят в природе, а именно мелкими грызунами. Это могут быть мыши, маленькие крысы, хомяки. Специалисты рекомендуют перед кормёжкой грызуна оглушить. Такой корм нужно давать змее раз в семь-десять дней.

Важно! Если вас укусила змея, особенно ядовитая, нужно незамедлительно обратиться за медицинской помощью.

В террариуме обязательно должна стоять поилка с водой: жидкость желательно менять раз в два-три дня.

Наверное, у каждого существа на земле есть своя изюминка. Рожки на голове рогатой змеи делают её очень занимательной. Можно попробовать даже содержать такую змею в неволе. Это несложно, если знать о жилище, которое будет удобным для змеи, и о её повадках.

С интересом слежу за поездкой по Малайзии (куда собираюсь в скором времени) очаровательной семейной пары новых френдов allworld4us , и сегодня увидела пугающе-манящее великолепие фауны - знакомьтесь, Рогатая Гадюка:
pi(c)inet
ГАДЮКА РОГАТАЯ (Cerastes cerastes) - змея длиной 60-80 см, с толстым туловищем и резко суженным коротким хвостом. Над глазами торчит по одной острой вертикальной чешуйке. Длина этих чешуек бывает очень различна. Чешуи по бокам туловища мельче спинных, сильно килеватые и направлены косо вниз, образуя подобие пилы, проходящей вдоль каждого бока. Окраска песчано-желтая с темно-бурыми пятнами вдоль спины и по обеим сторонам туловища.

Змея населяет всю пустыню Сахару и прилежащие к ней предгорья и сухие саванны, а также Аравийский полуостров. Движется рогатая гадюка «боковым ходом», забрасывая вперед и вбок заднюю половину туловища и подтягивая к ней переднюю часть. При этом на песке остается не единый след, а отдельные косые полоски под углом 40-60° к направлению движения. В процессе движения змея периодически меняет «рабочую сторону» тела, двигаясь вперед то левым, то правым боком. Таким образом достигается равномерная нагрузка на мускулы тела при асимметричном способе движения.

Мелкие килеватые чешуи, пилообразно расположенные по бокам туловища, приносят змее двоякую пользу. Прежде всего они служат основным роющим механизмом при зарывании змеи в песок. Гадюка разводит в стороны ребра, уплощает тело и быстрой поперечной вибрацией раздвигает песок в стороны, «утопая» в нем буквально на глазах. Килеватые чешуйки действуют при этом как миниатюрные плуги. За 10-20 секунд рогатая гадюка исчезает в толще песка.

Зарывшись, змея нередко чуть высовывает голову из песка, лишь настолько, чтобы глаза были вровень с поверхностью. При этом на верхней стороне головы остается тонкий слой песка, маскирующий ее. Кроме того, килеватые чешуйки используются гадюкой для изготовления своеобразного отпугивающего звука. Свернувшись в полукольцо, змея трется одним боком тела о другой, пилообразные чешуйки скребутся друг о друга, издавая громкое непрерывное шуршание. Звук этот сходен больше всего с шипением воды, пролитой на раскаленную плиту. Потревоженная гадюка может непрерывно «шипеть» таким образом в течение 1-2 минут.

Рогатая гадюка была хорошо известна древним египтянам. Именно этот вид змеи послужил основой для египетского иероглифа «фи». Вероятно, выбор змеи для этого иероглифа объясняется звукоподражательным сходством. Заклинатели змей в Египте и раньше и теперь охотно используют в своих представлениях, помимо кобр, также и рогатых гадюк. «Рога» гадюк, бесспорно, являются наиболее эффектным атрибутом их внешности, однако надглазничные чешуйки подчас бывают очень слабо выражены. Поэтому некоторые заклинатели, не довольствуясь естественной величиной «рогов», приклеивают своим «артистам» над глазами острые кончики дикобразных игл, чтобы обеспечить им успех у доверчивой публики.
pi(c)wiki

Рогатая гадюка. July 31st, 2013

Плоская голова, пара острых рожек над почти кошачьими глазами, необычная манера передвижения - обладательница столь запоминающейся внешности не могла не оставить свой след в истории. И действительно, рогатая гадюка (лат. Cerastes cerastes ) давно и хорошо известна на своей родине - в засушливых саваннах и предгорьях Северной Африки, в зыбучих песках пустыни Сахары и на Аравийском полуострове.


По свидетельствам греческого историка Геродота, древние египтяне относились к рогатым гадюкам с большим почтением и даже бальзамировали тела погибших змей. Их мумии были обнаружены при раскопках в Фивах, что наводит на мысль о важной и даже мистической роли рогатых змей в жизни древних жителей Египта. Именно эта рептилия послужила египтянам основой для одной из букв алфавита - иероглифа «фи». Считается, что причиной тому было умение рогатых гадюк издавать шипящие звуки при помощи боковых чешуек.


Вообще роль, которую играют эти похожие на заостренные лопасти чешуйки в жизни рогатых змей, трудно переоценить. Они намного мельче спинных чешуек, проходят вдоль всей боковой поверхности туловища и направлены под углом вниз, образуя нечто вроде длинной острой пилы.


Когда рептилии необходимо зарыться в песок, она раздвигает ребра в стороны, тем самым сплющивая туловище, и быстрыми вибрирующими движениями, используя пилообразные чешуйки как роющий механизм, в считанные секунды утопает в песке. Увидеть след от спрятавшейся в песок гадюки вряд ли получится: первое же дуновение ветерка уносит за собой еле заметные песчаные бугорки, оставшиеся от погружения.


Всю светлую часть дня рогатая гадюка проводит в покинутых норах грызунов или зарывшись в песок, оставляя на поверхности только глаза. Заметить ее в таком положении почти невозможно: песочно-желтая окраска туловища, разбавленная бурыми пятнами, отлично справляется с ролью камуфляжа. Под покровом ночи рогатые хищницы выходят на охоту: бесшумно передвигаясь по ночной пустыне, они ловят мелких грызунов, птиц и ящериц.


Если маскировочной окраски оказывается недостаточно, и нужно отпугнуть незваного гостя, рогатая змея становится на хвост в форме буквы «С» и начинает энергично тереться одной частью тела о другую. И здесь снова приходят на помощь боковые чешуйки: цепляясь друг за друга, они производят громкий шипящий звук, который может непрерывно длиться почти две минуты.

И, конечно, самым убедительным аргументом в деле защиты является яд. Говорят, что после укуса рогатой гадюки появляется ощущение, что сердце сжимает невидимый кулак. Но в общем, яд этой змеи не смертелен, и те же египтяне научились обезвреживать его более двух тысяч лет назад.


Еще одна интересная черта этой рептилии - ее манера передвигаться. Перемещается по песку рогатая гадюка так называемым «боковым ходом». Она поочередно забрасывает вперед и в сторону заднюю часть туловища, и только потом подтягивает переднюю. Поскольку при движении гадюка не касается песка средней частью тела, то ее след представляет собой не непрерывную линию, а ряд косых параллельных полосок, расположенных под углом примерно 60 градусов к направлению движения.zoopicture.ru/rogataya-gadyuka/


А пока рогатая гадюка ползет, ее выступающие по бокам чешуйки собирают утреннюю росу, запасая бесценную влагу, чтобы пережить еще один долгий жаркий день.

Итак, у североамериканских (равно как и южноамериканских) индейцев драконов практически не было. Что подтверждает "цивилизационную" теорию возникновения оных существ: дескать, образ такой рептилии тесно связан с достаточно поздним этапом в развитии общества, требующим не только сильной политической организации и больших человеческих ресурсов, но и высокой степени абстрактного мышления. Именно последнее на фоне ирригационного земледелия, т.е. организованной практики соединения двух стихий: плодоносящей земли и оплодотворяющей воды, - способно в божественной или териоморфной сущности соединить столь противоречивые стихии как огонь и вода, земля и воздух.
.
Вместе с тем, подобные драконам существа у индейцев конечно были. С точки зрения сюжетных перепитий (ну или функционала персонажа) неким подобием европейских драконов, - которые "запирают" воду и сражаются с небесными громовержцами, соблазняют человеческих женщин и являются редкими волшебными существами, - можно представить рогатых змеев. С различными вариациями (иногда очень существенными) эти персонажи известны практически всем индейцами Северной Америки: от ирокезов до апачей и от тлинкитов до криков.
.

Карта расселения индейских племен.

.

.
В вот у эскимосов, кстати, совсем другие дракономонстры были, совсем другие... Но это совсем отдельная "веточка".
.
Зато Европа, между тем, тоже знала рогатых змеев, но они совсем не считались драконами. Вот, скажем, кельтские варианты:
.

.


Котёл из Гундеструпа: Цернунн в левой руке держит змею с бараньими рогами

.

В Древнем Риме был известен змей с бараньей головой. Звали его Гликон .
.

.
Его образ был весьма популярен во II-III веках нашей эры в Римской империи.
.

Он почитался как воплощения бога Асклепия. Согласно некоторым мифам, именно этот Гликон был настоящим отцом Александра Македонского.
.
Средневековая Европа тоже знала рогатых змеев. Тогда их звали керастами - от др.гр. κεράστης, что и значит "рогатые". Вот что и о них писал товарищ Исидор Севильский (560 - 636 г. н.э.):
.

«Змея, называемая кераст, у которой на голове рога как у барана, ведь kerata греки называют «рога». У неё при этом четыре маленьких рога, которые показывая [над поверхностью], как будто это еда, и так привлечённых животных убивают. Всё её тело покрыто песком, чтобы никому не дать себя обнаружить, кроме той части, которой она завлекает птиц, либо животных и так их ловит. Она более гибкая чем другие змеи и как кажется не имеет хребта»

Исидор Севильский «Этимологии» (XII. IV. 18).

.
А вот описание кераста из Азбуковника XVII века:
.

«Керасты, змеи большие. Так, змея родится из яйца, а яйцо, что гусиное и бывает длиной 16 аршин, а кожа на ней как у ящера. Не берёт его никакое оружие железное, а языка у него нет. Живёт в реке и с берега человека и скотину хватает и пожирает»

.
Изображались европейские рогатые змеи часто без особых изысков. Понятно, с учетом наличия костяных вырастов на голове.

Изображение змеи-кераста манускрипта Hortus Sanitalis 1491 г.

.
Хотя бывали и эксклюзивные варианты:
.

Змея-кераст. Иллюстрация из фландрской рукописи, около 1350 г.

Впрочем, вернемся в Америку.
.
.
Индейские рогатые змеи были не столь натуралистичны, по крайней мере, по своим повадкам.
.

Рогатая змея. Рисунок Норваля Морисо.

.
В первую очередь они ассоциировались с силами воды, дождя, молнии или грома , а так же с радугой (здесь можно найти многие параллели с драконами Европы [например, с белорусским цмоком] и Африки [дагомейская Айдо-Хведо]). Они населяли и охраняли "скрытые" пространства - подводный мир, пещеры под холмами или просто подземный мир - и постоянно враждовали с громовыми птицами.
.

Люди в этом их противостоянии занимали промежуточное место, потому с рогатыми змеями люди и воюют, и дружат.
.
Соответственно, змеи могут выступать и в качестве врагов (воруют детей, женщин; могут превращаться в людей и "входить к женам человеческим"), и как друзья (перевозят людей через водные преграды, попросив при этом предепредить, если будут приближаться Громовые птицы; обучают ритуалам и прочим скрытым знаниям).
.

З ародился о браз рогатых змеев, видимо, в среде алгонкинских племен.
.



Территория расселения племен, говоривших на алгонкинских языках.

.
Именно здесь, среди племен кри и оджибва, можно найти развернутые легенды о змеях c оленьими рогами, которые сторожат подземные пространства, воюют с Громовыми птицами, перевозят меж своих рогов на "большую землю" человека (оказавшегося из-за козней родственников на необитаемом острове) , безуспешно просят человека предупреждать о появлении Громовых птиц.
.


Рогатый змей. Современная стиллизация

.
Сроки его возникновения скорее всего можно отнести к древнейшим временам (интересные азиатские параллели этому образу приводит Березкин - мотив I13A), п
ричем еще до того, как они расположились севернее и вокруг группы Великих озер Северной Америки.
.


Изображение Рогатого змея, петроглифы в стиле Барьер-каньона, регион Вестерн-Сан-Рафаэль-Свелл, штат Юта .

.
О древности этого образа говорит его точечная известность среди некоторых племен как Плато и Северо-западного побережья Америки (якима, уматилла, кликитат, киттитас, венатчи, кёрдален, толова и др.), так и Великих равнин (арапахо и кайова), отделенных от основного ареала образа оленерогого змея и пустыми в этом смысле территориями, и альтернативными версиями рогатого змея.
.

.

Наскальное изображение (Pony Hills and Cook’s Peak, Нью-Мексико)

У разных алгонкинских племен бытовали следующие имена для рогатых змеев, переводившиеся обычно как "великий змей", про них - в следующих статьях. Пока же отметим, что п ро рогатых змеев о т алгонкинов узнали их кровные враги - ирокезы (воинственные ирокезы пришли с юга и оттяпали добрый кусок алгонкинской земли).

Аннотация: В статье описаны народные представления о змее и связанные с нею ритуалы, сохранившиеся в народной культуре калмыков, также проанализированы устные рассказы о змее, записанные автором в полевых экспедициях

Подготовлено при поддержке регионального гранта РГНФ (№ 131408001/р «Мифы, легенды, предания калмыков (несказочная проза калмыков) (подготовка текстов к изданию)»).

Ключевые слова: калмыки, мифология, змея, магические ритуалы, змеиные рога, лечебные обряды, суеверия.

The snake in the mythology of Kalmyks

T. G. Basangova

Abstract: Article describes the folk conception of snakes and linked rituals in the folk culture of Kalmyks. It also analyzes the oral testimonies recorded during the field search.

Keywords: Kalmyks, snake mythology, magic rituals, snake horns, curative rituals, superstitions.

В мифологии калмыков образ змеи занимает особое место. Суеверные калмыки считали, что змеи бывают несколько видов - это змея с двумя головами и рогатая змея. Среди калмыков существовал выспрашивания рогов у змеи: нужно было сесть перед ползущей змеей и расстелить белый платок и тогда змея, сбросив рога на белый платок, ползет дальше. Калмыки считали, что эти рога бывают золотого или серебряного цвета. Встреча со змеей носит у калмыков знаковый характер.

Наши полевые исследования, которые проводились в 2008 году в Кетченеровском районе Калмыкии со сбором сведений об обрядах встречи со змеей позволяют сказать, что встреча со змеей, по мнению калмыков, имеет позитивный характер. Информант в этом случае говорит, что встреча со змеей - хорошее предзнаменование, сулящее изменение в образе жизни человека. О таком человеке узнавали быстро, о нем говорили, что он счастливый человек, что в его доме с этих пор поселится «кишг» - счастье. Человек, которому змея подарила рога, должен был сшить маленький мешочек и там его хранить, положить около бурханов, предварительно окропив его молоком, а также символически подарить рогам одежду - оскаль - кусочки ткани белого и желтого цветов. С этого времени человек имел право заниматься лечением (инф. А. С. Бадминова).

По представлениям калмыков, со змеей может встретиться не всякий человек, а только человек с хорошей кармой, с хорошими и добрыми чувствами. Нам всей территории Калмыкии сохранились устные рассказы, повествующие о встрече со змеей. Обычно они следующего содержания, как нам рассказывала А. Нимеева:

«Мой прадед, его звали Баган Буджа, однажды встретился с необыкновенной змеей. Скакал он по безлюдной степи и вдруг конь, дотоле скакавший спокойно, резко остановился. Так, что с места не сдвинешь. Стал тихо ржать. Слез Баган с коня и видит, что поперек дороги лежит змея, с виду необыкновенная - белого цвета и с маленькими рогами.

Тогда мой прадед вытащил из кармана белый платок, постелил его перед собой и стал молиться, бить поклоны. Тогда змея подползла к нему поближе и оставила на белом платке свои маленькие рога.

Мой прадед рассказал об этом случае в хуруле. Гелюнги объяснили, что это дар его предков свыше.

С помощью змеиных рогов хорошо излечиваются разные опухоли женской груди, а также опухоль коровьего вымени, потертости от седла на теле коня. Человек, которому были подарены змеей рога, должен был аккуратно с ними обращаться, также нарядить их в белую и красную одежду, хранить в мешочке, предварительно положив в него медную и серебряную монету » (инф. А. Нимеева, пос. Эвдык Кетченеровского района).

В настоящее время семья Нимеевых проживает в городе Элисте. До сих пор в семье бережно хранятся змеиные рога, на которые надето мно­жество подарков - омскул, согласно ритуалу. К ним приходят страж­ду­щие с целью излечения разных болезней, преимущественно опухо­лей.

Общим для таких рассказов является так называемый базовый мотив - выспрашивание змеиных рогов с помощью расстилания белого платка. Примечательно, что встреча со змеей в пути человека имеет прямую связь с обрядом отправки в путь. Человеку, отправляющемуся в путь, дарят подарки, преимущественно белого цвета, чтобы дорога была беспрепятственной, в том числе монеты, которые выполняли охранительную роль (Басангова, 2008: 413).

Как видно из обряда со встретившимися змеями, ношение этих предметов в пути носит утилитарный характер. Данный жест с расстиланием белого платка, чтобы получить богатство, а в дальнейшем получить дар лекаря, сохранен в русской традиции. А. Н. Афанасьев приводит рассказ о том, что если на Воздвиженье положить в лесу белый платок, то сюда сползутся змеи с золотыми рожками, станут сбрасывать свои рожки на платок: кто их возьмет, тот будет счастлив. (Афанасьев,1996: 164).

Если у калмыков змея должна встретиться с человеком случайно, то у русских обозначен день, когда в лесу нужно стелить белый платок, чтобы на него заползли змеи. Фольклорная традиция калмыков не сохранила элементов речи, которые должен говорить человек змее. Но попытки узнать язык змей сохранились в калмыцких сказке «О встрече трех мужчин со змеей» из репертуара Санджи Манджикова. Змея предстает перед путешественниками в следующем виде: хвост держит в пасти. Когда стал путник падать на змею, тогда змея высунула свой языки, и человек лизнул его, по просьбе змеи. С этих пор человек стал понимать язык змей (Хальмг туульс, 1968: 204).

По всей видимости, вместе с даром знания змеиного языка, человек получает дар провидения и дар лечение. В этом же сюжете человек, преодолев некоторое расстояние со змеей, на которой он сидит верхом, доезжает таким образом к змее - супруге, которую он излечивает, вытащив большую занозу из ее спины, затем плюнув три раза и посыпав песком. Дар змеи мужчине представляет собой листочек, который он должен был положить перед сном под подушку и уснуть. Так и сделал этот мужчина. С этих пор он стал понимать язык все существ-червей, лягушек, мышей и змей. Об ойратском богатыре Бум Эрдени говорится, что «он с детства знал язык шестидесяти существ» (Монголо-ойратский героический эпос, 1923: 143). Здесь, видимо, обозначено представление о наследственном даре знания языка животных.

Нам удалось записать обряд обучения умению говорить: «Если маленький ребенок не умел говорить, то на помощь звали человека, обладающего красноречием, и тот старался лизнуть язык маленького ребенка» (инф. Б. Манджиева).

Калмыки отождествляют змей с духом воды - лусом. Духу воды - лусам приносят жертвы на празднике «усун-аршан». В монгольской традиции, если «человеку встретится змея, проглотившая мышь, ее нужно погладить и этот человек становится костоправом» (Баярсайхан, 2002: 54).

Герой калмыцкой сказки в пути часто встречает змею, которая бы­ст­ро растет. Герой постепенно знакомится со змеиным языком. В сказке опи­сывается ритуал передачи знания змеиного языка: змея просит героя лиз­нуть ее язык, и с этих пор герой сказки понимает язык змей. Кал­мы­ки о человеке с язвительным языком говорят: моєа келті (со змеиным языком).

Т. В. Цивьян отмечает, что «змеи - основообразующий персонаж в модели мира» (Цивьян, 1984: 85). Один из главных героев калмыцкого героического эпо­са «Джангар» - Хонгор - связан своим происхождением с нижним ми­ром: его матерью является Шилті Моєа хатн (ханша Хрустальная Змея). В эпосе приведен ряд сравнений змеи с неодушевленными предметами: с пру­­том, веткой, палкой, ремнем, дорогой. Подтверждают эти уподо­б­ле­ния образцы калмыцких загадок, в которых змея сравнивается с плетью, ве­­ре­­в­кой (Калмыцкие загадки и пословицы, 1960: 230, 235)..

Змеиная шкура применялась при лече­нии опухолей (хавдр ) на коже. Человек, нашедший шкуру змеи, должен был ее высушить и хранить потом в специальном мешочке. Обряд лече­ния построен на имитативной магии: кожу змеи прикладывают к коже человека.

В устных рассказах калмыков сохранилось представление о змее не­о­бы­чайно больших размеров, отличавшейся от степных гадюк. Змея се­ли­лась в местности, богатой родниками, с садами и огородами, и по­сте­пен­но становилась хозяйкой этих угодий, а также хранительницей распо­ло­женного там жилья. В пределах места обитания змеи люди не боялись ее, а при встрече с ней произносили заговор: «Змея, змея, зайди в свою но­ру» или про­­из­­носили: «Фу, фу!», посыпали ей вслед золу или песок. Таким же об­ра­зом заговаривали змеиный след (инф. А. С. Бадминова, 1922 г. р., ики-дербет, род ики-чонс). Также у каждого калмыцкого рода были тайные зна­ния, которые передавались из рода в род. Таков, например, заговор, говорившийся при рождении ребенка.

Для облегчения р­одов женщины из рода оргакин пили змеиный отвар. Змеиную шкуру заготавливали летом, предварительно ее высу­шив. Отвар из кожи змеи выпивали непосредственно перед началом схваток, и тогда ребенок, по мнению информантов, как змея извиваясь, должен выйти из утробы матери. В данном ритуале, записанном от представителей рода, наблюдаются отголоски культа змей. Возможно, текст заговора звучал следующим образом: «Мой ребенок, выйди из материнской утробы, извиваясь, подобно змее» (инф. Людмила Оконова, 28 лет, дербетка, род оргакин, запись автора. Полевой дневник автора, 2006 г.).

Таким образом, в фольклорной традиции калмыков образ змеи многозначен и динамичен, требует дальнейшего изучения. Народные представления о змее сохранились также у современных калмыков.

Список литературы:

Афанасьев, А. Н. (1996) Зооморфические божества у славян: птица, конь, бык, корова, змея и волк / сост., подгот, текстов, статья и комм. А. Л. Топоркова. М.

Басангова, Т. Г. (2008) Заговор на хорошую дорогу в калмыцком фольклоре // Дагестан и Северный Кавказ в свете этнокультурного взаимодействия в Евразии. Махачкала.

Баярсайхан (2002) Этнокультурная лексика современного монгольского языка. М.

Калмыцкие загадки и пословицы (1960). Элиста.

Монголо-ойратский героический эпос (1923). СПб.-М.

Хальмг туульс (Калмыцкие сказки) (1968). Элиста. - На калм. яз.



Что еще почитать