Принципы и основные источники права международной безопасности. Источники права международной безопасности. Операции по поддержанию мира

Понятие права международной безопасности.

Это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств и иных субъектов международного права в военно-политической сфере в целях обеспечения мира и международной безопасности.

Под международной безопасностью понимается мировой порядок, исключающий нарушения территориальной целостности, суверенитета и независимости государств и гарантирующий условия устойчивого и стабильного развития мирового сообщества. Обеспечить безопасность в современном мире исключительно силовыми средствами невозможно, и это крайне неэффективная стратегия.

Кроме военной безопасности необходимо обеспечивать экономический, социальный, экологический, информационный и другие аспекты безопасности. При этом состояние безопасности обеспечивается не только защитой от угроз, но их нейтрализацией за счет механизмов мирного сотрудничества и взаимодействия в самых разных сферах государственной деятельности, жизни гражданского общества.

История права международной безопасности.

Основой права международной безопасности является система норм международного публичного права, призванных исключить силовые формы разрешения спорных вопросов в отношениях между государствами.

Существовавшее до обеих мировых войн международное право рекомендовало государствам обращаться к мирным средствам разрешения международных споров, но не обязывало их следовать этой процедуре.

На Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 гг. была разработана и принята Конвенция о мирном решении международных столкновений, целью которой было обобщение правил применения и , образования и функционирования международных третейских судов и следственных комиссий.

Принятый в 1919 г. Статут Лиги Наций оказался более прогрессивным документом с точки зрения международного права – он предусматривал обязательное применение в определенных случаях отдельных средств мирного разрешения международных споров (третейское и судебное разбирательство, обращение к Совету или Собранию Лиги). Весьма существенным недостатком было то, что он не содержал четко сформулированного принципа мирного разрешения международных споров, а также допускал войну в качестве законного средства разрешения споров.

Следующим шагом на пути к признанию принципа мирного разрешения международных споров явилось принятие в 1928 г. Парижского договора об отказе от войны (так называемого Пакта Бриана-Келлога), в ст. II которого прямо указывается: «Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что урегулирование или разрешение всех могущих возникнуть между ними споров или конфликтов, какого бы характера или какого бы происхождения они не были, должно всегда изыскиваться только в мирных средствах».

Безусловно, следующей ступенью развития принципа мирного разрешения международных споров стал Устав Организации Объединенных Наций. В Уставе ООН предпринята попытка создать механизм «поддержания международного мира и безопасности». В документе также содержатся нормы, касающиеся коллективного принуждения к миру по решению Совета Безопасности.

Источники права международной безопасности.

Основным источником права международной безопасности является Устав ООН. Наряду с ним важное место в комплексе источников данной занимают двусторонние и многосторонние межгосударственные договоры, регламентирующие правовые аспекты обеспечения мира и международной безопасности. Среди них выделяются следующие категории:

  1. Договоры, сдерживающие гонку вооружений и наращивание оружия массового уничтожения:
    • Договор об Антарктике 1959 года;
    • Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года;
    • Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года;
    • Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1970 года;
    • Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсичного оружия и об их уничтожении 1971 года;
    • Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 года;
    • Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 года;
  2. Договоры по вопросам ядерной безопасности:
    • Договор о безъядерной зоне южной части Тихого океана 1985 года;
    • Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии 1995 года;
    • Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Африке 1995 года.
  3. Договоры, направленные на поддержание международного мира и безопасности:
    • Определение агрессии 1974 года;
    • Международный кодекс поведения в отношении поставок оружия 2000 года.
  4. Договоры по борьбе с терроризмом:
    • Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года;
    • Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 года;
    • Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 года;
    • Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 года;
    • Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 года;
    • Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 года;
    • Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 года.

Среди источников права международной безопасности большое значение имеют акты регионального характера, принятые в развитие положений Устава ООН. В регионе Евразии международно-правовые акты создаются в первую очередь в рамках международных организаций по проблемам безопасности, таких как НАТО, ОБСЕ, ОДКБ и др.

Принципы права международной безопасности.

Основу отрасли право международной безопасности составляют общепризнанные принципы современного международного права, в том числе:

  • неприменение силы или угрозы силой;
  • территориальная целостность государств;
  • нерушимость государственных границ;
  • невмешательство во внутренние дела государств;
  • мирное урегулирование международных споров;
  • сотрудничество между государствами.

Кроме общепризнанных принципов международного права право международной безопасности включает и свои, отраслевые, принципы.

Отраслевые принципы права международной безопасности:

  • принцип неделимости международной безопасности - безопасность любого государства или группы государств не может строиться и обеспечиваться за счет безопасности других государств или всего международного сообщества;
  • принцип ненанесения ущерба безопасности других государств - государства должны вести внешнюю политику с учетом не только собственной безопасности, но других стран, а также всего международного сообщества;
  • принцип равной и одинаковой безопасности - государства должны обеспечивать свою безопасность, соизмеряя ее с возможностями обеспечения безопасности других государств.

Универсальная и региональная системы коллективной безопасности.

Различают два вида международной безопасности: универсальную и региональную. Оба вида международной безопасности являются , т. е. они могут быть обеспечены только коллективными усилиями всех или большинства государств мира или региона.

Универсальная система коллективной безопасности.

Основным инструментом для сохранения мира и предупреждения возникновения войн является универсальная система коллективной безопасности , предусмотренная Уставом ООН. Устав закрепляет основы современного мирового правопорядка, принципы взаимоотношений государств на международной арене и предусматривает целый комплекс мер по сохранению международного мира и пресечению актов агрессии, в том числе:

  • запрещение угрозы силой или ее применения - только ООН по решению Совета Безопасности вправе применять силу или угрозу силой в случаях, предусмотренных ее Уставом. Исключением из общего принципа неприменения силы является право на самооборону в случае ;
  • мирное разрешение международных споров - любой спор между государствами, угрожающий международному миру и безопасности, должен разрешаться путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям либо иными мирными средствами;
  • предотвращение и устранение угрозы миру и подавление актов агрессии и других нарушений мира - Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие коллективные меры, связанные и/или не связанные с использованием вооруженных, следует предпринять;
  • использование региональных организаций безопасности - Совет Безопасности может использовать региональные соглашения или органы для осуществления принудительных мер по поддержанию международного мира и безопасности.

Региональные системы коллективной безопасности.

Создание и деятельность региональных систем коллективной безопасности определяется главой VIII Устава ООН «Региональные соглашения», нормами этих организаций и другими международно-правовыми актами.

Региональные системы коллективной безопасности характеризуются следующими чертами:

  • участвующие в договоре государства расположены преимущественно в одном регионе;
  • участники договора подтверждают требование решать разногласия между собой и другими государствами исключительно мирными средствами;
  • участники не должны вступать в военные союзы или участвовать в действиях, направленных против другого государства-участника;
  • участники принимают на себя обязательство оказывать индивидуальную или коллективную помощь государству, подвергшемуся вооруженному нападению;
  • о всех предпринятых или намечаемых действиях по обеспечению коллективной безопасности должен незамедлительно информироваться Совет Безопасности ООН;
  • новые члены в установленную договором систему безопасности принимаются, как правило, с согласия всех ее участников.

Рассмотрим наиболее значимые региональные системы коллективной безопасности.

Организация Североатлантического договора (НАТО) - военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США для противодействия влиянию СССР. В соответствии с учредительным договором вооруженное нападение на одного или нескольких участников договора считается нападением на них всех. На саммите 2016 года новой миссией НАТО официально провозглашено сдерживание России. В настоящее время членами НАТО являются 29 стран.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) - крупнейшая в мире межправительственная организация, занимающаяся вопросами безопасность. ОБСЕ основана в июле 1973 года. Ее деятельность затрагивает широкий круг проблем, связанных с безопасностью, включая меры контроля над вооружениями, меры укрепления доверия и безопасности, права человека, защиту меньшинств, демократизацию, обеспечение правопорядка, борьбу с терроризмом и координирование экономической и экологической деятельности. ОБСЕ состоит из 57 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - военно-политический союз в рамках СНГ, учрежденный 7 сентября 2002 года на основе Договора о коллективной безопасности 1992 года. Целями ОДКБ является «укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов». В состав ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан.

Литература.

  1. Международное право в вопросах и ответах: учебное пособие / Р. А. Каламкарян, Ю. И. Мигачев. – М.: Эксмо, 2009.
  2. Международное право. Особенная часть: учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И. И. Лукашук. – М.: Волтерс Клувер, 2005.
  3. Международное право: учебник для бакалавров / отв. ред. Р. М. Валеев, Г. И. Курдюков. – М.: Статут, 2017.
  4. Международное публичное право в вопросах и ответах: учебное пособие / К. А. Бекяшев, Е. Г. Моисеев – М.: Проспект, 2015.
  5. Право международной безопасности (теоретические основы становления и развития): монография / Н. И. Костенко. – М: Юрлитинформ, 2018.
  6. Чапчиков С. Ю. Право международной безопасности и национальные интересы России на современном этапе // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2009.

Понятие права международной безопасности

Право международной безопасности представляет собой систему принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения субъектов международного права в целях предотвращения применения военной силы в международных отношениях, ограничения и сокращения вооружений.

Как любая отрасль современного международного права, право международной безопасности регламентирует определенный круг международно-правовых отношений, среди которых выделяются:

а) отношения, связанные с предотвращением войны и эскалации международной напряженности;

б) отношения, связанные с созданием систем международной безопасности;

в) отношения по разоружению и ограничению вооружений.

Принципами указанной отрасли международного права являются все основные принципы международного права, но отрасли права международной безопасности присущи и свои специфические принципы:

Принцип равенства и одинаковой безопасности, который сводится к необходимости признать, что международная безопасность гарантируется системой равенства национальных мер безопасности. Любое государство будет считать себя уверенным в политических отношениях, если оно знает, что национальные меры безопасности достаточны для защиты интересов государства. Принцип ненанесения ущерба безопасности государства, который сводится к тому, что умышленное действие против безопасности государства само по себе может угрожать международному миру и безопасности.

Среди основных источников права международной безопасности выделяются следующие акты:

1. Устав ООН;

2. Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «О неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия» (1972 г.), «Определение агрессии» (1974 г.);

3. Многосторонние и двусторонние договоры, которые могут быть разделены на 4 группы:

Договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений в пространственном отношении (Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана);

Договоры, ограничивающие наращивание вооружений в количественном и качественном отношении (Договор об обычных вооруженных силах в Европе, 1982 г.);

Договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и предписывающие их уничтожение (Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсичного оружия и об их уничтожении, 1972 г.);

Договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны.

4. Акты международных региональных организаций (ОБСЕ, ЛАГ, ОАЕ, СНГ).

Право международной безопасности (ПМБ) - это совокупность общепризнанных и специальных принципов и норм, направленных на поддержание мира и международной безопасности, пресечение актов агрессии, обеспечение политической, военной, экономической, продовольственной, экологической, информационной безопасности государств и стабильности международных отношений.

Юридическую основу права международной безопасности составляют:

1) основные принципы права международной безопасности

не применение силы или угрозы силой;

невмешательство во внутренние дела;

разоружение;

сотрудничество государств;

2) специальные принципы права международной безопасности:

равная безопасность;

не нанесение ущерба;

равенство и одинаковая безопасность;

неделимость международной безопасности.

Международно­правовое обеспечение мира и безопасности представляет собой совокупность урегулированных международно­правовых мер, направленных на:

мирное разрешение международных споров;

создание систем коллективной безопасности;

предотвращение возникновения войны;

пресечение актов агрессии, сокращение ВС и вооружений;

сужение материальной базы и пространственной сферы ведения войны;

укрепление мер доверия и установление эффективного международного контроля за деятельностью государств в военной области.

Система международной безопасности состоит из целого рода компонентов, обеспечивающих безопасное и стабильное развитие международных отношений. Она предусматривает:

1) коллективные меры, предполагающие широкое международное сотрудничество;

2) превентивную дипломатию, задача которой состоит в предотвращении возникающих угроз миру и мирном урегулировании международных споров.

Международное право располагает набором средств обеспечения международной безопасности:

коллективная безопасность (универсальная и региональная);

мирные средства разрешения споров;

меры по ослаблению международной напряженности, прекращению гонок вооружений и разоружению;

меры по пресечению актов агрессии, нарушения мира и угрозы мира;

неприсоединение и нейтралитет;

меры по укреплению доверия между государствами и др.

Коллективная безопасность. Коллективная безопасность - это система совместных мероприятий

государств всего мира или определенного географического района, проводимых для предотвращения и устранения угрозы миру, подавления актов агрессии.

Система коллективной безопасности юридически оформляется договором, где наряду с конкретными обязательствами его участники закрепляют три положения:

1) не прибегать к силе и угрозе силой;

2) разрешать споры исключительно мирными способами;

3) активно сотрудничать в целях устранения любой опасности миру, оздоровления

международной обстановки.

Различают два вида системы коллективной безопасности.

Универсальная система коллективной безопасности. Глобальной организацией

коллективной безопасности является ООН. Она преследует ряд целей, но главная состоит в

поддержании международного мира и безопасности, принятии для этого эффективных

коллективных мер (ст. 1 Устава ООН).

Система коллективных мероприятий, предусмотренная Уставом ООН, охватывает:

меры по запрещению угрозы силой или ее применение в отношениях между

государствами (п. 4 ст. 2);

меры мирного разрешения международных споров (гл. VI);

меры разоружения (ст. ст. 11, 26, 47);

меры обеспечения безопасности в переходный период (гл. XVII);

меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII);

временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40);

принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (ст. 41);

принудительные меры с использованием вооруженных сил (ст. 42).

Коллективная безопасность на региональной основе. Допуская существование

региональных соглашений и органов безопасности, Устав ООН (гл. VIII) предъявляет к ним

определенные требования:

участие только государств одного политико­географического района;

действие соглашений не должно выходить за пределы данного района;

акции, предпринимаемые в рамках региональной системы безопасности, не могут противоречить действиям ООН и должны быть совместимы с целями и принципами Устава

СБ ООН должен быть информирован о предпринимаемых или намечаемых действиях по поддержанию международного мира и безопасности.

Главным в системе коллективных мероприятий региональных организаций безопасности (по

смыслу ст. 52 Устава ООН) являются:

1) мирные средства предотвращения войны;

2) принудительные меры с применением вооруженной силы могут предприниматься

только для отражения уже совершенного нападения на одного из участников системы

коллективной безопасности (т.е. на основе ст. 51 Устава ООН - коллективная

самооборона);

3) принудительные меры в рамках региональной организации безопасности могут

применяться под руководством СБ ООН.

В настоящее время региональными системами коллективной безопасности являются:

Организация Американских государств (ОАГ), Организация Африканского единства (ОАЕ), Лига

арабских государств (ЛАГ), Организация Североатлантического договора (НАТО), Организация по

безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Система коллективной безопасности в рамках

Мирные средства разрешения международных споров. Мирное разрешение международных споров является одним из основных принципов МП, который закреплен в Уставе ООН (ст. 1), Декларации о принципах международного права 1970 г., ЗА СБСЕ 1975 г. и др.

Средства мирного разрешения международных споров определены в ст. 33 Устава ООН:

непосредственные переговоры;

добрые услуги и посредничество;

смешанные комиссии (следственные и согласительные);

международная арбитражная и судебная процедура;

разрешение споров в международных организациях.

Первые три средства предполагают определенное участие спорящих сторон в процедуре урегулирования их разногласий.

Международная арбитражная и судебная процедура исключает заинтересованные стороны из процесса урегулирования спора и требует обязательного выполнения решения, принятого международным судом или арбитражем.

Разрешение спора в международных организациях предусматривает политическое урегулирование спора.

Разоружение. Разоружение - это комплекс мер, направленных на прекращение наращивания

материальных средств ведения войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию.

Общая международно­правовая основа разоружения заложена в Уставе ООН:

ГА ООН рассматривает принципы разоружения и регулирования вооружений и выносит

СБ ООН несет ответственность за формулирование планов создания системы регулирования

разоружения (ст. 26);

относящимся к регулированию вооружений и возможному разоружению (ст. 47).

Основными источниками норм в области права международной безопасности являются международные договоры:

1) универсальные (Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.);

2) региональные (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г.);

3) двусторонние (Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны

МП прямо не обязывает государства разоружаться, но по духу и букве основных международно­

правовых актов они должны стремиться к перспективе всеобщего и полного разоружения под

международным контролем.

В международных отношениях активно используются частичные меры по разоружению:

запрещение и ликвидация отдельных видов оружия, их производства, накопления, развертывания

и применения;

ограничения некоторых видов вооружений в количественном и качественном отношении;

сужение возможности качественного совершенствования оружия;

сокращение сферы или районов размещения различных видов вооружений.

Разоружение предусматривает существование института международного контроля, который наблюдает за выполнением государствами договорных обязательств в области разоружения, анализирует полученные данные и доводит их до соответствующих международных органов. Он осуществляется на:

национальном уровне (спутники, сейсмические станции и другие технические средства);

международном уровне (наблюдатели, инспекции и т.п.).

В настоящее время достаточно остро стоит проблема ограничения ядерного оружия. Оно относится к оружию массового уничтожения и находится под особым вниманием МП.

Хотя прямого запрета в отношении ядерного оружия еще не существует, приняты международно­правовые акты, вводящие ограничения в ядерную проблематику:

запрещены испытания ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой (Договор о

запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой

запрещено испытание ядерного оружия и его размещение в Антарктике (Договор об Антарктике

1959 г.), Латинской Америке (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке

1967 г.), южной части Тихого океана (Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого

океана 1985 г.), на морском дне и в его недрах (Договор о запрещении размещения на дне

морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения

1971 г.), на Луне и других небесных телах (Соглашение о деятельности государств на Луне и

других небесных телах 1984 г.).

Существующие нормы направлены на то, чтобы предотвратить распространение ядерного оружия и не допустить его приобретения какими­либо государствами, кроме тех, которые официально признаны обладающими ядерным оружием (РФ, США, КНР, Великобритания, Франция). Но и здесь есть проблемы.

Актуальным является вопрос регулирования ядерного стратегического вооружения. К нему относятся:

межконтинентальные баллистические ракеты;

тяжелые бомбардировщики;

атомный подводный флот.

Регулированием ядерного стратегического вооружения в основном занимаются РФ и США (Временное Соглашение о некоторых мерах в области ограничения наступательных стратегических вооружений 1972 г., Договор об ограничении наступательных стратегических вооружений 1979 г., не вступивший в силу Договор о сокращении и ограничении наступательных стратегических вооружений 1991 г. и Договор о дальнейшем сокращении и ограничении наступательных стратегических вооружений 1993 г., который воспринимается весьма неоднозначно).

К оружию массового уничтожения относятся также химическое и бактериологическое оружие.

Бактериологическое оружие находится под всеобъемлющим запретом:

запрещено не только его применение в военных целях, но и разработка, производство и

накопление;

запасы бактериологического оружия подлежат уничтожению или переработке в мирных целях

(Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического

(биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении 1972 г.).

Конвенция 1972 г. обязала каждого участника не разрабатывать, не производить, не накапливать:

микробиологические и другие биологические агенты или токсины, независимо от их

происхождения и производства, таких видов и в таких количествах, которые не предназначены для профилактических, защитных и других мирных целей;02.12.2014 Международное право (учебно­методический комплекс):

оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов

или токсинов во враждебных целях или в вооруженных конфликтах.

Государства обязались уничтожить или переключить на мирные цели не позднее 9 месяцев после

вступления Конвенции в силу все агенты, токсины, оружие, оборудование и средства доставки, которыми оно обладает или которое находится под его юрисдикцией или контролем.

Конвенция вступила в силу в марте 1975 г., официально считается, что с начала 1976 г. все

бактериологическое оружие и средства его доставки уничтожены или переключены на мирные цели.

Химическое оружие как средство ведения войны является противозаконным на основании Протокола о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или иных подобных газов и бактериологических средств 1925 г.

После вступления в силу подписанной в 1993 г. Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении этот вид оружия массового уничтожения также оказался под полным запретом.

Для содействия скорейшему введению такого запрета РФ и США приняли решение о прекращении

производства химического оружия, сокращении имеющихся у них его запасов и принятии других мер, способствующих переходу к многостороннему сотрудничеству в этой области (Соглашение об

уничтожении и не производстве химического оружия и о мерах по содействию многосторонней Конвенции о запрещении химического оружия 1990 г.).

Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. обязала каждого участника:

не разрабатывать, не производить и не накапливать химического оружия;

не позднее 2­х лет после вступления Конвенции в силу (1997 г.) начать работу по уничтожению

этого оружия и завершить не позднее 10 лет после вступления Конвенции в силу;

процесс уничтожения химического оружия должен отвечать самым последним достижениям науки и производиться на специально оборудованных объектах.

Роль международного права в предотвращении войны

В современном мире международное право стало опреде­ляющим в решении проблем устранения угрозы войны и ком­плекса задач частичного и всеобщего разоружения. Междуна­родному праву известен обширный арсенал конкретных средств обеспечения международной безопасности, которые представ­ляют совокупность правовых и иных методов, направленных на сохранение мира и предотвращение вооруженных конфликтов и применяемых государствами индивидуально или кол­лективно. К этим средствам относятся мирные средства разре­шения споров, разоружение, меры по предотвращению ядер­ной войны и внезапного нападения, коллективная безопасность, неприсоединение и нейтралитет, меры по пресечению актов аг­рессии, самооборона, нейтрализация и демилитаризация отдель­ных территорий, ликвидация иностранных военных баз и др. Все эти средства являются международно-правовыми, так как они регламентированы договорами и проводятся в жизнь на основе принципов и норм современного международного права.

В числе таких договоров - подписанное 22 июня 1973 г. Соглашение между Союзом Советских Социалистических Рес­публик и Соединенными Штатами Америки о предотвращении ядерной войны. Оба государства обязались действовать так, чтобы предотвратить возникновение ситуаций, способных вы­звать опасное обострение их отношений, избежать военных кон­фронтации и чтобы исключить возникновение ядерной войны между ними и между каждым из них и другими странами. Со­глашение, являющееся бессрочным, предусматривает консуль­тации и необходимые для предотвращения риска ядерного кон­фликта усилия.

Не умаляя значения всех международно-правовых средств обеспечения международной безопасности, наиболее важными следует признать создание системы коллективной безопасно­сти государств на универсальной и региональной основах и осу­ществление государствами коллективных мер по предотвраще­нию вооруженного конфликта и достижению всеобщего и пол­ного разоружения. Именно эти средства в большей степени обес­печивают равную безопасность для всех государств и баланс их интересов.

Меры укрепления доверия - сравнительно новый элемент системы безопасности. Его задача - предупреждение ухудшения отношений в результате взаимного непонимания, создание уверенности в отсутствии угрозы безопасности. Первыми международно-правовыми актами в наше время по данному вопросу можно считать Соглашения между СССР и США о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны (1971 г.) и о предотвращении ядерной войны (1973 г.). Стороны обязались предотвращать возникновение ситуаций, способных вызвать опасное обострение их отношений. В случае появления риска возникновения где-либо ядерного конфликта стороны немедленно приступают к взаимным консультациям.

Само понятие "меры укрепления доверия" было введено в оборот Заключительным актом СБСЕ 1975 г. Он предусмотрел уведомление о военной деятельности, наблюдение за ней. Подробные положения по этому вопросу содержит Документ Стокгольмской конференции СБСЕ 1986 г. Они касаются заблаговременного уведомления о военной деятельности, проводимой на определенном уровне (учения, маневры), приглашения наблюдателей на такие виды деятельности, обмена ежегодными планами этой деятельности. Вопрос о мерах укрепления доверия обсуждался и на следующих встречах ОБСЕ.

Меры доверия разрабатывались и Генеральной Ассамблеей ООН. Заключительный документ первой специальной сессии по разоружению 1978 г. подчеркнул связь разоружения с доверием: для содействия процессу разоружения необходимо укреплять доверие между государствами. Доверие содействует разоружению, а разоружение повышает доверие. В дальнейшем Генеральная Ассамблея приняла ряд резолюций о мерах доверия.

Принудительные меры – коллективные меры, применяемые сообществом государств на основании Устава ООН в целях устранения угрозы миру, нарушения мира или ликвидации акта агрессии. К ним прибегают в крайних случаях, чтобы силой положить конец противоправному поведению сторон в конфликте, создающему угрозу миру либо являющемуся нарушением мира или актом агрессии.

Устав ООН предусматривает два вида коллективных П.м. – не связанных с использованием вооруженных сил и с использованием вооруженных сил. Совет Безопасности ООН – единственный орган в системе ООН, уполномоченный принимать решения на основе принципа единогласия о проведении П.м. от имени Организации. Он использует, где это уместно, региональные соглашения, или органы для принудительных действий под своим руководством. Однако никакие П.м. не могут предприниматься в силу таких региональных соглашений или региональными органами без полномочий от Совета Безопасности, за исключением случаев, предусмотренных в ст. 53 Устава. Подобные случаи относятся к мерам, предпринятым или санкционированным в результате Второй Мировой войны в отношении бывших вражеских государств либо предусмотренным в региональных соглашениях, направленных против возобновления агрессивной политики со стороны любого такого государства. Если действия государства создают угрозу международному миру либо представляют собой нарушение мира или акт агрессии, Совет Безопасности может потребовать от государств – членов ООН применения мер, не связанных с использованием вооруженных сил, таких, например, как полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных и других средств сообщения, а тж. разрыв дипломатических отношений. Совет Безопасности может счесть, что указанные меры могут оказаться недостаточными или уже оказались недостаточными. В этом случае он уполномочен предпринимать действия воздушными, морскими сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции вооруженных сил членов ООН. В соответствии со ст. 43 Устава ООН Совет Безопасности должен был заключить одно или несколько соглашений с членами ООН или с группами членов ООН, которые бы определяли численность и род войск, степень их готовности и их общее расположение, характер предоставляемых средств обслуживания и помощи. На основании таких соглашений для осуществления принудительных действий вооруженными силами Совет Безопасности мог бы потребовать предоставить в его распоряжение необходимые вооруженные силы и помощь. В практике ООН до сих пор не заключено ни одного подобного соглашения, что является одной из причин недостаточной эффективности Совета Безопасности в осуществлении П.м. Ст. 106 Устава ООН предусматривает, что впредь до вступления в силу соглашений по ст. 43 постоянные члены Совета Безопасности должны консультироваться между собой и, если понадобится, с другими членами ООН для принятия таких совместных действий от имени ООН, какие могут оказаться необходимыми для поддержания международного мира и безопасности. Для оказания помощи Совету Безопасности по военным вопросам в его подчинении находится вспомогательный орган – Военно-Штабной Комитет, состоящий из начальников штабов постоянных членов Совета Безопасности. Однако по вине западных стран, прежде всего США, работа этого важного органа была сорвана. Начиная с 1947 г. деятельность Военно-Штабного Комитета фактически прекращена.

Самооборона в международном праве – реализованное государством применение силы в ответ на вооруженное преступное нападение другой страны. В порядке осуществления прав на самооборону, каждое государство, в соответствии со ст. 51 Устава ООН, может обратиться к военной силе до тех пор, пока Совет безопасности ООН не примет меры, необходимые для поддержания международной безопасности и мира. Статья Устава ООН особо подчеркивает значение этого права, констатируя его неотъемлемость. Право самообороны в международном праве принадлежит исключительно стране – жертве нападения, которое о факте вооруженного нападения на него должно сообщить Совету Безопасности ООН.

Национально-освободительное движение - организация, которая ведет борьбу за освобождение какого-либо народа от иностранного господства.

Примерами национально-освободительных движений, возникших в XIX веке, была Молодая Италия, которая боролась за освобождение итальянских земель от господства Габсбургской монархии и объединение Италии, а также фении, боровшиеся за независимость Ирландии от Великобритании.

Много национально-освободительных движений возникло в XX веке, особенно в период крушения колониальной системы во второй половине XX века.

Вооружённые силы ООН (вооружённые силы Организации Объединённых наций по поддержанию мира) -- воинские контингенты стран -- членов ООН, выделенные согласно Уставу ООН в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру и безопасности путём совместных принудительных действий (военная демонстрация, блокада и т. д.), если меры экономического и политического характера окажутся или оказались недостаточными. Военные контингенты, предоставляемые странами -- членами ООН в распоряжение Совета Безопасности, под его руководство и командование по существу и представляют собой объединенные вооруженные силы ООН, которые призваны в ходе миротворческой операции способствовать достижению ряда целей, а именно: воспрепятствованию государству-агрессору в осуществлении своих планов; оказанию помощи соответствующим органам в наведении порядка внутри страны (в том числе совместно с гражданской и военной полицией ООН); расследованию инцидентов в приграничных зонах и контролю за выполнением соглашений о прекращении огня, за выводом войск и разоружением военных группировок (формирований, банд); разминированию местности; обеспечению доставки гуманитарной (медицинской) помощи; содействию в восстановлении разрушенных объектов в системе жизнеобеспечения населения с помощью имеющейся техники и специалистов.

Многонациональные силы в Ливане (Multinational Force in Lebanon или MNF) - международная миротворческая группировка, отправленная в Ливан в 1982 году во время гражданской войны в стране. Многонациональные силы должны были обеспечить стабильность обстановки в Ливане, однако в долгосрочной перспективе не достигли своих целей и были выведены из страны в 1984 году, понеся большие потери в результате террористических акций шиитских боевиков.

Важным инструментом поддержания мира и международной безопасности являются миротворческие операции ООН. Их деятельность основана на целом ряде Резолюций Генеральной Ассамблеи, принятых в соответствии с Уставом Организации. Генеральная Ассамблея регулярно рассматривает вопрос о миротворческих операциях, необходимость в котором обусловлена тем, что проведение миротворческих операций не предусмотрена самим Уставом, а истекает из целей и принципов ООН.

При осуществлении миротворческих операций ООН могут преследоваться следующие задачи:

Расследование инцидентов и проведение переговоров с конфликтующими сторонами с целью их примирения;

Как справедливо отмечает Л.А. Лазутин, «право международной безопасности опирается на общие принципы современного международного права, среди которых особое значение имеют принцип неприменения силы или угрозы силой, принцип мирного разрешения споров, принципы территориальной целостности и нерушимости границ» Лазутин. Л.А. Международное право: учебник для вузов / под ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунова. С. 272., рассмотрим их подробнее. Общие принципы международного права с точки зрения права международной безопасности подробно исследуют Р.А. Каламкарян и Ю.И. Мигачёв.

Принцип неприменения силы или угрозы силой. Каждое государство обязано воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, а также от любых других действий, несовместимых с целями Объединенных Наций. Такая угроза силой или ее применение являются нарушением международного права и Устава ООН и влекут за собой международную ответственность. Принцип отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях является универсальным по своему характеру и обязательным, независимо от политической, экономической, социальной или культурной системы или союзнических отношений каждого государства. Никакие соображения не могут использоваться в качестве оправдания угрозы силой или ее применения в нарушение Устава ООН. Государства обязаны не побуждать, не поощрять и не оказывать содействия другим государствам в применении силы или угрозы силой в нарушение Устава. Государства обязаны воздерживаться от вооруженного вмешательства и всех других форм вмешательства или попыток угрозы, направленных против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ. Ни одно государство не должно применять или поощрять применение экономических, политических или каких-либо других мер с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от этого каких бы то ни было преимуществ. В соответствии с целями и принципами ООН государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн. Ни приобретение территории в результате угрозы силой или ее применения, ни какая бы то ни было оккупация территории в результате угрозы силой или ее применения в нарушение международного права не будут признаваться в качестве законного приобретения или оккупации. Члены мирового сообщества призваны прилагать усилия к тому, чтобы строить свои международные отношения на основе взаимопонимания, доверия, уважения и сотрудничества. В параметрах сказанного ставится цель развивать двустороннее и региональное сотрудничество как одно из важных средств усиления эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях.

Принцип мирного разрешения споров. В рамках установленных критериев должного поведения государства руководствуются своей приверженностью принципу мирного разрешения споров, который неразрывно связан с принципом отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях. Государства, являющиеся сторонами в международных спорах, должны разрешать свои споры исключительно мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. С этой целью они используют такие средства, как переговоры, расследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям или иные мирные средства по своему выбору, включая добрые услуги.

Принцип нерушимости границ заключается в требовании абсолютной нерушимости установленных границ, незаконности их изменения без согласования или под давлением, с применением силы и угрозы силой. Государства сами определяют режим пересечения границы, порядок установления или снятия каких-либо ограничений по пересечению границы физическими лицами, товарами, услугами и так далее. В свете этого определяются основные обязанности государств: неукоснительное соблюдение установленных границ, разделительных или демаркационных линий, включая линии перемирия, разрешение пограничных споров только мирными средствами, неоказание содействия нарушителям принципа. Основное содержание принципа нерушимости границ сводится к трем элементам: признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом, отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем, отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

Принцип территориальной целостности. В соответствии с ним, на государства возлагаются следующие обязательства: уважать территориальную целостность каждого из государств, воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства, воздерживаться от превращения территории друг друга в объект военной оккупации или в объект приобретения с помощью применения силы или угрозы силой.

Что касается специальных принципов, то Л.А. Лазутин называет два, Р.А. Каламкарян и Ю.И. Мигачёв также называют два, С.А. Малинин перечисляет и характеризует следующие специальные принципы международной безопасности:

1. принцип равной безопасности, который включает в себя следующие элементы: право каждого государства на безопасность, обеспечение безопасности для всех в равной мере, равный учёт интересов договаривающихся сторон в области безопасности в любом переговорном процессе, достижение согласия на основе баланса интересов;

2. принцип ненанесения ущерба безопасности государств, его элементы: не допускается укрепление безопасности за счёт другого, никто не может получать односторонних преимуществ в обеспечении безопасности, недопустимо нанесение ущерба какому бы то ни было государству, следует отказаться от любой деятельности, наносящей такой ущерб;

3. принцип равенства и одинаковой безопасности предполагает, что государства и военные группировки, между которыми существует стратегическое равновесие, обязаны не нарушать этого равновесия, стремясь при этом к возможно более низкому уровню вооружений и вооружённых сил.

Считается, что после 1991 года, когда стратегический паритет между двумя крупнейшими военно-политическими блоками больше не является главным фактором обеспечения международной безопасности ввиду исчезновения одного из этих блоков, а с ним и паритета, третий принцип трансформировался в принцип разумной достаточности. Т.е. уровень вооружённых сил каждого государства должен отвечать минимальным требованиям защиты собственных границ.

С.А. Малинин уделят значительное внимание принципам права международной безопасности, перечислим предложенные им способы повышения эффективности этих принципов:

1. повышение самоконтроля и самодисциплины государств, их ответственности за соблюдение обязательств перед международным сообществом;

2. закрепление обязательств, вытекающих из принципов международного права во внутригосударственном законодательстве;

3. развитие и конкретизация принципов;

4. совершенствование и повышение эффективности механизма функционирования этих норм: механизмов контроля и принуждения.

ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Право международной безопасности – совокупность принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств в целях поддержания мира и безопасности, предупреждения и пресечения актов агрессии и вооруженного вмешательства, обеспечения международной стабильности и сохранения международного правопорядка.

С этой целью в практике международных отношений разработан ряд конкретных мер: 1) создание систем коллективной безопасности, 2) разоружение и ограничение вооружений, 3) меры доверия и международный контроль.

Право международной безопасности опирается на основные (общепризнанные) принципы международного права, среди которых особое значение имеют принцип неприменения силы или угрозы силой в международных отношениях, принцип мирного разрешения международных споров, принцип территориальной целостности государств, принцип нерушимости государственных границ. В качестве специальных (отраслевых) принципов могут быть названы принцип равной и одинаковой безопасности, принцип неделимости международной безопасности, принцип ненанесения ущерба безопасности других государств, принцип разоружения.

Основными источниками, регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, являются международные договоры. К ним, в первую очередь, относятся: Устав ООН (гл.I, VI, VII, VIII), многосторонние и двусторонние договоры, направленные на запрещение или ограничение применения конкретных оружия, сокращение вооружений. К категории источников права международной безопасности могут быть отнесены резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, положения которых имеют нормативный характер. Среди региональных источников права международной безопасности можно выделить договоры о коллективной безопасности, принятые в рамках региональных международных организаций (Североатлантический договор 1949 года, Договор ЛАГ о коллективной безопасности 1955 года, Договор СНГ о коллективной безопасности 1992 года и др.).

2. Коллективная безопасность: понятие, виды. Система коллективной безопасности, предусмотренная Уставом ООН.

Коллективная безопасность представляет собой систему совместных действий государств, установленных Уставом ООН с целью поддержания международного мира и безопасности, предотвращения или подавления актов агрессии. В международном праве выделяют 2 вида системы коллективной безопасности: универсальную и региональные.

В послевоенный период была создана всемирная система коллективной безопасности (СКБ) в форме ООН. Система коллективных мероприятий, предусмотренных Уставом ООН с целью поддержания международного мира и безопасности, включает:



Меры по запрещению угрозы силой или ее применения в отношениях между государствами (п.2 ст.2 Устава);

Меры мирного разрешения международных споров (гл. VI);

Меры разоружения (ст. 11, 26, 47);

Меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII);

Принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (ст. 41 гл. VII), а также связанные с их использованием (ст. 42).

СКБ ООН выполняет две основные функции:

1) превентивную – направленную на предупреждение угрозы международному миру и безопасности;

2) принудительную – направленную на восстановление международного мира и безопасности.

Субъектами механизма коллективной безопасности ООН являются: государства-члены ООН, органы ООН - Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Генеральный секретарь, а также региональные международные организации в силу гл.VIII Устава ООН. Компетенция каждого субъекта строго разграничена.

Совет Безопасности – главный орган ООН, ответственный за поддержание международного мира и безопасности. Именно Совет Безопасности осуществляет и превентивную и карательную функции системы коллективной безопасности ООН.

Совет Безопасности уполномочен расследовать любой спор или ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, чтобы определить, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности (ст. 34 Устава ООН).

В любой стадии спора, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию мира или безопасности, или ситуации подобного характера, Совет Безопасности может рекомендовать государствам надлежащую процедуру или методы урегулирования, перечисленные в ст. 33 Устава. Если стороны в споре не разрешат его при помощи указанных в этой статье средств, и Совет Безопасности считает, что продолжение данного спора в действительности может угрожать поддержанию мира и безопасности, он вправе сам определить условия разрешения спора. Решения Совета на данном этапе носят рекомендательный характер.

Если с помощью указанных средств и мер спор разрешен не был, либо уже существует угроза миру или безопасности или он уже нарушен, Совет Безопасности должен квалифицировать ситуацию, т.е. определить, с чем он имеет дело: угрозой миру, нарушением мира или актом агрессии. В зависимости от этого он решает, какие меры следует предпринять по ст. 41 и 42 Устава для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Совет Безопасности на этом этапе вправе принять решение о любых временных мерах по ст. 40 Устава для предотвращения ухудшения ситуации. Такие временные меры не должны наносить ущерба правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон.

Если предыдущие меры, предпринятые Советом Безопасности, не привели к позитивным результатам, либо Совет решил, что он имеет дело с нарушением мира или актом агрессии, он вправе перейти к принудительным мерам:

Не связанным с использованием вооруженных сил по ст. 41 (полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений);

Связанным с использованием вооруженных сил по ст. 42 , если Совет сочтет что меры, предусмотренные в ст. 41 могут оказаться недостаточными или уже оказались недостаточными.

Ст. 43 Устава определяет порядок предоставления членами ООН в распоряжение Совета Безопасности необходимые вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания, включая право прохода на основе особого соглашения (соглашений), заключаемых Советом с государствами-членами ООН с их последующей ратификацией. Такие соглашения заключаются по требованию Совета, которое носит характер решения. Руководство Вооруженными силами согласно ст. 47 Устава осуществляет Военно-Штабной Комитет при Совете Безопасности, в который входят начальники штабов постоянных членов Совета или их представители. Однако ни ст.43, ни ст. 47 так и не были введены в действие из-за разногласий между постоянными членами Совета Безопасности на протяжении всего периода его существования. Это привело к фактическому прекращению деятельности ВШК с 1947 года, к отсутствию у Совета Безопасности подчиненных ему вооруженных сил и, как следствие, к внеуставной практике ООН в области создания и применения вооруженных сил.

Примером такой практики является создание многонациональных сил под флагом ООН и проведение операций по поддержанию мира.

3. Операции ООН по поддержанию мира: сущность, принципы и эволюция.

Из ст. 40 Устава вытекает право Совета Безопасности контролировать выполнение решения о временных мерах. На основании этой статьи родилась практика создания и применения операций по поддержанию мира (ОПМ). Этот институт возник в 1948 году, когда был создан Орган по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине (ОНВУП). Он представлял собой миссию военных наблюдателей ООН из невооруженных офицеров – «голубые береты». В 1956 году при проведении операции первых Чрезвычайных вооруженных сил на Ближнем Востоке (ЧВС ООН – 1) были использованы вооруженные силы («голубые каски») стран-членов ООН. Начиная с операции ООН в Конго (ОНУК) в 1960-64гг. стал широко использоваться гражданский персонал, а в ходе деятельности Группы ООН по оказанию помощи в переходный период в Намибии (ЮНТАГ) в состав ОПМ впервые были включены 1500 полицейских из разных стран.

Задачи, решаемые с помощью ОПМ на протяжении ряда лет сводятся к следующим:

а) расследование инцидентов и проведение переговоров с конфликтующими сторонами с целью их примирения,

б) проверка соблюдения договоренностей о прекращении огня,

в) содействие поддержанию законности и правопорядка,

г) защита гуманитарной деятельности во время конфликта,

д) наблюдение за ситуацией.

В зависимости от предстоящей задачи ОПМ могут представлять собой миссии военных наблюдателей и силы по поддержанию мира, включающие контингенты войск, имеющие легкое оружие, используемое только для самообороны.

За время, прошедшее с первого направления военных наблюдателей в 1948 году, миротворческая деятельность Организации Объединенных Наций постоянно эволюционировала. В результате ОПМ стали не только многокомпонентными по составу, но и многофункциональными по характеру своей деятельности. Сложившиеся принципы и практика поддержания мира быстро приспосабливаются к требованиям времени, в то время как основные условия успеха остаются неизменными:

1) четкий и реальный мандат;

2) сотрудничество сторон в выполнении этого мандата;

3) последовательная поддержка со стороны Совета Безопасности;

4) готовность государств предоставить необходимый военный, полицейский и гражданский персонал, включая специалистов;

5) эффективное руководство со стороны ООН на уровне Центральных учреждений и на местах;

6) надлежащая финансовая и материально-техническая поддержка.

В большинстве случаев операции ООН по поддержанию мира воспрепятствовали эскалации региональных конфликтов и внесли элемент стабильности в опасные ситуации во многих регионах. Вместе с тем в ряде случаев ОПМ потерпели крупные неудачи и даже провалы, когда операции проводились в условиях отсутствия соглашения между конфликтующими сторонами. Неудачам способствовали неясные и противоречивые мандаты Совета Безопасности, постановка перед ОПМ задач, выходящих за рамки поддержания мира, например, требование предпринимать принуждение в условиях недостаточно твердого политического руководства со стороны Совета Безопасности, нехватки персонала, снаряжения, финансирования.

Право международной безопасности представляет собой систему принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения субъектов международного права в целях предотвращения применения военной силы в международных отношениях, ограничения и сокращения вооружений.

Как любая отрасль современного международного права, право международной безопасности регламентирует определенный круг международно-правовых отношений, среди которых выделяются:

а) отношения, связанные с предотвращением войны и эскалации международной напряженности;

б) отношения, связанные с созданием систем международной безопасности;

в) отношения по разоружению и ограничению вооружений.

Принципами указанной отрасли международного права являются все основные принципы международного права, но отрасли права международной безопасности присущи и свои специфические принципы:

Принцип равенства и одинаковой безопасности, который сводится к необходимости признать, что международная безопасность гарантируется системой равенства национальных мер безопасности. Любое государство будет считать себя уверенным в политических отношениях, если оно знает, что национальные меры безопасности достаточны для защиты интересов государства. Принцип ненанесения ущерба безопасности государства, который сводится к тому, что умышленное действие против безопасности государства само по себе может угрожать международному миру и безопасности.

Среди основных источников права международной безопасности выделяются следующие акты:

1. Устав ООН;

2. Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «О неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия» (1972 г.), «Определение агрессии» (1974 г.);

3. Многосторонние и двусторонние договоры, которые могут быть разделены на 4 группы:

Договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений в пространственном отношении (Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана);

Договоры, ограничивающие наращивание вооружений в количественном и качественном отношении (Договор об обычных вооруженных силах в Европе, 1982 г.);

Договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и предписывающие их уничтожение (Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсичного оружия и об их уничтожении, 1972 г.);

Договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны.

4. Акты международных региональных организаций (ОБСЕ, ЛАГ, ОАЕ, СНГ).

Предыдущая


Что еще почитать