Николаевский дворец. Домовая Церковь во имя Богородицывсех скорбящих радости. На нее можно попасть прямо с парадной лестницы. Сейчас церковь действует, но интерьер сильно пострадал

Дворец представляет интерес не только в историческом, но и в архитектурно-художественном плане. Он построен в стиле неоренессанса. Парадный двор окружает красивая чугунная решетка. Широкие ионические пилястры украшают первый этаж, а второй - коринфские колонны. В декоре дворца использованы лепнина и орнаментальные скульптурные вставки. Архитектурные стили барокко и ренессанс определяют характер внутреннего убранства дворца. Исключительно хороши танцевальный зал с колоннами и хорами, парадная лестница.

Любуясь этим дворцом, неизбежно думаешь о том, сколь велика ответственность, как теперь говорят, VIP-персон перед обществом: у них огромные возможности и сила примера. Жизнь обитателей Николаевского дворца показывает, что их высокое положение они действительно использовать не смогли, способствовали ухудшению ситуации в России.

Великий князь Николай Николаевич-старший (дядя Низи, 1831-1891 гг.) был сыном Николая I и братом Александра II, был женат на принцессе Ольденбургской Александре Петровне (1838-1900). Он был генерал-инспектором по инженерной части (1852), командиром Отдельного Гвардейского корпуса (1862-1864), главнокомандующим войсками Гвардии и Петербургского военного округа (1864-1880), генерал-инспектором кавалерии (1864). Вел себя как диктатор по отношению к подчиненным, ради своей выгоды мог выслуживаться перед императором, был способен на обманы и жульничество, тем не менее всегда занимал важные посты. Когда он был главнокомандующим в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг., то был замешан в махинациях с поставками фронту, дело шло к суду, который под давлением свыше смогли отменить, а «дело» закрыть, поскольку неизбежно пришлось бы раскрыть не только дела махинаторов, но и участие в их аферах главнокомандующего.

Николай Николаевич любил свободу не только в деловых операциях, но и в личной жизни. Он влюбился в балерину Е.Г. Числову (1845-1889), сделал ее своей любовницей, стал открыто жить с ней, у них родились два сына и две дочери. Числова полностью подчинила его своей воле. Числова, обладавшая вздорным характером, устраивала ему громкие скандалы, гремевшие на весь Петербург, могла наносить ему побои, над его синяками и неизбежными ранами смеялся весь город. Но стареющий великий князь все терпел и любил свою «инженю» и их детей. Он завалил их дорогими подарками, сверх меры обеспечил в финансовом плане, полностью содержал их всех. Его законная жена, страдавшая от своего унизительного положения оставленной женщины, да и еще фактически выгнанной из дома мужа, устроила под Киевом монастырь, стала монахиней и его настоятельницей (после чего ее супруг стал еще в большей мере ощущать себя абсолютно свободным в Петербурге).

Николаевский дворец

Он может показаться скромным, словно скрываясь за чугунной оградой. Но, расположенный с отступом от красной линии площади, он на самом деле значительный по объёму и чрезвычайно богат по декоративному оформлению. А в ограждённом парадном дворе сказалось лишь стремление открыть перспективу на здание со стороны небольшой площади.

На территории, где располагается Николаевский дворец, с 1721 года был Канатный двор. Он обслуживал Адмиралтейство.

В 1790-х годах здесь построили двухэтажные деревянные казармы для моряков.

В 1851 году император Николай I распорядился построить парадную резиденцию для своего третьего сына, Николая. Николаю Николаевичу с раннего детства была уготована военная карьера. Уже в день рождения его назначили шефом лейб-гвардии Уланского полка и зачислили в списки лейб-гвардии Сапёрного батальона. В детстве он часто сопровождал отца в поездках. Ставка в его обучении делалась на военные науки. С двенадцати лет Николая стали приобщать к артиллерийскому и сапёрному делу.

Место на Благовещенской площади было выбрано для дворца не случайно. В то время она начала динамично развиваться и даже превратилась в оживлённый и нарядный район города. Рядом совсем недавно открыли удивительный по красоте Благовещенский мост через Большую Неву. Главной доминантой площади была церковь Благовещения постройки архитектора Тона.

Николаевский дворец. Современный вид

В конце 1851 года объявили конкурс на лучший проект резиденции 20-летнего Николая Николаевича. В конце концов проект по заказу Дворцового ведомства разработал архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер. Младшими архитекторами были назначены Август Ланге и Карл Циглер. По велению императора строительство было поручено архитекторам Александру Павловичу Брюллову, Константину Андреевичу Тону и Рудольфу Андреевичу Желязевичу. Последний прославился возведением торговой галереи «Пассаж».

Николаевский дворец был заложен 21 мая 1853 года. В основание здания был опущен ковчежец с золотыми и серебряными монетами, позолочённая медная доска с гравированной надписью об этом событии.

Проект Николаевского дворца предусмотрел появление не только жилья для Николая Николаевича, но и манежа, конюшен, флигеля для прислуги. Николаевский дворец занял территорию в два гектара. Строительство приостанавливалось на время ведения Крымской войны. И возобновилось в 1856 году. Церемония открытия и освящения Николаевского дворца состоялась в декабре 1861 года.

В Николаевский дворец великий князь переехал вместе со своей супругой Александрой Петровной. С ней со времени свадьбы в 1855 году и до открытия своей резиденции он жил в Зимнем дворце.

Николаевский дворец, наравне с Благовещенской церковью, стал доминантой Благовещенской площади (ныне площади Труда).

Дворец, прямоугольный в плане, имеет два ризалита на главном и три на садовом фасадах. Все его помещения располагаются вокруг двух световых дворов.

Штакеншнейдер выбрал для фасада архитектурные приёмы итальянского ренессанса. В это время в моду вошла эклектика. Андрей Иванович Штакеншнейдер был одним из первых архитекторов, применивших этот стиль в Петербурге. В отличие от Мариинского дворца каждый этаж резиденции Николая Николаевича архитектор выделил карнизом. Невысокий цокольный этаж с пилястрами ионического ордера обработан рустом. Над окнами помещены барельефы в прямоугольных рамах, а под окнами – массивные консоли. Бельэтаж выделен как парадный, с высокими ренессансными окнами и множеством маленьких чугунных балкончиков.

Перед главным фасадом была устроена открытая площадка, окаймлённая ажурной оградой на высоком гранитном цоколе. В те годы сада с деревьями и цветниками не было и хорошо был виден центр фонтана – портик с колоннами из сердобольского гранита и пандусом. В восточной части Николаевского дворца, со стороны сада, расположилась домовая церковь.

Для оформления вестибюля Штакеншнейдер использовал «казённый камень», оставшийся от строительства Исаакиевского собора. Анфилада второго этажа (бельэтажа) начиналась белой гостиной, украшенной лепными десюдепортами и живописными панно.

В северо-западной части бельэтажа находились танцевальный и банкетный залы. Они были двусветные и высотой 17 метров. Танцевальный зал украшали скульптурные работы.

В восточной части дворца находились личные апартаменты Николая Николаевича и его супруги. Окна этих комнат выходили в сад и на Конногвардейский бульвар. В личные покои можно было попасть через собственный подъезд со стороны сада. Отсюда можно было пройти в бильярдную, комнату дежурного адъютанта, приёмную, кабинет, штандартную. Стены помещений украшали изображения любимых лошадей великого князя. Лошади были истинной страстью великого князя, который командовал всеми кавалерийскими силами Российской империи. Великий князь увлекался не только лошадьми. Другой его страстью был балет и балерины. Для одной из них он снял квартиру поблизости, в доме на Галерной улице. Её окна выходили прямо на фасад Николаевского дворца. Когда балерина была готова принять великого князя, она выставляла на подоконник две зажжённые свечи. Слуга тут же объявлял о том, что в городе пожар, на который якобы и отправлялся Николай Николаевич, слывший большим любителем пожаров.

Из кабинета три двери вели на балкон, откуда открывался вид на сад. Интересно, что порой слышался хор солдат финского стрелкового батальона.

Покои Александры Петровны примыкали к комнатам великого князя. Кабинет княгини выходил двумя окнами и балконом на бульвар. Отсюда можно было попасть в зимний сад, будуар, уборную и опочивальню.

На первом этаже Николаевского дворца располагались детские комнаты. В северо-западной части дворца жили воспитатели детей. Здесь же были устроены запасные (гостевые) помещения, рекреационный зал для спортивных игр.

Это был самый технически оснащенный на то время дворец. Он был оснащен водопроводом, канализацией, телеграфной связью. Отопительная система, хорошо продуманная, состояла из 70 каминов, 15 пневматических, множества красочных русских и голландских (изразцовых) печей. Над 92 трубами возвышались громоотводы, заземлённые в саду. В центре обширного сада стоял круглый ледник в виде грота из красного финляндского гранита, и он уцелел. Уцелел и бывший пятиэтажный корпус для прислуги.

К Николаевскому дворцу примыкал манеж, выполненный в арабском стиле и соединённый с дворцом отдельным переходом. В нём были две комнаты для обслуги и помещение, в котором устраивали выставки породистых собак, лошадей или племенного скота. Великий князь Николай Николаевич был членом различных сельскохозяйственных и спортивных обществ.

Двусветная домовая церковь Николаевского дворца была освящена 24 октября 1863 года во имя Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».

На балах в Николаевском дворце играли лучшие военные оркестры. В них принимали участие хозяин дворца, его брат Михаил. Все знали, что Михаил Николаевич предпочитал танцевать с замужними дамами, а Николай Николаевич – с девицами.

Во второй половине 1880-х годов во дворце начали переделывать интерьеры для повзрослевших детей Николая Николаевича и Александры Петровны.

После смерти великого князя в 1890 году Николаевский дворец за долги был передан в ведение департамента уделов.

Во дворце решили устроить женский институт, названный в честь дочери императора Ксении – Ксенинским. На первом этаже появились канцелярия, квартира начальницы института и жилые помещения для преподавателей. На втором этаже разместились учебные классы. Конюшню перестроили под столовую, манеж – под спальни. Ксенинский институт работал до 1917 года.

В 1917 году Николаевский дворец передали Петроградскому союзу профсоюзов. С тех пор он известен как Дворец труда.

В 1999 году в домовой церкви возобновились богослужения. В настоящее время Николаевский дворец занимает Совет федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Также он используется в коммерческих целях, часть помещений сдаётся под офисы.

Из книги Сторожи Москвы автора Молева Нина Михайловна

Из книги Императорская Россия автора Анисимов Евгений Викторович

Николаевский Петербург Николаевский Петербург был не чета александровскому, более похожему на грандиозную стройку с царством заборов, которыми окружали сооружения. Теперь, при Николае I, эти здания были не только закончены, но и вовсю заблистали своей вечной красотой.

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Алексеевский дворец (дворец великого князя Алексея Александровича) Местоположение этого дворца члена императорской семьи может показаться странным. И наверняка таковым казалось с момента его строительства в 80-х годах XIX века. Традиционно морской район Петербурга, рядом

Из книги Серп и молот против самурайского меча автора Черевко Кирилл Евгеньевич

3. ВОПРОС ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НИКОЛАЕВСКИЙ ИНЦИДЕНТ 1920 г. И СТАТУСЕ СЕВЕРНОГО САХАЛИНА Стремясь зафиксировать тот факт, что юридическое признание неравноправных статей Портсмутского мирного договора 1905 г., заключенного между нашей страной и Японией в результате

Из книги Тайные страницы истории автора Николаевский Борис Иванович

Б. И. Николаевский К истории «Большевистского центра» «Большевистский центр» (БЦ) - так называлась организация, которая в 1906–1909 гг. стояла во главе большевистской фракции тогда формально еще единой РСДРП. История этого Центра до сих пор остается совершенно

автора Грегоровиус Фердинанд

1. Отношение Теодориха к римлянам. - Прибытие его в Рим в 500 г. - Его речь к народу. - Аббат Фульгентий. - Рескрипты, составленные Кассиодором. - Состояние памятников. - Заботы Теодориха о сохранении их. - Клоаки. - Водопроводы. - Театр Помпея. - Дворец Пинчиев. - Дворец

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

3. Императорский дворец в Риме. - Императорская гвардия. - Пфальцграф. - Императорский фиск. - Папский дворец и папская казна. - Уменьшение доходов Латерана. - Растрата церковного имущества. - Иммунитет епископов. - Признание в 1000 г. римской церковью ленных договоров Мы

Из книги Тайны московских монастырей автора Молева Нина Михайловна

Николаевский греческий афоногорский монастырь Болваном Макар вчерась казался народу, Годен лишь дрова рубить или таскать воду, Никто ощупать не мог в нем ума хоть кроху, Углем черным всяк пятнал совесть его плоху. Улыбнулось тому ж счастие Макару, И сегодня временщик: уж

Из книги Петербургская Коломна автора Зуев Георгий Иванович

Из книги Удивительная Беларусь. К 600-летнему юбилею Беловежской пущи автора Андреев Александр Радьевич

Свято-Николаевский собор Построен в 1780 году как костел Святого Антония францисканского монастыря. В 1831 году по приказу российских властей костел был передан православным и переделан в храм Святого

Из книги Рублевка и ее обитатели. Романтическое повествование автора Блюмин Георгий Зиновьевич

Шел николаевский солдат Дождик на речке накрапывал. Дедка на печке похрапывал. Бабушка что-то вязала И о былом вспоминала… Рассказы моей бабушки Марии Ивановны всегда стояли на грани истинных событий, свидетельницей которых она была в своей жизни, и волшебных сказок,

Из книги Археология по следам легенд и мифов автора Малиничев Герман Дмитриевич

НЕ ДВОРЕЦ, А КОЛУМБАРИЙ - ВОТ ЧТО ТАКОЕ КНОССКИЙ ДВОРЕЦ НА КРИТЕ Знаменитый немецкий археолог Генрих Шлиман, безоговорочно доверившись текстам Гомера, не просто открыл Трою и свидетельства ее осады. Он стал родоначальником новой и славной отрасли истории - поиска

Из книги Тайны Петербурга автора Мацух Леонид

Императорские Дворцы Санкт- Петербурга

Благовещенская Площадь,
ныне Площадь Труда

Николаевский дворец, (позднее Ксенинский институт) построен по проекту А.И. Штакеншнейдера в 1853-1861 гг. Великий князь Николай Николаевич старший (1831-1891) был третьем сыном Николая I. Он совершил блестящую карьеру военного. Вот некоторые ее штрихи — В 1846 году Николай Николаевич поступил в лейб-гвардии Конный полк в звании унтер-офицера, с 1852 он уже командовал бригадой, а с 1856 года - дивизией гвардейской кавалерии в чине генерал-майора. С 1852 года он также служил генерал-инспектором по инженерной части. Впоследствии он командовал всеми кавалерийскими силами Российской империи. Вершиной военной карьеры Николая Николаевича стала война с Турцией 1877-1878 годов. Тогда он возглавлял Европейский фронт. 3 марта 1878 года Николай Николаевич подписал с султаном Абдул Гамидом предварительные условия мира. После смерти Александра II в 1881 году, Императором стал его сын Александр. Он повёл решительную кампанию по отстранению своих дядей от власти. Так Николай Николаевич возглавил Комитет по борьбе с армейским нигилизмом, Комиссию по вопросам снабжения в условиях новой войны и т.д. Одной из причин отстранения Николая Николаевича был его образ жизни.

Использование материалов сайта только с согласия автора.

"Николаевский дворец". Литография Ж. Жакотте и Ш. К. Башелье с рис. И. И. Шарлеманя. Середина XIX в.


Великий Князь Николай Николаевич

Великая Княгиня Александра Петровна

Николаевский дворец был оснащен водопро-водом, канализацией, телеграфной связью с Ген-штабом. Отопительная система, хорошо проду-манная, состояла из 70 каминов, 15 пневматических, множества красочных русских и голландских (изразцовых) печей. Над 92 трубами возвышались громоотводы, заземленные в саду. 21 мая 1853 года состоялась торжественная закладка резиденции. План Штакеншнейдера предусматривал строительство дворца, манежа, конюшен и флигеля для прислуги. Но с началом Крымской войны строительство прервалось. Оно возобновилось лишь в 1856 году, когда из Департамента Уделов на строительство дворца выделили более трёх миллионов рублей. В декабре 1861 года состоялась церемония открытия дворца и его освещения

Дворец Великого Князя Николая Николаевича, 1850—60-е, отпечаток на альбуминовой бумаге. Гуи (издание А. Фельтена),

Перед главным входом разбита клумба. Вход украшают ажурные чугунные фонари

Портик с колоннами из сердобольского гранита.

Правый ризолит дворца

Великолепная Парадная лестница — одно из лучших творений Штакеншнейдера. Один пролет на второй этаж, два пролета — на третий. Колонны серого мрамора, статуи в нишах, чугунные прекрасные решетки перил. Это был первый Императорский дворец, который увидела Ира. Мы долго бродили, пораженные великолпием, и потом возвращались сюда еще… Кстати могу сказать интересную вещь для одесситов — хозяин дворца, Великий Князь Николай Николаевич Старший, долго жил в нашем любимом городе, приболев тут, он проживал долгое время во дворце Главнокомандующего военным округом, известным теперь как Дворец Моряков на Приморском (Николаевском) бульваре. Именно этому человеку Одесса обязана названием бульвара — Николаевским… Возможно после этот дворец в Одесса стал именоваться Императорским — во всяком случае именно так он называется на карте Одессы 1917 года издания книжного магазина "Трудъ"

Вот оно — Императорское великолепие — на потолок можно смотреть часами, великолепная галерея третьего этажа с серыми мраморными колонами (снимок внизу)

Домовая Церковь во имя Богородицывсех скорбящих радости. На нее можно попасть прямо с парадной лестницы. Сейчас церковь действует, но интерьер сильно пострадал

Вот чем нынешнее время лучше тогдашнего — увернен — тогда дворцы так не подсвечивались

Слева — вензеля Александры Петровны, супруги Великого Князя

Интерьеры прекрасного дворца, слава богу, сохранились. Фото сделано в крыле здания, выходящем на Конногвардейский бульвар. Там находится какая-то фирма, сотрудники которой любезно разрешили мне сфотографировать прекрасный потолок

Ажурная чугунная Собственная лестница и лифт в правом крыле здания (по Конногвардейскому бульвару) имеет трагическую историею. (Фото вверху и внизу). Где то тут была дверь в бильярдную…. Трагическая же история такова — "Там же находилась гидравлическая подъемная машина с люлькой из красного дерева. С этой подъемной машиной связан трагический эпизод из жизни частой гостьи дворца Татьяны Борисовны Потемкиной , известной своей просветительской богоугодной деятельностью. В день помолвки (22 ноября 1868 года) племянницы Николая, герцогини Евгении Максимилиановны Лейхтенбергской (жившей у него во время пребывания матери в Италии) с принцем Александром Петровичем Ольденбургским гости поднимались по мраморной лестнице прямо в церковь на молебен. Подъемная машина (тогда еще редкость в Санкт-Петербурге) оборвалась почти с самой высоты и упала на камённый пол так, что он треснул. О присутствии в лифте Т. Б. Потемкиной догадались лишь по её горностаевой мантилье, выглядывавшей из-под обломков. Ушибы, контузия, общее сотрясение вынудили княгиню остаться во дворце на два месяца, прежде чем появилась возможность перевезти ее в собственный дом на Миллионной улице, где в 1869 году княгиня умерла".

Бывшая Банкетная столовая (?), ее окна выходят на Галлерную). Нынче, как видно по снимку, она используется так же, как и при Великом Князе…)

Извините за нерезкость снимков — поеду пересниму. Но общее представление о том какие прекрасные ручки на дверях и сами двери имеете)

Николай Николаевич на маневрах. Слева стоит Император Александр III, крайний слева — будущий Николай II

В северо-западном углу дворца находились два двусветных зала: Танцевальный и Банкетный (на фото советских времен — один из двухсветных залов). В Танцевальный зал попадали с парадной лестницы и из приёмной. Колонны и пилястры этого помещения были отделаны искусственным мрамором. Каждый ярус имел по несколько окон, и весь зал высотой 17 метров, во все три этажа, был залит светом. В сюжетах лепнины применены амуры и сатиры, лесные божества, преследующие робких нимф и водящие с ними хороводы. Внутренняя лепнина в основном выполнена датским мастером Давидом Иенсеном. На балах царило веселье, танцевали упоенно, играли лучшие военные оркестры, а главное, дамы не скучали, за чем следили адъютанты. Сам хозяин, в танцах неутомимый и изобретательный, и если брат Михаил танцевал всегда с замужними молодыми дамами, то Николай был исключительно кавалером девиц и звал их “своим летучим эскадроном”.
К сожалению, этот великолепный наверное зал, был закрыт.

В центре западного фасада располагалась Парадная Приёмная (на фото вверху, фото советских времен), оформленная зеркалами в лепных рамах, резным камином из белого мрамора и наборным паркетом из цветных пород дерева.

Часть отделки над дверьми в Парадной Приемной.

Олной из жемчужин дворца была Мавританская комната.
кадр телеканала "Культура"

Фасад по Конногвардейскому бульвару примерно сто лет назад. Виден купол домовой церкви, которого теперь нет.

Фасад по Конногвардейскому бульвару — с окнами в сад и на бульвар находились личные апартаменты Его Высочества: Штандартная, Приёмная, Кабинет, Бильярдная возле кабинета, комната дежурного адъютанта. В них можно было попасть через Собственный подъезд, вестибюль которого украшают своеобразные пилястры. Личные апартаменты были нарядны, с лепными украшениями по стенам и потолку, с дубовыми и ореховыми филёнчатыми панелями, паркетом с фризом из цветных пород дерева. Если судить по этому описанию то на фото в ряду несколько выше этого — как раз потолок Собственных покоев… На втором этаже — на торце видны три балкона Собственного Кабинета. Перед ним, по бульвару — помещения Кабинета Александры Петровны. За ним был Зимний сад, отделанный беломраморной панелью с мраморным фонтаном в виде чаши.

На ажурной чугунной решетке балкона Александры Петровны видны ее вензеля — "АП".

Ворота с Конногвардейского бульвара, через которые попадаешь к Собственному подъезду; на втором этаже — три балкона Собственного Кабинета.

Дворец соединялся с Манежем, отделанным в арабском стиле. Вместе с конюшнями он занимал значительную часть служебного двора, и постройки эти сохранились. При Манеже находились две служительские и зрительная комнаты. Эти помещения часто использовали для выставок, ибо никто лучше не устраивал выставки породистых собак и лошадей или племенного скота, чем великий князь Николай Николаевич, большой знаток животноводства, почетный член различных сельскохо-зяйственных и спортивных обществ. Страстный охотник и рыболов, он любил ездить в Ропшу удить форель и организовывать пикники. Будучи опытным сельским хозяином, Николай Николаевич следил, чтобы и его подчиненные, ведущие хозяйство в своих имениях, не запускали его, и когда наступала весна, командовал: "Агрономы, по местам" и увольнял их в отпуск по имениям.

В саду, видны постройки Манежа а в центре круглое здание — Ледник.

После смерти Николая Николаевича, семейная жизнь которого, к концу жизни, к сожалению совершенно разладилась, дворец перешел к его старшему сыну, тоже Николаю Николаевичу. Однако огромные долги превысили возможные пределы и дворец пришлось продать в казну.

Бывший дворец В.К. Николая Николаевича с Января месяца с.г. переходит в ведение департамента уделов. Новый дворец Его Императорского Высочества В.К. Николая Николаевича находится на Б. Итальянской улице …*

* Неделя Строителя, 1893 год, №11, стр 47

Вскоре было принято решение об организации в стенах бывшего великокняжеского дворца специального воспитательного учреждения:

Николаевский Дворец, занимающий цельный квартал близь Николаевского моста будет перестраиваться и приспосабливаться для помещения в нем института для сирот и полу-сирот. На переустройство отпущено 700000 рублей серебром, работами будет заведовать особая строительная коммисия. Институту присваивается имя Великой Княжны Ксении Александровны.*

* Неделя Строителя, 1894 год, №27

Работы в Николаевском Дворце. В одном и флигелей приобретенного министерства финансов Николаевского Дворца производятся работы по приспособлению помещения под департамент окладных сборов министерства финансов, который будет переведен туда к 1-му марта 1895 года.**

* Неделя Строителя, 1894 год, №46

В 1895 институт был открыт. В крыле здания со стороны сада девочки жили, а далее в части здания у них была столовая с высокими металлическими столбами. Столовая эта сохранялась и в советские годы. Сейчас там находится ресторан «Гимназия».

Воспитанницы Ксенинского института на парадной лестнице

Великая Княгиня Ксения Александровна с дочерью Ириной в стенах Ксенинского института.

Памятник Главнокомандующему Дунайской армией в войну 1877-78 гг Генерал-Фельдмаршалу Великому Князю Николаю Николаевичу старшему.


автор снимка — Tanya.K.

Супруга, Великая Княгиня Александра Петровна, урожденная Александра-Фредерика-Вильгельмина Ольденбургская, основала в Киеве Свято-Покровский монастырь. Похоронена Великая Княгиня Александра Петровна в саду монастыря рядом с Покровской церковью. На ее могиле, согласно завещанию усопшей, — скромный деревянный крест…

Покровский Монастырь, устроенный В.Кн. Александрой Петровной.
Фотография из "Иллюстрированного приложения к газете Одесский Листок" за 30.04.1900 года

В начале 1918 года здание было передано профсоюзным организациям, что повлекло за собой его перепланировку и уничтожение наружного луковичного завершения дворцовой церкви. В самом же здании бывшего Николаевского дворца размещаются сейчас Дворец труда и Музей профсоюзов.

некоторая информация взята с сайта http://isakovan.narod.ru

P.S. И почему-то все время тянуло меня к этому дворцу… Теперь понял — его хозяин оказывается родился в один день со мной, только правда с разницей в 138 лет))

Этот дворец на Благовещенской площади (сегодня это площадь Труда) возведен специально для князя Николая - сына императора Николая I. Фундамент здания был заложен в 1853 году, и строительство продолжалось в течение восьми лет.

История

Для своего третьего сына место для дворца император Николай I выбирал лично. Разрабатывать проект доверили А. И. Штакеншнейдеру. Его помощниками стали известные в России архитекторы А. Ланге и К. Циглер. Руководить строительством стали К.А. Тон, Р. А. Желязевич А.П. Брюллов.

Место на Благовещенской площади не случайно было выбрано для дворца. В это время она начинала развиваться очень динамично и вскоре превратилась в красивый и оживлённый район города. Главным украшением площади была Благовещенская церковь работы архитектора Тона.

Начало строительства

В конце 1851 года был объявлен всероссийский конкурс на лучший проект дворца для двадцатилетнего Николая Николаевича. Самым удачным был признан вариант, предложенный архитектором Андрем Ивановичем Штакеншнейдером.

Николаевский дворец в стал не только жильем для князя, здесь были предусмотрены жилые помещения для прислуги. Сооружение заняло территорию площадью в два гектара. Во время Крымской войны работы по строительству приостанавливались. Продолжились они в 1856 году. Николаевский дворец в Санкт-Петербурге был освящен в декабре 1861 года.

Великий князь скончался в 1890 году. За долги Николаевский дворец в Санкт-Петербурге передали в распоряжение департамента уделов. Иными словами, строение перешло в собственность государства.

Николаевский дворец - описание

В те времена это был наиболее оснащенный в техническом плане дворец. В нем уже была канализация, водопровод, телеграфная связь. Особенно надо отметить тщательно продуманную отопительную систему. В ее состав входили 70 каминов, а также большое количество голландских (изразцовых) и русских печей. Над всеми (92) трубами имелись громоотводы, которые заземлялись в саду. По центру сада располагался круглый ледник. Он был выполнен в виде грота. Материалом для его изготовления послужил красный финляндский гранит.

Манеж, исполненный в арабском стиле, примыкал к дворцу. В нём были построены две комнаты для обслуживающего персонала, а также помещение, где проводили выставки породистых собак, племенного скота, лошадей. Надо сказать, что великий князь был членом многих спортивных и сельскохозяйственных обществ.

Николаевский дворец в Санкт-Петербурге имеет прямоугольную форму. Для фасада Штакеншнейдер использовал архитектурные приёмы в стиле итальянского ренессанса. В этот период времени вошла в моду эклектика. А. И. Штакеншнейдер стал одним из пионеров, применивших ее в Петербурге.

Каждый этаж резиденции архитектор выделил оригинальным карнизом. невысокий, украшенный пилястрами и обработанный рустом. Над окнами расположены барельефы, а под окнами — тяжелые консоли. Бельэтаж оформлен как парадный - высокие окна в стиле ренессанс и большое количество небольших кованых балкончиков.

Перед центральным входом за ажурной оградой находилась открытая площадка. Вначале сада с цветниками и деревьями еще не было, поэтому был хорошо виден фонтан - портик с колоннами, выполненными из гранита. В восточной части дворца расположилась домовая церковь.

Внутреннее убранство

Оформляя вестибюль, Штакеншнейдер использовал мрамор, который остался после Бельэтаж начинался с белой гостиной.

Танцевальный и банкетный залы находились в северной части здания. Это очень просторные помещения высотой более 17 метров. Они украшены скульптурными работами.

Личные апартаменты великого князя и его супруги, по задумке архитектора, находились в восточной стороне дворца на втором этаже. Окна покоев выходили на Конногвардейский бульвар и в сад. В них можно было попасть через отдельный подъезд, расположенный со стороны сада. Прямо из апартаментов можно было пройти в комнату дежурного адъютанта, бильярдную, кабинет, штандартную.

Стены практически всех помещений украшали разнообразные изображения любимых князем лошадей. Эти животные были истинной страстью Николая Николаевича. Он командовал кавалерийскими силами всей России.

Из кабинета вели на балкон три двери.

Покои супруги князя - Александры Петровны - соседствовали с комнатами Николая Николаевича. Кабинет княгини двумя окнами выходил в сад, а балконом на бульвар. Отсюда Александра Петровна могла выйти в зимний сад, опочивальню, будуар.

Детские комнаты располагались на первом этаже дворца. В северо-западном крыле здания находились помещения для воспитателей. Здесь же были обустроены гостевые комнаты.

Как отмечают современники, Благовещенская площадь стала намного краше с того момента, как на ней появился Николаевский дворец. Прогулки по Петербургу многих горожан переместились в этот развивающийся район.

Домовая церковь

Интересна история этого сооружения. Однажды князь Николай был в Ростове и увидел необыкновенно красивый храм. Решение было принято мгновенно - такая же церковь обязательно должна была быть у него в доме. В 1863 году домовая церковь была возведена в Николаевском дворце. Она была открыта для посещения всем желающим. Освящен храм был в конце октября 1863 года.

Женский институт

Как свидетельствуют источники, некоторое время в городской управе спорили о том, как использовать дворец. В итоге было решено открыть в его стенах женский институт и назвать его в честь дочери императора Ксенинским.

На первом этаже организовали канцелярию, обустроили квартиру директора института и жилые помещения преподавательского состава.

Учебные классы было решено разместить на втором этаже. В бывшей конюшне сделали столовую, манеж превратили в спальни. Институт вполне успешно работал до 1917 года.

Дворец после революции

В историю этого сооружения (как, впрочем, и во многие другие) революция внесла существенные коррективы. В 1917 году было принято решение, и передали Петроградскому Совету Профсоюзов Николаевский труда - так с этих пор стали называть это здание.

Домовая церковь в 1999 была передана Православной церкви, и в ней возобновились службы.

Во время ВОВ Николаевский дворец в Санкт-Петербурге был сильно разрушен. Через несколько лет после Великой Победы он был полностью восстановлен.

Дворец в наши дни

Николаевский дворец на площади Труда в Санкт-Петербурге находится в ведении Совета профсоюзов Северной столицы.

Великолепный памятник истории и культуры влечет многочисленных туристов. Правда, много помещений дворца сданы в аренду под офисы, банкеты, фольклорные шоу и пр. Несмотря на это, у вас есть возможность попасть в Николаевский дворец в Санкт-Петербурге. Экскурсии, экспозиции различных выставок проводятся здесь регулярно. Об истории дворца, его хозяевах вам расскажут опытные экскурсоводы.

Кроме того, в роскошных гостиных и залах можно отпраздновать свадьбу, отметить день рождения, провести выпускной вечер. В концертном зале нередко проводятся деловые встречи, презентации.

Николаевский дворец – один из красивейших в Петербурге. Возведение здания началось в 1853 году, завершилось в 1861-ом. Первым владельцем дворца был великий князь Николай Николаевич, сын императора Николая I. В ходе торжественной церемонии закладки фундамента в основание особняка был заложен клад – сундук, полный серебряных и золотых монет.

Помимо дворца, в княжескую усадьбу входили конюшня, дома для слуг, манеж и сад. Архитектурный ансамбль стал основным украшением Благовещенской площади, в советское время переименованной в площадь Труда.

Руководивший строительством архитектор А. Штакеншнейдер решил использовать очень популярный в то время стиль итальянской эклектики. Дворец очень похож на венецианские или флорентийские палаццо времен Ренессанса.

Внутренние помещения поражают туристов своей величиной. Огромные залы, спальни, столовые, кабинеты и гостиные щедро украшены золотой лепниной, статуями, вазонами, картинами и плафонами.

В середине 19-го века среди европейской и российской аристократии распространилось увлечение спортом. Именно поэтому архитектор Штакеншнейдер оборудовал во дворце Николая Николаевича одну из первых в Петербурге домашних спортивных площадок.

Николаевский дворец долгое время считался самым передовым зданием в Северной столице - в нем были лифт, телефон, системы водоснабжения и отопления.

С лифтом связана трагическая история. Княгиня Татьяны Потемкина поднималась на лифте на верхние этажи, трос оборвался и, вместе с кабиной, княгиня рухнула вниз. Потемкина получила тяжелые травмы, но, к счастью, выжила.

Домовая церковь Николаевского дворца также имеет свою историю. Во время путешествия по южным областям империи, великий князь увидел старинный полуразрушенный храм. Красота церкви поразила Николая Николаевича, и он попросил архитектора воспроизвести здание на территории своей усадьбы в Петербурге.

Великий князь был большим любителем зоологии. В манеже при дворце проводились выставки лошадей, быков и коров. Супруга Николая Николаевича, княгиня Александра Петровна, была известна на весь Петербург своей благотворительной деятельностью.

Во дворце постоянно проходили балы и светские рауты. Князь, как и многие другие члены дома Романовых, был очень любвеобилен, и особое внимание он уделял балеринам. Известно, что окна квартиры, которую Николай Николаевич снял для своей любовницы, танцовщицы Е. Числовой, выходили прямо на окна супружеской спальни князя. Когда Числова хотела встретиться со своим великосветским любовником, она ставила на подоконник две свечи.

Тайная жизнь Николая Николаевича вскоре была раскрыта. Для Александры Петровны это был тяжелейший удар. Женщина оставила мужа, перебралась в Киев и приняла там обет монахини.

Наследники князя не смогли удержать дворец. Огромные долги вынудили их продать здание государству. В 1895 году в особняке был размещен женский институт по обучению барышень рукоделию. В советское время во дворце располагались различные казенные учреждения, включая типографию и городскую библиотеку. В наши дни Николаевский дворец отдан Петербургской федерации профсоюзов.



Что еще почитать