На берегу яузы. Яуза и "гробовое молчание". Храм святителя Николая в Котельниках

Самым крупным притоком Москвы-реки в пределах столицы России является река Яуза. Площадь бассейна, в котором она располагается, составляет 452 км 2 . Ее длина - 48 км, а ширина варьируется от 20 до 65 м, в основном такое расхождение происходит из-за искусственного расширения русла. Протекает река в северо-восточном и центральном районах Москвы. В 1908 году ее назвали официальной границей Москвы, на участке между Камер-Коллежкого вала и места впадения р. Копытовки. Яуза располагается в Северо-Восточном округе столицы. Она окружена небольшими лугами и полями. Питание водного потока на 90% снеговое.

Описание

Река Яуза имеет 12 правых притоков (Черногрязка, Сукромка и другие) и 5 левых (Золотой Рожок, Ичка). На ее берегах был возведен Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана. Водный поток протекает через поселки Тайнинка, Перловка, города Москва и Мытищи. На ее берегах располагаются храмы Серафима Саровского и Сергия Радонежского, а также монастырь Андроников. Однако это не все достопримечательности, которые можно увидеть, проплывая по ней. На ее берегах красуются и Лефортовский. Впадает она в Москву-реку. Это место находится в районе Исток реки Яуза - болото в

Географические особенности

Яуза растянулась по Москве на 27 км, выныривая из района МКАДа на Широкую улицу. Течет через Бабушкинский район и Свиблово, Ботанический сад, проспект Мира, затем попадает в «объятия» набережной в Сокольниках. Перед тем как попасть в Москву-реку, протекает через Лефортово и Земляной вал.

Пойма реки Яуза практически в естественном состоянии сохранилась лишь в районе между Лосиным Островом и Сокольниками. Можно сказать, что этот участок совсем не затронул век технологий. Здесь она частично покрыта лесом. В то время как другие районы в основном заболоченные или представляют собой пустыри с сорняками. В 60-70 гг. из-за постоянных работ по расширению русла значительно снизился уровень воды в Яузе. Для того чтобы наполнить ее, были построены каналы, соединяющие Волжский бассейн, Химкинское водохранилище и Благодаря построению такого пути приток Лихоборка наполнялся водой, которую разносил по всей реке Яузе.

Топонимика

В некоторых древних летописях название реки Яуза звучало как Ауза. Ученые считают, что гидроним возник из славянских и финно-угорских языков. Скорее всего, название «Яуза» связано с балтийским словом Auzes, а также его апеллятивами Auzaine, Auzajs, что означает «ость», «солома», «стебель овса».

Исторические сведения о реке Яуза

Водный поток Яузы практически всегда был судоходным, соединяя юг России с Владимиром. В древних летописях было сказано, что он являлся достаточно важным водным путем города. В XVII веке на ней был создан флот. Петр I, последний царь и первый император Руси, мечтал, что именно она будет соединять Волгу и Москву-реку. Здесь был построен завод, на котором происходила выделка парусов.

На островах возле Яузы располагались мельницы, которые перемалывали зерно, поэтому люди, проживающие в округе, в основном занимались продажей хлеба. В древние времена река была важной торговой точкой, однако со стремительным развитием технологий она быстро потеряла свою значимость. Сейчас ее используют для проведения экскурсий по самому России, рассказывая людям историю и показывая достопримечательности.

Развитие судоходства

Река Яуза в Москве является судоходной, однако лишь в промежутке от Преображенской площади до Москвы-реки. На водном потоке стоят 23 моста для пешеходов, 28 - для автомобилей, 6 - для трамваев, а также 6 - железнодорожных. Здесь можно увидеть небольшие суда. А во время проведения технических работ, нередко можно встретить большие корабли организации «Мосводосток». Именно это предприятие занимается поддержкой состояния реки, следя за ее чистотой.

Судоходным участком можно назвать и расстояние в два километра от Ярославского шоссе до Богатырского моста. Тут чаще всего появляются мотоботы. Ранее в 2000 г. эта зона использовалась при реконструкции Яузы, с использованиями технических судов. Водный поток не отличается большой шириной. Практически все судоходные зоны достаточно узкие - не более 25 м, исключением является участок бьефа, который прилегает к Яузскому гидроузлу. Его ширина составляет практически 65 м. Здесь река окружена бетонными набережными, чья высота достигает 3 м.

Районы судоходства представлены знаком «Не бросать якоря». Плотина оборудована красными огнями, шлюз Сыромятнического гидроузла - светофорами.

К сожалению, в Средние века река Яуза, фото, присутствующие в источниках, поражают красотой, имела большое значение для государства, нежели сейчас.

Сыромятнический гидроузел

Сыромятнический гидроузел был возведен в 1940 году. Располагается он на реке Яузе недалеко от ее устья. Название произошло от Сыромятной слободы, находившейся рядом. Тут оборудована стоянка «Модоводостока». Суда этой организации отвозят мусор, собранный на Яузе и Москве-реке, на специальную базу, проводят общие очистительные работы и контролируют экологическое состояние.

Десять лет назад был проведен ремонт на гидроузле. Во время этих работ полностью починили шлюз и заменили затвор плотины. Еще раньше администрация города отремонтировала стены набережных.

Животный и растительный мир

Исток реки Яуза не особо богат рыбой. В верхнем течении водного потока обитает окунь, плотва, а в нижнем можно встретить жереха, уклейку, щуку. Здесь нередко появляются гуси, кряква, тростниковая овсянка, а также гнездуются многие птицы.

Как и для всех загрязненных рек, характерны такие растения и животные, как фито- и зоопланктон, зообентос (чаще всего встречаются пиявки и прудовики), надводные, с плавающими листьями и подводные водоросли. На такую бедность флоры и фауны в основном повлияло расположение. Находясь в черте большого города и имея на своих берегах огромное количество заводов и фабрик, река часто поддается сильнейшему загрязнению: нефтяные отходы и неочищенные стоки. Рыба просто не в состоянии выживать в таких условиях. Учеными были зафиксированы несколько случаев массового отравления.

Несколько слов о Москве-реке

Рассказывая о р. Яузе, нельзя обойти вниманием ее устье - Москву-реку. Она является главнейшей артерией столицы Российской Федерации. Ее общая протяженность составляет 502 км. Москва-река берет свое начало из большого болота возле Старького (Смоленская область). Впадает у города Коломны в Оку. Еще с древности она была достаточно важным водным объектом для государства, объединяя Новгород и Смоленск, Волгу и Дон. Такое же ее значение остается и на сегодняшний день. Происхождение названия реки связывают с фино-угорским, балтийским и славянскими языками. Точной версии не существует.

В реке Москве водится около 30-35 видов рыб. Чаще всего встречается лещ, плотва и окунь, намного реже щука, густера, жерех, сазан, судак и голавль. Лишь истинному рыбаку повезет поймать сома, язя, ряпушку и подуста. Для того чтобы увеличить популяцию такой рыбы, как стерлядь, в реку выпускают молодь, которую выводят искусственным путем. Благодаря действиям человека в Москву-реку переплывают рыбы из рядом располагающихся водохранилищ и рыбных хозяйств. Появляются популяции таких видов, как карп, угорь, толстолобик, чехонь и форель.

Экология

Из-за того, что река Яуза богата на промышленные предприятия, в определенных зонах поток заполнен мусором, стоками, нефтепродуктами. По этой причине вода приобрела устоявшийся неприятный запах.

В основном загрязнение реки происходит из-за металлов, органики, взвешенных веществ, которые практически не растворяются и скапливаются в русле. Все это поступает в водный поток с предприятий, которые стоят на ее берегу. В центре города загрязняют реку талые, ливневые и производственные воды. Поэтому качество воды постоянно ухудшается.

Еще с древних времен река имела неприятных запах, ведь так много вредных стоков выпускается именно в этот поток. По этой причине уже в XIX веке воду признали негодной для питья. Но долина реки Яузы все же смогла сохранить свое очарование. Она протекает в северо-восточной части Москвы. Ее природа выглядит очень естественно, привлекает местных жителей, которые с радостью приходят отдохнуть и приятно провести время. Несколько лет назад городская администрация привела в порядок эту часть реки, придавая ей уютный и эстетичный внешний вид: установила лавки и укрепления для берега, проложила дорожку.

Столица России насчитывает больше 100 водоемов. При этом река Яуза играет не последнюю роль в жизни города и не уступает своим значением главной артерии, Москве-реке. Она влияет на работу многих предприятий, а также от нее зависит экологическое состояние окружающей среды. О реке Яузе человечество знает уже несколько столетий, она связана со многими историческими деятелями и значимыми событиями в жизни России. На ее берегах стоят заводы и монастыри, учебные заведения и парки, стадионы и дворцы, библиотеки и здания, поражающие своей высотой и архитектурной индивидуальностью. Пойма реки Яузы включает в себя пруд, очень красивый и завораживающий своим внешним видом.

Яуза - самый крупный , вторая по величине река города (после Москвы-реки). Расположена в северо-восточной и центральной части Москвы. Длина 48 км (в черте города 29 км). Площадь бассейна 452 км2 (в пределах города 272 км2). Средний расход воды около 9,4 м3/с.
Берёт начало из болот на территории Лосиного Острова.
Пересекает г.Мытищи, посёлки Тайнинка и Перловка, после чего входит в Москву, где принимает многочисленные притоки: справа — Чермянку, Лихоборку, Каменку, Горячку, Копытовку, Путяевский ручей, Олений ручей, Рыбинку, Чечёру, Черногрязку, Охотничий ручей; слева — Ичку, Будайку, Хапиловку, Синичку, Золотой Рожок, Гольяновский ручей, Леоновский (Высоковский) ручей.

река Яуза, Рубцовская набережная

В Москве протекает в районах Медведкова и Бабушкина, пересекает Окружную железную дорогу, проспект Мира, Ярославское, Казанское и Курское направления Московской железной дороги, Садовое кольцо; впадает в Москву-реку у Большого Устьинского моста.
До XVIII в. была известна как часть торгового пути из в бассейн Клязьмы с волоком в районе Мытищ. Ключи в верховьях Яузы с начала XIX в. до середины XX в. были основой первого централизованного Мытищинского водопровода. С начала XVIII в. берега Яузы от устья до Сокольников застраивались, русло было перегорожено многочисленными плотинами с мельницами, что сильно загрязняло воду. В конце 1930-х гг. русло Яузы было выправлено и расширено почти вдвое (до 30 м), построены гранитные набережные, перекинуты новые мосты. В 1940 г. в 3 км от устья, между Разумовской и Золоторожской набережными, сооружён Сыромятнический гидроузел (со шлюзом), плотина которого подняла уровень воды выше гидроузла на 2 м. Река Яуза

От устья до гидроузла уровень воды поддерживается Перервинской плотиной .
В относительно естественном состоянии долина Яузы сохранилась только между Сокольниками и Лосиным Островом, где она частично покрыта лесом; в других местах вдоль Яузы встречаются низинные болота и пустыри с рудеральной (сорной) растительностью. Вся незастроенная часть долины от МКАД до Ярославского направления Московской железной дороги объявлена в 1991 памятником природы. Для обводнения Яузы из Химкинского водохранилища по Лихоборскому каналу (через Головинские пруды) и р. Лихоборку поступает волжская вода.

Яуза известна по летописи под 1156 г. как Ауза. Предлагались этимологии этого названия из славянских и финно-угорских языков. В.Н.Топоров (1982) убедительно сопоставляет с балтийскими названиями — латыш. Auzes и латышским апеллятивом auzajs, auzaine и др. в значении «стебель овса, ость, солома». Дополнительным аргументом считается наличие р.Стебельки по соседству с Яузой.
В связи с сильным загрязнением реки ведутся большие работы по очистке Яузы. Судоходна для небольших судов от устья до Преображенской площади. В черте Москвы на Яузе имеется 14 автодорожных мостов, 6 железнодорожных, 2 метромоста, 1 — для трамвая, 2 — пешеходных.
На правобережье Яузы расположен Главный ботанический сад РАН, на левобережье, на территории Заяузья, находится Парк Московского окружного Дома офицеров.
На берегах Яузы находились сёла Медведково, Свиблово, Ростокино, Богородское, слободы Преображенская, Сокольническая, Семёновская (Введенское), Синичкина, Кукуй (Немецкая слобода), Сыромятническая и Котельническая, а также ряд деревень. Вдоль Яузы по правому берегу располагались Ширяево поле, Сокольничье поле и Васильевский луг; на левом берегу у Семёновской слободы возвышались Введенские горы.

Яуза около истока - окрестности Мытищ
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Я́уза — малая река в Московской области и в Москве, левый (самый крупный в пределах столицы). Длина — 48 км. Протяжённость реки в черте столицы составляет 27,6 км. Устье Яузы находится в центре г. Москвы, у Большого Устьинского моста.

В 1908 году правый берег Яузы на участке от впадения реки Копытовки до пересечения с Камер-Коллежским валом становится официальной границей города Москвы.

Притоки Яузы: правые — Работня, Сукромка, Чермянка, Лихоборка, Каменка, Горячка, Копытовка, Путяевский ручей, Олений ручей, Рыбинка, Чечёра, Черногрязка; левые — Ичка, Будайка, Хапиловка, Синичка, Золотой Рожок.

Яуза упоминается в летописи 1156 года как Ауза. Происхождение гидронима связано со славянскими и финно-угорскими языками. В. Н. Топоров сопоставляет название реки с балтийскими названиями — латышским Auzes и латышским апеллятивом auzajs, auzaine и др. в значении «стебель овса, ость, солома».

Лосиный остров Река Яуза

ПРИТОКИ
Копытовка (Трестенка, Трепанка) — малая река на северо-востоке Москвы, правый приток реки Яузы, заключена в коллектор. Протекает под Звёздным и Ракетным бульварами, пересекая Огородный проезд, проспект Мира и улицу Бориса Галушкина. После коллектора ручей выходит в очистные сооружения, впадая в Яузу около улицы Касаткина.
Одно из названий Копытовки — Трестенка — произошло от славянского слова «тръсть», означающего тростник (растительность речки).
Название Трепенка образовано от искажения Трестенка.
Гидроним Копытовка (или Копитовка) образовано от названия ранее находившейся вблизи речки деревни Копытово. По названию речки Копытовки был именован Копытовский переулок в Москве.
В 1908 году левый берег Копытовки на участке от Останкинского до Ярославского шоссе становится официальной границей города Москвы.
От Новомосковской улицы до проспекта Мира забрана в коллектор в 1964 году, ниже проспекта Мира — в 1967 году.

Ка́менка (Ка́шенка, Берёзовка) — река на севере Москвы, правый приток Яузы.
Длина 7 км. В верховьях называется Берёзовка. Начинается вблизи Савёловского направления Московской железной дороги между платформами Тимирязевская и Окружная, частично заключена в подземный коллектор (вдоль улицы Академика Комарова), затем протекает по поверхности по территории Главного ботанического сада РАН и ВВЦ, образуя каскад из пяти декоративных прудов. В верховьях Каменки находилось сельцо Марфино.
Название Каменка широко распространено в славянской гидронимии и, как правило, относится к рекам и ручьям, протекающим по каменистому руслу. Однако нет точных данных о том, какое из двух названий — Каменка или Кашенка — было первоначальным. Возможно, Кашенка — искажение названия Каменка на рукописных географических картах (строчное «м» прочитали как «ш»). Во всяком случае, оба варианта имели употребление в речи местного населения. Также существовал Кашенкин луг — местность, расположенная к северу от платформы Останкино Октябрьской железной дороги, названная так от пойменных лугов реки Кашенки (Каменки).

Яуза, Лефортовская набережная - Москва

Лихоборка — река на севере Москвы и в Московской области, самый крупный правый приток Яузы.
Лихоборка сразу после пересечения Онежской улицы
Река берёт начало около села Ново-Архангельского (там она называется Бусинка). Пересекает МКАД в районе въезда на Коровинское шоссе, после чего — вплоть до соединения с Лихоборским обводным каналом, за исключением коротких открытых участков в районе Коровино и Бусиново, протекает в подземном коллекторе. Выходя на поверхность на Лихоборской набережной, пересекает Октябрьское и Савёловское направления Московской железной дороги, а также Дмитровское шоссе. В районе Отрадное река протекает по поверхности, в Парке «Отрада». Далее река протекает по коллектору, в котором течёт под депо Серпуховско-Тимирязевской линии метрополитена. Метрополитен проходит над рекой по присыпанному землёй металлическому метромосту. Далее, после пересечения с Московской окружной железной дорогой река течёт по северо-восточной окраине Главного ботанического сада РАН и впадает в Яузу недалеко от станции метро «Ботанический сад».
Основные притоки Лихоборки: справа — Норишка и Жабенка; слева — Коровий овраг, Дегунинский, Бескудниковский и Владыкинский ручьи (почти все они текут в коллекторах).
Сейчас Лихоборка используется для обводнения рек Яузы и Москвы волжской водой, которая перебрасывается из Химкинского водохранилища через Головинские пруды, Головинский ручей и реку Норишку. Это делает её более многоводной и быстрой.
Устье Лихоборки в 1991 году объявлено памятником природы.
В 2011 году началось укрепление берегов Головинского ручья от водосброса из Головинских прудов до слияния с Лихоборкой в районе дома № 34 к1 по Кронштадтскому бульвару, и дальнейшего русла реки Лихоборки до Онежской улицы гравием.
В долине Лихоборки находится несколько десятков экологически неблагополучных предприятий. В результате река сильно загрязнена солями тяжёлых металлов, нефтепродуктами, и т. д. На реке имеется несколько снегоплавильных камер, что также отрицательно сказываются на чистоте воды.
По руслу Лихоборки при Петре I предполагалось сделать часть водного пути Москва—Волга.
С 1935 по 1961 годы левый берег реки Лихоборка на участке от Дмитровского шоссе до пересечения с Московской окружной железной дорогой был северной границей города Москвы.
Длина по разным источникам 16 или 18 км, в том числе 12 или 14 км по Москве. Площадь бассейна около 58 км² (70,6 км² по государственному водному реестру). Среднегодовой расход воды — 0,5 м³/с.


Хапи́ловка — малая река на востоке Москвы, крупнейший приток Яузы. Образуется слиянием рек Сосенки и Серебрянки. Большей частью заключена в подземную трубу. Протекает по территории районов Измайлово и Преображенское.
С рекой Хапиловкой также связаны:
Промзона Хапиловка — официальное название промышленной зоны, образованной после ликвидации Хапиловских прудов; расположена на территории района Преображенский. Намечена к сносу.
Хапиловка (исторический район) — существовал между рекой Хапиловкой и Ткацкой улицей. Неблагополучный район, считался одним из самых криминальных наравне с Хитровым рынком.
Косвенно с Хапиловкой — через фамилию купца Хапилова — связано имя бывшей Хапиловской улицы, ныне Большая Почтовая улица на противоположном, правом, берегу Яузы.
Название происходит от владельца мельницы на реке. В XVIII веке Хапиловка была запружена по всему ее течению; наравне с Большим Хапиловским прудом, существовал меньший пруд на месте нынешней площади Журавлёва. В 1800 году по воле Павла I, повелевшего расчистить берега Яузы, этот пруд осушили, а на его месте возникла Введенская площадь (с 1929 г. — площадь Журавлёва).
Плотина, подпиравшая Большой Хапиловский пруд, была расположена по трассе нынешних Медового переулка и улицы Девятая Рота. Там же был последний в черте Москвы переезд через Хапиловку; по трассе Камер-Коллежского вала моста через пруд не было. В 1942 году пруд еще существовал, его можно увидеть на немецкой аэрофотосъемке. После его осушения Преображенский вал и Измайловский вал стали, по сути, одной улицей. В седловине, образуемой ее рельефом, и протекает подземная Хапиловка; вдоль коллектора к Электрозаводу идет однопутная Электрозаводская железнодорожная ветка.
В нижнем течении Хапиловки, в районе Малой Семёновской улицы, Преображенской слободы и площади Журавлёва, до сих пор сохраняется историческая застройка московских окраин конца XIX века. Память о Хапиловке сохраняется в топонимах:
2-я Хапиловская улица
Хапиловский проезд Река Яуза

Судоходство - РЕКА ЯУЗА
Яуза проходима для небольших судов от устья до Оленьего (Глебовского) моста (около 10 км). Эпизодически, во время дноуглубительных работ, на Яузе появляются суда «Мосводостока» — организации, на которую возложена ответственность за состояние реки. Доступен для мотоботов также верхний участок Яузы от Богатырского моста до Ярославского шоссе длиной более 2 км. Данный участок использовался техническим флотом во время реконструкции Яузы в начале 2000-х гг.
Ширина реки на «судоходном» участке составляет 20—25 метров, за исключением участка акватории верхнего бьефа, прилегающего к Яузскому гидроузлу. Там ширина реки достигает 65 метров. На этом участке река заключена в каменные (бетонные) набережные высотой до трёх метров. Имеются несколько «спусков-пристаней», оборудованных швартовными кнехтами. Самый «верхний» причал находится у Преображенского метромоста, у которого находится граница «судоходства» по Яузе.

Судоходная обстановка на Яузе представлена знаками «Якоря не бросать», установленными на стенках набережных. Самый верхний знак находится выше моста Ярославского шоссе. На шлюзе Сыромятнического гидроузла установлены светофоры. Над верхними воротами установлен знак «Надводный габарит-6.0 м». Над плотиной предупреждающие красные огни.

План реконструкции Яузы
Работы по строительству набережных на судоходном участке реки, в основном, были завершены к 1940 г. По Генеральному плану 1935 года Яуза должна была войти в Водное кольцо Москвы. План предусматривал строительство Северного канала (Химкинское водохранилище — Яуза) и шлюзование Яузы путём постройки нескольких низконапорных гидроузлов.
В общей сложности предполагалось сооружение шести гидроузлов: на Северном канале-шлюз и судоподъёмник и четырёх шлюзов на Яузе. По всей видимости план капитальной реконструкции Яузы просуществовал до середины 1960-х годов. Об этом можно судить по строительству набережных, которое велось до начала 1970-х гг выше Ростокинского акведука и выше Оленьего моста. «Плановая» ширина русла (расстояние между стенками набережных) составляет 20-25 м, что значительно превышает размеры русла Яузы в естественном состоянии. Однако этот план не был реализован за исключением постройки в 1940 году в 3 км от устья реки Сыромятнического гидроузла с судоходным шлюзом. Для «обводнения» Яузы в 1940 году был построен небольшой Лихоборский (Головинский) деривационный канал, по которому из Химкинского водохранилища вода поступает в Головинские пруды и далее в приток Яузы Лихоборку. Канал прошёл по трассе одного из участков Северного канала.

Ростокинский акведук Река Яуза

Сыромятнический гидроузел
Сыромятнический гидроузел (также Яузский, первоначально должен был иметь № 4) был построен в 1940 году в трёх километрах от устья на Яузе по проекту архитектора Г. П. Гольца (1893—1946). Название гидроузлу было дано по находившейся рядом Сыромятной слободе (Сыромятники).

Ниже плотины гидроузла у правого берега установлены мусороулавливающие боны. Здесь же находится база-стоянка судов «Мосводостока». Собранный с акватории центральной части Москва-реки и Яузы мусор загружается на шаланды и отвозится на базу в Курьяново.

В 2005—2006 годах на гидроузле был проведён капитальный ремонт. Был отремонтирован шлюз и заменён затвор водосливной плотины. В начале 2000-х гг были проведены работы по капитальному ремонту стенок набережных. Нижний бьеф гидроузла находится в зоне подпора Перервинского гидроузла на Москва-реке со средней глубиной в Яузе 1,5 м. Верхний «судоходный» бьеф до Оленьего (Глебовского) моста находится в плохом состоянии.

Экология
Русло Яузы заполнено наносами и различным мусором. Река сильно загрязнена неочищенными стоками и нефтепродуктами. Особенно сильно загрязнён участок Яузы от устья Хапиловки (Электрозаводский мост). Участились случаи отравления рыбы в реке. Вода имеет специфический «яузский» запах.

Ещё в конце XIX — начале XX века на страницах Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона говорилось: «По берегам Я. в черте города и его непосредственных окрестностях много фабрик и красильных заведений, вследствие чего вода реки сильно загрязнена, окрашена и совершенно негодна для питья»; с тех пор, по заявлениям экологов, ситуация только ухудшается пропорционально росту производства и населения Москвы.

Ранее, когда Яуза использовалась как городская снеговалка, на реке регулярно проводились дноуглубительные работы. В конце августа 2008 года после многолетнего перерыва на Яузе начались дноуглубительные работы, которые продолжались до конца октября. За два месяца был расчищен участок длиной в несколько сот метров вдоль правого берега реки на Рубцовской набережной выше Госпитального моста. В работах принимали участие плавкран «ПК-141», буксирные катера <Нептун> и «Юпитер» с двумя шаландами вместимостью 40 куб. метров каждая. В верхнем бьефе Яузского гидроузла у шлюза и плотины проводилась расчистка акватории с помощью рефулерного земснаряда. В 2009 году работы были продолжены, но в малых объёмах. Была проведена очистка шлюзовой камеры с помощью землесоса. В 2010 году была проведена выборочная расчистка русла Яузы в районе Электрозаводского моста.
Ввиду мелководности участка пришлось использовать для буксировки шаланд мелкосидящие катера типа «КС-100», «Сходня» и «Сетунь». В июле 2011 года проводились дноуглубительные работы в нижнем бьефе, на акватории, примыкающей к гидроузлу. В 2013 году работы продолжились. Проводилась расчистка русла плавкраном «ПК-141» вдоль правого берега вниз по течению от Сыромятнической до Серебрянической набережных.
В ноябре 2013 года началась расчистка русла Яузы в районе Оленьего моста с помощью земснаряда «WATERMASTER». Весной 2014 года работы продолжились в районе Матросского моста. В апреле 2014 года «WATERMASTER» начал работу в районе Лефортовского моста. На берегу у моста был установлен сортировочный «завод» для обработки пульпы, подаваемой с земснаряда.

Спрямление русла Яузы
В 70-х годах двадцатого века в районе Медведково проводились работы по спрямлению русла Яузы. Вызваны они были сложностью строительства метромоста нового участка Калужско-Рижской линии Московского метрополитена, а также с предполагавшейся застройкой правого берега реки (на месте, где находилось старое русло Яузы впоследствии были построены два жилых квартала между проездом Шокальского и Сухонской улицей). Работы по спрямлению русла Яузы в районе Медведково были завершены в 1979 году.

Фауна
Из рыб в верхнем течении Яузы (в районе Медведкова) наиболее распространены мелкие плотва и окунь, попадаются щурята.
В нижнем течении основная рыба — уклейка, эпизодически встречаются щука и даже жерех.

Мосты через Яузу
В черте Москвы на Яузе имеется двадцать восемь автодорожных, пять железнодорожных мостов, два метромоста (один между «Сокольниками» и «Преображенской площадью», другой — между «Бабушкинской» и «Медведково»; на втором участке путепровод метро проходит в туннеле и присыпан землёй, а над рекой на опорах проложены трубы теплоцентрали и пешеходная аллея, поэтому этот мост малозаметен). Всего насчитывается шесть мостов, по которым ходит трамвай, семь — по которым ходит троллейбус и двадцать три — пешеходных.

Здания на берегу Яузы
На правом берегу Яузы стоят корпуса Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана. Здесь же (теперь с набережной не просматривается) стоит Лефортовский дворец. На противоположном берегу раскинулся Лефортовский парк, а за ним на высоком берегу стоит Екатерининский дворец. Рядом на правом берегу за Лефортовским мостом стоит здание КБ Туполев, где ранее размещалась знаменитая «Туполевская шарага».

В Медведково на правом берегу восстанавливается храм Серафима Саровского. На высоком левом берегу Яузы стоят Андроников монастырь и храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе.
У устья на левом берегу стоит жилой дом на Котельнической набережной. Река Яуза

АНДРОННИКОВ МОНАСТЫРЬ НА ЯУЗЕ
Андро́ников монасты́рь (Спасо-Андроников, Свято-Андроников, Андроников Нерукотворного Спаса) — бывший мужской монастырь на левом берегу реки Яузы, близ одной из Поклонных гор. Основан в 1357 году митрополитом Алексием как митрополичий монастырь, назван по имени первого игумена — Андроника, ученика Сергия Радонежского. В настоящее время монастырь находится в черте Москвы у Андроньевской площади.
Спасский собор монастыря — древнейший из сохранившихся московских храмов (церковь Рождества Богородицы в Московском Кремле уцелела лишь до уровня хор).

Монастырь в Средние века
Согласно агиографическим сведениям, в 1354 году Киевский митрополит Алексий по пути в Константинополь попал в шторм. Святитель дал обет построить в Москве собор в честь того святого или праздника, в день которого он благополучно достигнет бухты Золотой Рог. День пришёлся на празднование Спасу Нерукотворному.
По версии О. Г. Ульянова, в 1356 году Алексий, будучи повторно в Константинополе, привез в Москву икону Спаса Нерукотворного Образа (первая половина XIV века), которая была при освящении Спасского собора обители 16 августа 1357 года и стала особо почитаемой святыней Андроникова монастыря, поэтому датировка основания Андроникова монастыря митрополитом Алексием в Заяузье на великокняжеской земле приходится на 1357 год.

Один из притоков Яузы был назван Золотым Рожком в память о константинопольской бухте, где митрополита застала стихия; позднее одна из близлежащих московских улиц стала называться Золоторожским валом.
Игуменом монастыря стал один из любимых учеников преподобного Сергия Радонежского — Андрони́к († 1373; память — 13 июня). В монастыре долгое время сохранялся колодец, считавшийся святым и, по легенде, ископанный им. На территории Андроникова монастыря находилась одна из древнейших в Москве скудельниц (братское захоронение).
По версии Г. К. Вагнера и О. Г. Ульянова, после пожара 1368 г., в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, был построен из плинфы каменный Спасский собор, от которого сохранились белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению. В 1420—1427 гг. Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени сохранился до наших дней.

Спасский собор и Архангельский храм
Н. Н. Воронин полагал, что сохранившийся храм, который ученый датировал 1425—1427 годами, был первым каменным храмом монастыря. С. В. Заграевский следует позиции Н. Н. Воронина и доказывает, что гипотетического плинфяного храма, предшествующего существующему, не существовало.
В интерьере Спасского собора уцелели фрагменты фресок, выполненных около 1428 года Андреем Рублёвым, который был иноком Андроникова монастыря. Существует версия, что Андрей Рублёв скончался 17 октября (30 октября по н. ст.) 1428 года во время морового поветрия и был похоронен в монастыре (точное местонахождение могилы неизвестно).
В 1439 в монастыре учреждена архимандрития. За стенами монастыря во второй половине XIV века сложилась монастырская слободка, где с 1475 было налажено изготовление кирпича (в связи со строительством Кремля).
При игумене Митрофане, духовнике Ивана III, в Андрониковом монастыре построена одностолпная трапезная (третья по величине после Грановитой палаты и трапезной Иосифо-Волоцкого монастыря).
В XIV—XVII веках Андроников монастырь — один из центров переписки книг; рукописное собрание монастыря включало значительную часть сочинений Максима Грека.
В Средние века монастырь неоднократно подвергался разорениям (1571, 1611).
В августе 1653 в монастыре содержался под стражей протопоп Аввакум.
По желанию царицы Евдокии Лопухиной в 1691 году над трапезной монастыря надстроили храм, в третьем ярусе которого учредили церковь святого Алексея-митрополита. В среднем ярусе устроили церковь Михаила Архангела с приделом святых апостолов Петра и Павла, который был упразднен в 1819 году (затем на его месте освятили придел в честь иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи). Был также устроен ещё один придел — во имя святого Александра Команского. На нижнем ярусе была сделана фамильная усыпальница Лопухиных с церковью иконы Знамения Божией Матери.
В 1690 году около Святых ворот монастыря поставили настоятельский корпус; позже отстроили братские корпуса.

____________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Притоки Москва-реки
http://mosriver.narod.ru/yauza.htm
Яуза // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Сайт Википедия.
Прежнее русло реки Яузы в районе современных кварталов
«Река ЯУЗА» — информация об объекте в Государственном водном реестре
О Яузе на сайте «Малые реки Москвы»
Яуза // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Андроников_монастырь

Я́уза - малая река в Московской области и в Москве, левый приток реки Москвы (самый крупный в пределах столицы). Длина - 48 км. Протяжённость реки в черте столицы составляет 27,6 км. Устье Яузы находится в центре г. Москвы, у Большого Устьинского моста.

Дноуглубительные работы

Ранее, когда Яуза использовалась как городская снеговалка, на реке регулярно проводились дноуглубительные работы. В конце августа 2008 года после многолетнего перерыва на Яузе начались дноуглубительные работы, которые продолжались до конца октября. За два месяца был расчищен участок длиной в несколько сот метров вдоль правого берега реки на Рубцовской набережной выше Госпитального моста. В работах принимали участие плавкран «ПК-141», буксирные катера «Орион» и «Юпитер» с двумя шаландами вместимостью 40 куб. метров каждая. В верхнем бьефе Яузского гидроузла у шлюза и плотины проводилась расчистка акватории с помощью руфулерного земснаряда. В 2009 году работы были продолжены, но в малых объёмах. Была проведена очистка шлюзовой камеры с помощью землесоса. В 2010 году была проведена выборочная расчистка русла Яузы в районе Электрозаводского моста. Ввиду мелководности участка пришлось использовать для буксировки шаланд мелкосидящие катера типа «КС-100», «Сходня» и «Сетунь». В июле 2011 года проводились дноуглубительные работы в нижнем бьефе, на акватории, примыкающей к гидроузлу.В 2013г работы продолжились. Проводилось расчистка русла вдоль правого берега(Сыромянтическая наб.)

Галерея

Изображение:Yauza-m.JPG|Вид на 1-й Медведковский мост Изображение:Yauza-m2.JPG|Рекреационная зона около Сухонской улицы Изображение:Yauza-r.JPG|Рекреационная зона около Ростокинского акведука Изображение:Yauza River 001.jpg|Сыромятнический гидроузел Image:Preobr metrobrige.JPG|Преображенский метромост Изображение:Yauza_ustie.JPG|Устье реки Яузы в районе Котельнической набережной Изображение:Yauza istok.JPG|Исток реки Яузы в Мытищах, Ярославское шоссе

План реконструкции Яузы

Работы по строительству набережных на судоходном участке реки, в основном, были завершены к 1940 г. По Генеральному плану 1935 года Яуза должна была войти в Водное кольцо Москвы. План предусматривал строительство Северного канала (Химкинское водохранилище - Яуза) и шлюзование Яузы путём постройки нескольких низконапорных гидроузлов. В общей сложности предполагалось сооружение шести гидроузлов: на Северном канале-шлюз и судоподъёмник и четырёх шлюзов на Яузе. По всей видимости план капитальной реконструкции Яузы просуществовал до середины 1960-х годов. Об этом можно судить по строительству набережных, которое велось до начала 1970-х гг выше Ростокинского акведука и выше Оленьего моста. «Плановая» ширина русла (расстояние между стенками набережных) составляет 20-25 м, что значительно превышает размеры русла Яузы в естественном состоянии. Однако этот план не был реализован за исключением постройки в 1940 году в 3 км от устья реки Сыромятнического гидроузла с судоходным шлюзом. Для «обводнения» Яузы в 1940 году был построен небольшой Лихоборский (Головинский) деривационный канал, по которому из Химкинского водохранилища вода поступает в Головинские пруды и далее в приток Яузы Лихоборку . Канал прошёл по трассе одного из участков Северного канала.

Мосты через Яузу

В черте Москвы на Яузе имеется двадцать восемь автодорожных, пять железнодорожных мостов, два метромоста (один между «Сокольниками» и «Преображенской площадью», другой - между «Бабушкинской» и «Медведково»; на втором участке путепровод метро проходит в туннеле и присыпан землёй, поэтому этот мост малозаметен). Всего насчитывается шесть мостов, по которым ходит трамвай, семь - по которым ходит троллейбус и двадцать три - пешеходных.

Фауна

Из рыб в верхнем течении Яузы (в районе Медведкова) наиболее распространены мелкие плотва и окунь, попадаются щурята. В нижнем течении основная рыба - уклейка, эпизодически встречаются щука и даже жерех.

Судоходство

Яуза проходима для небольших судов от устья до Оленьего (Глебовского) моста (около 10 км). Эпизодически, во время дноуглубительных работ, на Яузе появляются суда «Мосводостока» - организации, на которую возложена ответственность за состояние реки. Доступен для мотоботов также верхний участок Яузы от Богатырского моста до Ярославского шоссе длиной более 2 км. Данный участок использовался техническим флотом во время реконструкции Яузы в начале 2000-х гг. Ширина реки на «судоходном» участке составляет 20-25 метров, за исключением участка акватории верхнего бьефа, прилегающего к Яузскому гидроузлу. Там ширина реки достигает 65 метров. На этом участке река заключена в каменные (бетонные) набережные высотой до трёх метров. Имеются несколько «спусков-пристаней», оборудованных швартовными кнехтами. Самый «верхний» причал находится у Преображенского метромоста, у которого находится граница «судоходства» по Яузе.

Судоходная обстановка на Яузе представлена знаками «Якоря не бросать», установленными на стенках набережных. Самый верхний знак находится выше моста Ярославского шоссе. На шлюзе Сыромятнического гидроузла установлены светофоры. Над верхними воротами установлен знак "Надводный габарит-6.0 м". Над плотиной предупреждающие красные огни.

Сыромятнический гидроузел

Сыромятнический гидроузел (также Яузский, первоначально должен был иметь № 4) был построен в 1940 году в трёх километрах от устья на Яузе по проекту архитектора Г. П. Гольца (1893-1946). Название гидроузлу было дано по находившейся рядом Сыромятной слободе(Сыромятники).

Ниже плотины гидроузла у правого берега установлены мусороулавливающие боны. Здесь же находится база-стоянка судов «Мосводостока». Собранный с акватории центральной части Москва-реки и Яузы мусор загружается на шаланды и отвозится на базу в Курьяново.

В 2005-2006 годах на гидроузле был проведён капитальный ремонт. Был отремонтирован шлюз и заменён затвор водосливной плотины. В начале 2000-х гг были проведены работы по капитальному ремонту стенок набережных. Нижний бьеф гидроузла находится в зоне подпора Перервинского гидроузла на Москва-реке со средней глубиной в Яузе 1,5 м. Верхний «судоходный» бьеф до Оленьего (Глебовского) моста находится в плохом состоянии.

Здания на берегу Яузы

На правом берегу Яузы стоят корпуса Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана. Здесь же (теперь с набережной не просматривается) стоит Лефортовский дворец. На противоположном берегу раскинулся Лефортовский парк, а за ним на высоком берегу стоит Екатерининский дворец. Рядом на правом берегу за Лефортовским мостом стоит здание КБ Туполев, где ранее размещалась знаменитая «Туполевская шарага».

На высоком левом берегу Яузы стоят Андроников монастырь и храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе.

У устья на левом берегу стоит жилой дом на Котельнической набережной.

Экология

Русло Яузы заполнено наносами и различным мусором. Река сильно загрязнена неочищенными стоками и нефтепродуктами. Особенно сильно загрязнён участок Яузы от устья Хапиловки (Электрозаводский мост). Правительство Москвы не уделяет должного внимания экологическому состоянию Яузы, несмотря на ставшие постоянными случаи отравления рыбы в реке. Вода имеет специфический «яузский» запах.

Притоки

Притоки Яузы: правые - Работня, Сукромка, Чермянка , Лихоборка, Каменка , Горячка, Копытовка, Путяевский ручей, Олений ручей, Рыбинка, Чечёра , Черногрязка; левые - Ичка, Будайка , Хапиловка, Синичка, Золотой Рожок.

В субботу 17 декабря, в один из пасмурных декабрьских дней, когда несмотря на календарную зиму погода все еще продолжает напоминать позднюю осень, я вместе друзьями прогулялся вдоль Яузы - прошелся от устья реки до метро "Ботанический сад". Нам удалось не только пройтись вдоль реки, но также посетить Андроников монастырь, прогуляться по Лефортовскому парку, осмотреть дачу Строгановых и электрозавод, пройтись по акведуку через Яузу и много другое. Именно об этом я и собираюсь сейчас рассказать.


Субботнее утро. Еще нет и десяти часов утра, а мы уже, выйдя из метро на ст. Китай-Город, направляемся к устью реки Яуза, расположенному всего в десятке минут ходьбы от станции. Именно оттуда и должна начаться наша сегодняшняя прогулка, первая прогулка в рамках недавно придуманного мной проекта "Прогулки вдоль рек".
Погода пасмурная, всё небо затянуто густой пеленой облаков, обнадеживает лишь то, что обещанный в прогнозе дождь так и не дошел до Москвы.
Дойдя до устья, мы пересекаем Яузу по Малому Устьинскому мосту и начинаем наш путь вдоль реки.


Река Яуза, вид на устье и на Малый Устьинский мост.

Вскоре мы снова пересекаем Яузу, на сей раз по пешеходному Тессинскому мосту. С моста открывается красивый вид на Яузу и на высотку на Котельнической набережной.

Вид на реку Яузу, Астаховский мост и высотку на Котельнической набережной.

После небольшой фотосессии мы продолжаем наш путь.


Вид на р. Яузу от Высокояузского моста.


Вид на р. Яуза и Высокояузский мост.

Вскоре мы дошли до Котельнического моста, где снова вернулись на левый берег реки. С моста открывается вид на Андроников виадук - железнодорожный мост на перегоне между Курским вокзалом и пл. Серп и Молот, построенный еще в 1865 году и позже реконструированный в 1950-1951 гг.


Вид с Костомаровского моста на р. Яузу и Андроников виадук.

Недалеко от Костомаровского моста, на берегу реки Яуза располагается один из древнейших московских монастырей - Спасо-Андроников монастырь.
Именно туда мы и направились.


Вид на монастырь с Костомаровского моста.

Спасо-Андроников монастырь - бывший мужской монастырь, основанный митрополитом Алексием в 1357 году на высоком холме на левом берегу реки Яуза. Название свое монастырь получил по имени первого игумена - Андроника, ученика Сергия Радонежского.
Спасский собор монастыря, построенный между 1410 и 1427 годами при игумене Александре, на месте ранее существовавшей деревянной церкви, является древнейшим из сохранившихся московских храмов вне Кремля.
Внутри собор был украшен фресками Андрея Рублева, но от них уцелели только крохотные фрагменты. А сам преподобный Андрей Рублев, бывший монахом Андроникова монастыря, жил здесь до самой смерти, здесь же он был и погребен.
Спасский собор за время своего существования много раз подвергался разорению. В 1812 году во время сильнейшего пожара рухнула глава храма. Позже собор был восстановлен, но к нему были пристроены приделы и изменено завершение. Лишь в 1950 - 1960-х годах при реставрации собор был восстановлен в первоначальных формах.


Спасский собор.

В 1504 году в монастыре была возведена небольшая каменная трапезная - одна из немногих сохранившихся в Москве кирпичных построек XVI века. В 1691 - 1694 годах к ней была пристроена трехъярусная церковь в стиле московского барокко. В ее нижнем ярусе располагается престол во имя Знамения Богоматери, во втором - престол во имя Св. Архангела Михаила, в третьем - престол во имя Св. митрополита Алексия. Обычно эту трехэтажную церковь называют просто церковью Михаила Архангела. Ее строила царица Евдокия Лопухина, первая жена Петра I, а поводом для постройки стало рождение наследника престола царевича Алексея. Непростая судьба оказалась у построенной царицей Евдокией церкви - уже практически завершенная к 1694 году, она после ссылки Евдокии в монастырь 45 лет простояла не освященной, «без пения», и была освящена только в 1739 году.

В подклете церкви Михаила Архангела находится фамильная усыпальница рода Лопухиных. Здесь погребены отец царицы Евдокии, боярин Федор Абрамович Лопухин, а также генерал-аншеф Василий Абрамович Лопухин, герой битвы при Гросс-Егерсдорфе (1757), смертельно раненный в этом сражении (взято из http://russian-temples.ru/articles/spasoandronikov-monastyr.html/3/).


Церковь Михаила Архангела.

На территории монастыря нельзя также не обратить внимание на настоятельские покои, построенные еще в 1690 году.


Настоятельские покои.

В 1795 году на средства богатейшего купца первой гильдии С. П. Васильева в Спасо-Андрониковом монастыре началось строительство огромнейшей колокольни. «По нраву своему» купец пожелал, чтобы его сооружение было выше колокольни Ивана Великого. Но пыл купца охладил император Павел I, приказавший уменьшить высоту строившейся колокольни. Ее возведение было завершено в 1803 году. Высота колокольни составила 72,5 метра, что на 8,5 метра ниже Ивана Великого. Автором проекта, как считают, был известный московский архитектор Родион Казаков. В 1930-1931 годах колокольня Спасо-Андроникова монастыря была разобрана на кирпич (взято из http://russian-temples.ru/articles/spasoandronikov-monastyr.html/3/). Но на старых фотографиях можно увидеть, как выглядел монастырь в конце XIX века.

Вид монастыря в 1883 году. Фотография из википедии.

Но хватит о монастыре. Пора и продолжить нашу прогулку.

Осмотрев монастырь, мы продолжили наш путь по левому берегу Яузы вдоль Золоторожской набережной.


Еще пара видов Андроникова виадука.

Недалеко от виадука, на высоком левом берегу располагается бывшая дача Строгановых - господский дом, в котором сейчас располагаются какие-то организации, и полузапущенный старинный парк. Сам господский дом был построен в середине XVIII века, но позже перестраивался.


Дача Строгановых.

Осмотрев дачу Строгановых, мы снова спустились к Яузе и перешли её по пешеходному Таможенному мосту.


Вид с Таможенного моста на реку Яузу и Андроников виадук.


Таможенный мост.

Совсем недалеко от Таможенного моста на Яузе располагается Сыромятнический гидроузел.

Согласно Генплану 1935 года река Яуза должна была войти в Водное кольцо Москвы. По нему предусматривалось строительство Северного канала (Химкинское водохранилище - Яуза) и нескольких гидроузлов, в том числе и на Яузе. Этот план не был реализован за единственным исключением. В 1940 году в трёх километрах от устья на Яузе по проекту архитектора Г. П. Гольца (1893-1946) был построен Сыромятнический (Яузский) гидроузел.Название гидроузлу было дано по находившейся рядом Сыромятной слободе(Сыромятники). Раньше на этом месте находился Золоторожский мост, соединявший Сыромятнический проезд с районом Лефортово. Мост был снесён перед постройкой гидроузла (взято из википедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%8B%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%BE%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%BB).


Сыромятнический гидроузел.


Разлив на р. Яуза перед Сыромятническим гидроузлом.

Устроив небольшую фотосессию около Сыромятнического гидроузла, мы продолжили нашу прогулку.


Виды на р. Яузу с Салтыковского моста.


Вид на Салтыковский мост.


Мост третьего транспортного кольца через Яузу (вид с Лефортовского моста).

Перейдя снова на левый берег р. Яуза по Лефортовскому мосту, мы прогулялись через Лефортовский парк. Все-таки нынешняя погода не лучшее время для фотосъемок в парке, так что ограничусь лишь фотографией грота.


Грот в Лефортовском парке.

А так продолжим нашу прогулку вдоль р. Яуза.


Вид на р. Яузу с Госпитального моста.


Вид на р. Яузу с Рубцова моста.

Вскоре после Рубцова моста мы дошли до м. Электрозаводская, где пообедали в ресторанном дворике в местном торговом центре.

А после обеда мы продолжили нашу прогулку. Но прежде чем спускаться в реке, мы хотели посмотреть "Дворец на Яузе" и электрозавод.

Недалеко от м. Электрозаводская, на площади Журавлева, в 1903 году архитектором И. А. Ивановым-Шицом был построен Введенский народный дом. В те времена в нем располагался театр, также в нём простой люд мог просвещаться, читая книги в библиотеке, а также мог отдохнуть и поесть в чайной для бедного населения.
Позже уже в советское время в 40-х годах здание было перестроено в парадный дворец в стиле сталинского ампира. В самом же здании располагался театр им. Моссовета, а позже телевизионный театр.
Сейчас же здесь располагается театрально-концертный зал "Дворец на Яузе".


Дворец на Яузе.

Рядом же с дворцом на Яузе, располагается старый корпус электрозавода, основанного еще в 1928 году. Сейчас корпус занят арендаторами, собственно электрозавод располагается в нескольких новых корпусах по соседству.


Старый корпус электрозавода.

Осмотрев старый корпус электрозавода, мы спустились снова к Яузе и продолжили путь сначала по набережной, а уже потом по Краснобогатырской улице. К этому времени начало постепенно смеркаться, так что я закончу свой фотоотчет видом на Яузу, снятым с Матросского моста.


Вид на р. Яузу с Матросского моста.

PS: Все фотографии можно увидеть здесь.

Яуза (значения).

Яуза - малая река в Московской области и в Москве, левый приток реки Москвы (самый крупный в пределах столицы). Длина - 48 км. Протяжённость реки в черте столицы составляет 27,6 км. Устье Яузы находится в центре г. Москвы, у Большого Устьинского моста.

В 1908 году правый берег Яузы на участке от впадения реки Копытовки до пересечения с Камер-Коллежским валом становится официальной границей города Москвы.

Притоки

Притоки Яузы: правые - Работня, Сукромка, Чермянка, Лихоборка, Каменка, Горячка, Копытовка, Путяевский ручей, Олений ручей, Рыбинка, Чечёра, Черногрязка; левые - Ичка, Будайка, Хапиловка, Синичка, Золотой Рожок.

Происхождение названия

Яуза упоминается в летописи 1156 года как Ауза. Происхождение гидронима связано со славянскими и финно-угорскими языками. В. Н. Топоров сопоставляет название реки с балтийскими названиями - латышским Auzes и латышским апеллятивом auzajs, auzaine и др. в значении «стебель овса, ость, солома».

Судоходство

Яуза проходима для небольших судов от устья до Оленьего (Глебовского) моста (около 10 км). Эпизодически, во время дноуглубительных работ, на Яузе появляются суда «Мосводостока» - организации, на которую возложена ответственность за состояние реки. Доступен для мотоботов также верхний участок Яузы от Богатырского моста до Ярославского шоссе длиной более 2 км. Данный участок использовался техническим флотом во время реконструкции Яузы в начале 2000-х гг. Ширина реки на «судоходном» участке составляет 20-25 метров, за исключением участка акватории верхнего бьефа, прилегающего к Яузскому гидроузлу. Там ширина реки достигает 65 метров. На этом участке река заключена в каменные (бетонные) набережные высотой до трёх метров. Имеются несколько «спусков-пристаней», оборудованных швартовными кнехтами. Самый «верхний» причал находится у Преображенского метромоста, у которого находится граница «судоходства» по Яузе.

Судоходная обстановка на Яузе представлена знаками «Якоря не бросать», установленными на стенках набережных. Самый верхний знак находится выше моста Ярославского шоссе. На шлюзе Сыромятнического гидроузла установлены светофоры. Над верхними воротами установлен знак «Надводный габарит-6.0 м». Над плотиной предупреждающие красные огни.

План реконструкции Яузы

Работы по строительству набережных на судоходном участке реки, в основном, были завершены к 1940 г. По Генеральному плану 1935 года Яуза должна была войти в Водное кольцо Москвы. План предусматривал строительство Северного канала (Химкинское водохранилище - Яуза) и шлюзование Яузы путём постройки нескольких низконапорных гидроузлов. В общей сложности предполагалось сооружение шести гидроузлов: на Северном канале-шлюз и судоподъёмник и четырёх шлюзов на Яузе. По всей видимости план капитальной реконструкции Яузы просуществовал до середины 1960-х годов. Об этом можно судить по строительству набережных, которое велось до начала 1970-х гг выше Ростокинского акведука и выше Оленьего моста. «Плановая» ширина русла (расстояние между стенками набережных) составляет 20-25 м, что значительно превышает размеры русла Яузы в естественном состоянии. Однако этот план не был реализован за исключением постройки в 1940 году в 3 км от устья реки Сыромятнического гидроузла с судоходным шлюзом. Для «обводнения» Яузы в 1940 году был построен небольшой Лихоборский (Головинский) деривационный канал, по которому из Химкинского водохранилища вода поступает в Головинские пруды и далее в приток Яузы Лихоборку. Канал прошёл по трассе одного из участков Северного канала.

Сыромятнический гидроузел

Основная статья: Сыромятнический гидроузел

Сыромятнический гидроузел (также Яузский, первоначально должен был иметь № 4) был построен в 1940 году в трёх километрах от устья на Яузе по проекту архитектора Г. П. Гольца (1893-1946). Название гидроузлу было дано по находившейся рядом Сыромятной слободе (Сыромятники).

Ниже плотины гидроузла у правого берега установлены мусороулавливающие боны. Здесь же находится база-стоянка судов «Мосводостока». Собранный с акватории центральной части Москва-реки и Яузы мусор загружается на шаланды и отвозится на базу в Курьяново.

В 2005-2006 годах на гидроузле был проведён капитальный ремонт. Был отремонтирован шлюз и заменён затвор водосливной плотины. В начале 2000-х гг были проведены работы по капитальному ремонту стенок набережных. Нижний бьеф гидроузла находится в зоне подпора Перервинского гидроузла на Москва-реке со средней глубиной в Яузе 1,5 м. Верхний «судоходный» бьеф до Оленьего (Глебовского) моста находится в плохом состоянии.

Экология

Русло Яузы заполнено наносами и различным мусором. Река сильно загрязнена неочищенными стоками и нефтепродуктами. Особенно сильно загрязнён участок Яузы от устья Хапиловки (Электрозаводский мост). Участились случаи отравления рыбы в реке. Вода имеет специфический «яузский» запах.

Ещё в конце XIX - начале XX века на страницах Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона говорилось: «По берегам Я. в черте города и его непосредственных окрестностях много фабрик и красильных заведений, вследствие чего вода реки сильно загрязнена, окрашена и совершенно негодна для питья»; с тех пор, по заявлениям экологов, ситуация только ухудшается пропорционально росту производства и населения Москвы.

Дноуглубительные работы

Ранее, когда Яуза использовалась как городская снеговалка, на реке регулярно проводились дноуглубительные работы. В конце августа 2008 года после многолетнего перерыва на Яузе начались дноуглубительные работы, которые продолжались до конца октября. За два месяца был расчищен участок длиной в несколько сот метров вдоль правого берега реки на Рубцовской набережной выше Госпитального моста. В работах принимали участие плавкран «ПК-141», буксирные катера <Нептун> и «Юпитер» с двумя шаландами вместимостью 40 куб. метров каждая. В верхнем бьефе Яузского гидроузла у шлюза и плотины проводилась расчистка акватории с помощью руфулерного земснаряда. В 2009 году работы были продолжены, но в малых объёмах. Была проведена очистка шлюзовой камеры с помощью землесоса. В 2010 году была проведена выборочная расчистка русла Яузы в районе Электрозаводского моста. Ввиду мелководности участка пришлось использовать для буксировки шаланд мелкосидящие катера типа «КС-100», «Сходня» и «Сетунь». В июле 2011 года проводились дноуглубительные работы в нижнем бьефе, на акватории, примыкающей к гидроузлу. В 2013 году работы продолжились. Проводилась расчистка русла плавкраном «ПК-141» вдоль правого берега вниз по течению от Сыромятнической до Серебрянической набережных. В ноябре 2013 года началась расчистка русла Яузы в районе Оленьего моста с помощью земснаряда «WATERMASTER». Весной 2014 года работы продолжились в районе Матросского моста. В апреле 2014 года «WATERMASTER» начал работу в районе Лефортовского моста. На берегу у моста был установлен сортировочный «завод» для обработки пульпы, подаваемой с земснаряда.

Спрямление русла Яузы

В 70-х годах двадцатого века в районе Медведково проводились работы по спрямлению русла Яузы. Вызваны они были сложностью строительства метромоста нового участка Калужско-Рижской линии Московского метрополитена, а также с предполагавшейся застройкой правого берега реки (на месте, где находилось старое русло Яузы впоследствии были построены два жилых квартала между проездом Шокальского и Сухонской улицей). Работы по спрямлению русла Яузы в районе Медведково были завершены в 1979 году.

Фауна

Из рыб в верхнем течении Яузы (в районе Медведкова) наиболее распространены мелкие плотва и окунь, попадаются щурята. В нижнем течении основная рыба - уклейка, эпизодически встречаются щука и даже жерех.

Мосты через Яузу

Основная статья: Мосты через Яузу

В черте Москвы на Яузе имеется двадцать восемь автодорожных, пять железнодорожных мостов, два метромоста (один между «Сокольниками» и «Преображенской площадью», другой - между «Бабушкинской» и «Медведково»; на втором участке путепровод метро проходит в туннеле и присыпан землёй, а над рекой на опорах проложены трубы теплоцентрали и пешеходная аллея, поэтому этот мост малозаметен). Всего насчитывается шесть мостов, по которым ходит трамвай, семь - по которым ходит троллейбус и двадцать три - пешеходных.

Здания на берегу Яузы

На правом берегу Яузы стоят корпуса Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана. Здесь же (теперь с набережной не просматривается) стоит Лефортовский дворец. На противоположном берегу раскинулся Лефортовский парк, а за ним на высоком берегу стоит Екатерининский дворец. Рядом на правом берегу за Лефортовским мостом стоит здание КБ Туполев, где ранее размещалась знаменитая «Туполевская шарага».

В Медведково на правом берегу восстанавливается храм Серафима Саровского. На высоком левом берегу Яузы стоят Андроников монастырь и храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе.

У устья на левом берегу стоит жилой дом на Котельнической набережной.



Что еще почитать