Деревня лаки татары сожгли вместе с жителями. Греческий мужской монастырь Лаки (карта, фото). Неудобные вопросы чиновникам

Человек, впервые попавший в уютную Лакскую долину, поражается ее тишиной. Эта тишина какая-то особенная, такой больше нет нигде в Крыму. Молчаливо стоят выжженные солнцем меловые горы. Не раскачивает деревья ветер. Не слышно жужжания пчел. Лишь одинокий заяц пробежит по усыпанному огромными красными маками полю. Природа молчит. Но стоит прислушаться повнимательней к этим горам и деревьям, вглядеться в алую кровь маков — и они начнут говорить. Они расскажут страшную историю, которую хранят уже 60 лет…

Издавна здесь жили потомки славных листригонов. В окрестностях деревни сохранились остатки церкви св. Троицы, возведенной еще в начале 15 века. А недалеко от нее – развалины еще более древнего храма с остатками кладбища. На одном из надгробных камней надпись, датируемая 1362 годом. В жилах местных жителей текла кровь гордых феодоритов. Того настоящего коренного крымского народа, которого уважали далеко за пределами полуострова.

Здесь все время был свой собственный мирок. Жителей деревни не особо интересовали события, которые происходили дальше, чем гора св. Ильи, возвышающаяся над Лаками. Люди растили отменный табак, виноград, разводили скот, воспитывали детей. Чужаков к себе особо не пускали, хотя встречали всегда радушно. Всю деревню составляло несколько династий, живших тут с незапамятных времен. Мелодичные греческие фамилии Спаи, Лели, Арваниди происходят из этих мест. Так бы и рожала новых работящих крымчан лакская земля, если б в одно промозглое зимнее утро 1942 года у дома председателя колхоза “Нео зои” Владимира Лели не остановилась машина с немцами. С этого момента в Лаках началась другая жизнь.

Немцы в своей возмущенной злобе решили стереть Лаки с лица земли. Были разрушены и сожжены все дома, склады, ферма, клуб. Каратели не смогли разрушить до основания только церковь. Красивый храм св. Евангелиста Луки, который жители деревни возобновили на месте старого в 1904 г., стоит в до сих пор. Нигде в Крыму нет храма подобного этому. Он индивидуален не только своей архитектурой. Он индивидуален своим духом. Здесь явно чувствуется пребывание десятков людских неупокоенных душ. Кажется, что все они – те, кто сгорел в адском огне, кто не был предан по обычаю предков родной земле, собрались в этих стенах. Храм стоит на пригорке, окруженный плотной стеной сорной травы – крапивы, щавеля. Перед входом на земле каменные блоки от разрушенного купола колокольни. Полностью разрушен алтарь, но зато сохранились фрески. Кое-где отчетливо просматриваются хмурые лики святых, ангелов, льва, орла и вола. Поверх фресок уродливые надписи современных вандалов. Без них, к нашему сожалению и позору не мыслим не один крымский памятник старины…

Со дня Лакской трагедии минуло уже 60 лет, но рана все еще кровоточит. Десятилетия не смогли стереть из памяти людей страшные подробности уничтожения целой деревни, на месте которой ныне вспаханное поле. Не осталось даже фундаментов, зарыты колодцы, лишь полуразрушенная церковь да скромый памятник напоминают о том, что здесь, в деревне Лаки, издревле жили греки. Трудились, веселились, влюблялись, пока в их дома не пришла беда…

23 марта 1942 года деревня Лаки была захвачена гитлеровскими карателями и уничтожена. Почему сожгли именно эту деревню? Почему именно к ее жителям фашисты были столь беспощадны? Историк Пантелеймон Кесмеджи в книге “Греки Крыма” приводит слова командира Бахчисарайского партизанского отряда Михаила Андреевича Македонского, позднее командира Южного соединения партизанских отрядов Крыма. Он рассказывает, что его отряд своим существованием был обязан жителям Лики, которые оказывали партизанам помощь едой, одеждой, а в морозы устраивали на постой. Вокруг было много других сел, но в каждом из них жили хотя бы несколько предателей, а в Лаках все поддерживали довоенную власть, работал Сельсовет, на здании кртррого вызывающе развивался красный флаг.

Свидетелем уничтожения непокорной деревни был Юрий Михайлович СПАИ, племянник Николая Константиновича Спаи, разведчика Карасубазарского партизанского отряда, выполнявшего особые поручения центрального штаба. Николай Спаи был выдан предателем и повешен фашистами. Вего честь названа одна из улиц в Белогорске Юрию Михайловичу Спаи уже за семьдесят. Тогда, в 1942-м, он был тринадцатилетним мальчиком.

“Когда фашисты разгромили партизанский отряд, те, кто остался жив, пришли в нашу деревню. 23 марта 1942 года деревню окружили немцы и добровольцы - крымские татары из карательного батальона, - рассказывает Юрий Спаи. - Всех жителей собрали перед Сельсоветом, обыскали. Видимо, немцам поступил донос, так как, несмотря на то что ничего подозрительного они не нашли, в сторону сразу же отогнали более тридцати мужчин. Среди них были мой дядя и два брата. Я, тогда еще наивный подросток, подошел и спросил: “Дядя Митя, а вы чего здесь?” А он мне по-гречески, чтобы не поняли татары, ответил: “Юра, уходи, а то и тебя тоже убьют. Нас ведут на расстрел”. Такое забыть нельзя…”

Деревню подожгли, громко залаяли собаки, людей охватила паника. 8сю “черную” работу делали татары. Тетю Юрия Михайловича привязали к кровати, а ее восьмимесячного ребенка, как тряпку, кинули в огонь. Женщина кричала до тех пор, пока на нее не обрушилась горящая кровля. Огонь уничтожил все 87 дворов. Тех, кто остался в живых, в том числе и Юрия Спаи, в сопровождении крымско-татарских добровольцев отправили через Бахчисарай в Октябрьское.

Семнадцать жизней унесла война в семье Спаи, погиб отец Юры, мать ушла в партизанский отряд. После освобождения Крыма Юра с матерью получили жилье в Бахчисарае. Казалось бы, жизнь стала налаживаться. Но только месяц передышки предоставила судьба этим людям. Лет 1944 года греки были высланы Крыма.

Греческий народ чтит память погибших 60 лет назад. Ежегодно, 23 марта съезжаются греки со всех уголков когда-то необъятной страны, отдают дань памяти погибшим, возлагают цветы. “А что чувствовали вы?” — задаю я Юрию Михайловичу не совсем тактичный вопрос. Отвечает он просто: “Я плакал”. И сегодня обидно пожилому человеку, что “перекопал все, не оставив даже фундаментов — свидетелей трагедии. Сделали это, наверное, для того, чтобы никто лишний, раз не спрашивал, куда же делис люди”. Денег на установку достойного памятника православным грекам не хватает. “Мусульманский” Рескомнац, - говорит Юрий Михайлович, - находит средства только на нужды крымских татар. А всем нам, незаконно выселенным в далеком сорок четвертом нужно собраться. И крымские татары должны признать свою вину и покаяться перед греческим народом”. А вместо этого… в скромном памятнике, установленном на добровольные пожертвования, зияют три пулевых отверстия. Жители окрестных сел, понижая голос до шепота, говорят: “Татары прострелили!”
Керменчик (с. Высокое) — крымская глушь?

Затяжной подъем по пустынной дороге, слепящие глаза известняковые склоны и палящее солнце отбивают всякое желание дальнейшего пути. Кажется, что бесконечный, дышащий жаром асфальт не кончится никогда. Но вдруг подъем заканчивается и дорога радостно несется вниз. У подножья залесенных холмов, в уютной котловине разбросаны домики горного села. Это – Высокое, цель нашего пути.
Центр средневекового православия

Есть в Крыму места, где все дышит стариной и тайной. Село Высокое Бахчисарайского района (бывший Керменчик) из таких. Люди здесь жили давно. Само село получило свое название от небольшой крепости Кермен-Кале, развалины которой еще можно найти на ближайшей горе. Семиметровый участок стены в пять метров высоты – все что сохранилось от средневекового укрепления. Когда-то оно защищало жителей от врагов, когда-то здесь кипели битвы и лилась кровь. Но большую часть времени люди посвящали мирной жизни. В селе издавна жили православные греки – подданные княжества Феодоро. Поселение стояло в стороне от людных путей и жило своей жизнью. Таких сел в средневековье было много и, казалось бы, нет нужды уделять столько внимания Керменчику. Но, оказывается, повод есть.

Представьте себе, как выглядела эта местность веков 6-7 назад. Посреди многолюдного села высилась красивая церковь Федора Тирона, в которой хранился древний образ этого святого. А вокруг поселения, куда только не посмотришь: на вершинах гор, у подножий холмов, возле родников видны купола храмов. Это потрясающий факт: на пространстве не более четырех километров было 14 (!) православных храмов. Известны названия одиннадцати из них: св. Троицы, Успения Богородицы, святых Козьмы и Дамиана, Федора Стратилата, Ефимия, Иоанна Предтечи, Максима, Ильи, Луки, две во имя Федора Тирона. Какой же мощный колокольный звон разносился по окрестностям во время великих праздников! Наиболее почитаемой была церковь святых Козьмы и Дамиана, из-под алтаря которой бил чудотворный источник. Источник этот местное население считает священным и сейчас. Называют его Ай-Кузьма и говорят, что там самая лучшая вода в округе.

Почему это место удостоилось такой концентрации православных церквей? Ведь ничего подобного больше нигде в Крыму не известно. Что это – центр средневекового православия юго-западного Крыма? Может сюда, подальше от глаз крымских ханов, в дни великих праздников стекался весь окрестный православный люд? Или же это было подобие крымского Афона созданное повелением Мангупского князя? Похоже, эти вопросы так и останутся без ответа. И ни древние греческие могилы, ни развалины некогда сияющих храмов, ни вода святого источника не раскроют своей тайны.
Москва в Крыму?

В ближайших окрестностях села есть урочище, которое еще не так давно носило имя “Москва”! Название это существовало здесь издавна и было позабыто, скорее всего, после выселения отсюда местного населения в 1944 году. Откуда же здесь, в крымской глуши, появилось это родное для русского человека слово?

Ответ на этот вопрос пытался дать известный крымовед А. Бертье-Делагард в своем труде “Керменчик (Крымская глушь)”, увидевшем свет в 1899 году. На протяжении столетий южные просторы русской земли стонали от татарских набегов. Несколько миллионов славян прошло по крымским дорогам к своей смерти. Пыль этих дорог смешивалась с русской кровью, слезами и потом. Ухмыляющиеся лица татарских всадников надменно смотрели на горе народа, который был для них хуже скота. “Каторги Средиземного моря двигались мышцами русского невольника, гаремы наполнялись телом русских рабынь. Весь юрт крымский почти не имел, или не знал иных средств к жизни, как русская дань, русский полон, грабеж России; это была его нива, на которой орда, не сеяв, собирала живую жатву”. Искренним сочувствием к горю русского народа переполнены слова Бертье-Делагарда, чей дед был французом, а бабка полячкой. Действительно, не важно какой ты национальности, важно – понимаешь ли ты беду другого человека.

“От бесчисленного полона русского бывали случаи выкупа, освобождения, бегства; все это ютилось и пряталось в христианских единоверных деревнях, скучивалось в особые участки, названные именем их родной родины. Вот откуда пошло название урочища “Москва” и вот что оно напоминает в забытом Керменчике”. Трудно не согласиться с мнением авторитетного ученого-крымоведа. Единоверцы-христиане в Крыму всегда помогали друг другу: русские – грекам, греки – русским. И конечно, в греческой деревне могли жить несколько сбежавших из плена русских невольников. Красива и приветлива крымская земля, но родина есть родина. Невозможным делом для оказавшихся на чужбине людей был возврат в Московию. Поэтому они сами создали здесь уголок своей земли, который каждый день напоминал им о России.

Сейчас локализация урочища Москва в окрестностях Высокого позабыта. Но не так сложно установить, где оно находилось. Надо лишь покопаться в архиве и найти межевые планы местности, где картографически привязаны все старые топонимы. Это будет благодарное дело для краеведов, которое оценит все русское население Крыма.
Страшное слово — депортация

Мирная жизнь греческого населения села кончилась в 1778 году, когда все православное население Тавриды было выселено за пределы полуострова. Это была первая депортация крымчан, наиболее трагичная и жестокая, чем депортация 1944 года. Тогда из Крыма было насильно было выведено 31 385 греков, армян, грузин и валахов. Люди пешком шли через весь Крым на берега Азовского моря, туда, где ныне город Мелитополь. Пришли в пустынную безводную степь, где не было никаких жилищ. Сотнями гибли по пути. Только за первую зиму погибло 12 тысяч.

Из Керменчика было выселено около 500 греков. Но не все покинули землю предков, родной дом. Многие прятались в горах, отсиживались в пещерах. Не одна сотня греков в спешном порядке приняла мусульманство. Ислам стал их защитой от выселения из родных мест, но в душе эти люди остались православными. Они так же почитали православные праздники и святые для христиан места, хранили в домах иконы. Здесь начала формироваться уникальная христиано-мусульманская культура, ставшая основой добрососедской жизни в этой части Крыма.

В начале 19 века опустевшие греческие деревни заселяются арнаутскими греками, которые помогали России в войне против Турции. Вот ведь парадокс: надо было выселить одних греков, чтобы через несколько лет привезти других! Но без таких ошибок, к сожалению, не обходится не одно правительство. Пришлые греки поселились в нижней части деревни Керменчик, а в верхней жили греки-мусульмане – потомки местного православного населения.

Пришлые греки перестроили в центре села старую церковь св. Федора Тирона в церковь св. Троицы. Храм был окончательно разрушен в конце 50-х годов, сейчас остался развал камней, да несколько старинных греческих надгробий. Построили несколько фонтанов, из которых сохранился один. Потомки же местных греков, сторонясь чужих глаз, после молитв Аллаху, ходили на поклон к развалинам старых христианских храмов. Наиболее почитаемым был храм Богородицы на выезде из села. Здесь в разрушенном алтаре лежал престол и плита с крестами. Рядом росли деревья, обвешанные лоскутками материи. Считалось, если человек заболел, он должен сорвать с дерева лист, поцеловать его, положить на престол, оторвать лоскуток своей одежды и завязать его на ветку – тогда болезнь пройдет. Верили в исцеляющую силу священной воды источника Ай-Кузьма, над которым была церковь свв. Козьмы и Дамиана.

Так жили в Керменчике еще в первой половине 20 века, пока советская идеология постепенно не уничтожила пережитки прошлого. Окончательно уникальные традиции оборвались 18 мая 1944 года, когда отсюда было вывезено все население. Большинство жителей было греками и татарами-потомками омусульманенных греков; собственно татар-мусульман здесь было не так и много. В опустевшую деревню приехали переселенцы, которые не знали ни истории, ни традиций села. Керменчик переименовали в Высокое.
День сегодняшний

Как и другие крымские села, Высокое переживает не лучшие времена. Работы нет, молодежь бежит в город, с селом нет никакого транспортного сообщения. Люди живут подсобным хозяйством, трудятся на своих огородах. Раньше была и школа, и медпункт, и даже клуб. Сейчас нет ничего. В селе живет не более 200 человек. Половина домов распродана на дачи. Чудные виды, свежий воздух, ставок, речка с водопадом привлекают сюда дачников не только из крымских городов, но и из Москвы, Киева. Благо домик в селе можно купить совсем недорого.

Примерно половина местных жителей — крымские татары, приехавшие из Узбекистана. Лишь одна семья из тех, кто жил здесь до войны, вернулась обратно. Бабушка Анифе Мандражи была тринадцатилетней девочкой, когда ее семью вывезли из Крыма. Ей повезло – она вернулась в свой собственный дом, в те стены, среди которых она росла. Мало осталось в Крыму таких строений – типичный двухэтажный татарский дом с плоской крышей, земляным полом, глиняным чуланчиком. Бабушка Анифе еще помнит как жили ее предки, как назывались окрестные горы, фонтаны, где находятся развалины некогда славных храмов и мечетей. Жаль, что молодежь не хочет помнить этого. Современные крымские татары четко длятся на два типа. Первый тип — это те, кто вернулся на родину своих предков, чтобы жить по их заветам добрососедства, мира, любви к людям и природе. Второй тип – те, кто просто приехал. Первых, к сожалению, меньше.

Пожилая Анифе присматривает за местной святыней – Азисом. Так в Крыму называется святое для мусульман место, где похоронен правоверный человек. По словам бабушки, сюда приводили для исцеления больных людей, здесь якобы похоронено несколько человек. …Две вертикальные палки с перекладиной, к которой привязаны разноцветные ленточки. Вокруг посажены ирисы, тюльпаны, пионы. Старое дерево черешни. Видны следы каменной кладки. Ясно, что здесь было какое-то сооружение, причем четко сориентировано по линии восток-запад. С восточной стороны развал каменной кладки закруглен, словно алтарь. Так и есть, это фундамент некогда самой главной местной христианской святыни – церкви Успения Богородицы. Вот ведь как: выходит, что местные татары все еще почитают места бывших христианских святынь! Сами, конечно, они этого не помнят, но интуитивная, историческая память народа не пропадает.

Вот и еще один фактор добрососедского сосуществования нескольких народов: взаимное уважение к культовым объектам друг друга. Татары присматривают за святынями греков, греки почтительно относятся к мусульманским кладбищам, русские уважают культуру и греков, и татар. Если все будут придерживаться этого простого правила, то вскоре навсегда забудутся на нашем полуострове любые разговоры о сложной межнациональной и конфессиональной обстановке. Хочется надеяться, что именно так и будет.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bestreferat.ru

Валерий БОРИСОВ

23 марта исполняется 74-я годовщина уничтожения фашистскими карателями и их прислужниками – «хиви» из деревни Коуш греческой партизанской деревни Лаки в Бахчисарайском районе. Эта карательная акция осуществлена в 1942 году и всегда останется в памяти поколений и как жесточайший акт геноцида, и как несмываемое пятно позора, лежащее на палачах, его осуществивших.

Первым населенным пунктом, с которого началась реализовываться одна из самых бесчеловечных форм геноцида в Крыму — сожжение населенных пунктов с мирным населением, был рабочий поселок Чаир в Бахчисарайском районе, уничтоженный 4 февраля 1942 года. Вторым стало село Лаки. На поселке Чаир и деревне Лаки карателями оттачивали практику последующего уничтожения десятков населенных пунктов Крыма с его жителями.

Захват и уничтожение

История гибели деревни Лаки описана достаточно подробно. Вспомним ее еще раз в этот памятный день…

Но почему сожгли именно эту деревню? Почему именно к ее жителям фашисты были столь беспощадны?

Историк Пантелеймон Кесмеджи в книге «Греки Крыма» приводит слова командира Бахчисарайского партизанского отряда Михаила Андреевича Македонского , позднее — командира Южного соединения партизанских отрядов Крыма. Он рассказывает, что его отряд своим существованием был обязан жителям Лаки, которые оказывали партизанам помощь едой, одеждой, а в морозы устраивали на постой. Вокруг было много других сел, но в каждом из них жили хотя бы несколько предателей — а в Лаках все поддерживали довоенную власть, работал сельсовет, на здании которого вызывающе развивался красный флаг.

Свидетелем уничтожения непокорной деревни был Юрий Михайлович Спаи , племянник Николая Константиновича Спаи, легендарного разведчика Карасубазарского партизанского отряда… Тогда, в 1942-м, он был тринадцатилетним мальчиком...

«23 марта 1942 года деревню окружили немцы и добровольцы-крымские татары из карательного батальона, — рассказывает Юрий Спаи. — Всех жителей собрали перед сельсоветом, обыскали. Видимо, немцам поступил донос… В сторону сразу же отогнали более тридцати мужчин. Среди них были мой дядя и два брата. Я, тогда еще наивный подросток, подошел и спросил: "Дядя Митя, а вы чего здесь?" А он мне по-гречески, чтобы не поняли татары, ответил: "Юра, уходи, а то и тебя тоже убьют. Нас ведут на расстрел". Такое забыть нельзя...»

Деревню подожгли , громко залаяли собаки, людей охватила паника. Всю черную работу делали татары. Тетю Юрия Михайловича привязали к кровати, а ее восьмимесячного ребенка, как тряпку, кинули в огонь. Женщина кричала до тех пор, пока на нее не обрушилась горящая кровля. Огонь уничтожил все 87 дворов. Тех, кто остался в живых, в том числе и Юрия Спаи, в сопровождении крымско-татарских добровольцев отправили через Бахчисарай…» в село Биюк-Онлара (ныне поселок Октябрьское).

«Так будет со всяким, кто действует против немцев»

Благодаря рассекреченным архивам МВД СССР удалось узнать и одну ранее неизвестную страницу истории уничтожения этого села. Из протокола допроса старшей переводчицы Севастопольского отделения «СД» Обидовой-Халиловой от 14 октября 1947 года было установлено, что «летом 1943 года Майер (начальник немецкой службы безопасности в Севастополе, штурмшарфюрер СС. – авт.) был вызван в Симферополь с командой добровольцев-татар. По возвращению (…) Майер рассказал мне, что по указанию оберштурмбанфюрера ЦАПП (…) командира полиции и службы безопасности Крыма (…) и при прямом его, Майера, участии за содействие партизанам ими были расстреляны все жители деревни Лаки Бахчисарайского района и деревня сожжена дотла.

Добровольцы-татары Мамедов Айдер Сеид Али и Мамедов Белял рассказывали мне об этом более подробно. Они говорили, что кроме них в деревню Лаки были стянуты еще части «СС», солдаты которых вырывали у женщин из рук маленьких детей и бросали их в горящие избы.

На глазах у стариков солдаты эсэсовских частей расстреливали их сыновей и дочерей (так, давая подобные показания, татары-каратели спасали свою шкуру, обвиняя в преступлениях своих сообщников, – авт .). После истребления всего населения и сожжения деревни немцы прибили кругом щиты с надписью на немецком и русском языках: (…) «Так будет со всяким, кто действует против немцев». (Следственное дело № 234 по обвинению немецких военных преступников: 1.Еникке Эрвина … и других в количестве 12 человек в преступлении, предусмотренном ч. 1-й Указа Президиума Верховного Совета Союза ССР от 19 апреля 1943 года. МВД СССР. Севастополь. Октябрь-ноябрь 1947года. До воссоединения Крыма с Россией - Архив Главного управления СБУ Украины в АР Крым.д. 2262. Т.1. л. 21).

Пусть память о прошлом вас не тревожит?

А как же сейчас обстоят дела с увековечиванием памяти трагедии партизанской деревни Лаки и партизанского поселка Чаир в Бахчисарайском районе? У районных чиновниках память об этих «хатынях» не в чести. О них не просто забыли, создается впечатление, что власти их сознательно замалчивают! Так, Бахчисарайский райсовет и администрация района, организаторы проходившего 11 декабря 2015 года круглого стола в Бахчисарайской райадминистрации, в его названии — «72 годовщина трагедии сел Бахчисарайского района, сожженных нацистами в годы ВОВ…» хронологически исключили уничтожение населенных пунктов Чаир (4 февраля 1942 года) и Лаки (23 марта 1942 года), сдвинув начало гитлеровских карательных акций на год позже.

Правильно – 73-я годовщина! А редакция районной газеты «Слава труду» в двух публикациях повторила эту ошибку и исправлять ее на поступившее замечание от историков — так же, как и Бахчисарайский районный совет — категорически отказалась (!)

В этом году памятные дни гибели этих населенных пунктов на уровне района не отмечались, никаких официальных мероприятий организовано не было. Никакой информации о существовании таких памятных дней партизанских поселка Чаир и села Лаки в идеологическом рупоре района — газете «Слава труду» и других средствах массовой информации района — опубликовано не было.

Получается, что для бахчисарайских чиновников нет в истории места уничтоженным гитлеровцами партизанским «хатыням»?

Этот вывод корреспондируется и с тем фактом, что к памятному дню сожжения поселка Чаир – 4 февраля — в вестибюле Бахчисарайского районного совета и администрации района развернули выставку, посвященную уничтожению в годы Великой Отечественной войны… деревни Синапное (бывш. Улу-Сала), которое произошло 22 декабря 1943 года. Кому выгодно такое вызывающее противопоставление двух трагедий с замалчиванием драматической истории поселка Чаир?

Неудобные вопросы чиновникам

Постановлением Верховного Совета Автономной Республики Крым от 18 мая 2011 года №369-6/11территория бывшей греческой деревни Лаки в Бахчисарайском районе объявлена культурно-историческим памятником местного значения «Деревня Лаки» и даны конкретные поручения по его реализации Совету министров Крыма, Бахчисарайской районной государственной администрации со сроками их исполнения.

Прошло пять лет. Вопрос к первым должностным лицам Республики Крым и Бахчисарайского района: как реализуется это постановление? Аникак ! Ни один из пунктов указанного постановления не выполнен.

Включено ли создание культурно-исторического памятника «Деревня Лаки» в разрабатываемый проект схемы территориального развития Республики Крым? – По тем документам, которые выложены в интернете, нет !

Включен ли культурно-исторический памятник «Деревня Лаки» в разрабатываемый проект схемы территориального развития Бахчисарайского района Республики Крым и в разрабатываемую Стратегию социально-экономического развития Бахчисарайского района на период до 2030 года? –нет !

И еще один факт. В Бахчисарайском районе впервые в Российской Федерации (на уровне районов) разработан в первой редакции Военно-исторический календарь Бахчисарайского района, который до последнего времени публиковался частями в газете «Слава труду». А сейчас по необъяснимым причинам эта публикация прекратилась…

Вот так в Бахчисарайском районе реализовывается Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 года № 1493.

Памятник погибшим жителям партизанской деревни Лаки

Для всех честных людей и патриотов России

Трагическая гибель партизанской деревни Лаки 23 марта 1942 года — не только символ вечной скорби и печали о понесенных жертвах, но и символ доблести, мужества, героизма, несломленной духовной силы, гордости за наших героических предков, выстраданную народную победу над фашизмом. И никакие бюрократические противодействия чиновников не сотрут память о нашей великой истории.

Почетный гражданин города Бахчисарая

Горный Крым богат на удивительные места. Одно из них, в междуречье Качи и Бельбека , в эпоху княжества Феодоро вполне могло бы носить загадочное имя «край часовен». Эта долина находится в горах, на высоте в полкилометра над уровнем моря. Она со всех сторон окружена холмами, поросшими лесом. Чтобы найти к ней путь, за точку отсчета можно взять Сюйреньскую крепость: ниже по склону раскинулось село Куйбышево. От этого села путь лежит вверх, по извилистой тропе на север, и конечную цель вы ни за что не пропустите: подъем резко закончится, и вы замрете от восторга при виде открывшейся внизу панорамы.

Когда-то в Средние века здесь было городище с крепостью Керменчик, теперь это село Высокое (самый высокогорный крымский поселок). Сама крепость стоит выше метров на 200, и находится в 500 метрах от села. С южной стороны крепости была башня-донжон, а общая протяженность оборонительной стены — около 250 метров. До сих пор никаких серьезных раскопок здесь не было, это стандартный замок-убежище того времени.

Итак, ничего уникального в этой крепости нет. Что же здесь такого, что так удивляет и поражает? Дело в том, что на очень скромной по размерам территории, включающей ближайшие окрестности Керменчика и деревни Лаки (ее сейчас нет), находится 14 часовен и церквей . Сейчас это всего лишь остатки бывших храмов, когда-то разбросанных по всей долине.

Известны даже названия некоторых церквей: к сожалению, их только девять. Восемь из них – это церковь Святой Троицы (она была главной в Керменчике), Успения Богородицы, Космы и Дамиана, Иоанна Предтечи; еще известны церкви Святой Евфимии, Феодора Тирона, Максима и Феодора Стратилата. Все они небольшие, и сейчас от них остались лишь развалины, но где еще в нашей стране вы найдете подобное?

Девятая церковь с названием – это храм Святого Луки (к счастью, сохранившийся после уничтожения фашистами в 1942 году села Лаки и его жителей). Он самый целый из всех, потому что был возведен в 1904 году (до него на этом месте стояла деревянная церковь шестнадцатого века). Главный вход в храм – западный. Прямо над входом на портале надпись «ETOΣ 1904» (год 1904). Если поднять глаза выше, можно увидеть фразу из несколько слов, вырезанных полукругом, — «NAOΣ TOY AГIOY КAI EYAГГEЛIΣ TOY ЛOYKA», что означает в переводе с новогреческого «Храм Святого и Евангелиста Луки».

Внутри храма в советское время ободрали штукатурку с росписью. Тем не менее, некоторые изображения можно различить: частично сохранились фрески евангелистов Матфея, Марка, Иоанна и Луки. Они изображены символически, соответственно как ангел (посланник в мир Сына Божия), лев (символ могущества и царского достоинства Иисуса), орел (высота и Божественные тайны учения евангелистов) и телец (жертвенное искупительное служение). Сейчас местность, прилегающая к церкви, наводит трепет своей тишиной. Есть один только маленький скит, где живут и молятся монахи-отшельники.

Если возникнет желание, можно полюбоваться замечательным видом Лакинской котловины и окрестностей, в том числе огромного скального массива, на северо-запад от бывшего села Лаки. Панорама эта открывается с горы Святого Ильи и с ее склонов.

Как добраться

Если вы решили ехать в Лаки общественным транспортом, то удобнее всего начинать свое путешествие от города Бахчисарай. В Бахчисарае есть остановка автобусов до села Синапное. Из автобуса надо выйти за селом Баштановка, где вы увидите поворот с основной дороги направо. На этом месте стоит указатель «Лаки 8 км». Выходите здесь, и двигайтесь дальше по направлению указателя (кстати, следующий населенный пункт за Баштановкой — это самый ближайший к долине поселок Машино, в 8 километрах).

Идти к селу Лаки придется все время в гору. Асфальтированная дорога, по которой вы начнете путь, в конце упирается в воинскую часть: туда вам не нужно. Свернуть с нее налево надо практически сразу за мостом, так вы выйдете на грунтовую дорогу. Идите дальше по ней, и через десять километров вы увидите перевал. Взгляните на карту: место, где было село Лаки, находится на седловине перевала. Посмотрев налево, вы увидите гору святого Ильи с развалинами часовни святой Троицы, а направо, – гору Татар-Ялта. Если будет желание искупаться, то за перевалом есть несколько озер.

Автомобилем, если погода сухая, можно добраться по грунтовке. Для этого надо свернуть с шоссе Бахчисарай – Синапное между Баштановкой и Машино. Так же, только с другой стороны, можно добраться от села Высокое.

О МЕСТАХ СИЛЫ

Местами силы являются особые территории, разбросанные по всей планете. Они отличаются яркими особенностями и сильным воздействием на человека. Чаще всего, места силы, которые имеют природное происхождение, выразительно выделяются на общем фоне. В их число могут входить горы-одиночки или целый массив, который можно отличить из другой массы по целому ряду признаков (Килиманджаро, Белуха, Кайлас), источники воды, озера, водопады. Древние цивилизации приписывали таким местам огромную сакральную значимость. Возводились особые постройки, которые усиливали позитивное влияние на окружение и человека в частности. Это и пагоды, и пирамиды, и дольмены, и каменные круги и многое другое.

Деревня Лаки, была расположена между селами Бахчисарайского района Высоким и Верхоречьем. Ее основали греки, жившие в Крыму во времена раннего средневековья, называлась она тогда Лака. Зажиточная небольшая деревня на 60 дворов располагалась на живописных склонах крымских гор.

На одном из холмов была построена церковь Святого Луки. Местные жители считали, что самое название их деревни идет от имени святого Луки.

Позже в 1904 году местные жители перестроили старый храм. Сейчас от церкви Святого Луки сохранились только колокольня до звонницы, ряд помещений церкви, купол сохранился частично.

Над входом в храм видны сохранившиеся греческие надписи дата постройки храма «1904» немного выше – «Храм (в честь) Святого и Евангелиста Луки». Еще выше есть еще одна надпись – это слова Христа на новогреческом: «Придите (ко мне) все труждающиеся и бремененные и я упокою (вас)». За храмом раньше было старое церковное кладбище.

Заметили неточность или данные устарели - внесите исправления, мы будем благодарны. Создадим лучшую энциклопедию о Крыме вместе!
Деревня Лаки, была расположена между селами Бахчисарайского района Высоким и Верхоречьем. Ее основали греки, жившие в Крыму во времена раннего средневековья, называлась она тогда Лака. Зажиточная небольшая деревня на 60 дворов располагалась на живописных склонах крымских гор. На одном из холмов была построена церковь Святого Луки. Местные жители считали, что самое название их деревни идет от имени святого Луки. Позже в 1904 году местные жители перестроили старый храм. Сейчас от церкви Святого Луки сохранились только колокольня до звонницы, ряд помещений церкви, купол сохранился частично. Над входом в храм видны сохранившиеся греческие надписи дата постройки храма «1904» немного выше – «Храм (в честь) Святого и Евангелиста Луки». Еще выше есть еще одна надпись – это слова Христа на новогреческом: «Придите (ко мне) все труждающиеся и бремененные и я упокою (вас)». За храмом раньше было старое церковное кладбище. Сохранить изменения

И, в тот самый момент, когда я уже себя начала ругать за порыв, наконец-то увидела монастырь. Вот только вместо живописных развалин обнаружила отреставрированный храм. Но с первых минут стало ясно, что шла не зря. Настолько хорошо там оказалось. Вот есть некие места силы на планете, это видимо одно из них. Ощущался полнейший покой в душе. Но помимо покоя, в Лакской долине поражает тишина. Какая-то особенная тишина, кажется, что здесь молчит сама природа. Как будто природа помнит о трагедии, произошедшей на этом месте 60 лет назад.

Дорога к монастырю

Когда-то здесь была чудесная греческая деревня (по данным советской переписи 1926-го года в селе Лаки проживало 240 греков (из 260-ти жителей), в которой жили потомки гордых феодоритов. Всю деревню составляло несколько династий, живших тут с незапамятных времен. Мелодичные греческие фамилии Спаи, Лели, Арваниди происходят из этих мест. Люди растили табак, виноград, разводили скот, воспитывали детей и не интересовались тем, что происходило вне их деревни. У них был свой собственный мирок, чужаков не пускали, хотя встречали радушно. Пока не пришла война и трагедия, которую назвали Крымской Хатынью. По какому-то мистическому совпадению произошла она ровно за год до сожжения Хатыни – день в день – 23 марта 1942 года.

За поддержку партизан село было уничтожено фашистами. Огонь уничтожил все 87 дворов. Фашисты старались полностью стереть с лица земли эту деревню, но так и не смогли разрушить до основания церковь. Почему сожгли именно эту деревню? Жители Лак с первого дня оккупации Крыма активно помогали партизанам. Вокруг было много других сел, но в каждом из них жили хотя бы несколько предателей, а в Лаках предателей не было. За эту непокорность греки и были преданы огню.

Здесь было село Лаки

В 2005 году здесь был открыт мужской православный монастырь.

Мужской монастырь Святого апостола и евангелиста Луки в исчезнувшем селе Лаки

Храм святого Луки

Храм святого Луки

Монастырь Святого апостола и евангелиста Луки

Монастырь Святого апостола и евангелиста Луки

Трапезная монастыря

Монастырь Святого апостола и евангелиста Луки

Монастырь Святого апостола и евангелиста Луки

Места эти обитаемы с давних времен. В районе деревни Лаки обнаружены следы двух небольших поселений VI-VIII вв. Еще до недавнего времени неподалеку находились остатки храма св. Троицы – небольшой крестово-купольной церкви XIII вв., а недалеко от нее – развалины еще более древнего храма с остатками кладбища. На одном из надгробных камней надпись, датируемая 1362 годом.
Есть мнение, что название Лаки происходит от имени святого Луки, но в Греции есть много сёл и городков с таким названием, поэтому, более вероятно, что этимология греческая. Название "Лаки", или "Лака", в переводе с греческого и означает "бассейн".

Исчезнувшая деревня Лаки

Монастырь Святого апостола и евангелиста Луки

Церковь св. Луки не всегда была такой. Облик она меняла трижды. В построенной в 1904 году на месте старой деревянной церкви XVI века церкви вместо птиц были хмурые лики святых, ангелов, льва, орла и вола. Ангелом был изображен евангелист Матвей, львом символизировался евангелист Марк, а евангелисты Лука и Иоанн – изображениями орла и тельца.
Лакский храм является единственным храмом во имя св. Луки в Крыму, что удивительно, ведь святой апостол и евангелист Лука был почитаем и уважаем всеми христианами, не только греками, хотя ими больше уже потому, что тоже был греком.

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Храм Святого Луки

Монастырь Святого апостола и евангелиста Луки

Монастырь Святого апостола и евангелиста Луки

Монастырь Святого апостола и евангелиста Луки

Храм Св.Луки восстановили совсем недавно на средства греческой общины, а также установили обелиск невинно убиенным. Говорят, что на гранитной плите обелиска специально оставили место, чтоб пополнять список жертв далекой трагедии по мере того, как их установят поисковики.

Обелиск жертвам трагедии

Исчезнувшая деревня Лаки

Исчезнувшая деревня Лаки

Исчезнувшая деревня Лаки

Очень пожалела, что рюкзак бросила в кустах, так не хотелось уходить отсюда. Но нужно было, поэтому захватив бутылку с водой, которой меня снабдил на дорогу батюшка, я все же через час выдвинулась обратно.

Мужской монастырь Святого апостола и евангелиста Луки

Добираться удобнее всего из Бахчисарая. В Бахчисарае сесть на автобус, идущий до села Синапное. Не доезжая до села Машино (за селом Баштановка) будет поворот с главной дороги направо и небольшой указатель. Выходите из автобуса и идете по этому указателю (недалеко от Баштановки находится Качи-Кальон, про него я рассказывала , а также Кыз-Кермен, можно совместить).
До села Лаки около 10 км. Дорога будет все время идти в гору. Вначале это будет асфальтированная дорога, затем с нее почти сразу за мостом, повернуть влево (если пройти по асфальтированной дороге дальше, упретесь в воинскую часть, и придется возвращаться). Село Лаки и монастырь находятся на седловине перевала. За перевалом – находятся озера, в которых можно искупаться.
Лучше всего, конечно, ехать на машине, потому что пешком в гору путь не близкий.



Что еще почитать