Меры международной защиты прав человека. Презентация на тему: Международная защита прав человека. Презентация на тему

Видеоурок:




Лекция:


Международное право


Современный мир, характеризующийся многообразием межгосударственных отношений экономического, политического, культурного, экологического характера, безусловно, нуждается в правовом регулировании. Это регулирование обеспечивается нормами особого значения - международным правом, которое стоит над внутренним законодательством любого государства.

Основными источниками международного права являются:

    международные декларации и конвенции (к примеру, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г.),

    международные обычаи (к примеру, беспрепятственный пролёт космических кораблей через воздушное пространство иностранного государства),

    международные договора,

    решения и постановления международных организаций.

Устав ООН занимает особое место среди источников международного права, в нём закреплены основные принципы :

  • гуманизм,
  • справедливость,
  • суверенное равенство государств,
  • невмешательство во внутренние дела государств,
  • нерушимость государственных границ,
  • мирное разрешение конфликтов,
  • сотрудничество государств и др.
Основными функциями международного права являются:
  • координирующая (установление стандартов поведения государств в международных отношениях),
  • регулирующая (обеспечение функционирования всей системы международных отношений),
  • охранительная (защита интересов наций и государств).

С помощью норм международного права государства устанавливают правила совместного существования в мире и общения. Каждым государством разрабатывается своя Концепция национальной безопасности, которая не может противоречить принципам и правилам международного права, также, как и внешнеполитическая деятельность государства.

Международный правопорядок обеспечивается самими государствами и деятельностью международных организаций:

    ООН – Организация Объединённых Наций, созданная для обеспечения сотрудничества государств в различных сферах межнациональных отношений;

    ЮНЕСКО – подразделение ООН по вопросам образования, науки и культуры;

    МОТ – Международная организация труда, регулирующая трудовые отношения. Также является подразделением ООН;

    Совет Безопасности ООН – поддерживающий международный мир, вводящий санкции и применяющий силу в случае возникновения угрозы со стороны какого-либо государства;

    ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека, рассматривающий дела против государств, возбуждаемые физическими или юридическими лицами;

    Международные трибуналы ООН – привлекающие к ответственности лиц, нарушивших нормы международного гуманитарного права.

Международное гуманитарное право


Нормы международного права главным образом действуют в мирное время. Однако на протяжении всей истории человечества происходили войны и как бы ни старались государства - члены ООН избегать их, вооружённые конфликты происходят и по сей день. Однако и во время войны права человека находятся под защитой особого раздела международного права, которое называется международным гуманитарным правом. МГП исходит из того, что даже во время войны должна быть сохранена хоть какая-то толика гуманности и берёт под свою защиту человека. Всё население страны, в которой происходит война, условно делится на сражающихся (комбатантов) и не сражающихся (некомбатантов, к которым относятся медицинский персонал, повара, обслуживающие армию, журналисты и гражданское население). Международное гуманитарное право содержит нормы защиты не только некомбатантов, но и комбатантов.

Источниками международного гуманитарного права являются Гаагская и Женевские конвенции. Гаагская конвенция была принята в 1899 и 1907 годах, она устанавливает права и обязанности воюющих сторон и ограничивает применение средств и методов войны, наносящих чрезмерные страдания и ущерб. Женевские конвенции о защите жертв войны, принятые в 1949 г. устанавливают:

  • то, что медицинские учреждения, транспорт и персонал пользуются защитой, нельзя совершать военные действия против них;
  • обязанность гуманного отношения к гражданскому населению, защита гражданских объектов (жилых домов, больниц, школ и т.д.), запрет вызывать голод среди гражданского населения;

    обязанность армии подбирать на поле боя раненных противников и оказывать им помощь;

    военнопленных нужно регистрировать и сообщать о них государству, за которое они сражались;

    запрет на применение пыток к военнопленным;

    запрет на применение оружия, способного причинить людям чрезмерные страдания;

    запрет на использование "военной хитрости", к примеру, на использование эмблемы Международного комитета Красного Креста для маскировки своего транспорта;

    многие другие правила и законы ведения войны.

Участники Женевских конвенций обязаны привлекать к уголовной ответственности лиц, нарушивших нормы международного гуманитарного права и совершивших военные преступления, к примеру, такие как:

    пытки военнопленных,

    жестокое обращение с мирным населением;

    применение запрещённого оружия,

    бессмысленное разрушение населённых пунктов,

    уничтожение культурных ценностей,

    захват заложников,

    мародёрство и др.

Рассмотрение подобных дел является компетенцией военных судов внутри государства, а также Международных трибуналов ООН. К военным преступлениям не применяется срок давности. То есть лицо, совершившее военное преступление будет привлечено к ответственности в любое время после обнаружения факта совершения преступления.

Основа защиты общих прав человека была заложена принятием Всеобщей декларации прав человека (10 декабря 1948 г.). Этот день ежегодно отмечается как День защиты прав человека. В литературе высказывается мнение, что Всеобщая декларация прав человека в силу обычая приобрела статус юридически обязательного документа. Однако документ обладает той силой и степенью юридической обязательности, которую ему придали принимавшие его субъекты МП. Декларация принималась ГЛ ООН как документ рекомендательного характера, устанавливающий международно-правовые стандарты в области прав человека, к которым необходимо стремиться государству. Поэтому говорить, что Декларация прав человека достигла статуса обычной нормы, не совсем правильно. Другое дело, что положения Декларации могут совпадать по содержанию с уже существующими нормами МП.

Всеобщая декларация прав человека закрепляет:

Равенство людей - все люди рождаются свободными и равными в правах;
- недискриминацию по признаку пола, расы, цвета кожи, пола, языка, религии и другим признакам;
- право каждого на жизнь, свободу и личную неприкосновенность;
- запрет рабства и работорговли; запрет пыток или жестокого обращения;
- право каждого на правосубъектность;
- равенство всех перед законом; право на обращение в суд; запрет произвольных арестов;
- презумпцию невиновности и запрет обратной силы уголовного закона;
- право на свободу передвижений и выбор места жительства; право на гражданство;
- право на вступление в брак;
- право владеть имуществом; право на свободу убеждений; право на мирные собрания;
- право на участие в управлении общественными и государственными делами;
- право на труд и другие права и свободы человека. Всеобщая декларация нрав человека дала толчок к разработке и заключению конвенций по правам человека (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Женевские конвенции о защите прав человека в период вооруженных конфликтов 1949 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международные пакты о правах человека 1966 г. и др.).

Под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

Убийство членов этой группы;
- причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
- предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;
- меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
- насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

Геноцид является преступлением, нарушающим МП. Наказуемы как сам геноцид, так и заговор с целью совершения геноцида, прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида, покушение на совершение и соучастие в геноциде. Лица, обвиняемые в совершении геноцида, должны быть судимы судом того государства, на территории которого было совершено это деяние, или международным уголовным судом.

Государства сотрудничают в пресечении геноцида и обязуются выдавать лиц, обвиняемых в совершении геноцида. В отношении выдачи геноцид не рассматривается как политическое преступление.

Современное МП запрещает рабство.

Согласно Конвенции относительно рабства, подписанной в Женеве 25 сентября 1926 г., с изменениями, внесенными Протоколом от 7 декабря 1953 г. (Женева, 25 сентября 1926 г.), рабство - это состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них. Торговля невольниками включает в себя всякий акт захвата, приобретения или уступки человека с целью продажи его в рабство; всякий акт приобретения невольника с целью продажи его или обмена; всякий акт уступки путем продажи или обмена невольника, приобретенного с целью продажи или обмена, равно как и вообще всякий акт торговли или перевозки невольников (ст. 1).

Государства обязуются: пресекать торговлю невольниками; добиваться отмены рабства во всех его формах; принимать все меры для наказания этих .

В соответствии с Дополнительной конвенцией об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством (Женева), отменяются: долговая кабала, крепостное состояние, обычаи, сходные с рабством, в отношении женщин и детей. Преступлениями объявлены: работорговля; обращение другого лица в рабство или склонение к отдаче себя в рабство; покушение и соучастие в таких действиях; а также калечение, клеймение лиц, находящихся в подневольном состоянии.

Следующим важнейшим документом в области прав человека является Конвенция о защите нрав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.). Конвенция подписана Россией в 1996 г. и ратифицирована в 1998 г. Конвенция (в ред. 1985 г.) вступила в силу для России 5 мая 1998 г. Однако через полгода вступила в силу новая редакция Конвенции (1994 г.), которая и действовала до середины 2010 г. К Конвенции имеется 14 Протоколов. Россия участвует в некоторых из них. В январе 1950 г. Россия ратифицировала 14-й протокол к Конвенции, в результате чего ЕСПЧ реформируется.

Согласно Конвенции государства-участники обеспечивают каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в разд. I Конвенции: право на жизнь, запрещение пыток, запрещение рабства и принудительного труда, право па свободу и личную неприкосновенность, право на справедливое судебное разбирательство, право на уважение частной и семейной жизни, свобода мысли, совести и религии, свобода выражения мнения, свобода собраний и ассоциаций, право па эффективные средства правовой защиты и другие права.

В период войны или иного чрезвычайного положения, угрожающего существованию нации, государства могут принимать меры в отступление от своих обязательств по Конвенции только в той степени, в какой это обусловлено чрезвычайностью обстоятельств при условии, что такие меры не противоречат другим обязательствам по МП. Государство, использующее право отступления, информирует Генерального секретаря Совета Европы о введенных ею мерах и о причинах их принятия, а также о прекращении действия таких мер и возобновлении осуществления положений Конвенции в полном объеме.

В целях обеспечения соблюдения обязательств, принятых па себя государствами по Конвенции и Протоколам к ней, образуется ЕСПЧ, который работает на постоянной основе.

Важное место в системе обеспечения и защиты прав человека занимают Международные пакты об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и , которые были ратифицированы СССР.

К Международному пакту о гражданских и политических нравах имеются два Факультативных протокола. Первый Факультативный протокол был ратифицирован СССР и на сегодняшний день в нем участвуют около 50 государств. Второй Факультативный протокол (о запрете смертной казни) Российская Федерация пока не ратифицировала.

В ст. 1 обоих Пактов закрепляется право народов на самоопределение, в соответствие с которым они свободно устанавливают свой политический статус и обеспечивают свое экономическое и политическое развитие, свободно распоряжаются своими естественными богатствами и ресурсами. Ни один народ не может быть лишен принадлежащих ему средств существования.

Устанавливается также принцип равенства граждан независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

В соответствии со ст. 2 Пакта о гражданских и политических правах государства-участники обязуются принять все необходимые меры, в том числе законодательные, для осуществления прав человека, указанных в этом договоре. Согласно ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах государства должны принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное осуществление прав и свобод, признаваемых в Пакте.

На основании норм Пакта об экономических, социальных и культурных правах государства гарантировали индивиду:

Право на труд, включая право па место работы, справедливые и благоприятные условия труда, право на отдых и т.д.;
- право на участие в профсоюзах; право на и социальное ;
- охрану семьи;
- право на образование и участие в культурной жизни и другие права.

Международный пакт о гражданских и политических правах помимо таких общих прав человека, как:

Право на свободу и личную неприкосновенность;
- право на гуманное обращение;
- право на свободное передвижение и свобода выбора места жительства;
- равенство граждан перед судом и презумпция невиновности;
- право на защиту личной жизни;
- право на свободное выражение мнений;
- право на мирные собрания и другие права.

Пакт также установил перечень неотъемлемых прав и свобод человека, отступать от которых государство не вправе ни при каких обстоятельствах. К ним относятся: право на жизнь; запрет пыток, жестокого бесчеловечного обращения или наказания; запрет рабства и работорговли; запрет лишать человека свободы только на том основании, что он не выполняет какие-либо договорные обязательства; запрет придания уголовному закону обратной силы; право на правосубъектность; право на свободу мысли, совести и религии. Эти неотъемлемые права образуют минимальный стандарт прав человека. В Пакте регламентируются порядок создания и деятельности Комитета по правам человека.

В соответствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации государства обязались проводить политику ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Под расовой дискриминацией понимается любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью уничтожение или умаление осуществления на равных началах прав человека и основных свобод.

Запрещаются всякая пропаганда и вес организации, основанные на идеях превосходства одной расы или группы лиц определенного цвета кожи или этнического происхождения. Объявляются преступлением распространение идей, основанных на расовом превосходстве или ненависти, все акты насилия, предоставление помощи для проведения расистской деятельности.

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания запрещает пытки.

Под пыткой понимается "любое действие, которым лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо, или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия" (ст. 1 Конвенции).

В это определение не включаются боль или страдания, которые возникают в результате законных санкций, неотделимы от них.

Применение пытки объявляется преступлением, и никакие обстоятельства (состояние войны, внутренняя нестабильность, чрезвычайное положение) не могут служить оправданием пыток. Государства не должны высылать или выдавать какое-либо лицо другому государству, если имеются основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток.

Согласно Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск) договаривающиеся стороны обязались обеспечивать каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией, нрава и свободы, изложенные в Конвенции. Статья 2 Конвенции охраняет право каждого человека па жизнь. Смертный приговор, как правило, не может быть вынесен женщинам. Смертный приговор не может быть вынесен женщинам, находящимся в момент вынесения приговора в состоянии беременности, смертный приговор не может быть исполнен в отношении женщин, находящихся в состоянии беременности к моменту исполнения приговора. Смертный приговор не может быть вынесен лицу за преступление, совершенное им до достижения 18-летнего возраста. Конвенция также предусматривает запрет пыток, рабства, принудительного труда, право на свободу и личную неприкосновенность, равенство перед судом, запрет обратной силы уголовного закона, право на уважение его личной и семейной жизни, на неприкосновенность жилища и тайну переписки, право на свободу мысли, совести и вероисповедания и другие демократические права. Помимо гражданских и политических, Конвенция предусматривает и экономические и социальные права. Особая защита предоставляется незащищенным слоям общества (детям, пенсионерам, инвалидам и т.д.). Конвенция устанавливает также перечень неотъемлемых прав и свобод.

В последнее время отмечается расширение сферы сотрудничества в гуманитарной сфере. Предметом международного регулирования становятся все новые области отношений в сфере прав человека. Так, Генеральной конференцией ЮНЕСКО принята Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека, согласно которой каждый человек имеет право на уважение его достоинства и прав, вне зависимости от его генетических характеристик. Исследования, лечение или диагностика, связанные с геномом какого-либо человека, могут проводиться лишь после тщательной предварительной оценки связанных с ними потенциальных опасностей и преимуществ и с учетом всех других предписаний, установленных национальным законодательством. Во всех случаях следует заручаться предварительным, свободным и ясно выраженным согласием заинтересованного лица. Если оно не в состоянии его выразить, то согласие или разрешение должны быть получены в соответствии с законом, исходя из высших интересов этого лица. Никто не может подвергаться дискриминации по признаку генетических характеристик.

Согласно Конвенции о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением достижений биологии и медицины: конвенции о правах человека и биомедицине (Овьедо) (Россия пока не участвует) государства гарантируют каждому соблюдение неприкосновенности личности и других прав и основных свобод в связи с применением достижений биологии и медицины. При этом интересы и благо отдельного человека превалируют над интересами общества или науки. Медицинское вмешательство может осуществляться лишь после того, как соответствующее лицо даст на это свое добровольное согласие. Это лицо заранее получает соответствующую информацию о цели и характере вмешательства, а также о его последствиях и рисках. Это лицо может в любой момент беспрепятственно отозвать свое согласие. Если в силу чрезвычайной ситуации надлежащее согласие соответствующего лица получить невозможно, любое вмешательство может быть осуществлено немедленно. Вмешательство в геном человека может быть осуществлено только при условии, что оно не направлено па изменение генома наследников данного человека. Конвенция регламентирует условия проведения научных исследования в области биологии и медицины, определяет порядок изъятия органов и тканей для трансплантации, закрепляет запрет па извлечение финансовой выгоды и возможное использование изъятых частей тела человека.






Title="Система СБСЕ Заключительный акт СБСЕ, подписанный в Хельсинки (1975), способствовал возникновению общественного движения правозащитников => Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В отличие от Совета Европы в ОБСЕ нет сложившег…">

















1 из 22

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Что такое права человека? 1) Согласно естественно-правовой теории – это права, присущие самой природе человека, без которых оно не может существовать как биосоциодуховное существо. Права человека принадлежат ему от рождения, в силу законов природы, не зависят от признания их государством. Государство может лишь закрепить, гарантировать их или ограничить. 2) Сторонники позитивистской концепции прав человека полагают, что права и свободы установлены волей государства и производны от него. Именно государство определяет перечень и содержание прав, которое оно дарует своим гражданам. Права человека – это нормативно оформленные (т.е. представленные в виде чётко оформленных норм) особенности бытия личности, которые выражают её свободу и являются необходимым условием её жизни, её взаимоотношений с другими людьми, с обществом, государством.

№ слайда 3

Описание слайда:

Международные документы Фундаментом существующей системы прав и свобод человека является Международный билль о правах человека (Хартия прав человека) = Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948) + Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966) + Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) + факультативный Протокол к последнему пакту (1966) + второй дополнительный Протокол, направленный на отмену смертной казни (1989).

№ слайда 4

Описание слайда:

Защита прав человека Сегодня на территории Европы действуют три системы защиты прав человека:Система ООН, основанная на Хартии прав человека и других документах ООН.Система Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).Система Совета Европы (СЕ).

№ слайда 5

Описание слайда:

Система ООН В 1946 г. Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС), который работает под руководством Генеральной Ассамблеи, учредил в качестве вспомогательного органа Комиссию ООН по правам человека. Каждый год на сессии Комиссии собираются не только 53 государства-члена, но и свыше 100 государств-наблюдателей. В 1976 г. ООН был создан Комитет по правам человека, состоящий из 18 экспертов.

№ слайда 6

Описание слайда:

Система СБСЕ Заключительный акт СБСЕ, подписанный в Хельсинки (1975), способствовал возникновению общественного движения правозащитников => Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В отличие от Совета Европы в ОБСЕ нет сложившегося механизма по рассмотрению индивидуальных жалоб.

№ слайда 7

Описание слайда:

Система Совета Европы Его ведущим документом стала Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), а также дополнительные протоколы к Конвенции, включившие весь перечень гражданских и политических прав и некоторые социально-экономические права. Для контроля за их осуществлением созданы специальные механизмы – Европейская Комиссия и Европейский Суд по правам человека в Страсбурге.

№ слайда 8

Описание слайда:

Международные преступления и правонарушения Виды международных преступлений:действия, направленные на развязывание или ведение агрессивной войны;военные преступления (убийства и истязания мирного населения оккупированных территорий, заложников, военнопленных, бессмысленное разрушение населённых пунктов);преступления против человечности.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Международное гуманитарное право Основоположник науки международного права Гуго Гроций в своей книге «О праве войны» (1625), исходил из того, что каждое государство имеет право вести войны, которые он подразделял на справедливые и несправедливые. Он считал, что в любой войне насилие должно иметь свои пределы и допускается только для достижения победы, жизнь же гражданского населения должна защищаться.

№ слайда 11

Описание слайда:

Международное гуманитарное право – свод норм как договорного, так и обычного характера, которые предназначены для решения гуманитарных проблем, являющихся прямым следствием вооружённых конфликтов – международных или внутренних, и ограничивают по гуманитарным соображениям право сторон в конфликте выбирать по своему усмотрению методы и средство ведения боевых действий, а также предоставляют защиту лицам и имуществу, которые пострадали или могут пострадать в результате конфликта.

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

Комбатанты – все организованные вооружённые силы, группы и подразделения, находящиеся под командованием лица, ответственного за поведение своих подчинённых. Комбатантам разрешено применять силу, брать противника в плен, убивать вооружённого противника. Попав в руки неприятеля, они становятся военнопленными.

№ слайда 14

Описание слайда:

К комбатантам относятся личный состав регулярных вооруженных сил;иррегулярные силы - партизаны, личный состав ополчений и добровольческих отрядов;экипажи торговых морских судов и экипажи гражданских самолетов воюющих сторон, если они переоборудованы в военные;бойцы, участвующие в национально-освободительных войнах, борющиеся против колониализма, расизма и иностранного господства;население неоккуппированной территории, которое при приближении неприятеля берется за оружие для борьбы с вторгнувшимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска (если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны).

№ слайда 15

Описание слайда:

Наемники - лица, вступающие за плату в вооруженную борьбу в защиту противоправных (колониальных, расистских и иных подобных) режимов. Наемники не находятся под покровительством международного права и наказываются как уголовные преступники. В отличие от добровольцев наемники не включаются в личный состав вооруженных сил и не могут рассматриваться как законные комбатанты. В ООН создан специальный комитет для разработки конвенции о борьбе с вербовкой, использовании, финансировании и обучении наемников, в которой эти действия должны рассматриваться как международное преступление.

Описание слайда:

Источники международного гуманитарного права Женевские конвенции 1949 г.: «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях» (Конвенция I); «Об улучшении участи раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море» (Конвенция II); «Об обращении с военнопленными» (Конвенция III); «О защите гражданского населения» (Конвенция IV).Женевские конвенции 1948 г.:против преступлений геноцида; Конвенция о беженцах.Дополнительные протоколы 1977 г.: Дополнительный протокол I (новые нормы, регулирующие международные вооружённые конфликты); Дополнительный протокол II (нормы, регулирующие вооружённые конфликты немеждународного характера).

№ слайда 18

Описание слайда:

Источники международного гуманитарного права Конвенция 1954 г. о защите культурных ценностей.Конвенция 1972 г. о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического оружия.Конвенция 1976 г. о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду.Конвенция 1980 г. о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или иметь неизбирательное действие.Всеобщая декларация прав человека (1948), важнейшие положения которой получили развитие применительно к военному времени.

№ слайда 19

Описание слайда:

Основные нормы международного гуманитарного права Лица, вышедшие из строя, а также лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях (гражданское население), имеют право на уважение к их жизни, а также на физическую и психическую неприкосновенность.Взятые в плен участники боевых действий (так называемые комбатанты) и гражданские лица должны быть защищены от любых актов насилия. Стороны в конфликте обязаны всегда проводить различия между гражданским населением и комбатантами, с тем, чтобы щадить гражданское население и гражданские объекты. Нападение должно быть направлено только против военных объектов.Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдался в плен или прекратил принимать участие в военных действиях.

№ слайда 20

Описание слайда:

Основные нормы международного гуманитарного права Раненых и больных следует подбирать, и им должна быть оказана медицинская помощь.Каждый имеет право на основные судебные гарантии. Никто не может подвергаться физическим или психологическим пыткам, телесным наказаниям, жестокому или унизительному обращению.Ограничивается право сторон в конфликте и их вооруженных сил выбирать средства и методы ведения войны. Запрещается применять оружие и методы ведения военных действий, способные причинить излишние разрушения или чрезмерные страдания.

№ слайда 21

Описание слайда:

№ слайда 22

Описание слайда:

Принцип уважения прав и основных свобод человека закреплен в преамбуле, ст. 1 и 55 Устава ООН. Так, например, в ст. 1 Устава в качестве цели членов Организации говорится о сотрудничестве между ними «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Согласно ст. 55 Устава «Организация Объединенных Наций содействует: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития… с) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех».

Наиболее полно эти общие положения Устава ООН были конкретизированы во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и двух пактах, принятых в 1966 г.: Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека. Трудно переоценить значение этого документа. Впервые в международной практике Декларация отразила идею о неразрывной связи и взаимообусловленности всего комплекса основных прав и свобод. Это положение нашло дальнейшее развитие в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 4 декабря 1986 года: «Все права человека и основные свободы неделимы и взаимозависимы; и развитие и защита одной категории прав не могут служить предлогом или оправданием для освобождения государств от развития и защиты других прав». Сегодня Всеобщая Декларация прав человека - это основной международный кодекс поведения в области правового статуса человека и гражданина. И хотя Декларация не создает для государств правовых обязательств, тем не менее она оказывает серьезное влияние на регулирование отношений между государствами, так как на основе ее положений в настоящее время разрабатываются и заключаются все международные договоры.

Более двадцати лет потребовалось для создания и принятия Генеральной Ассамблеей ООН Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах. Они были приняты в 1966 г. и вступили в силу в 1976 г. Ко второму пакту был принят Факультативный протокол, предусматривающий механизм разбора жалоб от отдельных лиц.

Эти три документа вместе составляют Международный Билль о правах человека.

В настоящее время международный кодекс, определяющий права человека, включают в себя около семидесяти основополагающих международных договоров и деклараций. К ним относятся названный выше Международный Билль о правах человека, а также принятые на его основе международно-правовые документы о самоопределении народов, о предупреждении дискриминации, геноцида, апартеида, рабства, о праве на гражданство, о праве на убежище, о правах беженцев, о свободе информации, о свободе ассоциаций, о браке и семье, правах детей и молодежи, о социальном прогрессе, обеспечении и развитии и т.д. К эти актам относится также ряд договоренностей, касающихся правового статуса отдельных категорий граждан: женщин, детей, инвалидов, умственно отсталых лиц, беженцев, апатридов (лицо, которое не рассматривается гражданином каким-либо государством в силу закона этого государства) и др. Все они дополняют и конкретизируют механизмы выполнения международных соглашений.

Международные нормы и стандарты в области правового статуса человека и гражданина устанавливаются путем соглашений между государствами, но не создают непосредственно прав и свобод человека. Эти нормы обязательны только для государств и между государствами. Осуществление, претворение в жизнь этих норм и стандартов является долгом и обязанностью государств-участников международных договоров о правах человека, в случае ратификации которых, они (государства) обязуются привести свое национальное законодательство в соответствие с обязательными нормами. Международная защита правового статуса человека и гражданина, осуществляемая международно-правовыми средствами, основываясь на общепризнанном принципе уважения к правам человека, служит хотя и важной, но все же вспомогательной мерой.

Тем не менее, существует также определенный набор институтов, обеспечивающих такую защиту на практике: Международный уголовный суд, Европейский суд по правам человека, Комитет ООН по правам человека и т.д.

Рассматривая европейский регион, стоит особо остановиться на деятельности крупнейшей европейской межгосударственной организации - Совете Европы. Одной из целей данной организации является: охрана прав человека, плюралистической демократии и главенства закона Совет Европы: Деятельность и результаты. Издание службы Общественных Отношений. 1998..

На сегодняшний день членами Совета Европы являются 44 государства (все европейские государства за исключением Ватикана, Беларуси, Монако и бывшей Югославии). Основным инструментом по исполнению Европейской конвенции по правам человека является Европейский Суд по правам человека, который и будет рассмотрен далее.

Европейский Суд по правам человека согласно Конвенции состоит из судей, число которых равно числу подписавших Конвенцию государств. Не существует ограничений по количеству судей одной национальности. Суд работает во французском Страсбурге на постоянной основе. Сейчас в нем заседают судьи - из 41 страны, Армения, Азербайджан и Босния пока не прислали судей.

Избираются судьи Парламентской ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ) из списка (каждая страна отправляет список из трех кандидатур). Кандидатура от каждой страны выбирается большинством. Судьи избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы на срок в шесть лет. Поскольку вначале действия Суда половина судей прекратила свои полномочия после срока в три года, теперь каждые три года половина состава Суда обновляется. Судьи в Суде выполняют свои обязанности индивидуально и не представляют ни одно из государств. Они не могут быть вовлечены в деятельность, которая может повлиять на их независимость. Срок полномочий судей также заканчивается в случае достижения ими возраста семьдесят лет. Общее собрание Суда избирает из своего состава Президента, двух Вице-президентов и двух Президентов секций Суда на срок три года Регламент Европейского Суда по правам человека от 4 ноября 1998 г..

Любое из подписавших Конвенцию государств, а также индивидуальный заявитель может быть истцом по делу о нарушении любого из гарантируемых Конвенцией прав со стороны любого из подписавших государств. Специальные формы, а также руководство по их заполнению может быть получено в Регистратуре Суда в Страсбурге.

При этом прежде, чем жалоба будет подана в Суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий.

Во-первых, предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией или ее Протоколами. Перечень этих прав достаточно широк, но в нем отсутствуют некоторые права, известные новейшему конституционному законодательству. Эти права закреплены в другой Конвенции Совета Европы - Европейской социальной хартии, однако юрисдикция Европейского Суда основана исключительно на Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Во-вторых, жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подает объединение лиц, каждый должен доказать свои конкретные личные претензии.

В-третьих, жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом.

В-четвертых, жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции государством.

В-пятых, для того, чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права, и, прежде всего, судебные средства такой защиты.

Процедура рассмотрения дел в новом Европейском Суде по правам человека является открытой и гласной. Слушания проходят открыто, если одна из Палат Суда ввиду исключительных обстоятельств не примет решения об обратном. Постановления Суда, а также другие документы, связанные с рассмотрением дела открыты для общественности.

Индивидуальные заявители могут подавать иск самостоятельно, однако наличие официального представителя рекомендовано и даже необходимо для проведения слушаний. Совет Европы основал специальную схему помощи для заявителей, не имеющих необходимых средств для обеспечения наличия официального представителя.

Официальные языки Суда английский и французский, однако, заявление может быть подано на любом из государственных языков стран, подписавших Конвенцию. Далее после того как иск будет признан принятым к рассмотрению, должен быть использован официальный язык Суда, если только Президент одной из Палат не утвердит использование того языка, на котором был подан иск.

В течение трех месяцев после оглашения решения любая из сторон может потребовать рассмотрения дела Большой Палатой. Подобные требования рассматриваются комиссией из пяти судей в составе: Президента Суда, Президентов Секций, за исключением Президента той секции, которая участвовала в вынесении решения по делу, другими судьями выбираемыми путем ротации из судей, которые не входят в Палату.

Решения палаты становятся окончательными по истечении трехмесячного периода или ранее, если стороны объявили об отсутствии намерения требования пересмотра, либо после отклонения требования вышеупомянутой Комиссией.

В случае принятия Комиссией дела к пересмотру, Большая Палата принимает решение по делу большинством голосов, и данное решение является окончательным. Окончательные решения суда являются обязательными по отношению к Государству ответчику по делу. Хотя и не существует механизма, который бы заставлял государства исполнять решения Суда, прецедент отказа исполнить решение Европейского суда за все годы его существования был только один: по урегулированию ситуации на острове Кипр.

Ответственность по контролю за исполнением решения Суда несет Комитет Министров Совета Европы. Также Комитет Министров несет ответственность по контролю за адекватностью тех мер, которые были приняты Государством во исполнение решений Суда.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Конституция РФ. Ст. 46, ч. 3.

Ратификация Федеральным Собранием Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод предоставила всем жителям России возможность обращаться за защитой своих прав в Европейскую Комиссию по правам человека, а также в Европейский Суд по правам человека.

По состоянию на 9 февраля 2004 года через Европейский Суд прошло 8199 заявлений от Российской Федерации (от граждан Российской Федерации, а так же от иностранных граждан, обжалующих действия властей Росси). Эти заявления поступили с момента вступления Конвенции в силу для Российской Федерации (5.05.1998). Из этого числа заявлений в работе находится уже 2181 досье, готовое к решению. 45 заявлений было послано с запросом Правительству Российской Федерации, российским властям, 3 жалобы признаны приемлемыми и по 3158 жалобам заведены предварительные досье, по которым ведется переписка заявителей. Т.е можно предполагать значительное увеличение решений по Российской Федерации в 2005-2006 годах Интернет-конференция Совета Европы и Европейского Суда по правам человека «Европейские стандарты защиты прав человека. Обеспечение доступа в Российской Федерации».

В то же время, незавершенность судебной реформы в Российской Федерации, плохое функционирование судов могут привести к констатации нарушений ст. 6 Конвенции, гарантирующей право на справедливое судебное разбирательство в разумные сроки. Исходя из практики Европейского суда по правам человека, в котором около 50% рассматриваемых дел связаны с нарушением разумных сроков судебного разбирательства, может стать частой практикой то, что Европейским судом будут выноситься решения о нарушении Россией положений Конвенции в данной области.

Для обозначения комплекса норм, непосредственно связанных с правами и свободами личности, используется понятие «международное гуманитарное право».

Международное гуманитарное право – совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности для их реализации и защиты.

Необходимость гуманитарного права была осознана человеческим сообществом, когда мировая история продемонстрировала, что право войны оставалось решающим в международных отношениях.

Важным шагом в урегулировании правил ведения военных действий стало принятие Женевской конвенции (1867), Петербургской декларации (1868), Гаагских конвенций (1899 и 1907 гг.), которые закрепляли следующие положения:

– устанавливалась система мирных средств для разрешения споров между государствами;

– военные действия должны направляться только против сражающихся армий;

– мирное население не должно являться объектом военных нападений, военных действий;

– вводилась обязанность заботиться о попавших в плен больных и раненых, проявляя гуманное отношение к военнопленным;

– запрещалось применение отравляющего оружия и средств, причиняющих страдания;

– оккупация считалась временным занятием территории неприятеля, во время которой нельзя отменять местные порядки и обычаи.

Ход Первой (1914–1918) и Второй (1939–1945) мировых войн продемонстрировал, что большинство положений указанных деклараций и конвенций остались проигнорированными.

Поэтому возникла острая необходимость утверждения незыблемых принципов международного урегулирования и защиты прав человека.

25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско (США) открылась Конференция по вопросу создания международной организации. Вскоре представители 51 государства подписали Устав Организации Объединенных Наций (ООН). Официально ООН появилась на свет 24 октября 1945 г., когда ее Устав был ратифицирован Великобританией, Китаем, Советским Союзом, США, Францией и большинством других подписавших его государств.

Среди принципов и норм, выработанных ООН, которые составляют фундамент современного международного права, выделим следующие:

– Принцип равноправия и самоопределения народов.

– Принцип уважения прав человека.

– Принцип ответственности государств за агрессию и другие международные преступления (геноцид, расовую дискриминацию, апартеид и др.).

– Принцип международной уголовной ответственности индивидов.

Устав ООН явился первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека.

Огромным событием явилось то, что международное право обратило внимание на человека, который был фактически неинтересен для его старых норм. Принцип уважения прав человека стал общепризнанным.

В статье 1 (п. 3) Устава ООН указывается, что одной из целей организации является осуществление международного сотрудничества «в поощрении уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Таким образом, принцип уважения прав человека утвердился в качестве одного из основных принципов международного права в 1945 г.

К источникам современного международного гуманитарного права относятся:

Всеобщая Декларация прав человека 1948 г.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.

Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г.

Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и другие многосторонние и двусторонние международные акты, многие из которых ратифицированы РФ.

Появились основополагающие документы в области прав человека для государств различных регионов мира: Европейская конвенция защиты прав человека и основных свобод (1950); Американская конвенция прав человека (1969); Африканский устав прав людей и народов (1986); Каирская декларация прав человека в исламе (1990).

В своей деятельности международные органы, осуществляющие контроль за соблюдением прав человека, используют следующие основные механизмы:

Рассмотрение жалоб , которые представляются комитету или комиссии; затем контрольный орган выносит решение, ожидая, что соответствующее государство его исполнит, хотя никакой правоприменительной процедуры для этого не существует.

Судебные дела . В мире только три постоянных суда являются органами, осуществляющими контроль за соблюдением прав человека: Европейский суд по правам человека; Межамериканский суд по правам человека; Международный уголовный суд (рассматривает преступления против человечества).

Процедура представления докладов самими государствами, содержащих информацию о том, как права человека соблюдаются на национальном уровне; доклады открыто обсуждаются, в том числе и неправительственными организациями, которые параллельно составляют свои альтернативные доклады.

В Европейский суд по правам человека может обратиться любой человек, находящийся под юрисдикцией страны, являющейся членом Совета Европы. Его защита распространяется на граждан РФ с 1998 г.

Существуют определенные правила обращения в этот суд:

– следует жаловаться лишь на нарушение прав, охваченных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод;

– жаловаться может только сам потерпевший и лишь на нарушения, произошедшие после ратификации его страной документов о вступлении в Совет Европы, при этом все меры и виды внутригосударственной защиты должны быть им исчерпаны и др.

Неисполнение решения данного суда может привести к приостановлению членства страны в Совете Европы, а затем, возможно, и исключению из него.

В условиях мирного времени Европейский суд по правам человека есть основной орган по защите этих прав.

В военное время роль в международной системе защиты прав человека возрастает у Международного суда ООН. Помимо этого, возможно создание спецтрибуналов по отдельным «проблемным» странам (например, Руанда, бывшая Югославия), которые совмещают карательную и правозащитную функции.

На современном этапе основными нормами международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, являются:

– Лица, вышедшие из строя, а также лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях (гражданское население), имеют право на уважение к их жизни, а также на физическую и психическую неприкосновенность.

– Взятые в плен участники боевых действий (так называемые комбатанты ) и гражданские лица должны быть защищены от любых актов насилия. Стороны в конфликте обязаны всегда проводить различия между гражданским населением и комбатантами, с тем, чтобы щадить гражданское население и гражданские объекты. Нападение должно быть направлено только против военных объектов.

– Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдался в плен или прекратил принимать участие в военных действиях.

– Раненых и больных следует подбирать, и им должна быть оказана медицинская помощь.

– Каждый имеет право на основные судебные гарантии. Никто не может подвергаться физическим или психологическим пыткам, телесным наказаниям, жестокому или унизительному обращению.

– Ограничивается право сторон в конфликте и их вооруженных сил выбирать средства и методы ведения войны. Запрещается применять оружие и методы ведения военных действий, способные причинить излишние разрушения или чрезмерные страдания.

Однако международное право, даже регулируя вооруженные конфликты, провозглашает основной принцип: государства обязаны при всех обстоятельствах разрешать любые разногласия мирными средствами.

В XX в. международное право обратило особое внимание на защиту прав детей. Еще в 1924 г. Лига Наций приняла Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать детям условия для нормального духовного и физического развития. После окончания Второй мировой войны, в 1945 г., Генеральная Ассамблея ООН создала Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ).

Образец задания

A1. Верны ли следующие суждения о сущности международных стандартов в области прав человека? А. Международные стандарты в области прав человека – это международные обязательства государства, которые оно должно соблюдать в ходе военных действий. Б. Международные стандарты в области прав человека – это принятые на себя государствами обязательства в отношении граждан других государств, находящихся на их территории.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны



Что еще почитать