Лучшие советские танки. Старт в науке Советская бронетехника второй мировой

Танк был принят на вооружение Красной Армии в мае 1931 года. Он был разработан на базе колесно-гусеничной машины американского конструктора Кристи и явился первым в семействе БТ (Быстроходный Танк ), разработанным в Советском Союзе. Собранный методом клепки из броневых листов толщиной 13-мм корпус танка имел коробчатое сечение. В лобовом листе корпуса был смонтирован входной люк механика-водителя. Вооружение размещалось в цилиндрической клепаной башне. Танк обладал высокими скоростными качествами. Благодаря оригинальной конструкции ходовой части, он мог двигаться как на гусеничном, так и на колесном ходу. На каждом борту имелось по четыре обрезиненных опорных катка большого диаметра, причем задние опорные катки выполняли роль ведущих колес, а передние были управляемыми. Переход с одного вида движителя на другой занимал примерно 30 минут. Танк БТ-2, как и последующие танки семейства БТ, производился на Харьковском паровозостроительном заводе им. Коминтерна.

Танки Второй Мировой войны

В ходе боевых действий Второй Мировой войны танки имели большое значение. Зачастую они вносили решающий вклад в итоги многих боев, порою проходили целые танковые сражения, например, Курская битва. Воющие стороны прекрасно понимали насколько важно иметь в армии большое количество танков и, что еще важнее, всячески модифицировать этот вид боевой техники с целью получения преимущества над врагом. Неудивительно, что заводы СССР и Германии день и ночь в спешном порядке производили новые и новые танки, ученые постоянно работали над их совершенствованием и конструировали новые модели и модификации.

Немецкие танки Второй Мировой войны

В гитлеровской Германии танки имели название Panzerkampfwagen, что в переводе означает «бронированная боевая машина». Следом в названии шел номер модели, обозначавшийся римской цифрой. Затем следовало слово Ausfuhrung, то есть серийный номер имевший вид буквы немецкого алфавита. Однако название типа «Panzerkampfwagen I Ausfuhrung А», что в переводе означает «Танк модели I серийный номер А», было слишком громоздким, поэтому использовались сокращения. Например, PzKpfw I Ausf A или Pz I A.

Немецкие легкие танки

Как сторона, потерпевшая поражение в Первой Мировой войне, Германия, по условиям Версальского мира, не имелаправа использовать танки в своих вооруженных силах. Однако Гитлер, сначала тайно, а затем и открыто, нарушал этот запрет, и постепенно бронированные гусеничные боевые машины Вермахта стали грозной боевой силой. Немецкие легкие танки были основными в начале Второй Мировой войны, поскольку сравнительно короткие расстояния и хорошие дороги стран Европы делали скорость и маневренность наиболее важными качествами этих боевых машин. Германское командование делало ставку на «молниеносную войну» и до 1941 года такой подход приносил отличные плоды.

Основными моделями немецких легких танков были PzKpfw I и PzKpfw II. PzKpfw I Ausf A изначально был учебным танком, разработанным фирмой «Крупп», и имел два пулемета и броню 13 мм. В связи со слабыми характеристиками выпуск этой модели прекратили в 1938 году, однако всю первую половину Второй Мировой войны эти легкие немецкие танки встречались в германской армии на самых разных фронтах. Модель PzKpfw II была разработана компаниями «МАН» И «Даймлер-Бенц» в 1934 году и выпускалась в модификациях с Ausfuhrung А до Ausfuhrung F . В отличие от PzKpfw I, второй немецкий легкий танк имел на вооружении не только пулемет (на сей раз только один), но и 20-миллиметровую автоматическую пушку, причем для большей точности попаданий использовался телескопический прицел. Также был повышен уровень брони (разный в различных сериях). Серийное производство PzKpfw II на немецких военных заводах началось в 1935 году и было прекращено в 1943 году.

В целом же немецкие легкие танки Второй Мировой войны представляли хоть какую-то силу лишь в самом начале. А затем их постепенно вытеснили новые, более мощные виды бронетехники.

Средние танки фашистской Германии

Средние танки превосходили легкие по большинству показателей, они были тяжелее и мощнее. Первая модель этого типа бронетехники назвалась Panzerkampfwagen I II (также часто употребляется название «Panzer III»). Она была разработана фирмой «Даймлер-Бенц» и поступила на вооружение фашистской армии в 1937 году. С 1940 по 1942 года Panzer III были основой германских танковых дивизий. В модификациях А-Е этот немецкий средний танк имел 37-миллиметровую пушку, в модификациях F-Н – 50-миллиметровую пушку, а в модификациях М-О – 75-миллиметровую гаубицу. Всего же за годы Второй Мировой войны в армию Вермахта поступило более 5 с половиной тысяч танков Panzer III. Однако самым массовым немецким танком был Panzerkampfwagen I V (сокращённое название: PzKpfw I V ) общее количество выпуска которых было, по разным оценкам, от 8 с половиной до 9 с половиной тысяч единиц. Его броня, в зависимости от модификации и защищаемой части машины колебалась от 15 до 80 мм, а вес составлял от 17 до 25 тонн. Этот немецкий средний танк поначалу оснащался 2-мя пулеметами и 75-миллиметровой короткоствольной пушкой, в связи с чем снаряд имел невысокую скорость и, как следствие, слабую огневую способность. Поэтому PzKpfw IV проигрывал вражеским танкам (например, советскому Т-34) и больше использовался для огневой поддержки пехоты. Однако позднее немцы стали оснащать эту модель пушками с длиной ствола 43 и 46 калибра, что существенно повысило пробивную способность снарядов. Немецкие средние танки Panzerkampfwagen V «Пантера» (впрочем, советская классификация считала их уже тяжелыми) считаются одними из самых лучших во Второй Мировой войне. Он был детищем компании « MAN » и отличался рядом существенных улучшений. К их числу можно отнести более совершенную по сравнению с другими немецкими средними танками форму корпуса (которая, правду сказать, во многом была заимствована у советского Т-34), 75-миллиметровую пушку 70 калибра, что обеспечило высокую скорость и пробивную способность снаряда, гидравлическое управление тормозами. Выпуск «Пантер» начался в начале 1943года, а впервые они «проявили себя» в битве на Курской дуге. Одно время немецкое командование рассматривало вариант полной замены производства PzKpfw IV на изготовление «Пантер», однако идея не получила воплощение в связи с дороговизной «Пантер». Т-34 проигрывали «Пантерам» в одиночном бою, однако светские войска с успехом подрывали их с помощью полевой артиллерии и противотанковых мин.

Немецкие тяжелые танки

Основным немецким тяжелым танком во Второй Мировой войне являлся Panzerkampfwagen VI «Тигр». Он был разработан в 1942 году компанией «Хеншель» и первая серьезная проверка его боевых качеств состоялась (как и у «Пантеры») в Курской битве. Однако перед этим новый тяжелый танк был испытан фашистами под Ленинградом и в результате боев советским войскам удалось захватить один неповрежденный экземпляр, что позволило тщательно его исследовать и определить уязвимые места. На «Тигр» устанавливалась 88-миллиметровая полуавтоматическая пушка длиной 56 калибров, обладавшая очень высокой пробивной мощностью. Уровень скорострельности следует оценить как очень высокий: 6-8 выстрелов в минуту. Башня могла повернуться на 360 градусов за 1 минуту. Толщина брони доходила до 100 мм в лобовой части. Обладавший очень высокими боевыми качествами этот немецкий тяжелый танк имел, тем не менее, и недостатки. «Тигр» получился очень тяжелым, давление гусениц на грунт было очень большим, что влекло за собою низкую проходимость машины и скверную маневренность. Кроме того, «Тигр» был одним из самых дорогих танков во Второй Мировой войне. Всего было произведено 1354 (по другим данным – 1350) «Тигров».Panzerkampfwagen VI Ausfuhrung B или «Тигр II» (он же – «Королевский тигр») стал последним серийным немецким танком времен Второй Мировой войны. Он был разработан фирмами «Порше» и «Хеншель» и его главной особенностью стало использование 88-миллиметровой пушки 71 калибра, что обеспечило еще большую мощность огня даже по сравнению с простым «Тигром». Кроме того, уровень защиты танка основывался, во многом, на расположении броневых листов под правильными углами и изготовлении брони из особо прочных легирующих сплавов (однако к концу 1944 года Германия потеряла контроль над многими месторождениями цветных металлов, нормы перестали соблюдаться и защищенность «Королевских тигров» резко понизилась). Этот вид немецких тяжелых танков производился вплоть до марта 1945 года. Всего промышленность Германии выпустила их в количестве 479 экземпляров.

Советское правительство со времен Гражданской войны прекрасно отдавало себе отчет, что страна находится во враждебном окружении и что военный конфликт с одним или несколькими капиталистическими государствами в любой момент может стать реальностью. Поэтому в СССР танкостроению уделялось повышенное внимание. Так в 1930 году было выпущено 170 танков, в следующем – уже 740, в 1932 – 3 тысячи. При этом очень серьезный подход был не только к объемам изготовления, но и к совершенствованию техники. Конструкторские бюро без устали работали над модернизацией и разработкой новых моделей советских танков как до, так и во время Второй Мировой войны.

Среди советских легких танков следует отметить семейство БТ (быстроходные танки), первая модель которого БТ-2 была разработана на основе американской колесно-гусеничной машины Кристи. БТ-2 имел 13-миллиметровую броню, отличался высокой скоростью (причем мог передвигаться как на гусеничном, так и на колесном ходу) и был вооружен либо 37-миллиметровую пушкой с пулеметом, либо двумя пулеметами. БТ-2, как и все танки БТ выпускался Харьковским паровозостроительным заводом. Он использовался в боях во время советско-финской войны и на начальном этапе Великой Отечественной войны. БТ-5, модернизированная версия БТ-2, имел 45-миллиметровую пушку и измененную форму башни. К 1941-му году на вооружении Красной Армии состояло 1261 боеспособная машина БТ-5, большинство из которых было потеряно в первые месяцы войны с фашистской Германией. Также до 1940 года в СССР производился более совершенный легкий танк БТ-7 в нескольких вариантах:БТ-7, БТ-7РТ с радиостанцией, БТ-7А с 76,2-миллиметровой пушкой и 3-мя пулеметами, БТ-7М имевший дизельный двигатель. Их было выпущено более 5700 штук.

Помимо семейства БТ на вооружении советской армии в годы Второй Мировой войны состояли плавающие легкие танки, такие как: Т-40 (выпускался в 1940 и 1941 гг., имел два спаренных пулемета, слабую броню, радиостанцию и четырехлопастный винт для передвижения под водой, использовался, в основном, в разведывательных целях), Т-50 (разработан в 1940 году, произведено малое количество), Т-60 (модернизированная версия Т-40 с более серьезной броней, 20-миллиметровой пушкой, но с утратой плавучести, участвовавшая в боях вплоть до 1944 года), его более мощный вариант Т-70, а также разработанный в 1943 г. Т-80 (из-за сложностей в производстве его было выпущено лишь 81м экземпляр).

Настоящей гордостью Красной Армии являлись советские танки, прекрасно проявившие себя в многочисленных боях и сражениях на фронтах Второй Мировой войны. Наиболее ранним из них был Т-28, разработанный конструкторским бюро ВОАО под руководством Семена Александровича Гинзбурга. Т-28 имел три башни, главная из которых оснащалась 76,2-миллиметровой пушкой и двумя пулеметами и могла поворачиваться на 360 градусов. Под нею находились две небольшие башни, оснащенные пулеметами. На вооружение РККА Т-28 поступил в 1933 году и был на то время самым лучшим танком в мире. В боях с финнами 20-я тяжелая танковая бригада, составленная из танков Т-28, использовалась для поддержки пехоты и внесла огромный вклад в прорыв «Линии Маннергейма». К июню 1941 года в советской армии насчитывалось около 480 Т-28, подавляющее большинство которых было потеряно в первые же месяцы боев с немецкими оккупантами. Причинами тому являлись недостаток боеприпасов и горючего, изношенность и тактические просчеты советского командования в сражениях.

Вплоть до самого 9 мая 1945, до самой Победы настоящей грозой фашистов являлись Т-34 – основные советские танки Второй Мировой войны. Его разработкой занималось специально созданное при заводе № 183 конструкторское бюро-24 под руководством Михаила Ильича Кошкина. В серийное производство Т-34 поступил 30 марта 1940 года. Впоследствии модель постоянно дорабатывалась, причем не столько в сторону увеличения боевой мощи, сколько в сторону уменьшения трудозатрат на его выпуск и понижения стоимости. К концу Великой Отечественной эти показатели снизились более чем в 2 раза. Танк получился весьма подвижным, надежным в эксплуатации, оснащался 76,2-миллиметровой пушкой (сначала длина ствола составляла 30,5 калибра, а с февраля 1941 года – 41 калибр) с 3-мя пулеметами, а толщина брони доходила до 45 мм. Причем основным достоинством этой модели была именно комбинация, совокупность этих положительных качеств, что давало Т-34 значительное преимущество в боевых условиях. Также невероятно важным были дешевизна и простота производства, дававшая возможность производства Т-34 почти на любом машиностроительном заводе, что обеспечило этому танку потрясающую массовость. Удивительно, но после нападения для фашистов явилось полной неожиданностью наличие в Красной Армии этой совершенной боевой машины. Но к сожалению, воспользоваться своим преимуществом в полной мере советские войска не смогли: незнание тактики применения танковых сил, их слабое взаимодействие между собою, неподготовленность экипажей (в экипаж Т-34 входили 4 человека), а также банальная нехватка боеприпасов и топлива – все это приводило к многочисленным поражениям впервый период Великой Отечественной войны. Разумеется, позднее, по мере накопления боевого опыта, преимущества Т-34 стали использоваться войсками Красной Армии гораздо более эффективно. Но через время руководство СССР и военное командование советскими вооруженными силами было очень обеспокоено появлением у противника «Тигров» и «Пантер». Встал вопрос о создании более мощной и современной модели. Поэтому к концу 1943 года был разработан конструкторским бюро завода «Красное Сормово» и начал производиться модернизированный Т-34-85, оснащенный 85-миллиметровой пушкой, более мощным дизельным двигателеми командирской башенкой со смотровыми приборами на крыше основной башни. Состав экипажа возрос до 5-ти человек.

Тяжелые танки СССР

Опыт боев в Финляндии показал, что обладающие прочной броней тяжелые танки СССР необходимы. И уже к февралю месяцу 1940 года на Ленинградском Кировском заводе началось серийное производство моделей КВ-1 и КВ-2. Эти боевые машины имели высочайший для того времени класс защиты (толщина брони доходила до 105 мм). КВ-1 вооружался 76,2-миллиметровой пушкой и четырьмя пулеметами, а КВ-2 отличался от него увеличенной башней и 152-миллиметровой гаубицей (она вела огонь только с места) с тремя пулеметами. Численность экипажа составляла 5 и 6 человек соответственно. Наличие в войсках СССР столь сильно защищенных бронемашин стало для гитлеровцев неприятной неожиданностью. Известны случаи, когда КВ-1 и КВ-2 продолжали участвовать в сражении даже после нескольких десятков попаданий противника. Вместе с тем они имели ряд серьезных недостатков: очень сильно разбивали дороги, не могли пройти по большинству мостов, но самое главное – слишком часто ломались. Для исправления этих недостатков и противодействия царившим на полях сражений немецким «Тиграм» в 1943 году на Челябинском Кировском заводе началась разработка ИС-1, ставшего родоначальником серии ИС тяжелых танков СССР. Он имел более совершенную броню, толщина которой в лобовой части башни составляла 120 мм, новый двигатель, а также специальный люк для наблюдения. Он производился совсем недолго и был заменен на разработанный на его базе ИС-2 со 122-миллиметровой пушкой. Существует легенда, что во время боевых испытаний прототипа этой бронемашины разорвался Т-образный дульный тормоз и едва не погиб прославленный советский маршал Климент Ворошилов. ИС-2 начал участвовать в сражениях Великой Отечественной в начале 1944 года. Результаты привели в восторг советское командование, которое потребовало от промышленности ускоренного выпуска этих танков. Разумеется этот «монстр» произвел на фашистов прямо противоположное впечатление – вышел даже специальный приказ, запрещавший «Тиграм» вступать с ИС-2 в бой один на один, поскольку исход этой «дуэли» практически не вызывал сомнений. Однако быстрый запуск в массовое производство боевой машины, не прошедшей должного количества тестовых испытаний породил ряд проблем, связанных с ее низкой надежностью и поначалу частые поломки были обыденным явлением. Однако ведущие конструкторы СССР активно работали над исправлением недостатков и к лету 1944 года качество этих тяжелых танков значительно улучшилось.

Американские танки

Удаленность Соединенных Штатов Америки от основных событий Второй Мировой войны накладывала определенный отпечаток как на производство американской бронетехники, так и на ее использование. Например, американские экипажи, отлично натренированные (поскольку у них было для этого время), тем не менее, совершали в сражениях множество нелепых ошибок, связанных с отсутствием реального боевого опыта. Тем не менее, американцы делали все возможное, чтобы максимально развить и эту отрасль вооружений. После нападения гитлеровской Германии на Советский Союз президент Рузвельт дал указание удвоить выпуск танков, для чего были привлечены мощности новых предприятий. В самом начале войны ими, в основном использовались танки М3 «Стюарт» (легкий) и М3 «Грант» (средний). Однако они сильно уступали фашистским аналогам, поэтому в 1941 году Рок-Айлендский арсенал подготовил пять эскизов, на основе одного из которых началось производство среднего танка М4 «Шерман», ставшего основным в вооруженных силах США и Англии. Впервые эта модель была опробована в реальной битве в конце 1942 года в Африке (в Тунисе). В течение войны было сконструировано несколько модификаций «Шермана». Например, на нем использовались 75-ти и 76,2-миллиметровые пушки, а также гаубица калибром 105 мм. «Шерман» имел экипаж из 5 человек, был надежен и неприхотлив, хотя и не отличался высоким уровнем брони и чрезмерной огневой мощью. Американские конструкторы пытались создать и тяжелые танки, но не преуспели: их образцы заметно уступали советским ИС и немецким «Тиграм».

Французская бронетехника Второй Мировой войны

В 1918 году, когда закончилась Первая Мировая война, французская армия имела больше всех танков в мире. Поэтому французы не считали правильным увеличивать их численность и проводить модернизацию. Лишь в начале тридцатых годов они осознали, что нужно что-то менять. И благодаря программе развития отрасли, разработанной по приказу начальника генштаба генерала Вейгана, французская армия к 1940 году имела приличный парк хорошей бронетехники. Разумеется, у французских танков (легкие: «Рено» R -35 и «Гочкис» H -35, средние: «Рено» Д-2 и «Сомуа» S -35, а также тяжелый B 1) имелись свои недостатки: плохая скорость и маневренность, маленькие башни и экипажи 1-2 человека, слабое вооружение – однако они были достаточно конкурентны. После капитуляции Франции немцам досталось некоторое количество целых бронемашин и после некоторой переделки гитлеровцы использовали французские танки во Второй Мировой войне в составе своей армии.

История создания двух знаменитых танков ВОВ весьма интересна. Она может объяснить, весьма не однозначную оценку этих двух машин, и даёт объяснение части неудач наших танкистов, имевших место летом 1941 год. Вся проблема в том, что в серию пошли даже не экспериментальные, а концептуальные машины.
Ни один из этих танков не создавался для вооружения армии. Они должны были только показать, как должен выглядеть танк, своего класса.
Довоенные танки производства завода № 183. Слева направо: БТ-7, А-20, Т-34-76 с пушкой Л-11, Т-34-76 с пушкой Ф-34
Начнём с КВ. Когда руководство страны советов осознало, что имевшиеся на вооружении танки, устарели на столько, что уже совсем не танки. То было принято решение, о создание новой техники. Были выдвинуты и определённые требования к этой техники. Так тяжёлый танк, должен был иметь противоснарядное бронирование и несколько орудий, в нескольких башнях. Под этот технический проект было начато проектирование машин названых Т-100 и СМК.
СМК


Т-100


Но конструктор СМК, Котин считал, что тяжёлый танк должен быть однобашенным. И у него родилась идея создать другую машину. Но всё его КБ было занято созданием заказанного СМК. И тут ему повезло, на завод прибыла на дипломный проект группа слушателей бронетанковой академии. Вот этим «студентам» и доверили создать новый танк. Те не долго думая укоротили корпус СМК, оставив место под одну башню. В эту башню воткнули вторую пушку, вместо пулемёта. А сам пулемёт перенесли в кормовую нишу башни. Броню усилили, доведя массу проект до указанной в задание. Понатыкали узлов, чертежи которых изучали в академии. Взяли даже узлы с американского трактора, снятого с производства в Штатах, лет за 20 до этого. А вот подвеску менять не стали, скопировав с СМК. Не смотря, на то что длинна танка уменьшилась в 1,5 раза. И количество узлов подвески уменьшилось на тоже число. А нагрузка на них возросла. Единственное что сделали сами «студенты» это поставили дизельный двигатель. И вот по этим чертежам и создали танк КВ. Предъявленный на испытания вместе с Т-100 и СМК.
Самый первый КВ, осень 1939 года


Но тут началась Финская война и все три танка направили на фронт. Который выявил полное превосходство концепции КВ над остальными танками. И танк, не смотря на все возражения главного конструктора, был принят на вооружение. Начавшаяся вскоре Великая Отечественная Война, выявила все недостатки проектирования КВ. Танк оказался крайне не надёжным, особенно эти танки страдали от поломок подвески и узлов скопированных с американского трактора. В результате в 1941 году лишь около 20% этих машин было потеряно от огня противника. Остальные были брошены из-за поломок.
СМК в бою


Подорвавшийся на фугасе СМК в глубине финских позиций


Военные вообще то люди консервативные. Если они считали тяжёлый танк многобашенным, то именно такой и заказывали. И если танки для рейдов были колёсно-гусеничными, то именно такую машину они и заказали. В замен танков серии БТ-7. Но они хотели получить машину защищённую от противотанковой артиллерии. Для чего предполагалось сделать наклонную броню. Вот на такую, машину и выдали заказ военные КБ Кошкина в Харькове.
А-20


А-32


Но тот видел совсем другу машину. Поэтому вместе с заказанной военными машиной получившей индекс А-20, он сделал почти точно такую же, А-32. Почти, за 2 исключениями. Во первых был убран механизм передвижения на колесах. Во вторых на А-32 стояла 76,2-мм пушка. Вместо 45-мм на А-20. При этом А-32 весил на тонну меньше, чем А-20. И на испытаниях А-32 показал себя более предпочтительней чем А-20. Особенно, когда была выпушена следующая модификация машины А-34, с более прочной бронёй и с пушкой Ф-32, такой же, как на КВ. Правда вес танка возрос на 6 тонн. И доставшаяся по наследству, от А-20 свечная подвеска стала не выдерживать.
Танк А-34 (2-й опытный образец)


Но РККА, остро нуждалась в новых танках. И не смотря, на выявленные дефекты танк пошёл в серию. Причём ещё с более мощной и тяжёлой пушкой Ф-34. Кошкин и конструктор пушки Грабин были знакомы. Поэтому он ещё до появления этой пушки на вооружении получил комплект чертежей. И на основе их готовил место под пушку. И на среднем Т-34, оказалась пушка более мощная, чем на тяжёлом КВ. Но в результате издержек проектирования, получилась ситуация близкая, к ситуации с КВ. Т-34 первых выпусков чаще бросали из-за поломки, чем из-за боевых повреждений.
Самый первый КВ, но весной 1940 года после его переоборудования по проекту КВ-2. А башня с самого первого КВ, имевшего номер У-0, была установлена на танке номер У-2.


Нельзя сказать, что конструкторы не опознавали недостатки своих машин. Сразу же началась борьба с «детскими болезнями» конструкций. В результате к 1943 году удалось получить те знаменитые Т-34 и КВ про которые мы знаем. Но вообще-то эти машины рассматривались лишь как временные, до появления новых танков. Так Котин работал над КВ-3 со 107-мм пушкой. А КБ в Харькове над Т-34М. Проектом машины, с поперечным расположением двигателя и вертикальными бортами. Т-34М успели даже запустить в серию. Сделали около 50 комплектов деталей для танка этого типа. Но до захвата Харькова ни один танк полностью собрать не успели.
Т-34М, он же А-43.


Вот так и получилось, что танками победы стали танки, появление которых не предусматривалось. А их принятие на вооружение считалось временной мерой и не на долго. Танки, которые не предполагалось использовать в качестве основных, и которые просто были концепциями конструкторской мысли.
Нельзя сказать, что в 1940 году, после того как были выяснены недостатки наших новых танков, не было попыток создать новые машины. О проекте Т-34М, уже писал. Была попытка создать и новый тяжёлый танк. Получившей индекс КВ-3. В проекте этой машины была сделана попытка убрать недостатки свойственные танкам КВ-1 и КВ-2 (тот же КВ-1, но с новой башней и 152-мм гаубицей), использовали в проекте и опыт войны с финнами. Вооружить этот танк планировалось 107-мм пушкой. Однако испытания первого образца пушки прошли не удачно. Заряжающему было тяжело и не удобно работать с боеприпасом такого размера и веса. Поэтому танк представленный на испытания летом 1941 года был вооружён всё той же 76-мм пушкой. Но тут началась война и в сентябре 1941 года экспериментальная машина пошла в бой, на Ленинградском фронте. Из которого она не вернулась и официально числится пропавшей без вести. Но есть донесение одного из командиров РККА, который утверждал, что прорвавшийся в глубину обороны немцев танк был обстрелян из 105-мм немецких гаубиц. От огня которых сдетонировал боезапас. С него сорвало башню, а сам танк был полностью разрушен.
КВ-3. Макет.


Кадры кинохронники знакомые пожалуй всем. На них виден семикатковый КВ-3 с башней от КВ-1.


Но ни Т-34М, ни КВ-3 перед войной не рассматривались в качестве основного танка РККА. Им должна была стать машина с индексом Т-50. Прототип этой машины был создан в 1940 году и внешне очень сильно напоминал Т-34, только был несколько меньшим в размерах. Но имел такую же 45-мм наклонную броню, правда вооружёна машина была 45-мм пушкой и 3 пулемётами. Проект признали не совсем удачным, слишком уж высокотехнологичной получилась машина. И её не могли освоить заводы, на которых её планировалось выпускать. Да и слишком тяжеловат получился танк, для своего класса.
Т-126 в Кубинке


Тогда было решено снизить толщину брони до 37-мм, убрать курсовой пулемёт, а в башню поставить не спорку пулемётов, а один пулемёт. Применить и ряд других технических решений направленных на снижение веса и технологичности производства. Всё это отодвинуло начало производства на июнь 1941 года. И серийные машины появились в войсках уже после начала войны. Всего таких танков было выпущено не много, несколько десятков. Завод по их производству был эвакуирован из Ленинграда, а на новом месте было решено начать производство машин других типов.
Т-50


Его конкурент созданный на Кировском заводе


Но продолжим рассказывать про неизвестные советские танки 2-й мировой. Про проект Т-34М, я уже писал, но наработки этого проекта оказались востребованы. В 1943 году на вооружение был принят танк Т-43, являвшийся прямым наследником проекта Т-34М. Но появление на полях сражений «Тигров» и «Пантер», не позволил этой машине пойти в большую серию. Но он послужил основой, для лучшего танка ВОВ, Т-44. Уже к середине 1942 года стало ясно, что Красной Армии требуется новый средний танк. Проектирование такого танка, получившего название Т-43, завершили к июню 1943 года. Главное требование военных, обеспечить максимум защиты при минимальном увеличении массы, было выполнено. Его корпус, унаследовавший конфигурацию Т-34, уже имел круговое 75-мм бронирование. Толщину лобовой части башни, в которой была установлена 76,2-мм танковая пушка Ф-34, довели до 90 мм (против 45 мм у Т-34). А вот длину моторно-трансмиссионного отделения сократить не удалось, в результате чего боевое отделение получилось меньше. Поэтому, чтобы обеспечить экипажу необходимое внутреннее пространство, конструкторы применили торсионную подвеску, более компактную, чем свечная с вертикальными пружинами, как на танках БТ и Т-34. Превосходя Т-34 по бронезащите и не уступая по вооружению тяжелому танку КВ-1 и КВ-1с, средний танк Т-43 однако, приблизился к тяжелым танкам по удельному давлению на грунт, что отрицательно сказалось на проходимости и запасе хода. И его конструкция вышла предельной, исключающей дальнейшую модернизацию. И когда серийную «тридцатьчетверку» оснастили 85-мм пушкой, нужда в Т-43 временно отпала, хотя именно башня от Т-43 с небольшими изменениями была использована для танка Т-34-85, поэтому опыт работы над ним не пропал даром. Дело в том, что испытательный пробег Т-43 на 3 тыс. км. наглядно доказал правильность выбора для среднего танка торсионной подвески и бесперспективность поэтапного изменения традиционной компоновки.
Т-43


Т-34 и Т-43


Стало ясно, что нужна принципиально иная машина. Именно ее и начали проектировать в КБ Морозова. В результате работ и получился танк Т-44. К созданию танка Т-44 приступили в конце 1943 года. Новый танк получил обозначение «Объект 136» а в серии - обозначение Т-44. На новой машине не только применили поперечное расположение двигателя, но и ряд других технических новинок. Будучи внедренными по отдельности, на разных танках, они не дали бы ощутимого эффекта, зато в совокупности сделали конструкцию Т-44 такой, которая на десятилетия определила развитие отечественной бронетанковой техники. Высоту моторно-трансмиссионного отделения уменьшили, перенеся воздухоочиститель нового типа из развала цилиндров У-образного двигателя к борту. Кстати, сам дизель В-44 оснастили улучшенной топливной аппаратурой, что позволило поднять мощность с 500 до 520 л. с. при том же объеме цилиндров, что и на предшествующем В-34. На месте вентилятора, выступавшего за габариты картера, поставили компактный маховик. Это дало возможность смонтировать дизель на низкой, жесткой, но легкой моторной раме, а в итоге высота корпуса уменьшилась на 300 мм.
Два эксперементальных образца Т-44


Средний Т-44 и его немецкий аналог тядёлый Т-V «Пантера».


Внесли и другие конструктивные наработки, которые не могли внедрить на серийных Т-34. Так новая схема моторно-трансмиссионного отделения позволила сместить башню новой конструкции с 85-мм пушкой ЗИС-С-53 в центр корпуса, где на танкистов меньше воздействовали утомляющие угловые колебания машины, а длинноствольная пушка не могла воткнуться в землю при движении по пересеченной местности. Возросла и точность стрельбы. А главное такая центровка позволила конструкторам довести толщину лобового листа брони до 120 мм без перегрузки передних катков. Добавим, что повышению прочности лобового листа способствовали и перенос люка механика-водителя на крышу корпуса, и отказ от шаровой установки курсового пулемета, так как боевой опыт выявил его недостаточную эффективность. В новом танке курсовой пулемет был жестко закреплен в носовой части корпуса, а на освободившемся месте рядом с механиком-водителем поставили топливный бак. На опытном образце Т-44-85 между вторым и третьим опорными катками был небольшой разрыв. На серийных машинах разрыв был между первым и вторым катками. В таком виде Т-44 успешно прошел государственные испытания и был принят в 1944 году на вооружение Красной Армии. Танки Т-44 серийно выпускались в Харькове.
Т-44


С конца 1944 по 1945 год было изготовлено 965 танков. Т-44 не принимали участия в боевых действиях. Хотя и стали поступать в войска с весны 1945 года. Так до 9 мая 1945 года, на вооружение отдельных гвардейских танковых бригад поступило 160 танков этого типа. Которые находились во 2-м эшелоне действующей армии. И которые должны были стать неприятным сюрпризом, для немцев, в случае появления у них танков новых типов. Например разрабатываемой «Пантеры-2». Но потребности в этом типе танка не возникло. И Т-44, не приняли участие в боевых действиях. Даже против Японии. Выпав тем самым из поля зрения военных историков. А жаль. Потому что этот танк, был лучшим танком 2-й мировой.

Победа над Третьим рейхом - это, безусловно, заслуга слаженной и четкой работы всех подразделений. Но львиная доля этой борьбы пришлась все же на танковые войска - конкуренцию им в этом плане может составить лишь авиация. Универсальные, работающие в условиях лютого мороза и адского пекла, именно танки взяли на себя основную часть боевых задач и действий.

Начало спровоцировало острую необходимость в создании и разработке новых танков, способных противостоять натиску противника. Именно в этот период появились без преувеличения легендарные немецкие Пантера и Тигр, советский Т-34, английский , американский Шерман - классические, совершенные для своего времени машины, по образу и подобию которых будут конструироваться все последующие модели.

Массовое производство танков началось в 1940 году и неуклонно росло в период войны. С 1942 года государства-участники боевых действий начинают массово отказываться от производства легких танков, отдавая предпочтение средним - они маневреннее и быстрее своих тяжеловесных собратьев, и значительно прочнее, чем быстрые, но уязвимые легкие танки.

Т-34

Одной из самых известных моделей среднего танка является, несомненно, Т-34.

В самом начале войны немцы, надеясь на блицкриг, бросали в бой новые и свежие войска; советская армия под таким натиском вынуждена была отступать. В начале зимы бои проходили уже в 80 километрах от Москвы. В условиях выпавшего снега у легких танков типа Т-60 и Т-40 С резко упала маневренность, а у тяжелых танков страдала трансмиссия. Вопрос о выпуске танков среднего веса встал как никогда остро - тянуть было уже некуда.

Так основным танком Великой Отечественной войны с 1941 года стал Т-34. Высокая проходимость, скорость и артиллерия, равной которой в тот период не было ни у кого, сделали его самым массовым, самым универсальным танком. Противоснарядная броня, надежно защищающая экипаж, дизельный двигатель, возможность скоростной стрельбы - именно на этих пунктах было сосредоточено внимание инженеров. Последующие изменения в устройстве танка проводились уже после того, как показатели вышеупомянутых характеристик были доведены до необходимого предела.

Танк - это боевая машина, в равной степени сочетающая артиллерию, броню и маневренность. Потеря или ослабевание хотя бы одной из характеристик ведет к уязвимости танка и, как следствие, проигрышу в бою. Коммерческий и военный успех Т-34 был обусловлен именно тем, что советским инженерам удалось достичь необходимого баланса в скоростных и боевых характеристиках. До сих пор Т-34 является ярчайшим символом Великой Отечественной войны, а память о нем хранят монументы и музейные экспонаты.

Однако и у этой модели были недостатки. Танк был недостаточно маневренный, а экипажу требовалось пройти обучение, чтобы управлять не самой простой в эксплуатации машиной - этот факт, тем не менее, нисколько не умаляет заслуг советских инженеров и танкистов.

Неизбежная модернизация

Активный захват территорий немцами был существенно омрачен появлением таких советских танков как Т-34 и КВ. Наличие у противника таких мощных машин требовало пересмотра и переоборудования собственной техники.

Модернизировав средние танки PZ-III и PZ-IV, немцы поставили их в массовое производство, а затем занялись конструкцией более надежных и выносливых тяжелых танков.

Так появились Тигр и Пантера - самые мощные танки Второй мировой войны, поражающие вражеские цели с расстояния до трех тысяч метров.

Свой главный промах Кремль совершил, когда перед Курской битвой не настоял на модернизации Т-34. Немецкие технологии, примененные в танках Пантера, Тигр и , опережали советские на добрых 2-3 года, которые в условиях безумной гонки вооружений 1940-1945 годы стали роковыми.

В середине 1943 года инженеры, учтя все предыдущие ошибки, выпустили обновленную версию Т-34.

В сражении под Прохоровкой с участием модернизированных моделей немецкие войска потеряли четверть своих машин.

Тигр и Пантера

Оба эти тяжеловеса создавались с одной-единственной целью - дать отпор советскому Т-34. Пантера была примерно на 13 тонн меньше, чем , что обеспечивало большую маневренность и большую проходимость - особенно через реки, где мосты могли попросту не выдержать массивные танки. Меньший размер играл роль и в экономии топлива - без дополнительной заправки Пантера могла проехать 250 километров (против 190 км у Тигра).

Снаряды Пантеры характеризовались большим пробитием и точностью стрельбы, а новая наклонная броня создавала вероятность рикошета снаряда противника - Тигр и в этих характеристиках ей уступал. Среди захваченных союзниками немецких танков популярностью пользовались именно - массивные и чересчур сложные в управлении Тигры выступали чаще в роли трофея, нежели боевого оружия.

Несмотря на такие явные преимущества Пантеры, не стоит забывать, что и Тигр для своего времени был более чем достойным танком, созданным в лучших традициях немецкой инженерной мысли - прочный и мощный, но, увы, из-за этого же неповоротливый и массивный. Пантера в этом смысле стала чем-то вроде глотка свежего воздуха, переосмыслением устаревших технологий.

Экипаж

Стремительный успех немецких войск в самом начале войны был в значительной степени обусловлен не только слаженной работой танковых частей между собой и другими подразделениями, но и рассадкой экипажа. Экипаж из 5 человек имел гораздо больше шансов на успех, чем, например, перегруженные одновременным выполнением нескольких задач английские и французские экипажи численностью в 2-3 человека.

Американские танки

Американское производство танков можно назвать, пожалуй, самым безболезненным, ведь строились они исходя из чужого опыта. С 1942 года начинается производство крайне успешного для своего времени , ставшего основным танком не только для американской армии, но и для войск союзников. Однако, поскольку в производстве танков американцы руководствовались чужими решениями, промахи также имели место - длительное производство и использование легких танков, выпуск в 1944 году новой модели Чаффи, в то время как остальные страны отдавали предпочтение более надежным средним и тяжелым танкам, как нельзя лучше это подтверждает.

Заслуги танкистов и инженеров Второй мировой войны бесспорны. И строительство танков, и управление ими - целое искусство, оттачиваемое методом проб и ошибок. Без танков победа вряд ли была бы возможной, а тот невероятный качественный скачок, который был совершен в области инженерии за какие-то пять лет, действительно заслуживает уважения.

Термин «танк» в словаре Ожегова объясняется как «бронированная самоходная боевая машина с мощным вооружением на гусеничном ходу». Но такое определение не является догмой, в мире нет унифицированного стандарта танка. Каждая страна производитель создает, и создавала танки с учетом собственных потребностей, особенностей предполагаемой войны, манеры предстоящих боев и собственных производственных возможностей. СССР в этом плане не стал исключением.

История развития танков СССР и России по моделям

История изобретения

Первенство применения танков принадлежит англичанам, использование ими , заставило военачальников всех стран пересмотреть концепцию ведения войн. Применение французами своего легкого танка «Рено» FT17 определило классическое использование танков для решения тактических задач, а сам танк стал воплощением канонов танкостроения.

Хотя лавры первоприменения достались и не русским, зато само изобретение танка, в классическом его понимании, принадлежит нашим соотечественникам. В 1915 году В.Д. Менделеев (сын известного ученого) направил проект бронированной самоходной машины на двух гусеницах с артиллерийским вооружением в технический отдел Русской армии. Но по непонятным причинам дальше проектных работ дело не пошло.

Сама идея поставить паровой двигатель на гусеничный движитель была не нова, первым ее реализовал в 1878 русский конструктор Федор Блинов. Изобретение получило название: «Вагон с бесконечными рейсами для перевозки грузов». В этом «вагоне» впервые применено устройство поворота гусениц. Изобретение гусеничного движителя, между прочим, тоже принадлежит русскому-штабс-капитану Д.Загряжскому. На что в 1937 выдан соответствующий патент.

Первая в мире боевая машина на гусеничном ходу — тоже русская. В мае 1915 года возле Риги происходили испытания бронированной машины Д.И. Пороховщикова под названием «Вездеход». Она имела бронированный корпус, одну широкую гусеницу и пулемет во вращающейся башне. Испытания признали очень удачными, но из-за приближающихся немцев дальнейшие испытания пришлось отложить, а спустя некоторое время про них забыли вовсе.

В том же году 1915 году проходили испытания машины конструкции начальника опытной лаборатории военного ведомства, капитана Лебеденко. 40-тонный агрегат представлял собой увеличенный до гигантских размеров артиллерийский лафет, приводимый в движение двумя двигателями «Майбах» со сбитого дирижабля. Передние колеса имели диаметр 9 метров. По замыслу создателей, машина такой конструкции должна легко преодолевать рвы и траншеи, но на испытаниях она застряла сразу после начала движения. Где и простояла долгие годы пока ее не порезали на металлолом.

Первую мировую Россия закончила без своих танков. В годы гражданской войны использовались танки других стран. Во время боев часть танков переходила в руки Красной армии, на которых уже бойцы рабоче-крестьянской вступали в бой. В 1918году в сражении с французо-греческими войсками у станицы Березовской были захвачены несколько танков Reno-FT. Для участия в параде их направили в Москву. Пламенная речь о необходимости построения собственных танков, которую произнес Ленин, положила начало советскому танкостроению. Решили выпустить, а точнее полностью скопировать, 15 танков Reno-FT под названием Танк М (малый). 31 августа 1920 первый экземпляр выехал из цехов завода Красное Сормово в Нижнем Тагиле. Этот день принято считать Днем рождения советского танкостроения.

Молодое государство понимало, что танки очень важны для ведения войны, тем более, что враги, подступающие к границам, уже вооружены этим видом боевой техники. Танк М из-за особо дорогой производственной цены в серию не запустили, потому нужен был другой вариант. По существовавшей тогда в Красной армии идее, танк должен был поддерживать пехоту во время атаки, то есть скорость танка не должна быть намного выше пехоты, вес должен позволять прорывать линию обороны, а в вооружения успешно подавлять огневые точки. Выбирая между собственными разработками и предложениями скопировать уже готовые образцы, выбрали тот вариант, который позволял наладить производство танков в кратчайшие строки – копирование.

В 1925 году запустили в серийное производство танк , его прототипом выступил Fiat-3000. Пусть и не совсем удачный МС-1 стал танком, который заложил основу советского танкостроения. На его производстве разрабатывалось само производство, слаженность работы разных отделов и заводов.

До начала 30-х разрабатывалось несколько своих моделей Т-19, Т-20, Т-24, но в силу отсутствия особых преимуществ перед Т-18, и своей дороговизной в производстве в серию не пошли.

Танки 30-40 годов – болезнь подражания

Участие в конфликте на КФЖД показало несоответствие танков первого поколения для динамического развития боя, танки практически ничем себя не проявили, основную работу сделала кавалерия. Нужна была более скоростная и надежная машина.

Для выбора следующей серийной модели пошли проторенным путем и закупили образцы за границей. Английский Vickers Mk – 6 тонн у нас серийно выпускался как Т-26, а танкетка Carden-Loyd Mk VI – Т-27.

Т-27, по началу такой заманчивый в производстве своей дешевизной, выпускался не долго. В 1933 на базе танкетки приняли для армии
плавающий танк Т-37А, с вооружением во вращающейся башне, а в 1936 – Т-38. В 1940 году создали подобный плавающий Т-40, больше плавающих танков до 50-х годов СССР не выпускало.

Еще один образец закупили в США. На основе модели Дж.У.Кристи была построена целая серия быстроходных танков (БТ), главным их отличием было совмещение двух движителей колесного и гусеничного. Для перемещения при марше БТ использовали колеса, при ведении боев пользовались гусеницами. Такая вынужденная мера нужна была из-за слабых эксплутационных возможности гусениц, всего 1000 км.

Танки БТ, развивающие на дорогах довольно высокую скорость, полностью подходили под изменившуюся военную концепцию Красной армии: прорыв обороны и через образовавшуюся брешь скоростное развертывание глубинной атаки. Непосредственно для прорыва разработан трехбашенный Т-28, прототипом которому послужил английский «Виккерс 16-тонный». Еще одним танком прорыва должен был случить Т-35 похожий на английский пятибашенный тяжёлый танк «Independent».

За предвоенное десятилетие создано много интересных конструкций танков, которые не пошли в серию. Например, на базе Т-26
самоходная установка полузакрытого типа АТ-1 (артиллерийский танк). Во время ВОВ снова вспомнят об этих машинах без крыши рубки.

Танки второй мировой

Участие в гражданской войне в Испании и в боях на Халхин-Голе показало насколько высока взрывоопасность бензинового двигателя и недостаточность противопульного бронирования против зарождавшейся тогда противотанковой артиллерии. Внедрение решений этих задач позволило нашим конструкторам, переболевшим болезнью подражания, создать накануне ВОВ по-настоящему хорошие танки и КВ.

В первые дни войны было потеряно катастрофически много танков, для налаживания выпуска не имеющих конкуренции Т-34 и КВ на только эвакуированных заводах требовалось время, а фронту катастрофически нужны были танки. Эту нишу правительство решило заполнить дешевыми и быстрыми в производстве легкими танками Т-60 и Т-70. Естественно, что уязвимость у таких танков очень высокая, но они дали время для развертывания производства танков Победы. Немцы называли их «неистребимой саранчой».

В бою под жд. ст. Прохоровка впервые танки выступали в роли «цементирующих» обороны, до этого их использовали исключительно как оружие атаки. В принципе, вплоть до сегодняшних дней, больше новых идей в примение танков не было.

Говоря о танках ВОВ, нельзя не упомянуть о ПТ-САУ (СУ-76, СУ-122 и т.д) или как их называли в войсках «самоходы». Вращающаяся относительно не большая башня не позволяла применять на танках некоторые мощные орудия и главное гаубицы, для этого их устанавливали на базы существующих танков без применения башен. Фактически советские ПТ-САУ времен войны, кроме вооружения, ни чем не отличались от своих прототипов, в отличие от тех же немецких.

Современные танки

После войны продолжали выпускать легкие, средние и тяжелые танки, но уже к концу 50-х все главные производители танков сконцентрировались на производстве основного танка. Благодаря новым технологиям в производстве брони, более мощным двигателям и вооружению потребность в делении танков на виды отпала сама собой. Нишу легких танков заняли БТР и БМП, так ПТ-76 со временем стал БТР.

Первым послевоенным массовым танком нового образца стал вооруженный 100-мм орудием, и его модификация для применения в радиоактивных зонах . Эта модель стала самой массовой среди современных танков, более 30000 этих машин состояли на службе у свыше 30 стран.

После появления у потенциальных врагов танков с 105 мм орудием было принято решение модернизировать Т-55 под орудие 115мм. Первый в мире танк с 155мм гладкоствольным орудием получил название .

Родоначальником классических основных танков стал . Он в полной мере объединил возможности тяжелых (125мм орудие) и средних танков (высокая подвижность).



Что еще почитать