Элементы системы допризывной подготовки молодежи понятие. Допризывная подготовка юношей (из опыта работы). Цель рабочей программы

строевой подготовке

Допризывная подготовка организуется и проводится с юношами на основании Закона Республики Беларусь “О воинской обязанности и воинской службе” в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.

Цели допризывной подготовки:

формирование у юношей морально-психологической готовности к военной службе;

привитие знаний, умений и основ культуры воинской службы, необходимых для освоения обязанностей защитника Отечества.

Задачи допризывной подготовки :

расширение и углубление знаний о героизме и мужестве наших предков в деле защиты Отечества;

воспитание гражданственности и патриотизма, чувства личной ответственности за выполнение конституционного долга по защите Республики Беларусь;

обучение стрельбе из пневматической и малокалиберной винтовок; метанию ручных гранат; действиям в экстремальных условиях и на учебном поле боя; строевым приемам и движениям без оружия; выполнению нормативов и упражнений по основам военного дела, общефизической и военно-прикладной физической подготовке.


ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:

назначение и порядок выполнения основных строевых приемов без оружия;

требования безопасности при выполнении строевых приемов.

Учащиеся должны уметь:

приводить в порядок форму одежды и внешний вид;

выполнять строевые приемы на месте и в движении.

быстро и четко выполнять приемы и ориентироваться в обстановке при построении и перестроении.


МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ

Строевая подготовка является одной из важных дисциплин допризывной подготовки. Она вырабатывает у юношей строевую выправку, опрятный внешний вид, умение быстро и четко выполнять приемы и ориентироваться в обстановке.

Строевое обучение способствует общей тактической выучке допризывника, организованности, сплочению коллектива, соблюдению порядка и укреплению дисциплины.

В целях обеспечения организованного проведения занятий по строевой подготовке и привития учащимся практических навыков в выполнении строевых приемов классы именуются взводами, каждый класс делится на два – три отделения.

Из числа юношей (далее – обучаемые), обладающих высокими морально-психологическими и лидерскими качествами, приказом руководителя общеобразовательного учреждения назначаются командиры взводов и отделений (далее – командиры).

Каждое занятие по строевой подготовке начинается с построения личного состава взвода, проверки наличия учащихся и доклада командира взвода руководителю о готовности к занятию.

На занятии должны соблюдаться требования строевого устава при действиях, ответах, а также при обращении учащихся к руководителю занятия (по воинскому званию), прививаться дисциплинированность и подтянутость, воспитываться воинская вежливость и строевая выправка.

При проведении занятий по строевой подготовке руководитель должен находиться там, откуда удобнее учить обучаемых, следить за их действиями и своевременно реагировать на их ошибки. Наиболее целесообразным удалением от строя обучаемых надо считать: для командиров отделений 3-4 шага, командира взвода


5-6 шагов. При таком удалении руководитель имеет возможность наблюдать за действиями всех обучаемых. Обучаемые, находясь под контролем руководителя, внимательнее относятся к объяснениям и показу приемов, меньше отвлекаются и всегда готовы к выполнению команд.

Решающее значение в строевой подготовке имеет умение командира громко и четко подавать команды. Неправильно или несвоевременно поданная команда приводит военнослужащих в замешательство и ведет к невыполнению приема, необходимости начинать его выполнение сначала и потере учебного времени. При подаче команд командир должен принимать положение


«СМИРНО». Это воспитывает у подчиненных дисциплинированность и уважение к строю. Также значительную роль в качестве обучения, старательности обучаемых играет рациональная организация занятий и строгое соблюдение регламента тренировок. Срывы занятий, переносы тренировок и сокращения перерывов ведут к появлению равнодушия у обучаемых и снижению общих результатов тренировок.

В обучении личного состава строевым приемам в основном применяются следующие методы:

ознакомление с приемом и образцовый показ его выполнения;

изучение приема и разучивание порядка его выполнения;

тренировка в выполнении приема.

При показе у обучаемого создается зрительное представление о строевом приеме, поэтому показ должен быть безупречен. Приемы и действия, показанные четко, правильно и красиво, всегда производят на обучаемых должное впечатление и вызывают желание выполнять их так, как было показано. Показ необходимо всегда сопровождать кратким объяснением. Для создания полного и правильного представления об изучаемом приеме или действии недостаточно иметь зрительное представление, необходимо осмыслить и повторить изучаемый прием.

Для улучшения результатов в своей практической деятельности по обучению военнослужащих строевой подготовке руководителю необходимо изучать психолого-педагогические особенности каждого обучаемого военнослужащего по анкетным данным и в повседневной деятельности. Выводы из такого изучения помогут руководителю установить хороший психологический климат в подразделении, настроить обучаемых на максимальную отдачу при освоении строевых приемов, правильно выбрать основные направления воспитательного воздействия на каждого обучаемого.
СТРОИ И ИХ ЭЛЕМЕНТЫ. МЕТОДИКА УПРАВЛЕНИЯ СТРОЕМ. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОМАНДЫ. ОБЯЗАННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПЕРЕД ПОСТРОЕНИЕМ И В СТРОЮ.

Строи и их элементы.

Для успешного освоения основных положений Строевого устава и умелых действий в различных строях необходимо в первую очередь знать все элементы строя, порядок выполнения команд, обязанности солдат перед построением и в строю.

Строй был и остается основой подготовки личного состава к совместным действиям. Он, как никакой другой вид обучения, воспитывает быстрое, точное и единодушное исполнение воли командира. Действия в строю требуют глубокого понимания обучаемыми необходимости четких, быстрых и сноровистых движений при выполнении приемов в составе отделения и взвода.

Обучение строевой подготовке следует начинать с изучения обязанностей перед построением и в строю, которые необходимо всегда точно и четко выполнять.

Строй - установленное Уставом размещение военнослужащих, подразделений и воинских частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах. Элементами строя являются шеренга, фланги, фронт и тыльная сторона.

Шеренга - строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии. Линия машин - строй, в котором машины размещены одна возле другой на одной линии.

Фланг - правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются. Фронт - сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом (машины - лобовой частью). Тыльная сторона строя - сторона, противоположная фронту.

Для определения расстояния между военнослужащими (машинами) в строю назначается интервал и дистанция.

Интервал - расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и воинскими частями.

Дистанция - расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и воинскими частями.

Размеры строя определяются шириной и глубиной.

Ширина строя - расстояние между флангами.

Глубина строя - расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней шеренги (позади стоящего военнослужащего), а при действиях на машинах - расстояние от первой линии машин (впереди стоящей машины) до последней линии машин (позади стоящей машины).

Строи бывают одно- и двухшереножные.

Двухшереножный строй - строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего). Шеренги называются первой и второй. При повороте строя названия шеренг не изменяются. Четыре человека и менее всегда строятся в одну шеренгу.

Неполный

Дистанция
Рис. 1 Двухшереножный строй и его элементы
Ряд - два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому. Если за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, такой ряд называется неполным; последний ряд всегда должен быть полным.

При повороте двухшереножного строя кругом военнослужащий неполного ряда переходит во впереди стоящую шеренгу.

Одношереножный и двухшереножный строи могут быть сомкнутыми или разомкнутыми.

В сомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах, равных ширине ладони между локтями.

В разомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных командиром.

Колонна - строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машины) - одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.

Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более.

Рис 2 Строй – колонна по два


Четыре человека и менее строятся в колонну по одному.

Колонны применяются для построения подразделений и воинских частей в походный или развернутый строй.

Развернутый строй - строй, в котором подразделения построены на одной линии по фронту в одношереножном или двухшереножном строю (в линию машин) или в линию колонн на интервалах, установленных Уставом или командиром.

Развернутый строй применяется для проведения поверок, расчетов, смотров, парадов, а также в других необходимых случаях.

Походный строй применяется для совместных действий на марше, при подготовке и после выполнения задач.

Походный строй - строй, в котором подразделение построено в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.

Для обозначения направления, дистанции и скорости движения, подачи сигналов в строю назначается направляющий и замыкающий.

Направляющий - военнослужащий (подразделение, машина), который движется головным в указанном направлении. По направляющему сообразуют свое движение остальные военнослужащие (подразделения, машины).

Замыкающий - военнослужащий (подразделение, машина), который движется последним в колонне.

Развернутый строй отделения может быть одношереножный (шеренга) или двухшереножный.

Построение отделения в одношереножный (двухшереножный) строй производится по команде «Отделение, в одну шеренгу (в две шеренги) - СТАНОВИСЬ».

Подав команду, командир отделения становится в положение «смирно», лицом в сторону фронта построения; отделение выстраивается влево от командира, как показано на рис. 3 и 4, на установленных интервалах и дистанциях; при этом носки обуви у всех должны быть на одной прямой линии.

С началом построения командир отделения выходит из строя строевым шагом и следит за выстраиванием отделения.

Отделение (экипаж, расчет) численностью в четыре человека и менее всегда строится в одну шеренгу.

При необходимости выровнять отделение на месте подается команда «РАВНЯЙСЬ» или «Налево - РАВНЯЙСЬ».

По команде «Равняйсь» все, кроме правофлангового, поворачивают голову направо (правое ухо выше левого, подбородок приподнят), выравниваются так, чтобы каждый видел грудь четвертого человека, считая себя первым. При выравнивании военнослужащие могут несколько передвигаться вперед, назад или в стороны.

По окончании выравнивания подается команда «СМИРНО», по которой все быстро ставят голову прямо. При выравнивании отделения после поворота его кругом в команде указывается сторона равнения. Например: «Направо (налево) - РАВНЯЙСЬ».

Рис. 3. Развернутый одношереножный строй отделения

Рис. 4. Развернутый двухшереножный строй отделения

Условные обозначения:

К – командир отделения

НО – наводчик-оператор

СС – старший стрелок

С – стрелок

П – пулеметчик

Г – гранатометчик

ПГ – помощник гранатометчика

МВ – механик-водитель

Походный строй отделения может быть в колонну по одному или в колонну по два. Построение отделения в колонну по одному (по два) на месте производится по команде «Отделение, в колонну по одному (по два) – СТАНОВИСЬ». Подав команду, командир отделения становится в положение «смирно», лицом в сторону движения, а отделение выстраивается, как показано на рис 5 и 6.

Рис. 5. Походный строй отделения - колонна по одному

Рис. 6. Походный строй отделения - колонна по два

Отделение (экипаж, расчет) численностью в четыре человека и менее всегда строится в колонну по одному.

Перестроение отделения из развернутого строя в колонну производится поворотом отделения направо по команде «Отделение, напра-ВО». При повороте двухшереножного строя командир отделения делает полшага вправо.

Перестроение отделения из колонны в развернутый строй производится поворотом отделения налево по команде «Отделение, нале-ВО». При повороте отделения из колонны по два командир отделения делает полшага вперед.

Перестроение отделения из колонны по одному в колонну по два производится по команде «Отделение, в колонну по два, шагом - МАРШ» (на ходу - «МАРШ»).

По исполнительной команде командир отделения (направляющий) идет вполшага, вторые номера, выходя вправо, в такт шага занимают свои места в колонне, как показано на рис. 24; отделение двигается вполшага до команды «ПРЯМО» или «Отделение - СТОЙ».

Перестроение отделения из колонны по два в колонну по одному производится по команде «Отделение, в колонну по одному, шагом - МАРШ» (на ходу - «МАРШ»).

По исполнительной команде командир отделения (направляющий) идет полным шагом, а остальные - вполшага; по мере освобождения места вторые номера в такт шага заходят в затылок первым и продолжают движение полным шагом (рис. 23).

Для перемены направления движения колонны подаются команды:

«Отделение, правое (левое) плечо вперед - МАРШ»; направляющий заходит налево (направо) до команды «ПРЯМО», остальные следуют за ним;

«Отделение, за мной - МАРШ (бегом - МАРШ)»; отделение следует за командиром;

«Отделение, кругом - МАРШ».
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЮ СТРОЕМ

Управление строем осуществляется командами и приказаниями, которые подаются командиром голосом и сигналами, а также передаются с помощью технических и подвижных средств. Команды и приказания могут передаваться по колонне через командиров подразделений (старших машин) и назначенных наблюдателей.

В строю старший командир находится там, откуда ему удобнее командовать. Остальные командиры подают команды, оставаясь на местах, установленных старшим командиром.

Построение, движение, изменение направления движения и другие действия подразделений в пешем строю производятся по командам, приказам и приказаниям. Поэтому изучение строевой подготовки руководитель должен начинать с разъяснения обучаемым сущности и порядка управления строями с помощью команд.

Предварительные и исполнительные команды.

Команда разделяется на предварительную и исполнительную; команды могут быть и только исполнительные.

Предварительная команда подается отчетливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир.

По всякой предварительной команде военнослужащие, находящиеся в строю и вне строя на месте, принимают положение «смирно», а в движении ногу ставят тверже.

Исполнительная команда подается после паузы громко, отрывисто и четко. По исполнительной команде производится немедленное и точное ее выполнение.

С целью привлечь внимание подразделения или отдельного военнослужащего в предварительной команде при необходимости называется наименование подразделения или звание и фамилия военнослужащего. Например, «Взвод (3-й взвод), СТОЙ»; «Рядовой Иванов, кру-ГОМ».

Команды (сигналы), относящиеся ко всем подразделениям, принимаются и немедленно исполняются всеми командирами подразделений.

При передаче команды сигналом предварительно подается сигнал «ВНИМАНИЕ», а если команда относится только к одному из подразделений, то подается сигнал, указывающий номер этого подразделения. Сигналы для обозначения номеров подразделений устанавливаются командиром воинской части (подразделения).

Готовность к принятию команды сигналом обозначается также сигналом «ВНИМАНИЕ».

Получение сигнала подтверждается его повторением или подачей соответствующего сигнала своему подразделению.

Чтобы отменить или прекратить выполнение приема, подается команда «ОТСТАВИТЬ». По этой команде принимается положение, которое было до выполнения приема.

Обязанности военнослужащих перед построением и в строю.

Военнослужащий обязан:

проверить исправность своего оружия, закрепленной за ним боевой и другой техники, боеприпасов, индивидуальных средств защиты, шанцевого инструмента, обмундирования и снаряжения;

иметь аккуратную прическу и опрятный внешний вид;

заправить обмундирование, правильно надеть и подогнать снаряжение, помочь товарищу устранить замеченные недостатки;

знать свое место в строю, уметь быстро, без суеты занять его; в движении сохранять равнение, установленные интервал и дистанцию; не выходить из строя (машины) без разрешения;

в строю без разрешения не разговаривать, быть внимательным к приказам (приказаниям) и командам (сигналам) своего командира, быстро и точно их выполнять, не мешая другим;

передавать приказы, команды (сигналы) без искажений, громко и четко.

ОБУЧЕНИЕ СТРОЕВОЙ СТОЙКЕ. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВЫПОЛНЕНИЮ КОМАНД «СТАНОВИСЬ», «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», «ОТСТАВИТЬ».

Для обучения строевой стойке командир отделения строит отделение в одну шеренгу и, выйдя перед серединой строя, показывает, как нужно принимать строевую стойку (рис. 7).



Рис. 7. Строевая стойка

Начиная занятие, командир знакомит подчиненных с элементами строевой стойки путем образцового ее показа. При этом подчиненные должны видеть командира при показе спереди и сбоку.

Строевая стойка принимается по команде «СТАНОВИСЬ».

По этой команде быстро стать в строй и стоять прямо, без напряжения, каблуки поставить вместе, а носки развернуть по линии фронта на ширину ступни; ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед; живот подобрать; плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотреть прямо перед собой; быть готовым к немедленному действию.

Закончив показ, командир размыкает шеренгу и дает возможность подчиненным принять положение строевой стойки, а сам проверяет каждого обучаемого, добиваясь устранения допущенных им ошибок. Затем командир приступает к разучиванию строевой стойки по элементам (Рис. 8). Если большинство подчиненных шеренги допускают ошибки, командир приступает к практическому изучению приема с помощью подготовительных упражнений.

Для этого обучаемые отделения в разомкнутом одношереножном строю становятся на линию строевой площадки. Командир отделения показывает первое подготовительное упражнение – «Развертывание носков по линии фронта на ширину ступни». Дает обучаемым возможность выполнить в течение двух минут это подготовительное упражнение, а сам следит за положением носков. После этого командир приступает к тренировке.

Выполнение этого подготовительного упражнения осуществляется по команде «Носки свести, делай РАЗ, носки развести, делай ДВА». Подавая команды, командир отделения следит за шириной разведения носков и указывает на допускаемые обучаемыми ошибки. Сначала упражнение несколько раз выполняется под общую команду, затем командир отделения проверяет выполнение упражнения каждым обучаемым. После этого он командует приступить к самостоятельной тренировке. Выполнять упражнение следует несколько раз и только после этого проверить, не отклонились ли носки от линии.

Рис. 8. Изучение строевой стойки во элементам:

а - проверка правильности положении корпуса; б - положение корпуса при строевой стойке; в - отличие строевой стойка от положения «вольно».
После одиночной тренировки можно перейти к попарной тренировке.

Затем командир отделения показывает второе подготовительное упражнение – приподнимание груди с подачей корпуса несколько вперед, подбиранием живота, развертыванием плеч и опусканием рук посредине бедер. Это упражнение отрабатывается в такой же последовательности, как и предыдущее. Командир разъясняет солдатам, что, начиная это упражнение, необходимо сделать глубокий вдох и в таком положении задержать грудную клетку, сделать выдох и продолжить дыхание с при поднятой грудью. Приподняв грудь, корпус тела следует немного подать вперед и подобрать живот, а плечи развернуть. Руки при этом опускаются так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедер. Чтобы проверить правильность подачи корпуса несколько вперед, необходимо приподняться на носки, а, затем, не изменяя наклона корпуса, опуститься на всю ступню.

Разучивание этого подготовительного упражнения осуществляется по команде «Грудь приподнять, живот подобрать, плечи развернуть, корпус тела подать вперед, делай РАЗ, принять начальное положение, делай ДВА». Упражнение делается до тех пор, пока каждый обучаемый в отделении не почувствует отличия положения корпуса при правильной строевой стойке от положения в свободном состоянии.

При отработке второго подготовительного упражнения командир отделения показывает, как обучаемые, должны держать голову при строевой стойке. Чтобы проверить правильность положения головы, необходимо принять строевую стойку и, не опуская головы, посмотреть вниз перед собой. При правильном положении головы обучаемый должен видеть на площадке самую близкую точку в двух-трех шагах от себя, любое другое положение головы обучаемого будет неправильным.

Научив принимать строевую стойку по разделениям, командир тренирует подчиненных в выполнении приема в целом, для чего подает команды, например: «Отделение, в одну шеренгу–СТАНОВИСЬ» или «Отделение–СМИРНО». Обучаемые выполняют команды, принимают строевую стойку, а командир следит за их действиями и добивается устранения допущенных ошибок.

Чтобы проверить, правильно ли обучаемые принимают строевую стойку, необходимо подать команду «СМИРНО», а после этого команду «Поднять носки ног». Если у кого-либо строевая стойка была принята неправильно, корпус тела не был подан несколько вперед, то они это действие выполнят легко. Те, кто строевую стойку принял правильно, носки ног поднять не смогут. С этой же целью можно приказать обучаемым приподняться на носках. Если они легко, без наклона вперед, выполнят команду, значит, строевая стойка выполнена правильно.

), перевязочными средствами и так далее, что является одним из главных составляющих мобилизационных возможностей государства .

Организация НВП

В СССР на основе Закона о всеобщей воинской обязанности, во всех средних общеобразовательных школах , в средних специальных учебных заведениях (техникумы) и в профессионально-технических училищах (ПТУ) НВП проводилась без отрыва от учёбы и производства.
НВП в средних общеобразовательных школах как предмет вводился с 9-го класса. Обучению подлежали юноши и девушки допризывного и призывного возраста. Также к сфере НВП относилась деятельность сети ДОСААФ .
По советской традиции преподавателями НВП по возможности набирались из числа офицеров вооружённых сил вышедших по выслуге лет в запас. Официально за ними закрепилось название военный руководитель или в обиходе сокращённое военрук .
В среднем в одну неделю полагалось два урока НВП.
Для полноценного изучения предмета, школы, ПТУ и техникумы обеспечивались соответствующей учебной материальной базой как:

  • учебное оружие (АК , малокалиберные винтовки, пневматические винтовки, муляжи ручных гранат);
  • средства индивидуальной защиты (противогазы, респираторы, ОЗК);
  • средства радиационной и химической разведки (дозиметры, газоанализаторы);
  • учебные плакаты и макеты.

Начальной стадией программы НВП было введение, на котором учащимся объяснялись следующие пункты :

  • Определение Вооружённых сил и его задачи.
  • Состав вооружённых сил, его структура и разделение на рода войск.
  • Система воинских званий в вооружённых силах и знаки различия.
  • Порядок прохождения воинской службы.

В Начальную военную подготовку входило изучение следующих дисциплин:

  • Строевая подготовка - учащихся обучали образовывать строй, маршировать строем и вне строя, выполнять строевые приёмы.
  • Огневая подготовка - ознакомление с устройством АК и ручных гранат и их ТТХ , обучение порядку сборки-разборки АК , ознакомление с теорией стрельбы и умению правильного прицеливания. Осуществление практических стрельб в тире.
  • Тактическая подготовка - ознакомление с теорией ведения боя, тактическими приёмами и действиями военнослужащих в бою.
  • Защита от Оружия Массового Поражения (ЗОМП) - ознакомление с индивидуальными средствами защиты и правилами их применения. Изучение средств химической разведки. Ознакомление с поражающими факторами оружия массового поражения. Поверхностное изучение основ Гражданской обороны .
  • Медицинская подготовка - поверхностное изучение оказания медицинской помощи получившим ранения и травмы.
  • Изучение уставов - ознакомление с Общевоинскими уставами ВС СССР .
  • Топографическая подготовка - ориентирование на местности, изучение условных обозначений на топографических картах, движение по азимутам.
  • Инженерная подготовка - изучение способов оборудования и маскировки позиций, устройства укрытий, окопов и траншей, основных типов мин и заграждений.

К окончанию программы НВП , при возможности учеников (только юношей) 10-го класса вывозили на недельные военные сборы в воинскую часть , дислоцированную в данном регионе, где они под руководством кадровых военных знакомились с бытом военнослужащих срочной службы, с организацией караульной и внутренней служб, с образцами вооружения, копали одиночные окопы для стрельбы, занимались строевой подготовкой, элементами огневой, тактической, физической и военно-медицинской подготовок, изучали средства индивидуальной, радиационной, химической и биологической защиты, осуществляли учебные стрельбы .

НВП по линии ДОСААФ

Кроме обязательной программы НВП преподаваемой в школах, техникумах и училищах, в СССР для юношей изъявивших желание получить дополнительную подготовку перед призывом на военную службу существовала всесоюзная сеть организации ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту) представительства которого имелись во всех областных центрах союзных республик.

В системе ДОСААФ имелись военно-технические школы и аэроклубы . Для изъявивших желание юношей и девушек ДОСААФ мог предоставить бесплатное обучение по следующим военно-прикладным дисциплинам:

  • Курсы по вождению грузовых автомобилей;
  • Курсы по вождению гусеничной техники (гусеничные тягачи);
  • Курсы радиотелеграфиста;
  • Обучение прыжкам с парашютом и парашютный спорт ;
  • Обучение управлению спортивными самолётами и самолётный спорт ;
  • Обучение вождению мотоцикла и мотоциклетный спорт ;
  • Моделизм (авиамоделирование , судомоделизм , автомоделирование , ракетомоделизм)
  • и многое другое

Фактически ДОСААФ занимался подготовкой юношей изъявивших желание поступить на обучение в высшие военные училища. ДОСААФ занимался также военно-патриотическим воспитанием молодёжи

Современная ситуация

На данном этапе НВП как программа для общеобразовательных средних школ, средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ, является обязательной в следующих государствах бывшего СССР :

Несмотря на Законодательство «О воинской обязанности и военной службе» от 1998 года , которое гласит об обязательном наличии НВП в системе образования, в России так и не было возрождено преподавание НВП в школах, несмотря на неоднократные заявления руководства государства о том, что подобное возможно .

НВП в иных государствах

По объективным причинам правительства некоторых государств вынуждены повышать мобилизационные возможности государства внедрением НВП в общеобразовательную программу, либо содержать полувоенные образовательные учреждения, целенаправленно готовящих кандидатов для контрактной службы в вооружённых силах.

Израиль

В Израиле допризывная подготовка начинается с 13 лет. Осуществляется она в юношеской военизированной организации ГАДНА (аббревиатура с иврита «Молодежные батальоны»). Руководство ГАДНА осуществляется кадровыми офицерами ЦАХАЛ , которые координируют процесс обучения с Министерством просвещения. Каждый год ученики старших классов отправляются на двухнедельные сборы в военных лагерях. На сборах они находятся в подчинении армейских офицеров и сержантов. На время сборов школьники получают обмундирование. С ними проводятся занятия по стрелковой, физической и строевой подготовке.
По окончании сборов каждый старшеклассник на аттестации получает от экспертов заключение об уровне подготовки и предпочтение по выбору военно-учётной специальности. Также в системе ГАДНА имеется авиационная и военно-морская секции .

Великобритания

В Великобритании допризывная подготовка именуется термином Система вневойсковой подготовки (СВП ). Существует она вне общеобразовательной системы.
СВП представлена добровольными военизированными юношескими организациями школ и колледжей. Также имеются объединенные и армейские кадетские подразделения, кадетский корпус авиационной подготовки и морской кадетский корпус.
В объединенные кадетские подразделения принимаются юноши и девушки в возрасте от 11 до 18 лет. Сперва их зачисляют на один год, после чего этот срок при желании может быть продлен еще на год. В первый год обучения уделяется строевой и огневой подготовке, на втором году - обучение по военно-учётной специальности. В тематику занятий кадетов сухопутных войск могут входить: техническое обслуживание автомобилей и бронетехники, верховая езда, связь, преодоление естественных преград.
Армейские кадетские подразделения в отличие от объединенных кадетских подразделений формируются по регионам (графствам) и готовят молодежь для службы преимущественно в территориальных войсках. Набор в них может производиться как из учащейся так и не учащейся молодёжи. Армейские кадетские подразделения служат основой для формирования кадетских батальонов, в которой и осуществляется начальная военная подготовка молодежи .

Сейчас, когда активно обсуждается необходимость обновления образовательных программ, активно переиздаются учебные пособия, журнал "Спецназ" начинает разговор о допризывной подготовке школьников. Дисциплина эта по стандартам средней школы, прямо скажем, далеко не приоритетная. Преподается она зачастую, увы, по остаточному принципу, проформы ради. Нужна ли вообще ДП современным школьникам да гимназистам? Что этот предмет дает ребятам, пребывая, мягко говоря, не на самых главных ролях? И что мог бы дать в идеале, при других подходах?

В свежем номере "Спецназа" на эти вопросы попытались ответить два эксперта - учитель физкультуры и допризывной подготовки лицея Белорусско-Российского университета (Могилев), бывший боец роты разведки в/ч 3214 внутренних войск, "краповик" и доцент Могилевского государственного университета имени А.А.Кулешова Сергей Фатин.

Сергей Фатин

"Одна из важнейших проблем - отсутствие полноценной учебно-материальной базы по допризывной подготовке, - считает Сергей Фатин. - От этого напрямую зависят возможности постановки и решения учебных задач. Понятно, что, используя стрелковый тир и пневматические винтовки, будет решаться задача обучения стрельбе, успешного участия в соревнованиях. Если в распоряжении учителя есть только наглядные пособия - плакаты, даже учебные фильмы, максимальными задачами могут быть рассказ, показ, ознакомление, объяснение и тому подобное. Понимая ограниченность любого учреждения образования в средствах, можно выделить и еще один аспект проблемы - отношение администрации школы к организации ДП, ее готовность решать проблемы. Военно-патриотическое воспитание не относится к явным приоритетам, и основные усилия руководства направлены, что вполне объяснимо, на подготовку и участие в олимпиадах по информатике, биологии, языкам, формирующих престиж учебного заведения, в том числе в глазах родителей учащихся. Другой подход состоит в поиске разумного компромисса между актуальностью и качеством образования и решением вопросов военно-патриотического воспитания молодежи. Анализируя положение дел в УО, в которых организованы, например, классы военно-патриотической направленности, можно видеть, что там вовсе не зацикливаются на "военизации", а, напротив, используют дополнительную мотивированность и организованность учащихся для решения всего комплекса образовательных проблем. Таким образом, достижение полноценного статуса ДП возможно в обоснованном стимулировании этой работы в низовых звеньях вертикалью органов Министерства образования".

По мнению доцента Могилевского госуниверситета, в организации допризывной подготовки школьников на современном уровне важную роль должно играть и Министерство обороны:

Ведомство напрямую заинтересовано в сотрудничестве с учреждениями образования по работе с допризывной молодежью. И эта работа проводится, но зачастую она эффективна там, где определенную активность и энтузиазм проявляет сама школа. Например, учреждение образования закрепляется за воинской частью для проведения учебно-полевых сборов по ДП, но нет возможности перевезти учащихся на сотню километров. Организовать стрельбы на базе воинской части, расположенной поблизости, казалось бы, несложно, но опять все строится на личных контактах учителей и офицеров, а не на обязательном выполнении утвержденного четкого плана работы. Плана, обязательного к выполнению как органами Министерства образования, так и структурами Министерства обороны. Связка этих ведомств может заработать только в результате жесткой регламентации и ответственности за обеспечение ДП военно-техническим имуществом, участием в военно-спортивных играх, соревнованиях по допризывной подготовке, сдачей и учетом результатов нормативов "Защитник Отечества", закреплением учреждений образования за воинскими частями, контролем за результатами учебно-полевых сборов с обязательным проведением стрельб из АК, военно-профессиональной ориентацией молодежи.

Андрей Безлепкин

"Могу подтвердить сказанное моим коллегой и учителем: взаимодействие с воинскими частями налажено не так, как хотелось бы, - продолжает разговор Андрей Безлепкин. - Работа с допризывной молодежью проводится, но она как раз эффективна лишь потому, что определенную активность и энтузиазм проявляет преподавательский состав".

Как отмечает могилевский учитель, школьникам не хватает разного рода военно-патриотических мероприятий. Некоего подобия игры "Зарница", например:

Не так давно мы с классом играли в лазертаг. Я сам не ожидал, насколько приближенной к реальной военной подготовке окажется игра. В ней могут быть реализованы различные стратегические и военизированные модели. Она хороша еще и тем, что не имеет расходного материала. То есть единственное, на что может потратиться организатор (помимо закупки автоматов), - это зарядка оружия от бытовой розетки. Естественно, детям необходимо работать с макетами автоматов (сборка-разборка АК), иметь возможность производить хотя бы несколько выстрелов из боевого оружия. Все это в связке даст понимание, представление о воинской службе, необходимые опыт и знания, которые пригодятся не только в армии.

С полным текстом проблемного материала "Казарма любит подготовку" и всеми аргументами экспертов можно ознакомиться в , который еще можно успеть приобрести в киосках. Приглашаем читателей к дискуссии!

Сложившееся сегодня международная обстановка ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.Существующая в настоящее время система подготовки граждан к военной службе в Российской Федерации во многом повторяет прежнюю, рассчитанную на 2-годичный срок военной службы по призыву и принципиально иные качественные и количественные параметры и структуру военной организации государства. Переход с 2008 года на годичный срок военной службы по призыву повлек за собой значительное повышение требований к качеству подготовки граждан к военной службе. Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере подготовки граждан к военной службе характеризуется рядом негативных факторов. Особенно остро эта проблема видна при анализе гражданско-патриотических убеждений и ценностей молодого поколения. Исследования поведения детей показывают, что размытость патриотических ценностей ведет к тенденции нарастания потенциала экстремизма, антиобщественных проявлений, росту преступности, насилия и жестокости.

Программа « Допризывная подготовка» имеет военно-патриотическую направленность и призвана решать проблему патриотического воспитания, способствовать формированию у обучающихся общественно значимых ориентаций, готовности к военной службе.

Содержание данной программы воспитывает у подростков уважение и любовь к Родине, её героическому прошлому, к традициям Вооружённых Сил, способствует формированию знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки будущих защитников Отечества, сохранению и укреплению здоровья, развитию социальной активности обучающихся, решению проблемы расширения образовательного пространства.

Всё это делает программу значимой и актуальной.

Данная программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации в части вопросов патриотического воспитания, а именно с Конституцией Российской Федерации, с требованиями законов РФ «Об образовании», «Об обороне», «О статусе военнослужащего», «О военной обязанности и военной службе», «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ». Поддерживает идею целевой программы «Патриотическое воспитание детей и молодёжи». Концепции

федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года

(с изменениями в соответствие с распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. № 1742-р)

При составлении данной программы были использованы методики обучения по программам подготовки мотострелковых подразделений, методы и приёмы, описанные в учебной литературе (по педагогике, возрастной физиологии, психологии и др.).

Цель программы - способствовать патриотическому воспитанию обучающихся и ориентировать их на службу в армии и других силовых структурах РФ.

Обучающие:

Дать подросткам основные теоретические знания по разделам: «Военная история», «Общевоинские уставы Вооружённых Сил РФ», «Огневая (стрелковая) подготовка», «Военная топография», «Рукопашный бой» и др.

Привить практические навыки в избранной области деятельности в условиях максимально приближенных к реальным;

Развивать физические способности подростков;

Содействовать сохранению и укреплению здоровья подростков;

Способствовать воспитанию чувства патриотизма, коллективизма, морально-нравственных, волевых качеств обучающихся;

Развивать активность и самостоятельность, коммуникативные способности воспитанников;

Создать условия необходимые для более быстрой адаптации к армейской среде;

Ориентировать участников объединения на выбор профессии, связанной с защитой Отечества;

Развивающие:

Развить физические качества (быстроту, ловкость, координацию движений, гибкость и выносливость);

Развить коммуникативные и лидерские качества обучающихся;

Совершенствовать военно-патриотическое воспитания и повысить мотивации к военной службе

Дать начальные знаний в области обороны и обучения по основам военной службы

Воспитательные:

Воспитать уважение к Отечеству, чувство любви к Родине, бережное отношение к героическому прошлому нашего народа;

Воспитать потребность в здоровом образе жизни.

Условия реализации

Программа разработана для подростков 14-17 лет. Принимаются все желающие. Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные. Допускается дополнительный набор учащихся на второй и третий годы обучения по результатам собеседования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЕ

« ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА»

Возраст обучающихся -14-17 лет.

Продолжительность обучения -3 года.

Санкт-Петербург

2015

Пояснительная записка

Образовательная программа «Допризывная подготовка» имеет военно-патриотическую направленность.

Уровень освоения – общекультурный.

Актуальность программы

Сложившееся сегодня международная обстановка ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.Существующая в настоящее время система подготовки граждан к военной службе в Российской Федерации во многом повторяет прежнюю, рассчитанную на 2-годичный срок военной службы по призыву и принципиально иные качественные и количественные параметры и структуру военной организации государства. Переход с 2008 года на годичный срок военной службы по призыву повлек за собой значительное повышение требований к качеству подготовки граждан к военной службе. Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере подготовки граждан к военной службе характеризуется рядом негативных факторов. Особенно остро эта проблема видна при анализе гражданско-патриотических убеждений и ценностей молодого поколения. Исследования поведения детей показывают, что размытость патриотических ценностей ведет к тенденции нарастания потенциала экстремизма, антиобщественных проявлений, росту преступности, насилия и жестокости.

Программа « Допризывная подготовка» имеет военно-патриотическую направленность и призвана решать проблему патриотического воспитания, способствовать формированию у обучающихся общественно значимых ориентаций, готовности к военной службе.

Содержание данной программы воспитывает у подростков уважение и любовь к Родине, её героическому прошлому, к традициям Вооружённых Сил, способствует формированию знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки будущих защитников Отечества, сохранению и укреплению здоровья, развитию социальной активности обучающихся, решению проблемы расширения образовательного пространства.

Всё это делает программу значимой и актуальной.

Данная программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации в части вопросов патриотического воспитания, а именно с Конституцией Российской Федерации, с требованиями законов РФ «Об образовании», «Об обороне», «О статусе военнослужащего», «О военной обязанности и военной службе», «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ». Поддерживает идею целевой программы «Патриотическое воспитание детей и молодёжи»; концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года

(с изменениями в соответствие с распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. № 1742-р); государственной программы «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

При составлении данной программы были использованы методики обучения по программам подготовки мотострелковых подразделений, методы и приёмы, описанные в учебной литературе (по педагогике, возрастной физиологии, психологии и др.). Цель программы:

Цель программы - способствовать патриотическому воспитанию обучающихся и ориентировать их на службу в армии и других силовых структурах РФ.

Задачи

Обучающие:

Дать подросткам основные теоретические знания по разделам: «Военная история», «Общевоинские уставы Вооружённых Сил РФ», «Огневая (стрелковая) подготовка», «Военная топография», «Рукопашный бой» и др.

Развить практические навыки в избранной области деятельности в условиях максимально приближенных к реальным;

Развивать физические способности подростков;

Содействовать сохранению и укреплению здоровья подростков;

Способствовать воспитанию чувства патриотизма, коллективизма, морально-нравственных, волевых качеств обучающихся;

Развивать активность и самостоятельность, коммуникативные способности воспитанников;

Создать условия необходимые для более быстрой адаптации к армейской среде;

Ориентировать участников объединения на выбор профессии, связанной с защитой Отечества;

Развивающие:

Развить физические качества (быстроту, ловкость, координацию движений, гибкость и выносливость);

Развить коммуникативные и лидерские качества обучающихся;

Совершенствовать военно-патриотическое воспитания и повысить мотивации к военной службе

Дать начальные знаний в области обороны и обучения по основам военной службы

Воспитательные:

Воспитать уважение к Отечеству, чувство любви к Родине, бережное отношение к героическому прошлому нашего народа;

Воспитать потребность в здоровом образе жизни.

Условия реализации

Программа разработана для подростков 14-17 лет. Принимаются все желающие. Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные. Допускается дополнительный набор учащихся на второй и третий годы обучения по результатам собеседования

Сроки реализации

Сроки реализации

Срок обучения по программе-3 года.

Продолжительность образовательного процесса –792 часа.

1 год обучения-216 часов

2 год обучения-288 часов

3 год обучения-288 часов.

Режим занятий

1 год обучения: 216 часов, 2 раза в неделю по 3 часа или 3 раза в неделю по 2 часа;

2 год обучения: 288 часов, 2 раза в неделю по 3 часа и один раз 2 часа или 4 раза по 2 часа;

3 год обучения: 288 часов, 2 раза в неделю по 3 часа и один раз 2 часа или 4 раза по 2 часа;

Продолжительность одного академического часа-45 минут, между часами предусмотрен перерыв на отдых 15 минут.

Наполняемость учебной группы по годам обучения

1 год-15 человек

2 год-12 человек

3 год-10 человек.

Формы занятий

Лекции, беседы, ролевые игры, дискуссии, практические занятия, спарринг – занятия, соревнования, экскурсии, посещение музеев, выезды в воинские части, учебно-тренировочные сборы, участие в конференциях.

Ожидаемый результат

Ожидаемый результат

К концу первого года обучения обучающиеся:

Познакомятся с составом Вооруженных Сил Российской Федерации,;

Получат представления по основным положениям Общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации;

Получат знания по пожарной безопасности, доврачебной помощи, правилам поведения в чрезвычайных ситуациях;

Получат знания и навыки по туристской подготовке, организации походов;

Научатся приемам стрельбы из стрелкового оружия, выполнению строевых приемов;

Познакомятся с военной историей и развитием армии от Древней Руси до современной России;

Получат первоначальные знания об армиях вероятного противника;

Разовьют коммуникативные навыки;

Разовьют выносливость;

К концу второго года обучения обучающиеся:

Познакомятся с организацией подразделений Сухопутных войск и ВМФ ВС РФ;

Узнают об особенностях ориентирования на местности основы топографии;;

Овладеют навыками применения огнетушителей, транспортировки пострадавших, оказания доврачебной помощи при обморожениях, действий при сигналах Гражданской обороны;

Разовьют навыки взаимодействия в группе, эмоционально-волевой регуляции;

Познакомятся с основами теории стрельбы;

Познакомятся с основами выживания на незнакомой местности порядком оборудования укрытий и инженерных сооружений;

Приобретут навыки сбора, обобщения информации, анализе полученной информации. ;

Приобщатся к здоровому образу жизни;

Примут участие в соревнованиях ДЮОСИ «Зарница»

К концу третьего года обучения обучающиеся:

Познакомятся с частями и подразделениями ВС РФ их составом и основным вооружением

Познакомятся с основными военно-учетными специальностями ВС РФ;

Овладеют навыками, доврачебной помощи при несчастных случаях;

Овладеют навыками поведения при техногенных, природных и социогенных катастрофах и порядком действий в условиях радиационного, химического и бактериологического заражения;

Овладеют навыками рукопашного боя, сборки-разборки автомата АК-74, строевыми приемами;

Овладеют навыками передвижения в строю, приобретут навыки одиночной строевой подготовки,

Познакомятся с тактикой действия мотострелковых подразделений в обороне и наступлении

Познакомятся с организацией поискового движения в Ленинградской области;

Познакомятся с историей военных действий в годы ВОВ;

Примут участие в добровольческой деятельности, вахтах памяти, деятельности поисковых отрядов, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

Разовьют коммуникативные и лидерские качества;

Разовьют физические качества (быстроту, ловкость, координацию движений, гибкость и выносливость);

Получат знания и навыки способствующие воспитанию уважения к Отечеству, чувства любви к малой и большой Родине, бережного отношения к героическому прошлому нашего народа;

Получат знания и навыки способствующие формированию здорового образа жизни;

Примут участие в соревнованиях по допризывной военной подготовке.

Формы и способы проверки ожидаемого результата

Наблюдения педагога, опрос устный и письменный, анализ продуктов деятельности, тестирование на выявление уровня знаний, сдача нормативов, участие в соревнованиях.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

Программа предполагает входную, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Входной контроль осуществляется в сентябре месяце и направлен на диагностику начального уровня знаний у обучающихся.

Промежуточный контроль осуществляется в январе и позволяет выявлять уровень освоения разделов и тем образовательной программы по итогам тестирования, и итоговым результатам участия в этапах ДЮОСИ «Зарница».

Итоговый контроль осуществляется в мае и направлен на выявление уровня освоения программы за год.

Способы фиксации результата образовательной программы.

Портфолио обучающегося, которое включает в себя: результаты тестирования и анкетирования, творческие и исследовательские работы, подборку материалов по темам образовательной программы, выполненную обучающимся самостоятельно, результаты участия в соревнованиях, походах, экспедициях,

Календарный учебно-тематический план

«ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА »

1 год обучения

месяц

РАЗДЕЛЫ

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

сентябрь

НАБОР ДЕТЕЙ

октябрь

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ И ВС РФ.ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВС РФ.

ноябрь

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ И ВС РФ.ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВС РФ.

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА.

декабрь

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА.

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ.

январь

февраль

ГО И РХБЗ ЗАЩИТА.ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА.

март

ВОЕННО- МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

апрель

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

май

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Итого

(пн.ср. пт.)

2 год обучения

месяц

РАЗДЕЛЫ

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

Сентябрь

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ОБУЧАЮЩИХСЯ.

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ И ВС РФ.ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВС РФ.

октябрь

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ И ВС РФ.ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВС РФ.

ноябрь

декабрь

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА.

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА.

январь

ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ОБУЧАЮЩИХСЯ

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА

ГО И РХБЗ ЗАЩИТА.ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА.

февраль

ГО И РХБЗ ЗАЩИТА.ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА.

ВОЕННО- МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА.

март

ВОЕННО- МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

апрель

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

май

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ И ВС РФ.ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВС РФ.

октябрь

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ И ВС РФ.ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВС РФ.

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА.

ноябрь

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА..

декабрь

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ. РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА.

ОБЩЕСТВЕННО ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА.

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Январь

ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ОБУЧАЮЩИХСЯ

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА.

ВОЕННО- МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА.

февраль

ВОЕННО- МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА..

март

ГО И РХБЗ ЗАЩИТА.ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

апрель

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

май

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Итого


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение

Программа патриотического воспитания допризывной молодежи «Призывник» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на г», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на г», Уставом МОУ ДОД Дом детского творчества, локальными правовыми актами ; Законом РФ «Об образовании»; Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РФ; Программой развития МОУДОД.

Программа определяет содержание, основные пути развития патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Дом детского творчества и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у подростков 16-17 лет.

Программа патриотического воспитания «Призывник» имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Актуальность проблемы патриотического воспитания допризывной молодежи.

Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере допризывной подготовки молодёжи характеризуется рядом негативных факторов. Основными из них являются:

Ø отсутствие федеральной системы подготовки к службе в армии, начинающейся с дошкольного и школьного возраста и заканчивающейся подготовкой призывников непосредственно по военно-учётным специальностям,

Ø отсутствие единой программы военно-патриотического воспитания,

Ø отсутствие единого органа, объединяющего координацию деятельности исполнительной власти всех уровней и общественных организаций в этом направлении,

Ø недостаточные объёмы спортивной подготовки и как следствие снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части призывников,

Ø недостаточное развитие военно-прикладных и технических видов спорта,

В свое время массовые, военно-прикладные и технические виды спорта, туризм, а также комплекс ГТО были неотъемлемой частью жизни большинства граждан. В общественных организациях, крупнейшей из которых являлся ДОСААФ, занимались люди от 14 до 60 лет, и как результат – призывной контингент в то время в целом отвечал требованиям военной службы. Сейчас же большая часть общественных спортивных организаций не решает данной задачи, поскольку в своей работе делают основную ставку на коммерческие виды спорта или спорт высоких достижений.

Говоря о состоянии допризывной подготовки молодёжи, нельзя обойти вниманием такой важный её аспект, как обязательная подготовка граждан основам военной службы в образовательных учреждениях. На данный момент в образовательных школах вновь вводится предмет НВП, но первое с чем сталкиваются учреждения - это квалифицированные кадры, так как речь идет о специалистах, которые знают все основы военного дела и прослужили в армии офицерами.

Все это привело к возникновению проблем у самих призывников при прохождении военной службы:

· слабо сфор­мированная или вовсе негативная установка на военную службу;

· отсутствие чет­ких представлений о характере воинской деятельности;

· низкая морально-психологическая подготовленность к преодолению определенных трудностей, связанных с выполнением задач в специ­фических условиях военной службы;

· отсутствие элементарных навыков, необходимых для военной службы;

· слабое физическое развитие.

В итоге за последние годы были потеряны главные составляющие допризывной подготовки молодёжи: это массовость (охват большей части молодёжи) и системность (комплексное развитие всех элементов допризывной подготовки).

Одним из самых важным элементом системы допризывной подготовки молодёжи является военно-патриотическое воспитание. Президент России правильно отметил: «… из нашей жизни постепенно уходит такое понятие, как священный долг защитника Отечества, которое всегда считалось базовым для всей системы военно-патриотического воспитания в нашей стране. Наша с вами общая задача вернуть понятие и сделать его неотъемлемой частью жизни каждого молодого человека»

Патриотизм - преданность и любовь к Родине, стремление служить её интересам, защищать от внутренних и внешних врагов Отечества - является духовным достоянием личности и государства.

Необходимо констатировать, что на современном этапе, к сожалению, результативность военно-патриотического воспитания допризывной молодёжи низкая. В результате одной из основных причин уклонения граждан от мероприятий, связанных с призывом, является отсутствие у них осознанной мотивации в прохождении военной службы.

Мероприятия, проводимые государством в области допризывной подготовки молодежи.

В государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2годы" говорится, что чувство патриотизма, как форма переживания человеком своего отношения к Отечеству, является одним из наиболее глубоких, закреплённых веками, тысячелетиями чувств, которое выражается в потребности и достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования служении Родине. Это формирует гражданскую позицию личности. Приоритетным направлением в государственной программе является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Проводимые мероприятия по созданию нового облика Вооружённых Сил, переход на одногодичный срок военной службы по призыву требуют незамедлительной реализации мер, направленных на создание комплексной системы допризывной подготовки, отвечающей современным требованиям. Министерство обороны намерено предпринять ряд конкретных мер для исправления существующего положения дел. В рамках реализации стратегии социального развития Вооружённых Сил планируется реорганизовать спортивные клубы Вооружённых Сил в физкультурно-оздоровительные центры с возложением на них задач физической подготовки допризывной и призывной молодёжи. Предусмотрено более тесное сотрудничество с образовательными учреждениями и проведение совместных мероприятий (военно-спортивных сборов, игр и т. д.) Новой армии нужен качественно новый призывник.

Работа с допризывной молодежью в учреждении дополнительного образования

Система дополнительного образования может в достаточной степени компенсировать возникшие пробелы в подготовке старшеклассников и молодежи к несению военной службы за счет приобретения необходимых знаний, навыков и дальнейшего их применения на практике. Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью одной передачи знаний невозможна. Новое время требует от учреждения дополнительного образования детей содержания, форм и методов патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в активную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, можно достигнуть успехов в этом направлении. Одним из наиболее действенных мер в учреждении дополнительного образования в области допризывной подготовки является занятия туризмом.

Значение туризма для допризывной подготовки

Туризм - это не только форма массового отдыха, физического развития и укрепление здоровья допризывников, но и эффективный способ подготовки их, к военной службе, формированию необходимых навыков и умений. Важная роль в воспитании качеств личности будущего воина принадлежит военизированным походам с элементами допризывной подготовки. Многодневные походы проводятся как полевые занятия.

Юноша, который хочет принять участие в туристическом походе, должен быть физически подготовленным и здоровым.

Основной целью программы является повышение качества допризывной подготовки молодёжи через занятия туризмом.

Данная цель охватывает весь процесс обучения в туристическом клубе, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь воспитанников, разнообразные виды деятельности . Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

Задачи:

Образовательные:

² формирование первоначальных знаний, умений и навыков по начальной строевой и военной подготовке;

² формирование необходимых знаний, умений и навыков по топографии и ориентированию;

² формирование необходимых знаний, умений и навыков при работе со специальным снаряжением и оружием;

² формирование необходимых знаний, умений и навыков по оказанию первой доврачебной помощи;

² расширение знаний об основах выживания в экстремальных условиях;

Воспитательные:

² Формирование внутренней мотивации к службе в армии;

² воспитание любви к Родине;

Дом детского творчества

Тренировочный карьер в

Скалодром г. Кострома

Туристические сборы, походы,

Соревнования

Умение правильно организовать свою деятельность в полевых условиях;

Применение специального туристического снаряжения для преодоления препятствий и преград;

Знать правила выживания при вынужденном автономном существовании

привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

Доврачебная помощь

Виды травм

Оказание помощи в полевых условиях

- общие принципы оказания самопомощи,

общие принципы оказания первой помощи

Аптечка и природные лекарственные растения

Ушибы, вывихи, переломы

Укусы животных, змей, насекомых

Первая помощь утопающему

Дом детского творчества

Тренировочный карьер в

Практические занятия

Умение правильно и своевременно оказать доврачебную помощь;

Знать медицинские средства первой необходимости и способы их применения;

Умение оказать первую помощь в полевых условиях

Краеведение

Герои, участники Великой Отечественной Войны,

СК «Спартак»

Полигоны в/ч г. Буя;

Тренировочный карьер в с. Борок

оборудование и снаряжение:

Телевизор, видеопроектор;

Туристическое снаряжение (палатки, рюкзаки, котелки и пр.)

Мед. аптечка;

Камуфляжная форма для областных соревнований.

Кадровое обеспечение

Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства.
Руководство деятельностью коллектива.
Анализ ситуации и внесение корректив.

Директор учреждения

Консультативная

Координация реализации программы.

Проведение консультаций.

Заместитель директора по УВР, методист

Педагоги учреждения дополнительного образования

Реализация программы в системе воспитательной работы .

Использование современных воспитательных технологий.

Педагоги дополнительного образования, педагог - организатор

Партнеры, участвующие в реализации программы

Организация профессиональной помощи педагогам.

Помощь в проведение тренингов, круглых столов, встреч, походов, сборов, экскурсий

в/ч № 000 (командир

п/п О. Ажгин)

СК «Спартак»


Используемая литература

1. Воспитательная работа в школе: Пособие для директоров и педагогов общеобразовательных учреждений – М.: Школьная Пресса, 2002 – 144с. Щуркова воспитание. – М.: Педагогическое общество России, 2000.-128 с.

2. . Воронов воспитания. – М.: школьная Пресса, 2000. – 96с. Организация воспитательной работы в школе: Пособие для директоров общеобразовательных учреждений. - М.: Школьная Пресса, 2002. – 144с.

3. Весной сорок пятого года. – Минск: Издательство -Принт», 2005.-128с. В серии: «Праздник в школе».

4 . «Детско-юношеский туризм» учебно-методическое пособие

5. Калейдоскоп внеклассных мероприятий. Выпуск №2: Военно-патриотическое воспитание. – М.: Илекса, 2003.-248с.

6. «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс . Учебник под редакцией, и др. , М., АСТ-ЛТД, 1997

8. Патриотическое воспитание детей: Игры и программы. – М.: ГОУ ДЦРСДОД, 2003. – 64с. (Приложение к журналу «Внешкольник», 2003, №11)

10. Сборник сценариев правовых форм: Проект «гражданская акция «Непоседа»». – Самара: Педагогический клуб «Радуга», 19с

11. Интернет сайт www. *****

Программы:

1. Программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на годы». – Воспитание школьника, 2006, № 2, с.2

2. IV Всероссийская акция «Я – гражданин России». – Воспитание школьника, 2005, №1, с.16

3. Программа воспитания школьников «Я – гражданин России». – Народное образование, 2002, № 2, с.168

6. Программа гражданского и патриотического воспитания «Быть достойным». – Воспитание школьника, 2003, № 2, с.3

7. Программа подготовки военно-спортивной профильной группы. – Приложение к журналу «Внешкольник», 2003, № 11, с.42

8. Программы по военно-патриотическому воспитанию (деятельность постов №1). – приложение к журналу «Внешкольник», 2005, № 5

9. Комплексная программа по воспитанию гражданственности и патриотизму – Воспитание школьника, 2001, № 10, с.25

10. Программа «Здоровье и развитие молодёжи /Детский фонд». – Школьная библиотека, 2005, № 1-2, с.60



Что еще почитать