Блок членения текста на предложения, пунктационные и лексические синтагмы - блог веб-программиста. Синтагма и предложение. Интонационные характеристики Примеры синтагмы в русском языке

"А теперь послушайте, какие предметы изучают в немецкой гимназии. Что совпадает с нашей школой, а что нет?" (Познавательный аспект включается через аудирование, см.2).

"Можете ли вы сказать, уроков по какому предмету больше всего в неделю? Не помните? Просмотрите и прослушайте расписание еще раз (даю вам 30 секунд) и запишите их." (Через чтение и письмо включается развивающий аспект, см.3).

"Какие из этих предметов вы бы не включили в расписание?" или “Составьте то расписание, которое бы хотели вы”. Эти установки дают повод для беседы о значимости того или иного предмета, когда учитель, не навязывая своего мнения, покажет свое отношение к предмету, что может иметь воспитательный эффект (см. 4).

Чем больше будет установок, тем чаще включаются и аспекты ИК, и виды речевой деятельности, и тем успешнее и прочнее овладение речевым материалом (в данном случае - названиями предметов, умением их охарактеризовать, высказать о них свое отношение и т. д.). Главное при этом заключается в том, что ни одного задания, которое бы работало на учебный аспект непосредственно (типа: запомните, выучите и т. п.) ученикам не задается. Овладение речевым материалом происходит как бы непроизвольно, на втором плане, в то время как идет нормальный процесс общения по поводу факта культуры, идет упражнение-общение, точнее, упражнение, закамуфлированное в общение. Это и есть реализация формулы "культура через язык, язык через культуру", когда общение играет роль механизма образовательного процесса.


. Что такое технология?

Говоря о технологии, мы понимаем под ней совокупность приемов , используемых учителем. Любой прием как структурная основа упражнения состоит из четырех компонентов:

а) прежде всего, из того действия , которое совершает ученик: имитация, подстановка, трансформация, репродукция, рецепция, комбинирование, осознание, антиципация , догадка и т. д.;

б) во-вторых, из того материала , которым ученик оперирует и который бывает трех видов: вербальный (лексические единицы, речевой образец, микротекст, план, ЛСС, ФСТ1 , грамматическая таблица и др.); иллюстративный (рисунок, картина, фото, плакат, символика и т. п.); схематический (схема, диаграмма и др.);

в) в-третьих, из способов , которыми совершается любое действие ученика: с речевой задачей или без, с ситуативной отнесенностью или без, самостоятельно или с помощью учителя (памятки), быстро или нет, ограничено во времени или нет, индивидуально, в парах, в группах, коллективно ; с фонограммой, с видеограммой;

г) наконец, из тех условий , при которых совершается действие: внутренних - индивидные свойства ученика (память, слух, способ­ности), субъектные свойства (умения выполнять учебную деятель­ность), личностных (опыт, интересы, желания, чувства, статус в классе); внешних - ступень обучения, численность группы и др.

Таким образом, использовать прием, адекватный цели, - это значит подобрать необходимое действие, вернее, так сформулировать установку, чтобы ученик выполнял именно требуемое действие (в учебнике установки уже есть, учитель только определяет, какое действие совершают ученики), затем выбрать материальные средства, которые будут лучше способствовать достижению цели, скажем, речевой образец плюс фото, плюс схема, далее, определить способы совершения действия, например самостоятельно, индивидуально, с фонограммой, а затем уже учесть все свойственные для данного ученика условия.

Технология коммуникативного образовательного процесса достаточно нова и своеобразна и реализуется в специально разработанных Липецкой методической школой упражнениях, видах работы, опорах, стратегиях и др. Приведем наиболее значимые и характерные примеры коммуникативной технологии.

3. Расширяющиеся синтагмы (РС).

поддержал..?

Каким другом он оказался?

на родном

настоящим?

Надежным?

внимательным?

Почему Саша сделал такой подарок?

на родном

не было денег?

Не нашел подарка?

Хотел сделать приятное?

Хотел поступить оригинально?

не учел интересы?

Почему они дружили?

на родном

уважали друг друга?

Жили вместе?

Учились вместе?

Помогали друг другу?

не думали об этом?

Что будет потом?

на родном

Они поссорятся?

они помирятся?

Посочувствует?

Поверит?


Быть другом надо уметь!

ФСТ-1б

Друг должен быть...

на родном

внимательным?

справедливым?

откровенным?

Дружат, чтобы...

на родном

иметь поддержку?

Вместе проводить время?

помогать друг другу?

Заботиться друг о друге?

выручать друг друга?

Никогда нельзя...

на родном

предавать?

Подводить?

ссориться?

завидовать?

Самое важное в дружбе - это...

на родном

уважать друг друга?

Доверять друг другу?

быть надежным?

говорить правду?

сочувствовать?

Хорошо, когда...

на родном

интересы совпадают?

Волнует одно и то же?

понимают друг друга?

Надеются друг на друга?

уступают друг другу?

После просмотра фильма учитель задает первый вопрос (см. ФСТ-1а): "Так как же поступил Игорь?" и включает магнитофон, где каждое слово звучит с вопросительной интонацией и с интервалом в несколько секунд, чтобы ученик успел услышать, как звучит новое слово и произнести его. Если услышанное слово соответствует отношению ученика, он вполголоса отвечает: "Да, бескорыстно" или "Да, предал"; если не соответствует, то "Нет, не бескорыстно", "Нет, не предал" и т. д. Поскольку русские соответствия расположены во второй колонке, а иностранные (благодаря лесенке) находятся на одном с ними уровне, найти быстро необходимое слово не составляет труда. Так прорабатываются все горизонтали.

Синтагматические отношения – это отношения элементов в последовательной цепочке, отношение речевых единиц в речевом потоке. Характеризуется отношением времени. Существуют в речи, в момент коммуникации. Первое отношение двух членов при коммуникации – синтагма (от греческого «нечто соединенное») – это сочетание двух членов, связанных тем или иным отношением с неравноправностью и направленностью членов: один член – определяемый, другой – определяющий.

Членами синтагм могут быть:

· Морфологические части слов – морфемы и сочетания морфем

· Словосочетания, выступающие как один член, например, работает спустя рукава.

Внешняя и внутренняя синтагмы :

1) Внутренняя синтагма = скрытая синтагма – наиболее простой вид:

Производные слова (дом – дом-ик, где дом – определяемое, -ик – определяющее)

Сложные слова (одна половина определяет другую), например, паровоз, земледелие, колхоз, профсоюз.

2) Внешние синтагмы – пары слов, из которых одно определяет другое. Например, собака ест.

Виды синтагм :

1) Предикативные (главные отношения) – отношения выражает зависимость двух членов с обязательной связью времени и наклонения. Через категорию времени речь связывается со своим содержанием, а через категорию наклонения – со своей целевой установкой. Например, солнце светит. Предикативными являются только внешние синтагмы.

2) Непредикативные отношения: атрибутивные, объективные, релятивные.

Синтаксической связью мы называем всякую формально выраженную смысловую связь между лексическими единицами, соединившимися друг с другом в речи, в акте коммуникации. Обычно выделяют два главных типа синтаксической связи - сочинение и подчинение.

Примеры сочинительной связи слов: стол и стул; я или ты. Для сочинительной связи характерна равноправность элементов, что проявляется в возможности перестановки без существенного изменения смысла. При сочинении связанные элементы однородны, функционально близки; обычно не отмечается, чтобы один из них как-то изменял свою грамматическую форму под влиянием другого.

Примеры подчинительной связи: ножка стола, пуховая подушка, читаю книгу, читаю вслух. Здесь отношения неравноправные: один чден является главенствующим, другой элемент - подчиненным, зависимым, определяющим, уточняющим значение первого.

Некоторые лингвисты называют словосочетания с подчинительной связью синтагмами. В связной речи синтаксические связи взаимно переплетаются, причем подчинение используется шире и играет более существенную роль в организации высказывания, чем сочинение.

Синтаксической функцией данной единицы (слова, устойчивого словосочетания) называется отношение этой единицы к тому целому, в состав которого она входит, ее синтаксическая роль в предложении или в переменном словосочетании. Имеются в виду функции членов предложения, а также вставных элементов речи (вводных слов, обращений) и т. д. Способы формального выражения синтаксических связей и синтаксических функций:


А. Выражение синтаксических связей и функций с помощью форм слова, т. е. морфологическим путем. Сюда входят: 1) согласование, 2) управление.

1. Согласование состоит в повторении одной, нескольких или всех граммем одного слова в другом, связанном с ним слове. Сюда относится согласование сказуемого с подлежащим в русском и многих других языках, например: Я читаю. Ты читаешь. Она поет, Мы работаем и т. д. (в глаголе повторены граммемы лица и числа, содержащиеся в подлежащем); Он читал. Она писала. Они работали, Книга оказалась интересной, Книги оказались интересными (в сказуемом повторены граммемы рода и числа) и т. д. Согласование широко используется как средство выражения определительных связей, причем граммемы определяемого (господствующего) слова повторяются в определяющем. В русском языке в этом случае повторяются граммемы рода, числа и падежа: новая книга, новую книгу, о новой книге, новые книги и т. д. Особое использование согласования наблюдается при замене слова-названия словом-заместителем, например «Брат купил книгу. Она оказалась интересной» (повторение в слове-заместителе граммем рода и числа).

2. Управление состоит в том, что одно слово вызывает в связанном с ним другом слове появление определенных граммем, не повторяющих, однако, граммем первого слова. Управление широко используется как средство выражения подчинительных связей. Так, переходный глагол требует в русском и во многих других языках постановки дополнения в винительном падеже («читаю книгу. другие разряды глаголов управляют другими падежами без предлогов - дательным («радуюсь весне»), родительным («добиваюсь результатов», «лишился покоя», «хотел добра»), творительным («шевелю губами», «казался счастливым») и различными предложными сочетаниями («бороться против пошлости», «участвовать в концерте и т. д.). Постановки зависимых от них слов в определенных падежах и с определенными предлогами требуют и другие слова - существительные (ср. «жажда знаний», «исключение из правила»), прилагательные («полный сил», «довольный покупкой», «склонный к авантюрам»), наречия («наравне со мной»), неглагольные предикативы («было жаль беднягу»). Свои особенности управления имеют (в частности, в русском и других славянских языках) отрицательные предложения (ср. пишу стихи - не пишу стихов).

Б. Выражение синтаксических связей и функций с помощью аранжировки (порядка слов). Различаются следующие случаи.

1. Соположение (т. е. постановка рядом) того, что связано по смыслу, выражение смысловой связи слов через их позиционную близость. Когда соположение оказывается единственным средством обозначения синтаксической связи, его называют позиционным примыканием. Ср. в русском языке примыкание наречия: "Он громко спорил, долго не соглашался, но наконец уступил»; «Очень старательный, но неопытный»; «Старательный, но очень неопытный» и т. д.; в английском- примыкание прилагательного-определения к существительному: an English book "английская книга", a sweet smell "сладкий запах", red. roses "красные розы".

2. Тенденция к закреплению определенных мест в предложении за определенными членами предложения наблюдается во многих языках, однако там, где члены предложения четко разграничены морфологическими средствами, тенденция эта может постоянно нарушаться. Именно такова картина в русском языке: рядом с наиболее привычным «прямым» порядком слов (подлежащее - глагол - дополнение) широко представлена инверсия, или «обратный» порядок в разных вариантах. Например, не только Отец любит дочку, но еще пять разновидностей: Дочку любит отец. Отец дочку любит. Дочку отец любит. Любит отец дочку и Любит дочку отец. Но иногда и в русском языке роль порядка слов в разграничении членов предложения оказывается решающей, например, если у существительных, выступающих в качестве подлежащего и дополнения, именительный падеж совпадает с винительным: Мать любит (любила) дочь. Весло задело (заденет) платье. Бытие определяет сознание. Мотоцикл обгоняет (обогнал) грузовик и т. д. Во всех этих предложениях ни окончания падежей, ни согласование глагола не указывают, которое из двух существительных является подлежащим. Только порядок слов заставляет нас понимать первое существительное как подлежащее, а второе - как прямое дополнение.

В примерах такого типа инверсия подлежащего и дополнения либо вовсе не применяется, либо возможна лишь в особых случаях, когда разграничение этих членов предложения обеспечивают какие-то дополнительные факторы: параллелизм построения соседних предложений (поддержанный параллелизмом интонационным) в примерах типа «В этой семье сына любит отец, а дочь любит мать» (мать остается подлежащим) либо лексические значения слов, подсказывающие одно определенное направление связи как единственно естественное («Весло порвало платье», с инверсией - «Платье порвало весло», поскольку платье рвется, а весло нет). В языках, в которых падеж подлежащего и падеж дополнения не разграничиваются морфологически у всех или у громадного большинства слов, определенный порядок следования этих членов предложения уже не является только «тенденцией». Он становится обязательным правилом, и мы говорим, что для данного языка характерен фиксированный порядок слов. Так, в англ. The father loves the son "Отец любит сына" или фр. Le pere aime le fits с тем же значением инверсия подлежащего и дополнения невозможна (перестановка соответствующих слов создаст другой смысл: "сын любит отца"), хотя некоторые другие виды инверсии (выдвижение в начало предложения обстоятельства времени, обстоятельства места, косвенного дополнения и т. п.) в этих языках встречаются.

3. Порядок слов характеризует типы предложений. Так, в русском и в некоторых других языках в бессоюзных условных придаточных предложениях глагол всегда ставится на первое место:

«.Назвался груздем, полезай в кузов» (т. е. «Если назвался...»), «Окажись он поблизости, все обошлось бы благополучно» (т. е. «Если бы он оказался...») и т. д. В немецком языке в главном предложении собственно глагол стоит на втором месте, а в придаточном предложении (кроме бессоюзных условных) - на самом конце. В ряде языков в общевопросительном предложении, т. е. таком, которое содержит запрос о правильности или ложности некоторого допущения и рассчитано на ответ да или нет, глагол всегда выдвигается на первое место. Ср. повествовательное и общевопросительное предложения: англ. «The house has a garden» "При доме есть сад" - «Has the house a garden?» "Есть ли при доме сад?", нем. «Er kommt morgen» "Он придет завтра" - «.Kommt er morgen?» "Придет ли он завтра?" В русском языке, как показывают переводы примеров, такое изменение порядка слов тоже наблюдается, но оно не стало у нас обязательным правилом

ИСХОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Выше обсуждались попытки структурного анализа фразы, ос­нованного на предположении о том, что наряду с «поверхностны­ми» синтаксическими структурами, различными в разных языках, существуют и «глубинные» синтаксические структуры, которые отражают основную логику построения фразы и носят универ­сальный характер, сохраняя свою идентичность в разных языках.

Наконец, мы останавливались и на формально-грамматичес­ком анализе предложения и кратко осветили основные положе­ния современной «генеративной семантики», которая изучает смысловое строение фразы с помощью тех средств, которыми располагает язык для семантического построения предложения.

Все это приводит нас к основной проблеме - психологичес­кому построению реального речевого высказывания и факто­ров, определяющих трудности в понимании сколько-нибудь сложной фразы.

Эта последняя проблема вновь возвращает нас к вопросу о двух основных формах речевых связей и той роли, которую игра­ют системы синтагматической и парадигматической организации предложения на различных уровнях его построения.

Обратимся к соответствующему материалу, который дает как лингвистика, так и психология речи. Известно, что большая часть живой речи состоит из простых, синтагматических групп, с по­мощью которых выражаются события; к ним относятся простые высказывания типа «девочка спит», «мальчик болен», «собака лает» и т.п. Как мы говорили ранее, эти образования, которые получили название «синтагм», являются основными единицами живой речи. Такой простой тип синтагм принято вслед за Сведелиусом (1897) называть коммуникацией события (или сообще­нием о событии).


Подобные «коммуникации событий» в одних случаях носят характер изолированных суждений, примеры которых мы приве­ли выше, в других же образуют целые цепи последовательных, серийно организованных высказываний, которые, несмотря на длину этих цепей, могут сохранять относительно простой харак­тер синтагматически организованных предложений.

Приведем несколько примеров.

«Белеет парус одинокой в тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..» (М.Ю. Лер­монтов). Легко видеть, что это сообщение воспроизводит ряд со­бытий и переживаний, образующих единую цепь простых пред­ложений, и имеет достаточно простой характер с точки зрения синтагматической организации.

Аналогичными чертами различаются и следующие фразы: «В тот год осенняя погода стояла долго на дворе, зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе» (А.С. Пушкин). Здесь мы также имеем дело с цепью простых сообщений о событиях, по­нимание каждой части которых не представляет сколько-нибудь заметных трудностей для человека, владеющего русским языком.


Пожалуй, ярче всего простота коммуникации событий высту­пает в тех формах поэзии, которая ближе всего к народной речи.

«Дуют ветры, ветры буйные; ходят тучи, тучи темные, не видать в них света белого; не видать в них солнца красного» (А.В. Коль­цов). Здесь опять цикл простых фраз, каждая из которых выра­жает определенное событие.

Все эти виды коммуникаций выражают события в наиболее простых формах: все они построены по типу простых суждений, каждое из которых примыкает друг к другу; в них «поверхност­ные» и «глубинные» синтагматические структуры оказываются близки друг другу; их понимание не требует сколько-нибудь зна­чительной трансформации грамматических единиц, входящих в их состав. К этому типу синтагматических структур, связанных в определенные цепи, и принадлежат типичные высказывания, которые по содержанию являются сериями коммуникации собы­тий, а по форме могут быть обозначены как примеры паратакси­са (или сочинения). Наиболее простой формой паратаксиса яв­ляется соединение отдельных простых предложений с помощью союза и, который может быть заменен знаком + («И пришел он,


и увидел он, и победил он, и ушел он», как это пишется в наибо­лее древних рукописях).

Существуют, однако, более сложные формы коммуникаций, т.е. более сложные формы высказывания или более сложные фор­мы синтагматической организации речи, которые по содержа­нию в отличие от коммуникации событий (т.е. передачи сообще­ния об известных, конкретных, наглядных явлениях) могут быть обозначены как коммуникации отношений (т.е. передачи логичес­ких отношений) (Сведелиус, 1897). Характерным для всех этих форм является то, что если коммуникации событий можно выра­зить наглядно в ряде доступных изображений образов, то комму­никации отношения в таких образах выразить нельзя, ибо они не являются единицами сообщений о логических отношениях. Их можно рассматривать как единицы сложных кодов языка, служа­щие средством отвлеченного логического мышления. Эти ком­муникации отношений отличаются от «коммуникации событий» не только по своему содержанию, но и по своему грамматическо­му строению. Сложные типы «коммуникации отношений», как правило, состоят из таких единиц, понимание которых требует известных трансформаций, превращающих эту форму коммуни­кации в более простые «коммуникации событий» и дающих тем самым наглядные опоры, облегчающие их понимание.

Для выражения сложных форм «коммуникации отношений» простое «примыкание» отдельных элементов сообщения друг к другу («паратаксис») уже недостаточно, для этого требуются бо­лее сложные грамматические структуры, которые обеспечивают целую иерархию взаимно подчиненных компонентов и которые принято называть гипотаксисом. Эти структуры обеспечивают управление одних групп слов другими группами слов.

Границы фонетики сильно расширились с той поры, когда эта отрасль языкознания, названная греческим словом, была только учением о звуках. Сейчас фонетика занимается всей системой звучаний в языке (т.е. тем, что называют в лингвистике планом выражения).
Звуковая сторона речи - явление довольно сложное, так как включает в себя несколько разных по качеству фонетических единиц. В задачи фонетики входит изучение не только минимальных произносительных единиц - звуков, но и более структурно организованных - слогов, фонетических слов, речевых тактов и фраз. Не менее важным является рассмотрение ударения и интонации.
Звуки, слоги, фонетические слова, речевые такты и фразы образуют речевую цепь и могут быть представлены как отдельные ее части - сегменты. Членение звукового потока на сегменты осуществляется благодаря интонации и ударению, которые «накладываются» на сегменты, организуя их. Поэтому звуки, слоги, фонетические слова, речевые такты и фразы называются сегментными единицами, а интонация и ударение - суперсегментными единицами, или просодическими.

Рассмотрим эти единицы по отдельности и во взаимосвязи.

Фраза - самый крупный отрезок звучащей цепи, представляющий собой законченное по смыслу и интонационно высказывание, ограниченное от других подобных единиц продолжительными паузами (//). Фраза как фонетическая единица способна воплощать в себе и высказывание (единицу речи) и предложение (единицу языка). Из этого следует, что понятие фразы не тождественно предложению. Фраза может состоять из одного простого или сложного предложения, а также в сложном предложении может быть несколько фраз. Например: //Не давайте гордыне овладеть вами.//Из-за нее вы будете упорствовать там, где нужно согласиться.// Из-за нее вы откажитесь от полезного совета и дружеской помощи:// из-за нее вы утратите меру объективности.// Из приведенных примеров видно, что фраза - это, прежде всего, единица речи, помогающая членить звуковую цепь, сообразуясь с нашим пониманием. Организация фразы как минимальной единицы общения осуществляется с помощью интонации, которая может уточнять смысл фразы, вносить различные смысловые и экспрессивные оттенки.

Фразы членятся на речевые такты (синтагмы). Речевой такт –СИНТАГМА - часть фразы, выделяемая ритмико-мелодическими средствами и произносимая на одном дыхании. Отделяется от подобных единиц короткими паузами (/). Выделение речевых тактов обусловлено смыслом, значением, которое говорящий вкладывает в свое высказывание. Ср.: Из дома напротив/ раздавался смех; Из дома / напротив/ раздавался смех; Она развлекала его/ рисунками детей, Она развлекала его рисунками/ детей. При отделении одного речевого такта от другого используются или реальные паузы (перерывы в звучании), или психологические паузы, когда специфическое оформление синтагмы показывает, что одна синтагма закончилась и начинается вторая. Фонетическое единство синтагмы обеспечивается благодаря тактовому ударению ("). Тактовое ударение чаще характеризует последнее слово такта.



В речевом такте можно выделить более дробные единицы - фонетические слова. Фонетическое слово - отрезок речевого потока, объединенный одним основным словесным ударением. Пауз между фонетическими словами быть не может.
Рассмотрим фразу // Белая берёза/ под моим окном /принакрылась снегом,/ точно серебром. // В данной фразе четыре речевых такта, каждый из которых состоит из двух фонетических слов. В состав фонетического слова (под моим) во втором такте входит безударный предлог. Безударные единицы, примыкающие к ударному слову, называются клитиками. В зависимости от положения по отношению к ударному слову различают проклитики (находятся перед ударным словом) и энклитики (стоят после ударного слова).
Фонетические слова распадаются на фонетические слоги, а слоги на звуки. Но в потоке речи минимальной произносительной единицей является фонетический слог, а не звук.

Более коротко:

Основными единицами звуковой материальной оболочки языка являются линейные, или сегментные (от лат. segmentum – отрезок), и нелинейные, или суперсегментные, единицы.

Сегментные единицы языка – это звуки, слоги, фонетические слова. Они называются так потому, что располагаются в речи один за другим: нельзя сразу, одновременно произнести два звука.

Суперсегментные единицы языка - это ударение, интонация.

Главное их отличие от звуков в том, что они не существуют отдельно от материальных оболочек языковых единиц, они характеризуют эти материальные оболочки в целом, как бы надстраиваются над ними. Поэтому суперсегментные единицы не могут быть произнесены отдельно. Они, как и звуки, участвуют в различении слов, предложений.

Ср.: му́ка – мука́, о́рган – орга́н (от места ударения зависит смысл слова).

Мы сегодня пойдем в театр.― Мы сегодня пойдем в театр? (разные целевые назначения этих предложений передается различной интонацией).

Фонетические единицы делятся на сегментные (элементарные, минимальные, выделяемые при членении звучащей речи) и суперсегментные (создаваемые комбинацией сегментных либо обнаруживаемые в комбинации сегментных).

Сегментная единица фонетики - звук речи. Суперсегментные единицы - слог, такт, фраза, ударение, интонация. Первым на важность разграничения сегментных и суперсегментных единиц обратил внимание П.С. Кузнецов, который отметил, что различие между парами слов том - дом с одной стороны и мýка - мукá - с другой не одинаково. Если можно признать [т] и [д] разными звуками-смыслоразличителями в первой паре именно потому, что только они, находясь в одинаковой фонетической позиции, позволяют отличать одно слово от другого, то во второй паре нельзя сказать, что первый гласный в каждом из слов находится в тождественной позиции. Нельзя этого сказать и о втором гласном. Мýка и мукá различаются одновременно двумя признаками. Ударение оказывается признаком слова в целом, а не одного его элемента.

Звук - "членораздельный элемент произносимой речи, образуемый с помощью речевых органов" (О.С. Ахманова).

Признаки звука речи:

1. представляет собой минимальную единицу, получаемую в результате членения речи;

2. осознаётся как членораздельный акустический элемент речи;

3. регулярно повторяется в словах данного языка;

4. выступает как продукт деятельности речевого аппарата;

5. характеризуется определёнными (обобщёнными) показателями деятельности этого аппарата;

6. является смыслоразличителем слов или форм слов.

Основные функции звуков речи:

1. материализация содержания речи,

2. различение и отождествление значимых языковых единиц (морфем, слов, словоформ).

Сегментные единицы, суперсегментные единицы

Сегментные единицы - единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).

· Фонетическая фраза - отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.

· Синтагма (речевой такт) - отрезок фонетической фразы, характеризуется особой интонацией и тактовым ударением. Паузы между тактами не обязательны (или короткие), тактовое ударение не очень интенсивно.

· Фонетическое слово (ритмическая структура) - часть фразы, объединенная одним словесным ударением.

· Слог - наименьшая единица речевой цепочки.

· Звук - минимальная фонетическая единица.

· Фонетическое членение речи

Наша речь представляет собой поток звуков, звуковую цепь. Эта цепь членится на отрезки, отдельные единицы. В русском языке такими единицами являются фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук .

Фраза – это отрезок речи, объединенный особой интонацией и заключенный между двумя достаточно длительными паузами.

Например, звуковая цепь было ветрено, сыро и скверно . // Дверь в сад была открыта , // на почерневшем от мокроты полу террасы высыхали лужи ночного дождя (Л.Т.) членится паузками на три фразы (границы между ними обозначены двумя вертикальными чертами). Фраза соответствует относительно законченному по смыслу высказыванию. Однако, фразу нельзя отождествлять с предложением. Фраза – это фонетическая единица, предложение – грамматическая, они относятся к разным уровням языка. Они и линейно могут не совпадать. Так, в приведенном примере две фразы в одном сложном предложении. Одной фразе может соответствовать и одно сложное предложение:

Он хотел было что-то сказать ему. но толстяк уже исчез (Гоголь);

Она не сводит глаз с дороги, что идет через рощу (Гонч.)

Фраза может члениться на речевые такты.

Речевой такт (или синтагма ) также характеризуется особой интонацией, но паузы между тактами не обязательны и они короче межфразовых пауз. Например, фраза

Было ветрено , / сыро и скверно состоит их трех тактов (границы между ними обозначены одной вертикальной чертой).

Такт может совпадать с отдельным словом, но обычно в речевом такте объединяется несколько слов. Например:

На другой день / весть о пожаре / разнеслась по всему околотку (П.)

Членение речевого потока на фразы и такты обусловлено смыслом, значением, которое говорящий вкладывает в высказывание. Наличие оттенков значения отражается на допустимых колебаниях в членении речевого потока, в некоторых случаях варианты членения фразы на речевые такты отражают разное значении. Ср.:

Надо учиться / работать / и отдыхать.

Надо учиться работать / и отдыхать.

Речевой такт может состоять из одного или нескольких фонетических слов.

Фонетическое слово – это отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением. Фонетическое слово может соответствовать одному или нескольким лексическим словам. Так, во фразе

В тỳ же нόчь / ширόкая лόдка / отчáлила от берега … (Т.)

три речевых такта, в каждом из которых по два фонетических слова: одно фонетическое слово образуют сочетания в ту же, от берега. следовательно, фраза имеет столько фонетических слов, сколько ударений. К неударяемым словам обычно относятся предлоги, союзы, частицы. Но иногда в неударяемом положении оказывается и знаменательное слово:

бéз вести пропáсть, бéз году недéля, зá город, úз лесу, нá год, пόд руки.

Фонетическое слово делится на слоги, а слоги на звуки.

2 вопрос СЛОГОВЫЕ КАЧЕСТВА ЗВУКА ЗДЕСЬ Я НЕУВЕРЕННА насчет правильности инфы

Слог может состоять из одного или нескольких звуков. В каждом слоге выделяется только один слоговой звук , составляющий ядро, вершину слога . К нему примыкают остальные звуки - неслоговые .

Типы слогов характеризуются по начальному и конечному звукам. По начальному звуку слоги могут быть:

1) прикрытые - начинающиеся с неслогового звука: [ру-кá] рука ,

2) неприкрытые - начинающиеся со слогового звука: [á-ист] аист .

По конечному звуку слоги делятся на:
1) закрытые - кончающиеся на неслоговой: [бал-кóн] балкон ;

2) открытые - кончающиеся на слоговой звук: [вá-зъ] ваза.

В современном языкознании существует несколько определений слога. Широкое распространение имеет определение слога как совокупности разных по степени звучности (сонорности) звуков - от менее звучных к более звучным. Самым звучным считается слоговой звук, он представляет собой вершину слога. При таком понимании слог строится по закону восходящей звучности .

    Синтагма как интонационная единица.

    Основные фонетические средства интонации.

    Интонационные типы и их характеристика.

1. С синтаксической точки зрения основной единицей, передающей значение высказывания, выступает предложение. Отдельные слова объединяются в более крупные единицы. С фонетической точки зрения представляет интерес, каким образом происходит это объединение при порождении речевого высказывания и как это последнее членится на слова при восприятии.

Минимальным линейным отрезком речевой цепи, содержащим в своем составе одно или несколько слов и являющимся «простейшим синтаксическим целым», является синтагма. Впервые определение синтагмы как семантико-синтаксической единицы, обладающей фонетической цельнооформленностью, дал Л.В. Щерба: «Фонетическое единство, выражающее единое смысловое целое в процессе речи – мысли» (Щерба Л.В. Фонетика французского языка. М., 1953. – С.8)

Смысловые отношения обуславливают фонетическое единство элементов, образующих синтагму. Это фонетическое единство достигается усилением последнего в синтагме словесного ударения: рус. резать яблоко, разъезжать по разным городам, говорить стихотворение наизусть.

Таким образом все слова, предшествующие последнему, несут только обычное словесное ударение, тогда как это последнее характеризуется усиленным ударением, которое называется синтагматическим. если предложение имеет несколько синтагм, то и синтагматических ударений может быть несколько. Словесное ударение внутри синтагмы может значительно ослабляться. Крайний случай такого ослабления – утрата собственного словесного ударения: не уходи, передо мной, под гору.

Членение высказывания на синтагмы не связано жестко с синтагматическим членением: одна и та же синтагматическая конструкция может быть реализована в речи по-разному: Мы читали книгу . Мы / читали книги . Деление на синтагмы – универсально, но отлично в разных языках.

Цепочка синтагм, объединенных в более крупное смысловое целое, образует фразу. Фраза объединяет синтагмы благодаря наличию фразового ударения, падающего на последний ударный гласный в последней синтагме. Можно сказать, что фразовое ударение – это усиленное синтагматическое ударение, находящееся на последней синтагме.

По своей линейной протяженности фраза совпадает, как правило, с предложением, а по своим фонетическим характеристикам она зависит от интонационного оформления синтагм, входящих в нее. Верно и обратное утверждение: фонетические характеристики синтагм, образующих фразу, зависят от интонации целой фразы.

Итак, интонация служит для организации целостности синтагмы и фразы . Однако это не единственная функция интонации.

Прежде чем перейти к другим функциям рассмотрим фонетические средства, которые используются для интонационного оформления.

2. Фонетические средства, с помощью которых происходит интонационное оформление, называют компонентами интонации.

К компонентам интонации относятся средства фонетической характеристики:

1) методика (изменение частоты колебания голосовых связок, которое приводит к изменению частоты голоса, что воспринимается как изменение высоты);

2) длительность (изменение скорости артикуляции – изменение темпа речи). Этот компонент называют также временной организации речи;

3) громкость (изменение силы артикуляционных движений);

4) пауза (отсутствие звучания).

Роль различных компонентов в интонационном оформлении различна.

понятие о тоне – интонация.

Некоторые западные исследователи под интонацией понимают только мелодику.

В русском языкознании интонация понимается широко, как совокупность всех выше перечисленных средств.

Кроме термина интонация используется просодика и просодия.

    мелодика восходящее – нисходящее движение; средняя … частота; минимальная, максимальная частота; мелодический диапазон – расстояние между минимальной и максимальной частотой.

Понижение тона – интонация завершенности, повествования, утверждения: Он ушел.

Если на ударном гласном слова, находящегося под фразовым ударением, … повышается, то мы имеем дело с вопросительной интонацией: Он ушел?

Восходяще-нисходящая: Он ушел (эмоциональная окраска).

Общие характеристики мелодического контура по-разному проявляются в различных языках.

    интенсивность – общефонетическая закономерность: падение интенсивности к концу фразы.

3. 2 различных подхода:

1) семантический подход:

1. повествовательная или завершающая интонация

2. вопросительная

3. интонация незавершенности

4. интонация выделенности (восклицательная).

2) от фонетической формы к языковому значению – классификация интонационных контуров (ИК), созданная Е.А. Брызгуновой.

Всего 7 ИК.

Каждая ИК имеет центральную (центральную, постцентровую) часть.

Значения:

ИК-1 – повествование

ИК-2 – вопрос (повествование, возражение)

ИК-3 – вопрос (незаконченное)

ИК-5 – повествование (желания, сожаления, предпочтения)

ИК-6 – незаконченная синтагма (вопрос, недоумение)

ИК-7 – повествование (невозможность, отрицание).

Создание взаимообратимой классификации – одна из задач теории интонации.

Слог

    Фонологический и фонетический слог

    Фонетическая структура слога

    Теории слога

    Слогом называется сочетание гласного с одним или несколькими согласными, которые составляют определенную звуковую единицу.

2 подхода к определению слога.

При фонетическом подходе общим признаком, объединяющим гласный и окружающие его согласные в один слог, считается некоторое фонетическое свойство.

При фонологическом подходе считается, что гласный и согласный объединяются в слог благодаря существующим в данном языке правилам сочетания фонем.

Обычно сочетание этих правил строится на материале односложных слов, которые как бы реализуют все возможные типы сочетаний гласного с согласным. Например,

всплеск черств

Если в абсолютном начале и в абсолютном конце возможны четыре согласных, то «идеальная» модель фонологического слога может быть представлена FFESVSFEF, где V – вершина, центр фонологического слога, а каждый из согласных занимает место в соответствии с правилами, установленными при анализе фонемного состава односложных слов. Все реально встречающиеся сочетания сравниваются с такими моделями (их в каждом языке может быть несколько). Так, в слове плеск начальное сочетание характеризуются двумя незаполненными позициями: FFESV, а конечное – также двумя, но расположенными иначе: VSFEF.

Таким образом, в слове плеск представлена неполная FFESVSFEF модель сочетаемости.

Необходимость изучения законов сочетаемости фонем в пределах значимых единиц не подлежит сомнению, однако эти законы не могут быть определены только на основе использования понятия о фонологическом слоге. Дело в том, что только в случае односложных слов границы слога, то есть его начало и конец, ясны. Как только мы обращаемся к многосложным словам, границы «фонологического слога» приходится определять уже на основе совсем других критериев: так, в двусложном слове плеска первый слог кончается гласным, а не сочетанием согласных, которые полностью «уходит» в следующий слог: пле-ска.

Слогоделение чаще всего осуществляется не на основе правил сочетаемости фонем в односложных словах, а на основе разнообразных фонетических правил (об этом ниже).

Таким образом, целесообразно исследовать сочетаемость фонем как в пределах значимых единиц (слово или морфема), так и в пределах слога, однако границы слога нужно определять на основе фонетических критериев, то есть изучать фонетическую природу слога.

2. Абсолютная (каноническая) модель слога существует в слоговых языках. Эта модель включает в себя 4 элемента:

Начальный слоговой согласный (инициаль ),

Неслоговой гласный (медиаль )

Слогообразующий гласный (централь )

Завершающий элемент (терминаль ) – это словесный или полугласный сонант.

Три последних элемента образуют финаль . (Обязательным элементом слога в слоговых языках является тон ).

Встречаются слоги неполного состава, в которых отсутствуют один или несколько элементов.

В слоговых языках слог совпадает по своей напряженности с морфемой . В языках фонемного строя слог не связан какими-либо однозначными связями ни с морфемой , ни со словом : слово или морфема могут быть односложными, многосложными и вообще быть короче, чем слог (предлоги к , с , в , суффиксы –н, -л, -к в русском языке).

Одна из трудностей при изучении слога – это отсутствие связи между слогом и каким-либо значимыми единицами языка.

В зависимости от расположения согласных по отношению к гласному различают слоги:

а) закрытые и открытые;

б) прикрытые и неприкрытые.

Закрытыми называют слоги, в которых за гласными следует один или несколько согласных (он, анг. best),

открытыми – слоги, которые кончаются гласными (ты, анг. too /tu:/).

Прикрытыми называются слоги, начинающиеся с гласного или с группы согласных (рус. мы, стриж, фр. thē, анг. stay /stei/,

неприкрытыми – слоги, начинающиеся с гласного: он, eat /i:t/, âme /a:m/.

3. Ученые по-разному понимают наиболее существенные свойства слога. Многочисленные теории слога можно разбить на 2 большие группы – акустические и артикуляционные.

Акустические теории слога.

При таком подходе основная функция слога заключается в его способности упорядочивать, организовать те изменения громкости речевого потока, которые зависят от свойств согласных и гласных . Каждый звук речи имеет собственную громкость (звучность, сонорность), и все звуки можно выстроить в порядке возрастания громкости в следующий ряд: глухие взрывные (р) – глухие аффрикаты (с, č) – глухие щелевые (s, š) – звонкие взрывные (b, d) – звонкие аффрикаты (dz, dž) – звонкие щелевые (z, ž) – носовые сонанты (m, n) – плавные сонанты (l) – закрытые гласные (i, e) – гласные среднего подъема - открытые гласные.

Слог представляет собой одну волну звучности, в вершине которой находится гласный. Организующая, упорядочивающая функция слога заключается в том, что согласные, находящиеся между гласными, распределяются по слогам так, что образуют как бы склоны волны. Тем самым обеспечивается постепенное нарастание звучности от начала слога к вершине и постепенный спад звучности от вершины слога к его концу.

Критерий объединения гласного и окружающих его согласных в один слог акустический, точнее перцептивный.

Однако в настоящее время нет исследований, подтверждающих перцептивную реальность слога.

Артикуляторные теории слога .

При таком подходе принимают во внимание разнообразные факты, связанные с процессами речепроизводства.

Слог – квант артикуляторных движений.

(дыхательная теория)

(единица мускульного напряжения)

слогообразующий // неслогообразующий: спор, де-ре-во.

конец слога – сильноначальный: ус, боб, раз.

сильноконечный: та, ссо-ра, ввод.

двувершинные – сочетание сильноначального с сильноконечным

(гемитаты): Ван-на, вил-ла.

Бондарко: Речь есть объединение в непрерывную последовательность открытых слогов, каждый из которых может содержать различное количество согласных.

Слогоделение .

Трудная проблема

      не связана со смыслом: ста-ру-шка, па-пка

ста-руш-ка, пап-ка

      иногда деление на слоги производится не по морфемам:

ра-збить, раз-бить.

      фонетическая трудность.

Большинство исследователей в звук. … CVCV – стремление к открытому слогу бу-ма-га универсально. /e-di-fai/ю

Если между гласными находятся два или больше слогов, то место слоговой границы определяется однозначно: первый в сочетании согласных всегла отходит к предыдущему гласному, если этот сонант, а следующий шумный (или сонант) кар-ман, сум-ка.

Таким образом закрытый слог, это в первую очередь слог, завершающийся сонантом: ма-сло (по сонорности гл. сонанта, шумная).

неначальные слоги строятся не по правилам начальных: ша-пка, мо-сты, мя-мля, су-мрак, льды, рта, мстить.

Открытый слог

CVCCV, CVCCCCV – разбивается на открытые слоги независимо от качества согласных.

Существуют три вида критериев, которые используются при решении вопроса о слогоделении:

    Правила, которые формируются исследователем на основе собственного понимания сущности слога.

    Интуиция носителей языка.

    Механизмы, используемые говорящим в процессе речеобразования.



Что еще почитать