Биология жизнь организмов в морях океанах. §23. Жизнь организмов в морях и океанах. Моллюски и другие беспозвоночные

Мировой океан, образующий большую часть водной оболочки Земли – гидросферы, – это наиболее полно освоенная жизнью часть нашей планеты. Вся толща океана, от поверхности до дна глубоководных впадин, заселена живыми организмами. Приполярные и полярные моря не составляют исключения, эти пространства чрезвычайно богаты жизнью. Вода оказывается наиболее благоприятной средой для живых существ по нескольким причинам. Во-первых, она хороший растворитель для многих веществ, и в океанской воде можно найти все необходимые живым существам элементы. Микроорганизмы и растения накапливают эти вещества, а затем животные получают их с пищей.

Не менее важны для всех живых организмов, в том числе и животных, тепловые свойства воды морей и океанов, в первую очередь то, что она по сравнению с сушей медленно нагревается и медленно остывает, и поэтому условия существования в воде более постоянны, чем на поверхности суши. Если взять планету в целом, то температура приповерхностных слоёв воздуха над сушей изменяется от -70 С до +85 С а температура верхних слоёв воды в открытом океане – только от -2 С до +36 С.

Чрезвычайно важна для жизни на Земле замечательная способность воды расширяться при замерзании, благодаря чему лёд, имея меньший удельный вес, плавает по поверхности, защищая воду от дальнейшего промерзания. При этом сам лёд проводит тепло хуже воды и выступает как прекрасный теплоизолятор. Если поверх льда ложится пушистый снег, то "одеяло" водоёмов становится ещё надежнее. Наконец, исключительно важно для животных то, что вода – очень плотная жидкость. Благодаря этому огромное количество живых организмов могут в течение всей жизни существовать в воде во взвешенном состоянии.

Хотя океан и самые глубокие места морей и населены на всю глубину жизнью, это не означает, что животных одинаково много в любой их части. Наоборот, плотность населения в разных участках может отличаться в тысячи раз. Кроме того, сильные колебания количества животных происходят и во времени: в одном и том же месте "то густо, то пусто". Чтобы разобраться, почему так получается, посмотрим, что ограничивает в северных морях возможности для жизни животных. Любой известной нам жизни необходимы энергия и вещество в доступной форме.

Солнечная энергия, которая улавливается водорослями и микроорганизмами, поступает сверху, а нужные вещества накапливаются, как правило, внизу, в придонных слоях воды и осадках. Поэтому основные скопления жизни наблюдаются на относительно мелководных материковых шельфах и в так называемых апвеллингах – участках моря, на которых к поверхности поднимаются струи глубоководных течений, приносящие с собой необходимые вещества.

Одной из научных сенсаций второй половины ХХ века стало открытие совершенно нового типа скоплений жизни, продуктивность которых не зависит от поступления солнечной энергии. Эти сообщества развиваются там, где в океан проникают вулканические газы или просачиваются органические вещества из расположенных в толще осадков месторождений нефти и природного газа. Такие вещества могут служить пищей некоторым видам бактерий, а за счет бактерий существуют простейшие и многоклеточные животные. Для скоплений живых организмов, кормящихся на потоках истекающих из глубин земли газов, почти безразлично, что происходит в верхних, зависящих от переменчивых условий нашей планеты слоях морей и океанов.

То, что подобные сообщества жизни пока не открыты в таком малоизученном районе мирового океана, как Арктика, не означает, что их там нет. Это просто еще одно напоминание, о том, что наша планета далеко не исчерпала своей способности преподносить нам сюрпризы там, где мы их меньше всего ожидаем.

Для населения полярных морей большую роль играет то, что продуктивная часть водоемов – прибрежная – подвергается сильному опреснению за счет речного стока сибирских рек, а пресные и опресненные воды мало подходят для обитания морских организмов, которые могут выжить только в соленой воде. Наибольшим разнообразием видов жизни в Полярном бассейне отличаются те моря на западе, куда достигают струи более теплых и соленых вод из Северной Атлантики, а также районы на востоке, куда через Берингов пролив проникают воды Тихого океана.

1) Укажите экологические факторы, наиболее значимые для обитателей водной среды.

2) Заполните таблицу «Обитатели мелководий».

3) Ответьте на вопросы о планктоне.

а) Каковы особенности организмов, которые входят в состав планктона?

    Ответ: Микроскопические парящие или плавающие животные или растения.

б) Каково главное отличие планктонных организмов от рыб (акулы, тунца)?

    Ответ: Маленькие размеры.

в) Каково значение планктона?

    Ответ: Они служат пищей для водных обитателей.

4) Опишите особенности организмов, обитающих в открытых водах морей и океанов.

    Ответ: Обитатели открытых вод имеют мощные плавники и обтекаемую форму тела

5) Рассмотрите рисунок, сравните строение показанных рыб и определите, в какой части водной толщи моря они обитают. Обоснуйте своё мнение.

    Ответ: 1. Камбала - это плоская донная рыба, обладает способностью к мимикрии (сливается с песком).

    1. Тунец - обитает в открытых водах: торпедное тело, постоянно двигается, имеет большой кожистый киль.
    2. Конёк-тряпичник - голова и тело покрыты отростками, имитирующими слоевища водоросли. Водятся на коралловых рифах и на мелководье.

6) С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовьте сообщение о глубоководных морских обитателях. Напишите план сообщения.

  • Ответ: 1. Условия жизни в глубоководье

    1. Растения - есть ли они в глубоководье?
    2. Планктон глубоководья
    3. Глубоководные рыбы.

Подведём итоги - что вы узнали о жизни живых организмов в разных уголках Земли

1) Заполните таблицу.

  • Функции организмов в природных сообществах

    Организм

    Растения

    Продуценты

    Животные

    Консументы

    Редуценты

    Бактерии

    Редуценты и продуценты

2) Объясните, какие приспособления имеются у акулы и удильщика, связанные с условиями, в которых они обитают.

  • Ответ: Акула: обтекаемая форма тела, мощные плавники, жабры.

    Удильщик: мощная форма тела, благодаря которой он выдерживает давление воды и «удочка» с фонариком, помогающая удильщику видеть, т.к. на дно плохо проникает свет.

3) Выберите правильный ответ и отметьте его.


Цели урока:

  • дать представление о разнообразии растений и животных морей и океанов, об их распространении: в мелководной прибрежной части, в толще и на дне, в коралловых рифах;
  • раскрыть взаимосвязи и приспособленность обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях.

Оборудование:

  • таблицы;
  • компьютеры
  • электронный материал "Жизнь в морях и океанах"
  • коллекции морских обитателей
  • интерактивная доска

1. Организационный момент

Здравствуйте, садитесь.

2. Актуализация опорных знаний, умений, навыков

На прошлом уроке мы с вами познакомились с разными природными зонами Земли и их обитателями. Проверим ваши знания. Четыре человека на компьютере выполняют интерактивное задание. Остальные отвечают устно. Внимание на экран. Задание: назвать животное и его природную зону (презентация "Проверка знаний") - опрос индивидуальный - за правильный ответ вручать ракушку

3. Изучение нового материала

Ребята, как вы думаете, почему я вам раздала такие необычные предметы? (ответ учащихся)

- Совершенно верно.

Тема нашего урока "Жизнь в морях и океанах" (слайд 1). И мы с вами отправляемся на виртуальную прогулку к морю. Давайте подумаем,с какой целью вы будете совершать эту прогулку, что вы хотите узнать. Зачем надо изучать жизнь в морях и океанах? (спросить несколько человек)

Вы совершенно правы. (слайд 2 ) Ваши цели совпадают с моими.

Земная жизнь зародилась в воде. Все что сейчас ползает, бегает и растет на земле, все, что летает над землей и все что роется под землей - все когда-то вышло из моря. Значит и мы люди, тоже начинались в море. (слайд 3)

Наше тело до сих пор наполовину состоит из воды, наши руки и ноги - это бывшие грудные и брюшные плавники рыб. Наши легкие образовались из рыбьего плавательного пузыря. Наше сердце гонит по жилам кровь (КАКУЮ НА ВКУС ) соленную, как морская вода, а удары нашего пульса так же ритмичны, как приливы и отливы моря. (ГЛОБУС)

Море, а точнее Мировой океан покрывает 2/3 земного шара, содержит 97% всей воды на Земле. Для миллионов удивительных существ море - родной дом. Дом не простой- многоэтажный. (слайд 4) Давайте пройдем с вами по этажам этого дома и познакомимся с его обитателями, решим их основные, жизненные проблемы.

Для жизни должны быть определенные условия. Какие? (свет, пища, кислород) (слайд 5) Назвать,. (слайд 6)

Вы знаете, что пищей для многих животных являются растения, эти же растения производят в воде кислород. Какие это растения? Правильно, водоросли. (слайд 7,8)

Питаются водорослями животные, живущие на разной глубине (слайд 9 )

Наше путешествие начинается с верхнего этажа, (Слайд 10 ) здесь живут организмы, образующие сообщество поверхности воды. Вот плывет странное существо, синее с красным парусом - Португальский военный кораблик (в старину португальцы ярко окрашивали свои боевые корабли). Это близкий родственник медуз. В воду уходят щупальца с помощью, которых он ловит себе еду: маленьких рачков и рыбок.

Проблема № 1. Как удерживается на поверхности воды и не тонет Португальский кораблик? (Имеет большой легкий воздушный пузырь, а сверху есть большой гребень, который служит парусом). Здесь у самой поверхности светло и тепло. (Посмотрите в учебник на стр. 137)

По поверхности океана плывет и родственник Португальского военного кораблика - Парусник . Тело его плоское, как плот, на нем возвышается треугольный парус. Это хищник, который добывает себе пищу с помощью щупалец. А на палубе этого корабля можно увидеть матросов маленьких Крабиков. Захотят они есть спустятся вниз к днищу живого корабля и выхватят из его щупалец пойманных рыбок, рачков

Следующий этаж - сообщество толщи воды. (слайд 11 ) Этот этаж полон света.

Проблема № 2. Как удерживается в толще воды, и передвигаться в ней? Здесь в толще воды живет Планктон и свободно активно-плавающие организмы .

Планктон - множество живых существ (водоросли, рачки, лучевики) свободно парящие в толще воды, а для этого они должны иметь приспособления. Какие? (Выросты, щетинки, чтобы вода активно поддерживала их.)

Какие приспособления для жизни в воде имеют активно плавающие животные? (по щелчку открывать слайд 11)

Стройные обтекаемые формы (сельди, тунцы, акулы, киты, дельфины).

Плавают с помощью плавников. Хвостовой плавник толкает рыбу вперед. Спинной плавник, словно лодочный киль не дает опрокинуться на бок. Боковые плавники рули поворотов, поднятия и погружения.

У каких рыб из воды выступают косые, зловещие плавники? (слайд 12)

Стремительно носятся свирепые хищники моря Акулы . Но и они бывают разные: есть среди них и гиганты (20 метров) и карлики до 15 см. Самые огромные безобидные - Тигровая и Гигантская акулы . Питаются планктоном и мелкой рыбой. Акулы представляются нам зоркими, но они подслеповатые, для них главное не зрение, а обоняние. Акула чует лучше, чем гончая собака.

Белая акула до 6 метров - людоед. Охотится по ночам на кальмаров (слайд 13 ) и своих мелких сородичей. На челюстях акулы множество зубов, если они выпадают, за 8 дней вырастают новые "страшные улыбки". Темные, круглые, завораживающиеся глаза акулы мгновенно распознают свою добычу. Акула испытывает постоянный голод, она вечно в движении, если акула перестанет двигаться, она утонет (нет плавательного пузыря). В толще воды живут и морские черепахи, и киты, и дельфины и многие другие животные. (слайд 14 )

А еще, какие приспособления имеют обитатели толщи воды? Например, кит и кальмар.

И у великана кита и у крошки планктонной водоросли - у всех морских пловцов есть жир, это хорошее подспорье, ведь жир легче воды. Есть и другие приспособления, например у кальмара, осьминога, каракатицы.

Сокращает мышцы, кальмар выпускает струю воды и отброшенный толчком, сам плывет в противоположную сторону. Выходит, что под водой есть своего рода реактивные двигатели.

Следующий этаж - сообщество донных обитателей. (слайд 15)

Очень богато видами донное сообщество. Здесь на более низких этажах живут многочисленные моллюски с красивыми раковинами, морские звезды, ежи, скаты, креветки, осьминоги, удильщики, камбалы. Вот уж кто умеет и любит прятаться, и для того, чтобы защищаться и для того, чтобы нападать.

Проблема № 3. Как передвигаться по дну и защищаться от врагов? (по щелчку открывать слайд 15)

(слайд 16 ) Вот на дне шевелится кучка песка, под ним флажок, покачивается. Подплыла к веточке рыбка, коснулась губами, песок в миг разлетелся в стороны, распахнулся огромный рот, как в песок и провалилась в него рыбка. Это Удильщикохотится.

Как приспособились к обитанию на дне скаты, камбалы, удильщики? (Уплощенная форма тела, окраска под цвет дна, умение маскироваться)

Как-то на дно аквариума опустили шахматную доску и пустили туда камбалу, через некоторое время она исчезла. Оказалось, что она раскрасилась в светлые и темные квадратики, под шахматную доску.

На дне также обитают Иглокожие (слайд 17 )

Сообщество кораллового рифа. (слайд 18)

Но еще более разнообразны живые существа в сообществе кораллового рифа. Это сообщество по богатству форм не уступает тропическому лесу. Они напоминают роскошные сказочные сады, населенные причудливыми обитателями. Коралловые рифы расположены на мелководье здесь много тепла, света, пищи. Коралловый риф гостеприимное место для многих рыб.

Сообщество глубоководных организмов. (слайд 19)

А вот какие проблемы решает сообщество глубоководные организмы? Растений здесь нет, зато живут причудливые организмы.

Проблема № 4. Как ориентироваться в темноте?Как приманивают добычу, спасаются от врагов глубоководные рыбы? (открыть на слайде)

Устали гулять, давайте искупаемся.

А сейчас объявляется физкультминутка. (встали,потянулись,оглянулись и поплыли) Садитесь.

4. Самостоятельная работа учащихся. (закрепление изученного)

Работаем в группах. 4 группы. Задания группам:

1. Практическая работа "Рассматривание коллекции морских обитателей"

2. Просмотр видеосюжета.

3. Заполнение таблицы. (РАЗДАТЬ РАКУШКИ)

Какая группа первой выполняет всю практическую работу, та первой заполняет строчку в таблице на интерактивной доске. После заполнения проходите к компьютеру и выполняете тест -Заполняем таблицу на интерактивной доске (слайд 21 ) Группа 1 и 2- у доски, группа 3 и 4 - тесты на компьютере (меняются)

5. Диагностика прочности знаний, полученных на уроке.

Итак, что мы сегодня изучали? Что узнали нового? Достигли мы целей урока. Чему научились? (спросить каждого) Какие вопросы возникли у вас, что не ясно?

6. Дом. задание. (слайд)

7. РЕФЛЕКСИЯ (С каким настроением уходишь с урока) МОРДОЧКи Но самая важная проблема океанов и морей - это экологическая проблема и решать ее уже не обитателям "нашего многоэтажного дома", а нам - людям.

Нельзя допустить, чтобы исчезли прекрасные разноцветные рыбы, огромные киты, причудливые осьминоги, веселые дельфины - удивительные существа, о которых мы говорили на нашем уроке.

8. Оценки. Спасибо за урок.

Карточка с заданием.

Практическая работа "Рассматривание коллекции морских обитателей"

Рассмотреть коллекцию

Вписать названия животных в таблицу.

Просмотреть видеосюжет на компьютере.

Вписать название животного в таблицу

Определить черты приспособления к жизни в определенном сообществе.

Вопрос 1. Какие природные сообщества морей и океанов вы знаете?

Моря и океаны можно сравнить с огромным домом, который заселен от самых верхних до самых нижних этажей. На разных этажах этого дома складываются разные природные сообщества.

1)Сообщество кораллового рифа

2)Сообщество поверхности воды

3)Донное сообщество

4)Глубоководное сообщество

5)Сообщество толщи воды

Вопрос 2. Какие существа составляют сообщества поверхности воды и как они между собой связаны?

На поверхности океана плавают родственники медуз - парусники. У них плоское, как плот, овальное тело, на котором возвышается треугольный парус. Парусник, как и кораблик, хищник, свою добычу он захватывает щупальцами. Плоское тело парусника похоже на палубу корабля, на ней можно увидеть «матросов» - маленьких крабиков. Захотев есть, такой крабик осторожно спускается к «днищу» своего живого корабля и выхватывает из его щупалец пойманных рачков. Другой «матрос» на «палубе» парусника - хищный моллюск янтина - не столь безобиден: он объедает мягкие ткани парусника. На поверхности воды живут морские водомерки, похожие на пресноводных. Они часто отдыхают на «палубе» парусника. А одна из летучих рыб откладывает на парусник икру. Все эти организмы составляют сообщество поверхности воды.

Вопрос 3. Какие две группы организмом включает сообщество толщи воды?

Сообщество толщи воды включает планктон и активноплавающие организмы. Планктоном (от греческого слова «планктос» - блуждающий) называют все множество живых существ, парящих в толще воды. Это разнообразные водоросли, лучевики, рачки. Все они мелкие и обычно имеют на теле выросты, щетинки, чтобы вода лучше поддерживала их. Активно плавают кальмары, различные рыбы, дельфины, киты. Они имеют вытянутое обтекаемое тело и сильные мышцы - приспособления для быстрого плавания. В толще воды складываются цепи питания: водорослями кормятся рачки, рачками - мелкие рыбки, а ими - более крупные рыбы, кальмары, дельфины. Удивительно, что многие киты, эти гиганты моря, кормятся планктоном.

Вопрос 4. Перечислите организмы, составляющие донное сообщество и сообщество кораллового рифа.

Очень богато видами донное сообщество, складывающееся на небольших глубинах. Помимо прикрепленных ко дну водорослей, здесь живут всевозможные моллюски с красивыми раковинами, актинии, раки-отшельники, креветки, морские ежи и морские звезды, осьминоги, а также множество рыб. Среди них особенно известны камбалы, скаты, удильщики.

Еще более разнообразны живые существа в сообществе кораллового рифа. Коралловые рифы - постройки, созданные бесчисленными маленькими морскими животными - коралловыми полипами. Рифы распространены в теплых тропических морях на мелководье и напоминают роскошные сказочные сады, населенные множеством причудливых обитателей. Это сообщество - одно из неповторимых морских чудес. По богатству жизни оно уступает только влажному тропическому лесу на суше.

Вопрос 5. Каковы особенности глубоководного сообщества?

А на больших глубинах океана, в вечной темноте, сложилось особое глубоководное сообщество. Растений здесь нет. Водятся некоторые виды кальмаров, креветок, причудливой формы рыбы. Питаются эти жители бездны мертвыми остатками организмов, «падающими» из верхних слоев воды, а также хищничают, поедая друг друга. Многие из здешних обитателей светятся: одни таким образом приманивают добычу, а другие защищаются от врагов - выпуская яркое облачко, сбивают с толку хищников.

Вопрос 6. Вспомните, почему начиная с определенной глубины в океане не встречаются растения. Будут ли они там расти, если их специально посадить? Обоснуйте свой ответ.

Растениям на большой глубине не достаточно света, а без него они не могут учувствовать в процессе фотосинтеза. Если их специально посадить на большую глубину они не будут расти, так как наблюдается нехватка солнечного света.

Вопрос 7. Сравните условия существования организмов в разных водных сообществах. Где условия наиболее благоприятны?

Все водные обитатели, несмотря на различия в образе жизни, должны быть приспособлены к главным особенностям своей среды. Эти особенности определяются, прежде всего, физическими свойствами воды: ее плотностью, теплопроводностью, способностью растворять соли и газы.

Плотность воды определяет ее значительную выталкивающую силу. Это значит, что в воде облегчается вес организмов и появляется возможность вести постоянную жизнь в водной толще, не опускаясь на дно. Множество видов, преимущественно мелких, неспособных к быстрому активному плаванию, как бы парят в воде, находясь в ней во взвешенном состоянии. Совокупность таких мелких водных обитателей получила название планктон. В состав планктона входят микроскопические водоросли, мелкие рачки, икра и личинки рыб, медузы и многие другие виды. Планктонные организмы переносятся течениями не в силах противостоять им. Наличие в воде планктона делает возможным фильтрационный тип питания, т. е. отцеживание, при помощи разных приспособлений, взвешенных в воде мелких организмов и пищевых частиц. Оно развито и у плавающих, и у сидячих донных животных, таких, как морские лилии, мидии, устрицы и другие. Сидячий образ жизни был бы невозможен у водных обитателей, если бы не было планктона, а он, в свою очередь, возможен только в среде с достаточной плотностью.

Плотность воды затрудняет активное передвижение в ней, поэтому быстро плавающие животные, такие, как рыбы, дельфины, кальмары, должны иметь сильную мускулатуру и обтекаемую форму тела. В связи с высокой плотностью воды давление с глубиной сильно растет. Глубоководные обитатели способны переносить давление, которое в тысячи раз выше, чем на поверхности суши.

Свет проникает в воду лишь на небольшую глубину, поэтому растительные организмы могут существовать только в верхних горизонтах водной толщи. Даже в самых чистых морях фотосинтез возможен лишь до глубин в 100-200 м. На больших глубинах растений нет, а глубоководные животные обитают в полном мраке.

Температурный режим в водоемах более мягок, чем на суше. Из-за высокой теплоемкости воды колебания температуры в ней сглажены, и водные обитатели не сталкиваются с необходимостью приспосабливаться к сильным морозам или сорокаградусной жаре. Только в горячих источниках температура воды может приближаться к точке кипения.

Одна из сложностей жизни водных обитателей - ограниченное количество кислорода. Его растворимость не очень велика и к тому же сильно уменьшается при загрязнении или нагревании воды. Поэтому в водоемах иногда бывают заморы - массовая гибель обитателей из-за нехватки кислорода, которая наступает по разным причинам.

Вопрос 8. Почему сообщество кораллового рифа наиболее богато видами? На какое земное природное сообщество оно похоже по большому многообразию видов?

Коралловые рифы - необыкновенные места в океане. Эти самые старые и богатые естественными сообществами экосистемы нашей планеты сохраняют стабильность, несмотря на радикальные эволюционные изменения всей земной биоты.

Рифы распространены в теплых тропических морях на мелководье и напоминают роскошные сказочные сады, населенные множеством причудливых обитателей. Это сообщество - одно из неповторимых морских чудес. По богатству жизни оно уступает только влажному тропическому лесу на суше.

Вопрос 9. Можно ли по внешнему виду морских организмов сказать, к какому природному сообществу они относятся?

У живущих в толще воды и активно плавающих животных тело имеет обтекаемую форму и смазано слизью, уменьшающей трение при передвижении. Развиты приспособления для повышения плавучести: скопления жира в тканях, плавательные пузыри у рыб, воздухоносные полости у сифонофор. У пассивно плавающих животных увеличивается удельная поверхность тела за счет выростов, шипов, придатков; тело уплощается, происходит редукция скелетных органов. Разные способы передвижения: изгибание тела, с помощью жгутиков, ресничек, реактивный способ передвижения (головомоллюски).

У придонных животных исчезает или слабо развит скелет, увеличиваются размеры тела, обычна редукция зрения, развитие осязательных органов.

Вопрос 10. Назовите организмы, изображенные на рисунке, и определите, к каким сообществам они относятся.

Дельфин относится к сообществу толщи воды. Осьминоги и глубоководные рыбы обитают в глубоководном сообществе. Кораллы и актинии представители сообщества кораллового рифа. Рыбы представители сообщества толщи воды. Мелкие рачки – планктон - представители сообщества поверхности воды.

.
Угроза океана
С буровых скважин, которые расположены на островах Северного моря, иногда вытекает нефть. В результате таких и подобных нефтяных катастроф гибнет много морских птиц и млекопитающих, исчезают чувствительны к загрязнению воды беспозвоночные. Продолжаются также выбросы ядовитых химикатов и многих отходов неизвестного происхождения. Последствия таких техногенных воздействий трудно себе представить. Накопление в море в больших количествах мусора и отходов промышленности приводит к уничтожению микроорганизмов, ценных в пищевом отношении для морских растений и животных. Если это явление приобретет массовый характер, в воде окажется мало кислорода. Недостаток кислорода, в свою очередь, приведет к гибели водных обитателей. Большие океаны еще не полностью отравлены, однако небольшие моря такие, как Северное, находятся в катастрофическом состоянии.

Рыболовство
Во второй половине XX века необходимо было провести реформу рыболовного промысла некоторых европейских стран, поскольку виды, когда-то были многочисленными, такие как сельдь и треска, были почти полностью выловлены. Обеспеченные современным оборудованием судна одним упреком сети вылавливают целые косяки рыб . Надо обращать внимание на то, какое количество рыбы необходима для сохранения вида. В некоторых случаях, например при ловле моллюсков, повреждается морское дно, что становится причиной гибели многих животных. Одним из способов ограничения уловов является использование сетей с достаточно крупными ячейками.
Другой способ - выпускать в море мальков, выращенных в инкубаторах, расположенных в прибрежных водах.

Пять из семи известных в мире видов морских черепах проживающих в североевропейских морях. Наиболее многочисленным и самым большим среди них видом является кожистая черепаха, которая появляется здесь поздней весной.
Черепахи обычно питаются медузами, живущими в теплых морских течениях. Иногда случается, что вместо медуз морские черепахи съедают пластиковые пакеты и, вследствие этого, погибают. Черепахи также погибают, запутываясь в рыболовных сетях.

Ледяная вода и глубины наших европейских морей привлекают немногих животных. На прибрежном мелководье жизнь значительно богаче. Вода на глубине до 200 метров прогревается солнечными лучами. Именно эта толща воды является жизненной средой для большинства растительных и животных организмов.
ПТИЦЫ
Над открытым морем летает множество птиц . Они кружатся в воздухе, ныряют в воду и разыскивают там пищу для себя и своих птенцов, которые еще не научились летать. Некоторые виды чаек в открытом море нередко на протяжении долгого времени сопровождают рыбацкие лодки. Люрик, гагары и кайры большую часть жизни, за исключением периода гнездования, проводят в море. Эти птицы хорошо приспособлены к такому образу жизни. Они имеют короткие сильные крылья, к тому же они умеют нырять и ловить рыбу.
Малая прямохвостая качурка, которая питается мелкими ракообразными, планктоном, останками животных, плавающих на поверхности воды, рыбой и головоногими, размером с величиной с ласточки.

МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА
У берегов образуется так называемый континентальный шельф - подводное продолжение материка, или материковая отмель. Это участок шириной около 50 км. Вода в континентальном шельфе хорошо прогрета солнечными лучами. Температура воды здесь практически не меняется, поэтому создаются благоприятные условия для жизни и роста животных и растений. Температура морских течений, главным образом Гольфстрима, способствует развитию растительного планктона. Планктон является основной составной частью рациона многих морских животных.

МЛЕКОПИТАЮЩИХ
Вблизи Шотландских и Гебридских островов в прошлые времена процветал китобойный промысел. Популяции китов сейчас населяют эти морские пространства, очень немногочисленные, однако у западных берегов до сих пор встречаются кашалоты и малый смугач. Дельфины в этой местности встречаются чаще. Здесь регулярно появляются гринд. Косаток можно увидеть довольно редко. Наименьшие из китообразных, обитающих в этих местах - это морские свиньи. Они едва достигают 180 см в длину. В здешних водах также живут горбоносый и обычный тюлени. Эти два вида тюленей питаются рыбой. Ежегодно они собираются на берегу, чтобы привести потомство.

К животному планктона относятся личинки многих морских животных. Их здесь невероятно много, но они так малы, что разглядеть их практически невозможно. О степени содержание планктона в верхних слоях моря свидетельствует окрас воды. Зеленый цвет говорит о наличии большого количества планктона, а голубой цвет является цветом морских пустынь. Ночью планктон светится. Состав морской воды подобен составу внутренних жидкостей живого организма, поэтому морские беспозвоночные должны выравнивать осмотическое давление между жидкостями собственного тела и жидкостью, окружающей их, в которой содержится значительно большее количество солей.
Многие из морских животных (многощетинковые кольчатые, коматулиды и губки) ведут неподвижный образ жизни и фильтруют себе пищу непосредственно из воды. У беспозвоночных развились различные методы самозащиты. Крупные виды морских беспозвоночных - хищники. Каракатица ловит добычу с помощью щупалец. Морская звезда присасывается к нижней стороне раковины и выедает мягкие ткани моллюска. Актинии и медузы имеют на своем вооружении жалящие клетки с ядом.
РЫБЫ
Многие виды рыб стали объектом коммерческого промысла. В основном это атлантическая треска, сельдь, макрелевые, морская камбала и атлантический палтус, а также другие виды рыб. Новорожденных мальков этих рыб течения носят в море несколько недель. Из 190 видов, проживающих в Северном море, наибольшей является гигантская акула, достигающая 10 м в длину. Питается она планктоном, а для человека опасности не представляет - напасть на нее может только случайно. Такой житель морского дна, носит название " темный морской ангел", на которого когда-то охотились, поскольку его мясо годится в пищу. Он поедает крабов и моллюсков, а сам становится жертвой больших акул. Кошачьи акулы откладывают икру в углублениях, называемых " русалочьими сумками ". На подвижность и скорость движения рыб влияет форма их тела. Лосось без особенных усилий может плыть со скоростью 15 км / ч, а некоторые виды макрелевые развивают вдвое большую скорость.



Что еще почитать