Вопросы психиатра будущему первокласснику. Тест (подготовительная группа) на тему: тесты для будущих первоклассников

Процесс приема в школу – это достаточно непростая для ребенка процедура, к которой желательно подготовиться заранее. И в этом вам поможет данная статья, в которой мы постарались высветить основные моменты собеседования у психолога при приеме детей в школу.

Не секрет, что сейчас при приеме ребенка в школу к будущему первокласснику предъявляются очень высокие требования. Если еще 30 лет назад малыш мог спокойно поступить в начальную школу, не умея ни считать, ни читать, то сегодня эти умения считаются не просто нормой, а обязательным условием приема в образовательную организацию. Поэтому многие родители стараются уделить большое внимание подготовке ребенка к школе: кто-то делает это самостоятельно дома, а кто-то отправляет малыша на платные дополнительные занятия в развивающих центрах или на курсах, организованных при начальной школе.

Отметим, что на дополнительных занятиях педагоги обучаются детей по специальной образовательной программе, которая включает в себя помимо базовых занятий по счету и чтению, такие направления подготовки, как развитие речи, психогимнастика, обучение грамоте, математическое моделирование.

При приеме в школу малыш также должен будет пройти собеседование у психолога, задачей которого является выявление уровня подготовки ребенка к школе и степени развития психических процессов: внимания, памяти, мышления, речи. При этом, если не умение считать или читать ребенку еще могут простить, то положительный вердикт психолога – это основополагающий фактор. То есть, как вы, наверное, уже поняли, процесс приема в школу – это достаточно непростая для ребенка процедура, к которой желательно подготовиться заранее. И в этом вам поможет данная статья, в которой мы постарались высветить основные моменты собеседования у психолога при приеме детей в школу.

Как проходит собеседование у психолога?


Собеседование у психолога, как правило, длится около 30-40 минут. Обязательным условием собеседования является присутствие одного из родителей, поскольку во-первых, таковы требования Закона, а во-вторых, ребенок в таком случае чувствует себя более комфортно и уверенно. При себе необходимо иметь папку-скоросшиватель с файлами (5 шт.) и листы бумаги формата А4 (10 шт.).

Родители заполняются карточку-анкету, в которой предоставляют основную информацию о себе (ФИО, дата рождения, место работы и должность, образование), указывают состав семьи, обеспеченность жильем (в том числе требуется сообщить, имеет ли ребенок собственную комнату, спальное место и рабочий уголок), описывают, чем занимается ребенок в свободное время, имеет ли проблемы со здоровьем и т.д.

После окончания "официальной" части собеседования у психолога , наступает время непосредственного общения специалиста с ребенком. Будущему первокласснику задают несколько общих вопросов и просят выполнить ряд заданий.

Основные вопросы при собеседовании у психолога

Вопросы школьного психолога могут варьироваться в зависимости от квалификации специалиста и его ответственности при выполнении своих профессиональных обязанностей. Тем не менее, существует ряд основных вопросов, которые, скорее всего, обязательно прозвучат. И если заранее их с ребенком "прорепетировать", то ваш малыш сможет поступить в школу без особых проблем.

Итак, желательно подготовить ребенка к следующим вопросам:

  1. Скажи, пожалуйста, как тебя зовут?
  2. Сколько тебе лет? Назови дату рождения? Какое сейчас время года?
  3. Расскажи про маму (папу): как зовут, где работает, сколько лет?
  4. Где ты живешь? Назови свой адрес.
  5. Кто живет вместе с тобой? Расскажи про брата (сестру), бабушку (дедушку), кошку и т.д.
  6. Чем ты занимаешься в свободное время?
  7. Ты хочешь учиться в школе? Почему?

В разных учебных заведениях могут быть и другие несложные вопросы, на которые ребенок 6-7 лет обычно знает правильный ответ:

  • Посчитай от 1 до 10 и обратно.
  • Что меньше (больше) - 2 или 5?
  • Каких домашних животных ты знаешь? А диких?
  • Какие дни недели тебе известны? Месяцы года?
  • Какое сейчас время года? Почему ты так решил? и др.

Основные задания, выполняемые ребенком при собеседовании у психолога


После устного тестирования, школьный психолог предлагает ребенку выполнить ряд заданий. Особой популярностью у специалистов пользуются такие задания:

Психолог просит малыша нарисовать на листе бумаги человека (здесь специалист будет оценивать местоположение рисунка на листе, толщину линий, насколько прорисованы детали рисунка: есть ли пальцы на руках, шея, волосы на голове, нос, глаза, брови на лице, уши).

Ребенку предлагают продолжить предложение: «Сейчас светло, значит…», «Утром мы завтракаем, а днем…» и т.д.

Специалист предлагает малышу сыграть в игру. Психолог задает вопросы, а малыш должен отвечать на них так, как захочет, но нельзя использовать «запрещенные» слова: «да» и «нет». Например, «Ты любишь играть?» (ребенок должен отвечать: я люблю играть), «Тебе нравится болеть?» (мне не нравится болеть) и т.д.

Задание на знание геометрических фигур включает в себя не только вопросы типа: "Какие геометрические фигуры ты знаешь?" и "Перечисли геометрические фигуры", но и выполнение теста на логику . На листе бумаги расположены в ряд геометрические фигуры с рисунком внутри, необходимо дорисовать пропущенные фигуры, а также нарисовать нужный рисунок внутри фигуры.

Психолог просит ребенка разложить карточки в такой последовательности, чтобы получился рассказ. Кроме того, ребенок должен озвучить свой рассказ.

Специалист называет ряд слов: лес, вода, хлеб и т.д. (всего 10 слов). Ребенок должен повторить все слова. Если ребенок не может их вспомнить, психолог повторяет слова, затем просит назвать их снова. Для прохождения этого задания ребенку дается три попытки.

Психолог раскладывает перед ребенком картинки (всего 10 шт.), просит малыша внимательно рассмотреть их и запомнить, а затем картинки убираются. Будущему первокласснику предлагают назвать все картинки, которые он вспомнит. При необходимости задание повторяется несколько раз.

Для выяснения математических способностей ребенку предлагают решить несложные математические примеры (на сложение и вычитание).

Мелкая моторика, аккуратность и способность к концентрации внимания проверяется путем просьбы вырезать картинку по линии.


Еще одно обязательное задание представляет собой тест с лишними картинками. Ребенку необходимо исключить лишний предмет из ряда карточек. Например, на карточке изображены животные: корова, коза, лошадь и кот. Требуется найти лишний предмет и объяснить свой выбор.

Психолог предлагает ребенку выполнить графический диктант на листе в клеточку. Специалист диктует маршрут движения от определенной точки: например, три клеточки вверх, одну – вниз, две – влево, три – вправо и т.д. Затем ребенок должен нарисовать полученный рисунок ниже, но таким образом, чтобы он смотрел в другую сторону.

Как видите, перечисленные выше вопросы и задания, направленные на определение готовности ребенка к школе , не такие уж и сложные. И любой мало-мальски подготовленный малыш может с легкостью пройти собеседование у школьного психолога. Главное, не волноваться, систематически заниматься подготовкой ребенка к школе (в том числе, используя упомянутые нами вопросы и задания), но при этом не ограничивать его готовыми ответами и шаблонами.

Будущий ученик переживает кризис 7 лет, связанный не столько с объективными изменениями в жизни, сколько с отношением, которое ребенок к ним испытывает. Чем легче он включается в учебный процесс, тем меньше поводов вступать в конфликт с собой, тем выше его успехи и быстрее происходит адаптация. Это благополучное развитие ситуации означает, что ваш ребенок был готов к обучению.

Уровень готовности ребенка к школе обычно определяется перед поступлением в 1 класс. Ребенку задают ряд вопросов, на которые он должен знать ответы в этом возрасте (предполагается, что в детском саду ему дали необходимые начальные знания о цвете, форме, пространстве, времени и др.). Например, такие:
 Как твои фамилия, имя, отчество?
 Как фамилия, имя, отчество мамы (папы)?
 Кем они работают?
 Ты мальчик или девочка? Кем ты будешь, когда вырастешь – дядей или тетей?
 У тебя есть брат или сестра? Кто из вас старший?
 Сейчас утро, день или вечер?
 Ты завтракаешь утром или вечером?
 Можешь назвать свой адрес?
 Какое сейчас время года?
 Какого цвета этот предмет?
 Покажи свой правый глаз, левое ухо.
 Когда бывает снег – зимой или летом?
 Ты хочешь пойти в школу?
 Зачем в школе нужна парта, звонок?
 Каких ты знаешь животных, птиц?
 Кто больше: корова или собака?
 Чем занимается врач, почтальон, учитель?
 Что больше: 3 или 8?

Также при диагностике используется известный тест Керна-Йирасека. Он состоит из трех заданий.
1. Графическое копирование фразы, например, «Ей дан чай» или «Я ем суп».
На листе письменными буквами пишется эта фраза. Ребенок не умеет еще писать, поэтому он должен просто «срисовать» слова. От того, насколько четко скопировано написание, начисляется от 5 до 1 балла (при этом 1 балл рассматривается как высший). В том случае, если ребенок уже умеет писать, предлагается фраза на иностранном языке.
2. Срисовывание группы точек.
На листе нарисована группа точек. Расстояние между ними должно быть около 1 см по горизонтали и вертикали; диаметр точек – 2 мм. Ребенку дается задание – срисовать эти точки.
Чем ближе его работа к образцу, тем лучше. Работа оценивается так же: от 5 до 1 балла, где 1 балл – высшая оценка.
3. Рисование мужской фигуры.
Ребенку дается задание: «Нарисуй дядю». Если он просит нарисовать тетю, разрешите ему это, но потом он должен непременно нарисовать дядю. Дело в том, что анализ проводится именно по мужской фигуре: тетя может быть нарисована в длинном платье, и тогда исследователю не понятно, подразумевает ребенок ноги у фигуры или нет. Качество выполнения задания оценивается с точки зрения наличия всех необходимых частей тела и лица, количества пальцев, соотношения размеров частей тела. Кроме того, рисунок должен быть сделан непрерывной мягкой линией, а не «палка-палка-огуречик». Высший балл – 1. Наименьший – 5.
Затем баллы по трем заданиям суммируются, и определяется уровень психического развития ребенка, степень сформированности глазомера и координации движений:
1-6: высокий уровень
7-11: средний уровень
12-15: низкий уровень

Самостоятельно определить готовность ребенка к школе помогут родителям разработанные американскими специалистами и адаптированные для России вопросы. Вот некоторые из них.
Оценка развития познания:
 Различает ли ребенок понятия: правый-левый, большой-маленький, знает ли буквы алфавита?
 Может ли удерживать в памяти как минимум три ваших указания?

Оценка базового опыта:
 Был ли ребенок с вами на почте, в аптеке, в магазине, в библиотеке?
 Читаете ли вы вместе?
 Есть ли у него какое-либо увлечение?

Оценка языкового развития:
 Может ли ребенок ответить на вопрос взрослого человека или рассказать произошедший с ним случай?
 Способен ли слушать, не перебивая?
 Знает ли названия окружающих предметов и их назначение?
 Может ли объяснить, что где лежит?
 Четко ли проговаривает слова?

Оценка уровня физического развития:
 Хорошо ли он слышит, видит?
 Насколько развиты координация движений и моторика?(умеет играть в мяч, прыгать, ходить по лестнице)
 Может ли некоторое время посидеть спокойно?

Существуют и другие диагностики готовности ребенка к школе. Пользуясь ими, вы будете в курсе и сможете предотвратить возможные проблемы в будущем. Зная слабые места в развитии вашего ребенка, вы укрепите их: дадите ему недостающие знания, поможете сформировать полезные привычки, которые помогут благополучно преодолеть кризис 7 лет.

Ф.И.О._____________________________________________класс____________дата___________________

1. внимание.

А. Корректурная проба. Приложение 1.

S – показатель переключения и распределения внимания;

N – количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;

n – количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.

Оценка результатов

Б. Таблица Шульте .

№ табл.

Время

2. память – 10 слов

Попытки

игла

нож

чашка

кот

стол

полка

Гриб

булка

вода

лес

Кол -во

ошибки

№1

№2

№3

№4

№5

3. мышление

А. Обобщение - 4 лишний (карточки)

Оценка результатов

10 баллов - ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
8-9 баллов - ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.
6-7 баллов - ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.
4-5 баллов - ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
2-3 балла - ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.
0-1 балл - ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий
8-9 баллов - высокий
4-7 баллов - средний
2-3 балла - низкий
0 - 1 балл - очень низкий

Б. Понимание морали пословиц, поговорок и метафор.

  1. Куй железо, пока горячо.
  1. Не всё то золото, что блестит.

_________________________________________________________________________________

  1. Цыплят по осени считают.

_________________________________________________________________________________

  1. Волков бояться - в лес не ходить.

_________________________________________________________________________________

  1. Один в поле не воин.

_________________________________________________________________________________

  1. Любишь кататься - люби и саночки возить.

_________________________________________________________________________________

  1. Слово не воробей: вылетит-не поймаешь.

_________________________________________________________________________________

  1. Кончил дело - гуляй смело.

_________________________________________________________________________________

  1. Как аукнется, так и откликнется.

_________________________________________________________________________________

В. Понимание текста.

ЛЕВ И МЫШЬ

Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал её. Мышка стала просить, чтобы он отпустил её. Мышка стала просить, чтобы он отпустил её, и пообещала сделать ему тоже добро. Лев громко засмеялся и отпустил мышку. Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышка услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла верёвку и спасла льва.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Г. Подбор противоположностей:

Большой – маленький;

Слабый – сильный;

Теплый – холодный;

Низкий – высокий;

Дорогой – дешевый

Д. Графический диктант

Предварительный просмотр:

Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”.

Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.

Для проведения методики необходимы следующие материалы:

  1. Лист ответов Приложение 2 >
  2. Восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.

Исследование лучше проводить с группой первоклассников –10-15 человек, детей желательно рассадить по одному. Если есть возможность, можно привлечь для помощи старшеклассников, предварительно их проинструктировав. Помощь учителя и его присутствие исключается, так как речь идет об отношении детей к школьной жизни, в том числе и к учителю.

Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.

Инструкция: сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Найдите в своем листочке задание №1. Это дорожка из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так далее.

Найдите задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который по-вашему подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.

Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.

Если детям непонятно, что обозначает слово, нужно его объяснить, используя глагольные предикаты и наречия.

Найдите задание №3. В этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в них – необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.

Обозначения домиков:

№2 – твое настроение, когда ты идешь в школу,
№3 – твое настроение на уроке чтения,
№4 – твое настроение на уроке письма,
№5 – твое настроение на уроке математики
№6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем,
№7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками,
№8 – твое настроение, когда ты находишься дома,
№9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки,
№10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике. Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живет и что он делает (на ответном листе делается соответствующая пометка).

Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).

Процедура обработки начинается с задания №1. Вычисляется вегетативный коэффициент по формуле:

ВК= (18 – место красного цвета – место синего цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета)

Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:

  1. 0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка
  2. 0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.
  3. 0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.
  4. Свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.

Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Определенный порядок цветов (34251607) – аутогенная норма – является индикатором психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения (СО) сначала вычисляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета. Затем разности (абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка. Числовые значения СО интерпретируются следующим образом:

  1. Больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.
  2. 10 – 18 – эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.
  3. Менее 10 – Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.

Задания №2 и №3 по сути расшифровывают эмоциональную сферу первоклассника и ориентируют исследователя в вероятных проблемах адаптации.

Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций. Здесь надо оценить степень дифференциации эмоций – в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные – коричневым и черным. Слабая или недостаточная дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений:

Счастье-горе – блок базового комфорта,
Справедливость – обида – блок личностного роста,
Дружба – ссора – блок межличностного взаимодействия,
Доброта – злоба – блок потенциальной агрессии,
Скука – восхищение – блок познания.

При наличии инверсии цветового градусника (основные цвета занимают последние места) у детей часто наблюдается недостаточная дифференциация социальных эмоций – например, и счастье и ссора могут быть обозначены одним и тем же красным цветом. В этом случае надо обратить внимание, как раскрашивает ребенок парные категории и насколько далеко отстоят пары в цветовом выборе.

Актуальность переживания ребенком того или иного чувства указывает его место в цветовом градуснике (задание №1).

В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, первоклассник раскрашивает именно эти домики коричневым или черным цветом. Целесообразно выделить ряды объектов, которые ребенок обозначил одинаковым цветом. Например, школа-счастье-восхищение или домашние задания – горе–скука. Цепочки ассоциаций достаточно прозрачны для понимания эмоционального отношения ребенка к школе. Дети со слабой дифференциацией эмоций скорее всего будут амбивалентны и в эмоциональной оценке видов деятельности. По результатам задания №3 можно выделить три группы детей:

  1. с положительным отношением к школе
  2. с амбивалентным отношением
  3. с негативным отношением

Следует отметить, что при крайне низких или крайне высоких показателях ВК и СО, сомнениях в чистоте исследования данная методика может быть продублирована по той же схеме, но индивидуально, со стандартными карточками из теста Люшера.

Приложение 2

Лист ответов к тесту «Домики»

Фамилия, имя класс дата

1 задание

1 2 3 4 5 6 7 8

2 задание

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМФОРТНОСТИ В КЛАССЕ

Опросник требует не более 5 –7 минут на один класс. Запись ответов школьников на 20 пунктов опросника в два столбика (№ 11 напротив № 1 и т.д.) .

Инструкция классу : “Представьте, что в каждом прочитанном далее утверждении речь идет о вашем классе. В случае согласия с утверждением ставьте рядом с его номером плюс (+), в случае несогласия – минус (-). Можно два- три раза поставить вопросительный знак, если отвечаете "не знаю". Помните, что здесь нет "правильных" и "неправильных" ответов. Важно ваше личное мнение. Указывать свою фамилию на листке не нужно”.

Список утверждений:

1. Ребята стараются хорошо выполнять дела, полезные всей школе.
2. Когда мы собираемся вместе, мы обязательно говорим об общих делах класса.
3. Для нас важно, чтобы каждый в классе мог высказывать свое мнение.
4. У нас получается лучше, если мы что-то делаем все вместе, а не каждый по отдельности.
5. После уроков мы не спешим расходиться и продолжаем общаться друг с другом.
6. Мы участвуем в чем-то, если рассчитываем на награду или успех.
7. Классному руководителю с нами интересно.
8. Если классный руководитель нам предлагает, что делать, он учитывает наши мнения.
9. Классный руководитель стремится, чтобы каждый в классе понимал, зачем мы делаем то или иное дело.
10. Ребята нашего класса всегда хорошо себя ведут.
11. Мы согласны на трудную работу, если она нужна школе.
12. Мы заботимся о том, чтобы наш класс был самым дружным в школе.
13. Лидером класса может быть тот, кто выражает мнение других ребят.
14. Если дело интересное, то весь класс в нем активно участвует.
15. В общих делах класса нам больше всего нравится помогать друг другу.
16. Нас легче вовлечь в дело, если доказать его пользу для каждого.
17. Дело идет намного лучше, когда вместе с нами классный руководитель.
18. При затруднениях мы свободно обращаемся за помощью к классному руководителю.
19. Если дело не удается, классный руководитель делит ответственность с нами.
20. В нашем классе ребята всегда и во всем правы.

Ключ, обработка и интерпретация результатов.

Все 20 утверждений представляют собой 10 шкал, хотя при обработке результатов возможно рассматривать ответы школьников по каждому из 20 утверждений отдельно. В соответствии с порядковым номером утверждений от № 1 до № 10 (и аналогично от № 11 до № 20) это следующие шкалы:

(I) Ценность школы. При высоких значениях: ориентация на школу, активность в общешкольных делах, включенность в ритм жизни параллели, широкий круг общения в школьном коллективе.

(II) Ценность класса. При высоких значениях: ориентация на класс как на центр школьной жизни, включенность в дела класса, акцентирование групповых (внутриклассных) интересов.

(III) Ценность личности. При высоких значениях: ориентация на личность, индивидуальность, приоритет самостоятельности, свободного самовыражения, личной позиции.

(IV) Ценность творчества. При высоких значениях: ориентация на творческое участие, интересное дело, совместную продуктивную деятельность.

(V) Ценность диалога. При высоких значениях: ориентация на общение, дружеские отношения, эмпатия, забота об интересах окружающих.

(VI) Ценность рефлексии. При высоких значениях: ориентация на самоанализ, оценивание и рефлексивное понимание собственных интересов и потребностей.

(VII) Оценка творческости (креативности) классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как творческого лидера, выдумщика и деятельного участника общих дел.

(VIII) Оценка диалогичности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как эмоционального лидера, авторитетного взрослого, способного понять и помочь.

(IX) Оценка рефлексивности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как интеллектуального лидера, аналитика ситуации в классе, принимающего ответственные решения.

(X) Откровенность. Включена в опросник для оценки достоверности результатов, так как измеряет установку школьников на критичность к социально одобряемым ответам. Кроме того, мы полагаем, что отношения сотрудничества основаны на доверии, искренности, открытости позиций, поэтому низкая откровенность ответов (низкая самокритичность) может свидетельствовать, несмотря на высокие оценки по другим шкалам, о неблагополучии во взаимоотношениях и выраженной социальной тревожности.

Для обработки результатов необходимо определить количественные значения по каждой шкале. За каждый "+" ответ засчитывается 1 балл (кроме утверждений № 10 и № 20, где 1 балл засчитывается за каждый "-" ответ ) . За каждый "?" ответ засчитывается 0,5 балла.

Баллы по каждой шкале суммируются и переводятся в проценты от 0 до 100 %. Кроме того, вычисляется средний балл как среднее арифметическое всех десяти шкал. Полученные результаты изображаются графически, в виде профиля.

ВАЖНО : подсчитываются и анализируются только групповые результаты, все ответы школьников анонимны.

Для простоты анализа низкими считаются результаты ниже 60 %, нормальными - в интервале 60 – 80 %, высокими – в интервале 80 - 100 %. Возможна разработка внутришкольных норм.

Особо интерпретируются результаты X шкалы: при значениях ниже 50 % результаты теста перепроверяются как недостоверные, при значениях в области 50 – 60 % речь идет о пониженной самокритичности, выраженной социальной тревожности, стремлении выглядеть лучше в глазах окружающих взрослых.


На нашем сайте уже были представлены способы тестирования ребенка на развитие мышления, логики, памяти, речи и т.д. Сейчас же мы рассмотрим тестирование детей дошкольного возраста, которое проводится непосредственно перед поступлением в школу. С помощью представленных тестов вы сможете определить готовность ребенка к обучению и социальной адаптации в школьной среде. К тому же, с помощью тестов вы сможете найти пробелы и слабые места в развитии вашего ребенка.

Как проводить тестирование детей? Вы читаете ребенку вопрос и отмечаете, правильно он ответил или нет. Затем подсчитываете баллы и делаете выводы.

Тест для будущего школьника:

1. Назови свое имя, фамилию и отчество.
2. Назови имя, фамилию и отчество папы, мамы.
3. Ты мальчик или девочка? Кем ты будешь, когда вырастешь – дядей или тетей?
4. У тебя есть сестра, брат? Кто старше?
5. Сколько тебе лет? А сколько тебе исполнится через год? Через два года?
6. Сейчас вечер или утро (день или утро)?
7. Когда ты завтракаешь - утром или вечером? Когда ты обедаешь – днем или утром?
8. Что бывает раньше - ужин или обед?
9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
10. Кем работает твоя мама, твой папа?
11. Ты любишь рисовать? Какого цвета эта ручка (карандаш, терка)?
12. Какое сейчас время года - лето, зима, весна или осень? Почему ты так считаешь?
13. Когда можно кататься на санках - летом или зимой?
14. Почему снег выпадает зимой, а не летом?
15. Что делает врач, почтальон, учитель?
16. Зачем в школе нужен звонок, парта, доска?
17. Ты хочешь пойти в школу?
18. Покажи свое левое ухо, правый глаз. Для чего нужны уши, глаза?
19. Каких животных ты знаешь?
20. Каких птиц ты знаешь?
21. Кто больше - коза или корова? Пчела или птица? У кого больше лап: у собаки или у петуха?
22. Что больше: 5 или 8; 3 или 7? Посчитай от двух до семи, от восьми до трех.
23. Что нужно сделать, если ты нечаянно сломал чужую вещь?

Оценка ответов

За правильный ответ на все под вопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: “ Папа работает инженером”, “У собаки лап больше, чем у петуха”; неполные ответы: “Мама Таня”, “Папа работает на работе”.

К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15,22. Они оцениваются так:

№5 - ребенок может вычислить, сколько ему лет - 1 балл, называет год с учетом месяцев - 3 балла.

№8 - за полный домашний адрес с названием города - 2 балла, неполный - 1 балл.

№ 15 - за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики - 1 балл.

№ 22 - за правильный ответ - 2 балла.

№ 16 оценивается совместно с №15 и № 22. Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 - положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.

Оценка результатов: ребенок получил 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым,
20-24 - средне-зрелым, 15-20 - низкий уровень психосоциальной зрелости.

Немаловажно знать и то, хочет ли сам ребенок идти в школу, готов ли он морально к трудовым школьным будням? Тестирование детей поможет определить психологическую готовность ребенка к школе, а значит родители смогут заранее предугадать, что их ждет в ближайшее время. Для того, чтобы узнать мнение вашего ребенка по поводу поступления в школу, предлагаем следующий тест.

Тест, который поможет определить, хочет ли ребенок идти в школу и что его там привлекает:

1. Если бы было две школы - одна с уроками математики, русского языка, чтения, рисования, пения и физкультуры, а вторая только с уроками рисования, пения и физкультуры, - какую из них ты бы выбрал?
2. Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а вторая только с переменками без уроков, - какую из них ты бы выбрал?
3. Если бы было две школы - в первой за правильные ответы ставили хорошие оценки, а во второй за это давали бы игрушки и сладости, - какую из них ты бы выбрал?
4. Если бы было две школы - в первой можно вставать из-за парты только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а во второй можно вести себя как хочешь и делать то, что тебе вздумается, - какую из них ты бы выбрал?
5. Представь, что в вашем классе заболела учительница и директор школы предложил заменить ее мамой или другой учительницей. Кого бы ты выбрал?
6. Если бы было две школы – в одной бы задавали на дом делать уроки, а вдругой нет. Какую бы ты выбрал?
7. Если бы твоя мама сказала тебе: "Ты еще маленький, тебе тяжело рано вставать, делать уроки. Оставайся в детском садике, а в школу пойдешь в следующем году", - согласился бы ты с этим предложением?
8. Если бы твоя мама сказала тебе: "Я поговорила с учительницей, чтобы она ходила к нам домой и занималась с тобой. Теперь тебе не нужно будет ходить в школу", - согласился бы ты с этим предложением?
9. Если бы твой друг (подружка) спросил, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?
Проанализируйте ответы ребенка. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный - 0 баллов. Если ребенок набрал 5 баллов и больше, можно смело сказать, что он внутренне готов к школе.

Записывая ребенка в первый класс, родители неизбежно задумываются о готовности к обучению своего сына или дочери. Попытаемся сжато сформулировать те навыки и умения, которыми должен обладать любой ребенок, чтобы поступить в нормальную, массовую школу и успешно адаптироваться к процессу обучения в начальном ее звене.

Итак, поступающий в школу ребенок должен:

  1. Уметь назвать себя (полное имя, отчество, фамилия). Уметь полностью назвать маму, папу, бабушку.
  2. Знать времена года, количество и названия месяцев в году, дней в неделе. Знать, какое сейчас время года, какой сейчас месяц, какой сегодня день. Уметь ответить на вопросы типа "Когда птицы улетают на юг?", "Когда холодно и идет снег?", "В какой день люди отдыхают и не ходят на работу?", "В какое время года листья желтеют и опадают?", "Когда мы собираем грибы и ягоды?" и т.д.
  3. Уметь прочитать (можно по слогам) небольшой и очень простой текст из нескольких предложений.
  4. Быть в состоянии написать (или скопировать) простую фразу. Например: "Он ел суп", "Миша мыл окно".
  5. Прямой и обратный счет в пределах двадцати (1, 2...20; 20, 19...1).
  6. Уметь складывать и вычитать числа в пределах первого десятка.
  7. Владеть навыком обобщения по признаку. То есть из предложенных картинок ребенок должен уметь выбрать те, которые что-то объединяет. Например, если предложены картинки с трамваем, колесом, яблоком, кошкой и автобусом, то ребенок должен отложить в сторону трамвай и автобус и сказать, что это — транспорт или средства передвижения, или "на них ездят люди". Если предложен ряд слов: "туфли, сапоги, тапочки", то ребенок должен подобрать слово, которое относится к ним ко всем. В данном случае это слово "обувь".
  8. Владеть навыком исключения из ряда. Предложен ряд слов: "сыр, масло, пластилин, колбаса". Ребенок должен не только исключить "лишнее" слово "пластилин", но и (главное!) объяснить, почему лишним является именно он. "Пластилин лишний потому, что из него лепят. Он несъедобный. А все остальное — это еда. Ее едят".
  9. Находить сходство и различия между предметами.
    • Что общего между морковкой и картошкой?
    • Они оба овощи, их едят, из них варят суп, они растут в земле, у них есть кожура и т.д.
    • А чем они отличаются друг от друга?
    • Отличаются формой. Морковка такая треугольная, а картошка круглая или овальная. А еще отличаются цветом. Морковка оранжевая, а картошка коричневая.
  1. Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок. В некоторых школах детям предлагают сначала расположить картинки в нужном порядке, а потом рассказать по ним историю. Рассказ должен быть связным, иметь начало и конец. Очень поощряется хотя бы упоминание об эмоциональном состоянии героев ("На этой картинке девочка грустная, потому что у нее улетел шарик", "Мальчик очень обиделся", "Дети обрадовались, что им построили горку" и т.д.)
  2. Знать основные геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) и видеть их сочетания (на этой картинке два треугольника и один квадрат). Уметь их нарисовать.
  3. Запомнить 5-7 из 10 четко названных простых слов.
  4. Запомнить и назвать не менее шести из 12 картинок, одновременно продемонстрированных ребенку в течение 30 секунд.
  5. Уметь по просьбе учителя рассказать наизусть небольшое стихотворение.
  6. Уметь отвечать на вопросы типа "Что бывает раньше: обед или ужин? Весна или лето?", "Кто больше: корова или коза? Птица или пчела?", "У коровы детеныш — теленок. А у лошади?"
  7. Знать 10-12 основных цветов.
  8. Уметь нарисовать фигуру человека со всеми основными частями тела (включая шею, пальцы и т.д.).

В большинстве школ тестирование при поступлении сейчас не проводится. Есть и такие учебные заведения, для которых данный список умений и навыков будет слишком короток или прост. То, что мы перечислили — базовый уровень: если он есть, значит, ребенку в принципе по силам учиться и осваивать программу начальной школы.

Обсуждение

стесняюсь спросить - чему в первом классе будут учить, если дети все это знают и умеют. задолбали бедных детей своими подготовишками, вместо игр сидят учат всякую фигню, а потом соматика прет из всех щелей и начинают таскать по врачам.

24.04.2017 17:37:39, сумасойтиможно

У нас тоже совпали пункты, но только читать не просили. А в спец. школах тестирование гораздо сложнее, по профилю школы. Но детки же обычно занимаются, готовятся, так что для них не составляет труда, если, конечно, у ребенка вообще есть способности к тому профилю, который выбрали для него родители)

У нас программа тестирования в школе оказалась немного сложнее, т.е. по пунктам все так, совпадают, но сами задания сложнее, например, уметь читать текст в большой абзац и уметь его пересказать, но правда, всех родителей будущих первоклашек предупредили об этом еще после нового года и поэтому было время подготовится. Мы на свои силы не рассчитывали, у нас все взрослые работают от зари- до заката, поэтому сразу же обращались в центр подготовки к школе. Благо, сейчас это не проблема, и образовательных курсов много, поэтому вопрос всегда только в выборе программы и как далеко от дома находятся. Ну, и как мне кажется, автор статьи, упустил момент подготовки психологической к школе, а ведь - это очень важно! Ребенок в садике и требования - одни, а тут школа- новая жизнь, совсем другие требования) Надо уметь слушать, надо уметь подчинятся требованиям учителя, уметь надолго сохранять внимание и концентрацию внимания, все по другому, этому, папа-мама- не научат! Мы специально выбирали курсы чтобы готовили и в этом плане ребенка, как не удивительно в Москве их оказалось не очень много, т.е. приходишь, разговариваешь, с тобой совсем соглашаются, но пропускают как будто мимо ушей... Только в "президентской школе", на мои страхи обратили внимание и поняли про, что я собственно речь веду! Так, что кто из родителей будущих первоклашек согласен со мной о психологической составляющей подготовки к первому классу, можете иметь эти курсы в виду!

Комментировать статью "Запись в 1 класс: 17 вопросов и заданий для тестирования"

Что должен уметь ребенок перед школой? Тест школьной зрелости. И готовность к школе определяется качеством адаптации ребенка к Готов ли ребенок к школе в 6 лет? Из чего складывается готовность к школе. Идти в первый класс в 6,5 или 7,5 лет? Мнение психолога.

Школа английская, были в классе дети и которые умели и которые не умели. С теми которые не умели учиталь занимался в зависимости от отношений с родителями. Я думаю всему должны в школе научить. Если ребенок все будет знать, то за что учителя будут деньги получать?

Обсуждение

Не надо. Все равно часть детей не будет уметь читать, и все равно всех начнут обучать по букварю с азов. Мой практически не умел читать, никак на успеваемости не сказалось. Девочка, которая читала лучше всех в классе, совсем не первая в классе по успеваемости.

чем лучше читает тем больше внимания можно будет уделять прочим полноценным наукам
а не читать условие задачи по слогам
научат конечно, вообще не читающих научают
но это не отличники

Я знаю, чему ребёнок научился, но боюсь, что для школы это не очевидно и недостаточно. Сейчас он ещё болеет третью неделю, и все И мне хотелось бы знать не частное мнение конкретного педагога, а объективно, по закону - что должен знать - уметь -сдать первоклашка...

Обсуждение

Могу только частное мнение. Оставила старшего на 1й класс дома, будем сдавать в конце года, чтобы пойти во второй класс.
В начале года спрашивала у учителя:
1. Чтение - 30-40 слов в минуту, ответить на вопросы по тексту.
2. Математика: сложение-вычитание в пределах 20, если Петерсон - то в пределах 100 с переходом через десяток. Решение текстовых задач: в одно действие (на нахождение суммы, на сколько больше/меньше, сколько осталось и т.д.) и в два действия (у Васи 5 шт, у Пети на 2 больше, сколько всего). Соотношение дм-см, понятие кривой, прямой, отрезка.
3. Окружающий мир - в зависимости от учебника. В целом: живое-неживое - различие, насекомые, птицы, животные (млекопитающие), рыбы, пресмыкающиеся - общие сведения, строение, Россия -столица, герб, гимн, растения - животные чем отличаются, виды растений.
4. Русский язык: писать, списывать, писать под диктовку, словарные слова, деление на слоги, правила переноса, восклицательные, побудительные и повествовательные предложения, восклицательные и невосклицательные, основа предложения, существительные, прилагательные, глаголы (в некоторых программах слова-предметы, действия, признаки), предлоги со словами отдельно, орфограммы: большая буква в начале предложения, имя собственное, жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн-чк. В некоторых программах родственные слова, синонимы, антонимы. Апд.: орфограмма - глухая согласная в конце слова, и звуки - согласные мягкие-твердые, звонкие-глухие, гласные.
Где-то могла ошибиться или что-то забыть.

Ничего не должен. По Закону об Образовании РФ в 1 классе нет аттестации, значит, нет оснований для не перевода. Другое дело, на Вас могут давить, тут уже на Ваше усмотрение, как Вам интуиция подсказывает. И оставить, и на ПМПК, обычно не хотят таких учить. Я послала всех любителей учить отличников, вот 5 класс заканчиваем.

Раздел: Подготовка к школе (ребенок не умеет читать перед школой). Добрый день! У меня дочери через месяц будет 6. Буквы она знает не все, особого интереса и схватывания на лету относительно букв не проявляет.

Обсуждение

дочка пошла в школу практически не читающей (5-6 слов в минуту). научилась, конечно, но считаю, что умеючи читать к 1 классу слов 25 в минуту было бы проще значительно. но к сожалению до школы ей практически не давалось чтение.

Раздел: Образование, развитие (что должен знать ребенок по английскому в 1 классе). что я хочу сказать. я в шоке. ребенок в школе слывет заброшенным (во многом стараниями Никаких репетиторов,курсов помимо школы нет. Что знает / умеет - читает тексты(на словарный запас...

Обсуждение

У моей дочери-второклашки - английский первый год обучения(Биболетова,Enjoy English). Уроки английского три раза в неделю. Никаких репетиторов,курсов помимо школы нет. Что знает/умеет - читает тексты(на словарный запас 50-100 слов)- книжки покупаю в Библио глобусе на Лубянке сама(Три поросенка, про гусеницу), знает транскрипцию, пересказывает, свободно строит предложения по тем конструкциям, которые изучали, рассказывает о себе, семье, хобби, пишут сочинения > 15 предложений - вот про друга на выходных писала, придумывают загадки/стишки с рифмами, делают и подписывают открытки на праздники, знает считаки/стишки.

Конференция " Школьное и дополнительное образование детей " " Школьное и дополнительное образование детей ". я понимаю что в каждой школе по разному, но тем не менее - кому какие условия ставили? как то у нас уж совсем круто: читать свободно считать до 20 (спасибо что...

Обсуждение

Вот это и будут проходить.
Учиться считать до 20, читать и писать грамотно.
Почему то у нас считается, что повторить никому не помешает.
И лучше уж пусть поскучает ребенок, чем, не дай бог, успевать не будет и с ним заниматься придется уже в школе.
Одна радость, что к концу первого класса они все-таки начинают понемногу ускоряться...

никаких требований не предъявляли, тесты были в основном на общее развитие (память, речь, сообразительность, моторика).

Подготовка к школе.. Школа. Ребенок от 7 до 10. Боюсь как бы мне не переусердствовать и не переобучить ребенка. Воспринимает он все хорошо и быстро. Вдруг научив его программе первого и второго класса ему в школе будет неинтересно и заскучает.

Обсуждение

Немного могу сказать, что проходят на подготовке к школе.
Буква и звук, чем отличается. Гласные и согласные. Твердые и мягкие согласные. Схемки слов. Ударение. Слогоделение.
Развитие речи. Обобщение, т.е. одежда, посуда, обувь... Времена года и дни недели. Послушать рассказ и ответить на вопросики. Назвать слова из рассказа с какой-то буквой. Придумать слова с какой-то буквой.
Математика. Формы объемные и плоские (н-р, круг и шар, чем отличается).Счет двойками, тройками, пятерками и десятками. Сложение и вычитание, дольше 20 не стоит. Понятие
Пишут, иногда и прописи уже. Но больше раскрашивают, рисуют, обводят. Задания на внимание, логику. Загадки.
А если ребенок слабенький, чем больше дома освоит, тем лучше. Посмотрите книжки Натальи Павловой "Пишем после азбуки", "Читаем после азбуки", математика по Петерсон.

16.03.2005 15:46:39, ЛяМур
2. Лена, мне кажется, самый действенный вариант вы сформулировали - >>Найти сразу того учителя к КОТОРОМУ планируем пойти сразу во второй класс>> . Во второй класс лучше приходить так, чтобы что-то было уже знакомо, ведь ребенок и так будет тратить силы, чтобы войти в новую, но для других одноклассников устоявшуюся, жизнь. Если знаком учитель, знакомы его установки, требования, и пр. – это уже полдела.

3. Про нормативы – четких нормативов, насколько я знаю, нет. Где-то требуется только необходимые знания, умения, навыки и все решает учитель и завуч, где-то к этому обязательно заключение психолога. Нужно узнать в школе, в городском или районном отделе образования.

А у меня еще более "экстремальный" подход. Я считаю, что лучше сразу в пятый. Но не в 7 лет, а попозже. Понимаете, во втором классе учатся дети, которые действительно уже успели за год познакомиться, создать "группировки" и втянуться в некий привычный для них образ жизни. Быть в таком классе "новичком" (да еще и не имеющим опыта учебы в первом классе) - довольно тяжело (ИМХО). Есть риск, что ребенок часто будет оказываться в стрессовых ситуациях. Если сильный - закалится душевно, а если слабый?
А всю программу начальной школы ребенок может пройти сам (с родителями, с репетитором) за год - без проблем. А потом сдать экзамены за начальную школу и пойти сразу в пятый класс. Там как раз у детей резко меняется весь стиль жизни, появляются новые учителя, и наличие нового ученика в классе меньше привлекает внимание, чем во втором классе.
(А чтобы сделать это не в 7 лет, а позже - когда ребенок "дорастет" до 5 класса - можно пока заняться чем-то другим: например, интенсивно учиться музыке или еще чему-то, что ребенка привлекает.)

Расскажите, что умеют делать ваши дети к концу первого класса? Чему научились в школе или вообще умеют? Это же большая разница. Например, моя дочка в 5 лет толстые книжки читала, а после 1 класса ребенок должен читать со скоростью 50, что ли, слов в минуту...

Обсуждение

А у нас появился большой багаж знаний, хотя мы шли подготовленными.
1. Чтение -сейчас 98 слов в минуту (было 20). В данный момент читаем Самоделкика.
2. Математика- в пределах 100 без перехода через десяток (к счёту до 20 это не относится).+задачи в три действия со схемами. + понятие длины (но это скорее связано со счётом (1 дм- это 1 десяток. Умножение не задавали и не знаем, хотя принцип понимает (2*3 - это три раза по 2)
3. Письмо -не учитываю умение писать как таково. Пишем под диктовку, + словарные слова, + простые правила (жи-ши, ча-ща)
В итоге мы многое получили за первый класс - это большой багаж знаний. Но нам ещё будет 7. Может в этом причина.

18.07.2003 11:46:49, Уже второклассники

Хмм, научился, но школы ли это вся заслуга? писать учила я, сидела, объясняла, каждую букву разбирали, тренировались, так что моей заслуги не меньше 80%, скромно я так:))
математика - ничему, она все умела сама и до школы, умножение наполовину выучила за компанию со старшей подругой.
труд вот был очень хороший, они и что-то шили и клеили и вообще все прекрасно
так что вроде ничего особенного



Что еще почитать