Укрепление абсолютной монархии во франции. Конспект и презентация к уроку истории "Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции" - Антоненкова А.В Религиозные войны абсолютная монархия во франции

Цели: (сл. 2) - охарактеризовать особенности религиозной жизни во Франции во второй половине XVI века;

Выяснить, как произошло усиление абсолютизма во Франции;

Развивать умение работать с историческими источниками и находить нужную информацию

Воспитывать толерантность к другому вероисповеданию

Оборудование:

Ход урока:

1. Организационное начало урока.

2. Проверка домашнего задания.

Игра « Верно или неверно»

(если всё выполнено правильно, то должна получиться буква Е)

1. Война Алой и Белой Розы длилась 30 лет (в)

2. Через 16 век проходят три главных мотива: Реформация, усиление абсолютизма и завоевание морского господства(в)

3. Начало Реформации в Англии связано с именем Генриха VIII (в)

5. Папа Римский отказал Генриху VIII в разводе (В)

6. Генрих не смог жениться на Анне Болей, так как не получил развода (н, получил от епископа Кентерберийского)

7. В 1555 году король объявил себя главой англиканской церкви(н, в 1534 г., парламент объявил)

8. Реформация в Англии началась так же как и в Германии «снизу» (н, сверху)

9. Генрих VIII , чтобы запоручиться поддержкой церкви, подарил им огромное количество земель (н, наоборот, отбирал принадлежащие им земли)

10. У Генриха VIII не было сторонников в борьбе за Реформацию (н., Томас Мор)

11. Король сам назначал епископов. (в)

12. Мария Католическая получила прозвище «кровавая», потому что в годы её правления было пролито много крови.(в)

13. Супруг Марии Кровавой горячо поддерживал политику Контрреформации в Англии (в).

14. Правление Елизаветы названо « золотым веком» (в)

15. Королевой Елизавета стала в возрасте 25 лет (в)

16. Первое, что сделала Елизавета придя к власти, было провозглашение государственной церковью англиканскую. (в)

17. Епископы в годы правления Елизаветы не были подчинены её власти (н, были ей подчинены)

18. Королева Елизавета поддерживала протестантов (н)

19. Пуритане - это люди, придерживающиеся лютеранской церкви (н, кальвинистской)

20. Политику, проводимую Елизаветой, нельзя считать веротерпимой. (н., можно)

21. Елизавете, чтобы спасти страну от религиозных войн, пришлось казнить свою родственницу Марию Стюарт (в)

22. Она покровительствовала развитию промышленности и торговле

23. В 1588 году Филипп II снарядил огромную эскадру, названную Непобедимой армадой (в)

24. В Морском сражении испанцы были разбиты, что сделало Англию морской владычицей (в)

25. Реформация в Англии помогла укрепить абсолютную королевскую власть (в)

3. Сообщение темы и целей урока.

План (сл. 4)

1. Один король, но две веры.

2. Первая кровь.

3. Путь беды.

4. « Кровавая свадьба»

5. « Король, спасший Францию».

6. « Добрый король»

7. Кардинал Ришелье.

В 1598 году во Франции был издан Нанский эдикт, и до 1685 года в стране торжествовала веротерпимость. НО путь к этому документу был очень длинным и тернистым. Сегодня мы поговорим о том, что это за документ, каково его значение для французов разной веры.

4. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя:

Вспомните, пожалуйста, в каком веке произошло объединение Франции? (в конце 15 века)

После объединения Франция по численности населения стала самым большим государством в Европе, так как в стране проживало 15 млн. человек.

Как вы думаете, кто был недоволен усилением королевской власти и почему? (аристократия, которая не хотела терять независимость)

В начале 16 века во Франции стал распространяться кальвинизм. Многие недовольные, дворянство и горожане, приняли лозунги Реформации, став кальвинистами.

Как вы думаете, в какой части Франции было больше всего сторонников Реформации?(на юге, т.к. там были традиционные оппозиционные настроения)

В стране появились французские переводы Евангелия, в храмах стали звучать мотивы на родном языке.

В результате к концу первой четверти XVI века Франция была расколота на два враждебных лагеря: католиков и протестантов.

- (сл. 5) Кто же поддерживал каждую из этих враждующих групп? (католиков - французские короли династии Валуа (север) , а протестантов - буржуа - предприниматели, крестьяне, недовольные сеньориальными и церковными поборами (юг)

- (сл. 6) Французские кальвинисты стали называться гугеноты (на швейцарском диалекте французского «товарищ»

Почему, на ваш взгляд, французские короли не приняли идей Реформации (они привыкли связывать французский престол с основами католического вероисповедания. Сами они не могли принять протестантизм, а сосуществование второй религии не допускали)

Какую же деятельность вели гугеноты? (сл. 7)

1) первоначально собирались тайно на собрания

2) затем перешли к активной борьбе против папы и епископов.

3) получали от Кальвина литературу, создавали свои типографии и печатали листовки с изложением Лютера и Кальвина

Таким образом, Реформация распространилась в Англии.

-(сл.8) Религиозные войны начались во Франции в 1562 году, когда лотарингский герцог Генрих де Гиз, проезжая мимо местечка Васи, напал на отправляющихся религиозную службу гугенотов. Давайте об этом прочитаем

2) работа по учебнику:

(сл. 9) - Екатерина Медичи. Властная и хитрая интриганка. Управляла страной, так как её сын, Карл IX, был малолетним. Её интриги и хитрость была направлена на укрепление королевской власти и сохранение единства страны.

(сл. 10) - Карл IX. Годы правления с 1560- 1574 гг. Проблемы, стоявшие перед Францией, его не интересовали

Запишем дату: 1562 год - начало религиозных войн в Англии

Религиозный войны толкнули страну на путь беды. Каким образом?

Католики

Гугеноты

Создавали свои братства

Устраивали многочисленные процессии

Убивали гугенотов, не считая это грехом.

Не щадили ни женщин, ни детей

Были менее жестоки

Разоряли католические церкви: крушили статуи святых и иконы

Не щадили священников и монахов

НО: не трогали женщин и детей

В ходе религиозных войн протестанты вынудили королевскую власть пойти на уступки.

В 1570 году в Сен - Жермене был заключён мирный договор.

Итог: разрешалось протестантское богослужение

Гугеноты получили право наравне в католиками занимать государственные должности

За ними закреплялась территория 4-х крепостей, в том числе Ла-Рошель. Но мир длился недолго.

В истории Франции имело место событие, которое вошло под названием: « Кровавая свадьба».(сл. 12) Давайте об этом прочитаем.

Стр. 120 - 122

(сл. 13) Адмирал Колиньи. Был руководителем гугенотов вместе с королём Генрихом Наваррским. В результате покушения был ранен выстрелом из-за угла, но выжил. Потом был убит, труп проволокли по улицам, а затем повесили

3) самостоятельная работа учащихся:

Прочитайте пункт на стр. 122 и ответьте на вопрос, какой король спас Францию? В чём заключалось его спасение?

4) рассказ учителя:

Генрих IV (сл. 15) остался в памяти французов как «добрый», «славный» король. Чем же он заслужил такую оценку?(сл. 16)

1) при нём Франция закончила воевать с Испанией

2) снизил прямой налог с крестьян

В конце XV - первой половине XVI вв. во Франции правила династия Валуа. В это же время завершается собирание французских земель и Франция становится одним из крупнейших и сильнейших государств Европы. В XVI веке Франция эволюционирует от сословно-представительной к абсолютной монархии. Сословно-представительный орган - Генеральные штаты - утрачивает свое значение, хотя и продолжает существовать. Более всего власть французского короля ограничивали парламенты - высшие судебные органы в провинциях. Особенностью французского абсолютизма было увеличение численности бюрократии. В 1540-е гг. во Францию проникают идеи кальвинизма. Они получают поддержку на юге страны, удаленного от Парижа, где политическое лидерство было в руках Шатильонов, Бурбонов и Конде - принцев крови, претендующих на французский престол. На севере формируется политическая группа католиков во главе с семейством Гизов, также претендовавших на престол. Результатом конфессионального раскола страны стали религиозные войны во Франции, продолжавшиеся более 30 лет - с 1562 по 1598 гг. Итогом религиозного противостояния стало заключение в 1598 году Нантского эдикта, согласно которому официальной религией провозглашалось католичество, но гугеноты (французские протестанты) получили право исповедовать свою религию и занимать государственные должности. Нантский эдикт был отменен Людовиком XIV.

Религиозные войны и укрепление монархии во Франции

К XVII веку во Франции сложилась абсолютная монархия , власть полностью сосредоточилась в руках монарха. «Король-солнце» Людовик XIV говорил: «Государство - это я».

Усиление власти короля во Франции шло параллельно с подчинением церкви государству, а также с подавлением гугенотов (французское наименование протестантов, см. Гугеноты).

Предыстория

В результате распространения протестантизма Франция в XVI веке оказалась расколотой. Север страны и королевская семья остались на стороне католицизма, на юге преобладали протестанты. Это создавало препятствия для централизации страны и создания абсолютистской монархии.

Участники

Франциск I - король Франции, правил в 1515-1547 гг.

Генрих II - король Франции, правил в 1547—1559 гг.

Гаспар де Колиньи - государственный деятель, глава гугенотов

Карл IX - король Франции в правил в 1560-1574 гг.

1562 - Герцог Гиз, предводитель католиков, спровоцировал массовое избиение протестантов в местечке Васси. Было убито 20 человек, более 100 ранено. Это стало поводом для начала религиозных войн.

1562-1598 гг. - религиозные войны во Франции.

1570 г. - религиозный мир в Сен-Жермене. Согласно подписанному королем эдикту, повсюду разрешалось протестантское богослужение, гугеноты могли занимать государственные должности.

Август 1572 г. - династический брак гугенота Генриха Наваррского и Маргариты Валуа, сестры Карла IX.

Заключение

Нантский эдикт покончил с разделением страны на два враждующих лагеря. В период правления короля Людовика XIII благодаря усилиям кардинала Ришелье во Франции завершилось формирование абсолютизма.

Его основные черты:

Централизация (подчинение королю большинства франкоязычных территорий,
. унификация налогов,
. создание централизованной бюрократической системы,
. ограничение прав генеральных штатов и парламента,подчинение церкви государству,
. создание регулярной наемной армии, финансируемой из государственного бюджета.

Ришелье сохранил свободу вероисповедания, но лишил гугенотов права занимать государственные должности.

Тридцатилетняя война привела к доминированию Франции в Европе.

Конспект

В XVI в. Франция стала одним из самых больших централизованных государств Западной Европы с населением около 15 млн человек. По уровню развития она значительно опережала тогдашнюю Испанию, но уступала Англии и Нидерландам.

Наибольшего могущества Франция достигла при правлении Франциска I (1515-1547 гг.). Вся власть в стране принадлежала королю, который отказался от созыва Генеральных штатов. Он окончательно подчинил католическую церковь, договорившись с папой римским о праве короля назначать на должности всех французских епископов. Его сына Генриха II стали именовать «Ваше Величество». Все более важную роль играл королевский двор. В его пышном церемониале воплощалось могущество королевской власти. В XVI-XVII вв. значительно выросла численность французской армии, увеличились и военные расходы. Для их покрытия росли размеры прежних налогов и вводились новые. Управляли сложным государственным механизмом профессиональные чиновники, численность которых постоянно росла. Пустая казна часто заставляла монархов продавать должности, в том числе с правом передавать их по наследству. Многие должности давали право на дворянское звание. Постепенно их покупатели составили особое «дворянство мантии», традиционное дворянство именовалось «дворянством шпаги». Король некоторое время мирился с ее распространением в стране, но потом начал преследования протестантов. В 1540 г. во Франции была введена инквизиция. На юге страны утвердилась кальвинистская церковь, ее последователей стали называть гугенотами .

Преемником Франциска I был его сын Генрих II (1547-1559 гг.), который расширил границы страны, в частности отвоевал у Англии порт Кале. Этот король нелепо погиб во время одного из турниров.

В 1562 г. католики устроили резню гугенотов, те предприняли ответные действия. Начались религиозные войны. В 1572 г., казалось, произошло примирение. Вождь гугенотов герцог Наваррский сочетался браком с сестрой короля Карла IX Маргаритой Валуа. И тут Гизы нанесли жестокий удар, организовав массовое убийство гугенотов. Оно началось в Париже в ночь на праздник святого Варфоломея и вошло в историю как Варфоломеевская ночь . В ответ гугеноты создали на юге свое государство, во главе которого стал Генрих Наваррский.

Рис. 1. Варфоломеевская ночь ()

В ходе дальнейшей борьбы французская королевская династия Валуа пресеклась; ближайшим наследником оказался гугенот Генрих Наваррский. Он взошел на трон под именем Генриха IV (1589-1610 гг.), положив начало правлению династии Бурбонов. Он часто менял свои религиозные убеждения, но вскоре убедился, что католицизм принесет ему поддержку большинства французов. Решив, что «Париж стоит мессы», он вновь сменил веру, и столица приняла его сторону.

В 1598 г. Генрих IV издал Нантский эдикт о веротерпимости. Официальной религией Франции оставался католицизм, но гугеноты уравнивались в правах с католиками. Генриху IV удалось восстановить экономику страны, укрепить свою власть и международный престиж Франции. Однако в 1610 г. его жизнь оборвал кинжал фанатичного католика.

Следующим французским королем в девятилетнем возрасте стал сын Генриха IV Людовик XIII (1610-1643 гг.). Некоторое время страной управляла его мать Маргарита Медичи. В 1624-1642 гг. во главе правительства стоял кардинал Ришелье. Непревзойденный мастер интриги, он удерживал свой пост до самой смерти. Он разработал программу действий, стремясь сделать Францию могущественной державой. Права и привилегии провинций или учреждений соблюдались лишь тогда, когда это не противоречило интересам монархии. Противниками такой политики были гугеноты. Ришелье действовал решительно: он отвоевал у гугенотов Ла-Рошель, лишил их политических прав. Подлинным бедствием для Франции были дуэли, кардинал издавал эдикты против дуэлей и жестоко карал нарушителей. Он реформировал финансы, покровительствовал развитию промышленности и торговли, поощрял захват колоний. По его инициативе начала выходить первая французская газета.

Рис. 2. Кардинал Ришелье ()

Главными противниками Франции в Европе были испанские и австрийские Габсбурги. В ходе Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) Франция одолела Испанию и стала самым могущественным государством в Европе.

После смерти Людовика XIII на престол взошел его пятилетний сын Людовик XIV(1643-1715 гг.). Реальная власть перешла к королеве-матери Анне Австрийской и первому министру кардиналу Мазарини, продолжавшему политику Ришелье. Положение Франции, разоренной Тридцатилетней войной, было нестабильным. Волнения продолжались до 1653 г., их участники требовали ограничить рост налогов и прекратить злоупотребления властей. Когда в 1661 г. Мазарини умер, 22-летний Людовик XIV заявил, что отныне сам будет первым министром, и с тех пор не выпускал власть из своих рук.

Рис. 3. Людовик XIV ()

Он стремился укрепить единство страны, упрочить главенство Франции в Европе и расширить ее границы. «Король-солнце» — так называли его придворные льстецы — управлял страной с помощью королевского совета, однако все решения принимал сам. Подлинным воплощением духа абсолютизма стала грандиозная королевская резиденция в Версале. Строительство продолжалось в течение нескольких десятилетий и обошлось казне в астрономическую сумму. Начало правления Людовика XIV было отмечено немалыми успехами. Король умел находить способных и преданных помощников. Среди них выделялся Кольбер (1619-1683 гг.), в течение 20 лет руководивший финансами и экономикой страны. Он покровительствовал развитию мануфактур, строительству флота, созданию торговых компаний. Ему удалось основательно пополнить казну, однако длительные и разорительные войны постоянно ее опустошали.

Рис. 4. Версаль ()

Людовик ХIV жестоко преследовал гугенотов. В 1685 г. король отменил Нантский эдикт о веротерпимости и запретил в стране протестантскую веру. Экономика страны сильно пострадала от массовой эмиграции умелых ремесленников и деловых людей.

В XVI-XVII вв. во Франции утвердилась абсолютная монархия. Она опиралась на дворянство, но учитывала и интересы предпринимательских слоев. Пережив тяжелые испытания в годы религиозных войн, абсолютизм усилился при Ришелье и достиг своего расцвета во время правления Людовика XIV.

Список литературы

1. Булычев К. Тайны Нового времени. — М., 2005

2. Ведюшкин В. А., Бурин С. Н. Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс. — М., 2010

Вопросы в начале параграфа

Когда Франция стала централизованным государством?

Франция стала централизованным государством при Людовике XI во второй половине XV века

Вопросы к концу параграфа

Вопрос 1. Кто и почему сочувствовал протестантизму во Франции? Кто выступал за католическую церковь?

Во Франции протестантизму сочувствовали представители старинной знати, недовольные укреплением королевской власти, обедневшие дворяне, которые по примеру Германии не прочь были бы прибрать к рукам богатство церкви, горожане Южной Франции (в первую очередь предприниматели) недовольные военными налогами, крестьяне, недовольные сеньориальными и церковными поборами.

Католическую церковь поддерживали сторонники сильной королевской власти, а также жители Северной Франции, которые в меньшей степени пострадали от революции цен и тяжелых Итальянских войн.

Вопрос 2. Как действовали гугеноты?

Сначала гугеноты просто собирались на тайные собрания, распевали религиозные гимны, молились. Затем они перешли к активной борьбе против папы римского и его епископов: создали тайные типографии, где печатали листовки с изложением учения Лютера и Кальвина, которые распространяли по всей стране. По всей стране гугеноты рассылали своих священников - пасторов.

Вопрос 3. Назовите причины религиозных войн во Франции.

Причиной религиозных войн стал раскол страны на католиков и протестантов, при этом гугеноты считали своим долгом обратить всех в «истинную» веру, а королевская власть воспринимали гугенотов как угрозу единству королевства.

Вопрос 4. Подумайте, чем были вызваны события Варфоломеевской ночи. На кого возлагается ответственность за эти действия?

События Варфоломеевской ночи были вызваны нежеланием ряда католических лидеров мира с гугенотами. Неудачное покушение на лидера гугенотов адмирала Колиньи, который оказывал больше влияние на слабохарактерного короля, испугало королеву-мать Марию Медичи. Опасаясь мести гугенотов и используя недовольство парижан-католиков, она решила нанести внезапный удар по гугенотам. Таким образом вся ответственность ложится на королеву-мать и слабого короля Карла IX, которого убедили в необходимость избавиться от «вечных мятежников»

Вопрос 5. Используя материал параграфа и документ, расскажите, какими путями Генрих IV добился примирения католиков и гугенотов. Определите значение Нантского эдикта.

Генрих IV смог добиться примирения, когда Франция уже устала от длительных и кровопролитных религиозных войн. Гугенот Генрих согласился перейти в католицизм, чтобы получить поддержку Северной Франции, которая бы не приняла короля-еретика. Заняв престол, о не стал преследовать католических вельмож, наоборот, осыпал их милостями. Чтобы прекратить религиозные войны и добиться единства страны, король в 1598 г. издал Нантский эдикт – документ, регулирующий политические и религиозные права гугенотов. И хотя католическая религия объявлялась государственной, в стране провозглашалась веротерпимость

Вопрос 6. Выделите и запишите в тетрадь мероприятия Генриха IV, обеспечившие успех его правлению.

Генрих IV способствовал восстановлению Франции после тяжелых религиозных войн: заключил мир с Испанией, запретил арестовывать крестьян за долги и забирать у них скот, покровительствовал развитию промышленности и торговли (открывал многочисленные королевские мануфактуры участвовал в создании купеческих компаний), снизил налоги, улучшив жизнь населения.

Задания к параграфу

Вопрос 1. Докажите, что религиозные войны принесли бедствия Франции и французскому народу.

Религиозные войны являлись огромным бедствием для Франции, фанатизм и нетерпимость привели к гибели десятков тысяч французов, к экономическому разорению королевства.

Вопрос 2. Сравните деятельность Елизаветы Тюдор в Англии и Генриха IV во Франции.

Генрих IV как и Елизавета Тюдор старались укрепить королевскую власть, через прекращение религиозной розни, заботились об экономическом процветании своих стран, поощряли развитие промышленности и торговли (открывали мануфактуры, создавали купеческие компании). При этом в отличие от Англии Генрих IV провозгласил веротерпимость и запретил ущемление гугенотов при совершении религиозных обрядов, поступлении у учебные заведении, при занятии государственных должностей, в то время как в Англии католики на это не имели права.

Вопрос 3. Как вы понимаете слова кардинала Ришелье: «Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество государства»?

Слова кардинала Ришелье означают, что прежде всего он стремился укрепить королевскую власть в противовес крупным феодалам, которые старались ослабить центральную власть и влиять на государственные дела. Кардинал Ришелье продолжал политику централизации власти в руках короля: жестоко карал аристократов и смещал чиновников, если они проявляли своеволие, запретил дуэли между дворянами - проливать кровь надо за короля, передал власть на местах чиновникам - интендантам, которые назначались правительством и перед ним же отчитывались. Только после укрепления абсолютной королевской власти Ришелье решал государственные вопросы экономического и внешнеполитического характера.

Вопрос 4. Дайте оценку деятельности кардинала Ришелье. В каких литературных произведениях она описана? Если вы читали эти произведения, вспомните, как вы оценивали действия кардинала. Изменилась ли ваша оценка сейчас?

При кардинале Ришелье во Франции складывается абсолютная монархия. Деятельность кардинала описана в романах Дюма «Три мушкетера». Когда я читал эти произведения, то воспринимал кардинала Ришелье как отрицательного персонажа, который интриговал и строил козни против короля и мушкетера. Сейчас оценка изменилась, т.к. кардинал Ришелье все делал только на благо короля и государства, борясь с теми кто хотел их ослабить, например с герцогом Бэкингемом.

Вопросы к документу

1. Выделите положения, дающие гугенотам равные права с католиками.

Гугенотам разрешалось жить во всех городах Франции, гарантировалась религиозная свобода (защита от притеснений и гонений), свободное вероисповедание, гарантировалось право на образование, лечение и занятие государственных должностей.

Кардинал Ришелье завершил централизацию Франции, поднял авторитет королевской власти, подчинил частные интересы дворян интересам государства, поднял престиж Франции на международной арене.

В 1598 г. во Франции был издан Нантский эдикт, и до 1685 г. в стране торжествовала веротерпимость. В эдикте провозглашалось: «Чтобы не дать никакого повода к смутам и распрям среди наших подданных, мы позволили и позволяем исповедующим так называемую реформированную религию жить и обитать во всех городах и местах нашего королевства... без преследований, притеснений и принуждений...» Путь к Нантскому эдикту был длиной в несколько десятков лет.

Один король, но две веры.

В конце XV в., когда завершилось объединение Франции, она по численности населения стала самым большим государством в Европе. В стране проживало 15 млн человек.

В начале XVI в. во Франции стал распространяться протестантизм. В стране появились французские переводы Евангелия, в храмах стали звучать молитвы на родном языке. Кто же сочувствовал протестантизму?

Во Франции были представители старинной знати, недовольные укреплением королевской власти, вспоминавшие времена своей независимости. Придворные, находившиеся у них на службе дворяне, придерживались тех же взглядов. Многие дворяне, обедневшие в результате революции цен, по примеру Германии не прочь были бы прибрать к рукам богатство церкви.

Под тяжестью налогов стонали горожане, ведь Франция вела разорительные войны с Карлом V - императором Священной Римской империи и испанским королём. А кто платил львиную долю налогов?

Многие настроенные независимо горожане Южной Франции, первые предприниматели стали гугенотами (так во Франции называли кальвинистов). Протестанты были и среди крестьян, недовольных сеньориальными и церковными поборами.

В результате к концу первой четверти XVI в. Франция оказалась расколотой на два враждебных лагеря - католиков и протестантов. Католиков поддержали французские короли из династии Валуа, встревоженные тем, что раскол церкви создаст угрозу единству государства.

Если Север и королевский дом остались на стороне католической церкви, то Южная Франция стала протестантской.

Гугеноты вели себя активно. Они считали своим долгом обратить всех в «истинную» веру. Сначала гугеноты просто собирались на тайные собрания, распевали религиозные гимны, молились. Затем они перешли к активной борьбе против папы римского и его епископов. Хотя первые общины гугенотов в городах были невелики и разобщены, они рьяно взялись за дело. Сами создали тайные типографии, где печатали листовки с изложением учения Лютера и Кальвина, которые распространяли по всей стране. В 1534 г. такие листовки были обнаружены даже в личных покоях короля в Лувре. По всей стране гугеноты рассылали своих священников - пасторов.

Так Реформация проникла во Францию.

Первая кровь.

В то время во Франции не было сильной королевской власти. Сменяли друг друга на троне последние представители династии Валуа, но не было среди них человека с государственным умом. Родственник королей, всесильный герцог Франсуа Гиз, лидер католиков, в марте 1562 г. проезжал со свитой через местечко Васси, где в то время шло богослужение у местных гугенотов. Услышав пение протестантских гимнов, свита Гиза попробовала разогнать «еретиков», но встретила сопротивление. Тогда свита герцога с оружием в руках напала на мирных людей. Было убито более 20 и ранено около 100 человек. В Париже Гиза встретили как героя. Случай в Васси стал поводом для начала религиозных войн, которые длились более 30 лет (1562-1598). В этой борьбе гугеноты получали помощь от Англии и протестантских князей Германии, а католики - от Испании.

Если сравнивать правовое положение католиков и гугенотов, то бесправной стороной были последние. Начиная с 20-х гг. XVI в. они подвергались жестоким преследованиям. Ещё в 1523 г. впервые был сожжён протестантский проповедник. На стороне католиков были король, Париж и основная масса населения страны (многие простолюдины не доверяли гугенотам, так как среди последних было много дворян).

С 1560 по 1574 г. во Франции правил король из династии Валуа - Карл IX. Проблемы, стоявшие перед Францией, его не интересовали. В годы его раннего детства страной управляла королева-мать Екатерина Медичи - властная, хитрая интриганка. Но её интриги и хитрости чаще всего были направлены на укрепление королевской власти и сохранение единства страны.

Путь беды.

Религиозные войны толкнули страну на путь беды. Католики создавали свои братства, устраивали многочисленные процессии, убивали гугенотов. Они не щадили ни женщин, ни детей. Имущество гугенотов сжигалось. Всё это не считалось грехом - ведь гугеноты были еретиками, следовательно, их надо было уничтожать.

Гугеноты были не так жестоки. Обычно в захваченных городах они разоряли католические церкви: крушили статуи святых, иконы. Не было от них пощады священникам и монахам. Женщин и детей чаще всего гугеноты не трогали.

В ходе религиозных войн протестанты вынудили королевскую власть пойти на уступки. В 1570 г. в Сен-Жермене был заключён мир и королём подписан эдикт примирения. Повсюду разрешалось протестантское богослужение. Гугеноты получили право наравне с католиками занимать государственные должности, в их владении было четыре крепости, в том числе порт Лa-Рошель. Но мир длился недолго.

«Кровавая свадьба».

В междоусобные войны во Франции вмешивались Англия, Испания, нидерландские протестанты, немецкие солдаты, итальянские и швейцарские наёмники.

Руководителями гугенотов были адмирал Колиньи и король Наваррский Генрих Бурбон. Карл IX, чтобы примирить католиков и гугенотов, решил выдать замуж за Генриха свою сестру Маргариту. Свадьба состоялась 18 августа 1572 г. По этому случаю в Париж съехались вожди гугенотов со своими свитами, их число достигло 20 тыс. человек. Руководители католиков не хотели допустить усиления влияния гугенотов. Они решили воспользоваться тем, что все вожди протестантов съехались в Париж, и уничтожить их.

Сначала было совершено покушение на адмирала Колиньи. Его ранили выстрелом из-за угла, но он остался жив. Екатерина Медичи испугалась мести гугенотов и решила нанести удар, тем более что парижское население было на её стороне. Слабохарактерного Карла IX убедили в необходимости уничтожения этих «вечных мятежников».

Рис. Париж. Лувр

В ночь перед праздником святого Варфоломея (24 августа) городское ополчение Парижа начало избиение гугенотов. Дома, где находились гугеноты, тайно пометили крестами. В аббатстве Сен-Жермен ударил колокол - это был призыв к расправе. Толпы «добрых католиков», направляемые герцогом Генрихом Гизом, врывались в дома гугенотов. Многих заставали в постелях, бедные люди ничего не подозревали. Дома грабили, гугенотов убивали. Не щадили ни женщин, ни младенцев. Адмирала Колиньи убили и его труп волокли по улицам, а затем повесили на виселицу. Сам король Карл IX, стоя у дворцового окна, стрелял в несчастных людей из аркебузы.

Резня продолжалась 3 дня. Спасения не было нигде. Затем бойня перекинулась в провинцию. Всего было убито до 30 тыс. человек.

Генрих Бурбон спасся только потому, что перешёл в католическую веру. После этих событий протестантизм во Франции был запрещён.

В Мадриде и Риме известие о Варфоломеевской ночи встретили с огромной радостью и торжественно отпраздновали. Папа Григорий XIII велел изготовить медаль со своим портретом на одной стороне и с изображением ангела, держащего в руке крест и поражающего гугенотов, на другой. Испанский король Филипп II поздравил Карла IX и Екатерину Медичи, а своих подданных заставил распевать в храмах католический гимн «Те Деум» (лат. Те Deum Laudamus - Тебя, Бога, хвалим).

Сен-Жерменский эдикт был уничтожен.

Войны продолжались. Теперь восстание подняли жители Лa-Рошели и других городов, к ним присоединились дворяне-гугеноты.

Религиозные войны являлись огромным бедствием для Франции, фанатизм и нетерпимость привели к гибели десятков тысяч французов. Их жертвами станут последний король из династии Валуа Генрих III и лидер католиков герцог Гиз.

«Король, спасший Францию».

После смерти Карла IX французская корона перешла к младшему из братьев - Генриху.

Генрих III правил страной 15 лет (1574-1589) и стремился добиться единства в государстве. Однако его нерешительность и слабость характера сделали это невозможным. Летом 1589 г. монах Жак Клеман смертельно ранил короля. После удара ножом Генрих III прожил ещё несколько часов и успел благословить на правление Францией Генриха Наваррского, но при этом заметил, что Париж не примет гугенота.

Генрих Наваррский, осторожный и хитрый политик, ставший французским королём Генрихом IV (1594-1610), тоже понимал, что страна не примет короля-протестанта. «Париж стоит мессы», - сказал он, вторично перейдя в католическую веру. 27 февраля 1594 г. Генрих короновался в Шартрском соборе, 22 марта Париж открыл ворота королю.

Все свои силы, влияние, способности Генрих IV использовал для достижения компромисса между католиками и гугенотами. Он не стал преследовать католических вельмож, наоборот, осыпал их милостями. Чтобы прекратить религиозные войны и добиться единства страны, король в 1598 г. издал Нантский эдикт - документ, регулирующий политические и религиозные права гугенотов. И хотя католическая религия объявлялась государственной, в стране провозглашалась веротерпимость.

Генрих IV был первым королём в Новое время, который задачу создания сильного объединённого государства ставил выше вопросов религии.

«Добрый король».

Генрих IV остался в памяти французов как «добрый», «славный» король. Чем он заслужил такую оценку?

При нём Франция закончила воевать с Испанией, он снизил прямой налог (талью) с крестьян. Король понимал, что, имея нищих подданных, страна не сможет создать сильную армию. Он запретил арестовывать крестьян за долги и забирать у них скот. Генрих IV покровительствовал развитию промышленности и торговли. При нём было открыто много королевских мануфактур. Как и Елизавета Английская, он участвовал в создании купеческих компаний. Говорили, что король обещал бедным крестьянам, что у каждого из них по воскресеньям в котелке будет вариться курица на обед. Это обещание не было выполнено, но религиозные войны и войны с Испанией закончились, налоги несколько снизились, народ стал жить лучше. Генриху IV удалось преодолеть вызванную религиозными войнами разруху. Вот и остался он в памяти народа «добрым королём».

Рис. Париж в начале XVII в.

Во время правления Генриха IV на его жизнь было совершено более двадцати покушений. Ревностные католики и иезуиты не успокаивались. В 1610 г. король был убит кинжалом фанатика-католика Франсуа Равальяка. После смерти слава Генриха IV возросла ещё больше, о нём слагали легенды, его прославляли и католики и гугеноты. Король стал гарантом внутреннего мира.

«Моей первой целью было величие короля,
моей второй целью было могущество государства».

После смерти Генриха IV знать сделала попытку ослабить королевскую власть. Корона перешла к малолетнему сыну Генриха IV Людовику XIII, от имени которого первое время правила его мать Мария Медичи. Её воли не хватало, чтобы противостоять знати, требовавшей от неё выгодных должностей и пенсий. Казна опустела, страна оказалась на грани катастрофы.

В такой обстановке первым министром короля в 1624 г. стал кардинал Ришелье. Он встал на путь реформ, суть которых выразил так: «Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество государства».

Первый министр поставил задачу уничтожить гугенотское государство внутри Франции. Королевская армия захватила Ла-Рошель. У гугенотов отняли их крепости, города, замки. Но религиозной свободы Ришелье не затронул. Нантский эдикт остался в силе.

Ришелье жестоко карал аристократов и смещал чиновников, если они проявляли своеволие. Он запретил дуэли между дворянами - проливать кровь надо за короля. Власть на местах передавалась чиновникам - интендантам. Они назначались правительством и ему же подчинялись. Чтобы пополнить казну, Ришелье поощрял развитие промышленности, торговли, судоходства. При нём Франция была втянута в Тридцатилетнюю войну. Французская армия становится самой сильной в Европе, об этом говорят её победы и присоединение к Франции небольших территорий в Эльзасе и Лотарингии.

Герцог де Ришелье 18 лет (до 1642 г.) держал в своих руках политику Франции и создал политическую систему абсолютизма, просуществовавшую 150 лет (до Великой французской революции).

Ришелье продолжил курс Генриха IV на укрепление и объединение страны, при нём не существовало религиозных гонений. Ему приписывают слова: «И гугеноты, и католики были в моих глазах одинаково французами».

Но, как часто бывает, во Франции не любили человека, вернувшего ей могущество. А Ришелье был предан своей стране, перед смертью он сказал: «У меня не было других врагов, кроме врагов государства».

Рис. Кардинал Ришелье

Проверьте себя

  1. Кто и почему сочувствовал протестантизму во Франции? Кто выступал за католическую церковь?
  2. Как действовали гугеноты?
  3. Назовите причины религиозных войн во Франции.
  4. Подумайте, чем были вызваны события Варфоломеевской ночи. На кого возлагается ответственность за эти действия?
  5. Используя материал параграфа и документ, расскажите, какими путями Генрих IV добился примирения католиков и гугенотов. Определите значение Нантского эдикта.
  6. Выделите и запишите в тетрадь мероприятия Генриха IV, обеспечившие успех его правлению.

Подумайте

  1. Докажите, что религиозные войны принесли бедствия Франции и французскому народу.
  2. Сравните деятельность Елизаветы Тюдор в Англии и Генриха IV во Франции.
  3. Как вы понимаете слова кардинала Ришелье: «Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество государства»?
  4. Дайте оценку деятельности кардинала Ришелье. В каких литературных произведениях она описана? Если вы читали эти произ ведения, вспомните, как вы оценивали действия кардинала. Из менилась ли ваша оценка сейчас?

Дополнительные материалы

Нантский эдикт (фрагмент)

Генрих, милостью Божией король Франции и Наварры, всем присутствующим и имеющим явиться - привет. Этим вечным и неотменным эдиктом мы объявили и повелели следующее:

VI. Чтобы не дать никакого повода к смутам и распрям среди наших подданных, мы позволили и позволяем исповедующим так называемую реформированную религию жить и обитать во всех городах и местах нашего королевства и подчинённых нам областях без преследований, притеснений и принуждений делать что-либо в деле религии, противное их совести...

IX. Мы разрешаем также всем, придерживающимся названной религии, продолжать исповедовать её во всех городах и подчинённых нам местах, где она была введена... несмотря на все противоречащие этому постановления и судебные решения...

XXII. Повелеваем, чтобы не было никакого различия в отношении названной религии при приёме учеников в университеты, коллегии и школы, а больных и бедных - в госпитали и учреждения общественного призрения...

XXVII. ...Мы объявляем, что все, кто исповедует или будет исповедовать так называемую реформированную религию, имеют право занимать и отправлять все общественные должности - королевские, сеньориальные или городские - в нашем королевстве и подвластных нам провинциях... и могут быть принимаемы и допускаемы к нам без различия...

Дан в Нанте, в апреле 1598 г.

  • Выделите положения, дающие гугенотам равные права с католиками.

Ришелье. Политическое завещание (фрагмент)

Когда Вы, Ваше Величество, решились предоставить мне одновременно и доступ в Ваши советы и оказать значительное доверие в ведении Ваших дел, то я могу удостоверить, что гугеноты разделяли государство с Вашим Величеством, что вельможи вели себя, как если бы они не были подданными Вашего Величества, а наиболее могущественные губернаторы провинций вели себя, как будто они были государями в своих должностях... Я могу сказать, что каждый измерял свою заслугу своей дерзостью...

Я могу ещё сказать, что иностранные союзы находились в пренебрежении; интересы частные предпочитались государственным; одним словом, достоинство Вашего Величества было столь унижено и столь отличалось от того, каким оно должно было быть, по вине тех, кто имел тогда главное управление Вашими делами, что почти невозможно было признать его...

Я обещал Вашему Величеству всё своё искусство и весь авторитет, который Вам угодно было дать мне. чтобы сокрушить партию гугенотов, сломить спесь вельмож, привести всех подданных к исполнению их обязанностей и поднять Ваше имя среди иностранных наций на ту ступень, на которой оно должно находиться...

Все политики согласны с тем, что, если бы народ слишком благоденствовал, его нельзя было бы удержать в границах его обязанностей. Они основываются на том, что, имея меньше знаний, чем другие сословия государства... народ едва ли оставался бы верен порядку... если бы он не был до некоторой степени сдерживаем нуждою.

Разум не позволяет освобождать его от каких бы то ни было тягот, ибо, теряя в таком случае знак своего подчинения, народ забыл бы о своей участи и, будучи освобождён от податей, вообразил бы, что он свободен и от повиновения. Его следует сравнивать с мулом, который, привыкнув к тяжести, портится от продолжительного отдыха сильнее, чем от работы...

Я говорю, что дворянство надо рассматривать как один из главнейших нервов государства, могущий много способствовать его сохранению и упрочению...

Хотя дворяне заслуживают того, чтобы с ними обращались хорошо, когда они поступают хорошо, но нужно быть с ними строгим, если они пренебрегают тем, к чему обязывает их рождение. Я без всякого колебания говорю, что те, кто, отстав от доблести предков, уклоняются от того, чтобы служить короне шпагой и жизнью... заслуживают быть лишёнными выгод своего происхождения и принуждены нести часть бремени народа.

Ввиду того что честь для них должна быть дороже жизни, их следует карать скорее лишением первой, нежели последней.

  • Оцените значение деятельности Ришелье для Франции ХУП столетия.

Подведём итоги

В XV-XVI вв. были сделаны Великие географические открытия, европейцы вышли в Мировой океан. Старые представления о мире сменились более достоверными знаниями. Подтвердились предположения учёных и путешественников о шарообразности Земли. Великие географические открытия укрепили веру человека в свои силы, открыли перед ним новые возможности и перспективы; они нарушили изоляцию двух миров, сблизили два общества - зарождающееся индустриальное и традиционное.

Торговые пути изменили своё направление, и началась «атлантическая» эра европейской экономики. Оживилась предпринимательская деятельность.

Великие географические открытия положили начало созданию первых колониальных империй.

Складываются абсолютистские государства, имеющие национальные границы, одну господствующую религию (религию монарха), одну коренную национальность. Абсолютизм в границах государств оказался способен сдерживать разрушительные войны «всех против всех».

Появление национальных государств совпадает с развитием капитализма. Оживление в XVI-XVII вв. в европейских странах внутренней торговли, создание международных торговых компаний, банков и бирж, рост городов - всё это свидетельствовало об успехах в развитии рыночного хозяйства.

Дух предпринимательства преобразует экономику. Происходит зарождение капиталистического хозяйства, основанного на частной собственности, свободных рыночных отношениях и применении наёмного труда. Постепенно разрушается традиционный хозяйственный уклад, наряду с ремесленным производством развивается мануфактура.

Дух предпринимательства преобразует и общество. Увеличивается численность и богатство предпринимателей-капиталистов. Значительная часть городского населения работает по найму - это наёмные рабочие.

В деревне хоть и медленнее, но тоже происходят большие изменения: крестьяне в большинстве своём стали лично свободными, среди них идёт процесс имущественного расслоения. Наряду с дворянством, ведущим хозяйство по старинке, традиционными методами, уже появились новые дворяне, связанные с рынком, использующие труд батраков, - это сельские предприниматели.

XVI-XVII века - время, когда очень быстро, по сравнению со Средневековьем, происходит рост знаний о человеке, природе и обществе. В эпоху Возрождения совершился великий поворот к человеку, вырос интерес к земной жизни, возникло стремление показать уникальность, неповторимость каждого человека. Учение гуманистов утверждало признание в человеке единства телесного и духовного начал, радостное восприятие жизни, учило деятельному отношению к миру вместо пассивного созерцания. Критическое отношение к действительности и любознательность способствовали рождению новой науки. На этой основе складываются новые представления о Вселенной, рождаются новые философские методы исследования природы - сочетание теории (разума) и практики (опыта).

Начавшаяся в XVI в. Реформация положила конец единству католической церкви. «Только вера делает человека праведником», - заявляют основоположники Реформации. Они считают, что единственным источником веры является Священное Писание и каждый верующий может сам его истолковывать. Сторонники Реформации выступают против верховенства папы римского. Учение Кальвина о Божественном предопределении рождает новую мораль, способствующую успехам трудовой деятельности. Европа раскололась на два лагеря - католический и протестантский.

В XVI-XVII вв. в европейских странах в недрах традиционного общества зарождаются черты общества современного.

Вопросы и задания к главе I

  1. Назовите основные итоги Нового времени в XVI-XVII вв.
  2. Подумайте, почему именно в конце XV - начале XVI в. стали возможны Великие географические открытия.
  3. Какие новые черты в экономической жизни общества позволяют говорить о зарождении капиталистического хозяйства?
  4. Как вы считаете, почему деятелей новой культуры называют гуманистами, а время, когда возникла и развилась новая культура, Возрождением?
  5. Какое явление в жизни общества получило название «Реформация»? Как повлияла Реформация на духовную, политическую и экономическую жизнь общества?
  6. Обсудите с одноклассниками: можно ли раннее Новое время считать временем разложения традиционного общества и зарождения общества современного? Свою точку зрения подтвердите фактами.

Творческие работы и проекты

Групповой творческий проект «Модная Европа (XVI- XVII вв.)». С помощью дополнительной литературы, интернет-ресурсов соберите информацию о том, как одевались и как выглядели люди разных социальных групп в европейских странах. Сопроводите свои модели описаниями, оформите проект.

Информационный проект «Титаны Возрождения». С помощью дополнительной литературы, интернет-ресур-сов соберите сведения о выдающихся деятелях эпохи Возрождения, их жизненном пути, особенностях их творчества, ваших любимых произведениях. Проведите в классе конференцию, на которой вы представите результаты вашей деятельности.

Исследовательский проект «Реформация - революция в сфере сознания». Учёные считают, что революция - это коренной перелом в жизни общества или в отдельных сферах жизни общества. Проанализируйте идеи выдающихся деятелей Реформации. Систематизируйте информацию об изменениях, которые происходили в жизни церкви, в обществе под влиянием Реформации. Сделайте вывод, почему учёные называют Реформацию революцией.

Развернутый конспект урока.

Тема урока:

Цели урока:

Подвести учащихся к пониманию причин, целей, и итогов религиозных войн во Франции.

Развивать умения работать с учебником, понятийным материалом, давать оценку деятельности правителя и аргументированную оценку историческому событию, работать с документами, а также хронологические, картографические умения.

Воспитывать толерантность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развернутый конспект урока.

Тема урока:

«Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции»

Цели урока:

Подвести учащихся к пониманию причин, целей, и итогов религиозных войн во Франции.

Развивать умения работать с учебником, понятийным материалом, давать оценку деятельности правителя и аргументированную оценку историческому событию, работать с документами, а также хронологические, картографические умения.

Воспитывать толерантность.

Оборудование урока:

  1. Учебники «Новая история.1500-1800.7 класс», авторы: А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина;
  2. Атласы по Новой истории для 7 класса;
  3. Карта «Религиозные (гугенотские) войны во Франции.1562-1598 гг.»;
  4. Карта «Реформация в Европе в XVI в.»;
  5. Памятка оценки деятельности правителя;
  6. Мультимедиапроектор.
  7. И.Клула «Екатерина Медичи» (Ростов-на-Дону, 1997).

Тип урока : комбинированный урок с использованием мультимедийной презентации.

Форма урока : урок-презентация.

Методы обучения: словесный, наглядный.

План урока:

  1. Актуализация ранее изученной темы.
  2. Распространение Реформации во Франции.
  3. Начало религиозных войн.
  4. « Варфоломеевская ночь»
  5. Война трех Генрихов.
  6. Добрый король» Генрих IV Наваррский
  7. Правление Ришелье.
  8. Закрепление изученного материала.

Основные понятия и термины:

Эдикт, гугенот, лидер, месса, гарант

Ход урока

I.Оргмомент.

II. Повторение

1. Фронтальный опрос:

по понятиям (учащиеся вспоминают основные понятия, связанные с Реформацией в Германии, Англии, Швейцарии) слайд1:

1.Реформация

2.Революция

3.Протестанты

4. Лютеранская церковь

5. Кальвинистская церковь

6.Англиканская церковь

7. Пуритане.

по датам (вспоминают основные события Реформации в Европе) слайд2:

  1. 1517 год,
  2. 1524-1526 гг.,
  3. 1555 год,
  4. 1534 год.

по именам (вспоминают основных идеологов Реформации и участников Контрреформации) слайд 3

  1. Мартин Лютер, 4.Филипп II,
  2. Томас Мюнцер, 5. Игнатий Лойола,
  3. Жан Кальвин, 6.Генрих VIII.

2. Работа с картой:

покажите на карте территории на которых господствовала католическая церковь; территории на которых утвердились протестантские церкви.

III. Изучение нового материала.

1).Вступительное слово учителя :

Сегодня на уроке я приглашаю вас в одно удивительное путешествие по стране, которая у меня ассоциируется с Версалем, Лувром, Эйфелевой башней. Что это за страна? Конечно, это Франция. В конце XV века, когда завершилось объединение Франции, она по численности населения стала самым большим государством в Европе. В стране проживало 15 млн. человек.

Сегодня вы узнаете об особенностях Реформации во Франции. Записываем тему урока (демонстрируется слайд4 ) и обратим внимание на основные вопросы с которыми вы познакомитесь на уроке (дети зачитывают план урока, высказывают мнение о наиболее интересных для них вопросах плана).

2). Работа по плану урока.

1.Распространение Реформации во Франции . (5 слайд).

В начале XVI века во Франции стал распространяться кальвинизм. И кто во Франции сочувствовал протестантизму? /Первый пункт плана изучается путем самостоятельной работы учащихся с учебником с. 118-119. По ходу работы учащиеся заполняют в тетради таблицу, которая в завершенном виде выглядит следующим образом/:

Распространение кальвинистского учения во Франции

Слои населения, поддерживающие кальвинизм

Причины, по которым кальвинизм распространился среди населения Франции

Представители старинной знати

Недовольство укреплением королевской власти и потерей политической независимости

Часть дворянства

Дворянство, в особенности обедневшее, хотело прибрать к своим рукам богатства церкви

Часть горожан, особенно в Южной Франции, и первые буржуа-предприниматели

Хотели вернуть старинные городские вольности. Предпринимателей привлекала кальвинистская этика, стремление к накоплению денег, к скромной жизни, дешевой церкви

Некоторая часть крестьянства

Переход в лагерь кальвинистов являлся выражением протеста в религиозной форме против поборов сеньоров и католической церкви

В результате к концу первой четверти XVI века Франция оказалась расколотой на два враждебных лагеря – католиков и протестантов. Католиков поддержали французские короли из династии Валуа. Север Франции остался на стороне католической церкви, а Южная Франция стала протестантской.

Протестантов во Франции называли гугенотами («товарищи», давшие общую клятву). Так Реформация проникла во Францию.

В тетрадь записывается понятие.

Гугеноты – это французские кальвинисты.

2.Начало религиозных войн (слайд 6) Изучение второго и третьего пунктов плана проводится сочетанием разных приемов: размышления, сюжетного повествовательного рассказа учителя, персонификации, беседы с классом.

В это время во Франции не было сильной королевской власти. Сменяли друг друга на троне представители династии Валуа, но не было среди них человека с государственным умом. Среди родственников королей выделялся всесильный герцог Гиз, которого называли « некоронованный король Парижа». Именно с именем этого человека связывают начало религиозных войн во Франции. В марте 1562 года Гиз, проезжая со своей свитой через местечко Васси, устроил кровавую расправу над мирными гугенотами. Случай в Васси и стал поводом для начала религиозных войн, которые длились более тридцати лет (1562-1598).

В тетрадь записывается дата религиозных войн.

1562-1598 – религиозные войны во Франции.

Теперь обратим внимание на правовое положение католиков и гугенотов. Гугеноты были бесправны. Начиная с 20-х годов XVI века они подвергались жестоким преследованиям. На стороне католиков был сам король.

С 1560 по 1574 г. во Франции правил король из династии Валуа – Карл IX., проблемы, стоящие перед страной его не интересовали. В годы его малолетства страной управляла королева-мать Екатерина Медичи. /Сообщение учащегося о Екатерине Медичи/.

Для формирования у учащихся умения оценивать политических деятелей с позиции их современников было включено в содержание рассказа характеристика государственного деятеля, данная французским мыслителем и гуманистом XVI в. Мишелем Монтенем.

"Добродетель в политике - это добродетель с многочисленными изгибами, углами и поворотами... Она разношерстная и искусственная, не прямая и не четкая, не постоянная, не совсем невинная. Тот, кто идет в толпе, должен уметь отклоняться в сторону, прижимать локти, отступать или идти вперед, даже уметь свернуть с пути праведного, в зависимости от того, с чем он сталкивается: он должен руководствоваться не своими желаниями, а желаниями ближнего, не своими предложениями, а тем, что ему предлагают, в зависимости от эпохи, от людей, от дел".

Екатерине Медичи были присущи качества, о которых писал Монтень. Также она стремилась сохранить единство нации, расколотой на враждебные группировки. Королева была воплощением достоинств и недостатков своих современников. Она, как и все люди XVI в., не придавала особого значения человеческой жизни. Поэтому методы королевы-матери не очень смущали современников. Государственные интересы заставляли Екатерину Медичи иногда прибегать к убийству, но в тех случаях, когда у нее не было иного выхода.

Религиозные войны толкнули страну на путь беды. Католики создавали свои братства, устраивали многочисленные процессии и убивали гугенотов. Гугеноты были не так жестоки, в захваченных городах они разоряли церкви, но ни кого не убивали. (демонстрируются слайды 7,8).

  1. «Варфоломеевская ночь» (слайд 9)

? Приходилось ли вам встречать выражение «Варфоломеевская ночь» в повседневной жизни? Что оно означает? Сейчас мы узнаем, с какими событиями связано это «крылатое выражение». Какая обстановка была в Париже накануне Варфоломеевской ночи? Только ли религиозная вражда выплеснулась в этом кровавом событии или к ней прибавилось общее озлобление горожан?

Руководителями гугенотов были адмирал Колиньи и король Наваррский Генрих Бурбон. Карл IX, чтобы примирить католиков и гугенотов, решил выдать замуж за Генриха свою сестру Маргариту. Свадьбу назначили на август 1572 г. По этому случаю в Париж съехались все вожди гугенотов со своими свитами. Руководители католиков не хотели допустить усиления влияния гугенотов. Они решили воспользоваться тем, что все вожди протестантов съехались в Париж, и уничтожить их. Сначала было совершено покушение на одного из вождей гугенотов, адмирала Колиньи. Его ранили выстрелом из-за угла, но он остался жив.

Чтобы восстановить те далекие события давайте обратимся к фрагменту из книги И. Клула «Екатерина Медичи» (Ростов-на-Дону, 1997).

"Когда Генрих Гиз проезжал через народные кварталы, он увидел, насколько возбужден и враждебно настроен по отношению к гугенотам парижский люд. Эта толпа была для него лучшей защитой от суровости короля... Он знал, как легко разжечь страсти этой толпы, доведенной до фанатизма многочисленными священниками церквей и монастырей. В эти жаркие августовские дни в город потоком хлынули дворяне-протестанты на свадьбу Маргариты; их разместили в основном в Лувре и поблизости от дворца, но также и в пригороде Сен-Жермен. Парижане приглядывались к этим гугенотам, вчерашним врагам, сегодня окружающим короля. Их удивляет и возмущает, что они смешались с католиками. Перенаселенный город бурлит: все свободные дома, постоялые дворы, таверны заняли конюхи, лакеи, солдаты. К постоянному городскому населению в большом количестве присоединились бедняки, которых голод погнал из деревень.

Это огромное количество обнищавшего населения становится свидетелем братания вельмож - католиков и протестантов и наблюдает за пышными праздниками по случаю свадьбы Маргариты и Генриха. Бедняки видят, как по деревянным мосткам проезжают великолепно одетые дамы и придворные. В глухие переулки доносятся отзвуки пиров и турниров: для фанатичных проповедников настала пора разжигать народное недовольство против протестантов. Отовсюду раздаются призывы к убийству. Всем ясно: готовится бунт. В пятницу, после покушения на Колиньи (в подготовке покушения участвовала Екатерина Медичи, так как адмирал был не только протестантом, но и политическим противником, призывавшим короля к вступлению в войну с могущественной католической Испанией, что противоречило убеждениям королевы-матери), новость об этом распространяется по всему городу подобно пороховому приводу. Горожане закрывают лавки, вооружаются, собираются в кварталах. Городской голова и городские старшины передают приказ ополченцам: под командованием своих капитанов явиться в городскую ратушу «тайно, не привлекая ничьего внимания». Они должны быть наготове, чтобы сдержать фанатичную и голодную толпу и предотвратить как грабежи и насилие, так и полное разграбление города вражескими войсками, которых так боятся добропорядочные коммерсанты.

Екатерина Медичи... не сомневалась, что за неудавшимся покушением (на Колиньи) непременно последует вооружение протестантов. Она советуется со своими приближенными. Раз уж после ранения адмирала война становится неизбежной, она первая, а за ней и все остальные пришли к мнению, что лучше начать битву в Париже... Во время ужина у королевы гасконский дворянин Пардальян громко сказал, что виновники покушения на адмирала получат по заслугам. Екатерина решает действовать этой же ночью. Так как оказалось слишком много предполагаемых жертв, пришлось получать согласие короля".

В ночь перед праздником святого Варфоломея (24 августа) шайки убийц, сформированные парижским купеческим старшиной, организовали избиение гугенотов. Дома, где находились гугеноты, тайно пометили крестами. В аббатстве Сен-Жермен ударил колокол - это был призыв к расправе. Началась ночь святого Варфоломея. Толпы «добрых католиков», направляемые герцогом Генрихом Гизом, врывались в дома гугенотов. Многих заставали в постелях, бедные люди ничего не подозревали. Дома грабили, гугенотов убивали. Не щадили ни женщин, ни младенцев. Адмирала Колиньи убили и его труп волокли по улицам, а затем повесили на виселицу. И сам король Карл IX, стоя у дворцового окна, стрелял в несчастных людей из аркебузы. Резня продолжалась три дня. Спасения не было нигде. Затем бойня перекинулась в провинцию. Современники считали, что всего было убито до 30 тыс. человек

/Учащиеся записывают дату "Варфоломеевской ночи" в тетрадь/

1572 год – "Варфоломеевская ночь" во Франции.

4.Война трех Генрихов (слайды 10,11)

После смерти Карла IX французская корона перешла к Генриху III, который не способен был управлять страной. Католиков возглавлял Генрих Гиз, а протестантов Генрих Наварра. Между ними и развернулась борьба за престол. Генрих Гиз разработал план похитить Генриха III и постричь его в монахи. Узнав об этом Генрих III приказал убить Генриха Гиза. Но католики не смогли ему этого простить и летом 1589 г. на Генриха III было совершено покушение, и уже перед смертью он завещал престол Генриху Наварра, но при этом сказал, что Париж не примет гугенота. Генрих Наварра тоже понимал, что страна не примет короля-протестанта.

- «Париж стоит мессы», - сказал Генрих Наварра, ставший французским королем Генрихом IV, он вторично принял католическую веру.

Месса – католическое богослужение.

? Как вы считаете, правильно ли поступил Генрих Наварра, приняв католическую веру? Почему?

Генрих IV в 1598 году издал Нантский эдикт – документ, регулирующие политические и религиозные права гугенотов, в стане провозглашалась веротерпимость.

Организуется работа с документом «Нантский эдикт»

Учебник, с. 125-126

5. «Добрый король» Генрих IV Наваррский (слайд 12)

Генрих IV был первым королем Нового времени, который задачу создания сильного объединенного государства ставил выше вопросов религии.

? Как вы думаете, почему он был прозван «Добрым королем»? / Самостоятельная работа с учебником с. 122-123, прочитайте пункт «Добрый король»./

6.Правление Ришелье (слайд 13) .

По вопросу 6 организуется работа в группах. Группы получают памятки «Оценка деятельности правителя».

1.Годы правления.

2.Какие цели перед собой ставил?

3.Какими способами действовал, чтобы добиться цели?

4.Какими были последствия его действий?

5.Ваша оценка деятельности правителя.

Работу с документом «Политическое завещание» Ришелье учащиеся выполняют самостоятельно. /учебник, с.126-127/

Выслушиваются оценки представленные учащимися, зачитывается вывод

Подведение итогов урока.

? Что нового вы узнали сегодня на уроке?

ВЫВОД: Реформация и религиозные войны во Франции имели свои особенности: наибольшее участие в них приняли дворянство и горожане. Стране удалось выйти из этой полосы бедствий, добившись введения веротерпимости и создания абсолютной монархии. Франция стала сильнейшим государством в Европе

IV. Закрепление изученного материала.

Кто такие гугеноты?

Когда начались религиозные войны во Франции?

Когда закончились религиозные войны во Франции?

Какой документ был подписан в 1598 году?

V.Подведение итогов урока, выставление оценок.

VI.Домашнее задание: параграф 14, вопросы в конце параграфа.

/слайд 14 позволяет прокомментировать домашнее задание./

VII.Рефлексия. «Я. Мы. Дело. » учащиеся оставляют записи «+» или «-» на заранее заготовленной таблице на доске

Оценка " " / /

Руководитель практики

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №10 М.А.Степыкина.




Что еще почитать