Тургенев история муму. Справочная литература. Попытка осмысления места двух тургеневских образов в современной культуре

В нашей литературе существует множество талантливых писателей, которые проживали на территории страны в разные времена и эпохи. Одним из грандиозных умов ХІХ века был Иван Сергеевич Тургенев. Многие его произведения стали достоянием истории.

История написания и публикации

Одной из самых знаменитых робот И. В. Тургенева считается повесть под названием «Муму». Написал он это произведение в 1852 г. Согласно данным историков, повесть основана на реальных событиях, которые произошли в доме, где жила мать Ивана Сергеевича, в Москве. Сам рассказ появился в период пребывания автора в заключении (Тургенев был арестован за публикацию некролога на смерть Гоголя). В то время все, кто не соблюдал цензуру, подвергались репрессиям и преследованию в России. В начале повесть хотели напечатать в «Московском сборнике», но его закрыли за несоблюдение цензуры. Но Тургенев придумал другой план, «Муму» опубликовали в 1854 г. в третьем номере журнала «Современник». После появления повести на свет ее сильно критиковало правительство. Считалось, что читатели могут пожалеть главного героя. Главному редактору журнала «Современник» даже вынесли предупреждение. Но Тургенев воплотил в жизнь свой план, «Муму» смогли прочитать множество людей. Позже, при попытке выдать небольшое собрание произведений Тургенева, пришлось долго добиваться разрешения опубликовать в нем и «Муму». Но в 1856 г. главное управление цензуры наконец дало свое разрешение на печать.

Сюжет книги

Произведение «Муму» - это достаточно грустный рассказ о глухонемом мужчине.
В начале произведения автор знакомит нас с достаточно сильным и коренастым мужиком, которого звали Герасим.

Он переехал из деревни в Москву и работал дворником у старой барыни. Естественно, главные герои повести - это Герасим и Муму - собачка, которую подобрал на улице главный герой.

Сама повесть рассказывает о непростой жизни крепостных людей в то время. Одним из них и был Герасим. Он, человек, привыкший к тяжелому труду в деревне, долго свыкался с жизнью в столице и работой дворника. У Герасима оставалось много свободного времени, поэтому он старался выполнять свои обязанности как можно тщательней, тратя на это больше часов. Краткое содержание «Муму» рассказывает читателю о тяжелой доле Герасима, который пытался любить сначала девушку, потом собаку, но у него все отобрали. В итоге он провел остаток жизни в одиночестве.

Главные герои

Основным героем повести является глухонемой здоровяк Герасим, о котором написано ранее. Помимо него, в повести присутствует много разных героев: и дворецкий, и барыня, и башмачник, и прачка, и много других. Из них всех можно выделить Татьяну. Это девушка, работающая прачкой, ей было около 28-ми лет, но выглядела она уже как женщина средних лет. Герасиму нравилась Татьяна, он дарил ей разные подарки, даже защищал от остальной дворни. Но барыня захотела выдать девушку замуж за одного придворного алкоголика, работавшего башмачником. Она приказала дворецкому все устроить, но тот боялся сказать что-то Герасиму, ведь он в порыве гнева мог разнести весь дом.

Тогда он рассказал все Татьяне, она согласилась на свадьбу, но тоже боялась главного героя. Вместе они обманули Герасима, девушка притворилась пьяной, а наш герой не переносил спиртного. Это краткое содержание. Муму появилась уже после того, как Татьяна и Капитон (башмачник) уехали из Москвы. Герасим сильно переживал о потере девушки, которую он любил. Но в день ее отъезда он встретил маленького щеночка, которого забрал домой и полюбил, как пишет Тургенев. Муму, так наш герой назвал своего питомца, выросла и стала прекрасной собакой, которая нравилась всей дворне. Но и с ней наш герой не сумел побыть долго: спустя год барыня увидела собачку и приказала привести ее к ней. Муму привели, но когда пожилая дама попыталась ее погладить, собачке это не понравилось, она отвернула голову и зарычала. Барыня испугалась и решила уничтожить питомца Герасима.

История Герасима

Если рассказывать о Герасиме то, что пишет сам Тургенев, можно говорить долго, поэтому проще рассмотреть краткое содержание "Муму".

Главный герой повести олицетворяет весь простой народ того времени. В России крепостные работали много и за гроши, знать делала с ними то, что только ей хотелось. Герасим - человек с трудной жизненной историей. Оп испытал в жизни многое, сначала его забрали из родной деревни и поместили в неизвестную и враждебную обстановку в столице. Потом он влюбился, но ситуация обернулась против него. Далее, как писал Тургенев, Муму - собачонка, которую он так полюбил, по прихоти старой барыни должна была умереть. Герасим утопил ее собственноручно и вернулся в свою деревню. Больше он не смог никого любить.

Встреча с Муму

Если рассказать краткое содержание "Муму", то повесть и вовсе кажется печальной и вызывает только жалость к главному герою. Не все так просто.

После тяжелой потери любимой наш глухонемой нашел маленькое счастье для себя, которое со временем заполнило пустоту в его огромном сердце. Щенок, названный Муму, рос очень быстро и всегда слушался Герасима, а главное - он очень его любил. Встреча с собачкой изменила всю жизнь героя. Автор показал нам, что даже в самые тяжелые времена может случиться маленькое чудо, которое даст смысл жизни. Герасим вырастил Муму, играл с ней и просто жил, одним словом, собачка была его миром.

Трагический конец

К огромному сожалению, повесть Тургенева имеет грустный, и даже трагический конец. Барыня решила уничтожить Муму за то, что та не позволила себя погладить. Герасим, который просто не мог позволить кому-то причинить вред его любимице, но в то же время не мог ослушаться приказа хозяйки, решил убить Муму своими руками. Как бы ни было тяжело нашему герою, он смог утопить собачку. Он привязал ей к шее веревку, а к ней два кирпича, потом бросил ее в воду.

За несколько лет, проведенных в Москве, Герасим испытал и любовь и горечь утраты. Все эти события отразились на нем очень сильно, и он после потери Муму решил вернуться с родную деревню.

Даже сегодня во многих школах разных стран изучают творчество Ивана Сергеевича Тургенева. Он был очень талантливым человеком, а повесть «Муму», написанная им в 1852 г., вошла в историю литературы.

Посетителей Пушкинской библиотеки заинтересовала история появления рассказа: произведение написано в 1852 году и опубликовано впервые в журнале «Современник» в 1854 году. Рассказ был написан в апреле - мае на петербургской «съезжей», где Тургенев находился под присмотром частного пристава. Позже, уже во время пребывания в Спасском, писатель сообщил издателю Ивану Аксакову о готовности прислать «небольшую вещь, написанную под арестом» (после смерти Гоголя Тургенев вопреки запретам цензуры написал некролог, за который Иван Сергеевич был отправлен в ссылку в родное село Спасское-Лутовиново).

Семья Аксаковых получила «Муму» осенью того же 1852 и откликнулась на рассказ восторженно; издатель обещал опубликовать его в «Московском сборнике». Этим планам осуществиться не удалось: второй том «Московского сборника», уже подготовленный к печати, был закрыт цензурой в марте 1853.


Рассказ удалось напечатать только через одиннадцать месяцев - он появился в третьем номере журнала «Современник» за 1854 год. Когда литературный критик Павел Анненков попытался включить «Муму» в готовящееся издание сочинений Тургенева, началась череда долгих переговоров; в подписании многочисленных ходатайств и представлении «дипломатических рапортов» участвовали Иван Гончаров, граф Мусин-Пушкин, князь Вяземский. Наконец в мае 1856 года главное управление цензуры разрешило опубликовать рассказ в собрании сочинений Тургенева; итоговую точку в «деле о «Муму» поставил Норов (в то время управляющий делами министерства). Удивила посетителей библиотеки версия, что рассказ «Муму» создан на основе реальных событий, происходивших в московском доме матери писателя Варвары Петровны Тургеневой. Главные герои рассказа - глухонемой дворник Герасим и его собака. Говоря о «Муму», сестра писателя В. Н. Житова сообщает: «Весь рассказ Ивана Сергеевича об этих двух несчастных существах не есть вымысел. Вся эта печальная драма произошла на моих глазах…». Она же указывает, что под именем Герасима был выведен принадлежавший В. П. Тургеневой «немой дворник Андрей». У Андрея на самом деле была собачка Муму, которую он утопил после приказа Варвары Петровны. Однако, в отличие от литературного героя, реальный Андрей не покинул барыню, а продолжал ей верно служить. Прототипом барыни была мать писателя Тургенева, Варвара Петровна. Муму, по-видимому, является спаниелем: «... со временем превратилась в очень ладную собачку испанской породы с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы».

В течение первых двух лет после публикации «Муму» ни одно печатное издание России не отозвалось на рассказ. Этот «заговор молчания» был связан с цензурным циркуляром, запрещавшим «печатно упоминать «Муму» как произведение». Однако в частной переписке литераторов и общественных деятелей рассказ и обсуждался, и анализировался. Константин Аксаков в письме (октябрь 1852) назвал рассказ «шагом вперёд» в творческой биографии Тургенева и отметил, что «Муму» стоит «выше «Записок охотника» как по более трезвому, более полновесному слову, так и по глубине содержания».

В ходе знакомства с мини-выставкой одна из читательниц поделилась интересным фактом, что в городе Онфлёр, Франция, установлен памятник Муму, а также 25 марта 2004 года в Санкт-Петербурге на площади Тургенева состоялось открытие памятника Муму как символ верности, любви и преданности человеку. Отлитая из чугуна скульптурная композиция представляет собой пса, свернувшегося у огромных стоптанных сапог Герасима и преданно ждущего своего хозяина. Иногда в сапоги проходящие люди кидают монетки.

Рассказ неоднократно экранизировался. Одни и те же произведения легли в основу непохожих фильмов, созданных в разных странах мира. Так, по рассказу «Муму» создано два художественных фильма и мультфильм. Художественный фильм режиссера Юрия Грымова по рассказу Тургенева, вышедший в 1998 году, удостоен множества призов: первый приз на МКФ «Арсенал» в Риге, за лучшую режиссуру и лучший игровой фильм (МКФ «Золотой Витязь»), приз за лучшую женскую роль Людмилы Максаковой, исполняющая роль Барыни, за лучшую роль второго плана Елены Кориковой - роль Крепостной Татьяны, за лучшую операторскую работу - Юрий Клименко (премия «Ника»), приз им. Таривердиева за лучшую музыку к фильму - Владимир Дашкевич. В истории звукового отечественного кино это вторая экранизация. В 1959 году в одноименном фильме роль Герасима превосходно сыграл народный артист РСФСР Афанасий Кочетков.

Посетители библиотеки отметили, что им еще раз захотелось перечитать замечательный рассказ. Экскурс по мини-выставке завершился познавательной викториной.

Все ее участники награждены поощрительными призами в виде красочных закладок. А самой эрудированной оказалась студентка второго курса медицинского университета им. Н. И. Пирогова Алёна Стрыгина. Она получила в подарок книгу и красочную закладку.

литературы

Каргасок

1. Введение стр.3

2. Основная часть

2.1. Время написания рассказа «Муму» стр.4

2.2. Отношение Тургенева к крепостному праву стр.5

2.3. Написание рассказа и появление его в печати стр.7

2.4. Детские годы Тургенева в связи с биографией его матери стр.8

2.5. Реальные события, положенные в основу рассказа стр.12

3. Заключение стр.14

4. Информационные ресурсы стр.15

1. Введение

Иван Сергеевич Тургенев - один из любимых детьми писателей, хотя он никогда не писал специально для детей. Идейность его рассказов, простота и изящество его языка, живость и яркость нарисованных им картин природы и глубокое чувство лиризма, которым пронизано каждое произведение писателя, очень располагают не только взрослых, но и детей.

Моё знакомство с Тургеневым началось на уроке литературы с чтения рассказа «Муму». Он поразил меня драматизмом излагаемых событий, трагизмом положения Герасима, печальной судьбой собачки.

Цель данной работы состоит в том, чтобы больше узнать о детских годах Тургенева, о реальных событиях, положенных в основу рассказа, о причинах его появления в печати, выяснить роль и значение Тургенева для своего времени как борца с крепостничеством.

Актуальность работы: данную работу можно использовать на уроках литературы в 5 классе.

2.1. Время написания «Муму»

Главным вопросом эпохи 40-50-х годов 19 века был вопрос о крепостном праве.

Всё население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство, крестьяне. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями. Дворяне имели право владеть землёй и людьми - крепостными крестьянами. Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначить им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а её детей – другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле или отдавать ему часть заработанных денег.

В газетах и журналах того времени стали появляться статьи о том, что крепостническая система хозяйства невыгодна.

В обществе распространялись разговоры о работе правительства по отмене крепостного права. Правящие круги поддерживали такие слухи созданием секретных комитетов и незначительных мероприятий. Был даже издан указ «Об обязанных крестьянах». Этот документ разрешал помещикам давать крестьянам участки земли в пользование за «условленные повинности». Но помещик всё-таки оставался владельцем этих участков и «повинности» мог назначать, какие хотел. Естественно, этот указ на деле не облегчил положение крепостного крестьянства.

2.2.Отношение Тургенева к крепостному праву

Передовые люди выступали за освобождение крестьян от крепостной зависимости. Надежды на разрешения крестьянского вопроса возлагались на министра внутренних дел.

тоже решил принять участие в разрешении крестьянского вопроса. Он поступает на службу в министерство, которое возглавляет. Тургенев искренне желал и верил в то, что можно что-то исправить и облегчить жизнь и судьбу крепостных.

В конце декабря 1842 года он пишет «записку». Она называлась «Несколько замечаний о русском хозяйстве и русском крестьянине». Эта записка была документом для поступления на службу, носила официальный характер. Тургенев опирался на знание русской деревни, указывал на несовершенство в отношениях между помещиками и крестьянами, на недостатки в законе о земельной собственности. В то же время он говорил о природном уме русского крестьянина, его смекалке, добродушии.

Тургенева продолжалась с июня 1843 года по февраль 1845 года. Служил он под начальством, знаменитого автора «Толкового словаря», творчество которого очень ценил.

Вопрос о крепостном праве стал одной из основных тем художественной литературы . Тургенев в своих рассказах изобразил крах крепостничества. Писатель показал, что русский народ умён, даровит, талантлив, и такой народ нельзя держать в рабстве. В этом отразилась прогрессивность взглядов автора на крепостное право.

В 40-50 годах Тургенев был одним из самых передовых писателей. К его голосу прислушивалась вся передовая общественность того времени. Напечатанные им в 1852 году «Записки охотника» явились обличительным документом, направленным против крепостничества.

«В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был - крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решился бороться до конца - с чем я поклялся никогда не примириться. Это была моя Аннибаловская клятва…».


Писатель никогда, с самого детства, не смотрел на окружающих его людей из народа как на собственность. Он видел в крепостных прежде всего людей, нередко друзей и даже учителей. Именно крепостной впервые привил ему вкус к русской литературе .

вспоминал: « Учителем, который меня впервые заинтересовал произведением российской словесности был дворовый человек. Он нередко уводил меня в сад и здесь читал мне, - что бы вы думали?- «Россиаду» Хераскова. Каждый стих его поэмы он читал сначала, так сказать, начерно, скороговоркой, а затем тот же стих читал набело, громогласно, с необыкновенной восторженностью».

Когда писателю в наследство досталась половина имения матери, каждая крепостная семья хотела попасть во владение к Ивану Сергеевичу. Он отпустил на волю дворовых и перевёл с барщины на оброк всех, кто этого пожелал.

2.3. Написание рассказа «Муму» и появление его в печати

1852 год. В этот год умер. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Он писал Полине Виардо: «Для нас он (Гоголь) был больше, чем просто писатель: он раскрыл нам нас самих».

Под впечатлением Тургенев напечатал в «Московских ведомостях » статью о Гоголе, которая была запрещена. За нарушение цензурных правил царь приказал арестовать Тургенева на месяц, а затем выслать в Спасское под присмотр.

16 апреля 1852 года Тургенева посадили на «съезжую»- в особую комнату для арестованных в полиции. Рядом с камерой, где находился писатель, была экзекуционная, куда помещики присылали своих крепостных для наказания. Там секли крепостных. Это соседство для Тургенева было тягостным. Хлёст розог и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. Он не переставал думать о тяжкой доле простого народа.

Именно здесь, в таких условиях, автор «Записок охотника» написал свой знаменитый рассказ «Муму». Этим Тургенев доказал, что он не собирается отступать от своей главной темы - борьбы с крепостничеством, но будет её дальше развивать и углублять в своём творчестве. Из заключения Тургенев писал друзьям о своих дальнейших планах: «…буду продолжать свои очерки о русском народе, самом странном и самом удивительном народе, какой только есть в мире».

Отбыв месяц в заключении и получив предписание ехать на жительство в свою деревню, Тургенев перед отъездом прочитал для друзей «Муму». «Истинно трогательное впечатление, - писал один из слушателей,- произвёл этот рассказ, вынесенный им из съезжего дома, и по своему содержанию, и по спокойному, хотя и грустному, тону изложения».

Тургеневу удалось с помощью друзей напечатать рассказ. Он был помещён в третьей книжке журнала «Современник» за 1854 год. Полиция спохватилась уже после, когда рассказ был напечатан.

2.4. Детские годы Тургенева в связи с биографией его матери

Почему Тургенев, дворянин по происхождению и воспитанию, восстал против крепостного права? Думается, ответ надо искать в биографии писателя, в его детских годах. Именно они оставили неизгладимый след от ужасов насилия и произвола.

Родился 28 октября 1818 года в городе Орле, в богатой дворянской семье. Его детство прошло среди изумительной и неповторимой красоты средней полосы России в поместье Спасском - Лутовинове Орловской губернии.

Родители писателя были самые богатые помещики края. У них было свыше пяти тысяч крепостных. Шестьдесят семейств обслуживали господский дом. Среди них были слесари, кузнецы, столяры, садовники, писари, портные, сапожники, маляры, музыканты.

Отец - Сергей Николаевич, в молодости офицер кирасирского полка, красивый, избалованный, жил так, как ему хотелось, не заботился ни о семье, ни о своём обширном хозяйстве. Мать - Варвара Петровна, урождённая Лутовинова, женщина властная, умная и достаточно образованная красотой не блистала. Была она небольшого роста, приземистой, с широким лицом, попорченным оспой. И только глаза были красивы: большие, тёмные и блестящие.

В детстве и юности она перенесла много несправедливостей, и от этого её характер очень ожесточился. Чтобы понять это, надо рассказать немного её историю.

Варвара Петровна была сиротой. Её мать, бабушка писателя, после смерти мужа осталась без всяких средств к существованию и вынуждена была вновь выйти замуж за вдовца. У него уже были дети. Мать Варвары Петровны всю свою жизнь посвятила заботам о чужих детях и совсем забыла о родной дочери.

Варвара Петровна вспоминала: « Быть сиротой без отца и матери тяжело, но быть сиротою при родной матери - ужасно, а я это испытала, меня мать ненавидела». В семье девочка была бесправна. Отчим её бил, сёстры также не любили.

После смерти матери положение её стало ещё хуже. Не выдержав унижений и обид, пятнадцатилетняя девочка решила убежать из семьи отчима, чтобы найти приют у своего дяди - Ивана Ивановича Лутовинова, человека сурового и нелюдимого, владельца богатого имения Спасское. Более семидесяти километров прошла она пешком. Но и у самого дяди ей не стало легче.

был жестоким помещиком. Он безмерно угнетал своих крепостных. На свою племянницу он мало обращал внимания, но требовал от неё рабского подчинения. За малейшее ослушание грозил выгнать из дома.

Пятнадцать лет племянница терпела унижения и издевательства своего дяди. Девушка решила бежать.

Но внезапная смерть дяди неожиданно сделала Варвару Петровну владелицей многочисленных имений, нескольких тысяч крепостных крестьян, огромного денежного состояния.

Варвара Петровна стала одной из самых богатых невест в краю. вышла замуж за Сергея Николаевича. Казалось бы, перенесённые в детстве и юности обиды, притеснения, унижения должны сделать человека более мягким, сострадательным, но может всё быть и по-другому. Человек может ожесточиться и сам стать деспотом. Именно это и случилось с Варварой Петровной. Она превратилась в злую и жестокую помещицу. Все дворовые её боялись, она своим видом приводила окружающих в страх.

Мать Тургенева была очень неуравновешенной и противоречивой натурой. Основными чертами её натуры являлись эгоизм, деспотичность, презрение к бедным. И в то же время она обладала чертами одарённой личности и своеобразным обаянием. Когда она говорила с крестьянами, она нюхала одеколон, потому что её раздражал «мужицкий запах». Многим из своих крепостных она искалечила жизнь: одних угнала на каторгу, других - в глухие деревни на поселение, третьих – в солдаты. Зверски расправлялась со слугами с помощью розг. За малейшую провинность их секли на конюшне. О жестокости Варвары Петровны сохранилось немало воспоминаний, как её сына, так и его современников. Близкий Тургеневу литератор Павел Васильевич Анненков вспоминал: «Как женщина развитая, она не унижалась до личных расправ, но подверженная гонениям и оскорблениям в молодости, озлобившим её характер, она была совсем не прочь от домашних радикальных мер исправления непокорных или не любимых ею подвластных. …Никто не мог равняться с нею в искусстве оскорблять, унижать, сделать несчастным человека, сохраняя приличие, спокойствие и своё достоинство».

Ужасной была и судьба крепостных девушек. Варвара Петровна не давала им выходить замуж, оскорбляла.

В домашней обстановке помещица старалась подражать коронованным особам. Крепостные люди различались между собой придворными званиями: у неё был министр двора, министр почты. Корреспонденцию Варваре Петровне преподносили на серебряном подносе. Если барыня была довольна полученными письмами, все радовались, если же наоборот, то все, затаив дыхание умолкали. Гости спешили покинуть дом.

Варвара Петровна была страшна в гневе, могла разозлиться из-за малейшего пустяка. Писатель, будучи мальчиком, вспоминал такой случай. Однажды во время прогулки барыни в саду два крепостных садовника, занятые делом, не заметили её и не поклонились ей, когда та проходила мимо. Помещица страшно возмутилась, и на другой день провинившиеся были сосланы в Сибирь.

Ещё один случай вспоминал Тургенев. Варвара Петровна очень любила цветы, особенно тюльпаны. Однако её страсть к цветам очень дорого обходилась крепостным садовникам. Раз как-то кто-то вырвал дорогой тюльпан из клумбы. Виновника не нашли и за это высекли на конюшне всех садовников.

Другой случай. У матери писателя был один крепостной талантливый мальчик. Он очень любил рисовать. Варвара Петровна отдала его учиться живописи в Москву. Вскоре ему заказали расписать потолок в одном московском театре. Когда помещица об этом узнала, она вернула художника в деревню и заставила его писать с натуры цветы.

« Он писал их,- рассказывал сам Тургенев,- тысячами - и садовые, и лесные, писал с ненавистью, со слезами… они опротивели и мне. Бедняга рвался, зубами скрежетал - спился и умер».

Жестокость Варвары Петровны простиралась и на её любимого сына. Поэтому не добром вспоминал Тургенев свои детские годы. Его мать знала только одно воспитательное средство - розгу. Она не представляла, как можно воспитывать без неё.

Маленького Тургенева пороли в детстве очень часто. Тургенев впоследствии признавался: « Драли меня за всякие пустяки, чуть не каждый день».

Однажды какая-то старая приживалка что-то насплетничала Варваре Петровне на её сына. Тургенев вспоминал, что мать без всякого суда и расспросов тотчас начала его сечь. Секла собственными руками, и на все его мольбы сказать, за что его наказывают, приговаривала: сам знаешь, сам догадайся, сам догадайся, за что секу.

Мальчик не знал, за что его секут, не знал, в чём признаваться, поэтому сечение продолжалось три дня. Мальчик готов был убежать из дома, но выручил его немец- гувернёр. Он поговорил с матерью, мальчика оставили в покое.

В детстве Тургенев был искренним, бесхитростным ребёнком. За это ему часто приходилось расплачиваться. Тургеневу было семь лет, когда в гости к Варваре Петровне приехал известный в то время поэт и баснописец. Мальчика попросили прочитать одну из басен гостя. Он охотно это сделал, но в заключение к великому ужасу окружающих сказал, что его басни хороши, а – гораздо лучше. По одним источникам за это мать его лично высекла розгою, по другим - мальчика на этот раз не наказали.

Тургенев не раз признавался, что в детские годы его держали в ежовых рукавицах и матери своей он боялся как огня. Он с горечью говорил, что ему нечем помянуть его детства, ни одного светлого воспоминания.


С детских лет Тургенев возненавидел крепостное право и давал себе клятву никогда и ни при каких обстоятельствах не поднимать руки на человека, хоть в чём-нибудь зависимого от него.

«Ненависть к крепостному праву - уже тогда жила во мне,- писал Тургенев,- она, между прочим, была причиной тому, что я, выросший среди побоев и истязаний, не осквернил руки своей ни одним ударом - но до «Записок охотника» было далеко. Я был просто мальчик – чуть не дитя».

В дальнейшем, пережив суровые годы детства, получив образование и став писателем, Тургенев всю свою литературную и общественную деятельность направил против гнёта и насилия, царивших в России. Свидетельством этому явились замечательные антикрепостнические рассказы. Большинство из них вошло в книгу «Записки охотника».

2.5. Реальные события, положенные в основу рассказа

К ним близок по содержанию и рассказ «Муму». Материалом для написания послужил действительный случай, который произошёл в Москве на Остоженке в доме № 37.

Прототипами главных героев рассказа являются хорошо знакомые Тургеневу люди: его мать и дворник Андрей, когда-то живший в их доме.

Однажды, объезжая свои имения, Варвара Петровна заметила крестьянина богатырского сложения, который на расспросы барыни ничего не мог ответить: он был немым. Ей понравились оригинальная фигура, и Андрей был взят в Спасское дворником. С этого времени он получил новое имя - Немой.

«Варвара Петровна щеголяла своим гигантом дворником,- рассказывала.- Одет он был всегда прекрасно и, кроме красных кумачовых рубашек, никаких не носил и не любил; зимой красивый полушубок, а летом плисовая поддёвка или синий армяк. В Москве зелёная блестящая бочка и красивая серая в яблоках заводская лошадь, с которыми Андрей ездил за водой, были очень популярны у фонтана близ Александровского сада. Там все признавали тургеневского Немого, приветливо его встречали и объяснялись с ним знаками».

Немой дворник Андрей, как и Герасим, нашёл и приютил у себя бездомную собачку. Привык к ней. Но собачка не понравилась барыне, и она приказала её утопить. Немой исполнил приказание барыни и продолжал спокойно жить и работать у барыни. Как ни горько было Андрею, но он остался верен своей госпоже, до самой смерти служил ей и, кроме неё, никого своей

госпожой признавать не хотел. Очевидица рассказывала, что после того трагического конца его любимицы, Андрей ни одной собаки никогда не приласкал.

В рассказе «Муму» Герасим показан как бунтарь. Он не мирится с причинённой ему барыней обидой. В знак протеста он уходит от жестокой барыни в деревню пахать родную землю.

Сохранилось донесение царского чиновника из секретной переписки цензурного ведомства того времени. В нём чиновник говорит о том, что читатели, прочитав рассказ, исполнятся состраданием к крестьянину, угнетаемому помещичьим своенравием.

Этот документ подтверждает великую художественную выразительность и идейную силу тургеневского произведения.

видел в Герасиме своеобразный символ - это олицетворение русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости… Писатель был уверен, что он (Герасим) со временем заговорит. Эта мысль оказалась пророческой.

3. Заключение

Сделаем следующие выводы:

1. Человек, перенёсший в детстве страдания и боль, вступая во взрослую жизнь, ведёт себя по-разному: кто-то, как Варвара Петровна, становится злым и мстительным, а кто-то, как Тургенев – чутким к страданиям человека, готовым помогать людям не только словом, но и делом.

2. Увиденные в детстве унижения, оскорбления человеческой личности и достоинства сформировали в будущем писателе отвращение к крепостному праву. Хотя Тургенев не был политическим борцом, но с помощью своего литературного таланта, общественной деятельности он боролся с крепостническим произволом.

3. В «Муму» сталкиваются две силы: русский народ, прямодушный и сильный, и крепостнический мир в лице капризной, выживающей из ума старухи. Но Тургенев даёт этому конфликту новый поворот: у него герой совершает своеобразный протест, выразившийся в его самовольном уходе из города в деревню. Возникает вопрос, на чём держится крепостное право, почему мужики-богатыри прощают господам любые прихоти?

4. Информационные ресурсы

1. Большой учебный справочник. Русские писатели ХIХ века. М.: Дрофа,2000

2. Жизнь и творчество: Материалы для выставки в школе детской библиотеки сост. и вступительная статья, М.:Детская литература, 1988

3. Из воспоминаний о семье. Литература 5 класс под ред. - М.:Мнемозина, 2010

4. . Биография. Пособие для учащихся. Л.: «Просвещение»,1976

5. История рассказа «Муму» Смена № 000 ноябрь 1947г. [Электронный ресурс]/ Режим доступа:Smena - *****> storiya-Rasskaza-mumu

6. Тургенев собрание сочинений и писем в 28т. Письма. М.-Л., 1961 Т.2

7. Тургенев в школе: Пособие для учителей/ сост. .- М.: Просвещение,19с.

8. Шер о русских писателях. Фотографии. М.: Детская литература,1982, 511с.

9. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. в 3т. т. 3. М.:Педагогика - Пресс,1999

Биография. Пособие для учащихся. – Л: «Просвещение», 1976

Н. Биография. Пособие для учащихся.- Л.: «Просвещение», 1976

Биография. Пособие для учащихся. Л.: «Просвещение» , 1976

Тургенев собрание сочинений и писем в 28т. Письма. М.-Л., 1961, Т 2 с.323

Там же - с. 389

Жизнь и творчество: материалы для выставки в школе и детской библиотеке сост. и вступительная статья, М.: Детская литература, 1988

Из воспоминаний о семье. Литература 5 класс под ред. - М.: Мнемозина, 2010, с.58

«Муму» – классическое произведение мировой литературы. Это трогательное повествование о нелегкой судьбе крепостных крестьян, их простых ценностях и суровых решениях, на которое способно черствое сердце тех, кто обрел власть. По мотивам рассказа снят одноименный мультфильм.

История создания

Биография писателя сыграла не последнюю роль в его творчестве. Родившись в семье помещицы, проявлявшей жестокость по отношению к крестьянам, мальчик наблюдал страшные расправы над теми, кто не мог ответить на ее ненависть делом. Понимая всю силу социальной несправедливости, Тургенев выступал против крепостного права. В рассказе «Муму» нашли отражение события, имевшие место в его родовом имении.

Работа над сочинением шла, пока автор находился в заключении. Ему нелегко далась смерть . Будучи близким писателю, он страшно переживал его смерть, составляя некролог. О смерти Гоголя в печати не было ни слова. Некролог, изданный «Московскими ведомостями», стал причиной, по которой Тургенев попал под арест. На воле он оказался спустя месяц.

Будучи в заточении, Тургенев жил на Съезжей, рядом с экзекуционной комнатой, где секли крепостных. Постоянно слушая крики и стоны людей, чья судьба не была благосклонной, писатель вспоминал жестокие пытки, проходившие в доме его матери. Возобновляя в памяти пережитые эмоции, авто написал рассказ «Муму», действующими лицами которого стали герои, напоминавшие его матушку и местного дворника Андрея. Описание здания гласило, что действие развивается в доме № 37, расположенном на улице Остоженка. Этот дом в Москве можно увидеть и сегодня.


Произведение Тургенева "Муму"

Сюжет произведения схож с историей, которую Тургенев наблюдал мальчиком. Дворник Андрей был крепостным, привезенным его матерью из деревни. Внешность мужика говорила, что он – настоящий русский богатырь. Беда заключалась в том, что он был глухонемой. У дворника были положительные черты характера, которыми он привлек помещицу. Покладистый нрав и исполнительность пришлись по нраву хозяйке, а о его огромной силе говорила вся Москва.

Однажды Андрей нашел щенка и принес его на двор. Барыня приказала избавиться от животного. Дворник не посмел ослушаться. Он не убил щенка, но больше тот не появлялся в доме. Тургенев изменил финал истории, добавив ему драматический накал. Характеристика вымышленного героя оказалась более глубокой, чем его прототип.


Неслучайно главного персонажа зовут Герасим, что значит «почтенный». Это вновь подчеркивает степень преклонения героя перед властью хозяйки. После того, как произведение Тургенева стало доступно широко публике, имя Герасим часто стало использоваться как нарицательное. Им нередко называют глухонемых.

«Муму»

Главным действующим лицом рассказа стал глухонемой крепостной крестьянин Герасим. Недуг сопровождал мужчину с рождения, но его отчасти компенсировала физическая сила. Любое дело, за которое брался крестьянин, ладилось. Жизнь в деревне и в городе сильно отличалась для мужчины. Каменные мостовые и дома вызывали у него беспробудную тоску по деревне и природе. Он, как дикое животное, запертое в клетке, тосковал.


Иллюстрация к произведению Тургенева "Муму"

В городе у Герасима было меньше работы, поэтому появлялось свободно время. С дворовыми он не общался, так как его внешность отпугивала окружающих. Со временем он начал испытывать расположение к прачке Татьяне, которая обладала кротким нравом. Он делал неловкие шаги и поступки в сторону женщины, но их счастью помешало решение помещицы. Татьяну выдали замуж за Капитона. Герасим тяжело переживал это стечение обстоятельств. Он наверняка бы женился на избраннице. Их не сложившийся союз стал большим переживанием для героя.

Его часто видели угрюмым и мрачным, ведь единственная привязанность оказалась разрушена. Случайно увиденная собачонка стала отдушиной в жизни Герасима. Он выловил ее в реке. Вероятно, кто-то хотел утопить щенка, но дворник помог ему спастись. Глухонемой выходил питомца, лелея его, как маленького ребенка. Он подарил собаке всю нежность и ласку, скопившуюся в душе. Не в состоянии выговаривать слова, он назвал собаку Муму. Приятели были неразлучны, и собака преданно сопровождала хозяина полтора года, пока ее не заметила барыня.


Собака злобно рыкнула на хозяйку и вызвала этим недовольство женщины. Дворецкому поручили избавиться от питомца. Муму продали тайком, побоявшись Герасима. Горюющий хозяин перестал замечать окружающих, он был вне себя. Он ничего не мог сказать тем, кто лишил его друга. Случилось чудо: собака сорвалась с привязи нового хозяина и нашла дом, где ее выкормили. Герасим спрятал Муму в комнатушке, тщательно вымел двор и переделал всю работу, переживая о питомце. Иногда он навещал собачонку, а ночью решился вывести ее на прогулку.

Залаявшая собака выдала Герасима. Барыня узнала, что дворник ослушался ее приказа. В гневе она приказала уничтожить собаку. Герасиму пришлось взять это тяжкое бремя на себя. Надев праздничный костюм, покормив собаку в трактире, он прощался с любимцем. Дворник взял два кирпича и веревку, сел в лодку с собакой и отчалил от берега. Ему пришлось принять волевое решение и сдержать слово. Герасим утопил собаку.


Это событие в корне перевернуло его жизнь. Герой не мог терпеть существование в городе и корил себя за то, что не спас Муму. Герасим собрал пожитки и вопреки воле своей хозяйки покинул дом. Он восстал против безрассудных решений и продемонстрировал твердость характера и решимость. Случившееся навсегда осталось в душе Герасима тяжелым воспоминанием. В финале рассказа Тургенев говорит, что Герасим ни разу в жизни не притронулся ни к одной собаке и не имел отношений с женщинами.

Цитаты

Тяжелой и непредсказуемой была судьба особенных людей в эпоху крепостного права. Родиться глухонемым означало нести тяжкий крест существования среди людей, не понимавших, как изъясняться с неслышащим человеком, как получить ответ от того, кто не может говорить. Особенностями Герасима были нечеловеческая сила и телосложение, которые оберегали его от нападок крепостных. Барская воля испортила жизнь персонажа.

Несмотря на внешнюю неприступность и грубость, Герасим был нежным сентиментальным человеком, что стало очевидно по его заботе о собаке:

«Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».

Говорят, что домашние животные похожи на своих хозяев. Смышленная Муму, подобно Герасиму была жизнерадостной до определенного момента. Она горячо любила хозяина и чувствовала его заботу, платя преданностью.

«Герасим сам ее любил без памяти… и ему было неприятно, когда другие ее гладили: боялся ли он, что ли, за нее, ревновал ли он к ней – бог весть!»

Произошедшее с Муму стало трагедией в жизни Герасима. На его долю выпало немало тягот, связанных с восприятием окружающих. Едва обретя счастье, он всегда вынужден был с ним прощаться. Его лишили и такой мелочи, как любовь питомца.

«И живет до сих пор Герасим бобылем в своей одинокой избе, здоров и могуч по-прежнему».

Иллюстрация И. И. Пчелко

Очень кратко

Жестокая барыня разлучает глухонемого слугу с любимой женщиной и заставляет утопить собачку - единственного друга. Выполнив приказ барыни, слуга возвращается в родную деревню.

На одной из глухих московских улиц, в доме с колоннами, полном дворни, лакеев и приживалок, живёт старая барыня-вдова. Дочери её давно вышли замуж. Сама барыня доживает последние годы уединённо.

Самый заметный человек в доме барыни - дворник Герасим, мужик могучий, но глухонемой с рождения. Барыня привезла его из своей деревни, где Герасим считался лучшим работником. Выросший на земле, Герасим долго тосковал и с трудом привык к городской жизни. Обязанности свои он исполняет исправно - окрестные воришки обходят дом барыни стороной. Дворня тоже побаивается глухонемого, но Герасим их не трогает, считает за своих. Живёт он в отдельной каморке над кухней.

Проходит год. Барыня, имеющая неограниченную власть над дворней, решает женить своего башмачника Капитона Климова. Башмачник - горький пьяница, но барыня считает, что после свадьбы он остепенится. В жёны Капитону она выбирает робкую, забитую прачку Татьяну и поручает дворецкому Гавриле довести дело до свадьбы.

Татьяна, худенькая и белокурая двадцативосьмилетняя женщина, нравится Герасиму. Дворник неуклюже ухаживает за ней, защищает от издёвок и ждёт нового кафтана, чтобы в приличном виде прийти к барыне за разрешением жениться на Татьяне.

Гаврила долго раздумывает над проблемой: барыня жалует Герасима, но какой муж из глухонемого, да и решение своё хозяйка не переменит. Боится могучего дворника и «жених». Дворецкий втайне надеется, что барыня забудет о своей прихоти, как уже бывало не раз, однако мечтам его сбыться не дано - барыня спрашивает о свадьбе каждый день.

Наконец Гаврила вспоминает, что Герасим терпеть не может пьяных, и придумывает хитрость: подговаривает Татьяну притвориться хмельной и пройтись перед дворником. Хитрость удаётся - Герасим отказывается от Татьяны, и та выходит замуж за Капитона.

Проходит год. Капитон окончательно спивается, и барыня отправляет его с Татьяной в дальнюю деревню. Герасим дарит Татьяне красный платок, купленный для неё же год назад, и намеревается её проводить, но на полпути поворачивает назад.

Возвращаясь вдоль реки, Герасим видит в воде тонущего щенка, вылавливает его и относит в свою коморку. Дворник выхаживает собачонку, и та превращается в «очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами» по имени Муму.

Муму всюду сопровождает глухонемого, сторожит двор по ночам и никогда не лает понапрасну. Дворня тоже любит умную собачку.

Год спустя, расхаживая по гостиной, барыня выглядывает в окно и замечает Муму. В тот день на барыню находит «весёлый час» - она смеётся, шутит и требует того же от своих приживалок. Те боятся такого настроения хозяйки: «эти вспышки у ней продолжались недолго и обыкновенно заменялись мрачным и кислым расположением духа».

Муму нравится барыне, и она велит привести её в покои, но испуганная собачка жмётся в угол, начинает рычать на старуху и скалить зубы. Настроение у барыни быстро портиться, и она велит увести Муму.

Всю ночь барыня не спит и пребывает в мрачном расположении духа, а наутро заявляет, что ей мешал заснуть собачий лай, и велит избавиться от Муму. Лакей продаёт её за полтинник в Охотном ряду. Герасим забрасывает свои обязанности и ищет Муму, не находит, начинает тосковать, а через сутки собачка является к нему сама с обрывком верёвки на шее.

Герасим успел сообразить, что Муму пропала по приказу барыни - жестами ему рассказали о происшествии в барских покоях. Он начинает прятать собачку, но напрасно - ночью Муму лает, барыня устраивает истерику, и Гаврила клянётся ей, что скоро собаки «в живых не будет».

Дворецкий отправляется к Герасиму и жестами объясняет ему приказ барыни. За его исполнение Герасим берётся сам. Одев свой лучший кафтан, он сытно кормит Муму в трактире, затем берёт лодку и выплывает на середину реки. Попрощавшись с единственным другом, Герасим обвязывает шею Муму верёвкой с привязанными к ней кирпичами и бросает в воду.

Вернувшись домой, Герасим быстро собирает вещи и отправляется пешком в родную деревню. Он торопится, «как будто мать-старушка ждала его на родине, как будто она звала его к себе после долгого странствования на чужой стороне, в чужих людях».

Через три дня Герасим уже на месте, и староста с радостью его принимает. В Москве же Герасима долго ищут. Обнаружив бывшего дворника в деревне, барыня хочет выписать его назад, но передумывает - «такой неблагодарный человек ей вовек не нужен».

Герасим до сих пор бобылём живёт в своей ветхой избушке, на женщин даже не глядит и «ни одной собаки у себя не держит».



Что еще почитать