Технология "6 класс". Открытый урок. Технология "6 класс" Вместе с этим также читают

22.09.2014 6168 838

Раздел: Технология художественного рукоделия с элементами ДПИ. Моделирование швейных изделий.

Количество часов в данном разделе: 16

Урок по счету в данном разделе: 4.

Цели урока:

  • ознакомить учащихся с видами одежды, требованиями, предъявляемыми к ней, и классификацией;
  • дать начальное представление о конструировании швейных изделий;
  • формировать у учащихся добросовестность и взаимопомощь при выполнении работы;
  • воспитывать эстетический вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность, сознательное выполнение заданий, творческих работ;
  • формирование ключевых компетенций учащихся на уроках технологии;
  • развивать познавательный интерес учащихся, умение выделять главное, существенное в изучаемом материале.

Наглядность: презентация.

Оборудование для учащихся: рабочая тетрадь.

Оборудование для учителя: проектор, экран, ноутбук.

МО: словесный, наглядный, информационный, частично - поисковый, тестирование, самооценка, взаимооценка.

ФОПД: индивидуальная, фронтальная.

Литература:

  • Учебник по технологии для 6 класса, Т. Оралбекова, К. Шагирова, Н.Спиридонова 2011, -Жазұшы .
  • Лында А.С. Методика трудового обучения, - М., Просвещение, 1977
  • Мельникова Л.В., Осипова Л.В., Фридман Т.Е. Методика трудового обучения (обслуживающий труд). Под ред. Л.В. Мельниковой. - М.: Просвещение, 1985
  • Атутов П.Р., Поляков В.А., Андрианов П.Н., Байдалинова Э.А. и др. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 1. / Под ред. П.Р. Атутова. - М.: ИОСО РАО, 1997.

Межпредметная связь: история, география.

Ход урока:

I . Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. Отсутствующие.

II . Тест по предыдущей теме:

1.Волокно различают -

а) по цвету

б) по толщине

в) по происхождению

2. К волокнам растительного происхождения относятся -

а) хлопок, шелк

б) лен, шерсть

в) лен, хлопок

3. Нити основы проходят –

б) поперек длины ткани

4. Нити утка проходят

а) вдоль длины ткани, параллельно кромке

б) поперек длины ткани

5. Ткань это –

а) нити, переплетенные между собой

б) волокна, переплетенные между собой

в) пряжа, переплетенная между собой

Ключи к тесту

III . Виды одежды

3.1.Что называют одеждой и для чего она нужна

3.2. Классификация одежды

3.2.1.Деление по назначению на три класса (бытовая, форменная, производственная). Бытовая одежда (повседневная, домашняя, спортивная, торжественная). Производственная одежда (санитарная, специальная)

3.2.2. По способу эксплуатации (поясная, плечевая)

3.2.3. По ассортименту (Белье, верхняя одежда, легкое платье)

3.2.4. По половозрастному признаку (Женская, мужская, детская)

3.2.5. В зависимости от использования в различное время года(зимняя, летняя, демисезонная)

3.3. Требования, предъявляемые к одежде:

Ø Гигиенические - одежда должна обеспечивать нормальную жизнедеятельность организма человека и предохранять тело человека от внешних воздействий

Ø Эксплуатационные - одежда должна быть удобной в носке, прочной и износоустойчивой, не деформировалась, не теряла форму

Ø Эстетические - одежда должна быть красивой, современной, преображающей внешний облик человека

Ø Экономические - одежда должна быть недорогой и доступной

IV . Понятие о конструировании

4.1.Изготовление одежды (художник-модельер, конструктор, модельер, закройщик, портной- швея)

4.2.Конструирование одежды – прикладная наука, занимающаяся вопросами рационального проектирования конструкции швейных изделий. Главной задачей процесса конструирования является отработка методов проектирования деталей одежды, позволяющих придать им наивыгоднейшую форму и размеры в соответствии со строением и размерами тела человека, гигиеническими требованиями, свойствами материалов, существующим стилем и модой, экономичностью расхода материалов и технологичностью пошива изделия.

V . Закрепление материалов урока

Ответить на вопросы.

Ø Что такое одежда?

Ø Как разделяют одежду по способу эксплуатации?

Ø Какие требования предъявляют к одежде?

Ø Что называют конструированием?

VI. Практическая работа

Зарисовать пример форменной одежды(школьной формы) твоей мечты

VI . Подведение итогов работы.

Выставление оценок.

VII . Домашнее задание

Принести альбомный лист для построения чертежа, чертежные принадлежности, линейку закройщика, рабочую коробку. Повторить пройденный материал. Закончить практическую работу.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Конспект урока технологии в 6 классе «Вводное занятие»

Цель: раскрыть перед учащимися цель и содержание программы «Технология»; научить правильной организации труда и рабочего места; ознакомить с безопасностью и гигиеной труда.

Инструменты и оборудование:

1.Столярный верстак с набором инструментов,

2. Плакаты по технике безопасности в школьных мастерских.

Ход урока


I. Организационный момент .

Приветствие, проверка готовности учеников к уроку. Ознакомление учащихся с целью и содержанием программы «Технология» для 6 класса, с правилами поведения в школьной мастерской, с учебной мастерской и режимом работы в ней.
Инструктаж по технике безопасности.

Оформление протокола.

II. Изложение нового программного материала .

Из программы 5 класса вспомним, что же мы понимаем под
термином «Технология».
Под технологией понимают совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в процессе производства продукции.
- Какие технологии вы знаете?
Технология обработки древесины.
Технология обработки металла.
Технология электротехнических работ.
Технология ремонтно-строительных работ.


- Теперь рассмотрим, что входит в рабочее место столяра:

1. Столярный верстак.
2. Стул.
3. Стеллажи, ящики, полки.
4. Тумбочки для хранения инструментов, приспособлений и
заготовок.


Давайте вспомним из курса 5 класса, из чего состоит столярный
верстак. Рис. 1.

Рис. 1. Столярный верстак:
1- предплечье;

2 - крышка с отверстиями;

3 - клинья лотка;
4 - передний зажим;

5 - выдвижные и поворотные пальцы.


Предложить учащимся рассказать о назначении каждой детали верстака.
1. Передний зажим для закрепления заготовок.
2. Отверстия и клинья для упора и крепления заготовок
при строгании.
3. Задний зажим для крепления заготовок при строгании и распиливании и т.д.
4. Далее давайте вспомним, как правильно подобрать верстак для
удобства работы?
5. Встать возле верстака, опустить руки вниз, положить руку на
его крышку: если не требуется наклоняться или сгибать руку,
значит, верстак подобран правильно.

Далее разберем основные правила техники безопасности

1. Работы выполняются в специальной одежде:
халат; комбинезон или фартук; берет.
2. Основные правила техники безопасности при работе на верстаке.
3. Оберегать крышку верстака от повреждений режущими
инструментам и. тд.
4. Не закручивать сильно передний и задний зажимы верстака.
5. Не ударять молотком по крышке верстака.
6. Клинья в отверстия верстака забивать только киянкой.
7. По окончании работы очищать верстак только щеткой.

ПРАВИЛА внутреннего распорядка в мастерской

В школьной мастерской, так же как и на промышленном предприятии, надо соблюдать правила внутреннего распорядка.

    Входить в мастерскую только после звонка и с разрешения учителя.
    2. На занятия необходимо приходить в спецодежде (халат или фартук с нарукавниками, головной убор).
    3. При себе следует иметь рабочую тетрадь с чертежными принадлежностями.
    4. Необходимые для работы материалы и инструменты выдают дежурные или учитель.
    5. Запрещается подходить к станкам без разрешения учителя.
    6. Для работы следует пользоваться только выданными инструментами. Нельзя брать инструменты с другого рабочего места.
    7. Инструменты общего пользования при необходимости выдаются учителем.
    8. На рабочем месте выполняются только те работы, которые указаны в задании.
    9. Инструменты и приспособления используют только по назначению.
    10. Запрещается во время урока оставлять свое рабочее место и переходить на другое.
    11. На рабочем месте надо соблюдать чистоту и порядок.
    12. По окончании работы следует убрать рабочее место, используя совок и щетку-сметку, снять спецодежду и вымыть руки.
    13. Инструменты, приспособления, изделия и заготовки сдают дежурному или учителю.
    14. Мастерскую покидают только с разрешения учителя.
    В случае нарушения правил внутреннего распорядка учащийся от работы отстраняется.


III. Практическая часть.
1. Подобрать верстак в соответствии с ростом.
2. Потренироваться в закреплении заготовки в зажимах и меж¬ду клиньями.

IV. Текущий инструктаж.
Проверить правильность закрепления заготовок. Клин должен выступать над крышкой стола на высоту, меньшую, чем высота заготовки.

V. Заключительная часть.
Проверка закрепления заготовок, указание на недочеты. Уборка рабочих мест и помещения мастерской.

Цель: Организация деятельности учащихся по усвоению способов пришивания фурнитуры. Задачи: 1. Ознакомить учащихся с понятием «фурнитура» и ее видами; обучить выполнять ремонт одежды. 2. Развивать самостоятельные исполнительские умения, логическое мышление. 3. Воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать навыки культуры труда, аккуратности, бережливости.


Девушка должна быть опрятна, Одежда ее всегда аккуратна. За одеждой своевременно нужно следить: Заштопать, пуговицу пришить … Ремонт и отделка швейных изделий Требует овладения вами особых умений. Будем учиться фурнитуру пришивать, Правильно ремонт одежды выполнять.


Немного истории… История швейной фурнитуры берет свое начало именно в тот момент, когда появилась одежда. А как иначе, ведь без швейной фурнитуры одежда и пошив одежды не возможны: нитки нужны для пошива, пуговицы – для функциональности изделия, пайетки и кружева – для украшения и придания оригинальности.


Первая фурнитура по праву считается пуговица. Древние люди вместо пуговиц соединяли куски своей одежды шипами от растений, косточками животных и палками. В Древнем Египте использовались пряжки или один кусок одежды продевался в отверстие, сделанное в другом, или концы просто связывались. Кто именно изобрел пуговицу, неизвестно: одни ученые склоняются к тому, что это были греки или римляне, другие - что пуговица пришла из Азии. Делались они преимущественно из слоновой кости. Первое упоминание о похожей на пуговицу застежке относится еще к III тыс. до н.э. Согласно письменным источникам и древним рисункам, людьми применялись круглые застежки с 2 дырочками для пришивания. Этот факт подтвердили в свое время археологические исследования. Делали первые пуговицы из кости и металла.


Разнообразие форм и размеров поражает: шаровидные, грушевидные, прямоугольные, объемные и плоские пуговицы могли быть малы настолько, что для их пришивания уходило до часу времени швеи и такими огромными, что мгновенно становились основным элементом любого костюма. Широкое распространение пуговицы получили только в XIII веке. И почти до XVIII века были признаком богатства и знатного происхождения: короли и аристократия могли позволить себе заказать пуговицы из золота и серебра. В начале XVIII века пуговицы стали делать из металла и меди, но почти до конца XIX века пуговицы были настолько дорогим товаром, что их перешивали с одной одежды на другую.


По назначению пуговицы делятся на пальтовые, бельевые (для легкой одежды) и для специальной одежды. Изготавливают пуговицы из различных материалов: пластмассы, металла, дерева, кости, рога, раковин моллюсков и т.д. Различают пуговицы по оформлению: без отделки и с отделкой (с рисунком, с металлическим или кожаным покрытием, с надписями). Пуговицы бывают с отверстиями (двумя, четырьмя) и на стойке. Подбирают их в цвет основного материала или отделки.




Пуговицу к легкой одежде пришивают вплотную к ткани четырьмя – пятью стежками. Для верхней одежды пуговицу делают на стойке («ножке»). В зависимости от толщины ткани высота «ножки» может быть 0,1 – 0,4 см. Для прочности крепления пуговицы можно использовать прокладку из ткани или под пуговицу с изнаночной стороны изделия. Пришивают пуговицы нитками 40, 50, сложенными вдвое. Нитки подбирают в тон ткани, если пуговица на стойке, или в тон пуговицы, если она с отверстиями.




Кнопки и кнопки-подобные объекты, используемые в качестве украшений или печатей, а не крепежа были обнаружены в цивилизации долины Инда ок до н.э., а также бронзового века в Китае (около до н.э.) и Древнем Риме. Кнопки, сделанные из раковины использовались в цивилизации долины Инда для декоративных целей к 2000 году до нашей эры. Некоторые кнопки были вырезаны в виде геометрических форм. Функциональные кнопки с петлей для крепления появились впервые в Германии в 13 веке. Вскоре они получили широкое распространение с появлением плотно облегающей одежды в 13-е и 14-го века в Европе.




Кнопка состоит из основания (со стерженьком) и накладки (с пружиной). Кнопки производят разного размера и формы. По цвету они должны как можно меньше выделяться на ткани. Пришивают кнопки с внутренней стороны застежки к двойному слою ткани, делая по три- четыре стежка в каждое отверстие. Основание пришивают с изнаночной стороны верхнего края (стежки должны быть незаметными с лицевой стороны), а накладку – с лицевой стороны нижнего края застежки.







Крючки и петли родились в 14 в. в Англии. Выглядели они тогда, конечно, не так изящно, как сейчас. Наиболее сильного расцвета этот тип застежки достиг в эпоху раннего Средневековья, когда свободные одежды сменились на приталенные, когда платье кроилось строго по фигуре и должно было иметь максимальную степень прилегания. Эту степень и обеспечивали крючки. Их количество на дамских платьях иногда исчислялось сотнями. С течением времени они уменьшались в размерах и до сих пор используются весьма широко.










Впервые непрерывную и автоматическую застёжку для одежды изобрел Леонард Джадсон ещё в 19 столетии, но, видимо, людям 19 века это не пришлось по душе, поэтому широкого распространения изобретение не по- лучило. Застёжка-замочек, зиппер как только не называли тогда предшественников нашей молнии, которая явилась в знакомом нам виде в 1913 году, и с тех пор принцип её действия остаётся неизменным. Но фабриканты не сразу поверили в силу этого устройства, лишь через десять лет застёжка-молния получила широкое распространение. Пряжка имеет давнюю историю. Настолько древнюю, насколько хватает человеческой памяти. Люди с древнейших времен использовали пояса и ремни. Совершенно понятно, что ни один ремень не может обойтись без пряжки. Ведь если пояс или шарф можно было закрепить узлом или брошью, то ремень без пряжки закрепить нельзя. С самого начала это были довольно грубо обработанные вырезанные из кожи полосы с кожаными или костяными пряжками. Позже, в бронзовый век, появились дорогие бронзовые пряжки. Это были уже почти драгоценные пряжки.





Когда фурнитура пришла в негодность, ее следует заменить. Во время работы нужно быть внимательной и осторожной, чтобы не сделать надрез на ткани. Для этого служат нож для прорезания петель или маленькие ножницы с острыми концами. Ремонтируя одежду, помни и соблюдай правила безопасной работы с ножницами, иглами, булавками и утюгом.























































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.























Назад Вперёд

Цель урока: знакомство учащихся с эстетическими принципами дизайна, понятием стиль, разновидностями стилей в интерьере, элементами цветоведения, цветовыми сочетаниями в интерьере.

Задачи урока:

  • Дать определение понятию стиль, интерьер, эстетические принципы дизайна;
  • Дать представление о разнообразии стилей в интерьере;
  • Рассмотреть цветовой круг, основные и дополнительные цвета;
  • Продолжить развитие самостоятельности в работе с информационными источниками по заданной теме, умение вычленять из текста главное;
  • Воспитывать у учащихся эстетический вкус.

Оборудование:

  • Мультимедийное оборудование;
  • Раздаточный материал;
  • Презентация, клип;
  • Художественные принадлежности, ножницы, журналы для выполнения практической работы.

Ожидаемый результат: после проведенного урока учащиеся должны иметь представление об эстетических принципах дизайна, основах цветоведения. Понимать, что для каждой эпохи характерен свой стиль убранства комнаты, предметов интерьера.

Ход урока

1. Организационный момент – 1 мин.

Здравствуйте, девочки! Присаживайтесь! Скажите мне, пожалуйста, все ли готовы к уроку? Кто сегодня отсутствует?

2. Актуализация мыслительной деятельности, выход на тему, цель и задачи урока – 5 мин.

Посмотрите на экран, прочитайте, пожалуйста, японскую народную мудрость: “Дома и тысячу дней прожить легко, выйдешь из дому - и час трудно”. Как Вы думаете, в чем ее смысл? (Ответы учащихся). (Слайд № 1).

А теперь, на основе Ваших ответов, давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока. (Ответы учащихся). Давайте запишем ее в тетради. (Слайд № 2).

Посмотрите, пожалуйста, внимательно на тему нашего урока. Скажите, какую цель нам нужно достичь и какие задачи нам предстоит решить сегодня? (Ответы учащихся).

Совершенно верно, целью нашего урока является: Изучение эстетических функций дизайна через многообразие стилей и сочетание цветов в интерьере. (Слайд № 3).

А что нам необходимо, чтобы достичь этого результата? (Ответы учащихся).

Итак, наши задачи:

  • Изучить терминологию темы;
  • Систематизировать группы стилей в интерьере, их основные черты;
  • Познакомиться со значением цветовой гаммы в интерьере;
  • Закрепить и проверить свои знания по данной теме.

(Слайд № 4).

3. Изучение терминологии темы – 7 мин.

Для того, чтобы качественно овладеть материалом любой темы, необходимо для начала изучить термины и понятия. Сегодня это будут следующие слова:

  • Интерьер
  • Стиль
  • Эстетические принципы дизайна

(Слайд № 5).

Как Вы думаете, в чем заключается смысл каждого слова? (Ответы учащихся).

Давайте сверимся и запишем определения в тетрадь. (Слайды № 5, 6, 7, 8).

4. Изучение нового материала – 22 мин.

4.1. Вводный инструктаж перед групповой работой с информационными источниками – 2 мин.

Интерьер квартиры – это отражение характера, мироощущения и, конечно же, стиля ее хозяина, поэтому и выбор дизайна - довольно ответственное задание. Не лишним будет рассмотреть все основные стили дизайна интерьера и только тогда принимать решение.

Красота, привлекательность и стиль - непременные условия творческого успеха современного жилища.

Условно можно разделить все стили интерьера на три группы: исторические, современные и этнические стили. (Слайд № 9).

Разбираться в многообразии стилей в интерьере мы будем в ходе работы с информационными источниками, которые лежат на партах перед Вами (см. Приложение № 1 ). Вы не случайно рассажены по группам, несмотря на то, что каждый из Вас будет добывать информацию по определенному стилю самостоятельно, каждая группа должна будет представить общий результат в виде кластера, характеризующего определенную группу стилей. Работать Вы будете по определенному плану, с помощью памятки по работе с информационным источником, которые также находятся у Вас на столах (см. Приложение № 2 ). Вам необходимо найти ответы на следующие вопросы:

  1. Название стиля
  2. Год зарождения или наивысшей популярности стиля
  3. Основные характерные признаки
  4. Суть стиля.

4.2. Самостоятельная работа с информационными источниками – 5 мин.

4.3. Монологические ответы учащихся, составление кластеров – 15 мин.

(Слайды № 10, 11, 12).

5. Демонстрация презентации 2 – 4 мин.

Сейчас я предлагаю Вам немного отдохнуть и посмотреть, как каждый стиль может быть воплощен в интерьере.

6. Мониторинг, обсуждение увиденных иллюстраций – 1 мин.

Учащиеся высказывают свое мнение по поводу симпатии какому - либо стилю.

7. Изучение нового материала – 5 мин.

С помощью чего, кроме стиля интерьера, можно обыграть жилое пространство? (Ответы учащихся).

Действительно. Одна и та же комната будет выглядеть по-разному, если ее стены оклеить светлыми или темными обоями, поменять шторы. Чтобы проанализировать цветовые сочетания, которые могут быть использованы при оформлении комнаты, познакомимся с цветоведением. (Слайд № 13).

Что Вы видите на экране? (Ответы учащихся). (Слайд № 14).

Действительно, это цветовой круг. Какие цвета существуют? (Ответы учащихся). (Слайд № 14).

Давайте рассмотрим, как каждый цвет может воплощать интерьер разных по функциональной принадлежности помещений.

  • Синий цвет. Прежде всего, это успокаивающий цвет. Создает атмосферу тишины, чистоты, бесконечности и строгости, его рекомендуют для учебных аудиторий или кабинетов. (Слайды № 15, 16, 17, 18).
  • Желтый цвет. Это яркий, радостный, стимулирующий цвет. Его ассоциируют с интеллектом и выразительностью. Он увеличивает концентрацию, организует, улучшает память, способствует справедливому и быстрому принятию решений. Вызывает ощущение тепла, света и солнца, веселья и легкости. (Слайды № 19, 20, 21, 22).
  • Красный цвет. Стимулирует, снабжает очень сильной, но достаточно грубой энергией. Способствует активности, уверенности, дружелюбию. Праздничный, энергичный. В больших количествах может провоцировать ярость, гнев. (Слайды № 23, 24, 25, 26).
  • Зеленый цвет. Это жизнь, рост, гармония, веселье. Помогает быть ближе друг к другу. Успокаивающий, мирный и сдержанный. Благодаря ему, мы становимся ближе к природе. (Слайды № 27, 28, 29, 30).
  • Фиолетовый цвет. Связан с артистизмом, великими идеями, интуицией и мистицизмом. Он способствует вдохновению, состраданию, чувствительности. Торжественно-роскошный, но в большом количестве может угнетать. (Слайды № 31, 32, 33, 34).
  • Оранжевый цвет. Высвобождает эмоции, поднимает самооценку, учит прощать.
    Пастельные оттенки (абрикосовый, персиковый) восстанавливают нервные затраты. Теплый, праздничный, полный жизни. Это отличный антидепрессант, способствует хорошему настроению. (Слайды № 35, 36, 37, 38).
  • Черный цвет. Обладает парадоксальными свойствами: вызывает чувство защищенности, утешения, ощущение тайны, он связан с тишиной, бесконечностью. Но может тормозить нас при принятии решений. (Слайды № 39, 40, 41, 42).

8. Практическая работа в группах – 27 мин.

8.1. Вводный инструктаж перед групповой работой, выдача заданий – 2 мин.

Сейчас Вам предстоит в группах выполнить практическую работу. Смысл ее состоит в том, чтобы спроектировать интерьер по заданию. Задание у каждой группы будет свое. Пожалуйста, вытяните свое задание (см. Приложение № 3 ). На работу Вам отводится 20 минут, после чего каждая группа должна будет защитить свою работу. Работа Вам предстоит творческая, выполняться она может в любой технике: коллаж, рисунок красками, карандашами, аппликация.

8.2. Групповая работа учащихся – 20 мин.

Ученицы работают, учитель отвечает на возникающие вопросы.

8.3. Защита творческих работ – 5 мин.

Каждая группа демонстрирует классу свою творческую работу, комментируя ее.

9. Мониторинг полученных знаний – 3 мин.

Давайте проверим себя. (Слайды № 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51).

10. Выдача домашнего задания – 3 мин.

На следующем уроке мы продолжим изучение раздела “Проектирование интерьера и оформление детской комнаты или детского уголка” и займемся выполнением проекта. Вы уже знаете о культуре жилища, видах уборки. О видах освещения, осветительных приборов в жилом помещении. В ходе сегодняшнего урока мы познакомились со стилями и цветами в интерьере. Все эти знания пригодятся Вам для выполнения проекта, чем мы займемся на следующем уроке. Для этого дома Вам необходимо составить план Вашей комнаты в настоящее время: определить размеры комнаты и мебели, выбрать масштаб изображения, определить расположение окон и дверей. (Слайд № 52).

11. Подведение итогов занятия – 2 мин.

Итак, что нового и полезного вы узнали на сегодняшнем уроке? (Ответы учащихся).

Давайте вернёмся к японской народной мудрости. Как теперь Вы понимаете ее? Достигли ли мы цели урока? (Ответы учащихся). (Слайд № 1).

Вы сегодня все очень хорошо потрудились, за урок все получают отличные оценки.

Спасибо за работу на уроке, все могут быть свободны. (Слайд № 53).

Список использованных источников информации

  1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е издание, дополненное. М.: ООО “ИТИ Технологии”, 2003. 944 стр.
  2. Технология: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / Под редакцией И.А. Сасовой. 2-е издание, переработанное. М.: Вентана-Граф, 2007. 224 с.: ил.

Отправить

Класснуть

Запинить

Уроки 1–2. Вводное занятие. Беседа о назначении и содержании уроков труда в течение года, изучение новых терминов

Вид учебного труда: вводное занятие.

Цели: дать представление о тематике уроков I четверти и их особенностях; познакомить с понятием «проект», составными частями производства проектов; продемонстрировать работы, выполненные учащимися прошлых лет; познакомить с учебником и рабочей тетрадью по технологии; выполнить лабораторную работу на тему «Женский костюм»; провести конкурс.

Оборудование: для учителя – наглядные пособия: плакаты, швейные изделия, выполненные учащимися разных лет, репродукции картин, шаблон женской фигурки из бумаги; для учащихся – тетради, карандаши, фломастеры.

Оформление доски: тема «Проект»; таблицы с образцами готовых изделий; репродукция картины К.А. Коровина «Северная песня»; эскизы костюмов К.А. Коровина к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Ход уроков

1. Организационный момент

– Назовите главные темы уроков технологии в 5 классе. (Кулинария и шитье.)
– Какие умения вы приобрели, чему научились на этих уроках?
– Какие из умений пригодились вам?

В этом году мы продолжаем изучать темы, начатые в 5 классе. Все, чему вы научились на занятиях по технологии в прошлом году, вам пригодится. Но вы также познакомитесь с новыми способами обработки пищевых продуктов, с новыми приемами приготовления еды для разного времени суток, для себя, для ваших гостей и членов вашей семьи. Вы будете учиться шить новые изделия из тканей. Одни вещи пригодятся вам самим – это предметы одежды, другие станут сувенирами, подарками для вас и ваших близких, друзей.

Как видите, назначение у изделий разнообразное, но главное, что их объединяет, – все они должны получиться хорошего качества, чтобы всех радовать своим видом. Значит, вам предстоит подняться на новую ступеньку в своем мастерстве. Думаю, вам это доставит большое удовольствие, но для достижения нужных результатов придется хорошенько потрудиться.

2. Повторение пройденного материала

Вспомним, что обозначает термин «технология». Если дать краткое определение, то это процесс создания человеком полезных изделий и услуг. В широком смысле в понятие «технология» входит огромное множество отдельных видов деятельности. Например, приемы и способы добывания человеком полезных ископаемых, процессы их обработки, переработка сырья, материалов, полуфабрикатов, которые получаются при переработке первичной продукции. Технологией также называют определенную последовательность действий во время изготовления нужной продукции заданного качества.
Человек сначала создавал вещи для того, чтобы защитить себя от холода и болезней и обустроить свой дом. Но это наиболее простые человеческие потребности.
(Демонстрация плаката.)

С развитием общества потребности возрастали. Поэтому сфера создания новых технологий и их применения все время расширялась.
– Приведите примеры технологий, возникших за последние годы. (Ответы учениц.) Посмотрите, какие потребности обозначены на схеме. (Текст плаката: «Развитие потребностей: добыча полезных ископаемых, архитектура, зодчество, ковроткачество, золототкачество, кораблестроение».)

Наиболее богатым на появление новых технологий оказался XX в. (Текст плаката: «Технологии XX–XXI вв.: разные виды транспорта, преобразование электроэнергии, военные разработки».) В наше время на человека обрушивается поток информации. Значит, активно развивались технологии связи, коммуникаций. (Текст плаката: «Технологии коммуникаций: радио, телевидение, телефон, Интернет».) Обобщим понятие термина «технология»: это деятельность человека по преобразованию материи, энергии и информации для удовлетворения человеческих потребностей. (Записать определение на доске.)

3. Вступительная беседа по теме уроков

Уроки по технологии будут, как и в прошлом году, проходить в специальных кабинетах, в зависимости от того, чем вы будете заниматься – кулинарией или шитьем. Этим видам деятельности по-прежнему отводится большее количество времени, потому что приготовление пищи, сервировка стола или ремонт одежды – работа, которую человек выполняет ежедневно.

Вы познакомитесь с новыми видами посуды и ее назначением, техническим оборудованием кухни, правилами поведения за столом, свойствами новых тканей, разными приемами шитья и украшения одежды.

– Какими видами деятельности вы занимались в 5 классе на уроках по приготовлению пищи и шитью одежды? (Примерный ответ. Проверка качества продуктов, их подготовка к обработке, отваривание, поджаривание, выпекание, сервировка стола, создание швейных изделий, выполнение разных швов, работа на швейной машинке, создание поделок из бумаги и ткани.)
– Какой технический предмет является главным на занятиях по шитью? (Швейная машинка.)
– Как называется вид занятий, во время которых вы изучаете правила шитья на машинке? (Машиноведение.)
– Какие этапы машиноведения вам запомнились? (История создания швейной машинки, приемы ее эксплуатации, принципы ее действия.)
– Как называется вид занятий, во время которых вы изучаете ткани, приготовленные для шитья из них нужных изделий? (Материаловедение.)
– Как называется этап шитья, во время которого производится создание выкройки новой одежды? (Конструирование.)

В этом году помимо приготовления пищи и шитья одежды вам предстоит познакомиться с правилами оформления жилья. Вы будете учиться тому, как с помощью различных дизайнерских приемов можно украсить свою комнату. У профессиональных дизайнеров это называется «культура жилища». Вы узнаете, какие именно виды человеческой деятельности и ее результаты входят в понятие культуры жилища. Иными словами, вам предстоит узнать технологию ухода за жильем.

Вы познакомитесь с правилами поведения за столом, узнаете как нужно вести себя в гостях и принимать гостей. Все это мы называем – этикет.

4. Повторение принципов бригадного метода

Как и в прошлом году, на занятиях по кулинарии вы будете выполнять задания всей бригадой. Вспомните, что означают эти слова, в какую бригаду входил каждый из вас, номер вашей бригады, ее бригадира и санитара. В этом году сохранится такое же формирование бригад. (Примечание: если в группе появились новые ученицы, педагог прикрепляет их к какой-либо из бригад и просит бригадира включить их в разные виды работ.)

– Какие виды деятельности входят в круг обязанностей бригадира? (Примерный ответ. Распределение продуктов перед уроком, заполнение учетной карточки на каждого члена своей бригады с оценкой работы на занятии.)
– Чем занимается санитар бригады? (Следит за внешним видом, своевременным мытьем рук во время работы с продуктами, выполнением правил приготовления еды.)
– Кто еще необходим на занятиях по кулинарии? (Примерный ответ. Дежурный, который несет ответственность за подготовку принадлежностей перед процессом приготовления еды и который сдает вымытую посуду и исправную технику дежурным следующего класса.)

5. Изучение метода проектов

Осваивать новые темы вы будете с помощью нового учебного метода – метода проектов. Само слово «проект» в переводе с латыни соответствует нашим терминам «замысел», «план», «идея». Осуществление проекта состоит из нескольких этапов.

– C чего, как правило, начинается выполнение любого задания? (С создания плана его осуществления и составления списка видов работ, которые необходимо выполнить.)
– Какие еще этапы выполнения задания вы можете назвать? (Примерный ответ. Самый важный этап – собственно процесс изготовления. В конце работы дается оценка ее качеству, производится анализ всего процесса изготовления.)

6. Работа в тетради

Как и в предыдущие годы, в этом учебном году самые важные моменты занятий по технологии нужно будет записывать в тетрадь, фиксируя процесс изготовления той или иной вещи. Лучше в данном случае использовать тетрадь для творческих работ, специально разработанную в едином комплексе с учебником.

Откройте тетрадь на с. 3 и прочитайте напутствие авторов. (Одна из учениц читает вслух со слов «Уважаемые шестиклассницы».)
Первый раздел называется «Основы проектирования» (на с. 4). На этой странице вам сейчас предстоит записать основные компоненты проекта, последовательность его выполнения.
На с. 5 учебника есть памятка школьникам, которые начинают работу над выбранными проектами. Прочитайте ее.
Теперь запишем основные правила работы с проектом. (Ученицы записывают последовательность работы над проектами, педагог комментирует каждый пункт.)

Правила работы над проектом

1. Постановка задачи. Формулирование цели создания проекта – для кого и зачем он создается. Началом работы над проектом могут стать слова «разработать» и «создать».
2. Уточнение идеи проекта – материала, внешнего вида. Изучение материала по теме работы, его обсуждение и отбор. Создание эскиза.
3. Планирование и изготовление – самая большая по времени часть проекта. Поэтапное воплощение теоретической разработки в материальное изделие.
4. Оценка готового проекта:
а) проверка качества, анализ формы и содержания;
б) самооценка: анализ процесса изготовления, плюсы и минусы готового проекта и этапов работы над ним.

7. Информационно-познавательное сообщение

– В школе вы часто встречаетесь со словосочетанием «развитие человека». Что оно означает? (Приобретение знаний, переход качеств человека на более высокую ступень.)
– Процессы развития человека принято подразделять на умственный и физический. Каким бывает умственное развитие человека? (Интеллектуальным, нравственным, эстетическим, творческим.)
Есть направление воспитательной работы, которое включает в себя все перечисленные вами виды умственного развития, – это знакомство с культурным наследием нашего прошлого, с традициями и обычаями наших предков, например изучение русских народных костюмов, обычаев. Традиционные русские наряды – ценность, которая пришла к нам из глубины веков, создавалась множеством поколений.
(Демонстрация плакатов или образцов моделей русских народных костюмов.)
– Какое впечатление производят на вас эти наряды?
– Чем они отличаются от современной одежды?
– Какие детали представленной одежды сохранились и до нашего времени?
– Где можно почерпнуть сведения о народном костюме? (Примерный ответ. В специальной литературе; в краеведческом музее; на выставке; в кино, театрах, если там разыгрываются сюжеты из древнерусского быта; из произведений писателей и художников.)

Народные традиции сохраняют современные мастера, которые шьют костюмы для артистов театров, исполнителей народных песен и танцев. Стараясь как можно лучше донести до зрителя смысл и эмоциональность исполняемых номеров, артисты одеваются в соответствующем стиле.

Представьте себе, что на сцену вышла певица, которая исполняет русскую народную песню – медленную, протяжную, мелодичную, в современной одежде, сразу создастся ощущение несоответствия образа артистки с тем, что она поет. Если же в театре исполняется пьеса, действие которой происходит в далекие времена, то к работе над ней обязательно привлекают художника, хорошо знакомого со стилем одежды, характерным для той эпохи.

Многое из старинной русской женской одежды перешло в наш XXI в., например функциональность вещи, ее многослойность, которая связана с природными условиями России, где большинство дней в году холодные, и поэтому приходится одновременно надевать сразу несколько вещей. Характерное отличие – богатое декорирование, придающее одежде яркость. В самых разнообразных предметах современной одежды – от ночной сорочки до пальто – нередко используются мотивы народного оформления в виде вышивки, аппликации, соответствующая фурнитура.

В этом учебном году у вас будет возможность в ряде швейных изделий применить какие-то элементы русского костюма. По ходу выполнения проекта вы сами решите, в чем будут проявляться эти народные традиции – в фасоне или в оформлении.

8. Лабораторная работа

Почувствуйте себя художником-модельером – создайте свой женский костюм, нарисуйте его в ваших тетрадях. В этом вам поможет готовый шаблон, вырезанный из плотной бумаги. Обведите контуры бумажной фигурки на странице вашей тетради и придумайте для нее костюм.
(Школьницы выполняют указанную работу.)

Теперь можно подумать над эскизом костюма. При этом вам придется решить целый ряд задач.

– Для какого времени года предназначен костюм?
– Для какого вида деятельности – работы, досуга, отдыха?
– Из каких частей он будет состоять?
– Как он может быть оформлен?

Сначала сделайте на отдельном листочке эскиз костюма. Для удобства прочитайте плакат, где перечислены этапы работы над моделью костюма.
(Повесить на доску плакат со схемой работы или записать задачи, которые необходимо решить при создании костюма.)

1. Придумайте фасон одежды.
2. Обоснуйте ее назначение.
3. Нарисуйте эскиз.
4. Оформите окончательный вариант модели.
5. Внесите элементы декора, украшения.
6. Раскрасьте костюм фломастерами.
(Школьницы выполняют работу, после чего демонстрируют свои модели, рассказывают, как они выполняли работу, объясняют полученный результат и анализируют модели по дополнительным вопросам.)

– Какова функция показанной одежды?
– Для кого она предназначена?
– Какая ткань может быть использована для ее изготовления?
– В чем ощущается влияние традиционного русского народного костюма?
– Что в модели было оригинальным?
– Возможно ли в чем-то творческое дополнение?

9. Изучение нового материала

Посмотрите на рисунки, расположенные на доске. (Ученицы рассматривают репродукции картин К.А. Коровина «Северная песня», эскизов К.А. Коровина к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».) В обоих случаях нарисованы костюмы девушек, но на картине «Северная песня» действие происходит летом; в другом случае – зимой.

– Какая деталь присуща этим костюмам, несмотря на то что они предназначены для разных времен года? (Юбки.)

В стародавние времена подобные прямые юбки из сурового или выбеленного домотканого полотна были традиционной женской одеждой. Они назывались «понева», это была старинная национальная одежда крестьянок. Понева могла быть не только одноцветной, материю для нее ткали из разноцветных нитей, так что она получалась и полосатой, и клетчатой. Но в России чаще всего ее шили из гладкой, однотонной ткани и украшали вышивкой, декоративной отделкой. Причем поневу было принято носить только с того времени, как девушка считались просватанной, в основном это была одежда замужней женщины.

– Какие элементы старинной девичьей одежды вы видите на представленных картинах? (Кокошники, ленты.)

Лента была не только украшением в косе, хотя и тогда ее расшивали бисером, кистями. Лентой назывался головной убор на жесткой основе с открытым верхом, который повязывался на голову. Иногда в холодное время года поверх него надевали теплый шерстяной платок. А головной убор замужней женщины назывался «кика», «кичка».

– Вспомните, в какой сказке А.С. Пушкина он упоминается? (В «Сказке о рыбаке и рыбке»: «Парчовая на маковке кичка…».)

В эскизах к постановке оперы «Снегурочка» кичка является элементом одежды Бобылихи – замужней женщины.

10. Культура швейного труда

На следующем уроке вы займетесь шитьем. Но перед этим давайте проанализируем, какие условия нужны для того, чтобы во время таких занятий сохранить здоровье. Ведь шитье – напряженный труд. Как надо правильно организовать швейный труд? Работа за швейной машинкой предполагает сидячее положение корпуса, большую нагрузку на позвоночник и глаза.

– Что необходимо предпринять, чтобы по мере возможности снизить нагрузку на опорно-двигательный аппарат и ваши глаза? (Примерный ответ. Правильно выбрать место работы по отношению к источнику света, делать паузы во время шитья, специальную гимнастику для глаз.)

На рабочем столе должно быть предусмотрено место для размещения материалов, инструментов и оборудования. Существуют специальные упражнения для глаз.

Зрительная гимнастика

Каждое упражнение выполняется до 10 раз.
1. Широко раскрыть глаза и закрыть их, сжимая веки.
2. Зафиксировать взгляд на кончике носа.
3. Часто моргать.
4. Выполнить движения глазами вправо-влево, вверх-вниз, не поворачивая при этом голову.
5. Закрыть глаза ладонями и представить перед собой пространство, полное темноты. При этом несколько раз сделать продолжительные вдохи и выдохи.
Данные упражнения можно выполнять не только на уроках труда, но и во время любых других занятий, связанных с напряжением глаз, как в школе, так и дома.
(Школьницы выполняют упражнения, после чего записывают их в тетради.)

11. Изучение терминологии швейного производства. Работа в тетради

Поскольку вам придется несколько занятий побыть в роли мастеров швейного цеха, познакомьтесь с профессиональной терминологией этих специалистов. Запишите в ваши тетради несколько новых для вас понятий.

Ателье – небольшое швейное предприятие, где шьют одежду по индивидуальному заказу. С каждого заказчика тщательно сни- мают мерки и по ним делают лекала для раскроя ткани. Фабрика – крупное предприятие по изготовлению швейных и других изделий на типовые фигуры. При фабричном пошиве для создания выкроек пользуются специальными лекалами с различными размерами, которые считаются традиционными.

Какие же размеры принято считать нетрадиционными? Бывает, что у человека имеются какие-то отклонения от норм фигуры, например, часто встречается увеличенный объем в области талии или бедер. Конечно, при пошиве одежды в ателье или самостоятельно это учитывается, а при фабричном, типовом пошиве – нет.

– Какие виды одежды шьют чаще всего на фабриках? (Примерный ответ. Форменные комплекты для специалистов разных профессий – рабочих, железнодорожников, военных, а также для учащихся школ и т. д.)

Художник-модельер – специалист по созданию индивидуальных моделей одежды, выставочных комплектов, моделей для показов.

Конструктор одежды – специалист по созданию выкройки моделей, создающий чертежи для них. Работник фабрики, производящей типовые модели одежды.

Закройщик – конструктор, работник ателье, создающий индивидуальные выкройки одежды.

Портной – специалист по изготовлению швейных изделий.

12. Игра

В заключение занятия проведем игру под названием «Женская одежда». Каждая бригада будет поочередно называть предмет одежды из женского гардероба. За каждый ответ вам будет начисляться одно очко. Если в течение 5 с ответ не был дан, команда пропускает ход. Чтобы потом произвести подсчет набранных очков и не ошибиться, за каждый правильный ответ команда получит квадратик из бумаги.

Итак, закройте глаза, попытайтесь сосредоточиться и вспомнить как можно больше названий женской одежды.
(Команды называют предметы одежды, за каждый правильный ответ учитель вручает команде бумажный талончик. После того, как ответы иссякнут, учитель прекращает игру, производится подсчет, называют победителей и награждают их.)

Вы назвали довольно много видов одежды. Скажите, для чего предназначена одежда каждого указанного вами вида.
(Школьницы называют.)

Приведенные наименования необходимо записать в тетради и дать пояснения каждому виду одежды, описать ее внешний вид специфику.

Назначение одежды

1. Рабочая.
2. Повседневная.
3. Праздничная.
4. Деловая.
5. Спортивная.
6. Для отдыха.
7. Для сна.

(Школьницы дают пояснения каждому виду одежды, описывая ее внешний вид и специфику.)

13. Подведение итогов

– Сформулируйте правило: что подразумевается под рабочим местом? (Пространство, приспособленное для выполнения учебно-трудового задания, в котором находится место для работающего, рабочих материалов, инструментов и оборудования.)

– Каких отечественных или зарубежных художников- модельеров вы знаете?
– Какие виды технологий вам предстоит изучить в 6 классе? (Технологию ухода за жилым помещением.)
Домашнее задание
Раскрасьте фломастерами ваши модели костюмов. Подготовьте сообщение на одну из тем: «Народный костюм»,
«Знатна Русская земля своими мастерицами», «Зимние фантазии»,
«Образ природы в народном костюме». Можно проиллюстрировать ваше сообщение наглядными примерами.
На следующее занятие необходимо принести принадлежности для шитья. Вы будете шить футболку. Для ее создания достаточно ткани небольшого размера.
Для выкройки футболки принесите лист газетной бумаги, линейку, карандаш. Для снятия мерки вам понадобится сантиметр.

Вместе с этим также читают:



Что еще почитать