Страны вошедшие в сэв. Легендарный сэв: как ссср спасал послевоенную европу от полного краха. Формирование и задачи СЭВ

СЭВ: СЭВ Совет экономической взаимопомощи (1949 1991). Здание СЭВ Сэв: Сэв, Морис французский поэт и музыкант. Сэв, Дидьен бельгийский конструктор ручного огнестрельного оружия … Википедия

СЭВ - Совет Экономической Взаимопомощи с 1941 по 1991 Межправительственная экономическая организация. Члены СЭВ: Албания (до 1961), Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР (до 1990), Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия. Секретариат находился в… … Словарь сокращений и аббревиатур

См. Совет экономической взаимопомощи. * * * СЭВ СЭВ, см. Совет экономической взаимопомощи (см. СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ) … Энциклопедический словарь

СЭВ - [сэв], а, м. Совет экономической взаимопомощи (См. совет). ◘ В области экономических связей заметно возрасла роль СЭВа. Свое 30 летие СЭВ встречает по деловому. Брежнев, 1979, 9. Входящие в СЭВ страны выплавляют почти каждую третью тонну… … Толковый словарь языка Совдепии

См. Совет экономической взаимопомощи … Большой Энциклопедический словарь

См. Совет Экономической Взаимопомощи. Горная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984 1991 … Геологическая энциклопедия

СЭВ, см. СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

- (COMECON, СМЕА) См.: Совет экономической взаимопомощи (Council for Mutual Economic Assistance). Экономика. Толковый словарь. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000 … Экономический словарь

СЭВ - СЭВ, см. Совет экономической взаимопомощи … Демографический энциклопедический словарь

Сэв М. - СЭВ, Сев (Scève) Морис (ок. 1501– ок.1564), франц. поэт. Глава Лионской школы неоплатонич. лирики. Любовно эмблематич., стилистически изощрённая поэма в децимах (десятистишиях) Делия, эклоги, эпитафии. Религ. поэма Микрокосмос (1562) … Биографический словарь

Книги

  • Краткий справочник конструктора , Р. И. Гжиров. В справочнике систематизированы руководящие и наиболее употребительные справочные материалы в соответствии с государственными стандартами и стандартами СЭВ поосновным элементам…
  • Марксизм и теория личности , Люсьен Сэв. Предлагаемую читателю в русском переводе книгу МАРКСИЗМ И ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ можно закономерно рассматривать как продолжение и развитие идей замечательного французского философа-марксиста и…

Краткая историческая справка.......................................................................... 2

Правовая основа................................................................................................. 3

Цели..................................................................................................................... 5

Анализ экономических позиций государств после распада СЭВ................ 5

Институты........................................................................................................... 6

Организации. ...................................................................................................... 8

Структура взаимосвязей.................................................................................. 10

Экономико-правовой механизм интеграции СЭВ....................................... 11

Финансовая Система....................................................................................... 14

Выводы:............................................................................................................. 17

Использованная литература:........................................................................... 18

Краткая историческая справка.

Совет Экономической Взаимопомощи. Общеэкономическая межправительственная организация социалистических стран – Совет Экономической Взаимопомощи – учреждена представителями Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР, Чехословакии на Международном экономическом совещании, состоявшемся в Москве в январе 1949г. Впоследствии членами СЭВ стали также: Албания – с 1949 г. (с конца 1961 г. односторонне перестала участвовать в работе органов Совета), ГДР – с 1950 г., Монголия – с 1962 г., Куба – с 1972 г., Вьетнам – с 1978 г.

В итоге, к началу 1989 г. более 400 млн. населения, создавшего около 12% объема мирового произ­водства, жили в странах централизованного планирования, то есть в экономических систе­мах, где решение о производстве и занятости принимались, как правило, на правительственном уровне. Вопреки некоторым мерам по реформированию, правительства Советского Союза и восточноевропейских стран, освобожденных советскими войсками в ходе Второй мировой войны, все еще управляли своей экономикой главным образом директивами из центра, а не с использованием рыночного механизма.

Однако к концу 1991 г. ситуация изменилась. Коммунистические пра­вительства сложили свои полномочия или были низвергнуты, а сам Советский Союз рас­пался на отдельные государства. Большинство восточноевропейских стран и бывшие советские республики предприняли экономические реформы, намереваясь транс­формировать свою экономику в рыночную экономику западного образца.

Немногие экономисты сомневались, что в долгосрочном, периоде переход к рыночной экономике поднимет производительность и жизненный уровень в этих странах. Широко признано, что централизованное планирование доказало, что оно является менее эффективной системой, чем развитие экономики с помощью законов рынка. Некоторые страны Восточной Европы, как Чехия и Восточная Германия, до падения коммунистических режимов правления считались передовыми индустриаль­ными районами, но даже там обнаружилось, что у них имелись устаревшие фабрики, низкого качества товары и услуги, проблемы с окружающей средой. Возвращение к рынку в этих, некогда процветавших районах, вселяло надежду на быстрый рост, возможно, даже на "экономическое чудо", сравнимое с восстановлением Западной Евро­пы после Второй мировой войны.

Но, несмотря на большие надежды на экономическое возрождение в дальнейшей перспек­тиве, непосредственные последствия реформирования экономической системы с центром в Советском Союзе оказались менее положительными. Как показывает табл. 24.1, 1990 и 1991 гг. были отмечены в Восточной Европе и Советском Союзе (который распался летом 1991 г.) очень крупным сокращением производства и высоким уровнем инфляции. Большинство экспертов отмечали, что в 1992 и 1993 гг. экономическая ситуация продолжала ухудшаться, особенно в бывших советских республиках.

Причины жестоких экономических трудностей в Восточной Европе и СССР сложны и вызывают противоречивые мнения. Однако ясна главная причина этих труд­ностей: распад традиционных торговых связей между прежними государствами-членами СЭВ и между республиками Советского Союза оказал неблагоприятное воздействие, как на предложение, так и на спрос. Со стороны спроса распад специальных торговых связей, усиленный действиями Советского Союза, привел к резкому сокращению экспорта вос­точноевропейских стран, как в Советский Союз, так и между ними, а также к ухудшению условий торговли для многих стран (цен на их экспорт относительно цен на их импорт). Со стороны предложения разрушающаяся торговля привела к широкому распростране­нию дефицита, особенно в бывшем Советском Союзе, включая дефицит сырья для про­мышленности. Все это сопровождалось возникновением дополнительных трудностей в сфере денежного обращения вследствие того, что несколько новых суверенных государств про­должали использовать единую валюту и готовились к эмиссии своих национальных валют.

Правовая основа.

Учредительные положения СЭВ, закрепленные в протоколе международного экономического совещания, состоявшегося в январе 1949 г. в Москве, положили начало формированию всей последующей системы международного организационно-правового механизма экономического сотрудничества.

Международный организационно-правовой механизм в его главных структурных звеньях в основном сложился к 1971 г. К этому времени в практике сотрудничества:

· было заключено значительное количество международных двусторонних и многосторонних договоров в области экономики, науки и техники, сложилась их определенная система, закрепляющая плановые взаимосвязи социалистических стран;

· укрепился организационный механизм СЭВ как общеэкономической международной организации, контролирующей экономическое и научно-техническое сотрудничество государств;

· были образованы другие многосторонние межгосударственные организации для координации взаимосвязей в области производства, транспорта, связи, науки и техники, финансово-кредитной сфере;

· возникли межправительственные комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, координирующие в этих областях двусторонние взаимосвязи стран;

· появились двусторонние хозяйственные организации: совместные общества и предприятия, действующие на основе хозяйственного расчета.

Но в конечном итоге все это сводилось к укрупнению бюрократического аппарата в странах-участницах СЭВ

Таким образом, сложился международный организационно-правовой и экономический механизм, включающий договорно-правовые, и международные институционные средства.

Устав СЭВ, являясь основным нормативным (учредительным) документом, регулирующим деятельность Совета, определял его задачи, нацеленные на развитие социалистической экономической интеграции . В преамбуле Устава, ст. 1, характеризующей цели и принципы Совета, и ряде других соответствующих статей нормативно закреплялись положения о единстве процесса сотрудничества и интеграции, неразрывности этих понятий. Из положений Устава СЭВ исходило, что конечные цели сотрудничества и интеграции – построение социализма и коммунизма. Одним из средств в достижении этой цели являлось развитие всестороннего братского экономического сотрудничества.

Принципы сотрудничества стран-членов СЭВ представляли собой единую целостную систему. Они формировались на основе маркситско-ленинских принципов межгосударственных отношений нового типа, общих для всех этапов развития сотрудничества социалистических стран

Международный организационно-правовой и экономический механизм на новом этапе сотрудничества – интеграции, получив свое дальнейшее развитие, также сохранял свою договорно-правовую и институционную основу в форме межгосударственной организации (СЭВ и организации, создаваемые в специальных областях экономики, науки и техники и другие институции).

Цели.

Формирование международного организационно-правового и экономического механизма осуществлялось на основе принципов социалистической экономической интеграции. В Комплексной программе и Уставе СЭВ было закреплено, что экономическое и научно-техническое сотрудничество стран-членов СЭВ осуществляется в соответствии с принципами социалистического интернационализма, на основе уважения государственного суверенитета, независимости и национальных интересов, невмешательства во внутренние дела стран, полного равноправия, взаимной выгоды и товарищеской взаимопомощи. Отсюда вытекают следующие особенности формирования принципов – правовых основ международного организационно-правового и экономического механизма в целом (договорно-правовой и институционной частей):

· соответствие этого механизма социалистической сущности интеграции;

· закрепление ведущей роли государств как главных субъектов интеграции в формировании и деятельности интеграционного механизма в целом;

· межгосударственный (координационный) характер механизма интеграции и отсутствие в нем надгосударственных органов;

· обеспечение участия государств в международных органах на основе полного суверенного равенства;

· обеспечение интересов отдельных стран и интересов всего содружества.

Анализ экономических позиций государств после распада СЭВ

Как отмечалось, до 1989 г. страны СЭВ сравнительно мало торговали с внешним миром, но сильно зависели друг от друга. Когда коммунистическое правление потерпело крах, эти особые торговые отношения разрушились. Польша больше не считала себя обязанной покупать венгерские автобусы, а приготовилась покупать, скажем, более надежные и эко­номичные автобусы "Вольво" в Швеции. Венгрия, в свою очередь, могла прекратить покупку польских тракторов и вместо них покупать превосходную продукцию американского "Катерпиллера" или японского "Коматцу".

Проблема была в том, что такие разумные решения отдельных стран оказывали резкое сокращающее воздействие на восточноевропейскую экономику в целом.

После распада СЭВ каждая страна перешла от её традиционных восточно-европейских поставщиков к поставщикам Запада. Что означало, что при любом данном уровне венгерского производства, Венгрия будет импортировать меньше из Чехословакии, вследствие чего производство Чехословакии будет меньше, чем оно было бы в противном случае. И в тоже время венгерский экспорт в Чехословакию тоже понижается. В итоге состояние равновесия смещается: решение каждой страны покупать меньше у соседа и больше у Запада ведет к сокращению производства в обеих странах.

Основополагающие акты, регулировавшие деятельность Совета: Устав СЭВ , принятый в 1959 г., действовавший с изменениями, вносимыми протоколами от 21 июня 1974 г. и 28 июня 1979 г.; Конвенция о правоспособности , привилегиях и иммунитетах СЭВ, была принята одновременно с Уставом в 1959 г., действовала с изменениями, внесенными протоколом от 21 июня 1974 г.; Комплексная программа углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ, принята в 1971 г.

Функции: организация всестороннего экономического и научно-технического сотрудничества в направлении наиболее рационального использования природных ресурсов и ускорения развития производительных сил в странах-членах СЭВ; содействие международному социалистическому разделению труда путем организации взаимных консультаций по основным вопросам экономической политики.

Полномочия: СЭВ в лице своих органов и в пределах их компетенции мог принимать рекомендации по вопросам экономического и научно-технического сотрудничества. Рекомендации и решения являлись юридическими актами Совета. СЭВ мог заключать международные соглашения со странами-членами Совета, с другими странами и международными организациями.

Основные органы СЭВ: Сессия Совета; Исполнительный комитет Совета; Комитет Совета по сотрудничеству в области плановой деятельности; Комитет Совета по научно-техническому сотрудничеству; Комитет Совета по сотрудничеству в области материально-технического снабжения; постоянные комиссии Совета (более 20); Секретариат Совета. В числе других органов СЭВ действовал ряд совещаний руководителей государственных органов и ведомств стран – членов СЭВ, в том числе по вопросам внутренней торговли, изобретательству и т.д. С 1969 г. осуществляло свою деятельность Совещание представителей стран-членов СЭВ по правовым вопросам. Были образованы 2 научно-исследовательских института, которые действовали как органы СЭВ: Институт по стандартизации (с 1962 г.) и Международный институт экономических проблем мировой социалистической системы (с 1970 г.).

Сессия Совета являлась высшим органом. Она определяла основные направления развития социалистической экономической интеграции и деятельность СЭВ в этой области, принимало и ободряло различные акты по этим вопросам. Заседание сессий Совета проводились ежегодно в столицах стран-членов СЭВ поочередно.

Исполнительный комитет СЭВ являлся главным исполнительным органом Совета, он состоял из представителей всех стран-членов СЭВ на уровне заместителей глав правительств. Его заседания проводились раз в квартал. Он руководил совокупностью работ, связанных с реализацией задач, стоящих перед Советом, его многообразные функции были определены в статье VII Устава СЭВ. Указанные ранее комитеты Совета создавались для обеспечения комплексного рассмотрения и решения на многосторонней основе проблем сотрудничества. Они состояли из руководителей компетентных органов стран-членов СЭВ. Постоянные комиссии Совета организовывали и координировали многостороннее сотрудничество в отдельных областях народного хозяйства. Секретариат СЭВ возглавлялся Секретарем Совета, который являлся главным должностным лицом Совета.

В Уставе СЭВ и Комплексной программе страны-члены СЭВ подтвердили свою готовность развивать экономические связи со всеми странами независимо от их общественного и государственного строя на началах равенства, взаимной выгоды и невмешательства во внутренние дела. В реальности же все направления экономических связей были под жестким партийным контролем.

В соответствии с Комплексной программой СЭВ стал центральным органом в международном институционном механизме интеграции. Страны-члены СЭВ приняли обязательство проводить организацию и координацию своей деятельности по осуществлению Комплексной программы, прежде всего в СЭВ. Они определили меры по повышению его роли в организации сотрудничества.

Организации.

Кредитно-финансовые организации. Важное место в системе МГЭО занимали кредитно-финансовые (банковские) организации. На основе межправительственных соглашений с помощью МГЭО этого типа была создана система регулирования финансовых расчетов и кредитования интеграционных мероприятий в целях укрепления торговых и других экономических связей и развития народного хозяйства стран-членов СЭВ. Организационная основа и правовое регулирование деятельности были специфичны только для банковских международных организаций. Был создан уставный капитал стран-членов исходя из объема экспорта в их взаимной торговле. Размеры взносов не влияли на равноправное участие стран в управлении и деятельности банков.

Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС). Соглашение о многосторонних расчетов в переводных рублях и организации МБЭС было заключено 22 октября 1963 г., оно действовало с изменениями внесенными протоколами от 18 декабря 1970 г. и 23 ноября 1977 г. Устав МБЭС – являлся приложением к Соглашению. Его члены : Болгария, Венгрия, Вьетнам (с 1977 г), ГДР, Куба (с 1974 г.), Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия. Функции : осуществление многосторонних расчетов между странами, кредитование (краткосрочное) внешнеторговых и других операций, привлечение и хранения свободных средств в переводных рублях, а так же свободно конвертируемой валюте, совершение других банковских операций (ст. IICоглашения). Органы: Совет Банка (высший орган в составе представителей от всех стран-членов; каждая страна имела один голос; решения принимались единогласно) и Правление Банка (исполнительный орган, осуществлявший непосредственное руководство оперативной деятельностью Банка) в составе председателя и членов Правления, назначаемых из граждан стран-членов на срок до пяти лет, число членов Правления, определялось Советом. Местонахождение МБЭС – г. Москва, СССР.

Международный Инвестиционный Банк (МИБ). Соглашения об образовании МИБ было заключено 10 июля 1970 г., Устав МИБ был принят одновременно. Членами являлись: Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия. Функции : предоставление долгосрочных и среднесрочных кредитов на интеграционные мероприятия, строительство национальных объектов, предоставляющих интерес для нескольких стран. Между странами-членами МИБ в 1973 г. было заключено Соглашение о создании специального фонда кредитования мероприятий по оказанию помощи экономического и технического содействия развивающимся странам. Органы : Совет Банка – высший орган в составе председателей от всех стран-членов; каждая страна имела один голос; принимал решения единогласно и большинством голосов не менее трех четвертей голосов и Правление Банка – исполнительный орган, осуществлявший непосредственное руководство оперативной деятельностью Банка; в составе председателя и членов Правления, назначаемых Советом из граждан стран-членов на срок пять лет. Местонахождение МИБ – г. Москва, СССР.

Производственно-отраслевые организации. В системе МГЭО самую большую структурную группу составляли организации производственно-отраслевого характера. Это объясняется возросшими задачами по осуществлению специализации и кооперирования производства, объединению усилий стран в развитии промышленности и сельского хозяйства. Практическая деятельность отраслевых МГЭО должна была заключаться в выравнивании уровней экономического развития стран, путем согласования планов развития производства соответствующей продукции.

Организации в области транспорта. Тесное взаимодействие с МГЭО производственно-отраслевого профиля имели международные организации, координирующие сотрудничество социалистических стран в области транспорта. Система организаций такого типа охватывала только железнодорожный и автомобильный транспорт.

Организации в области связи. С конца 60_х годов стала складываться самостоятельная группа МГЭО по регулированию многостороннего сотрудничества в области связи. Среди них имелись организации межправительственные и межведомственные, координационного и координационно-управленческого характера.

Организация космической связи «Интерспутник». Организация была основана Соглашением о создании международной системы и организации космической связи «Интерспутник» от 15 ноября 1971 г. Члены: Болгария, Венгрия, ГДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия.

Функции : координация действий стран по созданию комплекса международной системы связи через искусственные спутники Земли (космический комплекс, земные станции) путем создания объектов, находящихся в собственности Организации или аренды у стран-членов; ведение дел по управлению международной системой связи. Руководящий орган в составе представителей от всех стран-членов – Совет, который был полномочен принимать решения. Исполнительно-административный орган – Дирекция во главе с генеральным директором. Местонахождение – г. Москва, СССР.

Международный институт проблем управления (МИПУ). Учрежден Соглашением о создании МИПУ от 9 июля 1976 г. Члены: Болгария, Венгрия, ГДР, Куба, Монголия, Польша, СССР, Чехословакия. Функции заключались в: проведение совместных комплексных научных исследований в области теории и практики организации и управление социалистическим общественным производством, его отраслями и звеньями; координация научно-технической деятельности национальных организаций в этой области; осуществление консультаций; оказание помощи странам по внедрению прогрессивных форм и методов управления; разработка проектов и методических положений для национальных организаций стран-членов и на договорной основе для других стран, проведение редакционно-издательской и информационной деятельности. Руководящим органом являлся Совет в составе представителей от всех стран-членов. Вопросы научного характера рассматривались Ученым советом. Совет принимает решения. Местонахождение МИПУ – г. Москва, СССР.

Структура взаимосвязей

На основе положений Комплексной программы, Устава СЭВ и сложившейся практики сотрудничества можно обозначить следующую общую структуру взаимосвязей.

Это – координационные отношения между отдельными звеньями международного институционного механизма (МГЭО - межгосударственные экономические организации, МПК – межправительственные комиссии, Советы уполномоченных и другие межведомственные органы) и их главная составная часть – отношения между международными организациями (СЭВ – другие МГЭО; взаимосвязи между МГЭО отдельных областей сотрудничества).

Другая часть взаимосвязей характеризовалась отношениями между организационными звеньями, складывающимися между национальными организациями стран-членов СЭВ (между отдельными типами МХО - международные хозяйственные организации, совместными лабораториями, центрами и др.) и их взаимодействия с международным институционным механизмом. Данная тема требует специального исследования и в данной работе затрагивается лишь в целях общей характеристики взаимосвязей.

Интеграционное взаимодействие осуществлялось через систему: многосторонних и двусторонних соглашений по экономическому и научно-техническому сотрудничеству социалистических стран; рабочих контактов с СЭВ и контактов между отдельными международными органами; учета в практической деятельности всеми организационными звеньями положений Комплексной программы, рекомендаций СЭВ общего характера и непосредственно относящихся к области их деятельности, а также ряда специальных договоров.

Образование и функционирование организационного механизма как взаимосвязанного комплекса в его двух главных структурных частях, международной и национальной, осуществлялось в полном соответствии с основными принципами экономической интеграции, являющимися социально-политическими и идеологическими по содержанию. К ним относятся:

· ведущая роль государственного руководства интеграционным процессом и управление государствами международным институционным механизмом интеграции посредством согласованных средств;

· межгосударственные принципы, закрепленные в Комплексной программе, на основе которых реализовывалась социалистическая экономическая интеграция и учреждались международные контракты;

· принцип координации детальности отдельных интеграционных звеньев.

Этим основным принципам были подчинены принципы внутриорганизационных взаимосвязей институционных взаимосвязей институционного механизма в целом, на их основе разрабатывались направления и структурная последовательность взаимосвязей, выбирались конкретные экономико-правовые формы их регулирования между отдельными звеньями с учетом экономической и правовой природы и специфики деятельности каждого звена.

Экономико-правовой механизм интеграции СЭВ.

Комплексная программа формировала систему планомерных взаимосвязей организационного механизма, закрепленную в ряде положений этого документа, принятых единогласно государствами, как систему взаимосогласованных обязательств . Прежде всего, было выделено центральное звено в организационном механизме – общеэкономическая международная организация СЭВ как главный организатор межгосударственных связей в процессе развития интеграции (пп. 2, 8 разд. 1; 1-5 разд. 16). В его высшем органе, Сессии Совета, вопросы связанные с развитием интеграции, согласовывались на самом высоком уровне, а именно главами правительств.

Страны – члены СЭВ приняли обязательство осуществлять мероприятия по дальнейшему повышению роли СЭВ в развитии их многостороннего сотрудничества и обязательство проводить организацию и координацию своей деятельности по осуществлении Комплексной программы, прежде всего в СЭВ (пп 1,2 разд. 16). Этими положениями закреплялось центральное направление взаимосвязей всех звеньев организационного механизма с СЭВ. Они были дополнены рядом других принципиальных положений, создавших основу для осуществления взаимосвязей. Договорные взаимосвязи с СЭВ других МГЭО и их характер были определены как координационный (пп. 6, 6 разд. 16). Содержалось указание об общих принципах осуществления социалистической экономической интеграции и их единстве с принципами СЭВ (п. 2 разд. 1; п. 5 разд. 16; п. 1 разд. 17). Выше приводилось положение об учете рекомендаций СЭВ в деятельности других институций.

Экономико-правовая основа осуществления мероприятий Комплексной программы, была закреплена в системе международных экономических договоров, в которых закреплялись взаимные обязательства государств и других сторон. Международный договор, таким образом, стал также юридической формой, закрепляющей взаимосвязанность международного организационного механизма (пп. 1.5 2 разд. 8; п. 5 разд. 16).

На СЭВ, таким образом, как общеэкономическую организацию и центральное институционное звено налагалась ответственность за деятельность международного организационно-правового и экономического механизма интеграции.

В этой связи представляется важным, что было необходимо нормативно закрепить в Уставе СЭВ функцию Совета по анализу и контролю деятельности международного институционного механизма интеграции в целом и содействию координации деятельности его отдельных звеньев.

Международная правосубъектность СЭВ определяла экономико-правовую базу, на основе которой в дальнейшем создавалась возможность реализации такой функции.

Советом принимались комплексные документы, регулирующие отдельные вопросы сотрудничества стран-членов СЭВ, в частности, такие, как упоминавшиеся выше «Организационно-методические, экономические и правовые основы валютно-кредитного сотрудничества…»(1972 г.), в которых определялись частично вопросы взаимосвязей различных организационных звеньев научно-технического сотрудничества с органами СЭВ. Полного разрешения этих вопросов в этом документе, однако, не содержалось.

Во внутренних нормативных актах Совета, в частности таких, как положения об органах Совета, правилах процедуры, вопросы взаимосвязей должны, были бы на наш взгляд, найти соответствующее разрешение применительно к компетенции каждого органа Совета.

Институционный механизм СЭВ. В Уставе СЭВ было определено, что по вопросам экономического и валютно-кредитного сотрудничества компетентные органы Совета принимали рекомендации, которые сообщались странам-членам (п. 1 ст. IV). В соответствии с Комплексной программой страны-члены СЭВ приняли обязательство «принимать меры» к тому, чтобы рекомендации СЭВ по вопросам сотрудничества в соответствующих областях учитывались в деятельности других организационных звеньев интеграции. Этим положением закреплялось, что принятые странами рекомендации органов СЭВ, должны были учитываться практически во всех институционных звеньях интеграции: международных и национальных, многосторонних и двусторонних. Тем самым учет рекомендаций СЭВ в механизме взаимосвязей стал главным правовым средством обеспечения гармоничного взаимодействия организационного комплекса интеграции. Одновременно этим определялись и взаимосвязи между интеграционными звеньями, учитывающими рекомендации СЭВ. Через систему согласованных взаимосвязей осуществлялась взаимная информация о деятельности международных органов, практике учета ими рекомендаций СЭВ, о новых задачах, требующих своего решения на уровне общеэкономического, главного органа международной институционной системы интеграции – СЭВ.

Важным положением Устава СЭВ было указание на то, что «осуществление странами-членами Совета принятых ими рекомендаций производится по решениям правительств или компетентных органов этих стран в соответствии с их законодательством» (п. 1 ст.IV). Тем самым принцип добросовестного исполнения обязательств и рекомендаций главных органов СЭВ в системе социалистической экономической интеграции и механизм взаимосвязей институционного механизма, реализовывался посредством государственного руководства (командно-административными методами) институционными органами на всех уровнях. Таким образом, конкретизировался механизм реализации рекомендаций и, следовательно, сам механизм интеграционного действия.

Финансовая Система.

Как отмечалось в Комплексной программе дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ, одним из основных путей и средств реализации поставленных в ней задач являлось развитие существующих и создание заинтересованными государствами новых экономических организаций . Анализ особенностей становления и функционирования международного институционального механизма валютной интеграции стран СЭВ позволяет определить пути повышения роли межгосударственных институтов в обеспечении оперативного многостороннего регулирования их взаимных валютных отношений на постоянной организационной основе.

Возникновение в рамках всемирного хозяйства двух функциональных подсистем – мирового социалистического и мирового капиталистического хозяйства определили невозможность существования однородного комплекса всемирных валютных отношений, а, следовательно, и единого всемирного валютно-финансового механизма, всемирной валютной системы.

Проблемы экономической, в том числе и валютно-финансовой, политики стран социалистического содружества обсуждались и решались во время многосторонних и двусторонних встреч руководителей коммунистических и рабочих партий, на других уровнях межгосударственного и межпартийного сотрудничества . Выдвигаемые цели и задачи в области валютной политики реализовывались при помощи как международного валютно-финансового механизма, так и национальных валютно-финансовых систем стран СЭВ. Функционирование упомянутого международного механизма обеспечивалось системой межгосударственных институтов стран социализма – СЭВ, МБЭС и МИБ.

Интеграционные процессы в валютной сфере в объединениях государств СЭВ характеризовалась особым значением их регламентации на межгосударственном уровне.

Центральным звеном системы межгосударственных институтов стран СЭВ в области организации их валютно-финансового сотрудничества являлся Совет Экономической Взаимопомощи. В рамках СЭВ страны-члены СЭВ разрабатывали организационные принципы взаимных валютных отношений. С этой целью активно использовалась Постоянная комиссия СЭВ по валютно-финансовым вопросам. В рамках комиссии были подготовлены проекты Соглашения о многосторонних расчетах в переводных рублях и организации МБЭС и Соглашения об образовании МИБ, уставов этих банков.

Основным резервом совершенствования организационно-правового механизма валютной интеграции стран СЭВ является установление эффективных взаимосвязей между органами СЭВ и МБЭС (МИБ), а также между двумя межгосударственными банками социалистических стран.

Особые торговые отношения старого СЭВ основывались на общности экономических и полити­ческих структур коммунистических режимов. Давление военного превосходства Совет­ского Союза также помогало поддерживать торговлю между его союзниками. Какой механизм мог помочь поддержать торговлю между бывшими странами СЭВ без этих "естественных" сил?

Одним из возможных ответов было бы приведение в порядок денежного обращения. Резкое сокращение торговли в СЭВ после 1989 г. произошло в значительной степени из-за решений правительств получать оплату в твердой валюте в то время, как предложение твердой валюты было небольшим. Западноевропейские страны столкнулись с подобной ситуацией, хотя в более мягкой форме, во время "долларового дефицита" после Второй мировой войны. Они справились с этими проблемами отчасти путем образования Евро­пейского платежного союза (1950-1958 гг.), установления особого порядка кредитования (кредитных линий) между европейскими странами, что позволило им проводить расчеты в пределах Европы без использования дефицитных в то время долларов. В принципе экс-коммунистические страны тоже могли в переходный период создать подобную структуру, которая способствовала бы поддержке традиционной модели торговли. То есть Польша и Венгрия могли договориться принять друг от друга долговые расписки, а не на­стаивать на оплате в долларах или марках. Это поощрило бы Польшу продолжать в течение ряда лет покупать венгерские автобусы, а Венгрию - польские тракторы, что помогло бы сохранить занятость, скажем, до того, пока не появятся рядом Сони или Матцусита, предлагающие новые рабочие места на новых сборочных заводах VCR в Кра­кове и Будапеште.

До августа 1991 г. наиболее важным членом СЭВ был Советский Союз, и большинство стран Восточной Европы все еще больше торговали с Советским Союзом, чем со всеми восточноевропейскими странами, вместе взятыми. К несчастью, Советский Союз не смог стать участником платежного союза, так как он не отказался от коммунизма и не вступил в полномасштабную экономическую реформу.

ВЫВОДЫ:

1. В значительной степени коммунизм пал из-за экономического провала – его неспособности соответствовать производительности и жизненному стандарту западной рыночной экономики. Крах коммунизма в 1989-1991 гг. привел к распаду одной из наиболее тесно объеди­ненных зон. До этого Советский Союз и Восточная Европа были организованы в СЭВ, а отдельные республики Советского Союза подчинялись единому механизму планирования. Крах СЭВ и распад Советского Союза сыграли свою роль в возникновении серьезных экономических трудностей.

2. До падения коммунизма страны СЭВ представляли в большой степени самообеспе­чивающуюся экономическую структуру, которая мало торговала с остальным миром. Од­нако, поскольку органы централизованного планирования были убеждены в преимущест­вах специализации, страны СЭВ и советские республики имели слишком большой объем торговли друг с другом. Эта торговля велась по ценам, сильно отличающимся от превали­рующих на мировых рынках, вследствие чего для многих восточноевропейских стран были искусственно созданы благоприятные условия торговли.

3. После падения коммунизма экономика стран Восточной Европы оказалась в жестоком спаде, в котором торговые факторы по двум причинам сыграли значительную роль. Первая состоит в том, что в то время как страны перешли к импорту товаров с Запада, а не друг от друга, они испытали сокращение своего экспорта. Вторая заключается в том, что пере к торговле по мировым ценам нанес серьезный урон условиям их торговли.

4. Советский Союз в целом и Россия в особенности после распада испытали улучшение условий торговли. Однако выгода была более чем нивелирована разрушением торговля внутри бывшего Советского Союза. Механизм централизованного планирования, который плохо или хорошо координировал межреспубликанские торговые отношения, был разрушен, но цены остались далекими от рыночно-клиринговых уровней. В результате межреспубликанская торговля резко сократилась, нанеся серьезный урон благосостоянию.

Использованная литература:

1. Брежнев Л.И. Ленинским курсом: Речи и статьи. М.: Политиздат 1978.

2. Ширяев Ю. С. Международное социалистическое разделение труда. М.:Наука, 1977

3. Киш Т. Проблемы социалистической интеграции стран СЭВ М.: Прогресс 1971

4. Альтушер А.Б. Сотрудничество социалистических государств. Расчеты, кредиты, право. М.: Международные отношения

5. Кормнов Ю.Ф. Специализация и кооперация производства стран СЭВ М.: Экономика, 1972

6. Кольяр К. Международные организации и учреждения: Пер с фр. М.: Прогресс, 1972


Но в конечном итоге, суверенного равенства, в полном смысле слова не существовало из-за верховенства СССР

Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ. М., 1972, с 9-10

Имеется в виду сотрудничество между коммунистическими партиями различных стран-членов СЭВ.

Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ОТВЕТ ПЛАНУ МАРШАЛЛА

Отказ СССР и стран народной демократии от «плана Маршалла» ставил перед ними задачу поиска экономической альтернативы. Страны ЦВЕ понесли огромные потери во время Второй мировой войны, которые усугубились ущербом от радикальных мер новых властей (форсированная индустриализация, принудительное сворачивание мелкотоварного сектора). Формирование новой структуры хозяйства требовало перехода от двустороннего сотрудничества к многостороннему.

Эту задачу призван был решить Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), учрежденный в январе 1949 г. Его участниками стали все социалистические страны Европы кроме Югославии (с 60-х годов Белград стал участвовать в работе некоторых органов СЭВ). В 1950 г. к СЭВ присоединилась ГДР, а впоследствии в него вступили Монголия, Вьетнам и Куба. В круг задач СЭВ входили обмен хозяйственным опытом, технический обмен, организация взаимных поставок сырья, машин и оборудования, а также продовольствия. В первое десятилетие главной сферой экономического сотрудничества стран СЭВ оставалась внешняя торговля. С середины 50-х годов начали предприниматься меры по развитию специализации и кооперирования производства. В 1962 г. был образован Исполнительный комитет СЭВ, регулярно стали проводиться заседания различных органов и комиссий. Стало возможным осуществлять в рамках СЭВ экономическое сотрудничество на основе коллективно согласованных целей, решений и программ. Начав с согласованных взаимных поставок товаров, участники СЭВ перешли к более высоким формам экономического сотрудничества, охватывающим целые области производства, науки и техники.

СЭВ тогда выполнял больше политические, чем экономические задачи – закрепить советское доминирование в регионе путем формирования однотипных экономических механизмов. Таким образом, к началу 50-х годов экономическому и политическому объединению государств в Западной Европе было противопоставлено объединение государств в Восточной Европе, в котором ведущую роль играл Советский Союз.

История международных отношений (1918-2003) / под ред. А.Д. Богатурова.

http://www.diphis.ru/sozdanie_sev-a870.html

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ СЭВ

Совет Экономической Взаимопомощи действует на принципах социалистического интернационализма, полного равноправия, взаимного уважения национальных интересов каждой страны, товарищеской взаимопомощи и невмешательства во внутренние дела друг друга. Рекомендации принимаются Советом Экономической Взаимопомощи лишь при наличии согласия заинтересованных стран. В обязанности СЭВ входит координация народнохозяйственных планов, разработка и содействие в осуществлении мероприятий по специализации и кооперированию производства в социалистических странах, по расширению между ними товарообмена, научно-технического сотрудничества и т. д.

Для осуществления функций и полномочий, указанных в Уставе, Совет Экономической Взаимопомощи имеет следующие основные органы: сессия Совета, Исполнительный комитет с его Бюро, Секретариат, постоянные комиссии. К таким комиссиям относятся: отраслевые комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в области черной и цветной металлургии, угольной, нефтяной, газовой и химической промышленности, машиностроения, геологии, сельского хозяйства; Комиссия по вопросам торговли между социалистическими странами - участницами СЭВ; Комиссия по координации проектирования и поставкам комплексных предприятий для внешнего рынка и др.

В последнее время главное место в деятельности СЭВ занимает координация планов развития народного хозяйства стран - членов Совета, которая позволяет сочетать национальные интересы каждой социалистической страны с общими интересами всего социалистического содружества. Опираясь на тесное экономическое сотрудничество социалистических стран, каждая социалистическая страна ныне развивает свое хозяйство не изолированно, а в общей экономической системе социализма.

В этих условиях почти для каждой страны социалистического содружества отпала необходимость развивать все отрасли производства, как это приходилось в силу известных причин делать Советскому Союзу. В связи с этим в экономике стран мировой социалистической системы стал развиваться процесс специализации, позволяющий избежать параллелизма в производстве, а следовательно, и ненужного расходования сил и средств, дающий возможность обеспечить более быстрый рост производства.

Одновременно со специализацией происходит и процесс кооперирования, который составляет вторую сторону развития производства стран мировой социалистической системы. Кооперирование охватывает как производственные усилия этих стран, так и проведение экспериментальных, конструкторских, геологоразведочных и других работ. «В процессе экономического и научно-технического сотрудничества стран социализма, координации их народнохозяйственных планов, специализации и кооперирования производства, - отмечается в Программе КПСС,- складывается новый тип международного разделения труда».

Совет Экономической Взаимопомощи, Исполнительный комитет СЭВ и постоянные комиссии работают в сессионном порядке. Особое значение в работе СЭВ имеют совещания руководителей коммунистических и рабочих партий и глав правительств стран - участниц Совета Экономической Взаимопомощи. Совещание заслушивает итоги проделанной работы и принимает решения о дальнейшей работе и ее содержании. Итоги работы совещания обычно излагаются в коммюнике, принимаемом самим совещанием и публикуемом в печати. Совещание, в случае необходимости, может принимать решения об учреждении новых международных многосторонних организаций в рамках деятельности СЭВ; разрабатывать и намечать основные направления развития многосторонних экономических взаимоотношений стран СЭВ; определять принципы и направления развития международного социалистического разделения труда.

Важное значение в развитии международных экономических отношений социалистических стран имело Совещание стран -участниц СЭВ в 1962 году. На нем были выработаны принципы международного социалистического разделения труда. К этим принципам относятся:

правильный учет объективно необходимых пропорций экономического развития каждой страны и мировой социалистической системы в целом. Этот учет содействует достижению сбалансированности экономики каждой страны;

обеспечение высокой экономической эффективности международного социалистического разделения труда. Осуществление этого принципа выражается в быстрых темпах роста производства и наиболее полном удовлетворении потребностей населения в каждой стране при минимальных затратах общественного труда;

сочетание международной специализации и комплексного (многостороннего) развития экономики отдельных социалистических стран в интересах наиболее полного и целесообразного использования во всех странах природных и экономических предпосылок производства, включая трудовые ресурсы;

постепенное преодоление исторически сложившихся различий в уровнях экономического развития отдельных стран и полного выравнивания их экономического развития.

Осуществление этого принципа происходит прежде всего путем индустриализации стран с относительно невысоким уровнем экономического развития и на основе максимального использования внутренних возможностей каждой страны, а также преимуществ всей социалистической системы в целом.

В. Зорин. Основы дипломатической службы. М., 1977.

ПЕРЕВОДНЫЙ РУБЛЬ

Переводный рубль – коллективная, расчетная валюта международного банка экономического сотрудничества, основанного социалистическими странами-участницами Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), введена по соглашению, подписанному 22 октября 1963 г. Расчеты в переводных рублях велись с 1 января 1964 г. через Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС) путем перевода выраженных в них средств со счета одной страны на счет другой. Имея то же золотое содержание (0,987412 грамм чистого золота), переводной рубль, тем не менее, не был идентичен рублю советской денежной системы. Переводной рубль не обменивался на золото и валюту капиталистических стран, но обменивался по установленному курсу на национальную валюту стран-членов банка.

В конкретно-предметной форме (например, в виде банкнот, казначейских билетов или монет) переводный рубль не обращается и не обращался. В 80-х годах к 25-летию МБЭС была отчеканена памятная монета-сувенир – Переводный рубль.

Понятие «расчетная валюта» подразумевало, что не происходит эмиссии монет или банкнот. Переводной рубль служил для многосторонних расчетов между странами – участницами СЭВ, кредитования и создания открытых счетов. Национальные валюты стран-членов СЭВ были связаны с переводным рублем твердыми коэффициентами, а стабильность покупательной силы переводного рубля обеспечивалась твёрдо установленным золотым содержанием, устойчивостью внешнеторговых цен, планомерным характером взаимной торговли и расчётов стран-участниц. Основным источником средств переводного рубля для каждой страны являлись экспорт её товаров и услуг в страны – участницы многосторонних отношений, а также кредиты, предоставляемые МБЭС и Международным инвестиционным банком (МИБ) в этой валюте. Расчеты с помощью переводного рубля осуществлялись как при торговых сделках (например, при поставках товаров), так и при некоммерческих операциях (например, туризм).

Каждая страна при заключении торговых и других экономических соглашений должна была обеспечивать за определенный согласованный период (например, за год) сбалансированность своих поступлений и платежей со всеми другими странами СЭВ. Расчеты между странами производились через МБЭС с участием национальных банков по специальным счетам, открытым в МБЭС, или, по согласованию с ним, в банках стран СЭВ.

За 10 лет (1964-1973 гг.) среднегодовой платёжный оборот между странами - участницами МБЭС составил 32,4 млрд. переводных рублей. За эти годы МБЭС предоставил краткосрочные кредиты на общую сумму 22 млрд. переводных рублей.

ПРОДУКЦИЯ СТРАН СЭВ В СССР

В СССР из стран социалистического лагеря поставлялись практически все виды транспорта. Самый знакомый для всех, конечно, "Икарус". С него и начнём.

В первые советские годы в Москве народ ездил на ЗИСах-8, которым на смену пришли более современные модели ЗИС-16 и ЗИС-155. Даже с пуском в производство ЗИЛа-168 автобусов на маршрутах катастрофически не хватало - стоились новые микрорайоны, подмосковные поселки превращались в города. К 1960 году количество городских автобусных маршрутов приблизилось к 90, а пригородных достигло 66.

Начиная с 1956 года делались пробные закупки иностранных автобусов и их тестирование на считавшемся образцово-показательным 55 маршруте. В ноябре 1956 года на нем прошли предварительное тестирование первые "иностранцы": французский автобус Шоссон, венгерский Икарус и немецкий Бюссинг. Лучшим зарекомендовал себя Икарус, и это определило его дальнейшую счастливую жизнь в СССР.

Первые Икарусы, появившиеся на советских улицах в 60-е годы, были модели 55 и 66 люкс, обслуживающие междугородние и туристические линии. На 66-том стоял движок мощностью всего 125 л.с. (более поздние варианты - 145 л.с.). Он был способен развивать скорость до 100 км/ч, что по тем временам было просто фантастикой.

За эту скорость, обтекаемую, непривычную для тогдашних автобусов-коробочек форму и продольные молдинги эти автобусы называли "ракетами". Это был один из самых удачных вариантов Икаруса, выпускавшийся в различных модификациях более двадцати лет.

Партии Икарусов-180 (так называемая сочлененная модель, или «гармошка») стали прибывать из Венгрии в октябре 1968 года. Они работали в час пик на линиях, соединяющих центр Москвы с районами Тушино, Сокол, Щукино; основную же часть времени они обслуживали новые микрорайоны.

В эти автобусы по сравнению с русским аналогом, ЗИЛом-158, влезало совершенно фантастическое количество народа: 180 человек! Поэтому их тогда в шутку называли «пылесосами» - всех желающих всосет. Они были бело-красные и по сравнению со своими же потомками, отличались маленьким размером окон.

Из всех прибывших «Икарусов» к 1976 году осталось только 273 машины. Дороги, запчасти. Последние единичные модели длинных «Икарусов-180» исчезли перед Московской Олимпиадой... Но венгерские автобусы все равно были надежнее и удобнее - в эксплуатации и для пассажиров, чем многочисленные советские модификации - ЛиАЗ-695, 697, 699 и 165 Лаз-699, 96 ЛАЗ-695Н.

Строительство московского метро не поспевало за ростом города и уже в 1976 году, после новогодних праздников, в столицу прибыла «на службу» более совершенная венгерская модель – «Икарус-280». Как и все прочие «двухсотые» модели, 280-я была модульного принципа: подобно кубикам детского конструктора можно было собирать из унифицированных узлов любую модификацию.

Реальную конкуренцию ему составила не наша техника, а свой же, более молодой собрат – «Икарус-283», появившийся в СССР в 1988 году. Можно подчеркнуть тот факт, что к тому времени сам 280-й не был самой передовой моделью - за три года до этого в СССР проходили испытания более поздних моделей «Икаруса» - 415 и 284, но дальнейшего распространения (несмотря на все свои достоинства) они не получили.

Всего в СССР ездило в общей сложности свыше 143 тысяч венгерских «Икарусов»!

Мотоциклы JAWA.

Первая послевоенная «Ява-250», показанная на выставке в Париже, вызвала сенсацию. В ней были применены такие новинки, как механизм переключения передач, сопряженный с автоматическим включением сцепления, гидравлические амортизаторы, новая конструкция рамы и расположение ящиков для инструментов.

Этими машинами, вместе с трофейными немецкими, пользовались советские офицеры и солдаты военной администрации. Так появились единичные (вывоз техники был жестко регламентирован советской военной администрацией) «Явы» на полях России.

А тем временем чешский заводик не стоял на месте, производя новые, все более совершенные модели. В 1948 году была выпущена «Ява-350» - с двухцилиндровым двухтактным двигателем.

Именно эти модели и их многочисленные модернизации и служили верой и правдой многочисленным поколениям советских мотоциклистов. К 1960 году каждый третий советский мотоциклист (порядка сорока тысяч человек) ездил на чехословацкой «Яве».

Но самый бум приобретения «Яв» начался на несколько лет позже... В 1976 году чехословацкое объединение «Мотоков», поставляющее в в СССР «Явы», перешагнуло финальную черту и поставило рекорд - на необъятных просторах 1\6 суши теперь бегало и размножалось дальше более миллиона «Яв» (по статистике, в среднем продавалось более ста тысяч экземпляров в год).

Можно смело сказать, что тогдашняя «Ява» не уступала по престижности современному «Харлею». Именно на «Явах», с ветерком ездили эдакие Волки из «Ну, погоди!» - черные брюки клеш, тельняшка - атрибут мужественности, ремень с бляхой, повышенная волосистость, выбивающуюся из-под защитного шлема, на котором гнездились очки-консервы.

Никита Хрущев в ООН (а был ли ботинок?)

Как известно, история развивается по спирали. Это в полной мере относится и к истории Организации Объединенных Наций. За более чем полвека своего существования ООН претерпела немало изменений. Созданная на волне эйфории победы над гитлеровской Германией, Организация ставила перед собой смелые и во многом утопические задачи.

Но время многое расставляет на свои места. И надежды на создание мира без войн, нищеты, голода, бесправия и неравенства сменились стойким противостоянием двух систем.

Об одном из самых ярких эпизодов того времени, знаменитом «ботинке Хрущева» рассказывает Наталия Терехова.

РЕПОРТАЖ:

12 октября 1960 года состоялось самое бурное в истории Организации Объединенных Наций заседание Генеральной Ассамблеи. В этот день делегация Советского Союза, которую возглавлял Никита Сергеевич Хрущев, внесла на рассмотрение проект резолюции о предоставлении независимости колониальным странам и народам.

Никита Сергеевич произнес по своему обыкновению эмоциональную речь, которая изобиловала восклицательными знаками. В своем выступлении Хрущев, не жалея выражений, обличал и клеймил колониализм и колонизаторов.

После Хрущева на трибуну Генеральной Ассамблеи поднялся представитель Филиппин. Он выступал с позиций страны, которая на себе испытала все тяготы колониализма и после долгих лет освободительной борьбы добилась независимости: «По нашему мнению, предложенная Советским Союзом декларация должна была бы охватывать и предусматривать неотъемлемое право на независимость не только народов и территорий, все еще остающихся под управлением западных колониальных держав, но также народов Восточной Европы и других районов, лишенных возможности свободно осуществлять свои гражданские и политические права и, так сказать, проглоченных Советским Союзом».

Слушая синхронный перевод, Хрущев взорвался. Посоветовавшись с Громыко, он решил просить у Председателя слово по порядку ведения заседания. Никита Сергеевич поднял руку, но на него никто не обратил внимания.

О том, что произошло дальше, рассказал в своих воспоминаниях известнейший мидовский переводчик Виктор Суходрев, многократно сопровождавший Никиту Сергеевича в поездках: «Хрущев любил снимать часы с руки и вертеть их. В ООН он стал стучать кулаками по столу в знак протеста против выступления филиппинца. В руке были зажаты часы, которые просто-напросто остановились.

И тогда Хрущев в сердцах снял с ноги ботинок, вернее, открытую плетеную сандалию и начал стучать каблуком по столу».

Это и был тот миг, который вошел в мировую историю как знаменитый «хрущевский ботинок». Ничего подобно зал Генеральной Ассамблеи ООН еще не видел. Сенсация родилась прямо на глазах.

И вот, наконец, главе советской делегации предоставили слово:
«Я протестую против неравноправного отношения к представителям государств, здесь заседающих. Почему этот холуй американского империализма выступает? Он затрагивает вопрос, он не процедурный вопрос затрагивает! И Председатель, который симпатизирует этому колониальному господству, он не останавливает его! Разве это справедливо? Господа! Господин Председатель! Мы живем на земле не милостью божьей и не вашей милостью, а силой и разумом нашего великого народа Советского Союза и всех народов, которые борются за свою независимость.

Нужно сказать, что посредине выступления Хрущева синхронный перевод прервался, поскольку переводчики судорожно подыскивали аналог русскому слову «холуй». Наконец, после затянувшейся паузы было найдено английское слово «jerk», которое имеет широкий диапазон значений - от «дурака» до «подонка». Западным репортерам, освещавшим в те годы события в ООН, пришлось изрядно попотеть, пока они не нашли толковый словарь русского языка и не поняли значения метафоры Хрущева.

Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) был организацией, альтернативной ЕС. Это был наш, советский ЕС, «общий рынок» со штабом в Москве.

Очень интересно здесь то, что Европейский Союз возник не раньше, а позже, чем СЭВ — в 1951 году. Тогда, как первые шаги по интеграции соц. стран начались ещё в 1949-м, а в 1950-м организация уже была создана. Мы были полностью экономически изолированы.

Основные решения принимались на ежегодно созываемых сессиях, проходивших поочерёдно в столицах стран-членов в порядке названий по русскому алфавиту. Делегации стран возглавляли главы правительств, на 16-18-м и 23-м заседаниях делегации стран возглавляли первые (генеральные) секретари центральных комитетов коммунистических и рабочих партий. В 1962 году был создан исполнительный комитет, состоявший из представителей стран-членов на уровне заместителей глав правительств по одному от каждой страны. Действовал секретариат СЭВ - экономический и исполнительно-административный орган, располагался в Москве, работой секретариата руководил секретарь СЭВ (главное должностное лицо Совета) и его заместители.

Мы ездили на немецких (Ифа) и польских (Жук) автомобилях, венгерских автобусах Икарус, на чехословацких автомобилях ТАТРА, трамваях, троллейбусах и локомотивах, у нас стояла дома румынская, чешская или югославская мебель, немецкие игрушки и оптика, мы если болгарские, венгерские и румынские консервы, носили одежду и обувь, сделанные в соц.странах. И многое-многое другое.

В качестве ответа на эти поставки мы строили в этих странах инфраструктуру, создавали энергетические мощности, помогали в строительстве заводов, поставляли им самолёты и трактора, машины и станки, нефть и газ и многое-многое другое. И это не было бартером, как иногда думают несчастные современные подростки — любители порассуждать о геополитике.

Все эти операции внутри стран-членов СЭВ были коммерческими! Валютой служила специально созданная единица «Переводный рубль». И хотя купюр «переводной рубль» никогда не существовало, а сам он использовался, как безналичное расчётное средство, он, тем не менее, имел официальное золотое содержание в 0,987412 грамма чистого золота.

Мы вполне успешно и с огромной пользой торговали друг с другом. Мы были обеспечены основными товарами и услугами, производственные мощности были целиком загружены, безработица была только в фильмах о Западной жизни, да и то мы ей не верили, поскольку не знали, что это такое и как это на практике выглядит.

СЭВ, в отличие от ЕС был организацией сугубо мирной. Мы не воевали в конкурентных войнах и не разоряли друг друга. СЭВ был огромным рынком производства и сбыта наших товаров с безграничным потенциалом.

Но помимо этого, внешнего рынка, у нас был ещё и рынок внутренний — 15 советских республик. Здесь действовала единая валюта «советский рубль», остальное было тем же самым. Россия продавала и покупала необходимое сырьё или товары.

Оба этих рынка служили естественными ограничителями западных экономических аппетитов. Придти сюда Западные компании тоже могли, но только на наших экономических и валютных условиях — квоты, «переводной рубль», отсутствие таможенных сборов и пр. Это не всех устраивало и не всем разрешалось их собственными правительствами — шла «холодная война».

Существование обоих этих рынков и своей, никак не связанной с долларом, валютой было залогом экономической мощи СССР и её неподверженности внешним колебаниям.

Мы были полностью экономически изолированы от остального мира и защищены от его потрясений. А будучи полностью независимыми от него, мы могли спокойно «гнуть свою линию» во внешней политике, опираясь на сверхмощную армию и не опасаясь никаких ответных мер. Всё это вместе и было суверенитетом. Экономическим и политическим.

Мы были конкурентоспособны! Мы мешали! Поэтому нам объявили ту самую «холодную войну». И её проигрыш для нас означал прежде всего потерю экономической, а затем, как неизбежное следствие, — политической независимости. Мы остались без наших рынков.

Победив в этой вoйне, Запад прежде всего разгромил нас экономически. Все производства, все отрасли, имевшие стратегическое значение, как в СССР, так и в странах соц. лагеря были либо куплены Западом, либо ликвидированы. Взамен нам предложили чужой рынок. Их рынок, на котором диктовать условия мы не могли.

И страны СЭВ, и СССР производили самые разные товары. Иногда они действительно уступали по качеству Западным аналогам. Но они были нашими! Мы делали их сами! Мы ни от кого не зависeли в их поставках. И на них был спрос! Пусть наши ботинки были не «СВ», а штаны не «купе», а всего лишь «плацкарта», выражаясь железнодорожным языком, но они «ехали», это был наш поезд. На нeго был реальный спрос! Он означал торговлю и производство.

Теперь нам предложили чужой рынок. Перекроем кредитование — останетесь без денег. Перекроем обслуживание лизингового авиационного старья — останетесь без авиации. Зарубим вам ваши северные или южные потоки — останетесь без валютных поступлений.

Перекроем кооперацию с крупнейшими западными нефтяными или газовыми корпорациями — останетесь без нефтедобычи и газодобычи. Наложим санкции на ваши оборонные или финансовые компании — останетесь и без экспорта и без систем и каналов расчётов. И до бесконечности.

А чтобы мы этого не делали — вы обязаны делать то, что вам скажут: уйти из Украины и Сирии, прекратить самостоятельные поиски союзников в мире, разорвать те или иные связи с теми или иными странами, свести к минимуму оборонные программы, прекратить интеграционные процессы на постсоветском пространстве, допустить к своим ресурсам наши компании и до бесконечности.

Это называется «открытый экономический шантаж». Он стал возможен, потому что мы лишились своих рынков.

В нашем случае, в контексте вышеприведённых рассуждений, нам предлагают на безальтернативной основе только одну возможность — рассчитаться за за дружбу и сотрудничество с Западом своим национальным суверенитетом. Будущим наших детей и внуков. Выкупить его обратно не удастся. Это дорога в один конец.

Или оставить всё, как есть, и по-прежнему играть в «капитализм» и в «независимость» «наравне» с объединённым Западным сообществом, изматывая себя до полного истощения.

Если вам, понятно унизительное положение, в котором оказалась Россия, то вам должно быть полностью понятно и то, почему мудрые «кремлёвские старцы» не дрогнувшей рукой вводили войска в Венгрию и Чехословакию, почему изо всех сил подавляли польскую «нэзалежность», почему помогали Вьетнаму и Корее, Эфиопии и Мозамбику, Кубе и Никарагуа.

Они не только защищали прошлое в лице миллионов советских солдат, павших за освобождение Европы, но и настоящее в лице экономической и политической независимости, и будущее. То самое, в котором сегодня оказалась Россия вопреки всем их стараниям.

  • Tags: ,


Что еще почитать