Создание кунсткамеры при петре 1. История кунсткамеры. Большой Готторопский глобус

КУНСТКАМЕРА - Первый публичный музей в Российской империи, естественно-научный.

Кунсткамера ос-но-ва-на в Санкт-Пе-тер-бур-ге в 1714 году по рас-по-ря-же-нию ца-ря Пет-ра I . В ос-но-ву Кунсткамеры по-ло-же-ны лич-ные со-б-ра-ния Пет-ра I, ана-то-мические кол-лек-ции, хра-нив-шие-ся в Главной ап-те-ке, и другие экс-по-на-ты. В 1714-1718 годах кол-лек-ции раз-ме-ща-лись в Санкт-Пе-тер-бур-ге в Лет-нем двор-це Пет-ра I, в 1718-1727 году в до-ме А. В. Ки-ки-на - «Ки-киных па-ла-тах» (от-кры-ты для по-се-ще-ния в 1719 году). Над-зор за кол-лек-ция-ми пер-во-на-чаль-но по-ру-чен лейб-ме-ди-ку Р. К. Аре-ски-ну, а по-сле его смер-ти в 1719 году - Л. Л. Блю-мен-тро-сту (смотри в статье Блю-мен-трост). В 1718-1728 годах на стрел-ке Ва-силь-ев-ско-го ост-ро-ва для раз-ме-ще-ния кол-лек-ций по-строе-но пер-вое в Рос-сии здание, спе-ци-аль-но спро-ек-ти-ро-ван-ное для нужд пуб-лич-но-го му-зея. Его вен-ча-ла баш-ня с мо-де-лью ар-мил-ляр-ной сфе-ры на ку-по-ле (ар-хи-тек-то-ры Г. И. Мат-тар-но-ви, Н. Ф. Гер-бель, Г. Киа-ве-ри; строи-тель-ст-во верх-не-го яру-са баш-ни за-вер-ше-но в 1734 году М. Г. Зем-цо-вым). В баш-не был ус-та-нов-лен Гот-торп-ский гло-бус (уни-каль-ный гло-бус- пла-не-та-рий - по-лая вра-щаю-щая-ся сфе-ра, на на-руж-ной сто-ро-не ко-то-рой изо-бра-же-на по-верх-ность Зем-ли, а на внут-рен-ней - кар-та звёзд-но-го не-ба), а так-же раз-ме-ще-на ас-тро-но-мическая об-сер-ва-то-рия Пе-тербургской АН (ны-не Му-зей М. В. Ло-мо-но-со-ва). По «Про-ек-ту уч-ре-ж-де-ния Ака-де-мии...» (1724 год) Кунсткамера и раз-ме-щён-ная в ней биб-лио-те-ка (ны-не Биб-лио-те-ка Рос-сий-ской ака-де-мии на-ук) пе-ре-шли в ве-де-ние Пе-тербургской АН. По-сле на-зна-че-ния Блю-мен-тро-ста пре-зи-ден-том АН прак-тическое ру-ко-во-дство Кунсткамерой до 1761 года осу-ще-ст-в-лял И. Д. Шу-махер. В декабре 1747 года при по-жаре бы-ли ут-ра-че-ны боль-шин-ст-во эт-но-гра-фических кол-лек-ций Кунсткамеры и Гот-торп-ский гло-бус (вос-соз-дан в 1751 году с учё-том но-вых гео-гра-фических от-кры-тий), на-не-сён су-ще-ст-вен-ный ущерб са-мо-му зда-нию (в 1754-1758 году пе-ре-строе-но архитектором С. И. Че-ва-кин-ским без верх-не-го яру-са баш-ни, вос-соз-дан-но-го в 1947-1948 году по про-ек-ту Р. И. Ка-пла-на-Ин-ге-ля). В 1766 году, по-сле ре-мон-та, Кунсткамера от-кры-та для по-се-ти-те-лей.

На про-тя-же-нии XVIII века шёл про-цесс ин-тен-сив-но-го по-сту-п-ле-ния но-вых кол-лек-ций в Кунсткамеру. Сре-ди пер-вых - ес-те-ст-вен-ное со-б-ра-ние «жи-вот-ных чет-ве-ро-но-гих, птиц, рыб, змей, яще-риц, ра-ко-вин и дру-гих ди-ко-вин-ных про-из-ве-де-ний из Ост- и Вест- Ин-дии» ам-стер-дам-ско-го ап-те-ка-ря А. Се-бы, со-б-ра-ние ана-то-мических пре-па-ра-тов голландского вра-ча и ана-то-ма Ф. Рёй-са (при-об-ре-те-ны Пет-ром I), те-ра-то-ло-гическое соб-ра-ние, фор-ми-ро-вав-ше-еся в со-от-вет-ст-вии с ука-зом Пет-ра I 1718 года «О при-но-се ро-див-ших-ся уро-дов...» за воз-на-граж-де-ние, и другие. В 1720-х годах в Кунсткамеру по-сту-пи-ло об-шир-ное со-б-ра-ние по эт-но-гра-фии на-ро-дов Си-би-ри немецкого учё-но-го и пу-те-ше-ст-вен-ни-ка Д. Г. Мес-сер-шмид-та. Во 2-й половине 1730-х годов в Кунсткамеру пе-ре-да-на кол-лек-ция ма-те-ма-тических и ме-ха-нических ин-ст-ру-мен-тов, мо-нет и ме-да-лей, со-б-ран-ная Я. В. Брю-сом. Бо-га-тые кол-лек-ции по-сту-пи-ли от уча-ст-ни-ков 2-й Кам-чат-ской экс-пе-ди-ции 1733-1743 годов.

В конце 1730-х годов в Кунсткамере ве-лась ра-бо-та по сис-тема-ти-за-ции кол-лек-ций. В 1741 году из-дан ил-лю-ст-ри-ро-ван-ный пу-те-во-ди-тель по му-зею «Па-ла-ты Санкт-Пе-тер-бург-ской им-пе-ра-тор-ской ака-де-мии на-ук, Биб-лио-те-ки и Кун-ст-ка-ме-ры...» (2-е издание в 1744 году), в 1741-1745 годах в 2 то-мах на латинском язы-ке - ка-та-лог экс-по-на-тов Кунсткамеры «Musei Im-pe-rialis Petropolitani».

По-сле по-жа-ра 1747 года АН пред-при-ня-ла ме-ры по вос-ста-нов-ле-нию ут-ра-чен-ных кол-лек-ций, в част-но-сти в середине 1750-х годов в Ки-тай пос-лан ле-карь Ф. Л. Ела-чич. В по-след-ней тре-ти XVIII века в Кунсткамеру по-сту-пи-ли кол-лек-ции, со-б-ран-ные уча-ст-ни-ка-ми Ака-де-мической экс-пе-ди-ций 1768-1774 годов, пер-вые эт-но-гра-фические экс-по-на-ты из Япо-нии и Южной Аме-ри-ки, а так-же Океа-нии и Северо-Западной Аме-ри-ки, со-б-ран-ные 3-й кру-го-свет-ной экс-пе-ди-ци-ей Дж. Ку-ка. В 1776 году из-дан ка-та-лог кол-лек-ций Кунсткамеры «Опыт о Биб-лио-теке и Ка-би-не-те ред-ко-стей и ис-то-рии на-ту-раль-ной Санкт-Пе-тер-бург-ской Ака-де-мии на-ук», со-став-лен-ный И. Г. Бак-мей-сте-ром (на французском языке; русский перевод 1779 год), а в 1793 году - ка-та-лог «Ка-би-нет Пет-ра Ве-ли-ко-го», со-став-лен-ный О. П. Бе-ляе-вым (на русском языке, части 1-2; 2-е издание, части 1-3, 1800 год). В 1-й тре-ти XIX века в Кунсткамеру по-сту-пи-ли эт-но-гра-фич. кол-лек-ции, со-б-ран-ные во вре-мя кру-го-свет-ных пу-те-ше-ст-вий И. Ф. Кру-зен-штер-ном и Ю. Ф.Ли-сян-ским (1803-1806 годы), Ф. П. Лит-ке и М. Н. Ста-ню-ко-ви-чем (1826-1829 годы) и другими.

Во 2-й половине XVIII века Кунсткамеру воз-глав-ля-ли вид-ные отечественные учё-ные П. С. Пал-лас (1767-1771 годы) и С. К. Ко-тель-ни-ков (1771-1797 годы). По-след-ний ди-рек-тор еди-ной Кунсткамеры - Н. Я. Озе-рец-ков-ский (1800-1827 годы). Как еди-ный му-зей Кунсткамера функ-цио-ни-ро-ва-ла до пер-вых де-ся-ти-ле-тий XIX века, ко-гда на её ба-зе бы-ли соз-даны Ази-ат-ский музей (1818 год), Бо-та-ни-че-ский (1823 год; ны-не Бо-та-ни-чес-ко-го института РАН имени В. Л. Ко-ма-ро-ва), Еги-пет-ский (1825 год, ны-не кол-лек-ция в Эр-ми-та-же), Зоо-ло-ги-че-ский (1832 год; ны-не Зоо-ло-ги-чес-ко-го института РАН), Ми-не-ра-ло-ги-чес-кий (1836 год; ны-не имени А. Е. Ферс-ма-на РАН) му-зеи, а так-же в 1836 году ка-би-не-ты - Эт-ногра-фи-чес-кий (ны-не Ан-тро-по-ло-гии и эт-но-гра-фии му-зей, функ-цио-ни-рую-щий в ис-то-рическом зда-нии быв-шей Кунсткамеры) и Ну-миз-ма-ти-чес-кий (ны-не кол-лек-ция в

31 января 1714 года Петр I распорядился перевести свои коллекции диковинок в новую столицу и разместить их в служебном помещении Летнего дворца на Фонтанке, названном на европейский манер Кунсткамерой – кабинетом редкостей. Так зародился первый музей России.

Вообще история создания Кунсткамеры Петра I начинается с 1704 года, когда Петр подписал указ, в котором оговаривалось то, что люди были обязаны приносить ему различные необычные вещи. Со всей России начали свозить всевозможные находки. Диковины, выкупленные за солидное вознаграждение, изначально хранились в Москве. Распорядившись о переносе столицы России из города Москвы в Санкт– Петербург, Петр I распорядился и о переводе своей личной коллекции и библиотеки, так называемого «государева Кабинета».

Все предметы аккуратно переправили и расположили в Летнем дворце. Коллекция, которой обладала Кунсткамера Петра I, оказалось такой обширной, что пришлось отвести для нее специальное помещение. За сохранность коллекции отвечал лейб-медик Р. Арескин, являющийся главой Аптекарского ведомства. Впоследствии он получил должность «надсмотрщика за редкостями».

Кунсткамера Петра I обустраивалась тщательно, также как и все начинания государя. Этому дело было поистине государственного масштаба. В 1717 году государь велел губернатору Воронежа вылавливать диких зверьков и птиц. В 1718 году он подписал указ, в котором говорилось то, что если кто-либо найдет какие-то старые вещи (камни, кости, посуду, оружие), то их надо было обязательно принести царю. Несли находки со всех уголков России: из Выборга прислали овцу с четырьмя глазами и двумя языками, из Тобольска – барашков, одного – с тремя глазами, другого – восьмью глазами. Все путешественники обязаны были покупать различные диковинные предметы, как у отечественных, так и у иноземных торговцев. Приобретая предметы минералогические, зоологические, анатомические и прочие раритетные вещи, созданные искусством и натуральные, Петр I хотел с помощью их составить систематические исторические понятия, а также хотел, чтобы служили они средствами для продвижения науки и художества.

Во дворце государя коллекциям не хватало места. Такие ценные предметы нельзя было показывать широкой публике. В итоге было принято решение о перемещении экспонатов. В 1718 году Кунсткамера Петра I была перенесена во владения одного опального вельможи. Именно с того времени все предметы, хранившиеся в своеобразном музее, стали доступны для всех. Тогдашний музей совсем не похож на современную Кунсткамеру. В комнатах располагались препараты в стеклянных сосудах, которые когда-то составляли коллекцию голландца Фредерика Рюйша, профессора анатомии и ботаники. Он создал уникальную коллекцию по эмбриологии и анатомии. В тысяча семьсот семнадцатом году неравнодушный к удивительным вещам русский государь купил девятьсот тридцать семь экспонатов собрания. Рюйш, формировавший коллекцию около пятидесяти лет, продать ее согласился только русскому царю. Он верил в то, что этот человек сумеет сохранить для потомков это необычайнейшее Он был прав, ведь и по нынешнее зал Кунсткамеры в наши днивремя Кунсткамера Петра I существует и показывает людям действительно удивительные вещи. Количество предметов коллекций с каждым годом все росло и росло.

В Кунсткамеру со всех частей России поступали невиданные вещи. Также привозили старинные, археологические находки: серебряные и золотые изделия, раскопанные в Астрахани, различные древние религиозные предметы, древние монеты, старые рукописи. Везли абсолютно все, что могло заинтересовать и вызвать удивление. В этом музее можно было увидеть аккуратно препарированные головки маленьких детей, какие-то конкретные части человеческого тела, всевозможных птиц и мелких животных. Также Кунсткамера Петра I содержала гербарии и множество бабочками, животных и красивые раковины. Всем предметам музея старались придать творческую выразительность, устраивая необычные композиции из них, показывающие всю бренность жизни.

В 1719 Кунсткамера открылась для публики. Чтобы увеличить посещаемость музея, Петр отверг предложение о входной плате, наоборот, каждому при посещении выдавалось угощение – чашка кофе или рюмка водки, на что ежегодно ассигновалось по 400 рублей.

"Будете в Питере, обязательно посетите Кунсткамеру!" - такое напутствие получает практически каждый турист, гость северной столицы. Что такое кунсткамера? У многих это слово ассоциируется с чем-то необычным, редким и зрелищным. От него веет стариной, чем-то далеким...

В статье подробно рассказано, что такое кунсткамера, история ее создания и современное положение.

Понятие

Существует легенда, что Петр I во время прогулки по Васильевскому острову увидел две удивительные сосны: ветка одной каким-то непостижимым образом проросла сквозь ствол другой. Такая запомнилась впечатлительному государю. Он вспомнил о диковинке через несколько лет при посещении с дипломатической миссией в 1697-1698 гг. Англии и Голландии. Тогда он познакомился с так называемыми "кабинетами редкостей" у знатных вельмож, в которых те хранили всякие дива: заспиртованные органы, чучела животных, коллекции редких насекомых. Это и были самые первые кунсткамеры. Слово в переводе с немецкого означает "комната искусства".

История создания в России

Петру так понравились дивные комнаты, что после возвращения домой он первым делом занялся обустройством подобного кабинета у себя во дворце. В Голландии он узнал рецепт бальзамирования, за 30 тысяч голландских гульденов приобрел целиком "кабинет Рюйша". В дальнейшем, не скупясь, государь покупал редкостные книги, приборы, различные инструменты, уникальные артефакты и природные чудеса за границей. После он издал указ, согласно которого каждый, нашедший какой-то необычный или редкий предмет, должен был передать его в созданый "кабинет редкостей". Со всех уголков необъятной Российской империи в кабинет стали стекаться удивительные предметы. Вскоре их стало так много, что они не помещались во дворце. Многое пришлось хранить в специальных подвалах, что очень огорчало Петра, который желал выставлять диковинки всем на показ.

После переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург и переезда в новую резиденцию, перевез на новое место и свои раритеты. Временно он разместил их во дворце опального боярина Кикина, который был выслан из столицы с за участие в заговоре против государя. Царь повелел "Кикины палаты" именовать на заграничный манер "Кунсткамерой". Это произошло в 1714 году. В этом году и родилась на свет первая русская кунсткамера, фото которой сегодня украшает каждый путеводитель по Питеру.

Постройка здания

Коллекция Петра очень быстро разрасталась. В 1717 г. опять же в Голландии целиком был приобретен кабинет Себа за 15 тыс. голландских гульденов. Вскоре все ценности не могли уместить и "Кикины палаты". Для размещения своих диковинок с возможностью их показа всем желающим государь приказал построить специальное здание. Для него выделили элитное место на поблизости от и важных государственных учреждений.

Проект разработал архитектор Маттарнови. Первый камень будущего знаменитого музея был заложен в июле 1718 г. В дальнейшем над зданием работали такие известные мастера, как Гербель, Земцов и Киавери.

Торжественное открытие Кунсткамеры состоялось в ноябре 1728 г., хотя отделочные работы закончились только в 1734 г.

Отличие русской кунсткамеры от европейской

Первые "кабинеты редкостей" возникли в Европе в эпоху Возрождения в 15-16 вв. Что такое кунсткамера, принадлежащая богатому князю, целью которого было произвести впечатление на гостей? Это просто бессистемное собрание редких или необычных вещей, демонстрирующее "ученость" их владельца.

Петровская же кунсткамера, описание которой приведено выше, изначально задумывалась не как скопище сокровищ, но как собрание занимательных экспонатов, которые могут послужить просветительским и научным целям. Хранение и систематизация ценностей была доверена просвещенным людям. В разное время директорами или служащими "кабинета Петра" были Байбурин, Бартольд, Гумилев, Ломоносов, Струве, Штернберг, Паллас, Севергин и прочие ученые. Они собирали самый различный материал - не только уродцев или занимательные диковинки, но предметы быта, имеющие большую этнографическую и историческую значимость, ценные в научном смысле коллекции насекомых, чучела птиц, пресмыкающихся, рыб и зверей, создали анатомический и минералогический отделы.

После создания Российской академии наук в 1724 г. основными источниками пополнения кунсткамеры были предметы, привезенные из научных экспедиций Миллера, Крашенинникова, Мессершмита, Лисянского, миклухо-Маклая, Беллинсгаузена, Крузенштерна.

Что такое кунсткамера русская? Это музей, один из старейших и богатейших в мире, колыбель РАН.

Любопытные факты

С первого дня кунсткамера, фото которой представлено ниже, по приказу Петра I была открыта для посещения всеми желающими. Вход и осмотр экспонатов был бесплатным.

Петр I создал совершенно необычный отдел в музее, экспонатами которого являлись животные и люди с врожденными дефектами - циклопией, многорукостью, синдромом сирены и прочими аномалиями. Причем здесь были не только забальзамированные органы и существа, но и живые карлики, уродцы и монстры, живущие в музее за счет государственной казны.

Государь знал каждый предмет своей коллекции "в лицо" и был отличным гидом, с удовольствием рассказывая о них своим гостям.

Сегодня в музее насчитывается 1,2 млн. экспонатов!

История создания, которую получила Кунсткамера Петра 1 начинается с тысяча семьсот четвертого года, когда Петр I подписал указ, в котором оговаривалось то, что люди были обязаны приносить ему различные необычные вещи. Со всей России начали свозить всевозможные находки. Диковины, выкупленные за солидное вознаграждение, изначально хранились в Москве. Распорядившись о переносе столицы России из города Москвы в Санкт- Петербург, Петр 1 распорядился и переводе своей личной коллекции и библиотеки, так называемого "государева Кабинета". Все предметы аккуратно переправили и расположили в Летнем дворце. Коллекция, которой обладала Кунсткамера Петра 1 , оказалось такой обширной, что пришлось отвести для нее специальное помещение.

Помещение назвали Кунсткамерой на европейский манер (в переводе - кабинет редкостей). За сохранность коллекции отвечал лейб-медик Р. Арескин, являющийся главой Аптекарского ведомства. Впоследствии он получил должность «надсмотрщика за редкостями». Это событие произошло в августе тысяча семьсот четырнадцатого года. По совместительству этот год является датой основания первого русского музея. Кунсткамера Петра 1 обустраивалась тщательно, также как и все начинания государя. Этому дело было поистине государственного масштаба. В тысяча семьсот семнадцатом году государь велел губернатору Воронежа вылавливать диких зверьков и птиц. В тысяча семьсот восемнадцатом году он подписал указ, в котором говорилось то, что если кто-либо найдет какие-то старые вещи (камни, кости, посуду, оружие), то их надо было обязательно принести царю.

Несли находки со всех уголков России: из Выборга прислали овцу с четырьмя глазами и двумя языками, из Тобольска - барашков, одного - с тремя глазами, другого - восьмью глазами. Все путешественники обязаны были покупать различные диковинные предметы, как у отечественных, так и у иноземных торговцев. Приобретая предметы минералогические, зоологические, анатомические и прочие раритетные вещи, созданные искусством и натуральные, Петр 1 хотел с помощью их составить систематические исторические понятия, а также хотел, чтобы служили они средствами для продвижения науки и художества. Во дворце государя коллекциям не хватало места. Такие ценные предметы нельзя было показывать широкой публике. В итоге было принято решение о перемещении экспонатов. В тысяча семьсот восемнадцатом году Кунсткамера Петра 1 была перенесена во владения одного опального вельможи.

Именно с того времени все предметы, хранившиеся в своеобразном музее, стали доступны для всех.Тогдашний музей совсем не похож на современную Кунсткамеру. В комнатах располагались препараты в стеклянных сосудах, которые когда-то составляли коллекцию голландца Фредерика Рюйша, профессора анатомии и ботаники. Он создал уникальную коллекцию по эмбриологии и анатомии. В тысяча семьсот семнадцатом году неравнодушный к удивительным вещам русский государь купил девятьсот тридцать семь экспонатов собрания. Рюйш, формировавший коллекцию около пятидесяти лет, продать ее согласился только русскому царю. Он верил в то, что этот человек сумеет сохранить для потомков это необычайнейшее Он был прав, ведь и по нынешнее время Кунсткамера Петра 1 существует и показывает людям действительно удивительные вещи.

Количество предметов коллекций с каждым годом все росло и росло. В Кунсткамеру со всех частей России поступали невиданные вещи. Также привозили старинные, археологические находки: серебряные и золотые изделия, раскопанные в Астрахани, различные древние религиозные предметы, древние монеты, старые рукописи. Везли абсолютно все, что могло заинтересовать и вызвать удивление. В этом музее можно было увидеть аккуратно препарированные головки маленьких детей, какие-то конкретные части человеческого тела, всевозможных птиц и мелких животных. Также Кунсткамера Петра 1 содержала гербарии и множество бабочками, животных и красивые раковины. Всем предметам музея старались придать творческую выразительность, устраивая необычные композиции из них, показывающие всю бренность жизни.

Будучи за границей, Петр I посетил много музеев, которые ему чрезвычайно понравились. Никогда не медливший в проведении своих решений, Петр, по совету своего лейб-медика Блументроста, спешно приступил к организации в своем любимом Санкт-Питер-Бурхе музея с собраниями разных редкостей, известного как кунсткамера.

Вначале, с 1714 г., она была размещена в палатах казненного Кикина. Но ввиду усиленного притока диковинок в 1718 г. по проекту архитектора Матарнови торжественно было заложено на Васильевском острове, на самом берегу Невы, грандиозное по тому времени трехэтажное здание с башней посередине. Этот памятник петровской эпохи и сейчас украшает набережную Невы, отсутствуют только скульптурные украшения Земцова, уничтоженные пожаром 1747 года. Неудачная реставрация, произведенная в 1763 г., уничтожила и красивую верхушку башни, отчего вид здания внешне несколько пострадал.

На первом этаже башни помещался готторпский глобус, следующие этажи служили целям обсервации. В одном крыле здания была библиотека, в другом кунсткамера.

Организацией кунсткамеры ведал сам Петр, прекрасно понимавший, какую роль в просвещении России сыграет его любимое детище – мать всех русских музеев. Он проводил там большую часть свободного времени и в кунсткамере даже давал послам торжественные аудиенции, находя, что «он [посол] ко мне прислан, а не в тот или другой дом, и если имеет что сказать мне, то может сказать, где бы я ни был». Для привлечения посетителей, которые должны были «смотреть и учиться» в этом «страшном доме», были ассигнованы нужные суммы для угощения «цукербродами и кофеем».

Основанием собрания «Куриозитетов, монстров и раритетов» послужила коллекция знаменитого тогда анатома Рюйша, купленная Петром за большие для того времени деньги – 30 тыс. гульденов. Консультантом при этой покупке и при последующих служил первый русский врач и известный дипломат петровской эпохи Постников.

Для обмена опытом и закупки коллекций был послан также за границу организатор и будущий вершитель судеб Академии наук Шумахер, представивший Петру обширный доклад о своей командировке. Насколько организаторы кунсткамеры были осторожны в выборе коллекций, показывает, например, следующее:

Шумахер в своем докладе пишет, что он «видел семиглавую, ехидне подобную змею, но главы ли приставлены ли суть, то видеть не можно, понеже оную оборачивать не допускают, и токмо со спины смотрится; и почитают оную за 200000 ефимков, однако же я мню, когда б ее прямо осматривал, тогда бы коварство объявилось».

Закуплена была и первоклассная коллекция Себы. Опись, составленная продавцом, начинается описанием «кабинета, сделанного из самого доброго ост-индского кипарисного дерева, в нем 72 ящика, все передорогими и диковинными раковинами разукладены…»; и второго «кабинета из красного ост-индского дерева и в нем 400 склянок самого чистого стекла, в которых неизреченные, чудественные, странные звери, в винном духе положенные…»; потом и «род некоторых жаб, изменяющихся в рыбы, и таких верно могу показать, о которых мы отнюдь не слыхивали. Еще же имею ряд больших американских жаб, у которых молодые из спины плодятся».

В таком духе дается описание остальных «кабинетов», выложенных черепахою и серебром, в которых «без меры многих рук [сортов] руды» со всего света. В конце описи Себ заявляет, что его коллекция «полнее Докторовых Рюйша, да Вицентова». Надо еще добавить, что собрание Себа имело полные каталоги, из которых «многих число красками расцвечены». Куплена также и коллекция Гортварда и «две доски мух».

Одновременно производились и обменные операции. Доктор Рюйш, как и Витцен, благодарят Петра за присылку «монстров», взамен чего они отправили «малый лигван, двоеглавую змею, золотого жучка и вельми удивительную птицу из восточной Индии» и т. д. Рюйш просил также прислать «две человеческие кожи, выделанные, – их гораздо желаю», взамен чего обещал выслать разные диковинки.

Все эти коллекции состояли, главным образом, из сосудов со спиртом, в которых сохранялись всякого рода звери, птицы, части человеческого тела, трупы, уроды, зародыши. Здесь можно было видеть артерии, нервы человеческого тела, сделанные из цветного воска, муляж головы с превосходно воспроизведенными артериями, матку, перед которой лежал совершенно оформившийся младенец. Было также много вырезанных из утробы младенцев – с кожей и без кожи, уроды с двумя головами, четырьмя руками или ногами. Упоминается монстры в виде свиньи с человеческим лицом, обросшим щетиной.

Экспонаты, закупленные за границей по существовавшему тогда методу, «подавались» довольно оригинально. Например, на банке помещена надпись, что экспонат «показывает руку ребенка, в жидкости сохраняемую, в кисти которой находится оплодотворенное яйцо морской черепахи». Вычурностью и тщательностью отделки в особенности отличались экспонаты коллекции Рюйша, сделанные просто артистически. Это обстоятельство, между прочим, использовали служащие кунсткамеры, выдававшие головку одного мальчика из коллекций Рюйша за голову казненной Петром фрейлины Гамильтон. По словам современника, головка эта действительно сохранилась прекрасно: мальчик был замечательным красавцем: «глядя на головку, в голову не придет, что она лежит в банке 150 лет». Головы же казненных камергера В. Монса и фрейлины Гамильтон, по сообщению Гельбига, действительно, хранились в кунсткамере, но в особом сундуке и публике не показывались. Позже Екатерина II распорядилась закопать в погребе эти головы жертв любви.

Одновременно с приобретением коллекций за границей Петр не забыл и Россию, которая, при правильно постановке дела, могла бы тоже дать не мало «монстров». По этому поводу было издано много указов. Покончив с объяснением причин рождения уродов, указ сообщает таксу, по которой следует рассчитываться с поставщиками (за живого человеческого урода 100 рублей; по тому времени – очень большая сумма, и т. д.). «Монстры» предлагается принимать анонимно и тут же указывается обязательный штраф в 10-кратном размере против таксы с лиц, утаивших уродов.

Эти распоряжения достигли цели, и кунсткамера наполнилась тысячами экспонатов вплоть до «двух собачек, которые родились от девки 60-ти лет», как значится в описи. В обязательном порядке доставлялись также павшие на «зверовом и слоновом дворах» животные для изготовления чучел. Здесь же проживали и живые экспонаты, которые, кстати, служили и истопниками.

После кончины Петра в целях увековечения его памяти заказана была Растрелли его «восковая парсуна». Об этом «раритете» сохранилось распоряжение, чтобы «за мытье, починку и утюжение галстука, крагена, манжет к сидяжему портрету императора Петра выдать от расходу иноземке Анне один рубль».

К моменту организации Академии наук, кунсткамера собрала огромное количество разного рода экспонатов. Экспозиции выставок соответствовали духу того времени и были весьма затейливы и разнообразны. О количестве экспонатов можно судить, например, по тому, что одних амфибий было 13 шкафов. По словам авторитетных людей, музей этот был одним из лучших в мире.

В музее проводилась и серьезная научная работа. Например, академик Дювернуа первый обратил внимание на остов мамонта, доставленный кунсткамере из Сибири. Он сравнивал кости в особенности голову мамонта с головой слона и доказал разность видов. В 1734 г. в кунсткамеру был доставлен маленький кит весом в 650 кг, также анатомированный Дювернуа. В отчете за 1737 г. говорится, что этот неутомимый ученый «делает анатомию над человеческими телами и зверьми, рассматривает их составы и тела, и кто найдет, о том делает описание и читает в собраниях. Ныне пишет историю о слоне морже и ките».

Один из первых русских ученых Протасов также усиленно работал над экспонатами кунсткамеры. В своих отчетах он говорит, что весь май «положил я в разобрании умершего слона и в приготовлении костей его к деланию скелета». Работы производились и над «окаменелыми вещами и камнями во внутренностях у разных животных найденными».

Недостающие экспонаты заказывались губернаторами и наместниками. Например, одному заказывались морские звезды и медузы, другому пара зубов. Доставлены также для хранения слиток золота в 2 фунта, 25 зол., морские пауки и т.д. Одновременно шла и организация библиотеки. До постройки кунсткамеры книги хранились в Летнем саду, а потом в «Кикиной палате», которая не соответствовала предъявленным требованиям, почему Блументрост и просил ускорить постройку кунсткамеры. «К этому же и весьма нужно, чтобы библиотеке быть при Академии, чтоб академикам книги и куриозных вещей без замедления можно было бы доставать во время своих треб»; «…библиотеке не можно в расстоянии быть от Академии, для учительных людей, которым не меньшая нужда в книгах бывает, как и мастеровым в инструментах».

Основанием книжного фонда послужила, кроме книг, хранившихся в Летнем саду, также конфискованная библиотека, принадлежавшая арестованному вице-канцлеру Шафирову. В завоеванных остзейских городах Петр тоже забирал книги и отправлял в Петербург, – из одной Митавы вывезли 2500 книг. Сюда доставлена и библиотека московской аптеки. Книги закупались и за границей, на что ассигнованы были деньги «по рассуждению». Библиотека собрала несколько десятков тысяч книг, в большинстве случаев богословского и философского содержания, но были книги по математике, анатомии и т. д.

Книги размещались на полках не по отделам, а по «казовым признакам», т. е. хорошо переплетенные книги ставились впереди. Шумахер писал, что этот порядок «обычайнейший и удобнейший, чтобы не портилась красота, которая в публичной библиотеке требуется».

Для полноты картины остается сказать несколько слов и о готторпском глобусе. Глобус этот имел в поперечнике 11 футов (3,35 м) и сделан был под наблюдением известного Олеария. Петр получил его в подарок от юльштинского герцога. По поводу доставки этого глобуса в Россию существует много легенд, но достаточно сказать, что глобус перевозился 4 года.

Глобус этот в то время своими размерами и техническими особенностями поражал всех видевших его. Сделан он был из меди, снаружи на нем были начертаны материки и океаны, внутри же он представлял прообраз планетария. Когда посетители (10 чел.) усаживались на устроенной внутри шара скамейке, особый механизм демонстрировал изумленным зрителям движение небесных тел. Глобус с трудом был помещен в башню.

Кунсткамерой ведал один из деятельных ее организаторов – Шумахер, который обязан был «библиотеку и куншт-камору в своем правлении иметь, все порядочно содержать, книгам и в куншт-каморе обретающимся вещам каталоги учредить». Известно, что «каталоги были учреждены изрядные»: составлены описи экспонатам, но и прекрасные рисунки их.

Петровская кунсткамера просуществовала недолго. Пожар 5 декабря 1747 г. уничтожил эту большую культурно-историческую ценность. Вещи, хранившиеся во втором и третьем этажах, почти все сгорели, немногочисленные спасенные экспонаты сейчас находятся в соответствующих музеях России. Готторпский же глобус после реставрации, произведенной в 1750 г., был передан на хранение в так называемое адмиралтейство г. Пушкино.



Что еще почитать