Снежный человек. Загадки снежного человека (Йети). Снежный человек Еще называют снежного человека

Йети - это всем известный Снежный Человек, обитающий в горных и лесных массивах. С одной стороны, это мифологическое существо, чей секрет пытаются разгадать тысячи ученых по всему миру. С другой стороны, это реальный человек, который из-за своего отвратительного внешнего вида скрывается вдали от людских глаз.

Сегодня появилась новая теория, которая, возможно, доказывает, что Снежный Человек обитает в Гималаях (горы Азии). Об этом свидетельствуют странные следы на снежном покрове. Ученые предполагают, что Йети обитает ниже гималайской линии снега. Чтобы найти неопровержимые доказательства, были собраны десятки экспедиций в горы Китая, Непала и России, однако доказать существование знаменитого "чудовища" никто не смог.

Отличительные признаки

Йети несложно обнаружить и узнать. Если вы вдруг будете путешествовать по Востоку, то сохраните себе эту памятку.

"Снежный Человек достигает почти 2 метров роста, а его вес варьируется от 90 до 200 килограмм. Предположительно, все зависит от среды обитания (соответственно, и от питания). Это мускулистый здоровяк, у которого имеется густой волосяной покров по всему телу. Цвет шерсти может быть как темно-серым, так и бурым. На самом деле это лишь общий портрет знаменитого Йети, ведь в разных странах его представляют по-разному".

История Снежного Человека

Йети - персонаж древних легенд и фольклора. Гималаи встречают своих гостей старыми рассказами, где ключевой фигурой является грозный и опасный Снежный Человек. Как правило, такие легенды нужны не для того, чтобы напугать путешественников, а для того, чтобы предостеречь от диких животных, которые могут с легкостью навредить и даже убить. Легенды о знаменитом существе настолько старые, что даже Александр Македонский после завоевания долины Инда потребовал у местных жителей доказательства существования Йети, но те лишь сказали, что Снежный Человек живет на большой высоте.

Какие имеются доказательства

Еще с конца XIX века ученые собирали экспедиции, чтобы найти доказательства существования Йети. Например, в 1960 году сэр Эдмунт Хиллари посетил Эверест и там обнаружил скальп неизвестного зверя. Спустя несколько лет исследования подтвердили, что это был не скальп, а теплый шлем из гималайской козы, который после длительного пребывания на холоде мог показаться частью головы Снежного Человека.

Другие доказательства:


Русская экспедиция

В 2011 году была собрана конференция, где присутствовали и биологи, и исследователи со всей России. Данное мероприятие было организовано при поддержке правительства Российской Федерации. В ходе конференции была собрана экспедиция, которая должна была изучить все данные о Снежном Человеке и собрать неопровержимые доказательства его существования.

Спустя несколько месяцев группа ученых заявила, что они нашли седые волосы в пещере, которые принадлежат Йети. Однако ученый Биндернагель доказал, что все факты были скомпрометированы. Об этом свидетельствуют работы Джеффа Мельдрума - профессора анатомии и антропологии Айдахо. Ученый заявил, что скрученные ветки деревьев, фотографии и собранные материалы - поделка, а русская экспедиция нужна была лишь для того, чтобы привлечь внимание туристов со всего мира.

Образцы ДНК

В 2013 году генетик Брайан Сайкс, преподающий в Оксфорде, заявил на весь мир, что у него есть материалы для исследования, которые представляли собой зубы, волосы и кожные покровы. В ходе исследования было изучено более 57 образцов, которые тщательно сравнивали с геномами всех животных в мире. Результаты не заставили себя ждать: большая часть материала принадлежала уже известным живым существам, таким как лошадь, корова, медведь. Даже были обнаружены зубы гибрида белого и бурого медведя, который жил более 100 000 лет назад.

В 2017 году был проведен еще ряд исследований, который доказал, что все материалы принадлежили гималайским и тибетским медведям, а также собаке.

Приверженцы теории

Несмотря на то что доказательств существования Йети по-прежнему нет, в мире организованы целые сообщества, посвященные Снежному Человеку. Их представители верят, что таинственное существо просто невозможно поймать. Это доказывает, что Йети - умное, хитрое и образованное существо, которое тщательно скрывается от людских глаз. Отсутствие неопровержимых фактов вовсе не говорит о том, что таких существ не существует. По теории приверженцев, Снежный Человек предпочитает затворнический образ жизни.

Неандертальская загадка

Исследователь Майра Шекли в своей книге о Снежном Человеке описала опыт двух туристов. В 1942 году два путешественника находились в Гималаях, где увидели черные пятна, двигающиеся в сотнях метров от их лагеря. Благодаря тому, что туристы расположились на хребте, они могли четко различить рост, цвет и повадки неизвестных существ.

"Высота "черных пятен" достигала почти двух метров. Их головы были не овальной формы, а квадратной. По силуэту сложно было определить наличие ушей, поэтому, возможно, их не было, либо они примыкали слишком близком к черепу. Широкие плечи были покрыты рыжевато-коричневыми волосами, которые свисали вниз. Несмотря на то что голова была покрыта волосяным покровом, лицо и грудь были абсолютно голыми, отчего виднелась телесного цвета кожа. Два существа издавали громогласный крик, который разлетался по всему горному массиву".

Ученые до сих пор спорят, были ли эти наблюдения реальными или являются выдумкой неопытных туристов. Альпинист Рейнхольд Месснер пришел к выводу, что большие медведи и их следы часто ошибочно принимались за Йети. Об этом он написал в своей книге "Мой поиск Йети: Противостояние самой глубокой тайне Гималаев".

Существует ли Снежный Человек на самом деле?

В 1986 году турист Энтони Вудридж посетил Гималаи, где тоже обнаружил Йети. По его словам, существо стояло от путешественника всего в 150 метрах, при этом Снежный Человек не издавал никаких звуков и не двигался. Энтони Вудридж долгое время выслеживал неестественно огромные следы, которые впоследствии и привели его к существу. Напоследок турист сделал две фотографии, которые и предъявил исследователям по возвращении. Ученые долго и тщательно изучали снимки, а затем пришли к выводу, что они подлинные и не являются подделкой.

Джон Напира - анатом, антрополог, директор Смитсоновского института, биолог, изучающий приматов. Он также изучил снимки Вудриджа и заявил, что турист слишком опытный, чтобы перепутать образ Йети с крупным тибетским медведем. Однако совсем недавно снимки были изучены заново, и тогда группа исследователей пришла к выводу, что Энтони Вудридж сделал фотографию затемненной стороны скалы, которая стояла вертикально. Несмотря на негодования истинных верующих, снимки были признаны хоть и настоящими, но не доказывающими существование Снежного Человека.

Человека всегда интересовали различные необъяснимые события, загадки природы, странные случаи. Не исключением стали и алмасты, бигфуты, йети - наиболее известные как снежный человек – загадочные, мистические существа. Издавна ходит множество легенд и мифов, связанных с ними. Существует ли снежный человек на самом деле или все это выдумки и сказки? Дать однозначный ответ на этот вопрос не возможно. Многие ученые считают, что снежного человека не существует и пытаются найти этому научное объяснение. Встречи с ними происходят по всему миру, но очень быстро заканчиваются. По рассказам очевидцев, высокие волосатые существа буквально исчезают на глазах. Также находят необычные следы, которые они оставляют. В глубинах лесов часто обнаруживают странные сооружения из вырванных с корнем деревьев, такое простому человеку не под силу.

Чаще всего эти существа обитают в труднодоступных для людей местах: высоко в горах или в лесной глуши. В Гималаях в 1936 году были обнаружены огромные следы. В этом регионе очень серьезно относятся к факту существования йети. Так, в Тибете считают, что снежные люди охраняют вход в мистический город Шамбала. В некоторых тибетских храмах хранятся фрагменты останков человекообразных существ. В начале 20-го века в Монголии произошел случай встречи с детенышем алмасты. К сожалению, он погиб, но очевидцы рассказывают, что видели маленькое тело, покрытое шерстью. В 1967 году американцам удалось запечатлеть на видео уникальные кадры: по берегу ручья пробегала высокая волосатая фигура. Считается, это была самка йети.В начале 19-го века в Абхазии князем Ачба было поймано необыкновенное существо, которое оказалось дикой женщиной. Внешний вид у дикарки был довольно специфический. Она была ростом около двух метров, ее мускулистое тело покрывала густая темно-бурая шерсть, глаза у нее были красного цвета. Широкое с грубыми и крупными чертами лицо женщины имело плоский нос, нижняя челюсть с мощными зубами выступала вперед. У нее были довольно толстые и длинные пальцы на руках. Благодаря своей внешности пленница получила имя Зана.

Снежный человек Зана, йети

Позже она была подарена князю Эдже Генаба. Он держал снежную женщину в яме, обнесенной частоколом, из-за ее необычайной силы. Дикая женщина пугала окружающих своими способностями, она была невероятно вынослива. Также вела себя она достаточно агрессивно, кидалась на людей. Однако со временем ее удалось постепенно успокоить и приручить. Для нее построили шалаш, в который позже переселили. Самка алмасты научилась входить в помещение только с разрешения хозяина, смогла выполнять несложные поручения. Благодаря своей силе и мощи легко справлялась с тяжелой работой. Разговаривать Зана не умела, но человеческую речь понимала, в питании была не привередлива, одежду носить отказывалась. Лишь под конец жизни начала надевать набедренную повязку. Зато постоянно учувствовала в гуляньях князя, во время которых часто употребляла алкоголь и имела связи с мужчинами. Самое интересное, что у нее не было внешних признаков старения. Предположительно, умерла самка снежного человека в конце 19 века во время родов.

Родив без посторонней помощи своего первого ребенка, женщина хотела его искупать в реке, но вода в ней была слишком холодная, младенец простудился и умер. То же самое произошло и со вторым ребенком. После этих случаев новорожденных у Заны стали отбирать и воспитывать люди. Детей было у нее четверо: две девочки и два мальчика. Все дети женщины выросли абсолютно нормальными людьми, хоть и со своими особенностями. О судьбах двоих из них практически ничего не известно, но мальчик Хвит и девочка Гамаса выросли в одной семье Ходил слух, что их отцом был сам Эдже Генаба. Дочь Заны умерла в 1920-х годах, Хвит дожил почти до 70 лет и скончался в 1954 году.

Прямые потомки Заны

Дети Заны росли вместе с обычными детьми и особо от них ничем отличались. Они все имели свои семьи, детей, занимали определенное место в сообществе. У сына Заны была темная кожа, большие губы, как у представителей негроидной расы, прямые жесткие волосы. Хвит был высоким, как мать обладал нечеловеческой силой. Местные старожилы рассказывали, что он мог зубами поднять стул с сидящим на нем человеком и при этом танцевать. Также он отличался взрывным характером, часто ввязывался в драки, в результате одной из которых потерял руку. Даже имея одну руку, потомок снежной женщины прекрасно управлялся с огородными и полевыми работами.

Хвит - сын Заны

Хвит был дважды женат и имел троих детей. Его сыну Шалико передалась неимоверная сила, мужчина зубами поднимал накрытый стол. Погиб сын Хвита в результате несчастного случая в горах.

Сын Хвита

С его дочерью тоже произошла трагедия, она умерла от разряда электрического тока. Говорят, что при жизни Раиса обладала уникальным даром - женщина умела видеть кожей: она становилась босыми ступнями на газету и слово в слово читала написанное.

Дочь Хвита в молодости

Дочь Хвита

Гамаса также обладала крепким телосложением, как и брат, кожа у нее была темного цвета, тело покрывали волосы. Умерла женщина в возрасте 60 лет. Подробности о ее жизни неизвестны.

Слева череп Хвита, справа – предположительно, Заны

Игорь Бурцев с черепом Хвита, сына Заны

Ученые не один год ищут ответ на этот вопрос. Проводя различные исследования, было установлено, что череп сына йети строением значительно отличается от обычного человеческого. Он объединяет в себе структурные признаки неандертальца и современного человека. Череп уникален и не имеет аналогов в природе. Также ошибочными были предположения, что Зана африканская рабыня, ее ДНК не совпало с генами африканцев, ведь волосы у йети и ее потомков были прямыми, что является значительной отличительной чертой от представителей негроидной расы. Сам же Игорь Бурцев абсолютно уверен, что дикая женщина относится к неандертальцам, а ее сын гибрид с современным человеком.

Историк Поршнев тоже считает, что йети являются неандертальцами. Предположительно, эти предшественники современного человека не исчезли, а продолжают сосуществовать с людьми. Данный факт подтверждает и строение скелета снежного человека.

Некоторые ученые высказывают предположения, что на самом деле снежного человека не существует. Это обычные люди с психическими отклонениями, которые покинули свое место жительства и скрываются в лесах вдали от общества.

Хотя с точки зрения науки подтверждений существований алмастов не имеется, кто-то же оставляет следы огромных ног, клочки темной длинной шерсти в разных уголках земного шара. Есть предположение, что йети приходят к нам из параллельного мира, возможно, поэтому они появляются из ниоткуда и уходят в никуда. Также сооружения из деревьев, обнаруженные в лесах, могут служить порталом для таинственных существ. Одно известно, что еще много лет будут продолжаться споры вокруг снежного человека. Впрочем, некоторые загадки должны оставаться неразгаданными.

Йети загадочные существа

Снежный человек и его родичи

Оно было похоже не то на женщину, не то на обезьяну. У него было широкое морщинистое гримасничающее и смеющееся лицо. Что-то неописуемое - два каких-то мешка, очевидно, груди, болтались спереди; длинные спутанные волосы, порыжевшие от солнца, обрамляли лицо и развевались за спиной. Тургенев почувствовал дикий страх, леденящий страх перед сверхъестественным.

Ги де Мопассан, «Страх»

Вымышленные существа населяют фольклор всех мировых культур - будь то степные кочевники, северные оленеводы или южноамериканские людоеды. Люди, живущие на разных континентах, независимо друг от друга придумали драконов, оборотней, призраков, водных монстров, карликов и гигантов. Но лишь немногие сказочные твари смогли стать частью современного фольклора. Если вы скажете, что встретили в лесу огнедышащего дракона, то получите освобождение от физкультуры и бесплатные таблетки от шизофрении. Но если заявите, что подрались на помойке с гигантским волосатым гоминидом - получите реальный шанс попасть на первые полосы утренних газет.

В марте 2006 года («МФ» № 26) мы рассказывали вам о «криптидах» - животных, существование которых отвергается современной наукой (по крайней мере, до тех пор, пока одно из них не оказывается пойманным - как, например, карликовый жираф окапи или кистеперая рыба целакант). Сегодня речь пойдет о «королях» криптозоологии - архаичных великанах, известных ныне как «снежные люди».

Дикие и несимпатичные

Древние народы, не сговариваясь, верили в то, что задолго до них на Земле жили великаны. Последние были необузданны и свирепы, ввиду чего боги либо поголовно истребили их (иудаизм), либо изгнали за пределы мира (древнегреческие мифы). Великаны оставили после себя лишь огромные руины, называемые «циклопическими» в честь циклопов, воздвигнувших стены Микен.

Неудивительно, что встречи людей с доисторическими гигантами происходили чрезвычайно редко. Большинство великанов позднего европейского фольклора имели чисто человеческие черты и не считались представителями какой-то древней расы. Средневековыми «снежными людьми» в их нынешнем понимании можно назвать леших, однако они были разновидностью духов. У скандинавов были ётуны и тролли, у южных славян - дрекаваки, но образы этих лесных обитателей слишком размыты, чтобы можно было вести речь о систематических контактах обычных людей со «снежными».

Снежный человек, как и НЛО, - феномен исключительно 20 столетия. Можно сколько угодно рассуждать о разрастании антропогенных зон и об отсутствии в 18-19 веках мощных средств массовой информации, способных раздуть любой пустяк до сенсации, но факт остается фактом: еще совсем недавно снежного человека как массового явления не было, а теперь - есть. Почему же существа, эволюционировавшие вместе с людьми на протяжении миллионов лет, оставались настолько малоизвестными, что в общекультурном смысле они способны претендовать разве что на звание расы гигантов, причем вымершей?

Судя по древнейшим литературным источникам, контакты со снежными людьми происходили крайне редко. Первым описанием подобного случая можно считать шумерский «Эпос о Гильгамеше», рассказывающий о событиях 57-вековой давности. Согласно первой таблице эпоса, богиня Аруру создала Энкиду - волосатого богатыря, живущего в полной дикости. Царь Гильгамеш придумал оригинальный способ изловить его: на берег реки, где пасся Энкиду, привели блудницу Шамхат. Бедняжку раздели, и великан «познавал ее семь дней». После такого марафона дикарь ослабел, а сородичи - животные - стали избегать его. Таким образом, Энкиду был вынужден стать частью человеческого общества.

Разрозненные свидетельства о встречах с некими «дикими людьми» можно найти почти у каждого крупного историка. Например, Плутарх рассказывал о том, как солдаты Суллы однажды поймали сатира (следует учесть, что изначально сатиры не ассоциировались исключительно с рогами и копытами - им приписывались различные звериные черты, символизировавшие дикость). Римский диктатор собрал всех имеющихся переводчиков и учинил пленнику допрос, однако тот испускал лишь гнусное блеянье и ржание, «отчего Сулла испытал великое отвращение и повелел немедленно убрать его с глаз долой как явление безобразное» (Плутарх, «Сравнительное жизнеописание», Сулла, 27).

Средневековые исследователи упоминали о диких людях много и часто, но чаще всего описывали обычных обезьян либо нецивилизованных туземцев. На карте Старого Света уже не оставалось белых пятен, поэтому о встречах с подобными существами говорилось лишь в прошедшем времени. Когда-то в Европе водились львы. Теперь же здесь не сохранились даже дикие быки и тарпаны, а снежные люди перешли в разряд курьезов. Например, Генрих фон Геслер в 14 веке писал о дикой альпийской женщине, «груди которой столь длинны, что она забрасывает их за плечи».

Энтузиасты часто вспоминают, что Карл Линней включил снежного человека в свою знаменитую классификацию живых существ («Система природы»). Действительно, шведский естествоиспытатель писал про «человека дикого» (о неких волосатых «сыновьях тьмы», живущих в пещерах и крадущих ночью еду у людей), а также про «человека троглодитового» (вероятно, неандертальца). Однако не следует забывать, что в первом издании «Системы природы» Линней назвал китов рыбами...

Зажгли так зажгли

В архитектуре и геральдике раннефеодальной Европы часто использовался образ «дикого человека» (вуду-ваза), скопированный, вероятно, с греческих сатиров. С этим существом связан первый в истории Европы маскарад. В 1393 году королева Изабелла Баварская устроила бал. Король Карл VI Безумный и шестеро его приближенных явились в костюмах «снежных людей», сделанных из льняной ткани, смолы и пеньки. В разгар праздника герцог Орлеанский случайно поднес свечу к королевскому костюму. Тот немедленно вспыхнул. Огонь перекинулся на других «лесных людей». Четверо из них погибли. Король получил сильные ожоги, но спасся благодаря герцогине де Берри, накрывшей его своей одеждой.

Происхождение видов

Пересказывать современные истории о встрече со снежным человеком не имеет смысла - большинство из них смахивает на байки охотников. Они либо однотипны, либо невероятны, и в любом случае не поддаются проверке. Определенный интерес представляют лишь общие сведения об известных «разновидностях» снежного человека.

В горах Алтая, Кавказа и Памира обитает алмас («алмаст», от монгольского - «дикий человек»). Его описывают как гуманоида с красной шерстью, человеческими чертами лица, мощными надбровными дугами, плоским носом и подбородком (что полностью совпадает с реконструированным обликом неандертальца).

Легенды об алмасах не могут похвастаться древностью - им всего лишь несколько сотен лет. Может создаться впечатление, что алмасов в горах едва ли не больше, чем людей. В 1871 году их видел Николай Пржевальский, а в 1941-м бойцы-красноармейцы якобы поймали на Кавказе какого-то волосатого гражданина, допросили его (безрезультатно) и расстреляли как немецкого шпиона.

В Афганистане и Пакистане эти существа известны как барману , однако наибольшую популярность на Западе имеет другое, тибетское название - йети («человек-медведь» либо «каменный медведь»). Количество встреч с ним возрастало пропорционально увеличению числа европейцев, исследовавших Гималаи. В 1832 году англичане заметили в горах некое рыжее существо - вероятно, орангутанга, в 1889 - нечто вроде медведя.

А еще здесь обитают йети. Йети, представляющие высокогорный подвид семейства троллей, слыхом не слыхивали о том, что людоедство безнадежно вышло из моды. Их мнение по данному вопросу таково: ешь, что шевелится. Если не шевелится, подожди, пока шевельнется. И тогда ешь.

Терри Пратчетт, «Движущиеся картинки»

Монастыри Кхумджунг и Пангбоче долгое время хранили скальпы йети, которым приписывалась магическая сила. В середине прошлого века было проведено их исследование. Результаты вызывают разочарование: это всего лишь шкуры с шеи гималайской горной козы. Монахи Пангбоче владели и другой реликвией - мумифицированной когтистой лапой йети, однако в 1991 году она была украдена (вероятно, осев в чьей-то частной коллекции).

В Шотландии на горе Бен Макдуй обитает Ам Фир Лиат Мор («Большой серый человек»). Никто его толком не видел, однако множество альпинистов слышали странные шаги по склонам. Их истории мало чем отличаются друг от друга - они шли по горе в тумане (как правило, вечером), как вдруг где-то сзади начали раздаваться размеренные шаги. Преследователь ступал редко, но не отставал - то есть был в несколько раз крупнее человека. Люди начинали паниковать, ударялись в бегство и лишь мельком видели какой-то огромный серый силуэт в тумане.

Это явление отличалось такой массовостью, что ему было просто необходимо подобрать объяснения. Выдвигались теории про энергетические разломы и «пугающий» инфразвук, однако наиболее вероятно, что специфические условия Бен Макдуя (частые туманы) создают хорошо известный альпинистам эффект фантома. Если низко стоящее солнце светит человеку в спину, а перед ним плывет туман, то в нем появляется жутковатое отражение фигуры, окруженной ярким нимбом света.

Филиппинское лесное существо по кличке Капри слегка напоминает снежного человека своими повадками (живет на деревьях, шумит, проявляет интерес к женщинам), но вместе с тем имеет чисто человеческую внешность, носит традиционную одежду бахаг и курит трубку (говорят, что сверчки в лесах - выпавшие из нее угли).

Свой снежный человек есть даже в перенаселенной Японии. Его называют Хибагон (или Хинагон), поскольку он живет на лесной горе Хиба в префектуре Хиросима. Встреча с ним произошла 35 лет назад. По словам очевидцев, Хибагон был невысоким, волосатым, с плоским носом и горящими глазами. Все признаки указывают на то, что это не снежный человек, а нечто вроде гориллы.

Среди всех разновидностей данного существа наиболее интересна судьба американского «большенога» бигфута или сасквача (термин придуман в 1920 году школьным учителем Бернсом, заметившим, что многие индейские племена используют слова с одинаковым корнем «сас» для обозначения диких людей).

До середины 20 века года бигфуты в США не водились, а истории о сасквачах были популярны лишь в индейских резервациях. В августе 1958 году строительная компания Рэя Уоллеса прокладывала дорогу в безлюдном районе Калифорнии. Бульдозерист Джерри Крю обнаружил следы «больших ног». Ступни были 40-сантиметровые, длина шага - свыше метра. Местная газета окрестила находку «бигфутом», а Уоллес начал активно продвигать «большенога» среди любителей непознанного.

Но настоящим «днем рождения» американского снежного человека можно считать 20 октября 1967 года, когда участникам конного родео Роджеру Паттерсону и Бобу Гимлину удалось заснять его на пленку. Они отправились в национальный парк «Шесть рек» с взятой в аренду 16-миллиметровой камерой, намереваясь сделать документальный фильм о бигфуте в стиле «Ведьмы из Блэр». Мужчины договорились, что по возможности попытаются подстрелить «большенога» - его тело можно выгодно продать, к тому же оно будет неопровержимым доказательством.

Однако когда они увидели его, то совершенно позабыли об оружии. Бигфут стал быстро уходить от исследователей. Паттерсон спешился с лошади и пустился за ним вдогонку с работающей камерой, Гимлин с ружьем прикрывал его сзади. В результате первая половина фильма вышла бракованной - изображение тряслось и прыгало во все стороны, но когда Паттерсон приблизился к бигфуту на несколько десятков метров и встал неподвижно, качество съемки заметно улучшилось. Существо несколько раз оглянулось на преследователей и скрылось в лесу.

У США наконец-то появился свой национальный монстр. За несколько десятилетий слово «бигфут» стало популярным брендом. Со всех концов страны пошли сообщения об аналогичных встречах. Люди находили следы, шерсть, экскременты «большенога». Появились многочисленные клубы «бигфутологов», а в туризме возникла новая индустрия. Ученые, исследовавшие пленку Паттерсона-Гимлина, разделились на два примерно равных по численности лагеря: одни говорили, что это явная инсценировка (перед объективом бегает актер в шерстяном костюме), другие отмечали необычную походку существа и заявляли, что оно не может быть человеком.

26 ноября 2002 года Рэй Уоллес, первооткрыватель и популяризатор бигфутов, скончался. Его семья вскоре призналась, что Рэй вместе со своим братом подделали следы вокруг бульдозера, надев на ноги большие деревянные ступни. Зачем это было им нужно - точно не известно. Вероятно, они хотели немного развлечься, но придуманный ими бигфут вскоре превратился в общенационального американского героя, начал приносить немалый доход и приобрел всемирную славу. Такая мелочь, как подделка первых обнаруженных следов, энтузиастов ничуть не смущает.

Недостающее звено

Теорий о происхождении снежного человека много, но если отмести все нездоровые фантазии (пришелец из космоса, из иного измерения, энергетическая проекция обычных людей, души наших предков, секретные правительственные эксперименты, сверхразвитые приматы, скрывающиеся от людей с помощью телепатии), оставшиеся версии можно будет пересчитать по пальцам одной руки.

Первая, наиболее известная, опирается на мифические корни диких гигантов, якобы живших на планете задолго до человека. Учитывая специфическую географию встреч со снежным человеком, большая часть которых приходится на Азию, Северную Америку и Восточную Европу, можно предположить, что мы имеем дело с гигантопитеком (Gigantopithecus blacki).

Останки этой вымершей человекоподобной обезьяны были найдены именно в Азии (Китае). К сожалению, их слишком мало, чтобы воссоздать облик животного. В распоряжении ученых имеются лишь несколько нижних челюстей и около 1000 зубов, самые крупные из которых в 6 раз больше, чем у человека. Предполагается, что рост гигантопитека, вставшего на задние лапы, достигал 3 метров. Эти великаны, скорее всего, напоминали горилл или орангутангов.

Против «снежного очеловечивания» гигантопитеков говорит тот факт, что они вымерли почти 100 000 лет тому назад и вряд ли могли расселиться по нескольким континентам - особенно при их предполагаемой диете (большинство костей было обнаружено в ареале обитания предков современных панд, питавшихся бамбуком).

Другие кандидаты в снежные люди - неандертальцы - также не внушают оптимизма. Даже если бы они дожили до 21 века, то были бы слишком разумны, чтобы вести дикий образ жизни (неандертальцы умели строить убежища, использовали огонь и применяли разнообразные орудия - от каменных резаков до деревянных копий). Они были приземисты и коренасты (рост - до 165 см), что также не соответствует предполагаемому облику снежных людей.

Наконец, совершенно точно известно, что неандертальцы вымерли около 24000 лет назад. Последние места их обитания - Хорватия, Иберия (Испания) и Крым. Как они могли сохраниться единичными особями по всему свету - вопрос из серии «С кем спаривалось Лох-Несское чудовище в небольшом озере, чтобы дожить до наших дней?». Сегодня, когда вся планета уже сфотографирована спутниками и выставлена на всеобщее обозрение в Google Earth, когда амазонские индейцы одеваются в китайский Adidas, а тибетцы катают туристов по горам на японских джипах, реликтовому гоминиду спрятаться попросту негде.

Есть мнения, что снежные люди появляются «точечно» в разных местах планеты лишь потому, что они - нечто вроде Маугли или Тарзана. История знает около 100 случаев обнаружения одичавших детей . Их находят и по сей день, зачастую в трагикомичном положении - например, два года назад на Фиджи был обнаружен молодой человек Сунджит Кумар, выросший среди кур и подражавший их поведению.

В древности потерянные или брошенные дети, а также лица с некоторыми психическими отклонениями могли легко одичать, провести всю (безусловно, недолгую) жизнь на природе и лишь изредка попадаться на глаза суеверным обывателям. Тысячи лет назад их называли бы троллями и сатирами, а в 20 веке - снежными людьми. Именно такой случай описал Тургенев в гостях у Гюстава Флобера (эпиграф статьи) - причем в итоге выяснилось, что это была сумасшедшая, подкармливаемая пастухами и жившая в лесу более 30 лет.

Наиболее разумным объяснением феномена снежного человека становится поговорка «У страха глаза велики». В ошибочном восприятии сокрыты многие тайны мироздания. Гигантские морские змеи на проверку оказывались спутавшимися водорослями, летающие тарелки - метеозондами, а снежные люди - гориллами или медведями.

Медведь - такое оригинальное животное, что всякой узнает его по первому взгляду. Он не ест себе подобных, не бродит ночью по деревне в надежде схватить и утащить ребёнка. От времени до времени он залезает на дерево до самой верхушки, а оттуда осматривает окрестность. Он особенно не любит, чтобы его дразнили или нарушали его покой.

Альфред Брэм, «Жизнь животных»

Брэм ошибался - считает японский альпинист Макото Небуга. Медведя узнает далеко не каждый, особенно если человек напуган, а косолапый встал на задние лапы. Небуга 12 лет искал в горах Непала, Тибета и Бутана легендарного йети и пришел к выводу, что тот уже давно содержится во многих зоопарках мира. Легенда о нем возникла из-за того, что гималайский медведь - «мети» - был спутан с «йети» (неудивительно, ведь местные жители считают медведя сверхъестественным существом). Реальность редко бывает столь же загадочна, как наши представления о ней.

  • В 2001 году специалисты Оксфордского университета опубликовали материалы исследования гена рыжих волос. Исходя из предположения, что неандертальцы были рыжими, стали делаться выводы о том, что рыжие люди - их далекие потомки (впрочем, оксфордские авторы считают эту версию излишне смелой).
  • С 1969 года в округе Скамания (Вашингтон) действует закон, согласно которому убийство всякого гуманоидного существа - уголовно наказуемое преступление.
  • Большинство снежных людей «обнаружены» в холодном климате (северные широты, высокогорье). Естественная среда обитания приматов гораздо теплее. Кроме того, на территории Северной Америки крупные обезьяны (гоминиды) никогда не обитали. По крайней мере, их останки не обнаружены до сих пор, что ставит под сомнение реальность бигфута.
  • Термин «снежный человек» появился в 1921 году после тибетской экспедиции Королевского географического общества, когда один из шерпов объяснил британцам, что странные следы на снегу (по-видимому, волчьи) принадлежат «канг-ми», то есть «снежному человеку».
  • Европейские вуду-вазы упоминаются Толкином. Во «Властелине Колец» вскользь говорится о неких «уозах»: Эльф Сарос обозвал Турина «лесным дикарем» (wood-wose). Сегодня это слово модернизировано до wood-house (лесной дом).
  • В 1978 году в национальном лесу Сискью (Орегон) была построена единственная в мире ловушка для бигфута - небольшой сарайчик с захлопывающейся дверцей. Она функционировала шесть лет, но за все это время в нее попадались только медведи. Теперь это туристическая достопримечательность.
  • * * *

    Взвесив все «за» и «против», можно с 99% вероятностью утверждать, что снежные люди - фикция. Однако, как верно подметил приматолог Джон Напье, существует некая предельная численность свидетельств о встрече с бигфутом, после которой их уже нельзя будет объяснить одними лишь ошибками и мистификациями. Одну или две истории о «волосатой обезьяне с горящими глазами» можно не принимать во внимание. Сто тысяч рассказов об этом - повод задуматься. Нам остается только ждать и анализировать. Время рассудит.

    , «Рамаяне» («ракшасы»), фольклоре разных народов (фавн, сатир и силен в Древней Греции, йети на Тибете и в Непале, бьябан-гули в Азербайджане, чучунны, чучунаа в Якутии, алмас в Монголии, иерен, маорен и ен-хсунг в Китае, киикадам и албасты в Казахстане, леший, шиш и шишига у русских, див в Персии (и Древней Руси), дев и албасты на Памире, шурале и ярымтык у казанских татар и башкир, арсури у чувашей, пицен у сибирских татар, сасквоч в Канаде, тэрык, гиркычавыльин, мирыгды, килтаня, арынк, арыса, рэккем, джулии на Чукотке, бататут, седапа и орангпендек на Суматре и Калимантане, агогве, какундакари и ки-ломба в Африке и т. п.).

    Плутарх писал, что имел место случай поимки сатира солдатами римского полководца Суллы. Диодор Сицилийский утверждал, что тирану Дионисию были присланы несколько сатиров. Эти странные существа были изображены на вазах Древней Греции, Рима и Карфагена.

    На серебряном кувшине этрусков, находящемся в Римском музее доисторической эпохи, изображена сценка, когда вооруженные охотники на лошадях преследуют громадного человека-обезьяну. А в псалтыре королевы Марии, относящемся к XIV веку, изображено нападение стаи псов на покрытого шерстью человека.

    Очевидцы снежного человека

    В начале XV века турки захватили в плен европейца по имени Ганс Шильтенбергер и отослали его ко двору Тамерлана, который передал пленника в свиту монгольского князя Едигея. Шильтенбергер все-таки сумел в 1472 году вернуться в Европу и издал о своих приключениях книгу, в которой, помимо прочего, упомянул и диких людей:

    Высоко в горах обитает дикое племя, не имеющее ничего общего со всеми остальными людьми. Шкура этих существ покрыта шерстью, которой нет лишь на их ладонях и лицах. Они скачут по горам, как дикие звери, питаются листвой, травой и всем, что удается отыскать. Местный правитель преподнес Едигею в дар двух лесных людей – мужчину и женщину, захваченных в дремучих зарослях.

    Индейцы северо-запада США и Западной Канады верят в существование диких людей. В 1792 году испанский ботаник и естествоиспытатель Хосе Мариано Мосиньо писал:

    Не знаю, что и сказать о Матлоксе, жителе гористой местности, приводящем всех в неописуемый ужас. По описаниям, это настоящий монстр: тело его покрыто жесткой черной щетиной, голова напоминает человеческую, но гораздо больших размеров, клыки мощнее и острее медвежьих, руки неимоверной длины, а на пальцах рук и ног – длинные искривленные когти.

    Тургенев и президент США лично сталкивались со снежным человеком

    Наш соотечественник, великий писатель Иван Тургенев, охотясь в Полесье, лично сталкивался с снежным человеком. Он рассказал об этом Флоберу и Мопассану, и последний описал это в своих мемуарах.



    «Будучи еще молодым, он (Тургенев) как-то охотился в русском лесу. Он бродил весь день и к вечеру вышел на берег тихой речки. Она струилась под сенью деревьев, вся заросшая травой, глубокая, холодная, чистая. Охотника охватило непреодолимое желание окунуться в эту прозрачную воду.

    Раздевшись, он бросился в нее. Он был высокого роста, силен, крепок и хорошо плавал. Он спокойно отдался на волю течения, которое тихо его уносило. Травы и корни задевали его тело, и легкое прикосновение стеблей было приятно.

    Вдруг чья-то рука дотронулась до его плеча. Он быстро обернулся и увидел странное существо, которое разглядывало его с жадным любопытством. Оно было похоже не то на женщину, не то на обезьяну. У него было широкое морщинистое гримасничающее и смеющееся лицо. Что-то неописуемое – два каких-то мешка, очевидно груди, – болтались спереди. Длинные спутанные волосы, порыжевшие от солнца, обрамляли лицо и развевались за спиной.

    Тургенев почувствовал дикий, леденящий страх перед сверхъестественным. Не раздумывая, не пытаясь понять, осмыслить, что это такое, он изо всех сил поплыл к берегу. Но чудовище плыло еще быстрее и с радостным визгом касалось его шеи, спины и ног.

    Наконец, молодой человек, обезумевший от страха, добрался до берега и со всех ног бросился бежать по лесу, бросив одежду и ружье. Странное существо последовало за ним. Оно бежало так же быстро и по-прежнему повизгивало.

    Обессиленный беглец – ноги у него подкашивались от ужаса – уже готов был свалиться, когда прибежал вооруженный кнутом мальчик, пасший стадо коз. Он стал хлестать отвратительного человекоподобного зверя, который пустился наутек, издавая крики боли. Вскоре это существо, похожее на самку гориллы, исчезло в зарослях ».

    Как выяснилось, пастушок уже и раньше встречал это существо. Он рассказал барину, что это всего лишь местная юродивая, давно ушедшая жить в лес и совершенно там одичавшая. Тургенев, впрочем, замечал, что от одичания не вырастает шерсть по всему телу.



    Встречался с снежным человеком и президент США Теодор Рузвельт. Он включил эту историю, художественно обработав, в свою книгу «Охотник на диких зверей». Действие рассказа происходит в Свекловичных горах, между штатами Айдахо и Монтана. Оттуда, кстати, до сих пор поступают свидетельства о встречах с снежными людьми.

    В первой половине XIX века траппер (то есть охотник, ставящий капканы) Бауман и его товарищ исследовали дикое ущелье. Их лагерь постоянно разоряло какое-то громадное существо, передвигавшееся причем на двух, а не на четырех ногах. Нападения происходили либо ночью, либо днем в отсутствие охотников, и потому толком рассмотреть существо не удавалось. Однажды товарищ остался в лагере, и Бауман, вернувшись, нашел его растерзанным. Следы, окружавшие тело, были идентичны человеческим, но выглядели гораздо больше.

    Дети снежного человека

    Весьма любопытная встреча с бигфутом в 1924 году ожидала лесоруба Альберта Остмана. Он ночевал в спальном мешке в лесу под Ванкувером. Снежный человек схватил его, прямо в мешке положил себе на плечо и понес. Шел он часа три и принес Остмана в пещеру, где, кроме похитившего его йети, еще оказались его жена и двое детей.



    Есть лесоруба не стали, а приняли вполне гостеприимно: предложили поесть еловых побегов, которыми снежные люди питались. Остман отказался и неделю продержался на консервах из своего рюкзака, который снежный человек предусмотрительно захватил с собой.

    Но вскоре Остман понял, в чем причина такого гостеприимства: его готовили в мужья уже подросшей дочери главы семейства. Представив брачную ночь, Остман решил рискнуть и подсыпал в еду гостеприимным хозяевам нюхательного табака.

    Пока те полоскали рты, он со всех ног рванул из пещеры. Многие годы он никому не рассказывал о своем приключении и на вопросы, где пропадал целую неделю, просто отмалчивался. Но когда пошли разговоры про снежных людей, язык у старика развязался.

    Женщина йети

    Документально подтверждено, что в XIX веке в Абхазии в селе Тхина жила у людей женщина Зана, похожая на снежного человека и имевшая от людей нескольких детей, впоследствии нормально интегрировавшихся в человеческое общество. Вот как описывали ее очевидцы:

    Рыжеватая шерсть покрывала ее серовато-черную шкуру, причем волосы на голове были длиннее, чем на всем теле. Она издавала нечленораздельные выкрики, но обучиться речи так и не смогла. Ее крупное лицо с выступающими скулами, сильно выдающейся челюстью, мощными надбровными дугами и крупными белыми зубами отличалось свирепым выражением.

    В 1964 году Борис Поршнев, автор книги о реликтовом гоминиде, встречался с некоторыми внучками Заны. По его описанию, кожа этих внучек – звали их Чаликва и Тая – была темной, негроидного типа, жевательные мышцы – сильно развитыми, а челюсти – чрезвычайно мощными.

    Поршневу даже удалось расспросить жителей деревни, которые, будучи детьми, в 1880-х годах присутствовали на похоронах Заны.

    Русский зоолог К. А. Сатунин, который в 1899 году видел самку реликтового гоминида в Талышских горах на юге Кавказа, обращает внимание на то, что «движения существа были совершенно человеческими».

    Снежный человек в плену

    В 20-е годы XX века в Средней Азии были пойманы несколько йети , заключены в тюрьму и после безуспешных допросов расстреляны как басмачи.

    Известен рассказ надзирателя этой тюрьмы. Он наблюдал за двумя бигфутами , находящимися в камере. Один был молодой, здоровый, сильный, он никак не мог смириться с несвободой и все время бушевал. Другой, старый, сидел спокойно. Они ничего не ели, кроме сырого мяса. Когда кто-то из командиров увидел, что надзиратель кормит этих заключенных только сырым мясом, он его пристыдил:

    – Нельзя же так, все-таки люди…

    По сведениям людей, участвовавших в борьбе с басмачами, там еще оставалось около 50 подобных субъектов, которые вследствие своего «одичания» опасности для населения Средней Азии и революции не представляли, а вылавливать их было очень трудно.



    Известно свидетельство подполковника медицинской службы Советской Армии B. C. Карапетяна, который в 1941 году произвел осмотр живого снежного человека, пойманного в Дагестане. Он описывал свою встречу с йети так:

    «Вместе с двумя представителями местных властей я вошел в сарай… До сих пор я вижу, словно наяву, возникшее передо мною существо мужского пола, полностью обнаженное, босое.

    Вне всякого сомнения, это был человек, с полностью человеческим телом, несмотря на то что его грудь, спину и плечи покрывала косматая шерсть темно-коричневого цвета длиной 2–3 сантиметра, очень похожая на медвежью.

    Ниже груди шерсть эта была реже и мягче, а на ладонях и подошвах ее не было вообще. На запястьях с огрубевшей кожей росли лишь редкие волосы, но пышная шевелюра головы, очень грубая на ощупь, спускалась до плеч и частично прикрывала лоб.

    Хотя все лицо покрывала редкая растительность, борода и усы отсутствовали. Вокруг рта также росли редкие, короткие волосы.

    Человек стоял совершенно прямо, опустив руки по швам. Рост его был чуть выше среднего – порядка 180 см, тем не менее, он словно возвышался надо мной, стоя с выпяченной могучей грудью. Да и вообще он был гораздо крупнее любого местного жителя. Глаза его не выражали абсолютно ничего: пустые и безразличные, это были глаза животного. Да, по сути, он и был животным, не более того ».

    К сожалению, при отступлении нашей армии гоминид был расстрелян.

    Снежный человек в Гималаях

    Но больше всего прославились снежные люди из Гималаев, реликтовых гоминидов там называют поместному «йети».

    Впервые об этих необычных обитателях гор стало известно из записок английских офицеров и чиновников, служивших в Индии. Автором первого упоминания считается Б. Ходжсон, с 1820 по 1843 год полномочный представитель Великобритании при дворе короля Непала. Он довольно подробно описывал, как во время его путешествия по Северному Непалу носильщики пришли в ужас, увидев волосатое бесхвостое существо, похожее на человека.



    Несколько буддистских монастырей утверждают, что у них хранятся останки йети, в том числе скальпы. Западные исследователи давно заинтересовались этими реликвиями, и в 1960 году Эдмунд Хиллари сумел получить скальп из монастыря Хумджунг для научной экспертизы.

    Примерно в это же время были исследованы реликвии и еще из нескольких тибетских монастырей. В частности, мумифицированная рука снежного человека. Результаты экспертизы многие ставили под сомнение, и находились сторонники версий как подделки, так и непонятного артефакта .

    Снежные люди, скрывались в памирских пещерах

    Генерал-майор Советской Армии М. С. Топильский вспоминал, как в 1925 году он преследовал со своей частью снежных людей, скрывавшихся в памирских пещерах. Один из пленных рассказал, что в одной из пещер на него и его товарищей напали несколько существ, похожих на человекообразных обезьян. Топильский обследовал пещеру, где и обнаружил труп загадочного существа. В своем докладе он писал:

    «На первый взгляд мне показалось, что это действительно человекообразная обезьяна: шерсть покрывала тело с головы до ног. Однако я отлично знаю, что человекообразные обезьяны на Памире не водятся.

    Присмотревшись, я увидел, что труп напоминает человеческий. Мы подергали шерсть, подозревая, что это маскировка, но она оказалась натуральной и принадлежала существу.

    Тогда мы измерили тело, несколько раз перевернув его на живот и снова на спину, а наш врач тщательно его обследовал, после чего стало очевидным, что и человеческим труп не был.

    Тело принадлежало существу мужского пола, ростом примерно 165–170 см, судя по проседи в нескольких местах, – среднего или даже преклонного возраста… Лицо его было темного цвета, без усов и бороды. На висках имелись залысины, а затылок покрывали густые, спутанные волосы.

    Мертвец лежал с открытыми глазами, оскалив зубы. Глаза были темного цвета, а зубы – большими и ровными, по форме напоминающими человеческие. Лоб низкий, с мощными надбровными дугами. Сильно выступающие скулы делали лицо существа монголоидным. Нос плоский, с глубоко вогнутой переносицей. Уши без волос, остроконечные, а мочки более длинные, чем у человека. Нижняя челюсть чрезвычайно массивна. Существо обладало мощной грудной клеткой и хорошо развитой мускулатурой ».

    Снежный человек в России

    Было множество встреч со снежным человеком и на территории России . Самая примечательная, пожалуй, произошла в 1989 году в Саратовской области. Сторожи колхозного сада, услышав подозрительный шум в ветвях, поймали кушающее яблоки некое человекообразное существо, по всем признакам похожее на пресловутого йети.



    Впрочем, это выяснилось, когда незнакомец был уже связан: до этого сторожа думали, что это просто воришка. Когда же они убедились, что незнакомец не понимает человеческого языка, да и вообще не слишком похож на человека, они погрузили его в багажник «Жигулей» и вызвали милицию, прессу и власти. Но йети сумел развязаться, открыл багажник и убежал. Когда через несколько часов все вызванные прибыли в колхозный сад, сторожа оказались в весьма неловком положении.

    Снежного человека сняли на видео

    Собственно, свидетельств о встречах разной близости со снежным человеком сотни. Гораздо интереснее свидетельства материальные. Два исследователя сумели снять в 1967 году снежного человека на кинокамеру. Эти 46 секунд стали настоящей сенсацией в мире науки. Профессор Д. Д. Донской, заведующий кафедрой биомеханики Центрального института физкультуры, комментирует этот короткий фильм так:

    «После многократного рассмотрения походки двуногого существа и детального изучения поз на фотоотпечатках с кинопленки остается впечатление о хорошо автоматизированной, высокосовершенной системе движений. Все частные движения объединены в единое целое, в хорошо отлаженную систему. Движения слаженные, повторяются одинаково от шага к шагу, что можно объяснить лишь устойчивым взаимодействием всех групп мышц.

    Наконец, можно отметить такой признак, не поддающийся точному описанию, как выразительность движений… Это характерно для глубоко автоматических движений при их высоком совершенстве…

    Все это вместе взятое позволяет оценивать походку существа как естественную, без заметных признаков искусственности, характерных для разного рода преднамеренных имитаций. Рассматриваемая походка существа для человека совершенно нетипична ».

    Английский биомеханик доктор Д. Грив, весьма скептически относившийся к реликтовым гоминидам, писал:

    «Возможность подделки исключается ».

    После смерти одного из авторов фильма, Паттерсона, его фильм был объявлен подделкой, но никаких доказательств не было представлено. Стоит признать, что пресловутая желтая пресса в погоне за сенсациями часто не только выдумывает их, но любит и разоблачать прошлые, как мнимые, так и действительные. Не признавать этот фильм документальным пока никаких поводов нет.

    Несмотря на множество свидетельств (порою от людей, заслуживающих абсолютного доверия), абсолютное большинство научного мира отказывается признавать существование снежного человека. Причинами служит то, что до сих пор якобы не обнаружены кости диких людей, не говоря уже о самом живом диком человеке.

    Между тем ряд экспертиз (о некоторых мы говорили выше) позволял прийти к выводу, что представленные останки не могут принадлежать кому-либо признанному наукой. В чем же дело? Или опять мы сталкиваемся с прокрустовым ложем современной науки?

    Инструкция

    Наука криптозоология полна различными тайнами и загадками относительно существования тех или иных животных. Среди них – снежный человек, или йети. Это создание является, пожалуй, одной из самых удивительных загадок современного человечества. Как только не называют снежного человека в современном мире: в Канаде он – саскватч, в Северной Америке – бигфут, а в Австралии – йауи.

    В настоящее время энтузиастами собрано великое множество всевозможных сведений, свидетельствующих о встречах людей с этим огромным и косматым существом, напоминающим человека. При этом большинство таких встреч якобы произошли в труднодоступных районах планеты, куда практически не ступала нога человека.

    Одними из наиболее распространенных косвенных подтверждений существования снежного человека считаются якобы его следы, оставленные на снегу или мягком грунте, а также клочки якобы его шерсти. Исследователями были изучены и классифицированы сотни подобных наблюдений, однако до сих пор доказательств его существования так и не представлено. В процессе изучения йети были исследованы многие пещеры в самых разных уголках мира.

    Любопытно, что в русской пещере Айгуль, находящейся на Алтае, ученые-спелеологи обнаружили странные наскальные , на которых был изображен тот самый снежный человек. Более того, ученые, изучавшие старинные рукописные книги из некоторых алтайских монастырей, утверждают, что в них тоже есть изображения этих таинственных волосатых человекоподобных существ. Но основными сведениями существования снежного человека являются не наскальные рисунки и книги, а фотографии, любительские видеосъемки, слепки с огромных отпечатков неизвестно чьих ступней и, конечно же, многочисленные показания очевидцев.

    К сожалению, львиная доля таких «доказательств» - это научные неточности, путаные сведения или умышленные подделки. Даже шерсть, которую многие охотники выдавали за волосы йети, после тщательного изучения оказывалась оленьей или медвежьей. Именно поэтому до сих пор нет официального подтверждения существования снежного человека! Стоит отметить, что многочисленные свидетельства о встречах с йети настолько живописны и ярки, что у многих людей практически не остается сомнений в их истинной подлинности, несмотря на отсутствие существенных доказательств.

    Существует интересное мнение относительно существования снежного человека. Некоторые зоологи и антропологи полагают, что йети – это реликтовый гоминид. По их мнению, снежный человек является млекопитающим, принадлежащим к отряду приматов, но к роду людей. Они не исключают, что йети чудом сохранился с доисторических времен до настоящего времени. Любопытно, что за поимку снежного человека действующий губернатор Кемеровской области Аман Тулеев обещает выплатить вознаграждение в размере 1 млн рублей.



    Что еще почитать