Слабая концентрация внимания причины. Если у ребенка проблемы с концентрацией. Как диагностируются нарушения концентрации внимания

Выполнение указанных советов в статье не требует особых усилий, зато поможет вам в проблеме со снижением концентрации внимания и памяти.

Снижение памяти и концентрации внимания: причины

Информационная революция привела к постоянной перегрузке человеческого мозга. Темп жизни значительно ускорился по сравнению за последние 20-30 лет, поэтому долго концентрироваться на одном и том же занятии получается не у всех. Исследования свидетельствуют о том, что снижение памяти и концентрации внимания встречается все чаще, причем в любом возрасте. Виной неспособности сосредоточиться становятся и другие факторы.

Снижение концентрации внимания и памяти, причины:

– Каждодневные стрессы;
– Депрессия;
– Переутомление;
– Нехватка витаминов;
– Нервное потрясение;
Частое употребление алкоголя;
– Нарушение циркуляции крови в головном мозге;
– Действие медпрепаратов;
– Постоянный контакт с сигаретным дымом (активное или пассивное курение);
– Действие электромагнитного поля телевизора, телефона, вай-фая.

Хроническое недосыпание также может повлиять на снижение концентрации внимания, поскольку нервная система находится в постоянной защитной реакции. В результате активируются механизмы борьбы за выживание, и силы расходуются на более важные вещи, чем безупречная память. Если стресс и недосыпание преследуют вас постоянно, то память может ухудшиться значительно.

Меры для концентрации внимания

Постарайтесь решить свои проблемы, а то, что нельзя изменить, воспринимайте легче;
- Занимайтесь спортом, йогой, дыхательной гимнастикой в меру своих физических возможностей;
- С помощью различных дозиметров можно обнаружить источники отравления, приборы разумно взять в аренду;
- Очистители воздуха помогут избавить комнату от сигаретного дыма, который может проникать от соседей;
- Держите мобильный телефон в полутора метрах от себя;
- Старайтесь работать в той части офиса, где уровень сигнала вай-фай ниже.

Примите к сведению и такое интересное явление, как цифровая амнезия. Современный человек не желает ничего запоминать, думать и вспоминать, а в случае возникновения вопроса тут же отправляется на просторы интернета. То есть, снижение концентрации внимания и памяти, причины которых были перечислены выше, могут быть связаны с банальной ленью. Получается, свою память человек носит отдельно в кармане, мозг расслабляется и работает хуже.


С чем связано снижение концентрации внимания?

Снижение работоспособности и концентрации внимания может быть связано с переутомлением, инфекцией, нарушенным метаболизмом, злокачественными опухолями, неврозами и т. д. Рассеянность часто встречается в подростковом и пожилом возрасте. Поэтому для борьбы с невнимательностью нужно проанализировать сопутствующие симптомы. Нередко причиной становится нехватка микроэлементов из-за дисбактериоза.

В случае, если образ жизни не изменился, можно задуматься о начале развития инфекции, либо же обострения хронической патологии. Пагубным фактором может быть также гормональное нарушение. Таким образом, необходимо провести полноценное обследование организма, чтобы выявить причины неприятного состояния.

Снижение концентрации внимания, причины которого мы разобрали выше, устраняются, в первую очередь, с помощью налаживания режима дня и интеллектуальных тренировок. Важную роль играет правильное питание, здоровый сон и физические нагрузки. Порой организм просто не может усваивать некоторые микроэлементы, поэтому очень важно принимать витамин D3, который способствует усвоению фосфора и кальция. Ни в коем случае нельзя сидеть на низкокалорийных диетах, иначе мозг не будет получать достаточное питание.

Полезные продукты питания:

  1. Жирные сорта морской рыбы;
  2. Зерновой хлеб;
  3. Тыквенные семечки;
  4. Брокколи;
  5. Томаты.

Устранить снижение памяти и концентрации внимания поможет обыкновенная вода. Пейте не менее двух литров чистой воды в день, чтобы наладить работу нервной системы.

Старайтесь высыпаться, но не валяйтесь целыми днями в постели. Человек должен полноценно трудиться и хорошо отдыхать, тогда его мозговая активность будет в балансе. Если ваша работа не связана с умственным трудом, старайтесь самостоятельно нагружать свой интеллект, например, разгадыванием кроссвордов.

Снижение концентрации внимания может иметь и самые неожиданные причины. Например, если вы работаете в интеллектуальной сфере, но решаете схожие задачи, мозг расслабится. Нужно делать то, что вам дается тяжело. То есть, если вы филолог, начините решать математические задачи, а если вы на «ты» с техникой, но совершенно не способны к языкам, запишитесь на курсы английского. Это поможет активировать спящие отделы мозга.


Снижение концентрации внимания во многом связано с неправильным обменом веществ, а также плохой усвояемостью фосфора и кальция. То есть, даже если вы принимаете витаминные комплексы, организм может не получать достаточной пользы от них, поскольку не может правильно усвоить. Нормализовать обмен веществ помогает глицин - аминокислота, являющаяся регулятором химических процессов в организме. Глицин нормализует работу мозга и других органов, поэтому помогает не только улучшить память, но даже похудеть.

Дополнительным компонентом, улучшающим умственные способности, служит фосфор. Не зря детям перед экзаменами рекомендуют есть рыбу. Однако не каждый организм способен правильно усваивать фосфор, поскольку для этого необходим витамин D. При его нехватке фосфор и кальций не могут быть правильно усвоены. Поэтому крайне необходимо включить этот витамин в свой рацион, чтобы не сталкиваться с такой проблемой, как снижение работоспособности и концентрации внимания.

Правильный образ жизни, нормализация питьевого режима, физическая активность, грамотное распределение интеллектуальных нагрузок и отдыха, а также прием витаминов - все это важные шаги на пути к активизации мозговой деятельности. Выполнение перечисленных советов не требует особых усилий, зато поможет запоминать и анализировать больший объем информации, используя ее максимально эффективно.

«Сосредоточься на том, что ты делаешь!», «Сколько раз тебе это повторять?» - родители говорят эти фразы своим детям миллионы раз. В конце концов, начинают думать, что с их ребенком, возможно, не все в порядке. Сомнения набирают силу, когда взрослые видят, что сверстники их малыша лучше справляются с поставленными заданиями, поскольку в состоянии на них сосредоточиться. Давайте поговорим о внимании и о его нарушениях. Когда ребенок должен сосредоточиться на задаче и насколько долго? Что должно вызывать беспокойство и что вообще с этим делать?

О концентрации внимания.

Концентрация внимания - это умение сосредоточиться на задаче, не отвлекаясь на другие раздражители. До 5-го года жизни внимание ребенка носит непроизвольный характер, о чем прекрасно знают все родители. Малыш концентрируется на том, что для него является новым, громким, привлекательным. Много задач оставляет незаконченными, о многом ему нужно постоянно напоминать: «Ты оделся?», «Я просила, чтобы ты почистил зубы». Типичное поведение, которое показывает, как пойти в комнату за пеленками для младшего брата (по просьбе мамы) и «потеряться» по пути, отвлекшись на совершенно другие действия.

При правильном развитии ребенка изменения в сфере навыков концентрации внимания происходят между 5 и 7 годами жизни. Малыш уже способен сосредоточить внимание на времени, которое позволяет ему выполнять поставленные задачи, ему не нужно неоднократно напоминать, что он должен что-то делать, все чаще и чаще может сосредоточиться на двух действиях одновременно, не оставляя ни одного из них (например, смотрит сказку и надевает тапочки).

К сожалению, у многих детей эти изменения не происходят или происходят в очень медленном темпе. Тогда можно говорить о расстройствах концентрации внимания. Эта проблема является серьезной, поскольку сулит неудачи в период обучения в школе.

Нарушения концентрации внимания у ребенка: активно-импульсивный и пассивный типы.

Нарушения концентрации внимания у ребенка можно разделить на два типа. Первый из них - это тип активно-импульсивный. Ребенок отвлекается очень легко из-за внешних раздражителей. Эти дети очень нетерпеливые, работают быстро, грубо, постоянно подвергаясь при этом разочарованию. Часто мешают в группе, дразнят других детей. Кажется, что у них слишком много энергии, что не дает сосредоточиться. И хотя они очень сильно переживают свои неудачи (плачут, ругаются, оскорбляют), это не меняет их поведение.

Второй тип - это дети, которые, кажутся «мечтательными». У них пассивный вид. Это малыши, которые часто задумываются при выполнении задания, что мешает им его закончить. Сложные и самостоятельные задачи вызывают у них уныние. Часто задумываются, забывают что-то, им не хватает мобилизации и активности в принятии решений.

Например - шнуровка обуви. Ребенок из первой группы сделает это быстро, плохо и будет не доволен результатом. Ребенок из другой группы будет завязывать шнурки очень долго и, в конечном счете, не выполнит задание. Оба могут иметь проблемы в школе из-за нарушения концентрации внимания.

Как распознать нарушение концентрации внимания?

Ответьте себе на несколько вопросов:

1) Нужно ли постоянно повторять свои просьбы, потому что малыш их забывает?

2) Есть ли у вас впечатление, что ваш ребенок часто не помнит того, что должен? Например, на вопрос о прочитанной книге, не может вспомнить ее тему?

3) Ваш ребенок быстро устает при различных действиях, жалуется?

4) Часто ли бросает свои незавершенные задачи (рисунки, поделки, упражнения)?

5) Если ребенок работает быстро, неопрятно - у вас создается впечатление, что делает это только для того, чтобы «отстали»?

6) Видите ли вы, что его внимание слишком маленькое? Например, несколько раз нужно говорить: «Надень эти штаны, они лежат рядом, уже три раза тебе говорила»?

Если на большинство вопросов вы отвечаете согласием, то у ребенка есть проблемы с концентрацией внимания и чтобы избежать школьных проблем, нужно начинать действовать.

Как тренировать концентрацию внимания у детей?

Требовать внимания.

Не разрешать ребенку отвлекаться. Пример - если малыш начинает рассказывать о том, что с ним происходило в детском саду, прервите его, сказав: «Сначала закончим одно дело. Наденем туфли, а потом ты мне расскажешь». Создайте правило, например: «Сначала нужно закончить то, что начали», которое вы будете часто повторять. Реагируйте всегда в ситуациях, в которых малыш отвлекается, например, когда начинает играть во время еды.

Слушайте внимательно.

Внимательно слушайте, что ребенок говорит, и задавайте ему различные вопросы. Если вы спросите, что было в детском саду на обед, а он говорит: «Не знаю» и меняет тему на «А сегодня на танцах...» - то мягко верните малыша к теме обеда.

Будьте точными и не делайте поблажек.

Распространенной ошибкой родителей является хвалить ребенка за любую работу. Ваш ребенок уже не совсем маленький и прекрасно знает, что его книжка должна лежать по-другому. Кроме того, если вы хвалите, а тетя в детском саду говорит: «Ты делаешь не так. Когда раскрашиваешь, то не выходи за эту линию», то ребенок теряется. Учитесь точности, скажите, например: «Я знаю, что ты старался, но посмотри - здесь есть пропущенные места. Давай попробуем закончить вместе, чтобы было все правильно».

Много практикуйтесь.

На рынке много разного рода книг для тренировки концентрации внимания. Книги на тему «найдите пять отличий» должны навсегда поселиться в вашем доме. Занимайтесь с ребенком и не позволяйте «Это мы оставим на потом, потому что скучно и сложно». Если через несколько месяцев эти действия не принесут результата, стоит обратиться с ребенком к психологу. Лучше всего еще до того, как начнет учиться в школе.

Говоря честно, такие проблемы я испытываю уже лет 6. Бывают пики такого состояния, например, как сейчас, бывают и моменты избавления. Последние 2 месяца у меня начался просто пагубный застой, и в это время я как раз начал работать в своей (будущей) профессиональной сфере - журналистике; неспособность концентрироваться создаёт мне очень большие проблемы, и возможно вообще, как мне кажется, рождается из этих же проблем - рождается из страха.

Сейчас я попробую описать этот дефект более подробно, а затем попробую дать наиболее объективную картину своей нынешней жизни, общую картину своего психического состояния.

Невозможность концентрировать внимание попробую описать в нескольких примерах, имевших место недавно:

Мать гладит одежду и с гладильной доски упала майка. Я хочу сказать ей об этом, но вдруг останавливаюсь после слов "У тебя упала.." и не могу вспомнить, как называется эта вещь. Позже я целых 3 часа не мог вспомнить названия.

Подобные ситуации происходят со мной по раза 3-4 за день, только со словами более сложными.

Читаю Лермонтова. Он любитель порассуждать. Абзацы с его рассуждениями перечитываю порой по 10 раз каждый: не могу связать по смыслу несколько строчек, будто десятилетний ребёнок.

Радио вообще слушать не могу: не понимаю о чём говорит ведущий, улавливаю только некоторые отрывки из его речи.

Хочу заметить, что пишу столь сухо, ибо я любитель излить душу: начав, не могу остановиться; я решил подавить в себе эту черту характера.

Вот моя жизнь на данный момент. Мне 19 лет; сейчас сижу дома, почти без работы, иногда пописывая статьи; работы у меня нет из-за отсутствия военника, который, в свою очередь, стоит в военкомате под вопросом; учусь я на журналистике, заочке, и 2 недели назад сдал сессию.

Личной жизни нет, и никогда не было.
Мировоззрения мои чем-то подобны нигилизму, и основу свою берут в консистенции совокупности детерминизма и гуманизма, - Если подобно чуши, то уж простите: 4й час ночи, однако я надеюсь, что вы поймёте. - Я обратил на это внимание, ибо пытаюсь воплощать в себе этот идеал доброго циника и подсознательно себе его навязываю - невольно (а может быть и вольно) занимаюсь сублимацией.

Психологическое состояние:
- меня со всех сторон окружат страхи - не найти работу, не получить военник и пойти в армию (тогда коту под хвост учёба) и подобное; самые сильны страхи - страх профессионально несоответствия, страх "отупеть".

- (немного откровения: хоть и я всем, в том числе и себе, говорил, что я глупый, у меня глубоко в подсознание хранилась мысль "я очень умный", которая держалась на мнениях других людей: я много судил о политике, о людях и получал похвалы от людей - " надо же, как глубоко ты заглядываешь, из тебя получится офигенный журналист", "как ты можешь только всё это знать".

Сейчас я начал писать в прессу и не могу написать примитивнейших статей (не знаю, может быть из-за страха, а может я и вправду тупой) и мой образ "я умный " рухнул)

Рухнул мой характер , а может быть и просто образ циника. Теперь я стал подобен какой-то безвольной амёбе. Я не могу ничего ответить, когда на меня морально давят, не знаю почему, просто не могу: то ли боюсь людей, то ли себя.

В моей голове "каша", энтропия. Я не понимаю, что вокруг меня происходит, всё так быстро меняется. Я не знаю, как описать это состояние, поэтому так сухо: стесняюсь.

Также всё это усугубляет ворчливая мать дома, которая постоянно пытается меня унизить, уверить в меня в том, что я никто, гав.. О. У неё щитовидная железа "хромает" и потому она постоянно выдаёт истерики, независимо от моего заработка и поведения.

Усугубляет и то, что часто не сплю ночами: раньше из-за работы не спал, потом из-за сессии.

Началось это всё после того, как меня бросила очередная девушка, но она была только запалом, для еле держащегося "психологической устойчивости".

Никита, здравствуйте.

Обратитесь вначале к невропатологу. Возможно, есть какие-то органические причины для таких нарушений, поэтому вначале надо исключить их, а уже потом разбираться с психологией. То, что Вы пишете - достаточно серьёзно, потому не тяните, и идите на приём к врачу, и, если надо, проходите полное обследование.

Онлайн консультация Не могу думать, концентрировать внимание

Проблемы с концентрацией внимания могут иметь совершенно объективную органическую причину. Чтобы ее исключить или подтвердить и вылечить, необходимо обратиться к невропатологу и принимать лекарства, которые он выпишет. Я не специалист в медицине, поэтому не могу провести данную диагностику.

Проблемы с концентрацией внимания могут иметь также и психологическую причину - так называемые эмоциональные проблемы (наличие которых не исключает, но может лишь усиливать проблему неврологическую). Похоже, что эмоциональные проблемы имеют место быть в вашей жизни.

От вашего рассказа создается впечатление неустроенности, неопределенности, разброда планов, неизвестность будущего и тупика. С другой стороны ваш возраст - это естественное становление профессионализма и определения в работе и карьере. Это окончание одного этапа в жизни (школы, учебы) и определения следующего этапа.

Поэтому большинство молодых людей в вашем возрасте испытывают трудности с определением того русла, профессионального и социального, по которому в течение многих последующих лет их жизни будет течь ваша энергия, и сублимировать ее не стоит.

Есть также впечатление, что вы убегаете от реальности, от реальный, практических, банальных, материальных, земных проблем - убегаете, закрываясь размышлениями, философствованиями, и прочей интеллектуальной деятельностью и сублимацией, которая "спасает", но лишь на время, вас от того давления, которое оказывает внешний мир со своими "примитивными" проблемами.

Мама судит о вас жестоко, но она ожидает, чтоб вы уже начали ПРЕДПРИНИМАТЬ ДЕЙСТВИЯ. Именно отсутствие действия - ваше слабое место. Такое ощущение, что вы парализованы бездействием, в то время, как внутри вас полно энергии и желания перемен.

По опыту знаю, что такое состояние тяжело преодолеть головой или сердцем, но оно может быть неплохо преодолено "через ноги". Ваше внимание "убегает" от реальности - оно хочет быть внутри, в своей скорлупке, в теплом гнездышке привычных философствований и рассуждений... Оставьте его там и не насилуйте!

А тело между тем займите делом. Спортом, например, бегом, писанием статей на уровне чтива - ремесла, а не творчества - то, что хочет толпа, выявлением бюрократических проблем с военкоматом, обзваниванием потенциальных работодателей или рассылкой резюме...

Не бойтесь деградации и отупения - когда вы добьетесь материальных, практических достижений, которые можно будет потрогать, придет и ощущение успеха. То, что вы усвоили и добились - уже ваше, и оно никуда не денется. Его всегда в дальнейшем вспомнить будет уже проще, легче и быстрее, чем изучать и познавать заново.

Нарушение внимания может наблюдаться как у детей, так и у взрослых. Зарегистрировано множество случаев развития этой проблемы в детстве с последующим углублением ее в старшем возрасте.

Специалисты характеризуют нарушение внимания, как процесс сужения количества внимания (человек отвлекается на побочные раздражения), а также понижением координации производимых действий.

Типы невнимательности

Нарушение концентрации внимательности можно разделить на 3 категории:

  1. «Порхающее внимание » или рассеянность можно охарактеризовать, как процесс неконтролируемого переключения внимания на раздражители, а также плохой концентрацией. Такой тип обычно присутствует у школьников, но может и возникать у людей старшего возраста, обычно при большой усталости.
  2. «Невнимательность ученого» — трудное переключение внимания с одного процесса на другой, в результате очень глубокой сосредоточенности на процессе или на своих мыслях. Человек с таким типом характеризуется присутствием навязчивых мыслей.
  3. «Рассеянность стариков» — состояние, которое характеризуется плохой концентрацией внимания и возможностью его переключения. Заболевание возникает в случае постоянного переутомления, кислородного голодания мозга, а также у людей, в основном преклонного возраста, которые болеют церебральным атеросклерозом.

Дефицит внимания у взрослых

Этот синдром может иметь не только ребенок, но и вполне взрослый человек.
Постоянная рассеянность, плохая самоорганизованность, забывчивость — вот к чему может это привести.

Чтобы перебороть это психологическое заболевание нужно сначала понять его первопричину.

В основном этот диагноз ставят детям еще в школьном возрасте, и потом он проявляется уже и в старшем возрасте. Но иногда впервые диагностируют симптом уже и в зрелом возрасте.

Уникальным является и процесс протекания болезни, симптоматика взрослых категорически отличается от детской.

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок концентрации внимания по индивидуальной программе

Болезни, при которых возникает нарушение концентрации

К списку таких болезней относятся:

  • депрессии;
  • гипопрозексии;
  • гиперпрозексии;
  • парапрозексии;
  • эпилепсии и при травмах головы.

Эпилептики и люди, страдающие депрессией, владеют так называемым тугоподвижным и «застреваемым» вниманием. В этом случае наблюдается снижение активности нервных процессов, неспособность переключать внимание.

Гипопрозексия вызывает ослабление концентрации. Ее разновидностью является апрозексия, при которой, в случае многочисленного отвлечения, концентрация и способность сосредотачиваться отсутствует совсем.

Чрезмерная концентрация человека на чем-то одном, например на одних действиях или мыслях, характерна при гиперпрозексии. Это так называемая односторонняя направленность внимания.

При парапрозексии могут возникать отклонения концентрации, которые характеризуются появлением бреда и галлюцинаций. Это возникает из-за того, что мозг человека постоянно напряжен, это и приводит к таким последствиям.

Такой эффект может наблюдаться даже у совершенно здорового человека, например у спортсменов, которые испытывают колоссальные моральные нагрузки.

Так бегун в ожидании сигнала «старт», концентрируя очень сильно внимание на этом, может услышать сигнал в голове, еще до его звучания в реальности.

Симптомы нарушения концентрации внимания

Плохая концентрация внимания у взрослых имеет разные формы:

1) Невозможность сфокусироваться на одном задании или деле. Вас легко может отвлечь какой-то предмет или звук, что приводит к переключению на другой объект или на выполнение другого задания. В данном случае наблюдается «зависание» и «блуждание» внимания. Человек не способен концентрироваться на выполнении задачи, не обращает внимания на детали, не может сфокусироваться, например, при чтении книги или в случае ведения диалога.

2) Еще одним проявлением болезни является возможность концентрироваться на чем-то одном. Примером является слушание музыки или чтение книги, при котором мы не замечаем ничего вокруг. В некоторых случаях этот недостаток можно использовать для рабочих целей, но не следует забывать, что это иногда может принести неудобства вам и окружающим.

3) Плохая самоорганизованность, а также постоянное забывание — признак плохой концентрации внимания. Последствиями чего есть:

  • постоянное откладывание рабочих задач;
  • опоздания на работу и т.д.;
  • систематические потери вещей, забывания их места нахождения;
  • плохая ориентация во времени, не способность оценить примерное время работы и т.д.

4) Импульсивность еще один признак заболевания. Это может сопровождаться не пониманием частей из разговора, переживанием собеседника. Вы способны сначала сказать или сделать, а лишь потом обдумать последствия. Склонны выполнять действия, которые могут вызвать зависимость.

5) Проблемы на эмоциональной почве могут вызывать у больных гнев и разочарование. Симптомы этой формы заболевания:

  • постоянная смена настроения;
  • невозможность мотивировать себя и сохранять мотивацию;
  • пониженная самооценка, не восприятие критики;
  • гиперактивность;
  • постоянное возникновение чувства усталости;
  • частые нервные возбуждения.

Гиперактивность у взрослых проявляется значительно реже, нежели у детей и этот симптом не всегда указывает на нарушение концентрации внимания.

В случае присутствия этих симптомов, для обследования и выяснения проблем нужно обратиться к специалисту в этой области.

Основными врачами, которые могут определить степень заболеваемости, являются невролог, психолог и психиатр.

Только после консультации врачей можно полностью определить проблематику и методы лечения, так как конкретизировать это можно лишь в индивидуальном случае.

Профилактика

В связи с озвученными выше причинами видно, что факторов, влияющих на нарушение концентрации внимания, достаточно много и они разнообразны, в связи с чем невозможно дать односложный совет, как этого избежать.

При этом профилактика — в ваших руках. Ведь мы знаем, что лучше не допускать, чем устранять последствия. На нашем ресурсе вы сможете пройти курс упражнений на концентрацию внимания, с помощью чего по возможности избежать ситуаций, требующих участия врачей.

Наверняка Вы сталкивались с тем, что нужно работать, а сконцентрироваться не выходит. Мозг «отключился». Конечно, такой единичный случай говорит о том что вам стоит передохнуть. А вот повторяющийся у медиков называется когнитивным расстройством.

Когнитивная дисфункция - это состояние, связанное со сниженной концентрацией внимания и рассеянностью. В результате страдает кратковременная память.

Память и внимание – это важнейшие способности человека, которые заключаются в получении им информации и ее сохранения. Внимание отвечает за получение информации, а память – за ее сбережение. Однако нередко эти необходимые умения претерпевают изменения не в лучшую сторону. Многие взрослые люди и даже дети, периодически страдают от когнитивного расстройства. Но мы же этого так не оставим?!

А потому, чтобы понимать, как предупреждать и лечить такие состояния, стоит знать их «корни». Именно поэтому наша тема сегодня и касается столь распространенного ухудшения памяти у людей и причин по которым наблюдается снижение концентрации внимания, что делать при этом, нам конечно, тоже интересно. Вот и начнем рассмотрение.

Причины когнитивных нарушений

Память – это сохранение того, что человек когда - то испытал с помощью органов чувств: увидел, услышал или почувствовал. После того, как раздражитель исчезает, человек откладывает полученные «крупинки» информации в особые «ящики» в головном мозге, тем самым не забывая того, что с ним произошло.

Нарушение работы этого механизма происходит по самым разным причин. Способность запоминать может утрачиваться в следующих случаях:

Астенические состояния: ежедневные стрессы, переходящие в депрессию, переутомление, гиповитаминоз;
- сильные нервные всплески и переживания;
- зависимость от алкоголя, поражение структур головного мозга вследствие его употребления (плохая или нарушенная циркуляция в мозгу крови);
- воздействия лекарств;
- Отравление организма алюминием, меркурием, кадмием, пестицидами, угарным газом, сигаретным дымом;
- Восприимчивость электромагнитных полей экрана телевизора, мобильного телефона, вай-фая.
- цифровая амнезия (не желание помнить).

Почему внимательность человека снижается?

Внимание и память тесто взаимосвязаны, так как первое играет значительную роль в запоминании и воспроизведении полученных сведений и знаний. Из первого следует второе: люди, у которых снизилась способность сконцентрироваться и заметить то, что им требуется, страдают ухудшениями памяти. Человек пропускает текущие действия, слова или ощущения, и как следствие, запоминает происходящее значительно хуже.

Есть несколько видов расстройства внимания:

Недостаточная концентрация
Замедленность переключения
Снижение устойчивости

При недостаточной концентрации человек не может сосредоточиться на чем – то на длительный промежуток времени. В этой ситуации целенаправленная познавательная деятельность становится для человека очень сложной.

При замедленном переключении больному сложно перенести свое внимание с одного объекта на другой, отвлекаться от темы, распределять свое внимание между разными видами деятельности.

Неустойчивость внимания характеризуется тем, что человек не способен сосредоточиться на деле, которое требует долгосрочной перспективы или длительной концентрации. Это часто можно заметить у детей, которые отвлекаются, пытаясь выполнить домашние задание или усидеть на уроке.

Так как внимание и память тесно взаимосвязаны, то и причины их нарушения во многом схожи. Внимание также может нарушиться из – за негативных эмоций, нервных срывов, психического истощения, стрессов и переутомления. Эти изменения функциональные и проходят в короткие сроки. Лечение здесь не требуется.

Органические нарушения гораздо серьезнее. Они выражаются в поражении нервной системы и коры головного мозга различными патологиями. Это могут быть опухоли, черепно – мозговая травма, психические заболевания. Наиболее часто такое встречается у людей пожилого возраста. Это явление достаточно устойчиво.

Что делать?

При органических поражениях медлить с лечением нельзя, а потому необходимо срочно обратиться к врачу.

Со всем остальным «все просто»: достаточно больше отдыхать, употреблять алкоголь в умеренных количествах или исключить вовсе, научиться стрессоустойчивости и беречь свое здоровье, хотеть помнить. Чуть- чуть расшифрую сказанное.

Так, чтобы убрать стресс нужно все воспринимать как игру «взрослых дядь».
Для улучшения кровообращения требуется регулярная зарядка, занятия йогой.
Вам нужно обнаружить источники отравления организма, взяв в аренду на время различные дозиметры, сдать анализ крови.
От дыма сигарет соседей вас защитят очистители воздуха-ионизаторы «супер-плюс-эко-с»
Старайтесь большую часть времени держать мобильный телефон в 1.5 метрах от себя. Общаться с его использованием как можно меньше.
Промеряйте с помощью того же смартфона уровни окружающих вас вай-фай сетей дома и на работе. Определить место где сигнал минимален.
Примите во внимание исследования озвученные Юрием Наместниковым, экспертом «Лаборатории Касперского», которые отражают факт возникновения «цифровой амнезии». Опрос показал, что нынешние российские и европейские пользователи гаджетов не желают помнить информацию. Им удобнее запомнить где ее можно найти на своем «расширении мозга» (цифровом устройстве)… Вы можете самостоятельно изучить фото к статье, отображающем это исследование. Скажу лишь, что лишь 40% людей пытаются вспомнить прочитанный когда-то ответ на свой вопрос, а вот остальные сразу ищут его в Интернете, читают, делают умозаключение по ситуации и сразу забывают как что-то лишнее засоряющее мозг. Как результат такого отношения к своему мозгу, человек становится рассеянным и может забыть что – то действительно важное. С этим явлением можно бороться, но прежде следует его признать. Далее нужно найти мотивацию для себя для запоминания.

Это то что вы можете сделать в любое время.

Почему важна мотивация?

Мотивация – это важный компонент в запоминании информации. Человек понимает, что сведения, полученные им различными путями, еще понадобятся с той или иной целью, поэтому забывать их просто нельзя. В 20-х годах прошлого века это было доказано путем проведения эксперимента: группа подопытных лучше фиксировала в памяти те действия, которые еще не были завершены. Им необходимо было закончить их позже – в этом и проявлялась мотивация запомнить информацию. Если человек находится в астенических состояниях или в депрессии, то его мыслительные процессы замедляются, а мотивационный компонент практически полностью исчезает, из – за чего возникают проблемы с запоминанием и воспроизведением.

Кратковременная память

Эта часть механизма имеет небольшой объема и соответственно, способность сохранять информацию у нее тоже небольшая: самое малое - 3 секунды, максимум - три дня. Однако она гораздо уязвимей, нежели долговременная память. Причина этого в том, что ее роль - ключевая. От того, как она функционирует, будет зависеть восприятие человеком того, что происходит здесь и сейчас. Если она поражена, то человек с трудом будет выполнять повседневные дела и обучаться чему – либо.

Что делать, если внимание и память стали хуже?

Перед тем, как начать возвращать свою способность запоминать нужное и замечать все вокруг, в прежнее русло, следует выявить корень зла и уже после этого начать его искоренять. Многие заболевания и состояния являются источником дальнейших проблем, в том числе и способностей человека. Если не начать работать в этом направлении, то будет трудно добиться стойких результатов. Часть того что вы можете сделать, было сказано уже выше.

Особый режим и профилактика ухудшения внимания и памяти

Для тех, кто болен нарушениями памяти и внимания, важно вести здоровый образ жизни, чаще гулять на свежем воздухе, заниматься спортом и не забывать про посильный труд. Активные занятия способствуют кровоснабжению мозга, а также делают здоровье сильнее, что немаловажно для того, чтобы тренировать утерянные навыки.

Не стоит отгораживаться от мира и переставать общаться с людьми. Если человек будет поддерживать отношения с близкими людьми, то у него появится мотивация, потому что все, что он увидит, почувствует или услышит, будет важно для него.

Интеллектуальная активность оказывает положительное влияние на способности человека мыслить. Сюда относится решение кроссвордов, чтение, изучение компьютера и различные хобби;

Если нарушение памяти тесно связано с эмоциями, то следует изменить психологический климат в семье и на работе, стараться избегать стрессовых ситуаций и высыпаться;

Внимательно относиться к своему здоровью и ограничивать применение лекарственных препаратов.

Питание и снижение памяти (что делать для устранения когнитивной дисфункции)

Главное правило - сбалансированное питание. В организм больного должны поступать все необходимые витамины и микроэлементы, белки, жиры и углеводы. Ни в коем случае нельзя «садиться» на низкокалорийные диеты - от нехватки необходимых веществ начнется обратный процесс и добиться положительных результатов не получится.

Самыми полезными продуктами при нарушениях памяти и внимания являются те, которые содержат полинасыщенные жирные кислоты и йод. Таковыми являются:

Морская рыба (жирные сорта);
хлеб, приготовленный из зерна грубого помола;
семечки из тыквы;
брокколи;
помидоры.

Не стоит забывать про потребление воды, так как ее недостаток негативно влияет на деятельность нервной системы. Норма потребления - 2 литра в день.

Если не забывать про эти простые правила, то вам никогда не придется столкнуться с этой проблемой и обращаться к врачу. Главное - всегда помнить о здоровом образе жизни и стараться не перенапрягать нервную систему. А еще рекомендуем обратиться к эндокринологу и неврологу. Знайте, что в арсенале медиков есть транскраниальная лечебная магнитная стимуляция – метод который поможет “разбудить” неактивно работающие отделы головного мозга.



Что еще почитать