Сколько получают партии из бюджета. Партийные финансы и спонсоры - продолжение - михаил тульский. Спонсоры «Единой России» и госконтракты

По итогам рассмотрения проекта федерального бюджета РФ на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов, представленного Правительством РФ, фракция ЛДПР выступает со следующими предложениями.

Предложения фракции ЛДПР

к проекту постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О принятии в первом чтении проекта федерального закона № 348499-6 "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и об основных характеристиках федерального бюджета"

По итогам рассмотрения проекта федерального бюджета РФ на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов, представленного Правительством РФ, фракция ЛДПР отмечает следующее.

Основные макроэкономические параметры прогноза социально-экономического развития РФ на 2014-2016 гг. содержат показатели с чрезмерно оптимистическими данными. Если в отношении прогнозных данных по ценам на газ и нефть фракция ЛДПР возражений не имеет, то достижение целевых показателей по динамике роста ВВП 103,0 % - в 2014 г., 103,1% - в 2015 г. и 103,3% - в 2016 году вызывает сомнение. Аргументация Правительства РФ об оживлении инвестиционного спроса и росте потребительского спроса явно имеет существенные риски невыполнения.

По мнению фракции, инвестиционный рост в плановый период будет иметь существенно меньшие темпы, что связано с рядом факторов. В целом для экономики - это отрицательная динамика государственных инвестиций, принятое решение об изъятии накопительной части пенсионных накоплений из НПФ, план увеличения налоговой нагрузки на недвижимость, введение утилизационного сбора на автомобили отечественного производства, предложение по передаче в Следственный Комитет РФ полномочий по ведению дел в налоговой сфере, усиление конкурентного предложения иностранных товаропроизводителей в связи с вступлением России в ВТО.

Для сектора инфраструктурных компаний и нефтегазового комплекса сдерживающими факторами, дополнительно снижающими инвестиционную активность, станет решение о заморозке тарифов на уровне 2013 года для предприятий, индексация тарифов для населения на индекс инфляции минус 30%, повышение НДПИ, прогнозируемое снижение цен на нефть и газ, увеличение акцизов на нефтепродукты 4 и 5 класса экологичности, а также возможные трудности компаний с привлечением финансовых ресурсов.

На потребительском рынке, по мнению фракции, также не приходится ждать увеличения активности в связи с принятым решением заморозки уровня заработных плат целому ряду категорий служащих, введения социальных норм на электроэнергию и планов отмены перекрестного субсидирования, что увеличит затраты населения на оплату услуг ЖКХ, прогнозируемый рост безработицы и проблем с моногородами, повышение тарифов естественных монополий для населения, ужесточение конкуренции на рынке труда в связи с сворачиванием предпринимательской деятельности самозанятых. Сильнейшим сдерживающим фактором станет ужесточение политики кредитования населения со стороны коммерческих банков и микрокредитных организаций в связи с чрезмерно высоким уровнем закредитованности населения уже сегодня и возможными рисками массовых невозвратов на рынке частного кредитования в ближайшей перспективе.

При этом необходимо отметить, что Правительство не создало никаких предпосылок, которые могли бы коренным образом переломить ситуацию с предпринимательской и инвестиционной активностью в экономике страны в плановом периоде по сравнению с текущим годом. Снижение ставки страховых взносов в 2014 году для самозанятых не позволит вернуть в легальный сектор экономики сотни тысяч предпринимателей, уже официально прекративших свою предпринимательскую деятельность. А введение инвестиционных льгот для проектов на Дальнем Востоке, введение упрощенной системы бухгалтерского учета для субъектов малого бизнеса и некоторые другие декоративные изменения действующего законодательства не смогут сколь- нибудь заметно повлиять на предпринимательскую активность.

Заявления Правительства об ожиданиях, связанных с оживлением экономики в секторе малого бизнеса в связи с введением нормы о предоставлении 15-ти процентной квоты для субъектов малого бизнеса в связи с началом работы контрактной системы с 2014 года также, скорее всего, беспочвенны. Малые предприятия в большинстве своем применяют упрощенную систему бухгалтерского учета, которая снижает их шансы выступать поставщиком товаров, работ, услуг для компаний, являющихся плательщиками НДС, а также выполнять подрядные работы для государственных нужд с использованием государственных элементных сметных норм. Аналогичные проблемы испытывают и предприятия, применяющие единый сельскохозяйственный налог.

Вызывает также серьезную озабоченность предложение Правительства РФ усилить налоговый прессинг с целью увеличения доходов в государственный бюджет, в частности, по налогу на добавленную стоимость. По данным, приводимым в докладе «Paying Taxes 2013» консалтинговой компании PWC, совокупная средняя эффективная налоговая ставка на бизнес в России составляет более 54,1%, что значительно превышает уровень налогового бремени в странах Европейского Союза (42,6%) и в целом в мировой экономике (44,7%). По этому показателю Россия уже обошла практически все крупные экономически развитые страны и вышла на первое место в Европе. А отказ Правительства РФ обсуждать предложение фракции ЛДПР об отмене НДС и замене его налогом с продаж не только не дает предпринимателям ясного посыла на улучшение предпринимательского и инвестиционного климата в стране, но и ставит под угрозу возможность исполнения федерального бюджета в плановом периоде. Также необходимо отметить, что уже сейчас Россия проигрывает конкурентную борьбу за инвестиции своим ближайшим соседям, например, Казахстану в связи с более мягкими налоговыми режимами. Это обстоятельство самым негативным образом может повлиять на финансовое положение бюджетов регионов, граничащих с такими странами.

Кроме того, выводы Правительства РФ о доле доходов в федеральном бюджете от нефтегазового сектора в 57% в 2016 году также вызывают серьезные сомнения.

Существенные опасения вызывает и прогнозируемая динамика изменения показателей доходов федерального бюджета по налогу на прибыль в связи с явно неблагоприятной экономической ситуацией и факторами, которые учтены в прогнозе социально- экономического развития страны: это и прогнозируемое снижение цены на нефть и газ, отрицательная динамика внешнеторгового баланса, снижение курса рубля, резкое увеличение фонда заработной платы, снижение объемов госзакупок в плановом периоде, рост налогового бремени.

В то же время Правительство РФ не полностью использовало резервы увеличения доходной части бюджета. В частности, абсолютно непроработанным остается вопрос ограничения возможности использования в отечественной экономике схем ухода от налогов с использованием оффшорных схем. ЛДПР еще летом внесла законопроект, позволяющий взять под контроль государства полулегальные и откровенно криминальные способы вывода средств, в том числе федерального бюджета, через низконалоговые юрисдикции.

Ничтожно низки предполагаемые доходы от приватизации федерального имущества (по 3 млрд. руб. ежегодно), а также предполагаемые доходы от продажи акций крупнейших компаний (196,8 млрд., 158,5 млрд., 99,9 млрд. руб). Кроме того, возникают вопросы по поводу целесообразности бюджетных инвестиций и участия государства в капитализации компаний, которые включены в план приватизации (РусГидро, Международный аэропорт «Шереметьево», Объединенная зерновая компания, Роснано и др.).

Правительством РФ при формировании проекта федерального бюджета практически не прорабатывался план использования схем передачи в долгосрочный траст крупных пакетов акций в качестве альтернативы приватизации в условиях нестабильной рыночной конъюнктуры и явной недооцененности государственных активов. При этом трастовыми соглашениями необходимо закреплять доходность на уровне выше процентных ставок, сложившихся при привлечении кредитных средств. Такие схемы смогли бы обеспечить дополнительные доходы и создать предпосылки для более эффективного управления активами государства.

Доходность от размещения средств резервного фонда и ФНБ остается на недопустимо низком уровне. Россия существенно проигрывает по эффективности использования средств фондов иностранным государствам, создавшим аналогичные фонды (Пенсионный фонд Норвегии «Зарубежье» и Перманентный фонд Аляски).

Не рассматривается и возможность частичного погашения дефицита федерального бюджета за счет более эффективного управления активами государства - в частности, возможности частичной переуступки или досрочного погашения задолженности иностранных государств и юридических лиц перед Российской Федерацией.

Не используются в полной мере в проекте бюджета резервы, связанные с запуском государственных лотерей.

Вызывает вопросы тенденция увеличения доли закрытых статей проекта бюджета (24,8% расходов бюджета являются секретными).

По расходной части бюджета вызывают серьезные опасения недофинансирования целых отраслей экономик. Фракция ЛДПР выражает свою обеспокоенность отрицательной динамикой в процентах к ВВП по таким важным статьям расходов как «Образование», «Здравоохранение», «Культура, кинематография», «Жилищно-коммунальное хозяйство». При этом доля расходов на здравоохранение и образование в процентах к ВВП в Российской Федерации ниже, чем в некоторых странах СНГ - таких, как Украина, Белоруссия и даже Молдавия. А по некоторым направлениям, например таким, как санитарная авиация - финансирование предусмотрено ниже всяких минимальных потребностей, что ставит под угрозу не только здоровье, но и жизнь граждан РФ - жителей отдаленных территорий.

Фракция ЛДПР не может согласиться и с предложением отказаться от индексации с учетом уровня инфляции (потребительских цен) окладов денежного содержания военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации и внутренних войск МВД России, а также сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и иных правоохранительных органов.

На этом фоне ЛДПР крайне негативно оценивает предложение Правительства об увеличении уровня зарплаты федеральным чиновникам в 2014 году и отмечает, что ограничение фонда оплаты труда в федеральных ведомствах, а также установление верхних лимитов денежных вознаграждений топ-менеджеров в государственных компаниях, компаниях с государственным участием, ФГУП и др. является резервом снижения расходов федерального бюджета, который не был использован Правительством Российской Федерации при формировании федерального бюджета. При этом объем социальных гарантий, в том числе ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты руководителям федеральных ведомств не могут превышать объем аналогичных гарантий членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы ФС РФ, как это предусмотрено федеральным законом №3-ФЗ.

По мнению фракции, при формировании расходной части бюджета Правительство РФ не заложило ассигнования (или явно недостаточный объем) на такие стратегически важные для экономики страны отрасли как «Станкоинструментальная промышленность», «Тяжелое машиностроение», «Авиационное агрегатостроение», «Авиационное приборостроение», «Авиационная наука и технология», «Малая авиация», «Сельскохозяйственное машиностроение, пищевая и перерабатывающая промышленность», что ставит под угрозу экономическую, продовольственную и военную безопасность страны.

Не обеспечены ассигнованиями комбикормовая промышленность и производство биодобавок для животных, что в свете вступления России в ВТО ставит под сомнение конкурентоспособность всей животноводческой отрасли сельского хозяйства.

Также фракция считает недостаточным уровень финансирования деятельности сети ГЦНК за рубежом, что подрывает международный авторитет Российской Федерации.

В связи с тем, что проект федерального бюджета впервые формировался по программно- целевому принципу, фракция ЛДПР выражает обеспокоенность по поводу низкого качества показателей государственных программ и, в первую очередь, набором целевых индикаторов, предлагаемых Правительством. Так, госпрограмма 034 «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», несмотря на указанные в программе цели: «Формирование условий для ускоренного развития Дальнего Востока, превращения его в конкурентоспособный регион с диверсифицированной экономикой, улучшение социально-демографической ситуации на территории Дальнего Востока и Байкальского региона» в перечне индикаторов не содержит ни одного показателя, связанного с демографией, а по строке «Доля обрабатывающих производств в структуре ВВП, %» приведены цифровые данные на 2014 - 2016 гг. без какой-либо положительной динамики.

В ГП 027 «Развитие внешнеэкономической деятельности» - индикаторы госпрограммы не соответствуют параметрам бюджета, в частности, по показателю «Темпы роста экспорта товаров в целом».

ГП 023 «Информационное общество» - индикаторы не отражают приоритеты, нацеленные на эффективное использование бюджетных средств. По мнению фракции, было бы логичным поставить в индикаторы вывод «Почты России» на безубыточный режим. А в ГП030 «Энергоэффективность и развитие энергетики» добавить социальный индикатор, характеризующий динамику отношения населения к тарифной политике государства на электроэнергию.

Считаем своевременным и логичным включение показателя, характеризующего динамику производительности труда по отрасли в каждую госпрограмму.

Вызывает обеспокоенность непрозрачность принятия управленческих решений при выборе инфраструктурных инвестиционных проектов для финансирования за счет средств ФНБ.

Серьезные опасения относительно исполнения консолидированных бюджетов субъектов РФ вызывает передача субъектам дополнительных полномочий без должного подкрепления ассигнованиями из федерального бюджета.

В связи с вышеизложенным, фракция ЛДПР в Государственной Думе ФС РФ предлагает включить в Постановление Государственной Думы о принятии законопроекта следующие замечания:

  1. Степень проработанности и всесторонней оценки всех факторов, на основе которых построен прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013-2016 гг., вызывает серьезные опасения невыполнения основных макроэкономических параметров, принятых за базу при составлении проекта федерального бюджета РФ на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов.
  2. При разработке проекта федерального бюджета РФ Правительство не в полной мере использовало возможные резервы увеличения доходной части бюджета (ограничение использования оффшорных схем; увеличение доходов от приватизации и продажи акций крупнейших компаний; использование схем долгосрочного траста для государственных активов; менее консервативная стратегия размещения средств ФНБ, запуск государственных лотерей, постановка целевых ориентиров, направленных на увеличение производительности труда и вывод государственных компаний и предприятий на безубыточный и бездотационный уровень и др.)
  3. Стратегия Правительства РФ, направленная на усиление налогового бремени на современном этапе развития страны не может быть признана верной. Налоговая нагрузка в России уже достигла максимально возможного значения и не стимулирует развитие современного производства с высоким уровнем добавленной стоимости. Возможная замена НДС на налог с продаж могла бы существенно ускорить темпы экономического развития и увеличить налогооблагаемую базу.
  4. Недофинансирование таких отраслей как «Образование», «Здравоохранение», «Культура, кинематография», «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Станкоинструментальная промышленность», «Тяжелое машиностроение», «Авиационное агрегатостроение», «Авиационное приборостроение», «Авиационная наука и технология», «Малая авиация», «Сельскохозяйственное машиностроение, пищевая и перерабатывающая промышленность», что ставит под угрозу экономическую, продовольственную и военную безопасность страны и создает социальную напряженность в обществе. Обеспечить бюджетными ассигнованиями в рамках госпрограммы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» мероприятия по развитию комбикормовой промышленности и производства биодобавок для животных. Предложить Правительству РФ увеличить ассигнования на функционирование сети ГЦНК за рубежом.
  5. При формировании расходной части бюджета РФ Правительство не в полной мере использовало возможные резервы снижения расходов (снижения фонда оплаты труда в федеральных ведомствах, а также установления верхних лимитов денежных вознаграждений топ-менеджеров в государственных компаниях, компаниях с государственным участием, ФГУП и др.; прекращения выделения бюджетных ассигнований для компаний, включенных в план приватизации).
  6. При формировании источников погашения дефицита бюджета Правительство РФ не учло возможность частичной переуступки или досрочного погашения задолженности иностранных государств и юридических лиц перед Российской Федерацией, а также привлечение временно-свободных денежных средств госкомпаний и компаний с государственным участием.
  7. Рекомендовать Правительству РФ разработать механизмы, позволяющие снизить кредиторскую задолженность субъектов РФ перед коммерческими банками через процедуру размещения облигационных займов и приобретения ценных бумаг субъектов за счет средств ФНБ или альтернативных источников.
  8. Доработать государственные программы с учетом высказанных замечаний. Обеспечить прозрачность при выборе инфраструктурных инвестиционных проектов для финансирования из федерального бюджета или средств фондов, учитывать максимальную эффективность таких проектов и возвратность инвестиций.

Источниками финансирования кампании Навального. А у меня есть встречный интерес к их партийным кошелькам. Точнее, к источникам их финансирования. Ведь если уж эти господа пытаются найти что-то подозрительное в чужих деньгах - то, значит, они уверены, что с их-то финансами точно всё в порядке. Ну и проверим единороссов и Жириновского.

Итак, более 2,5 млрд. рублей (55%) единороссам в 2012 году выделил федеральный бюджет. Но для нас особый интерес представляют пожертвования физических и юридических лиц в размере 1,2 млрд. рублей (22%). Кто эти добрые люди? Что это за патриотические организации?

Как видно, 80% пожертвований от юрлиц за 2012 год - это переводы от многочисленных фондов поддержки "Единой России", созданных, словно по кальке. Откуда-то у этих абсолютно независимых, некоммерческих фондов нашлось 771,8 млн. рублей, которые они пожертвовали Единой России во имя Стабильности и Путина.

Мне просто интересно - какой может быть причина, по которой выбрана именно такая схема финансирования - сначала кто-то жертвует в фонд, а уже затем фонд - в партию? Почему не сразу в партию? Ведь региональные отделения ЕР также являются юридическими лицами, могут принимать пожертвования. Может быть, всё дело - в ограничениях на пожертвования, установленных законодательством о политических партиях? Может быть, кто-то очень хочет эти ограничения обойти ? Может быть, кто-то хочет таким образом легализовать чёрный нал ? Или, может быть, кто-то хочет скрыть каких-то физлиц или юрлиц , жертвовавших деньги, чтобы их не было видно в публикуемом сводном финансовом отчёте партии?

Понять причину нам поможет сравнение с финансовым отчетом Единой России за 2011 год .

Вы понимаете, что следует из этого? Как только федеральный бюджет увеличил финансирование политических партий в 2012 году, так сразу же волшебным образом сократились пожертвования юридических лиц в пользу партии "Единая Россия" по сравнению с 2011 годом!

И сократились эти самые пожертвования юридических лиц как раз именно на ту сумму, на которую увеличилось бюджетное финансирование! Словно из одного кармана взяли на 1 млрд. 791 млн. рублей меньше - в то время как из другого взяли на 1 млрд. 691 млн. больше! Аккурат 100 миллионов рублей не хватило, ай, как жаль)Слушайте, какие, однако, у Единой России внимательные и точные добровольные жертвователи! Они так точно рассчитывают пожертвования, чтобы общая сумма добровольных пожертвований и бюджетных ассигнований осталась практически неизменной по сравнению с предыдущим годом, а что уж там между статьями меняется - так кому какое дело)



В финансовом отчете Единой России за 2012 год - 132 юридических лица, пожертвовавших партии более 400 тыс. руб. каждое (включая вышеперечисленные фонды), в 2011 г. их было 260.

И ведь странно - а как это сотни независимых юридических лиц, некоммерческих фондов по всей стране умудрились согласовать между собой суммы пожертвований так, чтобы в итоге получилась именно такая сумма, которую покрыло возросшее финансирование из бюджета? Уж не может ли быть так, что им спускали цифры пожертвований по разнарядке ?

А может, не только цифры - но и сами деньги для пожертвований тоже ?

«Все спонсоры «Единой России» смогут уместиться в этом ресторане», - говорит собеседник Forbes, ранее работавший в центральном аппарате партии, окидывая взглядом действительно небольшое заведение в центре Москвы. В зале не больше 20 столиков. «Значит, - продолжает он, - чтобы обойти требования закона по минимальному уровню пожертвований, придется разбивать свои потоки на несколько ручейков и проводить их через подставные юрлица. Признаком таких схем может стать взаимосвязь между фирмами, которую спонсоры попытаются скрыть от внимания ... В реальности же сданные в ЦИК отчеты - лишь видимая часть финансирования, которая становится прикрытием для денежных потоков, уже образовавших особый сектор теневой экономики ».
...
В «Единой России», как рассказали политтехнологи и один чиновник обладминистрации, в большинстве регионов фандрайзингом местных фондов поддержки «Единой России» занимаются сотрудники местных же администраций по приказу губернатора .

Возьмём, например, Ярославскую область. Там, как выяснилось в апреле 2013 года, ОАО "Ярославская Сбытовая Компания" перечислила 55 млн. руб Ярославскому региональному общественному фонду поддержки ВПП "Единая Россия".

При этом "основной собственник ОАО "ЯСК" по состоянию на 14 февраля этого года (более 80% в уставном капитале и почти 90% акций) - ООО «Группа компаний "ТНС энерго". В свою очередь, 100% уставного капитала "ТНС энерго" принадлежит зарегистрированной на Кипре компании «Sunflake Limited» .
...
В «Единой России» на все подозрения отвечают: главное, чтобы не нарушались нормы закона. «Нами проверяются все требования закона. Все остальное является делом самих организаций, их коммерческой тайной… В законе я не заметил слова «прозрачность», я не знаю, какой смысл вы вкладываете в это слово», - говорит глава центрисполкома «Единой России » Дмитрий Травкин в разговоре с Forbes ".

И вот именно эти единороссы нас учат прозрачности, а?! Какая чудовищная, невыносимая наглость!

Теперь о Жириновском.

477 млн. 737 тыс. - из федерального бюджета
203 млн. 989 тыс. - пожертвования юрлиц.
8 млн. 632 тыс. - от физлиц.

Остальные статьи несущественны, кому интересно - смотрите отчёт.

Есть несколько юрлиц-жертвователей.

ООО "ГИФЕСТ" (именно через И) - 43 000 000 рублей (очень мощная компания, сами найдите её сайт и чем она занимается)
ООО "ЛЕСПРОМ-Е" - 43 000 000 рублей (это тоже очень известная компания, а самое главное - точно жертвует ту же сумму, что и другой жертвователь)

ООО "ТехТоргГрупп" - 30 000 000 рублей
ООО "Торговый дом Клён" - 30 000 000 рублей
ООО "Гарант Инвест" - 30 000 000 рублей

А чего это они все одинаковые суммы жертвуют? Случайно так совпало?

Ну и до кучи ООО "ВЕРТИКАЛЬ" - 21 000 000, ООО "Калиброн" - 2 000 000, ООО "Квас Люкс" - 2 000 000, ООО "Мастерская дизайна" - 1 049 200, ОАО "Молоко" - 1 000 000, ОАО "Лесопромышленно предприятие "Туртас" - 616 000, ООО "Барнаульская сетевая компания" - 500 000.

У меня такие вопросы: что за компании? Чем занимаются? Откуда у них деньги?

Финансовый отчёт ЛДПР за 2011 год . Вот первые 8 самых крупных жертвователей:

ООО "Оптима групп" - 43 000 000
ООО "МеталлЭкспоЦентр" - 43 000 000
ООО "Сервисмобайл" - 43 000 000
ООО "Металлстройкомплекс" - 43 000 000
ООО "УралПромСтрой" - 43 000 000
ООО "МагСтрой" - 43 000 000
ООО "Одион групп" - 43 000 000
ООО "Гифест" - 43 000 000
ООО "Вертикаль" - 43 000 000

Предлагаю господину Жириновскому найти здесь "одинаковые суммы" 10-15 тысяч рублей. Также предлагаю ему посчитать общую сумму средств на этих кошельках и сравнить с объёмом пожертвований в избирательный фонд Навального - это к словам о том, что "деньги идут, в основном, через Яндекс". Если Жириновский этого не сможет сделать, и не извинится публично за свои слова - значит, Жириновский - лжец. Это же касается и его фразы про "каждые 10 секунд".

А от Единой России я ответов даже и не ожидаю - ведь глава её центрального исполкома уже объяснил журналу "Форбс", что "не заметил в законе слова прозрачность ", так что о чём с такими людьми можно разговаривать...

https://www.сайт/2018-06-15/rossiyskie_partii_na_75_finansiruyutsya_iz_byudzheta_biznesu_politicheskie_sily_ne_interesny

«Исторический рекорд»

Российские партии на 75% финансируются из бюджета, бизнесу политические силы не интересны

Пресс-служба Кремля

Партии «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» на 75% финансируются из федерального бюджета, что стало историческим рекордом. Об этом сообщает издание РБК , проанализировавшее сводные финансовые отчеты партий за 2017 год, опубликованные на сайте ЦИК.

Итак, один голос избирателя, проголосовавшего за ту или иную партию, набравшую на выборах в Госдуму больше 3%, стоит 152 рубля. До 2006 года голос стоил от 1 до 3,6 рубля, с 2009 году — уже 20 рублей, в 2015 стоимость голоса возросла до 110 рублей. Партии, чей кандидат на выборах президента получил 3% голосов и более, за каждый из них единоразово получает по 20 рублей. Кстати, сейчас депутаты Госдумы всех фракций выступают за индексацию этой выплаты, они хотят приравнять ее к стоимости голоса на выборах в нижнюю палату парламента.

У «Единой России» доходы уменьшились более чем в полтора раза год к году (здесь и далее расчеты с поправкой на инфляцию к 2017 году), составив в 2017 году 5,4 млрд руб. Бюджет партии власти на 80% состоит из средств федерального бюджета. Для сравнения, в 2016 году более половины годового дохода партии составили пожертвования компаний и граждан. Финансовая зависимость единороссов от государственных денег в 2017 году — самая сильная за последние 13 лет. Ранее из госбюджета поступало от 1-8 до 69% партийного дохода. Минимальной была зависимость «Единой России» от этих поступлений в 2005-2007 годах.

Доход ЛДПР в 2017 году составил около 1,09 млрд рублей. Это вдвое ниже, чем в 2016 году, и самый низкий показатель за последние пять лет, несмотря на увеличившееся финансирование со стороны государства. Партия зависит от государства еще больше, нежели «Единая Россия»: в 2017 году почти 97% дохода ЛДПР — выплаты из бюджета. Это рекордный показатель для парламентских партий. Никогда ранее ЛДПР не зависела от госдотаций настолько сильно. В 2005-2016 годах «бюджетная» составляющая насчитывала от 4 до 75% от всех ее доходов. В предвыборном 2011 году ЛДПР жила почти на одни только пожертвования (83% всех доходов партии). В 2013-2014 годах пожертвования составляли более половины бюджета партии.

Доходы КПРФ в 2017 году составили 1,3 млрд рублей, что в 1,7 раза ниже по сравнению с 2016. В 2017 году партия зависела от бюджетных выплат на 80%. От значительной зависимости от этих денег за последние семь лет партия избавлялась только в предвыборные 2011 и 2016 годы.

Доход «Справедливой России» по сравнению с 2016 годом снизился в 3,3 раза — 667,8 млн рублей в 2017 году). Партия менее остальных зависела от госбюджета в 2017 году (75%). В то же время за последние шесть лет доля государственных вливаний в бюджете справедливороссов не опускалась ниже 73%, за исключением 2016 года, когда она составила 44%.

Перед предстоящими выборами в Госдуму политические партии активизируют ресурсы, чтобы заручиться поддержкой избирателя. Однако финансовые возможности партий очень разнятся. В то время как одним партиям все труднее находить деньги на предвыборную кампанию, другие продолжают безбедное существование, в первую очередь - за счет государственных средств, а иногда и благодаря скрытому иностранному финансированию. Эксперты движения «Голос» опубликовали доклад об источниках финансирования партий. «Новая газета» посчитала исследование весьма любопытным и пересказывает самое интересное.

Помощь государства

Сейчас рассчитывать на финансовую поддержку из бюджета могут все партии, набравшие на последних федеральных выборах более 3% голосов. Такой барьер среди непарламентских партий тогда перешагнуло только «Яблоко». Сумма рассчитывается так: один голос избирателя на последних выборах дает политическому объединению 110 рублей госсредств на год. (До 2015 года эта сумма была вдвое меньше.)

Авторы доклада указывают на огромную разницу в доходах: «Единая Россия» в 2015 году «заработала» (не только из бюджета) 5,18 млрд рублей, что в 3-4 раза больше КПРФ, ЛДПР или «Справедливой России» и в 20 раз превышает доходы «Яблока» (250 млн).

При этом доходы «Яблока» на 99% состоят из бюджетных средств, в то время как меньше всех от господдержки зависит «Единая Россия» — бюджетные деньги составляют только 68,6% ее доходов.

Доноры

По закону средства в партийную кассу могут перечислять общественные организации, фонды, частные спонсоры и компании. Последние при этом часто становятся участниками схемы так называемого «скрытого бюджетного финансирования». Что это означает?

В финансовых отчетах политических организаций часто мелькают наименования компаний, которые добровольно жертвуют внушительные суммы на благо партии. Но не всегда дело лишь в поддержке курса. Эксперты «Голоса» обнаружили закономерность: став донором партии власти, компания начинает регулярно получать госконтракты.

Например, «Волгостальконструкция», пожертвовавшая в 2015 году в фонд «Единой России» 500 тысяч рублей, получила госконтракты на общую сумму более 1,7 млрд рублей. А «Магнитогорский металлургический комбинат», дочерняя компания которого пожертвовала единороссам 30 млн рублей, за 2015-2016 годы получил 91 госконтракт на общую сумму около 5,16 млрд рублей.

«Среди компаний-доноров политических партий, получивших в 2015-2016 гг. относительно крупные госконтракты, более 90% пришлось на компании-доноры «Единой России», остальные средства получили юрлица, финансирующие партии «патриотической» направленности», — отмечают эксперты «Голоса».

Иностранное финансирование и частные пожертвования

Помимо грантов и субсидий некоторые партии, вопреки закону, продолжают получать деньги от иностранных компаний, утверждают авторы доклада. Внешне такие операции выглядят легально: зарегистрированная в России компания жертвует деньги партии, что не противоречит закону, однако иногда выясняется, что их конечными собственниками в разное время являлись офшорные фирмы, зарегистрированные на Кипре, Британских Виргинских островах и американском штате Делавер.

Скрытое иностранное финансирование, уверены эксперты «Голоса», получали «Единая Россия», «Справедливая Россия» и «Родина». Справедливости ради, в некоторых случаях часть средств или вся полученная сумма возвращались обратно жертвователям. Например, из 17 млн, которые пожертвовали дочерние компании группы «ТНС Энерго», 2 миллиона были позднее возвращены одному из доноров, а «Мангазеи Строй» партия власти вернула 1 млн из трехмиллионного пожертвования.

Крупные пожертвования партии иногда получают от вполне конкретных физических лиц. У некоторых этот пункт составляет основную статью доходов: например 80% (25 млн) средств «Гражданской платформы» составляют пожертвования граждан. Из них 5 человек (в том числе политтехнолог партии) перечислили 21 млн руб. Есть и другие случаи. К примеру, 19-летний житель Екатеринбурга поддержал КПРФ взносом в 100 тысяч рублей, а в Карелии сразу три человека в возрасте 21-22 лет пожертвовали «Справедливой России» по 73 тысячи рублей.

На что тратятся деньги

Эксперты уверены: бо льшую часть денег партии должны тратить непосредственно на политическую деятельность: пропаганду, предвыборную агитацию, проведение публичных мероприятий, и т.д. Но в реальности из всех партий, имеющих право выдвигать кандидатов без сбора подписей, этой модели придерживается только ЛДПР, которая на эти цели выделила почти 68% своего бюджета.

С большей охотой партии тратятся на содержание центральных органов и региональных отделений. За прошлый год на зарплату сотрудникам и аренду офисов КПРФ потратило почти 60% всех денег (860 млн), «Единая Россия» сосредоточилась на регионах и выделила на их содержание 45,5% (против 13,2% на зарплату федеральному руководству).

Больше всех в процентном соотношении (55,6%) из бюджета партии на содержание руководящих органов потратила партия «Парнас». На агитацию и партийные мероприятия руководство выделило только 4,8% (472 тыс рублей).

Мнение

Станислав Андрейчук

«Совсем прямой зависимости между суммой, которой располагают партии, и их шансами на предстоящих выборах мы не увидим, потому что кроме партийных финансов есть и избирательные фонды, которые формируются дополнительно. Например, у «Гражданской силы» по документам за прошлый год не было ни рубля доходов, и если бы не избирательный фонд, то вообще не совсем понятно, на какие деньги она пойдет на выборы.

У «Единой России» и КПРФ большие суммы «в заначке» на этот год, и это дает им дополнительные возможности. В долгосрочной перспективе преимущества у «богатых» партий, конечно, есть: те, кто получает деньги из бюджета, в течение следующих четырех-пяти лет смогут расширить аппарат и содержать региональную сеть. Но то, как потратить эти деньги — остается на усмотрение каждой партии.

По-прежнему большой проблемой является скрытое иностранное и бюджетное финансирование партий, но по сравнению с прошлым годом ситуация улучшилась.

После нашего прошлогоднего доклада в Центризбиркоме признали, что в некоторых моментах они недоработали и начали принимать меры. Насколько я знаю, нынешний состав ЦИКа начал заниматься этой темой: заключили договор с Росфинмониторингом, Федеральной налоговой службой. У ЦИК нет полномочий собственноручно проверять такую информацию, а по их предыдущим ответам мы поняли, что налоговая работала с финансовыми документами партий спустя рукава.

Увы, у нас в законе нет четких положений о том, куда могут тратиться партийные средства. Думаю, это вопрос для большой дискуссии о том, насколько это законно: почему мы, граждане России, которые платят налоги, должны скидываться деньгами на содержание руководства сразу нескольких партий, за которые мы даже на выборах не голосовали? Получается, что мы, хоть и против нашей воли, но за свой счет плодим бюрократию в политических организациях».

Мы продолжаем рассмотрение «денежных мешков» каждой из партий – участников выборов в Госдуму. В двух наших предыдущих материалах мы предрекали значительную смену спонсоров в рядах предвыборного списка «Единой России» и КПРФ. Коснётся этот процесс и старожила отечественного парламента – Либерально-демократической партии России (ЛДПР). Её бессменный вождь Владимир Жириновский поменял часть своих прежних спонсоров, причём даже выиграл на этом процессе. О новых и старых «персональных кошельках» этой партии рассказывает корреспондент «Нашей Версии».

Как и у КПРФ, пик финансового могущества ЛДПР остался в прошлом. Например, на выборах в Госдуму-2003 жириновцев поддерживали такие богатые корпорации, как «Базовый элемент» («Русский алюминий»), Альфа-банк, «Нафта-Москва» (бывший «Союзнефтеэкспорт») и ЛУКОЙЛ. Об умении партии делать деньги на лоббировании чьих-либо бизнес-интересов слагались в думских кулуарах легенды. Ведь фракция ЛДПР раз за разом оставалась в значительном меньшинстве, уступая по своей численности не только партии власти, но и той же КПРФ. Однако коммунисты традиционно отставали от жириновцев по объёму партийной казны в предвыборный период. Уж слишком гибко, как у никакой другой партии, способна была изменяться позиция ЛДПР в зависимости от желания заказчика! Что и является одним из главных достоинств лоббиста.

федеральное руководство теперь не отказывает региональному отделению в финансировании избирательной кампании. По сведениям агентства «УралИнформБюро», тюменские и челябинские либерал-демократы получили из Москвы по 5 млн рублей, курганские – 3 миллиона
Навык этот, разумеется, никуда не исчез. Однако установившееся с 2007 года монопольное положение ЕР в Госдуме лишило крупные корпорации прежнего активного интереса к услугам Жириновского со товарищи. Поэтому уже на выборах в Госдуму-2007 основную часть партийной кассы пополняли 15 малоизвестных ЗАО и ООО, то есть представители регионального бизнеса. Не изменилась ситуация и сейчас, лишь когорту спонсоров пришлось обновить…

Сам Жириновский в недавнем интервью заявил об отсутствии у ЛДПР спонсоров: «Мы ни у кого не просим, чтобы не выглядеть попрошайками. ЛДПР живёт на те 10 млн рублей, которые официально ежемесячно получает из бюджета. Я сам тоже живу лишь на думскую зарплату». Однако, по свежим данным Центризбиркома РФ, даже официальный бюджет этой партии уже составляет 343 млн рублей – на 143 млн больше, чем четыре года назад. Более того, по объёму казны ЛДПР опережает все (!) партии, кроме «Правого дела», облагодетельствованного вливаниями его экс-лидера олигарха Михаила Прохорова. Для сравнения: предвыборный бюджет партии «Патриоты России» составляет всего лишь 160 тыс. рублей.

Директор департамента региональных и муниципальных программ Центра политических технологий Андрей Максимов отмечает: «ЛДПР обычно проводит достаточно масштабную избирательную кампанию и делает ставку на активное позиционирование своего лидера. За счёт привлечения в свой список многочисленных спонсоров ЛДПР обычно обладает такими финансовыми ресурсами, которые выгодно отличают её от других партий». Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин считает: «Жириновский в последнее время много и охотно работал со спонсорами. ЛДПР решила отказаться от скандальных списков, что позволило привлечь серьёзных спонсоров, которые рассчитывают на её лоббистский потенциал в новой Думе».

Как заявил куратор ЛДПР по Уральскому федеральному округу Владимир Таскаев, Впрочем, по мнению знающих людей, этих денег хватит лишь на минимум рекламы. Большая часть предвыборного бюджета идёт по чёрной или серой бухгалтерии, и уж здесь весь расчёт – на региональных спонсоров.

По теме

Из тех, кто прежде представлял интересы российских олигархов в ЛДПР, в составе её будущей фракции останется, пожалуй, лишь бывший замгендиректора компании «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» Василий Тарасюк, занимающий сейчас пост зампреда Комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления. Как и подобает выходцу из этой корпорации, он возглавляет региональную группу предвыборного списка ЛДПР, объединяющую Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа – самые нефте- и газодобывающие регионы страны. Впрочем, Тарасюка можно считать скорее представителем «Нафта-Москва», поскольку непосредственно перед избранием в Думу он занимал пост гендиректора Афипского нефтеперерабатывающего завода, принадлежащего этой компании.

Сам владелец «Нафта-Москва» – предприниматель Сулейман Керимов, занимавший седьмое место среди российских миллиардеров с состоянием в 12,6 млрд долларов, – перешёл из ЛДПР в «Единую Россию» (ЕР). Туда же отбыли и другие прежние именитые «кошельки» партии Жириновского – экс-замгендиректора «Базового элемента» Валентин Бобырев, бывший вице-президент Альфа-банка Константин Ветров. В бегах от следствия находится бывший владелец Московского национального банка и Уникомбанка Ашот Егиазарян…

Любопытные пересечения между думскими фракциями ЛДПР и ЕР продолжатся и в будущей Госдуме. Так, Санкт-Петербургскую региональную группу списка ЛДПР возглавляет бывший председатель совета директоров страховой компании «РусМед» и ОАО «Фармакон» – крупнейшего фармацевтического завода Санкт-Петербурга – Денис Волчек, который сейчас является зампредом думского Комитета по финансовому рынку. Любопытно, что глава этого же комитета Владислав Резник («Единая Россия»), считающийся одним из главных лоббистов её фракции, также входил в состав совета директоров «РусМеда». Вот такое «совпадение»…

№ 1 в региональной группе списка ЛДПР, куда входят Республика Марий Эл и Кировская область, – член Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Кирилл Черкасов, бывший председатель совета директоров кировского ООО «Стройпроект-сервис». Принадлежит эта структура региональному олигарху, президенту ОАО «Спутник» Олегу Валенчуку, который сейчас является членом того же думского комитета, но только от ЕР (!) и занимает проходное место в нынешнем предвыборном списке партии власти. Более того, член фракции ЛДПР Черкасов был в числе учредителей общественного фонда поддержки ЕР – наряду с основателями этой партии.

Как уже было сказано, главный расчёт ЛДПР теперь на региональных спонсоров. Часть из них уже давно в этом фракционном строю. Самое высокое место среди них – № 10 в общефедеральной части списка – занимает бывший гендиректор ЗАО «Роснефтересурс» и совладелец мясокомбината «Туапсинский», а ныне зампред Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Юрий Напсо. Свердловскую региональную группу списка возглавляет владелец строительной компании «Урал-Байкал» Владимир Таскаев, входящий, естественно, в думский Комитет по строительству и земельным отношениям.

№ 1 в группе, объединяющей Хабаровский край, Сахалинскую область и Еврейскую АО, – экс-гендиректор лесоторгового ООО «Алькума» Сергей Фургал, ныне зампред Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике. Ярославскую региональную группу возглавляет первый зампред Комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий – бывший банкир, работавший на руководящих должностях в Проминвестбанке и банке «Инвесткредит».

Часть же тех, прежних, уступают свои места новым «кошелькам». Лучшей иллюстрацией этого процесса служит Волгоградская региональная группа, где лишь вторая и скорее всего непроходная строчка отведена члену фракции ЛДПР в Госдуме Андрею Лебедеву – бывшему председателю совета директоров ОАО «Энергомашбанк». Опережает его в этой же группе другой бизнесмен – заместитель генерального директора ЗАО «Волжскпродкомплекс» Дмитрий Литвинцев.

Появился новый спонсор и в Челябинской региональной группе, обедневшей после ухода спонсора местных жириновцев – бизнесмена Олега Колесникова – в ЕР, где он получил проходное место в списке. Очередным же «кошельком» Южно-уральского отделения стал 33-летний сын президента Евразийской строительной компании, генеральный директор компании «Промышленные инвестиции» Сергей Вайнштейн.

Оригинальная «замена» произошла и в отношении бывшего депутата Госдумы от ЛДПР, крупного лесопромышленника из Ленинградской области Дамира Шадаева. В Татарстанской региональной группе списка ЛДПР находится… его супруга Ирина Шадаева, уже избранная депутатом Законодательного собрания той же, разумеется, Ленинградской области. Как говорится, свято место пусто не бывает…



Что еще почитать