Шумерский календарь. Время и календарь у шумеров Календарь шумеров

Наука: „Шумерский календарь прототип уральского”. Ну да, ведь уральский на тысячи лет старше... 25 сентября, 2017

Шигирский идол — календарь Варуны

Локаманья Бал Гангадхар Тилак

В 1903 году индийский ученый-санскритолог и общественный деятель Локаманья Бал Гангадхар Тилак опубликовал книгу «Арктическая родина в Ведах», в которой привел ряд разрозненных сведений из Ригведы, Самхит и Авесты, указывающих на существование в глубокой древности северного календаря, ставшего когда-то своеобразной основой для появления гимнов Ригведы и древнейших пластов мифологии евразийских народов.

По мнению Тилака, близ приполярных областей когда-то существовал архаичный календарь, которым пользовались, в том числе, племена индоарьев, сохранивших описания данного календаря в виде ведической мифологии и обрядов жертвоприношений.

В европейской историографии мало кто обратил внимание на эту уникальную книгу, так же, как на первую книгу Тилака «Орион, или Исследование древности Вед» (1893), где была опровергнута европейская периодизация Вед , согласно которой гимны Ригведы были составлены около 2400 года до н.э..

Однако, как сумел показать Тилак, ведические описания созвездия Орион (Мрига), с которым относится дата весеннего равноденствия, соответствуют положению, в котором это созвездие находилось около 4500 года до н.э..

Иначе говоря, первые составители ведических гимнов жили на две тысячи лет раньше, о чем говорили в Европе. Стало быть, мифологическая традиция, на которую опирались ведические риши, была еще древнее, точнее — чрезвычайно древней, по сути, восходя к ледниковому периоду.

В целом к теории Тилака историки отнеслись с большим недоверием.

Во-первых , по сложившимся представлениям зарождение человеческой цивилизации принято относить к Древнему Шумеру и Египту, откуда знания и лунно-солнечный календарь постепенно дошли до идоевропейских племен.

А во-вторых , мало ли что могли тысячи лет распевать брамины, передавая из слова в слово некие тексты, ставшие непонятными для них самих. Однако за три года до публикации «Ориона» Тилака, то есть еще в 1890 году (!), на Урале близ торфяников города Калата (Кировград) был найден деревянный пятиметровый идол, который оказался бесценным памятником культурного наследия.

Краткую историю обнаружения идола и споров по поводу датировки артефакта можно прочесть в статье Полины Виноградовой «Прадедушка пирамид». 1

Только в 2014 году группе германских специалистов вместе с Уве Хойснером и Томасом Тербергером удалось, наконец, установить наиболее вероятное время создания Шигирского идола. Как оказалось, он стоял на Урале уже 11 тысяч лет назад , на рубеже последнего оледенения — за тысячи лет до цивилизаций Мохенджо-Даро, Шумера и Древнего Египта .

Сама по себе такая датировка — это уже сенсация! В настоящее время Шигирский идол считается самой архаичной деревянной скульптурой в мире.

Тем не менее, смысл цепочного орнамента, высеченного на дереве, до сих пор неясен. По вполне логичному предположению первых исследователей изваяния, это был календарь, поскольку зарубки и штрихи были нанесены на дерево по хорошо продуманной, заранее известной схеме.

Однако после обнаружения на Шигирском идоле восьмого лика, некоторые археологи почему-то сразу поспешили отвергнуть версию о календаре, не предложив ничего взамен . Мол, если ликов не семь, а восемь, то нет никакой связи с календарем Древнего Шумера .

Но кто сказал, что шумерский календарь был прототипом уральского?

Откуда такая убежденность, что первые лунно-солнечные календари могли составить только в Египте или Месопотамии?

Столь предвзятое отношение к Шигирскому идолу можно, пожалуй, объяснить только тем, что он просто неудобен. Он явно свидетельствует в пользу того, что на севере жили не дикари, едва владевшие счетом на пальцах, а существовала некая цивилизация и культура. Поэтому никто не объясняет смысл таинственных начертаний по той элементарной причине, что это невыгодно в рамках сложившейся исторической парадигмы.

На самом деле, если бы ученые проявили хоть какой-то интерес к Ригведе и прочли «антинаучную » книгу Тилака, они бы уже давно обнаружили соответствие Шигирского идола тому северному календарю, реконструкцией которого с невероятным упорством занимался Тилак, он бы и сам нашел соответствие, если бы узнал об этой находке.

Шигирский идол и обрядовые зарубки в виде «цепочной схемы » (9 тыс. лет до н.э.)

Вверху на лицевой стороне Шигирского идола насчитывается 25 штрихов — по числу ведических зорь, с которых в древнюю эпоху «пура кальпу » начинался год и творение: «Создатель творил при пяти (зорях), одарив каждую из пяти пятью сестрами ». 2

Чуть ниже видны 12 изогнутых линий, сгруппированные по 5 и 7, — пять холодных месяцев и семь солнечных — как раз на таком изначально двух-сезонном делении года настаивал Тилак, поскольку древний год «имел одну голову, но два рта ». 3

Тилак объяснял двух-сезонное деление года полярной ночью и полярным днем, однако в широтах Урала зимние ночи достаточно длинны, чтобы отчетливо выделялось такое же двух-сезонье.

Далее на идоле следуют 28 зарубок — четыре цепочки лунного цикла по 7 дней в каждой. Перемножив 12 месяцев на 28, получим 336 дней, плюс 25 начальных зорь — итого 361 день, после которых, как видим, добавлено еще 3 штриха — в точности по числу дней в церемонии «праваргья » перед ежегодным «возрождением » солнца (Сурьи). 4

Если очень коротко, то суть обряда состояла в приготовлении семени солнца, которое должно прорасти или «возродиться » после зимнего солнцестояния.

Таким образом, всего получается 364 основных дня плюс день прорастания солнца (Сурьи), лик которого изображен ниже.

Над головой у него восемь зарубок, а под ликом — еще три штриха, которые могут означать только то, что раз в восемь лет «возрождение » Сурьи отмечалось не один, а три дня подряд.

Разница по сравнению с нашим обычным календарем в том, что раз в четыре года мы добавляем один дополнительный день к 365, тогда как в «пура кальпу » (более 11 тыс. лет назад), к 365 дням добавлялось два дня через каждые восемь лет, так как астрономический год равен примерно 365 ¼ дням.

Период жертвоприношений в ту первичную эпоху «пурвьям югу » длился 10 месяцев «даша массах » — и на Шигирском идоле хорошо видны цепочки из 10 зарубок, наглядно демонстрирующие затруднение, с которым часто сталкивались комментаторы текстов Ригведы и Атхарваведы: почему сыны неба Агнирасы описывались то как «имеющие семь ртов », то как «имеющие десять ртов ». 5

Вероятность того, что это лишь случайные числовые совпадения, ничтожно мала , так как идол был непосредственно связан с циклами жертвоприношений, для расчета которых нужна календарная система или порядок (ведическое Рта, Рита ), хранителем которого являлся асур Варуна, держащий перевернутое дерево, уходящее корнями в безопорное пространство (РВ, I, 24). 6

Но этот космический порядок Рта не был каким-то эфемерным порядком, это была вполне конкретная и строгая последовательность жертвоприношений богам, которая высекалась на дереве в виде идола Варуны Джамбука («Древо Варуны »).

Сложный расчет жертвоприношений, включая возлияния сомы «стократному » богу Индре («шата-крата »), длящиеся от 13 до 100 ночей (т.н. традиция Гавам-аянам , которая дословно переводится как «путь коров ), как раз приводится на остальной части календаря.

Отголоски этой календарной традиции сохранились в древнегреческой культуре, хотя сами греки, конечно же, вряд ли догадывались, откуда берет свои истоки традиция приношения в жертву сотни быков («гекатомба »).

Ведический Варуна для древних греков уже давно превратился в утратившего верховенство бога Урана, которого в незапамятные времена оскопил Крон. Причем с этимологией Varuna = Ouranos соглашались практически все индоевропеисты, включая Макса Мюллера, а также русского комментатора «Теогонии» Георгия Властова. 7 Оба эти бога, Уран и Варуна, были богами-самодержцами неба, оба были мистически связаны с землей и утратили власть в результате потери мужской силы.

Ведическая космогония в виде упрощенной схемы

Иначе говоря, есть все основания полагать, что Шигирский идол — это календарь Варуны, тот самый небесный порядок Рта , который по мифологическим представлениям протоиндоевропейцев определял движение времени, солнца, луны, звезд и планет, а также смену времен года — холодной зимы и относительно теплого лета, состоящего, как писал Тилак в своей книге, из семи солнечных месяцев или Адитьев , о которых в Ригведе (РВ, X, 72) сказано: «Восьмеро сыновей у Адити, которые рождены из (ее) тела. С семерыми она присоединилась к богам, а Мартанду отбросила прочь ». 8

Стоит еще раз отметить, что лунно-солнечный календарь из 364 дней плюс 1 день и плюс 3 дня спустя каждые восемь лет — это наиболее внятное объяснение «цепочной схемы

Пантеон и календарь

Любая религия - прежде всего вера в загробную жизнь предков и в силы внешнего мира, первичные по отношению к человеческому обществу. Человек знает, что не сам он себя рожал и тем более не сам устанавливал законы, по которым живет весь его род. Попадая в ситуации, чреватые опасностью для его жизни и жизни его семьи, он рассчитывает на помощь со стороны неведомых добрых сил, которые управляют средой его обитания и звездным небом над его головой. Провожая в последний путь родных и близких и думая о собственном последнем пути, человек льстит себя надеждой вновь встретить дорогих его сердцу людей после приобщения к их сонму. Поэтому религия неизбежна для человека как способ психологической компенсации малого знания и ощущения биологического конца.

Основу шумерской религии составляли общинные верования в существование различных божеств: богов-демиургов, духов места, покровителей звездного неба и охранителей государственной власти. Религии такого типа называют естественными или доосевыми, имея в виду, что они возникают как следствие взаимодействия между этносом и кормящим его ландшафтом и не формируют никакого символа веры, никакой ортодоксальной доктрины или мистического учения (как происходит с мистико-философскими доктринами осевого времени, которое, по К. Ясперсу, длилось с VI века до н. э. по VII век н. э. и породило все современные мировые религии). У естественной религии есть следующие основные особенности:

1. Это религия бытия: она защищает все формы воспроизводства материи, все виды собственности и власти и этим отличается от сотериологических религий осевого времени, поддерживающих отказ от бытия в пользу трансцендентного иного мира.

2. Это религия взаимодействия между сущностью и явлением : она основана на признании существования двух миров - мира сил, управляющих каждым явлением, и мира явлений, управляемых скрытыми силами.

3. Это религия персонификации и человекоподобия сущностей: каждая сила в ней имеет облик (или облики) и обладает чертами живого существа.

4. Это религия подобия между верхом и низом, между небом и землей: законы, по которым живет общество, являются в идеале отражением высших небесных законов.

Сакральное пространство шумерской культуры, как и любой другой, имеет вертикальную и горизонтальную ориентацию. Его вертикаль состоит из верхней сферы планет и звезд (ан), сферы обитаемого мира (калам) и сферы нижнего мира (ки), которая имеет два подотдела: область подземных вод (абзу) и область мира мертвых (кур). Верхний мир подразделяется на несколько небес (их число может доходить до семи), управляется мудрым старейшиной богов Аном, восседающим на троне седьмого неба, и является местом, откуда исходят законы мироздания. Он почитается как образец стабильности и порядка, которого так не хватает среднему миру. Этот средний мир состоит из «нашей страны» (калам), «степи» (эден) и чужих земель (также кур). Он находится во владении Энлиля - бога ветров и сил окружающего пространства. «Наша страна» - это территория города-государства с храмом городского божества в центре и с мощной стеной, окружающей город. За пределами городской стены расстилается «степь» (на самом деле - пустыня или просто открытое место) - место не злое и не доброе, где могут действовать как боги, так и демоны. Все чужие земли, лежащие за пределами «степи», называются так же, как и страна мертвых в нижнем мире, и причина этого одна: они неведомы человеку «нашей страны» и законы их жизни ему непонятны. Область подземных вод нижнего мира подчиняется Энки, богу-создателю человечества, хранителю ремесел и искусств. От подземных, колодезных и арычных вод человечеству приходит таинственная помощь как в работе, так и на отдыхе (пить колодезную воду можно, в отличие от воды речной). Поэтому происхождение истинного знания связывалось у шумеров с глубокими подземными источниками. Область мира мертвых, напротив, сама требовала постоянной помощи от человека, поскольку нужно было регулярно кормить и поить умерших предков; в противном случае, они могли превратиться в голодных злых духов и начать мстить своим живым потомкам жестокими болезнями. Во главе этого мира стояли супруги Нергал и Эрешкигаль, а решения в нем принимали грозные судьи людей Ануннаки.

120 В. В. Емельянов. Древний Шумер. Очерки культуры

Для шумеров имела большой смысл символика направлений, связанная с положением тела и рук. Прямой путь (си-са) связывался с равенством и справедливостью, правая сторона (зид) олицетворяла праведность и богобоязненность. Что же касается левой стороны, то какие-либо упоминания о ее нечистоте (в связи с нечистотой левой руки) в литературе отсутствуют. Восток для шумеров ассоциировался со страной Аратта - известной из эпоса Страной кедров, на которую ходили войной шумерские цари с целью добычи строительного леса. В Аратте (предположительно древняя Хараппа) работали замечательные мастера, с которыми шумеры любили соревноваться в различных искусствах, в том числе и в искусстве магии. В этой земле можно было даже получить вечную жизнь, отняв у хранителя кедрового леса семь «лучей сияния». Таким образом, на востоке находилось все лучшее и заветное, бывшее для шумеров недостижимым идеалом. Запад (Сирийская пустыня) воспринимался как место, откуда постоянно исходит опасность. Непрерывные набеги кочевых скотоводов на поля и пастбища шумеров подтверждают реалистичность этих представлений. Северное направление (Ассирия, Аккад) в раннешумерских источниках не выделяется, но после Аккадской династии север начинают ассоциировать с царями Аккада как носителями государственности и военной мощи. Юг стабильно связан с торговлей, шедшей по Персидскому заливу, и прославлен в ряде гимнов как место приращения богатств страны. Кроме того, на юге находится священный остров Дильмун (совр. Бахрейн), на котором в одном из мифов боги создают жизнь. На Дильмуне после потопа поселяют праведника, которому затем дается бессмертие. Поэтому отношение шумеров к югу и южным землям было в высшей степени благожелательным.

Шумеры видели в своей общинной религии прежде всего начало возвышенное, упорядоченное и светоносное. Об этом говорит написание слова «бог» - знак, обозначающий одновременно небо, звезду и властителя небесных звезд Ана. В божестве важна не сила (как у семитов) и не способность наделять мир различными благами (как у индоиранцев), а удаленность от суеты здешней жизни, ясный свет, испускаемый с небес на землю, и обладание наглядно воспроизводимыми законами, которым должно подчиняться все мироздание. Таково специфически шумерское понимание божества, нигде более на древнем Ближнем Востоке не встречающееся.

Боги-демиурги Шумера - силы, обладающие определенным характером и возможностями.

Ан - старейшина богов, существовавший еще до отделения Неба от Земли. Он никогда не изображается действующим, но всегда советующим. По праву старшинства он управляет Собранием богов, но его голос в нем практически не слышен. Именно Ан является хранителем священных МЕ, которые после сотворения мира он передаст силам земли и подземных вод.

Энлиль (чье имя переводится как «владыка Ветер» или «господин Дуновение») - божество со множеством функций, сводящихся к одному смысловому ядру. Он повелитель воздуха и ветра, властитель мира, расположенного между небом и землей; он второй глава Собрания богов, утверждающий царя на престоле; он господин чужих стран; он предводитель всех внешних сил местности, старающихся выгнать из своих владений человека; он устроитель гибельного потопа. В первоначальном своем виде Энлиль может быть понят как бог местности, противостоящей человеческому коллективу в работе по ее обживанию. Однако впоследствии он понимался только как бог-покровитель царской власти, карающий царя за пренебрежение к древним праздникам и постоянным жертвам. В качестве карающей руки Энлиля в этом случае выступали враждебные Шумеру горные племена, захватывавшие власть в стране. Энлиль - покровитель естественных законов, и прежде всего законов биологического возраста, старения и смерти. Он устраивает потоп потому, что вечная жизнь шумерских городов была бы противоестественной. Он поощряет борьбу соперников и победу сильнейшего из них. Именно в Ниппуре - городе Энлиля - существовал эталонный для Шумера календарь, предписывающий строго определенные действия в определенный месяц года, когда на небе восходит соответствующее созвездие.

Энки («господин земли») - сила, во многом противоположная Энлилю. Это прежде всего повелитель пресных и подземных вод; это создатель и покровитель человечества; это умелец, искусник и маг. обучающий своим хитрым искусствам младших богов, с тем чтобы они передали его премудрость людям. Позднее Энки станет покровителем шумерских школ и писцового ремесла, хотя главная роль в управлении образованием достанется второстепенной богине Нисабе. Энки любит преодолевать естественный закон - именно его своевременный совет спасает семью праведника от потопа. Энки лечит больного, восстанавливает чистоту оскверненного, покровительствует любой попытке изменить предопределение и исправить естественное положение дел. Он олицетворяет собой человеческий коллектив, пытающийся изменить первоначальные условия своего обитания, подчинить себе природу и закрепить в традиции навыки технологии и творчества. Энки не очень любим по понятной причине: он умеет преодолевать мировой порядок. К нему обращаются только в час серьезной опасности, угрожающей коллективу или отдельному человеку. В мирные дни Энки едва ли удостаивается жертв, редки и святилища, ему посвященные.

Думузи (имя переводится «истинный сын», но его значение неясно) - божество весенних процессов вегетации и покровитель скотоводов (поощряет размножение скота). Т. Якобсен, посвятивший Думузи большое исследование, указывает на его роль бога плодоносящей финиковой пальмы. Известны и многочисленные тексты о браке между Инанной и Думузи, также совершающемся весной. В канун летнего солнцестояния Думузи уходит в подземный мир, передавая земле свою плодоносную силу.

Инанна (имя переводится обычно как «госпожа неба», но это позднешумерское его толкование) - богиня планеты Венера, олицетворяющая силу любовной и воинской страсти. Инанна воплощает стихийную силу природы и человеческие эмоции, а также во многом является олицетворением женского начала в природе и обществе. Инанна - дева-воительница, она никогда не рожает, покровительствуя только самим отношениям между полами. Она всегда в конфликте с демиургами и их позитивной созидательной активностью. Плоды ее деятельности нельзя увидеть как статичные формы - это состояния, которые проступают изнутри человеческой души и из глубины внешнего мира природы.

Где-то на втором плане шумерских текстов пребывают многочисленные богини-матери, известные под именами Нинхурсаг, Нинмах, Дингирмах. Они совершенно не имеют характера и упоминаются как знак прежних представлений о происхождении мира из чрева Матери, связанных с материнским родом.

Второе поколение шумерских богов ярче всего представлено богами Луны (Нанна), Солнца (Уту) и мирного труда (Нинурта). Из них каким-то характером наделен только Нинурта. Это весьма амбивалентное существо - пахарь в мирной жизни и защитник своей земли в военное время. Нинурта наделен избыточной жизненной силой, на войне он яростен и агрессивен, в мирное время тих и сосредоточен на своем труде. Можно сказать, что Нинурта (как и эквивалентный ему Нингирсу) является олицетворением любви коллектива к своей земле и его готовности в любой момент достойно защитить эту землю от внешнего вторжения. Частые сравнения Нинурты с громом наводят на мысль о его первоначальной природе как божества весенней грозы, хотя доказать это довольно-таки трудно.

Интересна также история богини по имени Нисаба, недавно поведанная Г. Зельцем. Имя этой богини первоначально звучало нин-ше-ба («госпожа ячменного рациона»). Сперва она олицетворяла жертвенный ячмень, затем - процесс учета этого ячменя, а впоследствии стала отвечать за все счетные и учетные работы, превратившись под конец шумерской цивилизации просто в богиню… школы и грамотного письма.

Итак, даже из этого беглого перечня основных общешумерских божеств и их характеров мы можем сделать вывод о патриархально-государственном характере шумерской религии со следами архаических материнско-родовых представлений в пантеоне. Здесь особо выделяются божество неба как изначальной основы мироздания, божество кормящего ландшафта, дающее власть над пространством, божество коллективных усилий и знаний по преобразованию ландшафта, божество вегетации и размножения, божество коллективных состояний и эмоций по поводу различных действий, богини-матери и божество коллективного сознания, олицетворяющее единство народа и родной ему земли. Луна и солнце, наблюдения за которыми лежат в основе календаря и календарного хронотопа, также представлены своими божествами-силами.

Наиболее ранние верования шумеров, восходящие к догосударственному периоду их истории и основанные на приемах первобытной магии, остаются практически неизвестны науке. Из заклинаний, гимнов и рецептурников мы знаем о существовании в Шумере священных деревьев, причем каждое почитаемое дерево соотносилось с определенным городом и божеством. Так, например, тамариск считался священным деревом ниппурской традиции. В заклинаниях из Шуруппака тамариск представлен мировым деревом: ствол его уподоблен богу Ану (неподвижный небесный свод со звездами, правремя), корни - андрогинному (или парному?) божеству Энки-Нинки (подземный мир, прошлое), крона - богу Солнца Уту (обитаемый средний мир, настоящее-будущее время). Основной функцией тамариска в заклинаниях являлась роль экзорциста в процессе выведения нечистоты и болезней из тела реципиента. В Цилиндре Б Гудеа «тамариск, быком Аном порожденный» служит одним из средств при освящении восстановленного храма Нингирсу. А в диалоге «Плуг и Мотыга» последняя также хвалится тем, что ее рукоять, сделанная из тамариска, создана самим Аном. Тексты, восходящие к традиции Эреду, часто упоминают некое дерево кишкану, скорее всего тутовник. В заклинаниях местом произрастания этого дерева считается «устье двух рек» - сакральный топоним, обозначавший место протекания наиболее чистой воды, набираемой храмами с целью освящения различных культовых объектов. В аккадском эпосе о Гильгамеше туда поселяют вавилонского праведника Утнапиштима и его жену, чтобы уподобить их богам. Там же произрастает растение бессмертных, названное в том же эпосе «Старый человек помолодел». Дерево кишка-ну неизменно связано с Энки и является центром его работ по восстановлению, регенерации плотской жизни, в силу обстоятельств подвергшейся порче или даже гибели. Еще одно священное дерево шумеров - хулуппу (разновидность тополя Populus diversifolia), известно оно из текста о Гильгамеше и подземном мире и культ его, вероятно, должен быть связан с Уруком и Инанной. В первой части повествования оно стоит на берегу Евфрата, затем его ломает проносящийся мимо Южный Ветер. Сломанное дерево переносят в Урук, где оно подвергается десекрации: в дупле его ствола поселяется злой демон, в корнях - «змея, не знающая заклятья», в ветвях - львиноголовый орел, определяющий судьбы. Инанна приказывает Гильгамешу изгнать непрошеных гостей, а из дерева сделать трон, кровать и, по-видимому, барабан с палочками. Гильгамеш выполняет приказ, и с помощью барабана весь мир погружается в непрерывную пляску, нарушающую покой жителей подземного мира.

Приведенные выше сюжеты, связанные со священными деревьями в шумерской магии, содержат убедительное свидетельство изменений в месопотамских представлениях о сфере сакрального. В заговорах из Шуруппака дерево почитается как космическая субстанция, несущая в себе всю полноту мироздания, существовавшую до космического брака и возникновения бытия. Магия дерева в это время может быть сопоставлена с шаманской, хотя свидетельств путешествия по такому дереву мы не знаем. В более поздних текстах дерево ценно уже не само по себе, а только как атрибут определенного божества, связанный со сферой его влияния. Наконец, в последних текстах шумерской цивилизации (каковым, предположительно, является песнь о Гильгамеше и подземном мире) дерево и его культ противопоставлены антропоморфному божеству. С ним борются для упрочения власти хозяйки города, но, уничтожив его, оказываются в еще большей беде. На этом этапе священное, прежде связанное с деревом, начинает самостоятельное существование: теперь оно исходит от живого космоса с тремя сферами (небо - средний мир - подземный мир), и любое нарушение порядка в какой-либо из сфер влечет дисгармонию во всем мировом устройстве.

Если магия дерева у шумеров известна по немногим следам, оставленным в заговорной традиции и в эпосе, то о демонологии на сегодня практически ничего сказать нельзя. Все сборники заговоров, изгоняющих злые силы, составлены в вавилоно-ассирийское время и, скорее всего, содержат весьма небольшой компонент собственно шумерских представлений об этих силах. Наверняка можно сказать только следующее:

1. Различались духи-охранители, враждебные духи и духи предков.

2. К числу охранителей относились алад-си-га (дух плаценты, аналогичный античному гению) и ламаша-га (дух жизненной силы, связан со зрительными органами). Судя по именам, это семитские заимствования.

3. Враждебные духи состояли из чудовищ, погубленных героями на земле, а также из духов различных заболеваний. К таковым относились, например, аккадизированные асакку (от имени хаотического чудовища Асага, соперника новогоднего героя Нинурты), утукку, алу, галла (служители подземного мира и смерти, охотники на людей).

4. Духи предков чаще всего были враждебны людям, поскольку получали мало пропитания. Из них известны гидам (дух голодный и часто жаждущий) и различные виды лу-лил-ла (призраки, букв. «человек воздуха») - мужчины, женщины и девы-призраки. Происхождение призраков должно чем-то отличаться от обычных духов гидам. Скорее всего, это люди, лишенные обычного статуса усопших вследствие странной или преждевременной смерти, а возможно даже - и вследствие отсутствия места погребения. То есть, весьма вероятно, что шумерские духи-призраки могут быть сопоставлены со славянскими заложными покойниками. Отношение к ним преисполнено ужаса, а сами они никогда не удостаиваются обычных для предка жертв.

Вот, пожалуй, и все, что можно на сегодняшний день сказать о наиболее архаичных верованиях шумеров. Неведомы нам их домашние праздники и возрастные ритуалы, совершенно утаены от нас простонародные свадебные обряды, лишь некоторые тексты вскользь упоминают об оберегах и амулетах, форма которых также до нас не дошла. Государственная идеология старалась уделять большее внимание главным богам и их культам, писцы работали на государство, поэтому жизнь деревни или обычной семьи прошла мимо богатейшей писцовой традиции шумеров.

Шумерская религия прошла в своей истории три основных этапа:

1. Период божеств места (Раннединастический период).

2. Период шумеро-аккадского синкретизма.

3. Период унификации пантеона при III династии Ура.

На первом этапе происходило превращение общинно-родовых тотемов в богов-демиургов и хозяев города. С начала III тысячелетия до нас дошли списки богов, храмовые гимны и заговоры, из которых понятно, что древнейший пантеон шумеров соединял имя бога и место, которым он владеет. Власть шла от места, а место земное в некоторых случаях уподоблялось светилу или планете как его небесному прообразу. Заговоры, дошедшие из Фары, упоминают имена Ана, Энлиля, Энки. Список богов из этого же города открывается именами Ана, Энлиля, Энки и Инанны. Это означает, что уже в самое раннее время существовала иерархия богов шумерского пантеона: первыми шли демиурги, заседавшие в Собрании священного Ниппура, затем лунный и солнечный боги, потом богини-матери и боги-воины различных городов. При этом боги-демиурги всегда выступали только под одним именем (не считая эпитетов), прочие же божества имели их по нескольку. Особенно много имен было у богинь-матерей и у весеннего бога Думузи.

Ан и Инанна почитались в городе Уруке, где в честь них был возведен храм Эанна («Дом Неба»). Ан изображался знаком «звезда», у Инанны был свой собственный символ, изображение которого до сих пор не разгадано. Предположительно, это шест, стоящий у дверей священного загона и символизирующий обряд священного брака между Инанной и Думузи. Думузи, культ которого был распространен во многих шумерских городах (только в Лагаше было два культа, в которых он выступал под разными именами), чаще всего отождествлялся с овцами и изображался с бараньей головой. Энлиль правил священным Ниппуром - городом, в котором жили все боги Шумера, поскольку на его территории стояли их святилища и проходило их Собрание. Как существо воздушное, Энлиль не мог иметь никакого изображения, и мы не знаем ни одного примера его сравнения с какой-либо вещью или животным. Правда, в некоторых гимнах он назван эпитетом «козел-вожак Неба и Земли», но вряд ли это буквальное отождествление. Энки управлял городом Эреду на берегу Персидского залива, и нередко он сам и его окружение уподоблялись рыбам. С другой стороны, на печатях Аккадской эпохи у ног Энки расположился козленок. Намек ли это на способность Энки предсказывать судьбу по печени козленка или речь идет об одной из зооморфных ипостасей самого Энки - сказать трудно. Возможно, и то и другое. Бог-воин - Нингирсу в Лагаше, Шара в Умме, Нинурта в Ниппуре - известен в антропоморфном облике как бородатый человек с большой сетью в руке, но его символом является львиноголовая птица Анзуд. У нее громоподобный голос и пронзительный взор, что, скорее всего, говорит о ее связи с громом и молнией. Повелитель города Ура лунный бог Нанна однозначно установленных изображений не имеет, но вполне возможно, что известный в глиптике сюжет - царь, восседающий на троне в ладье - передает путешествие лунного бога по ночному небу. Солнечный бог Уту, бывший к тому же владыкой справедливого суда и правивший городами Ларса и Сиппар, изображен на аккадской печати в облике юноши с кривым кинжалом в руке, разрубающим горы, из-за которых он выходит. Младшие и второстепенные божества Шумера, включая богинь-матерей и владыку загробного мира Нергала (господина города Куту), в шумерское время изображений не имели.

Совершенно ничего не известно в этот период о родословиях шумерских божеств. Нужно отметить как общий принцип, что в разных городах один и тот же бог мог вступать в различные родственные отношения, что определялось политико-идеологическими обстоятельствами. Так, например, Инанна в Уруке могла быть дочерью Ана, в Уре - дочерью лунного бога Нанны, а в Эреду - дочерью Энки. Точно так же Нинурта был в Эреду сыном Энки, а в Ниппуре - Энлиля. Скорее всего, никаких абстрактных, не связанных с конкретным местом почитания божественных родословий в старошумерское время и не было, поскольку личный статус бога определялся больше его землей и социальным статусом, чем родством (как это реально и было у шумерских правителей).

В эпоху Аккада произошло слияние шумерских и семитских божеств, выполнявших одинаковую функцию в пантеонах. Инанна срослась с семитской богиней любви и войны Иштар, Энки - с богом воды и жизни Хайей (в клинописи Эа), бог ветра и дождя Ишкур соединился с Хададом (в аккадском произнесении Адад) и т. д. Аккадские цари, начиная с Саргона, стремились к породнению божеств и людей двух народов. С этой целью, например, Саргон назначил своих дочерей на должности верховных жриц главных храмов Шумера. В это же время появились и два нововведения в области религии: Инанна-Иштар была провозглашена верховной покровительницей правящей династии, а один из царей, Нарам-Суэн, был произведен в достоинство бога. Все эти факты свидетельствуют о попытках семитской династии унифицировать не только пантеон, но и жизнь в государстве, устроив ее по модели «одна верховная богиня - один пантеон - один царь». В эпоху III династии Ура жесткому учету и ранжированию подверглись не только люди, но и боги. Во главе ниппурского Собрания был поставлен Энлиль, по обе руки от него - Ан и Энки. Ниже шли семь или девять богов, называемых Ануннаками (впоследствии судьи людей в загробном мире); в их число входили Инанна, Уту, Нанна, Нергал и несколько второстепенных божеств. У подножия этой лестницы размещалось несколько сотен остальных богов. Каждый город имел своего бога-покровителя с женой, сыновьями и богами-слугами. Все божества шумерского пантеона в это время являются и шумерскими, и семитскими. Разница уже не ощущается - даже всемогущий Энлиль может теперь почитаться под именем семитского Бела (в переводе «господин, владыка»). За всеми богами строго закреплено родословие, которое упоминается в посвящаемых им гимнах. Кроме того, в числе богов отныне пребывают и урские цари. Наряду с царским у них есть и божественное родословие: так, царь Шульги состоял в родстве с полубогом-получеловеком - лугалем Урука Гильгамешем - и называл себя его братом. Сохранились культовые гимны в честь царей Ура; найдена также интересная культовая поэма, описывающая уход Ур-Намму в загробный мир, где он одаряет подношениями знатных жителей преисподней. Специальных храмов царям не строили, но строили святилища или притворы в больших храмах, где им или их статуям приносились жертвы, как и их умершим предкам. При III династии Ура - кажется, в первый и последний раз в истории Месопотамии - над могилами царей возводились мавзолеи.

Шумерская эпоха истории Двуречья не оставила нам практически никаких свидетельств о соотнесении божеств с небесными объектами, за единственным исключением - изображения звезд рядом со священным символом Инанны (лунные и солнечные божества не в счет). Значит ли это, что в III тысячелетии хозяева места не имели своей небесной ипостаси? Вопрос непростой, и на него пока нет окончательного ответа. В одной из надписей лагашского правителя Гудеа богиня Нисаба обещает ему передать приказ о начале строительства храма через восход звезды. На печатях протошумерского времени изображен бык в окружении звезд и священного символа Инанны, что А. А. Вайман понимает как «восход Венеры в созвездии Тельца». В одном из царских гимнов III династии Ура Энлиль назван «совершенствующим звезды». Известен и гимн Нанне этого времени, в котором лунный бог уподобляется пастуху, подгоняющему небесных овец и коров лазуритовым стрекалом. Наконец, практически все месопотамские созвездия носят шумерские имена. Но ни в одной царской надписи в числе покровителей царя нет планет и звезд, и объяснить этот факт мы пока не можем.

Шумерский пантеон развивался от множественности и смешанности общинных богов через унификацию и синкретизм аккадского времени к синтезу многого и единого, предпринятому при III династии Ура. Говоря о развитии пантеона, неизменно следует помнить, что владычество шумерских богов простиралось не только на пространство, но и на время. Боги активно жили, сменяя друг друга на круге календарного года, требуя к себе особого внимания и жертв.

Сакральное время у шумеров, как и у многих других народов, является циклическим и определяется не только сроками основных сельскохозяйственных работ, но и результатами наблюдений за циклами Луны (шумер. Нанна), Венеры (шумер. Инанна) и Солнца (шумер. Уту). Их календари были лунно-солнечными, для корректной увязки циклов каждые несколько лет в календарь вставлялся дополнительный месяц. Календарный месяц начинался с новолуния. Наиболее изученным в настоящее время является календарь из Ниппура - священного центра шумеров. Он включает в себя все наиболее актуальные для шумерского города ритуалы и праздники. Весной, во время разлива рек и накануне первого равноденствия, шумеры встречали Новый год. В первые дни года разыгрывалась ритуальная битва между молодым богом Нинуртой и силами зла, которыми руководил демон Асаг. В конце битвы Нинурта побеждал, убивал своего противника и создавал из частей его тела новый мир. После этого торжественно проходила интронизация царя. Нужно отметить, что у первобытных народов мы встречаем обычай убивать старого царя и ставить на его место юного и сильного. Вероятно, и сам сюжет мифа о борьбе героя с чудовищем отражает архаичный обряд поединка молодого царя со старым. Однако в шумерских (и позднее в вавилонских) текстах речь идет только об обновлении силы царствующего правителя. В следующем месяце года проводился обряд священного брака, который должен был магически воздействовать на плодородие земли, скота и людей в течение года. Священный брак проходил в каждом шумерском городе и воспринимался как брак пары городских божеств. Особенно часты упоминания о браке бога весны Думузи и богини любви Инанны, проходившем в городе Уруке. На самом же деле в роли бога выступал правитель города, бывший верховным жрецом главного городского храма, а богиню представляла одна из храмовых жриц. Ребенок, родившийся от священного брака, имел высокий общественный статус и мог называть своими родителями самих богов (таким ребенком был, например, правитель города Лагаша Гудеа, называвший своей матерью богиню Гатумдуг). Летом, в канун солнцестояния, проходил праздник проводов Думузи в подземный мир, сопровождавшийся плачами и его символическими похоронами. В июле - августе отмечались подвиги шумерского царя-героя Гильгамеша. В городских кварталах при свете факелов проходили спортивные состязания, посвященные этому любимцу месопотамской словесности. Осенние праздники были посвящены почитанию богов подземного мира. Они сопровождались жертвоприношениями и возлияниями судьям мира мертвых Ануннакам. Зимнее солнцестояние отмечалось как праздник выхода предков из подземного мира, причем под предками понимались правители шумерских городов. Для них в здании народного собрания ставили троны, их приглашали отведать различных жертвенных яств. В общем и целом, сакральное время Ниппурского календаря отмечало вехи равноденствий и солнцестояний, уделяя меньше внимания остальным периодам года. Календари других шумерских городов отмечали либо время полевых работ, либо время местных праздников, не до конца еще понятных и изученных.

Жизнь человека в Шумере шла по кругу, напоминая сказку «Двенадцать месяцев». В этой сказке существует общинное собрание двенадцати месяцев, заседающих у новогоднего костра (северная специфика). Каждый месяц имеет человеческий облик и наступает в свою пору, неся природе только ему присущие дары. Чтобы получить эти дары, всякая тварь в мире должна потрудиться, а в древности это труд двойной: прежде чем наесться самим, нужно покормить божество текущего месяца. Тогда оно отплатит жертвующему сторицей. Жизнь по календарю - это жизнь по обычаю, который намного древнее человека. Из такой жизни очень трудно вырваться на волю, в пространство личной инициативы; она не пропускает ничего, что непохоже на ее ритм. И осознав это, мы можем, наконец, открыть третью причину гибели шумерской цивилизации.

Шумеры погибли от страха перед неравенством, неподобием людей и вещей, от признания предопределения единственной движущей силой бытия, от нежелания считаться с правом индивидуума на отдельную от коллектива жизнь. На вопрос, что важнее - община или царь, община или храм, они неизменно отвечали «община, община, община». Саргон немного продлил существование этой цивилизации инъекцией абсолютизма и поощрением частной инициативы в финансовой сфере. Но он совершенно ничего не смог поделать с мироощущением шумеров, ценившим подобное друг другу множество вместо непохожего единства и категорически отрицавшим свободу воли индивидуума. Эпоха III династии Ура, пришедшая после тяжелейшей реакции общинных лидеров кутийского времени, не смогла существенно поправить положение. И беда заключалась в том, что у политических восприемников Саргона оказались… шумерские мозги. Власть Ура была агрессивно-пассивной, жестокой до садизма в отношении собственного народа, но совершенно неэффективной в области внешней экспансии, боящейся длительных контактов с соседями и, в общем, какой-то женской по своему проявлению. В условиях, когда история объективно требовала агрессии вовне, признания ценности индивидуума, сильного мужского начала, позволяющего странствовать, не оглядываясь на покинутую родную землю, и приносить богатство себе, а не земле, - шумерский идеал стабильного внутреннего роста, общинного родства, соответствия жизни календарю едва ли мог найти множество сторонников даже внутри самого шумерского общества. А когда идеал расходится с течением жизни - одно из двух: или носитель идеала меняет его, или жизнь списывает такого идеалиста в аутсайдеры. Именно это и произошло с шумерами. Третья причина гибели их цивилизации - несоответствие между этнокультурным идеалом и объективным характером развития остальных древних обществ Ближнего Востока. История произвела свой естественный отбор.

А как же Китай? - спросите вы. Китай в свое время сделал правильный выбор в пользу абсолютной монархии. Монархия сохранила единство государства и дала его гражданам право на инициативу в области творчества. И потом - Китаю просто повезло. Жизнь на отшибе спасла его от необходимости всегда быть готовым к войне и дала время для совершенствования личности. Шумеры же, приверженные коллективизму и подавлявшие личность, попросту расплавились в адском ближневосточном котле.

Из книги История, мифы и боги древних славян автора Пигулевская Ирина Станиславовна

Пантеон богов У славянских племен было много богов, которым следовало приносить определенные жертвы, регулярно проводить обряды, чтобы боги не забывали о людях и помогали им. Многие обряды проводили непосредственно дома или в овине перед небольшими «образами» богов и

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Ведийский пантеон Древнеиндийские боги имеют многочисленные параллели в культах других народов – иранских, греческих, славянских. Так, божество грозы Парджанья соответствует древнеславянскому Перуну, а бог неба Варуна – древнегреческому Урану. Очень близки веды к

автора Васильев Леонид Сергеевич

Пантеон даосизма Включивший в себя со временем все древние культы и суеверия, верования и обряды, всех божеств и духов, героев и бессмертных, эклектичный и неразборчивый даосизм легко удовлетворял самые разнообразные потребности населения. В его пантеон наряду с главами

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Всекитайский пантеон Система богов, ритуалов и культов в рамках гигантской структуры религиозного синкретизма была сложной и многоярусной. На высшем ее ярусе находились общегосударственные культы Неба и Земли, отправлявшиеся в их полном объеме лишь самим императором в

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Пантеон ламаизма Мир будд и бодисатв, святых и героев, ставший весьма многонаселенным уже в буддизме Махаяны, продолжал расти и упорядочиваться в ламаизме. Иерархия всех этих божественных персон сложна и запутанна. Возглавляют ее и выше всего почитаются некоторые будды

Из книги Величие Вавилона. История древней цивилизации Междуречья автора Саггс Генри

Пантеон Во главе пантеона в течение трех тысячелетий существования шумеро-аккадской религии стоял бог Ану (шумерский Ан). Это была довольно-таки мрачная фигура. Его основной характеристикой была царственность, и в первую очередь от него человечество и отдельные

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Римский Пантеон Свой Пантеон римляне называли «храмом всех богов», поскольку считали это грандиозное сооружение посвящением всему Космосу, всей Вселенной, а стало быть, и вечности, постоянно живущей будущностью. Первый камень в фундамент святилища был заложен еще при

Из книги Крестовый поход на Русь автора Бредис Михаил Алексеевич

Пантеон Пантеон балтских богов был довольно разнообразен, но основные божества, почитавшиеся всеми балтами выделить несложно. Отмечают наличие некоего высшего божества, Бога Богов, которого обычно называли просто Бог (лат. Dievs) или Верховный Бог (лит. Anadievas). Он считался

Из книги Очерки по истории архитектуры Т.2 автора Брунов Николай Иванович

Пантеон Важным этапом всего этого процесса является построенный Адрианом в 115–126 годах Пантеон (рис. 220–228). Уже то, что это здание - с известной точки зрения вершина римской архитектуры - является храмом, можно объяснить только из растущего в Риме религиозного движения.

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Пантеон героев 1989 год. На здании Пантеона героев, посвященном памяти погибших в Чакской войне, справа от входа в 1989 году установлена бронзовая доска с православным крестом. На ней выгравированы имена 6 (шести) русских героев, погибших в Чакской войне, бессмертных в нашей

автора

Пантеон ламаизма Мир будд и бодхисаттв, святых и героев, ставший весьма многонаселенным уже в буддизме Махаяны, продолжал расти и упорядочиваться в ламаизме. Иерархия всех этих божественных персон сложна и запутанна. Возглавляют ее и выше всего почитаются некоторые

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Всекитайский пантеон Система богов, ритуалов и культов в рамках гигантской структуры религиозного синкретизма была сложной и многоярусной. К высшему ее эшелону причислялись общегосударственные культы Неба и Земли, относящиеся, прежде всего, к даосизму и отправлявшиеся

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Синтоистский пантеон Для синтоизма характерен огромный пантеон, причем его увеличение, как это случилось и в индуизме или даосизме, никто не контролировал и не ограничивал. И сегодня в синтоизме можно обнаружить влияния древних культов, во многом определивших лицо

автора Коллектив авторов

Германский миф и пантеон Как и у многих протоевропейских народов, у древних германцев «святыми» были объекты, посвящённые божествам, переданные “во владение” какому-либо божеству. Античные историки сообщают о посвящённых богам природных объектах, в первую очередь -

Из книги Сравнительное богословие. Книга 2 автора Коллектив авторов

Бог и древнерусский пантеон Ещё в глубокую прарусскую эпоху в религиозном обиходе и языке существовало общее понятие бог. Сравнительное изучение древнерусского бог и родственных слов из других индоевропейских языков (санскрит - bhagah - «податель, господин»; персидский

Одной из самых ранних цивилизаций была шумерская. Государство шумеров сложилось за три тысячи лет до нашей эры в Месопотамии (в переводе с греческого - Междуречье), на узкой полосе между реками Тигр и Евфрат, там, где сейчас находится Ирак. Разливаясь каждую весну, реки приносили на поле плодородный ил. Но летом от нестерпимого зноя земля становилась твердой, как камень и земледельцам приходилось сооружать оросительные каналы, чтобы запасать воду для полива. Складывавшийся шумерский календарь был связан именно с земледелием.

Ежегодной точкой отсчета стал весенний разлив Евфрата, после которого начинались работы в поле. Между двумя разливами проходил один и тот же цикл: весна, невыносимый летний зной, сменявшийся относительной прохладой, и новый разлив реки. О приближении того или иного периода уже умели судить по небесным светилам. В Шумере впервые задумались, как разделить время между двумя разливами Евфрата на равные отрезки.

Очень долго единственной природной мерой времени служили известные с первобытных времен сутки. Однако сутки коротки, а для учета более продолжительных отрезков времени нужна была какая-то иная мера. Ее-то и определили шумерские жрецы, наблюдая за Луной. Шумерские жрецы подсчитали, сколько суток проходит между двумя новолуниями. Установить это точно без астрономических инструментов непросто. Тем не менее, они получили усредненный результат - около 29,5 суток. Этот отрезок и стал новой мерой времени - месяцем .

Во многих языках мира и по сей день месяцем называют и Луну, и двенадцатую часть года. Жрецы для удобства округлили месяц до целого числа суток. Но, чтобы уровнять общий счет, решили, что в одном месяце их будет 30, в следующем - 29, потом опять 30 и т.д. А еще жрецы подсчитали, что между двумя разливами Евфрата проходит около 12 «лун». Так за два тысячелетия до нашей эры в Шумере стали пользоваться лунным календарем из 12 месяцев. Новый год по нему наступал, когда весной на небе впервые появлялся месяц. Как раз в ту пору начинала прибывать вода в Тигре и Евфрате, а через полмесяца они разливались. Но вскоре выяснилось, что лунный календарь как бы опережает природные события. Разлив Евфрата начинался все позже и позже новогоднего праздника. По лунному календарю выходило, что в году 354 дня, а на самом-то деле их на 11 больше. Но жрецы Шумера тогда еще не знали точно, сколько длится год. И им приходилось совершенствовать календарь - примерно раз в три года добавлять к 12 месяцам еще один, из 30 дней. Это было не очень удобно, к тому же такой календарь медленно расходился с природой. И все-таки он был хорошим подспорьем для земледельцев.

КОМПАНИЯ Астарта - одна из лучших типографий в Москве. Способность оперативно, качественно и недорого выполнять цифровую и офсетную печать календарей является одним из главных преимущетсв. Наша издательская группа занимается изготовлением продукции с логотипами и информацией вашей компании. Полиграфия, практически любого вида и формата, а также цифровая форматов А2 и АЗ по очень низким конкурентным ценам доступны к заказу всем нашим клиентам. Штат укомплектован высококвалифицированными сотрудниками, которые смогут помочь Вам определиться с выбором дизайна календаря, а также проведут качетсвенное оформление, правильно и красиво расположив на нем всю необходимую информацию.

Офсетная печать

Благодаря автоматизации всего производственного процесса изготовляемой продукции и применения типографских машин достигается максимальное качество, прекрасная цветопередача и доступная цена каждого оттиска при объемных тиражах.

Существует определенное количество минусов, а именно продолжительность и затратность подготовительного процесса. Однако, если вам потребуется за относительно короткий промежуток времени много календарей, то в данном случает офсетная печать вам не подойдет. Предлагаем обратить свое внимание на другие виды.

Цифровая печать Цифровая технология подходит наилучшим образом для производства больших объемов продукции. Обуславливается столь высокая производительность в краткие сроки тем. что отсутствует необходимость изготовления матрицы.

Офсетный способ был не лучшим вариантом в первую очередь из-за того, что приносил серьезные финансовые затраты. Поэтому существует альтернативный вариант, с наименьшими затратами. Единичные экземпляры продукции, такие как подарочные или коллекционные варианты, также создают в основном с помощью цифрового метода. Если Вы нуждаетесь в срочной печати календарей или другой продукции, этот вариант подходит как нельзя лучше.

Возможна срочная печать календарей на заказ - в этом случае время изготовления согласовывается индивидуально, в зависимости от загруженности.

Шумерский календарь - календарь шумеров.

Шумерские календари были лунно-солнечными. Они состояли из двух полугодий - Энтен (холодное и влажное время года) и Эмеш (сухое и жаркое время года) и 12 месяцев. В шумерское время сезоны не были выделены. Для уравнивания лунного и солнечного циклов каждые несколько лет после одного из полугодий вставлялся тринадцатый месяц, бывший либо VI-II, либо XII-II. Год начинался весной, после первого новолуния, последовавшего за разливом рек. Весна отмечалась двумя событиями - жатвой ячменя и так называемым «половодьем карпов».

Известны календари из шумерских городов Ниппур, Ур, Лагаш, Умма, Урук (частично), Адаб. Сведения о них дошли из хозяйственных и административных документов, относящихся к третьему тысячелетию до нашей эры. Здесь упоминаются названия месяцев, дни месяцев и списки жертвоприношений к различным праздникам. Иногда встречаются названия ритуалов.

Единственный календарь, месяцы и обряды которого отражены в комментариях, происходит из г. Ниппура. Первое упоминание этого календаря восходит к эпохе уммийского правителя Лугальзаггеси (конец XXIV в.). Однако все комментарии датируются либо средневавилонским (XVI-XI вв.), либо новоассирийским (VIII-VII вв.) временем. Ниппурский календарь состоял из следующих месяцев:

    Бараг-заг-гар-ра «престол святилища»

    Гуд-си-са «направление волов (на плужную вспашку)»

    Сиг-у-шуб-ба-гар «помещение кирпича в кирпичную форму»

    Шу-нумун-а «месяц сева»

    Изи-изи-гар-ра «месяц зажигания огней»

    Кин-Инанна «месяц обряда богини Инанны»

    Дуль-Куг «месяц Священного Холма»

    Апин-ду-а «месяц отпускания плуга (с пашни)»

    Ган-ган-эд «месяц выхода Убийцы (= Нергала)»

    Аб-ба-эд «месяц выхода отцов» (либо «месяц выхода моря»)

    Зиз-а (второе чтение - удра) «месяц двухзернянки или полбы» (второе чтение - месяц темноты)

    Ше-гур-куд «месяц жатвы»

Ниппурский календарь первоначально употреблялся только на территории г. Ниппура. Однако с начала второго тысячелетия до нашей эры он становится общегосударственным календарём Южной Месопотамии и используется на территории городов Исин и Ларса. В эпоху Хаммурапи Вавилония пользуется собственным календарём. С начала Касситского периода ниппурские месяцы употребляются наряду с месяцами стандартного вавилонского календаря, а их названия (по первому знаку) идеографически заменяют полное слоговое написание вавилонских месяцев.

Литература

    В. В. Емельянов. Ниппурский календарь и ранняя история Зодиака. СПб; 1999.

    M.E.Cohen. The Cultic Calendars of the Ancient Near East. Bethesda, 1993.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Шумерский_календарь



Что еще почитать