Самый страшный порок современности. Основной раздел Равнодушие порок

Я открою вам страшную тайну! Есть на свете оружие массового поражения, которое бьет безошибочно и точно. И убивает наповал. Это равнодушие!

Это удивительно, но факт. Причем в глобальных масштабах это тоже действует.

Что же касается человека, то ничто так не унижает, не возмущает и не разрушает его, как равнодушие окружающих.

Как вы думаете, почему совершаются на свете страшные, эксцентрические, чудные, странные поступки? Почему люди сходят с ума от ? Почему происходят войны, в конце концов? Причина одна – инициаторам и разжигателям всего этого безобразия не хватает внимания к их персоне.

Ведь что такое внимание? Это обозначение твоего присутствия в мире. Пусть это даже будет негативное внимание, гнев или возмущение. Все равно! Ты будешь замечен. А значит, получишь некую долю социальных поглаживаний или шлепков. Ту человеческую энергию, которая даст тебе силы жить.

«Самый большой грех по отношению к ближнему – не ненависть, а равнодушие. Вот истинно вершина бесчеловечности. В конце концов, моя дорогая, если присмотреться к людям, ты сама удивишься, до чего ненависть похожа на любовь» . Бернард Шоу.

Недаром говорят, что от любви до ненависти один шаг. А все потому, что и любовь, и – это мощные энергии внимания к вашей личности. То есть то, чего требует ваше существо.

Иногда равнодушие окружающих может оказаться стимулом к развитию. Оно заставляет человека из кожи вон лезть, чтобы доказать свою значимость. Скажите честно, неужели вы никогда ничего не делали, чтобы доказать, что вы умнее, красивее, хитрее, добрее? «Я вам докажу, вы еще поплачете без меня, я вам еще покажу!» - вертится иногда в голове. Знакомо?

Смею утверждать, что большинство человеческих поступков замешаны именно на этой мотивации: «Хочу, чтобы меня заметили!» «Посмотрите на меня!» «Видите, какой я хороший (смелый, умный, мудрый, красивый и т.д.)!»

Одна из ведущих человеческих потребностей связана с признанием. Мы жаждем того, чтобы окружающие заметили нас. Оценили. Приняли в свою стаю. Полюбили, в конечном итоге. Нам хочется быть любимыми!

Иногда для того, чтобы испытать это чувство, пусть оно даже будет обманным, мы готовы унижаться и просить. Попадать в зависимость и забывать о собственных потребностях, посвящая себя тому, кого мы любим. Но попробуйте честно ответить на вопрос: «Вы это делаете для него или для себя?» Только честно. Даже в любви мы зачастую ориентированы на собственные переживания, собственные жертвы, которые обязательно должны вознаграждаться. А если не вознаграждаются и любимые проявляют к нам равнодушие или невнимание, мы страдаем.

О, это поистине страшное оружие. Причем во всех смыслах. Можно даже сказать, что это страшное дьявольское оружие, с помощью которого люди способны уничтожить саму жизнь (если будут равнодушны к проблемам Земли).

Что мы знаем о равнодушии?

Во-первых , равнодушие страшнее ненависти. Это самое жестокое оружие, которое только можно придумать. Если вы не знаете, как победить своих врагов, вы можете убить их простым и доступным способом. Игнором. Полным и окончательным. Таким, который автоматически превращает живого, теплого человека в пустое место. Даже не в труп, а просто в ничто. Помните, что это очень жестокое и бесчеловечное оружие.

Во-вторых , способствует распространению зла. "Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство." (американский поэт Ричард Эберхарт).

В-третьих , равнодушие – это убийца. Оно уничтожает желания и мечты. Безразличный превращается в живой труп, которого ничто не держит на этой планете. Как правило, такие люди умирают.

Равнодушие к человеку со стороны окружающих может привести к его болезни и смерти. Особенно если ему не удается завоевать внимание, даже отрицательное. И не умея добиваться положительного внимания и любви, каждый изгой изо всех сил будет стремиться достичь хоть какого-то, пусть даже обратного эффекта. Потому что это тоже результат, доказывающий ему, что он существует!

В-четвертых , равнодушие как способ уйти от бренности существования в ничего общего не имеет с равнодушием-пустотой, о котором идет речь в этой статье. Так называемое просветление, освобождение от мыслей и страстей, пустота, к которой стремятся буддистские монахи - есть лишь способ наполниться высшим смыслом. Но никак не равнодушие.

Не создавайте пустоты

Всем известно правило сообщающихся сосудов? Закон заполнения пустот требует того, чтобы пустоты не было. Если мы ее создаем, мы убиваем сами себя. «Есть два способа убить себя – самоубийство и безразличие» . (Джонатан Коу).

Поэтому применяйте это страшное оружие очень осторожно. Да, конечно, на какое-то время можно послать в игнор всех своих виртуальных или реальных обидчиков. Но пройдет время, и пустое место может заполниться новыми троллями. Поэтому равнодушие – лишь временный, тактический ход. Сигнализирующий тому, кто плохо себя ведет, что он неправ.

Многих людей держит в тонусе жизни один только внимательный взгляд совершенно чужого человека. Подумайте об этом. И посмотрите вокруг этим внимательным и добрым взглядом.

Основной нашей стратегией должна оставаться А ей равнодушие не свойственно по определению.

Равнодушие – это безучастность, хладнокровное отношение к нужде и бедам, возникшим у кого-то в жизни. Проявление равнодушия описывают как главнейшее зло современности и реакция на него должна быть немедленной, так как этот феномен, к сожалению, укореняется в нашем окружении. Равнодушие граничит с бесчувственностью, апатией и становится распространенной проблемой, а это может спровоцировать негативные последствия в жизни человека. Отстраняясь от проблем посторонних людей, мы стараемся уберечь себя по правилу: если я проблемы не вижу, ее просто нет.

Что такое равнодушие

Рассматривая феномен равнодушия нужно учитывать, что выбор индивида вполне осознан, это полное уклонение от принятия участия в любых действиях не касающихся его самого. Это или отказ в помощи, или неумение проявить поддержку и сострадание в момент крайней необходимости для помощи людям. Прежде всего, побуждает данное поведение перед обязательствами. Результатом вторжения в жизнедеятельность посторонних могут быть нежелательные реакции и то добро проявленное вами искренне и бескорыстно, возможно обернется против вас. Но риски есть всегда, принимая любое решение, мы в ответе за грядущие последствия. Так стоит ли отвергать людей, нуждающихся в нас?

Переживая равнодушие проявленное другими к нам, мы испытываем огорчение и перестаем верить в человечность, нелегко потом вновь довериться, что говорить об оказании помощи другим, когда вовремя не получил ее сам. Отказав в помощи, оставшись равнодушным, мы рискуем испытать через время чувство вины, которое оставит пагубный отпечаток на нашей жизни. Зачем нести тяжесть вины с собой? Когда есть возможность принести благо и жить с верой, что все возможное было выполнено.

Однако равнодушие и могут возникнуть абсолютно у всех, независимо от характера и ценностей. Причиной к такому поведению иногда становится банальная скука. Скука может вызвать вялое депрессивное состояние, переживая его, индивидуум не имеет нужного количества внутренних ресурсов для проявления содействия в проблемах других. Побороть скуку, поможет дело, заниматься которым вы будете отдельно от работы или учебы, найти дело ставшее отдушиной и начнет наполнять вас энергией позитива и силой, очень важно. Это связано с возрастом, поэтому искать род деятельности, который принесет счастье можно во всякий период жизни, как и менять его в дальнейшем.

Поведение человека как социального существа жестко регулируется определенным количеством наследственных факторов. Взаимодействие субъекта с социумом – это отображение его особенностей.

Чтобы вырастить неравнодушного человека, родителям следует беседовать со своим ребенком о проявлении равнодушия в жизни, приводить примеры, обсуждать различные ситуации и обговаривать, как можно проявить сострадание, оказать взаимовыручку и понимание. Проследить проявление равнодушия у вашего чада, возможно проанализировав его интересы и увлечения. Если таковые отсутствуют, желательно вместе заняться поисками любимого занятия, ведь отзывчивость к людям возможна тогда, когда человек гармонично развивается во всех сферах.

Причины равнодушия

Откуда берется равнодушие, что именно стало причиной развития его у людей? Есть факторы, после которых субъект решает быть глухим и слепым относительно некоторых ситуаций. Рассмотрим некоторые из причин. Длительное ощущение стресса и тревожности делает человека эмоционально выжатым и не способным на дополнительные переживания. Таким личностям присуща апатия и пассивность.

Следующей из причин возникновения равнодушия является залипание на собственных проблемах, непоколебимая уверенность, что у окружающих просто не может происходить что-то, на что стоит обращать внимание. Все чужие проблемы нивелируются и обесцениваются, а сам человек склонен к постоянной позиции жертвы и ждет жалости и поддержки только к себе. Чаще всего люди равнодушные не видят себя таковыми, даже больше, многие из них совершенно уверены, что являются мягкими и сочувствующими.

Также большое количество пережитых несчастий может сделать любую личность более жесткой и отстраненной чужим неприятностям. Хотя, казалось бы, наоборот, тот – кто пережил такую ситуацию, лучше всех способен проявить отзывчивость, к сожалению это не всегда так.

Наша психика склонна защищать нас от повторения травматических ситуаций, которые однажды случились, поэтому человека как бы отстраняется от всего, что напоминает ему о пережитом. Но это происходит на , сознательно же человек уверен, что ему абсолютно не интересно вникать в чужие дела. А иногда, складываются обстоятельства, в которых человек, не имевший столь горестных ситуаций, просто не способен проникнуться переживаниями к горю другим. Но похожая реакция чаще всего свойственна подросткам, когда детская наивность и всеобъемлющая любовь прошли, а жизненного опыта еще недостаточно для адекватной оценки сложившейся ситуации.

Помимо описанных глобальных причин, бывают ситуативные причины, когда человек просто был растерян и не смог оказать помощь сразу, плохо себя чувствовал и не отреагировал должным образом. Не спешите осуждать других в чем-либо, не несите тяжесть обид, научитесь прощать и давать другим возможность исправиться.

Чем опасно равнодушие

Рассмотрим, какие же опасности приносит равнодушие. Равнодушие и отзывчивость по своему значению противоположные понятия. Если отзывчивость способна позитивно повлиять на человека, возобновить надежду на решение, придать сил, то человеческое равнодушие толкает нас к отчаянию и бессилию перед стеной возникших неприятностей.

Равнодушие, явление которое разрушает наше общество, равнодушие одного, с большой вероятностью, повлияет на всех окружающих. Ребенок, который замечает равнодушие во взаимоотношениях родителей, перенимает их модель поведения и в похожих ситуациях поведет себя так же. Взрослый, почувствовавший равнодушие окружающих, возможно, однажды не окажет помощи другому, чувствуя обиду, испытанного невнимания близких и общества в целом.

Как часто социум смотрит сквозь такие глобальные социальные проблемы как брошенные без внимания взрослых дети, рукоприкладство в семьях, слабость и беззащитность пожилых людей. Что произошло бы, найди мы силы решить проблемы, коснувшиеся не только наших интересов? Вполне вероятно, стало бы меньше зла, которое мы встречаем день за днем абсолютно повсюду.

В момент появления равнодушия, человечество утрачивает способность к сопереживанию, теряется связь с нравственностью, которая, в принципе, и определяет нас как личность. Данные люди наполнены больше негативом, завистью, неспособностью разделять не только страдания других, но и радость. Так же таким людям сложно проявлять любовь, внутри они могут переживать это непонятное им чувство, но внешне могут оттолкнуть любимого человека или даже обидеть. А это все превращается в неразрывный круг. Человек, не умеющий проявлять любовь, маловероятно, что вызовет чувство любви у других, это, в свою очередь, еще с большей силой скажется на его жизни и приведет к одиночеству, ведь будет очень тяжело с такой личностью поддерживать даже обычное общение, не то, что создать крепкую семью.

Обратите внимание, не нужно чересчур близко брать чужие проблемы в свое сердце. Это является причиной угнетенного состояния, грусти, эмоциональной нестабильности. Сочувствие это прекрасно, но даже в этом чувстве должны быть границы, не стоит жить чужими проблемами. Проявить участие и поддержку очень просто, часто это обычные вещи: помочь молодой маме с коляской, подсказать бабушке с плохим зрением номер автобуса, помочь потерявшемуся ребенку найти родителей, или оказать помощь человеку, который плохо себя почувствовал.

Мы часто спешим, не обращая внимания на происходящее вокруг, хотя порой всего минута нашего времени может стоить человеку жизни. Известный писатель Бруно Ясенский в романе «Заговор равнодушных» написал: «Не опасайся своих друзей – в худшем случае они, возможно, предадут тебя, не опасайся своих врагов – в худшем случае они попытаются убить тебя, но опасайся равнодушных – только с их немого благословения творятся на Земле предательства и убийства».

Позитивные эмоции делают нашу жизнь яркой и наполненной, старайтесь замечать вокруг больше хорошего, проявлять больше сострадания и помощи, отвечать людям добром.

Каждое новое поколение обязано развиваться с помощью накопления социального опыта. Взаимодействие личности с социальной средой – это процесс требований и ожиданий с обеих сторон. Человек руководствуется умениями и навыками, полученными при непосредственных взаимоотношениях в социальных группах. Поэтому, освободив себя от груза обид и накопленных претензий к окружающим, мы освободимся от таких качеств, как равнодушие, безразличие и черствость. Дарите миру добро, и мир обязательно отдаст вам его втройне!

Огорчение Христа стремлением к отсутствию какого-либо личного отношения к добру и злу (к личной оценке добра и зла)...

"3 Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам,
4 говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам.
(Мф. 27 )"
"14 И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия:
15 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!
16 Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
17 Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.
18 Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.
19 Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.
20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.
21 Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его.
22 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.
(Откр. 3 )"
"19 Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет.
(Мк. 13 )"

"Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божеского и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании. И сегодня мы, от лица всей Церкви, от лица всех ее чад — усопших и ныне живущих — приносим перед Богом и людьми покаяние за этот грех. Прости нас, Господи! Мы призываем к покаянию весь наш народ, всех чад его, независимо от их политических воззрений и взглядов на историю, независимо от их этнического происхождения, религиозной принадлежности, от их отношения к идее монархии и к личности последнего Российского Императора. (Св. Патр. Московский и всея Руси Алексий II )"
"А. П. Чехов дал замечательное определение равнодушию: «Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть».
И действительно, равнодушие является признаком духовно мёртвого человека - человека с мёртвым духом, не возрожденного человека. Таких людей Иисус называл «мертвецами».
Библия учит нас, что равнодушие является частью характера нечестивых, а отсутствие равнодушия и, наоборот, присутствие противоположных равнодушию черт (таких, как любовь, сострадание, забота и участие) - есть признак праведности. «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».
В данном отрывке «сии» - это равнодушные люди, которых Господь называет проклятыми; их ожидает «огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». «Праведники», согласно этому отрывку, - неравнодушные люди. Им Господь уготовал жизнь вечную." (Автор неизвестен )"

"Главнейшая обязанность человека - любить Бога и потом своего ближнего: каждого человека и более всего - своего врага. Если мы возлюбим Бога так, как нужно, то мы сохраним и все другие Его заповеди. Но мы не любим ни Бога, ни своих ближних. Кто же сегодня интересуется другим человеком?
Все интересуются только самими собою, но не другими, а за это мы дадим ответ. Бог, Который весь есть Любовь, не простит нам этого равнодушия по отношению к ближним. Люди тратят деньги без цели и не думают о своём ближнем, которому нечего есть. Добро является добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем-то своим: сном, покоем и тому подобным. Только жертвуя, человек пребывает в родстве со Христом, потому что Христос есть Жертва.
Равнодушные и немилосердные люди, которые заботятся только о себе, бездумно удовлетворяя свои материальные потребности, наполняют свои души тревогой, страдают от угрызений совести и испытывают мучения уже в этой жизни. А человек милосердный, в первую очередь насыщающий своей любовью ближних, сам всегда бывает насыщен Божественной любовью и Его щедрыми благословениями.
(Прп. Паисий Святогорец)"

"Как сеятелям нет никакой пользы, когда они бросают семена при дороге, так и нам нет никакой пользы от того, что именуемся христианами, если не оправдываем наименования соответствующими делами. Если желаете, представлю вам достоверного свидетеля этому, брата Божия, Иакова, который говорит: "вера без дел мертва". Итак, всюду необходимо упражнение в добрых делах, а без него и наименование христианином не может принести нам пользы. Будь готов к тому, что Господь каждый день может потребовать твою душу. Не делай так, чтобы сегодня каяться, а завтра забыть об этом; сегодня плакать, а завтра плясать; сегодня поститься, а завтра упиваться вином.
(Свт. Иоанн Златоуст)"

Равнодушие/апатия (патия - болезнь/скорбь/страдание - греч., "а" - отрицающая/исключающая/отвергающая частица/приставка) - родная сестра малодушия/нерешительности/неопределённости/разнонаправленности в деятельности человека (как во внешней/телесной, так и во внутренней - душевно/духовной)...
Они (апатия и малодушие) немного похожи, но между ними есть разница...
Равнодушие огорчает Господа Иисуса отсутствием устремленности человека и к добру, и ко злу …
Точнее даже, наверное, будет сказать (как это ни парадоксально, на первый взгляд, прозвучит), что равнодушие - это огорчение Христа стремлением к отсутствию стремления (т. е. к отсутствию духа), низводящим человека (образ Божий - венец Его творения) к неразумной/бездуховной твари...
Малодушие ближе всего относится к немощи, а равнодушие уже прилежит к тяжкому внутреннему греху...
Малодушие видит что есть добро и что есть зло, но колеблется в своем отношении к ним (в своем выборе между ними)...
Малодушие понимает, что зло - это плохо/вредно, а добро - это хорошо/полезно, но оно не отдает им своего отдельного предпочтения по причине одинакового сочувствия к ним...
Равнодушие - это бунт (хотя бы даже и неосознанный) против своего Творца/Промыслителя в самой своей основе замысла Божия о человеке (реализации его личной свободы)...
Равнодушие никак не относится ни к добру, ни ко злу, почитая их как бы несуществующими, апатично не проводя между ними никакой морально-нравственной границы (не различая их морально-нравственное содержание/суть/значение)...
Равнодушие - суть морально-нравственная беспринципность (духовные апатия/безразличие/индифферентность/"параллельность"/"фиолетовость" и пр.), резко отличающееся внутренне, напр., от внешне похожих цинизма (демонстративного презрения к морали и нравственности), наглости, хамства и пр. ...
Равнодушие сугубо - оно противостоит злолюбию и ненависти к добру, с одной стороны и добролюбию и ненависти ко злу - с другой стороны...
Ибо равнодушие не содержит в себе ни любви, ни ненависти - причины морально-нравственных решительности (устремленности или уклонения от того или иного предмета) и постоянства (мужества или упрямства)...

О равнодушии Господь произнес страшнейшие по своей значимости (оценке) слова в Апокалипсисе св. ап. Иоанна - любимого своего ученика…
Христос сказал, что "изблюет (извергнет)" из Своих уст всякого равнодушного (теплохладного)…
Одна из базовых (фундаментальных) заповедей Божиих повелевает человеку реализовать свою свободу в выборе между добром и злом - уклоняться (отвращаться) от зла (отвергать его) и делать добро (стремиться к нему)…
А уклоняясь от зла и стремясь к добру, человек (как образ Божий) должен устремляться к своему Первообразу - Богу…
Свобода человека - его базовый талант…
Неиспользование своего выбора между добром и злом, между тварью и Творцом идентично отсутствию выбора между смертью и жизнью, между геенной и Царством Небесным - между вечными мучениями в аду и и бесконечным блаженством во Христе (в Церкви)…
В Своей притче о талантах Господь однозначно дал понять, что неиспользование Его даров вообще (и свободы выбора между добром и злом, в частности) приводит равнодушного человека в геенну…
И это логично…
Отсутствие устремленности в человеке свидетельствует тем самым о наличии его устремленности к этому самому отсутствию…
А человек должен быть устремлен к добру и его Источнику - Христу…
В противном случае человек устремляется к чему угодно другому, но не к Богу (хотя бы и к отсутствию того или иного предмета)…
Чтобы спастись, человек должен стремиться к отсутствию зла в себе и к наличию в себе добра, чтобы иметь способность и возможность соединяться с Самим Господом Иисусом Христом (спасаться)…
Равнодушие (отсутствие устремленности) не позволяет человеку уклоняться от зла и устремляться к добру и его Источнику - Христу по определению…
Равнодушие вреднее и опаснее злолюбия (холодности), т. к. не позволяет человеку исполнить ни одну из заповедей Божиих (напр., покаяться для начала) по определению, а, значит - и спастись (по окончанию)…
Злолюбивый (имеющий злую устремленность - духовность) всегда может изменить свое мировоззрение (за исключением лицемерного), покаяться и спастись…
Теплохладный же, по определению не может совершить ни одного духовного поступка (ни злого, ни доброго) из-за отсутствия в нем какой-либо мотивации (соответствующей той или иной духовной потребности)…
Одно из основных предназначений любого человека, рождающегося в этот мир, является приобретение им того или иного жизненного опыта - доброго или злого, с Богом или без Него, опыта, связанного прежде всего с реализацией его практического выбора между злом и добром (с его отношением к добру и злу - к Богу прежде всего)…
Даже если человек всю свою жизнь стремился ко злу, то после смерти тела у него всегда есть возможность сравнить свой земной (Безбожный) опыт с опытом бытия во Христе на Небесах…
При помощи Церкви такому человеку предоставляется посмертная возможность покаяться и выбрать Бога…
Потому что у него есть опыт выбирать…
У равнодушного же отсутствует сам по себе опыт выбора…
Его посмертная судьба поистине страшна и непредсказуема…
Недаром Христос именно так высказал Свое отношение к "ни теплым, ни горячим"…
Эти страшные слова Господни призваны склонить равнодушных и свободно и осознано нерешительных людей к деятельному использованию своего таланта выбора (внутренней, прежде всего, свободы)…
Из всего вышенаписанного становятся понятными и слова Господа о том, что лучше бы человек был хладен (злолюбив), чем равнодушен…

"Человек в течение земной жизни должен решительно, невозвратно определить себя к добру или злу, к Богу или диаволу. Ищущий Бога и правды Его — найдет Бога и новую жизнь здесь, на земле, в начатке, а после смерти — во всей полноте. Эгоист, ищущий на земле только наслаждений — найдет диавола, и после смерти, как единодушный ему, — пойдет в царство диавола, в ад, в общество законченных эгоистов и злодеев. В наших руках наша будущая судьба.
(Игум. Никон (Воробьёв))"

Равнодушие, как и любой порок, в той или иной степени, присущ как любому человеку вообще, так и любому же христианину, в частности…
Оно может иметь в человеке (как и любой др. порок) разные свои степени (величины)…
Равнодушие так же может быть как невольным и свободным, так сознательным и неосознанным, как врожденным, так и приобретенным…
Понятно, что свободная и осознанная теплохладность сродни лицемерию и практически неисцельна…
В заключение хочется еще раз отметить, что метафора Господня о Его извержении равнодушных (теплохладных) - есть не свидетельство ненависти Божией к Своему творению, а образный (яркий и поэтому - эффективный по своему воздействию) способ передачи тяжести и опасности порока равнодушия для человека как его носителя (трудности спасения для равнодушного)...
Св. Писание называет такие меры воздействия на упрямых (жестоковыйных) грешников прещением Божиим (Его угрозой) ради же спасения всего падшего во грех и немощь человечества...
В заключение отметим, что как любой порок вообще, так и равнодушие в частности, имеет свой изначально добрый прототип добродетели, который имели наши прародители до своего грехопадения - это беспристрастность (ровное/нейтральное эмоционально/чувственно/вожделевательное отношение к любому предмету как к таланту Божию, рассудительно используемому для исполнения заповедей Божиих - напр., для благодарности/славословия, покаяния и пр.)...
О добром равнодушии замечательно писал прп. Никодим Святогорец:

" Но наилучшее и наидейственнейшее ограждение от внезапного возбуждения страстей есть устранение причин, от которых происходят всегда такие движения. Таковых причин на все две: любовь и ненависть. Если ты, возлюбленный мой, попался в плен любви к какому-либо лицу или пристрастен к какой-либо вещи, большой или малой, то естественно, что когда встречаешь их или когда видишь, что их оскорбляют и им вредят, или отвлечь и похитить у тебя хотят, ты тотчас возмущаешься тем, скорбишь, мятешься и восстаешь против тех, которые это делают. Посему, если желаешь, чтобы не случались с тобой такого рода внезапные тревоги, попекись побороть и исторгнуть из сердца такую недобрую любовь и такое недоброе пристрастие, и чем дальше зашел ты в той и в другом, тем большее приложи попечение о том, чтоб оравнодушить себя и разумно относиться к вещам и лицам, ибо чем сильнее у тебя любовь и пристрастие, тем бурнее и внезапнее возбуждение страсти во всех указанных случаях.
Равно, если имеешь неприязнь к какому-либо лицу или отвращение к какой-либо вещи, то так же естественно приходишь внезапно в негодование или омерзение, когда встречаешь их, особенно когда расхваливает кто их. Посему, если хочешь соблюсти покой сердца в таких случаях, понуди себя на сей раз подавить восставшие недобрые чувства, а после истребить их и совсем.
В сем поможет тебе такое рассуждение (относительно лиц) - что и они суть творения Божии, созданные, как и ты, по образу и подобию Божию, всесильною десницей Бога живого, что и они искуплены и воссозданы бесценною Кровью Христа Господа, что и они - собраты твои и сочлены, которых не следует тебе ненавидеть даже мыслью своею, как написано: да не возненавидиши брата твоего во уме твоем; особенно же, когда ты - предположим, что они достойны нерасположения и неприязни,- восприимешь их в доброе расположение и любовь, то тем уподобишься Богу, Который любит все создания Свои и никаким не гнушается, как восхваляет Его премудрый Соломон: любиши сущая вся, и ничесогоже гнушаешися, яже сотворил еси: ниже бо ненавидя что устроил еси, и Который, презирая грехи человеческие, солнце Свое сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и на неправедныя.

В заключение отметим, что равнодушный отвергает замысел Божий о человеке, являющемся из небытия в эту жизнь...
Основная задача человека состоит в его определении/отношении относительно добра и зла - в преодолении искушения (в реализации своей свободы)...
В этом смысле равнодушие является особой формой изощрённого своеволия человека, не желающего искушаться добром и злом - определять к ним своё отношение...
Равнодушный может питать иллюзию относительно того, что поскольку он не одобрял зло, то он и не попадёт в геенну по исходу своей души из тела...
Он не понимает или не хочет понимать, что без любви ко Христу ему невозможно спастись - соединиться с Иисусом во Царствии Небесном...
Для спасения совершенно необходимо полюбить (а не быть равнодушным) добро и его Источник - Святую Троицу во Христе, а для этого совершенно же необходимо возненавидеть зло, а не быть к нему равнодушным...
Упавший же на дно геенны (вполне познавший горькое зло на собственном опыте) имеет намного больше стимула к покаянию (к желанию покинуть её) на Страшном Суде и по молитвам Церкви до Него, чем пребывающий на её верхних уровнях...

Врачуется равнодушие непрестанным покаянием в нем, посильным упражнением в решительности вообще и в мужестве, в частности, а также усердной жизнью по всем заповедям Христовым, увеличивающей человека в добролюбии/любви и уменьшающей в злолюбии/ненависти…

Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта…
Ссылка прилагается:
http://www.alexey-osipov.ru/

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

"Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство»

В Москве на Болотной площади установлен ансамбль скульптур «Дети - жертвы пороков взрослых».

"Композиция задумывалась и осуществлялась мною, как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущего поколений. Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть то, что происходит. И пока не поздно здравомыслящим и честным людям надо задуматься. Не будьте равнодушными, боритесь, делайте все, чтобы сберечь будущее России".
Михаил Шемякин

Как будто из болота, грязи, вязкой тины обыденной жизни эти уроды вылезли, тянут свои скрюченные руки к зрителю, пытаются уволочь на дно… Здесь - Наркомания, Проституция, Пьянство, Садизм. Налево от центра - 6 статуй, направо - 6 других. А что в центре?

А в центре - фигура, смотрящая одновременно в две стороны и заткнувшую в нежелании слушать и слышать уши, стоящая надо всеми остальными. Это самый страшный из пороков современности, в первую очередь из-за него в мире ежесекундно множится количество горя, страданий, смертей, катастроф. И этот грех мы плодим каждым своим шагом, нередко даже не замечая этого.

Кто эта фигура? Михаил Шемякин в центр поставил самый страшный порок современности - Равнодушие .

Оно слепо, оно глухо, мира вокруг него нет. «Хата с краю», «дело - сторона», «без меня разберутся», «пройти мимо», «думать о себе» - эти словосочетания сегодня регламентируют все поведение людей. «Следи за собой, будь осторожен…» Занятие, не приносящее денег, смешно… Мы, не задумываясь, говорим: «Все нормально», забывая, что синонимы «нормы» - это «никак», «обыденно», «серо», «стандартно», «безлико». Общество нормальных людей - это страшно.

*** Я не знаю, как взбудоражить вас в недрах ваших квартир,
Как растревожить, какими такими дустами?
Но знаю, что если завтра погибнет мир,
он погибнет только по вашей вине, равнодушные!

*** Когда же человек становится равнодушным?
Тогда, когда святые понятия превращаются для него
В привычный набор слов, в пустой звук.

Святые понятия как - Родина, любовь, ветеран, милосердие, память, мать.

*** Самое страшное равнодушие - это равнодушие к собственной матери. Равнодушие, обида, непонимание - очень часто эти качества накапливаются в нас, и родной близкий человек становится чужим. Мама . Мы всегда в долгу перед нею. Хлопотливая, вечно озабоченная нашими делами, всегда готовая пожертвовать ради нас своим покоем и благополучием, принимающая наши радости и горести, как свои, - нет, ближе, чем свои! Но мы спешим, торопимся и забываем маме что-то сказать, поцеловать, как должное принимаем её заботу о нас, откладывая благодарность на потом.

Легче всего обидеть мать,
Она обидой не ответит,
И только будет повторять:
«Не простудись, сегодня ветер!»

*** Равнодушие… а как же, память о тех, кто остался в земле навсегда, и кто живёт рядом с нами. О солдатах, подаривших нам мир. Откуда в России появляются молодые люди, цепляющие на себя мерзкую символику, забывая о тех 20 миллионах, которые…

Прошла война, ушла за поворот,
В чехлах стоят гвардейские знамёна.
И жизнь, и время движутся вперёд.
Отстали только двадцать миллионов.

*** Может быть, взрослые, оберегая хрупкую впечатлительную душу ребёнка, не рассказывали ему правды о войне, о фашизме, о человеческом горе, может, сам он считал, что это «дела давно минувших дней», а сейчас есть гораздо интереснее и важнее занятия.

Есть имена, и есть такие даты,
Они нетленной сущности полны.
Мы в буднях перед ними виноваты.
Не замолить по праздникам вины.

*** И это не одна вина человека. Люди стали безразличны к маленьким трагедиям. Раньше, когда ребенок один шел по улице, прохожие непременно интересовались, не потерялся ли он, все ли в порядке. Сейчас просто проходят мимо. Болевой порог в обществе повысился. Чтобы заплакать, сегодня нам нужно увидеть что-то чудовищное.

Мы смотрим сквозь кривые зеркала
И видим жизнь как сгусток темноты,
Совсем не различая ни тепла,
Ни счастья, ни любви, ни красоты.
И доброта в тех зеркалах - обман,
Притворство и губительное зло…

Так почему ж мы смотрим сквозь туман
На лживое, продажное стекло?
Зачем плохое в людях замечать
И о чужих ошибках говорить?
Зачем от чёрной зависти сгорать,
На всех потоки ненависти лить?

Мы просто перестали уважать,
Ценить добро, смеяться и любить.
Мы постепенно стали забывать,
Что значит в полном смысле слова -
ЖИТЬ!

*** Мы подчас боимся выложить копейку нищему, проявить даже малейшую заботу об униженном. Нет, нельзя бояться делать добро. От этого станет и нам радостнее и светлее. Если мы сделали что-то от чистого сердца, искренне пожалели человека и при этом его не унизили, то вспомним его благодарный взгляд. Как бы нам не было тяжело от своих внутренних переживаний, мы сумели найти в себе душевные силы, оторваться от них, помочь тому, кто страдает больше нас. Пропустив через себя боль другого, постороннего нам человека, мы излечиваемся от собственной боли. Это есть милосердие, которое строится на уважении и чувстве сострадания, сопричастности к человеку.

Милосердное отношение ко всему, что нас окружает: к человеку, к природе, к животным, птицам, рыбам, даже к насекомым, проявляется в поступках. Нам надо научиться дарить тепло, доброту, милосердие, и оно обязательно нам вернётся сторицей. Важно найти мир и в своей душе, где не будет злобы и агрессии, равнодушия и ненависти.

*** ...митинги, демонстрации солидарности! И всё-таки иногда слышим: «Кому это всё нужно? Пустая трата времени эти митинги, демонстрации солидарности! Что толку? Голосом больше, голосом меньше…» А ведь это и есть равнодушие. «Мелкое?» нет, равнодушие опасно всегда, в любом виде.

*** Есть такая болезнь: «госпитализм». В больнице умерла девочка, умница и любимица всего персонала. Несчастное «отказное» дитя, которому было три года, скончалось от этой болезни. И она не первая и, наверное, не последняя. Эта болезнь развивается оттого, что ребёнка просто некому приласкать, спеть песенку, поцеловать на ночь. При всей любви к ней санитарок, им было не до ребёнка, когда столько забот; главное, чтобы он был накормлен и сухой. Но весь персонал был в шоке. Умереть от невнимания . Разве это не страшно? Вот от чего могут гибнуть дети.

*** А вот ещё один случай.
К девушке на улице пристали хулиганы. Было ещё светло, вокруг много людей. Все проходили и делали вид, что ничего не замечают. Только один юноша подошёл и попытался угомонить хулиганов. Завязалась драка. На помощь никто и не пришёл. Когда один из хулиганов вынул нож, девушка закричала. В ответ на крик никто не подошёл. Юношу хулиганы ранили ножом и убежали. Скорая приехать не успела. Это равнодушие и страх окружающих убили молодого человека. И таких историй очень много.

*** Если мы будем сначала просто не обращать внимания на чужое горе, заглушать голос собственной совести, убеждая себя в том, что потом наверстаем упущенное, а пока и без того много забот, то тем самым мы убьем в себе самое ценное качество - способность делать добро . Это огрубляет наше сердце, покрывает его непроницаемой коркой, сквозь которую уже не пробьются мольбы о помощи.

*** Люди, будьте добрыми друг к другу, будьте чуткими! Нравственность и доброта - великие силы, и надо правильно их понимать. Добро воспитывает и возвеличивает человека, злость и равнодушие унижают его.

"Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь, названия человека", - говорил Саади. Но неужели всё так плохо?

*** Многие любят, сидя у телевизора, обсудить положение в мире, посочувствовать, поохать… Но есть и другие люди…

Ветеран великой Отечественной войны весь мёд, собранный со своей пасеки, отправил в военный госпиталь солдатам, раненым в Чечне.
- Благотворительный фонд "Детские Сердца" создан для помощи детям, больным врожденными пороками сердца.
- Инициативная группа "Доноры - детям" ориентирована на поиск доноров крови для пациентов Гематологического центра Российской детской клинической больницы.
....

Чистоту, простоту мы у древних берём.
Саги, сказки из прошлого тащим.
Потому что добро остаётся добром
В прошлом, будущем и настоящем!

Каждому хочется жить в стране, где не страшно выйти на улицу, где вечером можно спокойно гулять по парку, где по телевизору показывают действительно произведения искусства, и где мы будем спокойны за свою жизнь, ведь рядом не будет равнодушных людей и каждый человек протянет руку помощи

Не для себя деревья плодоносят,
И реки чистых вод своих не пьют,
Не просят хлеба для себя колосья,
Дома не для себя хранят уют.
Себя мы с ними сравнивать не будем,
Но каждый знает, эту жизнь любя,
Что чем щедрее отдаёшь ты людям,
Тем радостней живёшь и для себя.


Отражаются ли на людях искусства санкции, которые Запад постоянно усиливает? На днях, например, американцы не дали визы балету Большого театра. Чувствуют ли ограничения в работе актёры, художники?

Ограничения чувствуются, - подтвердил мастер. - Начинаем, например, во Франции какой-то проект с Россией. Приходим в банк, а там могут сказать: «Не хотим с вами работать, потому что для оплаты пойдут русские деньги, а они под подозрением». И таких моментов, отягощающих жизнь, сегодня немало. Но дело не в этих досадных мелочах. Для меня больнее всего, что с нашим изобразительным искусством за границей плохо знакомы. Знают иконы, «Мальевича», «Каньдиньского», на этом всё и заканчивается. Самобытные Александр Тышлер, Александр Лабас, многие другие представители авангарда для них «terra incognita». Даже XVIII век, великолепные Рокотов, Аргунов - неизвестны.

Что делаем не так?

- Но вы говорили, что в этом виноваты мы сами. Что сделано не так?

Не выставляем наших мастеров, не ценим, не умеем достойно подать. А Запад умеет. Недавно в Риме организовали выставку Александра Дейнеки. Успех был головокружительным, несмотря на критику школы соцреализма, к которой он принадлежал. И сегодня у нас много молодых талантов, которым негде себя показать.

В одной из своих книг вы писали, что человечество не только «гробит» таланты, не даёт людям возможности раскрыться, но разрушает и всю Землю. Выходит, уничтожаем собственный дом?

Я постоянно размышляю, что из себя представляет современный человек. И прихожу к неутешительному выводу: вместе с разумом, прогрессом в нём сочетается немало глупого, низкого. Иначе как объяснить, что мы так варварски обращаемся с планетой, где живём? Взрываем бомбами, добиваем рискованными экспериментами, химической угрозой, непомерной алчностью. Удивительный мир, данный нам свыше, превращаем в чистилище, и если не остановимся, можем получить ад. Мне кажется, церкви сегодня уже пора создать новые молитвословы, где мы должны просить прощения у Бога, что плюём на его подарок, пинаем грязным башмаком чрево матери-природы.

Кто держит свечку, как стопку?

Вы не раз, несмотря на чины и звания оппонентов, вступали в дискуссию с теми, кто ради выгоды не щадил историю. Как думаете, почему и сегодня в городе уничтожаются старинные здания?

Даниил Гранин, с которым я имел честь дружить, писал, что Ленинград столько не пострадал в блокаду, как от необдуманных действий властей, новых русских. Сейчас это не в такой степени, но продолжается. С горечью наблюдаю, как недалеко от «Авроры» поднимаются многоэтажные монстры, которые калечат панораму города. Люди с деньгами не видят ничего страшного, если в центре появится несколько новоделов. Они проповедуют только культ зелёных бумажек и жёлтых монет. А грехи замаливают, строя свои кукольные соборики. В одной связке с ними и чиновники. Не перестаю удивляться, как такие госслужащие, чтобы быть поближе к народу, на Пасху идут в храм, свечку держат, как стопку, и смотрят друг на друга, не зная с какого плеча крест накладывать. Всё зашло так далеко, что впору молиться за сохранение лика наших городов, исторических мест. Конечно, есть бизнесмены, которые заработали миллионы и хотят их вложить в реставрацию, здравоохранение, просвещение. В моём фонде, например, 16 образовательных программ, реализовать которые помогает один из банков. Но таких примеров немного.

Михаил, позвольте спросить о личном. В этом году ушла из жизни ваша единственная дочь Доротея, талантливая художница. Какой она была в жизни и творчестве?

Прекрасным, но больным и несчастным человеком. Страдала тяжёлой формой алкоголизма, с которой женщины бороться почти не в состоянии. Мы потеряли большого мастера со своим неповторимым внутренним миром, говорю это не только как отец. У неё было пять персональных выставок. Первая состоялась в Нью-Йорке, когда Доротее не исполнилось и 16. Пятьдесят работ раскупили за первые пять дней. Ей многое удавалось. Она иллюстрировала книги, разрабатывала дизайн ювелирных украшений, а затем освоила ремесло каменщика и стала строить дома… Сейчас готовим книгу её рисунков к романам Камю, рассказам Мамлеева. Это неестественно, когда родители хоронят своих детей, и я понимаю трагедию тех, кого это коснулось. К сожалению, сегодня подобное не редкость. Слишком много войн, «горячих точек», где гибнут молодые. Так быть не должно.
Отчего забыли связь поколений?

- У вас есть памятник, посвящённый порокам взрослых, где один из самых страшных - равнодушие. Почему так?

Потому что из него рождаются все остальные. Следы равнодушия видны повсюду. Скоро 9 мая, День Победы, и экран будет полон передачами о защитниках родины. А мне врезался сюжет из глубинки, где рассказывалось о 90-летнем ветеране. Он прошёл войну, весь в орденах и медалях, но живёт в избушке, похожей на барак. «Так нельзя», - с дрожью в голосе говорит пожилой человек. Чиновники же в ответ сообщают, что по нормам площади хватает, закон не нарушен, а значит, новая квартира не положена. Это я и называю равнодушием. Судя по всему, избавимся от него не скоро.

- 4 мая вам исполняется 75 лет. Вы уже сказали, что этот день проведёте в Петербурге и, скорее всего, в трудах.

К юбилею не готовился, просто совпало, что пять лет мы вели переговоры с Музеем современного искусства и, наконец, договорились об экспозиции. Также в Петербурге в эти дни открылась выставка «Доизгнанье. Ленинград. Шестидесятые». Её судьба драматична. Когда меня высылали из страны, не разрешили взять с собой ни одной картины. Сейчас стали собирать утраченное. В итоге в частных коллекциях удалось найти 50 полотен, но уверен - в качестве семейных реликвий хранится ещё немало работ этого периода. В мае-июне запланирована и выставка «Забинтованная фигура в искусстве», где будет представлено около 600 изображений - от мумий до икон. Конечно, я в эти дни буду в России. И хотя иногда чувствую себя здесь чужаком, очень люблю пусть неласковую, но родную страну, её народ. Надеюсь, эти чувства взаимны.



Что еще почитать