Самоанализ логопедического занятия материал на тему. Самоанализ логопедического занятия Самоанализ занятия логопеда доу по фгос

Корень А.А.,учитель-логопед МБДОУ Д/с “Веточка”.

Область: коммуникация

Тема: Путешествие в дальние страны. (Автоматизация и введение в самостоятельную речь звука [Ш]).

Цель: развитие речи, формирование звуковой стороны речи, обучение использованию звука [ш] в самостоятельной речи.

Коррекционно-образовательные: обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объёме, автоматизировать звук [Ш]; расширять словарный запас, обучать согласовывать существительные с прилагательными, существительные с притяжательными местоимениями и изменять их по падежам.

Интеграция областей: социализация, здоровье, чтение художественной литературы, театрализация.

Виды детской деятельности:

  • Игровая,
  • Двигательная,
  • Коммуникативная.

Материально-техническое оснащение.

Магнитофон, шарик для настольного тенниса, фланелеграф, изображение собаки и кошки, предметные картинки, игрушки, обручи, карта, картинки с символами, мяч, ребусы (шутка, шпион), шапочки-маски кошки и собаки.

Предварительная работа. Постановка звука, автоматизация в слогах, словах, коротких фразах. Работа с родителями (домашние задания в индивидуальных тетрадях).

Орг.момент

Дети заходят, здороваются. Посмотрите ребята у нас тут какой-то беспорядок, картинки разбросаны. (Собирают). Назовите. Какой звук живёт во всех этих словах? (Ш)

Постановка цели. Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться красиво и правильно произносить этот звук.

Будем мы сейчас опять,

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать

Внятно, чётко говорить,

Не вертеться, не шалить.

Давайте с вами вспомним чтобы правильно произнести звук Ш, что должны делать губки? (,) Зубки?(,) Язычок? (,) правильно: губки округляются, зубки закрываются, язычок за верхними зубами чашечкой. Давайте разомнём наш язычок, чтобы он говорил красиво. Арт. гимнастика “Сказка о весёлом язычке” (лопаточка, заборчик, индюк, чашечка, вкусное варенье, сдуй шарик)

Ребята, предлагаю сегодня, отправится в путешествие в дальние страны. Хотите?

А как туда можно попасть? (,) Я совершенно случайно нашла карту. Смотрите. (смотрим: гимнастика для глаз). Мы с вами отправимся в волшебные далёкие страны, разгадаем все знаки на карте.

Попробуем отправиться в путь, чтобы было веселее идти “Головой мы покиваем....”

Если в сказку всем сердцем поверить,

В мир волшебный откроются двери!

Вы туда без труда попадёте

На волшебном ковре-самолёте,

На летучем большом корабле

Или с Бабой-Ягой на метле,

На плоту по молочной реке

И верхом на Коньке - Горбунке,

Можно в сказку влететь на жар-птице,

Можно на колобке закатиться,

Можно въехать как Слон на Еже.

Ой! Мы, кажется в сказке уже...

1 а вот и первый знак игра “день – ночь” (садимся)

Картинки на доске: ромашка, букашка,

шишка, мышка, кукушка, лягушка, камыши, шалаши

Ночь настала – сразу всё пропало:

Белая ромашка, смелая букашка,

спелая шишка, серая мышка,

скользкая лягушка, звонкая кукушка,

на болоте камыши, возле речки шалаши.

День пришёл - сразу всё нашёл:

Ночь настала – и опять не стало:

День придёт – красоту вернёт... (чему?)

ыш-ыш-ыш, ыш-ыш-ыш – боится кошки мышь второй знак “Мяч”

игра с мячом “Договори- шка”, какое слово получится? (стоим)

Ша-ша-ша, ша-ша-ша – мама моет малыша

Знак “вопрос” отгадаем ребусы (садимся)

Шу-шу-шу, шу-шу-шу – я письмо пишу

Знак “Кочки” переберёмся через болото. Но только по тем кочкам где есть предмет со звуком Ш проговариваем, решаем, идём

Ши-ши-ши – что-то шепчут камыши

Кажется, мы пришли в далёкую страну кто же здесь живёт? Бездомная кошка и собака Что значит, почему так получается, что делать?

Покажем кошке: (Психогимнастика).

Мы умеем улыбаться,

Мы умеем удивляться,

Сердимся мы иногда.

Не кричим мы никогда!

Слушаем, запоминаем. Драматизация стихотворения Демьяненко “Бездомная кошка” - пальчиковая игра и маски.

6 Кошка предлагает нам сыграть в игру “лото” согласование притяжательных местоимений (мой, моя, мои) с существительными ([ш]). (На ковре)

Молодцы, но кажется, нам пора домой. Давайте ляжем на наш волшебный ковёр, закроем глазки и он нас перенесёт обратно домой.

Длинное было путешествие что вам понравилось? Мы с вами ещё поиграем на других занятиях.

Самоанализ подгруппового занятия по развитию речи и автоматизации звука [Ш]

На занятии присутствовали дети старшеё группы (6), посещающие логопункт, со схожими речевыми нарушениями и находящиеся на одной ступени коррекционной работы над звуком Ш. Занятие соответствовало плану коррекционной работы и требованиям программы.

Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. Также были использованы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения. На занятии были использованы авторские игры Лебедевой, что повысило внутреннюю мотивацию детей к коррекционно- образовательному процессу.

На занятии были поставлена следующая цель: развитие речи, формирование звуковой стороны речи, которая достигалась путём решения следующих задач:

Коррекционно-образовательные: обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объёме, автоматизировать звук Ш; расширять словарный запас, обучать согласовывать существительные с прилагательными, существительные с притяжательными местоимениями и изменять их по падежам.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику, речевое дыхание, умение передавать разнообразные интонации (высота, сила голоса).

Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям, контроль за собственной речью, формировать навыки сотрудничества, умение слушать собеседника не перебивая, воспитывать эмоциональное сочувствие обездоленным.

С интеграцией областей: социализация, здоровье, чтение художественной литературы, театрализация.

Цель занятия была доведена до детей, была им понятна и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.). Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), применение дополнительных наглядных опор (картинок), демонстрация образа отдельного действия и деятельности в целом. Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.

С целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата детей к занятию была использована игровая гимнастика “Сказка о весёлом язычке”. Для закрепления правильного произношения звука и развития мелкой моторики рук, а также для работы над выразительностью речи и речевым дыханием – заучивание и обыгрывание стихотворения Демьяненко “Бездомная кошка”. Для обучения детей согласовывать прилагательные с существительными в косвенных падежах использовалась игра “День – ночь”, для обучению согласовывать существительные с притяжательными прилагательными использовалась игра “лото”.

На протяжении всего занятия у детей поддерживался интерес, чему способствовала, динамика занятия, сюрпризный момент – появление героев стихотворения бездомной кошки и домашней собаки (картинки на фланелеграфе). Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления).

На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Так как считаю создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия. Дети проявляли положительный эмоциональный настрой и достигли поставленных целей. Речь детей была правильной, чёткой, эмоциональной. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья

Тема занятия: Дифференциация звуков С – З (Сь – Зь) .

Цель: закрепление навыков дифференциации звуков и букв З-С в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1.Ззакреплять знания о звуках З-С.

2.Дифференцировать парные согласные в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

3.Соотносить звуки и буквы с символами.

Коррекционно-развивающие:

1.Развивать фонематическое восприятие и совершенствовать навыки письменной речи.

2. Развивать связную речь.

Коррекционно-воспитательные:

1.Воспитывать самоконтроль и умение работать в парах и коллективно.

2. Воспитывать желание активно работать на занятии.

3. Воспитывать любовь к животным и к родному краю.

Занятие построено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Для активизации познавательной деятельности детей занятие проводила в форме игры «Д.А.» .

Использовала логопедические методы и приёмы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.

Метод обсуждения изучаемого материала - активное взаимодействие учителя-логопеда с учащимися через беседу, что показало наличие у детей определённого запаса знания на данную тему, которые были необходимы в работе, что привело к правильному результату.

Метод демонстрации (показа) обеспечил эффективное восприятие и осмысление детьми артикуляционных образов звуков при произношении и связь их с буквами. Обучающий результат данного метода состоит в обогащении учащихся правильными знаниями.

На протяжении всего занятия используется словесный метод- беседа, который позволяет контролировать усвоение материала учащимися.

Частично-поисковый (эвристический) метод - использовался в целях постепенного приближения логопатов к самостоятельному решению проблем, а в данной ситуации это выбор необходимой буквы и определение правильности её написания.

Методы стимулирования и мотивации интереса к учению с целью психологической настройки, побуждения к учению.



Методы контроля и самоконтроля з а эффективностью учебно-познавательной деятельности в устной и письменной работе.

Метод поощрения использовался при каждом правильном ответе ученика для создания ситуации возникновения острого желания действовать таким же образом, чтобы испытать состояние психического комфорта как можно чаще.

На занятии продемонстрированы возможности эффективного использования современных наглядных методов обучения. (Мультимедиа компонент вводится при повторении пройденного, закреплении изученного материала, во время выполнения практической работы, так как он помогает:

· улучшить восприятие информации;

· развивать визуальное восприятие;

· улучшить память, внимание;

· усилить мотивацию к образовательному процессу.)

На занятии применялись образовательные технологии, которые обеспечивали комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития и обучения логопатов, реализацию его природного потенциала:

· здоровьеразвивающая;

· информационно-коммуникативная технология;

· личностно-ориентированного подхода;

· элементы проблемно-диалогической технологии;

· технология сотрудничества;

· технология объяснительно-иллюстративного обучения;

Использование данных технологий при проведении занятия обусловлено той целью и задачами, которые были поставлены.

На данном занятии дети отрабатывали механические навыки движения руки, используя методы: письмо в воздухе, письмо глазами, тактильные ощущени.

К ожидаемым результатам можно отнести:

· повышение активности учащихся на уроках в классе;

· улучшение результатов обучения;

· использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

В основу проведения занятия было заложено сотрудничество всех участников процесса, т.к. такой вид занятия существенно повышает мотивацию учения, продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу каждого ученика, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление.

Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности с соблюдением всей необходимой поэтапности .

При введении в тему учащиеся через проблемную ситуацию сами определили тему занятия.

· способ «Письмо в воздухе»- закрепление образа через развитие координации движений руки;

· способ «Письмо глазами»- закрепление образа через зрительную гимнастику;

· способ «Письмо на спине»- закрепление образа через тактильные ощущения

В занятие для снятия усталости и напряжения была включена динамическая пауза «Игра с мячом», «Колокольчики» которая внесла эмоциональный заряд на занятие и совершенствовала общую моторику.

Этап дифференциации букв з-с в словах был проведён через игру «Помоги животным» на компьюторе.....На этапе самостоятельной работы «записать названия животных» учащиеся показалихороший уровень усвоения правильного написания слов с буквами з-с.

Дифференциация букв з-с в предложении проходила через развитие мышления, памяти, словаря и развитие речи.

В конце занятия проведена рефлексия. Выявлено их эмоциональное состояние детей.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме, цели и задачам занятия. Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия. Смена видов деятельности позволила предотвратить утомляемость от работы. Дети динамично переключались с одного вида деятельности на другую.

На занятии сочетались индивидуальные, парные и групповые формы организации учебной деятельности.

В течение занятия данные формы организации обучения чередовались в связи со сменой видов деятельности учащихся. Предъявлялись адекватные требования с учётом речевых возможностей и личностных особенностей каждого ребёнка. На каждом этапе занятия использовался метод поощрения учащихся.

Создавала ситуацию успеха каждому ребенку и всей подгруппе в целом, как в личной оценке, так и со стороны третьего лица.

В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи детей. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы. Практиковала ответы хором, т.к. они снимают напряжение и активизируют неуверенных в себе детей.

Система работы учащихся хорошо прослеживается на данном занятии. Учащиеся были хорошо организованы и активны на разных этапах занятия. Внимательно слушали, давали ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, соблюдали речевой этикет при общении, пользовались символами, приходили к общему решению, формулировали собственное мнение и позицию, учились договариваться, делали выводы, что говорит о деятельностном подходе в обучении.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.

Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные формы, методы и приёмы обучения считаю рациональными и целенаправленными на достижение главной цели, так как они обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены в полном объеме и цель достигнута.

Индивидуальные планы с работы с учащимися младших классов, имеющими нарушения устной и письменной речи

Индивидуальный план работы по коррекции ФНР

Этапы Содержание работы
Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Дифференциация гласных и согласных звуков. Слоговой состав слова. Деление слов на слоги. Различать понятия “звук”, “твердый звук”, “мягкий звук”, “глухой звук”, “звонкий звук”, “слог”, “предложение”.
Развитие фонематической стороны речи -выделить определенный звук из ряда других звуков; -определять наличие (отсутствие) заданного звука в слове; - повторять ряды слов и слогов с оппозиционными звуками; - самостоятельно делать выбор слова с заданным звуком; - называть ряд слов, содержащих определенный звук. - воспроизводить заданные ритмические рисунки; - сочетать отстукивания ритма и проговаривания; - производить элементарный звуковой анализ и синтез.
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; - заучивать наизусть рифмованные фразы. - читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы; - отвечать на вопросы о содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;

Индивидуальный план работы по коррекции нарушений устной и письменной речи, обусловленных ОНР

Этапы Содержание работы
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Слоговой состав слова. Деление слов на слоги.
Общее понятие о частях слова (корень, окончание, суффикс, приставка). Дифференциация предлогов и приставок. Уточнение понятий: существительное, прилагательное, глагол и согласование в предложениях. Знакомство с антонимами, синонимами, омонимами. Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Восполнение пробелов в формировании связной речи

Индивидуальный план работы по коррекции нарушений устной и письменной речи, обусловленных ФФНР

Этапы Содержание работы
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Слоговой состав слова. Деление слов на слоги.
Совершенствование лексико-грамматической стороны речи. Совершенствование фонематического анализа и синтеза. Общее понятие о частях слова (корень, окончание, суффикс, приставка). Дифференциация предлогов и приставок. Уточнение понятий: существительное, прилагательное, глагол и согласование в предложениях. Знакомство с антонимами, синонимами, омонимами. Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Восполнение пробелов в формировании связной речи Развитие навыков построения связного высказывания: - установление последовательности событий; - совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

Сонорная группа звуков (Р, Рь, Л, Ль)

Этапы Содержание работы Виды
Развитие общей моторики Гимнастика.Развитие мелких движений пальцев рук. Развитие речевого слуха, зрительного, внимания и памяти. Развитие подвижности артикуляционного аппарата
Постановка и коррекция звука Знакомство с артикуляцией звука Специальные упражнения для звука [Р] 1. Работа над вспомогательными звуками: многократные удары кончика языка у верхних десен (шепотное т - т - т); присоединение голоса(.д - д - д.);. выполнение сильного задували, вызывающего дрожание кончика языка (т - т - т - ттрррр) 2. Механическая помощь при постановке звука: удерживание кончика языка у верхних десен шпателем; вызывание дрожания кончика языка от звуков “зззз., ЖжжЖ., чаще дддд, (упражнение “Балалайка”). Специальные упражнения для звука [Л]: - вызывание межзубного [Л]: “Улыбка”; прикусывание языка посередине и дутье на него (язык широкий); так же, с последующей артикуляцией гласных без участия голоса - постановка звука [Л] от вспомогательных звуков [А] или [Ы]: “Качели” (для губного [Л]); “Качели” с одновременным произнесением А-А-ААА, или “ы ыыыы”. - механическая помощь при постановке звука: прижатие шпателем широкого языка к верхним деснам. Коррекция звука. 1)Показ артикуляции перед зеркалом. 2) Показ профиля данного звука. З)Показ положения языка кистью руки. 4)Наглядная демонстрация вибрации языка. 5) Закрепление артикуляционных упражнений Упражнения для развития физиологического и речевого голоса и дыхания.
Автоматизация поставленного звука в речи; развитие фонематического восприятия, фонематических представлений к аналитическо-синтетической деятельности Работа над звуком 1) Звук в слоге: открытом; закрытом; в звукосочетаниях 2) Звук в слове: в начале; в середине; в конце; в сочетаниях с гласными 3) Звук в предложении. 4) Звук в тексте. 5) Пословицы, поговорки, стихи. 6) Скороговорки. Развитие фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и фонематических представлений 1) Узнавание звука на фоне слога, слова. 2) Формирование фонематического анализа З) Развитие семантической деятельности 4) Развитие фонематических представлений 5) Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая). 1) Произнесение слов, слогов и предложений. 2)Работа с таблицами. 3)Работа с игровым материалом, картинками. 4) Чтение текстов. 5)Работа с деформированным текстом. б) Заучивание и проговаривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок. 1)Определить первый звук в слоге, слове. 2)Определить последний звук в слове. 3)Назвать все входящие в слово звуки. 4)Определить количество звуков. 1)Составь из названных звуков слог,слово. 2)Игра с мячом “Доскажи словечко” 3)Составить из букв разрезной азбуки слово.
Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Работа над следующим звуком 1)Продолжение работы над чистотой и легкостью произношения. 2)Введение звука в самостоятельную речь.

Индивидуальный план работы по коррекции недостатков устной речи.

Свистящая и шипящая группа звуков[с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], аффрикат [ц]

Этапы Содержание работы Виды
Развитие общей моторики Гимнастика. Развитие мелких движений пальцев рук. Развитие речевого слуха, зрительного, внимания и памяти. Развитие подвижности артикуляционного аппарата Выполнение упражнений Работа на логопедических занятиях Самостоятельная работа дома Игровые приемы и упражнения Упражнения перед зеркалом
Постановка и коррекция звука Автоматизация поставленного звука в речи; развитие фонематического восприятия, фонематических представлений к аналитическо-синтетической деятельности Знакомство с артикуляцией звука. Специальные упражнения для звуков с,сь з, зь‚ц 1. Работа над вспомогательными звуками: многократные удары кончика языка у верхних десен (шепотное - с нижнего подъема “т-т-т”); с присоединением голоса(“д -д – д”); выполнение сильного задувания, вызывающего звуки “тс-с-с”. 2. Механическая помощь при постановке звука: удерживание кончика языка у нижних резцов шпателем; образование холодной струи воздуха (упражнение “Ледяная горка”). Специальные упражнения для звуков Ш, Ж от “Чашечка”, от Р. Работа над звуком 1) Звук в слоге: открытом; закрытом; в звукосочетаниях. 2) Звук в слове: в начале; в середине; в конце; в сочетаниях с гласными. 3) Звук в предложении. 4) Звук в тексте. 5) Пословицы, поговорки, стихи. 6) Скороговорки Развитие фонематического восприятия, аналитико - синтетической деятельности и фонематических представлений 1)Показ артикуляции перед зеркалом. 2) Показ профиля данного звука. З)Показ положения языка кистью руки. 4)Наглядная демонстрация вибрации языка. 5) Закрепление артикуляционных упражнений
1. Узнавание звука на фоне слога, слова. 2. Формирование фонематического анализа. 3. Развитие синтетической деятельности. 4. Развитие фонематических представлений. 5. Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая). 1)Произнесение слов, слогов и предложений; 2) Работа с таблицами; З)Работа с игровым материалом, картинками; 4) Чтение текстов; 5)Заучивание и проговаривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок. Составить из названных звуков слог, слово. Дать полный ЗБА слова. 1)Подобрать слово на заданный звук, слог. 2) Придумать слово по количеству звуков, слогов. 3) Подобрать картинки на звук. 1) Пересказ различных текстов. 2) Составление рассказов: - по опорным словам; - по сюжетным картинкам;
Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Продолжение работы над чистотой и лёгкостью произношения. Введение звука в самостоятельную речь. Чтение слогов, слов, предложений, текстов. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашние тетради

Анализ результатов индивидуальной работы с детьми 2 класса зачисленных на логопедический пункт(Артем П. и Вика М.)

Коррекционно-логопедическая работа с обучающимися, имеющими нарушения устной и письменной речи, осуществлялась на фронтальных и индивидуальных занятиях.

Основная цель фронтальных занятий – первоначальное закрепление поставленных звуков в различных фонетических условиях, развитие устной и письменной речи.

Основная цель индивидуальных занятий – выбор и применение комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевой патологии.

Планирование работы осуществлялось по программам: «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи», Г.А.Каше, Т.Б.Филичева; «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина; «Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР», Н.В.Нищева: «Учим говорить правильно», Т.А.Ткаченко.

Занятия проводились на основании предварительно проведенной диагностики и в соответствии разработанного коррекционного плана работы на период практики. Для детей с общим недоразвитием речи были составлены индивидуальные планы коррекционной работы. У детей, имеющих ФФНР, ФНР, наблюдались нарушения в произношении звуков. При устранении нарушений звукопроизношения к детям был применен индивидуальный подход. Лексический материал при изучении звуков был насыщен, и доступен детям с учетом их речевых возможностей.

При обследовании двух детей 2 класса Артема П. и Вики М. были выявлены ФНР, ФФНР, ОНР. Дети имеют нарушения в звукопроизношении и несформированность фонематических процессов. Это проявляется заменами букв, нарушениями слоговой структуры и звуконаполняемости слов, а также нарушениями употребления лексико-грамматических категорий и ошибками в построении предложений.

Исходя из этого, были поставлены следующие задачи по преодолению нарушений в устной речи детей:

Коррекция произношения;

Развитие фонематического слуха;

Подготовка к обучению грамоте;

Развитие навыков анализа звукового состава слова;

Обогащение лексического запаса;

Овладение синтаксическими конструкциями;

Развитие связной речи.

Логопедическая работа с детьми начиналась с уточнения артикуляции имеющихся у детей (сохранных) звуков. В процессе развития звукопроизношения у детей воспитывалось внимание к звуковой стороне речи: - умение вслушиваться в речь; - различать и воспроизводить отдельные элементы речи; - удерживать в памяти воспринятый на слух материал; - слушать звучание собственной речи и исправлять свои ошибки.

По мере овладения новыми звуками дети на занятиях постепенно знакомились с изменением форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Второклассники с ОНР, имеют нарушения в произношении звуков, которые сочетаются с недоразвитием фонематических и лексико-грамматических средств языка. Характеризуя словарный запас этих детей, следует отметить не только ограниченность, но и недостаточное понимание значений слов, особенно тех, которые редко используются в обиходе. Слова, понимание которых обусловлено контекстом, часто воспринимаются недостаточно дифференцированно и полно, т.к. дети не полностью осознают смысловую общность значений слов, что приводит к своеобразному их употреблению, частым заменам, как по смысловому, так и по звуковому и морфологическому признакам. Недостаточное умение пользоваться способами словообразования задерживает развитие словарного запаса у детей. Одним из существенных проявлений недостаточности грамматического оформления речи является низкий уровень способности строить предложения. Отставание в развитии языковых средств (произношения, словаря, грамматического строя), не может, естественно, не оказать определенного влияния на формирование более сложных видов речевой деятельности.

Основными направлениями коррекционной работы с этими детьми были:

1. Развитие фонематического восприятия. Дифференциация оппозиционных звуков и слогов проводилась не только на слух, но и закреплялась зрительно с использованием схем.

2. Формирование фонематического восприятия проводилось с обязательным участием также и речедвигательного анализатора. Поэтому одновременно с развитием фонематического слуха осуществлялась работа над звукопроизношением.

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Проводилась на материале правильно произносимых детьми звуков.

4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. На протяжении всех занятий расширялся, уточнялся и закреплялся словарный запас детей. Большая работа проводилась по активизации словарного запаса.

5. Развитие грамматических навыков.

Основными задачами этого этапа являлась работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, серии сюжетных картин и работа над деформированным предложением и текстами.

В результате проведения фронтальных и индивидуальных занятий у детей повысился уровень развития устной и письменной речи.

НАЗОВИ, ЧТО ИЗОБРАЖЕНО НА КАРТИНКЕ. СКОЛЬКО ЗВУКОВ В ЕЕ НАЗВАНИИ?




Самоанализ индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [с] в слогах и словах.

Данное индивидуальное занятие по автоматизации поставленного звука составлено в соответствии с индивидуальным планом коррекционной работы, возрастными и речевыми особенностям ребёнка.

Тема занятия «Автоматизация звука [с] в слогах и словах».

Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [с] в слогах и словах.

Задачи:

    образовательные:

    закреплять артикуляцию и изолированное произношение звука [с];

    упражнять в правильном произношении звука [с] в слогах и словах;

    закреплять умение определять наличие и место звука и буквы в словах;

    упражнять в правильном согласовании существительных с числительными, в употреблении существительных в родительном падеже;

    коррекционно – развивающие: развивать фонематическое восприятие, память, внимание, мышлении, интонационную выразительность, мелкую моторику.

    воспитательные: воспитывать мотивацию к логопедическим занятиям.

Тип занятия – повторение и закрепление ранее полученных знаний.

Цели и задачи занятия сформулированы в соответствии с особенностям учебного материала и индивидуальными особенностями воспитанника. При их постановке преследовала единство коррекционно – развивающих, обучающих и воспитательных задач. Коррекционные задачи ставила конкретно и ориентировала их на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы в ходе данного занятия. Определяя тему занятия и формулируя учебную цель в ходе урока, привлекала к этому ребёнка.

Целеполагание (планирование) определило выбор методов и приёмов учебно – коррекционной работы. В свою очередь, выбор методов и средств обучения осуществлялся исходя из возрастных и индивидуальных психолого-педагогических особенностей воспитанника.

На данном занятии я использовала как традиционные методы работы, такие как:

    наглядные, формирующие яркие, конкретные представления;

    практические, которые приводят в систему полученные знания путем установления связей между отдельными предметами и явлениями;

    словесные, используемые для расширения знаний, систематизации, обобщения,

так и новые педагогические технологии.

Перечислю их, это:

    личностно – ориентированная модель взаимодействия;

    деятельностный подход, который предусматривает самоопределение

темы, постановку учебной задачи, работу с самопроверкой, закрепление во внешней речи, рефлексию деятельности;

    наглядное моделирование речевой деятельности: использование схем, мнемотаблиц.

На уроке использовалась технология дидактического синквейна, над которой я работаю в рамках самообразования. Составляя синквейн, что в переводе с французского обозначает «5 строк», ребёнок выбирал из имеющейся информации существенные элементы, делал выводы и кратко их формулировал.

Методы, используемые на данном занятии, выполняют не только учебную, но и развивающую функцию. Поэтому, использовались задания с опорой на несколько анализаторов, чтобы воспитанник не просто читал, считал, отвечал, но и делал это с включением в активную работу психологических функций. Таким образом, используемые методы и приёмы работали на решение главной цели занятия и поставленных к ней задач.

Осознавая, что грамотное планирование педагогической деятельности способствует выбору оптимальных средств в учебно – коррекционной работе, особенно серьёзно подошла к этому вопросу. Так, с труктура занятия соответствовала целям обучения, воспитания и коррекции. Выдерживая логическую последовательность и взаимосвязь этапов занятия, стремилась к целесообразному распределению времени между ними, обращала внимание на целенаправленность каждого этапа и его подчинённость общей дидактической цели. Продуманная структура занятия была направлена на реализацию принципа динамичности восприятия (задания давались по нарастающей трудности: автоматизация проводилась сначала в слогах, затем в словах, присутствовала смена видов деятельности), что тем самым позволило обеспечить охранительный режим обучения.

Определяя содержание занятия, подбирала лексический, грамматический материал, игры и упражнения для развития познавательных психических процессов с учётом индивидуальных и речевых возможностей воспитанника. Стремилась к тому, чтобы сделать занятие не только интересным, но максимально продуктивным, с высокой речевой активностью ребёнка.

Для этого использовался принцип продуктивной обработки информации:

    самостоятельная обработка (при возможности);

    с помощью учителя – логопеда;

    с использованием наглядного материала.

Коррекционно – развивающая направленность занятия присутствовала

в артикуляционных упражнениях, в использовании мнемотехнологий, схем и алгоритмов, в коррекционно-развивающих играх, при проведении физкультминутки, пальчиковой гимнастики и гимнастики для глаз, в работе с раздаточным материалом.

Разнообразие методов, занимательная форма занятия, игровые приёмы, смена видов заданий, проведение специальных упражнений, сюрпризные моменты - всё это способствовало повышению познавательной активности и сохранению интереса на протяжении всего занятия. В ходе работы процесс обучения и научения превращался в интересную игру.

Так вводная часть занятия дала положительный эмоциональный настрой, что способствовало быстрому вхождению воспитанника в работу. На начальном этапе занятия стремилась вызвать интерес к поставленной цели, была дана возможность воспитаннику высказать свои предложения по решению учебной задачи, был намечен совместный план действий, привлекался личный опыт ребёнка при решении учебной задачи.

При актуализации опорных знаний стремилась сразу вовлечь ребёнка в эту работу. В ходе занятия предлагались разнообразные задания по типу, форме и материалу (словесные, графические, условно – символические). Избегала односторонней направленности в своей деятельности, когда педагог берёт всё занятие «на себя», что нарушает формирование обратной связи «от ребёнка к учителю».

Методы и приёмы работы старалась скомбинировать таким образом, чтобы реализовалось соотношение знаний, полученных «в готовом виде» и в самостоятельном поиске. Помогала воспитаннику доказать свою точку зрения, а если ребёнок и принимал версию педагога, объясняла почему она верна. Используя имеющийся, пусть даже небольшой, интеллектуальный и творческий потенциал ребёнка, старалась грамотно направить его работу. Стремилась к формированию потребности в речи, обеспечивала мотивированность самого высказывания, используя при этом речевые опоры.

Подводя итог занятия, оценивала не только правильность ответов, но и

то, как ребёнок рассуждал, какой способ использовал, где возникали трудности и почему, использовалась и самооценка воспитанника. Рефлексия, проведённая с использованием синквейна, дала мне возможность оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала, так как синквейн носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций,

При демонстрации наглядных пособий акцентировала внимание в нужном направлении, при необходимости поясняла рассматриваемый объект, проводила словарную работу, выслушивала ответы, использовала наглядность схематического плана. Применяя наглядные пособия, помнила о том, что они должны стимулировать интеллектуальный компонент, а не выступать в роли развлекательного фона. Любую картинку, схему, таблицу использовала для решения определённой дидактической задачи. Для активизации учебного процесса использовала компьютерные технологии. Система поощрения также позволила поддерживать интерес воспитанника на протяжении всего занятия. Эмоциональность, темп речи, смена интонации позволяли предупредить утомляемость ребёнка.

Учитывая то, что с нового учебного года, внедряется ФГОС для детей с ОВЗ, старалась формировать личностные ууд : а именно, внутреннюю позицию воспитанника на уровне положительного отношения к школе, на принятие образца «хорошего ученика»; личностное самоопределение в учебной, социально-бытовой деятельности. Среди регулятивных универсальных учебных действий обращала внимание на овладение умениями:

    принимать и сохранять учебную задачу;

    планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

    учитывать установленные правила в планировании и контроле

способа решения;

    осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

    оценивать правильность выполнения действия.

Развивая коммуникативные универсальные учебные действия у ребёнка , обращала внимание на развитие монологического высказывания, формулирование собственного мнения.

З анятие старалась провести в соответствии с требованиями СанПиНа, для этого использовала здоровье сберегающие технологии:

    соблюдение правильной осанки при различных видах учебной деятельности;

    активный двигательный режим на занятии;

    гимнастика для глаз;

    пальчиковая гимнастика;

    пропаганда ЗОЖ (где, когда, зачем тебе это пригодится в жизни).

Интенсивность урока соответствовала возможностям воспитанника.

Таким образом, чёткая постановка целей занятия, определение его структуры и преемственность этапов, отбор методов с опорой на несколько анализаторов и определение их рациональной комбинации (последовательности), рефлексия – это те условия, которые помогали мне стремиться к качественному проведению занятия.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

АНАЛИЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Данное логопедическое занятие проводилось в индивидуальной форме с учеником 1класса, с логопедическим заключением: несформированность речевых и языковых средств у ребенка с моторной алалией. Тема занятия «Автоматизация звуа [ш] в слогах и словах».

Поставленные учителем - логопедом тема, задачи занятия, подбор речевого материала соответствовали этапу коррекционной работы, возрасту ребенка и перспективному плану. Задачи занятия сформулированы логично и последовательно. занятие логопедический речевой алалия

К началу занятия учитель - логопед подготовила оборудование, наглядный и дидактический материал, который был необходим для реализации поставленных целей. Весь материал и оборудование эстетично оформлено, расположено соответственно этапам занятия.

Занятие составлено методически правильно. Последовательность этапов соответствовала принципам логопедической работы. На первом этапе занятия (организационном) учитель - логопед заинтересовала, расположила на общение и настроила ребенка на работу. Каждые последующие части занятия были направлены на развитие речевых и неречевых функций, продолжительность которых составляла 6 - 7 минут, за исключением этапа №5 (на этом этапе изучаемый звук разбирался тщательно и подробно). Переход от одной части к другой осуществлялся четко и последовательно согласно конспекту занятия. Длительность занятия составила 40 минут, что соответствует продолжительности урока в школе.

Занятие было построено в едином игровом сюжете: задания и игры с персонажем. Занятие соответствовало календарно - тематическому плану учителя - логопеда. Различные виды заданий способствовали подержанию интереса и активизации мыслительной деятельности воспитанника в процессе всего занятия. Логопед использовала их с чередованием разных форм активности. Была своевременная подача и смена наглядности. Инструкции давались четко и требования выполнения заданий соответствовали задачам занятия. Широко использовались приемы для активизации познавательной деятельности, такие как метод сравнения (сравнивали звуки по тактильным ощущениям), использование наглядности (условные обозначения характеристик артикуляционной позы и акустических признаков), логопед всегда использовала наводящие и подсказывающие вопросы и добивалась ответа от ребенка.

На протяжении всего занятия логопед удерживала внимание ребенка и вызывала интерес к работе. Речь логопеда грамотная, четкая, эмоциональная и доступная. В ходе занятия учитель - логопед следила за правильным произношением ребенка. Тактично и спокойно исправляла ученика. Затем просила повторить несколько раз. На протяжении всего занятия прослеживался учет логопедом индивидуальных особенностей ребенка. При видимом волнении и психо-физиологических особенностей ребенка, логопед добилась концентрации внимания с помощью неторопливого темпа ведения занятия и предоставлению паузы для ответа. В конце занятия логопед подвела итог, похвалила ребенка и настроила на дальнейшую работу и самоконтроль.

В результате проведенного занятия, достигнуты поставленные цели. Использованные приемы доказали свою эффективность - ребенок справлялся с заданиями с минимальными ошибками. Учитель - логопед проявил профессионализм и умение создавать «ситуацию успеха» для достижения поставленных педагогических и коррекционных задач.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Анализ оборудования и материалов логопедического кабинета, его нормативной документации, предъявляемые требования, содержание. Список детей с логопедическим заключением. Разработка конспекта фронтального, индивидуального занятия и методика их проведения.

    отчет по практике , добавлен 16.01.2014

    Психолого-педагогическая характеристика детей с моторной алалией. Принципы, методы коррекционного воздействия. Экспериментальное изучение детей с моторной алалией. Методика исследования уровня речевого недоразвития. Констатирующий эксперимент, его анализ.

    курсовая работа , добавлен 02.02.2011

    Психолого-педагогическая характеристика ребенка. Перечень рекомендаций родителям детей с ОНР. Анализ фронтального занятия логопеда. Конспект фронтального занятия по подгруппам в группе детей с общим недоразвитием речи (3 уровень) 1 год обучения.

    отчет по практике , добавлен 02.01.2011

    Развитие пассивного и активного словаря в норме, их значение. Особенности развития речи детей с моторной алалией. Характеристика активного и пассивного словаря у детей с моторной алалией. Общие сведения по развитию речи у детей с моторной алалией.

    курсовая работа , добавлен 03.02.2011

    Режим работы школьного логопедического пункта и расписание логопедических занятий. Основные виды планирования работы учителя-логопеда. Темы, методы, приемы коррекционно-логопедической работы, используемые логопедом при индивидуальной и групповой работе.

    отчет по практике , добавлен 23.07.2015

    Лабораторное занятие как форма организации обучения. Педагогические основы проведения семинарского занятия. Методика проведения лабораторного занятия. Анализ ГОС и учебного плана по специальности Менеджмент и учебной программы по дисциплине "Статистика".

    курсовая работа , добавлен 23.01.2008

    Понятие моторной алалии, ее причины. Значение изобразительной деятельности в развитии дошкольника с общим недоразвитием речи. Коррекционная работа по развитию словаря качественных прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией.

    дипломная работа , добавлен 11.08.2016

    Анализ проблем взаимоотношений "учитель-ученик" в образовательном процессе. Критерии результативности взаимодействия преподавателя и учеников-подростков. Оценка взаимосвязи между качествами личности учителя и эффективностью их общения с учеником.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2014

    отчет по практике , добавлен 27.07.2010

    Предмет, цели и задачи логопедии. Рассмотрение специальных принципов логопедического воздействия. Изучение практических, наглядных и словесных методов обучения. Структура и содержание индивидуальных логопедических занятий для детей с нарушением речи.

Важным элементом педагогической деятельности являются анализ и самоанализ своего занятия. Это одна из самых продуктивных мер повышения квалификации. Качество анализа и самоанализа зависит от многих факторов и прежде всего от привычки учителя-логопеда к рефлексии своих действий и тех результатов, к которым они привели или могут привести. Предлагаемые схемы предназначены для логопедов, работающих в ДОУ.

Схема анализа логопедического занятия
Ф.И.О. логопеда______________________________________________________
Город (район) ___________________ ДОУ ___________________ дата ________
Анализирующий _____________________________________________________
Цель посещения ______________________________________________________
Этап работы _________________________________________________________
Форма занятия (индивидуальное, фронтальное, подгрупповое)______________
Тема _______________________________________________________________
Возраст, количество детей _____________________________________________
1. Место данного занятия в системе занятия по теме.
2. Место данной темы в общей системе логопедической работы.
3. Подготовленность данного занятия предыдущим обучением и связь с последующим.
4. Анализ целей и задач занятия:
- правильность постановки;
- соответствие содержанию занятия;
- единство коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной задач;
- способы постановки и доведения до детей (ребенка);
- степень достижения.
5. Анализ структуры и организации занятия:
- соответствие теме, цели, задачам;
- основные этапы, их логопедическая последовательность и взаимосвязь;
- четкость перехода от одного этапа к другому;
- целесообразность распределения времени между этапами занятия;
- наличие плана занятия и организация его выполнения логопедом;
- продолжительность занятия и его этапов;
соответствие фактического хода занятия запланированному;
- отступления от конспекта, их причины.
6. Анализ этапов занятия:
- содержание этапов, подготовка детей к предстоящему этапу;
- соответствие учебного материала программе, перспективному плану работы, речевым и возрастным особенностям ребенка (группы детей);
- адекватность выбора речевого материала задачам занятия;
- методы и приемы, используемые на отдельных этапах, их соответствие целям занятия;
- реализация дидактических принципов обучения;
- эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и ТСО;
- степень усвоения нового материала;
- подведение итогов занятия и деятельности детей (ребенка).
7. Оценка коррекционной направленности занятия:
смена видов деятельности; - своевременное и качественное проведение физкультурных пауз;
- посильность речевого и дидактического материала;
- разнообразие, взаимосвязь, обоснованность выбора методов и приемов обучения;
- соответствие использованных методов и приемов возможностям детей (ребенка);
- включение заданий с опорой на несколько анализаторов;
- индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми;
- доступность и четкость инструкций, эффективность помощи логопеда;
- упражнения на развитие общей и тонкой моторики.
8. Анализ работы и поведения детей на занятии:
- общая оценка работы группы (ребенка);
- активность детей (ребенка) в процессе занятия;
- устойчивость внимания в начале занятия и на основных этапах;
- особенности речевой и неречевой деятельности детей (ребенка);
- формирование у детей (ребенка) общеучебных и специальных умений и навыков;
- степень сформированности структуры деятельности;
- выполнение единых требований;
- качество выполнения заданий детьми (ребенком);
- умение детей (ребенка) применять знания в различных ситуациях;
- степень овладения практическими навыками. 9. Личность логопеда:
- знание материала занятия;
- владение методами и приемами работы на занятии;
- осуществление коррекционных приемов обучения;
- умение использовать методические пособия;
речь логопеда (ясность, точность, выразительность, эмоциональность);
- соотношение речи логопеда и детей (ребенка);
- мастерство педагогического общения.
10. Оценка самоанализа, сделанного логопедом в ходе ответов на вопросы, поставленные проверяющим _________________________
11. Результаты занятия:
- достижение цели, задач занятия;
- оптимальность обучающих действий логопеда;
- тенденции в речевом развитии и коррекции детей (ребенка);
- оценка занятия в соответствии с возможностями детей (ребенка);
- качество знаний, умений, навыков, полученных детьми (ребенком).
12. Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы других логопедов ______________________________________________
13. Недостатки занятия:
- диагностика причин ________________________________________________
- предложения по их устранению_______________________________________
14. Общие выводы и предложения ______________________________________
15. Рекомендации логопеду по самообразованию на основании выводов и предложений ________________________________________

Схема самоанализа
логопедического занятия

1. Место разбираемого занятия в системе занятий по изучаемой теме.
2. Обоснование целей и выполнение намеченного плана занятия.
3. Характеристика логопедом ребенка (группы).
4. Мотивировка отбора материала для данного занятия.
5. Психологическая и педагогическая оценка системы заданий и упражнений, выполненных детьми на занятии.
6. Мотивировка выбора методов занятия, оценка соответствия данных методов целям и содержанию занятия.
7. Удовлетворенность или неудовлетворенность логопеда занятием (его отдельными частями).
8. Меры, намечаемые логопедом по устранению отмеченных недостатков.
9. Оценка и обоснование достигнутых на занятии результатов.
10. Самооценка как одно из условий творческой работы логопеда.
Этот перечень вопросов, конечно, нельзя назвать исчерпывающим. На наш взгляд, возможно проведение анализа и самоанализа не по всем параметрам, а, например, по двум-трем из перечисленных. Это зависит от того, какую задачу ставит перед собой логопед. Важно только, чтобы самоанализ проходил сразу после занятия, под влиянием свежих впечатлений. Он лежит в основе начала подготовки к новому занятию.



Что еще почитать