Растение и среда. Конспект урока: Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растения и окружающая среда Растения и окружающую среду соединений

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Характеристика основных групп растений по отношению к воде. Анатомо-морфологические приспособления растений к водному режиму. Физиологические адаптации растений, приуроченных к местообитаниям разной увлажненности.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2002

    Общее описание царства растений, характеристика их органов: корень, лист, побег, цветок, плод и семя. Отличительные черты водорослей, лишайников, мхов, хвощей, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений, их роль в природных сообществах.

    шпаргалка , добавлен 15.03.2011

    Земные и космические факторы жизни растений. Солнечная радиация как основной источник света для растений. Фотосинтетически и физиологически активная радиация и ее значение. Влияние интенсивности освещения. Значение тепла и воздуха в жизни растений.

    презентация , добавлен 01.02.2014

    Сущность понятия "фотопериодизм". Нейтральные, длиннодневные, короткодневные растения. Свет и его роль в жизни растений. Экологические группы растений по отношению к свету. Адаптация растений к световому режиму. Локализация фотопериодических реакций.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2011

    Задачи современной селекции, породы животных и сорта растений. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции растений: гибридизация и отбор. Самоопыление перекрестноопылителей (инбридинг), сущность явления гетерозиса.

    реферат , добавлен 13.10.2009

    Определение понятий "засуха" и "засухоустойчивость". Рассмотрение реакции растений на засуху. Изучение типов растений по отношению к водному режиму: ксерофитов, гигрофитов и мезофитов. Описание механизма приспособления растений к условиям внешней среды.

    реферат , добавлен 07.05.2015

    Фитоиммунитет и его виды. Типы повреждений растений насекомыми и клещами. Связь между устойчивостью к вредителям и поражением растений возбудителями заболеваний. Основные факторы групповой и комплексной устойчивости растений к патогенным агентам.

    курсовая работа , добавлен 30.12.2002


Как и все живые организмы, растения находятся в непрерывном взаимодействии с окружающей их средой, осуществляемом путем обмена веществ. В процессе создания органического вещества они используют лучистую энергию солнца, поглощают из воздуха углекислый газ, а из почвы - воду с растворенными в ней минеральными элементами питания. При этом в окружающий воздух растения выделяют свободный кислород.

Создаваемые растениями первичные продукты фотосинтеза подвергаются затем сложным превращениям, заканчивающимся образованием сахара, крахмала, белковых веществ.

В процессе дыхания растения поглощают из окружающего воздуха кислород, необходимый для окисления углерода и водорода, а конечные продукты этого процесса - углекислый газ и вода - выделяются в окружающую среду.

Интенсивное дыхание - одно из проявлений быстрого роста растений. Но не все органы растений находятся в одинаковых условиях в отношении снабжения их кислородом. Если все надземные органы растений, соприкасаясь со всех сторон с атмосферным воздухом, никогда не испытывают недостатка в кислороде для дыхания, то корни, развивающиеся в почве, куда проникновение кислорода воздуха затруднено, часто испытывают недостаток в нем.

Поэтому одна из важных задач земледелия заключается в создании наиболее благоприятных условий для непрерывного снабжения корневой системы растений кислородом воздуха с помощью разнообразных приемов, поддерживающих рыхлое состояние почвы и улучшающих газообмен между почвой и атмосферным воздухом (обработка почвы, внесение органических удобрений и т. д.).

Постоянное взаимодействие с окружающей средой вызывает соответствующие, непрерывно совершающиеся изменения растительных организмов в направлении приспособления их к изменяющимся условиям среды.

В процессе своего исторического развития зеленые растения выработали разнообразные приспособления, чтобы полнее удовлетворять свои потребности в необходимых им условиях жизни.

Для наиболее полного использования солнечной энергии растения развивают громадную поверхность зеленых листьев, превышающую в несколько раз площадь, занимаемую ими. Площадь листьев одного растения яровой пшеницы, например, составляет 500-700 кв. см, кукурузы и подсолнечника – 5-8 тыс., а тыквы - до 200 тыс. кв. см. Общая листовая поверхность гектара посева большинства с/х растений составляет 3-5 гектаров.

У большинства с/х растений корневая система проникает в почву на большую глубину и сильно разветвляется в стороны. Корни пшеницы, ржи и других зерновых культур могут проникать на глубину до 100-120 см, подсолнечника - до 245 см, сахарной свеклы - до 250 см, а тыквы - более 3 м. Общая длина корней со всеми их разветвлениями измеряется километрами, а у таких крупных растений, как тыква - сотнями километров. К этому следует добавить, что воспринимающая поверхность корней увеличивается во много раз благодаря развитию на них корневых волосков.

Только благодаря огромной всасывающей поверхности корневой системы растения могут добывать из почвы необходимые им количества влаги и питательных веществ даже при ограниченных запасах и большой рассеянности их в почве.

Как и все живые организмы, растения обладают избирательной способностью, заключающейся в том, что для построения своего тела каждый организм активно избирает из окружающей среды, ассимилирует, определенные элементы и в определенном соотношении, в соответствии со своей исторически сложившейся природой, наследственностью, под которой понимается свойство живого организма требовать определенных условий для своей жизни, своего развития.

Растения и необходимые им условия среды представляют единство. Изменяя условия внешней среды, а тем самым и обмен веществ, можно изменять в нужном направлении наследственные свойства и признаки растений, что широко используется в селекционной практике.



Введение

1. Среды обитания и экологические факторы

1.1 Воздушная среда

1.2 Водная среда

1.3 Экологические факторы

2. Адаптация

2.1 Адаптация растений к загрязнению атмосферы

2.2 Адаптация растений к засолениям почвы

2.2.1 Растения и тяжелые металлы

2.3 Адаптация растений к биотическим факторам

2.4 Адаптация растений к абиотическим факторам

2.4.1 Влияние температуры

2.4.2 Влияние света на растения

3. Исследовательская часть

Заключение

Использованные информационные ресурсы при выполнении учебно-исследовательской работы

10.Sbio. info Первое био сообщество: информационный портал: [Электрон. ресурс] // Биотические факторы среды и обусловленные ими типы взаимоотношений организмов [сайт] Режим доступа: www.sbio. info/page. php? id=159 (02.04.10)

Приложение

Фото № 1. Листок осины из парка.

Фото №2. Листок, находящийся рядом с проезжей частью.

Фото №3. Пыль на липкой ленте с листа из парка.


Фото №4. Пыль на липкой ленте с листа, находящегося рядом с проезжей частью.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО БИОЛОГИИ
6 КЛАСС.
ТЕМА: «Взаимосвязь растений с окружающей средой»

УМК: «Ракурс» издательства «Русское слово» к учебнику
Т.А. Исаева, Н.И. Романова «Биология» 6 класс
учитель: Пассова Р.Н.

Технологическая карта урока
Ф.И. О. учителя: Пассова Р.Н.Предмет - биологияКласс – 6классАвтор УМК – «Ракурс» издательства «Русское слово» к учебнику Т.А. Исаевой,
Н.И. Романовой «Биология. 6 класс».
Тема урока – Взаимосвязь растений с окружающей средой
Тип урока – открытие и закрепления новых знаний.
Цель: формирование представлений взаимосвязи растительного мира с окружающей средой
Словарь урока: листовая мозаика, все в природе взаимосвязано.
Ресурсы урока: учебник, живые растения, интерактивное учебное пособие, мультимедийная установка и компьютер.
Планируемые образовательные результаты
Предметные МетапредметныеЛичностные
Сформировать у учащихся представление о взаимосвязи растений с условиями окружающей среды, научить школьников определять по вне6шнему строению растений особенность среды их обитания Регулятивные УУД:
- самостоятельно определять цель учебной деятельности,
- искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
Коммуникативные УУД:
- обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи
Познавательные УУД:
умение работать с текстом, выделять в нем главное. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений Научатся:
- обсуждать в рабочей группе
информацию;
- слушать товарища и обосновывать
свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- выстраивать собственное
целостное мировоззрение,
- устанавливать связь между
целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этап урока (+время) Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 этап. Орг. Момент. 1 мин Приветствие учащихся.
Проверка организации рабочих мест
Приветствие учителя
Самоконтроль готовности учащихся к уроку
2.
Актуализация
Знаний
(3 мин.)
Я вам на урок принесла растение Что не так с ним? Как вы думаете, почему оно завяло?
Какие условия нужны для роста и развития растения?
Учащиеся называют, а учитель рисует схему1Р о почва
А С к вода
С
Р р свет
Т у температура
Е Е ж воздух
Н а кислород
И Д ю углекислый газ
Е щ
А а Я
Растение изъяли из обычной среды обитания: оставили без почвы и воды
Свет, кислород, температура, воздух
3.Мотивация
(3 мин.)
проблемный вопрос: Могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?
Какая тема урока?
Анализируют информацию, высказывают свои мнения
Взаимосвязи растений с окружающей средой
4- 5
Целеполагание и планирование
(5 мин.)

Вопрос к классу:
Подумайте и скажите о чем мы будем говорить?

План урока:
1.Обсудить определение «окружающая среда»
2. Дать определение «среда жизни» Факторы среды
3. Выяснить приспособления возникают у растений на действия условий среды.
(работа по инструктивным карточкам)
4.Влияние растений на среду
В результате урока вы сможете:
- назвать приспособления для выживания в меняющихся условиях среды обитания
- изучить особенности строения растений разных экологических групп
Участвуют в планировании деятельности на уроке, в постановке целей:
Возможные ответы:
1.Одинаковы ли условия жизни в окружающей среде?
2. Что такое среда жизни? Какие среды
Существуют?
3. Чем отличаются растения разных сред обитания?
6. «Открытие
нового
знания»
(20 мин.)
1 вопрос.
2 вопрос.
Физкульминутка(1мин.)
3 вопрос.
4 вопрос Записываем тему урока.
Учитель предлагает вспомнить определение «окружающая среда»
Выслушав ответы, учитель подчеркивает, она отличается разными условиями.Та часть природы, которая окружает живые организмы и оказывает на них определенное воздействие, назыв. средой жизни
Выделяют несколько сред жизни: водную, наземно- воздушную, почвенную и организменную.
Условия этих сред различные, поэтому растения будут разные.
Демонстрация фрагмента интерактивного учебного пособия об условиях жизни растений.
Вывод: наиболее значимые условия кислород, свет, тепло, влага.

Давайте более подробно рассмотрим влияние этих факторов среды на строение растений.
Демонстрация фрагмента интерактивного учебного пособия о влиянии растений на среду жизни
Работа со схемой 1
Вывод: все в природе взаимосвязано
. Записывают определение в тетрадь.
Работают по инструктивной карте
(приложение 1)
Находят информацию.
Выбирают главное
7.Включение нового знания в систему знаний
(4 мин.)
Применение полученных знаний
Учитель предлагает выполнить тестовое задание, выбрав правильный ответ (приложение 2)
Работа с интерактивным учебным пособием. Предлагает выполнить задание Выполняют тест.
Взаимопроверка заданий в паре
учащиеся выполняют задание, предложенное в интерактивном учебном пособии.
8.Рефлексия и оценивание
(3 мин.)
1. Задаёт вопросы:
- Какую проблему мы ставили в начале урока?
- Удалось ли решить поставленную проблему? Всё ли запланированное удалось выполнить? (Если не получилось - почему?)
2. Организует рефлексию, самооценку
Предлагает назвать тему и цели урока.
Выставляет и комментирует отметки - сравнивают цели урока и достигнутые результаты;
- делают выводы
- оценивают свою работу на уроке;
- заполняют анкету(приложение 3)
9. Домашнее задание
(2 мин.)
Параграф 33. Зад. 2, 3, (обяз. для всех).
Индив. зад. стр. 127, это интересно
Повт. пар. 32. Приложение 1.
Инструктивная карточка
1. Изучите особенности строения комнатных растений(алое, бегония, кактус, монстера)
2.Отметьте размеры и окраску листьев
3.Опишите особенности кожицы листа растений(тонкая, нежная, толстая, плотная, глянцевая, покрытая восковым налетом)
4. Рассмотрите опушены ли листья, где расположены устьица.
5. Отметьте особенности других органов.
6. Определите к каким экологическим группам можно отнести ваши растения.
Укажите признаки, на основании которых вы сделали эти выводы
Приложение 2
Выберите правильный ответ:
1. Свет необходим растениям дляа) поглощения минеральных солей б) фотосинтеза
в) движения г) поглощения воды
2. Из почвы растения получают:
а) тепло б) органические вещества
в) свет г) минеральные вещества
3. Солнце – источник
а) света, тепла б) кислорода
в) углекислого газа г) воды
4, Атмосфера - источник
а) света б) органических веществ
в) кислорода г) воды
5. К экологическим факторам неживой природы относится
а) температура б) загрязнение окружающей среды
в) вырубка лесов г) влияние организмов других видов
6. К экологическим факторам живой природы относится
а) загрязнение окружающей среды б) изменение интенсивности освещения
в) изменение длины светового дня г) взаимоотношения между организмами
Приложение 3
Анкета. Фамилия, имя, класс учащегося
На уроке я работал
Активно Пассивно
Своей работай на
уроке я
Доволен Не доволен
Урок для меня показался
Коротким Длинным
За урок я
Не устал Устал
Моё настроение
Улучшилось Ухудшилось
Материал урока для меня был
Интересен Скучен
Свою работу оцениваю
На «5» На «4» На «3»

РастенияЭто те высшие живые
организмы, которые
первыми появились на
нашей планете.
Только они обладают
способностью
ассимилировать
питательные вещества
в форме минеральных
соединений и
превращать их в
органические
соединения,
служащие пищей для
животных.

Для
жизни растений необходимы
определенные условия. Условия жизни
зависят от влияния различных факторов
природы. Важнейшую роль в жизни
растений играют факторы неживой
природы: свет, вода, температура,
минеральные соли. На растения влияют
также и факторы живой природы:
деятельность различных живых
организмов, в том числе и человека. Свет
необходим для жизни растений. Без него
не образуется хлорофилл и не идет
фотосинтез. Свет нужен для нормального
роста растений: у затененного растения
побеги поблекнут и станут длиннее и
тоньше.

Но не все растения
требуют яркого
освещения. Например,
кислица, грушанка,
мятлик лесной и
другие растения растут
в тенистых местах.
Листья этих растений
темно-зеленые. Они
содержат большое
число хлоропластов,
способных улавливать
рассеянный свет.

Тепло
также необходимое
условие жизни растений.
Одни из растений
теплолюбивы, а другие
холодостойки.
Теплолюбивые растения –
южане по происхождению.
Большинство растений
средней полосы и северных
районов нашей страны
холодостойки. Семена их
способны прорастать при
температуре 1-3 С, а всходы
их свободно переносят
легкие весенние заморозки.

Вода нужна растениям.
Она входит в состав
цитоплазмы и
клеточного сока
каждой живой клетки.
Без воды не могут
передвигаться по
растению питательные
вещества, не
происходит
фотосинтез; благодаря
испарению растения не
перегреваются.

Из
воздуха растения
при дыхании
поглощают
кислород, а при
фотосинтезе –
углекислый газ.
Минеральные
вещества поступают
в растения из
почвы, но из них
растениям больше
всего нужны те, что
содержат азот,
фосфор и калий.

Кроме
того, на растения влиюят
окружающие их живые организмы –
животные, другие растения и
микроорганизмы. Животные питаются
растениями, опыляют их, разносят плодыи
семена. Некоторые растения используют
другие в качестве опоры.
Микроорганизмы, разлагающие
растительные остатки, обогащают почву
перегноем и минеральными веществами,
которые доступны растениям.

В свою очередь растения влияют
на окружающую среду. Они
изменяют состав воздуха:
увлажняют его, поглощают
углекислый газ и выделяют
кислород. Растения изменяют
состав почвы. Они поглощают из
нее одни вещества и выделяют в
нее другие. Корневые системы
растений закрепляют склоны
оврагов, холмов, речных долин,
предохраняя почвы от
разрушения. Лесные посадки
защищают поля от суховеев.
Растени, испаряющие много
влаги, например эквалипты,
могут быть использованы для
осушения заболоченных
территорий.

Деятельность человека
может оказывать
отрицательное
воздействие на природу.
Так, неправильное
орошение может вызвать
заболачивание и
засоление почв и
привести к гибели
растений. Вырубка лесов
часто приводит к
разрушению плодородного
слоя почвы и даже
образованию пустынь.
Подобных примеров
можно привести много, и
все они свидетельствуют о
том, что человек
оказывает огромное
влияние на растительный
мир и природу в целом.

Что еще почитать