Психологические различия правополушарных и левополушарных. Особенности обучения правополушарных и левополушарных детей. Какой тип мышления лучше

Левополушарное мышление отвечает за последовательное восприятие информации , шаг за шагом, сначала первое, потом второе и только потом - третье. Такое восприятие растянуто во времени.

Действуя таким способом, мы последовательно, одно за другим, узнаём нечто об этом мире. Этот способ всем нам хорошо известен, т.к. именно ему нас обучали в школах и университетах, именно этот способ наиболее освоен человечеством.

Примером может быть восприятие речевой информации: мы прочитываем сначала одно слово, потом второе, третье, и только после этого у нас складывается некий целостный образ в голове. Мы не можем прочесть сначала третье, потом десятое, а потом первое слово в предложени, - так у нас ничего не выйдет. Нужно соблюдать определенный порядок, алгоритм действий.

В чем особенность правополушарного мышления?

Правополушарное мышление отвечает за единомоментную обработку информации , когда мы «схватываем» сразу весь образ целиком, когда мы видим всю картину разом.

Примером может быть восприятие рисунка или фотографии. Когда мы смотрим на картинку, мы видим ее сразу целиком, и она во всей полноте сразу предстает перед нами. Нам не нужно соблюдать определенный порядок, мы никогда не рассматриваем изображение сторого слева направо и сверху вниз. Наши глаза двигаются хаотично, останавливаясь на тех частях рисунка, где больше деталей или которые привлекли наше внимание.

Какой тип мышления лучше?

  • Левополушарное мышление освоено лучше. Оно незаменимо, когда нужно действовать по правилам, в соответствии со строгими схемами, последовательностью действий. Например, на производстве, в экстренных ситуациях.
  • В ситуациях неопределенности, неполной информации нас спасает правополушарное мышление и восприятие. Когда мы схватываем образ целиком, мы можем упустить из виду какие-то его мелкие детали. Но когда в голове есть целостный образ, мы сами можем извлечь из него такие детали, которые нам осознанно отследить не удалось. Например, зная некоего человека и зная, что он из себя представляет, мы можем с большой долей вероятности предсказать его поведение в тех ситуациях, в которых нам его наблюдать не приходилось.

Важно гибко переключаться между двумя способами мышления и применять их сторого в соответствии с их особенностями.

Кто такие лево и правополушарные и в чём их отличие? Информированность каждого полушария строго ограничивается подчиненной ему половиной тела (левое полушарие управляет правой стороной тела, а правое – левой). Правое полушарие отличный конструктор. Способность на основе части рисунка экстраполировать целое изображение – функция правого полушария. Правое полушарие уверенно обнаруживает абсолютно одинаковые рисунки. Левому полушарию, напротив, легче даются задания по поиску различий. Оно обрабатывает информацию по частям, соблюдая строгую очередность анализа деталей. Правополушарные люди обладают прекрасной пространственной ориентацией, чувством тела, высокой координацией движений. Левополушарные обладают чувством времени, мышечно выносливы. Правополушарные более успешны в изучении геометрии благодаря ее пространственной природе. Алгебра требует логики, последовательного мышления, что является преимуществом левополушарных учащихся. Правое полушарие не понимает знаков "отнять", "умножить", "разделить" и не способно выполнить эти действия. Разве что справится со сложением, и то, если задания будут наилегчайшими, вроде 1 + 2 или 2 + 3. Оно прекрасно справляется с различными заданиями на обобщение и систематизацию. Схватывание целостного образа изображения вместо его поэтапного дискретного анализа мешает правому полушарию овладеть чтением, что и объясняет неуспехи в обучении чтению левополушарными методами. Если у ребенка ведущий глаз левый (что является признаком правополушарности), он не сразу может научиться ориентированию на листе бумаги. Зрение устроено так, что у левши глаз невольно падает на правую сторону книги и тетради. Поэтому он и читает слово с конца. Видит, что получается бессмыслица, и не решается произнести это вслух. Родители же или учитель не понимают, почему ребенок читает с паузами, торопят его, травмируют, тогда, как малышу надо помочь.

Способность к активному воспроизводству речи у правого полушария выражена гораздо слабее, чем к пониманию слов. Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, выполняются ими плохо. В устной речи могут возникать проблемы в грамматике и подборе слов. Возможны смысловые пропуски, особенно, если правополушарный ученик еще и импульсивен. Дети с доминированием левого полушария контролируют свою речь. Правое полушарие совершенно не владеет грамматикой. А вот наиболее грамотными являются равнополушарные учащиеся. Вот насколько они разные! Хорошо об их различиях сказал Б. Белый: "Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев, а левополушарные - за отдельными деревьями не видят леса". Созревание правого полушария идет более быстрыми темпами, чем левого, и поэтому в ранний период развития его вклад в обеспечение психологического функционирования превышает вклад левого полушария. Утверждается даже, что до 9-10 лет ребенок является правополушарным существом. По некоторым данным, существенные изменения в межполушарном взаимодействии отмечаются к 6-7 годам, то есть к началу школьного обучения. Толчком к активизации левого полушария считается появление у ребенка сознания себя, это происходит в двухлетнем возрасте. В это же время максимально выражено упрямство.

Общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайней мере, половину возможностей ребенка. И. Соньер (Франция) утверждал: "Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг". Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное, тесно связанное с эмоциональной сферой. Это предполагает участие правого полушария в обучении. Таким образом, сдвиг межполушарной асимметрии в сторону абсолютного господства левополушарной стратегии мышления является не только биологической функцией взросления, но и результатом культурных традиций, социальных влияний и обучения. Добиться такого доминирования можно только ценой больших усилий учителя, родителей и ученика. Но всегда ли оправданы эти усилия? Ещё немецкий педагог Гербард писал, что плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить. Ведущий специалист в области нейропедагогики, например, профессор Н.Н.Трауготт говорит: "Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации". Профессор Т.П.Хризман тоже предупреждает: "Исчезают правополушарники - генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию". С ними соглашается и профессор Д.В.Колесов: "Истинное мышление - образное, комплексное, когда важно не только обозначить понятием, но и понять комплексно". Доказательством положительного воздействия развития правополушарности на общеинтеллектуальное развитие личности служат последние исследования американских, швейцарских и австрийских ученых, которыми были проведены эксперименты среди детей от пяти до пятнадцати лет. Контрольная группа обучалась по стандартной школьной программе, а в экспериментальной программе было увеличено количество уроков музыки за счет уменьшения часов занятий математики и языками. За три года дети не только не отстали от сверстников из контрольной группы, но даже показали лучшие результаты, особенно в изучении иностранных языков (вербально-аналитическое мышление).

Уже при рождении существуют предпосылки к функциональной асимметрии головного мозга. Но исследования подтвердили, что развитие того или иного полушария, несмотря на генетическую предопределенность к доминированию, связано с особенностями образования и развития. То есть врожденные предпосылки - это только исходные условия, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития под влиянием социальных контактов, прежде всего семейных. Именно поэтому образование должно строиться с учетом преобладающего у детей образного мышления. А наиболее прогрессивно и целесообразно развитие обоих полушарий мозга. Так кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО Виктория Юркевич считает, что нежесткое разделение полушарных функций способствует креативности (творческому мышлению), а жесткое - ее снижает. В книге А. Л. Сиротюк "Обучение детей с разным типом мышления" говорится о том, что чем больше усилий приложено в процессе воспитания к доминированию логико-знакового мышления (левополушарное образование), тем больше усилий потребуется в дальнейшем для преодоления его ограниченности. Иными словами, для того чтобы раскрепостить образное мышление и высвободить творческие силы, надо заняться переделкой того, что было заложено в детстве. А перевоспитывать, как известно, сложнее, чем воспитывать. Автор утверждает, что при неврозах и психосоматических заболеваниях происходит как бы частичное изъятие правополушарного вклада, в результате снижается способность к нестандартным решениям. Другими словами, если ребёнок часто болеет из-за постоянного перегруза и стресса, то образное, то есть творческое мышление у него развивается плохо. А так как способность к воображению в детском возрасте является предпосылкой мышления взрослого человека, то ребёнок не получает должного развития. Но взрослый думает, что если малыш опережает сверстников в знании и умении, то у него лучше развито и мышление. Что же происходит, когда такой ребёнок оканчивает школу, а затем и высшее учебное заведение и приходит на работу? К сожалению, всё чаще руководители различных сфер отмечают, что современные молодые специалисты с высшим образованием менее креативны и самостоятельны в своих решениях, чем их предыдущее поколение.

Марина Султанова

Левополушарные против правополушарных

Если вы когда-нибудь задавались вопросом, почему вы поступаете так, а не иначе, ответ может заключаться в том, какая сторона мозга у вас является ведущей. Популярная, хотя и основанная на изрядной доле обобщения, теория утверждает, что левополушарные люди обладают иными навыками и предпочтениями, чем правополушарные. Но как эта разница влияет на вас? Чтобы узнать, прочтите наш

Несмотря на то, что полушария мозга выглядят похоже, на самом деле, они выполняют очень разные функции, относящиеся к разным характеристикам личности и способностям, например:

Левая сторона

Левополушарные люди обычно ориентированы на достижение цели, хорошо организованы, обладают критическим мышлением и редко бывают рассеянными.

Читают сидя

Планы
Всё делают, как запланировано, строго по списку.

Рациональность
Чувства не мешают им принимать решения.

Логика
Имеют способности к математике, точным наукам и упорядочиванию информации.

Точность
Их работы хорошо структурированы, они любят читать инструкции.

Музыкальные критики
Предпочитают классику

Любят собак

Левополушарные преподаватели

Преподаватели с развитым левым полушарием мозга предпочитают доносить информацию при помощи лекций и дискуссий. Они склонны давать студентам задачи для самостоятельного решения. Задают больше заданий, связанных с написанием письменных работ и проведением исследований. Предпочитают чистые, тихие и хорошо организованные аудитории.

Левополушарные студенты

Такие студенты предпочитают работать в одиночестве в спокойной обстановке. Они любят самостоятельное чтение и включают много исследований в свои работы.

Правая сторона

Правополушарные люди немного неорганизованны, непредсказуемы и эмоциональны, они хорошо сходятся с людьми и имеют философский склад ума.

Читают лежа

Импульсивность
Предпочитают действовать спонтанно, не считают, что нужно укладываться во временные рамки.

Эмоциональность
Склонны принимать решения и действовать, опираясь на чувства.

Креативность и искусство
Имеют способности к спорту, написанию художественной литературы, рисованию или музыке.

Интуиция
Решают проблемы, опираясь на интуицию, не любят читать инструкции.

Духовный мир
Любят все необъяснимое и мистическое.

Звук
Предпочитают рок и могут заниматься учёбой под музыку или включенный телевизор.

Любят кошек

Правополушарные преподаватели

Преподаватели с развитым правым полушарием предпочитают практические занятия. Они включают в занятия элементы изобразительного искусства, музыки и визуальные ряды. Они создают много групповых проектов и предпочитают активную, шумную и деятельную обстановку.

Правополушарные студенты

Эти студенты предпочитают работу в группах, связанную со взаимодействием и групповой активностью. Они любят проекты по искусству и часто выбирают прикладное искусство в качестве факультатива.

Различия в стиле обучения

Сторона мозга, которая у нас является ведущей, определяет и наш стиль обучения, не говоря уж о методах преподавания.

Левая сторона

Линейность
Обрабатывают информацию, собирая разные кусочки, выстраивая из них логическую цепочку, чтобы прийти к логичному заключению.

Последовательность
Обрабатывают информацию в четком порядке. Это помогает упростить ежедневное планирование и выполнение задач.

Всё основывается на реальности
Стараются базироваться на реальности, такой, какая она есть. Под влиянием окружения могут вносить коррективы.

Используют символы
Хорошо работают с символами, такими, как буквы, слова и математические формулы.

Правая сторона

Целостность
Обрабатывают информацию, начиная с получения ответа. Видят картину в целом, а не детали.

Случайный порядок
Обрабатывают информацию в случайном порядке. Задачи выполняются вперемешку и частями.

Ориентируются на воображение
Обрабатывают информацию, базируясь на предполагаемом ответе. Часто находят ответ интуитивно.

Конкретность
Информация должна быть конкретной, как объект, который можно почувствовать, увидеть, потрогать.

Советы каждой из сторон

Теперь, когда вы ближе познакомились со своими навыками и предпочтениями, вот несколько советов о том, как достигнуть большего:

Левая сторона

Если вам нравится все контролировать, предложите свою кандидатуру на роль лидера в группе совместного обучения или для выполнения проекта.

Поскольку вам хорошо удается все организовывать, убедитесь, что ваши записи находятся в порядке.

Старайтесь не слишком часто спорить с преподавателем.

Если у вас есть выбор, старайтесь скорее выбирать задания, основанные на сборе фактов, нежели задания в свободной форме.

Работайте в одиночестве, если есть такая возможность. Вас отвлекают люди с не столь серьезным подходом.

Избегайте «свободомыслящих» преподавателей, если они вводят вас в замешательство.

Правая сторона

Старайтесь всегда помнить о том, что проект нужно когда-то закончить.

Используйте свою креативность в письменных работах - пишите богатым красочным языком.

Помогайте себе не сбиться с мысли: записывайте ориентиры.

Не дайте себе увязнуть, когда отвечаете на вопрос, не стоит обдумывать все возможные варианты.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Лицей № 180

г. Нижнего Новгорода


Учебный проект по биологии

«Правополушарное мышление»


Выполнил

Серова Майя; 10 А

Руководитель:

Пантелеева Ольга Юрьевна

преподаватель биологии высшей категории


г. Нижний Новгород 2012 г.


Введение


К сожалению, возможности человеческого мозга на сегодняшний день изучены плохо. Во многих вопросах, связанных с деятельностью высшей нервной системы, ученые и исследователи вынуждены учитывать многочисленные «белые пятна». Даже обладая современной научной и технической базой, вести исследования в этой области сложно. Необходима систематизация данных многочисленных наблюдений за поведением человека в течение многих лет. Тем не менее, научно установлено, что функции полушарий головного мозга в мыслительной деятельности человека весьма различны: основной сферой специализации правого полушария является интуиция; левое полушарие мозга отвечает за языковые способности, контролирует речь и память. Согласно исследованиям, левое полушарие мозга более развито у большинства людей. А вот появление выдающихся талантов и гениев человечества часть научного сообщества связывает с активным подключением правого полушария. Настоящая работа посвящена изучению имеющихся данных об асимметрии полушарий головного мозга и тому, как данная асимметрия проявляет себя в повседневной жизни человека.

Актуальность темы заключается в том, что и человеческая цивилизация как таковая, и научно-технический прогресс требуют неординарного творческого мышления, способности быстро реагировать на стремительно изменяющиеся реалии времени, т. е. нуждаются в людях, способных на фантазию, творческий полет, необычность мышления. По одной из версий ученых, дальнейшее развитие человека и освоение им всех возможностей мозга и организма вообще связано с гармонизацией степени развития полушарий. Если в процессе жизнедеятельности будут одинаково задействованы оба полушария головного мозга, мы откроем для себя множество новых возможностей, если не «сверхспособностей». Пока это теория, но основные постулаты уже подтверждает практика. Да и ранее человечество не раз задумывалось о том, что такое «всесторонне развитая личность» и каково должно быть ее становление.

Меня заинтересовала эта тема потому, что я учусь в школе с углубленным изучением физики и математики, следовательно, в процессе учебы развиваю левое полушарие мозга, тогда как для развития правого полушария нет специальных предметов и дисциплин. Не лишаю ли я себя, таким образом, каких-то навыков, которые помогут мне совершенствоваться? Что мне следует делать, чтобы решить эту проблему, и как это скажется на моем состоянии, моих возможностях, моей деятельности? Эти вопросы волнуют меня и помогли сформулировать цель настоящего проекта.

Целью работы является изучение возможностей стимуляции активности полушарий головного мозга для равномерного и гармоничного их развития.

Задачи работы:

изучить, как функциональная асимметрия полушарий головного мозга влияет на способности и деятельность человека;

исследовать, как сказывается неравномерное развитие полушарий на поведении человека;

определить, в каком возрасте определяется доминирующее полушарие;

изучить возможности и перспективы направленной стимуляции активности менее развитого полушария для улучшения работы головного мозга в целом;

выяснить зависимость устойчивости к стрессам от пропорциональности развития полушарий мозга.



Американский психолог Говард Гарднер в конце 20 века выдвинул гипотезу о существовании семи типов интеллекта: логико-математический, вербальный, музыкальный, визуально-пространственный, телесно-кинестетический, межличностный и внутриличностный. Практика современного образования и утилитарный практический подход к узко специализированным видам профессиональной деятельности приводит к тому, что все, чем человек занимается совершенствует (тренирует) только определенный тип мышления. По большей части это логико-математическое и вербальное мышление, являющееся функцией левого полушария мозга. Выделяется также ряд творческих профессий в сфере искусства, но у их ярких представителей чаще всего отсутствуют выраженные способности к аналитике, что указывает на меньшую задействованность левого полушария.

Левое полушарие.

Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует только при выполнении следующих функций.

языковые способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание.

аналитическое мышление. Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

буквальное понимание слов. Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.

последовательность обработки информации. Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

математические способности:

Числа и символы также распознаются левым полушарием. Логический аналитический подходы, которые необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом работы левого полушария.

контроль за движениями правой половины тела.

Когда вы поднимаете правую руку, это означает, что команда ее поднять поступила из левого полушария.

Правое полушарие.

Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за выполнение следующих функций.

обработка невербальной информации:

Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.

пространственная ориентация:

Правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки.

музыкальность:

Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие.

метафоры:

С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. К примеру, если кто-то скажет: "Он висит у меня на хвосте", то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать этот человек.

воображение:

Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос "А что, если..." также задает правое полушарие.

художественные способности:

Правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству.

Хотя эмоции и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое.

Получается либо ты логик, либо интуитивист? Не совсем так. Считается, что наиболее важные открытия в науке, свершения в искусстве, иные достижения человека, выходящие за рамки «обычного» и «стандартного», совершались и совершаются в моменты равной активности обоих полушарий головного мозга. Это и пресловутые сны, где приходит решение какой-то задачи (например, Дмитрий Менделеев увидел свою таблицу химических элементов во сне), и озарения в момент совершения нестандартных действий или необычных ситуациях. Ряд ученых предполагает, что это и есть слаженная работа всего головного мозга, логика вместе с интуитивно-творческим началом. По одной из версий, имеющих достаточно подтверждений, подобные состояния «озаренности» происходят, когда в работу включается обычно более «пассивное» полушарие. «Включать» его помогают определенные направленные тренировки. Скажем, ученому может помочь погружение в совершенно иной вид деятельности. Тот же Дмитрий Менделеев, выдающийся химик, довольно много времени посвящал изготовлению чемоданов. Такое у ученого было хобби. Современные психоаналитики назвали бы это «тренировкой правого полушария мозга», ведь любой вид творчества, рукоделия, прикладного искусства напрямую связан с «правополушарным» мышлением. Активность правого полушария дает нам новые возможности, однако, если оно доминирует, тип мышления становится хаотичным, неспособным на анализ. Равномерное развитие полушарий головного мозга - то, что позволит человеку открыть для себя идеальное равновесие.

Таким образом, задача стимулировать мозг для решения задач любой важности и сложности, очевидно, лежит в области гармоничного взаимодействия полушарий и активизации того полушария, которое в обычной деятельности менее задействовано.


Глава II. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА КАК РЕЗУЛЬТАТ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ, РАЗВИТИЯ


Функциональная асимметрия полушарий головного мозга не является нормой в строгом понимании. Степень развитости и активности участков мозга зависит от того, как формируется личность человека начиная с первых лет жизни, какие задачи, «логические» или «эмоционально-художественные» преобладают в становлении и развитии. Современные образовательные методики развивают главным образом левое полушарие, игнорируя вторую половину умственных возможностей. Современные школы и ВУЗы ориентированы в большей степени на развитие логико-знаковых, левополушарных компонентов мышления, что приводит к их доминированию в процессе формирования человеческой личности. Правополушарное образное, творческое мышление постепенно угнетается - талантливые дети не развивают свои возможности, теряют уникальность и неординарность мышления.

Согласно исследованиям, примерно до десяти лет у детей активизируется, т.е. доминирует преимущественно правое полушарие и первая сигнальная система, поэтому подавляющее большинство младших школьников относятся не к мыслительному, а к художественному типу. Следовательно, изначально у большинства из них заложена леворукость в следствие активно действующего правого полушария мозга, и только благодаря всей системе образования, в том числе и дошкольной, в России огромное количество праворуких детей с плохим почерком.

Для сравнения:

В начальной школе на пять праворуких детей приходится один леворукий. Через несколько лет обучения картина меняется. В среднем и старшем звене один леворукий ребенок на 10 праворуких. (около 90% людей имеют ведущую правую руку и лишь 10% - левую или одинаково хорошо владеют левой и правой рукой).

Самый простой способ за короткие сроки максимально сократить асимметрию развития мозга связан именно с навыками владения телом. Реально сокращать асимметрию можно, научившись управлять и правой и левой частями тела одинаково. Специалисты советуют, занимаясь физкультурой, менять толчковую ногу (опорную), а также тренироваться писать и левой, и правой рукой. Этот способ долго считался едва ли не единственным, но современные исследования смогли предложить другие методы. С одним из таких познакомимся подробно.


Глава III. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИЕМАМИ И ТЕХНИКАМИ ПРАВОПОЛУШАРНОГО РИСОВАНИЯ


Правополушарное рисование - это интенсивный метод обучения рисованию, формированию художественной уверенности и получению доступа к творческим силам мозга. Разработан американской преподавательницей рисования Др. Б.Эдвардс и основан на исследовании мозга Нобелевского лауреата Др. Р.Сперри. Первоначальный полугодовой курс обучения был улучшен и сокращён до 40 часов, т.е. до 5-и дней 8-и часовых занятий или соответственно 8 пятичасовых занятий. Как работает метод? Правое полушарие мозга обладает творческой силой, чувством пространства и формы и, следовательно, естественным «природным» умением рисовать, в то время как левое полушарие чувствует языки, логику, символы, но совершенно не умеет реалистично рисовать. Согласно методике, в детстве мы все являемся художниками, но так как активно действует правое полушарие, а левое «отмалчивается», детские рисунки хаотичны и нереалистичны. Они на этом этапе развития ребенка и не могут быть правдоподобными, «взрослыми» картинами. Вырастая, мы забываем о том, что являемся художниками, хотя благодаря развитию левого полушария уже могли бы рисовать реальные картины. Просто левое полушарие «побеждает» правое. Доминирующее левое полушарие мешает правому в его попытках рисовать. В таких случаях человек считает себя совершенно неспособным к рисованию. В курсе правополушарного рисования перед учеником ставятся такие задачи и упражнения, от которых как от несерьезных, неэффективных и «не своих» отказывается левое полушарие, а это, в свою очередь освобождает правое для рисования. Таким образом, правое полушарие активизируется и посещающие курсы с огромным для себя удивлением обнаруживают, что способны рисовать «настоящие» картины. Происходит это невероятно быстро. Скорость достигается именно благодаря включению в работу правого полушария мозга.

Исследуя вопросы асимметрии полушарий мозга, я посетила первое занятие в технике правополушарного рисования, на практике попробовав подтвердить теорию.

Простейшие тактические приемы первого занятия цикла обучения рисованию, позволяющие пробудить правое полушарие мозга:

.Психологическая обстановка. Обучающий безгранично уверен в эффективности методики и показывает работы таких же учеников - рисунки их, когда они только пришли на занятие впервые, рисунки после 5 часов тренировки, рисунки после курса из 40 часов. Работы убедительно доказывают, что обучение с нуля возможно.

.Снятие барьеров. Ученики выполняют безумные и нелепые с точки зрения левого полушария задания, например, обмакнув руки в гуашь, возят пальцами по бумаге. Выполнение бессмысленных действий невозможно для левого полушария, его работа затормаживается.

.Никаких профессиональных художественных терминов. Объясняя ученикам самые простые вопросы - как держать кисть, насколько глубоко обмакивать кисточку в гуашь и т.д. - преподаватель прибегает к «смешной и детской» лексике. Мазки кистью называются «тык», «шмяк», «вжих», «ляп» и т.п. Здесь логика отказывает, но повторять за учителем нужно, и ученик вынужден понимать и общаться на таком «детском», «образном» языке. Обучение есть, но его трудно воспринимать с точки зрения логики.

.Один из приемов - нарушение границ. Задание - закрасить листок альбома фоном для рисунка не обращая внимание на «памперсе» - это подложка из газет. Задание тоже нарушает логику. Затем за границы листа должен выйти и рисунок или его часть. Вместе с рисунком за границу привычного выходит и восприятие человека, активизируется правое полушарие, левое - «в шоке».

.Преподаватель предлагает «детским» языком последовательность действий, ученик ее воспроизводит. Ученик не знает, какой рисунок он в данный момент рисует, что именно будет изображено. Ломается стереотип цели и ее достижения, одно из обязательных условий работы левого полушария.

.Изменение настроения. По прошествии определенного времени выполнения заданий, сознание уже отказывается воспринимать происходящее с точки зрения логики, но как раз в этот момент начинает что-то получаться. Собственные рисунки вызывают удивление и «детскую радость». Правополушарный режим - это бескритичное состояние удовлетворения собой, легкой эйфории, состояние полета, состояние «здесь и сейчас» и отличный ресурс для многочасовой работы без усталости. Именно поэтому многочасовые занятия проходят абсолютно легко.

Результат первого (5 часов) занятия «с отключением левого полушария» - 10 вполне реалистичных рисунков гуашью, что постороннему человеку кажется совершенно невозможным, если начинающий не обладал до этого серьезными навыками рисования. Плюс ощущение приподнятого настроения, потому что пришлось убедиться в том, что, кажется, для человека реально нет ничего невозможного. Собственно, это и является целью курса. Вводя в состояние повышенной активности правого полушария мозга, дать навыки рисования, а также зафиксировать положительные эмоции на включение этой активности. С каждым занятием правополушарное мышление подключается все проще, и после курса можно направленно задействовать правое полушарие в других ситуациях, при выполнении любых других задач.

Итогом всего курса занятий (по отзывам тех, кто его посещает, а также их близких и знакомых) является не только умение рисовать. Хотя именно высокий уровень изобразительного искусства работ учеников подтверждает, что правополушарное мышление стало более развитым. Бывшие ученики говорят, что жизнь воспринимают более ярко, улыбаются чаще, а нервничают меньше. Появляется определенная психологическая устойчивость, смелость, уверенность в себе, интуитивное умение вовремя абстрагироваться от каких-то ситуаций, или наоборот, принять верное, но не всегда логичное решение, а главное, появляется желание развиваться и совершенствоваться дальше. Эмоции и интуиция - то, за что отвечает правое полушарие, и это еще одно подтверждение эффективности тренировок, направленных на его развитие.

Так, я получила практическое подтверждение того, что можно направленно развивать правополушарное мышление. Развитие же правополушарного мышления ведет к открытию новых возможностей, способностей и качеств человека, как минимум меняющих к лучшему качество его жизни.

стресс головной мозг асимметрия


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, функциональная асимметрия полушарий головного мозга влияет на успехи человека в той или иной деятельности. Люди с более развитым левым полушарием лучше усваивают точные науки, анализируют происходящее. Люди с более развитым правым полушарием могут рассматривать всю ситуацию в целом, им удается параллельно и беспристрастно обрабатывать информацию. Доминирующее полушарие определяется в возрасте 9-11 лет. Подтверждено, что развитие того или иного полушария связано с особенностями образования, воспитания, развития. Ученые доказали преимущества навыков одинаково хорошего владения и право-, и левополушарным мышлением. В целом ряде исследований групп лиц с равномерным развитием полушарий показано, что подавляющее большинство испытуемых одинаково успешно выполняли задания, как связанные с применением счетно-логических операций, так и требующие пространственно-образной ориентировки. Задания, с половиной которых не могла справиться контрольная группа, лица с выраженной асимметрией развития полушарий. Также выяснено, что наиболее устойчивый к психологическим стрессам - человек с обоюдоразвитыми полушариями.

Доказано, что можно направленно активизировать работу менее развитого полушария головного мозга. Чтобы наиболее прогрессивно и целесообразно развивать оба полушария мозга, образование должно строиться с учетом преобладающего у детей образного мышления. Т.е. требуется разработка новых методов преподавания, основанных на максимальном использовании образного типа переработки информации. Пока таких методов немного, однако, они имеются. Разработка подобных методов преподавания полезна и перспективна именно сейчас, когда детей учат аналитическому и очень одностороннему подходу в восприятии учебного материала. Приобщение к каким-либо видам искусства вообще не считается прямой задачей школы, и в результате нет никакого противовеса иссушающей формальной логике.

Это приводит не только к сужению интересов и недостаточно гармоничному развитию - дефицит образного мышления отрицательно сказывается на творчестве даже в сфере точных наук, ослабляет механизмы психологической защиты.


Список используемой Литературы


1. Говард Гарднер, Структура разума: теория множественного интеллекта, М., «Вильямс», 2007 г.

Карл Альбрехт, Практический интеллект. Наука о здравом смысле, М., «Бизнес Психологи», 2011 г.

Резникова Ж. И., Интеллект и язык животных и человека. Основы когнитивной этологии, М., «Академкнига», 2005 г.

4. Бетти Эдвардс Правополушарное рисование - Seven Lessons to Enhance Creativity and Artistic Self Confidence, 2004 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Уже давно известно, что правое и левое полушария мозга значительно отличаются между собой и выполняют разные функции в целостности человеческого мышления. Правополушарное мышление характеризуется чувственностью, абстрактным и пространственным восприятием окружающего мира. Также подобный тип мышления называют художественным или творческим.

Однако такое увеличение письменности, по мнению ученых, может быть связано с навязчивой тенденцией, которая вызывает художественную передержку. Тем не менее, не все пациенты Паркинсона в результате увеличения лекарственного вещества, вызванного лекарством, демонстрируют толчок к художественному производству, поэтому эффекты дофамина на творчество все еще неясны.

Таламус играет важную роль в мозге, поскольку он функционирует как своего рода мозговой фильтр, который размывает информацию, поступающую в области коры, ответственную, помимо прочего, за познание и рассуждение. С этого момента психологи разработали образовательные программы, предназначенные для продвижения творчества и изобретательности во многих дисциплинах и в каждом студенческом населении.

Теория о том, что у левши преобладает правополушарное мышление полностью подтверждается тем, что для мозга характерен перекрест и мозга отвечает за координацию левой части тела.

Творческий тип мышления развит у каждого человека, однако в современном мире из-за высокого уровня социализации, определенных норм поведения и воспитания в конечном итоге правое полушарие подавляется. Наиболее оптимально, чтобы правополушарное мышление гармонировало с левополушарным, тогда работа мозга становится в 5 раз эффективнее.

Творческие методы мышления сегодня основаны на способности изменять направление мышления, создавать новые идеи, изменять старые модели посредством процессов, которые фокусируют внимание, преодолевают пределы нынешней ситуации и создают новые и различные связи, которые принимают ум всегда активен.

Очень часто решение проблемы требует усилий, оно утомительно, потому что путаница, которую он порождает в нас, может быть сильной и трудной в обращении, одним из тех методов, которые наиболее часто полезны в этом случае и ломают проблему, сосредоточиться на одном аспекте за раз, разделяя эмоции от логики, креативность от информации, которую мы имеем. Учиться останавливаться на проблеме и делать паузу, чтобы оставить свободное творческое мышление, - это еще одна возможность, очень часто лучшие идеи появляются так же, как вы отклоняетесь от проблемы.

Люди, у которых ярко выражено доминирование правого полушария, характеризуются рядом особенностей:

  • Трудно организовываются, не имеют порядка в действиях, не умеют жить по намеченному плану;
  • Эмоционально открытые люди, с которыми просто найти общий язык , но очень непредсказуемые;
  • Любят поразмышлять, пофилософствовать;
  • В жизни преобладает спонтанность, из-за чего могут быть проблемы с распределением времени и выполнением задач в намеченные сроки;
  • Любую картинку, задачу или идею оценивают в целом, не вникая и не анализируя детали;
  • Решения и поступки у них основаны на эмоциях, чувствах;
  • Зачастую имеется талан к какому-нибудь творческому направлению или к нескольким сразу;
  • Полагаются на интуитивные ощущения, а не на логическую оценку ситуации;
  • Хорошо работают в коллективах, любят творческий подход к работе;
  • Предпочитают современные направления в музыке;
  • Работу могут выполнять в любых условиях (телевизор, музыка, разговоры), но легко отвлекаются и перескакивают с одного занятия на другое;
  • Из животных больше всего любят кошек.

У людей, имеющих такие характеристики, отмечается подавление левого полушария, и для более эффективной работы мозга следует обратить внимание на развитие логического мышления.

Точно так же научиться добровольно фокусироваться очень полезно в развитии расходящегося мышления, обучения остановке на конкретном предмете, которого никогда не было, наблюдать детали сцены, пейзажа, витрины или образа, развивает наши творческие способности, заставляет нас создавать новые идеи или привносить инновации в то, что уже существует. Также, делая невозможным мышление, противоречивые и нелогичные вещи могут служить потрясением для расходящейся мысли и предложения идей для новых идей. Выйдя за пределы логического, рационального, известного, может привести к чему-то новаторскому, идти по новым направлениям, никогда не изучавшимся до.

Зачем развивать правополушарный тип мышления?

Известный профессор Хризмен отмечал, что люди-правополушарники подлежат исчезновению, что является угрозой для нации, так как именно они являются генераторами идей.

Развитие правополушарного мышления имеет огромное значение на современном рынке бизнеса, так как именно оно отвечает за креативность. Люди, достигшие гармонии в работе обоих полушарий, придумывают удачные идеи, непохожие ни на чьи раннее, могут находить неординарные выход из плачевных ситуаций, умеют находить связи между понятиями. Рекомендуем подробнее почитать о креативном мышлении и его развитии на нашем блоге.

Что касается наиболее полезных упражнений для развития и реализации творчества, то те, кто не предвидит единственно правильного решения, безусловно, являются наиболее полезными, те упражнения, которые оставляют мысль о возможности реагировать на стимул, следуя нескольким путям. Способность создавать новые идеи, а не сдаваться первой возможности решить проблему, - это то, что называется открытость, способность смотреть на вещи разными глазами, не отпуская жестких моделей мышления, которые они использовали для разума.

Некоторые из этих упражнений - это, например, те, которые требуют способности находить новые виды использования для общих объектов или строить проекты из представления абстрактной формы , придумывать рассказ из некоторых приведенных слов, создавать случайные ассоциации, чтобы доказать, что два объекта, два слова, два случайно захваченных изображения похожи или все еще описывают гипотетические ситуации, например, представьте, каким будет мир, если бы человек знал, как летать.

Развитие правополушарного типа мышления позволяет:

  • Значительно улучшить условия на производстве;
  • Создавать и приводить в действие новые удачные концепции развития;
  • Достигать более высоких результатов в коллективе благодаря понимаю индивидуальных особенностей каждого его члена;
  • Принятие интересных, но обоснованных решений;
  • Построение действующих схем, позволяющий максимально организовать работу коллектива.

Активизация правополушарного мышления позволит видеть картинку целиком, а не отдельные детали. Человеку будет проще находить общий язык с коллективом, конкурентами, просто окружающими людьми, что несомненно важно в мире тесных контактов друг с другом.

Еще одним полезным упражнением для облегчения творческого мышления является построение «ментальных карт». Учитывая слово стимула, вас попросят привлечь или написать вокруг него все слова, которые каким-то образом связаны с данным словом. Для каждого найденного термина вы можете расширить упражнение, ища больше ассоциаций. Таким образом, вы получаете свою ментальную карту термина. Этот метод является важным инструментом для восприятия проблемы и позволяет нам сразу же найти связь между центральной идеей и другой, которая вращается вокруг нее.

Как развивать правополушарное мышление?

Современная система обучения активно подавляет правое полушарие мозга, активируя левое. Для достижения гармонии в образности и логичности следует произвести обратное действие.

Существует несколько эффективных особых методик йоги, направленных на остановку левого полушария и запуск правого. Эффект достигается специально разработанными тренингами, основанными на знаниях о функционировании мозга.

Восприятие проблемы, выраженное через ментальные карты, позволяет лучше организовывать мысли и облегчает творческий процесс. Тот факт, что каждый человек может создавать разные понятия, связанные с данным словом, говорит нам, сколько межсубъективных различий может существовать и сколько коммуникации является сложным процессом, на самом деле, возможность понять из своего собеседника тесно связана с способностью вступать в его ментальная карта , если этого не происходит, существует риск того, что понимаемое отличается от того, что нужно выразить.

Для того чтобы добиться развития правополушарного типа мышления без затрат времени и сил, достаточно выполнять несколько простых, но эффективных упражнений;

  • Активация образного мышления. Для этого вам нужно будет принять максимально удобную позу, расслабиться и закрыть глаза. Помощник будет медленно зачитывать вам слова, которые нужно наиболее реалистично представить. Начинают, как правило, со зрительных образов предметов, например, стол, ковер, радуга. Затем переходят к слуху, пытаясь воспроизвести в голове шум дождя, рычание тигра и множество других образов. После этого продвигаются к тактильными ощущениям, к которым относятся: поглаживание шерсти кошки, прикосновение ко льду и т. д. В последнюю очередь приступают к запахам и вкусу, которые также нужно представить максимально реалистично.
  • Угадывание пословиц. Известные выражения следует изображать без помощи слов только жестами и мимикой. Развитие правополушарного мышления при этом упражнении отмечается у обоих участников.
  • Рисование. Экспериментально доказано, что уроки рисования (некоторые из которых целенаправленно созданы для активации правого полушария мозга) положительно влияют на образность мышления и улучшают навыки креативности.

Прослушивание гармоничной и красивой музыки оказывает положительное влияние на правополушарное мышление. К тому же все известные композиторы, несомненно, обладали доминирующим правополушарным типом мышления.

Существует много упражнений, полезных для развития функции, полезной для человека, поскольку она позволяет ему преодолевать ограничения своего бытия, творческое развитие - это путешествие, которое расширяет знания и знания всех. Все можно наблюдать под разными углами, все в процессе их наблюдения.

СМИ и общественные коммуникации. Истинные знания чтения и чтения начинаются с понимания отношений «чтение-мозг». Мой вывод состоит в том, что ни чтение не является уменьшающейся культурной практикой, ни читателями все более низкими. Болгария страдает от неоплачиваемого родительского учреждения, от его пассивности к формированию основной культуры чтения среди детей. И решение проблемы состоит в том, чтобы повысить грамотность родителя как «создателя читателя».

Развивать правополушарное мышление можно в любом возрасте, как и тренировать свой ум. Кроме того, после окончания учебы, когда нет факторов, подавляющих данный тип мышления, сделать это гораздо проще.

Наверняка все слышали о том, что правое и левое полушария мозга разделяют между собой обязанности - левое полушарие решает логические задачи, а правое - творческие. Но возможно не все слышали следствие из всего этого, которое касается одного из творческих занятий - рисования. Особенности нашей системы образования способствуют развитию в первую очередь логической составляющей. Как следствие, левое полушарие явно доминирует над правым и очень часто подавляет все его творческие потуги.

Окно чтения Одна из самых плодотворных теорий понимания прочитанного - это так называемое «окно возможностей» в человеке. Согласно исследованиям в области нейрофизиологии, включая результаты профессора Карла Штаатс, дислексического специалиста из Университета Беркли, Калифорния, при рождении, у человеческого мозга около 100 миллиардов нейронов, но отношения между ними формируются и укрепляются примерно до 18 лет в зависимости от воздействия информации на окружающую среду. В течение первых 10 лет существует несколько критических периодов, называемых «окнами», когда мозгу требуется определенный тип накопления информации, чтобы временные соединения были постоянными. «Окно» для разработки синтаксиса языка, а также для принятия второго языка наиболее широко открыто до 6-го года.

А за навыки рисования отвечает именно правое, творческое полушарие. Важный вывод - практически любой человек может научиться рисовать, если он предварительно научится заглушать доминирующее левое полушарие и давать волю правому.

Почему же левое полушарие так плохо справляется с задачами рисования? Потому, что оно привыкло мыслить штампами, заложенными в нас с детства. Именно эти штампы мешают увидеть истинную суть вещей, увидеть их такими, какие они есть на самом деле, а не такими, какими они представляются левому полушарию. И именно поэтому многие люди видят одну и ту же вещь совершенно по-разному.

С 6-го по 10-й год формируются умственные способности, которые предлагают и совершенствуют абстрактное мышление . Способность «читать мысли» формируется параллельно с абстрактным мышлением. Организация мозговых структур под воздействием внешнего источника питания прекращается в возрасте 18 лет, когда мозг выгружается из неиспользуемых звеньев, отбрасывает свободные «шоссе» и концентрирует свою энергию только на отработанных маршрутах или привычках. Очевидно, что если ребенок не формирует привычку к чтению в возрасте, он теряется для читающего сообщества.

Обо всем этом я вычитал в замечательной книге Бетти Эдвардс «Откройте в себе художника» , которую рекомендую к прочтению как тем, кто хочет научиться рисовать, так и тем, кто уже умеет это делать. В книге даются простые упражнения, благодаря которым развиваются навыки активации правого полушария мозга. Смысл упражнений прост - нужно выполнять действия, с которыми очень хорошо справляется правое полушарие и для которых абсолютно не подходит левое, и тогда рано или поздно левое полушарие сдастся и отдаст бразды правления правому. После таких упражнений человек учится по своему желанию переключаться в «правостороннее» мышление.

Не то, чтобы человек не мог научиться читать 50 или 80 лет. Но он получит «читателя», а не читателя. Пренатальное чтение Вопрос о генеалогии читателя, который все еще ждет определенного ответа от науки, - это когда родители должны начать читать своего ребенка. Ребенок - читатель, хотя и «читатель аудио», все еще находится в животе матери. Плод получает информацию в утробе матери. Пока она находится в животе матери, она готова выучить звучащий рассказ. Естественно, речь идет не о восприятии, а о понимании.

Но все же нерожденный, он становится привычкой к восприятию конкретного ритма письменных предложений. Вот почему будущая мать должна читать вслух. Это даже не должны быть детские книги, но читать вслух то, что вы читаете о себе. Однако, чтобы доказать это, исследование взаимосвязи между любовниками и необразованными детьми может быть сделано, соответственно, между матерями, читающими и не читающими во время беременности. Любая беременная женщина, которая прочитала что-то вслух, могла прислушиваться к реакциям, вызывающим особый интерес к ее животу.

Привожу примеры таких упражнений. Смысл первого упражнения заключается в том, чтобы нарисовать зеркальную копию имеющегося изображения, одновременно «очерчивая взглядом» имеющееся изображение (пример в книге - «лицо-ваза», см. иллюстрацию к этому посту).

Другой пример - рисование перевернутого изображения. Здесь мы берем любое понравившееся изображение, переворачиваем его и стараемся рисовать, обращая внимание на отдельные детали, без видимости картины в целом. То есть мы стараемся просто скопировать каждую черточку, не задумываясь о том, чем именно она является на рисунке. Результаты поражают - даже люди, казалось бы совершенно не умеющие рисовать, достигают практически идеального результата. Вот что значит избавиться от штампов.

И затем проследите его развитие, чтобы понять, что ребенок действительно является читателем. Нет родного не читателя. Она переполнена ругательством, чтобы читать. Он был заблокирован от чрезмерного бронирования. Существует культ книги. Разумеется, мое личное убеждение заключается в том, что беременный студент, который учится на громких экзаменационных программах, является надежным и стабильным взрослым читателем в своем ребенке. Человек является синонимом читателя. Очевидно, что главная ответственность за будущего приверженца или противников практики чтения лежит на родителях или педагогах будущего великого человека.

Третий пример - так называемое «чистое контурное рисование». Заключается оно в методичном рисовании хаотических узоров без контроля за тем, что получается в итоге. На практике рекомендуется не глядя на бумагу рисовать узор морщинок на собственной ладони. Этот метод считается одним из самых действенных.

Когда начинаешь задумываться об особенностях мышления левого и правого полушарий, некоторые вещи становятся на свои места. Например, за контроль времени отвечает левое полушарие мозга, поэтому при погружении в творческие занятий (в том числе рисование), человек теряет контроль над временем. Очнувшись от своего занятия человеку может не вериться, что с момента начала прошло целых три часа. Еще один пример - речь, за которую опять же отвечает левое полушарие. Человек, занятый чем-то творческим, может не слышать, что ему говорят, а на вопросы отвечать невнятным мычанием.

И если сегодня мы слышим жалобы на сокращение числа читателей, это может означать, что качество людей уменьшается. Человек является синонимом читателя, потому что чтение имеет самые высокие требования к умственной деятельности. Прежде всего, это стимулирует языковую культуру, поскольку она обрабатывает слово и обогащает множественность слов. Во-вторых, он активизирует воображение и улучшает абстрактное мышление. И в-третьих, чтение развивает эмоции, поскольку письменное слово незаменимо в крупномасштабных описаниях внутренней жизни , ментальных картин, ментальных представлений и понятий.



Что еще почитать