Постановка и автоматизация звука ж в слогах, словах, предложениях, стихах. Буква ж.звук ж

Яцук Наталья
Конспект занятия «Звук и буква Ж»

Конспект занятия «Звук [Ж] »

Программные задачи

Образовательная

1)уточнение и закрепление правильного произношения звука [Ж] ;

2) развитие фонематического слуха : выделение звука [ Ж] на слух среди слогов и слов;

3) расширение функции языкового анализа и синтеза, закрепление умения делить слова на слоги, определение места звука Ж в слове ;

4) закрепление обозначения звука Ж символами ;

5) знакомство с буквой Ж

Развивающая

1) умение координировать речь с движением;

3) совершенствование психофизических функций : внимания и памяти;

4) развитие речевого дыхание, умение вырабатывать длительную воздушную струю.

Воспитательная

1) воспитание у детей речевого и слухового внимания.

Оборудование : игрушка БОЖЬЯ КОРОВКА, схема для характеристики звуков , «весёлые» язычки, карточки для определения места звука в слове , пирамидка с карманчиками, коробочка, картинки : жук, жаба, ножи, лыжи, пиджак, журнал, одежда, художник, журавли, медвежата.

Ход занятия:

1. Орг. момент – (Позвонить в звонок)

Уже звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

Поэтому время не теряем

Работу скорее начинаем.

Воспитатель. - Чтобы глаза засияли огоньком и все у нас на занятии удалось , давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

Отгадывание детьми изучаемого звука [Ж] по чистоговорке .

Воспитатель :

Сядет тот, кто послушает внимательно и подскажет мне последний слог чистоговорки.

Жа-жа-жа есть иголки у е (жа)

Жа-жа-жа - видели у (жа)

Жу-жу-жу - на ежа гля (жу) .

Жу-жу-жу как-то уж пришёл к е (жу)

Жи-жи-жи мне ежаток пока (жи)

Же-же-же спят ежата у. (же)

Жа-жа-жа уж уходит от е. (жа)

Воспитатель : «Какой звук чаще других вы слышали в этих чистоговорках?» (звук [Ж] ) .

2. Произнесение звука [Ж]

Воспитатель : «Когда мы произносим звук [Ж] , кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щёлочка».

Произнесите звук [Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж]

Воспитатель : «Ребята, пока вы жужжали, к вам на звук прилетел жук – Божья Коровка. Она захотела с вами поговорить. А как разговаривают жуки?» (жужжат)

«Давайте поговорим с Божьей Kоровкой, а она посмотрит, умеете ли вы так же хорошо жужжать, как жуки» (Дети произносят [ж-ж-ж-ж-ж], а логопед следит за артикуляцией)

«Молодцы, ребята, Божьей Коровке понравилось, как вы разговариваете на языке жуков, но она ничего не знает о звуке [Ж] . какой он? Давайте ей расскажем».

3. Характеристика звука [Ж] по схеме

Воспитатель : «Произнесите ещё раз звук [Ж] и подумайте , язык и губы мешают воздуху свободно выходить изо рта?

Звук [Ж] гласный или согласный?

– Звонкий или глухой? Почему?» (Дети дают ответ : [Ж] – согласный звук , т. к. воздух встречает преграду на пути : язык, зубы, губы. [Ж] произносим с включением голоса, поэтому он звонкий)

4. Выделение звука [Ж] на слух из слогов и слов

Воспитатель : «Молодцы, ребята, вы всё знаете о звуке [Ж] . А сейчас Божья Коровка посмотрит, умеете ли вы слышать звук [Ж] в слогах и словах. Она принесла для вас весёлые жабьи язычки. Вы видели, как жаба ловит мошек? Она открывает рот, мгновенно высовывает свой длинный язык и им ловит мошек. И вы с помощь таких язычков будете ловить звук [Ж] в слогах и словах, которые я буду говорить. Язык высовывать только на звук [Ж]

Среди слогов :

Са-шу-жаЖа-са-ша

Шо-жо-соЖо-со-шо

Со-жу-шаСы-жи-ши

Среди слов :

Сила-шила-жила уши-ужин-узы майка-зайка-лужайка

Вар-жар-дар жук-сук-лук луза-лужа-Луша

5. Игра «Волшебная коробочка» (работа с картинками)

Воспитатель : «Ребята, вы хорошо справились с заданием, и за это Божья Коровка захотела сделать вам подарок. Она принесла с собой волшебную коробочку. В ней лежат разные картинки. Божья Коровка хочет подарить вам картинки со словами на звук [Ж] , но сама затрудняется это сделать. Выберите все картинки со звуком [ Ж] и определите его место в слове (где он находится? в начале, в середине или в конце слова) »

5. Физкультминутка

Я жук, я жук, Плавно размахивать руками,

Я здесь живу ритмично переступая ногами.

Я всё жужжу, жужжу Руки --рупором, «пожужжать» .

Жужжу : ж-ж-ж-ж.

Кружу над лесом Поворот с вытянутыми руками,

И кружу… ладони на груди.

Или на листике сижу… Руки на бёдра, смелая осанка.

И не тужу я, не тужу Взмах руками,прыжок и руки в стороны.

Я – жук, и потому Руки рупором, «пожужжать» .

Жужжу : ж-ж-ж…

Игра «Один-много»

6. Сели за столы. Работа в тетрадях. Упражнение для мелкой моторики пальцев рук :

Это кто к нам ползет

По дороге ловко?

Это маленький жучок

Божия коровка

А на крыльях у нее

Черные кружочки.

А на ножках у нее

Красные сапожки.

Прописать букву Ж .

10. Итог занятия

– Какой звук мы сегодня изучали ?

– Можно его спеть?

– Какие слова со звуком [Ж] вы знаете ?

Непростой для освоения дошкольниками звук Ж обладает следующими характеристиками: согласный, твердый, звонкий. Постановкой его можно заниматься тогда, когда в речи ребенка уже есть . Важно, что артикуляция звука Ж и Ш одинакова, различие одно - наличие или отсутствие работы голосовых связок. Эту разницу легко показать, прикасаясь к наружной стороне горла: «шипим» – горло спокойно, «жужжим» – оно вибрирует.

Дети легко могут не только услышать разницу между этими парными звуками, но и почувствовать дифференциацию звуков Ш и Ж тактильно. После этого можно переходить к постановке звука.

Постановка Ж

Для произношения звука Ж важна правильная артикуляция. В создании звука участвуют губы, язык, твердое и мягкое небо, голосовые связки:

  • Губы округлены, рот раскрыт не слишком широко, зубы находятся на небольшом расстоянии друг от друга.
  • Язык широкий, приподнят к краю твердого неба (прямо за верхними зубами). Его средняя часть опущена, а боковые стороны приподняты и крепко прижаты к зубам.
  • Задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад. Между ним и небом проходит сильная направленная воздушная струя.
    Мягкое небо поднято, перекрывая проход в носоглотку.
  • Голосовые связки вибрируют.

Артикуляционная гимнастика

Важно подготовить артикуляционный аппарат ребенка к освоению нового непростого звука, для этого нужно подобрать соответствующий комплекс упражнений:

  • «Язычок-лопаточка»: предлагаем детям выложить широкий расслабленный язычок на нижнюю губу и подержать его в таком положении около минуты. “Язычок спокойно спит, как лопаточка лежит»
  • «Красим потолок»: рот открыт, широкий язык поднимается к небу и совершает движения «вперед-назад».
    “Белим-красим потолок, язычок нам в том помог!”
  • «Вкусное варенье»: поднимаем широкий язык к верхней губе, «слизываем» с нее воображаемое лакомство.
    “Поработали - устали, подкрепиться не пора ли?”
  • Чашечка: рот открывается широко, язык складывается «чашечкой» и немного выдвигается вперед.
    “Надо чай скорей попить и к игрушкам уходить!”




Дыхательная гимнастика

Правильная постановка звука Ж непременно должна включать не только артикуляционную, но и дыхательную гимнастику. Специальные упражнения позволяют выработать направленную воздушную струю.

  • Пушинка:
    Язык широкий, поднят к верхней губе, края его тоже приподняты и доходят до уголков рта. На нос ребенку кладется небольшой кусочек ваты или салфетки. Нужно попытаться сдуть снежинку» с носа. Упражнение повторяется несколько раз.
  • Буря в стакане:
    В стакан наливается вода, ставиться трубочка. Ребенку предлагается устроить в нем “бурю”, выдыхая воздух в через соломинку.

Постановка звука Ж, в первую очередь, проводится по подражанию. Взрослый обращает внимание малыша на вибрацию собственного горла, после чего предлагает ему тоже произнести звук Ш «с голосом». Если звук получается чистым, то можно переходить к его автоматизации в слогах и словах.

Если на этом этапе возникли трудности, то нужно проанализировать ошибки артикуляции и устранить их.

Очень полезно провести работу по дифференциации звуков Ш и Ж, Ж и З до начала автоматизации нового звука. Это полезно для всех детей, но особенно важно тем, кто имеет особенности фонематического восприятия.

Для этой цели можно использовать простые логопедические игры:

  • Хлопни, когда услышишь звук!

Взрослый четко произносит слоги за-жа-зу-зы-же-зы-сы-жи-ши-жи и т.п., ребенок должен «поймать» (хлопнуть в ладоши или топнуть ногой) слог с «Ж»

  • Подбери картинки со словами, которые начинаются на нужный звук.
  • Кто придумает больше слов, начинающихся на данный звук.

Также важно связать звук Ж и букву Ж, для этого можно использовать следующие игры:

  • собери букву из кусочков (как разрезную картинку)
  • выложи новую букву из пуговиц, камешков, ракушек и т. п.
  • обведи букву на манке, на песке, на доске
  • закрась фигуры, где видишь букву ж

Автоматизация звука Ж

Последовательная автоматизация звука Ж предполагает закрепление его артикуляции в слогах, а затем в словах. Постепенно можно использовать словосочетания с нужным звуком и целые предложения.

Тренируйте ребенка произносить звук Ж как можно дольше, на одном долгом выдохе.

Используйте звук Ж и букву Ж для составления слогов (устно и с помощью карточек).

Учите короткие стихи-речевки с освоенными слогами. Например:

  • Жа-Жа-Жа - ох, и сту-жа!
    ЖУ-ЖУ-ЖУ - дома я си-жу.
  • Жа-Жа-Жа - мы нашли у- жа!
    Жи-Жи-Жи - есть в елсу у-жи!

Просите ребенка придумать как можно больше разных слов, которые начинаются со звука Ж. Если малыш испытывает затруднения, то на первом этапе можно предложить ему выбрать нужные изображения из карточек лото или из игрушек.

Следующим этапом стоит использовать для автоматизации звука Ж стихи, пословицы,скороговорки, загадки. Их можно найти в специализированных сборниках для логопедов или подобрать самостоятельно. Вот несколько примеров:

  • Жук упал и встать не может,
    Ждет он кто ему поможет.
  • Жаба Жанна в воскресенье
    Ждет жуков на день рожденья.
  • Жужелица жужжала и жук жужжал.
  • У ежихи и ежа в норке сорок семь ежат.
    Все ежата есть хотят, накормить надо ежат.
  • Кто под елкой, весь в иголках? (ежик)
  • Летит - жужжит, сидит - молчит. (жук)
  • Очень нужен длинный шарф, если болен наш … (жираф)

Особое внимание стоит уделить дифференциации звуков С Ш и Ж в предложениях.

  • На суше стужа.
  • У улья не шалить, пчелы могут жалить.
  • Слышать нам помогают уши, а в лесу ползают ужи.
  • Леша, нельзя читать лежа!
  • У Марины был жар, папа ей принес красный шар.
  • Мама потеряла шаль, нам ее ужасно жаль.
  • Ушиб зеленкой мажут, а на прощанье рукой машут.
  • Наш Дружок лаял на пушок.
  • В лесу живут ужи, стрижи, ежи.

Их автоматизация легче всего происходит в игровых упражнениях.

  • «Один - много». Логопед называет слово в единственном числе, а дети - во множественном (уж-ужи, гараж-гаражи, нож-ножи, корж-коржи и т.д).
  • «День рождения у кукол». Нужно найти для кукол Жени, Сони, Шуры разные игрушки, в названии которых первый звук совпадает с первым звуком кукольного имени (Женя - жираф, Соня - слоник, Шура - гарик и т.д).
  • Федорова Екатерина

    логопед-дефектолог

    Цели урока:

    Задачи урока:

    • Обеспечить высокий уровень вовлеченности школьников в учебную деятельность.
    • Формировать навык чтения.
    • Развитие внимания, памяти, наблюдательности.
    • Учить сравнивать, сопоставлять, находить общее, логически рассуждать, аргументировано, обоснованно выражать свои мысли, формулировать определения понятий.

    Оборудование: Учебник Н.В.Нечаевой "Азбука", мультимедийная установка, экран, презентация к уроку, фасоль в стаканчиках, картонка 7*7 с тонким слоем пластилина на лицевой стороне, карточки для работы с предложением, рисунок жука для соединения букв в алфавитном порядке.

    Приложение.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Сегодня, ребята, у нас на уроке много гостей. Поздороваемся с ними и подарим им свою улыбку и хорошее настроение.

    Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с новым звуком и буквой его обозначающей (специально не называю, какими конкретно).

    2. Актуализация знаний.

    "Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает?" Представьте себе, что сейчас лето.

    Кругом цветы, яркая зелень.

    Вот и у нас на полянке распустились ромашки, да непростые. Слайд 2.

    Назовите буквы, которые в них спрятались (о, а, ы, у, и, м, г, р, б, й, д).

    На какие 2 группы их можно разделить? (гласные и согласные, те, которые могут быть заглавными и строчными, и те, которые могут быть только строчными).

    Какие звуки называются гласными? Назовите гласные, которые спрятались в ромашках.

    Какие звуки называются согласными? Перечислите их.

    Какая из данных букв обозначает только мягкий согласный звук? (й)

    Придумайте слова с данными буквами. Молодцы.

    3. Введение в новую тему. Слайд 3.

    Но кроме яркой зелени, цветов лето - это многообразие звуков. Давайте прислушаемся к летним звукам. Песенки, каких насекомых мы услышали?

    Спойте любимую песню жука (ж-ж-ж-ж-ж). Молодцы!

    А теперь отгадаем загадки и отыщем в словах-отгадках звук, который пропел нам жук.

    По городу дождик гулял,
    Зеркальце дождик своё потерял.
    Зеркальце то на асфальте лежит,
    Ветер подует, оно задрожит. (Лужа) Слайд 4.

    А где в этом слове стоит звук, который звучал в песенке жука?

    Длинноногий, длинношеий
    Длинноклювый, телом серый,
    А затылок голый, красный.
    Бродит по болотам грязным,

    Ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек. (Журавль)

    А где в этом слове стоит звук [ж]? (в начале слова)

    Ребята, что-то я не пойму. Назвали одно слово, а появились две картинки?

    Что мы видим на первом рисунке? (птицу). Что видим на втором рисунке? (колодец). Почему же его называют журавль? Верно, ребята. Бывает так, что названия одушевлённых предметов, часто переносят на неодушевлённые за их сходство.

    Чёрен, да не ворон,
    Рогат - да не бык,
    Шесть ног - да без копыт. (Жук)

    Где стоит звук [ж]?

    4. Физминутка

    А теперь все дружно стали!

    Я буду называть слова, а вы, если в слове есть звук [ж] приседаете, а если нет, то стоите ровно. Итак, начнём:

    кошка, чемодан, ножницы, замок, ужи, цапля, ёжик, щит, жираф, лиса.

    5. Характеристика звука.

    Какой звук был во всех словах - отгадках? (звук [ж]). Слайд5.

    Определите, какой он: гласный или согласный? Почему?

    Приложите руку к шее, скажите долго ж-ж-ж-ж-ж.

    Назовите среди слов - отгадок слово, которое состоит из 3 звуков (жук) Слайд 6.

    Выполним его звуковой анализ.

    • Первый звук [ж]- согл., тв. Обозначим, синим цветом
    • Второй звук [у] - гл. Обозначим, красным цветом.
    • Третий звук [к] -согл., тв. Обозначим, синим цветом.

    В этом слове 3 звука,1 слог. Ударение ставить не будем, так как, если в слове один гласный, значит, он будет ударным.

    Ребята, звук [ж] в нашем слове твёрдый. А кто сможет придумать слова, где бы этот звук был мягким, мне это не удалось, может кому-то из вас удастся? Смогли придумать? Какой же вывод можем сделать?

    Вывод: звук [ж] - всегда твёрдый.

    6. Ввод буквы Жж.

    Для обозначения звука [ж] есть специальная буква. Слайд 7.

    Ребята, посмотрите, кто нам её принёс? Почему? (Буква очень похожа на жука)

    Поэт Виктор Лунин, тоже увидел в этой букве жука и написал стихи. Давайте прочитаем.

    Эта буква широка
    И похожа на жука
    И при этом точно жук
    Издаёт жужжащий звук

    (Читает читающий ученик). Назовите слова, в которых вы увидели букву Ж. А какое слово "чемпион" по количеству этой буквы? (жужжащий)

    6. Творческая работа.

    Выложите эту букву на пластилине из фасоли.

    7. Физминутка для глаз. Слайд 8.

    8. Работа с учебником.

    Откроем "Азбуку" на 49 странице. Пользуемся линейкой.

    • Какие буквы в 1 строке? (печатные )
    • Какие буквы во 2 строке? (письменные)
    • Какие буквы в левом столбике? (прописные, заглавные)
    • Какие буквы в правом? (строчные )

    Нашли заглавную печатную букву. Обвели её указательным пальчиком. Нашли маленькую печатную букву и тоже обвели её пальчиком. Взяли простой карандаш. Показали как его надо держать и обводим сначала заглавную, а потом строчную буквы Жж.

    Рассмотрите рисунок.

    Назовите неодушевлённые предметы. На какой вопрос они отвечают? (Жёлудь, лыжи, лужа)

    Назовите одушевлённые предметы. На какой вопрос они отвечают? (Жираф, жук, жонглёр, ёжик, журавль, жаба)

    Работаем со схемами слов.

    • Смотрим на 1 схему. Сколько в ней должно быть букв. (3 ) Какому слову она соответствует? (Жук ). На каком месте стоит звук [ж]? (на первом ) Впишите букву, обозначающую его в схему.
    • Смотрим 2 схему. Сколько в ней букв? (4 ) Какому слову она соответствует? (Лыжи ). На каком месте стоит звук [ж] в этом слове? (на третьем ). Впишите букву, обозначающую его.
    • Смотрим 3 схему. Сколько в ней букв?(5 ) Какому слову она соответствует? (Жираф ) На каком месте стоит звук[ж]? (на первом ). Впишите букву, обозначающую его.

    9. Физминутка.

    Вы, наверное, устали?
    Ну, тогда все дружно встали.
    Ножками потопали (раз, два, три),
    Ручками похлопали (раз, два, три),
    Покружились, повертелись
    И за парты все уселись.
    Глазки крепко закрываем.
    Дружно до пяти считаем.
    Открываем, поморгаем
    И работать продолжаем.

    10. Чтение слогов. Слайд 9.

    Читают теперь мальчики. Теперь девочки.

    жа аж
    жо ож
    жу уж
    жи иж

    Ребята, что-то мне непонятно. После ж стоит и. Как надо читать? (мягко). А как прочитали? (твёрдо) Почему? (звук [ж] всегда твёрдый.) Молодцы! Действительно, буква ж такая удивительная, что в любом случае мы будем произносить звук, который она обозначает твёрдо.

    2 столбик читает 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд.

    А теперь прочитаем слоги от тихого к громкому.

    11. Чистоговорки. Слайд 10.

    А теперь со слогами составим чистоговорки. Начало я придумала, а конец строки вы договорите в рифму. Вы читаете слоги и договариваете слова, а я читаю всё остальное.

    Жу-жу-жу - я на веточке :.

    Жа-жа-жа - есть иголки у :.

    Жи-жи-жи - здесь живут : .

    12. Чтение столбиков слов. Слайд 11.

    ужи живут
    ежи живой
    стрижи жаба

    Прочитайте слова 1 столбика. Что общего в них? Найдите "лишнее" слово в этом столбике. Прочитайте слова второго столбика и назовите "лишнее" слово в нём.

    13 .Работа над предложением. Слайд12 .

    Перед вами лежит конверт. В нём вы найдёте слова и словосочетания. Составьте из них предложение. Работаем в парах.

    (В живом уголке) (живут) (ежи) (и) (ужи.).

    Прочитайте запись друг другу.

    Индивидуальное чтение. Прочитает Арина, Сева, Артём, Андрей.

    Почему в начале предложения вы поставили словосочетание В живом уголке (написано с заглавной буквы)

    Почему слово ужи поставили в конце? (после него стоит точка).

    Сколько слов в этом предложении?(7 )

    Прочитайте слова, в которых есть звук [ж]. (живом, живут, ежи, ужи)

    Скажите, а что такое живой уголок?

    Ребята, где лучше жить ежу и ужу в живом уголке или на воле вместе со своей семьёй?

    14. Итог. Слайд 13.

    • С каким звуком познакомились? Чем он необычен? (всегда твёрдый).
    • С какой буквой?
    • Кто её соседи по алфавиту?


    Буква Ж - восьмая буква русского алфавита. Обозначает согласный звонкий звук, всегда твёрдый [Ж].

    Слова, начинающиеся на букву Ж : жаба, журавль, жаворонок, жадина, жало, жидкость, жулик, жёлудь, живот, Жора, жираф, животное, жук, жилетка, жена, женщина, желание, железо, журнал, жвачка, Женева, жизнь,

    Буква Ж в середине слова : обжора, предложение, кожа, сажа, мороженое, книжка, ложка, ножницы, ножик, кружка, ужин, лужа, мужчина, вельможа, ложа, дождь, пироженое, кружева,

    Буква Ж в конце слова : морж, ёж, нож, муж, этаж, километраж,


    Как писать букву Ж? ()
    Это - Ж,
    А это - К,
    Целый жук
    И полжука.

    Посмотри-ка: буква Ж
    На жука похожа,
    Потому что у неё
    Шесть жучиных ножек.


    Знакомство с буквой Ж - артикуляция звука ()
    - губки округлены и слегка вытянуты вперёд
    - широкий язычок наверху и образует "чашечку"
    - тёплая воздушная струя по центру язычка
    - горлышко "работает"

    Загадки с буквой Ж ()
    Целый час жужжит уже
    На цветочке буква...

    Жираф - высокий наш жираф,
    У него весёлый нрав.
    Мы с ним на третьем этаже,
    Смеясь, запомним букву...

    Эта буква как жучок
    Растопырила шесть ног,
    И, конечно, знаешь ты,
    Что за ней не ходит "ы".

    Стихотворения про букву Ж ()
    Жу-жу-жу, я на ветке сижу,
    Букву Ж всё твержу.
    Зная твёрдо букву эту,
    Я жужжу весной и летом.
    А однажды жук-жучок
    Отвечал весной урок.
    Вместо слов "ручей журит"
    Написал "ручей жужжит".

    Эта буква широка
    И похожа на жука.
    И при этом, точно жук,
    Издаёт жужжащий звук:
    Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

    Ж имеет столько ножек,
    Будто буква ползать может.
    Буква Ж наверняка
    На бумаге тень жука.

    Посмотри-ка на снежинки:
    В каждой - Ж посерединке!

    Букву Ж считают жадной,
    Ж не делится совсем!
    Жадным быть нельзя, не надо!
    Ведь у жадных нет друзей!

    Жизнь, жвачка, слово ждать,

    Ж вам тоже надо знать,

    Женя, Жанна, лужа,

    С - ж, зимою стужа.

    Скороговорки ()
    Жужжит жужжелица, жужжит, да не кружится.

    Жук жужжит над абажуром,
    Жужжит жужжелица,
    Жужжит, кружится.
    Женя с Жанной подружилась.
    Дружба с Жанной не сложилась.
    Чтобы жить с друзьями дружно,
    Обижать друзей не нужно.

    Уже ужи в луже.

    Встретил в чаще ёж ежа:
    - Как погода, ёж?
    - Свежа.
    И пошли домой, дрожа,
    Сгорбясь, съёжась, два ежа.

    Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки,
    А внизу, похожие на маленьких ежат,
    Шишки прошлогодние на траве лежат.

    Испугались медвежонка
    Ёж с ежихой и ежонком,
    Стриж с стрижихой и стрижонком.

    У ежа - ежата,
    У ужа - ужата,
    У чижа - чижата,
    У жука - жучата.

    Жук жужжит - он встать не может,
    Ждёт он, кто ж ему поможет.

    Над Жорой жук, жужжа, кружит.
    От страха Жора весь дрожит.
    Зачем же Жора так дрожит?
    Совсем не страшно жук жужжит.

    Жук с жужжихой не тужили,
    Крепко с буквой Ж дружили.
    Буква Ж к ним приходила,
    Их жучат жужжать учила.

    Чистоговорки ()
    Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.
    Жи-жи-жи - под кустом сидят ежи.
    Жу-жу-жу - молоко дадим ежу.

    Жу-жу-жу, жу-жу-жу
    Как-то еж пришел к ужу.
    Жи-жи-жи, жи-жи-жи
    Мне ужаток покажи.
    Жу-жу-жу, жу-жу-жу
    Я с ежами не дружу.
    Жа-жа-жа, жа-жа-жа
    Еж уходит от ужа.

    Жу-жу-жу, жу-жу-жу
    В зоопарк пришли к моржу.
    Жа-жа-жа, жа-жа-жа
    Испугались мы моржа.
    Же-же-же, же-же-же
    Сидят птички на морже.
    Жу-жу-жу, жу-жу-жу
    Ближе подошли к моржу.
    Жи-жи-жи, жи-жи-жи
    Повернулись к нам моржи.
    Жу-жу-жу, жу-жу-жу
    Рыбку бросили моржу.
    Жи-жи-жи, жи-жи-жи
    Очень мирные моржи.
    Жи-жи-жи, жи-жи-жи
    Не страшны совсем моржи.

    Жа-жа-жа-жа,
    Есть иголки у ежа.
    Жи-жи-жи-жи,
    Но не шьют, увы, ежи.
    Жу-жу-жу-жу,
    Нитки не нужны ежу.
    Же-же-же-же,
    Это песня о еже.


    Изображение буквы Ж и слова на букву Ж (здесь)

    Слова со звёздочкой назвать во множественном числе.






    Сказки про букву Ж ()

    — Я поймал букву Ж, — мальчик показал маме жука.

    — Он похож на букву Ж и жужжит, как Ж, – согласилась мама.

    — Ж-ж-ж-ж, отпусти меня домой! – зажужжал испуганный жук.

    — Хорошо, но где твой дом? – спросил мальчик.

    — В большом пне, на нижнем эта ж-ж-ж -е, — объяснил жук.

    Мальчик отпустил жука и долго смотрел на чудо-пень, населенный разными букашками.

    — Жалко, жук улетел, и у нас нет буквы Ж, — сказал он маме.

    — Разве ты не слышишь? – удивилась мама.

    « Ж-ж-ж » – жужжали пчелы. « Ж-ж-ж,» – жужжали мухи.

    Источник http://www.dobrieskazki.ru/bukvi.htm

    ********************************************************************************************


    Давай вспомним, мой дорогой и любимый, где и какие буквы у нас живут? На самом верху, где всё видно и слышно, живёт самая главная буква «А». Этажом ниже проживает буква «Б», потом буква «В», буква «Г», буква «Д» и ниже две сестрички буквы «Е» и «Ё», про которых мы недавно прочитали историю.

    А сегодня мы узнаем историю о букве «Ж».

    Буква «Ж» была похожа на жука. И когда она гуляла и отдыхала на травке, то её всегда путали с жуком. К ней подлетали разные жуки и говорили:

    – Эй, друж-ж-жок! Что ты тут леж-ж-жишь? Как ж-ж-жизнь? Давай пож-ж-жужж-ж-жим!

    – Не буду я жужжать! – отвечала буква «Ж», – Я же не жук! Поймите!

    – Да? – удивлялись жуки, – Надо ж-ж-же… Не ж-ж-жук, а очень похож-ж-жа…

    И они открывали крылья и улетали: ж-ж-ж-ж.

    Однажды буква «Ж» пошла гулять и на лугу легла отдохнуть на травке, погреться на солнышке. А птички пели, было тепла и она задремала. И только она уснула, как почувствовала, что её схватили и потащили куда- то.

    – Ой-ой-ой! – закричала буква «Ж» и открыла глаза. – Ой! – и тут же закрыла их снова.

    Она летела над землёй. Оказывается, её схватила клювом какая-то птичка и несла её в клюве, а сама летела.

    Буква «Ж» набралась смелости и открыла глаза.

    – Ух! – они летели очень высоко. Далеко-далеко остались луг, лес и родной домик Алфавит. И тут они прилетели в гнездо, где птичку ждали голодные птенцы. Птичка сразу же положила букву «Ж» в горлышко одному птенцу, ведь она думала, что это не буква «Ж», а что это жук.

    – Ой-ой-ой! Отпустите меня! – закричала наша буква.

    Тут птенчик удивился и выплюнул нашу букву «Ж».

    – Не вкусная! Чив-чив! – сказал птенчик.

    – Конечно, я не вкусная! – заявила буква «Ж», – потому что я не жук, а буква! Просто я очень похожа на жука.

    И тут она посмотрела вокруг. А солнышко уже собралось на отдых и стало темнеть.

    – Ой, птичка, миленькая! – сказала буква «Ж», – помоги же мне пож-ж-жалуйста! Мне нужно домой, в Алфавит, а то как же будут все ж-ж-жить без меня? Будет не «жизнь», а «изнь», и будут не «жуки», а «уки».

    – Уки? – удивилась птичка. – Ну нет, мы не кушаем уков, мы кушаем жуков, поэтому я тебя отнесу обратно. Тем более, что ты не съедобная.

    Она взяла очень осторожно и аккуратно букву «Ж» и они полетели. Они летели высоко-высоко, внизу проплывали поля, леса, и буква «Ж» совсем не боялась, ей было очень интересно.

    Потом птичка опустила букву «Ж» на поляну рядом с домиком и все буквы выбежали встречать свою пропавшую сестричку – букву «Ж».

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
    «Становская средняя общеобразовательная школа»

    Открытый урок по русскому языку

    (Обучение грамоте)

    Разработала:
    Леонова Татьяна Юрьевна
    учитель начальных классов,

    первая квалификационная категория

    с. Становое, 2015 год

    Тема урока: Звук ж . Буквы Ж, ж.

    Цель: познакомить учащихся с согласным звуком [ж], буквами Ж, ж.

    Познавательные УУД :

    принимать учебную задачу;

    решать учебную задачу под руководством учителя;

    группировать изученные буквы;

    определять место на ленте букв изучаемой буквы;

    Личностные УУД:

    вырабатывать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся;

    осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

    осваивать новые виды деятельности,

    участвовать в творческом, процессе;

    Коммуникативные УУД:

    отвечать на поставленные вопросы по содержанию теста;

    работать в паре;

    Регулятивные УУД:

    определять цель учебного задания;

    контролировать свои действия, оценивать правильность выполнения, исправлять ошибки;

    отвечать на итоговые вопросы.

    Оборудование: учебник "Букварь " (авторы Л.Е.Журова и др.), рабочая тетрадь № 3 (авторы М.М.Безруких и др.), домики с буквами, слоговая таблица, сигнальные карточки (синие, белые), карточки-кружочки.

    Ход урока:

    Мотивация

    Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок - к нам пришли гости.

    Ученик:

    Мы гостей сегодня ждали

    И с волнением встречали.

    Мы хотим вам показать,

    Как умеем отвечать.

    Не судите строго,

    Ведь учились мы немного.

    Действительно, учились мы немного, но кое-что уже знаем. Давайте вспомним, чему мы уже научились на уроках обучения грамоте?

    Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Затем - с согласного твёрдого, с согласного мягкого звука.

    2. Актуализация опорных знаний.

    Поиграем в игру «Доскажи словечко».

    Наша речь состоит ….(из предложений).

    Р-П-С-С-Б-З

    Звуки мы…..(слышим и произносим)

    Буквы……….(видим, пишем и читаем)

    А сейчас проверим, верны ли наши утверждения.

    Слайд 1(Буквы и звуки русской азбуки)

    Звуки бывают … (гласные и согласные).

    При произнесении согласного звука … (воздух во рту встречает преграду).

    Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие).

    Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные).

    Слайд 2(Буквы и звуки русской азбуки)

    Каким цветом мы обозначаем гласные и согласные звуки в звуковой схеме слова?

    Отгадайте загадку:

    Крошки-птички сели в ряд

    И словечки говорят.

    С виду чёрные, кривые,

    От рождения немые,

    А как только встанут в ряд,

    Сразу все заговорят.

    (буквы)

    Давайте познакомимся с «жильцами» первого домика.

    Назовите буквы.


    Почему эти буквы поселились в домике под красной крышей? (гласные )

    Назовите буквы, обозначающие твёрдость предшествующего согласного звука.

    (а, о, у, ы)

    Назовите буквы, обозначающие мягкость предшествующего согласного звука.

    (и, е, я)

    Какие «хитрые» буквы поселились в этом домике? (е, я)

    Почему их называют «хитрыми»? (обозначают два звука)

    Молодцы! Продолжим знакомство и посмотрим, какие буквы проживают во втором домике.


    Назовите буквы.

    Почему эти буквы поселились в домике под синей крышей? (согласные )

    Какие звуки обозначают эти буквы - звонкие или глухие?

    Давайте проверим. (Положить ладонь на горлышко и чётко произнести звук. Если чувствуешь вибрацию-звонкий, если нет-глухой)

    Молодцы! Два домика мы с вами исследовали, пойдёмте знакомиться с другими «жильцами».

    - Назовите буквы.

    Какие это буквы - гласные или согласные? (согласные )

    Почему они поселились в отдельном домике? (обозначают глухой звук)

    Какие из этих букв обозначают только один звук? (ш - ш -твёрдый, ч- ч , -мягкий)

    Ребята, посмотрите, на этой станции есть ещё один домик. Кто же в нём живёт?

    - Как называется эта буква? (мягкий знак)

    Для чего служит мягкий знак? (для обозначения мягкости предшествующего согласного звука)

    Чем мягкий знак отличается от других букв? (не обозначает звука)

    Ребята, вы отлично справились с заданиями, а теперь нас ждут новые испытания.

    3.Выявление места и причины затруднения

    1.Выделение нового звука, его характеристика.

    Послушайте загадку-шутку:

    Не жужжу, когда сижу,

    Не жужжу, когда хожу,

    Если в воздухе кружусь,

    Тут уж вдоволь нажужжусь.

    Какой звук чаще других повторяется в этом стихотворении? (ж)

    Какой он, гласный или согласный? Твёрдый или мягкий?

    Игра «Твёрдый-мягкий». (Приложение к учебнику)

    ВЫВОД: У звука [ж] нет мягкой пары - в этом его особенность (Показать на доске)

    [Ж] согласный, звонкий, всегда твёрдый

    О ком это стихотворение? (о жуке)

    Давайте составим схему этого слова.

    В каком месте слова находится звук [ж]?

    -Давайте проверим. (Приложение к учебнику)

    А теперь открою тайну природы: в мире существует очень много видов жуков. Среди них есть вредные жуки, есть полезные жуки.

    Самый большой жук- Олень. Раньше этот жук встречался в дубовых лесах, а сейчас занесён этот жук в Красную книгу. Как вы думаете почему?

    Потому что этот вид может исчезнуть, но я думаю этого не случится, ведь вы не будете ловить и обижать их верно?

    Жук олень не только красавец, он ещё приносит пользу: личинки этого жука перерабатывают гнилую древесину, удобряют почву.

    Поэтому берегите и охраняйте природу.

    Развитие фонематического анализа

    А) Игра “Поймай звук” (хлопни в ладоши, когда услышишь звук /ж/)

    Из ряда звуков: М, Ж, В, Р, Ж, Л,Ж….

    Из ряда слогов: жа, ва, ло, жо, ду, жу…

    Из ряда слов: жаба, стакан, прыжок, лопата, телевизор, жираф ….

    Как на письме мы обозначим звук (ж)? ( Звук [ж] обозначается на письме буквой ж.)

    - Ну а теперь давайте познакомимся с хозяйкой сегодняшнего урока.

    Нас встречает сама (буква Ж) … ой, ребята, неужели мы ошиблись.

    Ведь это не буква Ж. Кто мне скажет, что за буква?

    Правильно - Это буква К, но не совсем. Потому что, стоит нам развернуть лист и вот, перед нами хозяйка домика буква Ж.

    Это - Ж, А это — К,

    Целый жук и полжука.

    ( А. Шибаев )

    - А давайте напишем её портрет. (На что похожа буква Ж)

    Дети читают стихи.

    1 ученик:

    Посмотри-ка: буква Ж

    На жука похожа,

    Потому что у нее

    Шесть жучиных ножек.

    Эта буква широка

    И похожа на жука.

    И при этом, точно жук,

    Издает жужжащий звук:

    Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

    Стала снежинка

    Буквою Ж,

    Солнце ее

    Не растопит уже!

    Просмотр видео «Учим букву Ж» (до слов « на жука» остановить)

    - Ребята у вас на столе лежат листочки с рисунком, переверните. Кто нарисован? (Жук) Давайте украсим спинку жука для этого выложим букву Ж. Напоминаю, что не должно быть пластилина не на полу, столе. Работаем аккуратно. Жук запомнит, какая буква у него на спинке? А вы запомнили?

    4.Построение проекта выхода из затруднения

    А теперь слушайте и запоминайте слова с буквой Ж. (Продолжение видео)

    Физкультминутка

    Пока мы отдыхали, наша буква ж подружилась с буквами, которые живут в красном домике. Давайте с вами прочитаем слоги:

    Жа жо жу жи аж ож уж иж

    (Дети читают слоги в учебнике на с.)

    5.Реализация построенного проекта

    Упражнение в выделении звука [ж]

    Я сейчас предлагаю вам придумать рассказ вместе со мной, в котором встречается буква Ж.

    У девочки по имени (Анжелика) есть собака по кличке (Жужик). Однажды они пошли в лес. Анжелика под дубом собирала (желуди). Жужик гонялся за летающим (жуком - божией коровкой). Вдруг Анжелика услышала лай. Это Жужик заметил большую колючую (ежиху) с маленькими (ежатами). Анжелика позвала Жужика, а ежиха и ежата убежали под елку.

    В. Волина
    - А теперь попробуйте без моей помощи составить рассказ.

    (Приложение к учебнику)

    А теперь давайте посмотрим мультфильм и проверим, правильно ли мы составляли.

    ( Приложение к учебнику. Просмотр мультфильма)

    А сейчас, а сейчас
    Всем гимнастика для глаз.
    Глаза крепко закрываем,
    Дружно вместе открываем.
    Снова крепко закрываем
    И опять их открываем.
    Смело можем показать,
    Как умеем мы моргать.
    Головою не верти,
    Влево посмотри,
    Вправо погляди.
    Глазки влево, глазки вправо -
    Упражнение на славу.
    Глазки вверх, глазки вниз,
    Поработай, не ленись!
    И по кругу посмотрите.
    Прямо, ровно посидите.
    Посидите ровно, прямо,
    А глаза закрой руками

    6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Дифференцированная работа

    1 группа (находит слова на картинке с буквой ж)

    2 группа Замените в словах первый звук на звук [Ж], чтобы получилось новое слово:

    лук - жук

    зал - жал

    баба - жаба

    печь - жечь

    мир - жир

    мало - жало

    Лора - Жора

    идет - ждет

    пакет - жакет

    бетон - жетон

    билет - жилет

    пучок - жучок

    ракетка - жакетка

    Веня - Женя

    (Проверка по эталону)

    7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    Послушайте историю. Однажды жучок сидел на цветке. Подул сильный ветер, оторвал лепесток и унёс его далеко через поле вместе с жуком. Поможем ему вернуться к его цветку. Идти можно только по буквам Ж. (один ребёнок работает у доски, а все остальные со своими картинками самостоятельно на своих местах).

    8.Включение в систему знаний и повторение

    - Я прочитаю вам сказку, а вы должны обвести слова, где есть буква Ж.

    Жадная Жаба.

    Жили-были важный Жук, осторожный Уж и жадная Жаба. Од-нажды важный Жук говорит Ужу:

    Надо бы нам крышу покрасить.

    Покрасить можно,— говорит осторожный Уж.— Только какой краской?

    Желтой,— важно сказал Жук.

    Но у нас нет желтой краски.

    Ну, тогда оранжевой!

    И оранжевой тоже нет.

    Пойдем попросим у жадной Жабы, у нее целая бочка оран-жевой краски.

    А жадная Жаба в это время ела джем из жбана. Увидела, что к ней идут Жук и Уж, быстренько спрятала джем и сидит ждет.

    Здравствуй, Жаба! Ты не дашь нам оранжевой краски крышу покрасить?

    Не дам! — отвечает Жаба.— Жалко краску.

    Ушли Жук и Уж ни с чем, а Жаба опять за джем принялась. Тут прилетел Шмель и жужжит:

    Дай немнож-жечко дж-жема, Ж-жаба.

    Нет у меня никакого джема!

    Ахты ж-жадина! — рассердился Шмель да как ужалит Жабу. Жаба с перепугу — прыг в бочку с оранжевой краской! Вы-лезла вся оранжевая и плачет оранжевыми слезами:

    Пожалейте меня, несчастную-ю!

    Но никому не было жалко жадную оранжевую Жабу. ( Г. Юдин)

    - Прочитайте, какие слова вы обвели.

    9.Рефлексия

    Какой была тема урока? (Звук [ж], буква Ж) (СЛАЙД )

    Какие цели вы ставили? (Познакомиться со звуком [ж] и буквой ж, учиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой)

    - «Жильцом» какого домика станет буква Ж?


    Удалось ли достичь этих целей?

    Шкала самооценки:

    Возникали у вас затруднения?

    Вы смогли их преодолеть?

    Если было легко, и вы не допускали ошибки, то посадите своих жучков на самый большой цветок.

    Если было трудно, и вы не допускали ошибки, то посадите своих жучков на средний цветок

    Если было трудно, было много ошибок, то на самый маленький цветок.

    На память о нашем уроке я хотела бы подарить картинку-раскраску. Вам нужно будет раскрасить места только с буквой Ж, чтобы получить изображение. А кто у вас получился, расскажите на следующем уроке.



Что еще почитать