Подвиг отрока киевлянина состоял в том что. А вы знаете, какой подвиг совершил отрок-киевлянин и в чем заключалась хитрость воеводы Претича? Изучение на уроках литературы


  • неторопливость
  • торжественность
  • эмоциональность
  • трагичность
  • сострадательность

  • Молитва
  • Притча
  • Житие
  • Поучение
  • Повесть
  • Легенда
  • Слово
  • Хождение
  • Летопись
  • Сказание
  • Наставление

Возникновение древнерусской литературы

Летопись – историко-повествовательные произведения 11-17 вв., содержание которых велось по годам. т.е. о летах .

Рассказ о событиях каждого года, в летописях обычно начинался словами: "в лето …" - отсюда название - летопись. Летописцами, как правило, были монахи.


Тематика летописей:

  • русская история;
  • возникновение Руси;
  • борьба с внешними врагами;
  • борьба князей за престол.


Красная строка

  • Древнерусские летописи написаны сплошным текстом без пробелов.
  • Ярко оформлялась первая буква - её рисовали красной краской . Отсюда произошло выражение «с красной строки».


«Откуда есть пошла земля Русская …».

  • Так звучат первые строки «Повести временных лет».
  • Рассказывая о жизни и деяниях князей, Нестор – монах писавший «Повесть…» везде высказывает мысль о необходимости мира.
  • Любовь к родине - основная мысль повести. Основная мысль: « Не погубите землю отцов своих и дедов » постоянно звучит в «Повести...».



Из истории.

  • В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой…

Словарная работа

  • Отрок – юноша;
  • воевода –редводитель воинской дружины;
  • печенеги –объединение тюркских народов и других племен в заволжских степях;
  • Ольга – княгиня, мать князя Святослава;
  • Лыбедь – название реки;
  • ладья – лодка;
  • муж – зд.: воин, мужчина.

Размышляем над прочитанным…

  • О каком подвиге отрока-киевлянина рассказано в “Повести временных лет”?
  • В чём заключалась хитрость воеводы Претича, героя летописного повествования?
  • Как заканчивается история «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» ?

Поразмышляем

  • Почему поступок отрока назван подвигом?
  • Что значит «совершить подвиг»?

Проверим себя!

  • Какими словами начинаются древнерусские летописи?
  • Самая древняя летопись, дошедшая до нас?
  • Кто ее автор?
  • Что означает «временных лет» ?

Д.С. Лихачев

  • «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси. Прошлое должно служить современности!»

(Из книги «Земля родная»).


Домашнее задание

  • Письменный ответ на вопрос : стр.51. («Размышнение о героях…») задание 2 .


Из «Повести временных лет» «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», «Сказание о кожемяке», «Похвала князю Ярославу и книгам»

Уроки внеклассного чтения.

7 класс


  • (др.-рус. Повѣсть времѧньныхъ лѣтъ, также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись») - наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Был составлен в Киеве.

  • и заканчивается 1117 годом (в 3-й редакции).
  • Датированная часть истории Древнерусского государства начинается с лета 6360 (852 год).
  • Название своду дало начало первой фразы «Повесть времянных лет…» или в части списков «Се повести временных лет…»

  • Исследователи XVIII-XIX веков считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» - первой русской летописью.
  • Первые рассказы «Повести...» похожи на легенды и предания


  • В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой…

  • О каком подвиге отрока-киевлянина рассказано в “Повести временных лет”?
  • В чём заключалась хитрость воеводы Претича, героя летописного повествования?
  • Как заканчивается история «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» ?

  • Печенежский князь испугался, попросил мира и отступил от города.
  • Князь Святослав возвратился из чужой земли и прогнал печенегов в поле.
  • Повествование о подвиге отрока-киевлянина может служить современности, являя пример мужества и самоотверженности ради спасения родной земли.

«Сказание о кожемяке» - одна из героических страниц "Повести временных лет"

  • "Сказание о Кожемяке" отражает события, происходившие в далёкие времена в жизни славян и враждебных степняков-хазар.
  • В лето 992. Князь Владимир только возвратился с войны, как напали на Русь печенеги. Выступил Владимир против них и встретил их на берегу реки Трубеж у брода. И стоял Владимир на этой стороне, а печенеги – на той, и не решались ни наши перейти на ту сторону, ни те – на эту.”

  • Что предложил печенежский князь князю Владимиру? Каковы были условия поединка?
  • Почему для поединка Владимир выбрал именно юношу Кожемяку?
  • Чем закончился поединок между печенежским мужем и Кожемякой?

  • Князь Владимир, старик отец и юноша Кожемяка готовы пожертвовать жизнью ради Родины, в этом проявился их патриотизм, преданность родной земле, любовь к ней и готовность к самопожертвованию.
  • Летописцу было важно рассказать именно эту историю как доказательство того, что на Руси есть великие герои, есть свои богатыри, не уступающие героям других народов, продолжающие подвиги славных предков.

  • который в доказательство своей могучей силы разом разрывает несколько сложенных бычьих кож.
  • Прошло время, и сюжет поединка Кожемяки с печенегом мифологизировали - теперь это была схватка со Змеем.

  • Ярослав был одним из образованнейших людей своего времени и покупал книги для библиотеки в Константинополе, а затем отдавал их переводить «с греческаго на славянский и на письмо». В Софийском соборе Киева хранилась княжеская библиотека.
  • За глубокие познания, градостроительную деятельность и составление первого письменного свода законов князя прозвали Мудрым.

Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей…”

  • “… Велика ведь бывает польза людям от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы…, ибо от слов книжных обретаем мудрость. Это ведь – реки, напояющие всю вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания”.

  • Ярослав… к книгам имел пристрастие, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и перелагали они с греческого на славянский язык и на письмо. Переписали они и собрали множество книг…”

  • Ярослав, сын Владимиров, посеял книжные слова в сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное.
  • Какова польза людям от учения книжного?
  • За какие заслуги князя Ярослава прозвали Мудрым?

История человечества знает много примеров героизма и храбрости. Они дошли до нас благодаря летописцам, устному творчеству, мифам и легендам. Это очень важно для грядущих поколений: потомки должны гордиться своими национальными героями, даже если события происходили более тысячи лет назад! Не все знают о том, какой подвиг совершил отрок-киевлянин, и в какие времена это случилось.

Изучение на уроках литературы

Конечно, «Повесть временных лет», записанная Нестором, требовала перевода и обработки для того, чтобы это историческое произведение было понятно современному читателю. Содержание легенд и исторические события доносит до нас древнерусская литература. Подвиг отрока-киевлянина изложен уже на Сегодня легенда изучается в школах учениками пятых классов. Для детей остаются непонятными некоторые старорусские слова, название племен, народов. Чтобы легче запоминались архаизмы, следует составить для себя небольшой словарь: во время объяснения педагога записать значение выражений или отдельных названий. Дети могут не знать что такое отрок, отчина, печенеги, тужить. Хотя параллельно на уроках истории дети изучают Древнюю Русь и слышат некоторые термины.

Цитатный план

Подвиг отрока-киевлянина лучше воспринимается детьми, если педагог им рекомендует составить план произведения. Желательно, чтобы это был цитатный план: достаточно использовать фразы из текста, отображающие содержание эпизода. Это может выглядеть так:

Пришли печенеги на Русскую землю;

Осадили город силою великою;

Кто бы смог перебраться на ту сторону;

Сказал отрок: «Я проберусь!»;

Люди сдадутся ли печенегам;

Сели в ладьи и громко затрубили;

За мною идет войско;

Дал Претичу коня, саблю и стрелы;

Святослав вернулся в Киев.

Памятник, сооруженный в честь победы князя Святослава Игоревича над печенегами доныне высится над берегом Днепра в Запорожье.

Каждая часть повествования легко запоминается и пересказывается, благодаря применению цитатного плана. Педагог может предложить ученикам прочитать произведение по ролям. На подобных уроках дети начинают понимать значение появления письменности, книг, летописей для ставшей христианской Руси. О том, какой подвиг совершил отрок-киевлянин, сегодня знают многие школьники благодаря урокам литературы и истории. В честь этого подвига построен Софийский Собор.

Книги и летописи

До XI века книги попадали на Русь только из Византии, а затем и из Болгарии. Это были переводы зарубежных авторов. Первые произведения уже древнерусских писателей появились только в одиннадцатом веке: это сочинение Иллариона и летописи. В других странах такого жанра не знали. В XII веке монах Нестор делает дополнения и исправления в старых летописях и дает им название «Повесть временных лет». Временные лета - это значит минувшие года. В летописи описывается жизнь и деятельность всех князей русских: особо автор подчеркивает мысль о том, что только любовь братьев и желание мира могла сплотить их. Любовь к Родине, бережное отношение к земле своих предков - отчине - это основной мотив всего произведения. И хотя начало книги похоже на предания и мифы, читатель получает информацию об исторических личностях, создававших первые княжества Древней Руси. Частью повестей и является описание того, какой подвиг совершил отрок-киевлянин и воевода Претич.

Легенда о подвиге отрока

Это случилось летом 968 года или, по календарю тех времен, в 6476 году. Княжества постоянно подвергались к нападениям восточных племен. Но в это лето впервые на покусились печенеги. В это время в городе Киеве не было Святослава: он находился в Переяславце. Здесь оставалась его мать - княгиня Ольга со своими внуками, детьми Святослава.

Это были три его сына: Олег, Владимир и Ярополк. Она заперлась вместе с ними в городе Киеве, и они не имели возможности выйти оттуда: печенеги осадили его великою силою. Не было возможности населению выйти за пределы города, нельзя было послать вести и попросить о помощи. Люди изнемогали от голода и жажды.

Отрок-киевлянин и подвиг

С другой стороны Днепра тоже собрались люди, которые не могли пробраться к Киеву сквозь огромное полчище печенегов, чтобы оказать помощь жителям города или доставить туда провизию и воду. Они наготове стояли в ладьях на противоположном берегу и не могли ничего сделать.

Население города пыталось найти кого-нибудь, кто смог бы пробраться через ряды врагов и сообщить отрядам, что если они не подойдут к Киеву, то придется сдаваться печенегам. И вот один отрок-киевлянин заявил, что он проберется к «своим». Люди сказали ему: «Иди!»

Этот мальчик знал язык печенегов. Он взял в руки уздечку и вышел с нею в стан противника. Он пробежал через их ряды и спрашивал, не видел ли кто его коня? Они принимали юношу за своего человека. Добежав до Днепра, он сбросил одежду и бросился в воду. Печенеги увидели его маневр и кинулись за ним, стреляли: но ничего нельзя уже было сделать.

Воевода Претич и его хитрость

Люди на противоположном берегу заметили, что отрок-киевлянин бросился в воду и поплыл по направлению к ним. Они пошли на ладьях навстречу к нему, подняли его на борт и доставили в дружину. Отрок сообщил, что если не подойдут завтра к городу воины, то людям придется сдаться печенегам. Воеводой был Претич, и он предложил подойти в ладьях к городу, захватить княжну Ольгу и княжичей, умчать на противоположный берег. Если же они этого не сделают, не спасут княжичей, то Святослав не простит этого и погубит их. Настоящий подвиг совершил отрок-киевлянин, сообщив о тяжелом положении Киева.

План воеводы

По плану Претича на рассвете дружина села в ладьи и с трубными звуками двинулись к Киеву. Люди в городе, услышав звуки труб, закричали. Печенеги кинулись врассыпную, во все стороны: им показалось, что это пришел сам князь Святослав. Из города вышла со своими внуками, свитой и направилась к ладьям. Князь печенегов, заметив это, вернулся к ладьям самостоятельно и спросил Претича о том, кто они такие? На что получил ответ, что это люди с другой стороны Днепра. На вопрос печенежского князя, не Святослав ли он, Претич ответил, что они - это передовой отрад, а за ними движется огромное войско во главе с князем Святославом. Он специально так сказал, чтобы напугать печенежского князя. Это и решило все противоречия: печенег предложил Претичу дружбу и тот принял ее. Они пожали друг другу руки и обменялись доспехами: князь получил щит, меч и кольчугу, а Претич - коня, стрелы и саблю.

Победа над врагами

Несмотря на перемирие и отступление печенегов от города, опасность быть захваченными оставалась. Враг остался стоять плотным становищем на реке Лыбедь, и жителям невозможно было вывести напоить коней. И тогда решили жители Киева послать к Святославу гонца со словами о грозящей им опасности. Они упрекали князя в том, что воюя и заботясь о чужой земле, он оставил свою родную сторону. А печенеги чуть не взяли в плен и его мать, и его детей. Жители звали князя на помощь, просили защитить. Как только дошли до него эти вести, Святослав вместе со своею дружиною быстро воротился в Киев, где его встретила мать и трое сыновей.

Он очень сокрушался о том, что пришлось пережить им всем. Святослав собрал всю свою дружину и прогнал далеко в поле всех печенегов. После чего наступило мирное время.

Теперь на вопрос о том, какой подвиг совершил отрок-киевлянин,каждый может сказать, что он спас жителей древнего города и семью князя Святослава. Это сегодня называется патриотизмом и любовью к Родине.

Древнерусская литература

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

При подведении итогов работы учителю важно еще раз повторить, что такое древнерусская литература, какие для нее характерны, насколько хорошо школьники справились с заданиями - пересказать, составить план, провести словарную работу, т. е. составить словарь. Насколько верно поняли, в чем состояли подвиг отрока-киевлянина, хитрость воеводы Претича, в чем смысл рассказанного...

1 Коллективно смотрим и обсуждаем с помощью словаря значение слов «этикет», «деликатность».

Данилов А. А. Литература России, XIX век. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 287 c., л. ил., карт.

Планы конспектов уроков по литературе 5 класса скачать , учебники и книги бесплатно, разработки уроков по литературе онлайн

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Что еще почитать