Парламентские выборы. История выборов в государственную думу в современной россии

Госдума приняла в первом чтении проект закона о совмещении единого дня голосования с федеральными парламентскими выборами в третье воскресенье сентября, начиная с 2016 года. Инициатива была внесена на рассмотрение нижней палаты в июне спикером Госдумы Сергеем Нарышкиным, а также лидерами трех парламентских фракций Владимиром Васильевым ("Единая Россия"), Владимиром Жириновским (ЛДПР) и Сергеем Мироновым ("Справедливая Россия").

Как отмечае т ТАСС , документ был предложен одновременно с инициативой о переносе думских выборов с декабря на 3 воскресенье сентября, которую депутаты приняли в конце весенней сессии. "Этот законопроект объединяет малые выборы с большими. Это техническая часть", - заявил, представляя инициативу на заседании один из ее авторов Владимир Жириновский.

В настоящее время единый день голосования проводится во второе воскресенье сентября. Проектом предусматривается возможность совмещения очередных выборов депутатов Государственной Думы, которые должны пройти в третье воскресенье сентября, с единым днем голосования. Таким образом, единый день голосования пройдет в 2016 году не 11 сентября, а 18 одновременно с федеральными парламентскими выборами.

Как пояснил ранее глава профильного комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин ("Единая Россия"), "в настоящее время мы говорим о том, что голосование на выборах в Госдуму в 2016 году совпадет с единым днем голосования". "Что касается единого дня голосования вне думских кампаний, то он остается во второе воскресенье сентября", - добавил парламентарий.

википедия

Выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VII созыва состоятся на территории всей Российской Федерации 18 сентября 2016 года в единый день голосования . .

Выборы пройдут по смешанной избирательной системе : из 450 депутатов 225 будут избраны по партийным спискам по единому федеральному округу (пропорциональная система), а ещё 225 - по одномандатным округам (мажоритарная система). Для попадания в думу по пропорциональной системе партиям необходимо преодолеть 5 % барьер , а кандидатам в округах - простое большинство голосов. Прежде смешанная система применялась на выборах , , и годов.

На 1 июля 2015 года в Российской Федерации (включая Республику Крым и город Севастополь) было зарегистрировано 109 902 583 избирателей, а с учётом зарегистрированных за пределами РФ и в городе Байконур - 111 782 877 избирателей . Выборы будут признаны состоявшимися при любой явке, так как порог явки не установлен.

Дата проведения выборов

Начиная с весны 2015 года депутатами Госдумы VI созыва рассматривался вопрос о переносе выборов с 4 декабря 2016 года на более ранний срок. В числе возможных дат досрочных выборов назывались второе и третье воскресенья сентября, а также октябрь 2016 года. По мнению многих оппозиционных политиков, а также политологов и журналистов, эта инициатива объясняется желанием российских властей не допустить победы неподконтрольной Кремлю оппозиции, в частности, партии РПР-ПАРНАС . Опыт единых дней голосования , которые в РФ начиная с 2013 года проводятся во второе воскресенье сентября, показывает, что в это время года многие избиратели просто физически не доходят до избирательных участков, так как отдыхают на дачах . А те, что доходят, предпочитают делать выбор в пользу Единой России , КПРФ , ЛДПР или Справедливой России , так как большая часть агитационного периода приходится на летние отпуска, когда у большинства избирателей нет ни времени, ни сил, ни желания узнавать что-либо о кандидатах и партиях, и в результате они предпочитают голосовать «по старинке». В свою очередь, один из сторонников этой инициативы, председатель генсовета партии Единая Россия Сергей Неверов говорит о том, что власть лишь хочет того, чтобы выборы состоялись до того момента, когда госдума будет принимать бюджет на следующий год. Во второй раз Государственная дума будет избираться сроком на пять лет. Как и в 1993-2003 годах, выборы будут проводиться по смешанной системе : половина депутатов будет избрана от партийных списков при 5-процентном барьере, а другая половина - по одномандатным округам в один тур.

Избирательное законодательство

Согласно действующему законодательству выборы в Государственную Думу проходят по смешанной системе. Это означает, что голосовать можно будет и за партийный список, и за кандидатов в одномандатных округах. По одномандатным округам будет избираться ровно половина численного состава Госдумы - 225 человек .

Партийный список допускается до распределения депутатских мандатов в том случае, если за него проголосовало более 5 % избирателей от числа тех, что приняли участие в голосовании. Впоследствии парламентские партии смогут без сбора подписей выдвигать своих кандидатов на выборах президента России. При этом все партии, получившие на выборах не менее 3 % голосов получают ряд государственных льгот и привилегий: прямой допуск до следующих выборов в Госдуму и всех выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти в субъектах РФ, которые состоятся не позднее, чем следующие выборы в Госдуму; возмещение всех расходов за прошедшие выборы и повышенное финансовое обеспечение на все время до следующих выборов. 5 декабря 2014 года депутат Госдумы от ЛДПР Алексей Диденко внёс законопроект № 670120-6 о снижении проходного барьера для политических партий с 5 до 2,25 % ; на него есть 1 положительный и 2 отрицательных отзыва региональных парламентов . До выборов напрямую допускаются партии, получившие от 3 % голосов на прошлых думских выборах и те, что представлены хотя бы в одном из региональных парламентов РФ. На сегодняшний день к таким относятся: Единая Россия, КПРФ, Справедливая Россия, ЛДПР, Яблоко ; Патриоты России , Правое дело , РПР-ПАРНАС, Гражданская платформа ,Коммунисты России , Российская партия пенсионеров за справедливость , Родина , Гражданская сила и Зелёные . Либеральные партии обещали организовать коалицию и идут к этому . Открытая Россия , Партия прогресса , РПР-ПАРНАС, Либертарианская партия России и ещё ряд партий подтвердили это .

Кто остался не вместе с нами? Осталась единственная организация – это партия «Яблоко», которая пока не приходит на наши координационные встречи и

консультации. Но они нам говорили о том, что, видимо, в будущем и они, возможно, присоединятся. Мы не закрываем для них дверь. Те организации, которые

осознают немедленную необходимость консолидации и превращения себя из «пятой колонны» в первую колонну, в альтернативу власти, – они все это решение

приняли. На нашей конференции 18 апреля все представители этих организаций были, и они сделали соответствующие заявления, и мне были уже переданы

бумаги об этом, ими подписанные. Поэтому мы весьма удовлетворены тем, как прошла наша работа последнего месяца по проведению консультаций и выработке

единой платформы. - Михаил Касьянов .

Что будет к 18 сентября 2016 года пока вряд ли кто знает..

Схема одномандатных округо в

Всю территорию РФ Центризбирком разделил на 225 избирательных округов с учётом границ субъектов федерации. На территории каждого субъекта образовано не менее одного округа. Для нарезки округов высчитывалась единая норма представительства (ЕНП): число всех избирателей по данным на лето 2015 года - 109 902 583, разделили на 225 думских мандатов и получили число 488 455. Затем количество избирателей в каждом регионе страны разделили на норму представительства. Полученное число - количеством мандатов, которые получает субъект федерации .

2 сентября 2015 года Центризбирком обнаровал нарезку одномандатных округов. Больше всего округов получили Москва (15), Московская область (11), Санкт-Петербург и Краснодарский край (по 8). В присоединённом Крыму будет создано 4 одномандатных округа: 1 в Севастополе и 3 в Республике Крым. В 32 субъектах - по одному округу, в 26 субъектах - по два округа, в 6 субъектах - по три округа, в 10 субъектах - по четыре округа, в трёх субъектах - по 5 округов, в двух субъектах - по 6 округов, ещё в двух субъектах - по 7 округов, ещё в двух - по 8 округов. Самым малочисленным оказался избирательный округ на территории Ненецкого автономного округа - около 33 тысяч человек. Самым людным получился округ в Астраханской области - 747 тысяч.

Госдума должна утвердить проект нарезки округов до 5 декабря 2015 .

Социология

Заливка серым цветом означает преодоление партией пятипроцентного барьера, необходимого для получения мест в Госдуме.

Опрос Дата Единая КПРФ ЛДПР Партия

прогресса

Гражданская

платформа

Справедливая Яблоко Другие/

ВЦИОМ

2015

58,8 6,4 5,1 - - 3,9 - 1,8
ВЦИОМ

2015

58,4 5,9 7,0 - - 5,4 - 1,5
ВЦИОМ

2015

57,9 6,3 4,8 - - 3,9 - 1,7
ВЦИОМ 26 июля 56,4 6,6 5,6 - - 3,3 - 2,7

Левада-

центр

апрель

2015

63 17 7 1 4 2 <1 5

Левада-

центр

март

2015

69 14 5 1 1 3 <1 5

Левада-

центр

февраль

2015

68 14 8 1 3 4 <1 2

Левада-центр

январь

2015

66 10 10 <1 1 3 2 9

21 сентября 1993 года президент России Б.Ельцин издал указ "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", которым предписывалось "прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов и Верховным Советом Российской Федерации". Этим указом было введено в действие Положение о выборах депутатов Государственной Думы.

12 декабря 1993 года прошли ВЫБОРЫ В ПЕРВУЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ Федерального Собрания РФ - нового федерального органа законодательной власти страны.

Выборы впервые проводились по смешанной - мажоритарно- пропорциональной системе /до этого - только по одномандатным округам/. Половина из 450 депутатов избиралась в 225 одномандатных избирательных округах, другая половина депутатского корпуса - по единому федеральному избирательному округу по партийным спискам.

В выборах имело право участвовать 91 общественное объединение. 35 объединений изъявили желание бороться за депутатские мандаты. Списки кандидатов на регистрацию представило 21 избирательное объединение. Центризбирком зарегистрировал списки 13 из них. 8 объединений преодолели 5-процентный барьер, дающий право на получение мандатов.

12 декабря 1993 года было избрано 444 депутата: 225 - по единому федеральному округу и 219 - по одномандатным избирательным округам. В пяти округах выборы не состоялись, в одном /Чеченская Республика/ - не проводились.

Явка составила 54,7 проц. избирателей при необходимом пороге 25 проц.

Фаворит кампании - избирательный блок "Выбор России" получил 15,51 проц. голосов избирателей; с учетом одномандатников - 66 мест в парламенте /первая тройка: Егор Гайдар, Сергей Ковалев, Элла Памфилова/;

Сенсационную победу по партийным спискам одержала ЛДПР, получившая 22,92 проц. голосов избирателей; всего 64 мандата /Владимир Жириновский, Виктор Кобелев, Вячеслав Марычев/;

КПРФ поддержали 12,40 проц. избирателей; всего 48 мандатов /Геннадий Зюганов, Виталий Севастьянов, Виктор Илюхин/;

Аграрная партия России /АПР/ - 7,99 проц. голосов, 33 мандата /Михаил Лапшин, Александр Заверюха, Александр Давыдов/;

Блок: Явлинский-Болдырев-Лукин - 7,86 проц. голосов, 27 мандатов /Григорий Явлинский, Юрий Болдырев, Владимир Лукин/;

Политическое движение "Женщины России" - 8,13 проц. голосов, 23 мандата /Алевтина Федулова, Екатерина Лахова, Наталья Гундарева/;

Партия российского единства и согласия /ПРЕС/ - 6,73 проц. голосов, 19 мандатов /Сергей Шахрай, Александр Шохин, Константин Затулин/;

Демократическая партия России /ДПР/ - 5,52 проц. голосов, 14 мандатов /Николай Травкин, Станислав Говорухин, Олег Богомолов/.

В первой Думе были зарегистрированы 8 фракций, а также 2 депутатские группы /не менее 35 депутатов/: фракции ЛДПР / 59 депутатов/, "Выбор России" /73/, КПРФ /45/, "Женщины России" /23/, АПР /55/, "ЯБЛОКО" /28/, ПРЕС /30/, ДПР /15/; депутатские группы "Новая региональная политика" /66/ и "Либерально-демократический союз 12 декабря" /35/.

ВЫБОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ВТОРОГО СОЗЫВА 17 декабря 1995 года проводились в соответствии с Федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ" и "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ".

Выборы прошли по мажоритарно-пропорциональной системе.

Высокой оказалась активность избирателей. В выборах участвовали 64,7 проц. избирателей или более 69,5 млн человек, что на 11 млн больше по сравнению с выборами 1993 года. Необходимый порог явки избирателей - 25 проц.

Особенность этих выборов состояла в том, что сразу были избраны все 450 депутатов.

Из 269 общественных объединений, имевших право участвовать в выборах, 69 партий, движений и блоков выдвинули свои списки кандидатов. В выборах участвовали 43 объединения, и только 4 из них удалось преодолеть необходимый 5-процентный барьер.

Победителем кампании стала КПРФ - 22,3 проц. голосов; всего 157 мандатов /Геннадий Зюганов, Светлана Горячева, Амангельды Тулеев/;

Партия власти была представлена движением "Наш дом - Россия" /НДР/ - 10,13 проц. голосов; 55 мандатов /Виктор Черномырдин, Никита Михалков, Лев Рохлин/;

Общественное объединение "ЯБЛОКО" - 6,89 проц. голосов; 45 мандатов /Григорий Явлинский, Владимир Лукин, Татьяна Ярыгина/.

Объединения-победители образовали парламентские фракции, а депутаты, не вошедшие во фракции, образовали депутатские группы /численность не менее 35 человек/: фракции КПРФ /146 человек/, НДР /66/, ЛДПР /51/, "ЯБЛОКО" / 46/; депутатские группы "Российские регионы" /43/, "Народовластие" /38/ и Аграрная депутатская группа /36/.

ВЫБОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА прошли 19 декабря 1999 года. Выборы проводились по мажоритарно- пропорциональной системе. Явка составила 61,85 проц. или 66,8 млн человек при необходимых 25 проц.

О своем намерении участвовать в выборах заявили 37 общероссийских политических общественных объединений из 141. 26 были внесены в избирательные бюллетени, 6 объединений преодолели необходимый 5-процентный барьер:

Избирательный блок "Межрегиональное движение "Единство" /"МЕДВЕДЬ"/ - 23,32 проц. голосов; 73 мандата / Сергей Шойгу, Александр Карелин, Александр Гуров/;

Избирательный блок "Отечество - Вся Россия" - 13,33 проц. голосов; 68 мандатов /Евгений Примаков, Юрий Лужков, Владимир Яковлев/;

Избирательный блок "Союз Правых Сил" - 8,52 проц. голосов; 29 мандатов /Сергей Кириенко, Борис Немцов, Ирина Хакамада/;

В восьми одномандатных избирательных округах выборы были признаны несостоявшимися /повторные выборы состоялись 26 марта 2000 года/, в Чеченском одномандатном избирательном округе выборы прошли позже - 20 августа 2000 года.

Депутатами были избраны 441 человек из 450-ти.

В Думе было зарегистрировано 6 фракций и 3 депутатские группы: фракции КПРФ /86 депутатов/, "Единство" /84/, "Отечество - Вся Россия" /44/, "Союз Правых Сил" /32/, "ЯБЛОКО" /19/, ЛДПР /16/; депутатские группы "Народный депутат" /62/ и "Регионы России" /44/, Агропромышленная депутатская группа /42/.

ВЫБОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА состоялись 7 декабря 2003 года. Выборы проводились по мажоритарно-пропорциональной системе. В выборах приняли участие 55,75 проц. избирателей или 60,7 млн граждан.

Правом участвовать в выборах обладали 44 политические партии и 20 общественных организаций. О своем намерении участвовать в выборах заявили 39 партий и 1 общественная организация. Всего в кампании участвовали 18 партий и 5 избирательных блоков. 5-процентный барьер сумели преодолеть 3 политические партии и 1 избирательный блок.

Убедительную победу одержала партия "Единая Россия" - 37,57 проц. голосов; всего 223 мандата /Борис Грызлов, Сергей Шойгу, Юрий Лужков, Минтимер Шаймиев/;

Сенсацией этой избирательной кампании стал успех созданного накануне выборов блока "Родина" /народно- патриотический союз/" - 9,02 проц. голосов; 37 мандатов / Сергей Глазьев, Дмитрий Рогозин, Валентин Варенников/;

Неожиданностью оказался провал демократов - ни "Яблоко" /4,30 проц./, ни СПС /3,97 проц./ в Госдуму не прошли.

7 декабря были избраны 447 депутатов из 450-ти: 225 по федеральному избирательному округу и 222 по одномандатным округам. По трем одномандатным избирательным округам выборы были признаны несостоявшимися, так как большинство избирателей там проголосовали против всех кандидатов.

В Думе четвертого созыва были созданы четыре фракции: "Единая Россия" /300 депутатов/, КПРФ /52/, ЛДПР /36/, "Родина" /36/.

ВЫБОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ПЯТОГО СОЗЫВА состоялись 2 декабря 2007 года. Выборы впервые прошли по пропорциональной системе - по федеральным спискам кандидатов, выдвинутым политическими партиями. Проходной барьер был повышен с 5 проц. до 7 проц.; формирование избирательных блоков не было предусмотрено; отменены графа "против всех" и порог явки на выборах.

Принять участие в выборах имели право 15 партий, из них 11 смогли воспользоваться этим правом. Это - КПРФ, ЛДПР, "Единая Россия", "Справедливая Россия", СПС, "Яблоко", "Патриоты России", Демократическая партия, "Гражданская сила", Аграрная партия и Партия социальной справедливости.

По итогам голосования 7-процентный барьер преодолели четыре партии. "Единая Россия" /в общефедеральную часть списка был включен 1 кандидат - Владимир ПУТИН / 64,30 проц. голосов/, КПРФ /Геннадий ЗЮГАНОВ, Жорес АЛФЕРОВ, Николай ХАРИТОНОВ/ - 11,57 проц.; ЛДПР /Владимир ЖИРИНОВСКИЙ, Андрей ЛУГОВОЙ, Игорь Лебедев/ - 8,14 проц.; "Справедливая Россия" /Сергей МИРОНОВ, Светлана Горячева/ - 7,74 проц. Остальные партии не дотянули до 2,5 проц.

На момент выборов в стране было около 109 млн.146 тыс. избирателей. В голосовании приняли участие около 70 млн. граждан /63,78 проц./. Это был самый высокий показатель явки за три предыдущих думских избирательных кампаний.

В Думе пятого созыва были сформированы четыре фракции: "Единая Россия" /315 депутатов - конституционное большинство/, КПРФ /57 /, ЛДПР /40/, "Справедливая Россия" / до 2009 - "Справедивая Россия: Родина/Пенсионеры,Жизнь /38 /.

Самое ожидаемое политическое событие 2016 года – выборы в Государственную думу седьмого созыва не принесли сюрпризов и полностью оправдали ожидания специалистов.

Самое ожидаемое политическое событие 2016 года – выборы в Государственную думу седьмого созыва не принесли сюрпризов и полностью оправдали ожидания специалистов. Партия Единая Россия в очередной раз одержала победу «за явным преимуществом», а результаты выборов продемонстрировали отсутствие какого-либо желания у простого народа менять сложившийся политический порядок. И всё же, выборная кампания 18 сентября 2016 года позволяет сделать некоторые выводы. Например, несмотря на результаты выборов, относительно низкая общая явка говорит о потере интереса к выборам, как к мероприятию, определяющему те или иные вектора развития страны.

Результаты выборов в Государственную думу: явка по регионам

Мнения экспертов по поводу количества пришедших на выборы российских граждан несколько разнятся. Одни специалисты соглашаются с пресс-секретарём Президента РФ Д.Песковым, заявившим, что 47,81% по всей стране – это показатель, который вполне достойно смотрится на фоне аналогичных европейских кампаний. Другим не даёт покоя тенденция, показывающая, что простой народ всё меньше желает тратить время на выражение своей гражданской позиции и декларирование политических взглядов.

18 сентября 2016 года участки посетило меньше половины зарегистрированных избирателей, но это не помешало ЦИК признать выборы состоявшимися (соответствующие поправки в законодательство были внесены заранее), а результаты выборов — окончательными. Интерес вызывает лишь существенная разбежка в показателях явки по регионам. Несмотря на то, что представители Единой России побеждали практически в каждом регионе, наибольшее количество голосов за них, равно как и почти вдвое большее количество проголосовавших, было зафиксировано в 13-ти субъектах: Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республиках, Мордовии, Чеченской республике, Кемеровской и Тюменской областях, Ямало-Ненецком автономном округе, Башкортостане, Дагестане, Ингушетии, Северной Осетии, Татарстане и Республике Тыва. В этих регионах средняя явка составила 81,4%, тогда как в 72 остальных – лишь 42,9%. Какие результаты выборов были получены в этих двух кардинально отличающихся между собой группах, можно увидеть в следующей таблице.

Что касается Москвы и Санкт-Петербурга, то эти города возглавили списки населённых пунктов с самой низкой явкой: 35,18% и 32,47% соответственно. Вместе с тем, и здесь результаты выборов показали серьёзную поддержку партии власти.

Результаты выборов в Госдуму 2016: как распределились голоса

Выборы 2016 года в Государственную думу вновь показали силу партии власти: Единая Россия не просто одержала победу, а получила конституционное большинство, которое позволит ей принимать законы, содержащие поправки в статьи Конституции РФ – высшего нормативного правового акта государства. Официальные данные говорят, что Единая Россия набрала 54,19%, что в количестве депутатских мандатов равно 343 (общее число мест в Государственной думе – 450). Итоговые цифры выборов таковы:

  • «Единая Россия» – 54,19%;
  • КПРФ – 13,34%;
  • ЛДПР – 13,15%;
  • «Справедливая Россия» – 6,22%;
  • «Коммунисты России» – 2,27%;
  • «Родина» – 2,3%;
  • Российская партия пенсионеров «За справедливость» – 2,0%;
  • «Яблоко» – 1,9%;
  • «Партия роста» – 1,8%;
  • «Парнас» – 1,2%;
  • «Зеленые» – 0,8%;
  • «Гражданская платформа» – 0,3%;
  • «Гражданская сила» – 0,2%.

Вслед за Единой Россией места в Государственной думе получили представители пяти партий и один самовыдвиженец:

  • «Единая Россия» – 343,
  • КПРФ – 42,
  • ЛДПР – 39,
  • «Справедливая Россия» – 23,
  • «Гражданская платформа» – 1,
  • «Родина» – 1,
  • самовыдвиженцы – 1.

Выборы в Думу 18 сентября 2016 года: фальсификация?

Председатель Центрального избирательного комитета Э.А. Памфилова охарактеризовала выборы 2016 года, как открытые и легитимные. При этом она дала понять, что любые факты фальсификаций будут рассматриваться незамедлительно, а в отношении нарушителей будут приниматься соответствующие меры. Официальные данные, которые поступили из МВД России на следующий день после выборов, гласят, что имели место два случая вброса бюллетеней в Ростовской области. Кроме того, зарегистрировано 8 жалоб, которые поступили в адрес ЦИК от наблюдателей. Мнения экспертов относительно фальсификаций выборов 2016 года традиционно разделились: часть считает, что места в Государственной думе были распределены заранее, другие – что в итоговых цифрах действительно отражена воля простого народа.

Результаты выборов в Думу 2016: что говорят наблюдатели о победе Единой России?

О том, что в 2016 году вновь победит Единая Россия, говорилось ещё в предварительных опросах, которые накануне выборов регулярно публиковал ВЦИОМ. Тогда же были названы и партии-спутники, многие годы составлявшие Единой России компанию в нижней палате парламента: КПРФ, ЛДПР и Справедливая Россия. Среди мнений экспертов и наблюдателей можно услышать самые разные объяснения сложившейся на политическом поле страны ситуации: огромный административный ресурс партии власти, отсутствие достойной альтернативы, потеря интереса к выборам большей части населения и пр. Сухие же цифры говорят о том, что за партию, получившую конституционное большинство, в 2016 году проголосовало 27,2 млн. граждан. На прошлых выборах, где Единая Россия также одержала безоговорочную победу, число её сторонников составляло 32,4 млн. человек.

Выборы – это сложно и непонятно, прежде всего, для избирателя. Разобраться, как устроена избирательная система в отдельно взятой стране, дорогого стоит. Для ясности, конечно, не помешает прочитать Конституцию: как показывает опыт, большинство людей не знакомо даже с её первой Статьей, где говорится об основах государственного строя. А ведь Россия – «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Благодатнейшая почва для проведения выборов. Вот мы и голосуем: то за губернатора, то за мэра, то за президента. Сейчас – за депутатов.

В каждой стране есть свои органы власти , которые, как правило, определяются государственной Конституцией. У нас, в соответствии со статьей 11, выделяются следующие: «Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации».

Президент – это глава государства и Верховный Главнокомандующий. Правительство – исполнительная власть. Федеральное собрание, или парламент, – представительный и законодательный орган. Парламент в РФ «состоит из двух палат»: Государственной Думы и Совета Федерации. Принимает законы нижняя палата (Дума), а одобряет их верхняя (Совет Федерации). Причём на одобрение даётся 14 дней, по истечении которых закон одобряется автоматически. В этом смысле главной инстанцией становится именно нижняя палата, тогда как в принятии законов верхняя исполняет, по сути, формальную функцию. О неодобренных законах ничего неизвестно.

На основе всенародных выборов формируется только Госдума (из 450 человек), а в Совет Федерации «входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти».
Баллотироваться в Думу могут жители РФ, достигшие 21 года. Ограничения те же, что и везде: не осужденный, не содержащийся в местах лишения свободы, не гражданин иностранного государства и проч.

Выборы в Государственную Думу РФ проходили шесть раз, соответственно, в новейшей истории России было шесть созывов Дум: в 1993, 1995, 1999, 2003, 2007, 2011. Как видно, каждый созыв Думы заседал по четыре года, кроме первого, что было оговорено в новой (на тот момент) Конституции, и кроме последнего, полномочия которого заканчиваются на год позже, в 2016. Это – новогодний подарок депутатам от 30 декабря 2008 года, когда Медведев утвердил поправки к 96 статье Конституции, что позволило членам 6 созыва заседать в Думе пять лет, т.е. на год больше. Тогда же была «поправлена» и 81 статья, так что срок полномочий Путина (и последующих президентов, если такие будут) составляет шесть лет, вместо четырех.

На деле, пять конституционных депутатских лет превратились в четыре года и восемь месяцев. Шестой созыв был избран 4 декабря 2011 года, но депутатов седьмого созыва мы почему-то избираем в сентябре. Всё просто: поменяли дату (предложение выдвинул Жириновский), в очередной раз плюнув на Конституцию, причём на Конституцию, поправки к которой о пяти годах вместо четырех сами же и принимали. Аргументы власти в пользу переноса выборов читать скучно и противно, так что скажу лишь, что закон в итоге провели, причем подписались все, кроме представителей КПРФ, т.е. представители трёх других партий, прошедших 7%-й барьер на выборах: «Единая Россия», «Справедливая Россия» и ЛДПР. Самое интересное, что депутатов 6 созыва продолжат финансировать вплоть до 4 декабря, т.е. до официальной даты прекращения их полномочий. Поэтому, помимо трат на новоизбранных депутатов, из бюджета придётся выделить дополнительные 713 млн рублей, если седьмой созыв окажется полностью обновлённым (т.е. без членов шестого созыва).

Помимо переноса даты, эти выборы отличаются от предыдущих еще несколькими аспектами. Один из важнейших – тип используемой избирательной системы. Всего существует три возможных варианта, каждый из которых нелишним будет описать:

1. Мажоритарная система. Самая понятная, так как для избрания нужно набрать большинство голосов в одномандатном избирательном округе. На эти округи делится вся страна, каждый из них охватывает одинаковое количество избирателей. Кандидатов из отдельного округа может быть несколько, но избирается лишь один (поэтому и округ одномандатный). Большинство голосов бывает: относительным, когда необходимо «перегнать» соперников, и не важно, на какой процент; абсолютным (простым), когда необходимо набрать 50% и еще 1 голос, а при необходимости проводится второй тур (где может применяться уже относительная система); и квалифицированным (конституционным), когда необходимое большинство оговорено заранее (например, ¾ от всех избирателей), в отличие от простого большинства.
Подобная система применима и к голосованию в Государственной Думе. Одна из партий может обладать парламентским большинством: абсолютным, если владеет более 50% депутатских мандатов, и относительным, если мандатов меньше половины, но больше, чем у отдельных партий. Помимо этого, партия может обладать конституционным большинством, что позволит ей вносить изменения в Конституцию. В Думе 6 созыва конституционного большинства (2/3 от численности палаты) не было ни у одной из партий, так что для переноса той же даты выборов ЛДПР (которая выдвинула закон) «пришлось» заручиться поддержкой других партий. Думой пятого созыва «управляла» «Единая Россия», что позволило ей без проблем ввести поправки об увеличении срока полномочий депутатов и президента.

2. Пропорциональная система. Из избирательных округов формируется единый федеральный округ, охватывающий территорию всей страны. Избиратели голосуют не за кандидатов, а за партию, прошедшую процентный барьер, точнее, за её федеральный список кандидатов, что исключает возможность самовыдвижения. Таким образом, количество мандатов у одной партии пропорционально полученным голосам. Полученные партией мандаты распределяются между членами партии в соответствии с партийным списком, принятом на партийном съезде, который включает в себя общефедеральную часть и региональные группы.
В бюллетене, как правило, указывается по три первых кандидата от общефедеральной части и каждой группы (на деле кандидатов, конечно, больше). Общефедеральная часть состоит из «элиты» партии, её главы или наиболее медийных лиц и не может включать более 10 человек (забегая вперед, скажем, что у «Единой России» туда вообще входил один человек: в 2007 Путин, а в 2011 Медведев). Они гарантированно получают мандаты при прохождении партией определенного порога. Оставшиеся мандаты распределяются между региональными группами (их количество зависит от административно-территориального устройства страны), что вполне логично: распределение происходит сверху вниз, а региональные партийцы неизбежно проигрывают в популярности столичным, так что при едином списке у них было бы намного меньше шансов попасть в Думу. К тому же, при едином списке возрастает вероятность «проплаченных» мест.

3. Смешанная система. Ее еще называют пропорционально-мажоритарной; это совмещение признаков обеих систем: половина кандидатов избирается по спискам партий, другая баллотируется от одномандатных округов. Само собой, вносятся некоторые изменения в численность федерального списка, уменьшается количество региональных групп и так далее.

Именно последний вариант применялся на выборах в Госдуму первых четырёх созывов (1993, 1995, 1999, 2003), после чего был заменён пропорциональной системой (выборы в Думу пятого (2007) и шестого (2011) созывов).

В феврале 2014 президент подписал закон о возврате к смешанной системе с 5% порогом вхождения (для выборов седьмого созыва), так что теперь одна половина Думы будет выбираться из кандидатов по одномандатным округам (относительное большинство), а другая – из кандидатов по федеральным спискам партий, причём в списках могут быть продублированы те же «одномандатники» (статья 39 Федерального закона № 20-ФЗ ). Количество одномандатных округов равно количеству необходимых депутатов (225). Соответственно, появляются возможности самовыдвижения. Помимо этого, политические партии могут выдвигать беспартийцев, что работало и при пропорциональной системе. Так было в случае с Путиным в 2007 году, который возглавил список «Единой России», не состоя при этом в её рядах, тем самым обеспечив всенародную поддержку одной партии (поэтому партия и получила конституционное большинство). Согласно 97 статье Конституции, депутаты не могут находиться на государственной службе, так что популярные кандидаты (тот же Путин), занимающие какие-либо посты, служат партиям «паровозами», а после выборов отказываются от своих мандатов. Это позволяет повысить популярность партии на выборах и «протащить» менее известных кандидатов из федерального списка, к которым могут перейти мандаты.


Выборам в Думу 7 созыва также предшествовала либерализация законодательства о политических партиях в апреле 2012 года, после «дела Республиканской партии России против России» (формулировка ЕСПЧ) и массовых протестов под лозунгом «За честные выборы!». Теперь для создания партии необходимы подписи 500 человек, а не 40 тыс., как раньше. В результате только право на участие в выборах 18 сентября есть у 74 партий, тогда как в бюллетень на выборы в 2011 году было занесено всего семь партий. С возвращением смешанной избирательной системы сбор подписей для подачи списка кандидатов некоторых партий признали необязательным (например, если на предыдущих выборах за них проголосовали более 3%). В этом июне ЦИК определила, что подписи не нужны 14 партиям, а необходимые документы сдали 22 партии. Таким образом, восемь из них должны были найти до 3 августа не менее 200 тысяч потенциальных избирателей при одном условии: 7000 подписей с одного субъекта федерации. Самовыдвиженцы – 3% избирателей от численности своего одномандатного округа. Если округ насчитывает менее 100 тыс. избирателей, то достаточно и 500 подписей.

Все эти изменения никак не повлияли на возможности Думы. А их немало: назначение и отставка уполномоченного по правам человека, председателей ЦБ и Счётной палаты; инициирование процедуры импичмента президента и объявление амнистии; выражение вотума недоверия правительству и одобрение председателя нового правительства.

Кстати, о вотуме: его рассматривает президент России. Он распускает правительство или же не соглашается с доводами депутатов. В случае последнего, палата может выдвинуть повторный вотум, но если она делает это в течении трех месяцев после первого, то президент либо все-таки распускает правительство, либо уже распускает саму Думу. Это сводит к минимуму вероятность повторения 1993 года.

Не секрет, что значимость Государственной Думы в последнее время заметно снизилась, хотя бы с точки зрения лоббирования, точнее, его отсутствия. Если законодательный орган практически ничего не решает, то бессмысленно пытаться продвинуть там свои интересы, не согласованные заранее с теми, чьи интересы палата представляет в первую очередь. У нового созыва есть два варианта: оставить всё, как есть, по принципу «не тронь – развалится», или же попытаться что-то изменить, сделать парламент хоть немного независимым. Изменения в избирательной системе показывают, что не всё так безнадёжно. С другой стороны, они вполне могли быть умело примененным регулятором общественных настроений. Что из этого верно, узнаем совсем скоро.

За помощь в подготовке материала большое спасибо Виталию Аверину, эксперту движения «Голос».

18 сентября в России прошел единый день голосования, россияне выбирали депутатов Государственной думы по партийным спискам и одномандатным округам, а также депутатов в органы местного самоуправления. Явка на выборах в этом году оказалась рекордно низкой, по итогам обработки 93% бюллетеней она составила 47,81%. Дождь разбирался в итогах голосования.

Что стало с Госдумой

  • В Госдуму смогли пройти только четыре партии — «Единая Россия» (54,42% голосов), КПРФ (13,52% голосов), ЛДПР (13,28% голосов) и «Справедливая Россия» (6,17% голосов). ЛДПР почти удалось обогнать коммунистов, у партии был шанс впервые с 1995 года занять место выше третьего. У «Справедливой России» на этих выборах большое падение количества отданных за партию голосов: на фоне протестной активности в 2011 году она набрала 13,24%. Единороссы на прошлых выборах получили чуть больше 49% голосов.
  • По итогам голосования «Единая Россия» получила 343 мандата (140 по партийным спискам и 203 по одномандатным округам) и конституционное большинство в Госдуме. У КПРФ будет 42 мандата (34 по партийным спискам, семь — по одномандатным), у ЛДПР — 39 мандатов (34 партийных и 5 одномандатных), у «Справедливой России» — 23 мандата (16 по партийным спискам, семь по одномандатным). Для сравнения — по итогам выборов в 2011 году «Единая Россия» получила 238 мандата.
  • Согласно законодательству, те партии, которые набирают 3% голосов, получают бюджетное финансирование в размере 110 рублей, помноженных на количество голосов избирателей, отданных за эту партию. В 2011 году такой партией было «Яблоко», партии полагалось почти 248 миллионов рублей. На этих выборах повторить прошлый результат партия не смогла и получила только 1,85% голосов избирателей. Максимально близкий к трехпроцентному барьеру результат оказался у «Коммунистов России» — 2,35% голосов. По результатам жеребьевки в ЦИК они заняли вторую строчку в бюллетене с похожим названием и почти идентичной эмблемой с КПРФ, что могло принести им дополнительные голоса.
  • Известные оппозиционные кандидаты так и не смогли пройти в Госдуму. Дмитрий Гудков, который баллотировался от «Яблока» в Москве по Тушинскому округу, не смог обойти лидера — Геннадия Онищенко. Лев Шлосберг, который тоже баллотировался от «Яблока», но по Псковскому округу, не попал даже в тройку лидеров. Мария Баронова, которая при поддержке Михаила Ходорковского баллотировалась по Центральному округу Москвы, также не попала в тройку лидеров. Ее основной конкурент, Андрей Зубов из ПАРНАС, занял в округе третье место.

Сообщения о нарушениях

  • Памфилова назвала эти выборы самыми прозрачными, однако без сообщений о нарушениях не обошлось. На карте движения «Голос», к примеру, в Москве указано более 400 сообщений, в Санкт-Петербурге и Самаре — более 200, в Саратове — почти 100. Следственный комитет уже проверку по факту фальсификации выборов на участке в Ростове-на-Дону, а в Дагестане и вовсе один из участков.

Одномандатные округа

  • «Единая Россия» победила в 203 одномандатных округах из 225. По семь побед в них у КПРФ и «Справедливой России», в пяти округах победила ЛДПР. У «Гражданской платформы» и «Родины» по одной победе в одномандатных округах. В большинстве случаев партии не столкнулись с конкуренцией со стороны «Единой России».
  • В 18 одномандатных округах «Единая Россия» не стала выставлять сильных претендентов. Остались главы ключевых комитетов и ее сторонники из других партий. Два места единороссы освободили для малых партий: лидерам «Родины» и «Гражданской платформы» Алексею Журавлеву и Рифату Шайхутдинову. В Адыгее Владислав Резник решил выдвигаться не от «Единой России», а как самовыдвиженец после того, как испанская прокуратура объявила его в международный розыск по подозрению в причастности организованной преступности.

Выборы в регионах

  • В единый день голосования также прошли выборы в 39 региональных парламентов. В большинстве из них будут четыре парламентские партии, но в некоторых регионах в законодательные собрания прошли и другие политические силы. Члены «Яблока» вошли в Заксобрания Санкт-Петербурга и Псковской области. Также в петербургское Заксобрание прошла «Партия Роста».
  • Выбирали 18 сентября и глав региона. Во всех регионах победили губернаторы, которые были врио главы субъектов. В Чеченской области предварительно победу одержал Рамзан Кадыров, в Тульской области — бывший охранник президента Алексей Дюмин. В Коми победу одержал Сергей Гапликов, в Тверской области — выходец из спецслужб Игорь Руденя, в Ульяновской области — Сергей Морозов, в Туве — Шолбан Кара-оол, в Забайкальском крае — Наталья Жданова.

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости



Что еще почитать