Определение цены для целей налогообложения. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов. Объекты налогообложения. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения Для целей налогообложения используется

См. также ФНС России "О порядке уплаты налогов иными лицами"

Налоговый кодекс РФ выделяет из общей совокупности обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов) исполнение обязанности по уплате налогов и сборов в отдельную главу.

Налоговая обязанность в широком аспекте включает комплекс мер должного поведения налогоплательщика, определенных ст. 23 НК РФ (уплачивать законно установленные налоги; встать на учет в налоговых органах; вести учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения; представлять налоговые декларации (расчеты), и т.д.).

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Налоговая обязанность в узком аспекте представляет часть налоговых обязанностей налогоплательщика и представляет собой реализацию конституционно установленной меры должного поведения по уплате законно установленных налогов и сборов.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов является сложным юридическим фактом , поскольку предполагает целую систему обязанностей налогоплательщика:

  • встать на учет в налоговом органе;
  • вести налоговый учет;
  • самостоятельно исчислить налоговую базу и определить на ее основе сумму налога;
  • перечислить налог в соответствующий бюджет и т.д.

Сущность исполнения налоговой обязанности заключается в уплате налога или сбора.

Объекты налогообложения

Объектам налогообложения посвящена гл. 7 НК РФ. Четкое понятие объекта налогообложения в НК РФ не определено, но статья НК РФ устанавливает следующий перечень объектов налогообложения (объектом налогообложения являются) :

  • реализация товаров (работ, услуг);
  • имущество;
  • прибыль;
  • доход, расход;
  • или иное обстоятельство,

имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ и с учетом положений настоящей статьи.

Под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав (ст. 128 ГК РФ. за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.

Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Идентичными товарами (работами, услугами) в целях НК РФ признаются товары (работы, услуги), имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться.

При определении идентичности товаров учитываются их физические характеристики, качество, функциональное назначение, страна происхождения и производитель, его деловая репутация на рынке и используемый товарный знак.

При определении идентичности работ (услуг) учитываются характеристики подрядчика (исполнителя), его деловая репутация на рынке и используемый товарный знак.

Однородными товарами в целях НК РФ признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, товарный знак, страна происхождения.

Однородными работами (услугами) признаются работы (услуги), которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ (услуг) учитываются их качество, товарный знак, репутация на рынке, а также вид работ (услуг), их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.

Статья НК РФ определяет, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Место и момент фактической реализации товаров, работ или услуг определяются в соответствии с частью второй НК РФ.

Не признается реализацией товаров, работ или услуг :

  1. осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);
  2. передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;
  3. передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;
  4. передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), договору инвестиционного товарищества, паевые взносы в паевые фонды кооперативов);
  5. передача имущества и (или) имущественных прав по концессионному соглашению в соответствии с законодательством РФ;
  6. передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;
  7. передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;
  8. передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации ;
  9. изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ;
  10. иные операции в случаях, предусмотренных НК РФ.

Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения

Статья НК РФ устанавливает принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения.

Для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:

  1. между взаимозависимыми лицами;
  2. по товарообменным (бартерным) операциям;
  3. при совершении внешнеторговых сделок;
  4. при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

В случаях, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных пунктами 4-11 статьи 40. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:

  • сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
  • потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
  • истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
  • маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
  • реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

При определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.

При определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.

При отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) объектам используется метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.

При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.
При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.

При рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в пунктах 4-11 статьи 40 НК РФ.

При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством РФ, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

Статья 105.7. Общие положения о методах, используемых при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица

(введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ)

1. При проведении налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (в том числе при сопоставлении коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой сделки и ее результатов с коммерческими и (или) финансовыми условиями сопоставимых сделок и их результатами) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, использует в порядке, установленном настоящей главой, следующие методы:

1) метод сопоставимых рыночных цен;

2) метод цены последующей реализации;

3) затратный метод;

4) метод сопоставимой рентабельности;

5) метод распределения прибыли.

2. Допускается использование комбинации двух и более методов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

3. Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 105.10 настоящего Кодекса. Применение иных методов, указанных в подпунктах 2 - 5 пункта 1 настоящей статьи, допускается в случае, если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно либо если его применение не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения.

Метод сопоставимых рыночных цен используется для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, рыночной цене в порядке, установленном статьей 105.9 настоящего Кодекса, при наличии на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) хотя бы одной сопоставимой сделки, предметом которой являются идентичные (при их отсутствии - однородные) товары (работы, услуги), а также при наличии достаточной информации о такой сделке.

При этом для применения метода сопоставимых рыночных цен в целях определения соответствия цены, примененной налогоплательщиком в контролируемой сделке, в качестве сопоставляемой сделки возможно использование сделки, совершенной указанным налогоплательщиком с лицами, не являющимися взаимозависимыми с указанным налогоплательщиком, при условии, что такая сделка является сопоставимой с анализируемой сделкой.

4. При отсутствии общедоступной информации о ценах в сопоставимых сделках с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами) для целей определения полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами используется один из методов, указанных в подпунктах 2 - 5 пункта 1 настоящей статьи.

Если иное не предусмотрено настоящей главой, используется тот метод, который с учетом фактических обстоятельств и условий контролируемой сделки позволяет наиболее обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цены, примененной в сделке, рыночным ценам.

5. Методы, указанные в подпунктах 2 - 5 пункта 1 настоящей статьи, могут использоваться также при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) по группе однородных сделок, сторонами которых являются взаимозависимые лица.

Однородными сделками для целей главы 14.2 настоящего Кодекса, настоящей главы и глав 14.4 - 14.6 настоящего Кодекса признаются сделки, предметом которых могут являться идентичные (однородные) товары (работы, услуги) и которые совершены в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях.

6. При выборе метода, используемого при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, должны учитываться полнота и достоверность исходных данных, а также обоснованность корректировок, осуществляемых в целях обеспечения сопоставимости сопоставляемых сделок с анализируемой сделкой.

7. В целях применения методов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, кроме информации о конкретных сделках может использоваться общедоступная информация о сложившемся уровне рыночных цен и (или) биржевых котировках, а также данные информационно-ценовых агентств о ценах (интервалах цен) на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) на соответствующих рынках указанных товаров (работ, услуг). Использование указанных в настоящем пункте источников информации о рыночных ценах в целях применения методов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, допускается при условии обеспечения сопоставимости сделок, данные о которых содержатся в этих источниках информации, с анализируемой сделкой.

8. Для целей применения методов, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, данные бухгалтерской (финансовой) отчетности, на основании которых осуществляется расчет интервала рентабельности, должны быть приведены в сопоставимый вид, обеспечивающий несущественность влияния отклонений в порядке учета расходов на показатели рентабельности и интервал рентабельности, рассчитываемые в соответствии с методами, указанными в подпунктах 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи.

При невозможности обеспечения сопоставимости данных бухгалтерской (финансовой) отчетности для целей расчета интервала рентабельности и определения для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, используются методы, указанные в подпунктах 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ)

9. В случае, если методы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, не позволяют определить, соответствует ли цена товара (работы, услуги), примененная в разовой сделке, рыночной цене, соответствие цены, примененной в такой сделке, рыночной цене может быть определено исходя из рыночной стоимости предмета сделки, устанавливаемой в результате независимой оценки в соответствии с законодательством Российской Федерации или иностранных государств об оценочной деятельности.

При этом под разовой сделкой в целях настоящей статьи понимается сделка, экономическая суть которой отличается от основной деятельности организации и которая осуществляется на разовой основе.

10. Методы, указанные в подпунктах 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи, могут применяться без непосредственного расчета значений рыночных цен. При использовании указанных методов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, сопоставляет финансовые показатели (результаты) анализируемой сделки (группы однородных анализируемых сделок) с интервалом рентабельности (рассчитанными на основе интервала рентабельности финансовыми показателями) по сопоставимым сделкам, на основании чего производит расчет суммы доходов (прибыли, выручки), которая была бы получена в случае, если бы сторонами данной сделки являлись лица, не признаваемые взаимозависимыми.

11. Судом могут быть учтены иные обстоятельства, имеющие значение для определения соответствия цены, примененной в сделке, рыночной цене, без ограничений, предусмотренных главой 14.2 настоящего Кодекса и настоящей главой.

12. Налогоплательщики при заключении сделок не обязаны руководствоваться методами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, для обоснования своей политики в области ценообразования в целях, не предусмотренных настоящим Кодексом.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Статья 105.7. Общие положения о методах, используемых при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица

1. При проведении налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (в том числе при сопоставлении коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой сделки и ее результатов с коммерческими и (или) финансовыми условиями сопоставимых сделок и их результатами) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, использует в порядке, установленном настоящей главой, следующие методы:

1) метод сопоставимых рыночных цен;

2) метод цены последующей реализации;

3) затратный метод;

4) метод сопоставимой рентабельности;

5) метод распределения прибыли.

2. Допускается использование комбинации двух и более методов.

3. Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 105.10 Кодекса. Применение иных методов, указанных в подпунктах 2 - 5 пункта 1, допускается в случае, если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно либо если его применение не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения.

Метод сопоставимых рыночных цен используется для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, рыночной цене в порядке, установленном статьей 105.9 Кодекса, при наличии на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) хотя бы одной сопоставимой сделки, предметом которой являются идентичные (при их отсутствии - однородные) товары (работы, услуги), а также при наличии достаточной информации о такой сделке.

При этом для применения метода сопоставимых рыночных цен в целях определения соответствия цены, примененной налогоплательщиком в контролируемой сделке, в качестве сопоставляемой сделки возможно использование сделки, совершенной указанным налогоплательщиком с лицами, не являющимися взаимозависимыми с указанным налогоплательщиком, при условии, что такая сделка является сопоставимой с анализируемой сделкой.

4. При отсутствии общедоступной информации о ценах в сопоставимых сделках с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами) для целей определения полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами используется один из методов, указанных в подпунктах 2 - 5 пункта 1 статьи.

Если иное не предусмотрено настоящей главой, используется тот метод, который с учетом фактических обстоятельств и условий контролируемой сделки позволяет наиболее обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цены, примененной в сделке, рыночным ценам.

5. Методы, указанные в подпунктах 2 - 5 пункта 1, могут использоваться также при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) по группе однородных сделок, сторонами которых являются взаимозависимые лица.

Однородными сделками для целей главы 14.2 Кодекса, настоящей главы и глав 14.4 - 14.6 Кодекса признаются сделки, предметом которых могут являться идентичные (однородные) товары (работы, услуги) и которые совершены в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях.

6. При выборе метода, используемого при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, должны учитываться полнота и достоверность исходных данных, а также обоснованность корректировок, осуществляемых в целях обеспечения сопоставимости сопоставляемых сделок с анализируемой сделкой.

7. В целях применения методов, предусмотренных пунктом 1 статьи, кроме информации о конкретных сделках может использоваться общедоступная информация о сложившемся уровне рыночных цен и (или) биржевых котировках, а также данные информационно-ценовых агентств о ценах (интервалах цен) на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) на соответствующих рынках указанных товаров (работ, услуг). Использование указанных в настоящем пункте источников информации о рыночных ценах в целях применения методов, предусмотренных пунктом 1 статьи, допускается при условии обеспечения сопоставимости сделок, данные о которых содержатся в этих источниках информации, с анализируемой сделкой.

8. Для целей применения методов, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 1 статьи, данные бухгалтерской (финансовой) отчетности, на основании которых осуществляется расчет интервала рентабельности, должны быть приведены в сопоставимый вид, обеспечивающий несущественность влияния отклонений в порядке учета расходов на показатели рентабельности и интервал рентабельности, рассчитываемые в соответствии с методами, указанными в подпунктах 2 и 3 пункта 1 статьи.

При невозможности обеспечения сопоставимости данных бухгалтерской (финансовой) отчетности для целей расчета интервала рентабельности и определения для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, используются методы, указанные в подпунктах 4 и 5 пункта 1 статьи.

9. В случае, если методы, указанные в пункте 1 статьи, не позволяют определить, соответствует ли цена товара (работы, услуги), примененная в разовой сделке, рыночной цене, соответствие цены, примененной в такой сделке, рыночной цене может быть определено исходя из рыночной стоимости предмета сделки, устанавливаемой в результате независимой оценки в соответствии с законодательством РФ или иностранных государств об оценочной деятельности.

При этом под разовой сделкой в целях настоящей статьи понимается сделка, экономическая суть которой отличается от основной деятельности организации и которая осуществляется на разовой основе.

10. Методы, указанные в подпунктах 4 и 5 пункта 1 статьи, могут применяться без непосредственного расчета значений рыночных цен. При использовании указанных методов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, сопоставляет финансовые показатели (результаты) анализируемой сделки (группы однородных анализируемых сделок) с интервалом рентабельности (рассчитанными на основе интервала рентабельности финансовыми показателями) по сопоставимым сделкам, на основании чего производит расчет суммы доходов (прибыли, выручки), которая была бы получена в случае, если бы сторонами данной сделки являлись лица, не признаваемые взаимозависимыми.

11. Судом могут быть учтены иные обстоятельства, имеющие значение для определения соответствия цены, примененной в сделке, рыночной цене, без ограничений, предусмотренных главой 14.2 Кодекса и настоящей главой.

12. Налогоплательщики при заключении сделок не обязаны руководствоваться методами, указанными в пункте 1 статьи, для обоснования своей политики в области ценообразования в целях, не предусмотренных Кодексом.

С.В. Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса

В главе 25 НК РФ отсутствует закрытый перечень затрат, которые могут быть учтены при расчете налоговой базы. Налогоплательщик самостоятельно принимает решение об отнесении к расходам тех или иных затрат, прямо не поименованных в Налоговом кодексе. Критериям признания расходов посвящено интервью с экспертом.

- Что необходимо для того, чтобы выплаты учитывались в расходах?

Есть немаловажное обстоятельство, о котором на практике нередко забывают. Расходы налогоплательщика не должны производиться с нарушением законодательства. Приведу несколько примеров.

Статьей 131 ТК РФ установлено, что доля зарплаты, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% от начисленной месячной зарплаты. Расходы в виде выплаты заработной платы в натуральной форме сверх установленного Трудовым кодексом 20% ограничения противоречат законодательству (письмо Минфина России от 05.11.2009 № 03-03-05/200).

Компенсации, выплаченные работникам вместо фактического предоставления им ежегодного оплачиваемого отпуска в 28 календарных дней, трудовым законодательством не предусмотрены. Следовательно, указанные выплаты не могут быть отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.11.2010 № 10411/10).

Получение благоприятного судебного решения не может рассматриваться как предмет договора возмездного оказания услуг. Условие договора о выплате вознаграждения в зависимости от самого факта принятия в пользу заказчика положительного для него решения суда нарушает основы конституционного строя и публичного правопорядка, принципы самостоятельности и независимости судебной власти, которая не может быть предметом частноправового регулирования (Постановление Конституционного Суда РФ от 23.01.2007 № 1-П). Налоговый орган может доначислить налог на прибыль применительно к выплаченному по договору на оказание юридических услуг «гонорару успеха» (Постановление АС Поволжского округа от 23.01.2015 № Ф06-19062/2013).

Совокупный размер вознаграждения продавцу за закупку определенного количества продовольственных товаров, а также плату за их продвижение, оказание логистических и иных услуг не должен быть больше 5% от цены приобретенных продовольственных товаров (статья 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).

Выплата поставщиками продовольственных товаров в пользу торговой сети иных видов вознаграждения не допускается. Оплата вознаграждения в большем размере, оплата иных действий в рамках договора поставки в расходах поставщика для целей налогообложения не учитывается (письмо Минфина России от 19.02.2010 № 03-03-06/1/85).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрещается применение скидок с цены табачных изделий любыми способами, в том числе посредством издания купонов и талонов. Премии (скидки), предоставление которых противоречит законодательству, в расходах не учитываются (письмо Минфина России от 15.01.2016 № 03-03-06/1/831).

- Но есть судебная практика, согласно которой несоблюдение требований иных отраслей законодательства не влияет на порядок учета расходов…

Действительно, в пункте 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 сказано, что невыполнение налогоплательщиком при осуществлении хозяйственной деятельности тех или иных предписаний, установленных как публично-правовыми, так и гражданско-правовыми нормами влечет неблагоприятные для него налоговые последствия лишь в том случае, если это прямо предусмотрено положениями части второй НК РФ.

Но практика не во всех случаях однородна. Часть из вышеназванных примеров как раз отражена в судебных решениях.

- На основании каких норм НК РФ налоговый орган может отказать в признании расходов при несоблюдении требований, предусмотренных отраслевым законодательством?

Запреты, установленные законодательством, являются обязательными для целей налогообложения и не требуют дублирования нормами НК РФ (письмо Минфина России от 24.03.2010 № 03-03-05/59).

Согласимся, что, по меньшей мере, странно признавать для целей налогообложения расходы по деятельности, которая является правонарушением и влечет ответственность.

Налоговый орган может обосновывать позицию о неправомерности учета затрат тем, что они подтверждены документами, оформленными не в соответствии с законодательством.

Возможно, что неполучение в необходимых случаях лицензии, иных разрешений или согласований; неосуществление регистрации договора и т.п., не всегда должно влечь последствия в виде запрета на уменьшение налоговой базы.

- В чем заключаются условия отнесения затрат к расходам, предусмотренные НК РФ?

Обоснованность и документальная подтвержденность (пункт 1 статьи 252 НК РФ).
Основным критерием обоснованности является осуществление расходов в деятельности, направленной на получение дохода тем лицом, которое эти расходы несет.

Обоснованность расходов не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности, полученного результата (Определение Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 № 320-О-П). Основываясь на этих утверждениях, Конституционный Суд, а также Высший арбитражный суд приходили к выводам, что любой расход предполагается экономически оправданным. Бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы.

Налоговый орган или суд при анализе выплаты будут устанавливать связь выплаты с деятельностью, направленной на извлечение дохода.

- Какие расходы можно учесть при налогообложении?

Налоговый кодекс прямо относит некоторые затраты к расходам. Применительно к таким затратам налоговый орган при проверках стремится использовать концепцию нарушения налогоплательщиком прав по исчислению налоговой базы.
Основаниями для отказа в уменьшении налоговой базы могут являться положения статьи 54.1 НК РФ (основная цель операции - налоговая экономия).

На налогоплательщика может быть возложена обязанность доказывания обоснованности расходов при их явной несопоставимости размеру аналогичных расходов при обычных условиях (Определение ВС РФ от 20.02.2018 № 305-КГ17-15790). Во многом принятие окончательного решения в этих случаях ставится в зависимость от субъективной оценки судом представленных доказательств.

- Какие расходы не признаются главой 25 НК РФ?

Речь идет о расходах, перечисленных в статье 270 НК РФ. К ним относятся выплаты, носящие безвозмездный характер: материальная помощь, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда. Можно рекомендовать налогоплательщику при формулировании условий выплаты избегать использования словосочетаний, которые встречаются в статье 270 НК РФ.

Некоторые выплаты позволят признать в расходах соблюдение дополнительных условий. Например, закрепление в трудовых или коллективных договорах расходов в виде бесплатного или льготного питания работников, оплаты проезда работников к месту работы и обратно делают такие расходы обоснованными.

- А может быть ситуация, когда несение расходов допускается отраслевым законодательством, а для целей налогообложения они не учитываются?

Такие примеры встречаются. Подпункт 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ прочими расходами, связанными с производством и реализацией, называет расходы на обеспечение нормальных условий труда, предусмотренные законодательством.

Утвержденный на основании ТК РФ Приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н «Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков» предусматривает мероприятия, направленные на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах.

Несмотря на это, расходы организаций на оплату занятий работников в спортивных секциях, кружках или клубах не могут быть учтены при определении налоговой базы, поскольку пунктом 29 статьи 270 НК РФ установлен прямой запрет (письмо Минфина России от 17.10.2014 № 03-03-06/1/52376).

Для целей налогообложения может осуществляться нормирование размера расходов. Компенсация за использование в служебных поездках личных легковых автомобилей и мотоциклов сверх норм, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92, доходы не уменьшит.

Другая ситуация с расходами на горюче-смазочные материалы. Данные расходы отражаются либо в качестве материальных расходов (подпункт 5 пункта 1 статьи 254 НК РФ), либо в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подпункт 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ - расходы на содержание служебного транспорта). Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, введенные в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р, при налогообложении не носят обязательного характера. Иными словами, расходы на ГСМ учитываются в фактическом размере (письмо Минфина России от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61).

- Что значит документальная подтвержденность расходов?

Это означает наличие составленных в соответствии с законодательством документов. Причем документов, которые предусмотрены для оформления соответствующего расхода. Использование иных документов может лишь косвенно подтверждать произведенный расход. Так, применительно к расходам на оплату билетов на проезд, приобретенных в бездокументарной форме (электронный билет), оправдательными документами являются:

  • для железнодорожного билета - контрольный купон электронного проездного документа (билета) (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте), полученный в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети;
  • для авиабилета - сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту. При отсутствии посадочного талона потребление услуги может подтверждаться справкой авиаперевозчика (письмо Минфина России от 18.12.2017 № 03-03-РЗ/84409).

- Учитываются ли расходы по сделке, если договор между сторонами не заключается? Оплата производится по выставленному счету.

Да, практика вступления в договорные отношения без составления договора как отдельного документа существует. Договор не является первичным документом.
Но следует учитывать положения ГК РФ, которые требуют обязательного заключения договора. Такие обязанности установлены для продажи недвижимости, аренды, займа, страхования и ряда других сделок. Несоблюдение условия о письменной форме договора может влечь признание сделки недействительной.

Учету расходов не препятствует подписание договора после выполнения работ при наличии в договоре положений о применении договора к отношениям сторон, возникшим до его заключения. Конечно, при условии, что первичные документы оформлены надлежащим образом (письмо ФНС России от 06.10.2016 № СД-4-3/18888).

Обратите внимание, что иногда непосредственно НК РФ предписывает наличие определенного документа в качестве подтверждающего расход. Например, договор с образовательными учреждениями - в отношении расходов на обучение работников (письмо Минфина России от 09.11.2012 № 03-03-06/2/121).

При приобретении услуг (обучение, реклама), имущественных прав посредством Интернета, письменное соглашение может не заключаться, а оформляться в электронном виде путем принятия стандартных условий, изложенных на сайте исполнителя. Расходы будут подтверждать платежные документы, распечатанная и заверенная страница электронной переписки, свидетельствующая о заказе и получении услуги, скриншоты (в качестве косвенного подтверждения расходов).

- Как подтвердить оказание услуг, если отсутствует акт?

Для целей налогообложения составление двустороннего акта, подтверждающего факт оказания услуг, не является обязательным, если иное прямо не предусмотрено законодательством. Установленный главой 25 НК РФ порядок признания доходов - расходов при методе начисления предусматривает определение даты получения доходов (осуществления расходов) в ситуациях, когда акты отсутствуют.

Если законодательство не требует составления актов и условие о составлении актов оказанных услуг отсутствует в договоре, то вознаграждение по договору будет учитываться в доходах и расходах в соответствии со статьями 271, 272 НК РФ и учетной политикой для целей налогообложения. Подтверждать расходы могут платежные документы.

- Может подтверждать расходы документ, составленный в электронной форме?

Конечно. Первичный учетный документ может быть составлен в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Электронный документ, подписанный любым видом электронной подписи, подтверждает расходы, если законодательством не предусмотрено составление документа на бумажном носителе (письмо Минфина России от 05.05.2015 № 07-01-06/25701). В целях подтверждения расходов аутентичность электронного первичного документа, подписанного простой и (или) усиленной неквалифицированной электронной подписью, должна быть обеспечена наличием в соответствующем соглашении между контрагентами порядка проверки электронных подписей (письмо ФНС России от 19.05.2016 № СД-4-3/8904).

Для признания расходов, подтвержденных электронным документом, применяется общий порядок: датой признания будет дата формирования документа (письмо Минфина России от 13.02.2017 № 03-03-06/1/7663).

При истребовании у налогоплательщика документов, составленных в электронной форме по установленным ФНС форматам, они направляются в налоговый орган по ТКС.
Если документы составлены в электронной форме не по установленным форматам, то по требованию налогового органа они представляются на бумажном носителе в виде заверенной копии с отметкой о подписании документа квалифицированной электронной подписью (письмо Минфина России от 11.01.2012 № 03-02-07/1-1).

Практика использования электронных форматов будет расширяться. ФНС наделено полномочиями по утверждению форматов истребуемых у налогоплательщиков документов, представляемых в налоговый орган в электронной форме по ТКС.

- Какие сведения должен содержать первичный документ?

Каждый факт хозяйственной жизни организации оформляется первичным документом. На основе сгруппированных первичных учетных документов формируются данные налогового учета.

За некоторым исключением формы первичных учетных документов определяются налогоплательщиком самостоятельно. В пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в качестве обязательных реквизитов первичного учетного документа указаны:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование экономического субъекта, составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
  • подписи названных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

При надлежащем заполнении в первичном учетном документе всех обязательных реквизитов, отсутствие оттиска печати (печатей) организации (организаций) не является основанием для отказа в признании соответствующих затрат в составе расходов по налогу на прибыль (письмо ФНС России от 13.01.2016 № СД-4-3/105@).

- А если при составлении документов допущены ошибки?

В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.
Если допущенные ошибки в первичных документах являются несущественными, то расходы могут быть учтены и без внесения исправлений. К несущественным относятся ошибки, которые не препятствуют идентификации:

  • сторон сделки, предмета сделки (наименования товара, работ, услуг, имущественных прав), цены сделки. Об этом сказано в письмах Минфина России от 28.08.2014 № 03-03-10/43034, от 04.02.2015 № 03-03-10/4547;
  • лиц, подписавших товарные чеки (Определение ВС РФ от 09.03.2016 № 302-КГ16-450).

Федеральным законом «О бухгалтерском учете» не предусмотрена замена ранее принятого к бухгалтерскому учету первичного учетного документа новым документом.
Для исправления ошибок ФНС считает возможным составление нового экземпляра документа, в котором указывается номер и дата документа до внесения в него исправлений, а также номер и дата исправления (письмо от 05.03.2018 № СД-4-3/4226@). То есть, в наличии будет первоначальный документ и документ с исправлениями (верный текст документа).

- Если оригиналы документов переданы налогоплательщиком, предположим, в суд, то чем подтвердить расходы?

Копией этих документов. Заверить копию может сам налогоплательщик (письмо Минфина России от 20.01.2011 № 03-03-06/1/15). На копии, которая хранится у налогоплательщика, при заверении возможно указать место нахождения оригинала документа.

Кстати, аналогичный способ - изготовление заверенной копии, может быть рекомендован, когда есть вероятность, что с течением времени показатели, отраженные на оригинале документа, скажем, на кассовом чеке, станут нечитаемыми. В этом случае оригинал и копия такого документа хранятся вместе.

- Как поступать, если товар или услуга приобретаются у иностранного контрагента и документы составляются на иностранном языке?

Поскольку в России учет ведется на русском языке, то первичные учетные документы, составленные на иностранном языке, должны иметь перевод на русский язык.

Таким образом, первичные документы, составленные на иностранном языке и полученные от иностранного контрагента, или документы, подтверждающие, в частности, пребывание в заграничной командировке, составленные на иностранном языке, должны быть переведены на русский язык. Перевод может быть выполнен сотрудниками налогоплательщика или профессиональным переводчиком. Достаточно перевода только тех показателей, которые влияют на налогообложение (письмо Минфина России от 14.09.2009 № 03-03-05/170). Если речь идет о типовой форме, то перевод может быть выполнен однократно, а в последующем осуществляется перевод только изменяющихся показателей (письмо Минфина России от 03.11.2009 № 03-03-06/1/725).

- Какие особенности связаны со сроком хранения документов, подтверждающих учет расходов?

Общий срок хранения документов, в том числе электронных документов, составляет 4 года (подпункт 8 пункта 1 статьи 23 НК РФ). Данный срок следует исчислять с момента окончания налогового периода, в котором учет расходов завершен. Например, для расходов по амортизации срок хранения первичных документов, отражающих формирование первоначальной стоимости амортизируемого имущества, исчисляется с момента завершения начисления амортизации в налоговом учете.

Есть в НК РФ специальные сроки хранения. Согласно пункту 4 статьи 283 НК РФ при переносе убытков на будущее налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода (письмо Минфина России от 19.01.2018 № 03-03-06/1/2598).

При этом статья 29 Федерального закона «О бухгалтерском учете» предписывает документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, хранить не менее 5 лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.

В соответствии с законодательством об архивном деле действуют свои сроки хранения документов. Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения»» установлено, что, например, документы об амортизации основных средств хранятся постоянно.

НК РФ Статья 105.7. Общие положения о методах, используемых при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица

1. При проведении налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (в том числе при сопоставлении коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой сделки и ее результатов с коммерческими и (или) финансовыми условиями сопоставимых сделок и их результатами) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, использует в порядке, установленном настоящей главой, следующие методы:

1) метод сопоставимых рыночных цен;

2) метод цены последующей реализации;

3) затратный метод;

4) метод сопоставимой рентабельности;

5) метод распределения прибыли.

3. Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 105.10 настоящего Кодекса. Применение иных методов, указанных в подпунктах 2 - 5 пункта 1 настоящей статьи, допускается в случае, если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно либо если его применение не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения.

Метод сопоставимых рыночных цен используется для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, рыночной цене в порядке, установленном статьей 105.9 настоящего Кодекса, при наличии на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) хотя бы одной сопоставимой сделки, предметом которой являются идентичные (при их отсутствии - однородные) товары (работы, услуги), а также при наличии достаточной информации о такой сделке.

При этом для применения метода сопоставимых рыночных цен в целях определения соответствия цены, примененной налогоплательщиком в контролируемой сделке, в качестве сопоставляемой сделки возможно использование сделки, совершенной указанным налогоплательщиком с лицами, не являющимися взаимозависимыми с указанным налогоплательщиком, при условии, что такая сделка является сопоставимой с анализируемой сделкой.

4. При отсутствии общедоступной информации о ценах в сопоставимых сделках с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами) для целей определения полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами используется один из методов, указанных в подпунктах 2 - 5 пункта 1 настоящей статьи.

Если иное не предусмотрено настоящей главой, используется тот метод, который с учетом фактических обстоятельств и условий контролируемой сделки позволяет наиболее обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цены, примененной в сделке, рыночным ценам.

5. Методы, указанные в подпунктах 2 - 5 пункта 1 настоящей статьи, могут использоваться также при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) по группе однородных сделок, сторонами которых являются взаимозависимые лица.

Однородными сделками для целей главы 14.2 настоящего Кодекса, настоящей главы и глав 14.4 - 14.6 настоящего Кодекса признаются сделки, предметом которых могут являться идентичные (однородные) товары (работы, услуги) и которые совершены в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях.

6. При выборе метода, используемого при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, должны учитываться полнота и достоверность исходных данных, а также обоснованность корректировок, осуществляемых в целях обеспечения сопоставимости сопоставляемых сделок с анализируемой сделкой.

7. В целях применения методов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, кроме информации о конкретных сделках может использоваться общедоступная информация о сложившемся уровне рыночных цен и (или) биржевых котировках, а также данные информационно-ценовых агентств о ценах (интервалах цен) на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) на соответствующих рынках указанных товаров (работ, услуг). Использование указанных в настоящем пункте источников информации о рыночных ценах в целях применения методов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, допускается при условии обеспечения сопоставимости сделок, данные о которых содержатся в этих источниках информации, с анализируемой сделкой.

8. Для целей применения методов, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, данные бухгалтерской (финансовой) отчетности, на основании которых осуществляется расчет интервала рентабельности, должны быть приведены в сопоставимый вид, обеспечивающий несущественность влияния отклонений в порядке учета расходов на показатели рентабельности и интервал рентабельности, рассчитываемые в соответствии с методами, указанными в подпунктах 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи.

При невозможности обеспечения сопоставимости данных бухгалтерской (финансовой) отчетности для целей расчета интервала рентабельности и определения для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, используются методы, указанные в подпунктах 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В случае, если методы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, не позволяют определить, соответствует ли цена товара (работы, услуги), примененная в разовой сделке, рыночной цене, соответствие цены, примененной в такой сделке, рыночной цене может быть определено исходя из рыночной стоимости предмета сделки, устанавливаемой в результате независимой оценки в соответствии с



Что еще почитать