Образ и характеристика настасьи филипповны в романе идиот достоевского сочинение. Аномалии психологических состояний и манипуляторские отношения героев романов Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" и "Идиот" Анастасия филипповна идиот цитаты

Главная героиня романа, вокруг которой завязаны основные сюжетные узлы. Князь Мышкин впервые видит её (сначала на портрете) в день, когда ей исполнилось 25 лет. «- Так это Настасья Филипповна? - промолвил он, внимательно и любопытно поглядев на портрет: - Удивительно хороша! - прибавил он тотчас же с жаром. На портрете была изображена действительно необыкновенной красоты женщина. Она была сфотографирована в чёрном шёлковом платье, чрезвычайно простого и изящного фасона; волосы, по-видимому, тёмно-русые, были убраны просто, по-домашнему; глаза тёмные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерное. Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна… <...>

Удивительное лицо! - ответил князь, - и я уверен, что судьба её не из обыкновенных. Лицо весёлое, а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две точки под глазами в начале щёк. Это гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она? Ах, кабы добра! Все было бы спасено!..»

Затем князь ещё раз, уже наедине, вглядывается в портрет: «Давешнее впечатление почти не оставляло его, и теперь он спешил как бы что-то вновь проверить. Это необыкновенное по своей красоте и ещё по чему-то лицо ещё сильнее поразило его теперь. Как будто необъятная гордость и презрение, почти ненависть, были в этом лице, и в то же самое время что-то доверчивое, что-то удивительно простодушное; эти два контраста возбуждали как будто даже какое-то сострадание при взгляде на эти черты. Эта ослепляющая красота была даже невыносима, красота бледного лица, чуть не впалых щек и горевших глаз; странная красота! Князь смотрел с минуту, потом вдруг спохватился, огляделся кругом, поспешно приблизил портрет к губам и поцеловал его. Когда через минуту он вошёл в гостиную, лицо его было совершенно спокойно…»

Мышкин как бы угадал всю прежнюю и будущую судьбу Настасьи Филипповны. Он родилась в семье мелкопоместного помещика Филиппа Александровича Барашкова - «отставного офицера, хорошей дворянской фамилии». Когда Насте было семь лет, «вотчина» их сгорела, в огне погибла мать, отец от горя сошёл с ума и умер в горячке, умерла вскоре и младшая сестра, так что девочка осталась одна на всём белом свете. Сосед, богатый помещик Афанасий Иванович Тоцкий, «по великодушию своему, принял на своё иждивение» сироту, она выросла в семье его управляющего-немца. «Лет пять спустя, однажды, Афанасий Иванович, проездом, вздумал заглянуть в своё поместье и вдруг заметил в деревенском своём доме, в семействе своего немца, прелестного ребёнка, девочку лет двенадцати, резвую, милую, умненькую и обещавшую необыкновенную красоту; в этом отношении Афанасий Иванович был знаток безошибочный. В этот раз он пробыл в поместье всего несколько дней, но успел распорядиться; в воспитании девочки произошла значительная перемена: приглашена была почтенная и пожилая гувернантка, опытная в высшем воспитании девиц, швейцарка, образованная и преподававшая, кроме французского языка, и разные науки. Она поселилась в деревенском доме, и воспитание маленькой Настасьи приняло чрезвычайные размеры. Ровно чрез четыре года это воспитание кончилось; гувернантка уехала, а за Настей приехала одна барыня, тоже какая-то помещица и тоже соседка г-на Тоцкого по имению, но уже в другой, далёкой губернии, и взяла Настю с собой, вследствие инструкции и полномочия от Афанасия Ивановича. В этом небольшом поместье оказался тоже, хотя и небольшой, только что отстроенный деревянный дом; убран он был особенно изящно, да и деревенька, как нарочно, называлась сельцо “Отрадное”. Помещица привезла Настю прямо в этот тихий домик, и так как сама она, бездетная вдова, жила всего в одной версте, то и сама поселилась вместе с Настей. Около Насти явилась старуха ключница и молодая, опытная горничная. В доме нашлись музыкальные инструменты, изящная девичья библиотека, картины, эстампы, карандаши, кисти, краски, удивительная левретка, а чрез две недели пожаловал и сам Афанасий Иванович... С тех пор он как-то особенно полюбил эту глухую, степную свою деревеньку, заезжал каждое лето, гостил по два, даже по три месяца, и так прошло довольно долгое время, года четыре, спокойно и счастливо, со вкусом и изящно…»

Идиллия кончилась, когда Настасья Филипповна узнала, что Тоцкий в Петербурге «женится на красавице, на богатой, на знатной, - одним словом, делает солидную и блестящую партию». И в судьбе Настасьи Филипповны с этого времени произошёл чрезвычайный переворот. «Она вдруг выказала необыкновенную решимость и обнаружила самый неожиданный характер. Долго не думая, она бросила свой деревенский домик и вдруг явилась в Петербург, прямо к Тоцкому, одна-одинёхонька. Тот изумился, начал было говорить; но вдруг оказалось, почти с первого слова, что надобно совершенно изменить слог, диапазон голоса, прежние темы приятных и изящных разговоров, употреблявшиеся доселе с таким успехом, логику, - всё, всё, всё! Пред ним сидела совершенно другая женщина, нисколько не похожая на ту, которую он знал доселе <…> Эта новая женщина, оказалось, во-первых, необыкновенно много знала и понимала, - так много, что надо было глубоко удивляться, откуда могла она приобрести такие сведения, выработать в себе такие точные понятия. (Неужели из своей девичьей библиотеки?) Мало того, она даже юридически чрезвычайно много понимала и имела положительное знание, если не света, то о том по крайней мере как некоторые дела текут на свете. Во-вторых, это был совершенно не тот характер как прежде, то есть не что-то робкое, пансионски неопредёленное, иногда очаровательное по своей оригинальной резвости и наивности, иногда грустное и задумчивое, удивлённое, недоверчивое, плачущее и беспокойное.

Нет: тут хохотало пред ним и кололо его ядовитейшими сарказмами необыкновенное и неожиданное существо, прямо заявившее ему, что никогда оно не имело к нему в своём сердце ничего, кроме глубочайшего презрения, презрения до тошноты, наступившего тотчас же после первого удивления. Эта новая женщина объявляла, что ей в полном смысле всё равно будет, если он сейчас же и на ком угодно женится, но что она приехала не позволить ему этот брак, и не позволить по злости, единственно потому, что ей так хочется, и что следственно так и быть должно…»

Тоцкий намеревался жениться на одной из дочерей генерала Епанчина - Александре. Настасья Филипповна не может «юридически» помешать этому браку, но она в состоянии, погубив себя, погубить и его матримониальные планы. Непримиримость, максимализм Настасьи Филипповны, её безграничная гордость вкупе с её ослепительной красотой вовлекают в орбиту её инфернального притяжения всё новых и новых претендентов на её сердце, вернее - тело. Она в прямом смысле слова становится предметом купли, предметом торга. Генерал Епанчин, Ганя Иволгин, купец-миллионщик Парфён Рогожин - все они рассчитывают так или иначе «купить» Настасью Филипповну. И только князь Мышкин видит в этой мятущейся женщине живую, страдающую, легко ранимую душу. Сама Настасья Филипповна, запутавшись в своих чувствах, мечется между Парфёном Рогожиным и князем Мышкиным, соглашается на брак то с одним, то с другим и в финале погибает от ножа Рогожина.

В образе Настасьи Филипповны Барашковой можно усмотреть отдельные черты сходства с Аполлинарией Прокофьевной Сусловой, а во взаимоотношениях героини романа с Тоцким, годящимся ей по возрасту в отцы, проявились в какой-то мере глубинные психологические мотивы любви-ненависти, составляющие суть взаимоотношений Сусловой и Достоевского.

В системе персонажей романа «Идиот» Ф.М. Достоевского образ Настасьи Филипповны занимает одно из центральных мест. Эта женщина «дьявольски красива», она способна околдовать и очаровать любого мужчину. Мужчины относятся к ней либо резко отрицательно, либо влюбляются в неё на всю жизнь. Их любовь зачастую – это любовь-страсть (например, Парфён Рогожин). Сама Настасья Филипповна находится во власти собственных слабостей, собственной неопределённости и своей страсти. Она очень неуравновешенная, и её за странные, импульсивные поступки общество считает чуть ли не колдуньей.

Имя «Настасья» – это просторечное от полного церковно-славянского «Анастасия», что значит «воскресение». Это имя-символ. Оно резко контрастирует с образом колдуньи, демонической женщины, чей образ очень напоминает демонических женщин Н.В. Гоголя. Имя её отца – Филипп – восходит по своему происхождению к понятию «всхлип», и вообще, оно очень тесно связано со слезами. Т.е., Настасью Филипповну можно назвать «ребёнком слёз». Это очень важно для понимания образа героини – слёзы сопровождают её повсюду, причём зачастую это слёзы истерии, надрыва – и почти никогда её.

Внешне она выглядит очень красиво. Подробное описание Настасьи Филипповны даётся только один раз: почти в самом начале романа, когда князь Мышкин рассматривает её фотопортрет. «Она была сфотографирована в чёрном шёлковом платье, чрезвычайно простого и изящного фасона; волосы, по-видимому, тёмно-русые, были убраны просто, по-домашнему; глаза тёмные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерно. Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна…» В этом портретном описании указано ключевое слово к пониманию образа Настасьи Филипповны: страсть. Также в описании фигурирует слово «высокомерно» – Настасью Филипповну часто называют бессердечной и высокомерной. Почему мы должны опираться на это описание внешности героини как на самое главное? Дело в том, что здесь описание Настасьи Филипповны представлено в 4-аспектном ракурсе. Первый ракурс – это восприятие героини фотографом. Второй ракурс – восприятие фотографии Настасьи Филипповны князем Мышкиным. Третий ракурс – восприятие Настасьи Филипповны рассказчиком. И только четвёртый ракурс – это восприятие образа героини читателем. Многоуровневый взгляд позволяет нам воспринимать образ героини целостно, а также заставляет нас поверить ему безоговорочно и бесспорно.

Портрет статичен. Но на лице портретируемой можно заметить следы большой душевной драмы: «лоб задумчивый», «выражение лица страстное». Внутри неё кипит душевная борьба.

Чёрное платье, надетое на Настасью Филипповну, тоже символично. Чёрный – цвет скорби, цвет слёз. Эта деталь перекликается с внутренним смыслом её отчества. Вообще, весь портрет несёт на себе отпечаток нарочитой простоты и печали. Простота подчёркивается фасоном платья («простой и изящный фасон») , убранством волос («волосы были убраны просто, по-домашнему») . Это игра на контрасте между внешней простотой героини и её противоречивым внутренним миром .

Описание локальное, единичное, даётся почти в самом начале романа, ещё до знакомства с самой героиней, но уже после знакомства с её поступками и с её характером в изложении Рогожина.

В описании много подробностей, поэтому его можно отнести к типу «портрет-картина» , хотя в данном случае имеется в виду «портрет-фотография». Поэтому-то Достоевский и воспроизводит с фотографической точностью портретные характеристики. Поскольку фото в то время были чёрно-белые, он, описывая волосы Настасьи Филипповны, использует вводное слово «по-видимому», выражающее сомнение. В облике Настасьи Филипповны много тайны.

Портрет предварён описанием эмоций, какие испытал князь Мышкин, увидев его: «Удивительно хороша!», а затем следует согласие автора: «На портрете была изображена действительно необыкновенной красоты женщина» , но в этой ремарке звучит какая-то скрытая ирония. Т.е., внешне рассказчик согласен с Мышкиным, что женщина необычайно красива, но рассказчик знает о ней нечто большее, чем князь, и это «нечто» перевешивает впечатление от её красоты. Через некоторое время после просмотра портрета Мышкин говорит, что Настасья Филипповна, должно быть, много страдала, поэтому в её лице так много страсти.

Кульминация портретного описания – «выражение лица страстное и как бы высокомерное» . Эта кульминация – ключ к пониманию вообще всего образа Настасьи Филипповны.

На протяжении романа образ Настасьи Филипповны не эволюционирует. Она мечется от одной крайности к другой (от плотской страсти к Рогожину и до духовной близости с князем), но развития её образа не происходит. Это добавляет элемент трагедии в повествование, т.к. трагедийные персонажи, как правило, статичны и обуреваемы одной страстью, одной эмоцией (Гамлет, Ромео).

В описании портрета Достоевский использует в основном эпитеты: «глаза тёмные, глубокие», «выражение лица страстное, высокомерное» . Т.е. автор не сколько описывает внешность Настасьи Филипповны, как столько описывает впечатление от фотопортрета на князя и на других возможных зрителей.

Страсть как доминирующая черта Настасьи Филипповны сыграет свою роковую роль в её судьбе и приведёт её к гибели. Уже в портрете намечены первые черты грядущей трагедии: её задумчивость, печальное выражение лица и глаз, чёрное платье (чёрные платья, как правило, надевают в связи с трауром) – всё это настораживает и заставляет волноваться за её жизнь, за её судьбы, сопереживать ей, нетерпеливо ждать, когда она сама появиться на страницах романа, задумываться над образом героини, над её душевным надломом.

Настасья Филипповна – главный женский персонаж романа «Идиот». Вокруг этой героини строятся сюжетные линии, заставляющие читателя с интересом следить за коллизиями и перипетиями, с которыми сталкиваются мужчины. Настасья Филипповна была чрезвычайно русская женщина, чей характер был неукротим, а судьба невероятно трагична.

История создания

Образ Настасьи Филипповны не был навеян Достоевскому вдохновением. Прототипом для него послужила давняя возлюбленная писателя – Аполлинария Суслова. Дочь купца средней руки, она была сестрой первого врача-женщины в России. Несмотря на разницу в возрасте в 20 лет, между Достоевским и Сусловой возникла романтическая связь. Аполлинария требовала у Достоевского развода с супругой и протежирования на литературном поприще ее творений, не отличавшихся талантом. После смерти супруги писатель решился связать свою жизнь с любовницей, но та отказала.

Литературоведы предполагают, что Аполлинария Суслова могла стать прототипом Настасьи Филипповны, и подтверждают, что связь двух творческих людей была мучительной, нервической, практически необъяснимой.


Роман Достоевского "Идиот"

Любопытно, что Достоевский подарил аналогичные героине «Идиота» черты и другим персонажам. В «Братьях Карамазовых» схожим образом наделена Аграфена Светлова, а в «Игроке» – Полина. Многие писатели вдохновлялись идеей о сломанной жизни простой русской женщины, создавая типичные для русской классической литературы образы.

Негласно некоторые писатели, в том числе Наталья Смирнова, издавшая книгу «Синдром Настасьи Филипповны», характеризуют именем героини жертв насилия, которых впоследствии сопровождают психологические проблемы. Под синдромом автор термина понимает хроническую ненависть ко всем представителям сильного пола, возникающую параллельно с желанием быть востребованной и одновременно недоступной.

Биография и сюжет


Впервые видит Настасью Филипповну на портретном изображении. Фотография так впечатляет героя, что он не может отвести от нее взгляд, любуясь чертами женщины. Ухаживающие за ней генерал Епанчин и Ганя Иволгин не сразу разглядели в князе соперника. Мышкин, в свою очередь, сумел по фотографии разглядеть израненную душу и трагическую судьбу Настасьи Филипповны. Им движет глубокое сострадание к еще незнакомой персоне.

Девушка с 16 лет живет как содержанка у богатого помещика Тоцкого. Отданная ему на воспитание в юности, она не ожидала, что опекун воспылает к ней не только платонической любовью. К 25 годам Настасья Филипповна предстает перед читателем как любовница Тоцкого, имеющая опыт нахождения в свете.


К среднему возрасту Настасья Филипповна уже не считалась девушкой, но черты, присущие инфантильным красавицам, оставались при ней. Нарциссизм и некий мазохизм оправданы тем, что из порядочной девочки она превратилась в наложницу развратника. Теперь в ее жизни не предвидится просвета.

Женщина с характером, она отличается яркими вспышками гнева. Окружающие боятся попасть ей под горячую руку. Чувствуя себя конченым человеком, она позволяет себе устраивать истерики, демонстрируя, как глубоко была оскорблена. Тоцкий, которого привлекла внешность подопечной, считает ее «колоритной». Тем не менее, поступки героини предсказуемы и однообразны. Она проклинает свою жизнь, представляясь падшей женщиной, конфликтует с мужчинами и мстит за потерянную честь.


Настасья Филипповна представляет на суд читателей театр одного актера, заявляясь к Иволгину, превращает собственный день рождения в балаган, выставляя себя оскорбленной невинностью. Она порицает Тоцкого, дающего за нее большое приданое, чтобы обеспечить удачное замужество, и высмеивает вероятного жениха – Ганю Иволгина. Девушка бросает в огонь деньги, предложенные ей Рогожиным, и принуждает Иволгина лезть за ними в пламя. Злоба и гнев движут каждым ее поступком.

Энергичная и волевая героиня оказывается в замкнутом круге. Неспособная испытывать иные чувства, она не понимает, чего хочет и к чему стремится. Женщина живет прошлым, зациклившись на собственных несчастьях и используя их как оправдания.


Мало кто помнит, что фамилия Настасьи Филипповны – Барашкова. Проводя аналогию с Рогожиным, можно понять, что имена героев – «говорящие». Мужчина преследует возлюбленную, как хищник жертву. Кажется, что своим ножом Рогожин обрывает жизнь женщины, но на самом деле она завершилась задолго до физической гибели. Предлагавшая примириться с ситуацией, Аглая не понимала, что для Настасьи Филипповны больше не существовало будущего.

Достоевский неслучайно выбрал главной героиней женщину, осознающую трагичность своей судьбы. Писатель одарил ее мечтательностью и наивностью, соседствующими с взбалмошностью и истеричностью. Он увидел в этой женщине сильный и твердый характер, который воспел в произведении. Героини, подобные Настасье Филипповне, присутствуют в каждом произведении Достоевского. Описание аналогичных судеб просматривается и в «Бедных людях», и в «Белых ночах».

Эмоциональные мечтательницы, живущие в мире грез, ассоциируются с супругой писателя, которая в последние годы жизни была прикована к кровати и существовала в постоянном забытьи.


Все мужчины в романе пытаются завоевать расположение и благосклонность Настасьи Филипповны. Епанчин, Иволгин, Рогожин – все они подкупают Настасью Филипповну. Последний не принимает во внимание, что она сожгла деньги, а значит, руководствуется не материальным интересом.

Только Мышкину стала понятна глубокая душевная травма женщины. Он разглядел в Барашковой живую натуру, страдающую, израненную душевными переживаниями. Мечась между властным и горячим Рогожиным и скромным Мышкиным, женщина обещает себя то одному, то второму. История завершается ее гибелью от рук ревнивого купца-миллионщика Парфена Рогожина.

Экранизации

Роль Настасьи Филипповны – благодатный выбор для актрисы, позволяющий раскрыть весь драматический потенциал исполнительницы в классическом женском образе.


Кадр из фильма "Идиот" Акиры Куросавы

В первой экранизации романа, снятой Петром Чардыниным в 1910 году, роль содержанки Барашковой исполнила Любовь Варягина. Звезда немецкого кинематографа Аста Нильсен воплотила образ падшей женщины в ленте «Неверные души» Карла Фрёлиха в 1921 году, а француженка Эдвиж Фёйер снялась в видео-интерпретации Жоржа Лампена в 1946 году.


Японский фильм – не единственный проект, где режиссер решил сменить имя главной героини. Анджей Жулавский, снявший в фильме 1985 года «Шальная любовь», подарил ее героине имя Мари.

Современной и востребованной оказалась кинокартина «Даун Хаус» , снятая по мотивам романа Достоевского. В России в полнометражном кино в образе Настасьи Филипповны выступала еще актриса , снявшаяся в ленте «Идиот».


Любопытно, что имя Настасья Филипповна досталось жене – бравого молодца из серии мультфильмов «Три богатыря».

Одной из главных героинь легендарного романа Федора Михайловича Достоевского «Идиот» является Настасья Филипповна. В ее образе соединились будто две женщины, одна из которых горделивая красавица, прекрасно знающая все о своей внешности, вторая – дама с оскорбленным сердцем.

У героини непростая семья: в 7 лет она осталась без родителей. Воспитывалась у богатого помещика, только вместо дочерней любви тот испытывал к ней более пылкие чувства, и в 16 лет Настасья стала его любовницей.

Робкая и стеснительная девушка, переехав из деревни в северную столицу, превращается в настоящую ослепительную светскую даму. Она горит жаждой мести к своему «папочке».

Таким образом, на страницах романа и появляется образ горделивой девушки, делающей все назло.

Встреча двух героев не происходит спонтанно: Достоевский ее тщательно планирует. Сначала князь Мышкин просто слышит разговоры о Настасье Филипповне, затем видит ее на портрете. Внешние данные этой героини поистине прекрасны, но Мышкин замечает, что помимо горделивости в них кроется печаль и мука. Она, видимо, очень страдала, решает он.

Настасья Филипповна на страницах романа выступает, как товар, за который предлагают разные цены: сто тысяч рублей, семьдесят пять…

Достоевский рисует образ женщины, которая в душе ждет своего избавителя. Но, как получается, так его и не дожидается. Она будто намеренно разжигает в себе чувство виновности и покорно идет на смерть.

А Мышкин искренне хочет ей помочь, стать тем самым избавителем, но он не знает, как же это сделать. Он наивен и простодушен, считает, что будет достаточно простых слов о невиновности, чтобы вырвать Настасью Филипповну из паутины зла.

Героиня как никто другой осознает, насколько она пала. И все слова Мышкина о ее безгрешности не способны ничего поменять. Она уличная. Таковой и останется. Назло князю Настасья Филипповна уезжает с Рогожиным.

Судьба этой героини трагична. Она унижена окружающими ее людьми, да и самой жизнью. В действующих лицах, которые каким-либо образом с ней связаны, Настасья Филипповна вызывает только злые и грязные помыслы и чувства. Любовь князя Мышкина, которая, казалось бы, должна была ее спасти, делает совершенно противоположное: она ее совершенно губит. Уличная девка сознательно обрекает себя на смерть, зная, что больше ей ничего не остается.

Мышкин, конечно, понимает, что он является главной причиной ее гибели, но старается убедить себя в обратном. Эта несчастная женщина до последнего вызывает в нем жалость и сострадание.

Отношениях между персонажами романа Фёдора Достоевского “Идиот” Тоцким и Настасьей Филипповной довольно загадочны.

С одной стороны, данная тема является малозначащей, если оценивать произведение с точки зрения основного смысла. С другой – не случись этого трагического поворота в судьбе юной Настасьи Филипповны, автору “Идиота” было бы трудно объяснить поступки данной героини.

Как Достоевский описывает знакомство Тоцкого и Настасьи Филипповны? – Родители девочки погибли при трагических обстоятельствах. Тоцкий решил сделать широкий жест и взял Настасью к себе на воспитание. Точнее, она стала жить с семейством одного из управляющих Тоцкого. Позднее Тоцкий приметил, что сирота с возрастом становится всё милей и краше, и устроил Настасью Филипповну в отдельный дом в “глухой деревеньке”, с прислугой и учителями для образования.

Фёдор Михайлович далее пишет: “…А чрез две недели пожаловал и сам Афанасий Иванович… С тех пор он как-то особенно полюбил эту глухую, степную свою деревеньку, заезжал каждое лето, гостил по два, даже по три месяца, и так прошло довольно долгое время, года четыре, спокойно и счастливо, со вкусом и изящно”.

Невнимательный читатель не увидит в этих словах никакого намёка на разврат. Как и я не видел (или не хотел видеть), когда читал роман. Но автором всё разъяснено предельно ясно – конечно, в рамках приличия, хоть и не без иронии: “…Спокойно и счастливо, со вкусом и изящно”.

Что ж, можно до хрипоты спорить, что означает это “со вкусом и изящно”. Ей-богу, это даже на вечный афоризм тянет, можно его использовать в миллионе ситуаций.

Например: “Путин правил страной 33 года, со вкусом и изящно”. – Так могут написать в учебнике истории через 100 лет.

Или: “Американский доллар крепко держит мировую финансовую систему со времени оформления Бреттон-Вудской системы, ничего не опасаясь, со вкусом и изящно”.

Или: “Абрам Абрамов сидит на шее у государства, получая пособие по безработице, со вкусом и изящно”.

Достоевский – мастер таких ёмких выражений. Одно из проявлений его гениальности. Но вернёмся к Настасье Филипповне и Тоцкому.

Вспомним, что Настасья Филипповна (на званом вечере, куда заявился Рогожин со ста тысячами рублей) бросала в лицо Тоцкому гневные слова о развращении им маленькой девочки. Это – ещё одно подтверждение неприглядных действий Тоцкого.

Схожесть с другими произведениями Достоевского

Вспомним “Униженных и оскорблённых” – более ранний роман Достоевского. Одно из действующих лиц – князь Валковский, описывается как безнравственное и беспринципное чудовище, любитель клубнички. В образе князя Валковского можно обнаружить характерные для Тоцкого черты. Эта схожесть двух персонажей не оставляет шансов Тоцкому хоть немного реабилитироваться в глазах читателя.

Конечно, данная параллель с “Униженными и оскорблёнными” может выглядеть натянутой, но, всё-таки, она очень показательна при анализе подобных героев Достоевского, как Тоцкий и князь Валковский. Можно вспомнить и Свидригайлова из “Преступления и наказания” – ещё одного тёмного персонажа Фёдора Михайловича.

Итак, прослеживается сексуальный характер отношений между Тоцким и Настасьей Филипповной. Физическая близость – последний предел для тонко чувствующей и юной девушки, какой была Настасья. Большего ущерба для психики и представить трудно.

Допустим, близости между ними не было. Было “изящное ” времяпрепровождение Тоцкого в компании Настасьи Филипповны, миловидной и образованной. Но и в этом случае легко обнаруживается унижающая девочку ситуация. Она – вещь Тоцкого, рабыня, которая своим присутствием ублажает барина.

Это не отеческое, благородное отношение благодетеля Тоцкого к своей воспитаннице. Тонко чувствующий человек понимает, где благородная поддержка в трудном положении, а где – “изящное ” пользование вещью. Именно такое “пользование ” и “приятное времяпрепровождение ” может воспринимается жертвой даже более остро и негативно, чем, например, физическое насилие.

В данной ситуации мы видим типичную для персонажей Достоевского реакцию – болезненное, острое реагирование героя произведения (Настасьи Филипповны) на “несправедливость”, “обиду”.

В этом отношении обратная ситуация была у князя Льва Николаевича Мышкина, как и Настасья Филипповна, рано осиротевшего. Его взял на попечение помещик Павлищев, который полностью содержал Льва Николаевича и в России, и в Швейцарии во время лечения князя у доктора Шнейдера.

На мой взгляд, нанесённая Тоцким “обида” Настасье Филипповне полностью оправдывает её действия во взрослой жизни. Личность героини в результате пережитого подверглась уродливой трансформации, душевной организации нанесён тяжкий урон. Вспомним слова князя Льва Николаевича про Настасью Филипповну:

“- Да; она – сумасшедшая! — прошептал он [князь Мышкин] бледнея. – Вы наверно это знаете? — спросил Евгений Павлович с чрезвычайным любопытством. – Да, наверно; теперь уже наверно; теперь, в эти дни, совсем уже наверно узнал!”

“Сумасшедшей” в романе Настасью Филипповну называл и генерал Епанчин, и Рогожин (хотя и косвенно).

Безумные, “сумасшедшие” герои милы сердцу Достоевского.

Но это уже тема для отдельной статьи.



Что еще почитать