Любовь божья. Я бы хотел, чтобы мне сказали продолжать ухаживать за своей женой

Священник - это не просто профессия, а выбор всего жизненного пути. Немногие способны на него, потому что он требует не только определенных знаний и навыков, но и общей склонности к принятию сана, духовности, ответственности и зрелости. Есть много распространенных вопросов, касающихся служения церкви. В частности, как стать священником без семинарии? В каком возрасте можно избрать такую профессию? Есть и другие вопросы, и все они, без сомнения, требуют подробных и обстоятельных ответов. Так давайте же узнаем, как стать священником, и кто может посвятить себя служению церкви.

Кто может стать священником?

Посвятить себя служению церкви при желании может практически каждый мужчина. Однако путь этот нелегок и предполагает большую выдержу и веру. Еще до получения богословского образования священник должен проявлять склонность к служению, воспитывать в себе высокие моральные качества, укрощать свои низменные и греховные устремления и, конечно, часто посещать церковь. Будет лучше, если он заранее изучит церковные книги и песнопения, ознакомится с тем, как совершают службу и так далее. Это существенно облегчит дальнейшее обучение.

Обретение профессии и поступление

Тем, кто задается вопросом о том, как стать священником в России, необходимо знать определенные правила. Первостепенной задачей является получение образования нее должен соответствовать следующим правилам:

После предоставления всех требуемых бумаг абитуриент проходит собеседование, на котором оцениваются мотивы поступления, искренность намерений, а также умение правильно и связно излагать свои мысли.

На вступительных испытаниях оценивается знание Ветхого и Катехизиса и истории Русской Православной Церкви. Кроме того абитуриенты должны пройти письменный экзамен - изложение на церковно-историческую или библейскую тему. Проверяется знание основных молитв и песнопений, а также вокальные данные. Обязательное требование - это умение читать Псалтырь на церковно-славянском языке.

Как проходит обучение?

Те, кто интересуются, как стать священником, должны знать еще условия обучения в семинарии. Вступительные экзамены проводятся в августе. Занятия, как и в других образовательных заведениях, начинаются с первого сентября. Обучение в семинарии - это жесткая проверка веры и правильности выбора жизненного пути. В ней царит строгая дисциплина, и не все могут пройти этот этап до конца.

Отметим, что студенты, приехавшие из других городов, получают место в общежитии на все пять лет обучения. Естественно, семинаристы должны неукоснительно соблюдать правила обитания в нем, в частности, ночи необходимо проводить в своей комнате.

Всем учащимся предоставляется стипендия. Молодые люди, прошедшие обучение, могут рассчитывать на рукоположение в священники. Это возможно только после прохождения исповеди и сдачи еще одного экзамена. При этом отметим, что обучение в семинарии не гарантирует обязательное получение сана.

Приходской священник или монах?

Еще до окончания семинарии студенты должны определить, намерены ли они жениться. Это решение является очень ответственным, ибо менять свое семейное положение после посвящения уже нельзя. Итак, будущий служитель церкви должен либо избрать путь монаха, которому запрещено вступать в брак, либо жениться и стать приходским священником. При этом предполагается абсолютная моногамность не только от посвящаемого в сан мужчины (он не может расторгнуть брак или жениться повторно даже в случае вдовства), но и от его супруги: она не должна быть вдовой или разведенной.

Что происходит после окончания семинарии?

Закончив образование, выпускников распределяют по приходам, к которым они и прикрепляются. С течением службы становится возможным получение нового сана. Первая ступень церковной иерархии - это дьякон. За ней следует уже непосредственно рукоположение. А высшая степень священничества - это уже сан епископа. При этом тем, кто желает знать, как стать священником, необходимо знать еще одну деталь.

Монахи (те, кто избрал безбрачие) имеют больше возможностей продвинуться вверх в церковной иерархии. Только у них есть шанс получить сан епископа и стать митрополитом, возглавив целую епархию. Кроме того, исключительно из монахов выбирается Патриарх. Если же выпускник выбрал путь женатого приходского священника, он не может подняться выше протоиерея в должности настоятеля.

Можно ли стать священником без специального духовного образования?

Есть вопрос, который интересует многих желающих посвятить себя церкви. Он звучит так: "Можно ли и как стать священником без семинарии?" На самом деле, это возможно, но только при том условии, если глава его прихода лично произведет обряд посвящения. Сразу нужно отметить, что получение сана таким образом практикуется в очень немногих церквях. Так что без специального богословского образования в семинарии все же не обойтись. Это для получения сана.

в Беларуси

Для многих важным является вопрос о том, как стать священником в Беларуси. В данной стране есть большое количество соответствующих заведений, в которых могут обучиться желающие посвятить себя церкви. Попробуем их перечислить. Итак, в Беларуси сейчас действуют три училища, расположенные в Минске, Витебске и Слониме. Кроме этого, в столице работает семинария, а также духовная академия. Еще нужно упомянуть Институт теологии при Белорусском государственном университете.

При этом в Академию принимаются исключительно мужчины, обладающие высшим богословским образованием. Будущий священник должен быть холост или состоять в первом браке, обязательно крещеным. В семинарию Минска принимают как тех, у кого есть высшее образование, так и лиц, имеющих только среднее богословское образование. Кроме того, сюда может попасть только тот, кто отслужил в армии или документально освобожден от нее. Отметим, что на некоторые отделения духовных училищ могут поступать и девушки.

Таким образом, выбор учебных заведений велик, и здесь все тоже в первую очередь определяется искренностью побуждений и веры будущего священнослужителя.

А что у католиков?

Тем, кто интересуется, как стать нужно знать некоторые нюансы. Путь к служению в церкви оказывается еще более сложным, чем принято в православии. Первым отличием является, то, что в католицизме не существует так называемого белого духовенства. Таким образом, священник не может создавать семью. Обучение будущих служителей церкви происходит в семинариях, в которые можно поступить или после получения высшего образования, или окончив гимназию.

В первом случае обучение займет четыре года, во втором - восемь. Стоит отметить, что юноша, желающий прийти в семинарию, уже должен быть ревностным католиком и хотя бы два года активно участвовать в приходской жизни. Завершив обучение, будущий священник должен шесть месяцев отслужить в церкви качестве дьякона и убедиться в верности выбранного пути. По истечении этого времени производится обряд рукоположения в сан и назначение в определенный приход.

Таким образом, путь католического пастора хоть и не во многом, но отличается от того, как стать православным священником.

Возрастные ограничения

Как уже упоминалось в статье, попасть в семинарию может только мужчина в возрасте не младше 18 и не старше 35 лет, то есть, закончив учебу, можно стать священником в 40 лет или раньше. Однако некоторые люди начинают испытывать тягу к этому призванию гораздо позже установленных сроков. Они задаются вопросом: "Можно ли в этом случае стать священником?"

Вариантом для таких людей может стать в духовной академии - там возрастной предел до 55 лет. Но есть одно условие: абитуриент должен нести церковно-приходское послушание, и это должно быть подтверждено документально. Даже после поступления нужно ежегодно предоставлять характеристику с места несения послушания, причем ее необходимо заверять у правящего архиерея.

В любом случае, вопрос священничества после установленных сроков должен решаться в индивидуальном порядке.

Как стать женой священника?

Многие верующие девушки хотят выйти замуж за священника. Однако такая жизнь - это тоже своего рода призвание, и не каждая оказывается к этому готова. Но тем, кто все же интересуется, как стать женой священника, нужно знать некоторые детали.

В первую очередь стоит понимать, что молодой человек, учащийся в духовной семинарии, не может знакомиться привычным образом, например, посещая вечеринки или концерты. Невестами будущих батюшек обычно становятся девушки из верующих семей, посещающие церковь или регентский класс при семинарии. Как мы уже упоминали, избранница священника не может быть вдовой или разведенной и к тому же должна быть девственницей, впрочем, как и ее жених. При этом разрешение на свадьбу семинаристу может дать только ректор.

Кстати, предъявляются определенные требования и к профессии будущей жены священника. Она никак не должна компрометировать своего супруга. А раньше существовало предписание, запрещающее служителям церкви жениться на актрисах, эта профессия считалась недостойной.

Как бы то ни было, девушки, желающие соединить свою судьбу со священником, должны осознавать, что этот выбор сопряжен с определенными трудностями. Например, жена должна последовать за мужем в любой, даже самый удаленный и бедный приход и не жаловаться, что супруг гораздо больше внимания уделяет другим людям.

Кроме того, жизнь матушки часто вызывает обсуждение церковных прихожан, она все время на виду. Таким образом, этот путь предполагает высокую ответственность и требует большой моральной силы и выдержки, чтобы быть не просто спутницей, но и опорой, и надежным тылом для своего супруга.

Профессия или призвание?

Теперь мы знаем, как человеку стать священником. Однако к числу основных требований следует причислить еще и определенные моральные качества: терпение, стремление помогать и словом и делом, любовь к людям. Те, кто желают стать священниками, должны быть готовы к жизни по особым канонам, к добровольному отказу от многих радостей и удовольствий.

Не каждый готов к подобным шагам. И совершаться они должно исключительно по велению сердца, только тогда этот путь становится истинно праведным и благим. И тогда вопрос о том, как стать священником и то, насколько это трудно, отходит на второй план. А первостепенным становится уже стремление достойно проявить себя на этом непростом поприще. Таким образом, священничество - это в первую очередь не профессия, а призвание и выбор, определяющий целую жизнь человека.

В это статье Вы узнаете как стать священником. Об этом Правмиру рассказал киевский священник Григорий Крыжановский. Читайте!

Петя прыгал с парашютом, а Вася не прыгал, и Петя рассказывает Васе, как это здорово. Но Вася смотрит на Петю и думает: так можно все кости переломать, и такое ведь бывает!

Зачем бросать отличную работу? Для чего с высшим образованием работать на стройке?

Кстати, работу менять необязательно. Мой посуду, как и прежде, но можешь ее мыть и ощущать счастье. Я обнаружил в 30 с чем-то лет, что я не люблю мыть посуду, а люблю плескаться в теплой воде. Я-то всю жизнь думал, что люблю мыть посуду, но жена обличила.

Нужно немало мужества, чтобы признаться себе в этом. Ты вроде выглядишь хорошим, а на деле любишь удовольствие. Делаешь добрые дела – а сам любишь похвалу и внимание.

В многодетной семье нужно конкурировать за родительское внимание. Надо поставить обувь на полочку, заправить постель, и за это тебе говорят, что ты хороший – а ты такой же, как все, хотя осознаешь это в 30.

Каким бы ты ни был хорошим, сколько бы лет ни находился в Церкви, со временем узнаешь, что ты такой же, как остальные, как верующие и неверующие люди, по степени своей удаленности от бога. А Бог – он повсюду и всегда, и вопрос в том, впускаешь ли ты Его в себя.

То чувство, которое пережил Петя, прыгая с парашютом, – как его передать? Слово скудеет, перестает быть весомым. Богослужение, песнопения, храмовое строительство, росписи, все это благолепие – попытка, попыточка.

Безумство, поступки – вот что поражает людей на самом деле. Чей-то пример убеждает их, что надо перемениться. И меняет человека Бог. Как, когда это происходит – тайна. Для кого-то при жизни, для кого-то прямо перед смертью, в момент смерти или после нее – но всякому просящему Господь даст.

Чтобы быть верующим, нужно мужество. Это не просто обряд: туда зайти, сюда зайти, свечку поставить, благословение взять. Если человек действительно сверх силы ищет Бога, милующего, прощающего, дающего благодать и энергию – это смелый человек, он решается жить вечно. Это серьезное решение и ответственность.

Я рос в замкнутой многодетной семье, мало общающейся с миром. Например, я долго не знал, что есть такая вещь, как развод. У меня было много дядь и теть по всему Союзу, мы с ними регулярно виделись, и у всех были полноценные семьи. А уже в школе я узнал, что бывает так: мальчик без папы, но не потому, что папа умер.

Мои отец и мать не исповедовали Иисуса Христа, они были материалистами, хорошими людьми советских взглядов. Они не говорили, что надо быть добрыми, – просто были добрыми с нами. А доброта – даже важнее порядочности.

Я закончил физико-математический класс с золотой медалью, в 1995-м поступил в КПИ. Решил учиться на программиста. Думал о юрфаке, но не пошел, потому что судебные дела меня отталкивали.

Когда на втором курсе один завкафедрой ангажировал меня на работу в организации, связанной с Министерством юстиции, я проработал там полтора года инженером компьютерных систем и понял, что юристом быть не хочу по морально-этическим соображениям. К тому же работа программиста была более творческой.

Потом я пять лет проработал в Golden Telecom, занимаясь в финотделе системами баз данных и бухучета. Здесь меня со временем стал интересовать не прикладной аспект программирования, а аспект разработки архитектуры баз данных, анализ систем.

Когда я перешел в «Фокстрот», полностью украинскую компанию, заметил разницу в менталитете. Golden Telecom была наполовину американской компанией, а это означает другие подходы и принципы. Самое важное здесь – навыки специалиста. В иностранной компании понимаешь, что Министр экономики не может стать министром здравоохранения. Здесь царит корпоративный дух, сам ты выше всего ценишь возможность заработать.

В украинской же компании ты должен быть, прежде всего, человеком – классным парнем, друганом, земляком, в общем, своим. Узкая специализация здесь не так важна: поработав в отечественном бизнесе, ты уже вполне допускаешь, что министр экономики может стать и министром внутренних дел, и здравоохранения. Здесь набирают скорее команду, чем спецов.

Одновременно с работой я учился на стационаре. Мой начальник был трудоголиком, от него я научился терпению, умению превзойти себя – когда уже не можешь, но ещё работаешь.

После «Фокстрота» проработал год в МТС. В тот период я много времени тратил на увлечение: психология, самоанализ, мировоззренческие концепции. Это, видимо, врожденные склонности: мой старший брат стал психиатром.

Тогда же я начал интересоваться христианством – после того, как мне в руки попала книжка Александра Меня «Сын Человеческий». Меня уже не интересовал заработок. Пока я помогал родителям содержать семью, это было важно, а теперь дети выросли, старшие устраивали свою жизнь, младшие закончили школу, я уже не был необходим как кормилец и мог уделять больше времени себе.

Я планировал семейную жизнь. У меня был печальный опыт отношений с девочкой – она мне нравилась, но я на ней не женился. Я был в поиске, постоянно думал, как стать счастливым. Человек часто связывает счастье с чем-то внешним. Ему недостаточно настоящего, ему нужны гарантии будущего, и этим он чрезвычайно мучается.

В какой-то момент я понял, что не люблю разочарований, боюсь их. Если я доживу до 70 и только тогда познаю истину – это будет означать, что вся моя жизнь была ошибкой. И я подумал с юношеским максимализмом: лучше уже завтра узнать эту истину.

Я почему-то помню этот момент – это произошло ночью, около 2 часов. Я любил засиживаться допоздна, смотреть на горящие окна многоэтажек вокруг: это же тысячи и тысячи разных судеб, о которых я не думаю, пока не сяду у окна. Счастье, несчастье, все бурлит, или уже спит, или уже пропало.

И говорю себе – а зачем это все? И в этот момент я принимаю решение, что за истину я смог бы расплатиться самым дорогим – жизнью. Я это решение принял и забыл о нем, но жизнь моя с этого момента начала круто меняться.

Я начал читать книжки, посвященные душе, Богу – и в очередной раз сменил работу, перейдя в Philip Morris. Это производитель табачных изделий. Теперь я менял работу не в связи с заработком – меня больше интересует коллектив, отношения с людьми.

А брат начинает ходить в храм. Я был провокатором, любил напугать, посмеяться над человеком, да и сейчас я, наверное, такой же, просто появилась привычка делать это мягче, чтобы это было в пользу, смеяться скорее над собой. Так вот, брат мне говорит об Иисусе Христе, а я ему отвечаю: «А был ли мальчик?» Он сильно на меня был тогда обижен.

В общем, когда на работу в Philip Morris вернулась из декретного отпуска моя начальница, я сказал, что сыт этим курением, что увольняюсь. Я ушел в никуда, уехал жить на дачу.

Это был период, когда все само собой давалось. Трудно мне было скорее до этого. К этому времени я уже пощусь, полгода живу на балконе, на коврике сплю – такие у меня были аскетические практики, – и хожу в храм, в Кирилловскую церковь.

Окружающих моё поведение пугало. Маме говорили: «твой сын рехнулся, но ничего страшного, у тебя еще пятеро нормальных детей». Одноклассники – все способные математики, материалисты – качали головой, мол, пропал человек.

Я перечитывал тьму литературы. Особенно поразила книжка Антония Сурожского «Человек перед Богом». Я входил в состояние беседы с автором, когда я задаю вопрос – и нахожу ответ на следующей странице. Я понимаю, что этот человек проповедует для меня. К этому времени я уже на втором году вечерней катехизационной школы на приходе святой Екатерины на ул. Полупанова.

Один и ноль – что может быть меньше? Мы знаем, что к нулю можно приблизиться справа и слева. А что можно видеть, когда ничего не видно? Ничего, но можно чувствовать. Когда сидишь над хитрой математической задачей, нужно озарение. Когда ты ищешь Бога, можешь тысячу раз прочитать самого мудрого наставника, сенсея, гуру – и ничего не поймешь.

Момент озарения у меня случился, когда я стал активным прихожанином. Борясь за свои идеалы, я терплю неудачу. Если раньше я стремился к житейскому успеху, то теперь эта неудача была моим успехом. В каком смысле? Меня утешала мама, и я ей сказал: на все воля Божья. А она: ты действительно так веришь?

И тут я понимаю, что это просто привычная фраза. Волю Божью я не знаю, не знаю Бога, и Его воля интересует меня только тогда, когда она сочетается с моей. Это был момент ужаса: не приведи Господи, чтобы была воля Божья на все!

Это было мое озарение, новый перелом в жизни. Начинают сбываться все мои мечты. Я начинаю чувствовать Бога, искать его, бегать за Ним. Прочитав книги и жития святых, я начинаю искать Божьих людей в Церкви и вне ее – встречи, общения, разочарования… Переживать и видеть чудеса – по-своему ужасно, ведь они в какой-то момент закончатся, и за них нужно будет заплатить, как и за всякое счастье.

В церкви я примелькался людям как старательный прихожанин благодаря каким-то своим с детства привитым качествам. Моя тетка однажды сказала: так, может, станешь попом? А затем кто-то еще: давай рукополагайся, будешь служить литургию для детей.

Впервые, когда я услышал это, меня трухонуло: я ведь человек далекий, недостойный. А потом круг все сужался, и наступило время, когда я молился: «Господи, мне этого хочется. А Ты, Господи, этого хочешь? Дай мне знать». Появилась благодарственная молитва не только за то, что у меня есть, но за то, что есть Ты, Господи. Я ничтожен, а милость Божия безмерна. Именно это чувство благодарности дает смелость спросить: «А чего хочешь Ты, Господи?» В телефонном звонке мне сказали «Аксиос!»

Хотя у меня не было работы, я постоянно находил ее для себя. Я трудоголик – просто люблю трудиться. Это модель поведения: в многодетной семье не трудиться не получится, родители никогда не были праздными.

В тот момент я перестраиваю дом, превращая дачу в основательное жилище. Зарабатываю перевозками и строительством. Я мечтал о частном доме, о семье – и вот это все появилось: и дом, и женщина, которая приняла мое предложение. В этом же году я поступаю в семинарию, на что беру благословение у жены – она была именно тем человеком, благодаря которому я, малодушный, решился.

К моменту, когда меня рукоположили, родственники и их родители уже стали церковными людьми, все они нашли в Церкви решение тех своих проблем, которые в мире в принципе нерешаемы.

В этом году мы праздновали 9-летие общины глухих при Ионинском монастыре. Глухие – это, по сути, иностранцы, которые не способны выучить наш язык. И только мы можем выучить их язык и помочь им.

Кто в детстве не хочет изучить язык глухих? Я жил на Виноградаре, недалеко от школы-интерната №6. Думаешь: вот бы здорово, – и забываешь об этом. А когда я поступил в третий класс семинарии и нас стали учить языку жестов, оказалось, я к нему способен.

Меня как диакона попросили приходить в Ионинский, где богослужения проводились с помощью переводчицы. Глухие присмотрелись ко мне и решили: «Это же будущий батюшка! Надо, чтобы он выучился – он нам нужен». Ведь есть вещи, которые человек хочет обсудить со священником напрямую, без переводчика.

В общем, я понял, что это возможность послужить людям. Причем не обычным, а обделенным и в то же время людям Божьим, исполнившим заповедь Божью «будьте как дети». Они активны, доверчивы, открыты – но в своей среде.

Язык является культурообразующим фактором, так что это отдельный народ. Жестовый язык образует на территории национальное меньшинство. В Европе это уже прописано формально. В обычной семье рождается иностранец! Если родители не выучат язык своего ребенка, ребенок найдет людей своей «нации» и в семью полноценно не вернется.

До революции в Церкви был перевод литургических текстов на жестовый язык. Были богадельни и церковно-приходские школы для глухих в Питере. В Киеве обучать глухих тоже начал священник. У него было две глухих дочери, и ему хватило денег отправить учиться одну из них. Та, возвратившись, обучила сестру и отца, а тот стал учить детей.

Революция прервала это начинание, как и многие другие. Еще хуже стало, когда Сталин высказался в том роде, что глухие – это неполноценные, и язык их – тоже проявление неполноценности. Тогда глухим запретили общаться на их языке, заставляли держать руки в карманах. Традиция литургии для глухих была утеряна полностью, и только в 90-е годы Православная Церковь в Киеве начала заниматься переводами.

Трудности возникли с переводом некоторых богословских терминов и текстов, тех, в которых сосредоточено учение о Христе, – пришлось во многом начинать с нуля, создавая жесты, обозначающие эти понятия.

Сейчас практически все богослужебные тексты переведены. Ведь когда разработан язык и есть словарь, остальное – дело техники. Создан видеословарь жестового языка для богослужебных терминов. Мы собрали все наработанное и распространяем информацию.

Сейчас век стремительного информационного развития. Бог дает откровение людям, а они используют его на добро или во зло. Мобильные телефоны – их будто специально для глухих придумали, чтобы они могли набирать смски. Интернет – тоже для них.

Нас много – по 20 человек на богослужении, а всего около 60. Сейчас у нас шесть-восемь переводчиков – больше, чем в минской и питерской общинах, которые старше нас. В последнее время мы были в Луцке, Кишиневе, Подмосковье, Житомире, едем в Херсон.

Что мы проповедуем? Там ведь уже верующие люди. Только то, что можно и нужно переводить богослужение. Надо объять и этих людей. Их Бог избрал, а мы можем содействовать тому, чтобы их вера имела реализацию в широком и полном участии в литургии.

В моем священническом служении в этой общине нет чего-то особенного, специального. Только знание жестового языка. Чувства, эмоции, житейские вопросы у этих людей такие же, как у нас. У самого же богослужения есть, конечно, специфика. Во-первых, переводчик должен быть верующим. Знать богослужение, понимать содержание и смысл молитв, драматургию. У него должны быть чувства!

Если бы я был глухим, чисто технический, безэмоциональный перевод меня бы не устроил. Мне бы хотелось, чтобы переводил мой брат или сестра, например. Богослужение течет, есть видимая и слышимая его части. И слышимую нужно перевести в визуальную. Таким образом «видеоряд» в богослужении для глухих – более интенсивный. А поскольку этот «канал» перегружен, в него нельзя «бросать» лишнего.

Батюшка должен изъясняться просто, не заумно. Переводчику нужна неброская, не отвлекающая одежда, батюшке – подстриженные усы. Мне повезло с усами.

Журнал «Направо», №1, 2014

Исповедание пастора. Давайте на мгновение снимем розовые очки и увидим реальную картину. Быть пастором невероятно сложно.Церковь часто грешит тем, что говорит только о чудных благословениях, награде от служения – как будто оно становится лучше и лучше с каждым днем. Опубликовано на веб-портале

Мы как-то забываем упомянуть о страданиях, которые вовлечены в служение. Мы забыли или боимся того, что люди не захотят становиться пасторами, если узнают правду? Мне очень не нравится приносить плохие известия, но есть несколько вещей, к которым мы не в состоянии подготовить новых пасторов.

Вот несколько пунктов, которые я бы хотел, чтобы кто-то пришел и рассказал, когда мне было 20 лет. Я потратил последние 10 лет, чтобы прийти к этому, набив много шишек:

Вещи, которые я хотел бы знать, прежде чем стать пастором

1. Это будет наисложнейшим делом, которым вам доводилось заниматься.

Нет, серьезно! Это очень-очень-очень трудно! Представьте себе самое сложное, что вы когда-либо делали и умножьте это во сто крат. Тогда у вас получится представление, насколько трудным является пасторство. Если вам хочется стать пастором, потому что это звучит весело и легко, займитесь чем-то другим.

2. Духовности и любви ко Христу будет недостаточно; вы должны быть способны повести людей.

Ваш характер и любовь ко Христу – вот требования для входа в эту должность, ключевые и более важные, чем что-либо еще. Однако не имеет значения, насколько вы благочестивы: если вы не можете вести людей, вам придется тяжко.

3. Люди будут избегать вас и вести себя странно просто потому, что вы пастор.

Люди будут вести себя одним образом, когда вы рядом, и иначе, когда вас нет. Другие будут избегать вас, потому что вы представляете Бога, а они испытывают вину. Вот почему многие пасторы страшатся неминуемого вопроса, когда знакомятся с кем-то: «Ну, так кем ты работаешь?»

4. Люди будут ожидать, что вы открыты и доступны 24/7.

Вы будете получать ночные сообщения и звонки. Какие-то из них будут срочными, какие-то смогут подождать. Вам придется расставить границы в вашем расписании, потому что работа пастора никогда не заканчивается.

5. Трудоголизм будет вознагражден, но это уничтожит вашу семью.

Пасторы, работающие слишком много, получают хвалу и растут… пока их семья не начинает разваливаться. Тогда нам их становится жаль. Вам часто придется выбирать между служением и тем, чтобы побывать в кругу семьи.

6. Когда люди перестают посещать вашу церковь, это ранит.

Не имеет значения, насколько вы хороши. Некоторые будут уходить. Это неизбежно. Вы можете вовсе не быть причиной ухода, но это всегда воспринимается на свой счет.

7. Вам придется бороться с желанием посоревноваться с другими церквями.

Вы всегда проиграете, если будете сравнивать. Если вы сравните себя с церковью поменьше, то почувствуете гордость. Если сравните с церковью больше вашей, то почувствуете зависть. Оба чувства греховны.

8. Нападки изнутри церкви будут похуже, чем извне.

Вы будете ожидать нападок от людей вне церкви. Но возможны вражеские атаки изнутри, как Иуда предал Иисуса. Они ранят больнее всего.

9. Никто вас не научит, пока вы не разберетесь сами.

Люди, которых вы бы хотели себе в наставники, заняты. Никто и никогда не замечал моего «большого молодого потенциала» и не пытался наставить меня. За каждым своим наставником мне, буквально, приходилось бегать.

10. Вам придется бороться с пессимизмом, горечью и депрессией.

У вас будут периоды сомнений в Божьем ведении, чувства обиды к людям в вашей церкви и даже депрессии. Результатом неприятного опыта в пасторстве стал один из худших годов моей жизни.

11. Ваш успех в глазах других будет мериться количеством прихожан.

Я бы хотел, чтобы это не было правдой, но это правда. Если ваша паства растет, люди будут вас хвалить. Если сокращается, люди будут вас винить. Нравится вам это или нет, но так рассуждают люди.

12. Вы никогда не будете достаточно хороши.

Неважно, что вы делаете, но некоторые люди не будут любить вас. Вы никогда не будете достаточно хороши, чтобы понравиться каждому. И еще вам самим часто будет казаться, что вы неадекватны и не подготовлены.

13. Будь то хорошее или плохое, оно коснется вашей семьи.

Нравится вам или нет, ваше служение будет оказывать глубокое влияние на семью. Некоторые семьи становятся ближе к Господу в совместном служении; другие нет. Служение будет делать вашу семью либо лучше, либо хуже. Боритесь с этим.

14. Без семинарской степени вы будете считать себя менее компетентным.

Я жалею, что не поступил в семинарию раньше. Не только ради знаний, но еще и потому, что наличие образования значило для меня очень многое. Вы можете спорить, нужно ли оно вам или нет, но если у вас нет образования, вас будут осуждать. И неимение должного образования может мешать вам двигаться вперед.

15. Деньги будут проблемой.

У вас будут сложности с финансами, особенно на первых порах. Многим пасторам платят недостаточно. Вы должны быть к этому готовы. Вас не испугает, что вы не можете купить новую одежду, хороший дом или подарить жене и детям то, что вам хотелось бы подарить?

16. Вероятно, вам часто придется переезжать.

Средняя длительность пребывания пастора в церкви зависит от его роли. Однако, большинство пасторов, которых я знаю, включая меня, в течение жизни жили во множестве городов, служа в многочисленных церквях. Пастор, проработавший всю жизнь в одной церкви – большая редкость, вызывающая восхищение.

17. Когда вам придется покинуть церковь, вы оставите там и многих друзей.

Захотели ли вы сами уйти или этот выбор сделали за вас, но вы потеряете больше, чем просто работу: вы потеряете свою церковную семью. Когда пастор оставляет служение, всегда имеет место болезненное чувство утраты. Ваша жена и дети тоже почувствуют это.

18. Духовная война реальна, и враг будет атаковать вас и вашу семью так, как вы себе не могли представить.

Каждый пастор может рассказать вам несколько историй о сумасшедших вещах, которые случались в худшие времена. Если сатана не пустит вас под откос, то попытается задеть вашу семью. Моя семья постоянно терпит атаки, пока Бог не совершит что-то великое. Молитесь постоянно и просите других, чтобы они молились за вашу семью.

19. Часто боевой дух будет вас покидать, и вы будете задумываться об уходе.

Большинство пасторов называют эти дни понедельником. Даже если в воскресенье все идет хорошо, враг все равно попытается использовать тот один негативный комментарий, чтобы сломить вас.

20. Это того стоит!

Жизнь, полностью посвященная Христу – самая большая в мире награда. Вы будете страдать. Это не будет легким делом, но оно того стоит. Согласиться на Божий призыв служить Ему – лучшее решение, которое я когда-либо принимал.Вы займете место в первом ряду, чтобы увидеть, как меняются жизни, исцеляются браки и как возвращаются блудные сыновья. Воздействие, которое вы окажете, будет иметь эффект и после вашей смерти. Поколения семей будут изменяться, потому что вы сохраняли верность и не сдавались.

Если эта статья показалась вам слишком негативной, то я скажу вам, что есть много причин, по которым я счастлив быть пастором. Если эта статья наводит на вас грусть, то она и должна. К сожалению, это реальность, с которой пасторы встречаются каждый день.

Согласны с этим? Что бы вы хотели узнать, прежде чем стать пастором?

Марте сорок три года. У нее и у ее мужа трое здоровых и вполне нормальных детей, которым восемь, десять и двенадцать лет. Она уже десять лет является активным членом церкви. Она лежит в больнице и восстанавливает силы после операции, но чувствует себя уже достаточно хорошо для того, чтобы с ней можно было поговорить.

Джуд пришел в больницу навестить свою тетю и заодно забежал повидать Марту. Он достаточно хорошо знал Марту, поскольку они уже восемь лет вместе трудились в различных церковных группах. Он немного волновался при мысли о том, что скажет Марте, потому что не привык навещать больных. Но все–таки Джуд решил обязательно повидать ее: когда он сам лежал в больнице, ему всегда было приятно, когда кто–нибудь его навещал.

Разговор

Разговор начал Джуд, поздоровавшись с Мартой и спросив, как она себя чувствует. Марта в ответ пожаловалась на то, что ей не очень–то весело лежать в больнице. Потом Марта замолчала, наступила небольшая пауза, и Джуд, сочувствуя Марте, сказал: «Я тебя очень хорошо понимаю, Марта, когда ты говоришь о больнице». Затем он во всех подробностях стал рассказывать Марте о тех «страданиях», которые ему причиняли врачи, медсестры и другие сотрудники больницы, когда ему самому довелось в ней лежать. Марта, не желая обидеть человека, который проявил к ней внимание и пришел ее навестить, улыбалась, кивала в знак внимания, слушая до конца все, что говорил Джуд. Затем Марта сказала: «Интересно, как поживают мой муж и мои дети. Трудно им, наверное, без меня». Джуд бодро ответил: «Тебе нечего волноваться, у тебя прекрасный муж. Я вижу в церкви, как он внимателен к детям. Моя жена постоянно твердит мне, что я должен обращаться с нашими детьми точно так же». Марта ответила спокойным, ровным голосом: «Наверное, ты прав». Джуд продолжал говорить о том, какой умный у Марты муж, как бы он сам хотел так же, как он, воспитывать детей, убеждая Марту, что ей нечего волноваться. Когда Джуд замолчал, Марта едва улыбнулась и поблагодарила его за то, что он зашел к ней. Джуд понял намек, пообещал заглянуть еще раз и распрощался.

Размышления

Этот разговор оставил Марту расстроенной и растерянной, ее не покидало чувство вины. Она расстроилась, потому что посетитель ее практически не слушал. Джуд больше говорил о своих переживаниях в больнице и о детях и не уделил внимания самой Марте. Более того, бодрая речь Джуда усилила чувство вины, которое было у нее и раньше, вызванное беспокойством о муже и детях. И наконец, Марта была в растерянности - по двум причинам. Во–первых, ей не давала покоя мысль о посетителе - она знала, что Джуд руководствовался самыми добрыми намерениями, когда навестил ее, но после его ухода она вздохнула с облегчением. Во–вторых, она не знала, как ей справиться с непокидавшими ее чувствами вины и тревоги.

Джуд покинул палату Марты с чувством облегчения, радуясь, что ему удалось найти тему для беседы, особенно после того, как разговор, казалось, зашел в тупик. Но ему все–таки было интересно, как же этот разговор прошел. Он старался ободрить Марту, сказав ей, какой у нее хороший муж, - Джуд действительно хотел бы так же хорошо воспитывать детей, но он чувствовал, что его слова не слишком–то подняли ей настроение. Джуду захотелось узнать, как, беседуя с людьми, помочь им почувствовать себя лучше; ему очень хотелось узнать основные принципы подобных разговоров.

ПОСЕЩЕНИЕ БОЛЬНОГО ОПЫТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ

Крис служила в этой церкви уже двенадцать лет. Она хорошо знала и любила Марту, так что, когда ей предстояло долгое отсутствие, доверяла Марте свою работу.

Разговор

Крис начала разговор, поприветствовав Марту и спросив, как она себя чувствует. Марта ответила, что лежать в больнице - дело малоприятное. Крис исподволь выяснила, о чем именно беспокоится Марта, разными словами выражая свои мысли и чувства. Скоро им обеим стало ясно, что больше всего Марту тревожило, как живется ее детям, пока она лежит в больнице. И это свое беспокойство она выразила очень эмоционально: «Я не уверена в том, что мой муж может так же заботиться о детях, как я. Я знаю, что мне не стоит волноваться об этом, но не волноваться я не могу».

После этих слов Крис постаралась выяснить, беспокоится ли Марта потому, что муж плохо заботится о детях, ругает их, не умеет обращаться с ними. Когда Марта заверила ее, что это не так, Крис сказала в ответ: «Мне кажется, что самое неприятное в твоем пребывании в больнице - это постоянное беспокойство о том, что твои дети не получают должной заботы от твоего мужа. Ты винишь себя за свое беспокойство, потому что на самом деле он любит их и может о них позаботится. Я права?». Марта согласилась с выводом Крис.

Затем Крис сказала: «Мне интересно, веришь ли ты в то, что настоящий христианин не должен испытывать чувство беспокойства?». Марта ответила: «Да, я верю в это. Моя мама часто повторяла слова Писания: "Не беспокойтесь", и я старалась никогда не забывать, что беспокойство - плохое чувство».

Высказав мысль Марты другими словами, Крис спросила ее, чем она конкретно обеспокоена относительно детей. Марта уточнила: «Я постоянно думаю о том, что с ними может случиться что–то страшное, а меня не будет рядом». Так Крис поняла, почему Марта чувствует себя виноватой и беспокоится.

Затем они переменили тему. Крис, говоря о беспокойстве и смущении Марты, напомнила ей, как она сама беспокоилась, когда, уезжая, возлагала свои дела на Марту. Она спросила, помнит ли Марта, какой совет она дала однажды Крис. Помолчав минуту, Марта улыбнулась и ответила: «Я сказала, что тебе надо научиться доверять нам и в молитве предоставить этот труд Богу».

Марта улыбнулась еще шире, когда добавила: «Это нечестно - напоминать мне о том, что я сказала». После этого они обе рассмеялись. Смех помог Марте подавить чувство вины и тревоги. Она подумала, что не стоит больше так сильно беспокоиться о детях.

Тема разговора снова изменилась, когда Марта спросила Крис: «Что помогло тебе доверять мне после того, как я дала тебе этот совет? Как ты приводила людей к Богу?». Крис ответила: «Я решила молиться за тебя и за всю церковь каждое утро минут по пятнадцать. Помолившись так с неделю, я успокоилась». Марта какое–то время подумала над ответом Крис и решила молиться за своих детей и мужа при каждом своем пробуждении, в утреннее или дневное время. По предложению Крис она решила записывать эти молитвы, чтобы во время следующего прихода Крис их можно было обсудить.

Потом Крис и Марта обсудили план еще раз; когда все детали были продуманы, Крис уже не сомневалась, что Марта будет следовать этому плану. Они вместе помолились, вверив Богу чувства тревоги и вины Марты и вспомнив о том, что говорит Бог об этих чувствах в Писании, вспомнив о Божьем величии и всепрощении. Потом Крис попрощалась с Мартой и ушла.

Размышления

После визита Крис Марта почувствовала себя намного лучше; Крис серьезно отнеслась к ее чувствам и помогла ей дельными советами. Особенно ей было приятно напоминание Крис о том, что, оставляя на какое–то время собрание в церкви, она испытывала те же чувства, что и Марта, разлученная со своими детьми. Марта понимала, что чувство беспокойства присуще всем, в том числе и христианам. То, что Крис молилась о ее чувствах тревоги и вины, сначала казалось Марте странным, но потом она почувствовала облегчение, высказав эти чувства перед Богом. Важно было и то, что они обсудили, как Марте преодолеть свое беспокойство.

Крис тоже чувствовала себя хорошо, когда вышла из палаты. Ей всегда нравилось помогать людям в трудные моменты. Особенно радостно ей было помочь Марте, которая не раз выручала ее. Кроме того, Крис отметила, Насколько лучше проходит подобный разговор, если строго придерживаться трехступенчатой модели.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В данном случае Крис - пример опытного пастора, а Джуд - пример неопытного пастора. Разница состоит в том, что Крис использовала свою способность помочь, богословский подход и обращение к христианским источникам, в то время как Джуд этого не сделал. Чтобы продолжить разговор об этом различии, необходимо дать определение отдельным терминам.

Я применяю термин «пастор» как к мирским людям (Джуд), так и к рукоположенным служителям церкви (Крис), которые используют свое свободное время для того, чтобы путем общения с людьми донести до них Благую Весть. Таким образом, этот термин относится: к христианским родителям, которые разговаривают со своими детьми, чтобы через это общение донести до них Божью любовь; к мирским людям, которые посещают больных, руководят людьми, работают в каких–нибудь организациях, преподают в классах; к учащимся семинарий, которые изучают курс пасторской заботы и наставничества; к рукоположенным служителям церкви, которые помогают людям в такие трудные минуты жизни, как болезнь или горе, или в такие радостные минуты, как подготовка к свадьбе или крещению.

Прихожанин

Если термин «пастор» относится как к мирским людям, так и к рукоположенным церковным служителям, то термин «прихожанин» относится ко всем, о ком заботится пастор. Я предпочитаю использовать термин «прихожанин», когда речь идет о наставнике, посетителе церкви, помощнике или пациенте, потому что именно он будет применяться при обсуждении заботы пастора о людях; другие термины имеют более широкое значение и выходят за рамки пасторского служения. Таким образом, в зависимости от определенного вида служения прихожанином может быть и подросток, и бизнесмен, и одноклассник, и чья–то дочь. Эта книга уделяет главное внимание индивидуальной помощи пастора, помощи одному человеку, но такую же помощь можно оказать и супружеским парам, семьям, разного рода небольшим группам.

Общаться

«Общаться» значит получать какие–то сведения или передавать их другим. Общение между пастором и прихожанином происходит по меньшей мере на четырех уровнях одновременно: вербальном, невербальном, динамичном и символическом. Вербальное общение - это слова, которые мы произносим. Выражение лица, поза, тон - все это определяющие аспекты невербального общения. Динамичное общение говорит о взаимодействии между людьми. Символическое общение относится ко всему, что передают внешний вид, ритуальные действия, роли, окружающая обстановка. В разговорах с людьми, которым необходимо помочь, невербальное, динамичное и символическое общение воздействует в большей степени, чем вербальное. Поэтому эффективное пасторское служение, цель которого - донести до людей Благую Весть, должно включать в себя невербальное, динамичное и символическое общение.

Благая Весть

Благая Весть - это та добрая весть, которую несет нам Бог. Наиболее полно эта весть доходит до людей через рождение, жизнь, учение, смерть и воскресение Иисуса Христа. Пасторы как члены тела Христа, члены церкви являются свидетелями Его смерти и воскресения. Поскольку Христос совершает Свой искупительный труд, пасторы могут говорить о прощении, которое получают грешники, о надежде, которую получают отчаявшиеся, о примирении, которое получают отвернувшиеся от Бога люди. Донести до людей Благую Весть - главный труд пастора в его заботе о людях.

Крис донесла Благую Весть Марте словами и делами. Как член церкви и Божьей семьи она выразила присутствие Бога и Его любовь тем, что внимательно выслушала Марту (невербальное и динамичное общение) и разделила с ней ее семейные проблемы, используя свою символическую роль применительно к переживаниям Марты. В молитве в конце разговора она сказала о Благой Вести (вербальное общение); эти слова особенно сильно воздействовали на Марту, поскольку между ней и Крис установилось хорошее взаимодействие.

В отличие от Крис, Джуд не смог донести до Марты Благую Весть. Он невнимательно слушал Марту и преждевременно выразил участие (динамичное общение), что свидетельствовало скорее об отсутствии, чем о присутствии, о погруженности в свои мысли, чем о заботе о другом человеке. Таким образом, его попытка вербального общения с целью подбодрить Марту в конечном счете была воспринята как плохая весть. Даже если бы он попробовал в конце разговора помолиться вместе с Мартой, слова молитвы потеряли бы свою силу и значение, поскольку взаимодействие между Джудом и Мартой было очень слабым.

«Помощь» - это то, каким образом пастор слушает, отвечает, отзывается на просьбы людей или действует сам для того, чтобы сделать невербальное, вербальное и динамичное общение как можно более эффективным. Рекомендации относительно конкретной помощи, представленные в этой книге, разработаны на основе трудов Роберта Кэркхаффа (1969, 1979, 1983) и Джералда Игана (1975, 1982). Я написал о помощи для того, чтобы показать и подчеркнуть ее важность в деле благовестия, сопроводив мои рассуждения конкретным примером пасторского служения, дополненного богословским подходом и использованием христианских источников.

Важность помощи показана на примере Джуда и Марты, которые жаловались на то, как невесело лежать в больнице, после чего их разговор стал заходить в тупик. Это произошло из–за неумения Джуда в ответ повторить сказанную Мартой фразу. Крис же, в отличие от него, обладала таким умением, и Марта почувствовала, что ее и ее чувства понимают и разделяют.

Богословская оценка

«Богословская оценка» - это способность оценивать проблемы прихожан с богословской точки зрения. Одна из главных причин, по которым прихожане обращаются к пасторам, это потребность взглянуть на свои проблемы именно с этой точки зрения (Pruyser, 1976). Прихожанам нужно помочь понять, что Бог причастен к поискам ими выхода. Пасторам, предлагающим людям пути разрешения их проблем, необходима богословская точка зрения, потому что богословское знание поможет им избрать метафору, место из Писания, молитву или любой другой христианский источник, наилучшим образом подходящие к той или иной ситуации.

Основная идея этой книги состоит в том, что отдельная ситуация является только одним аспектом беспокойства прихожанина; нередко беспокойство трудно преодолеть из–за отношения прихожанина к проблеме. Это очень важное положение, потому что часто саму ситуацию изменить невозможно, зато вполне можно изменить отношение к ней. Когда ситуацию можно изменить, человеку легче вносить какие–то полезные коррективы, если, конечно, его убеждения конструктивны. В случае с Мартой сама ситуация (забота ее мужа о детях) не была истинной причиной ее беспокойства. Причиной было убеждение, что если с ними что–то случится, когда ее нет рядом, то произойдет катастрофа. И хотя Марта не могла ничего изменить, находясь в больнице, вдали от детей, она могла научиться доверять Богу.

Принимая во внимание важность точки зрения человека в решении проблем, связанных с его чувствами или поведением, мы можем сказать, что задача богословского подхода состоит в том, чтобы определить, какие убеждения вызывают трудности у прихожанина. Например, Крис выяснила, что чувство вины Марты было вызвано ее убеждением в том, что настоящий христианин не должен ни о чем беспокоиться. Затем Крис использовала богословское понимание чувства вины и сумела разубедить Марту в обоснованности такого чувства.

Под христианскими источниками подразумеваются традиционные методы, с помощью которых можно научить человека смотреть на мир в свете Благой Вести и отбрасывать вредные убеждения. В ситуациях, когда христиане стремятся донести до других людей Благую Весть, как правило, действуют семь категорий христианских источников:

Сам пастор является представителем Бога и церкви и отвечает за то, чтобы словами и делами донести до людей Благую Весть.

Писание содержит основные положения Благой Вести, с которыми соизмеряются все остальные.

Христианская традиция дает поучительнейшие примеры из жизни людей, показывающие, как Благая Весть воспринимается людьми разных возрастов, культур, как люди воспринимают ее в различных ситуациях.

Сравнительная теология и этика показывают Благую Весть в свете нашего времени и нашей культуры.

Общины завета - это группы из двух или более христиан, которые помогают людям в соответствии с учением Благой Вести.

Молитва подразумевает такие разновидности духовных дисциплин, методов, христианских материалов и искусства (поэзия, музыка, театр, изобразительное искусство), которые помогают людям почувствовать присутствие и любовь Бога.

Обряды - это ритуалы, например - хлебопреломление, крещение, бракосочетание, похороны, которые в сочетании с другими источниками превращаются в многообразное свидетельство Благой Вести.

Каждый из этих источников может быть эффективным средством в борьбе против тех убеждений, которые вызывают у людей проблемы, и в воспитании в человеке христианских убеждений. Однако в каждой беседе пастора с другими людьми основным источником является сам пастор. Крис использовала в качестве добавления к этому источнику свой собственный опыт. Она также применила молитву: использовала ее в конце разговора, открыто вверив проблемы Марты в Божьи руки, и предложила Марте молиться так, чтобы эта молитва помогла ей побороть чувство беспокойства.

МОДЕЛЬ МЕТАНОЙИ

Помощь, богословская оценка и христианские источники объединены в форму беседы пастора с людьми, которую я назвал «Модель метанойи». Буквально метанойя в переводе с греческого означает «изменить взгляды». Этот термин показывает, что главная задача модели метанойи - помочь прихожанину изменить его миропонимание, чтобы потом он мог либо пережить трудную для себя ситуацию, либо внести в нее какие–то изменения.

В процессе решения проблем подобного рода можно выделить три стадии: 1) исследование, 2) понимание и 3) действие. Эти три стадии основаны на универсальном процессе, помогающем решить человеческие проблемы, - процессе изучения обстановки, понимания того, что можно предпринять в данной ситуации, и действия с целью изменить взгляд человека, ситуацию или и взгляд человека, и ситуацию вместе. Во время изучения (стадия 1) прихожанин старается выяснить, в чем состоит его проблема, рассказывая о своих трудностях. Пастор использует свою способность присутствовать при разговоре (внимание, ответ, оценка) для того, чтобы помочь прихожанину определить те его главные чувства и убеждения, которые лежат в основе его проблем. В процессе понимания (стадия 2) прихожанин начинает осознавать, что его собственные убеждения стали причиной трудностей и что Благая Весть может их разрешить. Для того чтобы бороться с убеждениями, ставшими причиной трудностей, и делиться Благой Вестью, пастор использует свое искусство переубеждать. В процессе действия (стадия 3) прихожанин решается изменить свои убеждения и поведение. Пастор использует свою способность руководить, чтобы помочь прихожанину сделать это наиболее эффективно. Схема 1 дает общую картину взаимоотношений между действиями пастора, помогающего прихожанину, и теми стадиями, через которые проходит сам прихожанин.

СХЕМА 1

Рассмотрев краткий обзор этих трех стадий, уже легче понять, как проходил представленный ниже разговор между Крис и Мартой, который иллюстрирует умения пастора и стадии, через которые проходит прихожанин.

Стадия 1: Исследование

Прихожанин. По мере того как Марта беседовала с Крис о своих чувствах, мыслях и жизненном опыте, она стала лучше понимать источник и природу своего беспокойства. Марта стала осознавать, как сильно она беспокоилась о своих детях и каким сильным было ее чувство вины, связанной с ее беспокойством. Она не осознавала всего этого до тех пор, пока Крис, внимательно слушая, не вытянула все это из нее. Она также поняла, какие убеждения лежали в основе ее чувств.

Пастор. Повторяя слова Марты, Крис помогала ей рассказывать ее историю, пока они вместе не поняли, какое чувство беспокоит Марту. Таким образом, Крис убедилась в том, что она понимает проблему Марты точно так же, как и сама Марта. Она стала догадываться, что Марта беспокоится о детях и чувствует вину из–за этого беспокойства. Крис попыталась выяснить, так ли это на самом деле. Затем она выдвинула собственное предположение по поводу чувств и мыслей Марты. Наблюдая за выражением лица Марты и вслушиваясь в интонации ее голоса, Крис убедилась в правильности своего предположения. После того как Марта согласилась с ее выводом, Крис стала догадываться, какие именно убеждения вызывают чувство вины у Марты, и Марта с ее предположениями согласилась. Потом Крис поставила под сомнение правильность тех убеждений Марты, которые вызвали это беспокойство. Она завершила первую стадию, высказав свою оценку данной ситуации, с которой Марта согласилась.

Стадия 2: Понимание

Прихожанин. После того как Марта рассказала свою историю и согласилась с выводом Крис, она приготовилась выслушать ее мнение (первый поворотный момент в разговоре). Марта боялась, что ей придется выслушать такое же наставление - «Не беспокойся, все хорошо…» - какое ей уже высказывал Джуд. Когда же Крис рассказала, что в аналогичной ситуации и она испытывала похожее чувство беспокойства, Марте стало легче, ибо она поняла, что не одинока в своем беспокойстве. Когда Крис попросила Марту вспомнить про ее собственный совет, Марта вспомнила об этом, что придало ей уверенность в своих силах и в молитве, от чего ей стало еще легче. Марта рассмеялась и «упрекнула» Крис в нечестной игре, показывая тем самым, что она глубоко восприняла слово ободрения и надежды. Теперь она была готова действовать дальше в разрешении своих проблем.

Пастор. После того как Марта согласилась с ее выводами, Крис решила, что первым чувством Марты было беспокойство, а вторым - вина. Крис знала, что беспокойство Марты было вызвано отсутствием уверенности в Боге, а ее вина связана с этим чувством и неприемлема для Бога и ближнего. Исходя из такой богословской оценки, Крис решила бороться с чувством вины Марты, рассказав о том, что ей тоже приходилось испытывать подобное чувство, и с ее беспокойством, напомнив о ее собственном совете, то есть использовала два эффективных средства, чтобы изменить взгляды другого человека. В качестве христианского источника Крис использовала свой собственный опыт.

Стадия 3: Действие

Прихожанин. Чувствуя все меньше вины за свое беспокойство и все больше надежды на то, что беспокойство можно преодолеть (второй поворотный момент в разговоре), Марта приступила к разработке плана действий. Ее цель состояла в том, чтобы контролировать свое чувство беспокойства, доверившись Богу в делах, касающихся ее мужа и детей. Выслушав предложения Крис, Марта решила каждый раз после сна молиться за свою семью. Она также согласилась с советом Крис, что постоянное ведение записей молитв и ответов Бога на них придаст ей силы для непрерывного следования этому плану. А молитва в конце разговора укрепила в Марте веру во все, о чем они говорили, и побудила ее к решительным действиям в разрешении своих проблем.

Пастор. Когда они вместе рассмеялись, Крис уже знала, что Марта готова выработать для себя какой–то план действий; по радостному смеху и сияющему лицу Марты она поняла, что с плеч Марты свалилась огромная тяжесть. Поскольку Крис знала, что лучшие планы и цели могут выработать только те, кто будет их осуществлять, она решила выяснить, что и как Марта намерена делать. Расспрашивая Марту, Крис советовала ей, как лучше поступить, но ни в коем случае не навязывала своих идей. После того как Марта решила следовать определенному плану, задача Крис состояла в том, чтобы помочь Марте конкретизировать этот план - решить, когда, где, как и с кем его осуществлять. Затем Крис должна была помочь Марте обрести поддержку, которая помогла бы ей исполнить этот план. Крис знала, что в таких случаях полезно вести запись осуществления плана, кому–то рассказывать о том, как такой план претворяется в жизнь, - это служит большой поддержкой, а Марте в тот момент это было вполне под силу. Последнюю свою задачу Крис видела в том, чтобы помочь Марте пункт за пунктом просмотреть весь план. После этого Крис закончила разговор, помолившись с Мартой такой молитвой, которая помогла той почувствовать Благую Весть Божьего присутствия и Божьей власти.

НЕ ПРОСТО МЕТОД

Цель книги - помочь и мирским людям, и рукоположенным служителям церкви стать опытными пасторами, которые используют умение помочь, применяют богословскую оценку и христианские источники, чтобы донести до прихожан Благую Весть. Эти умения объединены в трехступенчатую модель метанойи, которую можно использовать для того, чтобы овладеть этими умениями и научиться правильно разговаривать с людьми. Такая модель разрешения проблем предназначена для отдельных бесед и краткого наставничества (серий дискуссий сроком до шести недель по какой–то особой проблеме или ситуации), характерных для общения пасторов с другими людьми.

Я вовсе не хочу сказать, что любой, освоивший несколько специальных приемов, способен донести до людей Благую Весть. Методы сами по себе ничего не дают. Пастор должен ясно понимать, что такое Благая Весть, и иметь страстное желание донести ее до людей. Тем не менее применение этого метода может помочь тем, кто желает трудиться в этой области, глубже понять Благую Весть и доходчивее доносить ее до людей. Поскольку все крещеные люди призваны словом и личным примером возвещать Благую Весть о Господе Иисусе, им всем дана огромная честь и ответственность стать опытными пасторами. Последующие главы показывают, каким образом они могут это сделать.

Хотя главное внимание эта книга уделяет способностям пастора, действительным наставником является Дух Святой (Ин. 14:26; 16:12–13), который напрямую говорит с прихожанами. Пастор овладевает искусством помощи, поэтому он не мешает Духу Святому неуместными ответами, а скорее помогает прихожанам услышать учение Духа Святого и следовать ему. Подобным же образом, богословская оценка важна для того, чтобы видеть, что делает Дух Святой, а христианские источники укрепляют прихожан в Духе Святом. Поэтому, не отрицая того, что пастор должен овладевать определенными навыками, отметим, что в разговоре пастора с людьми надо прислушиваться к Духу Святому, который говорит в каждом участнике такой беседы, обучая и пастора, и прихожанина. Опытный пастор - это не эксперт, который передает свои знания тем, у кого их нет; он - учащийся, который больше узнает о Благой Вести, слушая людей и отвечая им.

Многие стали задавать мне вопрос: как стать пастором? Это и сложный и простой вопрос одновременно. Но я считаю пасторское призвание не только самым высоким призванием в Церкви, но и самым трудным. На эту тему вспоминается мне одно высказывание: «Быть пастором просто замечательно, великолепно, потрясающе. Это самое лучшее призвание в мире. Если бы не одно «но», которое все портит, - это люди. Если бы не люди».

Поэтому я решил написать этот пост для тех, кто подумывает стать пастором. Делаю я это с одной стороны, чтобы поддержать, а с другой, для того, чтобы отрезвить. Думаю, что к служению стоит подходить со здравостью и пониманием того, что делаешь. Хотя! Если бы я знал, что меня ждет на этом пути, то, скорее всего, отказался бы…

Не торопись начинать

Это мой коронный совет практически по любому случаю. Никогда не торопись. Уверен в том, что при торопливости не миновать ошибки. Время всегда будет на твоей стороне, если ты не будешь его подгонять. Стоит понять и принять тот факт, что все происходит в свое время.

Когда мы торопимся, то делаем это из двух побуждений. Во-первых, это неверие в то, что это на самом деле твое призвание, и боимся упустить шанс занять позицию. И, во-вторых, это страх, что это место может занять кто-то другой. Это тоже неверие. Если твое призвание от Бога, то никто не займет твое место, и никто кроме Бога тебя с него не снимет. А если Он тебя снимет, то только для того, чтобы призвать во что-то большее.

Не торопись, позволь Богу подготовить тебя.

Поговори со своим пастором

Если у тебя нет пастора и ты человек вне церкви, то ты можешь забыть о пасторстве, потому что это, как и любое служение, эстафета. Кто-то должен тебя послать. Если тебя некому послать, то, прежде всего, стоит найти такого служителя.

Разговор с пастором важен, потому что его призвание, в том числе, состоит еще и в том, чтобы увидеть твое призвание и помочь тебе его реализовать. Он молится за тебя и видит, являешься ли ты пастором по своему призванию, обладаешь ли ты сердцем пастора, готов ли ты к такому служению.

Просто спроси его, видит ли он в тебе пастора? И выслушай его слова как слова, данные Духом Святым. Это поможет тебе. Он даст тебе советы, которые помогут тебе реализоваться в призвании или остановят от ошибки.

Но перед этим стоит задать вопрос: каково быть пастором? Что было причиной его решения стать пастором? Что самое трудное? Что получилось? Что он бы изменил? Чего бы не делал? И стал бы он пастором, если бы знал то, что знает сегодня? Поверь, что ответы помогут тебе понять истинную суть пасторского служения и принять верное решение.

Поговори с пастором другой церкви

Поговори еще как минимум с одним пастором. Мнение одного человека, будь оно позитивным или негативным, не может быть объективным. Опыт одного - это опыт одного. Мнение нескольких может создать тенденцию и показать истинную картину. Хорошо было бы руководствоваться этим принципом во всем.

Также пастор, который не заинтересован в тебе, может оказаться как менее ангажированным и предвзятым, так и менее компетентным. И то и другое поможет ему увидеть в тебе то, что не может увидеть тот, кто находится рядом. Это как картина, на которую стоит смотреть с расстояния.

Поговори с женой или невестой

Супруга, даже будущая, играет важную роль в пасторском служении. Насколько она будет тебя поддерживать, будет определять весь ход служения. Если она не станет помощником, то ты не справишься.

Поэтому заручиться ее поддержкой необходимо. Поговори с ней. Видит ли она себя женой пастора. Расскажи ей, что ее ждет, не приукрашивая и не напуская мрака. Именно поэтому разговор с пастором должен состояться перед этим.

Дай ей время подумать. Женщины эмоциональны, и даже если первой реакцией будет истерика, то она пройдет, и твоя супруга начнет думать. Она сама придет к тебе, когда подумает. Не торопи ее. И, если она не готова тебя поддерживать, то не стоит торопиться начинать.

Поговори с друзьями

Друзья знают нас очень хорошо. Мы проводим с ними много времени и переживали с ними различные ситуации. Поэтому их мнение может быть очень полезно для вас.

Расскажите им о своем желании, о планах и мечтах. Позвольте им посмеяться над вами. Они обязательно будут думать. Возможно, их слова и будут резкими, но, если это настоящие друзья, то они будут говорить правду. Более того, если вы выдержите критику друзей, то вы готовы преодолевать критику, которая придет в вашу жизнь, как только вы станете пастором.

Попросите их поддержки в вашем начале. Друзья, которые захотят вам помочь начать служение, - это очень важное подспорье. И пусть они изначально будут говорить о том, что не останутся с вами навсегда или просто пообещают молиться. Это уже много.

Начни, взяв ответственность за одного человека

Писание учит нас, что верный в малом будет поставлен над многим. Я думаю, что никто не помешает тебе взять ответственность за какого-то человека.

Начни молиться за одного из тех людей, которые тебя окружают. За соседа, неверующего друга, учителя, начальника, коллегу и так далее. Начни молиться за него каждый день. Начни свидетельствовать ему. Приведи его ко Христу, покажи ему путь, по которому ему должно идти. Начни наставлять его, учить молиться, читать Писание, понимать волю Бога и исполнять ее.

По сути это и есть пасторское служение. Я уверен, что пастор - это не руководитель церкви, а отец. А отцовство всегда начинается с одного ребенка. Правда, бывают двойни, но редко. Ответственность за одного и трудности, с которыми ты столкнешься, обязательно тебя отрезвят. Но, если после этого ты все еще будешь в состоянии желать пасторского служения, то можешь двигаться дальше.

Работай над характером

Пасторский труд один из самых опасных. Это сфера постоянного искушения. Давление оказывается во всех сферах жизни. И хотя большинство претыкаются о власть, секс и деньги, - это не единственные грехи, атакующие служителей.

Помазание не удержит тебя от падения. Грамотность не поможет избежать греха. Единственное, что нужно для того, чтобы обезопасить себя, - это истинные Библейские ценности, вплавленные в твой характер.

И позаботиться об этом стоит до того, как ты начнешь служить. Не стоит думать, что ты сможешь решать проблемы по мере их появления. Это заблуждение. Лучше всего знать о приближающемся враге и быть подготовленным к встрече.

Определи свои слабые стороны и начни молиться об этом. Попроси друзей и служителей молиться об этом. Ищи способы избавления от дурных или просто ненужных привычек. Прививай полезные и нужные. Не жалей на это сил и времени. Это сохранит тебе призвание.

Определи истинную мотивацию

Подумай хорошо о том, зачем ты хочешь стать пастором? Что тобой движет? Может быть, ты хотел более важного или высокого положения в Церкви? Или власти? Возможно ты хочешь доказать твоим противникам, что ты чего-то стоишь?

Неверная мотивация может и приведет к неверным решениям и разрушит жизнь. А в случае с пасторским служением не только твою, но и тех, кто последует за тобой. Ответственность за других людей должна сделать нас очень осторожными.

Что может быть верной мотивацией? Любовь к Богу, к людям, к Церкви. Желание угодить и прославить Господа. Исполнение откровения и жажда движения за Духом Святым. Возможно, это далеко не все, но, на мой взгляд, любовь - все же основной мотив.

Проверь свое призвание

Часто мы понимаем или видим свое призвание тускло, не отчетливо, видя только то, что призваны служить и сами додумываем где и как. Не бойся выглядеть неуверенным, особенно если это так и есть. Задавай вопросы Богу. Иди за советом к помазанным, чье призвание очевидно, и они в нем служат.

На этом этапе очень рекомендую пост и уединенную молитву. Никто не должен мешать. Ты, Бог и Писание. Все услышанное, переваренное и понятое или не понятое нужно отдать Богу и ждать ответа. Искать ответ. Ошибка может быть фатальной и стоить очень дорого. Поэтому стоит быть настойчивым и упорным.

Если ты будешь уверен в своем призвании, получив его непосредственно от Бога, то ты никогда не сдашься и доберешься до цели. Если же ты оставишь толику сомнения, то оно распространится на все сферы служения, и в конце концов разрушит его.

Разберись с проблемами

Возможно, у тебя есть незавершенные дела, неоплаченные долги или хвосты невыполненных обещаний. У кого-то могут быть разрушенные отношения или проблемные последствия. Перед тем как ты «возьмешься за плуг», стоит по максимуму разрешить их. По своему опыту знаю, как это может впоследствии «догнать» в самое неподходящее время. Да и тратить на это время, когда ты загружен служением, не особо получается, и проблемы растут, умножаются, грозя похоронить тебя под собой.

Найди наставника и будь подотчетен

Не подотчетный никому служитель - это бомба замедленного действия. Она разорвет не только Церковь, но и тебя. Поэтому стоит всеми силами стремиться этого избежать.

Обычно мы подотчетны тем, кто нас послал. Такое положение гармонично и естественно. Не пытайся стремиться к независимости. Если же наставника по каким-то причинам нет, то стоит его найти.

Подотчетность - это полная открытость во всех сферах. Ты не просто выбираешь человека, которому будешь платить десятину, а того, кто будет говорить тебе «нет», и ты будешь послушен, даже если тебе не будет нравиться или ты будешь считать, что он не прав.

Он будет корректировать тебя, дисциплинировать, и он станет тем, кто будет снимать тебя, если ты согрешишь. И он же будет помогать тебе подниматься, решать проблемы и видеть реальность.

Собирай команду

Один человек никогда не делал ничего стоящего. Даже Ной, строя ковчег, делал это не один. Сыновья помогали ему. Пастор без команды тоже не способен справиться со сверхзадачей основания и строительства Церкви.

Для многих пасторов такой командой является их семья. Но лучше всего подобрать людей, которые не просто разделяют твое видение и понимание, но и обладают необходимым набором даров и талантов.

Хорошо было бы человека с гитарой, если сам не способен на первых порах музицировать. Неплохо того, что поможет с проповедью и работой с людьми. Просто посмотри на свои слабые стороны и найди людей, которые восполнят твои недостатки.

Если хочешь идти быстро, иди один, если хочешь идти далеко, собирай команду.

Быть пастором - нелегкий труд и требует полного посвящения. Это как жениться - один раз и навсегда.



Что еще почитать