Какие виды экстремизма распространены среди молодежных групп. Профилактика экстремизма в молодежной среде. Правовое понятие молодежного экстремизма и его регулирование законодательством РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского"

Факультет социальных наук

Кафедра прикладной социологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: "Причины и профилактика молодежного экстремизма в России"

Научный руководитель:

Луконина Елена Сергеевна

старший преподаватель кафедры

прикладной социологии ФСН ННГУ

кандидат социологических наук

НИЖНИЙ НОВГОРОД


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. РАСКРЫТИЕ ПОНЯТИЯ И РАССМОТРЕНИЕ ПРИЧИН ЯВЛЕНИЯ

1.1 Понятие "экстремизм"

1.2 Причины возникновения и распространения экстремизма в России

ГЛАВА 2. ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

2.1 Профилактика в педагогическом процессе

2.2 Социальный портрет экстремистов как социальной группы

2.3 Основные подходы к профилактике

2.4 Исследование подростков

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы живем в сложном и постоянно меняющемся мире, в котором проблема национального, этнического, социального и политического экстремизма стоит особенно остро. Мы каждый день слышим обо все новых и новых случаях ксенофобии и национализма, главным участником которых является молодежь, как слой наиболее остро и чутко реагирующий на все изменения общества.

В составе современной Российской Федерации более ста этносов, в том числе около тридцати наций. Взаимоотношения между различными нациями этническими и религиозными группами всегда отличались своим противоречивым характером – тяготением к сотрудничеству и периодическими взрывами конфликтности. В настоящее время одной из актуальных проблем в России является экстремизм среди подростков и молодежи. Происходит все больше и больше молодежных митингов, например как на Манежной площади 11 декабря 2010 года. В наше время люди живут в страхе ожидания терактов, особенно после страшнейших испытаний 1 сентября 2004 года в Беслане, терактов в метро, на Дубровке и многих других во всем мире. Осуществление террористической деятельности – лишь одна из форм экстремизма. Ненависть и вражда к представителям другой национальности, расы, вероисповедания – это не только психологическая проблема определенного, причем весьма широкого, слоя людей. Это еще и мотив совершения преступлений, как насильственного, так и ненасильственного характера.

Цель: определить основные причины экстремизма и изучить основные пути его профилактики.

Объект исследования: молодежный экстремизм как социальное явление.

Предмет: профилактика молодежного экстремизма.

Задачи: Определить основную проблематику экстремизма. Изучить профилактическую деятельность в отношении экстремизма. Рассмотреть основные направления профилактической деятельности для предотвращения экстремистских настроений среди подростков и молодежи.

Основная часть населения России это молодежь, и именно за ней будущее нашей великой страны. Связь экстремизма с молодежными движениями точно отражена в возрастной структуре экстремистских группировок, где абсолютно преобладает молодежь. Основная масса террористов и экстремистов – люди от 20 до 30 лет

В настоящее время научной литературы по данной теме достаточно, однако рассмотрением экстремизма среди молодых занимались не многие авторы, в основном такие авторы как Антонян Ю.М., Павлинов А.В., Абдуллин Р., но все больше появляется статей в различных юридических и социологических журналах, таких как Социально-гуманитарные знания, Мир и политика, Отечественный журнал социальной работы.

Основные программы для профилактики рассматриваемого явления могут появиться при социальной работе с такой группой риска как экстремисты. Социальная работа является той системой знаний, которая, будучи мультидисциплинарной, способна разработать адекватные сложившейся ситуации программы превенции, коррекции, реабилитации всех групп общества, в частности, молодежи. Для социальной работы важно развитие молодежных программ, усовершенствование форм работы с молодым поколением, которое составит будущее нашей страны.


В разных странах и в разные времена было дано много разных юридических и научных определений понятию "экстремизм". Единого определения на сегодняшний день не существует. Большой толковый словарь дает следующее определение экстремизму: экстремизм – это приверженность крайним взглядам и мерам. Однако оно не отражает сути этого явления. Ученые настаивают на том, что при определении экстремизма акцент должен делаться на действиях, а не на людях, потому что именование людей и группировок экстремистами довольно не однозначно, поскольку зависит от позиции и групповой принадлежности человека, использующего этот термин: одну и ту же группу одни могут называть экстремистами, а другие борцами за свободу.

Доктор Питер Т. Колеман (англ. Peter T. Coleman) и доктор Андреа Бартоли (англ. Andrea Bartoli) в своей работе "Addressing Extremism" дали краткий обзор предлагаемых определений этого понятия:

Экстремизм – это на самом деле сложное явление, несмотря на то, что его сложность часто бывает трудно увидеть и понять. Проще всего определить его как деятельность (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далёкие от обычных общепринятых. В обстановке конфликта – демонстрация жёсткой формы разрешения конфликта. Однако, обозначение видов деятельности, людей и групп как "экстремистских", а так же определение того, что следует считать "обычным" или "общепринятым" – это всегда субъективный и политический вопрос. Таким образом, мы предполагаем, что в любой дискуссии на тему экстремизма затрагивается следующее:

· Обычно, одни экстремистские действия некоторыми людьми рассматриваются как справедливые и добродетельные (например, просоциальная "борьба за свободу"), а другие экстремистские действия – как несправедливые и аморальные (антисоциальный "терроризм"). Это зависит от ценностей, политических убеждений, нравственных ограничений оценивающего, а так же от его отношений с деятелем.

· Различие сил также имеет значение при определении экстремизма. Во время конфликта, действия членов более слабой группы часто выглядят более экстремальными, чем такие же действия членов более сильной группы, защищающей свой статус-кво. В дополнение, на крайние меры скорее пойдут маргинальные люди и группы, которые рассматривают более нормативные формы разрешения конфликта как недоступные для них, или относятся к ним с предубеждением. Однако, доминирующие группы тоже зачастую прибегают к экстремальным действиям (например, санкционирование правительством насильственных действий военизированных формирований или нападение в Вако, осуществлённое ФБР в США).

· Экстремистские действия часто связаны с насилием, хотя группы экстремистов могу различаться по предпочтению насильственной или ненасильственной тактики, допускаемому уровню насилия, предпочитаемым мишеням для своих насильственных действий (от инфраструктуры и военного персонала до мирных граждан и даже детей). Опять же, более слабые группы скорее будут использовать и предпримут прямые и эпизодические формы насилия (например, подрывы террористов-смертников), тогда как доминантные группы склонны к более структурированным или институционализированным формам насилия (вроде тайного использования пыток или неформального разрешения зверств полиции).

Наконец, основная проблема в том, что экстремизм, присутствующий в ситуациях затяжного конфликта – не самое жестокое, но самое заметное из действий сторон. Жёсткая и нетерпимая позиция экстремистов крайне сложно поддаётся изменениям.

В российском законодательстве, а конкретно в Федеральном Законе от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", понятие "экстремистская деятельность (экстремизм)" раскрывается как:

Насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

Публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

Возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

Нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

Воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

Воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

Публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

Публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

Профилактика экстремизма в молодежной среде - это одна из первоочередных задач образовательной сферы и общества в целом. Это сложная социально-психологическая проблема, которая в современных условиях стала актуальной для всех государств мира.

Что такое экстремизм

Такому понятию, как экстремизм, дано множество определений (как научных, так и юридических). Несмотря на то что данная проблема у всех на устах, единый термин так и не был сформулирован. Так, например, большим толковым словарем экстремизм трактуется, как склонность к крайним мерам и взглядам. Тем не менее ученые сходятся на том, что такое определение является весьма размытым. Упор должен быть сделан именно на совершение противоправных действий.

На вопрос о том, что такое экстремизм, доктор Колеман и доктор Бартоли отвечают несколько иначе. Они считают, что это деятельность человека, далекая от общепринятых норм, приверженность жестким формам разрешения конфликта. Тем не менее и здесь есть некоторые загвоздки. Основная трудность состоит в определении общепринятых норм, ведь для каждого государства и общества они могут существенно отличаться.

Что относится к экстремистским действиям

К сожалению, в международной практике нет не только единого определения самого термина "экстремизм". Нет также унифицированного описания деятельности, которая попадает под это описание. Но для того, чтобы профилактика экстремизма в молодежной среде была эффективной, стоит четко понимать, с чем предстоит бороться. Чтобы определиться с понятием и его проявлениями, стоит обратиться к нормативно-правовым документам. Закон "О трактует данное понятие следующим образом:

  • насильственная смена положений Конституции, а также попытка нарушения целостности государства;
  • публичное оправдание ;
  • пропаганда социальной, расовой и религиозной нетерпимости;
  • распространение идей превосходства человека по расовому, религиозному или какому-либо другому признаку;
  • нарушение прав и свобод человека по расовому, религиозному или национальному признаку;
  • препятствие законной деятельности государственных служб или религиозных организаций путем угроз или силового воздействия;
  • воспрепятствование участию граждан в избирательном процессе путем угроз или силовыми методами;
  • пропаганда нацистской идеологии, а также публичная демонстрация ее символов и атрибутов;
  • массовое изготовление, хранение и распространение экстремистских материалов; публичные призывы к участию в экстремистской деятельности;
  • публичное ложное обвинение лиц, занимающих государственные должности;
  • финансирование, организация и подготовка действий, указанных выше, подстрекательство.

Факторы молодежного экстремизма

Борьба с международным экстремизмом подразумевает в первую очередь работу с молодежью как с наиболее уязвимой категорией граждан. Для того чтобы деятельность была эффективной, нужно понимать, откуда у юных людей берутся подобные идеи. Так, среди факторов молодежного экстремизма стоит особенно отметить:

  • влияние родителей, которые отличаются радикальными убеждениями;
  • влияние группы сверстников, которые являются приверженцами экстремистских взглядов;
  • влияние авторитетных лиц, находящихся в кругу общения подростка (преподавателей, руководителей спортивных или творческих секций, лидеров молодежных организаций и т. д.);
  • стресс, повлекший за собой дезинтеграцию в обществе;
  • собственные представления и моральные установки;
  • личностные психологические особенности (агрессивность, внушаемость);
  • психическое напряжение.

Основные направления работы

На данный момент отмечается растущая угроза вербовки юношей и девушек террористическими организациями. В связи с этим профилактика экстремизма в молодежной среде должна проводиться по следующим направлениям:

  • тесное взаимодействие образовательных учреждений с родителями;
  • повышение квалификации педагогического персонала по данному вопросу;
  • включение в образовательную программу отдельных предметов или тем, касающихся профилактики экстремизма;
  • внедрение воспитательных программ, касающихся нравственного воспитания детей и молодежи (профилактика правонарушений, насилия и беспризорности);
  • непрерывный мониторинг уровня толерантности в обществе, а особенно среди молодежи;
  • анализ процессов, происходящих в молодежной среде, а также их философский и социокультурный аспекты;
  • обеспечение доступности культурных благ для молодежи;
  • реализация потребности в самореализации и самовыражении;
  • организация досуга учащихся (волонтерских проектов, социальных программ).

Деятельность с разными группами молодежи

Профилактика экстремизма в молодежной среде должна проводиться с учетом ее неоднородности. Можно выделить два основных направления работы:

  • С группами, у которых еще не сформировались экстремистские наклонности. Такие молодые люди, обычно, добровольно включаются в социальную работу, так как не имеют каких-либо агрессивных или незаконных настроений. Задача профилактики состоит лишь в закреплении толерантных мировоззрений.
  • С группами, у которых уже сформированы экстремистские мировоззрения и убеждения. Такая работа в большинстве случаев проводится в принудительном порядке, а потому молодые люди могут быть агрессивно настроены. Здесь важно найти индивидуальный, нестандартный подход, который поможет установить доверительные отношения. Результатом должно стать переубеждение подростка, отказ от экстремистских взглядов и активное включение в общественную жизнь.

Группа риска

Несмотря на то что профилактическая деятельность должна проводиться среди всей молодежи, есть некоторые категории, которые наиболее подвержены подобным влияниям. Изучив перечень экстремистов, можно выделить такие группы риска:

  • дети из неблагополучных семей с низким уровнем дохода и социальным статусом, недостаточной степенью образованностью, а также склонностью к различного рода девиациям (алкоголизм, насилие, употребление наркотиков);
  • так называемая золотая молодежь, представители которой, в силу определенных условий, чувствуют вседозволенность и безнаказанность, а также воспринимают экстремизм, как развлечение или нормальное времяпрепровождение;
  • подростки, для которых характерны психологические проблемы, определяющие склонность к агрессии и неадекватную реакцию на те или иные события;
  • представители молодежных субкультур, неформальных групп и уличных компаний, характеризующихся агрессивным поведением и девиантными убеждениями;
  • члены политических движений и религиозных объединений, которые под воздействием определенных идей и убеждений, могут проводить опасную для общества деятельность.

Ключевые задачи

Профилактика экстремизма не должна быть хаотичной или спонтанной. Важно тщательно продумать каждый этап и его детали. План по профилактике экстремизма должен быть направлен на решение следующих существенных задач:

  • применение к подросткам и молодым людям установок о необходимости соблюдения и защиты прав любого гражданина, а также неукоснительного соблюдения законодательных норм;
  • формирование у подростков представления о нормах поведения, принятых в гражданском обществе;
  • донесение до родителей важности формирования толерантных настроений в семье;
  • создание в учебных учреждениях ячеек самоуправления, которые будут осуществлять просветительскую деятельность;
  • формирование в сознании молодежи уверенности в за экстремистскую деятельность в любых ее проявлениях;
  • выработка у молодежи навыков безопасного поведения и самообороны при угрозе террористического акта.

Основные мероприятия

  • Установление взаимосвязей и координация работы с комиссией по делам несовершеннолетних. Ее сотрудники должны привлекаться к непосредственной работе с учениками, а также участию в родительских собраниях.
  • Организация курсов для педагогического персонала по поводу профилактики экстремизма. Для студентов средних и высших учебных учреждений могут проводиться круглые столы или дискуссии по данной тематике. При этом обязательно участие в них представителей правоохранительных органов.
  • Проводить классный час "Профилактика экстремизма и терроризма" в школе. В ходе данных мероприятий должны быть рассмотрены правовые нормы и ответственность за их нарушение. Также должно уделяться внимание воспитанию у учеников чувства уважения и толерантности к другим культурам, национальностям, религиям, убеждениям.
  • Регулярное проведение родительских собраний, на которых будут рассматриваться не только организационные моменты, но также вопросы воспитания законопослушных граждан.
  • Выработка системы, в соответствии с которой учащиеся или их родители могут обратиться по поводу защиты своих законных прав и интересов, в том случае, если они ущемляются.

Работа с родителями

Не секрет, что основные убеждения и личные качества формируются именно под влиянием семьи. Следовательно, работа по профилактике экстремизма в школе должна подразумевать тесный контакт с родителями. До них должна быть донесена следующая информация:

  • специфика молодежных субкультур и неформальных организаций, а также их потенциальная опасность;
  • степень ответственности родителей за детей;
  • формы агрессии, а также профилактика их проявления у подростков;
  • механизмы вовлечения детей в экстремистскую деятельность;
  • определение возраста уголовной ответственности за правонарушения, а также описание возможных мер наказания;
  • сущность таких понятий, как "терроризм" и "экстремизм";
  • специфика формирования жизненной позиции и убеждений у подростков;
  • необходимость занятости подростков (кружки, секции и прочие формы) во внеурочное время.

Ответственность

Лицо, достигшее определенного возраста, установленного законом, может быть привлечено как к административной, так и к уголовной деятельности за экстремизм. Статья 282 УК РФ предусматривает ответственность за следующие деяния:

  • унижение человеческой чести и достоинства;
  • возбуждение ненависти или враждебных чувств к отдельным лицам или их группе;
  • организация сообществ экстремистского характера;
  • организация, координация и обеспечение деятельности подобных сообществ.

Основная проблема работы с детьми и подростками состоит в том, что многие чувствуют свою безнаказанность. Тем не менее в определенных законом случаях, даже несовершеннолетние лица привлекают к ответственности за экстремизм. Статья 282 УК РФ подразумевает осуждение лиц, не достигших 18 лет, за размещение в глобальной сети видеороликов, а также любой другой документации пропагандистского характера со сценами насилия или призывами к нему. подразумевают ответственность несовершеннолетних за уничтожение исторических и культурных памятников, а также надругательство над местами захоронения и телами умерших. Наказание может выражаться в крупном денежном штрафе, исправительных работах или лишении свободы.

Противодействие и самооборона

Безусловно, теоретическая основа важна. Тем не менее важно донести до молодежи, как на практике проявляется экстремистская деятельность в России. Примеры подобных ситуаций, а также действия по предотвращению и самообороне приведены в таблице:

Экстремистская деятельность Действия
Угроза подрыва бомбы в помещении
  • в ходе телефонного или иного контакта со злоумышленником попытаться выяснить подробности о месте и предполагаемом времени взрыва;
  • по возможности записать разговор на цифровой носитель или же сделать пометки на бумаге;
  • не прикасаться ни к каким подозрительным предметам, а вызвать правоохранительные органы в случае их обнаружения;
  • покинуть здание, не пользуясь лифтом и находясь подальше от оконных проемов;
  • если предыдущее действие невозможно, нужно найти хотя бы какое-то укрытие от обломков (например, под столом).
Поджог здания
  • вызовите службу спасения;
  • подойти к двери и проверить ее температуру - если она горячая, открывать нельзя, а потому стоит искать другие пути эвакуации;
  • обезопасить дыхательные пути от проникновения угарного газа (влажная повязка или маска);
  • если выбраться из помещения невозможно, заделайте щели в двери влажными тряпками;
  • немного приоткройте окно и подайте сигнал бедствия.
Теракт в самолете
  • сообщайте сотрудникам или спецслужбам о лицах, которые ведут себя подозрительно;
  • не пытайтесь в одиночку бороться с экстремистом.
Телефонная угроза
  • если ваш телефон не оснащен звукозаписывающим механизмом, постарайтесь дословно отобразить разговор на бумаге;
  • обратите внимание на голос экстремиста и попытайтесь составить его приблизительный портрет;
  • внимательно отнеситесь к звуковому фону, может оказаться полезным при определении его местонахождения;
  • передайте информацию в правоохранительные органы.
Письменная угроза
  • как можно меньше контактируйте с документом, стараясь сохранить его в первоначальном виде;
  • передайте документ, а также конверт и любые другие приложения в правоохранительные органы.

Подобные практические примеры или даже реконструкции ситуаций просто необходимы. Профилактика экстремизма в школе должна быть направлена не только на недопущение формирования подобных настроений у молодежи. Важно также донести до молодых людей информацию, которая поможет им сохранить жизнь в экстремальной ситуации.

Подходы к профилактической работе

Экстремизм, как угроза национальной безопасности, вынуждает вести профилактическую работу не только со взрослым населением, но также с детьми и молодежью. Данная работа может проводиться в соответствии с такими подходами:

  • Распространение информации об опасности экстремизма и организациях, его исповедующих. Этот подход используется наиболее часто. Он подразумевает собой программы по просвещению молодежи путем проведения гражданских акций или распространения полиграфических материалов. Учитывая, что данный подход является не самым эффективным, его можно рассматривать лишь в качестве дополнительного.
  • Аффективное обучение направлено на устранение проблем с выражением чувств и эмоций. Это важно как в плане формирования жизненного опыта, так и высвобождения негативной и положительной энергии. Получая эмоциональную разрядку, подросток становится менее агрессивным, что снижает риск формирования радикальных наклонностей.
  • Влияние социальных факторов может не только воспрепятствовать зарождению у подростка экстремистских идей, но также и поспособствовать этому. В связи с этим один из подходов базируется на проведении тренингов, в ходе которых проводится обучение устойчивости к общественному давлению.
  • Формирование жизненных навыков - это подход, основанный на методиках поведенческой модификации. Основной подростковой проблемой обозначается стремление к самоутверждению и взрослому образу жизни. таким образом, появляется необходимость в проведении для молодых людей курсов и тренингов, которые позволят им сформировать необходимые жизненные убеждения и навыки, которые позволят защититься влияния негативных тенденций, развивающихся в обществе.
  • Вовлечение подростков в деятельность, альтернативную экстремистской. Этот подход был разработан А. Кроминым. Он предлагает организовывать походы с преодолением препятствий, направление активности подростков в спортивную или творческую деятельность, создание групп для отстаивания активной гражданской позиции.

Заключение

Программа по профилактике экстремизма в первую очередь должна затрагивать детей, подростков и молодежь. Именно этот слой общества наиболее подвержен влиянию подобных радикальных идей, что связано с неокрепшей психикой и отсутствием твердой жизненной позиции. Безусловно, работа в школах и прочих учебных заведениях важна, но не стоит забывать и о роли семьи в данном процессе. В связи с этим педагоги и сотрудники правоохранительных органов должны проводить регулярные профилактические беседы с родителями.

В течение последних лет в ряде регионов России активизировались неформальные молодежные группировки право- и леворадикальной направленности, участились случаи нападений на иностранных граждан со стороны т.

Н. скинхедов. В Москве и ряде других мегаполисов со сложной криминогенной и миграционной обстановкой ситуация стала особенно тревожной.

В ответ на активизацию радикальных националистов активизировались неформальные молодежные антифашистские группы (далее – антифа), объединяющие представителей различных молодежных субкультур, основанных на увлечении к каким-либо музыкальным течениям или альтернативным видам спорта. Их деятельность заключается в проведении силовых и пропагандистских акций в отношении скинхедов. Последние объявили своего рода «войну» антифа, и среди активистов движения уже есть погибшие. Однако и со стороны участников антифа отмечены факты применения холодного и травматического оружия, а также создания конфликтных ситуаций с сотрудниками правоохранительных органов. Это противостояние чревато новыми жертвами, поскольку радикально настроенные лица есть с обеих сторон.

И все же наибольшую общественную опасность представляют ультраправые группировки, чья деятельность в последнее время заметно радикализировалась. Характер совершенных ими преступлений – нападения, убийства, взрывы. Такого рода преступления имеют широкий общественный резонанс, что не всегда способствует объективному расследованию и формированию непредвзятого общественного мнения о произошедшем.

Среди основных особенностей экстремизма в молодежной среде можно выделить следующие:

1. Экстремизм формируется преимущественно в маргинальных группах. Одним из детерминирующих экстремизм факторов является отсутствие у молодых людей твердых жизненных установок и перспектив, что порождает враждебное отношение к окружающей действительности.

2. Экстремизм чаще всего проявляется ввиду отсутствия в социуме, формирующем характер и моральный облик молодых людей, механизмов, способствующих привитию ориентиров на законопослушность, консенсус с государственными институтами.

3. Экстремизм возникает в тех обществах и группах, которым присущ низкий уровень самоуважения или же условия в них способствуют игнорированию прав личности.

4. Экстремизм свойственен общностям не столько с т. н. низким уровнем культуры, сколько с культурой разобщенной, деформированной, не являющейся цельной.

5. Экстремизм сопутствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и пропагандирующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах и способах достижения целей.

Экстремизм порождают различные факторы: изменение сложившихся социальных структур; низкий уровень социальной защиты различных групп населения; воздействие кризисных явлений в экономике; ослабление государственной власти и дискредитация ее институтов; падение общественной дисциплины; рост антисоциальных проявлений; распад прежней системы ценностей; нарастание чувства ущемленности национального достоинства и т. д.

Доминирование иррациональных установок в обществе способно приводить к ситуативному насилию в форме жестоких, разрушительных и бессмысленных акций в виде массовых беспорядков, хулиганских поступков, актов вандализма, спонтанных агрессивных действий и т.

Такого рода «спонтанный экстремизм» значительно усиливается в условиях низкого жизненного уровня и правового бескультурья некоторой части населения России. Таким образом, под воздействием в первую очередь негативных экономических и социальных факторов формируются условия, способствующие возникновению экстремистских проявлений в молодежной среде.

Условия возникновения экстремизма в молодежной среде:

1. Обострение социальной напряженности в молодежной среде характеризуется комплексом социальных проблем, включающим проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т. д.

2. Криминализация ряда сфер общественной жизни в молодежной среде выражается в широком вовлечении молодых людей в криминальные (теневые) сферы бизнеса.

3. Изменение ценностных ориентаций выражается в т. ч. в вовлечении молодежи в деятельность зарубежных организаций и религиозных сект, насаждающих религиозный фанатизм и экстремизм, отрицание норм и конституционных обязанностей, а также чуждые российскому обществу ценности.

4. Радикализация российского молодежного мусульманского сообщества. Речь идет о привносимой извне пропаганде идей религиозного экстремизма под видом «истинного ислама», а также о резком изменении национального состава в отдельных регионах в силу достаточно сильных миграционных процессов, криминализации национальных землячеств и диаспор.

5. Рост национализма и сепаратизма, приводящий к активизации молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей.

6. Наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций, выражающееся в том, что некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают своих сторонников обращению с огнестрельным и холодным оружием.

7. Психологический фактор характеризуется агрессией, свойственной молодежной психологии, что активно используют опытные лидеры экстремистских групп для осуществления акций экстремистской направленности.

8. Использование сети Интернет в противоправных целях обеспечивает радикальным общественным структурам доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности: размещение подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях и т. д.

Масштабность, острота и многообразие экстремистских проявлений и сложность порождающих их факторов повышают общественную опасность экстремизма, его дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в нашей стране.

Действующие на территории Российской Федерации общественные объединения экстремистской направленности используют различную тактику. Одни из них допускают экстремистские формы протеста, такие как проведение несогласованных с органами местного самоуправления массовых мероприятий (митингов, пикетов и пр.), блокирование транспортных магистралей, захват государственных учреждений, распространение материалов, содержащих призывы к насильственному изменению конституционного строя, направленных на разжигание национальной, религиозной и иной вражды, хулиганские действия, акты вандализма, уничтожение чужого имущества и т. д. Другие совершают насильственные посягательства по экстремистским мотивам (взрывы, убийства, причинение тяжкого вреда здоровью и пр.).

Радикалы, как правило, открыто заявляют о своем стремлении изменить ситуацию (реально негативную либо негативную в их групповом понимании). Они декларируют, против чего борются и какие методы (в т. ч. противозаконные) собираются использовать.

Структуры экстремистской направленности могут иметь ярко выраженную агрессивную составляющую, а могут и не высказывать агрессивных намерений. Так, например, если радикальные экологи (т. н. «зеленые») не агрессивны по отношению к рядовым гражданам, то скинхеды проявляют резкую агрессию в отношении представителей других национальностей и своих «идеологических противников». Собственную специфическую субкультуру имеет также ряд молодежных формирований «третьего сектора» (неправительственные организации).

В соответствии с действующим законодательством можно выделить две самостоятельные классификации экстремизма: по характеру экстремистской идеологии и по характеру совершаемых правонарушений.

Наиболее часто используемым методом борьбы являются т. н. акции прямого действия, под которыми понимаются ненасильственные массовые мероприятия типа блокад, захватов объектов, забастовок и т. п., направленные на привлечение внимания к конкретным социальным, экономическим и иным проблемам, а также силовые действия против тех, кого та или иная группировка считает «врагами». Таким образом, акции прямого действия можно разделить на две категории: ненасильственные (зрелищные) и насильственные.

К зрелищным акциям относятся пикеты, митинги, демонстрации, вывешивание транспарантов и т. п. Действия такого рода по определению не являются экстремистскими. Исключением являются случаи использования лозунгов и плакатов с публичными призывами к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ), а также возбуждающих ненависть либо вражду, унижающих человеческое достоинство (ст. 282 УК РФ). Особенностью проведения таких акций является отсутствие насилия и чего-либо, напоминающего нападение и (или) использование оружия.

Отличительной особенностью действующих в настоящее время в России молодежных радикальных объединений является то, что большинство из них политизированы и поддерживаются «материнскими» организациями, которые оказывают им финансовую, пропагандистскую поддержу в прессе и на телевидении, пытаясь сформировать для экстремистов позитивный политический имидж и привлечь в их ряды новые слои молодежи.

Для ультраправых в России характерно создание военизированных формирований. Причем нередко не столько по каким-либо идеологическим концепциям, сколько из соображений престижа (имиджа объединения). Кроме того, в подобных группировках собираются подростки, которые любят дисциплину и предпочитают отдавать другим инициативу принятия решений.

Центральное место в системе противодействия экстремизму отведено правоохранительным органам (прокуратуре, МВД и ФСБ России).

Выявление, предупреждение и пресечение преступлений, совершенных по экстремистским мотивам, представляет сложный процесс. Как правило, экстремистские группы действуют на основе определенных идеологических установок, враждебных государственным институтам. При осуществлении противоправных акций используются и технические средства, и приемы конспирации. Поэтому успех борьбы с радикальными группами невозможен без знания их идеологии и тактики деятельности. Притом что совершенное по экстремистским мотивам преступление содержит повышенную общественную опасность, доказывание наличия экстремизма зачастую весьма затруднительно. Документирование противоправного умысла, мотивов вражды, участия в составе определенной структуры требует особой подготовки как оперативных, так и следственных работников.

Поэтому наиболее эффективной является такая организация работы, которая позволяет не только тщательно контролировать развитие обстановки в радикальных группах, но и оказывать на нее влияние, предотвращать планируемые экстремистами попытки совершения конкретных акций и расширения своих людских, финансовых и информационных возможностей.

Важную роль в этом играет взаимодействие заинтересованных государственных ведомств, в ходе которого решаются задачи по недопущению пропаганды радикальных взглядов с позиций зарегистрированных общественных объединений, в учебных заведениях, учреждениях культуры, СМИ, органах государственной власти и местного самоуправления, вовлечения представителей различных социальных групп в экстремистскую деятельность.

Особое значение имеет выявление и пресечение попыток использования молодежными объединениями экстремистской направленности возможностей сети Интернет и электронных СМИ для осуществления психологического воздействия на массовое сознание, пропаганды экстремизма и терроризма.

Отдельного внимания заслуживает информационная политика телевидения. Пропаганда насилия, бездуховности и асоциального образа жизни оказывают разрушительное воздействие на психику молодых людей. Это негативное влияние усугубляется отсутствием «защитных механизмов» в условиях деидеологизации и «свободы нравов». Ощущается необходимость решения этой проблемы на государственном уровне, уже принимаются меры по созданию условий, способствующих целенаправленному формированию патриотического мировоззрения молодого поколения, пропаганде национальных ценностей с учетом российской истории, многонациональной культуры и традиционных религий.

Одним из немаловажных элементов противодействия является профилактика экстремизма. Это комплекс мероприятий, включающий воспитательную работу с молодежью, организацию соответствующего информационного сопровождения деятельности органов государственной власти в средствах массовой информации, использование положительного потенциала общественных и религиозных объединений. Поддерживаемые органами власти различного уровня молодежные проекты, студенческие движения способны выступить альтернативой деструктивной деятельности объединений экстремистской направленности.

По мнению ряда специалистов, одними мерами пресечения экстремизм не искоренить. В нынешней сложной общественно-политической обстановке всегда найдутся условия для создания и организации противоправной деятельности радикальных группировок. Решение этой проблемы напрямую зависит от социальной и экономической организации общества, развития институтов, способных отвечать жизненно важным запросам как отдельных личностей, так и различных социальных групп.

Иными словами, там, где молодежь чувствует опеку государства, где у нее формируются нравственные ориентиры и имеются перспективы самореализации, места для радикальной идеологии практически не остается. В этих условиях юношеский максимализм реализуется в конструктивном, созидательном направлении.

Николаева А.Ю.

Учитель истории и обществознания.

МОУ «Гимназия№20»

г. Саранск

Молодежный экстремизм.

Считается, что слово «экстремизм» происходит от латинского слова «extremus» - «крайний», то есть нечто, выходящее за определенные рамки, нормы. В словарях экстремизм толкуется как приверженность к крайним взглядам и мерам. В юридической литературе экстремизм определяется по - разному. По мнению А.Г. Хлебушкина, экстремизм есть противоправная деятельность, осуществление которой причиняет или может причинить существенный вред основам конституционного строя или конституционным основам межличностных отношений.

Отмеченного недостатка лишено определение экстремизма которое дано Ю.И. Авдеевым и А.Я. Гуськовым: «…Экстремизм - это антиобщественное социально - политическое явление, представляющее собой социально и психологически обусловленное идеологически мотивированное использование крайних форм и методов в социально - политических отношениях».

Современный экстремизм разнообразен по формам своего выражения. Кроме того, он может быть классифицирован по различным теоретическим основаниям (сферам жизнедеятельности, объектам направленности экстремистской активности, возрастным характеристикам субъектов экстремистской активности и т.д.). Научно-практическое обобщение тех или иных явлений позволяет классифицировать экстремизм по направленности - на экономический, политический, националистический, религиозный, молодежный, экологический, духовный.

Молодежный экстремизм отличается от взрослого меньшей организованностью, стихийностью. При этом непосредственное отношение к его деятельности могут иметь взрослые, которым молодежь своим противоправным поведением зачастую стремится подражать. Молодежный экстремизм как массовое явление последнего десятилетия выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения.

Именно молодежь чаще совершает преступления агрессивного характера. Негативное воздействие к представителям той или иной национальной, расовой, религиозной группы, сформировавшееся под воздействием пропаганды экстремистских идей, а также на основании собственного жизненного опыта под влиянием определенных факторов (избытка свободного времени и его неорганизованности, отсутствия возможности или желания продолжать образование и как следствие невозможность трудоустроиться на высокооплачиваемую работу, несформированности или ограниченности интересов) толкает молодежь на участие в экстремистской деятельности. Активизация молодежного экстремизма в настоящее время представляет серьезную опасность для российского общества.

Экстремистское поведение молодежи - одна из наиболее актуальных социально-политических проблем. Состояние, уровень, динамика политического экстремизма молодежи в России широко обсуждаются средствами массовой информации и в специальной литературе, выпускаются аналитические сборники.

Молодежь рассматривается как большая социальная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется возрастными особенностями молодых людей и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в состоянии становления. В современной научной литературе к этой группе обычно относят (в статистике и социологии) людей в возрасте от 15 до 30 лет. Молодежь, определяя свой жизненный путь, решает конфликтные ситуации, исходя из сопоставления возможных вариантов, если учесть, что для молодежного возраста характерными являются: эмоциональная возбудимость, неумение сдерживаться, отсутствие навыков в разрешении даже несложных конфликтных ситуаций, то все указанное выше может привести к совершению девиации.

Проблема агрессивного и экстремистского поведения молодежи становится все более актуальной в условиях российской действительности. Элементы экстремистского поведения молодежи формируются на фоне деформации социальной и культурной жизни общества. В перечень основных причин роста экстремистского поведения молодежи исследователи склонны включать следующие: социальное неравенство, желание самоутвердиться в мире взрослых, недостаточную социальную зрелость, а также недостаточный профессиональный и жизненный опыт, а следовательно, и сравнительно невысокий (неопределенный, маргинальный) социальный статус.

Молодежный экстремизм как явление последних десятилетий, выражающееся в пренебрежении к действующим в обществе нормам поведения или в отрицании их, можно рассматривать с различных позиций. Молодежь во все времена была подвержена радикальным настроениям. В силу возрастных ее свойств даже в спокойные в политическом и экономическом плане времена количество радикально настроенных людей среди молодежи всегда выше, чем среди остального населения.

Молодежи свойственна психология максимализма и подражания, что в условиях острого социального кризиса является почвой для агрессивности и молодежного экстремизма. Развитие политического экстремизма молодежи представляет особую опасность даже не потому, что детская подростковая и молодежная преступность заметно возросли, а потому, что это связано с развитием «анормативных» установок в групповом сознании молодого поколения, что влияет на ценности, предпочтительные образцы поведения, оценки социального взаимодействия, т.е. в широком смысле связано с социальной и политической культурой российского общества в ее проективном состоянии. К сожалению, формирование первого поколения новой России происходило в основном в условиях негативной социально-экономической ситуации 90-х годов XX в., что создало предпосылки маргинализации значительной части молодежи, девиации ее поведения, включая политический экстремизм.

Специальный анализ проблемы показывает, что экстремизм в России «молодеет», наиболее часто совершают преступления молодые люди в возрасте 15 - 25 лет. Молодежь также чаще совершает преступления агрессивного характера. По статистике, основная масса таких тяжких преступлений на политической почве, как убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, разбой, терроризм, совершается лицами до 25 лет. Важно учитывать, что в настоящее время молодежный экстремизм растет более высокими темпами, чем преступность взрослых.

Эти процессы приобретают особое значение в контексте проблем социальной безопасности российского общества, вызванных действиями экстремистов, и ведущих к физической и духовной деградации, разрушению личности, этноса, общества, государства. Поскольку активизация политического экстремизма молодежи в настоящее время представляет серьезную опасность для российского общества, она должна быть глубоко и всесторонне изучена, в том числе средствами политологического познания, как явление, требующее общественного: политико-правового, административно-управленческого и социокультурного противодействия.

Экстремистское движение как тип девиации представляет собой сложный социально-политический феномен, имеющий тенденцию к саморазвитию. Появление его обусловлено наличием целого ряда социально-экономических и социокультурных факторов, тесно взаимодействующих между собой. В то же время отсутствие одного или нескольких из этих факторов значительно препятствует распространению экстремистских настроений и резко снижает воздействие экстремистской идеологии на этнонациональный менталитет и социокультурную деятельность.

Основными источниками молодежного экстремизма в России являются, прежде всего социально-политические факторы: кризис социально-политической и экономической системы; социокультурный дефицит и криминализация массовой культуры; распространение социальных проявлений «ухода из жизни»; отсутствие альтернативных форм проведения досуга; кризис школьного и семейного воспитания. Все это позволяет утверждать, что основной круг проблем, с которыми приходится иметь дело молодежи в России, лежит в сфере конфликтных отношений, прежде всего в семье и в отношениях со сверстниками. Большую роль также играют личностные факторы, такие, как деформация системы ценностей, «нездоровая» среда общения, преобладание досуговых ориентаций над социально полезными, неадекватное восприятие педагогических воздействий, отсутствие жизненных планов.

В России в последнее время четко обозначилась национал-экстремистская, крайне левая и крайне правая, этноконфессиональная и сепаратистская основы политического экстремизма. Также необходимо отметить, что хотя проявление экстремистских акций на различных основах имеют разные особенности проявления, их объединяет использование экстремальных форм насилия для усиления агрессивности окружающей среды. Так, криминальный экстремизм стремится навязать молодежи нормы поведения, базирующиеся на брутальности, вандализме, жестокости и агрессивности. Часть молодых людей воспринимает насилие как особую ценность, жизненную стратегию в обществе риска, и сама становится субъектом насилия, жертвой преступных сил, встает на путь преступности и экстремизма.

Последние несколько лет в России очень часто слышны призывы к ксенофобии. Их поддерживают 55-60% опрашиваемых социологами российских граждан. Все это чревато значительными проблемами для страны, так как в молодежной среде появляются уже не только группировки, но и партии, исповедующие ксенофобские взгляды. В настоящее время в России насчитывается около десятка партий и движений, проповедующих ксенофобию и расизм. В молодежной среде самым массовым является движение скинхедов, в котором участвуют десятки тысяч подростков и молодых людей 14-25 лет. Уровень уличного насилия со стороны представителей скинхедских группировок постоянно растет, а сами эти преступления становятся все более дерзкими. Если раньше убивали в подворотне, или темной улице, то теперь убийства совершаются в центре города, в людных местах, в метро, в дневное время суток (убийство студента-антифашиста Т. Качарава в Санкт-Петербурге в ноябре 2005 года, студента В. Абрамянца в московском метро в апреле 2006 года). Опасность этого явления заключается в том, что подобное насилие может вызвать ответные насилия со стороны антифашистов, иммигрантов, студентов-иностранцев, что приведет к непоправимым последствиям.

Немаловажен тот факт, что деятельность экстремистских групп и организаций существенно занижает престиж государства и авторитет его компетентных органов в глазах мировой общественности, а тем более, когда ксенофобские призывы используются в предвыборной агитации многими политическими партиями,

Несмотря на сложившуюся в стране почти, что катастрофическую ситуацию, вплоть до 2002 года законодательно не были закреплены положения, касающиеся борьбы с проявлениями экстремизма не только в молодежной среде, но и в целом. Правоприменительная практика законодательства «О противодействию экстремизму» до сих пор несовершенна. И хотя исполнители экстремистских преступлений арестовываются и осуждаются десятками (в 2004 году было осуждено более 50 человек), дела в отношении их идеологов и вдохновителей практически не возбуждаются, либо следствие и суд затягиваются настолько, что истекает срок давности.

Таким образом, актуальность проблемы экстремизма в молодежной среде определяется не только его опасностью для общественного порядка, но и тем, что данное преступное явление имеет свойство перерастать в более серьезные преступления, такие как терроризм, убийство, причинение тяжких телесных повреждений, массовые беспорядки. С учетом вышеизложенного, можно утверждать, что исследование проблемы группового экстремизма в молодежной среде в настоящее время приобрело особенно значимый и неотложный характер.

На своих занятиях, я пытаюсь объяснять детям значение данного термина, и всячески стараюсь подвести их к мысли, что необходимо быть более толерантными к людям другой национальности, веры, взглядов.

На одном из занятий была проведена дискуссия после просмотра отрывка программы «Специальный корреспондент», а именно репортажа «Национальная ненависть». После окончания просмотра детям были заданы следующие вопросы:

В чем причина постоянного нарастающего конфликта между людьми разной культуры и национальности?

Какие пути выхода из сложившейся ситуации вы видите?

Анализируя ответы детей можно сделать вывод, что главная причина в данном конфликте – это непонимание, и даже неприятие культуры другого народа, а также неуважительное отношение к традициям другой страны. Развитию идей экстремизма в стране в немалой степени способствовало создание средствами массовой информации и коммуникации образа внутренней напряженности в обществе. На телевизионном экране все чаще демонстрируется насилие и эротика, которые с социально-психологической точки зрения вносят свой вклад в криминализацию современной жизни, особенно влияя на детей, подростков и молодежь. Особенно активно воспринимают эти идеи, и убеждения подростки, сознание, которых еще не сформировались.

Специфические причины и условия несовершеннолетнего экстремизма лежат в основном в сферах формирования и жизнедеятельности подростка: семье, школе, трудовой деятельности и его досуге. Сегодня, к сожалению, причинами подросткового экстремизма являются:

· нужда, нищета в большинстве семей;

· резкое снижение возможности семьи защитить детей от дурного влияния, обеспечить необходимый уровень их интеллектуального и нравственного развития;

· рост числа семей, характеризующихся крайним нравственным неблагополучием;

Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности подростка, как со стороны родителей, так и педагогов приводит к социальному и культурному инфантилизму, к социальной неадаптированности, дети начинают совершать поступки противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодежь.

В сфере образования:

· незаинтересованность школы в сохранении и вовлечении в активный учебный процесс каждого ученика, особенно когда к нему нужен особый подход (вопиющим явлением следует признать тот факт, что более 1,5 млн. детей и подростков в России вообще не посещают школ и нигде не учатся);

· неспособность школы стать инструментом компенсации недостатков семейного воспитания, активным предупреждением преступлений со стороны своих учеников и т.д.

По второму вопросу мнения ребят были представлены следующим образом: чтобы снизить рост экстремизма в молодежной среде – необходимо организовать досуговую деятельность детей, а именно сделать более доступными различные секции для детей. В этом плане они в пример ставили свою школу, которая большое внимание уделяет внеурочной деятеольности6 на базе гимназии работает большое число секций, например, хореографическая, спортивная, дети постоянно участвуют в различных социальных акциях (оказание помощи Зубо-полянскому детскому дому, где проживают дети инвалиды).

Список литературы:

1. Бааль Н.Б. Молодежные экстремистские организации в постсоветской России // История государства и права. 2007. № 11. С. 26.

2. Верховский А. Цена ненависти. Национализм в России и противодействие расистским преступлениям. М., Эксмо. 2009. С. 44 - 47.

3. Ентелис Г.С., Щипанова Г.Д. Протестный потенциал российской молодежи. М., Юрайт. 2007. С. 27;

4. Козлов А.А. Молодежный экстремизм. СПб., Питер. 2008. – 498 с.(76)

5. Кочергин Р. О. Некоторые аспекты криминологического обоснования существования молодежного экстремизма, основанного на национальном или религиозном признаках: Criminological foundation of young people extremizm based on national and religious notes //Человек.2008. № 1. С. 117 – 120.

6. Мамедов В. А. Экстремистская деятельность молодежных группировок скинхедов //Проблемы применения норм уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в деятельности правоохранительных органов.Часть 2. -Челябинск, 2004. С. 132 – 138.

7. Павлинов А. В., Дятлова Е. Ю. Особенности проявлений экстремизма в молодежной среде и меры противодействия ему //Вестник Владимирского юридического института. 2008. № 4. С. 208 – 210.

8. Хлебушкин, А.Г. Экстремизм: уголовно - правовой и уголовно - политический анализ / А.Г. Хлебушкин. - Саратов, 2007.

9. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М., Юристъ. 2006. С. 59;

10. Чупров В.И. Политический экстремизм и его профилактика у студенческой молодежи. Ростов-на-Дону., Феникс. 2003. С. 29.

Молодежный экстремизм: особенности и причины.

Психологические портреты лиц,

вовлекаемых в экстремистские организации.

(Подготовила Полынцева И.Н., методист МБОУ СОШ №4 для городского заседания круглого стола школьных психологов и социальных педагогов, 2014г.)

Исторически сложилось, что Россия является многонациональной страной, в которой взаимодействуют между собой представители различных культур, традиций и обычаев. В последнее время взаимодействие между этносами усилилось. Связано это, прежде всего, с ростом миграции на территорию Российской Федерации из ближайших республик. Из-за увеличения числа мигрантов все больше проявляются различные формы нетерпимости, ксенофобии, экстремизма и терроризма. Все это ведет к увеличению числа межэтнических, межкультурных и социальных конфликтов.

В настоящее время экстремизм во всех своих проявлениях стал одной из основных внутренних угроз безопасности Российской Федерации.

Обращаясь к этимологии слова «экстремизм» можно сказать, что оно является производным от латинского «extremus», то есть «крайний». В традиционном понимании экстремизм – это приверженность к крайним взглядам, мерам, наиболее часто проявляемым в политике, международных отношениях, религии и т.д.

Наибольшую озабоченность общества вызывают молодежные экстремистские организации. Ошибочно думать, что «молодежный экстремизм» является лишь тенью «взрослого» и не представляет особой опасности в качестве обособленного явления. Однако, как отмечают ряд политологов, в частности: М.Ф. Мусаелян, Н.Б. Бааль, С.Н. Фридинский, молодежный экстремизм является одной из наиболее актуальных социально-политических проблем в условиях российской действительности. Важно понимать, что часто рядовыми исполнителями экстремистских акций являются именно молодые люди, часто даже не достигшие совершеннолетия.

Основным критерием, позволяющим отграничивать молодежный экстремизм от экстремизма вообще, является возраст его приверженцев – 14-30 лет. Физические и психологические особенности, присущие каждому возрасту, находят отражение в поведенческих реакциях. Учеными выделяется такая характеристика поведения молодежи как «экстремальность». Экстремальный тип сознания проявляется в специфических формах поведения, характеризующихся импульсивностью мотивации, агрессивностью, склонностью к риску, эпатажем, отклонениями от принятых норм либо, наоборот, подавленностью, депрессией, пассивностью. Молодежный экстремизм обычно начинается с выражения пренебрежения к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в отрицании их, потому, что молодежь во все времена была подвержена радикальным настроениям в силу возрастных ее свойств.

Особенности современного российского молодежного экстремизма:

  • активное участие молодежи в возрасте от 14 до 30 лет в организованных массовых экстремистских акциях и их объединение в неформальные молодежные организации (группировки) экстремистско-националистической направленности и экстремистские сообщества;
  • расширение географии экстремистской угрозы в Российской Федерации и увеличение количества национальностей, социальных групп, молодежных субкультур и т.п. жертв экстремизма;
  • совершаемые в Российской Федерации убийства граждан другой национальности или вероисповедания, иностранных граждан все больше приобретают серийный, более жестокий, изощренно-профессиональный, издевательский, ритуальный характер, а само совершение экстремистских деяний становится не просто занятием ради любопытства, а профессиональной деятельностью определенных групп лиц;
  • стремление экстремистско-националистических движений вовлечь в свои ряды членов различных агрессивных молодежных субкультур, неформальных молодежных объединений, групп, движений, а также лиц, ранее судимых;
  • наличие у неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности признака вооруженности, в том числе наличие взрывчатых веществ.

Психологические портреты лиц, вовлекаемых в экстремистские организации и террористические отряды.

Политолог и социолог Ю.М. Антонян выделяет такие неотъемлемые черты экстремистского сознания у молодежи , как:

1) разделение мира на две различные группы - «мы» (хорошие, умные, трудолюбивые и т.д.) и «они» (плохие, готовящиеся на нас напасть, угрожающие нам и т.д.)

2) перенос негативных черт отдельных лиц на всю социальную (религиозную, национальную) группу.

К причинам, порождающим экстремистские настроения в молодежной среде , можно отнести

Культурно-воспитательные проблемы :

  • изменение ценностных ориентаций
  • распад прежних моральных устоев
  • нетерпимость, ксенофобия
  • отсутствие стремления к единению всех народов, проживающих на территории России

Социально-экономические факторы :

  • преобладание досуговых ориентаций над социально полезными занятиями
  • кризис школьного и семейного воспитания
  • криминальная среда общения
  • неадекватное восприятие педагогических воздействий
  • отсутствие жизненных планов.

По многочисленным данным, лица, участвующие в деятельности экстремистских организаций, неоднородны по своим социально-психологическим характеристикам. Условно они могут быть разделены на четыре группы: 1) хулиганствующие «попутчики»; 2) непосредственные или второстепенные исполнители; 3) «идейные» исполнители и координаторы, составляющие ядро экстремистской группы; 4) лидеры, организаторы и спонсоры, использующие экстремистов в собственных целях и обеспечивающие им прикрытие от эффективного преследования.

Первая и вторая группы являются «второстепенными» или «слабыми» звеньями в организациях экстремистского толка. Тем не менее, эти группы как раз и являются необходимой социальной базой, без которой экстремизм как масштабное социальное явление не мог бы существовать и развиваться (Ростокинский А.В., 2007).

Как правило, для лиц, привлекаемых в низшие уровни экстремистских организаций, характерны:

Интеллектуальная и нравственная ограниченность, нетерпимость к критике;

Готовность увидеть недостатки исключительно у других, обвинить окружающих в своих собственных неудачах;

Компенсаторная грубость, агрессия, склонность к применению насилия;

Готовность подчиняться силе и природным инстинктам выживания, когда всё «иное» расценивается как угроза своему существованию и требует устранения;

Социально-психологическая неустойчивость и стремление принадлежности к какой-либо группе людей (желательно сильных и агрессивных) для обретения чувства уверенности и собственной значимости;

Использование упрощенных штампов и примитивной формы психологической защиты для самооправдания от собственных неудач;

Психическая тугоподвижность, ригидность (Баева Л.В., 2008).

Многочисленные исследования, описывающие психологические особенности лиц, вовлекаемых в деятельность террористических организаций, говорят о том, что среди лидеров террористических организаций, главных идеологов и вдохновителей соответствующих политических, националистических и религиозных движений не обнаруживается ни безработных, ни бродяг, пришедших к террору в поисках денег и славы. Их можно охарактеризовать как квалифицированных профессионалов при хорошей работе. Только около 30% из них не имеют специальной квалификации. Другая тенденция – их средний возраст 25-26 лет, т.е. это, в основном, молодые и достаточно обеспеченные люди. Таким образом, подтверждаются данные о неоднородности иерархических уровней террористических и экстремистских организаций и их расслоение на лиц, вовлекаемых в первичное звено и «идейную верхушку» (Хохлов И.И., 2006). Факт вовлечения в террористическую организацию, как правило, не связан ни с какой ментальной болезнью. Большинство последователей согласны с тем, что террористы, находящиеся в четком обособлении от общества, являются здравомыслящими и относительно нормальными людьми (Moghadam A., 2005). В то же время не вызывает сомнения тот факт, что в качестве волонтеров или кадровых участников низших звеньев экстремистских организаций рекрутируются социально-дезадаптированные, малоуспешные люди. Они, как правило, плохо учатся или учились в школе и вузе, не смогли сделать карьеру, добиться того же, что и их сверстники. Они обычно страдают от одиночества, у них не складываются отношения с представителями противоположного пола. Такие люди почти везде и всегда являются аутсайдерами и не чувствуют себя своими ни в одной компании, их постоянно преследуют неудачи. Рядовые члены террористических организаций характеризуются высоким невротизмом и очень высоким уровнем агрессии. Им свойственно стремление к поиску острых ощущений – обычная жизнь им кажется пресной, скучной и, главное, бессмысленной. Им хочется риска и опасности (Берту Э., 2003). Исключительно важным фактором, объясняющим феномен ускоренного вовлечения социальных маргиналов в экстремистско-террористические организации, является механизм «психологических премий», которые «выдаются» террористическими организациями своим сторонникам. Речь идет о том, что эти внутренне неуверенные в себе люди, всеми силами стремящиеся восполнить недостаток уважения к ним, вступив в могущественную тайную структуру, обретают, наконец, главный приз – ресурсный статус, самоуважение, смысл жизни и освобождение от каких бы то ни было социальных запретов. Появляется чувство избранности, причастности к судьбе. Крайний авторитаризм, беспрекословное подчинение руководителю, полный контроль всех аспектов жизни членов группы сочетается с подчеркнутой гуманностью в отношениях друг к другу, с готовностью помочь, с полным и безусловным принятием каждого. Стратегия действия обсуждается коллективно, каждый имеет возможность ощущать себя соавтором великих планов (Гозман А.Я., Шестопал Е.Б., 1996; Jerrold M. Post, 2005).

Полный цикл психотехнологической обработки будущего террориста включает пять стадий социально-психологического обусловливания:

стадия 1 – деплюрализация – полное лишение адепта всех иных групповых идентичностей;

стадия 2 – самоидентификация – полное лишение адепта личной идентичности;

стадия 3 – деиндивидуализация других – полное лишение врагов их личных идентичностей;

стадия 4 – дегуманизация – идентификация врагов как недочеловеков или нелюдей;

стадия 5 – демонизация – идентификация врагов как зла (Stahelski F., 2004).

Таким образом, процесс вовлечения населения в экстремистские и террористические организации, как и другие виды социальных эпидемий, предусматривает интенсивное использование специальных психотехнологий и циничное манипулирование сознанием уязвимых групп населения.

К мерам профилактики экстремизма в целом и в молодежной среде в частности можно отнести следующее:

  • прививание подросткам основ толерантности;
  • усиление контроля государства за деятельностью общественных и религиозных организаций (благотворительных организаций, военно-патриотических клубов);
  • более жесткий контроль за деятельностью СМИ и мониторинг сети Интернет;
  • выработка комплексной молодежной политики.

Литература:

  1. Пушкина М.А. Материалы планового семинара по вопросам профилактики экстремизма.
  2. Бааль Н.Б. Девиантное поведение в механизме формирования криминального экстремизма в молодежной среде // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. №4 – С. 17-21
  3. Фридинский С.Н. Молодежный экстремизм как особо опасная форма проявления экстремистской деятельности // Юридический мир. 2008. №6 – С. 24
  4. Мусаелян М.Ф. О причинах современного российского молодежного экстремизма // Российская юстиция. 2009. №4 – С.45



Что еще почитать