Как размножаются пресмыкающиеся. Пресмыкающиеся - пример. Земноводные и пресмыкающиеся. Полозы амурский и желтобрюхий

Яйца пресмыкающихся по своему строению похожи на птичьи. Снаружи они покрыты кожистой оболочкой, на поверхности которой у некоторых групп может отлагаться известь. Это происходит у крокодиловых и некоторых черепах. У ящериц оболочка яйца всегда кожистая.

Наличие плотной кожистой и известковой оболочки у яиц пресмыкающихся связано с тем, что их развитие происходит на суше. А на суше влажность очень низкая – всего 3-15%, поэтому развивающемуся зародышу нужна защита, предотвращающая потерю воды. Особенно хорошо предотвращает высыхание яиц известковая скорлупа у крокодилов и некоторых черепах.

Внутри яйца пресмыкающегося также, как и у птичьего находится желток, окруженный слоем белка. Это запас питательных веществ для развивающегося зародыша.

Форма и размеры яиц пресмыкающихся?

Занятие про яйца пресмыкающихся я провожу с детьми в музее «Океанариум» (г.Владивосток). На живой экспозиции мы можем наблюдать нильского крокодила и обыкновенную игуану. А также черепах: китайского трионикса и красноухую.

Яйца пресмыкающихся, видео про китайского трионикса:

Этот короткий видеоролик познакомил вас с китайским триониксом о развитии которого пойдет речь ниже.

Так случилось, что тема «развитие пресмыкающихся» выпала на день празднования православной пасхи. Поэтому мы рассматривали яйцо, как символ жизни и выполняли своеобразное исследование.

Я просила ребят сравнить по форме и размеру яйца известных нам пресмыкающихся и некоторых рыб, также представленных на живой и «сухой» экспозициях музея «Океанариум».

Изучение формы и размеров яиц пресмыкающихся и рыб

Каждый участник исследования получил бланк с изображением контура яиц изучаемых видов животных в натуральную величину.

В процессе коллективного обсуждения мы выполнили задание и рядом с рисунком контура яйца написали номер названия животного.

«Портрет» нильского крокодила

Затем мы прошли на экспозиции музея и уже на месте рядом с террариумами и аквариумами ребята услышали краткую информацию об особенностях размножения и развития каждого животного.

Например, нильский крокодил начинает размножаться возрасте 10 лет. Самка откладывает яйца в гнездо, которое сооружает из растительных остатков, а затем забрасывает гнездо песком. Всё время пока происходит инкубация яиц, а это около трёх месяцев, она не отходит от гнезда. Яиц в кладке в среднем 40-60 штук. И удивительно то, что по форме и размеру они очень похожи на куриные. Оболочка яйца нильского крокодила – известковая.

Нильские крокодилы – заботливые родители!

Самки нильских крокодилов очень заботливые мамы. Как только они слышат хрюкающие звуки из гнезда, начинают выкапывать яйца и помогают детенышам освободиться от скорлупы. Самка уже заранее выбрала мелкий водоем, в который переносит своих детенышей сразу же после их «рождения». Часто она собирает их в рот и несёт во рту. В этом водоёме под присмотром матери крокодильчики находятся ещё 1,5 – 2 месяца. Видео про самку нильского крокодила
Нильский крокодил-отец обычно помогает самке охранять гнездо, а иногда и подрастающих детей, пока они находятся в своеобразных «яслях» - мелком водоёме, в который их перенесла мама.

Черепахи не заботятся о потомстве

А вот черепахи о потомстве не заботятся совсем. Например, китайский трионикс (дальневосточная мягкотелая черепаха, китайская кожистая черепаха).

Китайский трионикс

Самки трионикса откладывают яйца на песчаных отмелях или галечниках недалеко от воды. Гнездовая ямка находится обычно на глубине 15-20см. Форма яиц шарообразная, цвет желтоватый или слабо бежевый. Диаметр яйца примерно 2 см.

Одна самка в сезон размножения делает 2-3 кладки. Общее количество отложенных яиц – от 18 до 75. Почему такой разброс? Кладки крупных старых самок китайского трионикса имеют больше яиц, чем молодых.

Через 40-60 дней после откладки яиц вылупляются черепашата и сразу направляются к воде. Длина их панциря всего 3 см. Поэтому 15-20 м до воды они проходят за 40-45 минут. Конечно, это долго. В спасительной воде они сразу же прячутся под камнями или зарываются в грунт.

Обыкновенная игуана – не заботливая мать!

И еще один пример «плохого» материнства из мира пресмыкающихся. Википедия даёт подробную информацию о размножении обыкновенной или зелёной игуаны.

Этот вид игуаны свое гнездо выкапывает на сухих песчаных дюнах. Глубина гнезда говорит о его надёжности – 45-100 см. Самка игуаны откладывает много яиц – до 70, поэтому этот процесс отладки яиц занимает несколько дней (до трёх и более).

Оболочка яиц у обыкновенной игуаны мягкая кожистая, но достаточно прочная. Яйца белого цвета овальной формы, диаметром около 1, 5 см и длиной около 3,5-4,0 см.

После откладки яиц, аккуратно закопав ямку, ящерица уже больше никогда не возвращается к этому месту.

Интересный факт: несколько игуан могут отложить яйца в одну ямку, если подходящих мест для откладки яиц оказывается мало.

Заключение

Итак, подведем некоторые итоги статьи, посвященной размножению и развитию пресмыкающихся:

  1. На примере изучения формы яиц пресмыкающихся Вы увидели, как простое задание помогает детям сосредоточить внимание на выбранном Вами объекте экспозиции музея.
  2. Приведено краткое обобщение информации о размножении, развитии и заботе о потомстве у пресмыкающихся: китайского трионикса, нильского крокодила, обыкновенной игуаны.

Следующая статья будет о размножении рыб и познакомит с самой крупной рыбьей икрой. Мы еще раз обратимся к бланку с изображением контуров яиц.

Все новости Вы будет получать на свою электронную почту.

Внесите свои данные в форму и нажмите кнопку «Получать новости от клуба».

  • 7. Грибы как типологическая единица.
  • 8. Водоросли, лишайники и их роль в природе.
  • 9. Разнообразие голосеменных растений. Размножение голосеменных, их распространение и роль в природе.
  • 10. Покрытосеменные растения. Размножение, особенности, особенности строения.
  • 11. Жизненные формы растений и животных.
  • 12. Сезонные явления в жизни растений. Их причины.
  • 13. Сезонные явления в жизни животных. Их причины.
  • 14. Насекомые. Их разнообразие, особенности строения, размножения, развития и роль в природе и жизни человека. Биология жуков, стрекоз, бабочек.
  • 15. Рыбы. Особенности их строения, питания. Способы размножения и особенности заботы о потомстве.
  • 16. Земноводные. Особенности их строения, размножения и развития. Основные систематические группы. Биология тритонов, лягушек, жаб.
  • 17. Пресмыкающиеся. Особенности их строения, размножения и развития. Основные систематические группы. Биология ящериц, черепах, змей.
  • 18. Птицы. Особенности их строения, размножения. Экологические группы птиц. Характеристика основных систематических групп и их представителей.
  • 19. Млекопитающие. Характерные черты строения. Особенности размножения и развития. Характеристика основных отрядов, семейств отдельных представителей.
  • 20. Лесной биоценоз. Типы лесов, их структура, состав, взаимосвязи организмов.
  • 21. Биоценоз пресноводного водоема. Его структура, состав, взаимосвязи организмов.
  • 22. Биоценоз луга. Виды лугов. Структура, состав, взаимосвязи организмов.
  • 23. Биоценоз болота. Виды болот. Структура, состав, взаимосвязи организмов.
  • 24. Создание культурных биоценозов. Отличия культурных биоценозов от природных.
  • 25. Охрана растений и животных, Красная книга республики Беларусь. Национальные парки, заповедники, заказники, памятники природы Беларуси.
  • 26. Актуальность экологического воспитания дошкольников на современном этапе.
  • 27. История приобщения ребенка к природе в трудах выдающихся зарубежных педагогов и мыслителей прошлого.
  • 28. Ознакомление детей с природой в педагогическом наследии к.Д. Ушинского, е.Н. Водовозовой, а.С. Симонович, е.И. Тихеевой.
  • 29. Белорусские просветители, педагоги и писатели об использовании знаний о природе в воспитании и развитии личности человека.
  • 30. Идея ознакомления детей с природой в теории и практике советского дошкольного воспитания. Роль съездов по дошкольному воспитанию (20-30-е годы 20 века).
  • 31. Экологическое образование детей на современном этапе в зарубежных странах.
  • 32. Современные исследования о роли природы в разностороннем развитии личности.
  • 33. Принципы отбора содержания знаний для детей дошкольного возраста о природе.
  • 34. Общая характеристика программного содержания знаний о неживой природе в разных возрастных группах.
  • 40. Создания условий на участке дошкольного учреждения. Виды озеленения участка дошкольного учреждения.
  • 41. Экологическая комната, экологический музей, лаборатория природы, экологическая тропинка и т.Д. В дошкольном учреждении.
  • 42. Наблюдение как основной метод ознакомления с природой. Виды наблюдений. Организация и методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах.
  • 43. Фиксация наблюдений. Разнообразие способов фиксации наблюдений.
  • 44. Использование иллюстративно-наглядного материала в процессе ознакомления дошкольников с природой.
  • 45. Использование опытов и экспериментов в процессе ознакомления дошкольников с природой.
  • 46. Демонстрация моделей. Виды моделей. Направления использования моделей в процессе ознакомления с природой и экологического воспитания дошкольников.
  • 47. Значение и место игр в процессе ознакомления дошкольников с природой и экологического воспитания. Разнообразие игр.
  • 48. Труд детей в природе. Виды труда в природе. Формы организации труда детей в природе.
  • 49. Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы. Виды детских рассказов о природе.
  • 50. Использование природоведческой литературы.
  • 51. Беседы о природе.
  • 52. Использование экологической сказки.
  • 53. Использование речевых логических задач природоведческого содержания в работе с дошкольниками.
  • 54. Специфические формы и методы экологического воспитания дошкольников.
  • 55. Занятие как форма ознакомления дошкольников с природой.
  • 56. Экскурсия как особый вид занятия. Значение и место экскурсий в системе природоведческой работы с дошкольниками. Виды экскурсий.
  • 57. Значение и место прогулок в системе работы по ознакомлению с природой.
  • 58. Использование досугов в природоведческой работе с дошкольниками.
  • 59. Метод проектов в экологическом образовании дошкольников.
  • 60. Преемственность в работе дошкольного учреждения и школы по природоведению.
  • 61. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в процессе ознакомления дошкольников с природой.
  • 62. Методическое руководство работой педагогического коллектива дошкольного учреждения по ознакомлению дошкольников с природой.
  • 17. Пресмыкающиеся. Особенности их строения, размножения и развития. Основные систематические группы. Биология ящериц, черепах, змей.

    Класс наземных позвоночных животных, включающий современных черепах, крокодилов, клювоголовых, амфисбен, ящериц и змей.

    Строение . Наружный кожный покров пресмыкающихся образует чешуйки или щитки. Смена рогового покрова происходит путём полной или частичной линьки, которая у многих видов происходит несколько раз в год. Плотная и сухая кожа содержит пахучие железы. В осевом скелете 5 отделов позвоночника: шейный, туловищный, поясничный, крестцовый и хвостовой. У змей позвоночник отчетливо делится лишь на туловищный и хвостовой отделы, грудина отсутствует. Череп пресмыкающихся значительно более окостеневший, чем у земноводных. Пара передних конечностей рептилий состоит из плеча, предплечья и кисти. Пара задних конечностей - из бедра, голени и стопы. На фалангах конечностей расположены когти. Нервная система пресмыкающихся представлена головным и спинным мозгом. Пресмыкающиеся имеют 6 основных органов чувств: зрение, обоняние, вкус, орган тепловой чувствительности, слух и осязание. Поскольку тело покрыто чешуйками, кожное дыхание у пресмыкающихся отсутствует (исключение составляют мягкотелые черепахи и морские змеи), и лёгкие являются единственным дыхательным органом. Имеются трахея и бронхи. Все современные пресмыкающиеся - холоднокровные животные. Выделительная система пресмыкающихся представлена почками, мочеточниками и мочевым пузырём.

    Размножение. Пресмыкающиеся - раздельнополые животные, двуполое размножение. Мужская половая система состоит из пары семенников. Женская половая система представлена яичниками. Большинство пресмыкающиеся размножается путём откладки яиц. Инкубационный период продолжается от 1-2 мес. до года и более.

    Образ жизни . В связи с непостоянной температурой тела активность у современных пресмыкающихся в большой степени зависит от температуры окружающей среды. При охлаждении тела до 8-6 °С большинство пресмыкающиеся перестаёт двигаться. Пресмыкающиеся могут подвергаться длительному солнечному облучению и переносить повышение температуры тела до 40 °С. Избегая перегрева, пресмыкающиеся уходят в тень, прячутся в норы. Большое влияние на активность пресмыкающиеся оказывают сезонные изменения климатических условий; в странах с умеренным климатом пресмыкающиеся впадают в зимнее оцепенение, а в условиях сухой жары - в летнее. Для большинства пресмыкающихся характерным способом передвижения является ползание. Многие виды неплохо плавают.

    Питание. Большинство пресмыкающихся относится к плотоядным животным. Для некоторых (например, агамы, игуаны) характерно смешанное питание. Встречаются и почти исключительно травоядные пресмыкающиеся (сухопутные черепахи).

    Биология ящериц. Большинства ящериц (за исключением некоторых безногих форм) имеются в той или иной степени развитые конечности. Хотя безногие ящерицы внешне похожи на змей, у них сохраняется грудина, а у большинства - пояса конечностей. Многие виды ящериц способны отбрасывать часть хвоста (аутотомия). Через некоторое время хвост восстанавливается, но в укороченном виде. Во время аутотомии особые мышцы сжимают кровеносные сосуды в хвосте, и кровотечения почти не возникает. Большинство ящериц - хищники. Мелкие и средней величины виды питаются в основном различными беспозвоночными: насекомыми, паукообразными, моллюсками, червями. Крупные хищные ящерицы (вараны, тегу) нападают на небольших позвоночных: других ящериц, лягушек, змей, мелких млекопитающих и птиц, а также поедают яйца птиц и рептилий. Большинство ящериц откладывают яйца. Яйца ящерицы имеют тонкую кожистую оболочку, реже, как правило у гекконов, - плотную, известковую. Количество яиц у различных видов может колебаться от 1-2 до нескольких десятков.

    Самка может откладывать яйца в течение всего года один или несколько раз. Откладывает она яйца всегда в самые укромные места - в трещины, под коряги и т.п. Некоторые гекконы приклеивают яйца к стволам и ветвям деревьев, на камнях скал. Как правило, отложив яйца, ящерицы уже не возвращаются к ним.

    Биология черепах. Характерной особенностью черепах является панцирь, состоящий из выпуклого спинного (карапакс) и плоского брюшного (пластрон) щитов. Оба щита соединяются боковыми перемычками либо кожей. Основу панциря составляют кожные окостенения, а также рёбра и позвонки. Бугристые утолщения придают каркасу повышенную прочность. Прочный панцирь значительно уменьшает подвижность сухопутных черепах. Головной мозг черепах и органы чувств развиты плохо. Малоподвижному образу жизни соответствует и низкая скорость обмена веществ. Черепахи живут до 100 лет. Часть из них обитает на суше, где роет норы. Другие черепахи живут в море, выходя на берег только в период размножения. Но большинство черепах ведёт полуводный образ жизни в реках, озёрах и болотах. В неблагоприятные периоды (зима, засуха) эти черепахи могут впадать в спячку. Могут несколько месяцев обходиться без пищи. На втором-третьем годах жизни наступает половозрелость; яйца откладываются в песок.

    Биология змей. Тело змеи делится на голову, туловище и хвост. В большинстве случаев скелет состоит из черепа и позвоночника (от 141 до 435 позвонков у некоторых ископаемых форм), к которому крепятся ребра. Змеи отлично приспособлены к поглощению крупной добычи, это выражается в строении скелета. Правая и левая половина нижних челюстей соединены подвижно, связки обладают особой растяжимостью. Вершины зубов направлены назад: при заглатывании пищи змея как бы «насаживается» на нее, и пищевой комок постепенно продвигается внутрь. У змей нет грудины, и ребра оканчиваются свободно. Поэтому часть тела, в которой находится перевариваемая жертва, может сильно растягиваться.

    Многие змеи ядовиты. На их верхней челюсти расположены крупные канальчатые или бороздчатые зубы. Яд, вырабатываемый видоизмененными слюнными железами, попадает на основание зуба и стекает по каналу или борозде к вершине. Отсутствует мочевой пузырь.

    Головной мозг змей относительно небольшой, зато хорошо развит спинной мозг, поэтому, несмотря на примитивность реакций, змей отличает хорошая координация движений, их стремительность и точность.

    Поверхностный слой кожи образует щитки и чешую в форме вытянутых пластинок, расположенных черепицеобразно, часто на них заметны продольные возвышения - ребрышки. Они играют большую роль в передвижении змей, живущих среди скал или на деревьях.

    Змеи едят все. В их рацион входят самые разные животные: от червей до небольших копытных. А о том, что они едят насекомых и птиц тоже всем известно. Почти все змеи охотятся за живой добычей, и лишь некоторые из них предпочитают падаль.

    Пищеварительная система схожа у всех змей: они заглатывают пищу целиком, не пережевывая ее.

    Размер жертвы зависит от размеров самой змеи.

    Одни змеи при благоприятных условиях могут приносить потомство до нескольких раз за сезон, другие размножаются не каждый год (например, кавказская гадюка). Обычно детеныши вылупляются из яиц, но широко распространено и живорождение (характерно для морских змей, удавов, гадюк). У самки образуется плацента, через которую зародыши получают кислород, воду и питательные вещества. Иногда самка не успевает отложить кладку, и детеныши вылупляются внутри ее половых путей. Такой случай называется яйцеживорождением (гадюки, щитомордники).

    Размножение пресмыкающихся происходит на суше. Оплодотворение в них внутреннее. Пресмыкающиеся воспроизводят потомство тремя способами:

    - яйцерождение, то есть самка откладывает яйца;



    - яйцерождение когда зародыш развивается в яйце в половых путях организма матери, питается питательными веществами яйца, из которого вылупляется вскоре после его отложения. (Вспомни, которым еще позвоночным животным свойственны яйцерождение и яйцеживорождение.);

    - живорождение, при котором зародыш развивается в материнском организме и получает из него питательные вещества. За такого способа воспроизведения самка рождает малышей. Этот тип размножения присущ лишь некоторым морским змеям.

    От температуры инкубации яиц рептилий зависит пол потомства, которое появится на свет. У крокодилов и черепах инкубации при температуре выше +30 С, рождаются только самки, а если температура ниже этого показателя,- только самцы.

    В мае-июне самка прыткой ящерицы откладывает в неглубокую ямку или норку от 6 до 16 крупных яиц, содержащих запас питательных веществ - желток. Он необходим, чтобы зародыш имел возможность развиваться в течение длительного времени и появиться на свет в виде маленькой ящерицы. Яйца ящерицы всегда покрыты мягкой кожистой шкаралупною оболочкой (оболочка яиц черепах и крокодилов твердая). Шкаралупна оболочка предотвращает повреждение и высыханию яйца. Однако в слишком сухом среде яйца могут высохнуть, поэтому необходимым условием нормального развития зародыша есть достаточная влажность.

    Развитие зародышей в яйцах продолжается в течение двух месяцев. В конце лета из них появляются молодые ящерицы длиной 4-5 см, которые сразу начинают самостоятельную жизнь, питаясь самыми мелкими насекомыми. В октябре молодняк скрывается на зимовку. Ящерица растет в течение всей жизни, ее длина может составлять около 25 сантиметров. На втором-третьем году жизни, имея длину до 10 см, она становится половозрелой.

    Продолжительность жизни пресмыкающихся наибольшая среди всех позвоночных животных. Ящерицы живут до 20 лет, змеи - до 60, а крокодилы и черепахи могут дожить и до 100. Дольше живет слоновая черепаха - более 150 лет.

    Пресмыкающиеся - это наземные животные. Переход к полностью сухопутного образа жизни состоялся благодаря таким особенностям приспособления: плотному покрову тела, который предотвращает потерю влаги, и наличии яиц с защитными оболочками, вследствие чего рептилии способны размножаться на суше.

    Термины и понятия: класс Пресмыкающиеся, или Рептилии; роговые чешуйки, щитки, кольца, автотомия, грудной, тулубово-поясничный, хвостовой отделы позвоночника, грудная клетка, межреберные мышцы, тазовые почки, мочеточники, мочеиспускательный канал, гортань, бронхи, якобсонов орган, живорождения, желток, шкаралупна оболочка.

    Проверь себя. 1. Какие особенности внешнего строения и индивидуального развития отличают рептилий от амфибий? 2. Строение покровов рептилий? 3. Чем различаются скелеты ящерицы и лягушки? 4. Названия принципиальные отличия в системе выделения ящерицы и лягушки и объясни, что их вызвало. 5. Какие органы чувств имеют наибольшее значение для ориентации ящерицы? 6. Что такое яйцерождение, яйцеживорождения и живорождения?

    Как ты считаешь? Почему ящерицы активизируются жаркой солнечной погоды, а во время похолодания становятся вялыми?

    Потомками вымерших динозавров являются многочисленные рептилии. Список пресмыкающихся животных насчитывает около десяти тысяч видов. Все они дышат лёгкими, а кожа их покрыта роговыми чешуйками, защищающими её от пересыхания. Только на территории нашей страны проживает 72 разновидности пресмыкающихся.

    Список пресмыкающихся животных насчитывает около десяти тысяч видов

    Характеристика класса

    Класс пресмыкающиеся включает в себя определённую группу холоднокровных животных и имеет ряд анатомических особенностей. Конечности располагаются с обоих боков и широко расставлены. Во время передвижения тело рептилии волочится по земле, что не мешает ей оставаться быстрой и ловкой в момент опасности или охоты.

    В доисторические времена этот вид фауны жил в воде. В процессе эволюции они перешли к наземному существованию благодаря ячеистым лёгким, сухим покровам тела и внутреннему оплодотворению. В процессе роста животное периодически линяет.

    С рыбами и земноводными их объединяет способность организма регулировать температуру тела согласно условиям окружающей среды. В зимнее время года они теряют активность и впадают в спячку. В южных широтах с жарким климатом многие из них ведут ночной образ жизни. Плотный роговой покров и отсутствие желёз в эпидермисе препятствуют потере влаги.

    Область распространения

    Рептилии распространены на всех континентах, кроме Антарктиды. Особенно многочисленны их популяции в тропических и субтропических областях.

    На территории Российской Федерации обитают наиболее жизнеспособные виды. Список названий пресмыкающихся животных, населяющих почти все регионы нашей страны, достаточно обширен. В него входят:

    1. - дальневосточная, средиземноморская, кожистая, каспийская, европейская болотная, головастая.
    2. Ящерицы - серый и каспийский геккон, пёстрая и ушастая круглоголовка.
    3. Змеи - гадюки, ужи, медяницы и желтопузики.

    К пресмыкающимся относят ящериц, змей, черепах

    Все представители этого класса, проживающие в умеренном климате, не отличаются крупными размерами и предпочитают небольшие участки для проживания, поскольку неспособны к дальним миграциям. Им характерна высокая плодовитость. Самки откладывают десятки яиц. Плотность поголовья на одном гектаре может достигать ста двадцати особей. Особенности питания играют важную роль в биологической индикации природы.

    Особенности размножения

    Рептилии размножаются на поверхности суши. Даже те, кто основную часть жизни проводит в воде, покидают привычное место обитания. Брачный период сопровождается повышенной активностью и поединками мужских особей. Особенно часто это наблюдается у ящериц и черепах.

    Основная часть рептилий - яйцекладущие пресмыкающиеся. У некоторых видов яйцо пребывает в яйцеводе до полного созревания детёныша. Такие животные относятся к яйцеживородящим представителям фауны.


    Рептилии от природы наделены высокой способностью к выживанию и сохранению вида

    Описание отдельных видов

    Рептилии от природы наделены высокой способностью к выживанию и сохранению вида. В дикой природе встречаются как травоядные, так и хищные пресмыкающиеся. Список названий включает в себя:

    • черепах;
    • крокодилов;
    • ящериц;
    • змей.

    Черепахи насчитывают около трехсот видов. Распространены по всему миру. Этих безобидных животных часто содержат в качестве домашних питомцев. Они относятся к самым долгоживущим рептилиям. В благоприятных условиях доживают до двухсот пятидесяти лет.

    Крепкий панцирь защищает их от хищников, а масса тела и размеры зависят от принадлежности к определённому роду и среды обитания. Морские черепахи могут весить около тонны и иметь внушительные габариты. Среди сухопутных видов встречаются крошечные экземпляры весом 125 грамм и длиной панциря 10 сантиметров.

    Голова животного небольшая, что даёт возможность в случае опасности быстро убирать её под панцирь. У рептилии четыре конечности. Лапы наземных животных приспособлены для рытья почвы, у морских обитателей они превратились в ласты.

    Крокодилы - наиболее опасные пресмыкающиеся животные. Названия некоторых видов соответствуют месту их обитания. Самые известные из них:

    • морской или гребнистый;
    • кубинский;
    • миссисипский;
    • филиппинский;
    • китайский;
    • парагвайский.

    Крокодилы делятся на семейства гавиалов, кайманов и аллигаторов. Отличаются друг от друга формой челюстей и размерами тела.

    Ящерицы - прыткие представители фауны. Основная их часть имеет маленькие размеры и высокую регенеративную способность. Населяют разные уголки планеты, хорошо приспособлены к различным климатическим широтам.


    Основная часть ящериц имеет маленькие размеры и высокую регенеративную способность

    Самый большой представитель рода ящериц - комодский варан . Назван в честь одноимённого острова, на котором обитает. Внешне напоминает нечто среднее между драконом и крокодилом. Создают обманчивое впечатление своей неповоротливостью. Однако это превосходные бегуны и пловцы.

    Змеи входят в список животных рептилий, которые лишены конечностей. Из-за вытянутой формы тела внутренние органы приобрели идентичное строение. Совершать гибкие движения помогают более трехсот пар рёбер, расположенных по всему телу. Треугольная голова позволяет змее заглатывать добычу целиком.

    В природе существует огромное количество различных змей. Большинство из них ядовиты. Яд некоторых способен убить в течение нескольких минут. Учёные давно научились использовать змеиный яд в качестве лекарств и противоядий.

    К змеям, лишённым ядовитых желёз, относятся ужи обыкновенные и питоны. Самая крупная змея в мире обитает на берегах Амазонки и носит название анаконды. Убивает жертву с помощью мощной мускулатуры, обвивая её кольцами.

    Морские змеи из-за давления воды лишены округлой формы и напоминают извивающуюся ленту. Очень опасны для человека, так как вырабатывают высокотоксичный яд. Попав на сушу, погибают через несколько часов. Селятся в устьях рек, впадающих в море. Далеко от берега уплывают редко.

    Отличие от земноводных

    По сравнению с земноводными, рептилии лучше адаптированы к существованию на суше. Их мускулатура хорошо дифференцирована. Этим объясняется их способность делать быстрые и разнообразные движения.

    Пищеварительная система более длинная. Челюсти оснащены острыми зубами, помогающими пережёвывать даже самую жёсткую пищу. Кровоснабжение смешанное, в котором преобладает артериальная кровь. Поэтому они обладают более высокой интенсивностью обмена.


    По сравнению с земноводными, рептилии лучше адаптированы к существованию на суше

    Размеры головного мозга относительно тела крупнее, чем у земноводных. Особенности поведения и органы чувств отлично приспособлены к жизни на поверхности земли.

    Уникальные рептилии

    Среди самых интересных и редких пресмыкающихся есть такие, кто обладает непохожими на другие виды анатомическими особенностями. Наиболее замечательным представителем уникальной фауны является Гаттерия . Она обитает только в одном месте - Новой Зеландии. При внешнем сходстве с ящерицей к роду этих рептилий не относится. Внутренние органы схожи со змеиными.


    При внешнем сходстве с ящерицей, гаттерия к роду этих рептилий не относится

    В отличие от других животных имеет три глаза, причём дополнительный орган зрения расположен в затылочной части головы. Обладая замедленным дыханием, способна не дышать в течение минуты. Длина туловища составляет половину метра, вес - около одного килограмма.

    Задание 1. Напишите, чем объясняется более сложное строение дыхательной системы пресмыкающихся по сравнению с земноводными.

    Возникновение органов воздушного дыхания у хордовых происходило не раз и зачастую было лишь идиоадаптаций и не приводило к заметному биологическому прогрессу. Пример - двоякодышащие рыбы, как приспособление к жизни в часто пересыхающих водоёмах; земноводные приспособились к дыханию сухим воздухом, т.е. выработали способ избежать пересыхания легких (бронхи). Это являся все идиоадаптацией.

    Задание 2. Выпишите номера правильных утверждений.

    Утверждения :

    1. Оболочка яйца пресмыкающихся предохраняет зародыш от высыхания.

    2. Дыхательная поверхность легких у ящерицы больше чесм у тритона.

    3. У всех пресмыкающихcя трехкамерное сердце.

    4. Температура тела пресмыкающихся зависит от температуры окружающей среды.

    5. Все пресмыкающиеся откладывают яйца на суше.

    6. У пресмыкающихся обитающих в северных районах чаще встречается живорождение.

    7. В желудочке сердца ящерицы течет смешанная кровь.

    8. В головном мозге пресмыкающихся отсутствует промежуточный мозг.

    9. У живородящих ящериц не образуется яиц.

    10. У морских черепах соли выводятся из организма через специальные железы.

    Правильные утверждения : 1, 2, 4, 6, 9, 10.

    Задание 3. Раскрасьте внутренние органы ящерицы (красным цветом - кровеносные органы, зеленым - органы пищеварительной системы, голубым - органы дыхания, коричневым - органы выделения, черным - размножения) и обозначьте их.

    1. Органы выделения: 1) почка; 2) мочевой пузырь; 3) клоака.

    2. Органы размножения: 1) семенники; 2) семяпроводы.

    3. Пищеварительная система: 1) рот; 2) ноздри; 3) ротовая полость; 4) глотка; 5) пищевод; 6) трахея; 7) легкое; 8) печень; 9) желудок; 10) поджелудочная; 11) тонкая кишка; 12) толстая кишка; 13) клоака.

    4. Кровеносная система: 1) сердце; 2) сонная артерия; 3) аорта; 4) легочная артерия; 5) вена; 6) кишечная вена; 7) легочная вена; 8) капилярная сеть.

    Задание 4. Заполните таблицу.

    Сравнительная характеристика
    Сравниваемый признак Класс
    Земноводные Пресмыкающиеся
    Покровы тела гладкая тонкая кожа, богатая кожными железами ороговевшая сухая кожа, образует чешуйки
    Скелет туловище, череп, конечности, позвоночник (4 отдела) череп, туловище, конечости, позвоночник (5 отделов)
    Органы передвижения конечности конечности
    Дыхательная система кожа и легкие легкие
    Нервная система головной и спинной мозг головной и спинной мозг
    Органы чувств глаза, уши, язык, кожа, боковая линия глаза, уши, нос, язык, чувствительные клетки осяз. волос.

    Задание 5. Строение органов размножения земноводных и пресмыкающихся существенно не отличается. Однако земноводные, как правило, откладывают тысячи яиц, во много раз больше, чем пресмыкающиеся. Дайте обоснование этому факту.

    У пресмыкающихся внутреннее оплодотворение. Пресмыкающиеся откладывают яйца, из которых вылупляются развитые детеныши. Яйца пресмыкающихся лучше защищены, значит у них больше шансов на выживание в этом мире. А у земноводных организмов оплодотворение происходит в воде(т.е. оплодотворение наружное). Земноводные мечут икру, из которой вылупляются личинки, которые потом становятся детенышами. Яйца, то есть икринки, земноводных, не имеют твердой защитной оболочки, поэтому есть хищники, которые поедают яйца земноводных. Поэтому земноводные и откладывают много яиц, потому что большая часть из яиц(личинок) погибнет.



    Что еще почитать