Доклад (сообщение) – это вид самостоятельной научно - исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Готовя доклад (сообщение) к семинару, студенты должны: познакомиться с рекомендуемой литературой; рассмотреть различные точки зрения по вопросу; выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионный вопрос.
Процесс работы над докладом (сообщением) включает четыре этапа
Подготовку;
Составление плана;
Составление сообщения и, если необходимо, презентации;
Окончательное редактирование.
Подготовьте хороший доклад (сообщение) к семинару по экономике помогут следующие рекомендации:
1. Осуществите сбор информации. Начинайте подготовку к семинару следует заранее (5-10дней). Подберите литературу и определите источники необходимых вам данных: законодательные акты и нормативные документы; учебники и справочную литературу; Wikipedia.com, и другие сайты, более специализированные, где имеются научные статьи, опубликованные в периодических изданиях. Решите, источники какого характера по степени уместности и достоверности данных вам подходят. Вы должны в полной мере понимать материал, которым оперируете Используйте не менее 3-х источников информации для подготовки доклада на семинаре.
Важный момент- студент должен дать чёткое и краткое определение сущности материального объекта, процесса или явления, о котором он собирается сообщать в докладе. Для этого необходимо воспользоваться толковым словарём, глоссарием из используемого источника информации, словарём терминов СПС "КонсультатнПлюс" и т.п. При этом, если имеется возможность, дать ссылку на соответствующие статьи или параграфы законов или документов нормативно - правового характера.
2. Определите структуру и формат изложения. Материал доклада должен строго соответствовать теме вопроса. Решите, каким образом вы будете представлять добытые сведения и свои выводы, в каком порядке они будут представлены в сообщении, образуя его четкую и логичную структуру Составьте план своего доклада (сообщения).
3. Законспектируйте полученную информацию, убрав детали, оставив только главное и только самые интересные подробности в сжатом виде. Соблюдаёте логическую последовательность при изложении материала доклада.
4. Выполните индивидуальные задания творческого характера, если это предусмотрено заданием на семинар (например, приведите примеры...., представьте статистические данные о состоянии......и т.п.). В любом случае, теоретический материал должен сопровождаться практическими примерами.
5. Просмотрите и проставьте в тексте доклада ударения во всех неизвестных словах. Значения незнакомых слов выпишите на отдельный лист, ознакомьтесь с ними, а сам лист держите во время доклада под рукой.
6. Когда текст доклада готов, если требуется, сделайте презентацию.
7. Когда доклад и презентация готовы, отрепетируйте выступление. Проверьте хронометраж, произношение сложных терминов. Ваше выступление не должно превышать 7 - 10 мин.
8. Подумайте над тем, какие могут быть вопросы у аудитории. Заранее продумайте ответы.
9. Распечатайте доклад, сохраните его копию и презентацию на флэш-карту, при необходимости продублируйте на свой e-mail.
10. Во время доклада не читайте всё время с листа. Рассказывайте, иногда подглядывая в распечатанный доклад. Главное правило на семинаре – говорите, а не читайте подготовленный материал, исключениями могут быть цифровые данные, цитаты, высказывания).
11. Выступление стройте четко, обоснованно. Не говорите долго, лучше еще раз выступить, чем утомить всех затянувшимся ответом.
12. Умейте слушать и критически оценивать выступления других студентов, быстро включаться в обсуждение, не нарушая внутренней логики развития темы.
Подготовка доклада на учебный семинар
Работу по подготовке доклада можно подразделить на две основные фазы:
докоммуникативную - планирование и подготовку доклада;
коммуникативную - практическая реализация доклада.
В докоммуникативной фазе необходимо учитывать три фактора:
Во-первых,тему и цель выступления , которыеобычно задаются преподавателем. В этом случае студенту необходимо ее конкретизировать и уточнить. Важно, чтобы тема представляла интерес для выступающего и его слушателей;
Во-вторых, участников коммуникации и аудиторию, которые также не выбираются выступающим, как правило, это учебная группа и учебная аудитория, в которой проводится семинар.
В-третьих, условия: место и время.
Эффективность доклада на учебном семинаре оценивается по трем критериям:
1. Соответствие содержания доклада его цели и задачам.
2. Степень и характер активности слушателей во время доклада.
3. Степень влияния услышанного как на интеллект, так и на чувства слушателей.
Планирование доклада
Планирование доклада зависит от темы доклада, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать.
Цель доклада состоит в том, чтобы представить новую информацию, которая требует осмысления и убедить – побудить слушателей к действию, сделать так, чтобы они приняли или изменили свою точку зрения на излагаемую проблему. Знание цели усиливает внимание. Если выступающий не подумает о назначении доклада, он не добьется успеха.
Цель доклада закладывается в т.н. стержневую идею – это основной тезис, который необходимо ясно сформулировать с самого начала. В докладе может быть несколько стержневых идей, но не более трех. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность доклада. Сформулировать стержневую идею доклада означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).
Требования к стержневой идее доклада :
фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели доклада;
суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.
Тема доклада должна быть конкретизирована, интересна, понятна для аудитории. Выступающий должен владеть темой. Это значит, что все факты должны быть собраны, систематизированы, изучены, причем, они должны освещать явление со всех сторон. Это и есть применение системного анализа на практике.
Чтобы достичь успеха у слушателей, выступающему необходимо четко определить понятия (термины), предлагать поясняющие примеры, представлять доказательную статистику, излагать концепции, иллюстрировать мысли дополнительным материалом.
Необходимо учесть, что тему надо изложить за короткое время, удовлетворив запросы слушателей.
В процессе уточнения темы и определения целевой установки рекомендуется проконтролировать себя вопросами:
Действительно ли меня интересует тема или может ли она стать интересной для меня?
Достаточно ли я знаю по данному вопросу и могу ли я найти всю необходимую информацию?
Смогу ли я уложиться в отведенное время?
Соответствует ли мой доклад уровню моих знаний и опыту?
Будут ли соответствовать мои тема и цель уровню знаний, интересам и установкам слушателей?
Итак, подготовка к докладу заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету доклада, сформулировать свои мысли по тому, или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиции будущей аудитории.
Поиск и подбор материалов
После уяснения темы и цели доклада следует перейти к поиску и подбору материалов, который включает в себя ряд этапов.
Этап 1. Поиск литературы по основным вопросам темы и отбор научного содержания, которое отвечает цели доклада. Основными источниками являются: официальные документы; научная, научно-популярная, учебная и справочная литература; статьи из газет и журналов; передачи радио и телевидения; результаты социологических опросов; собственные знания и опыт; личные контакты, беседы, интервью; размышления и наблюдения.
Чтобы доклад получился содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.
Этап 2. Изучение жизненных явлений (фактов, цифр, ситуации и т.п.) для теоретического анализа и обобщении в докладе, чтобы слушатели поняли лежащие в их основе закономерности и тенденции. При этом следует помнить, что цифровые данные, для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в докладе количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.
Этап 3. Подбор примеров из практики (общественной и индивидуальной) для иллюстрации и доходчивого разъяснения сложных теоретических вопросов. Необходимо использовать и так называемый местный материал, т.е. имеющий отношение к слушателям (например, из жизни учебной группы). Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к выступлению.
Структура доклада
Выступающий должен уметь провести через весь процесс работы над докладом определенное организационное, структурное начало. Это в конечном итоге облегчает слушателям усвоение материала, придает докладу композиционное единство, обеспечивает согласование и даже известную гармонию частей доклада. Под структурой доклада понимается его построение, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему докладу как единому целому.
Основными элементами структуры доклада являются:
1. Введение, которым докладчик привлекает внимание слушателей и настраивает их на тему своего выступления.
2. Стержневая идея.
3. Основная часть, в которой раскрываются главные пункты доклада.
4. Заключение, в котором подводятся итоги.
Примерное распределение времени:
вступление и стержневая идея – 10-15%;
основная часть – 60-65%;
заключение – 20-30%.
Вступление необходимо в каждом докладе. Это диктуется необходимостью с чего-то начать, привлечь внимание слушателей, наладить контакт с аудиторией. Собственная структура вступления может включать в себя следующие элементы:
1. Вступительное замечание.
2. Формулировка конкретной цели доклада для слушателей, в отличие от собственных целей выступающего (т.н. ориентирование слушателей).
3. Обзор главных вопросов темы доклада, если выступление достаточно продолжительно.
Цель введения – привлечь внимание слушателей и ориентировать их на материал, который будет представлен в докладе. Привлечь внимание можно одним из следующих способов:
рассказать что-то из личного опыта;
дать иллюстрацию в виде словесного рассказа или наглядного изображения;
обратиться к чему-либо, известному из жизни всей аудитории;
начать с риторического вопроса;
начать выступление с какой-нибудь потрясающей цитаты известного человека.
Ориентирующий материал дает аудитории основу, необходимую для понимания основного содержания доклада. Этот материал связан со стержневой идеей, в нем содержится необходимая информация, с его помощью докладчик устанавливает доверие к себе и показывает слушателям важность сообщения.
Чтобы ориентировать слушателей, можно:
дать историческую основу;
дать определение основных терминов;
взять примеры из личного жизненного опыта и связать их с заданной темой;
указать на важность темы для слушателей.
Начать доклад можно одним из следующих способов:
сообщение темы и основных вопросов; характеристика их теоретического и практического значения;
прямое приглашение к совместному обсуждению, поиску ответов на поставленные вопросы;
краткая характеристика существа вопроса, формулирование основной мысли доклада;
выражение своего отношения к собравшимся, обычно положительного, или даже подчеркнуто положительного, и другие.
Стержневая идея доклада должна быть представлена в виде краткого, ясного и четкого положения. Если этой идеи нет, аудитория подчас не может понять, о чем идет речь, и теряет внимание.
В Основной части доклада развертывается стержневая идея, раскрываются ее аспекты. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые идеи и положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.
План развития основной части должен быть ясным. Предмет доклада должен раскрываться конкретно и стройно. Должно быть подобрано как можно больше фактологических материалов и необходимых примеров. Оживляют выступление примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения. Даже в серьезную по содержанию речь уместно ввести элементы юмора.
При этом следует также соблюдать ряд чисто методических правил:
1. Сложные вопросы должны получать в плане полный разворот.
2. Хорошо отложившиеся в памяти вопросы в плане могут быть обозначены одной-двумя фразами, или даже отдельными словами.
3. Выступающий имеет право рассматривать одни вопросы подробнее, другие в общих чертах, третьи и вовсе опустить. Но при этом обязательно должно даваться обоснование, почему рассматриваются одни вопросы и опущены другие.
4. Вопросы, стоящие близко друг к другу, по возможности должны объединяться.
Полный текст доклада
При подготовке доклада на учебный семинар студент готовит полный текст доклада. При этом можно руководствоваться следующими правилами:
1. Пишите полный текст для недостаточно хорошо усвоенного материала, это способствует углубленному освоению темы.
3. Приближайте текст к разговорной речи. Используйте несложные обороты, короткие предложения, постановку вопросов и ответы на них.
4. Путем корректирования текста добивайтесь соответствия выступления интересам различных категорий слушателей в одной аудитории.
5. К написанию текста приступайте после составления окончательного плана.
6. Начинайте писать текст с центральных разделов темы. Потом переходите к второстепенным и далее к введению и заключению.
Во время своего доклада:
1. Стремитесь к свободному чтению, без постоянного заглядывания в текст.
2. Сохраняйте визуальный контакт со слушателями, контролируйте их реакцию. Улавливайте отношение к себе и к тому, что говорите.
3. Не начинайте доклад с изложения его плана, если известно, что оно не записывается слушателями.
4. Избегайте диктовки литературы, если к тому нет особой необходимости.
Мультимедийной презентации
Презентация – это инструмент предъявления визуального ряда, назначение которого – создание цепочки образов, т.е. каждый слайд должен иметь простую, понятную структуру и содержать текстовые или графические элементы, несущие в себе зрительный образ как основную идею слайда. Цепочка образов должна полностью соответствовать логике презентации. Такой подход способствует хорошему восприятию материала и воспроизведению в памяти представленного содержания посредством ассоциаций.
Эффективность применения презентации зависит от четкости и продуманности ее структуры. Для построения структуры следует использовать классический принцип декомпозиции решения задачи, т.е. представлять каждую сложную идею как систему более простых идей. Это поможет реализовать основное правило для презентации: 1 слайд – 1 идея. Вместе с тем, можно один ключевой момент разделить и на несколько слайдов. Пронумеруйте слайды. Это позволит быстро обращаться к конкретному слайду в случае необходимости.
Логика презентации может быть построена как на основе индуктивной, так и дедуктивной схемы.
Информация, представленная на слайдах, должна учитывать зону актуального развития слушающих, обеспечивать зону их ближайшего развития, пробуждать познавательный интерес и способствовать развитию психических процессов.
Информационная составляющая презентации должна поддерживаться ее эстетическими возможностями, которые не должны быть перенасыщенными и многослойными.
Иллюстративный материал слайдов презентации должен быть современным и актуальным, решать задачи доклада.
Оформление слайдов должно привлекать внимание аудитории, учитывая психологические особенности восприятия слушателей.
Слайды нельзя перегружать ни текстом, ни картинками. Необходимо избегать дословного «перепечатывания» текста доклада на слайды - слайды, перегруженные текстом - не осознаются. Лучше изложить с необходимой точностью и полнотой часть информации, чем сообщить максимум сведений, которые не могут быть в полной мере осмысленны слушающими. Необходимо помнить, что человек моментально может запомнить немного: не более трех фактов, выводов, определений.
ЗАПОМНИТЕ: Презентация сопровождает доклад, но не заменяет его. Текстовое содержание презентации должно сопровождать определенные положения, озвученные докладчиком, но не повторять их слово в слово. Слова и связанные с ними образы обязательно должны быть согласованы во времени.
Следует помнить, что презентация в первую очередь предназначена для иллюстрирования теоретических положений (рисунок, график, фотография и т.д.) и пояснения сложных для понимания положения (схема, алгоритм и т.д.), но не для упрощения своего повествования.
Не забывайте о значении заключительных слайдов, в которых представлены заключение, выводы, итоги и, наконец, список литературы.
Методика подготовки доклада (сообщения)
ПОДГОТОВИТЬСЯ
ПОДГОТОВИТЬСЯ
1. Запастись какими-нибудь материалами, сведениями, знаниями, необходимыми для чего-нибудь. Подготовить к ответу.
2. Настроить, расположить себя к чему-нибудь. Подготовиться к печальному сообщению.
Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .
ПОДГОТОВИТЬСЯ, влюсь, вишься; совер. То же, что приготовиться. П. к докладу. П. к экзамену. П. к разговору. | несовер. подготавливаться, аюсь, аешься и подготовляться, яюсь, яешься. | сущ. подготовка, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов … Толковый словарь Ожегова
См. приготовиться Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
Сов. см. подготавливаться Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Подготовиться, подготовлюсь, подготовимся, подготовишься, подготовитесь, подготовится, подготовятся, подготовясь, подготовился, подготовилась, подготовилось, подготовились, подготовься, подготовьтесь, подготовившийся, подготовившаяся,… … Формы слов
подготовиться - подгот овиться, влюсь, вится … Русский орфографический словарь
подготовиться - (II), подгото/влю(сь), то/вишь(ся), вят(ся) … Орфографический словарь русского языка
Влюсь, вишься; св. 1. Заранее приготовить всё необходимое для выполнения, осуществления какой л. работы, каких л. действий и т.п. П. к севу. П. к празднику. П. к отъезду. // (нсв. также готовиться). Собрать, изучить какие л. материалы, овладеть… … Энциклопедический словарь
подготовиться - влюсь, вишься; св. см. тж. подготавливаться, подготавливание, подготовляться, подготовка, подготовление 1) … Словарь многих выражений
заточить копыта - подготовиться к побегу … Воровской жаргон
Влюсь, вишься; сов. (несов. подготавливаться и подготовляться). Заранее приготовить все необходимое для выполнения, осуществления какой л. работы, каких л. действий и т. д. Подготовиться к севу. Подготовиться к отъезду. □ [Васильков:] Мне еще… … Малый академический словарь
Публичное выступление – выступление перед слушателями с целью убеждения, провокации, информирования. Такое выступление может быть рассчитано как на обширную аудиторию, так и на узконаправленную (определенный контингент слушателей).
Цель оратора расположить к себе слушателей, привлечь внимание и доказать правоту убеждений. Для этого говорящему нужно пройти основные этапы подготовки и запомнить хитрые языковые приемы, повышающие эффективность ораторской речи.
В ораторской деятельности насчитывают четыре вида выступления:
Для творческого выступления комбинируйте эти способы. В ораторской деятельности нет ограничений, но всегда стоит учитывать особенности аудитории. Принцип ораторской деятельности – возможность свободно выбирать особенности рассказа и использовать любые средства выразительности выступления.
Основа публицистических выступлений – план. Чтобы составить план сообщения, записывайте тезисы, которые подойдут к теме. Тезисы проанализируйте и исключите лишнюю информацию. После обработки прочтите тезисы еще раз.
При необходимости, дополните план и подкрепите его вспомогательными фактами, чтобы план выглядел полным и последовательным. Вносите в план обдуманные предложения. Если вы новичок в ораторской сфере, не сокращайте предложения – записывайте полностью, чтобы не запинаться при произношении.
Иметь при себе план выступления полезно, но не увлекайтесь дословным копированием тезисов. Выбирайте самостоятельно, как пользоваться записями, чтобы речь была обдуманной, последовательной, согласованной в интонации и темпе произношения.
Новичкам план поможет сориентироваться при повествовании; более опытным в ораторской деятельности, тезисы послужат как дополнение к выступлению. План подходит для постоянного обращения, подтверждая уверенность, что тезисы озвучиваются в правильном порядке.
Если вы считаете, что плана недостаточно для успешного сообщения, то напишите полный текст. Словесное оформление публичного выступления можно заучить, чтобы иметь возможность смотреть на аудиторию, а не задерживать взгляд на бумаге. Структура публичного выступления должна быть вам известна, а не просто записана в конспекте.
Самые сильные части рассказа – начало и заключение. После их удачного построения, вы заинтересуете аудиторию и оставите о себе приятное впечатление. Помните, что впечатление складывается за первые пять секунд общения. Поэтому сразу покажите, что подготовили интересный рассказ: продемонстрируйте видео или фото, подходящее к теме; начните с интересного факта.
1 Этапы рассказа начинаются с введения, а композиция публичного выступления строится на описательной части. Для выразительности используйте предысторию. Расскажите интересную притчу или жизненный пример, не отклоняясь от темы разговора. Не забывайте про психологические приемы и языковые средства, чтобы аудитория успешно переняла ваше отношение к теме.
2 Опишите проблему, которую вы затрагиваете. Уделите внимание этому пункту, чтобы аудитория понимала вас и слушала с интересом. Затроньте перспективы, которые возможны при решении проблемы. Подойдите к этой части рассказа издалека. Расскажите, как вы пришли к таким выводам и что вы думаете об этом.
3 Подумайте, какие вопросы вам задаст аудитория. Чтобы не молчать при общении с публикой, заранее оцените, какие моменты интересуют людей.
Важной частью публичного выступления является заключение.
Связность всех частей доклада слушатели должны ощущать постоянно: Одна мысль плавно переходит в другую; соблюдается логическая последовательность.
Заключение невозможно без аргументации. Композиция публичного выступления должна сопровождаться доказательствами вашей правоты.
Аргументация – это доводы, обосновывающие тезисы, и доказательства озвученной информации.
Аргументация делится на два типа:
Доказательства, основанные на разуме слушателей. Такая аргументация объясняется дедуктивным методом, рассуждением от общего к частному.
Аргументация, направленная на эмоции, чувства, нравственные нормы слушателей.
Правила аргументации
Хорошее выступление – не только аргументированный доклад. Это интересный и поучительный рассказ, к которому люди захотят задавать вопросы. Если слушатели с интересом следят за вашей речью, значит, у вас есть навыки ораторского искусства.
Правила хорошего выступления:
У вас не должно возникнуть сомнений по поводу доклада. Подготовка к публичному выступлению обеспечит уверенность в собственных силах, а это гарантирует половину успеха. Вторую половину вы получите, применяя следующие способы и приемы выразительности:
Чтобы рассказ был удачным, поработайте над произношением и преподнесением текста перед слушателями.
Подготовка речи и выступление взаимосвязаны. Языковые средства, создающие логичность выступления, обязательно нужно проработать. Это поможет публике сформировать четкое понятие о вашей проблеме.
Языковые средства выразительности:
Чтобы подготовиться к выступлению, нужен правильный физический и эмоциональный настрой.
Подготовка к выступлению считается частью рассказа. Чтобы усмирить волнение, используйте 6 основных правил:
Проведение публичного выступления – нетрудное занятие, если подойти к нему со всей ответственностью и учитывать основные функции выступления. В эти функции входит донесение информации и объяснение точки зрения. Также, вы можете повысить эффективность речи, учитывая особенности публики и используя средства выразительности. Начать обучение ораторскому искусству лучше с изучения небольших этапов, постепенно усложняя поставленные задачи и требования к выступлению.
В любом деле, будь то электронный бизнес или презентация, призывающее к чему-либо сообщение или просто письмо - необходимо, чтобы оно было убедительным. Я уверена, что многие из вас получали множество писем, реакция, на которые была весьма разнообразна. Та же ситуация и при посещении какого-либо сайта. На некоторые вы стремились тут же ответить или заинтересовывались и стремились получить более исчерпывающую информацию, а некоторые просто не было желания даже просматривать по прочтении трех строчек…
А вот, чтобы с вашей информацией не возникало подобного, а наоборот она была всегда интересна, эффективна и нужна людям, давайте рассмотрим способы ее превосходства и убеждения:
Перед тем, как написать что-либо, нужно составить предварительный план. Ответив при этом на существенные вопросы. Какова цель этого текста? Кто мой читатель, и что ему или ей необходимо знать? Какие обстоятельства смогут привлечь его (ее) внимание, которое мне необходимо? Какая дополнительная информация мне нужна, чтобы начать писать? Вспомните все свои или чужие по аналогичному поводу.
Читателю интереснее будет читать о себе, чем о вас. Поэтому обращайтесь к нему, где только возможно. Например, вместо того, чтобы написать «Наша новая косметика необходима потребителю и действуют скидки», напишите «Вы будете выглядеть превосходно с нашей косметикой и сохраните деньги в вашем кошельке».
В основном более приемлемыми для слуха и глаза людей являются позитивные, а не негативные слова. Например «Я не буду возражать против новой должности», звучит немного неуверенно, а «Я приму назначение», согласитесь, намного тверже и убедительнее.
Создайте в уме читателя своеобразную картину. Употребление ярких, запоминающихся выражений делает вашу речь короче, специфичнее, компактнее и индивидуальнее.
Читатель всегда оценивает текст по первому абзацу. В некоторых случаях это единственное, что прочитывается. Поэтому пытайтесь сразу раскрыть основную тему, при этом кратко ответив на основные вопросы «кто, что, где, когда, почему и как».
Не заставляйте своего читателя гадать, когда вы поделитесь хорошими новостями. Но если по структуре вашего текста не получается вставить эти новости, то хотя бы не навязчиво намекните о них и укажите их попозже.;
Да, а вот плохое следует «утаивать» до последнего. Откладывая плохие новости, вы оставляете эмоциональное пространство для читателя, чтобы он смог предвидеть и подготовиться к неприятному сообщению.
Если вы хотите, чтобы читатель сделал что-нибудь, или если вы предполагаете что-нибудь сделать, четко сообщите об этом в последнем абзаце. Не ходите вокруг да около, не предлагайте действий в середине письма, где на них могут не обратить внимания.
А именно, займитесь редакцией (ведь не зря же работают во всех журналах - редакторы). Не ленитесь после написания, прочитать (ведь в основном приходят такие письма…) Внимательно перечитав черновик, быть, может, даже через день или два, отметьте те слова, которые могут быть исключены, но при этом, не меняя смысла и структуры текста.
Если ваше письмо напечатано черным шрифтом, ваша подпись выделится, подчеркивая вашу индивидуальность.
Еще несколько статей из раздела "
rf-gk.ru - Портал для мам. Воспитание. Законы. Здоровье. Развитие. Семья. Беременность