Как научить первоклассника читать кабардинское чтение. Как научить читать нечитающих детей? Из опыта работы учителя начальных классов. Уроки чтения по слогам

Родителей в подготовительный год перед школой волнует вопрос: «А надо ли учить детей читать до поступления в школу или пусть учитель научит?»

Раньше при советском дошкольном образовании программа детского сада предусматривала поэтапное обучение детей грамоте, начиная с ясельного возраста 1,5 года.

* Ясельная группа - произношение звуков, название предметов, объединение в группы (посуда, игрушки, мебель и т.д.)

* Младшая группа - вычленение звуков, покажите предмет на М, на какой звук начинается слово «мама»

* Средняя группа - учат различать мягкие и твёрдые согласные (бы-би, ма-мя)

* Старшая и подготовительная группа - звуко-буквенный анализ, изучение букв, слоговое чтение.

В современных детских садах теперь отменили такую подготовку, хорошо, если развивающими играми занимаются. А программа первого класса рассчитана на то, что ребёнок уже прошёл эти этапы. На уроке он знакомится с новым звуком и буквой, учится отличать гласные и согласные звуки, читает слоги и слова, пишет изученную букву. На следующем уроке - новая буква. Если в классе много детей, то каждому учитель может уделить 2 минуты, чтобы почитать слоги. Как вы думаете, сможет ли ваш ребёнок научиться в школе читать, если вы не будете дома закреплять пройденную букву? Часто же, когда родителей просишь читать и дома слоги, они заявляют: «Он меня не слушается, читать не хочет» или «Я его зачем в школу отдала, вот вы и учите». Поэтому мои советы для тех родителей, кому небезразлична судьба собственного ребёнка.

С чего начать?

Для начала запомните несколько простых правил, без них вы не добьётесь успеха.

1. Обучение должно быть без принуждения и вызывать интерес у ребёнка к чтению. Проводить только в игровой форме.

2. Наберитесь терпения, если ваш ребёнок даже вундеркинд (по вашему мнению), грамота не будет усваиваться так быстро, как вам хотелось бы.

3. Не отпускайте в адрес ученика нелестные эпитеты (ты бестолочь, я уже 3 раз показываю), а в особенности не повышайте голос. Поставьте себя на его место, представьте, что вам нужно выучить, например: китайский язык за неделю. Ну и как, потянете?

4. «Повторение - мать учения». В головке малыша всё должно успевать раскладываться по полочкам, для этого надо время.

5. Обращайте внимание на малейшие успехи в чтении, хвалитесь ими перед родными, особенно на начальном этапе. Это поднимет престиж чтения (Папа, а наш Владик уже 5 букв выучил. Хочешь послушать?)

6. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими в учёбе. (Соседка Мила уже слова читает. А ты буквы путаешь). Это очень болезненно для детей. Они теряют веру в себя. (Я у вас глупый.)

7. Не забегайте вперед. Учим последовательно. От лёгкого к сложному. Но не делайте длительных перерывов, а то придётся начинать всё сначала, изученное быстро забывается. Лучше понемногу, но ежедневно.

8. Не используйте школьную программу и учебники, потом вашему ребёнку будет неинтересно в школе. Купите «Азбуку в картинках» или отыщите «Букварь» из советских времён. Он самый лёгкий для обучения.

9. Не учите ребёнка письму, предоставьте это школе. Для развития моторики пальцев учите аккуратно раскрашивать, не выходя за линии, да и просто рисовать, лепить, выполнять аппликации, выкладывать из мозаики.

10. Купите книги В. Волиной из серии «Учимся, играя.» Это ваше методическое пособие. Можете начинать обучение.

Я использую три разных приёма для обучения чтению: звуко-буквенный анализ, слоговое чтение, чтение готовыми словами. Первый используется в школе. Учащиеся подробно изучают звук: гласный, согласный; твёрдый, мягкий; звонкий, глухой; йотированный. Для домашнего обучения очень сложно, поэтому я всегда предупреждаю родителей, не учите ребёнка читать побуквенно, потому что потом его трудно переучить читать слогами. Слоговое чтение подразумевает повтор готового слога за родителями, чтение готовыми словами аналогично. Особенно оно ценно для детей с отклонениями в развитии, например, у меня сын глухонемой, и именно так я научила его читать и говорить.

Начинаем обучение:

Принесли домой новую игрушку: азбуку. Она может быть в картинках, кубиках, звуковая, книжка с буквами и стихами к ним. Начинаете её с ребёнком рассматривать. Его привлекут картинки. Задаёте вопрос: «Что нарисовано на картинке?» Два-три дня просто знакомство с рисунками, не торопите процесс, пусть родится интерес.

Теперь можно приступать к изучению гласных звуков: а, и, о, у, ы, э.

А - первая буква в вашей азбуке. Называем картинку словом (арбуз) и протяжно тянем первый звук.

С какого звука начиналось слово? Показываем ребёнку букву А, внимательно её рассматриваем. На что похожа? Чаще всего дети говорят «крыша», но чем больше вы с ними придумаете ассоциаций, тем прочнее она запомнится. Если в доме есть предметные картинки, то выкладываем те, где слово начинается с А.

Сначала 3-5 (апельсин, рыбка, автобус, арбуз, слон), произносим с ребёнком и просим его выбрать те, что начинаются на А. Если у вас есть книга В. Волиной «Учимся играя», то начинайте по ней обыгрывать букву. Если нет, то проявите свои творческие способности, придумайте стихи про букву или сказку, в которой много слов на А.

«Два столба наискосок, посредине поясок. Посмотрите, какова! Перед вами буква А.»

«Аист ест большой арбуз. С виду алый. А на вкус? Он и сам не разберёт, то ли сахар, то ли мёд.»

Надеюсь, вы вспомнили эти стихи из вашего детства?

Дидактические игры:

«Кто больше придумает слов на А?» (можно имён), «Кузовок» (сложить в корзинку предметы на А). Напечатайте на цветном принтере гласные звуки красным цветом, крупным шрифтом и по мере изучения наклеивайте на домашние предметы (А - аквариум) и т.д.

После изучения этих букв начинаем ежедневно петь песенку гласных, именно петь, а не читать: А А А А А, У У У У У, О О О О О, И И И И И, Ы Ы Ы Ы Ы, Э Э Э Э Э.

Затем составляем первые слоги из гласных (печатаем на листе, шрифт 72) и протяжно произносим, тянем первый звук до тех пор пока ребёнок сообразит, какой второй (Занятие ведём не более 5 минут).

АУ АИ АО АЫ АЭ УА ИА ОА ЫА ЭА УИ ОИ ОЫ УЫ до полного усвоения, это на первых порах займёт 2-3 дня.

Теперь начинаем изучать согласные

(М Ш Б В Г Д Ж К Л Н П Р С Т) и составляем с ними таблицы скорочтения (первая крупным шрифтом, следующие уменьшаем постепенно). Читаем, используя приём «Эхо», читаете сами по 5 слогов, ребёнок повторяет.

Приклеиваем такие же слоги на отдельные картонки и играем в «Прятки». Прячете карточки по комнате, так, чтобы легко было найти. Когда ребёнок нашёл карточку, он должен прочитать слог или слово, вернее, это получается повтор наизусть, слоги запоминаются зрительно. Ищете по очереди, то вы, то ребёнок. Это помогает в игре повторить слоги несколько раз и вселяет в него уверенность, что он может читать.

Таблица 1.

ма ша да па ба га жа ра са ла ка ва мама Маша Мара жара сажа каша Кама сама Сара дама лама Лара наша ваша Даша рама рада папа Паша пара палата баба тара Наташа панама гагара (это же разрезать на отдельных карточках для игры в прятки).

После медленного усвоения переходим к игре: «Финиш». Кто прочитает быстрее. Если интерес к чтению не проявляется, то подключите игрушки, читайте за кукол, мишек, играйте в школу.

Таблица 2.

мо ро бо до по ло но со то мода вода сода роса коса лото болото долото борона борода порода погода колода сорока ворона ворота корова солома нога гора дорога лопата

Таблица 3. (перед зеркалом покажите постановку губ при произношении И, Ы)

ми мы би бы ви вы ги ди ды ки ли лы ни ны пи пы ри ры си сы ти ты жи ши мыло мило мышка мишка были били выли вилы гири ноги воды диво кино лиса липа лыко кони они слоны пили пыль рыба рыси норы сила сыны сыры тина паутина малина калина Полина помыли выбили гитара диваны бараны жили шили шина шило шалаши машина малыши шипы животы ножи хороши лыжи кожи дороги пироги

Таблицы ежедневно надо повторять для беглого усвоения. Взрослый может читать иногда слово неправильно. Пусть ребёнок вас поправит. Это развивает внимание к слову и поддерживает читательский интерес. Теперь изучите гласные Е, Ё, Ю, Я (произносятся ЙЭ, ЙО, ЙУ, ЙА)

Таблица 4. (У, Ю) (Э, Е) (Ё ,О) (А, Я)

му мю бу бю гу гю ду дю пу ту тю ру рю су сю ну ню мука рука бусы гуси дуда душа дума пума дюна тура тюря рука порю сума сумма сюда нуга нюня бумага рукава супы меню дарю пою играю солю это ели эти енот мэр мел мёл мол вол вёл вели пол пел тётя дядя мал мял ёж ерш Тома Тёма Таня Маня

Таблица 5. (Изучаем буквы: З, Ф, Х, Ц, Ч, Щ, Й)

за фа ха ца ча ща заря заряд фара фаза фазан хата хала халат цаца цып чаща роща дача удача задача чай чайка чудо хочу лечу учу май мой пой пей лей сей жалей налей рой майка сойка дойка мойка лейка

он сон сок сорт там тот ток тут тир бок бук бак кол ком кот крот дом сом лом рот сел мел вол зол мыл мил

боч-ка кош-ка мыш-ка миш-ка шиш-ка лож-ка печ-ка рыб-ка дыр-ка кор-ка лод-ка бул-ка гор-ка пуш-ка

Таблица 7. (Отрабатываем произношение твёрдых и мягких согласных)

Мал-мол-мыл-мул-мил-мел вал-вол-вёл-вил бак-бок-бык-бук был-бил-бел кот-кит лак-лик-лом-лес-лис нос-нёс сук-сок-сыр-сер- сел рыл-рёв-рот-рис-рад ток-тик-тук

Дидактические игры со словами

Если у вас есть разрезная азбука букв или набор пластмассовых, деревянных букв без картинок, то можно закреплять изученные слоги и слова в игре «Наборщик». Называете слово, ребёнок складывает его из букв и читает, но нельзя при наборе вслух произносить побуквенно, пусть без вашей помощи соберёт слово целиком. Когда научится бегло читать, то в эту игру играют по другому: выкладывают большое слово, например, первоклассница, и из его букв придумывают новые слова (перо, класс, кол, сон, нос и т.д.)

«Если взять большое слово,

Вынуть буквы раз и два.

А потом сложить их снова,

Станут новые слова.»

Игра "Авария" (напечатать слоги, вразброс по листу: зеб - ра, бе - ге - мот, жи - раф, кро - ко - дил, шим - пан - зе, ге - пард, пан - те - ра, дико - браз, ли - си -ца, ма - ка - ка)

« Дело было в воскресенье

У слона на день рожденья.

Гости пели, веселились

И на части развалились.

Помогите поскорей

Из слогов собрать гостей».

Игра "Слово в слове". (Отыщите другие слова в большом слове)

Удочки (дочки, очки), марка (арка), дорога (рога), машина (шина), собаки (баки).

Игра "Перевёртыши". (анаграммы), (составьте слово наоборот).

Нос - сон, кот - ток, кит - тик, насос - сосна, мала - лама, лом - мол, налим - лиман, вол-лов, лес - сел.

Цепочки. (Меняем только одну букву и получаем новые слова).

Коса- коза, роза, поза, лоза, Лиза, луза, лупа, липа, лира, лиса, Лида, Люда, люди, люки, луки, луни.

Буква заблудилась. (Отыскать слово с ошибкой)

«Неизвестно что случилось.

Только буква заблудилась.

Забежала в чей-то дом

И хозяйничает в нём.»

Наращивание слов. (Добавьте новый слог)

Рог - пирог, бок - грибок, бор - забор, ход- поход, сук- барсук, нос - поднос, пар- парта, жар- жарко, пожар; лик- суслик, ролик, столик; стол- столбик, низ - карниз, лук- каблук, розы- морозы, лиса- кулиса.

Собери слова в корзинку.

Скок, скок, поскок.

Мы отправились в лесок.

Соберём слова на -ОК

И положим в кузовок.

Колодец (нарисуйте колодец, на ведёрках А О У Е Ё И Ы) (на месте тире прорези)

Б ___К Л_____К М____Л С ____К В______Л Н____С
Б ___К Л_____К М____Л В______Л
Б ___К Л_____К М____Л
бак лак мал сок вал нос
бок лук мол сук вол нёс
бук лес мул выл
бык лис мыл

Чашка ложка кошка тарелка. Лиса рыба волк рысь. Шкаф кровать диван слон. Дождь лето осень зима весна. Лыжи санки коньки велосипед. Зебра крокодил тигр медведь.

Дидактические игры помогают не только научить ребёнка читать, но и постоянно поддерживают интерес к чтению. После того, как появятся первоначальные навыки чтения, начинаем читать книжки, в которых слова разделены на слоги. Если ребёнок боится начинать читать сам, то прочитывайте сами предложение, а ему оставляйте одно знакомое слово. И лишь после нескольких таких совместных прочтений ребёнок начнёт читать сам.

Первичное чтение отводится взрослому, при чтении следите пальцем по словам, затем научите этому ученика. Современные дети, которые много сидят у телевизора или компьютера приобретают синдром скачущего зрения, поэтому при чтении часто теряют строку. Когда ребёнок будет читать бегло, можно применять закладку или короткую линейку, сдвигая её вниз по строке.

Не отчаивайтесь, если вам кажется, что никогда не научите читать своего ученика, знания должны перейти в умения. У разных детей процесс протекает по-разному. Кто-то за месяц усвоит технику чтения, кому-то надо полгода, а некоторым и года не хватает. Но любого ребёнка можно и нужно научить читать, тем более, что лучшая память у детей от 3 до 9 лет.

Читайте ежедневно своему ученику стихи, сказки, учите его пересказывать, отвечать на вопросы, интересуйтесь ежедневно, чему новому он научился в школе. Только тогда ребёнок поймёт, что он в первом классе занят важным и нужным делом.

Подбадривайте, хвалите почаще, даже если вам кажется, что он не так уж много усвоил на домашнем уроке. Спрашивайте, а где ему было трудно. Почаще повторяйте трудный материал.

Поймите, что если ребёнок начинает отставать в первом классе, то он становится «изгоем» на всю жизнь и до окончания школы учёба превращается в муку для него и вас. Судьба вашего ребёнка в ваших руках, помогите ему освоиться в этом сложном мире знаний.

Инструкция

Запомните: ни в коем случае нельзя ругать ребенка, сравнивать его с другими детьми, мол, Ваня или Таня уже свободно читают, а ты застрял на месте, в кого только таким тугодумом уродился! В результате ребенок сам поверит в свою неполноценность. Будет ли он после этого охотно учиться – вопрос чисто риторический.

Не заставляйте его читать чуть ли не с утра до ночи, и уж тем более не наказывайте! Этим вы только добьетесь, что само слово «чтение» будет вызывать у малыша ассоциацию с чем-то ужасным, отвратительным. А вы ведь не хотите этого, верно? У вас иная цель.

Гораздо лучше будет, если вы умело, тактично и ненавязчиво поможете своему ребенку овладеть быстрым чтением. Самый простой и эффективный способ – читать вместе с ним. Выберите интересный, занимательный (для ребенка, разумеется, а не для вас) текст, распечатайте его в двух экземплярах. И начните вместе, одновременно читать вслух. Повторяйте это упражнение ежедневно.

Сначала подстраивайтесь под скорость чтения ребенка, потом постепенно начинайте читать все быстрее и быстрее. В большинстве случаев малыш также начнет читать быстрее. Здесь главное правило: не форсировать обучение. Все должно происходить естественно, как бы само собой.

Внесите в обучение элементы игры и стимулирования. Например, напишите на полосках бумаги различные слова, относящиеся к самым разным сферам жизни и деятельности. Задача ребенка – как можно скорее собрать в одну корзину все слова, относящиеся к . Например, такие, как « », « », « », «тетрадь» и т.д. Объясните ему, что если он найдет все эти слова быстрее, чем за минуту, получит приз. Повторяйте такие упражнения до тех пор, пока ребенок не уложится в назначенное время. Ничего непедагогичного в этом методе нет, а пользу он принесет большую.

Во время прогулок обращайте внимание ребенка на вывески магазинов, учреждений, просите их прочитать вслух. Если вы пойдете с малышом в зоопарк – проследите, какое животное вызвало у него особенный интерес, и попросите прочитать, что написано об этом животном на табличке у клетки, вольера. Любознательный ребенок наверняка охотно откликнется на вашу просьбу. Помните: ваша главная задача – пробудить в малыше интерес к чтению, чтобы он не относился к нему, как к скучному, надоедливому занятию, а сам , что читать очень полезно и увлекательно!

Видео по теме

Источники:

  • как научить ребенка быстро читать 2 класс

В один прекрасный день вы решили, что ваш малыш уже достаточно взрослый для того, чтобы научиться различать геометрические формы. Для обучения этому ребенка 1-2 лет существуют специальные игровые методики.

Инструкция

Все должно происходить в форме игры. Например, когда вы играете с в мяч, то помимо его названия, каждый раз говорите: «Мяч круглый», а про кубической формы - «квадратный». Можно добавлять, что мяч катится, а кубик нет. Демонстрируйте это наглядно и предлагайте ребенку попробовать. Так ему будет легче усвоить каждой .

Просите ребенка принести вам круг или квадрат. После того, как он поймет, что это кубик и мяч, начинайте показывать ему другие предметы такой же формы: , тарелка, компакт-диск, носовой платок и др.

Чтобы научить ребенка формам при помощи игрушек, хорошо подходят пирамидки, которые нужно складывать из деталей самых различных форм. Хорошо, если они будут разных цветов. Также неплохо использовать специальный сортер или ведерко с ячейками определенной конфигурации, в которые нужно просить ребенка помещать соответствующие фигуры.

Предложите ребенку разложить их по нескольким коробочкам предметы, заранее вырезанные из – треугольники, круги и т.д.: квадраты – в одну, прямоугольники – в другую и т.д. На этих емкостях должны быть нарисованы или наклеены соответствующие геометрические фигуры.

Все дети любят рисовать. Поставьте на бумаге несколько жирных точек, повторяющих форму определенной фигуры, и предложите ему их соединить. Всегда называйте полученную деталь.

Все делайте вместе. Будьте терпеливы и доброжелательны. Обязательно хвалите ребенка , после каждого случая правильного нахождения или называния фигуры. Учите играючи, и вам удастся без особого труда научить ребенка формам .

Считается, что современные отличаются ранним развитием, у них бойкая речь, многие приходят в школу уже читающими. Однако бывают случаи, когда ребенок заметно отстает: слишком долго читает по слогам. Слоговое чтение выматывает: на него затрачивается много времени и усилий, а понимание не происходит. Ребенок не может проследить причинно-следственные связи, отсутствует целостность восприятия текста, страдает запоминание.

Вам понадобится

  • ребенок
  • детская книга
  • секундомер

Инструкция

Одна из причин несформированности навыка связного чтения – звукобуквенный принцип обучения, который фиксирует на формальной стороне процесса чтения. При низком уровне концентрации внимания к концу предложения ребенок забывает начало. У некоторых узкое поле зрения, оно не охватывает несколько слов подряд или даже слово целиком. Некоторые дети привыкли проговаривать читаемое и только при этом условии узнают слова. Скудный словарный запас значительно сокращает количество узнаваемых слов. Наконец, чтение без цели не мобилизует умственные способности .Оптимальный вариант скорости чтения – в темпе речи, 120-150 слов в минуту. Плохо читающий школьник попадает в неуспевающих учащихся. У него формируется негативное отношение к учению, он переживает стресс, понимая, что слабее других, его самооценка снижается. Если ситуацию подогревают взрослые, состояние усугубляется, это может привести к возникновению психологических и физиологических проблем.

Вовлекайте его в процесс чтения без принуждения: когда читаете ему, остановитесь на самом интересном месте, скажите, что устали, и попросите его самого немного. Задавайте вопросы по сюжету, объясняйте незнакомые слова. Пусть такие домашние тренировки будут недолгими (по 10-15 минут), но повторяются регулярно.Сделайте чтение необходимостью: оставляйте записки с ценной информацией, которые он поневоле прочитает.
Просматривайте диафильмы: короткие подписи к кадрам, произвольная смена их помогут в удобном темпе.Займитесь параллельным чтением: вы читаете текст вслух, а ребенок вслед за вами про себя, следя по тексту пальчиком. Так он будет проверять себя сам, не беспокоясь о том, как его оценят со стороны.
Играйте в словесные игры – это пополнит словарный запас ребенка , поможет быстрее ориентироваться при поиске нужных слов.Контрольные вопросы по тексту придумывайте друг для друга: чтобы придумать для вас вопрос по содержанию, маленький читатель должен будет потрудиться осмыслить прочитанное.

Педагоги-дефектологи предлагают также упражнения на развитие речевого аппарата: артикуляция гласных, согласных и их сочетаний, это особенно полезно, если есть нарушения дикции. Можно пропевать гласные, читать скороговорки и чистоговорки. Если вы заметили, что ребенок неправильно произносит некоторые звуки, не настаивайте на том, чтобы он непременно произносил этот звук в упражнениях, обратитесь к логопеду, который профессионально решит проблему.Кроме того, педагоги и психологи советуют тренировать зрительную память (запоминание и картинок, игра «Что пропало со стола?», запоминание букв, слогов, слов на карточках). Чтение слов с пропущенными буквами: ребенку предъявляются слова из одной смысловой группы (например, ) с пропущенными буквами. Он должен узнать эти слова, прочитать их и сказать, как это все называется одним словом.Можно написать вразноброс, под ними поставить цифры: опираясь на цифры, ребенок расположит буквы в нужном порядке и узнает слова. Например:
О А К С Б А
2 4 5 1 3 6 Зрительные постоянно используются на уроках в . Учитель записывает на доске предложение из 2-3 слов, некоторое время дети его и запоминают. Затем предложение убирают с глаз, его надо записать по памяти. При этом учитывается и грамотность написания.

Видео по теме

Обратите внимание

Старайтесь помочь ребенку стать сильнее, а не упрекайте его постоянно в том, что он слаб.

Полезный совет

По опыту некоторых родителей, успешному овладению навыком связного чтения способствуют занятия музыкой. Названия нот - по сути слоги, их надо связно пропевать на уроках; дети разучивают песенки, и это тоже работа с текстом.

Связанная статья

Источники:

  • Приемы обучения беглому чтению
  • как научить ребенка читать бегло

В младшем возрасте у детей обычно хорошо развито механическое запоминание текстов. Но в среднем школьном возрасте ребенок начинает испытывать затруднения при запоминании школьной программы. Можно научить его правильно и быстро запоминать необходимую информацию.

Инструкция

Лучше, если домашнее задание ребенок будет делать в тот же день, когда он его получил, так как именно в первые сутки после получения информации работает кратковременная память, и ребенок может легко забыть то, что ему объясняли или то, что он уже начал учить.

Разделите заучивание материала на несколько частей, пусть ребенок учит и запоминает каждую часть через небольшие промежутки времени, между которыми будет иметь активный отдых или просто сменит деятельность. Так информация будет лучше усваиваться.

Следите за тем, чтобы у ребенка был распорядок дня, чтобы он приступал к выполнению домашнего задания в одно и то же время. Он будет быстро запоминать материал, если будет делать это в дневное время. Вечером понадобится только закрепить выученное ранее.

Чтение ребёнок должен освоить ещё до того, как пойдёт в первый класс. Ведь читающий ученик имеет гораздо меньше трудностей с обучением в целом. Информацию о том, как научить вашего ребёнка читать бегло, вы найдёте в данной статье.

Обучение чтению - главная задача в 1 классе

Техника чтения

В 7 лет ребёнок впервые идёт в школу. В начальных классах на уроках чтения особое внимание уделяется проверке техники чтения. Ученик должен выразительно и без ошибок читать не менее 30 слов в минуту, правильно ставить ударения, понимать читаемый текст и пересказывать его.


Что такое техника чтения у детей

Причины медленной скорости чтения

  • Слабая оперативная память, когда ребёнок через 3-4 слова забывает прочитанное и поэтому не может уловить суть предложения.
  • Слабая концентрация внимания и отсутствие усидчивости.
  • Мало практики. Здесь всё просто: читаем больше – читаем лучше.
  • Низкий объем оперативного поля зрения. Расширить его можно при помощи таблиц Шульте (читайте ниже).
  • Отсутствие заинтересованности к чтению.

Многие родители сталкиваются с вопросом, как научить ребёнка любить книги - и не находят однозначного ответа. Присмотритесь к своему чаду. Кто, как ни мама с папой смогут определить, что в действительности сможет пробудить тягу к знаниям и литературе у ребёнка?


Совместное чтение - лучший способ привить любовь
  • Ограниченный словарный запас. Заниматься с ребёнком нужно не тогда, когда уже начались проблемы, а значительно раньше – с самого раннего возраста. Общайтесь с малышом на всевозможные темы, терпеливо отвечайте на все его вопросы, рассказывайте увлечённо, постепенно добавляя в лексикон малыша всё новые слова.
  • Наличие регрессии, когда маленькие глазки постоянно норовят вернуться к уже прочитанному слову.
  • Неразвитость артикуляционного аппарата, плохая дикция. Правильное произношение всех звуков должно быть выработано до того, как вы начнёте усиленно работать над скорочтением.
  • Дислексия – серьёзное, но вполне поправимое нарушение. У ребёнка теряются способности к овладению навыками чтения, но при этом общая способность к обучению сохраняется. В данном случае правильнее всего обратиться к квалифицированным специалистам – дефектологу и логопеду.

Причины дислексии - нарушения чтения

Как научить своего ребёнка в 1 классе бегло читать? Решение данной проблемы зависит от того, что именно является главной причиной низкой скорости чтения.


Надо ли научить ребенка читать до школы

Если после первой проверки техники чтения в школе оказалось, что ваш ребёнок читает недостаточно бегло, запаситесь терпением и настойчивостью. И прежде чем перейти к конкретным упражнениям для улучшения скорости чтения, примите несколько советов:

  1. Совет №1. Занятия должны быть регулярными. Вы не получите достойного результата, если будете уделять время для чтения с ребёнком лишь от случая к случаю. Не прекращайте заниматься и в каникулы, даже когда закончится учебный год.
  2. Совет №2. Важно иметь правильный настрой. Как научить ребёнка любить читать, если родители сами относятся к данному занятию пренебрежительно? Воспринимайте чтение как нечто очень увлекательное, тогда ребёнок охотно будет заниматься.
  3. Совет №3. Постарайтесь подбирать литературу с красочными картинками и крупными буквами.
  4. Совет №4. Занятия можно проводить не только дома. Берите с собой книгу в поликлинику, в гости. В летний период выходите читать в парк – получите двойную пользу.
  5. Совет №5. Обязательно учитывайте характер ребёнка. Гораздо сложнее заинтересовать книгой непоседу. Он будет чаще отвлекаться, но ругать ребёнка за это не следует. Делайте более большие перерывы между занятиями, а также проявляйте фантазию. Научить ребёнка читать можно и в игровой форме.
  6. Совет №6. Прежде чем начать занятие, продумайте его тщательным образом, изучите материал. Предлагайте ребёнку только те книги, содержание которых вы достаточно изучили.
  7. Совет №7. Обращайте внимание не только на скорость чтения, но и на то, понимает ли ребёнок смысл текста. Попросите его объяснить прочитанный материал, подсказывайте, подталкивайте к нужной мысли.
  8. Совет №8. Чтобы научить читать вашего ребёнка увлечённо, с интересом, подходите к процессу обучения творчески: разыгрывайте сценки по произведениям, рисуйте любимых персонажей, придумывайте разные варианты финала.

О пользе семейного чтения

Выполняя данные советы вы легко сможете приучить ребёнка к книге и улучшить его технику чтения. Выберите один или несколько вариантов занятий, которые предложены ниже.

Занятия

Чтение любимой игрушке. Во время занятия посадите рядом с ребёнком его любимую куклу, игрушку и предложите развлечь интересной книгой. Также малыш может прочитать сказки на ночь плюшевому мишке или зайцу. В роли учителя или родителя дети чувствуют себя увереннее, важнее, поэтому и чтение даётся легче.


Чтение игрушкам - увлекательная игра

Рациональность. Маленьким детям с трудом даются длинные тексты, даже если они весьма увлекательны. Поэтому, чтобы не спровоцировать утомляемость от чтения и не отбить желание напрочь, подберите несколько коротких, но интересных рассказов.

Интрига перед сном. Предложите ребёнку немного почитать перед сном. Отметьте место в книге, до которого он должен дочитать. Выберите интригующий момент в сюжете. Но чтобы сон ребёнка был спокойным, не предлагайте ему книги о монстрах, привидениях и ведьмах.


Нельзя наказывать за не успехи в чтении

Скороговорки. При помощи скороговорок тренируется речевой аппарат. Это весьма полезное занятие даже для тех деток, которые давным-давно умеют произносить все звуки.

Закладка. Эта полезная вещица предназначена не только для того, чтобы отмечать страницу, на которой вы остановились читать. Логопеды также советуют использовать её и для борьбы с так называемой регрессией (когда ребёнок «оглядывается» на уже прочитанное). Как только слово будет прочитано, просто закрывайте его закладкой. Со временем такая привычка у ребёнка исчезнет, скорость чтения увеличится.

Театр и кино. По многим литературным произведениям сняты великолепные фильмы и поставлены спектакли. После того, как ребёнок прочитает книгу, предложите ему посмотреть ещё и представление в театре и сравнить, такими ли он представлял себе главных героев. Также можно поступить и наоборот: сначала сходить в кино или на спектакль, а затем вместе прочесть книгу. Так ваш ребёнок будет не только научаться читать, но и грамотно и красиво излагать свои мысли.


Таблицы Шульте для скорочтения

Таблица Шульте

Выше уже было сказано, что такая таблица помогает расширить объём поля оперативного зрения, научиться хорошо читать. Выглядит она как квадрат, который расчерчен на 25-30 ячеек равного размера. В данные ячейки произвольно вписываются цифры (или буквы). Задача ребёнка – найти все цифры по порядку как можно быстрее.

Вы прочитали статью о том, как научить ребёнка быстро читать. Но помните: какой бы вариант занятий вы ни выбрали, самое главное, что должны понимать родители – привить у детей любовь к книгам можно только собственным примером. Читайте сами, обсуждайте интересные книги за семейным ужином, посещайте всей семьёй библиотеку, и ваш ребёнок не просто научится бегло читать, но и будет делать это с удовольствием.

Похожие материалы

В начальной школе учителя часто проводят технику чтения как критерий оценивания умений и успеваемости ребенка. Периодически дети должны читать текст на время. Вначале выбирается отрывок из знакомого произведения, а при последующих проверках дается незнакомый текст.

Техника чтения должна определить сколько слов ребенок читает в минуту и понимает ли он прочитанный текст. При этом также учитывается правильность произношения слов и окончаний, наличие ошибок и повторов.

Соотношение класса и необходимой скорости чтения:

  • 1 класс – минимум 3 слов в минуту;
  • 2 класс – более 50 слов в минуту;
  • 3 класс – от 70 слов;
  • в 4 – начале 5 класса – более 100 слов в минуту;
  • в средней школе – от 120-150 слов в минуту.

Показатель, к которому нужно стремиться – 150-180 слов в минуту. Это при чтении незнакомого текста.

Обучать ребенка быстрому чтению нужно сразу же, как начинаете учить читать вообще. Когда ребенок уже знает все буквы и может читать по слогам, можно начинать выполнять упражнения на увеличение внимания, пополнение словарного запаса и улучшению дикции. Все это поможет освоить скорочтение в дальнейшем.

Сложнее вопрос, когда правильно начинать само обучение чтению. Лучше всего это делать, когда малыш уже умеет говорить, излагая свои мысли логично и в виде небольшого рассказа. Приблизительно это 4-5 лет.

Быстрота чтения влияет на общее развитие ребенка и успеваемость в школе. Для чего может понадобиться умение быстро читать:

  • увеличение словарного запаса;
  • развитие логического, пространственного мышления;
  • скорость чтения непосредственно влияет на количество усваиваемой информации, при высокой скорости чтения воспринимается 80% текста, тогда как при низкой скорости всего 60% и меньше;
  • навыки чтения позволяют лучше усваивать и другие школьные предметы.

Медленное чтение, в том числе и чтение по слогам, не только выступает препятствием в развитии каких-либо возможностей, но и общему успеванию и получению хороших оценок. Низкая скорость имеет и свои причины, устранение которых уже решит половину проблемы:

  1. Низкий уровень памяти. В детстве у ребенка память еще недостаточно хорошо развита. Когда малыш читает 4-5 слово, то он уже не помнит какое было первым. В результате он теряет мысль и не понимает, о чем говорится. Это не только влияет на усвоение материала, но и на интерес к процессу.
  2. Рассеянное внимание. Скорость мыслительных процессов высокая, и при медленном чтении малыш начинает думать о чем-то другом, кроме текста. Он отвлекается, ему становиться скучно и интерес к книгам и обучению пропадает.
  3. Низкий объем оперативного зрения. При чтении текста малыш видит только несколько букв (1-3), а не слово целиком.
  4. Возвратные движения глаз. При чтении ребенок начинает возвращаться глазами к уже прочитанному тексту и перечитывает слово заново.
  5. Слаборазвитый артикуляционный аппарат. В этом случае детям сложно выговаривать слова и из-за этого понижается скорость.
  6. Литература, выбранная не в соответствии с возрастом и запасом знаний ребенка.

С чего начинать обучение

Чтобы научить ребенка скорочтению, нужно:

При быстром чтении человек способен догадываться о следующих словах и продолжении мысли, что значительно повышает скорость. Для развития этого качества важны память, словарный запас, внимание, высокий уровень оперативного зрения, развитое мышление.

Именно их и нужно развивать, просто увеличение прочитываемого текста не поможет повысить показатели.

Как научить быстро читать ребенка дошкольного возраста

Ребенок дошкольного возраста только начинает учиться и ему еще сложно дается этот процесс. Поэтому важно постоянно поддерживать его интерес к процессу и преподносить игры в виде игры и развлечения.

Три игры, которые помогут развить навыки, необходимые для скорочтения:


Методы и упражнения для обучения быстрому чтению детей в 6 и 7 лет

С детьми 6-7 лет можно использовать упражнения посложней. Но не забывайте поддерживать интерес, проводя занятия в виде игры и соревнований.

Кроме разных методик чтения, нужно использовать и различные упражнения:

  1. Улучшение артикуляции. Проговаривайте разные скороговорки, следя за правильностью выполнения. Можно устроить соревнование, и кто лучше справиться получит маленький приз.
  2. Развитие сообразительности. Возьмите лист и напишите пары слов, схожие по написанию и звучанию, но отличающиеся по смыслу и на одну букву, например, кот – пот, лес – вес, сон – тон и т.д. Попросите ребенка найти отличие и объяснить значение каждого слова.
  3. Развитие поля зрения. Возьмите таблицу, для начала ограничьтесь 5 столбцами и 5 строками. В каждую клетку впишите букву или слог. Попросите ребенка прочитать про себя их все, а потом по просьбе назвать их очередность, найти определенную букву или назвать соседнюю букву от заданной. Для увеличения сложности увеличивайте количество букв или используйте слоги.

Программа беглого чтения для детей старше 8 лет

Например, можно написать какое-нибудь длинное слово (алмазный, сельскохозяйственный и др.) и предложить из его букв составить 5 других слов. Постепенно можно усложнять задачу и увеличивая количество слов.

Но предварительно попробуйте составить их сами, чтобы не требовать от ребенка невозможного.

Другие упражнения, развивающие способности для беглого чтения:

  1. Развитие антиципации (предсказывание последующего слова, смысловая догадка). Нужно выписать предложения и в некоторых словах пропустить буквы, а потом попросить ребенка прочитать его, по ходу вставляя недостающие части. Со временем увеличивайте нагрузку убирая целые слоги из слов.
  2. Деформированные предложения. Нужно выписать предложения с нарушенным порядком слов. Например, вместо «Никита пошел в лес за грибами» пишите «Никита за грибами лес пошел в». Сделайте несколько разных карточек, а потом попросите ребенка составить предложения правильно.
  3. Сочинение вслух. Суть упражнения в том, что нужно дать малышу исходную фразу или вопрос и 5-10 минут на обдумывание. А потом он должен высказать свое отношение к проблеме или рассказать придуманную историю. Нужно следить за стройностью и логичностью повествования.

Кроме упражнений, есть еще и ряд методик чтения текста:

  1. «По вершкам». Нужно взять непрозрачную линейку и закрыть нижнюю часть текста. Ребенок должен прочитать текст только по верхней части букв. После того, как такое занятие не будет вызывать затруднений, закрывайте верхнюю часть текста.
  2. Перевертыш. Эта техника выполняется в три этапа. Сначала нужно просто читать текст, потом книга переворачивается на 90 градусов. Через несколько предложений поворачивайте книгу на 180 градусов и слова воспринимаются «вверх тормашками».
  3. Ролевое чтение. Чтение со сменой интонации позволяет лучше вникнуть в его суть и запомнить. Дети в этом случае концентрируются на написанном, а новые слова лучше запоминаются.

Как быстро научить ребенка читать по-английски

Три метода, соблюдение которых поможет научить своего малыша читать по-английски:

  1. Учите буквы. Прежде чем переходить к чтению, изучите алфавит. Его нужно знать очень хорошо и спокойно произносить отдельные буквы.
  2. Выбирайте слова короткие и с однозначным произношением. Чтобы не путать ребенка в самом начале и не «отбить» у него интерес к изучению, найдите список простых слов. В них должно соотноситься написание и прочтение, это позволит малышу сделать первые шаги в изучении.
    Примером подходящих слов для начала являются: pot, spot, dog, box и т.д. Постепенно нужно переходить к чтению целиком более трудных слов. Обращайте внимание, чтобы малыш запоминал правильное произношение и не допускал ошибок.
  3. Чтение с пониманием. После того как основные слова выучены и легко читаются, можно переходить к знакомству с короткими текстами. Просите ребенка, после прочтения, говорить о чем он прочитал.
    Не требуйте идеального перевода, вам нужно добиться осмысленного чтения, а не просто механического воспроизведения. В идеале ребенок должен потом читать иностранный текст, понимая все по ходу. Как при изучении материала на родном языке. Это позволит ему непросто хорошо читать, но и овладеть английским.

При обучении ребенка, нужно постоянно поддерживать интерес к процессу и не переутомлять малыша.

Лучше сделать несколько занятий вдень, но коротких, чем одно, но длинное. Это может привести к развитию отторжения у ребенка к учебе и скуке в процессе.

Еще несколько важных моментов:

А главное, делайте занятия регулярными. Оптимально будет 3-4 урока в неделю в комплексе со школьными заданиями. Можете периодически заменять одни упражнения другими, делая занятия более разнообразными и интересными.

Дополнительная информация по обучению чтению есть в следующем видео.

Чтение — это познание мира и закладка основных навыков. Поэтому очень важно подойти к этому процессу со всей ответственностью и осведомленностью. От того, как вы выстроите систему обучения, будет зависеть, станет ли ваш ребенок заинтересованным учеником или этот процесс будет мучительным и болезненным. Начать, конечно, необходимо со знакомства с буквами и звуками.

Не «сжимайте» этот этап до катастрофичных сроков — завтра в школу, значит, за ночь нужно заставить ребенка все изучить. Начните как можно раньше: пусть для малыша это будет интересной и неторопливой игрой — один день одна буква. Когда этап пройден — можно переходить к обучению. Мы представим вам практические советы и самые популярные методики, которые позволяют понять, как научить читать первоклассника:

1. Пойте вместе!
Как утверждают психологи: пение для ребенка намного увлекательней, чем чтение слогов и букв. Начните с составления несложных слогов и научите малыша их не проговаривать, а именно напевать. Буквы должны соединяться плавно нараспев! Это не только легкий процесс, но и интересный ребенку. Припевайте слоги и придумайте, в какой песне есть такое же словосочетание, отдохните, поговорите об этом произведении.

2. Наглядность — настоящий «золотой ключик».
Сделайте процесс обучения максимально наглядным — не нужно начинать с книг! Разноцветные кубики со слогами, яркие таблички, веселые поделки. Такой подход вам точно обеспечит успех. Научите своего первоклашку играть с буквами и слогами: пусть пробует соединять буквы и проговаривать получившийся слог. Даже если есть ошибки — превратите это в смешное недоразумение. Проговорите, как эта ошибка будет звучать в слове и тогда ребенок легко запомнит, что так сочетать слоги неправильно.

3. Ассоциации
Такой метод позволяет ребенку сначала легко запомнить значение слова, а потом и быстро его прочитать. Напишите маленькое слово и расскажите ребенку, что оно означает. И когда он его «проговорит» — пробуйте читать по слогам. Запоминание происходит быстро и доступно для ребенка.

4. Читайте вслух

Это отличный способ научить ребенка воспринимать не только буквы и слоги, но и разбираться в звуках. Возьмите маленький отрезок интересного текста и прочитайте его с выражение вслух, проговаривая все сложные «места». А далее попросите ребенка про себя повторять за вами, пусть следить за каждой буквой и слогом. Так малыш будет запоминать, и слышать, как звучат буквы.

5. Прослушивание аудиозаписей

Действенный способ не только развить память, но и научиться читать! А секрет прост: ребенок сосредотачивается на интересной информации, легко запоминает звучание слогов и букв, начинает различать звуки. Запишите любимую сказку или познавательную информацию и предложите малышу ее просто прослушать. И даже если ваш читать, такое времяпрепровождение ему наверняка придется по душе!

Как научить первоклассника быстро читать

Мало научить малыша читать, необходимо оттачивать технику — это поможет ему научиться быстро читать и воспринимать информацию. Чтобы добиться результата -необходимо работать ежедневно! И здесь важно понять: читать надо недолго, а часто. Весь процесс оттачивания скорости не должен превышать 15 минут. Это оптимальное время, за которое ребенок не устанет и сможет концентрировать свое внимание. Пусть таких сеансов в день будет 5-7. Так как научить первоклассника быстро читать:

1. Игра — залог успеха. Добавьте игровой момент в процесс обучения. Соревнуйтесь с ребенком, придумайте приз победителю. Сначала прочитайте текст сами, останавливаясь на «сложных» момента, а потом предложите ребенку самому прочитать. Объясните ему, что он может задавать вопросы в процессе чтения.

2. Повторение — мать учения. Очень важно дать малышу возможность читать один и тот же текст несколько раз. Так ребенок станет намного увереннее, и лучше будет слышать звуки. Выбирайте простые и интересные заметки.

3. Ищем слова. Это очень полезное упражнение: попросите ученика найти определенное слово в коротеньком тексте. При поиске ребенок будет бегло просматривать слова и их запоминать. Это научит его видеть текст в общем. Он будет легко ориентироваться и попутно воспринимать другие слова — техника чтения значительно улучшиться.

4. Читаем про себя. Такой вид обучения дает отличные результаты. Ребенку легче сконцентрироваться, воспринять информацию, скорость чтения значительно повышается.

5. Тренируем внимание. Когда малыш начнет читать — резко его остановите и попросите посмотреть на вас, а затем быстро отыскать место в тексте, где он прервался. Такое упражнение отлично тренирует зрительную память, позволяет сконцентрировать внимание и быстро включиться в процесс.

6. Правильный порядок. Напишите предложение, где слова перепутаны местами, а затем попросите ребенка создать правильный ряд.

7. Научите видеть весь текст. Это очень важно: расскажите, что при чтении необходимо непросто проговаривать буквы, но и понимать, что обозначает каждое слово.

8. Читаем все и везде. Поиграйте с ребенком: читайте случайные надписи, объявления, титры к фильмам. А чтобы процесс был увлекательней — соревнуйтесь, кто быстрее увидит новые слова и надписи.

Помните, что беглое чтение ребенок может освоить только тогда, когда он научится хорошо писать. Ему станет намного легче воспринимать информацию и создавать аналогии. А вот ? Прививайте любовь к эстетике с самого раннего возраста, больше рисуйте, чертите геометрические фигуры, раскрашивайте картинки.

Как правильно мотивировать ребенка

Приступая к обучению своего малыша, необходимо понимать, что для него весь этот процесс чужд. Нужно найти правильную мотивацию, которая разбудит желание читать. И здесь все зависит от родителей:

Объясните ребенку, что навык чтения откроет перед ним такой огромный и интересный мир. Он сможет познавать новое самостоятельно, быстрее повзрослеет, сможет переписываться с друзьями, писать книжки и т.д.

Придумайте историю, в которой малыш не умел читать и поэтому ничего не знал, и так и остался маленьким!

У вашего ребенка есть ? И это можно сделать весомым аргументом — научишься читать, сможешь не только играть в игры, но и переписываться с друзьями, находить интересную информацию.

«Золотые правила»
Уважаемые родители, чтобы процесс обучения был легким и приятным для вашего ребенка возьмите на вооружение несколько правил.



Что еще почитать