Художественная культура мезоамерики ацтеков майя инков. Презентация «Древние инки. Культура Северной Америки

Ацтеки и инки. Ацтеки подчинили себе почти всю Центральную Америку. Они называли себя "мексика". Отсюда пошло название современной страны. Ацтеки были мужественными воинами. Идя в бой, они надевали шкуру леопарда. Шлемы в виде орлиной головы защищали их головы. Ацтеки воспитывали мальчиков как будущих воинов. Когда мальчику исполнялось 10 лет, его остригали, оставляя лишь небольшую косичку на затылке. Мальчик носил ее до тех пор, пока не приводил первого пленного. После этого он считался настоящим воином. Ацтеки научились выращивать сады и огороды на воде. Из тростника они делали огромные плоты. На них укладывали ил со дна озера или реки, его утрамбовывали и высаживали на него растения. Плоты находились недалеко от берега. Корни деревьев и растений прорастали и служили своеобразными якорями, которые удерживали плот на месте. Такие плавучие сады и огороды давали очень хорошие урожаи.

Слайд 13 из презентации «Архитектура индейцев» к урокам МХК на тему «Древняя Америка»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке МХК, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Архитектура индейцев.pptx» можно в zip-архиве размером 815 КБ.

Скачать презентацию

Древняя Америка

«Культура майя» - Государства и народы доколумбовой Америки. Образец иероглифики древних майя. Руины города Ушмаль. Пирамида «Волшебника» в Ушмале. Вид с воздуха на центр древнего Паленке. Архитектура. Наблюдения за звёздами. Майя разработали самую развитую во всей доколумбовской Америке систему письменности. Древняя обсерватория.

«Доколумбовая культура» - 3.Искусство ацтеков. Керамика инков. Полуостров Юкатан. империя Майя. Стадион 8 век. Главной достопримечательностью Чичен-Ицы является пирамида Кукулькан. Очагов древней цивилизации было два. 5.Художественная культура инков. Ювелирное украшение. Серьги. Рельеф на Вратах Солнца в Тиауанако. Копане. Город Майя.

«Культура доколумбовой Америки» - Культура инков. «Солнечный камень» –солнечный календарь индейцев-ацтеков. Художественная культура майя. Характерные особенности искусства народов доколумбовой Америки. Иллюстрация учебника, С. 53 Опишите вышеуказанный памятник. План урока. Теотихуакан. Искусство ацтеков. Ритуальная урна (деталь). ТАИНСТВЕННЫЕ РАЗВАЛИНЫ: следы великой цивилизации.

«Культура ацтеков» - Согласно мифам, вселенная была разделена в горизонтальном направлении. Ацтекская мозаичная маска. Жизнь необходимо поддерживать самой дорогой ценой. Нагуаль - дух-покровитель в образе животного или растения. Шочипилли. Ацтекская дубина. Золотые колокольчики. Около 1390 года в центре города был заложен Великий Храм.

«Архитектура индейцев» - Солнечный календарь майя был очень точным. Специфические формы и направленность не могли оказать серьезного влияния на европейскую культуру. ДРЕВНЯЯ АМЕРИКА Храмовая архитектура индейцев. Ацтеки и инки. В столице инков находился величественный храм солнца, отделанный золотом. Написанные листы собирались в книгу.


ДОКОЛУМБОВЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ АМЕРИКИ

Хоупвелл

Тольтеки

Паракас

Моче

Могольон

Анасази

Наска

Уари

Хохокам

Ольмеки

Тиуанако

Сикан

Майя

Чибча

Сапотеки

Теотиуакан

Чиму

Ацтеки

Инки

Чавин


ЗАНЯТИЯ ЖИТЕЛЕЙ АМЕРИКИ

Америка была заселена около 40 тыс.лет назад выходцами из Азии.

Большая часть жителей занималась охотой и рыболовством , но на юге было развито земледелие (картофель, подсолнечник, какао, табак, помидоры, кукуруза ). Из домашних животных были - собаки и ламы . Индейцы не знали железа, плуга и колеса, огнестрельного оружия.


  • Родоплеменные порядки
  • Во главе - вождь
  • Языческие верования, служители культа - жрецы

МАЙЯ

Культура майя развивалась на огромной территории, превышающей 325 тыс. квадратных километров, примерно там, где в настоящее время находятся мексиканские штаты Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, Табаско, восточная часть штата Чьяпас, большая часть Гватемалы (за исключением узкой полоски Тихоокеанского побережья), Белиз и западная часть Гондураса и Сальвадора. На этой обширной территории представлены самый разнообразный климат, растительность, рельеф, т. е. встречаются различные экологические системы, служившие защитой майя с незапамятных времен.

Фактически в состав майя входили различные, но сходные по своему этническому составу группы с более или менее близкими физическими чертами, говорившие на различных языках, образующих единую лингвистическую ветвь (до настоящего времени в этом районе говорят на 24 майяских языках) и унаследовавшие одну и ту же культуру.


Территория, которую занимала цивилизация майя. Красным выделена граница культуры майя, чёрным - территория месоамериканской цивилизации


ГОСУДАРСТВО И КЛАССЫ У МАЙЯ

«Великий человек»

ЖРЕЦЫ

ЗНАТЬ

«НИЗКИЕ ЛЮДИ»

ремесленники

крестьяне

рабы (военнопленные, преступники, должники)


Города Майя создавались из огромных каменных глыб. В центре города возводились пирамиды-храмы наподобие египетских.

Улицы перпендикулярные друг другу были вымощены каменными плитами.

Ушмаль – северо-западная столица империи.

Копан – юго-восточная столица империи.

Паленке – западная столица империи.

Тикаль – центральная столица империи.

Чичен-Ица – северная столица империи.


КУЛЬТУРА МАЙЯ

Создан календарь

Астрономические

обсерватории

Математические

знания

Письменность –

иероглифы

Жрецы –

хранители знаний


АЦТЕКИ

Основной отраслью производства ацтеков было поливное земледелие . Кроме кукурузы, служившей основным питанием, сажали бобы, тыквы, помидоры, бататы, агаву, фиги, какао, табак, хлопок, а также кактусы, на последних разводили кошениль - насекомых, выделяющих пурпурную краску, из сока агавы изготовляли род браги - пульке; кроме нее любимым напитком был шоколад, который варили с перцем.

Ацтеки разводили индюков, гусей, уток . Единственным домашним животным была собака. Собачье мясо также попало в пищу. Охота не играла сколько-нибудь значительной роли.

Орудия труда изготовлялись из дерева и камня . Особенно хорошо обрабатывались лезвия и наконечники из обсидиана; употреблялись и кремневые ножи. Главным оружием были лук и стрелы, затем дротики с метательными дощечками.

Ацтеки не знали железа. Медь, добывавшуюся в самородках, ковали, а также отливали способом расплавления восковой формы.


ГОСУДАРСТВО И КЛАССЫ У АЦТЕКОВ

РЯДОВЫЕ ОБЩИННИКИ

ЗНАТЬ

ИМПЕРАТОР

ВОИНЫ


КУЛЬТУРА АЦТЕКОВ

Ацтеки славились ювелирными ремеслами. В искусстве отливки, ковки и чеканки золота ацтеки достигли большого мастерства. Бронза появилась в Мексике поздно и употреблялась для предметов культа и роскоши.

Ткачество и вышивка ацтеков стоят в ряду лучших достижений в этой области. Особенно прославилась ацтекская вышивка перьями. Большого мастерства достигли ацтеки в керамике со сложным геометрическим орнаментом, резьбе по камню и в мозаике из драгоценных камней, нефрита, бирюзы и т. п.

В городах работали школы , где обучали счету, чтению письму истории, ораторскому искусству.

Огромное внимание уделялось развитию поэзии.


ФУТБОЛ АЦТЕКОВ

ГОРОДА АЦТЕКОВ

РЕЛИГИЯ АЦТЕКОВ


ИНКИ

Инки (правильнее инка) - создатели одной из древнейших цивилизаций в Южной Америке. Первоначально индейское племя языковой семьи кечуа, обитавшее в XI-XIII веках на территории современного Перу, позже господствующий слой, а также верховный правитель в образованном ими государстве Тауантинсуйу (XV век).

Они достигли высокоразвитого социального строя, не овладев даже колесом. Поддерживать целостность географически протяжённого государства помогала высокоразвитая система дорог.

Инки проводили сложные хирургические операции, владели искусством мумификации. Строили каменные строения, не используя цемента, при этом их здания выдерживали такие землетрясения, при которых более поздние испанские строения разрушались до фундамента.


ГОСУДАРСТВО И КЛАССЫ У ИНКОВ

ВЕРХОВНЫЙ ИНКА

неограниченный

правитель

Издавал законы

Руководил войском

Решал вопросы войны и мира

Правители провинций

Верховный жрец

Главный контролер

«СЫНЫ СОЛНЦА»

кровные родственники

Инки

высшие должности

ЧИНОВНИКИ

знать покоренных

народов

Контролировали всю страну

вплоть до каждого

крестьянского двора

ОБЩИННИКИ

Совершенно бесправны


КУЛЬТУРА ИНКОВ

ИНКИ - единственная цивилизация доколумбовой Америки, в которой была известна бронза (в Месоамерике была известна только медь). Кроме меди и бронзы, инки выплавляли большое количество серебра, золота и их сплавов, среди которых наиболее известна тумбага (легкоплавкий, обладающий высокими механическими и эстетическими качествами сплав 1 части золота с примерно 2 частями меди). Инки также знали платину.

Богатейшие памятники ювелирного искусства инков ("золотой сад" в храме Кориканча с растениями, птицами, бабочками, фигурами людей и животных из золота и серебра) погибли почти полностью.

Основным видом искусства инков была расписная и фигурная керамика , среди которой наиболее интересны "лицевые сосуды", составляющие великолепную галерею реалистических портретов.


КАЛЕНДАРЬ

ПОЧТА

КУЛЬТУРА ИНКОВ

ПИСЬМО

ШКОЛА

КИПУ – узелковое письмо




  • Народы Америки рано стали заниматься земледелием и освоили ряд неизвестных в других частях света полезных растений.
  • У них складывались классовые общества и возникали государства.
  • Они создали свою оригинальную культуру – письменность, календарь, добились успехов в астрономии и математике, в архитектуре и изобразительном искусстве.

Империя инков, или, как называли свою страну сами инки, «Земля четырех частей». Последнее название связано с тем, что страна делилась на четыре провинции: Кунтинсуйу, Кольясуйу, Антисуйу и Чинчасуйу со столицей в городе Куско. Основание страны приписывается легендарному инку Манко Капаку. Само слово «инки» никогда не относилось к названию племени, им обозначался лишь правитель государства. При его преемниках территория государства постоянно расширялась, особенно тогда, когда при Йаруаре Уакаке была создана регулярная армия.




Покоряя какое-либо государство или город, инки переселяли на их территорию другие племена, благодаря чему национальный элемент, который мог привести к освободительной войне, исчезал. На завоеванных территориях вводился в обязательном порядке государственный язык инков кечуанский, что также способствовало единению огромной страны. Символом могущества страны был город Куско, один из красивейших городов мира, на территории которого располагались сотни дворцов и храмов. Главной в городе была площадь Уакапата (священная терраса), от которой отходили дороги в четыре главные провинции страны. Там же возвышались дворцы, один из которых имел площадь 30 на 160 метров. О богатстве правителей инков можно судить хотя бы по тому факту, что, когда старый император инков умирал, его тело бальзамировали и помещали во дворец, который отныне становился святилищем. Его же преемник должен был строить для себя новый дворец. Такой роскоши не мог себе позволить ни один европейский владыка.




Но больше всего поражал своим великолепием храмовый комплекс Куско Кориканча (золотой двор). Главным его сооружением был храм бога солнца Инти, в котором одного золота насчитывалось огромное количество тонн. Золотые окна, двери, стены, крыши, полы, потолки, культовые предметы изумляли людей. Центром храма был многометровый диск из чистого золота, символизирующий Бога солнца. Возле храма находился двор Интипампа (золотое поле), на котором находились изготовленные из золота деревья, растения и травы, олени, бабочки, пастухи и т. д. Причем все это было сделано в натуральную величину и все двигалось (!) при помощи искуснейших механизмов. Это действительно было чудо, не имеющее себе равных в мире.




Не меньшей гордостью империи были ее дороги, не уступающие современным трассам. Одна из таких дорог была длиной 5250 километров самой длинной магистралью в мире до начала XX века. Дороги имели ширину до 7,5 метров, а в некоторых местах располагались на высоте 5160 метров над уровнем моря. На определенном расстоянии друг от друга на дорогах были выстроены постоялые дворы со складами.






Существовала у инков и государственная почта, что выглядит почти фантастически. Несмотря на эти великолепные достижения, инки не знали ни колеса, ни письменности. Впрочем, письменность у них была, но в виде «узлового письма»: нитки в этом узле обозначали либо золото желтая веревка, либо солдат красная, и т. д. Цифры обозначались при помощи вязания определенного числа узлов. Однако это не мешало развитию науки и поэзии. Жизнь инков была немыслима без религиозных обрядов, которые так же, как и у ацтеков, отличались невероятной жестокостью. За выполнение обрядов отвечала «каста» профессиональных жрецов, которую возглавлял верховный жрец. Богами инков были Инти Бог солнца, Мама Килья Богиня луны, Мама Пача Богиня земли, Мама Кочи Богиня моря и др. Каждому из этих богов был посвящен специальный праздник, которых в году (у инков год также равнялся 365 дням) было непомерное количество.








Во время каждого из них на алтарь повергались тысячи человек, кровь которых реками лилась с алтарей ненасытных богов. Попирались и нравственные ценности, сведенные, в конце концов, к нулю. Религиозный фанатизм и жестокость в сочетании с развратом разъедали изнутри, точно ржавчина, внешне блестящую империю. 15 ноября 1532 года отряд испанцев-конкистадоров во главе с Пизарро, перейдя через Анды, вступил на землю инков. История крушения ацтекского государства полностью повторилась. Воспользовавшись распрями, начавшимися у инков в борьбе за престол, Пизарро с маленькой горсткой людей разгромил величайшую империю, которая вскоре превратилась в испанскую колонию.


Правители инков: 1. Манко Капак (1150) 2. Синчи Рока 3. Льоке Йупанки 4. Майта Капак 5. Капак Йупанки 6. Инка Рока 7. Йаруар Уакак 8. Виракоча Инка 9. Пачакути Инка Йупанки () 10. Тупак Инка Йупанки () 11. Уайна Капак () 12. Уаскар () 13. Атауальпа ()


Подобно истукану на глиняных ногах из книги пророка Даниила, империя инков выглядела грозно и величественно, но если мы внимательнее присмотримся, то увидим, что основа ее была, как и у истукана, глиняная. Построенная на лжерелигии, жестокости и разврате, империя инков рухнула, оставив после себя жалкие деградировавшие племена несчастных людей, которые не умеют самостоятельно ни шить одежды, ни стрелять из лука, ни строить.




Главная задача, стоявшая перед правителями, было постоянное ведение войны, участие в которой считалось высшим счастьем. Причем, ведение войны преследовало не цель обогащения, а служение богам. В этом кроется коренное отличие войн ацтеков от войн, которые вели европейцы, целью которых было расширение территории, захват рабов, сокровищ. У ацтеков все это отходило на задний план. Причем, служение и почитание бога заключалось, в первую очередь, в принесении ему человеческих жертв из числа пленников.


Храмы ацтеков имели форму пирамиды, на вершине которой располагалось два мини- храма, посвященных главным богам. По верованиям ацтеков человеческая кровь являлась пищей богов, и поэтому чем больше людей, именно людей, а не животных, повергалось на алтарь, тем добрее к ацтекам должен был быть бог. В будни, не говоря уже о праздниках, на алтарь повергались тысячи и тысячи людей. Подсчитано, что всего за несколько лет умерщвлялось таким путем до 150 тысяч человек. При ведении войны ацтеки старались не убивать, а захватить врагов в плен, чтобы принести их в жертву.







В культе другому богу, богу огня Уэуэтеотлю, храм которого тоже был на вершине пирамиды, пленных сжигали на очень медленном огне, упиваясь их мучениями. В жертву богу плодородия Тлаопу приносили маленьких детей, умерщвляя их жесточайшим способом. Богине земли приносили в жертву женщин. У ацтеков был даже бог человеческих жертвоприношений Шипе Тотек. Поклонение другим богам носило такой же характер. Вчитываясь в эти описания, порой не верится, что таким образом умерщвлялись миллионы человек. Но археология на сегодня дает положительный ответ, с каждым днем прибавляя еще тысячи жертв, которых находят при раскопках. Здесь стоит отметить и то, что, сжигая детей, ацтеки считали, что не совершают ничего ужасного и особенного.


У этого народа цена человеческой жизни была сведена на нет, и даже простые нравственные установки полностью были отвергнуты. На фоне этих зверств процветали искусство и культура, возводились великолепнейшие дворцы с садами и галереями, огромные храмы-пирамиды, уходившие в поднебесье, каналы, дамбы, школы. Развивались поэзия и философия, но народ, не имеющий фундамента веры в истинного Бога, не мог долго существовать. Началась его деградация, страшный разврат и жестокость наполнила жизнь ацтеков.
Некогда великий народ оказался ни к чему не способным, жалким и ничтожным, и поэтому когда горстка испанцев во главе с Эрнандо Кортесом 8 ноября 1519 года вступила в Теночтитлан, ацтеки оказались в полной их власти, приняла их за богов, вследствие их цвета кожи и одежды. Вскоре Кортес завоевал полное доверие правителя ацтеков Монтесумы, затем захватил его в плен вместе с несметными сокровищами. Спустя несколько лет огромная ацтекская империя рухнула под нажимом нескольких сотен испанцев, будучи полностью деградированной и неспособной вести какие- либо военные действия.


Правители ацтеков: 1. Акамапичтли () 2. Уицилиуитль () 3. Чимальпопоку () 4. Ицкоатль () 5. Монтесума Первый () 6. Ашайакатль () 7. Тисон () 8. Ауисотль () 9. Монтесума Второй () 10. Кунтлаулак () 11. Куаутемок ()


13 августа 1521 года испанцы захватили в плен последнего правителя ацтеков Куаутемока и ряд верховных его советников, тогда же была разгромлена и великолепная ацтекская столица. Так закончило свое существование государство ацтеков. Сегодня на месте древнего государства обитают малочисленные индейские племена, даже внешний вид которых говорит об их полнейшей деградации. Эти бедные и жалкие люди с трепетом взирают на развалины огромных храмов и пирамид, которые воздвигли их далекие предки.

Когда первые европейцы попали на Американский континент, они столкнулись с цивилизацией, которая очень сильно отличалась от всего, что им прежде приходилось видеть. Местные жители не имели представления о многих понятиях, давно и прочно укоренившихся в Старом Свете. Народы доколумбовой Америки не использовали колесо, не делали железных орудий и не ездили на лошадях.

Тем удивительнее тот факт, что индейцам, как назвали выходцы из Европы, удалось построить несколько довольно развитых цивилизаций. У них были города, государства, длинные мощеные дороги между населенными пунктами, письменность, астрономия, а также уникальные художественные артефакты.

Цивилизации доколумбовой Америки возникли независимо друг от друга в двух географических регионах - в Мезоамерике и в Андах. Вплоть до испанского завоевания эти районы были центрами интеллектуальной и культурной жизни континента.

Мезоамерика

Эта географическая область охватывает территории центральной и южной Мексики, Белиза, Гватемалы, Сальвадора, Гондураса, Никарагуа и Коста-Рики. Первые люди появились здесь в 12 тысячелетии до нашей эры. Города и государства возникли в третьем тысячелетии до нашей эры. С тех пор и до начала испанской колонизации в Мезоамерике возникло несколько развитых культур.

Самой ранней была цивилизация ольмеков, которые жили на побережье Мексиканского залива. Они оказали огромное влияние на традиции всех последующих народов, заселявших этот регион.

Культура ольмеков

Наиболее древнее искусство доколумбовой Америки представлено весьма необычными и загадочными артефактами. Самым известным памятником цивилизации ольмеков являются гигантские головы, изготовленные из базальтовых валунов. Их размеры варьируются от полутора метров до 3,4 метра, а весят они от 25 до 55 тонн. Поскольку у ольмеков не было письменности, предназначение этих голов неизвестно. Большинство ученых склоняются к версии, что это скорее всего портреты древних правителей. На это указывают детали головных уборов, а также тот факт, что лица скульптур не похожи друг на друга.

Еще одно направление ольмекского искусства - нефритовые маски. Они были выполнены с большим мастерством. Уже после исчезновения ольмекской цивилизации эти маски были обнаружены ацтеками, которые собирали и хранили эти их как ценные артефакты. Вообще, культура доколумбовой Америки сформировалась под сильным влиянием этого древнего народа. Рисунки, статуэтки и скульптуры ольмеков обнаруживаются за сотни километров от некогда заселенных ими территорий.

Цивилизация майя

Следующая великая культура Мезоамерики возникла около 2000 года до нашей эры и просуществовала до эпохи европейского колониализма. Это была цивилизация майя, оставившая после себя огромное множество произведений изобразительного искусства и архитектурных памятников. Наивысший подъем культуры майя пришелся на период с 200 по 900 годы нашей эры. В эту эпоху доколумбова Америка переживала расцвет градостроительства.

Фрески, барельефы и скульптуры майя выполнены с большим изяществом. Они довольно точно передают пропорции человеческого тела. У майя была письменность и календарь, они также создали детальную карту звездного неба и умели прогнозировать траекторию движения планет.

Изобразительное искусство майя

Цветные изображения плохо сохраняются во влажном климате. Поэтому до наших дней дошло не так уж много настенных росписей майя. Тем не менее фрагменты таких изображений повсеместно обнаружены в древних городах этого народа. Сохранившиеся фрагменты свидетельствуют, что искусство доколумбовой Америки не уступало лучшим произведениям классических цивилизаций Старого света.

Майя достигли высокого мастерства в изготовлении керамики, в том числе расписной. Из глины они лепили не только посуду, но и статуэтки, изображавшие богов, правителей, а также сценки из повседневной жизни. Майя делали украшения из драгоценных камней и занимались резьбой по дереву.

Сохранилось множество скульптур и барельефов, в которых отражена история доколумбовой Америки того периода. Художники майя часто оставляли запечатленными в камни важные события общественной жизни. На многих изображениях присутствуют надписи, что очень помогает историкам в трактовке представленных на них сюжетов.

Архитектура майя

Культура Америки во времена майя переживала свой расцвет, что не могло не отразиться и на архитектуре. В городах помимо жилых домов было множество специализированных зданий. Будучи увлеченными астрономами, майя строили обсерватории для наблюдения за небесными объектами. Также у них были площадки для игры в мяч. Их можно считать предшественниками современных футбольных полей. Сами мячи делали из сока каучукового дерева.

Майя воздвигали храмы в виде на вершине которых находилось святилище. Строились также специальные платформы, достигавшие четырех метров в высоту и предназначавшиеся для проведения общественных церемоний и религиозных обрядов.

Теотиуакан

На территории современной Мексики находится заброшенный город древних индейцев с отлично сохранившимися строениями. Нигде архитектура доколумбовой Америки не достигала таких высот (в прямом и переносном смысле), как в Теотиуакане. Здесь расположена Пирамида Солнца - гигантское сооружение высотой 64 метра и с основанием более 200 метров. Раньше на его вершине стоял деревянный храм.

Рядом находится Пирамида Луны. Это второе по величине строение Теотиуакана. Оно было построено уже после и посвящалось великой богине земли и плодородия. Помимо двух больших, в городе есть несколько более мелких четырехъярусных ступенчатых сооружений.

Изображения в Теотиуакане

Почти во всех зданиях в городе есть фрески. Фон в них, как правило, красный. Другие цвета используются для изображения персонажей и прочих деталей рисунка. Сюжеты фресок по большей части символические и религиозные, иллюстрирующие мифы доколумбовой Америки, но встречаются и сцены повседневной деятельности. Также есть изображения правителей и сражающихся воинов. В Теотиуакане много скульптур, в том числе таких, которые являются элементами архитектуры зданий.

Культура тольтеков

Сегодня мало что известно о том, какой была доколумбова Америка в период между закатом цивилизации майя и возникновением ацтеков. Считается, что в это время в Мезоамерике жили тольтеки. Сведения о них современные ученые черпают в основном из ацтекских преданий, в которых реальные факты часто переплетены с вымыслом. Но археологические находки все же позволяют получить некоторые достоверные сведения.

Столицей тольтеков был город Тула, находящийся на территории нынешней Мексики. На его месте сохранились остатки двух пирамид, одна из которых была посвящена богу Кетцалькоатлю (Пернатому змею). На ее вершине стоят четыре массивные фигуры, изображающие тольтекских воинов.

Культура ацтеков

Когда испанцы приплыли в центральную Америку, они встретили там могущественную империю. Это было государство ацтеков. О культуре этого народа мы можем судить не только по архитектурным памятникам. Благодаря испанским хронистам, описавшим увиденную ими цивилизацию, сохранились сведения о поэтическом, музыкальном и театральном искусстве ацтеков.

Поэзия ацтеков

Стихотворное искусство доколумбовой Америки, по всей видимости, имело давние традиции. Во всяком случае, к моменту появления испанцев у ацтеков уже были поэтические конкурсы, проводившиеся при большом скоплении народа. В стихотворениях, как правило, присутствовали метафоры, слова и фразы с двойным смыслом. Существовало несколько литературных жанров: лирическая поэзия, военные баллады, мифологические сказания и т. д.

Изобразительное искусство и архитектура ацтеков

Столицей ацтекской империи был Теночтитлан. В его застройке доминировали архитектурные формы, которые изобрели предшествующие цивилизации доколумбовой Америки. В частности, над городом возвышалась 50-метровая пирамида, напоминающая аналогичные сооружения майя.

Рисунки и барельефы ацтеков изображают как сцены из повседневной жизни, так и разнообразные исторические и культовые события. Есть на них и картины человеческих жертвоприношений, которые проводились во время религиозных празднеств.

Одним из самых необычных и таинственных артефактов ацтеков является Камень Солнца - большая круглая скульптура, диаметром почти 12 метров. В центре ее изображен бог Солнца, окруженный символами четырех прошедших эпох. Вокруг божества начертан календарь. Считается, что служил жертвенным алтарем. В этом артефакте культура доколумбовой Америки раскрывает сразу несколько своих граней - астрономические знания, жестокие ритуалы, художественное мастерство сливаются в единое целое.

Культура инков

Народы доколумбовой Америки достигли высокого уровня развития не только в центральной части континента. На юге, в Андах, процветала уникальная цивилизация инков. Этот народ географически был оторван от мезоамериканских культур и развивался обособленно.

Инки достигли высокого мастерства во многих видах искусств. Огромный интерес представляют их узоры на тканях, называемые токапу. Их предназначение состояло не только в том, чтобы сделать одежду более нарядной. Каждый из элементов узора был также и символом, обозначающим какое-либо слово. Располагаясь в определенной последовательности, они образовывали фразы и предложения.

Музыка инков

Музыкальное искусство доколумбовой Америки отчасти сохранилось в Андах, где живут потомки инков, до наших дней. Есть также литературные источники времен колонизации. Из них мы знаем, что инки использовали разнообразные духовые и ударные инструменты. Музыка сопровождала религиозные обряды, многие песни были связаны с циклом полевых работ.

Мачу-Пикчу

Инки прославились также уникальным городом, построенным высоко в горах. Его обнаружили в 1911 году уже покинутым, поэтому настоящее его название не известно. Мачу-Пикчу на языке местных индейцев означает "старая вершина". Здания в городе сложены из камня. Блоки настолько точно подогнаны друг к другу, что мастерство древних строителей удивляет даже современных специалистов.

Культура Северной Америки

Индейцы, обитавшие к северу от нынешней Мексики, не возводили каменных построек, таких как Пирамида Солнца или Мачу-Пикчу. Но художественные достижения народов доколумбовой Америки, живших в раойне и Миссури, также довольно интересны. В этом регионе сохранилось множество древних курганов.

Помимо простых насыпей в виде холма, в долине реки Миссисипи встречаются ступенчатые платформы, а также курганы, в очертаниях которых угадываются фигуры различных животных, в частности змеи и крокодила.

Влияние искусства доколумбовой Америки на современность

Индейцев остались в прошлом. Но нынешняя культура Америки несет на себе отпечаток древних доколониальных традиций. Так, национальные костюмы коренных народов Чили и Перу очень похожи на одежду инков. В картинах мексиканских художников часто обнаруживаются стилистические приемы, характерные для изобразительного искусства майя. А в книгах колумбийских писателей фантастические события причудливо вплетаются в реалистичный сюжет с привычной для ацтекской поэзии легкостью.



Что еще почитать