Хакасы языковая семья и группа. Хакасы. Огонь, вода и древние верования

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Хакасы. «Хакасы. Наедине с природой», 2010


Общие сведения

ХАК‘АСЫ, тадар, хоорай (самоназвание), народ в Российской Федерации (78,5 тыс. человек), коренное население Хакасии (62,9 тыс. человек). Живут также в Туве (2,3 тыс. человек) и в Красноярском крае (5,2 тыс. человек). Общая численность 80,3 тыс. человек. По данным Переписи населения 2002 года численность хакасов, проживающих на территории России, составляет 76 тысяч человек, по данным переписи 2010г. - 72 тыс. 959 человек.

Хакасы разделяются на четыре этнографические группы: качинцев (хааш, хаас), сагайцев (са ай), кызыльцев (хызыл) и койбалов (хойбал). Последние почти полностью ассимилировались качинцами. Говорят на хакасском языке тюркской группы алтайской семьи, который имеет 4 диалекта: качинский, сагайский, кызыльский и шорский. Около 23% Хакасов считают родным русский язык. Современная письменность создана на основе русской графики. Б‘ольшая часть Хакасов придерживается традиционных верований, несмотря на то, что в 1876 они были официально обращены в православие.

В составе Хакасов смешались тюркские (енисейские кыргызы), кетские (арины, коты и др.) и самодийские (маторы, камасинцы и др.) компоненты. В Российской империи Хакасы именовались минусинскими, ачинскими, абаканскими татарами. Помимо Хакасов этноним "тадар" утвердился также среди соседних тюркских народов Южной Сибири - шорцев, телеутов и северных алтайцев. Термин "хакас" для обозначения коренных жителей долины Среднего Енисея (от "хагасы", как назывались в китайских источниках 9-10 веков енисейские кыргызы) был принят в первые годы советской власти.

В эпоху позднего средневековья племенные группы Хакасско-Минусинской котловины образовали этнополитическое объединение Хонгорай (Хоорай), включавшее четыре княжества-улуса: Алтысарский, Исарский, Алтырский и Тубинский. С 1667 государство Хоорай находилось в вассальной зависимости от Джунгарского ханства, куда в 1703 была переселена б‘ольшая часть его населения. В 1727 по Буринскому договору территория Хонгорая отошла к России и поделена между Кузнецким, Томским и Красноярским уездами, с 1822 - в составе Енисейской губернии. В русских документах она известна как "Кыргызская земля", Хонгорай. Четыре хакасские "степные думы" - Кызыльская, Качинская, Койбальская и Сагайская - в основном совпали с территориями бывших хонгорайских улусов. В 1923 был образован Хакасский национальный уезд, с 1925 - национальный округ, с 1930 - автономная область в составе Западно-Сибирского (с 1934 - Красноярского) края, в 1991 преобразованная в Республику Хакасия в составе Российской Федерации. Создание в 1924-26 письменности способствовало образованию литературного языка (на базе качинского и сагайского диалектов).

Цикл аудиолекций «Народы России» — Хакасы


Традиционным занятием Хакасов было полукочевое скотоводство. Разводились лошади, крупный рогатый скот и овцы, почему Хакасы называли себя "трёхстадным народом". Значительное место в хозяйстве Хакасов (кроме качинцев) занимала охота (мужское занятие). Ко времени присоединения Хакасии к России ручное земледелие было распространено только в подтаёжных районах. В 18 веке основным земледельческим орудием служил абыл - тип кетменя, с конца 18 - начала 19 века соха - салда. Основной посевной культурой был ячмень, из которого делали талкан. Осенью в сентябре подтаёжное население Хакасии выезжало на сбор кедрового ореха (хузук). Весной и в начале лета женщины и дети выходили на промысел съедобных кореньев кандыка и сараны. Сушёные корни мололи на ручных мельницах, из муки делали молочные каши, пекли лепёшки и т.д. Занимались выделыванием кож, катанием войлоков, ткачеством, свиванием арканов и т.д. В 17-18 веках Хакасы подтаёжных районов добывали руду и считались искусными плавильщиками железа. Небольшие плавильные печи (хура) сооружались из глины.

Во главе степных дум стояли беги (пиглер), называемые в официальных документах родоначальниками. Назначение их утверждалось генерал-губернатором Восточной Сибири. Бегу подчинялись чайзаны, стоявшие во главе административных родов. Роды (сеок) - патрилинейные, экзогамные, в 19 веке расселялись дисперсно, но сохранялись родовые культы. Родовая экзогамия стала нарушаться с середины 19 века. Соблюдались обычаи левирата, сорората, избегания.

Основным видом поселений были аалы - полукочевые объединения нескольких домохозяйств (10-15 юрт), как правило, родственных между собой. Поселения делились на зимние (хыстаг), весенние (частаг), осенние (кустег). В 19 веке б‘ольшая часть хакасских хозяйсв стала кочевать только два раза в году - с зимника на летник и обратно.

В древности были известны "каменные городки" - крепостные сооружения, расположенные в горных местах. Легенды связывают их возведение с эпохой борьбы против монгольского владычества и русского завоевания.

Жилищем служила юрта (иб). До середины 19 века бытовала переносная круглая каркасная юрта (тирмел!г иб), летом покрытая берестой, а зимой войлоком. Чтобы войлок не намокал от дождя и снега, его сверху ещё закрывали берестой. С середины 19 века на зимниках стали строить стационарные срубные юрты "агас иб", шести-, восьми-, десятиугольные, а у баев двенадцати- и даже четырнадцатиугольные. В конце 19 века войлочных и берестяных юрт уже не было.

В центре юрты располагался очаг, над ним в крыше делалось дымовое отверстие (тунук). Очаг был выложен из камня на глиняном поддоне. Здесь же ставился железный треножник (очых), на котором находился казан. Дверь юрты была ориентирована на восток.

Основным видом одежды служили у мужчин рубаха, у женщин - платье. Для повседневной носки их шили из хлопчатобумажных тканей, праздничные - из шёлка. Мужская рубаха кроилась с поликами (ээн) на плечах, с разрезом на груди и отложным воротником, застёгивающимся на одну пуговицу. Спереди и сзади ворота делались складки, благодаря чему рубаха была очень широка в подоле. Широкие рукава со сборками у поликов заканчивались узкими обшлагами (мор-кам). Под мышками вставлялись квадратные ластовицы. Женское платье имело такой же покрой, но было значительно длиннее. Задний подол делался длиннее переднего и образовывал небольшой шлейф. Предпочтительными для платья служили красные, синие, зелёные, коричневые, бордовые и чёрные ткани. Полики, ластовицы, обшлага, кайма (кoбее), идущая вдоль подола, и углы отложного воротника делались из материи другого цвета и украшались вышивкой. Женское платье никогда не подпоясывалось (за исключением вдов).

Поясная одежда мужчин состояла из нижних (ыстан) и верхних (чанмар) штанов. Женские штаны (субур) обычно шились из синей ткани (дабы) и по своему покрою не отличались от мужских. Штанины заправлялись в голенища сапог, ибо концов их не должны были видеть мужчины, особенно свёкор.

Мужские халаты-чимче обычно шили из сукна, праздничные - из плиса или шёлка. Длинный шалевый воротник, обшлага рукавов и борта обшивались чёрным бархатом. Халат, как и любая другая мужская верхняя одежда, обязательно подпоясывался кушаком (хур). С левой его стороны прикреплялся нож в деревянных, орнаментированных оловом ножнах, за спиной привешивалось за цепочку огниво с инкрустацией из кораллов.

Замужние женщины поверх халатов и шуб по праздникам обязательно надевали безрукавку-сигедек. Девушки и вдовы не имели право носить его. Сигедек шили распашным, с прямым разрезом, из четырёх проклеенных слоёв ткани, благодаря чему он хорошо сохранял свою форму, сверху крыли шёлком или плисом. Широкие проймы, ворот и полы украшались радужной каймой (чеек) - нашитыми вплотную в несколько рядов шнурами, вручную сплетёнными из цветных шёлковых ниток.

Весной и осенью молодые женщины надевали распашной кафтан (сикпен, или хаптал) из тонкого сукна двух типов: отрезной и прямой. Шалевый воротник покрывали красным шёлком или парчой, на лацканы нашивали перламутровые пуговицы или раковины каури, края окаймляли жемчужными пуговицами. Концы обшлагов сикпена (как и другой женской верхней одежды) в долине Абакана делали со скошенным выступом в форме конского копыта (омах) - для прикрытия лица стыдливых девушек от назойливых взглядов. Спинка прямого сикпена украшалась растительным орнаментом, линии проймы обшивались декоративным швом oрбе - "козлик". Отрезной сикпен украшали аппликациями (пыраат) в форме трёхрогой короны. Каждый пыраат обшивали декоративным швом. Над ним вышивали рисунок "пять лепестков" (пис азыр), напоминающий лотос.

Зимой носили овчинные шубы (тон). Под рукавами женских выходных шуб и халатов делали петли, куда привязывали большие шёлковые платки. Зажиточные женщины вместо них привешивали длинные сумочки (илтик) из плиса, шёлка или парчи, вышитые шёлком и бисером.

Типичным женским украшением был нагрудник пого. Основу, вырезанную в виде полумесяца с закруглёнными рожками, обтягивали плисом или бархатом, обшивали перламутровыми пуговицами, кораллом или бисером в виде кругов, сердечек, трилистников и других узоров. По нижнему краю пускалась бахрома из бисерных снизок (силби рге) с мелкими серебряными монетками на концах. Пого готовили женщины своим дочерям перед свадьбой. Замужние женщины носили коралловые серёжки ызырва. Кораллы покупались у татар, которые привозили их из Средней Азии.

Девушки до замужества носили множество косичек с накосными украшениями (тана поос) из дублёной кожи, покрытой плисом. Посредине нашивали от трёх до девяти перламутровых блях (тана), иногда соединённых между собой вышитыми узорами. Края орнаментировали радужной каймой чеек. Замужние женщины носили две косы (тулун). Старые девы носили три косички (сурмес). Женщины, имеющие внебрачного ребёнка, были обязаны носить одну косу (кичеге). Мужчины носили косичку кичеге, с конца 18 века стали подстригать волосы "под горшок".

Основной пищей Хакасов служили зимой мясные, летом - молочные блюда. Распространены супы (угре) и бульоны (мун) с отварным мясом. Наиболее популярными были крупяной суп (чарба угре) и ячменный (кoче угре). Праздничным блюдом считается кровяная колбаса (хан-сoл). Основным напитком был айран из кислого коровьего молока. Айран перегоняли на молочную водку (айран арагазы).

Годовой цикл был отмечен рядом праздников. Весной после окончания посевных работ отмечали Урен Хурты - праздник убиения зернового червя. Он посвящался благополучию посева, чтобы червь не погубил зерно. В начале июня после перекочёвки на летник устраивали Тун Пайрам - праздник первого айрана. В это время перезимовавший скот поправлялся на первом зелёном корму и появлялось первое молоко. На праздниках устраивались спортивные состязания: бега, конные скачки, стрельба из лука, борьба.

Наиболее распространённым и почитаемым жанром фольклора является героический эпос (алыптыг нымах). Он насчитывает до 10-15 тыс. строк, исполняется низким горловым пением (хай) под аккомпанемент музыкальных инструментов. В центре героических сказаний находятся образы богатырей-алыпов, мифологические представления о делении вселенной на три мира с обитающими там божествами, о духах-хозяевах местностей и природных явлений (ээзи) и др. Сказители пользовались большим уважением, их приглашали в гости в разные концы Хакасии, в некоторых родах они не платили податей. Вера в силу магического воздействия слова выражена у Хакасов в канонизированных формах благопожеланий (алгыс) и проклятий (хааргыс). Благопожелания имел право произносить только зрелый человек, старше 40 лет, в противном случае каждое его слово примет обратный смысл.

Был развит шаманизм. Шаманы (камы) занимались лечением и возглавляли общественные моления - тайых. На территории Хакасии насчитывается около 200 родовых культовых мест, где совершались жертвоприношения (белого барашка с чёрной головой) верховному духу неба, духам гор, рек и др. Они обозначались каменной стелой, алтарём или насыпанной каменной грудой (обаа), рядом с которыми устанавливали берёзки и привязывали красно-бело-синие ленточки-чалама. Как национальная святыня Хакасами почитается Борус - пятиглавая вершина на Западных Саянах. Поклонялись также домашнему очагу, семейным фетишам (тёс"ям). С 1991 стал отмечаться новый праздник - Ада-Хоорай, основанный на древних ритуалах и посвящённый памяти предков. Он проводится, как правило, на старых культовых местах. Во время моления после каждого ритуального обхода алтаря все опускаются на колено (мужчины - на правое, женщины - на левое) и троекратно припадают лицом к земле по направлению к восходу солнца.

В.Я. Бутанаев


Очерки

Если есть голова на плечах, отдельно от народа не шагай

К своим родным пословицам мы привыкаем, потому что слышим их с детства. У других народов те же самые пословицы могут приобретать иное звучание. И смысл - тоже. Вот, например, русская пословица «Маленькая собачка до старости щенок». Хакасский вариант выглядит следующим образом: Кічік сӧӧктіг адай ӧлгенӌе кӱӌӱгес . Сколько новых и знакомых букв мы видим в этом написании! Люди знающие могут сообразить, что хакасский язык относится к тюркским языкам (уйгурская группа) и что он имеет письменность на основе русского алфавита. А точный перевод такой: «Собака, имеющая мелкие кости, до старости щенок». Этот вариант, на наш взгляд, выглядит более научным, более точным и убедительным.

Просматривая подборку хакасских пословиц, мы обратили внимание не на сходство, а на отличие. Это интереснее. А вот эти пословицы решили намотать на ус, то есть перенести в копилку русской, общероссийской мудрости.

Человек, который лжет, воровать может.

Лентяй сидя спит, лежа работает.

Если есть голова на плечах, отдельно от народа не шагай.

У вырастившего скот сыт желудок, у вырастившего детей сыта душа.

(Сытая душа - это запоминающийся образ. Если человек всегда поступает правильно, то его душа насыщается. У плохиша и душа голодна).

На кривом дереве снег не держится

Не менее интересны и хакасские загадки. Они не только великолепно развивают воображение человека, пытающегося их разгадать, но и устанавливают новый (поэтический) порядок вещей. Благодаря загадкам давно знакомые предметы и явления как бы приходят в движение и поворачиваются к нам новыми неожиданными гранями.

Начинаем разгадывать хакасские загадки. Два ворона бьют друг друга по подбородкам и щёкам. Угадать трудно. Маленькая подсказка: вороны сделаны из железа. Значит, это… ножницы.

А вот загадка, которая похожа на пословицу: «На кривом дереве снег не держится». Правильный ответ: коровьи рога.

Следующая загадка похожа на начало какой-то бытовой комической истории: «Старика Орандая усаживают на коня пять человек». Не так-то просто догадаться, что речь здесь идет о простом надевании шапки на голову с помощью одной руки!

И еще одна хакасская загадка: «Я не могу выбросить всех камней, находящихся у меня в кошельке». Если кто-то подумал, что это алмазы или еще какие-то драгоценные камни, то это неправильно. Ответ на эту загадку такой: мысли в голове.

Вообще, загадки хакасов невероятно разнообразны. Некоторые поражают воображение. Что (или кто) скрывается за невинной фразой «зевает полгода». Кто зевает полгода? Зверь, человек? Нет, пасть деревянного капкана, предназначенного для ловли песца и лисицы.

Фольклор хакасов богат и разнообразен. Наиболее распространенным и почитаемым жанром является героический эпос (алыптаг нымах). Он насчитывает до 10 -15 тысяч поэтических строк, исполняется сказителями-хайджи низким горловым пением под аккомпанемент музыкальных инструментов. В героических сказаниях рассказывается о богатырях-алыпах и их деяниях. А в мифологических сказаниях, связанных с сотворением мира и с самой природой, можно узнать о том, каким выглядит мироустройство хакасов, а также о их дохристианских верованиях.

В системе традиционных хакасских народных верований видное место занимал образ хозяина воды - Суг-ээзи. Хакасы с почтением относились ко всем водным источникам. По традиционным хакасским представлениям, Суг-ээзи мог являться людям в различных обличьях, но чаще всего в антропоморфном (человеческом). По мнению одного из хакасских шаманов (кстати, женщины), Суг-ээзи - красивая женщина, со светлыми волосами, голубыми глазами. Когда переезжаешь реку, надо всегда почитать хозяйку воды. По рассказам пожилых хакасов, Суг-ээзи мог принимать также и образы мужчин. При непочтительном отношении к себе, он мог утопить человека или забрать его душу.

Водяному духу молятся

Хозяину и хозяйке воды хакасы устраивали общественные жертвоприношения (Суг тайы), причем частота их проведения зависела от того, какие взаимоотношения складывались у людей с рекой. Жертвоприношения водяному хозяину устраивали весной. Этнограф и фольклорист Николай Катанов (первый хакасский ученый) об этом написал так: «Водяному духу молятся вот почему: мы молимся, восхваляя его воды и прося (его) сделать броды хорошими.

Ему молятся, когда утонет какой-нибудь человек, молятся для того, чтобы водяной дух не портил бродов и не преследовал других людей (кроме, утонувшего).

Жертву ему приносят перед березою, поставленною на берегу реки. К этой березе привязывают белые и синие ленточки; ленточки приносят сюда все присутствующие люди. Изображения водяного духа не бывает, есть только конь, посвящаемый ему. Конь, посвящаемый ему, бывает сивой масти. Ягненка закалывают «по середине», то есть распарывают ему (живому) вдоль брюхо, отрывают от позвоночного столба сердце и легкие и кладут их вместе со щеками. Снявши шкуру нераздельно от ног, кладут их вместе с головою.

Ягненка, приносимого в жертву духу огня, закалывают не «по середине», а, ударивши по голове обухом топора; ягненок (духа огня) бывает белый. Шаман шаманит на берегу реки; (потом) голову и шкуру с ногами (ягненка, приносимого духу воды) он бросает в воду. Их не берет ни один человек.

В жертву хозяину воды, кроме ягнят, хакасы также приносили синего или черного трехгодовалого быка. Жертвенное животное спускали на плоту вниз по реке. Вода в культуре тюрков Южной Сибири - это стихия нижнего мира, а бык также представлялся животным божеств нижнего мира.

Данные обряды были нацелены на обеспечение благополучия жизни людей, нормального воспроизводства хозяйства. Внимание традиционного общества всегда было приковано к тайне плодородия и рождения. А вода являлась одной из фундаментальных стихий мироздания.

Работа от солнца до солнца

Интересно, что даже в простых бытовых сказках есть постоянный отсыл к явлениям природы. Например, к луне и к солнцу. Вот как это выглядит в сказке «Два брата».

Жили-были два брата: один бедный, другой богатый. Однажды пришел богатый брат к бедному и говорит: - Иди ко мне работать. Как отработаешь день от солнца до солнца, так мешок хлеба получишь.

Ладно, - согласился бедный брат. Проработал день от зари до зари, пришел плату получать. - День, - говорит, - кончился. Плати.

Нет, день еще не кончился, - ответил богатый. - У солнца младший брат есть, видишь, на небе светит? Вот когда месяц зайдет, приходи.

Проработал бедный брат всю ночь. Перед тем как солнцу взойти, пришел домой, взял мешок с распоротым дном и внизу к нему второй мешок подставил. Приходит к богатому брату.

Постой-ка... Да ведь у тебя, кажется, два мешка? - спросил богатый брат. - Если у солнца есть младший брат, так почему бы мешку младшего брата не иметь?— ответил бедный.

Делать нечего. Пришлось богатому два мешка зерна отдать - уж очень аргументированно переубедил его бедный брат.

Борус - пятиглавая вершина на Западных Саянах

Годовой сельскохозяйственный цикл был отмечен у хакасов рядом праздников. Весной после окончания посевных работ отмечали Урен Хурты - праздник убиения зернового червя. Он посвящался благополучию посева, тому, чтобы червь не погубил зерно. В начале июня после перекочёвки на летник устраивали Тун Пайрам - праздник первого айрана (напитка из коровьего молока). В это время перезимовавший скот поправлялся на первом зеленом корму и появлялось первое молоко. На праздниках устраивались спортивные состязания: бега, конные скачки, стрельба из лука, борьба.

У хакасов был развит шаманизм. Шаманы (камы) занимались лечением и возглавляли общественные моления - тайых. На территории Хакасии насчитывается около 200 родовых культовых мест, где совершались жертвоприношения (белого барашка с черной головой) верховному духу неба, духам гор и рек. Они обозначались каменной стелой, алтарем или насыпанной каменной грудой (обаа), рядом с которыми устанавливали березки и привязывали красно-бело-синие ленточки-чалама. Как национальная святыня хакасами почитается Борус - пятиглавая вершина Западных Саян. Поклонялись также домашнему очагу, семейным фетишам (тёс"ям).

С 1991 года в Хакасии стал отмечаться новый праздник - Ада-Хоорай, основанный на древних ритуалах и посвящённый памяти предков. Он проводится, как правило, на старых культовых местах.

Во время моления после каждого ритуального обхода алтаря все опускаются на колено (мужчины - на правое, женщины - на левое) и троекратно припадают лицом к земле по направлению к восходу солнца.

На будущее хакасской мифологии мы смотрим с оптимизмом, нам предстоит узнать еще много интересного из этой сферы. В 2010 году Национальная библиотека им. Николая Георгиевича Доможакова (Хакасия) вошла в число победителей открытого конкурса Благотворительного фонда культурных инициатив в номинации «Новая роль библиотек в образовании». Библиотека получила грант на реализацию проекта «Легенды и мифы Хакасии: ожившая история», в основу которого положена идея сохранения самобытных хакасских культурных традиций в процессе их изучения и практического воплощения. Организаторы уверены, что именно активное участие в изучении исторического материала даст наибольший образовательный эффект.

Воплощать проект в жизнь будет специально созданное студенческое объединение «Кип-чоох» (с хакасского - мифы, легенды, предания). Ценно уже то, что сами студенты будут изучать мифы и легенды хакасского народа по археологическим и письменным научным источникам. Они примут участие в историко-этнографических экспедициях в места компактного проживания коренного населения, а затем создадут историческую реконструкцию нескольких хакасских обрядов.

В помощь «Кип-чоох» специалисты библиотеки создадут единую электронную библиографическую базу ресурсов по теме проекта. Итогом работы станет театрализованная постановка «Кип-чоох» одной из народных легенд и создание на ее основе фильма, премьера которого пройдет в июле 2011 года.

- (устар. название абаканские или минусинские татары) народ в Хакасии (62,9 тыс. человек), всего в Российской Федерации 79 тыс. человек (1991). Язык хакасский. Верующие хакасы православные, сохраняются традиционные верования … Большой Энциклопедический словарь

- (самоназвания тадар, хоорай) народность общей численностью 80 тыс. чел., проживающая, в основном, на территории Российской Федерации (79 тыс. чел.), в т.ч. Хакасия 62 тыс. чел. Язык хакасский. Религиозная принадлежность верующих: традиционные… … Современная энциклопедия

ХАКАСЫ, хакасов, ед. хакас, хакаса, муж. Народность тюркской языковой группы, составляющая основное население Хакасской автономной области; прежнее название абаканские турки. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ХАКАСЫ, ов, ед. ас, а, муж. Народ, составляющий основное коренное население Хакасии. | жен. хакаска, и. | прил. хакасский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

- (самоназвание хакас, устаревшее название абаканские или минусинские татары), народ в Российской Федерации (79 тыс. человек), в Хакасии (62,9 тыс. человек). Язык хакасский уйгурской группы тюркских языков. Верующие православные, сохраняются… … Русская история

Ов; мн. Народ, составляющий основное население Хакасии, частично Тувы и Красноярского края; представители этого народа. ◁ Хакас, а; м. Хакаска, и; мн. род. сок, дат. скам; ж. Хакасский, ая, ое. Х. язык. * * * хакасы (самоназвание хакас,… … Энциклопедический словарь

хакасы Этнопсихологический словарь

ХАКАСЫ - народ нашей страны, издревле населяющий таежные территории Южной Сибири в долине Среднего Енисея близь городов Абакан, Ачинск и Минусинск. В царской России хакасы, как и ряд других тюркских народов, именовались минусинскими, ачинскими и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

хакасы - ХАКАСЫ, ов, мн (ед хакас, а, м). Народ, составляющий основное коренное население Республики Хакасии в составе России, расположенной на юго востоке Сибири, частично Тувы и Краснодарского края (старое название абаканские или минусинские татары);… … Толковый словарь русских существительных

Народ, живущий в Хакасской АО и частично в Тувинской АССР и Красноярском крае. Численность 67 тыс. чел. (1970, перепись). Хакасский язык относится к тюркским языкам. До Октябрьской революции 1917 были известны под общим название… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Сибирь. Этносы и культуры. Народы Сибири в XIX в. Выпуск 1 , Л. Р. Павлинская , В. Я. Бутанаев , Е. П. Батьянова , Авторы коллективной монографии "Народы Сибири в XIX в." продолжают начатое в 1988 г. исследование, посвященное анализу численности и расселения народов Сибири в XIX веке. Коллективная работа… Категория:
Происхождение

Хака́сы (самоназвание тадар , мн. ч. тадарлар ; устаревшее - минусинские татары , абака́нские (енисе́йские) татары , а́чинские татары ) - тюркский народ России , проживающий в Южной Сибири на левобережье Хакасско-Минусинской котловины . Традиционная религия - шаманизм , в XIX веке многие были крещены в православие (часто насильственно) .

Субэтнические группы

К хакасам по культуре и языку близки теленгиты , телеуты , чулымцы , шорцы .

Родо-племенное деление

Численность хакасов в Хакасии в 1926-2010 годах

Общая численность хакасов в РФ по сравнению с данными переписи года (75,6 тыс. человек) снизилась и составила по итогам переписи года - 72 959 человек .


Язык

По другой классификации относится к самостоятельной хакасской (кыргызско-енисейской) группе восточных тюркских языков , к которой помимо хакасов также относятся шорцы (мрасское шорское наречие), чулымцы (среднечулымское наречие), юйгу (жёлтые уйгуры) (сарыг-югурский язык). Они восходят к древнекыргызскому или енисейско-кыргызскому языку. Помимо этого к хакасскому по языку близки (хотя и относятся к западно-тюркской северо-алтайской группе) кумандинцы , челканцы , тубалары (и кондомское шорское наречие , и нижнечулымское наречие), а также (хотя и относятся к западно-тюркской киргизско-кыпчакской группе) - киргизы , алтайцы , телеуты , теленгиты .

Антропонимия хакасов

Материальная культура

Духовная культура

Народные игры и состязания

Некоторые хакасские народные игры и состязания:

Физическая антропология

Хакасы подразделяются на два антропологических типа смешанного происхождения, но в целом относящихся к большой монголоидной расе :

  • уральский (бирюсинцы , кызыльцы , бельтыры , часть сагайцев)
  • южносибирский (качинцы , степная часть сагайцев , койбалы).

Напишите отзыв о статье "Хакасы"

Примечания

Литература

  • Бахрушин С. В. Енисейские киргизы в XVII в. // Научные труды III. Избранные работы по истории Сибири XVI-XVII вв. Ч. 2. История народов Сибири в XVI-XVII вв. М.: Издательство Академии Наук СССР, 1955.
  • Козьмин Н. Н. Хакасы: историко-этнографический и хозяйственный очерк Минусинского края. - Иркутск : Изд. Иркут.секции науч. работников Рабпроса, 1925. - Х, 185 с. - (Краеведческая сер. № 4 / под ред. М. А. Азадовского; вып. V). - Библиогр. в примеч. в конце каждой гл.
  • Баскаков Н. А. Тюркские языки, М., 1960, 2006
  • Текин Т. Проблема классификации тюркских языков // Проблемы современной тюркологии: материалы II Всесоюзной тюркологической конференции. - Алма-Ата: Наука, 1980 - С. 387-390
  • Языки мира. Тюркские языки, Бишкек, 1997

Ссылки

Отрывок, характеризующий Хакасы

С восьми часов к ружейным выстрелам присоединилась пушечная пальба. На улицах было много народу, куда то спешащего, много солдат, но так же, как и всегда, ездили извозчики, купцы стояли у лавок и в церквах шла служба. Алпатыч прошел в лавки, в присутственные места, на почту и к губернатору. В присутственных местах, в лавках, на почте все говорили о войске, о неприятеле, который уже напал на город; все спрашивали друг друга, что делать, и все старались успокоивать друг друга.
У дома губернатора Алпатыч нашел большое количество народа, казаков и дорожный экипаж, принадлежавший губернатору. На крыльце Яков Алпатыч встретил двух господ дворян, из которых одного он знал. Знакомый ему дворянин, бывший исправник, говорил с жаром.
– Ведь это не шутки шутить, – говорил он. – Хорошо, кто один. Одна голова и бедна – так одна, а то ведь тринадцать человек семьи, да все имущество… Довели, что пропадать всем, что ж это за начальство после этого?.. Эх, перевешал бы разбойников…
– Да ну, будет, – говорил другой.
– А мне что за дело, пускай слышит! Что ж, мы не собаки, – сказал бывший исправник и, оглянувшись, увидал Алпатыча.
– А, Яков Алпатыч, ты зачем?
– По приказанию его сиятельства, к господину губернатору, – отвечал Алпатыч, гордо поднимая голову и закладывая руку за пазуху, что он делал всегда, когда упоминал о князе… – Изволили приказать осведомиться о положении дел, – сказал он.
– Да вот и узнавай, – прокричал помещик, – довели, что ни подвод, ничего!.. Вот она, слышишь? – сказал он, указывая на ту сторону, откуда слышались выстрелы.
– Довели, что погибать всем… разбойники! – опять проговорил он и сошел с крыльца.
Алпатыч покачал головой и пошел на лестницу. В приемной были купцы, женщины, чиновники, молча переглядывавшиеся между собой. Дверь кабинета отворилась, все встали с мест и подвинулись вперед. Из двери выбежал чиновник, поговорил что то с купцом, кликнул за собой толстого чиновника с крестом на шее и скрылся опять в дверь, видимо, избегая всех обращенных к нему взглядов и вопросов. Алпатыч продвинулся вперед и при следующем выходе чиновника, заложив руку зазастегнутый сюртук, обратился к чиновнику, подавая ему два письма.
– Господину барону Ашу от генерала аншефа князя Болконского, – провозгласил он так торжественно и значительно, что чиновник обратился к нему и взял его письмо. Через несколько минут губернатор принял Алпатыча и поспешно сказал ему:
– Доложи князю и княжне, что мне ничего не известно было: я поступал по высшим приказаниям – вот…
Он дал бумагу Алпатычу.
– А впрочем, так как князь нездоров, мой совет им ехать в Москву. Я сам сейчас еду. Доложи… – Но губернатор не договорил: в дверь вбежал запыленный и запотелый офицер и начал что то говорить по французски. На лице губернатора изобразился ужас.
– Иди, – сказал он, кивнув головой Алпатычу, и стал что то спрашивать у офицера. Жадные, испуганные, беспомощные взгляды обратились на Алпатыча, когда он вышел из кабинета губернатора. Невольно прислушиваясь теперь к близким и все усиливавшимся выстрелам, Алпатыч поспешил на постоялый двор. Бумага, которую дал губернатор Алпатычу, была следующая:
«Уверяю вас, что городу Смоленску не предстоит еще ни малейшей опасности, и невероятно, чтобы оный ею угрожаем был. Я с одной, а князь Багратион с другой стороны идем на соединение перед Смоленском, которое совершится 22 го числа, и обе армии совокупными силами станут оборонять соотечественников своих вверенной вам губернии, пока усилия их удалят от них врагов отечества или пока не истребится в храбрых их рядах до последнего воина. Вы видите из сего, что вы имеете совершенное право успокоить жителей Смоленска, ибо кто защищаем двумя столь храбрыми войсками, тот может быть уверен в победе их». (Предписание Барклая де Толли смоленскому гражданскому губернатору, барону Ашу, 1812 года.)
Народ беспокойно сновал по улицам.
Наложенные верхом возы с домашней посудой, стульями, шкафчиками то и дело выезжали из ворот домов и ехали по улицам. В соседнем доме Ферапонтова стояли повозки и, прощаясь, выли и приговаривали бабы. Дворняжка собака, лая, вертелась перед заложенными лошадьми.
Алпатыч более поспешным шагом, чем он ходил обыкновенно, вошел во двор и прямо пошел под сарай к своим лошадям и повозке. Кучер спал; он разбудил его, велел закладывать и вошел в сени. В хозяйской горнице слышался детский плач, надрывающиеся рыдания женщины и гневный, хриплый крик Ферапонтова. Кухарка, как испуганная курица, встрепыхалась в сенях, как только вошел Алпатыч.
– До смерти убил – хозяйку бил!.. Так бил, так волочил!..
– За что? – спросил Алпатыч.
– Ехать просилась. Дело женское! Увези ты, говорит, меня, не погуби ты меня с малыми детьми; народ, говорит, весь уехал, что, говорит, мы то? Как зачал бить. Так бил, так волочил!
Алпатыч как бы одобрительно кивнул головой на эти слова и, не желая более ничего знать, подошел к противоположной – хозяйской двери горницы, в которой оставались его покупки.
– Злодей ты, губитель, – прокричала в это время худая, бледная женщина с ребенком на руках и с сорванным с головы платком, вырываясь из дверей и сбегая по лестнице на двор. Ферапонтов вышел за ней и, увидав Алпатыча, оправил жилет, волосы, зевнул и вошел в горницу за Алпатычем.
– Аль уж ехать хочешь? – спросил он.
Не отвечая на вопрос и не оглядываясь на хозяина, перебирая свои покупки, Алпатыч спросил, сколько за постой следовало хозяину.
– Сочтем! Что ж, у губернатора был? – спросил Ферапонтов. – Какое решение вышло?
Алпатыч отвечал, что губернатор ничего решительно не сказал ему.
– По нашему делу разве увеземся? – сказал Ферапонтов. – Дай до Дорогобужа по семи рублей за подводу. И я говорю: креста на них нет! – сказал он.
– Селиванов, тот угодил в четверг, продал муку в армию по девяти рублей за куль. Что же, чай пить будете? – прибавил он. Пока закладывали лошадей, Алпатыч с Ферапонтовым напились чаю и разговорились о цене хлебов, об урожае и благоприятной погоде для уборки.
– Однако затихать стала, – сказал Ферапонтов, выпив три чашки чая и поднимаясь, – должно, наша взяла. Сказано, не пустят. Значит, сила… А намесь, сказывали, Матвей Иваныч Платов их в реку Марину загнал, тысяч осьмнадцать, что ли, в один день потопил.
Алпатыч собрал свои покупки, передал их вошедшему кучеру, расчелся с хозяином. В воротах прозвучал звук колес, копыт и бубенчиков выезжавшей кибиточки.
Было уже далеко за полдень; половина улицы была в тени, другая была ярко освещена солнцем. Алпатыч взглянул в окно и пошел к двери. Вдруг послышался странный звук дальнего свиста и удара, и вслед за тем раздался сливающийся гул пушечной пальбы, от которой задрожали стекла.
Алпатыч вышел на улицу; по улице пробежали два человека к мосту. С разных сторон слышались свисты, удары ядер и лопанье гранат, падавших в городе. Но звуки эти почти не слышны были и не обращали внимания жителей в сравнении с звуками пальбы, слышными за городом. Это было бомбардирование, которое в пятом часу приказал открыть Наполеон по городу, из ста тридцати орудий. Народ первое время не понимал значения этого бомбардирования.
Звуки падавших гранат и ядер возбуждали сначала только любопытство. Жена Ферапонтова, не перестававшая до этого выть под сараем, умолкла и с ребенком на руках вышла к воротам, молча приглядываясь к народу и прислушиваясь к звукам.

В 1604-1703 годах кыргызское государство, располагавшееся на Енисее, подразделялось на 4 владения (Исарское, Алтырское, Алтысарское и Тубинское), в которых сформировались этнические группы современных хакасов: качинцы, сагайцы, кызыльцы и койбалы.

До революции хакасов называли «татарами» (минусинскими, абаканскими, качинскими). В то же время в документах XVII — XVIII веков Хакассия именовалась «Кыргызская земля» или «Хонгорай». В качестве самоназвания у хакасов употребляется «хоорай» или «хыргыс-хоорай».

В XVII — XVIII веке хакасы проживали в разрозненными группами и находились в зависимости от феодальной верхушки енисейских кыргызов и алтын-ханов. В первой половине XVIII они были включены в состав Русского государства. Территория их проживания была поделена на «землицы» и волости, во главе которых стояли башлыки или князьцы.

Термин «хакас» появился лишь в 1917. В июле был образован союз инородцев Минусинского и Ачинского уездов под названием «Хакас», которое было образовано от слова «Хягас», упоминавшегося в древности в китайских летописях.

20 октября 1930 года в Красноярском крае была образована Хакасская автономная область, а в 1991 году была образована республика Хакассия, вошедшая в состав России.

Традиционным занятие хакасов является полукочевое скотоводство. Они разводили крупный рогатый скот, овец и лошадей, из-за чего и назывались иногда «трёхстадным народом». Местами разводили свиней и домашнюю птицу.

Не последнее место в хозяйстве хакасов занимала охота, считавшаяся исключительно мужским занятием. А вот земледелие было распространено лишь в некоторых районах, где основной посевной культурой являлся ячмень.

Женщины и дети в прежние времена занимались собирательством (съедобных коренья кандыка и сараны, орехи). Корни перемалывались на ручных мельницах. Для сбора кедровых шишек применяли нохы, который представлял собой большую чурку, насаженную на толстую жердь. Жердь эту упирали в землю, а нанося удары по стволу дерева.

Основным видом хакасских селений были аалы — объединения 10-15 хозяйств (обычно родственных). Поселения подразделялись на зимние (хыстаг), весенние (частаг), летние (чайлаг), осенние (кустег). Хыстаг обычно располагался на берегу реки, а чайлаг в прохладных местах у рощ.

Жилищем хакасов была юрта (иб). До середины XIX века бытовала переносная круглая каркасная юрта, которую летом покрывали берестой, а зимой ещё и войлоком. В позапрошлом веке распространились стационарные срубные многоугольные юрты. В центре жилища был расположен выложенный из камня очаг, над которым в крыше делали дымовое отверстие. Вход располагался с восточной стороны.

Традиционным мужским видом одежды хакасов была рубаха, женским — платье. Рубаха была с поликами (ээн) на плечах, разрезом на груди и отложным воротником, который застёгивался на одну пуговицу. Подол и рукава рубахи были широкими. Платье не слишком сильно отличалось от рубахи – разве что длиной. Задний подол был длиннее переднего.
Нижняя часть одежды мужчин состояла из нижних (ыстан) и верхних (чанмар) штанов. Женщины также носили штаны (субур), которые обычно шились из синей ткани и практически не отличались по виду от мужчин. Концы штанов женщины обязательно заправляли в голенища сапог, так как их не должны были видеть мужчины. Мужчины и женщины также носили халаты. Замужние женщины поверх халатов и шуб по праздникам носили безрукавку (сигедек).

Украшением хакасских женщин служил нагрудник пого, который был обшит перламутровыми пуговицами и узорами, выполняемыми кораллом или бисером. По нижней кромке делалась бахрома с мелкими серебряными монетками на концах. Традиционной пищей хакасов служили мясные и молочные блюда. Наиболее распространёнными блюдами были мясные супы (угре) и бульоны (мун). Праздничное блюдо — кровяная колбаса (хан-сол) Традиционный напиток – айран, приготовлялся из кислого коровьего молока.

Основные праздники хакасов были связаны с и скотоводством. Весной хакасы отмечали Урен Хурты — праздник убиения зернового червя, традиции которого были призваны охранять будущий урожай. В начале лета отмечали Тун Пайрам — праздник первого айрана – в это время появлялось первое молоко. Праздники обычно сопровождались спортивными состязаниями, которые включали конные скачки, стрельбу из лука, борьбу и прочее.

Наиболее почитаемым жанром хакасского фольклора является героический эпос (алыптыг нымах), исполняемый под аккомпанемент музыкальных инструментов. Героями песен являются богатыри (алыпы), божества, духи. Сказители пользовались в Хакасии уважением и кое-где даже освобождались от налогов.

В старину у хакасов был развит шаманизм. Шаманы (камы) также выполняли функции лекарей. На территории Хакасии сохранилось множество культовых мест, где совершались жертвоприношения (обычно баранов) духам неба, гор, рек. Национальной святыней хакасов является Борус — вершина на Западных Саянах.

Традиционным занятием хакасов было скотоводство полукочевого типа. В основном разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец. Овец предпочитали с плотной шкурой и жёсткой шерстью, обычно чёрного цвета (хара хой). Держали домашнюю птицу, но только из-за яиц. Мясо птицы не употреблялось.
Значительное место в хозяйстве хакасов занимала охота (лучшими охотниками считались кызыльцы и койбалы). Охотой занимались только мужчины. Женщинам запрещалось прикасаться к любому оружию, а также забивать скот или обдирать шкуру животных. Охотились на пушных зверей, маралов, лосей, оленей, косуль, медведей, птиц, бобров, выдр. Особо ценилась кабарга (из-за железы у самцов, которая вырабатывает дорогостоящее вещество - мускус, используемый для приготовления лекарств). Рыболовством занимались не все хакасы, а в основном - кызыльцы и сагайцы.
Ещё со времён Кыргызского каганата (IX век) предкам хакасов было известно плужное земледелие, для нужд которого строили достаточно сложные ирригационные сооружения, оросительные системы. Основной посевной культурой был ячмень. В XIX в. также сеяли пшеницу, овес, озимую рожь, гречиху и просо. Из технических культур - коноплю и лён. Хакасские женщины и дети занимались собирательством (кадык, сарана, черемша). Мужчины участвовали в сборе кедрового ореха.
Основные занятия и образ жизни скотоводов диктовали развитие определённых видов домашних промыслов, таких, как выделка шкур, кож, катание войлоков, свивание арканов, ткачество (из крапивы, конопли, льна и шерсти). Хакасы умели делать берестяные лодки, лодки- долблёнки из тополя, изготавливали керамическую посуду. В почёте были кузнец и ювелиры.
С точки зрения социальной структуры населения делилось на две основные группы: чайзаны - князья и харачи - чернь. Чайзаны содержали многочисленный аппарат чиновников (тузумер): яргучи осуществляли суд согласно нормам обычного права, а также занимались сбором податей и налогов. Основными исполнителями княжеских приказов были чазоолы. Глава княжества (бег) содержал также дружин (хозону). В конце XIXв. - начале XXв. в хакасском обществе доминировала малая семья, которая проживала в одной юрте и состояла, как правило, из родителей и их детей. Главой семьи являлся мужчина, который распоряжался имуществом, ходом хозяйственных работ (исключительное право главы семьи не касалось женских занятий и обязанностей).
По достижении брачного возраста (обычно 17-22года) только в исключительных случаях кто -то не вступал в брак. Мужчина мог жениться в любом возрасте, но до его женитьбы к нему сохранялось отношение со стороны взрослых как к ребёнку, а со стороны детей как к сверстнику. Он не принимал самостоятельных решений, если был ещё жив его отец, дедушка или старшие братья. Браки внутри одного сеока (род, в буквальном переводе "кость") запрещались до седьмого колена.
Существовало несколько форм заключения брака. Самой распространенной было похищение девушки (тутхын), часто с её предварительного согласия, с обязательной уплатой калыма. При колыбельной форме, или сговоре (саблыг той - "брак по чести"), родители сватали детей с 3-5 лет. В этом случае калым не платили, но со времени помолвки, ежегодно 2-3 раза, родители мальчика отправляли родителям девочки ценные подарки. Кроме того, мальчик проводил несколько недель в доме будущей жены, принимал участие во всех домашних работах. среди бедной части населения распространённой формой брака был брак отработкой (кизоге кирген) - родители невесты, у которых не было сыновей, принимали в дом бедного зятя, который работал на тестя в течение нескольких лет. После отработки он имел право поставить себе отдельную юрту и завести хозяйство.
Брачный выкуп - калым (халын. халыг) - был обязательным условием заключения брака. Не менее важное значение имело и приданое, которое по стоимости не могло быть меньше калыма. Приданое считалось собственностью жены. В случае ее смерти имущество и скот возвращались в семью ее родителей. Но весь приплод от скота, а также дети оставались у мужа. То же самое происходит и в случае, когда муж давал жене развод.
При женитьбе сына отец выделял ему долю имущества ("улус" в переводе с хакасского "доля, часть"; интересно отметить, что слово"улус" стало обозначать "поселение, селение").Родственники по линии отца также наделяли его скотом. Младший сын, женившись, всегда оставался жить со своими родителями. Он считался хранителем семейного очага(очи) и получал две доли наследства - свою и отцовскую. Женатые сыновья некоторое время после свадьбы жили с отцом. Традиционные правила предписывали каждой семье иметь своё жилище. Юрту для семья ставил отец, чаще вблизи своей. Обычно её ставил, когда у молодых появлялись дети и родители удостоверялись в прочности отношений молодых. В доме молодожёнов первый огонь разводился из углей, взятых из очага родителей мужа. Отделившиеся сыновья и отец осуществляли вместе выпас и содержание скота, что позволяло поддерживать все виды работ без лишних потерь.
На женщине (ипче) лежала вся домашняя работа, а также воспитание детей. Женщина всю свою жизнь подчинялась мужчине. Сначала ею распоряжался отец, затем муж. Она считалась "нечистым" существом, поэтому не должна была подниматься на священные горы, купаться в почитаемых озёрах, садиться верхом на священную лошадь, брать в руки острые предметы, садиться на одежду мужчины, подниматься выше мужчины и т.д. Она считалась платёжной душой и не владела покосами и пашнями. Жена не могла наследовать никакого имущества, не имела ничего, кроме своего приданого, и экономически зависела от мужа.
Мужчина являлся наследником семейных и родовых ценностей. Счёт родства вёлся только по мужской линии. В том случае, когда жена в течение нескольких лет не могла родить сына, муж имел право взять еще одну жену, а если и вторая не рожала, то брал третью. Дети от всех трёх жён считались законными. Каждой из жён ставилась отдельная юрта и выделялось своё хозяйство. Обычно многожёнство практиковалось только у баев.



Что еще почитать