Что такое декаданс в литературе определение. Декаданс - что это: стиль в искусстве или период в истории? Сложности определения. Проявление декаданса в искусстве

Декаданс - слово французского происхождения. Обозначает упадок, распад, разложение укладов общества. Как понятие было введено в обиход историками Франции в XIX веке.

История образования

Изначально этим понятием обозначались события, происходившие в Римской империи в период II-IV веков. На фоне упадка экономики, формирования противоречий в социуме, снижения уровня нравственности и политических противоречий активно развиваются и процветают направления культуры и искусства.

Писатели, философы, художники и музыканты тех времен продвигают в массы оккультизм, мистику. За счет неудовлетворенности текущим положением в произведениях происходит идеализация старины, придание ей романтического оттенка. Даже стиль разговора в обществе возвращается к стилю старых времен.

Ярким примером произведений того времени становится «Золотой осел» Апулея. В произведении описаны приключения представителя знати на фоне колдовства, иронических реплик и безнравственного эротизма. Все это показывает, насколько хуже стали моральные принципы общества.

За счет того, что в творчестве появляется примесь мистического, можно смело отметить, что общество постаралось отрешиться от обыденности, политики и экономических проблем. В произведениях присутствует некая сила, которая исполняет желания человека, потворствует его низменным порывам.

Позже, в конце XIX века, подобные настроения поразили мастеров и философов Европы. Произошел новый упадок в общественных проявлениях, изменились политические веяния. В рядах творческого бомонда поселились апатия, чувствительность и болезненное восприятие происходящего. В произведениях появились сюжеты о смерти, вечной любви и красоте окружающего мира. Образы героев эпатажны: нескрываемый эротизм и чувственность, мистический взгляд на вещи, вера в символику.

К концу XIX века общество развивалось быстрыми темпами, в сознании людей появилось много информации, которую можно было применить на практике. Поэтому декаданс принял форму запутанных и завуалированных проявлений . Его уже нельзя назвать направлением искусства в полной мере — это настроение времени.

Проявление декаданса в искусстве

  • Литература в рамках декаданса включает в себя направления по типу неоромантизма, модерна и символизма. Произведения приняли пышные формы за счет возвышенных эпитетов, сравнительных оборотов и ярких образов. Стиль написания не имеет определенного характера: это и меланхолия, и агрессивное отношение, и ностальгия. На фоне общественного упадка, в стихах Теофиля Готье, Шарля Бодлера, Поля Варлена, Артюра Рембо показан упадок божественного. Прозу декаданса стоит изучать на примере «Соломеи» Оскара Уайльда. В ней есть и эротика, и тревожность мыслей, и обращение к библейским мифам. В литературе, также известны Шарль де Монтескье, Виктор Гюго, Шарль Бодлер, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Валерий Брюсов, Федор Сологуб, Иннокентий Анненский, Константин Бальмонт, Николай Добролюбов.
  • Драматургия. Прослеживается стремление каждого человека к счастливой жизни, поиск пути в рамках бытия. Ярчайшее произведение тех времен — «Синяя птица» Мориса Матерлинка.
  • Живопись. Картины того времени нарисованы густыми красками, лица людей холодные, печальные. Здесь, как и в литературе, каждый художник самостоятельно выбирал стиль. Произведения отражали и мифические сюжеты, и библейские сцены и реалистичные события. Над своими произведениями в то время трудились Михаил Врубель, Ромейн Брукс, Данте Габриэль Россетти, Франс фон Штук.
  • Музыка. В период декаданса были пересмотрены мифы, сказки, баллады, легенды. В произведениях стало важным выразить настроение нового времени, степень изменения жизни, отречься от стандартов. Музыка для балета приобретает новые формы - она теперь делает акцент на костюмы, движения героев, декорации. Знамениты произведения Николая Андреевича Римского-Корсакова, Петра Чайковского, Сергея Дягилева, Иоганна Штрауса, Александра Бородина, Игоря Стравинского, Балилла Прателла, Луиджи Руссоло, Клода Дебюсси.

Декаданс современности

В наше время декаданс продолжают почитать и освещать для общества. В начале столетия в Санкт-Петербурге прозаик Маруся Климова и художник Тимур Новиков провели фестиваль искусств «Темные ночи» в стиле декаданс. Позже эту идею подхватили журналист Владимир Преображенский и группа «Бостонское чаепитие» и провели новый москвоский фестиваль .

Современный декаданс стремится к тому, чтобы стать отдельным направлением, «Куртуазным декадансом». Он представляет собой сообщество дизайнеров, музыкантов, танцоров, художников, погруженных в атмосферу эзотерики, мистицизма, изящества, аристократизма. Фактически, это интерпретация декаданса в стиле арт-хаус.

Декаданс. Красивое слово, которое при произношении будто совершает некий танец на языке. Этим словом сегодня пользуются довольно часто, применяя его к самым разнообразным вещам - от музыки до высокой моды. Зачастую причиной этому становится просто его красота и романтичная мрачность. Декадентскими сегодня любят называть воздушные черные платья, достойные современниц Эдгара Аллана По, удушливо-печальную музыку, витиеватые стихи о боли и смерти и многое другое, полное потусторонней мистики. Однако за словами всегда стоит долгая история. Раз уж слово «декаданс» снова танцует у людей на языках, стоит заглянуть за его оболочку и узнать, есть ли там что-то столь же мрачно прекрасное, как и его звучание.

Как и многие другие красивые слова, «декаданс» появился на свет во Франции. Термин этот был введен французскими историками в середине XIX века для того, чтобы кратко и емко обозначить один интересный период. Только этот период не имеет отношение к истории Франции, как многие думают. Термином «декаданс» изначально описывались события, имевшие место в Римской империи конца II -IV вв. Распад нравов, усиление социальных противоречий, политический и экономический кризис вызвали удивительный подъем культуры и искусства. В умах римских писателей и философов царили мистические и оккультные настроения, неудовлетворенность настоящим заставляла их романтизировать древность и вернуться к архаике, как в стиле, так и в языке. Именно в этот период жил и творил Апулей, автор знаменитого «Золотого осла», повествующего о похождениях беспутного знатного юноши Луция. Неприкрытый эротизм, колдовство, язвительная ирония и высмеивание безнравственности общества в этом романе отражают всю суть упадничества, пропитавшего римскую жизнь той эпохи. Помимо Апулея римский декаданс воплощали в своих произведениях такие авторы, как Плутарх, Петроний и Лукиан, называемый «Вольтером древности». Вывод из всего этого напрашивается один: кризис общественной и политической жизни зачастую служит стимулом для расцвета культуры, насыщает ее и обогащает.


Итак, декаданс хоть и означает упадок и кризис, относится скорее к области культуры, развивающейся и цветущей в непростые для общества годы. Позже этим словом стали описывать тот тип мировосприятия и комплекс умонастроений, который сложился в культуре конца XIX века. Болезненная чувствительность, душевная усталость и апатия, крайний индивидуализм и пессимизм, а также стремление убежать от действительности стали определяющими в европейской культуре рубежа веков. И снова источником таких упаднических настроений в умах писателей, философов, поэтов и художников стал кризис общественного сознания. Основатели декаданса стремились избавиться от старых течений в искусстве и создать новые, соответствующие усложненному мироощущению человека того времени. Стремясь к полной свободе творчества, авторы отказались от политических и гражданских тем и обратились к мотивам небытия и смерти, отрицанию исторически сложившихся духовных идеалов и ценностей, воспеванию хрупкости красоты и любви. Одним из инструментов декадентов был эпатаж читателя и зрителя. Эпатаж воплощался в парадоксах, символах, эротизме, чувственности и мистике. Декадентское искусство рубежа веков стало таким знаковым и ярким, что первоначальное значение слова, описывающее период древнеримской истории, затерялось в пыльных архивах. Новые декаденты были весьма сложными натурами и облачили понятие декаданса в пышные вуали загадочности и запутанности. Дать одно четкое определение красивому слову стало не так-то просто. Все декаденты имеют совершенно разное мнение относительно того, что заключает в себе это понятие. Для многих декаданс неразрывно связан с символизмом. Федор Сологуб называет декадентство методом для различения символа, художественной формой для символистского содержания, «мировоззрения»: «декадентство есть наилучшее, быть может, единственное, орудие сознательного символизма». Омри Ронен писал, что декаданс является «не стилем и даже не литературным течением, а настроением и темой, которые, в равной мере, окрашивали и искусство, и научную, философскую, религиозную и общественную мысль своего времени». Красиво, витиевато, таинственно, как влажные черные глаза прерафаэлитских дев.




Суть декаданса и его философская составляющая стали по мере возможностей ясны. Посмотрим, как мысли декадентов раскрывались в разных формах искусства, и начнем с литературы. Божественное упадничество сочится из стихов Шарля Бодлера, Теофиля Готье, Поля Верлена, Артюра Рембо. Они задали тон, который немедленно подхватили русские символисты Бальмонт, Сологуб, Мережковский, Гиппиус, Брюсов. Все они писали совершенно по-разному: у одних реальность вызывала медленно стекающие по бледным щекам слезы, другие бросались в нее грубыми и агрессивными строчками, а третьи воспевали исключительно идеалы Античности. Пышная и детальная форма в стихах так плотно окутывает содержание, скрывая его от внешнего мира, что понять всю суть декадентской поэзии очень непросто. Это искусство не для публики, но для самого искусства. Этакий огромный синий бриллиант на дне Марианской впадины, до которого никто не может добраться. Что касается драматургии, нельзя не вспомнить, конечно, «Синюю птицу» Мориса Метерлинка о вечном стремлении человека к счастью и постижению бытия.


Особо выделить стоит один блистательный дуэт, который станет плавным переходом от декадентской литературы к декадентской живописи. Речь идет о захватывающей дух гармонии, которой добились в своей совместной работе писатель Оскар Уайльд и художник Обри Бердслей. Эти два англичанина создали совершенный образец литературного и художественного декаданса – пьесу «Саломея». Обращаясь к библейскому мифу о царевне Саломее, потребовавшей за свой танец от царя Ирода голову пророка Иоканаана, Уайльд переосмысливает его в духе декадентской эстетики. В пьесе царит атмосфера тревоги, болезненной эротики, мистики. Эти ингредиенты своими тончайшими черными линиями, драматичными фигурами и невесомыми композициями изобразил на бумаге Бердслей. Удивительный диалог между словами писателя и рисунками художника – это и есть «Саломея». Последним фантастическим штрихом в этой истории стал одноименный немой фильм, снятый в 1922 году Чарльзом Брайантом и Аллой Назимовой. Слова Уайльда не звучат, но читаются во взглядах и пластике тел, а обрамляют все это декорации и костюмы, повторяющие мысли Бердслея.

Балансируя между безумием и странными снами, Бердслею вторили многие художники. Врубель с его глубокими густыми цветами и образами, американка Ромейн Брукс с ее холодными портретами, прерафаэлит Россетти и его волшебные полотна, Франц фон Штук и его демонические создания – это лишь немногие, кто проиллюстрировал дух декаданса. Как и в случае с литературой, каждый декадент от живописи представляет эстетику божественного упадничества абсолютно по-разному. Прерафаэлиты отдавали предпочтение мифическим, сказочным, а иногда и библейским сюжетам, другие мастера фиксировали реальность, но оттеняли ее нотами меланхолии и мрачности, и все это творилось каждым художником в своей уникальной технике.

Что касается музыки конца XIX – начала XX века, то в ней дух декаданса отразился несколько иначе, чем в литературе и изобразительном искусстве. Неудивительно, ведь у музыки всегда особая история. Музыку рубежа эпох можно охарактеризовать двумя категориями, и можно сказать, что они обе проистекли из декадентских идей. Первый путь, по которому пошла тогда музыка – это новый взгляд на мифы, легенды и сказки. Их воплотили в нотах Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Рихард Штраус. По второму пути пошли композиторы-экспериментаторы, целью которых было отречься от старых классических форм и найти нечто, что отразит стремительно меняющуюся жизнь вокруг. Здесь особая роль принадлежит футуристам, воспевателям заводов и механизмов. Они делали с музыкой такое, что тогда было уму непостижимо. Это, в первую очередь, Франческо Прателла, Луиджи Руссоло, Клод Дебюсси. Знаковым культурным событием мирового масштаба стали «Русские сезоны» Дягилева. Они воплотили в себе переосмысление балета, костюма и человеческого тела, не говоря уже о музыке. В ней революцию совершил гениальный Стравинский.


Описывать философию и искусство можно бесконечно, краткость тут таланту не сестра. Попробуем подвести некий итог. Декаданс – это не течение и даже не объединение течений. Все, что делали люди, которых именуют декадентами, нельзя назвать так просто одним словом. Лучшего всего будет сказать, что совершенно разные произведения стали реакцией разных людей на одну и ту же реальность – рубеж XIX и XX веков, переломное время, время потрясений. Упадок в обществе, как когда-то в Римской империи, вызвал бурный творческий всплеск и стал началом множества новых течений и поисков новых форм. На этом закончим разбираться в прошлом и начнем подбираться к настоящему.

Итак, декаданс – это состояние духа, настроение, в котором пребывает довольно большое количество людей. Наверное, поэтому достаточно часто можно услышать это слово применительно к бурным вечеринкам 1920-30-х годов. Как многим должно быть известно из истории, это был ужасный мировой экономический кризис. Это, во-первых. Во-вторых, 1920-е и 1930-е годы – это так называемый период между двумя мировыми войнами, адом, через который уже прошли, и подсознательным предчувствием ада, через который предстоит пройти. У Пушкина есть маленькая трагедия, которая называется «Пир во время чумы». Этим именем и можно назвать те яркие, сверкающие и безбожно дорогие вечеринки, которые устраивали богачи в 1920-30-е годы. Жажда спрятаться в бокале шампанского от ужасов недалеко прошлого, холодного настоящего и темного будущего. Как военная форма скрывает бойца от врага, так блестки и перья скрывали леди и джентльменов от их страхов, отчаяния и разочарований. Пир во время чумы стал синонимом декадентскому настроению. Искусство, конечно же, снова обогатилось: певцы «потерянного поколения» Фицджеральд, Миллер и Хемингуэй, художники Тамара де Лемпицка, Пабло Пикассо и Ман Рэй, стиль ар-деко и такой джаз, который говорит: «Жизнь прекрасна, не смотри за окно».


Что же происходит сегодня? После всех этих тысяч слов нетрудно оглядеться и понять, что сегодня имеет место очередной общественный и политический кризис, а также реакция на него творческих людей. Мы снова погрузились в декадентское настроение, и кто-то в нем попросту тонет, кто-то выплескивает недовольство реальностью в искусство, а кто-то наряжается в блестки и перья и танцует. Упреждая фразу «ничего нового не происходит», скажем: происходит новое, происходит каждый день. Кто-то пишет стихи, кто-то – роман. Кто-то рисует на маленьком или большом холсте или листе бумаги. Кто-то репетирует новую песню, а может быть симфонию. Кто-то учится у прошлого, а кто-то бьется над новыми формами. Тем более что сегодня можно все. В конце концов, кто-то безудержно веселится с бокалом шампанского, и это тоже прекрасно. Вот это и есть декаданс. И последнее: здесь ведь доказано, что божественное упадничество и грусть могут быть созидательными, не так ли?

Катерина Мячикова

Временные рамки периода рубежа 19 – 20 вв. в зарубежной литературе достаточно условны – это 1870-е – 1910-е гг.

Начало его обычно связывают с общественно-политическим событием – революцией во Франции 1871 г. (иначе: Первая пролетарская революция, Первая пролетарская диктатура, Первое правительство рабочего класса), на которую возлагались большие надежды. Парижская коммуна просуществовала всего 72 дня – с 18 марта по 28 мая 1871 г. Это была неудавшаяся попытка сменить один общественный строй и вместе с ним привычный ход жизни на другой. После поражения Парижской коммуны вера в прогресс, разум, в доброе начало в человеке была поколеблена, взамен – сознание неблагополучия, чувство страха перед будущим и почти религиозная вера в искусство. Несмотря на то, что Парижская коммуна не удалась, кризис классической картины мира стал очевиден, и все чаще в области политики и в искусства предпринимались попытки построить альтернативную, «новую» картину мира. С концом XIX -- началом ХХ века связано начало новой исторической эпохи – эпохи крушения классического буржуазного мира, начало целой волны антибуржуазных движений, переворотов, революций, мятежей. Об этом писал Томас Манн в «Моем времени»: «Вне зависимости от того, какое содержание вкладывали в модное тогда по всей Европе выражение "fin de siеcle", считалось ли, что это неокатолицизм или демонизм, интеллектуальное преступление или упадочная сверхутонченность нервного опьянения, -- ясно было одно, во всяком случае, одно: это была формула близкого конца, "сверхмодная" и несколько претенциозная формула, выражавшая чувство гибели определенной эпохи, а именно -- буржуазной эпохи ».

Новое искусство – это всегда поиск иных, порой альтернативных способов самовыражения. Не случайно именно на рубеже веков возникает такое явление в искусстве, как декаданс (с фр. упадок) – «искусство эпохи заката цивилизации», отразившее кризисные настроения старой Европы. Искусству декаданса одновременно присущи чувство тоски, ностальгии по прошлому и желание нового, стремление к формированию новой морали. Для мировосприятия конца 19 в. было характерно ощущение конца привычного, стабильного положения вещей – «конца времен». Подобные апокалиптические настроения всегда сопровождают порубежные эпохи. В искусстве рубеж веков, как правило, - это время кризиса старого и начала нового, проявления разных и иногда противоположных явлений. В эпоху рубежа веков активно заявляют о себе нереалистические направления в искусстве – иррациональные, склонные к мистицизму, основанные на интуитивизме, отрицающие рацио. На рубеже веков пробуждается интерес к проблеме человека и его месту в мире, активно развиваются науки, изучающие человека и окружающий его мир, в частности, психология и психиатрия. Вторую половину 19 в. называют «веком электричества» и раскрытия тайн природы. Б. Пастернак в статье «Поль-Мари Верлен» писал об этом времени так: «…Был в расцвете и шел к своему концу 19 век с его капризами, самодурством промышленности, денежными бурями и обществом, состоявшим из жертв и баловней. Улицы только что замостили асфальтом и осветили газом. На них наседали фабрики, которые росли как грибы, равно как и непомерно размножившиеся ежедневные газеты. Предельно распространились железные дороги, ставшие частью существования каждого ребенка, в разной зависимости от того, само ли его детство пролетало в поезде мимо ночного города или ночные поезда летели мимо его бедного окраинного детства ».

На рубеже 19-20 вв. складываются и сосуществуют 2 противоположные концепции личности, нашедшие отражение в искусстве различных направлений:

1) «человек, который может все» – «Сверхчеловек».

2) человек зависит от обстоятельств, отсюда пассивность, отсутствие моральной ответственности, пессимизм.

Австрийский писатель Роберт Музиль говорил о своем современнике: «Теперь определение человека должно быть таким: существо, которое способно заняться каннибализмом и написать «Критику чистого разума».

Европейская культура рубежа 19-20 вв. во многом повторила ситуацию других порубежных эпох - эпохи барокко и эпохи романтизма, т.к. и декаданс, и барокко, и романтизм были обусловлены кризисом классической картины мира.

Конец периода рубежа веков – это примерно 1914 г., начало Первой мировой войны, разочарование в декадентских ценностях, поиск новой идеологии и развитие искусства авангарда.

2. Характерные особенности литературы рубежа веков.

В апреле 1888 года в Париже была впервые разыграна пьеса Микара и Жювено «Fin de siеcle» («Конец века», «Конец эпохи»), давшая название эпохе рубежа 19-20 вв. Это название точно отразило характерное для этого времени ощущение конца, гибели, заката культуры и цивилизации, Европы, молодости и т.д. Искусство рубежа веков, или искусство «конца века» (fin de siecle), прежде всего, связано с понятием декаданса (ар нуво) – общим названием для ряда нереалистических течений в искусстве и литературе, характеризующихся настроениями пессимизма и «упадка». Особенность литературы рубежа веков состоит в том, что в это время сосуществуют, взаимодействуют и пресекаются два противоположных явления в искусстве:

1) реализм , в основе которого лежит философия материализма (позитивизма), вера в разум, науку, человека. Религию в этом случае заменяет вера в науку. В то время были очень популярны идеи социализма, иногда в мистико-утопической огласовке. Тенденции в развитии реализма – от классического к критическому реализму, реализм с элементами натурализма, вершина – психологический реализм. Натурализм, в котором проявился кризис европейской цивилизации в целом и для которого так же, как и для декаданса характерны настроения пессимизма;

2) декаданс базируется на идеалистической философии. Для него характерно ощущение гибели культуры, старой морали, всеобщей катастрофы без надежды на спасение. Идеалистическая философия декаданса развивается в противовес философии позитивизма (Огюст Конт). Декаданс иногда рассматривают как альтернативу реализму и натурализму, как результат негативной реакции на философию позитивизма и литературу натурализма. По мнению декадентов, натурализм мог завести литературу в тупиковое положение, потому что был выражением философии позитивизма, а значит, выступал за прогресс цивилизации. Декаденты же относились к цивилизации крайне негативно и считали ее «болезнью культуры». Если реалистическое искусство опиралось на научное знание и опыт, то декаданс полагался на интуицию и чувство. Если в реалистическом искусстве место религии занимает наука, вера в прогресс, то в декадансе к вере в Бога добавляется или ее заменяет почти религиозная вера в искусство («смерть Бога» – поиск другого идеала).

Например, два противоположных направлений натурализма и символизма отличаются друг от друга по всем позициям:

Натурализм Символизм

1. Явление 1. Сущность

2. Объективное 2. Субъективное

3. Холизм 3. Индивидуализм

4. Сциентизм 4. Антисциентизм

5. Анализ и классификация 5. Целостность мифа

6. Одномерность мира 6. Многомерность мира

7. Одномерное и целенаправленное время 7. Пересечение времен

8. Естественная причинность и 8. Рок

социальная детерминированность

Однако следует помнить, что нереалистические направления в поэзии и прозе рубежа веков соседствуют с натурализмом и реализмом и ни в коем случае не отменяют реализм. Например, в 1884 г. выходит первый декадентский роман француза Жориса Карла Гюисманса «Наоборот», и в том же году, в Америке публикуется реалистический роман Марка Твена «Приключения Гекельберри Финна». В творчестве одного писателя возможен синтез различных стилевых явлений. Например, в своем творчестве Эмиль Золя проделывает эволюцию от натурализма к реализму, а Гюисманс – от натурализма к декадансу, творчество и Э. Золя, и Гюисманса сочетает в себе черты натурализма и импрессионизма, а Поля-Мари Верлена – импрессионизма и символизма.

Характерные особенности литературы декаданса.

Декаданс представляет собой первую стадию развития модернизма, именно во время декаданса формируется философская база модернизма, и, прежде всего, складывается характерное для модернизма трагическое мироощущение. Пессимизм, а затем идея абсурдности мира – ключевые понятия литературы ХХ века и модернизма как одного из ее основополагающих философско-эстетических движений. Термин «модернизм» во французской литературе был введен братьями Эдмоном и Жюлем Гонкурами для обозначения новой нереалистической литературной формы. Первым модернистом они назвали Флобера, а также Теофиля Готье как автора теории «искусства для искусства» (обоснование этой теории Готье дает в предисловии к роману «Мадемуазель Люпен»). Теодор Адорно относит начало модернизма к 1850-м гг. и соотносит модернизм с творчеством Шарля Бодлера. Слово «декаданс» изобрела группа французских поэтов, издававших журнал «Декадент» («Le decadent», 1886-1889) в 80-е гг. 19 века. В первом номере журнала за 1886 г. была опубликована программа издания, где были такие слова: «Современный человек всем пресыщен. Утонченность аппетита, ощущений, вкуса, туалетов, удовольствий; невроз, истерия, увлечение гипнозом и морфием, научное шарлатанство, страстное увлечение Шопенгауэром – таковы симптомы социальной эволюции ». Позднее понятие «декаданс» стали относить к более ранним произведениям, и термин «декаданс» приобрел более широкое значение – сейчас это общее название для ряда нереалистических явлений литературы последних 10-летий 19 века, отмеченных настроением безнадежности и неприятия жизни. Новые нереалистические направления, связанные с понятием «декаданса» по преимуществу развивались в поэзии и, главным образом, в форме лирики.

Характерные особенности декаданса:

1. субъективизм : внимание к «Я» и уход от реальности в свое «Я»;

2. эстетизм: культ искусства и всего искусственного (артефакта), «религия красоты».

Признанные эстеты во Франции – Теофиль Готье и Шарль Бодлер. В конце 19 века (примерно с 1885 по 1900 гг.) во Франции среди высшего общества распространяется мода на все английское («англомания») и, прежде всего, эстетизм денди и снобов: элегантность, интеллектуальную утонченность, меланхолическую чувственность и материальную независимость. К 1892 г. парижским олицетворением эстетизма стал Оскар Уайльд, которого называли «принцем эстетов». А.Ф. Лосев об эстетстве Оскара Уайльда: «Уайльд решительно порвал со всякими традициями реализма, морализма, религии, логической систематики и реалистического искусства и создал неувядаемое, хотя для нас теперь уже достаточно уродливое и безжизненное, чистое эстетство »;

3. мифологизм – представление о мифе как вневременной сущности культуры (Ф. Ницше). Э. Кассирер – миф как важнейшая символическая форма человеческой деятельности. К. Леви-Стросс – миф и музыка;

4. иррационализм ;

5. аморализм;

6. эстетическое жизнетворчество - проживание жизни как произведения искусства, примат искусства перед жизнью.

Предтечи модернизма, первое поколение модернистов – 1875 г.: немецкий философ Фридрих Ницше, французские художники Поль Сезанн и Вúнсент Ван Гог, французские поэты Стефан Малларме и Поль-Мари Верлен, бельгийский поэт Эмиль Верхарн, шведский прозаик и драматург Август Стриндберг. Поколение 1890 г.: Морис Метерлинк, Уильям Батлер Йейтс, Андре Жид, Бернард Шоу.

А.Ф. Лосев считает предшественниками и создателями нового искусства модернизмаАртура Шопенгауэра, Рихарда Вагнера, Фридриха Ницше и в значительной мере Оскара Уайльда.

Итак, декаданс как характерное явление времени не может быть отнесён к какому-либо одному направлению в литературе и искусстве. Декадансные настроения характерны для целого ряда явлений (школ и течений) в литературе и искусстве к. 19в.:

1. «Французский Парнас» – 60-е гг. 19 века, идея «искусство ради искусства». Теофиль Готье, Шарль Леконт де Лиль, Жозе Мария де Эредиа, Шарль Бодлер.

2. Неоромантизм (Эдмон Ростан, Редьярд Киплинг, Джек Лондон, Артур Конан Дойл, Этель Лилиан Войнич и др.). В своих основных чертах декаданс во многом продолжает традиции родственной ему по мироощущению романтической литературы, которая также возникла на рубеже веков, только 18 – 19 вв.

3. Символизм – первое литературно-художественное направление европейского модернизма. В России декадансное мироощущение легло в основу раннего символизма («диаволического символизма») и проявилось в творчестве старших символистов Д.С. Мережковского (см. его доклад «О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе» (1892)), З.Н. Гиппиус и др.

Импрессионизм.

Начало нового нереалистического искусства – декаданса – связывают с именем французского поэта Шарля Бодлера (1821-1867) и, соответственно, относят еще к середине 19 века, к концу 1850-х – 1860-ым годам. В 1857 г. выходит стихотворный сборник Бодлера «Цветы зла» с посвящением Теофилю Готье («Непогрешимому поэту всесильному чародею французской литературы моему уважаемому учителю и другу Теофилю Готье как выражение полного преклонения посвящаю эти болезненные цветы. Ш.Б.») и предисловием, написанным самим Теофилем Готье. Сборник сразу же был обвинен в «безнравственности» на судебном процессе и вышел во втором издании только после исключения «осужденных» стихотворений («Украшения», «Лета», «Той, которая была слишком весела», «Окаянные женщины» («Дельфина и Ипполита»), «Метаморфозы вампира»). Запрет на публикацию осужденных стихотворений во Франции был снят только в 1949 г.

Теофиль Готье в предисловии к сборнику Шарля Бодлера «Цветы зла» дает свое определение декадентскому стилю: «Сочинитель «Цветов зла» любил то, что неточно называют декадентским стилем и что есть не что иное, как искусство, дошедшее до такой степени зрелости, которой достигают на закате состарившиеся цивилизации: изобретательный, усложненный, ученый стиль, исполненный оттенков и поисков, раздвигающий границы языка, заимствующий из всех технических словарей, берущий краски со всех палитр, ноты со всех клавиатур, с тем чтобы выразить мысль там, где она наиболее неуловима, а формы и контуры наиболее смутны и подвижны, - хрупкие свидетельства невроза, желаний стареющей испорченной страсти, галлюцинации навязчивой идеи, переходящей в безумие ».

В 1860 г. выходит еще одна скандальная книга Бодлера – трактат о наркотиках «Искусственный рай», который состоит из двух частей: «Поэма гашиша» и «Едок опиума» («Поедатель гашиша»). В стихотворении «Отрава» из сборника «Цветы зла» Бодлер называет четыре источника «искусственного рая» – это вино, опиум, зеленые глаза женщины и эротика, самая сильная из «отрав»:

Отрава

Вино любой кабак, как пышный зал дворцовый,

Украсит множеством чудес.

Колонн и портиков возникнет стройный лес

Из золота струи багровой –

Так солнце осенью глядит из мглы небес.

Раздвинет опиум пределы сновидений,

Бескрайностей края,

Расширит чувственность за грани бытия,

И вкус мертвящих наслаждений,

Прорвав свой кругозор, поймет душа твоя.

И все ж сильней всего отрава глаз зеленых,

Твоих отрава глаз,

Где, странно искажен, мой дух дрожал не раз,

Стремился к ним в мечтах бессонных

И в горькой глубине изнемогал и гас.

Но чудо страшное, уже на грани смерти,

Таит твоя слюна,

Когда от губ твоих моя душа пьяна,

И в сладострастной круговерти

К реке забвения с тобой летит она.

(пер. Вильгельма Левика)

Несмотря на запреты и судебные процессы, новое искусство сумело заявить о себе и нашло последователей. С 1869 по 1873 гг. гениальный «поэт-подросток» Артюр Рембо, называвший Шарля Бодлера своим учителем, пишет все свои стихотворения (будучи в возрасте от 15 до 19 лет), во многом определившие развитие французской поэзии в ХХ в. и всей современной поэзии. В 1868-1869 гг. выходят «Песни Мальдорора» - сборник стихотворений еще одного последователя Шарля Бодлера – графа де Лотреамона (псевдоним Изидора Дюкасса, 1846-1870), продолжившего вслед за Шарлем Бодлером традиции западноевропейской имморалистической литературы. Полностью сборник был опубликован только в 1890 г. В 1870 г. 24-летний поэт пропадает при неизвестных обстоятельствах.

Бодлер окончательно закрепляет в литературе представление о равной предрасположенности человека к добру и злу: «В каждом человеке всечасно присутствуют два устремления – одно к Богу, другое – к сатане ». На рубеже веков тема двойственной природы человека прозвучала как трагическая расколотость человека. Поэзия Бодлера сделала неожиданные метафоры и сочетания слов (напр., «зеленые запахи») одним из обязательных условий создания новой поэзии. В целом декадентская литература заостряет и доводит до крайности темы Бодлера, мистику, чувственность, жажду приключений и странствий, чувство изгнания, которыми насыщены его стихотворения.

Гений, скандалист и абсолютный романтик, тоскующий по XVIII веку, совершил одну из главных революций, добавив в ДНК одного из ведущих модных бредов интонации, навсегда изменившие мир моды. Разделяя всепоглощающую страсть Диора к женственности, Джон Гальяно представил ее через призму порочной романтики и декаданса.

Являясь креативным директором Дома Christian Dior с 1996 по 2011 год, Гальяно был неоднократно удостоен престижных наград Великобритании и Франции, назван современниками главным дизайнером поколения, обласкан модными критиками и сильными мира сего, а после - в одночасье уволен со всех постов, лишен титулов и званий, а бойкот ему объявили даже те, кто ранее не смел упоминать имя Гальяно без подчеркнутого подобострастия. Ко дню рождения enfant terrible мировой моды ELLE выбрал главные факты о нем.

ФОТО Getty images

Я создаю одежду для каждой, кто наслаждается своей женственностью", - Джон Гальяно

В 1985 году молодой выпускник Central Saint Martins Джон Гальяно представил в Лондоне свою дипломную работу, вдохновленную образами Французской революции. Работа стала сенсацией - коллекцию сразу выкупили владельцы магазина Browns.

В 1988 году никому не известный Гальяно получает звание «Лучший дизайнер года» за коллекцию Blanche Dubois, где он впервые применил свой знаменитый прием - асимметричный крой, ставший позже фирменной чертой дизайнера. На Гальяно обращает внимание Дом Balenciaga - его имя произносят с особым трепетом, предрекая мировую славу.

ФОТО Getty images

Главной коллекцией в творчестве Гальяно стала Princess Lucretia, показанная в частном особняке Парижа в 1993 году. Дизайнер, вдохновившись историей об останках царской семьи Романовых, создал коллекцию бальных платьев принцессы-беглянки, куда вошли атласные бальные платья, стеганые накидки и юбки из тафты. Гальяно не был бы собой, если создал простую ровную коллекцию без авангардных придумок - так, кринолин он нанизал на электрические провода.

В 1995 году Бернар Арно приглашает Гальяно на пост креативного директора Дома Givenchy, но уже через год появляется амбициозная идея оживить культовый Dior, который в середине 90-х имел имидж консервативного бренда для возрастных буржуа. Только Гальяно под силу было полностью изменить вектор развития Дома - ежегодно он стал выпускать 12 коллекций, каждая из которых шокировала принципиально новым подходом к переосмыслению традиционных ценностей Dior.

- Гальяно в Dior творит один шедевр за другим. Став предвестником гламура 00-х, он представляет самое эстетское из его воплощений - небрежный декаданс. Чувственные образы с каскадами и ожерельями, пыльно-сиреневые шлейфы, головокружительной высоты каблуки, русалочьи хвосты, скроенные по косой силуэты, бахрома, украшения, вышивка - в каждой коллекции дизайнер вновь изобретал формулу элегантной избыточности.

ФОТО Getty images

Каждый показ Джона Гальяно - настоящее театрализованное представление. Только он мог устроить на подиуме будуар или окатить моделей водой. Именно Гальяно превратил дефиле в перфомансы, а символический выход дизайнера - в настоящее действо. Каждое его появление в конце шоу всегда было обставлено с особой помпой, а образы знойного мачо-стриптизера или пирата со смоки-айз, ставшего предвестником образа Джека Воробья из «Пиратов Карибского моря», волновали общественность не меньше самой коллекции.

1 марта 2011 года Джон Гальяно был скандально уволен из Дома Christian Dior за публичные антисемитские высказывания. Французский трибунал признал его виновным и приговорил к штрафу. Преданный анафеме, дизайнер оказался в атмосфере тотального бойкота - друзья публично отрекались от него, знаменитости, в числе которых были Натали Портман и Карл Лагерфельд, выступали с обличительными речами в его адрес, ни один Дом не осмеливался предложить ему работу.

После увольнения в жизни некогда великого Гальяно наступила черная полоса – полное творческое забвение, череда судебных разбирательств, курс лечения от алкогольной и наркотической зависимости. Среди тех немногих, кто поддержал дизайнера, оказалась Кейт Мосс, пригласившая друга создать ее свадебное платье, которое сейчас представлено в экспозиции лондонского Музея Виктории и Альберта среди других модных мировых шедевров.

Многие эксперты придерживаются мнения, что почва для увольнения Гальяно из Dior подготавливалась давно – мол, прошла его эпоха, будущее за минимализмом, а не нафталиновыми пышными платьями и километрами шелковых оборок. У руководства компании просто не было повода отправить дизайнера в отставку, не вызвав при этом гнева у обожающей его публики. Нетрезвые высказывания стали отличным предлогом для расставания с Гальяно.

Модельер и сам на протяжении нескольких лет в судебном порядке пытался доказать несправедливость своего увольнения. По его словам, за 17 лет работы в Dior, когда он трудился сутки напролет, его физическое и моральное состояние были подорваны. Руководители компании были осведомлены о его пагубных пристрастиях и не пытались ему помочь. Однако после рассмотрения исков от Гальяно с целью взыскания с Dior суммы от 2 до 13 миллионов евро, суд признал увольнение дизайнера обоснованным. Более того, Гальяно обязали уплатить бывшим работодателям штраф размером… 1 евро.

Это эпоха с середины XIX века до первой мировой войны, 1914 года. Причиной декаданса выступает бурный рост капитализма, экономический прогресс, поскольку на фоне доминирующих отношений купли-продажи, утилитаризма и прагматизма ставятся под сомнение вечные ценности культуры – добро, истина, красота, вера. Философским осмысление декаданса становится доктрина пессимизма А.Шопенгауэра и переоценка ценностей Ф.Ницше. Открывает декаданс в 1854 году сборник Цветы зла Шарля Бодлера.

Декаданс – умонастроение упадка, духовный кризис, умонастроение пессимизма и нигилизма, пронизывающее жизнь богемы . Он формируется на почве разложения романтического идеала, утраты религиозных, научных и моральных ценностей в силу развития утилитаризма. Утрачивается целостный идеал духовно богатой личности. Однако упадку культуры противопоставляется сила воображения, творческого всемогущества. Господствует индивидуализм, умонастроение пессимизма и нигилизма в отношении идеи общественного прогресса. Утверждается позиция неприятия жизни (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше). Начинаются сумерки кумиров, т.е. переоценка ценностей, когда ставится под сомнение христианская мораль, вера в Бога, вера в научный и общественный прогресс. Личность теряет смысложизненные опоры в виде вечных ценностей и утрата смысла рождает трагедию души. В художественной сфере веет трагедия эстетизма - наслаждение души разладом, страданием, меланхолией. Личность ищет опору в собственной субъективности: «Только то, что я чувствую в душе, кажется мне вечным и, несомненно, достоверным» (Гюисманс). Так возникает культурный элитизм и аристократический тип художника. В этих условиях складывается ряд художественных направлений и групп.

ЭСТЕТИЗМ – ряд стилевых течений объединенных принципом наслаждения Прекрасным : О.Бердсли, О.Уайлд, Д.Уистлер, Д.Рескин, Т.Карлейль. Самоценность красоты, утонченного наслаждения, отделение красоты от полезного, морального, логического. Наслаждение красотой возводится в принцип жизни, переживание ради переживания, а отношение к жизни, наоборот, как к спектаклю, с точки зрения своего Я как зрителя. «Красота есть последняя путеводная звезда в тех сумерках, в которых пребывает душа современного человечества. Расшатаны религии, философские системы разбиваются друг о друга, и в этом чудовищном смятении у нас остается один абсолют, одно безусловно божественное откровение – это красота. Она должна вывести человечество к свету, она не даст ему погибнуть в отчаянии. Красота намекает на какие-то связи «всего со всем» (А.Бенуа). Культ Красоты создает новый тип – «эстетического человека». Этот «эстетический человек не признает никакого долга, не преследует никакого интереса, отдавая все искусству. Он равнодушен к религии, морали, воспитанию, политическим принципам или улучшению общества» (У.Гаунт).

Декадент в Двойном сердце М.Швоба: «Мы пришли в необычайное время, когда романисты показали нам все стороны человеческой жизни и всю подноготную мыслей. Мы пресытились чувствами, еще не испытав их: некоторые позволили увлечь себя в бездну неведомым и странным призракам; другие приобрели страстное влечение к глубинному поиску новых ощущений; третьи, наконец, нашли опору в глубоком сострадании. Дез Эссент у Гюисманса, Андреа Сперелли у Д’Аннуцио, Дориан Грей у О.Уайлда - тип «декадента»… Чтобы предаться безмерным наслаждениям и испытать самые редкостные ощущения, которые только можно купить за деньги, эти литературные персонажи ищут прибежища в воображаемой эпохе латинского декаданса и в современной литературе, «неизлечимо больной настолько, что она вынуждена выражать все, что угодно, в пору своего заката».

ПРЕРАФАЭЛИТЫ – группа английских художников, сложившаяся в 1848 году, которая стремится выразить благородные чувства в сочетании с правдивым изображением предмета. Ядро группы составили Джон Эверетт Миллес, Уильям Холмен Хант и Данте Габриэль Россетти. Их восхищает стиль, сложившийся в эпоху ренессанса в искусстве до Рафаэля, период кватроченто и маньеризма. Их творчество отличает ретроспекция и смешение эпох средневековья и Возрождения. Для своих картин братство Прерафаэлитов избирает религиозные и нравственно возвышенные темы, скрупулезно передает натуру, внимательно изучает флору, использует четкую живописную технику. Они идеализируют модель, создавая королеву из продавщицы, идеал из дочери конюха, богиню из проститутки и пр. Творчество наполнено декоративностью, эротизмом и чувственностью, гротескными и странными элементами.

СТИЛЬ МОДЕРН – декоративный стиль, распространенный примерно с 1890 года до первой мировой войны. Его названия: ар нуво во Франции, сецессион в Австро-Венгрии, югенд-штиль в Германии, либерти в Италии, модерн стайл в Великобритании, модерниста в Испании, стиль Тиффани в США, «Мир искусства » в России. Этому избыточному, чувственному стилю свойственно тяготение к маньеризму, иронии, декоративности, пластичности, использование растительного орнамента. Его особенностью стало сближение поэтической и бытовой сфер, что ярко выразилось в декоративном искусстве, а также в хореографии (Фокин), танце (Айседора Дункан), декорациях и костюмах (Бакст), драматургии (Сологуб).

ИМПРЕССИОНИЗМ – направление визуальных впечатлений, зародившееся в 1860-х годах. Название impression стали употреблять подразумевая картину Впечатление: восход солнца Клода Моне. Это «чистая перцепция» без мыслительных конструктов приводит к разрыву с традицией, не желая опираться на «костыль разумного опыта» (В.Хофманн). Художники отказываются как от академического рисунка, так и от романтического сильного чувства, вымысла. Они хотят уловить и зафиксировать случайные и мимолетные впечатления современной жизни, стремятся к «невинности глаза», как если бы Я не играло никакой роли. Им свойственно мироощущение неприкаянности, утрата Я как психического единства, растворение субъективности в комплексах ощущений. В жизни такие люди оказываются неприкаянными о чем свидельствуют мятущиеся натуры Гуго Гофмансталя, Винсента Ван Гога, Поля Гогена.

СИМВОЛИЗМ – движение в литературе и искусстве, расцвет которого пришелся на 1885-1910-е годы. Стремится выразить духовный опыт в чувственной форме, «облечь идеи в форму чувства» (Жан Мореас). Ему свойственна позиция неприятия жизни и признание значимости всех форм жизни для художника лишь постольку, поскольку эти формы могут быть намеком на миры иные, духовные. Возникает на основе трагедии души, смыслоутраты. Ментальная драма выражает, во-первых, трагедию рока, чувство крушения человеческих надежд перед лицом мирового зла, некоего фундаментального наваждения, пляски смерти, мировой скорби (Байрон, Вагнер, Леопарди). Порой над человеком висит мистически туманный ток жизни, опрокидывающий любые рассудочные проекты - рок (Э.Верхарн, А.Белый), призрак смерти (М.Метерлинк), стагнация (Ф.Сологуб). Можно сказать, что катастрофа сознания воплощает это страх перед всеобщим напрасно. Во-вторых, драма души выражает демоническую чувственность, когда Я как всеобщее становление ведет к разладу индивида с собой. Возвышение субъекта осуществляется путем отрицания действительности (собственной социальной сущности) и самоотрицания. В результате разрыва с миром и само-преодоления личностный смысл ускользает и возникает чувство никчемности творческого всемогущества. Дионисийский восторг или оргиастически-хаотический порыв сопровождается наслаждением злом, страданием, смесью жалости к себе и сладострастия. Демонизм - это «сила, зияющая мутным взором безумия» (Вяч.Иванов). Образы Манфреда, Мальдорора, Демона показывают изначальное восстание против человеческого, независимость от мира. Но отвергая Бога и законы природы, Сатана, одновременно, порывает с миром и впадает в отчаяние, теряя смысл.

Происходит переоценка калокагатии и эстетизация безобразного . Однако в искусстве отсутствует и чистая форма, отделенная от пользы, добра, истины. Художественная форма наполняется трагическими переживаниями и деформируется. Красота синтезирует в себе тоску, страдание, поэзию смерти, шокирующую эротику, меланхолию, отвращение. Для этого служат особые приемы выражения, разрушающие гармонию : белый стих Верлена, Рембо, Бодлера, атональная музыка Дебюсси, дающие, согласно Рембо «длительное, глубокое, последовательное расстройство всех чувств».

Символ – это образ, несущий глубинный смысл (С.Аверинцев), который чреват смыслом, выражает трагическое умонастроение, красоту тоски, страдания и мечту о мирах иных. Он знак неизреченного, невыразимого, «ослепления бесконечностью»; «Мы живем не среди фактов, но среди глубинных смыслов и символов» (А.Рембо). Это рефлексия внутреннего состояния сквозь призму мифологем; придание индивидуальному переживанию универсального характера, а значит а)прозрение вечного, обнаружение Идей за повседневным, интуиция туманностей инобытия; в)значимость природы лишь постольку, поскольку она просвечивает духовными мирами, превращающая действительность в иллюзию; с)обозначение ментальной драмы, которое несет новую красоту, выражает иррациональную жизнь души без смысла и правил. Как манифестация индивидуального переживания символ весьма субъективен, ибо знаку придается сугубо личностный смысл. Классическим примером является сонет Гласные А.Рембо, где буквам придается сугубо субъективное цветовое значение:

А - черный, белый - Е, И - красный, У - зеленый, О - синий...

Символ, далее, динамическая тенденция, порождающая модель (А.Лосев), т.е. мечтательность, устремленность к духовному, уравновешивающая трагедию души. И, наконец, синтез «всего со всем», синестезия (опера Вагнера, музыка слова Верлена, живопись слова Малларме), нахождение мистических соответствий, корреспонденций как в Соответствиях Шарль Бодлерa:

Природа - некий храм, где от живых колонн

Обрывки смутных фраз исходят временами.

Как в чаще символов мы бродим в этом храме,

И взглядом родственным глядит на смертных он.

Когда их стройный хор един, как тень и свет, Перекликаются звук, запах, форма, цвет,

Глубокий, темный смысл обретшие в слиянье.

Есть запах чистоты. Он зелен точно сад,

Как плоть ребенка свеж, как зов свирели нежен.

Другие - царственны, в них роскошь и разврат,

Для них границы нет, их зыбкий мир безбрежен, -

Так мускус и бензой, так нард и фимиам

Восторг ума и чувств дают изведать нам. (пер. В.Левика)

Символы в искусстве:

- Голубой цветок Новалиса, Синяя птица М.Метерлинка, Кормчие звезды Вяч.Иванова, Звездная корона М.Волошина, Пьяный корабль А.Рембо - мечты о чудесном, иных мирах, о возвышенном счастье и идеале.

- Огненный столп Гумилева, Брюсова, Огненный ангел Тернера, Золото в лазури А.Белого - мистическое откровение, эманация благодати.

- Незнакомка А.Блока - вечная женственность, Россия, Любовь, София.

- Сплины Ш.Бодлера, П.Верлена, Города-спруты П.Верхарна, Черное солнце Ж.де Нерваля - пессимизм, трагедия духа.

- Цветы зла Ш.Бодлера, Мальдорор Лотреамона, Демон М.Врубеля, Трагедия титана И.Северянина - демоническая чувственность, эротизм.

- Саломея, Елена, Далила, Галатея, Семела, Леда Р.Штрауса, О.Уайлда, Г.Флобера, Гюисманса, Г.Климта, Г.Моро, О.Бердсли – образы femme fatale, символы умопомрачительной красоты и сатанинского соблазна. Гюисманс писал о Саломее Г.Моро: «символический идол непобедимого Сладострастия, богиня бессмертной Истерии, проклятая Красота, несравненная избранница Каталепсии, сделавшей неподатливой ее плоть и твердыми ее мышцы, чудовищное Животное, безразличное, безответственное, бесчувственное, отравляющее, как античная Елена, любого, кто приблизится или коснется ее хотя бы взглядом». Женскому образу придается провокационный или извращенный характер, он вызывающе обольстителен и болезненно порочен: гепард–соблазнительница, подчиняющая себе мужчину.



Что еще почитать