Что делает слышущий азан, во время азана (иджабат). Дозволено ли разговаривать во время чтения азана

Азан читается сразу после наступления времени намаза. Азан — это призыв мусульман к чтению обязательной молитвы. Азан является оглашением времени молитвы. Человек, который дает азан, называется муадзином. Желательно, чтобы у муадзина был прекрасный голос. Единобожники читают в сутки, соответственно перед каждой молитвой звучит азан. Икамат (камат) — это приглашение мусульман к обязательной коллективной молитве. Азан — это сунна-му’аккада, близкая по силе и важности к ваджибу.

  • Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза)
    (Аллах превыше всего)
  • Ашхаду алля иляяха илляллах (2 раза)
    (Я свидетельствую, что нет объекта достойного для поклонения, кроме Единого Бога)
  • Ашхаду анна мухаммадар-расулюлЛах (два раза)
    (Я свидетельствую, что Мухаммад - посланник Аллаха)
  • Хайя ‘аля ссоляя (два раза)
    (Спешите на молитву)
  • Хайя ‘аляль-фалях (два раза)
    (Спешите к спасению)
  • Аллаху акбарул-лаху акбар
    (Аллах превыше всего)
  • Ля иляха илляллах
    (Нет никого и ничего достойного следования законам, кроме следования за совершенными законами Всевышнего Аллаха)

Икамат (камат) с транскрипцией на русском языке

Икамат (камат) - это призыв на намаз, произносимый непосредственно перед выполнением фард-намаза (обязательной молитвы)

Следует отметить, что при призыве к утреннему намазу после слов: «Хайя ‘аляль-фалях», перед «Аллаху акбар» добавляются слова: «Ассаляту хайрум минан наум! Ассаляту хайрум минан наум!»

Слова икамата по ханафитскому мазхабу

  • Аллаху акбарул-лааху акбар (2 раза)
    (Аллах превыше всего)
  • Ашхаду алля иляха илляллах (2 раза)
    (Я свидетельствую, что нет никого и ничего достойного поклонения, кроме Аллаха)
  • Ашхаду анна мухаммадар-расулюллах (два раза)
    (Я свидетельствую, что Мухаммад - посланник Бога)
  • Хайя ‘аля ссоля (два раза)
    (Спешите на молитву)
  • Хайя ‘аляль-фаляях (два раза)
    (Спешите к спасению)
  • Кад каматис-соляту кад каматис-соля
    (Молитва начинается)
  • Аллааху акбарул-лааху акбар
    (Аллах превыше всего)
  • Ля иляха илляллах
    (Нет ни кого и ничего, нет ни какого объекта достойного поклонения, кроме Аллаха)

Слова икамата по шафиитскому мазхабу

  • Аллаху акбарул-лаху акбар
    (Аллах превыше всего)
  • Ашхаду алля иляха илляллах
    (Я свидетельствую, что нет ничего и никого достойного поклонения, кроме Всевышнего Господа)
  • Ашхаду анна мухаммадар-расулюллах
    (Я свидетельствую, что Мухаммад - посланник Единого Бога)
  • Хайя ‘аля ссоляя
    (Спешите на молитву)
  • Хайя ‘аляль-фаляях
    (Спешите к спасению)
    Кад каматис-соляяту кад каматис-соля
  • (Молитва начинается)
  • Аллаху акбарул-лаху акбар
    (Аллах превыше всего)
  • Ля иляха илляллах
    (Нет ничего и никого, нет ни какого объекта поклонения, кому можно было бы поклоняться, кроме Аллаха, так как все остальные «боги» вымышленные идолы или же являются созданными творениями, а поклонятся творениям Всевышнего запрещено)

Времена пяти ежедневных молитв

Время прочтения 5 обязательных намазов:

  • Фаджр (утренний намаз) наступает с момента рассвета до самого восхода солнца.
  • Зухр (полуденный намаз) начинается после зенита солнца до позднего вечера.
  • Аср (предвечерний намаз) наступает с позднего вечера до заката.
  • Магриб (вечерний намаз) начинается с момента заката солнца до сумерек (когда небо становится совсем темным).
  • Иша (ночной намаз) наступает с момента сумерек (кромешной темноты) до начала рассвета.

Все эти молитвы должны читаться в упомянутые выше моменты. Однако есть исключения, когда допускается объединение молитв. Например, Зухр и Аср или Магриб и Иша могут читаться сразу друг за другом. Вы можете объединить эти две молитвы, когда путешествуете, если больны, очень сонные, очень усталые, или если вы не можете контролировать свое расписание (занятия или работу). Это исключения и не должны становиться нормой.

Если вы молитесь в Масджиде (мечеть) в конгрегации, при плохих погодных условиях, таких как дождь, снег, лед и т.д., тогда допустимо объединить эти две молитвы.

Достоинство Азана

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Когда произносится призыв к молитве, шайтан отступает, с шумом испуская ветры, чтобы не слышать этого призыва, а когда призыв завершается, он (снова) подступает. И он отступает во время икамы, а когда объявление о начале молитвы завершается, он (снова) подступает, чтобы встать меж человеком и сердцем его и внушать ему: «Вспомни о том-то и том-то», о чём тот и не помышлял (до молитвы, и он делает это) для того, чтобы человек оставался (в подобном) положении, не ведая, сколько (ракатов) молитвы он совершил».

Слова азана произносятся громко и медленно. При произношении азана руки поднимаются согласно тому мазхабу, которого придерживается читающий азан.

Вопрос: Некоторые братья, приходя в мечеть, продолжают разговаривать между собой в то время, когда читается азан, дозволено ли это?

Ответ:

Азан (призыв к молитве), который звучит пять раз в день во всех населенных пунктах, где проживают мусульмане – это одно из важных знамений Ислама. Если этого не делают в том или ином населённом пункте, то грех за это ляжет на каждого жителя-мусульманина, достигшего совершеннолетия, ибо азан является коллективной обязанностью (фарз аль-кифая).

Отвечать на азан является особенностью нашей уммы, ибо и сам азан – это особенность нашей уммы. То есть во время чтения азана следует отвечать на него, а не разговаривать. Даже если человек во время оглашения Азана занимается получением знаний, чтением Корана, поминанием Аллаха (зикром), то ему желательно прервать своё занятие и не произносить ничего другого, кроме слов, которыми полагается отвечать на азан.

В книге «Бушра Аль-Карим » пишется:

«Следует прервать обучение, даже если это является обязательным, ибо обучение не упускается. То есть обучение можно возобновить, а ответ на азан упускается, если не ответить вовремя.

Джалалуддин Ас-Суйути в книге «Мухтассар Азкари Ан-Навави » сказал:

«Поистине, тому человеку, который разговаривает во время оглашения азана, стоит опасаться за свой плохой конец. По этой причине его конец может оказаться плохим. А мы прибегаем к защите Всевышнего Аллаха от такого конца ».

Имам Аш-Шаʻрани в книге «Аль-ʻухуд Аль-Мухаммадийя» пишет об этом следующее:

«Посланник Аллаха ﷺ взял с нас общее обязательство отвечать на азан, согласно тому, что указано в сунне, и не отвлекаться на пустые разговоры и прочее, проявляя уважение к Пророку ﷺ . Поистине, для каждой сунны указан определенный отрезок времени, в течение которого следует совершить эту сунну. Также для ответа муэдзину есть отведённый отрезок времени. Такой же отрезок времени отведен для тасабиха, чтения Корана, и других поклонений. Подобно тому, как раб Аллаха не имеет права читать вместо суры Аль-Фатиха истигфар, или вместо тасбиха в поясном или земном поклоне – суру Аль-фатиха, или вместо ташххуда что-то другое, так же дело обстоит и с ответом на азан.

Этим обязательством пренебрегают и не отвечают на азан многие, даже из числа тех, кто приобретает знания, не говоря уже о других простых мусульманах. Более того, некоторые из них не идут на джамаат-намаз. В то время, когда люди коллективно делают намаз, они читают книги по грамматике, уссулу или фикху и говорят в своё оправдание, что ильм (приобретение знаний) предпочтительнее джамаат-намаза, но это далеко не так ».

Саййиди ʻАли Аль-Хавасс (да смилуется над ним Аллах), когда слышал слова азана «Хайя ʻаля ссалях», начинал дрожать и был близок к тому, чтобы растаять от почтительного страха пред Всевышним Аллахом. Он отвечал муэдзину со смиренностью сердца (хузуром) и с покорностью тела, да будет доволен им Всевышний Аллах.

Исходя из всего вышеприведенного, мы поняли, что во время оглашения азана человек должен отвечать на азан, оставив все посторонние дела. Даже если человек занимается чтением Корана, приобретением полезных знаний и другими тому подобными занятиями, не говоря уже о других обычных разговорах и делах, ему следует прерваться, чтобы ответить на азан. Более того, разговоры во время оглашения азана могут привести человека к сууль-хатимат (плохому концу жизни).

Говоря коротко, при чтении азана человеку по мере возможности стоит оставить все свои дела и внимательно слушать азан, повторяя его слова в качестве ответа муэдзину.

В мусульманской религии действуют свои каноны и нормы, которые выглядят иногда сложными для непосвященных. Например, азан в исламе является совершенно обычным делом, хотя в христианстве этого ритуала не существует. Поэтому люди, исповедующие иную религию, оказавшись в среде мусульман, часто не понимают суть этого ежедневного религиозного призыва к молитве.

К сожалению, даже некоторые мусульмане (особенно молодежь), которые не воспитывались с детства в атмосфере ислама и веропочитания Аллаха, иногда задаются вопросом, для чего необходим азан. Стоит подробнее разобраться в этом вопросе.

Для чего нужен призыв к молитве

О том, что представляет собой азан, знает каждый правоверный мусульманин. Это, по сути, призыв к намазу, который, как известно, осуществляется пять раз в день. Соответственно, и призыв в исламе провозглашается столько же раз – перед каждой молитвой. Однако многие мусульмане, даже слыша эти красивые слова, не вдумываются в них и поэтому не осознают его .

Уникальность его заключается в том, что молитва, к которой он призывает, является обязательной, однако сам призыв всего лишь желателен – при необходимости можно обойтись и без него. При этом считает призыв к молитве очень важной частью ритуала. Муэдзин должен осуществлять чтение азана в любом населенном пункте, где проживают мусульмане.

Это не только своеобразное оповещение о том, что наступает пора молитвы, но и стремление напомнить, для чего нужен сам намаз. В переводе с арабского слово «азан» означает «оповещение, оглашение». Мусульмане считают, что время для каждого намаза было установлено самим Аллахом. Однако правоверный может по различным причинам пропустить точно установленный срок, поэтому в обязанности муэдзина и входит сообщение о том, что наступила пора молитвы.

Если количество и время намазов было определено Всевышним, то азаны ввел в его ритуал пророк Мухаммед (с.а.в) в первой трети VII века (I век хиджры). Существует предание, рассказывающее о создании призыва к молитве. Согласно ему, первые мусульмане, проживающие в Медине, где в то время находился пророк, не знали наступления точного времени молитвы и говорили об этом посланнику Аллаха. Даже предлагались различные способы оповещения – кто-то предлагал использовать большие трубы или колокол, кто-то – вывешивать специальные знаки.

Наконец, один из последователей Пророка Абдуллах ибн Зейд увидел во сне человека, который нес в руке зурну. Абдуллах попросил продать инструмент, объяснив, что хочет оповещать людей о том, что наступает время молитвы. Однако человек сказал, что есть лучший способ сделать это, и сообщил полный текст азана. Проснувшись, он рассказал обо всем пророку Мухаммеду (с.а.в), и тот одобрил и текст оглашения, и сам способ его. С тех пор оповещения о времени молитвы в мире читаются именно так.

Некоторые исследователи полагают, что явившийся во сне к Абдуллаху человек был не кем иным, как ангелом Джибрилем.

Изначально он представлял собой единственную фразу, переводимую как «совместная молитва». Однако в Аравии еще до возникновения ислама существовали языческие ритуалы, чем-то схожие с этим красивым призывом. Поэтому постепенно сформировался современный текст призыва к намазу, который был обусловлен как устаревающими языческими правилами, так и новой исламской религии.

Для того чтобы читать азан, муэдзин должен повернуться в сторону Каабы и произносить слова размеренно и напевно. Сразу после того как оглашен призыв, следует дуа (то есть, особая короткая молитва), где благословляется сам Пророк, а также его семья и последователи. При этом предмолитвенный ритуал считается неполным без произнесения икамата, который читается после оповещения о времени молитвы, спустя несколько минут.

Количество и время оглашения

Перед тем как начать читать, он должен провести омовение, а во время оглашения убедиться, что его голос доходит во все стороны. Если же с одной из сторон минарета он почти не слышен, муэдзину вменяется в обязанность обходить вокруг здания, чтобы призыв был слышен всем. Наконец, вне зависимости от того во сколько провозглашается призыв, он должен быть полностью поглощен этим делом и ни в коем случае не отвлекаться – тем более, на приветствия.

Основное требование, предъявляемое к человеку, читающему азан, – это наличие красивого и сильного голоса. Призыв к молитве читается громко, размеренно. В отличие от него, икамат произносят быстро (хотя это не означает, что эти слова можно говорить невнятно и скомкано).

Канонический азан оглашают по-арабски, хотя муэдзин должен доносить смысл этого призыва до верующих, а значит, читать его на том языке, на котором говорят слушающие. Сам текст призыва является несложным, однако требует повторения отдельных фраз. Вот как выглядит он на арабском языке:

الله أكبر الله أكبر (четыре раза);

أشهد أن لا اله إلا الله (два раза);

أشهد أن محمدا رسول الله (два раза);

حي على الصلاة (два раза);

حي على الفلاح (два раза);

الله أكبر الله أكبر (два раза);

لا إله إلا الله (один раз).

Если прочитать перевод, то фразы выглядят очень простыми, однако в них заключен глубокий смысл. Повторения и упрощенные формулировки призваны, по всей видимости, воздействовать на подсознание мусульман, объясняя им, почему так важна молитва. Азан на русском языке звучит следующим образом:

Велик Аллах (4 раза)

Свидетельствую, что иного божества, кроме Аллаха, нет (2 раза)

Свидетельствую также, что посланник Аллаха – Мухаммед (2 раза)

Поспешите к молитве (2 раза)

Поспешите к спасению вашему (2 раза)

Велик Аллах (2 раза)

Нет иного бога, кроме Аллаха (1 раз).

Нужно отметить, что утренний азан имеет небольшое отличие от всех остальных призывов, которые произносятся в течение суток. В его текст вставлена еще одна фраза, которая произносится после слов «Поспешите к спасению вашему» и тоже повторяется дважды. Звучит она так: «Молитва лучше, чем сон». Все остальные фразы имеют одно и то же звучание. Формула призыва не отличается сложностью, поэтому запомнить ее довольно легко.

Правила поведения верующих

Не стоит полагать, что мусульмане, вышедшие слушать призыв, должны просто воспринять его, как напоминание о начале молитвы. Ведь азан – это составляющая молитвенного ритуала, а значит, со стороны слушателей требуется определенный ответ и действие.

Правила диктуют, что на эти слова необходимо реагировать незамедлительно, отложив все дела, которыми человек в это время занят. Даже если в ту минуту вы читаете Коран, при звуках призыва требуется прервать свое занятие. И дело не только в том, что с этого мгновения вы начинаете внутренне готовиться к молитве, а в том, что нужно повторять вслед за муэдзином – а это требует определенной сосредоточенности.

Произнося слова, человек чувствует, как азан успокаивает душу. Все эти фразы нужно повторять в точности так, как говорит их призывающий. Но есть два исключения. При словах "Нет иного бога, кроме Аллаха" нужно отвечать «Лишь Аллах силен и всемогущ». А когда наступает утреннее время призыва и муэдзин напоминает: «Молитва лучше, чем сон», верующие должны отвечать: «Воистину эти слова справедливы».

Таким образом, оповещение о намазе читается обеими сторонами – и той, которая оглашает призыв к молитве, и той, которая слушает оглашение. Все это позволяет человеку настроиться на молитвенный лад и совершить намаз после азана с воодушевлением и истинным смирением. Более того, если вы находитесь далеко (например, в путешествии) и знаете, что наступает время молитвы, то призыв требуется прочитать самостоятельно и лишь после этого приступать к мольбе.

В исламе существует ряд правил, которые необходимо строго выполнять. Это касается всех сторон жизни правоверного мусульманина, и азан здесь не исключение. Поскольку совершение намаза является составляющей , то молитва и призыв тесно связаны, а значит, требуют соблюдения установленных требований.

  1. Азан не может читать женщина, это позволяется исключительно мужчине. При этом оглашающий должен быть исключительно мусульманином. Если же мужчины нет и на молитву собрались только женщины, то вместо азана они могут прочитать икамат.
  2. Нельзя произносить сидя, а те, кто слушает, не должны во время оглашения этих слов разговаривать и уж, тем более, смеяться. Икамат читает, как правило, тот же человек, который призывал к молитве, хотя обязательным предписанием это не является. Зато если во время чтения призыва вы находитесь в , призыв к намазу можно не повторять за муэдзином. Однако чтение икамата обязательно в любом случае.
  3. Во время оглашения призыва муэдзин должен прикрывать уши указательными пальцами (по другой версии – держаться указательным и большим пальцами за мочки ушей). Это требуется для того, чтобы повысить голос. При фразе «Поспешите к молитве» он обязан повернуть голову направо, а говоря «Поспешите к спасению вашему» – повернуться налево.

Правила ничего не говорят о том, насколько чистым должен быть человек, слушающий призыв. Но вместе с тем, самому оглашающему азан очищение необходимо пройти заранее. Ведь эти слова призывают к духовной чистоте, поэтому он обязан оповещать исключительно после омовения.

Сегодня призывы, даже будучи глубоко вплетенными в исламские ритуалы намаза, могут считаться отдельным культурным направлением. Если вы хотите понять, в чем прелесть этих песнопений, можете включить видео азана. Стоит не только послушать голос муэдзина, но и посмотреть на выражение его лица во время произнесения призыва к молитве, чтобы понять каким смыслом наполнен любой призыв и насколько он может воздействовать на душу любого человека.

Азан

призыв на намаз, который громко провозглашается муэдзином для оповещения мусульман о наступлении времени очередной ритуальной молитвы. Для этого, в правоверном Исламе, муэдзин обращается лицом в сторону Мекки, прикладывает руки к ушам и громко восклицает: «Аллаху акбар! Аллаху акбар! Аллаху акбар! Аллаху акбар! Ашхаду ан ля иляха илляллах! Ашхаду ан ля иляха илляллах! Ашхаду анна мухаммадан расулу-ллах! Ашхаду анна Мухаммадан расулу-ллах! Хаййа аля-с-салат! Хаййа аля-с-салат! Хаййа аля-ль-фалах! Хаййа аля-ль-фалах! Аллаху акбар! Аллаху акбар! Ля иляха илляллах!». [Перевод: Аллах велик (4 раза)! Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха (2 р.)! Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха (2 р.)! Спешите на молитву (2 р.). Спешите к доброму делу (2 р.)! Аллах велик (2 р.)! Нет божества кроме Аллаха) (1 р.)]. При произнесении слов «Хаййа аля-с-салях! Хаййа аля-с-салях! Хаййа аля-ль-фалях! Хаййа аля-ль-фалях!» следует поворачивать голову направо и налево. Помимо этого, при оповещении о наступлении рассветного намаза, мусульмане-сунниты после слов «Хаййа аля-ль-фалах!» говорят слова: «Ас-салату хейрун минан наум!» (Молитва лучше сна). Согласно хадисам, Билал аль-Хабаши будил этими словами пророка Мухаммада, которому они так понравились, что он позволил употребить их в утреннем азане. Шииты же после слов «Хаййа аля-ль-фалах!» 2 раза произносят: «Хаййа ала хайриль амаль» (Спешите к совершению праведных деяний). Также у шиитов позволяется произносить после слов «Ашхаду анна Мухаммадан расулу-ллах!» слова «Ашхаду аннна Алиййун вали уллах» (Свидетельствую, что Али приближенный Аллаха). Однако эти шиитские формулировки отвергаются суннитскими улемами, которые считают их поздними нововведениями. Еще одной особенностью шиитского варианта азана является двухкратное произнесение слов «Ля иляха илляллах!» в конце азана. Азан должны читать те люди, которые обладают красивым и звучным голосом. Распевать его нужно не спеша. Но это распевание не должно переходить в подобие музыки. Во время чтения азана, мусульмане должны его слушать. Когда муэдзин произносит слова «Хаййа аля-с-салат!» и «Хаййа аля-ль-фалах!» мусульманам рекомендуется сказать следующие слова: «Ла хаула ва ла кувва илла биллах» (Нет силы и могущества кроме как у Аллаха). Намаз стал для мусульман обязательным в Мекке с 9-го года от начала пророчества пророка Мухаммада (См. Салат). Однако в то время формы призыва народа к молитве еще не было. Дело в том, что там они были гонимы и собирались на молитвы в нужное время без призыва. После переезда в Медину мусульмане друг друга звали на молитву словами «ас-Салату Джамлатун» (собирайтесь на намаз). Но после стремительного распространения Ислама официальная форма призыва на молитву стала необходимостью. С этой целью пророк Мухаммад позвал своих сподвижников на совет. Одни предложили звонить в колокола, другие дуть в трубу, третьи разжигать костры. Однако пророк отверг эти предложения, так как это были обычаи христиан, иудеев и зороастрийцев. После дебат все они разошлись по домам. Среди сподвижников был Абдулла ибн Зейд, который той же ночью увидел во сне, что какой-то человек в зеленном одеянии подошел к нему и научил его приведенным выше словам и порядку выполнения азана. Утром он пошел к пророку Мухаммаду и рассказал ему об этом. Затем оказалось, что приблизительно такие же сны увидели многие его сподвижники, в том числе и Омар. Выслушав их, пророк одобрил эту форму призыва на молитву и поручил Абдулле ибн Зейду научить Билала аль-Хабаши словам азана, так как тот обладал очень красивым голосом. Согласно исламской традиции человек, которого увидели сподвижники во сне, на самом деле был посланным Аллахом ангелом Джибрилом. Таким образом, Билал стал первым муэдзином в истории Ислама. После этого азан стал призывом к молитве для мусульман в Медине, а затем во всем мире. Произнесение азана перед намазом является весьма желательным (сунна муаккада), но необязательным деянием.

(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)

Синонимы :
  • Азазил
  • Азар

Смотреть что такое "Азан" в других словарях:

    азан - эзан, призыв Словарь русских синонимов. азан сущ., кол во синонимов: 3 призыв (29) солдат … Словарь синонимов

    АЗАН - (араб.) (эзан) в исламе призыв к молитве, возвещаемый с минарета муэдзином … Большой Энциклопедический словарь

    Азан - У этого термина существуют и другие значения, см. Азан (значения). Ислам … Википедия

    АЗАН - в ритуальной практике ислама – призыв на молитву, который выкрикивает с минарета специальный служитель мечети (муэдзин или азанчи). В бедных мечетях азан провозглашает имам или член общины, добровольно взявший на себя эту обязанность.… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    қазан - I зат. сөйл. 1. Қазандоп. Қ а з а н ойынын қыс уақытында мұздың үстінде, ал жазда тақыр алаңдарда ойнауға болады. Ойынға қатысушылардың әрқайсысының басы қайқы қақпа таяғы және барлығына ортақ добы болуы керек (Б.Төтенаев, Қаз. ұлт. ойын., 61). Қ … Қазақ тілінің түсіндірме сөздігі



Что еще почитать