Бесценный голландец. Пабло Пикассо «Голубь с зеленым горошком»

Живопись эпохи барокко
Картина голландского мастера живописи Яна Вермеера Делфтского «Концерт». Размер картины 69 x 63 см, холст, масло. Действие в этой картине отдалено от зрителя, оно расположено в глубине комнаты, на задней стене которой висят две картины – пасторальный пейзаж и часто цитируемая Вермеером «Сводня» караваджиста Дирка ван Бабюрена. У стены стоит клавесин с аркадским пейзажем на открытой крышке. Клавесин (франц. clavecin), струнный клавишно-щипковый музыкальный инструмент, предшественник фортепьяно. Известен с 16 века. Существовали клавесины различных форм, типов и разновидностей, в том числе чембало, вирджинал, спинет, клавицитериум. На нем играет сидящая в профиль молодая девушка.

Мужчина, повернувшись спиной к зрителю, устроился на косо поставленном стуле и аккомпанирует на лютне (видна только часть грифа с колками). Женщина ведет голосовую партию. Незадействованные музыкальные инструменты, подобно изысканному натюрморту, появляются слева на тяжелом дубовом столе и на полу. Вермеер отдает предпочтение струнному ансамблю (сюда принадлежат и клавикорды), издавна считающемуся символом музыкальных созвучий и гармоний. Занятия музыкой в работах современников Вермеера носят всегда определенный подтекст. Музыка ассоциируется с любовью, и в работах Мецу, Стена, Ван Меерца можно увидеть фигуру купидона или какой-либо иной намек на романтические отношения персонажей. Если изображался урок музыки, подразумевалось, что учитель проявляет к ученице не только профессиональный интерес. Работы Вермеера лишены столь однозначной трактовки.

Окружение персонажей указывает на эротический подтекст картины, но сами персонажи остаются отстраненно-нейтральными. Висящая на стене картина Бабюрена «Сводня» тоже объединяет три фигуры, но разница в настроении героев разительна. Картина Бабюрена и мирные пейзажи на стене и крышке клавесина в сочетании с персонажами, погруженными в музицирование, скорее подводят зрителя к весьма распространенному в те времена суждению о том, что музыка усмиряет страсти и создает душевную гармонию. Музыкальные предпочтения самого Вермеера неизвестны, но его современники увлекались французской и итальянской поэзией, издавались сборники баллад на стихи Петрарки, любовная лирика была чрезвычайно популярна. По своему содержанию картина близка к написанной в то же время картине «Дама у вирджинала и кавалер или Урок музыки». Но в этой работе Вермеер менее тщательно пишет передний план, стол, покрытый ковром почти полностью погружен в тень, ярким акцентом выделяется только платье девушки за клавесином, ее белая юбка и уже знакомая по другим произведениям желтая кофта с черной отделкой.

Картина голландского мастера живописи Яна Вермеера Делфтского (Jan Vermeer van Delft ) «Концерт» (Het concert, The Concert ) размером 69 x 63 см, холст, масло, написана в 1665-1666 годах, до похищения 1990 года хранилась в музее Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон, в настоящее время местонахождение неизвестно.

Действие в этой картине отдалено от зрителя, оно расположено в глубине комнаты, на задней стене которой висят две картины – пасторальный пейзаж и часто цитируемая Вермеером «Сводня» караваджиста Дирка ван Бабюрена.

У стены стоит клавесин с аркадским пейзажем на открытой крышке. Клавесин (франц. clavecin ), струнный клавишно-щипковый музыкальный инструмент, предшественник фортепьяно. Известен с XVI века. Существовали клавесины различных форм, типов и разновидностей, в том числе чембало , вирджинал , спинет , клавицитериум . На нем играет сидящая в профиль молодая девушка. Мужчина, повернувшись спиной к зрителю, устроился на косо поставленном стуле и аккомпанирует на лютне (видна только часть грифа с колками). Женщина ведет голосовую партию. Незадействованные музыкальные инструменты, подобно изысканному натюрморту, появляются слева на тяжелом дубовом столе и на полу. Вермеер отдает предпочтение струнному ансамблю (сюда принадлежат и клавикорды), издавна считающемуся символом музыкальных созвучий и гармоний.

Занятия музыкой в работах современников Вермеера носят всегда определенный подтекст. Музыка ассоциируется с любовью, и в работах Мецу, Стена, Ван Меерца можно увидеть фигуру купидона или какой-либо иной намек на романтические отношения персонажей. Если изображался урок музыки, подразумевалось, что учитель проявляет к ученице не только профессиональный интерес.

Работы Вермеера лишены столь однозначной трактовки. Окружение персонажей указывает на эротический подтекст картины, но сами персонажи остаются отстраненно-нейтральными. Висящая на стене картина Бабюрена «Сводня» тоже объединяет три фигуры, но разница в настроении героев разительна. Картина Бабюрена и мирные пейзажи на стене и крышке клавесина в сочетании с персонажами, погруженными в музицирование, скорее подводят зрителя к весьма распространенному в те времена суждению о том, что музыка усмиряет страсти и создает душевную гармонию.

Музыкальные предпочтения самого Вермеера неизвестны, но его современники увлекались французской и итальянской поэзией, издавались сборники баллад на стихи Петрарки, любовная лирика была чрезвычайно популярна. По своему содержанию картина близка к написанной в то же время картине «Дама у вирджинала и кавалер или Урок музыки». Но в этой работе Вермеер менее тщательно пишет передний план, стол, покрытый ковром почти полностью погружен в тень, ярким акцентом выделяется только платье девушки за клавесином, ее белая юбка и уже знакомая по другим произведениям желтая кофта с черной отделкой.

Музей Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне, где находилась эта картина, представляет собой частный дом, в галереях которого размещены более 2500 предметов искусства, в частности, живописных полотен. «Концерт» Вермеера, приобретенный в Париже в 1892 году за 29000 франков при распродаже коллекции Теофиля Тора, был наиболее ценным объектом (по некоторым источникам - двести пятьдесят миллионов долларов). Сегодня на месте картины висит пустая рама с напоминанием о том, что картина была украдена.

Рано утром, в воскресенье, 18 марта 1990 года, двое неизвестных, одетых в форму бостонских полицейских, постучали в дверь музея. Служителю, открывшему дверь, была сказано, что полиция проверяет информацию о краже в музее. Неопытный служитель, впустивший «полицейских», был связан и брошен в подвал. 13 картин, в том числе «Концерт» Вермеера, две картины Рембрандта (в том числе «Буря на море Галилейском»), 5 рисунков Дега, картина Мане были вырезаны из рам. Общая стоимость украденного составила 300 миллионов долларов (по другим источникам - 500 миллионов), за информацию о нахождении картин объявлено вознаграждение 5 миллионов. К расследованию подключились сотрудники ФБР, в распоряжении которых была предоставлена видеопленка камер наблюдения. Результаты дали немного – грабители разбили объектив камеры, на пленке осталась только запись нескольких фраз, по которой было сделано заключение, что это были не американцы. Предполагалась связь воров с ИРА, был арестован арт-дилер, который за определенную сумму и гарантию неприкосновенности обещал вернуть картины, но переговоры зашли в тупик, арт-дилер отбывает срок по другому обвинению и отказался сотрудничать со следствием. Возможно, картина до сих пор находится в чьем-нибудь гараже или лежит свернутая под кроватью.

P.S. Представленные выше иллюстрации из английской и голландской википедий сильно разнятся цветовыми гаммами. Интересно, какой вариант ближе к оригиналу?

3222 просмотра

Всегда с интересом смотрел фильмы про громкие ограбления?! Музыка Первого расскажет тебе о картинах, которые были украдены и до сих пор не найдены!

1. Ян Вермеер «Концерт»

Эту картину украли из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне еще в начале 90-х. Воры, переодетые в полицейских, вошли в музей якобы с ордером на обыск. Несмотря на то, что их запечатлели камеры слежения и засекли сенсоры движения, преступники пробыли на месте преступления 81 минуту и никто их не остановил. Картина «Концерт», написанная во второй половине XVII-го века и стоимостью в 200 миллионов долларов, до сих пор не найдена.

2. Пабло Пикассо «Голубь с зеленым горошком»

В 2010 году из Парижского музея современного искусства грабитель вынес через оконную решетку полотно «Голубь с зеленым горошком» стоимостью в 28 миллионов долларов. Через полтора года полиции удалось найти вора и даже заказчика. Однако картины Пикассо на руках ни у того, ни у другого не оказалось. Грабители утверждали, что избавились от картины, когда узнали, что началось расследование. На данный момент картина все еще не найдена.

3. Ван Гог «Выход из протестантской церкви в Нюэнене»

Похоже, вскоре на выставках Ван Гога будет нечего смотреть. Так как картины именно этого художника грабители любят больше всего. В 2002 г. из Музея Ван Гога в Амстердаме украли картину стоимостью 30 млн долларов — «Выход из протестантской церкви в Нюэнене». Известно, что воры особо не планировали преступление и проникли в музей через крышу. К счастью, грабителей задержали через год, но полотен у них не нашли.

4. Рембрандт Харменес Ван Рейн «Шторм на море Галилейском»

В конце XX века из бостонского музея Изабеллы Стюарт Гарднер бесследно пропало полотно Рембрандта «Шторм на море Галилейском». Стоит эта картина, на минуточку, 500 миллионов долларов! Известно, что украли эту картину те же самые воры, которые похитили «Концерт» Яна Вермеера. Но толку от этого маловато, так как полотно до сих пор не нашли.

5. Поль Сезанн «Вид на Овер-сюр-Уаз»

Это одно из самых дерзких и легких ограблений в мире! Картину умудрились украсть из Оксфордского музея в новогоднюю ночь. Понятно, что и сотрудники, и охрана, да и вообще весь мир праздновали миллениум. А вот полотно стоимостью в 5 млн. долларов уже который год отмечает Новый год непонятно где. Картину все еще пытаются найти.



Что еще почитать