Бегство от самого себя. Алексей царегородцев. бегство из россии- бегство от самого себя "Бегство от самого себя" в книгах

Когда накапливается клубок проблем, часто возникает соблазн все бросить и убежать туда, где их нет, начать жизнь с чистого листа. Иногда это действительно оправдано и является единственной возможностью разрубить клубок проблем, но в большинстве случаев это является серьезной ошибкой.

Давайте представим себе самого среднего человека, назовем его Васей. У Васи куча проблем, как и у большинства людей. Ему не хватает денег, отношения в семье не такие, как хотелось бы, не особо хорошая работа. И в какой-то момент Василий понимает, что улучшений не предвидится, что жизнь так и пройдет, а он так и не урвет свой кусочек счастья. И тогда он начинает искать выход.
Он начинает придумывать место, где ему хорошо, где он богат и уважаем, где всегда тепло, не надо работать и вообще всё идеально. Тогда он начинает думать, а почему же он не в этом замечательном месте и начинает выдумывать причины.

Кто-то винит во всем власть, кто-то место, где живет, кто-то близких, кто-то кредитно-денежную систему, а кто-то вообще считает, что во всем виноваты инопланетяне. Считает, что ему надо с чем-то бороться и го используют, как . И невдомек ему, что единственный фактор, который все это объединяет — это он сам.

Бегство в другое место

Люди не слишком склонны к сложным решениям. Поэтому они часто выбирают что-то максимально простое. По количеству физических усилий это может быть очень сложно, но зато это может быть просто на уровне выбора. Я имею ввиду физическое перемещение в другое место.

Разумеется это не всегда плохо, например, когда человек решает переехать в более крупный город, страну, ищет более широкие возможности. Такой переезд — это попытка роста. Другое дело, когда человек, проиграв конкуренцию в одном месте, рассчитывает, что он станет более счастлив в другом, более спокойном.

Такому человеку думается, что ему бы куда лучше жилось в деревне, в лесу, на Гоа.

И тогда человек начинает мечтать. Мечтать о том, как сбежит в это благодатное место, где все проблемы развеются. Довольно часто человек этим и ограничивается, убежав от проблем только в своих фантазиях. Но иногда бывает, что человек решает действительно сбежать. И вот, оказавшись в том месте, в котором он рассчитывал быть счастлив, он (она) обнаруживает, что изменилась лишь форма, а проблемы остались те же.

Иногда это явление выражается в бегстве из семьи или из отношений. Такой человек постоянно убегает, как только сталкивается со сложностями. Постоянно ищет свою фантастическую ситуацию, где он или она никому ничего не должны, а лишь непрестанно осыпаются подарками и благами. Но с каждым годом такой человек все меньше может предложить взамен.

Почему же так происходит? Почему человек убегает от сложностей? Дело в том, что человек не понимает, что он бежит не от сложностей, а от своего страха и лени. Это все равно, что сбежать с экзамена. Сначала облегчение, что не надо перебарывать себя, а потом жизнь опять ставит тот же вопрос перед нами.

Бегство в мыслях

Иногда у человека нет возможности убежать физически и тогда он пытается убежать в мыслях. Самый простой вариант, это когда человек просто игнорирует проблему. Старается о ней не думать.

Но люди не глупы и постепенно их начинает одолевать беспокойство, ведь они понимают, что надо что-то делать. Тогда возможна еще одна уловка. Человек бежит в выдуманные миры: в книги, в фильмы и сериалы, в компьютерные игры. Там человеку всё понятно. Там совсем другой контекст. Кто-то пытается совсем убежать из реальности и все время спит.

Кому-то этого хватает, а кому-то нет. Тогда люди находят еще более простой способ сбежать — алкоголь, наркотики и другие зависимости. С помощью них они пытаются отключиться и забыть про жизнь, в которой им надо что-то делать.

Именно поэтому зависимости так плохо лечатся. Дело ведь не в ломках и похмелье, а в том, что когда человек становится трезв, он видит со всей отчетливостью, как много проблем у него накопилось и что он или она сделали со своей жизнью. И тогда человеку хочется опять в забвение. Убежать от себя.

Настоящий выход

Зачастую, пытаясь убежать от сложностей, человек бежит к еще более суровым проблемам. Почему? Из-за страхов и ограничивающих убеждений.

К таким убеждениям относится, например, мысль, что “Решение проблем — это тяжело”. Но ведь это и есть суть жизни! Если не решать проблемы в жизни, ты решаешь их в компьютерной игре или во сне. Чтобы человек не делал, он должен принимать решения и налаживать все вокруг себя. Это наша суть и единственный способ жить.

Нельзя никуда убежать, а можно лишь поменять контекст, декорацию. Где бы человек не был: на Гоа, в деревне, в компьютерной игре, погруженным в фильм, в алкогольном угаре — человек все равно наедине с собой.

Поэтому единственный выход — это работать над собой. При этом вы можете делать что угодно, главное не бежать. Для этого стоит всегда задавать себе вопрос — “Я это делаю из силы или из слабости?”. Если из слабости, то вы бежите. Да прибудет с вами сила!

Бегство от самого себя БЕЖАТЬ ОТ <САМОГО> СЕБЯ. Разг. Принимать решение и поступать вопреки своим желаниям, убеждениям, способностям, призванию. Сменив дневную школу на вечернюю, готовилась в строительный институт, но вот уговорили её - «не беги от себя» - поступать в театральный (Т. Александрова. Наталья Гундарева: в гриме и без грима). БЕГСТВО ОТ <САМОГО> СЕБЯ. Природа наградила Гоголя кремневым характером, в его жилах текла кровь соратников Тараса Бульбы. Правда, была минута отчаяния, скорее даже бегство от самого себя: я имею в виду необъяснимую поездку автора сожжённого «Ганца Кюхельгартена» по местам меланхолического своего героя (В. Клименко. Енотовая шуба).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Бегство от самого себя" в других словарях:

    БЕЖАТЬ ОТ <САМОГО> СЕБЯ. Разг. Принимать решение и поступать вопреки своим желаниям, убеждениям, способностям, призванию. Сменив дневную школу на вечернюю, готовилась в строительный институт, но вот уговорили её «не беги от себя» поступать… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ - ‘БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ’ (‘Escape from Freedom’, 1941) работа Фромма, посвященная анализу причин и механизмов действия динамических факторов психики человека, побуждающих его к добровольному отказу от свободы и самого себя. Данное исследование было… …

    БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ - понятие и концепция гуманистического психоанализа Фромма, фиксирующие и объясняющие причины и механизмы действия динамических факторов психики человека, побуждающих его к добровольному отказу от свободы и самого себя. По Фромму, «механизмы… … Новейший философский словарь

    Бегство мистера Мак-Кинли (фильм) - У этого термина существуют и другие значения, см. Бегство мистера Мак Кинли. Бегство мистера Мак Кинли … Википедия

    БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ - – понятие, используемое для характеристики состояния человека, испытывающего страх перед свободой и прибегающего в жизни к бессознательным механизмам защиты, позволяющим ему реализовать скрытое желание, заключающееся в стремлении покончить со… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ - понятие, используемое для характеристики состояния человека, испытывающего страх перед свободой и прибегающего в жизни к бессознательным механизмам защиты, позволяющим ему реализовать скрытое желание, заключающееся в стремлении покончить со своей … Социология: Энциклопедия

    БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ - (Escape from Freedom , 1941) работа Фромма, посвященная анализу причин и механизмов действия динамических факторов психики человека, побуждающих его к добровольному отказу от свободы и самого себя. Данное исследование было фундировано Фроммом… … История Философии: Энциклопедия

    бегство - а; ср. 1. Поспешный, неожиданный уход. отъезд. Массовое б. жителей из зоны боевых действий. // Отстранение от чего л. (обычно неприятного, мучительного). Б. от житейских вопросов. Б. от самого себя. 2. Самовольное, тайное исчезновение, побег.… … Энциклопедический словарь

    бегство - а; ср. 1) а) Поспешный, неожиданный уход. отъезд. Массовое бе/гство жителей из зоны боевых действий. б) отт. Отстранение от чего л. (обычно неприятного, мучительного) Бе/гство от житейских вопросов. Бе/гство от самого себя. 2) Самовольное, тайное … Словарь многих выражений

Книги

  • Мэтры фантастики Илион Бегство охотника Не считая собаки Нет золота в серых горах комплект из 4-х книг в упаковке , Симмонс Д., Мартин Дж., Уиллис К. и др.. Дэн Симмонс, Джордж Мартин, Конни Уиллис, Анджей Сапковский. Какой любитель фантастики не придет в восторг, услышав эти имена?Четыре легендарных мастера, чьи книги способны украсить коллекцию…
Карабущенко Наталья Борисовна 2006

Психология личности

Н. Б. Карабущенко Астраханский государственный университет

«БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ»

КАК «БЕГСТВО ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»

Когда немецкий психолог Э. Фромм писал свою работу «Бегство от свободы» (1941), то, давая ей такое название, он имел в виду самое массовое явление, которое охватило весь мир в первой половине ХХ в. - в эпоху расцвета индустриализма и тоталитаризма. Он описывал «бегство от свободы» преимущественно как феномен массовой психологии. Но за этим бегством масс стояли вожди, которые и организовывали этот «побег» человека от самого себя. Сам по себе отказ от свободы есть нарушение человеческого естества. В ХХ в. этот процесс приобрел массовый характер. Остались единицы - те, кто не перешел за эту грань, остался свободным, но был вынужден взять на себя груз ответственности за всех остальных. «Бегство от свободы» стало фактически «бегством от ответственности».

В психологии массового человека эпохи развитого индустриализма и господства тоталитарных политических режимов бегство от свободы стало реальным способом сохранить свою жизнь и не стать жертвой репрессивного аппарата. Бегство от свободы делает человека субъектом толпы,

а, как известно, «осЫокга1;о8» («власть толпы») диктует человеку свои условия помимо его воли и желания . Психология масс («¥-осЫо8») и психология элит («¥-еШе») являются двумя разными полюсами в общественной психологии. Без анализа их сущности все наши представления об общественной психологии будут носить весьма приблизительный характер.

Если в психологии элит на первом месте стоят такие ценности, как свобода и ответственность (долг), то в психологии масс мы, напротив, наблюдаем их полное или частичное отсутствие. Чувство долга и чести всегда было достоянием аристократического начала. Оно и порождало приверженность субъекта элиты к ответственному поведению. Массовый же человек (особенно в эпоху так называемого «восстания масс») демонстрирует «чудеса» своего безответственного поведения (Н. А. Бердяев, Х. Ортега-и-Гассет). Для демократии такой сценарий развития событий крайне нежелателен, но он вполне устраивает диктаторские политические режимы. Вот почему тоталитарные политические элиты устраивают «бегство» своих масс от свободы. Свобода, как и сама демократия, становится удобной для них фикцией, областью их постоянных политических манипуляций. В связи с этим у многих тоталитарных и авторитарных политиков происходит раздвоение личности на официальную (парадную) и теневую (деструктивную).

Э. Фромм фактически провел водораздел между массовой и элитной психологией по линии разлома дихотомии «свобода - рабство», где «рабство» у него - это «бегство от свободы», а в качестве носителей свободы выступает «элита», т. е. те самые «смельчаки», которые не убоялись свободы, точнее, возникающей за ней ответственности, и приняли «вызов своего времени» как «вызов своей судьбы».

В связи с этим у нас есть все основания утверждать, что в психологии современных элит содержится еще одно фундаментальное «бегство» (как отказ) - это бегство от ответственности. Анализ их духовной сущности (этика, интеллект, мотивы поведения и т. д.) указывают на то, что элиты эпохи развитого индустриального мира (конец ХХ - начало ХХ1 в.) не только не отвечают за вверенное их заботам общество, но отказываются также быть ответственными за свои собственные действия, они отказываются быть ответственными даже сами перед собой. Такое состояние мы могли бы с полным основанием назвать «бегство от ответственности».

Отказывающийся от свободы человек осознанно подавляет в себе некоторое свои свойства, определяющие его как независимую личность. Такие понятия, как честь, долг, принципиальность, личные интересы и т. п., уступают место их имитации. Такой человек ограничивает себя в выборе. Перспективы его жизни сужаются до минимума. Он перестает быть хозяином своего «Я». Массовый человек бежит от свободы, для того чтобы исключить ответственность. Примерно по такому же сценарию начинают действовать и некоторые субъекты элиты, в характеристиках которых мы обнаруживаем присутствие скрытого «массового человека». В эпоху «восстания масс» массовый человек (как особый психологический тип) проник и в саму элиту.

Так куда же «бегут» сами элиты? Политические элиты традиционно «бегут» (стремятся) к власти, экономические - к богатству, культурные -к интеллектуальному обогащению и воплощению своих самых амбициозных планов, но все они так или иначе, но сообща бегут от главного своего преследователя - от ответственности за судьбу всего человечества. В век «восстания масс» (ХХ в.) элиты все как одна сложили с себя полномочия быть ответственными за судьбы человечества. Быть может, сущность «восстания элит» (ХХ1 в.) будет заключаться как раз в том, чтобы вернуться к осознанию этого долга и вновь стать ответственными за всё и всех?

Психологические теории элит ХХ в. концентрировали свое внимание главным образом на проблеме власти политического лидера . Чаще всего они рассматривали его абстрактно и дистанцированно. В настоящее время обстоятельства требуют от психологических теорий элит, чтобы они разработали методики конкретных исследований конкретных обывателей элитных групп и элитного статуса. Самим элитам давно уже необходимо создать «службу психологического сопровождения» (профилактики и коррекции) своей деятельности.

Сам феномен «бегства» не столь однолинейный, как это может показаться на первый взгляд. «Бегство» как минимум бывает двух видов: 1) «бегство» как отказ от чего-либо и 2) «бегство» как стремление к чему-

либо. При этом одно «бегство» вовсе не исключает другого: «плюсы» и «минусы» могут распределяться по обе стороны этого деления, т. е. носить как массовый, так и элитный характер. При этом следует отметить, что понятие «массовое» здесь означает обыденное - то, что обычно встречается в нашей повседневности, в то время как «элитное» указывает на единичные и уникальные случаи. В последнем случае речь, скорее всего, может идти не столько о случайном, сколько об идеальном. В идеале элитность должна быть бегством от лжи, зла и насилия. На практике же элиты (особенно политические) начинают копировать свои массы и отказываются быть ответственными за принятые решения.

Элитность, как главное из базовых свойств «души», возникает тогда, когда субъект совершает свой позитивный выбор (в данном случае из двух вариантов выбирает первый) - между «творчеством» и «рутинностью», между «свободой и ответственностью» и «несвободой и безответственностью», между «качеством» и «количеством», между «личностью» и «видимостью личности» («личины»).

Возникающие в результате отказа от свободы психологические и социальные барьеры углубляют психологическую дистанцию между обыденностью и элитностью, ставят препятствия на пути реализации личностью себя как творческого начала . Возникает явление, которое мы могли бы назвать «психологией несвободы» (по аналогии с «психологией власти»). Если «психология власти» характеризует сущность лидера, то «психология несвободы» раскрывает перед нами духовный мир аутсайдера. Некую аналогию в этом дихотомическом противопоставлении психологии лидера и аутсайдера мы можем усмотреть в моральной дихотомии «благородства» и «низости», описание которой впервые дал еще сам Конфуций: «цзюньцзы» («благородный муж») и «сяо жэнь» («низкий человек»). При этом обращает на себя внимание тот факт, что при описании этой дихотомии философ затрагивает сугубо психологические аспекты, например: «Благородный муж живет в согласии со всеми. Низкий человек ищет себе подобных. Благородный муж беспристрастен и не терпит групповщины. Низкий человек любит сталкивать людей и сколачивать клики. Благородный муж стойко переносит беды. Низкий человек в беде распускается... Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен. То, что ищет благородный муж, находится в нем самом. То, что ищет низкий человек, находится в других» . При этом следует особо подчеркнуть, что деление на «благородство» и «низость» у Конфуция происходит без какого-либо учета социального статуса индивида. Этой же позиции в дальнейшем будут придерживать все представители антропологического элитизма (Платон, Сенека, Ф. Ницше, Н. А. Бердяев), что указывает на объективность антропологического фактора элитности и субъективность элитности социального типа.

Свобода духа, по мнению Н. А. Бердяева, есть черта аристократической личности. Под «аристократической личностью» он понимал такую регеопа, которая не боится брать на себя ответственность, заключающуюся в том, чтобы быть в ответе за все человечество. «Главным признаками при-

надлежности к массе нужно считать невыраженность личности, отсутствие личной оригинальности, склонность к смешению с количественной силой данного момента, необыкновенную способность к заражению, подражательность, повторяемость. Человек с такими свойствами есть человек массы, к какому бы классу он ни принадлежал» . Поэтому аристократической должна быть личность человека, а не его социальный статус .

В нашем понимании проблема свободы и ответственности не может быть отделена от проблемы творчества и личности. Каждая личность должна непременно обладать такими качествами, как свобода, творчество, ответственность. Те, кто стремится как-то ограничить эти требования в себе или сделать их формальными, применив специальные технологии (например, РЯ-косметику) считаться 100-процентными личностями не могут.

Свобода является неотъемлемой составляющей человеческой личности. Тот, кто отказывается от свободы духа, отказывается и от самой своей личности. Он превращается в «раба». Психология раба есть по сути своей психология ущербной личности. Несвободный человек не способен на искренние и настоящие чувства. Все они у него будут имитацией. И напротив, элитные качества человека могут развиваться исключительно на основе свободы его духа. Причем речь идет именно о подлинных элитных качествах, а не об их имитации. Имитация элитного (РЯ-косметика) приводит к появлению не личности, а «личины» (маски). Поэтому бегство от свободы есть бегство человека от возможности быть личностью.

Сам Э. Фромм в 1959 г. дал следующее определение творчества: «Это способность удивлять и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» . Таким образом, он особо выделял значимость именно интеллектуальных и мотивационных качеств личности.

Именно творчество спасает личность от деструктивности. Пребывание в толпе не позволяет человеку в полной мере проявить свои творческие способности. Напротив, как писал в свое время М. В. Бехтерев, толпа всячески подавляет в человеке его творческое начало . Психология толпы есть психология деструктивного начала. В толпе мы можем наблюдать имитацию творчества. Согласно теории подражания (Г. Тард), толпа может лишь создавать видимость, что она является больше того, чем является на самом деле.

Деструктивность (разрушение) и конструктивность (творчество) представляют собой два вида выхода человеческой энергии - агрессии и (или) созидания. При этом элитность может быть как агрессивно разрушающим началом, так и активно созидающим актом творения. Все зависит от соотношения моральных ценностей добра и зла, которые во многом и предопределяют направление развития элитного качества. Отказ от свободы в конечном итоге оборачивается отказом от реализации себя как творческой личности, который в свою очередь становится отказом от элитности духа.

Вне творчества всякая личность так или иначе скатывается на позицию деструктивного. Процесс элитизации личности через реализации ее творческих способностей представляет собой один из самых главных гарантов того, что личность не будет ввергнута в процесс деградации через активизацию в ней деструктивных начал .

Некоторые бегут от свободы от безысходности, но большая часть -от того, что за нее надо нести ответственность. Именно ответственность и является тем самым проклятием, которое заставляет человека отказываться вполне «добровольно» от предоставленной ему самим Провидением свободы. Отказ сей делается легко и осознанно и не несет за собой угрызений совести. Отказываясь от свободы, человек массы стремится получить в качестве ее компенсации долгожданное спокойствие и комфортность своего обыденного бытия. Свобода же подталкивает человека к борьбе за нее. Но тут выясняется, что не всякий способен перейти этот Рубикон, что не всякий способен быть борцом за свою свободу. Неуверенность в своих собственных силах приводит к тому, что человек переоценивает угрозу стоящих перед ним проблем и принимает решение отказаться от того, что, по его мнению, вызывает наибольшую угрозу для его жизни. Тот, кто принимает вызов своей жизни и осознанно начинает бороться за свободу, как правило, имеет более достоверные сведения о своих возможностях и о качестве тех проблем, которые ему приходится решать в ходе отстаивания своего естественного права быть свободным.

С точки зрения элитологии творчества отказ от свободы есть фактически отказ от творчества и склонность человека к деструктивному поведению. Отказ от творчества есть уже отказ индивида от себя как личности, а потеря личности представляет собой окончательную потерю человеком своего человеческого облика и сущности. Отказ от борьбы за свободу своего духа приводит к тому, что человек принимает ценности и истины, которые ему навязывают те, кто этой свободой обладает. Поэтому право на свободу есть право иметь свою истину, иметь свое собственное независимое ни от кого мнение. Бегство от истины есть фактическая ложь. Мы видим, как в этой одной «точке» переплетаются моральные, гносеологические и психологические характеристики человека. При этом все больше проясняется одна простая (банальная) истина: бегство от свободы означает бегство от ответственности быть самодостаточной личностью, а стремление к свободе всегда есть желание и возможность быть ответственной личностью.

Свобода открывает перед человеком гораздо больший выбор стать такой личностью, которая ему больше всего подходит по его типажу. Те, кто становятся лидерами, чаще всего становятся обладателями наибольшей полноты и самой свободы. В этом плане деление людей на такие типы, как лидер, элита и масса, будет означать их подразделение на группы с разными ресурсами свободы. Последнее, без всякого сомнения, будет серьезно отражаться на психологии субъектов этих групп, мотивировать их поведение и определять систему их жизнеутверждающих ценностей.

Свобода проявляется и в самом отказе индивида от свободы. Правда после этого отказа она в нем и завершается. Несвобода означает детерминированность со стороны свободного.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1990. - 269 с.

2. Райгородский Д. Я. Психология и психоанализ власти. Хрестоматия: В 2 т. -Самара: Изд. дом «БАХРАХ», 1999.

3. Пряжников Н. С. Психология элитарности. - М.: Моск. псих.-соц. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.

4. Ольшанский Д. В. Психология масс. - СПб.: Питер, 2001. - 368 с.

5. Малявин В. Конфуций. - М.: Мол. гвардия, 1992. - С. 174-175.

6. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Бердяев Н. А. Царство духа и царство кесаря. - М.: Республика, 1995. -С. 73.

7. Fromm E. The creative attitude. In H. Anderson (Ed.), Creativity and cultivation. -New York: Harper & Row, 1959.

8. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. - М.: Колос, 1921. - 432 с.

9. Карабущенко Н. Б. Феноменология духа и процесс элитизации творческой личности // Новая феноменология духа. - Т. 1. - М.: Прометей; МГПУ, 2004. -С. 123-134.

Получено 15.05.2006

ESCAPE FROM FREEDOM "AS ESCAPE FROM RESPONSIBILITY”

N. B. Karabushchenko

The article considers problems of psychology of a person in conditions of transformation of industrial society into an informational one. The author analyzes problems of mass and elite psychology, especially their reaction on such fundamental social and cultural principles as the principles of "freedom" and "responsibility".

В кино часто встречается сюжет о «человеке без прошлого». Герой внезапно оказывается непонятно где - без вещей, спутников и каких бы то ни было воспоминаний о том, что происходило с ним до этого момента. К концу фильма интригу обычно раскрывают, и память возвращается. Такого рода истории - не фантазия сценаристов, а описание реального психиатрического феномена - диссоциативной фуги.

Охота к перемене мест

17 января 1887 года американский священник Ансел Бурн, встав пораньше с утра, отправился в банк. Там он снял все свои сбережения и сел в экипаж, идущий в другой город. Это последнее событие, которое Бурн запомнил. Домой он тем вечером не вернулся и следующим вечером тоже. Его близкие подали в газеты объявление о пропаже. Тем временем, в одном из соседних штатов объявился никому не известный А. Дж. Браун. Мужчина арендовал лавку и начал торговать мелкими товарами.

Но спустя пару месяцев новоиспеченный коммерсант проснулся в испуге и позвал соседей по дому. Он сообщил, что его зовут Ансел Бурн, что он понятия не имеет, где он и как он тут очутился, и что буквально вчера он брал деньги в банке, а потом - провал в памяти. Услышав рассказ о собственной лавке, священник пришел в ужас и признался, что ничего не смыслит в торговле. Более того, несмотря на все рассказы свидетелей, сам он свои приключения так и не вспомнил.

Некоторые люди в диссоциативной фуге не просто забывают старую жизнь, но и создают новую личность - с другим именем, биографией и даже с нетипичными для прежней личности способностями.

Счастливо вернувшемуся домой Бурну обрадовались не только домочадцы. Уильям Джеймс, американский философ и психолог, заинтересовался его историей. Он провел со священником сеанс гипноза, и в трансе личность мифического А. Дж. Брауна появилась вновь. Воображаемый лавочник ничего не знал про Бурна, зато подробно рассказал о своей жизни в те два месяца и торговле, в которой неплохо разбирался. История, услышанная под гипнозом, помогла психологу подробно описать этот клинический случай в своей книге. Именно он позднее и дал этому феномену название «диссоциативная фуга». Диссоциация в психиатрии - состояние, когда пациент чувствует себя кем угодно, только не собой. Он может смотреть на себя со стороны или же просто ощущать себя кем-то другим. А «фуга» в переводе с латинского означает «бегство».

Следствие травмы

Согласно медицинской статистике, диссоциативная фуга встречается у 0,2% населения, то есть примерно у двух человек из 1 000. В современной психиатрии этим термином называют состояние, когда больной внезапно и целеустремленно уезжает или уходит куда-то, начисто забывая, кто он такой. В этом состоянии у человека, как правило, сохраняются базовые знания вроде географии и таблицы умножения, но он полностью забывает события из собственной жизни, свой адрес и даже имя. Поэтому близким бывает непросто найти пропавших пациентов с фугой.

Нечто подобное, например, произошло с Агатой Кристи. В 1926 году, после смерти матери и измены мужа, Кристи ушла из дома. О ее местонахождении ничего не было известно 11 дней. Книги королевы детективов уже стали популярными, так что история вызвала большой ажиотаж. Английская полиция, ведущая поиски, вначале обнаружила брошенный автомобиль, а спустя пару дней - и саму Агату. Та ничего не помнила о произошедшем. Собрав свидетельства очевидцев, следователи узнали, что писательница зарегистрировалась в отеле под именем любовницы мужа, после чего все 11 дней читала книги, проходила оздоравливающие процедуры и играла на фортепиано. Позже британский психолог Эндрю Норман назвал этот случай типичным примером диссоциативной фуги.

Некоторые люди в диссоциативной фуге не просто забывают старую жизнь, но и создают новую личность - с другим именем, биографией и даже с нетипичными для прежней личности способностями. Довольно часто «новые люди» находят себе работу в областях, никак не связанных с их прежней сферой деятельности.

Диссоциативная фуга, как правило, вызвана травмирующим переживанием. Человек не может с ним справиться и пытается буквально убежать от неприятной ситуации и всего, что с ней связано.

Обычно психиатрам удается расспросить переживших эпизод фуги уже постфактум, после возвращения к прежней реальности - ведь новая личность никогда не сможет осознать то, что она новая, пока не вспомнит старую. Переживающие это состояние люди часто способны внятно и с радостью рассказать любому желающему придуманную биографию, легко поддерживают светскую беседу и не имеют внешних признаков психических нарушений. Говорят, пациенты с фугой часто бывают куда общительнее во время приступа, чем в своей жизни до него.

Впрочем, не все истории выглядят так литературно. Некоторые из беглецов просто теряют память, не замещая свою личность новой, или путанно рассказывают выдуманные биографии - так, что любой заметит нестыковки. Обычно фуга длится от пары часов до нескольких месяцев.

В мае 1985 года юная и амбициозная американская журналистка Джоди Робертс ушла из дома и не вернулась. Ее родители вначале решили, что дочь уехала отдохнуть или ведет журналистское расследование. Но прошли месяцы, а девушка все не возвращалась. Полицейское расследование ничего не дало и Джоди объявили мертвой. Но спустя 12 лет ее вдруг обнаружили живущей в штате Аляска. Правда, это была уже не далеко не молодая журналистка: женщина представлялась Джейн Ди, успешно работала веб-дизайнером, жила с мужем и растила четверых детей. И хотя среди репортеров, освещавших эту историю, были и те, кто посчитал Джоди мошенницей, имитирующей амнезию, психиатры в один голос заявили, что у женщины была диссоциативная фуга.

Эти состояние, как правило, вызваны травмирующим переживанием. Человек не может с ним справиться и пытается буквально убежать от неприятной ситуации и всего, что с ней связано. Именно поэтому случаи фуги учащаются в тех местах, где недавно произошел природный катаклизм или финансовый кризис. Считается, что некоторые подростки убегают из дома в состоянии диссоциативной фуги.

Проходит это состояние так же внезапно, как и началось. Слово, собственное имя, знакомое место могут вернуть утраченные воспоминания. В этот момент люди нередко забывают все то, что пережили во время фуги. Помочь им вспомнить прожитые дни и месяцы может психотерапевт, владеющий гипнозом. К сожалению, психологическая помощь пациентам, пережившим расстройство, бывает нужна не только в этом. После продолжительной диссоциативной фуги люди фактически попадают в свое будущее, пропустив значительный кусок жизни близких. А смириться с произошедшими переменами иногда бывает нелегко.

Как правило, диссоциативная фуга случается только раз в жизни. Впрочем, у людей с множественным расстройством личности она может и повторяться. У каждой из альтернативных личностей могут быть свои цели и интересы, и невозможно предсказать, куда они заведут «владельца тела» в будущем.

Диссоциативная фуга в кино

Планета Ка-Пэкс

Первую половину фильма главный герой пытается вылечить поступившего к нему пациента, убежденного в своем инопланетном происхождении, от диссоциативной фуги. А вторую половину - мучается сомнениями, точно ли тот болен или Ка-Пэкс в самом деле его родной дом.

Шоссе в никуда

Саксофониста Фреда заключают в тюрьму по подозрению в убийстве жены, но за решеткой он превращается в другого человека с новой биографией - Пита Дейтона. Пит не помнит, как оказался в тюрьме, но после серии странных приключений и символических событий он снова становится Фредом. В сценарии «Шоссе в никуда» изначально не было намеков на диссоциативную фугу. Говорят, эту идею Линчу подбросили уже на съемочной площадке, и она целиком изменила интерпретацию фильма.

Дом грез

В этом фильме режиссер творчески интерпретирует диссоциативную фугу - и герой, переживая это расстройство, берет себе свою собственную личность - просто из другого периода жизни.

Соединенные штаты Тары

В сериале о разносторонней женщине по имени Тара показывают, как выглядит диссоциативная фуга у людей с множественным расстройством личности: в главной героине «живут» сразу четыре разных человека.

На дороге стоял эльф. Стоял и в упор разглядывал Верау и Людочку вместе с лошадью. Верау натянул поводья. Эльф был высок, светловолос и подтянут. Хрупкие черты лица, тонкие запястья. В общем, его можно было принять за человека, но уши ни с чем нельзя было перепутать. А ещё глаза. Они тоже были почти обыкновенны. Но чуточку крупнее, чуточку более раскосые и чуточку более яркие. Всего по чуть-чуть, но этой малости как раз и хватило для Людочки, чтобы замереть от непонятной смеси восторга и ужаса.

Верау, твоя дама никогда не видела эльфов? - вздохнул предмет девичьего изумления.

Не могу сказать точно: девушка потеряла память.

Как интересно, - совсем без интереса пробормотал эльф. - Значит, можно считать, что не видела. И откуда ж ты её такую взял?

Да ты знаешь, я сам не очень понял, откуда она взялась. Только отвернулся, а она, представь себе, образовалась на моем собственном одеяле. И ничего не помнит.

Эльф едва заметно хмыкнул и приподнял изящную бровь.

Потрясающая история. Надо же. Неизвестная девушка, неизвестно откуда, и ничего не помнит. Мда... О, смотри-ка! Она отмерла. Здравствуйте, уважаемая девушка! Приятно с Вами познакомиться. Я Эрестель, эльф, как вы могли заметить. Вижу по вашей реакции, что раньше вы моих сородичей не встречали, и уж совершенно точно не заглядывали никому из нас в глаза.

Людочка крепко зажмурилась. "Эльф, Боже мой! Настоящий эльф! Не могу поверить!" Открыла глаза. Эльф все ещё стоял перед ней и протягивал руку, чтобы помочь спуститься с лошади.

Милая девушка, ну право же, моя скромная персона не стоит таких сильных эмоций и переживаний! Ну, подумаешь, эльф! И гипнотическое воздействие взгляда должно было уже пройти. Итак, давайте с начала: Приятно с вами познакомится, милая девушка, я эльф и меня зовут Эрестель.

Людочка наконец подала ему руку.

Простите. - Людочка была в полном замешательстве. - Я не знаю, как меня зовут, но мы с Верау решили, что он будет называть меня Лу. Называйте меня так и вы.

Лу, Эрестель поедет с нами в Медеру. Мы заболтались, и я забыл тебя предупредить. Кстати, Рест, у меня к тебе будет просьба. В Медере с пакетом к племяннику барона пойдешь ты, ладно? А то могут возникнуть сложности, которых бы мне очень не хотелось.

Да не, ничего. Пойду умоюсь, потом поговорим. - Он пошел к ручью, но обернулся через несколько шагов. - У тебя есть что-нибудь жесткое и шершавое? Вроде пемзы...

Они не смоются, Вер.

Да знаю я... Ну а вдруг бы смылись? - Он скривил лицо и махнул рукой. - ...!! Все. Я ушел умываться.

Минут через десять умытый наследник танаидского престола вернулся для такого неприятного, но необходимого разговора. Здорово было бы, если б всего этого вообще не было. Но так же ясно было, что Эрестель не отстанет. И будет прав.

Что ты собираешься делать теперь? - и Эрестель действительно обошелся без лишних слов и торжественных прелюдий. Верау только ухмыльнулся. Потом, впрочем, снова скривился.

То же, что и раньше: скрываться. Понятно, это будет несколько сложнее...

Это будет практически невозможно! Не представляю, как ты сможешь улизнуть.

Я не стану Наследником, слышишь! Я не могу! Не стану! Это не моя жизнь. Все эти бесконечные интриги, придворный этикет, чертовы лизоблюды. Рест, ну ты же сам все знаешь. - все это каждый раз заводило его с полоборота.

Не горячись. Я понял. Но, Верау, послушай меня. Ты сын короля, ты должен быть его наследником, ты, а не кто-то другой.

Рест, мы уже обсуждали это. Я не должен быть Наследником, им должен был стать мой брат. И вполне вероятно, что "кто-то другой" справится с этой ролью лучше.

А может и нет. И артефакт нашел тебя.

Рест, я начинаю злиться.

Ладно. В таком случае объясни мне, как ты собираешься от всего этого увильнуть. Любой, кто тебя встретит, сразу узнает эти росписи. И, несомненно, доложит о найденном Наследнике или человеке, выдающем себя за него. Кроме того, в Медере уже должен формироваться отряд для твоих поисков и торжественного препровождения в столицу. И у них активированный кристалл, который ты теперь притягиваешь как магнит.

Но это продлится всего месяц! Нам просто надо избегать людей и двигаться в противоположную от Медеры сторону. Меня пока никто не видел. Нам повезло, что это случилось в лесу. И, кроме того, насчет кристалла... Я вообще-то очень рассчитывал на твою помощь. Ты же эльф в конце концов, знаешь всякие магические штуки. Сотворишь какое-нибудь заклятье, и никакой кристалл им не поможет.

Верау, как ты полагаешь, сколько энергии требуется, чтобы целый месяц поддерживать такой заслон? - мягко начал эльф. - Если коротко, то это меня полностью истощит, а может даже убьет. Возможно, что даже меньше, чем за месяц. Я как-то раньше не экспериментировал.

Расстроился принц. - Я надеялся, что это будет проще. Но ты все равно наверняка можешь хоть что-то сделать.

Хоть что-то я уже сделал. Уже вчера. Чары кристалла узконаправленные. Идя туда, куда он указывает, они должны придти точно к тебе. Я немного их рассеял. Они буду знать, где ты с точностью лишь до трех-четырех километров. Но знаешь, друг, я все ещё считаю, что это блажь. Мне придется сильно выложиться. Притом, что твоей жизни и благополучию ничего не угрожает. Артефакт выбрал тебя. Может, стоит все же задуматься о том, что это твоя судьба, что ты станешь хорошим правителем для Танаиды?



Что еще почитать